Закончив московскую среднюю школу № 103 в 1953 году, поступил в Московский полиграфический институт, художественное отделение которого закончил в 1958 году.

В 1952 году, будучи учеником средней школы, начал работать в газете "Жилищный работник", где получил первый опыт работы карикатуриста.

С 1955 года работает в журнале "Крокодил", с 1956 - в "Веселых картинках", с 1958 - в "Мурзилке", с 1959 - в "Вокруг света".

Работал также в "Вечерней Москве", "Пионерской правде", "Юном натуралисте", "Молодой гвардии", "Огоньке", "Пионере", "Неделе" и других периодических изданиях.

С 1960 года иллюстрирует книги в издательствах "Малыш", "Детская литература", "Художественная литература" и др.

Член Союза журналистов РФ с 1960 года.

Член Союза художников РФ с 1968 года.

Член редколлегии журнала "Мурзилка" с 1965 года.

Обладатель Почетного диплома имени Х.К.Андерсена (1980 г.), ордена "Знак Почета", почетного Знака Олимпийского комитета и диплома Академии художеств СССР за создание образа талисмана Московских олимпийских игр - медвежонка Миши (1980 г.) и Почетного диплома Совета по детской книге России (1997 г.).

Лауреат Всероссийского конкурса "Искусство книги" (1989, 1990, 1993, 1996, 1997 гг.), конкурса читательских симпатий "Золотой ключик" (1996 г.), ежегодной профессиональной премии за наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора - "Золотой Остап" (1997 г.).

Председатель жюри конкурса детского рисунка "Тик-так", проводимого телекомпанией "Мир" (канал телевидения РФ) с 1994 года.

Дипломы и награды
художника В.А.Чижикова

Диплом III степени Всесоюзного конкурса "Искусство книги" за иллюстрации к книге Л.Гераскиной "В стране невыученных уроков", изд-во "Советская Россия", 1966 год.

Диплом I степени Всероссийского и II степени Всесоюзного конкурсов "Искусство книги" за иллюстрации к книге Г.Цыферова "Сказки", изд-во "Малыш", 1969 год.

Диплом II степени Всесоюзного конкурса "Искусство книги" за иллюстрации к книге Л.Яхнина "Площадь картонных часов", изд-во "Малыш", 1971 год.

Премия журнала "Крокодил" за лучший рисунок года, 1970 год.

Диплом I Всероссийской выставки детской книги и книжной графики, 1965 год.

Диплом II Всероссийской выставки детской книги и книжной графики, 1971 год.

Диплом Международной выставки карикатуры в Скопле (Югославия).

Диплом и памятная медаль Международной выстаки карикатуры в Габрово, 1975 год.

Диплом и памятная медаль Международной выставки карикатуры в Габрово, 1977 год.

Диплом I степени Всероссийского и II Всесоюзного конкурсов "Искусство книги" за иллюстрации к книге К.Чуковского "Доктор Айболит", изд-во "Малыш", 1977 год.

Диплом Академии художеств СССР, серебряная медаль, приз чехословацкого журнала "Рогач" за рисунок "Быть или не быть?" на Международной выставке "Сатира в борьбе за мир", Москва, 1977 год.

Первая премия на книжной выставке Объединенного комитета художников-графиков, Москва, 1977 год.

Диплом II степени Всероссийского и Всесоюзного конкурсов "Искусство книги" за иллюстрациии к книге Д.Биссета "Забытый день рождения", изд-во "Детская литература", 1978 год.

Орден "Золотое детское солнце" немецкого журнала "Бумми", 1979 год.

Почетный диплом им. Г.Х.Андерсена за иллюстрации к книге К.Чуковского "Айболит", 1980 год.

Правительственная награда - орден "Знак Почета", почетный знак олимпийского комитета, Диплом Академии художеств СССР за создание образа талисмана Московских олимпийских игр - медвежонка "Миши", 1980 год.

Присвоение звания "Заслуженный художник РФ", 1981 год.

Второй приз и медаль на Международном конкурсе карикатуры "Ура! Культура.", Москва, 1990 год.

Диплом I степени Всероссийского конкурса "Искусство книги" за иллюстрации к книге В.Чижикова "Петя и Потап", изд-во "Ангстрем", 1993 год.

Диплом II степени Всероссийского конкурса "Искусство книги" за иллюстрации к книге Э.Успенского "Дядя Федор, пес и кот", издательство "Зебра", 1993 год.

Лауреат Всероссийского конкурса читательских симпатий "Золотой ключик", 1996 год.

Ежегодная профессиональная премия за наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора - "Золотой Остап", Санкт-Петербург, 1997 год.

Все иллюстрации взяты из книг серии «В гостях у Виктора Чижикова», выпущенных издательством «Самовар».

Ещё о

Создатель олимпийского Мишки
26 сентября исполнилось 80 лет замечательному художнику Виктору Чижикову

Всю жизнь он посвятил иллюстрированию детских книжек. Творческая судьба В. Чижикова сложилась счастливо. Благодаря дару и неиссякаемому оптимизму всегда был любим и востребован. По теме:


Ни разу не усомнившись в том, что его призвание - детская иллюстрация, он с удовольствием и присущим ему добродушием дарил облик героям многочисленных книг - Корнея Чуковского, Агнии Барто, Сергея Михалкова, Бориса Заходера, Юрия Коваля, Эдуарда Успенского, Николая Носова, Андрея Усачева, Алана Александра Милна и других. «Жизнь в области детского рисования, когда вокруг тебя прекрасные друзья, - это упоение. Не благодать даже, этого мало, а именно упоительная жизнь», - так говорит сам художник.

С 1960 г. он иллюстрирует книги издательств «Малыш», «Детская литература», «Самовар», «Художественная литература» и других.

Работы художника находятся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Сейчас В. Чижиков - председатель Совета по детской книге России.


Искусствовед Л. Кудрявцева пишет: «В его рисунках все дышит остроумным весельем и жизнелюбием. Так бывает в детстве, когда весь мир тебе улыбается. В рисунках Чижикова по-детски беспечны все и вся: дом, труба на доме, почтовый ящик, горка, свет в окне, жест, поза персонажей, выражение лица, будь это доктор Айболит, кот Матроскин, или желтый в полосочку тигр из “Забытого дня рождения”. А как они умеют хохотать! Хохочут львы и мыши, кошки и собаки, короли и дракончики, джентельмены удачи и неудачники, соловьи-разбойники и даже Бармалей. Разве что не улыбнется уже какой-нибудь самый отъявленный негодяй».


Самые шикарные коты,это коты нарисованные его рукой


В 1960-е в ряды детских иллюстраторов влились молодые художники - Виктор Чижиков, Евгений Монин, Вениамин Лосин, Владимир Перцов. Они были друзьями, работали в одной мастерской и, хотя и не были творческим объединением, назвали свою дружескую группу «ЦДЛ», - «ценители детской литературы».

Именно соратник В. Чижикова по «ЦДЛ» В. Перцов принес в мастерскую «задание» - создать эскиз талисмана Олимпиады-80.

«Перцов встретил на улице одного из руководителей Союза художников, и тот ему говорит: “Слушай, проходит конкурс на талисман Олимпиады, уже рассмотрели сорок тысяч предложений и не можем найти нужное. Вот вам бы, детским художникам, принять в нем участие!” Мы собрались в моей мастерской, четверо друзей, и стали рисовать каждый своих медведей карандашом. Это были карандашные наброски с целью найти образ. Штук по сто мы нарисовали. Эта нарисованная куча так и осталась лежать на столе. А потом Перцову звонят и говорят: “Ну вы чего-нибудь сделали? Тогда принесите сегодня в Олимпийский комитет!” Он отнес. А когда он снова появился с этой папкой во дворе, Зина, моя жена, спрашивает его: “Ну, Вовка! Как там дела-то?” - “Ай!.. Витькин взяли...” Потом проходит больше месяца, и в конце сентября 1977 года мне звонят и говорят: “Виктор Александрович! Поздравляем - ваш медведь прошел ЦК партии!”».

Мало кто помнит, что образ медведя был выбран телезрителями в процессе голосования в передаче «В мире животных». В. Чижиков признается: «Там лось его крепко подпирал, но я рад, что победил медведь, потому что у лося коленки гнутся не в ту сторону. А у медведя колени впереди, как у человека, он ходит, как мы с вами...».

К сожалению, судьба знаменитого олимпийского Мишки стала, пожалуй, главным творческим «диссонансом» в творческой жизни Чижикова: образ медведя повсеместно эксплуатируют везде, где только можно, не спросив об этом художника. Известна неприятная история, когда художник по инициативе группы юристов судился с НТВ за использование образа Мишки и проиграл - суд не признал его авторства. Надо отметить, что медведь был употреблен телевизионщиками весьма фривольным образом: в течение 33-х передач он «летал» в самых разных местах - то фигурировал в качестве наколки на груди какого-то подозрительного типа, то оказывался занесенным к стриптизершам.


В. Чижиков признается, что к своему Мишке относится как к человеку, разделившему с ним все неурядицы: «Это не просто рисунок! Создан образ. А этим образом уже можно оперировать.

Когда образ не создан, можно сделать любого медведя, вот как “Единая Россия” - угрюмый такой медведь. Таких много, они все куда-то бредут... А этот медведь - он до сих пор очень хорош. Он часто говорил мне: “Витя, не грусти! Все нормально”.


Как-то Пикассо продал за баснословные деньги рисунок, сделанный за пять минут. И на упрек в корысти он ответил: “Да, это были пять минут и плюс вся жизнь!”».

Детские книги всегда играли огромную роль в формировании вкуса, чувства прекрасного, нравственных устоев, в развитии воображения у подрастающего поколения. Все мы помним свои первые, давно и горячо любимые книжки, которые многократно перелистывались и учились наизусть. Иллюстрировали их настоящие мастера - Г. Калиновский, Е. Чарушин, Ю. Васнецов, братья Траугот, Г. Спирин и др.

В. Чижикова в раннем детстве поразила книга Ершова «Конек-горбунок» с автолитографиями Ю. Васнецова. До сих пор художник вспоминает некую «странность атмосферы», которую Васнецов создавал удивительными деталями.

А одним из мощнейших литературных впечатлений его детства было стихотворение Сергея Михалкова о недоверчивом Фоме. Эти стихи будущий художник услышал в детском саду в 1938 г., будучи 3-хлетним ребенком. И там же, когда детям была предоставлена глина, вылепил свою первую скульптурную композицию, изображающую гибель нерадивого Фомы в пасти крокодила. «Стихи, прочитанные и заученные в детстве, перекликаются с понятием “Родина” совершенно железно», - уверяет В. Чижиков.

Еще одно детское воспоминание художника выглядит символичным и судьбоносным: «Жаркий летний день предвоенного сорокового года. Мы с отцом в Парке культуры катаемся на лодке, и вдруг по радио объявляют, что сейчас в летнем театре выступит Чуковский. Прибежали вовремя, расположились на первой скамейке перед эстрадой. Все долго хлопали, когда вышел Корней Иванович. Он долго читал стихи, хорошо всем знакомые, любимые стихи детворы. Сам его облик, манера читать стихи, говорить с детьми, его голос - завораживали. Дети слушали как зачарованные, Но вот встреча подходит к концу, Чуковскому дарят цветы, море цветов, он весь в цветах, рук не хватает. И вдруг ему подносят букет дивной красоты – синий, красный, желтый.

Тут какая-то сила подбрасывает меня, я подбегаю к самой эстраде:
- Дедушка Корней, подарите мне этот букет!
Чуковский, ничуть не удивившись, протягивает мне букет-красавец.
- Возьми, детка! Держи!
Отец, пораженный моей бесцеремонностью, просит меня вернуть букет Корнею Ивановичу. Чуковский, видя мое замешательство, говорит:
- Что вы, что вы, пусть мальчик отнесет букет маме!
Гордый и счастливый шел я домой, обняв обеими руками дар великого сказочника Корнея Ивановича Чуковского!

В 1980 году за иллюстрации к “Доктору Айболиту” мне был присужден Диплом имени Г.Х. Андерсена. На торжестве вручили диплом и одну гвоздику - так полагалось. Смотрел я на эту гвоздичку и вспоминал свое довоенное детство, свою встречу с Чуковским и тот синий, красный, желтый - самый красивый букет в моей жизни».

К красоте деталей, к мелочам, ассоциациям Чижиков всегда был внимателен; не зря говорят, что художник видит мир не так, как «простые смертные». По его словам, художник - это волнующаяся масса.

Коллега и друг В. Чижикова В. Лосин в тех случаях, когда художник обращал его внимание на что-либо художественно привлекательное - будь то хвост петуха или облачко, отвечал: «Да, как иллюстраторам нам это очень важно».



Годы Великой Отечественной войны В. Чижиков с матерью провел в эвакуации, в селе Крестово-Городище Ульяновской области, на Волге; отец художника погиб на фронте. В избе, в которой они поселились, было принято каждую Пасху оклеивать стены свежими газетами. Со временем стены избы были украшены рисунками мальчика. Одним из главных впечатлений эвакуации стало общение с дядей Левой, одиноким инвалидом, вернувшимся с фронта без обеих рук. Тем не менее, дядя Лева умудрялся неплохо рисовать, вести стенгазету и работать заведующим почтовым отделением. Кроме того, он устроил «книжный клуб» - собирал у себя в доме детишек, как местных, так и эвакуированных, и вместе с ними читал книги. А знакомство будущего художника с дядей Левой состоялось при весьма драматичных обстоятельствах - безрукий мужчина спас маленького Витю Чижикова, тонувшего в Волге.

Поразительная история, в очередной раз напоминающая нам, сколько настоящих героев страны не узнано, сколько прекрасных скромных людей где-то в деревнях, в маленьких городках творят настоящие чудеса, о которых, быть может, никогда не узнают в столицах...


В. Чижиков сотрудничал со всеми ведущими советскими журналами для детей и юношества - «Вечерней Москвой», «Пионерской правдой», «Юным натуралистом», «Молодой гвардией», «Огоньком», «Веселыми картинками», но в наибольшей мере его душа лежала к «Мурзилке». Художник называл редакцию «Мурзилки» «заповедником взаимопонимания». Именно там он познакомился с людьми, которые стали его лучшими друзьями на всю жизнь.

Кредо художника Чижикова звучит хоть и предсказуемо, но неоспоримо: «Детский художник должен отличаться абсолютной добротой. Злюка может затесаться в детские художники. Может, он шерсть хорошо рисует. Пушистые у него все. А душу не обманешь».

Вот еще один важный рецепт мастера для начинающих детских иллюстраторов: «Если ты обул героя в синие ботинки - соблюдай синие ботинки до конца книги! Однажды мне поручили нарисовать картинку к стихотворению Агнии Барто “Было у бабушки 40 внучат”. Я нарисовал 15 человек из упомянутых 40, остальных уведя за обрез страницы. Пошли письма: “Почему художник Чижиков изобразил только 15 внучат? Где остальные 25?”. Тираж “Мурзилки” тогда был 6,5 миллиона экземпляров. Главред сказал: “Витя, ты понял, как надо? Сказано сорок - рисуй сорок. Как хочешь”. Потом вышла книжка, и я нарисовал 40 внучат и собачку еще посадил».

Виктор Чижиков - замечательный рассказчик. Он очень любит людей и не устает в этом признаваться, любит рассказывать о своих выдающихся друзьях. В числе членов «ЦДЛ» был и писатель Юрий Коваль. «Он был потрясающе талантлив во всем!.. - тепло, даже восторженно вспоминает В. Чижиков. - И в рисовании тоже. Как у него бурлят рассказы словами, так у него бурлит и живопись своими мазками!.. У него жутко смелые мазки, которые идут в разных направлениях. На его живописном полотне завязывается крепкое знакомство одного мазка с другим – возникает живописная, красивая вязь. Когда он приходил - все сразу понимали, что его-то как раз и не хватало! Он был всегда необходим. Он мог повернуть течение собрания совершенно в другую сторону! У него настолько силен был творческий запал, что не исчерпывался живописью, литературой, он еще был гением общения. Коваль в прозе умел одним мазком создать огромную картину. Калиновский это все очень остро почувствовал и форзацем в “Недопеске” сделал степь: маленький недопесок бежит по этой степи, а над всем этим - созвездие Орион. И сразу чувствуешь, что Коваль охватывает своим творчеством космос. И в этом космосе созвездие дышит над землей, и тут же передвигается “микроорганизм”, убежавший со зверофермы. Огромнейший масштаб!».



Был у В. Чижикова и опыт работы в мультипликации - он выступил художником-постановщиком в мультфильме Гарри Бардина «Бравый инспектор Мамочкин».

Бытует мнение, что в советское время представители творческих профессий буквально «бежали» в детскую литературу, иллюстрацию, мультипликацию - чтобы укрыться от идеологии соцреализма и ее цензуры.


Вот что В. Чижиков думает по этому поводу: «Так говорят люди, которым это выгодно. А те, кто естественным образом влился в детскую литературу, так не считают. Мои друзья никогда не были ни диссидентами, ни идеологами. Какая идеология, когда у Лосина, например, были великолепные иллюстрации к “Генералу Топтыгину” Некрасова, когда у него пушкинский Балда - это обалдеть можно, какой замечательный тип! Его никто никогда не загонял в детскую литературу - он ее выбрал. Он мог быть великолепным живописцем - это рисовальщик экстра-класса! Убежищем детская литература была для халтурщиков, когда душа не звала в детскую литературу, а вынужден был где-то перекантовываться - но это не о моих друзьях и не обо мне».

В. Чижиков очень любит кошек. В 2005 г. вышла книга с его рисунками и стихотворениями Андрея Усачева «333 кота». Это книга, где уже непонятно - то ли иллюстрации сделаны к стихам, то ли стихи написаны к картинкам, то ли они абсолютно самодостаточны, и просто дружески взаимодействуют на страницах одной книги.

Сам Чижиков тоже сочиняет остроумные стихи. Например:

У прилавка магазина
Появились три кота:
«Нам три метра трикотина
Шириною в три хвоста».
Прибежал четвертый кот:
«Есть в продаже коверкот?»

Метко и трогательно высказалась о работах художника переводчик, специалист по детской литературе О. Мяэотс: «Рисунки Чижикова узнаются моментально. И, удивительное дело: хотя персонажи, созданные художником, похожи, как дети одного отца, они сохраняют индивидуальность, а в иллюстрациях нет серийного однообразия, зато всегда есть игра, ласковая усмешка и - море счастья и любви. И еще одно важное качество, особенно ценное в наше время, явно перегруженное насилием и всякими ужасами: иллюстрации Чижикова нестрашные. В созданном им мире царят добро и гармония, и жить в нем можно без оглядки и страха».


Виктор Чижиков в 2011 году


Отрадно, что у «Ценителей детской литературы» есть достойная смена в кругу детских иллюстраторов. Появляются новые издательства детской литературы - например «Розовый жираф» или «Самокат». С помощью молодых талантливых художников - М. Покалева, З. Суровой, И. Олейникова, В. Семыкиной и других - они формируют обновленное и свежее, современное лицо детской книги. Стали также появляться интерактивные книги для планшетов, где картинки могут двигаться - даже лет десять назад подобное казалось фантастикой. В разработке художественной части и здесь задействованы замечательные художники. Правда, новые книги не печатаются такими тиражами, как это бывало в советские времена, когда по всей стране расходились миллионы экземпляров.

В. Чижиков считает: чтобы найти путь к сердцу современного ребенка, избалованного всяческими гаджетами, нужно всего только быть искренним.


Хочется надеяться, что так и есть, что искренность по-прежнему будет находить отклик среди новых поколений. И что новое время родит новых искренних детских художников, работы которых будут совсем не страшными и очень добрыми.

Чижиков Виктор Александрович — народный художник, рисовал иллюстрации в «Мурзилке», «Вокруг света», «Веселых картинках», работал над книгами и в различных периодических изданиях. Автор знаменитого Олимпийского Мишки — талисмана летних 1980 года.

Удивительные иллюстрации Чижикова

Практически каждому с детства знакомы картинки Виктора Чижикова. Однако это вовсе не значит, что иллюстрации художника одинаковые: в них есть неповторимый стиль, они сохраняют индивидуальность и при этом полны ласки и любви.

В наше время детские книжки содержат жестокие рисунки, а Виктор Чижиков старался сделать свои иллюстрации нестрашными, и у него, без сомнения, получилось. Мир, который он создавал, был полон добра и гармонии, в нем можно находиться без страха. Виктор Чижиков, художник с добрым сердцем, часто говорил, что встреча с жестоким миром вредит детям, по его словам, детская психика должна окрепнуть перед тем, как узнать о страшилках и ужастиках. Он старался сделать даже отрицательных героев смешными. Вспомнить, например, иллюстрацию Волка, который съел Красную Шапочку.

Виктор Чижиков, биография которого полна удивительных историй, часто читал Чуковского, повести которого сильно повлияли на его творчество. Один из примеров — «Доктор Айболит». В книжке, которая досталась художнику, было множество страшных картинок, особенно те моменты, где мальчик потерял отца, и сцены с пиратами. Чижиков до сих пор хранит ту самую книжку и признается, что читать ее было страшно. Своей дочери он читал книжку с собственными иллюстрациями, и она совсем не боялась! Конечно, ведь там страшный Бармалей спит с журналом «Мурзилка» под боком.

Начало карьеры знаменитого художника

Именно за иллюстрации к «Доктору Айболиту» Чижикову позднее присудили Диплом имени Андерсена. Художник вспоминает, что на вручении ему отдали диплом и гвоздику, так полагалось по правилам. И он вспомнил, как в детстве встретил Чуковского, и тот подарил ему свой букет.

Неудивительно, что это событие так сильно повлияло на маленького Виктора, что он увлекался Чуковским и перенял от него умение понимать детей, любовь к детской литературе, критическое отношение к своим работам и искреннюю любознательность и восхищение окружающим миром.

Поэтому уже в 1960-х годах Виктор Чижиков стал иллюстрировать детские книги. Он вспоминает это время с любовью: тогда в книжки вновь впустили фантазию и разрешили художникам проявлять инициативу. Первые его рисунки печатали в таких журналах, как «Крокодил», «Вокруг света» и «Неделя». Позднее его талант признали «Мурзилка» и «Веселые картинки». С самого начала работы Чижикова вызывали восторг, настолько яркими они были.

Работа в «Мурзилке»

Когда-то любимым журналом большинства россиян был «Мурзилка». Виктор Чижиков работает там более 50 лет и часто делится воспоминаниями о том, как все начиналось.

Когда он и его друзья были молодыми, они часто собирались утром на работе и устраивали мозговой штурм. Любые идеи, которые приходили в голову, озвучивались без страха быть обсмеянным. Так у них получались оригинальные, запоминающиеся номера. Например, любимый номер Чижикова назывался «Большие и маленькие реки». Один из художников просто предложил каждому описать любимую реку детства, и команда начала работу над идеей.

Как и все остальные, Виктор рисовал Мурзилку. Многие наверняка замечали, что этот персонаж всегда выглядел по-разному: Мурзилка живет сам по себе, и художники прорисовывают его жизненный путь. Например, в одном номере у Мурзилки шарф цветов российского флага, а в другом — просто синий. Художник просто объясняет это тем, что у героя часто меняется настроение.

Ограничение в творчестве

Несколько раз, однако, Чижикову выговаривали за непослушание. Например, ему было поручено нарисовать иллюстрацию к знаменитому стихотворению Агнии Барто «Было у бабушки 40 внучат». Он нарисовал 15, остальные просто не влезли. Журнал вышел тиражом более 6 миллионов, и в редакцию посыпались письма с вопросами об оставшихся внучатах. Тогда главный редактор пришел и сказал: «Сказано 40, должно быть 40». Теперь Чижиков улыбается, вспоминая это, и говорит, что дорисовал внучат и собачку в придачу.

История Олимпийского Мишки

Чижиков вспоминает, что один из руководителей Союза художников сказал ему, что проходит конкурс на талисман Олимпиады. На тот момент создатели конкурса уже получили 40 тысяч вариантов и не смогли найти нужное. Однако детские художники участия не принимали. Чижиков и его друзья собрались на работе и стали рисовать медведей. На тот момент это были всего лишь наброски, друзья нарисовали около ста штук.

Куча эскизов так бы и лежала на столе, если бы руководителю не позвонили и не попросили предоставить вариант работы в Олимпийский комитет. Так он и поступил. А когда вернулся, сказал, что образ Виктора одобрили, а еще через месяц он был выставлен на голосование.

Сейчас уже мало кто помнит, что в конце 1970-х проводилось голосование за лучший талисман, и мишку Чижикова почти догнал рисунок лося. Однако в итоге работа получила наибольшее количество голосов, и победу одержал Виктор Чижиков. Художник еще не знал, чем обернется ему это творение.

Этот образ принес Чижикову много проблем. После Олимпиады его использовали везде, не спросив разрешения автора. Например, ему даже пришлось судиться с каналом НТВ за эксплуатацию образа. Тот суд Чижиков проиграл, его авторство не признали. Телевизионщики использовали мишку весьма экстравагантным образом: то как татуировку, то как образ стриптизерши. Всего талисман побывал в 33-х выпусках.

Чижиков — самый добрый художник

По мнению Виктора, в наше время дети, избалованные множеством игрушек и гаджетов, ценят искренность и добро. Хочется верить, что он прав и его дело продолжат новые художники, которые будут дарить детям новые добрые сказки.

Биография

Закончив московскую среднюю школу № 103 в 1953 году, поступил в Московский полиграфический институт, художественное отделение которого закончил в 1958 году.

В 1952 году, ещё учась в школе, начал работать в газете «Жилищный работник», где и опубликовал свои первые карикатуры.

С 1955 года работает в журнале «Крокодил», с 1956 - в «Весёлых картинках», с 1958 - в «Мурзилке», с 1959 - в «Вокруг света».

Работал также в «Вечерней Москве», «Пионерской правде», «Юном натуралисте», «Молодой гвардии», «Огоньке», «Пионере», «Неделе» и других периодических изданиях.

С 1960 года иллюстрирует книги в издательствах «Малыш», «Детская литература», «Художественная литература» и др.

Член Союза журналистов РФ с 1960 года.

Член Союза художников РФ с 1968 года.

Член редколлегии журнала «Мурзилка» с 1965 года.

Обладатель Почётного диплома имени Х.К.Андерсена (1980 г.), ордена «Знак Почёта», почётного Знака Олимпийского комитета и диплома Академии художеств СССР за создание образа талисмана Московских олимпийских игр - медвежонка Миши (1980 г.) и Почётного диплома Совета по детской книге России (1997 г.).

Лауреат Всероссийского конкурса «Искусство книги» (1989, 1990, 1993, 1996, 1997 гг.), конкурса читательских симпатий «Золотой ключик» (1996 г.), ежегодной профессиональной премии за наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора - «Золотой Остап» (1997 г.).

Председатель жюри конкурса детского рисунка «Тик-так», проводимого телекомпанией «Мир» (канал телевидения РФ) с 1994 года.

Народный художник России.

_____________________________

Микроавтобиография

«С тех пор как я родился у меня спрашивают: «Чижик-пыжик, где ты был?» Отвечаю: - В детском саду был, в школе был, в Полиграфическом институте был, в «Крокодиле» был, в «Мурзилке» был, в «Вокруг света» был, в «Весёлых картинках» был, в «Детгизе» был, в «Малыше» был. Да! Чуть не забыл. На Фонтанке тоже был. Раза два.»

В. Чижиков

_____________________________

Я познакомился с Виктором Чижиковым в 1976 году на праздновании 75-летия народного художника СССР Ивана Максимовича Семёнова. Не помню, то ли я сам к нему подошёл с просьбой подписать книжку из серии «Мастера советской карикатуры», то ли он остановил меня, когда я возвращался на своё место после «поздравления от молодых красногорских художников Ивану Семёнову», знакомство состоялось. Для меня тогда Чижиков был не только виртуозный рисовальщик, работы которого я с удовольствием рассматривал и в «Крокодиле», и в «Вокруг света», но и автором замечательной идеи, как познакомиться с любимым художником и не выглядеть при этом глупым прилипчивым поклонником.

В своё время пионер Чижиков притащил к Кукрыниксам целый чемодан своих рисунков и задал вопрос: «Выйдет ли из меня карикатурист?»... Одним словом я притащил с собою... нет, не чемодан, папку своих рисунков и, как бы передавая эстафету, показал содержимое Виктору Александровичу. Не знаю, что было в чемодане Чижикова, но могу представить, что было в моей папке. Тапками он меня не побил, а расцеловал и дал несколько практических советов. Я их помню до сих пор.

Для начала он запретил мне рисовать на школьных листах в клеточку. Самым категорическим образом. «Ты должен научиться уважать себя!» - сказал Чижиков. - «Себя и свой труд». И с тех пор я никогда и никому не показывал рисунков, сделанных на клетчатой бумаге. Обнаружив в папке рисунки алкоголиков, Чижиков заметил: «Обрати внимание, когда будешь рисовать пьяниц, что никто и никогда не лежит пузом кверху. Обычно из канавы торчат либо голова, либо ноги...»

Позже, когда я побывал у него в мастерской в доме художников на Нижней Масловке, он поделился со мной своим творческим методом. «Я никогда не сижу где-нибудь в вагоне метро с блокнотиком, я сажусь, выбираю жертву и стараюсь как можно точнее запомнить все детали его внешности. Потом прихожу домой и сразу же зарисовываю увиденное. Это великолепная тренировка памяти, которая очень важна для художника! Я никогда никого не рисую с натуры. Вот сегодня меня попросили нарисовать шарж на Гурова, я побывал на худколлегии, внимательно присмотрелся к Евгению Александровичу, а потом пришёл домой и нарисовал его таким, каким запомнил...»

Не так давно Виктору Александровичу «стукнуло» 70 лет. Мне до сих пор не верится в это! Какие семьдесят! Это великолепный молодой мастер пера, каким я его всегда знал! Его иллюстрации к детским книгам - одни из самых лучших, карикатуры бесподобны, одна серия «Великие за партами» стоит нескольких томов скучных исторических трудов, а олимпийский мишка, автором которого спустя 4 года после нашего знакомства стал Виктор Александрович, до сих пор считается лучшим олимпийским талисманом за всё время существования Олимпийских игр в новейшей истории. А, впрочем, о чём я? Лучше смотрите сами!

Сергей Репьёв

____________________________

Из окна мастерской художника Виктора Александровича Чижикова видно пол-Москвы. В этом доме - Малая Грузинская, 28 - жил Владимир Высоцкий. Здесь Чижиков придумал и нарисовал олимпийского Мишку.

Резиновый олимпийский медведь стоял у меня на полке рядом с книжкой «Айболит» и номерами «Мурзилки». В этому году к 80-летию журнала Российская государственная детская библиотека сделала выставку художников «Мурзилки»: звери Чарушина, «Муха-Цокотуха» Конашевича, машинки к стихам Барто Молоканова. Мы не помним их имён - только знаменитые рисунки, расходившиеся по всей стране шестимиллионным тиражом. (Сегодняшний тираж «Мурзилки» - 120 тысяч экземпляров - уже самоокупаемость.) Чижиков работает в журнале 46 лет - и все истории у них с «Мурзилкой» общие.

«Журнал определяли мужчины. Мы вдесятером садились за большой стол и начинали нести всякую чушь про следующий номер. Вдруг тема «Малые реки России» - каждый вспоминает речку своего детства. Вышел необыкновенно тёплый номер, это придумал Юрий Молоканов - он был главным художником в журнале. Он же ввёл такую традицию - каждый, кто возвращался из поездки, показывал свои зарисовки и делился историями.

Чрезвычайно интересной оказалась поездка самого Молоканова на Филиппины в составе первой тургруппы из Союза. Молоканов писал этюд, сидя под пальмой, а мимо проходила очень красивая женщина с пёстро одетой свитой. Ей понравился этюд. Молоканов тут же его подарил. Она попросила нарисовать её портрет. Он здорово улавливал сходство - ну подарил ей и портрет. На следующий день президент Фердинанд Маркос пригласил советскую делегацию на прогулочную баржу - намечались танцы и выпивка. Там Молоканов понял, что вчерашняя красавица - супруга президента. И очень ему симпатизирует. Но ужас был в том, что все перепились. И кто был за штурвалом - тоже. А Молоканов перед Полиграфом семь лет отслужил на Северном флоте. Он взял штурвал в свои руки и привёл баржу к берегу. Правда, сшиб причал. Я упускаю подробности. Молоканов всё это отразил в дневниковых рисунках.

Мы очень дружили. Дни рождения отмечались. Надвигается, например, 50-летие Виктора Драгунского. И один из нас - Иван Бруни - придумал вылепить хохочущую голову Драгунского. Более смешного зрелища, чем хохочущий Драгунский, не придумаешь: свои зубы он называл «небрежно брошенным жемчугом». (То, что мы видим сейчас на эстраде - сатириков в смысле, - так мы об это ноги вытирали, потому что среди нас был Драгунский.) И вот мы вылепили шарж из папье-маше, раскрасили - бешено похожая голова. Однажды домработница Драгунских, когда хозяева уехали на дачу, открыла стенной шкаф - оттуда выпала эта голова. С воплем: «Витю убили!» - она выскочила на лестничную клетку и орала до тех пор, пока не прибежали соседи и не объяснили ей, что это скульптура.

С Ковалём тоже многое связано. Я обычно летом живу под Переславлем Залесским, в селе Троицкое. Как-то Коваль приехал, мы с ним шли по деревне, и я говорил, кто в каком доме живёт. А день осенний, холодный, но солнечный. И около какой-то избы, видно, выколачивали перины. Уже никого нет, а пух летает. И каждое пёрышко пронизано солнцем. Коваль говорит: «Чиж, а кто в этом доме живёт, я знаю - Феллини». И я вспомнил кадры из «Амаркорда» - осенний день в Италии, и начинается снегопад. Солнце пронизывает хлопья снега, а на заборе сидит павлин. А у нас на заборе сидел петух. Какая ассоциативная мощь, думаю. С тех пор у нас в деревне Феллини живёт».

Записала Анна Эпштейн

______________________

Олимпийский мишка похож на Виктора Чижикова. Это понятно: Чижиков его нарисовал. Портрет мишки занимает своё место на стене мастерской Виктора Александровича среди дружеских шаржей, фотографий друзей и рисунков котов. Мишка принадлежит народу, а коты - настоящая страсть Чижикова. Ему дай волю - он одних котов и рисует.

В журнале «Мурзилка», где Чижиков работает 51 год, к этому относятся с энтузиазмом: от обложки Чижикова с котом трудно отказаться. Как чарушинского медвежонка, кота Чижикова хочется и погладить, и потормошить.

«Детский художник должен отличаться абсолютной добротой, - говорит Чижиков. - Злюка может затесаться в детские художники. Может, он шерсть хорошо рисует. Пушистые у него все. А душу не обманешь».

Как делался журнал «Мурзилка», когда Чижиков и его друзья-художники были молодыми? Члены редколлегии собирались на летучку и предлагали, что в голову придёт. Получались изумительные номера. Так появился один из любимых Чижиковым номер «Мурзилки» «Большие и малые реки». Художник Юрий Молоканов предложил всем написать про реки своего детства. «Жизнь в области детского рисования, когда вокруг тебя прекрасные друзья, - это упоение. Не благодать даже, этого мало, а именно упоительная жизнь.

Как и все художники «Мурзилки», Чижиков рисовал Мурзилку. И всегда он получался разным даже у самого Чижикова, потому что так должно быть - Мурзилка живёт своей жизнью, а художники её прорисовывают. Виктор Александрович улыбается на вопрос, отчего на одной странице у Мурзилки шарф цвета российского флага, а на другой уже просто синий. У Мурзилки - своё настроение. Он один, пожалуй, может позволить себе такие частые переодевания на страницах детского журнала.

«Если ты одел героя в синие ботинки - соблюдай синие ботинки до конца книги! После одного случая я всегда за этим следил. Однажды мне поручили нарисовать картинку к стихотворению Агнии Барто «Было у бабушки 40 внучат». Я нарисовал 15 человек из упомянутых 40, остальных уведя за обрез страницы. Пошли письма: «Почему художник Чижиков изобразил только 15 внучат? Где остальные 25?». Тираж «Мурзилки» тогда был 6,5 миллиона экземпляров. Главред сказал: «Витя, ты понял, как надо? Сказано сорок - рисуй сорок. Как хочешь». Потом вышла книжка, и я нарисовал 40 внучат и собачку ещё посадил».

«Раньше все стремились тепло работать. Не знаю, чем это объясняется. Я жил в коммунальной квартире, в которой было 27 соседей. Утром попасть в туалет было делом невозможным, я об этом даже никогда не мечтал. Мой уход в школу совпадал с уходом всех на работу, и я шёл в общественную уборную на Арбатской площади. Там встречалась половина нашего класса, все жили примерно в таких условиях. Мы умывались, а потом переписывали уроки - я переписывал математику, у меня - немецкий. Заведующая уборной нас всех любила, протирала подоконник, чтобы нам было удобно работать. У неё оставались наше мыло и полотенца. Человеческая доброта была распределена в изобилии, и я не понимаю, куда могла подеваться.

Я расскажу вам про наш заповедник взаимопонимания. У меня есть друг, замечательный художник Николай Устинов. Мы живём с ним в одной деревне под Переславлем-Залесским. Как-то я уехал по делам в Париж и всё там думал, как бы хорошо оказаться в деревне на свой день рождения и увидеть Колю. И вот я приехал, накупил водки, селёдки, картошки, еду в автобусе от Переславля в деревню и смотрю в окно: с определённого места просматривается Колино окно. Вечереет, и окно светится. Он дома! Прибегаю к нему: «Приходи, посидим!». Коля говорит: «Вот хорошо, ты приехал, а я тебе стихи сочинил».

Я печку затопил, картошки наварил, дрова трещат, звёзды высыпали. Хорошо! И Коля читает стихи:

В автобусе просёлочном трясясь,
Я вспоминал Вандомскую колонну.
В дорожную проваливаясь грязь -
Лувр, Тюильри и разную Сорбонну.
Но лишь вдали увижу изоб ряд,
Плотину пруда, старые колодцы,
А чей-то рот, произносивший мат,
Мне и светло, и мудро улыбнётся.
Но лишь сойду на тёплую траву,
Пейзаж увижу с церковью кривою,
И лес, и дол, и дом, где я живу,
Я сердце вдруг попридержу рукою.
Привет тебе, о, дом, о, сеновал!
Привет тебе, о, мебель, о, посуда!
Ведь всё, что 20 лет я рисовал,
Оно выходит вот отсюда.
Сейчас я каши гречневой сварю
И закурю, и валенки надену,
На чистый лист бумаги посмотрю,
Подброшу в печь еловое полено.
Потрогаю я тёплую трубу,
А ваш Париж видали мы в гробу!

Ну, будь здоров! - сказал Коля и выпил.

Вот и объясни, что такое «Мурзилка». Наверное, состояние души нашего поколения».

Что думают про «Мурзилку» молодые художники, можно узнать на выставке, открывшейся вчера, 14 мая, в Ленинской библиотеке. 16 мая журналу «Мурзилка» исполняется 85 лет.

Екатерина Васенина

______________________

Заслуженный художник России Виктор Чижиков посвятил детским книгам всю жизнь. Можно без преувеличения сказать, что его перо и кисть проиллюстрировали всю нашу литературу для детей: Маршак и Барто, Чуковский и Волков, Заходер и Коваль, Михалков и Носов... А ещё - Родари с его «Чиполлино»! А ещё - Успенский со ставшими уже классическими персонажами Дядей Фёдором и Котом Матроскиным! А ещё - олимпийский Мишка, улетевший давным-давно в лужниковское небо, вызывая слёзы и комок в горле... А ещё - серия из двух десятков книг издательства «Самовар» с приглашающим названием «В гостях у Виктора Чижикова».

Наша беседа - с замечательным российским художником книги Виктором Чижиковым.

Я люблю белорусских художников, - рассказывает Виктор Чижиков. - У меня есть в Минске замечательный друг Георгий Поплавский, народный художник, академик. Он является главой семьи художников: жена Наташа - замечательный иллюстратор детской книги, дочка Катя - тоже очень хорошая художница. Мы познакомились в Доме творчества в Паланге в 1967 году. Когда он бывает в Москве, то всегда заходит ко мне. Он очень известный мастер, иллюстрировал Якуба Коласа, других белорусских писателей. За цикл индийских работ получил премию Джавахарлала Неру.

Вы чувствуете дыхание нового поколения в книжной графике? Кому лиру будете передавать, Виктор Александрович?

К новому поколению я отношу Вику Фомину, завоевавшую на биеннале в Братиславе почётный приз «Золотое яблоко». Есть достойные художники и среди совсем молодых. Одно время на страницах журнала «Детская литература» писалось о каком-то кризисе «иллюстраторского жанра». Я этого никогда не чувствовал. Всегда работало много талантливых художников. Конечно, надо их поддерживать, особенно стариков. Например, очень много сделал для российской книжной графики Геннадий Калиновский. Ему сейчас около 75 лет, он болен, о нём мало вспоминают. Мы-то, его друзья и коллеги, о нём помним, но не можем обеспечить закупки его работ. А у него есть очень интересные работы к «Мастеру и Маргарите» и «Путешествию Гулливера». Особенно он прославился иллюстрациями к «Алисе в Стране чудес». Лучших иллюстраций к этой книге я не видел! Ещё один мой замечательный друг - недавно ушедший из жизни Евгений Григорьевич Монин. Художник очень высокого уровня, предмет гордости нашей графики. А о нём не было ни одной телевизионной передачи. Когда всё время на телеэкране посвящено попсе, а иллюстраторам не уделяется внимания, это обедняет общую культуру. Ведь на иллюстраторах, особенно детской книги, держится огромный пласт культуры: первые шаги ребёнка связаны не столько с текстом, сколько с картинками. Юмор в детских иллюстрациях очень нужен. Правда, когда речь идёт о серьёзных или трагических вещах, иллюстрация должна быть трагической. Но не для самых маленьких! Помнится, однажды, когда создавался Детский фонд, мы разговаривали с Сергеем Владимировичем Образцовым о том, с какого возраста можно пугать детей, делать для них разные модные сейчас страшилки. Образцов говорил мне, что не хочет допускать в своих театральных постановках для самых маленьких ничего страшного. Пусть дети как можно дольше сохраняются «непугаными». А потом, когда подрастут, можно постепенно вводить в сказки и Бабу Ягу, и Волка, который встречается с Красной Шапочкой... Он объяснял это тем, что у детей в будущем будет много поводов для испуга. Детская психика сначала должна возмужать, укрепиться, а потом уж её можно загружать разными страшилками.

Лесники говорят, что приручённые медвежата или оленята, когда их взрослыми выпускают на волю, чувствуют себя беспомощными. А у нас сейчас выросшие дети вступают в тот же хищный лес...

Да, сегодня всё происходит не так, как говорил Образцов. Но я стараюсь делать своих страшных героев смешными. Того же Волка, например, который собирается скушать Красную Шапочку.

- С улыбкой будет её кушать?

Бармалей у меня в «Докторе Айболите» спит в кровати, а из-под подушки высовывается журнал «Мурзилка» - любимое чтиво Бармалея! Вот мой метод.

А не боитесь, что встретятся потом выросшие дети с каким-нибудь Чикатилой и будут искать, где у него высовывается журнал «Мурзилка»?

И всё-таки я даже страшный текст стараюсь рисунками смягчить. Хотя жизнь всё равно поставит всё на свои места. Я часто встречаю людей, которые мне говорят: мы выросли на ваших книжках, спасибо, что вы нас веселили! Это для меня звучит как награда. Я хотел и хочу, чтобы у детей было меньше страхов. Детство должно быть беззаботным. Вообще, мне кажется, это присуще русскому народу. Вы обратили внимание, что в деревнях на праздники ходят ряженые: мужики выпьют и рядятся в женские платья...

Для этого не надо ехать в деревню: включите телевизор с какой-нибудь сатирической программой - сплошные мужики в женских платьях!

Меня пугает изобилие таких мужиков на ТВ. Это уже не смешно. А в народе ряженые - обычное дело, они органично вписываются своей беззаботностью и ухарством в праздник. Меня это всегда веселило в детстве. Потом вырастаешь - и на тебя постепенно накладываются пласты культуры. Ты начинаешь немножко больше понимать. Немножко! Но главная закваска закладывается в детстве. Если ребёнка воспитывать в страхе, всё время предупреждать: мол, туда не ходи, и туда тоже, там страшно! - ребёнок будет сидеть онемевший посреди комнаты и всего бояться. А в жизни нужны люди, которые и постоять за себя могут, и посмеяться от души. Мы должны воспитывать таких людей.

Ну, вашему весёлому Бармалею никто не удивится - в конце концов Виктор Чижиков заставил олимпийского Мишку улететь в свой сказочный лес. До сих пор Мишка всё летит и летит над нашими головами, а люди всё плачут и плачут, прощаясь с ним...

И плачут по вполне естественной причине: Мишку успели полюбить. Сцена была вокзальная: один уезжает, другие его провожают. Мы всегда видим, как плачут на вокзалах. А почему плачут? Потому что уезжает кто-то родной.

Наш Мишка, став олимпийским талисманом, впервые взглянул в глаза зрителям: «Вот я такой! Гостеприимный, крепкий, независтливый и независимый, смотрю вам в глаза...» Медвежонок полюбился именно своим взглядом. До него никакой олимпийский талисман - никто на это никогда не обращал внимания! - в глаза не смотрел: ни мюнхенская такса, ни канадский бобр... Я у них вообще глаз не помню. А вот после олимпийского Мишки появились сеульский тигрёнок Ходори и сараевский волчонок Вучко - они уже смотрели в глаза зрителям.

- Помнится, вы болели идеей нарисовать серию «Коты великих людей». В каком она состоянии?

Я её то нарисую, то расформирую. У меня уже есть «Кот Саврасова», «Кот Шаляпина», «Кот Герострата». Есть даже «Кот Лужкова» - сам он не в кепке, но кепка участвует в этом процессе.

- А «Кот Пушкина» есть?

Нет. Но есть «Кот Малевича», есть «Кот Есенина»: представляете - тонет кот. Рядом на берегу сидит собака. Кот протягивает лапу: «Дай, Джим, на счастье лапу мне»... Есть «Кот Гоголя»...

- «Кот Гоголя», наверное, с длинным носом?

Нет, он стоит в лодке в камышах, за поясом заткнута дичь. Он целится из рогатки и говорит: «Редкая птица долетит до середины Днепра».

А «Кот Ленина», представляете, сидит в Шушенском, рядом - Надежда Константиновна... И ещё - «Кота Путина» не нарисовали? Рядом с президентским лабрадором, которого показывают по телевизору?

Нет, таких котов у меня пока нет. Для этого надо сесть и подумать - серьёзно отнестись к этой теме. Может, ещё появятся. Тут не знаешь, что возникнет. Пока беру то, что лежит на поверхности. Хорошо сказал философ Лихтенштейн: «Плохо быть правым в тех вопросах, в которых не правы сильные мира сего». К этой теме надо подходить осторожно.

- Наверное, умный был философ, раз в честь него княжество назвали...

Определённо, дока. А котов у меня пока набралось 25. Этого мало для книги.

Вообще-то коты у меня жили всю жизнь. С нами в деревне кот Чунька прожил 14 лет. Он послужил толчком для создания целой серии рисунков о кошках. А потом ушёл и не пришёл. Говорят, кошки уходят умирать. Наш Чунька - как Толстой. Кстати, уход Толстого в моей серии о котах тоже будет. Образ у меня уже найден.

Интересно, вы сперва изучаете натуру, входите в образ кота? Усов, правда, у вас нет, чтобы ими шевелить, хвостика тоже...

Совершенно верно, вхожу в образ.

- Что вы пожелаете читателям своих книжек?

Хороших перспектив. Художники в институте всегда изучают такой предмет - «Перспектива». Видеть чёткую перспективу в своей жизни я и пожелаю читателям России и Беларуси.

- А что вы пожелаете художнику Виктору Чижикову на его семидесятилетие?

Тех же перспектив! Конечно, больших перспектив у меня уже нету. Но чёткую перспективу лет на пять я бы себе пожелал!

- Ну а мы от имени читателей умножим эту цифру на пять и ещё на пять...

Александр Щуплов

В этой статье познакомимся с работами Виктора Чижикова - знаменитого художника, иллюстратора, карикатуриста, который родился в 1935 году, 26 сентября, в семье служащих в городе Москве. С 1953 по 1958 год учился в Московском политехническом институте на художественном отделении. Замечательные иллюстрации, работа в газетах и журналах, талисман Олимпиады - всё это и многое другое вы сможете узнать из этой статьи.

Олимпийский медвежонок

Виктор Чижиков стал автором образа Олимпийского медвежонка по имени Миша, который являлся талисманом Московской Олимпиады - летних игр 1980 года. 3 августа 1980 года состоялась церемония закрытия Олимпийских игр, в честь которой был запущен в небо талисман - медвежонок Миша.

История появления его началась ещё в 1977 году. В программе «В мире животных» был проведён среди населения опрос, какое животное хотели бы видеть к качестве талисмана Олимпиады. Победа досталась образу медведя, так как его качества наиболее подходили для образа спортсмена: сила, упорство, мужество. Самые лучшие художники приняли участие в конкурсе. Более 60 работ попали в финал, первое место получил образ медвежонка, нарисованный именно Виктором Чижиковым.

Шестиметровый гигант был изготовлен в двух экземплярах, и за год до Олимпиады стали проходить испытания, условия которых были максимально приближены к предложенной дате: сумерки, учет 30-метровых трибун стадиона, олимпийский огонь.

Медвежонок поднялся в небо под песню в исполнении Льва Лещенко и Татьяны Анцифировой. Со слёзами на глазах провожали его зрители и участники Олимпиады. Это был очень трогательный момент, который запомнился каждому, кто увидел эту запись. Столько теплоты, нежности и грусти было в этой церемонии.

Иллюстрации к книгам

Виктор Чижиков - художник, который мог работать в разных стилях и жанрах: пейзажи, портреты, шаржи, карикатуры, работы, выполненные акварелью и гуашью, цветные и черно-белые, все они настолько интересны, не похожи друг на друга. За свою долгую плодотворную творческую жизнь Чижиков проиллюстрирова около ста детских книг, более того, издания переиздавались, книги с иллюстрациями Виктора Александровича выходили на английском, французском языках. Предоставляем вашему вниманию далеко не полный список детских книг, иллюстрируемых художником на протяжении полувека (с 1960 года по 2012 год):

  • Драгунский В. "Тайна детской коляски" - Москва, "Малыш" 1960.
  • Михалков С. "Разные разности" - Москва, "Малыш" 1968.
  • Ладонщиков Г. "Чудо-караван" - Москва, "Малыш" 1969.
  • Чуковский К. "25 загадок, 25 отгадок" - Москва, "Детская литература" 1972.
  • Барто А. "Было у бабушки сорок внучат" - Москва, "Малыш" 1978.
  • Крылов И. А. "Басни" - Москва, "Художественная литература" 1979-1983.
  • Успенский Э. "Вера и Анфиса знакомятся" - Москва, "Малыш" 1985.
  • "Мужик и медведь" Русская народная сказка в пересказе Толстого А.Н. - Москва, "Малыш" 1991.
  • Усачёв А. "Котография на память" - Москва, "Время" 2009.
  • Усачёв А. "Город смеха" - СПб, "Азбука" 2012.
  • Кэрролл Льюис "Алиса в стране чудес" - Москва, "Лабиринт" 2012.

Одарённый человек одарён во всем, это высказывание можно отнести к талантам Виктора Александровича. Доказательством этого является следующий факт: в истории отечественной детской литературы художник выпустил три собрания книг, таких как «В гостях у В. Чижикова», 20 томов, 1995 года, в издательстве «Самовар», «Рисует Виктор Чижиков», 12 томов, 2009 год, в издательстве «Дрофа», и наконец, «Мишкины книжки», 9 томов, 1998 год, в издательстве «ЭКСМО». Виктора Чижикова книги пользуются популярностью не только среди детей. Искрящийся юмор, который буквально наполняет каждую иллюстрацию, дарит позитивный настрой и старшему поколению. Также хотелось бы подчеркнуть весьма внушительный возрастной диапазон, ведь на книгах Чижикова выросло не одно поколение.

«Крокодил», «Мурзилка», «Веселые картинки» и другие

В течение полувека иллюстрации Виктора Чижикова не сходили со страниц таких журналов и газет, как «Крокодил», «Пионерская правда», «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Юный натуралист», «Вокруг света», «Огонёк», «Молодая гвардия», «Пионер», «Неделя».

По поводу «Крокодила» Виктор Александрович однажды пошутил так: «Крокодил курил в течении многих лет, потом он бросил… по приказу Партии». Так это и было! Первый опыт работы получил в 1952 году, работая в журнале «Жилищный работник».

Персональные выставки

Виктор Чижиков в течении своей долгой плодотворной жизни провёл двенадцать персональных выставок, первая из которых была проведена в 1967 году в Москве в кинотеатре «Фитиль».

В 1977 году состоялись такие персональные выставки художника: первая выставка была проведена в комитете художников-графиков, вторая - в Доме журналистов, объединились они под одним общим названием «Шаржи В. Чижикова».

1986 год ознаменовался выставкой в Доме ученых. Следующая персональная выставка состоялась в Костроме в Государственном музее. В 1993 и 1994 годах были проведены две персональные выставки в Бельгии (в муниципальной библиотеке города Льеж). В Государственной детской библиотеке состоялись две персональные выставки в 1995 году и в 2000 году, тема которых была посвящена книжной графике.

В 2005 году в честь 70-летнего юбилея художника состоялась его персональная выставка, которая проходила в Государственной детской библиотеке.

В 2006 году состоялись две персональные выставки, первая прошла в Доме творчества (г. Москва), а вторая - в городе Костроме (художественный музей-заповедник).

В 2007 году состоялась выставка, приуроченная к выходу детской книги «333 кота». В честь 80-летнего юбилея была организована персональная выставка «Виктор Чижиков. Книжная иллюстрация», которая стала действительно знаковым событием в мире искусства. На ней можно было найти много интересного. Причем все это в обязательном порядке было связано с творчеством героя данного очерка.

Награды знаменитого художника

Список наград и заслуг Чижикова Виктора впечатляет: боле десяти раз в период с 1965 года по 2016 год он был отмечен дипломами конкурсов, стал лауреатом премии за достижения в жанре сатиры и юмора, в 2016 году ему было присвоено звание Народного художника Российской Федерации.

Когда деревья были ещё высокими

Виктора Александровича художником никто не учил быть, просто ещё с детства он запомнил простую истину: хорошо делаешь то, что действительно любишь. В начальной школе он полюбил рисовать иллюстрации к народным сказкам, процесс захватывал мальчика целиком. И ещё, ему подписывали карандаши, он не различал цветов и оттенков. Этот факт поражает до глубины души, так как на примере этого замечательного человека, талантливого художника можно видеть, как человек, страдающий заболеванием, смог добиться высот в своей профессии. Удивление, бесконечное уважение охватывает целиком и полностью. А сколько радости, тепла и веселья он подарил своим читателям и зрителям!

В качестве примера хотелось бы привести следующее высказывание известного художника-иллюстратора: «Приходилось иллюстрировать и грустные книги. - Что, грустно? - Отдайте Чижикову, он усмешнит».

Или такое воспоминание, написанное с большой долей юмора: «Приходилось рисовать картинки с интригой, я очень это люблю, особенно с мордобоем, чем больше народу дерётся, тем мне интересней».

2015-й - юбилейный год

В 2015 году Чижиков Виктор Александрович отметил свой юбилей. К такой уважаемой дате знаменитый художник выпустил книгу, которая получила название "Виктор Чижиков. Мои истории о художниках, книгах и о себе». В этом замечательном сборнике собраны одни их лучших работ художника: эскизы, зарисовки, карикатуры, иллюстрации к книгам, в собрание даже попали детские рисунки художника. Каждая история, описанная в этой книге самим автором, полна теплоты воспоминаний, каждое из которых является составляющим одной большой жизни. Также в книге собраны рассказы о семье художника, о годах учёбы, о дружбе, о других писателях и художниках, и, конечно же, о работе.

Заключение. Итог

Поводя итог сказанному, хотелось бы отметить тот факт, что талант и желание заниматься любимым творчеством способствовали успеху знаменитого и всеми любимого художника Чижикова Виктора Александровича. Хотелось бы поблагодарить его за тепло, подаренное его работой, творчеством, выразить ему бесконечную благодарность, пожелать творческих успехов, долгих лет жизни.