Страница 2

«Мыслить глобально, действовать локально»… Известная фраза современного французского биолога Рене Дюбо стала девизом экологического образования. Но как мы понимаем призыв: действовать локально? К сожалению, вместо участия в выявлении причин и решении экологических проблем, экологическое образование в большинстве случаев ограничено занятиями в классе и наблюдениями на природе. Безусловно, для того чтобы действовать, надо понимать процессы, происходящие в окружающей среде. Если мы, в самом деле, хотим сделать экологическое образование эффективным, рано или поздно преподаватели должны начинать говорить со школьниками об экологических (а следовательно, социальных и экономических) проблемах. И не только рассказывать о них, но и учить выявлять корни, исследовать, искать решения и затем – предпринимать действия, направленные на решение проблем. Концепция устойчивого развития может играть роль «зонтика» для различных отраслей знания, системообразующего фактора при реализации новой системы образования. Один из основных документов по международному сотрудничеству в целях устойчивого развития называется «Повестка-ХХ1» и воспринимается как программа действий на XXI век. Ряд государств принимает программы реализации устойчивого развития на национальном (федеральном) уровне. Логическим продолжением этого процесса могла бы стать разработка «повестки XXI век» регионов, городов, и даже школ. Это дало бы возможность преподавателям определить свое место в общем, процессе и разработать междисциплинарные учебные курсы, охватывающие совокупность проблем, стоящих перед обществом. При этом школа может работать как система, деятельность которой направлена на достижение целей устойчивого развития.

Информация по педагогике:

Известные педагоги о значении подвижной игры в жизни детей
Я.А. Коменский – высоко оценивал роль игр, "состоящих в движении", для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Подчеркивая большое значение правильного руководства играми со стороны старших, Я.А.Коменский говорил, что при соблюдении необходимых условий игра дол...

Анализ результатов исследования
После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные показали, что уровень показателей познавательных способностей у детей экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующих занятий стал раз...

Географическое состояние подготовки к ЕНТ
С 2006 г. при определении содержания экзаменационной работы учитываются не только обязательные минимумы содержа­ния основного общего и среднего (пол­ного) общего образования по географии, но и тре­бования к подготовке выпускников, за­фиксированные в Федеральном компо­ненте государственных стандарто...

Тела... Масштабность и Глобальность мышления в итоге меняет всю жизнь... Все знания - это вариант работы мысли на всех уровнях Времени... Мыслить , размышлять Мыслить - значит открывать "память". Размышление - это "Опыт" действия мысли на уровне Времени... звучит "Начало"... Это основные показатели Нематериального в материальном... Бессмертие - это "мысль ". "Сон" - это конкретное действие движения мысли . Мысль выполняет 300 - 500 задач одновременно: этот уровень связан с работой Духа и...

https://www.сайт/journal/143612

... Глобальной (общепланетной) Сферы земного РАЗУМА... Важно,.. даже и судьбоносно (для самого Человека, прежде всего) согласиться: в Мироздании,.. вокруг НАС,.. существует и...СТРУКТУРА МЫСЛИ !.. Иерархическая не на линии «человек - камень», но соподчиненная по ветвям и сферам физического и прочего взаимодействия... Соответственно локальным ... угнетать и разрушать МЫСЛЬ ,.. объективно существующую и вне нашего сознания, вне мысли человеческой... Сие,.. уже и многовековое действо «человека разумного»,.. ...

https://www..html

Мысли 1. Смысл существования всего неживого и живого, включая человека, невозможно объяснить, если не предположить, что помимо нашего мира существуют и другие миры, недоступные нашим органам чувствования. Это трансцендентные миры, в которых действуют ... ». 58. Смерть – это фундаментальный аттрактор, присущий всем системам, живым и неживым. У моего знакомого было три локальных аттрактора: карьера, наука, выпивка. Совместить их не удалось. Победу одержал фундаментальный аттрактор. 59. Человек – это...

https://www..html

И государственных переворотов. Не меньшую опасность представляет экологический кризис. Усиление парникового эффекта ведет к глобальному потеплению и повышению уровня мирового океана. Это чревато затоплением плотно населенных районов речных дельт в... потребления, к 2030 г. человечеству потребуется еще одна планета. Для решения всех этих проблем нужны скоординированные действия объединенного человечества. Но необходимому объединению мешает эгоистичность человеческой природы. Если мы и можем, в чем...




Одна из серьезнейших проблем! Вынося из дома мусор, мы редко задумываемся о том, что же с этим мусором происходит дальше… А происходит, как правило, вот что: бытовые отходы в России либо свозятся на специальные полигоны, либо идут в печь мусоросжигательных заводов. Ни тот, ни другой способ, к сожалению, не является достаточно эффективным для борьбы со всё более возрастающим объемом отходов. Методы борьбы с проблемой: 1. Производить меньше отходов. 2. Вторично использовать ту же упаковку или отслужившие свой век вещи. 3. Переработка отходов.







Закон 2. Все химические элементы и вещества биосферы включены в хорошо отлаженные циклы-круговороты. Многие же вещества, созданные человеком, попадая в окружающую среду, не исчезают бесследно – они не включаются в естественные круговороты и постепенно накапливаются в воде, почве, живых организмах.








GREENPEACE Гринпис – это международная неправительственная организация, созданная в 1971 г. Ее задача – сохранение окружающей среды. Штаб-квартира Гринпис находится в Амстердаме, но представительства есть в большинстве стран мира. Данная организация не получает финансирования от правительств. Программы Гринпис – это природоохранное просвещение, касающееся проблем загрязнения воздуха, токсичных отходов, охраны редких видов растений и животных и других вопросов.


WWF. Всемирный фонд дикой природы. World Wildlife Foundation в наши дни известен каждому. Этот знак для нового благотворительного фонда разработал известный биолог и художник Питер Скотт в 1961 году. WWF объединяет 28 национальных организаций. Его членами являются более 5 млн. человек.





К сожалению, население не всегда осознает приближение экологической катастрофы, оно довольно безучастно к идеям сохранения природы и защиты окружающей среды. Эта неосознанность возникла вследствие предельно низкого уровня экологического образования и воспитания. У выпускников школ и вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе, крайне низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых, не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению окружающей непосредственно человека среды.

Следовательно, среди факторов решения этих проблем приоритетное место должно быть отведено экологическому образованию и воспитанию. Причем воспитание должно опираться на конкретную природоохранную деятельность, в процессе которой ученики смогут ощутить причастность к решению экологических проблем как местных локальных, так и глобальных. То есть необходимо воспитать человека, не только обладающего экологическими знаниями, но и мыслящего, способного при ограниченных ресурсах содействовать динамичному развитию общества и поддерживать устойчивое развитие природной среды, глубоко чувствующего, ответственного за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной. Именно этого общество ожидает от системы образования.

Взаимосвязь глобальных, национальных и местных проблем в процессе экологического воспитания и сотрудничество на всех уровнях (местном, национальном, международном) необходимы для эффективного решения тех или иных экологических проблем, для учета возможных перспектив развития экологической ситуации в будущем.

Если говорить о воспитании в процессе природоохранной деятельности, то здесь необходимо не только владеть информацией, но и иметь возможность включиться в масштабные общероссийские и международные акции. Ведь лозунг «Мысли глобально, действуй локально!» как нельзя лучше характеризует возможность влияния природоохранной деятельности того или иного детского объединения на международные экологические проблемы, что дает возможность ребенку почувствовать свою сопричастность к решению общей проблемы, свою включенность в общее важное дело.

В этой ситуации просто невозможно обойтись без необходимой информации, без взаимодействия с единомышленниками, без сотрудничества с различными природоохранными организациями, которые и дают возможность включиться в различную практическую экологическую деятельность. Все это становится реально на сегодняшний день только благодаря развитию компьютерных технологий и возможности пользования Глобальной сетью практически любого образовательного учреждения.

Любая серьезная природоохранная организация имеет свой сайт в Интернете, предоставляет для общения свой электронный адрес и все имеющиеся у нее ресурсы. Педагогу необходимо лишь уметь ориентироваться в бескрайнем море информации, выбрать самые оптимальные для его детского коллектива ресурсы и организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с предлагаемыми формами и методами.

Рассмотрим некоторые из ресурсов, дающие возможность организовать процесс экологического воспитания и образования.

Начнем с такой неоднозначно оцениваемой организации как Гринпис (www.greenpeace.org/russia/ru). Несмотря на порой шокирующие общественность акции этой организации, информация, которую она предоставляет на сайте, очень полезна. А проекты, проводимые организацией, дают возможность организовать конкретную деятельность. Один из них называется «Возродим наш лес!». Не секрет, что ситуация с лесами в России не самая лучшая. Проект учит детей, как вырастить те или иные виды деревьев, как заложить лес и ухаживать за ним. Гринпис организует специальные экологические лагеря, высылает необходимые методические материалы, что позволяет любому детскому объединению стать участником этого начинания. Среди методических материалов у Гринпис есть замечательный фильм, посвященный именно проблеме восстановления лесов. Герой фильма - Лесовичок доступно расскажет детям, что такое лес, зачем он нужен и как восстановить леса в России.

И это лишь один из проектов. Для экологического образования детей и взрослых на сайте также можно получить информацию, как сделать свой дом экологичным, как правильно выбирать бытовую химию и обращаться с бытовыми отходами, как выбрать безопасные продукты и безопасную посуду, утеплить жилище и так далее. Кроме этого, всегда можно узнать последние экологические новости - о защите амурского тигра, о загрязнении Невы, о проблеме изменения климата и многое другое.

Следующий ресурс, заслуживающий пристального внимания, - Международный фонд защиты животных (IFAW) (www.ifaw.org/ifaw_russia). Информация, которую предоставляет фонд на сайте, очень интересна и познавательна. Но самое главное, на мой взгляд, - это Неделя защиты животных - акция, которую он проводит в этом году уже в 17-й раз. IFAW не только размещает на своем сайте методические материалы по проведению мероприятия, но и бесплатно высылает их по требованию.

Согласитесь, имея такую информацию, достаточно легко принять участие в этой международной акции. В программе - конкурс экологического плаката и рисунка, сбор силами детей подписей под петицией. Каждый раз неделя посвящена конкретной теме. В этом году на первое место вышла проблема загрязнения пластиком Мирового океана. А потому собирают подписи под петицией для рассмотрения в Госдуме вопроса о запрете применения одноразовых пластиковых пакетов. Вот вам и возможность локальных действий при решении глобальной проблемы. В прошлом году, например, под петицией в защиту тюленей участниками недели было собрано более 335000 подписей.

Число участников недели растет с каждым годом. Фонд еще и стимулирует детей на экологическую деятельность - в знак уважения высылает тем участникам акции, кто собирает 100 и более подписей, футболки с эмблемой фонда. Теперь, кстати, вместо футболок высылается хлопчатобумажная сумка, что даст возможность использовать ее вместо пластиковых пакетов. Параллельно фонд организовал акцию по сбору пластикового мусора, причем с учетом его количества, чтобы определить масштабы мирового загрязнения природы пластиком.

Это лишь часть конкретной деятельности, в которую можно включиться благодаря выходу в Интернет. Но на сайте фонда для детей есть еще раздел «Живой остров», который поможет им узнать много интересного о тюленях и собаках, и о том, как и почему их надо защищать.

Центр охраны дикой природы (www.biodiversity.ru/programs/mp.html) дает возможность принять участие в Марше парков. Эта международная акция, имеющая давнюю историю, пришла к нам в страну в начале 90-х годов. Целый комплекс мероприятий направлен на поддержку особо охраняемых природных территорий - заповедников, заказников, национальных природных парков. Центр тоже высылает поддерживающие материалы для организации акции, организует в рамках Марша парков различные конкурсы для детей и размещает на своем сайте наиболее интересные отчеты о проведении марша.

Кроме заповедников и национальных парков, в каждом уголке страны есть и небольшие природные территории или просто объекты, которые тоже требуют к себе внимания. Центр охраны дикой природы поможет организовать работу по сохранению таких мест. Кроме этого, он проводит для педагогов семинары, которые помогут организовать экологическое образование и воспитание детей. По итогам участия в Марше парков центр выпускает брошюру с описанием наиболее интересного опыта работы. Так что, может быть, и ваша деятельность однажды будет освещена в этом сборнике.

Всемирный фонд дикой природы (www.wwf.ru)на своем сайте размещает огромное количество интересной информации об экологических проблемах. К сожалению, принять участие в его масштабных акциях детскому объединению достаточно сложно, но вот в игровой форме приобщиться к делу охраны природы вполне реально. Для этого на сайте существует настоящая природная стратегия - игра «Спасти леопарда». Для ребят помладше есть возможность научиться делать живые тени животных и поучаствовать в конкурсе головоломок.

Международный социально-экологический союз (http://seu.ru/news_ru) предложит вам принять участие уже в конкретном деле - например, в сборе желудей. Акция под названием «Разыскиваются желуди» объявлена Лесной кампанией Международного социально-экологического союза по возрождению дубрав. Дуб весьма чувствителен к весенним заморозкам, поэтому плодоносит не каждый год - обильные урожаи наблюдаются раз в

4-6 лет. В остальные годы плодов мало и их нелегко собрать. Самый простой способ поучаствовать в акции - выбрать хорошую погоду и отправиться в ближайший парк, сквер или лес, не забыв прихватить небольшой пакетик или сумку. Собранные желуди несложно отправить посылкой, а союз передаст их туда, где необходимо посадить новую дубраву.

И это лишь одна из акций союза.

Организация содействия экологическому образованию (www.oseko.spb.ru). Ее коронный номер - конкурс школьных экологических газет. Для участия в нем вам надо сформировать редакционную коллегию в составе 5 человек 13-16 лет, подготовить заявку с указанием номера школы, ФИО педагога-руководителя редколлегии, контактного телефона, адреса электронной почты, подписать заявку у директора школы и начать работу. В зависимости от специфики деятельности вашей организации и вашего личного интереса можно выбрать различные варианты партнерства:

стать организатором конкурса в своем регионе;

принять участие в работе жюри конкурса на уровне региона или России;

принять участие в консультировании участников конкурса по вопросам журналистики, экологии, работы в команде, дизайна и так далее в одном из регионов или на российском уровне через сайт конкурса;

поддержать конкурс информационно, размещая материалы о конкурсе и статьи, написанные школьниками, в различных СМИ.

Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество» (www.ecocoop.ru) поможет ответить на целый ряд вопросов и дать конкретный совет по организации своей экологической деятельности:

есть ли в вашей местности ненарушенная природная территория, хотите ли вы ее сохранить?

обитают ли у вас редкие животные или растения?

хотите помочь заповеднику, национальному парку или другой ООПТ?

сильно ли развиты у вас в районе эрозионные процессы, от которых гибнут почвы?

хотите определить тип почв, распространенный в лесу, не выкапывая почвенного разреза?

вам нужно определить химические свойства почв, а возможности выполнения специальных анализов для этого у вас нет?

надоел мусор во дворах и парках?

хочется озеленить все вокруг?

вы решили принять участие в акции «Первоцвет»?

А разделы сайта «Наши пернатые друзья», «Сбережем нашу землю», «Сохраним заповедники» говорят сами за себя. Кроме этого, проект размещает конкретные просьбы о помощи от особо охраняемых природных территорий. Если они находятся недалеко от вас, то вполне реально организовать помощь силами вашего детского объединения. А вообще присмотритесь внимательно, может быть, такая же помощь нужна просто ближайшему парку, лесу или роднику?

Олег КАМАКИН, заместитель директора по воспитательной части Центра детского творчества, Ноябрьск, Тюменская область

Когда люди задумываются о том, чтобы сделать что-то важное, большое, существенное в своей жизни - как часто мечты остаются мечтами? Сомнения, непонимание - куда идти и что делать - не позволяют всем стать Гейтсами или Плисецкими... Мысли - а по плечу ли мне то, что я задумала? Отвержение - нет, я не такая, мне никогда и ни за что не достигнуть...

Секреты успеха просты и понятны, но следовать им нужно каждый день, а не как придется. И начинать жить с понедельника, не заручившись поддержкой в виде мотивации и умений распоряжаться со своими целями - большими и маленькими - бесполезно.

Как это работает

Рецептов успеха порой слишком много, чтобы применить их все. Но один - «мысли глобально, действуй локально» - заслуживает пристального внимания. В чем же секрет успеха? В объеме работы, даже если это работа «на дядю» или еще более загадочная «работа над собой»?

Успешные клерки зарабатывают порой в сотни раз больше горе-предпринимателей, которые на протяжении десятилетий пытаются «делать бизнес». Талантливый педагог может быть в десять раз обеспеченней посредственного программиста, работающего в престижной компании.

Кого же выбирает успех? Целенаправленных, читай - пробивающих стену лбом? Или умеющих ждать своей возможности (они же - «офисный планктон», многие годы прозябающий на одном и том же уровне)?

На первый взгляд общего между ними ничего нет и быть не может.

С другой стороны и офисные работники, и предприниматели, и творческие люди способны достигать успеха в своем деле. А могут остаться на маленьком окладе, мизерном обороте... Все зависит от того, какие цели они перед собой ставят и ставят ли их вообще.

Цель - большая, шажки - маленькие

Принцип «мысли глобально, действуй локально» подразумевает умение разделять сиюминутное и по-настоящему важное. В этом есть что-то от НЛП, но на самом деле это гораздо более древняя, если так можно сказать, «техника». «Разделяй и властвуй» - знакомый девиз?

Когда человек смотрит на большую цель, он теряется. Пугается перспектив, сильных перемен. Боится того, что усилий для достижения желаемого нужно приложить - ой-ёй-ёй сколько. А результат гарантировать не может никто, даже он сам.

Но когда перед человеком четко очерчены этапы достижения цели - ему становится легче. Ведь можно добраться до очередной «вешки», поставить «галочку» и пойти к следующему этапу. Поэтому маленькие шажки, действия, которые выполняются исходят из сиюминутных задач и текущих условий - лучший путь к успеху. Спросите себя: что я могу сделать прямо сейчас?

Четкий ориентир

Принцип «мысли глобально, действуй локально» подразумевает и еще одну насущную необходимость - постоянно держать в голове ориентир. «Куда идем?» - спрашиваете себя вы, действуя каждый день.

Только так вы не забудете, что за ежедневной мышиной возней стоит большая, красивая, желанная цель. Только с помощью «путеводной звезды» - цели - можно избавиться от лишней суеты, чувства топтания на месте. Вы - действуете, но проверяете свои действия с помощью отдаленной цели, которой они все подчинены.

Этот своеобразный «танец с жизнью»

Достигать, конечно, приятно - особенно руководствуясь принципом «мысли глобально, действуй локально». Но и путь к цели должен быть приятен. Ведь момент успеха - он такой короткий! А что если вас некому будет похвалить? А если одного материального вознаграждения вам недостаточно?

Поэтому не забывайте перестраховываться - проверять свою цель на желанность. Когда вам мало времени в сутках, когда вы спрыгиваете с постели с мыслью «хочу делать» - это ваша цель. А заставлять себя - бесполезно. Говорят, на действия, которых вам не хочется делать, тратится энергия здоровья - а это, сами понимаете, чревато...