Известные рок-музыканты в масках В основном, психологи мира едины в мнения, что за масками человек пытается уйти от реальности, спрятаться, предстать в другом амплуа. И каждый, кто хотя бы единожды в жизни примерял на себя «маску» не будет это оспаривать. За маской человек становится другим, играет иную «роль». Жизнь меняет окраску, приносит новые эмоции, вызывает новые желания. И кто знает, как жить легче, в маске на лице или с открытым «забралом»? Но почему известные рок-музыканты в масках появляются на сцене? Зачем они скрывают свои лица во время выступлений и после их окончания? Итак, давайте озвучим тех героев музыкального олимпа, которые любят маски. 1. KISS Рок-музыканты были первыми, кто преобразил свои лица до неузнаваемого состояния с помощью белой краски. Инициировали «превращение» Дж. Симмонс и П. Стэнли, а остальные ребята из команды поддержали их.Каждому достался свой образ, взятый из популярных на тот день комиксов и «ужасных» фильмов: Стэнли надел маску Звездного дитя, но потом поменял на Бандита, хотя Дитя не сумел забыть, Симмонс предстал Демоном, Крисс – Котом, Фрейли – Космическим тузом, Винсент – Воином Анхом, Карр – Лисом.

2. Lordi Горячая финская команда рок-музыкантов, играющих hard’n’heavy, в 2006 году стала победителем «Евровидения». Такой поворот удивил, даже ужаснул многих зрителей, смотрящих трансляцию и не являющихся почитателями рок-творчества. На фоне элегантных, красивых конкурсантов музыканты в костюмах, орков, монстров и какой-то нечисти, сильно выделялись. Костюм и маска каждого «лорди» изготовлены из латекса, а грим перед выступлением занимает больше часа. Кто знает, может быть, перед ними и двери Зала Славы рок-н-ролла откроются?В каждом новом альбоме музыканте появляются в новых масках, интересно, откуда берет начало такая буйная фантазия? Ведь сценический образ каждый из них продумывает самостоятельно. Участники коллектива всегда появляются на публике в своих костюмах, поэтому трудно описать, как они выглядят на самом деле. Даже на встречу с президентом Финляндии Т. Халоненом пришли настоящие «орки», несмотря на просьбу, прийти в нормальном человеческом виде.

3. GWAR Другая команда, состоящая из космических монстроподобных музыкантов, это GWAR из США. Если сравнивать внешний облик двух коллективов GWAR и Lordi, то можно заметить сходство. А участники шок-коллектива GWAR не устают утверждать, что именно коварные «лорди» занимаются плагиатом образов.На своих выступлениях «гварщики» разрывают на куски чучела известных политиканов, медийных персон, а на десерт жестоко расправляются с лидером «лорди» – T. Putaansuu, бутафорская кровь льется рекой. Смягчают или накаляют страсти стриптизерши, присутствующие на «кровавых» выступлениях.

4. The Berzerker Коллектив, принявший облик вурдалаков и гоблинов, видимо, недолго ломал голову над внешним образом участников, как вышеперечисленные группы. За основу «лица» музыканты взяли прорезиненные маски, соответствующие ужасному облику оркоподобных героев. Судя по критике в сторону их творчества и внешнего вида, большая часть клипов запрещена к показу во многих странах из-за сторобоскопической визуальной подачи материала, вызывающего приступы у эпилептиков.Удивительно, но такое «богомерзкое» творчество не нанесло вред психике участникам состава, в 2009 году после распада группы, гитарист Эд Дэйси стал юристом, а Люк, вокалист – гламурным фотографом.

5. Mushroomhead Музыканты неординарной группы в начале творческого пути пытались быть неузнаваемыми только для того, чтобы потом, если экспериментальный музыкальный проект провалится, не получать критику в свой адрес. Ведь они продолжали работать с другими, более серьезными командами. Приход популярности все изменил, теперь маски стали необходимостью, узнаваемой фишкой. Изначально, J. Hatrix выступал в образе Дьявола в свадебном платье, снабженном футбольными накладками на плечи; St. Felton примерил противогаз; J.Sekula превратился в бородатого дедуню; T. Schmitz перевоплотился в клоуна, увенчанного полосатым колпаком; J. Kilcoyne стал Носферату; R. Moore облачился в насекомоподобную маску; J. Lenkey выступил шутом; J. Popson удивил всех маской с большим уродливым носом.Также в группе имеются танцоры – M. Vukcevich выходит на сцену в маске мазохиста, а его подруга Джессика – в маскарадной маске и розовом парике, эта пара не меняет костюмы. Просто выступает налегке, в одних трусах! Замыкает команду клоун и жонглер по имени Chamberlain. После небольшого «разбора полетов» с музыкантами из группы Slipknot, выступающих в похожих масках, «мушрумхэды» выбрали разумное решение и изменили имидж на однотипные X-Face маски.

6. The Residents Пожалуй, самую интересную линию поведения в музыкальном творчестве, выбрали участники этого американского коллектива, образовавшегося в 1971-м году. Никто не знает, как выглядят музыканты! В клипах, на афишах, постерах парни предстают в сценических образах.Никто не знает их настоящих имен! С миром они общаются через верных менеджеров. И многие подозревают, что за этими доверенными лицами скрываются сами музыканты. По мнению музыкантов, анонимность дают свободу для творчества, о которой и мечтать не приходилось. С 1985 годов «резиденты» предстают в масках, «оборудованных» крупными глазными яблоками с разными цветовыми радужками.

7. Los Straitjackets Музыканты надевают рестлеровские маски и позиционируют себя, как инструментальный состав, создающий композиции без слов.Но со временем у них появились альбомы, на которых приглашенные вокалисты «рассказывают» музыкальную историю на испанском языке.

8. Slipknot Среди мегабайтов информации о коллективе выделим только самое главное, по нашей теме. Идея, создать группу, пришла в голову Ш. Крэхана, который еще и не думал скрывать лицо за маской клоуна. Впервые он появился в маске на репетиции в 1995 году, чем очень повеселил друзей. Несколько позднее музыканты решили также выбрать для себя подходящие маски, отражающие внутренний мир каждого из них. К маскам пошили комбинезоны, появившиеся на музыкантах в 1997 году. Как говорят сами участники группы, им не хочется отвлекать слушателя на мелочи, т.е. настоящее лицо музыканта, мимику, главное, это музыка! Их внешний образ постоянно меняется, кажется, что изменение восприятия окружающего мира отражается на внешности, которая становится более вычурной.Сегодня Ш. Крыхана мы видим в образе Клоуна, с кожаным «лицом», украшенным заклепками и молниями; Кр. Фэна – Пинокио, с зашитым молнией ртом; Дж. Рут – в несколько видоизмененной со временем маске красноглазого Джокера, тоже с зашитым ртом; М. Томпсон – Хоккеист, брутальный и жестокий; С. Уилсон – Человек в противогазе, в котором выбиты «глазные» стекла. А что, и видно хорошо и дышать легче. Но последняя его сценическая фишка – это зеленый Гоблин «друг» Человека-Паука. Дж. Джордисон облачался в драматическую японскую маску Кабуки, немного подкрашенную. И со временем дополненную терновым венком и руками-корнями. Пол Грей, покинувший нас в конце весны 2010 года, надевал маску свиньи, подаренную ему еще в детстве. Потом он «примерял» безмолвного бобра, у которого вместо рта две широкие прорези. А затем поменял его на маску темного цвета со ртом из решетки. К. Тейлор приклеил к маске дреды, а затем приблизил ее к образу Франкенштейна, зловещего и перештопанного. В альбоме «All Hope Is Gone» Кори появился в белой резиновой маске без «головы», с боковыми прорезями и слегка выкрученным «глазом», а другим обведенным в круг.

Какова маскировка: Макияж, состоящий в основном из белой и чёрной красок и полностью покрывающий лицо. Участники Kiss делают его самостоятельно, в результате чего на свет являются следующие персонажи: Звёздное Дитя (Пол Стенли), Демон (Джин Симмонс), Инопланетянин (Эйс Фрейли, а позже Томми Тайер), Кот (Питер Крисс, а позже Эрик Сингер). Существовали ещё и «неканонические» персонажи Лис (Эрик Карр) и Воин Анха (Винни Винсент).

Причины её использования: Исчерпывающий ответ на этот вопрос дал Джин Симмонс:

Когда мы собирались в Нью-Йорке, здесь была обширная глэм-сцена, где парни в основном вели себя как девушки и носили макияж. Ну, эти все тощие маленькие мальчики, безволосые ребята… А мы были как футболисты: каждый из нас был ростом больше чем в 6 футов [примерно 1 метр 83 сантиметра], и это не выглядело убедительно! На самых первых фотографиях, которые мы сделали сразу после образования группы, мы были похожи на трансвеститов. Но мы знали, что мы хотели быть особенными. Мы же не были типа Grateful Dead, которые на сцене выглядят хуже, чем наш роуди. Это вовсе не преуменьшает заслуг Dead и других групп, просто это был не наш вариант. Сцена для нас была словно церковь, так что мне не хотелось, чтобы мы выглядели там как бомжи. Вот откуда появились макияж и одежда. Конечно, было бы намного проще выйти в джинсах и футболках, типа: «Окей, а вот и мы - Ramones!» Это было бы так же эффективно, но нечестно.

Её последствия: Участникам Kiss пришлось немало потрудиться, чтобы не только научиться хорошо делать макияж (и при этом не ослепить себя, о чём вспоминал Пол Стэнли), но и найти подходящие для этого краски. Но эти старания были вознаграждены: трудно отрицать, что фирменный боевой раскрас Kiss сослужил им большую службу, - чего стоит изобилие товаров, связанных с группой, а уж о том, скольких музыкантов группа вдохновила, и говорить не приходится. Да что там, народ так привык к каноническому имиджу Kiss, что их появление без грима на пресс-конференции, состоявшейся в 1983 году, было воспринято крайне неоднозначно. Впрочем, у того же Джина Симмонса и на это нашёлся ответ:

Вы хотите, чтобы ваши герои никогда не менялись, но потом они вам надоедают. Мы должны были снять их [маски], они изжили себя.

2. Gwar


Фото - rollingstone.com →

Какова маскировка: Фантастические костюмы и необычайные маски, создающие образ воинов-инопланетян, сделанные из жидкого латекса, пенопласта и твёрдой резины. На части тела, не покрытые одеждой, наносится краска.

Причины её использования: Всё произошло спонтанно. Встретились как-то панк-команда Death Piggy и студенты Университета Содружества Виргинии (США, штат Виргиния, город Ричмонд) Хантер Джексон и Чак Варга. Первая играла необычную музыку и подавала её с помощью различных декораций и разыгрываемых сценок, а у вторых была компания The Slave Pit, созданная специально под фильм Scumdogs of the Universe, который ребята хотели снять. Произошёл культурный обмен, в результате которого и образовалась группа Gwaaarrrgghhlllgh, покорившая публику своими шоу и вскоре сократившая название до Gwar.

Её последствия: Сколько бы ни ругали Gwar за их имидж, сатиру, наплевательское отношение к цензуре, якобы пропаганду насилия и весьма своеобразные трюки, исполняемые ими на концертах (среди которых самый безобидный - обливание публики различными жидкостями), группу нередко показывали по телевидению в первой половине 90-ых годов, где она шокировала публику своими высказываниями (и это ещё до того, как этим стал заниматься Мэрилин Мэнсон). Также на счету Gwar целых две номинации премии «Грэмми». Когда-то можно было даже купить товары, связанные с командой, но сейчас, увы, они больше не выпускаются.

3. Lordi



Фото - zal.fm →

Какова маскировка: Маски и костюмы, которые создаёт сам Мистер Лорди - собственно, фронтмен группы. В ход идут жидкий латекс, холст, метал и кожа, что обходится в несколько сот евро. Ну и псевдонимы, конечно.

Причины её использования: Участники Lordi хотят, чтобы их лица были их личным делом.

Её последствия: Победа на Евровидении в 2006 году. Что касается раскрытия личностей, то этого до сих пор никому на сто процентов не удалось (между прочим, в эпоху Интернета!): то на «сенсационном фото Lordi без грима» оказывались Children of Bodom, то журналам вообще приходилось приносить свои извинения за погоню за сенсациями с последующим обещанием больше не публиковать фотографии участников команды, находящихся не при полном параде.

4. Slipknot



Фото - onset.hu →

Какова маскировка: После многочисленных экспериментов у Slipknot в конце 1997 года появилась чёткая концепция: все участники одеты в комбинезоны и числятся под конкретным номером с 0 по 8, а лица скрыты за масками (у каждого она своя особенная), которые немного меняются от альбома к альбому. Сначала маски были самодельные, а с 2001 года их создаёт художник по спецэффектам Скримин Мэд Джордж (Screaming Mad George).

Причины её использования: Однажды один из основателей Slipknot Шон Крэхан принёс на репетицию группы маску клоуна, которую он купил в магазине товаров для Хэллоуина за 49 долларов, - и тут понеслось. Впоследствии солист команды Кори Тэйлор дал следующую оценку использованию масок:

Коллеги по Slipknot с ним солидарны в этом вопросе. Что касается комбинезонов с номерами, Кори отзывался о них как о протесте против коммерциализации в музыке:

Изначально мы просто хотели носить комбинезоны со штрих-кодом. Мы подумали, что можем пойти ещё дальше и пронумеровать себя. Если мы по-любому собирались носить штрих-код, то, по существу, мы заявляли: «Эй, вот продукт!» Но тут было нечто большее. Это символ того, насколько серьёзно сегодня люди в мире воспринимают коммерцию. Мы начали писать музыку, чтобы в первую очередь сказать: «Да пошли вы, ваш символизм - чушь собачья!»

Её последствия: Как и Kiss, Slipknot нередко достаётся от недоброжелателей, которые считают, что секрет успеха группы кроется в её имидже. Впрочем, участникам, чьи фотографии из серии «без грима» сможет найти любой желающий без особого труда, не до этого. Например, в 2012 году при их содействии было выпущено приложение для iOS и Android Slipknot: Wear the Mask, с помощью которого пользователь может создать для себя свою собственную маску.

5. Mushroomhead



Фото - mushroomhead.com →

Какова маскировка: Псевдонимы, маски, меняющиеся со временем, и логотип X Face впридачу. Кстати, за имидж спасибо штатному мастеру по маскам, гримёру и режиссёру видеоклипов Mushroomhead Дэвиду Грэйтхаусу (David «House» Greathouse).

Причины её использования: Участники Mushroomhead просто не хотят конфликтовать с теми группами, в которых они изначально играют.

Её последствия: Притчей во языцех стал конфликт Mushroomhead со Slipknot, завязавшийся в 1999 году (как раз когда у вторых вышел первый официальный, он же второй по факту, альбом) из-за сходства имиджа: мол, вторые якобы украли идею у первых. Правда, музыканты что из что одной, что из другой команды непосредственного участия в этом споре не принимали, а в 2009 году сразу несколько участников Mushroomhead заявили о его официальном завершении. Из куда более положительных моментов стоит отметить участие Дэвида Грэйтхауса в четвёртом сезоне шоу Face Off, в котором соревнуются лучшие гримёры.

6. Mudvayne



Фото - guitarinteractivemagazine →

Какова маскировка: Обильный грим (причём не только лица), маски, форма и псевдонимы, причём последние тоже менялись. На первых порах существования Mudvayne доходило вплоть до того, что в промо-материалах содержался только логотип коллектива, что, правда, не мешало появлению группы в своих же видеоклипах.

Причины её использования: По словам солиста группы Чада Грэя, «главное - музыка, а имидж потом». Однако позже Mudvayne признавались, что грим им помог не только в донесении музыки до слушателя, но и отличиться от множества других метал-команд.

Её последствия: С 2003 года группа отказалась от грима, но, по её же утверждению, не навсегда.

7. Ghost



Фото - revolvermag.com →

Какова маскировка: Солист группы принимает имя Papa Emeritus (в переводе с английского - Заслуженный Папа) и облачается в одеяния, похожие на таковые земного Папы Римского, но олицетворяющие поклонение Сатане. Сопровождают Заслуженного Папу пятеро Безымянных Упырей (на языке оригинала - Nameless Ghouls), каждый из которых отвечает конкретной стихии (согласно алхимии): огню, воде, воздуху, земле и эфиру - и носит соответствующий знак на своей одежде.

Причины её использования: Согласно утверждению одного из Безымянных Упырей, дело вовсе не в желании остаться анонимными, а в том, чтобы публика обращала внимание непосредственно на творчестве группы. При этом участники не отрицают, что маскировка им очень помогает спокойно ходить в магазин без единого шанса быть опознанными.

Её последствия: Сатанинский имидж вкупе с соответствующими песнями отталкивает многих от Ghost. Например, группе очень долго пришлось искать хор, который согласился бы спеть с ними. Что касается телевидения и радио, дорога на наиболее успешные телеканалы и радиостанции команде заказана, особенно в США. Однако не все разделяют такую позицию: например, чикагский ресторан Kuma’s Corner с хэви-метал-тематикой давно продаёт гамбургер The Ghost, названный в честь группы. В ответ на требования католических священнослужителей убрать это блюдо из меню владелец заведения не только объявил отказ, но ещё и пояснил его тем, что гамбургер очень вкусный и он хорошо продаётся.

8. The Residents



Фото - →

Какова маскировка: Огромные шлемы, сделанные в форме глазных яблок, а также смокинги и цилиндры.

Причины её использования: Попытка сделать акцент на творчестве, а не на личностях, которые ею занимаются. Правда, это всё догадки, ибо сами участники The Residents не то что интервью не дают (за них это делают другие люди) - они вообще все молчат, если не занимаются исполнением песен.

Её последствия: Попытки раскрыть личности, которые прячутся за шлемами-глазными яблоками, доходили вплоть до исследования спектрограмм. Есть мнение, что искать участников The Residents надо среди членов руководящей группы Cryptic Corporation, что и проделал с помощью дедуктивного метода целый ряд особо любопытствующих. Удалось, например, выяснить, что за сочинение песен отвечают Гомер Флинн и Харди Фокс, а первый из них ещё занимается и оформлением альбомов. Но это ещё не предел, так что, как говорится на Интернет-сленге, запасаемся попкорном.

9. Daft Punk



Фото - theglobeandmail.com →

Какова маскировка: Огромные шлемы, сквозь которые не видно лиц участников дуэта, и металлические перчатки. Когда дело доходит до интервью (что случается крайне редко) и нет возможности носить обмундирование роботов, Daft Punk предпочитают являться перед публикой либо в качестве анимации (как Gorillaz), либо, если этого не удаётся, их лица в видеозаписях просто размывают.

Причины её использования: Один из участников Daft Punk Тома Бангальтер как-то сказал насчёт имиджа группы:

Мы не собирались становиться роботами. Был несчастный случай в нашей студии. Мы работали с нашим сэмплером, и утром 9 сентября 1999 года в 9 часов 9 минут он взорвался. Когда мы пришли в сознание, мы обнаружили, что мы превратились в роботов.

Шутки шутками, но с самого начала карьеры дуэт настаивал на том, что он не хочет, чтобы его фотографировали. Пояснение от Бангальтера:

Я думаю, люди понимают, что мы делаем. […] Они понимают, что не нужно мелькать на обложках журналов, чтобы создавать хорошую музыку. Вы не знаете художников и прочих творческих людей в лицо, но вы знаете, чем они занимаются. […] Не всегда нужно идти на компромисс, чтобы быть успешным. Мы играем в масках, чтобы было веселее. Картинки же могут быть скучными. Нам не нужно всё это рок-н-ролльное позёрство - это сегодня выглядит совершенно глупо и нелепо.

Её последствия: Существует несколько фото участников Daft Punk без шлемов и прочих атрибутов роботов - они все из раннего периода существования дуэта. Что касается ношения шлемов, то тот же Тома не отрицает, что они сильно нагреваются, однако он, по его словам, к этому привык, и, более того, теперь маски группы оборудованы вентиляцией, что не даёт им перегреваться.

10. Hollywood Undead



Фото - apelzin.ru →

Какова маскировка: Маски и псевдонимы. Первые меняются от альбома к альбому, но всегда создаются художником по гриму Джерри Константином (Jerry Constantine) по идеям, которые предлагает группа.

Причины её использования: Пожалуй, наименее пафосный ответ на этот вопрос именно у Hollywood Undead: просто ради того, чтобы круто выглядеть. «У нас музыка не такая, как у всех, так с какой стати нам выглядеть, как все?» - добавляет один из участников группы J-Dog.

Её последствия: Иногда во время концертов участникам Hollywood Undead приходится немного жертвовать своим имиджем во благо удобства: мало того, что в таких случаях они используют маски с отверстиями для рта, так ещё и после третьей или четвёртой песни вообще их снимают. Впрочем, копии масок коллектива несложно найти в Интернет-магазинах.

В 90-х парижские электронщики часто появлялись на людях с надетыми на голову черными пакетами, а для фотосессий предпочитали покупать разнообразные идиотские хеллоуинские маски. Даже в начале 2000-х Daft Punk могли выглядеть, например, вот так . Шлемы, придуманные для музыкантов неизвестным другом из Франции и любимые ими по сей день, когда-то были с париками - один с кудрявыми волосами, другой с распущенными, - но затем
 Ги-Мануэль де Омем-Кристо и Томас Бангальте решили: пусть лучше будут лысыми. Папарацци ловят лица Daft Punk то тут, то там - существует больше десятка фотографий, - в то время как головные уборы музыкантов стали предметом культа: , например, подробно рассказано об их модификациях в разные эры - от «Discovery» до «Tron».

Зачем

В интервью Rolling Stone музыканты высказались лаконично: «Нам интересна граница между вымыслом и реальностью - поэтому интересно было создать вымышленных персонажей, теперь существующих в реальном мире».


Что за маски

Гигантские глазные яблоки скрывают личности американских авангардистов уже более сорока лет. В 1985 году у одного из участников группы маску украли - так в группе The Residents появился человек по имени Mr. Skull, выбравший в качестве новой просто череп. Глазное яблоко, впрочем, вернули - но группа сочла его «слишком грязным» и решила больше не использовать. Образ The Residents все еще связан в первую очередь с глазными яблоками, однако сейчас в группе числится человек по имени Рэнди Роуз - он прячется за маской старика.

Зачем

Неуловимые The Residents никогда не дают интервью и поэтому не удосужились никому объяснить, зачем носят маски. Для этого, собственно, и носят.

Что за маски

Трэш-металлические пародисты из Вирджинии надели не только маски, но и устрашающие костюмы, придумав себе историю: на самом деле Gwar родились не в Америке, но прилетели из космоса с целью истребить остатки жизни на Земле. Фронтмен Дэвид Броки - то есть, конечно же, Одерус Урунгус, «межгалактический варварский гуманоид с дьявольскими рогами», - найден мертвым на прошлой неделе, так что наденут ли Gwar инопланетные костюмы вновь, неясно. Группу Lordi, дико похожую на первый взгляд на Gwar, Броки называл их «детской версией».

Зачем

С одной стороны, для привлечения внимания - Gwar и стали популярными в первую очередь благодаря костюмированным шоу. С другой - если верить легенде, такими уж они родились.


Фотография: Getty Images/Fotobank

Что за маска

Однажды Джоэл Томас Циммерман, меняя видеокарту, нашел в системном блоке мертвую мышь. Как она туда заползла и сколько там лежала, неясно - но, судя по царившему в комнате Циммермана зловонию, долго. После этого Циммерман сменил никнейм с Halcyon441 на Deadmau5 - и маску электронный музыкант, теперь уже собирающий в Америке стадионы, выбрал соответствующую.

Зачем

Нелюбовь к диджеям и сопутствующее желание от них дистанцироваться: Дедмаус не видит ничего интересного в том, чтобы сводить вживую треки, и надеется, что занятые подобной деятельностью вымрут как динозавры.


Фотография: Getty Images/Fotobank

Что за маска

Разработана специально для SBTRKT, навеяна племенами не то африканцев, не то американских индейцев - как минимум треугольники, по словам создателя маски, скорее всего, пришли из Конго. Простая идея- передать дух древних ритуалов - порой получает оригинальное воплощение на концертах: на фестивале Bestival почти такие же, как у лондонского электронщика, маски раздали огромной толпе. Любопытно, что он испытывал, наблюдая со сцены за двухтысячной толпой, похожей на него самого.

Зачем

«Чтобы создать новую идентичность, не связанную с моим лицом или моей биографией. Музыка, которую создаешь ты или твое творческое альтер эго, необязательно связана с тем, кто ты есть на самом деле». (из интервью Complex )


Фотография: flickr.com/photos/alanwhitney

Что за маска

Разноцветная, рваная, с косичками, сделанная барабанщиком-вокалистом Lightning Bolt Брайаном Чиппендейлом будто для мексиканского рестлинга или циркового представления в чистилище. Несколько лет назад во время выступления на фестивале ATP Чиппендейл сообщил, что ему пришлось создать новую маску, поскольку один из фанатов украл старую: «Я с тех пор стараюсь следить за тем, где моя маска. Этот странный британец… Ему она как-то очень сильно понадобилась». Кстати, британца Чиппендейл вычислил и с помощью его брата (!) вернул маску себе. Но надевал только новую.

Зачем

Чиппендейла, кажется, не спрашивали, но это и так понятно - для пущего устрашения: маску он надевает только во время концертов, которые у Lightning Bolt без преувеличения одни из самых лютых.

Купить негде, как сделать - тоже непонятно; видимо, и правда можно только украсть во время концерта, который обычно выглядит вот так


Зачем

У каждого своя история и свое объяснение. Первым из Slipknot надел маску Шон Крэхан - он просто боялся выходить без нее на сцену. А вот вокалист Кори Тейлор, например, утверждает: маски - это вторая сущность музыкантов; его, например, выражает внутренний мир, который Тейлор ненавидит.


Фотография: 4ad.com/artists/zomby

Что за маска

Из огромного списка музыкантов в масках (разумеется, в комментариях спросят «а где же Clinic, Mushroomhead, Mr. Bungle, MSTRKRFT, The Mummies etc.) электронщик Зомби - чуть ли не единственный, кто делает это с ясной корыстной целью: чтобы не узнали и не побили промоутеры или зрители за очередной очень плохой или вовсе отмененный концерт. После московского выступления, на котором Зомби тупо ставил случайные треки из iTunes, зрители даже задавали вопрос, приезжал ли музыкант в Россию на самом деле.

Зачем

«Моя маска не имеет никакого отношения к бунту. Я не имею никакого отношения к бунту. Я просто хочу делать великую музыку и исчезать в небесах». (Из материала Dazed)

Daft Punk

Нельзя было не начать с этого культового французского дуэта диджеев. С самого конца 90-х, когда эти удивительные музыканты начали зажигать танцполы, на их головах были надеты шлемы. Это стильные, блестящие шедевры, с постоянно меняющимся LED-освещением. На то время такие эксперименты были в новинку, поэтому эти парни вызывали настоящий визуальный восторг. За все годы своих выступление Daft Punk ни разу не снимали своих шлемов, разве что совершенствовали их. Но в интернете куча фотографий ребят и без шлемов. Поищите, если интересно.

Marshmello


Личность этого диджея до сих пор остается загадкой. Некоторые предполагают, что он является американским диджеем Крисом Комстоком, потому как слишком много совпадение в биографии этих двоих. Его прогрессив-хаус и трэп уже обожает весь мир. Кроме того, он один из самых узнаваемых диджеев на планете. Еще бы, сложно не обратить внимание на человека, который носит гигантскую зефирку на голове. У него, кстати, есть свое объяснение для маскировки. "Я просто хочу делать хорошую музыку, и это не требует от вас знать, кто я", - заявляет на каждом интервью знаменитый патимейкер.

Squarepusher


Это один из самых известных диджеев в Великобритании. Он мастерит треки в стилях дрилл-н-бэйс, экспериментальный джангл, эйсид и IDM. Томас Дженкинсон (настоящее имя) совсем не прячется ни от кого, и его маска служит совсем другим целям. Он не пытается скрыть за ней личность или привлечь внимание. Маска Squarepusher-а каждый раз буквально синхронизируется со светодиодным шоу. Она существует лишь для того, чтобы дополнить восхитительный спектакль, который он устраивает на сцене.

Deadmau5


Пожалуй, самый незаурядный из нашего списка. Канадец Джоэль Томас Циммерман однажды перебирал "внутренности" своего компьютера (а точнее, заменял видеокарту) и случайно обнаружил там мертвую мышь. Он написал о случившимся людям в чате и быстро получил прозвище «тот парень с мёртвой мышью». На тот момент он уже был диджеем и решил сделать эту ситуацию своей визитной карточкой: взял псевдоним dead Mouse (уже потом изменил на Deadmau5), надел маску мыши и отправился штурмовать мировую сцену.

Cazzette


Ни один рейтинг никогда не обходится без шведов, и наш не обошелся. Они появились в 2011-м и прогремели своими треками «Beam Me Up» и «Sleepless». Несомненно, свою роль в их истории сыграли объемные музыкальные кассеты, которые они носят на своей голове. Кстати, весьма необычных кассет: на нижней светящейся части масок в процессе концерта прокручиваются сообщения для фанатов.

Бонус: Kush Kush

Эти парни не вошли в пятерку только потому, что за их плечами пока нет такого большого опыта, как у других. Но и не сказать о них было бы преступлением. Они появились в этом году и взорвали все мировые чарты своим дебютным треком, а затем и клипом "Fight Back With Love Tonight". И эти доже предпочли замаскироваться по полной: скрыли свои имена, а на лица надели маски скандинавских зайцев. Пока мы видели их мельком только в их же единственном клипе. Но, судя по тому, как шикарно он зашел, ребят ждет великое будущее.

На прошлой неделе Нергал «удружил» фронтмену шведской оккультно-роковой группы GHOST, называющему себя Papa Emeritus II и тщательно скрывавшему свою личину под церковными облачениями, череповидным гримом и прочей мрачно-маскарадной атрибутикой. Поляк, то ли в радостном угаре, то ли не подумав, выложил фоточку с «папой» как он есть в свой инстаграм, и через пару минут эта картинка облетела мировые метал-СМИ. Так вот ты, мол, какой, шведский призрак!

Шведы на Адама, впрочем, не сильно обиделись. Даже заявили в недавнем (и случившимся уже после инцидента с предательским фото) интервью, что он классный чувак и им нравится. «О самом факте «разоблачения» трудно что-то сказать, — заметил один из членов команды (да, имена свои они, конечно, не называют; каждый в коллективе — Nameless Ghoul), — мы стараемся держать над GHOST завесу тайны, настолько плотную, насколько это возможно. Но когда-то должны случаться и подобные вещи… Нам от этого ничего приятного, но что поделать… Тем не менее, мы постараемся сохранить остальные секреты — как то удается уже много лет. C большего удается». Ну а пока Нергалу, будем надеяться, стыдно, давайте вспомним других металистов, поставивших во главу угла фантастический яркий, запоминающийся имидж, костюмы, маски и прочие визуальные спецэффекты.

Но сначала, раз уж зашла о них речь, GHOST (они же GHOST B.C. в США ввиду наличия команды с аналогичным названием). Образовалась группа в 2008 году, выпустив с тех пор два полноформатных альбома. В Скандинавии их любят невероятно; насыщенная, хитовая смесь хэви, хард-рока и традиционного дума (наиболее распространенные ассоциации — BLACK SABBATH, BLUE ÖYSTER CULT, WITCHFINDER GENERAL), густо пропитанная оккультно-сатанинской тематикой, быстро обросла тысячами поклонников и поклонниц. А второй альбом Infestissumam (2013), название которого напрямую отсылает к Антихристу, выиграл в Швеции национальную номинацию Grammis «Best Hard Rock/Metal Album». Возможно, немалой долей успеха команда обязана своему суровому сектантскому облику, всем этим замогильным загадкам и сакральным знакам. А возможно, просто талантам и вкусу к хорошей музыке.

Монстры из LORDI - яркий пример того, что продуманный и эффектный наряд одномоментно способен сделать вас мировой знаменитостью. Плюс незамысловатый, но мощный хит. «Евровидение». Раз — и в дамки! Хоррор-рок, пиротехника, сложные и тщательно выверенные убранства — имидж для них все, и лучше умереть, чем раскрыться. (И увы, лица некоторых мы видели ; иные же, «сдав» свою персону медиапространству, .) «Маски нам не только не мешают, - говорил , - они оплачивают наши счета! Конечно, в них жарко, ты потеешь и не имеешь возможности двигаться так же свободно, как в нормальной одежде, но… мы выглядим круто!!!»

GWAR — неприятное слово из четырех букв сразу приходит в голову, когда слышишь о масках, шок-роке и брутальных постановках. Это во многом театр: роль одного и того же персонажа на протяжении длинной (аж с 84 года) истории коллектива могли играть десятки человек. И даже когда , старожил и вокалист с 1986 года, быстро стало понятно: не незаменим и он. GWAR слишком хорошо придуманы, чтобы исчезнуть со смертью человека. Согласно легенде, состав команды составляют древние монстры, прибывшие из далекого космоса. И на каждом альбоме они атакуют Землю, разрушают Америку, творят непотребства… уже 13 студийников подряд. Плюс неизменный трэш, оргии, насилие, юмор, чернуха — продукт, в общем, совершенно феерический и, как мне кажется, исконно американский.

SLIPKNOT . Одна из самых успешных команд в истории метала… т.е. альтернативного метала. Образовавшись в 1995 году, парни стартовали с тайн и легенд. У каждого был свой номер от нуля до восьми, своя маска, свой комбинезон и своя история, старательно изучаемая и конспектируемая фанатами. Потом — с выходом каждого из альбомов — имидж немного варьировался. Ну и, оказавшись заложниками славы, культовости и любви к сайд-проектам, в нулевых парни потиху начали выходить из сумрака, появляясь на люди как есть, в цивильном и без прикрас (а иногда, по стебу, и ). Да, кстати! Раз уж зашла речь. Кори Тейлор давеча сообщил, что новый, долгожданный альбом готов на 98%. Посмотрим, какими они там предстанут…

. Ненавистные «слипнотами» коллеги и соратники, много лет принимавшие и ответно выливавшие ушаты помоев. Кто у кого украл имидж? Кто у кого украл «фишку»? Кто вообще в доме главный??? Война комбинезонов и масок длилась долгими годами; лишь сейчас, повзрослев и помудрев, музыканты обеих групп вроде бы решили по-настоящему помириться. И даже, если получится, выехать на совместную трассу. Играющие с 92 года «грибные головы», впрочем, на порядок продуктивнее и безумнее SLIPKNOT; ядро их индустриально лязгающего стиля — хаос и неуправляемое зверство. А также, если пожелаете, немного хип-хопа. Панка. Готик-рока. Электро. Почему нет? Лиц своих и имен американцы, спускаясь со сцены, не скрывают; имидж для каждого из них — лишь часть музыкального представления. Причем всякий раз — разного.

THE BERZERKER . Австралийская команда, просуществовавшая пятнадцать лет (1995-2010) и запомнившаяся не только ядреной помесью спидкора, грайнда и индустриального метала, но также монструозными сценическими костюмами и брутальными клипами, запрещенными к показу где только можно. От их просмотра, говорят, случались эпилептические припадки. Коллектив выпустил пять полноформатников, на середине своей карьеры от костюмированных шоу, правда, отказавшись (всем и так было страшно) — ибо, как говорили музыканты, от интенсивного использования реквизит стал пованивать. А потом и вовсе развалились, потеряв вкус к экстриму. Как , экс-вокалист Люк Кенни ушел из музыки и поменял жизненные ориентиры. Теперь он предпочитает мокрых женщин. Причем живых.

В случае с вопрос «Кто ты, маска?» риторичен. Все и так знают. Ну или легко определят по конституции. В этой супергруппе играют Dino Cazares (DIVINE HERESY, FEAR FACTORY и др.), Tony Campos (MINISTRY, SOULFLY и др.) и Emilio Marquez (ENGRAVE, POSSESSED). Существует сей дэз-грайндовый проект аж с 2002 года, — однако на счету своем на настоящий день имеет лишь два полноформатника. Плюс третий, виднеющийся где-то за горизонтом. Парни брутальны и беспощадны (маски убийц усиливают эффект безжалостности), а испаноязычная лирика повествует то о шлюхах с членами, то о рестлерах-насильниках, то о кровавой расчлененке, то еще о чем-нибудь вечном, душевном и прекрасном.

(«ведроголовый») — американский гитарист-виртуоз, мультиинструменталист, экспериментатор, авангардист и автор (либо соавтор) 96 релизов. (Кстати! Его 96-й альбом Pike 66 имеет время звучания около пятидесяти восьми с половиной часов (!)). Не заморачиваясь на жанрах, он может играть что угодно, от блюграсса до прогрессив-метала и трэша. Он говорит, что его воспитали куры, носит белую маску и ведро из-под курицы KFC с наклейкой «FUNERAL» (либо, как вариант, просто белое ведро); он видит своей миссией «предупредить людей во всем мире о непрерывно происходящем курином холокосте в фаст-фудах по всей планете». И вообще он, мягко говоря, странный. Но гитарист, вне всяких сомнений, великолепный.

— американская команда агрессивных powerviolence-беспредельщиков, приправляющих свой диковато-экспериментальный динамичный стафф нойз-роком, грайндом, нью-вейвом, панком и всем, что подвернется под руку. Излюбленная униформа — зеленый обтягивающий нейлон, маски или балаклавы на лицах… наряды, впрочем, могут меняться. Но они есть всегда. Выступают парни чаще всего, выстроившись в ряд (в том числе драм-установка, стоящая параллельно другим участникам, а не сзади, как принято), и имеют множество заморочек насчет корпоративных радиостанций, клубов и пр. Играют эти шизоидные американцы с 1994 года, на их счету четыре студийника и штук пять сплитов с коллегами по нойзу и павервайленсу.

KISS , разработав единожды свой выразительный театральный look, кажется, за четыре десятка лет вросли всей кожей и в характерный грим, и в кожаные черно-серебристые костюмы, и во все эти аксессуары-платформы-шнуровки-крылья. Конечно, к нашему топу легендарные рокеры имеют отношение лишь опосредованное (не совсем метал, да и маски как таковые не присутствуют), но все-таки KISS — один из ярчайших примеров того, как узнаваемый имидж «делает» музыкантов. Причем не заложниками, а миллионерами.