Настоящее имя:

Даниил Герман



Даниил Александрович Гранин - русский прозаик, киносценарист и публицист, один из ведущих мастеров советской литературы 1950-80-х годов и периода Перестройки.

Настоящее имя - Даниил Александрович Герман. Фамилию он сменил на псевдоним, чтобы его не путали с известным ленинградским писателем Юрием Германом .

Родился в Петрограде (по другим данным - в селе Волынь Курской области). Окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института (1940), работал инженером энерголаборатории, затем в конструкторском бюро Кировского завода.

В начале Великой Отечественной войны в составе народного ополчения заводчан ушёл солдатом-добровольцем защищать Ленинград. Прошёл путь от рядового до офицера, награждён боевыми орденами. Закончил войну в Восточной Пруссии командиром роты тяжёлых танков.

После демобилизации работал в Ленэнерго (начальник районной кабельной сети), восстанавливая разрушенное в блокаду энергетическое хозяйство Ленинграда. Затем недолго трудился в НИИ и учился в аспирантуре Ленинградского политехнического института, но не закончил её и оставил институт (в 1954 году), так как полностью переключился на литературную деятельность.

Печатается с 1937 года, но началом своей профессиональной литературной деятельности Гранин считает публикацию в журнале «Звезда» в 1949 году рассказа «Вариант второй».

Основная тема автора - нравственные проблемы научно-технического творчества, раскрытые в романах «Искатели» (1954), «Иду на грозу» (1962), в серии художественно-документальных произведений об учёных, в частности, повестях «Эта странная жизнь» (1974, о биологе А.А. Любищеве), «Зубр» (1987, о судьбе генетика Н.В. Тимофеева-Ресовского), повестях и очерках об академике Курчатове, других физиках и математиках.

Другая неизбывная тема творчества Гранина - Великая отечественная война. О ней он начал писать не сразу. В 1968 году вышла повесть «Наш комбат», которая произвела огромное впечатление на читателей и вызвала яростные споры, потому что ставила непривычные вопросы о войне. «Непарадно» выглядит война в повести «Клавдия Вилор» (1976), романе «Мой лейтенант» (2012). Событием в жизни страны был выход «Блокадной книги» (ч. 1-2, 1977-81, совместно с А.М. Адамовичем), в которой авторы на документальном материале попытались честно и без прикрас описать жизнь в Ленинграде во время 900-дневной блокады. Не всё из написанного на эту тему удалось опубликовать в советское время, позже была напечатана «Запретная глава» из этой книги (1988). Гранин настойчиво рассуждает об истоках фашизма, о судьбе русских немцев, больше всех пострадавших в мировых войнах, об уроках этих войн («Прекрасная Ута», 1967; и другие книги)

В 1960-80-х годах Гранин много путешествовал, объехал всю Европу («Примечания к путеводителю», 1967; «Церковь в Овере», 1969; «Чужой дневник», 1982), посетил Кубу («Остров молодых», 1962) и Австралию («Месяц вверх ногами», 1966), Японию («Сад камней», 1971), Америку, Китай. Его лирическая путевая проза интеллектуально насыщена, свободна и полемична, причем «дорожные сюжеты» занимают писателя куда меньше, чем фигура путешествующего рассказчика. На фоне разноликой экзотики рассказчик обращается взглядом к собственной жизни, к своей стране, разгадывает тайну времени - прошлого и настоящего, «потреблённого и потерянного», исчезнувшего в «раскалённых паузах», осязаемого и ещё неведомого, которому предстоит быть. Гранин ощущает время со всеми контрастами и парадоксами как нравственную категорию прежде всего.

С этим связан интерес писателя и к русской истории, в частности, к Петру I («Вечера с Петром Великим», 2000), а также к истории русской литературы. Ему принадлежат эссе о Пушкине («Два лика», 1968; «Священный дар», 1971; «Отец и дочь», 1982), о Достоевском («Тринадцать ступенек», 1966), Л. Толстом («Герой, которого он любил всеми силами своей души», 1978) и других классиках (сборник «Тайный знак Петербурга», 2000). Противостояние таланта и посредственности, неоднократно наблюдавшееся в книгах об учёных, здесь трансформируется в конфликт художника и власти, в единоборство «гения» и «злодея», в спор Моцарта и Сальери. Гражданская роль искусства, его великое облагораживающее влияние на человека для Гранина очевидны. Пример тому - роман «Картина» (1980), повествующий о небольшом среднерусском городке, знакомом и по другим произведениям писателя («Дождь в чужом городе», 1974).

Писатель много и плодотворно сотрудничал с кино. По его сценариям или при его участии поставлены киноленты: на «Ленфильме» - «Искатели» (1957, реж. М. Шапиро); «После свадьбы» (1963, реж. М. Ершов); «Иду на грозу» (1965, реж. С. Микаэлян); «Первый посетитель» (1966, реж. Л. Квинихидзе); на «Мосфильме» - «Выбор цели» (1976, реж. И. Таланкин). Телевидение экранизировало «Однофамильца» (1978), «Дождь в чужом городе» (1979), «Вечера с Петром Великим» (2011). Однако большинство этих сценариев не опубликованы.

В течение долгого времени Гранин, будучи членом Союза писателей СССР, энергично занимался общественной деятельностью, участвовал в международных встречах и симпозиумах, касающихся науки, экологии, литературы. Им опубликованы десятки интервью и публицистических статей (например, в сборнике «О наболевшем», 1988). Активный общественный деятель первых лет перестройки. Был одним из инициаторов создания российского Пен-клуба. Почётный гражданин Санкт-Петербурга. В 2016 г. Даниил Гранин стал лауреатом Премии имени доктора Фридриха Йозефа Гааза, которую ежегодно присуждает Германо-российский форум за «особый вклад в укрепление взаимоотношений России и Германии».

За свою литературную деятельность Гранин имеет множество наград. В 1976 году он получил Государственную премию СССР за роман «Клавдия Вилор»; в 1978 был повторно удостоен этой премии за сценарий фильма «Дождь в чужом городе». Он Герой Социалистического Труда (1989), лауреат Государственной премии РФ (за роман «Вечера с Петром Великим», 2001), Немецкого Большого креста за заслуги в деле примирения. Он - лауреат премии Генриха Гейне (ФРГ), член Немецкой академии искусств, почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета, лауреат премии Александра Меня. Кроме того Гранин кавалер двух орденов Ленина, орденов Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, двух орденов Отечественной войны II степени, ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Писатель скончался на 99 году жизни, в ночь на 5 июля 2017 г. Именем Гранина названа малая планета Солнечной системы номер 3120.

Фантастическое в творчестве автора. Откровенно фантастических произведений у Гранина немного. Например, это известный рассказ (последнее время называемый повестью) «Место для памятника», раскрывающий тему противостояния учёного и бюрократа с учётом фантастического допущения - если бюрократ будет иметь сведения из будущего о важности научного открытия, то что это изменит в его отношении к делу? К проблемам путешествий во времени отношение у Гранина явно заинтересованное, и герой другой повести - «Оборванный след» - попадает в будущее.

Не чужд автор и альтернативно-исторических мотивов. Характерна в этом отношении «Повесть об одном учёном и одном императоре», где приведены эпизоды жизни Наполеона Бонапарта, поданные с явно сослагательным оттенком. Элементы фантастики есть в сатирической повести «Наш дорогой Роман Авдеевич».

Но главное, что хочется выделить, говоря о фантастических мотивах в творчестве Гранина, - это романы «Искатели» и «Иду на грозу». Их традиционно относят к «реалистическим» произведениям, хотя по сути они мало отличаются от советской «производственной НФ ближнего прицела» 1950-х годов (поскольку главные герои занимаются изобретением новых приборов, ещё не существующих в реальности), вот только написаны литературным языком, который научной фантастике того времени был совершенно не свойственен.

© Компиляция А.Ермолаева из многочисленных источников в печати и в интернете, а также своих выводов

Примечание к биографии:

  • Заглавная фотография Гранина работы Валерия Плотникова.
  • О презентации нового издания «Блокадной книги»: Сергей Глезеров. Запредельные ресурсы духа (Санкт-Петербургские ведомости, 2013, №7 от 17 января, с. 3).
  • В 2003 году российское телевидение выпустило 4-серийный документальный телефильм «Я помню... Даниил Гранин» (Автор проекта: Бэлла Куркова. Режиссер: Людмила Гладкова). Он имеется на видео. Продолжительность серий по 25 минут.

    1 серия: «Очная ставка» . Как всё начиналось? Даниил Александрович вспоминает ночи в коммунальной квартире, где был написан первый рассказ «Вариант второй», и первую встречу в журнале «Звезда», куда Гранин принёс своё произведение. Но главный эпизод фильма относится к 50-м годам, когда во время доклада Маленкова, с которого началось «Ленинградское дело», в Таврическом дворце неожиданно погас свет. Таврический дворец был особым объектом в районе, в котором за снабжение электроэнергией отвечал Гранин...

    2 серия: «Совковая Атлантида» . Даниил Гранин рассказывает о том, как жила семья Германов (Граниных) в советское время, с яркими деталями. Он считает, что литература, к сожалению, в очень малой степени отразила все эти характерные признаки того времени.

    3 серия: «Начальники» . Даниил Александрович вспоминает II Съезд писателей, на котором ему было доверено вывести в Президиум Большого Кремлевского дворца Ольгу Дмитриевну Форш, которая, как старейший писатель, открывала Съезд. Но по неопытности Гранин сам остался в Президиуме и занял место, где обычно сидел Сталин... Уникальный эпизод снят в Семёновском на дальней даче Сталина. Д. Гранин рассказывает о разносе Никитой Сергеевичем Хрущевым Маргариты Алигер, Константина Симонова и других писателей.

    4 серия: «Эта странная жизнь» . Это три истории, посвященные людям, которых Даниил Гранин особенно любил и ценил: Ольга Федоровна Берггольц, Анна Андреевна Ахматова и Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский.

  • 2019 год объявлен в России Годом Гранина (Идущий на грозу // СПб ведомости, 2018, №244 от 28 декабря, с. 3 ).
  • Гранин Даниил Александрович (1919 г. р.) - псевдоним русского писателя, сценариста и общественного деятеля в сфере литературы. Настоящая фамилия Даниила Александровича – Герман.

    Публикации его работ впервые попали в руки читателям в послевоенные годы. В 1989 году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, в 2005 году он становится Почетным гражданином Санкт-Петербурга. Кроме того, у писателя хранятся и другие награды за заслуги в области литературы, искусства и архитектуры. Участник Второй мировой войны.

    Ниже читайте краткую биографию Даниила Гранина.

    Семья, рождение и образование писателя

    Село Волынь, в котором родился писатель, находилось недалеко от участка, где работал его отец лесником. Однако сам Даниил Александрович указывает и другую дату рождения – 01.01.1919 г., и место рождения – Вольск Саратовской области. Его мать была из рода татар, а отец имел польское происхождение, возможно, и еврейскую кровь. Отец писателя был на двадцать лет старше его матери. Он запомнил ее мелодичный голос и то, что она шила на швейной машинке.

    После переезда в Петербург вместе с мамой, в семь лет, он поступил в школу. Отец Гранина был сослан в Сибирь. Учился Даниил по официальной версии в Ленинградском политехническом ВУЗе, по окончании которого работал на Кировском заводе в должности инженера. Потом биография Даниила Гранина какое-то время складывалась в основном из военной службы – его призвали на войну в качестве участника народного ополчения. Был командирован в танковое училище в Ульяновск. Согласно сведениям Золотоносова, опубликованным в сети интернет под названием «Подвиг народа в ВОВ. 1941-1945 гг.», Даниил Гранин работал в должности зам. секретаря ВЛКСМ, а на фронте служил в качестве комиссара.

    По воспоминаниям самого автора в период учебы в институте он вдруг приступил к работе над историческим произведением о Домбровском, в котором выразил свое отношение к восстанию в Польше в 1863 г., и жизни французов в коммуне. В период участия в военных действиях на Пулковских высотах он не описывал войну, так как считал, что война ничему хорошему не учит – слишком много крови и жестокости.

    Работа и творчество в биографии Даниила Гранина

    Во время пребывания по долгу службы в Ульяновске он знакомится с гражданкой Майоровой, впоследствии женится на ней. В год окончания войны в их семье рождается Марина. По возвращении в Ленинград Гранин работает над восстановлением линий электроснабжения города, разрушенных в период блокады. Работая в Ленэнерго, писатель начал свою писательскую деятельность со сборника рассказов «Спор через океан», изданного в 1949 году. В этот же период выходит повесть Гранина «Вариант второй», опубликованная в «Звезде» не без поддержки Ю. Германа, который не имел родственных связей с Даниилом Александровичем. Но автор взял себе псевдоним Гранин, чтобы избежать неправильного толкования его взаимоотношений с заведующим отделом печати.

    После 1950 года становится профессиональным писателем, знатоком в области литературы. Опубликовал начатую еще в довоенные годы повесть о Я. Домбровском. В произведении «Победа инженера Корсакова» рассказывалась о победе в научных исследованиях советского ученого в дискуссии с представителем научных кругов США. Произведение не понравилось руководству СССР, так как США были представлены не достаточно мрачно. Дальнейшая творческая биография Даниила Гранина сложилась на поприще научных разработок. Он поступает в аспирантуру, изучает движение электрических дуг. В своих произведениях Даниил Гранин глубоко касается темы научно-технического прогресса и реалий трудовых будней. Его творчество находит отклик в сердцах ученого света СССР, которые всегда были мишенью руководства, чиновников, недальновидных и жаждущих наживы. Гранин раскрывает тему препятствий движению науки вперед со стороны государственных деятелей.

    Если вы уже прочитали краткую биографию Даниила Гранина, вы можете поставить оценку данному писателю вверху страницы. К тому же мы предлагаем вашему вниманию раздел Биографий , где вы сможете прочитать о других писателях, помимо биографии Даниила Гранина.

    Даниил Гранин - писатель, книги которого до сих пор любимы многими поклонниками литературы. И это не случайно, ведь произведения Даниила Александровича описывают жизнь простого человека: его маленькие проблемы и радости, поиск собственного пути, борьбу с повседневными проблемами и соблазнами.

    За свое творчество писатель награжден Государственной премией СССР, премией президента РФ, кроме того, Даниил Гранин являлся участником Великой Отечественной войны и Героем соцтруда.

    Детство и юность

    Даниил Александрович Герман (такова настоящая фамилия прозаика) родился 1 января 1917 года. Информация о месте рождения писателя разнится: по одной информации, это город Вольск, что в Саратовской области, по другим данным, Гранин родился в селе Волынь (Курская область).


    Отец будущего прозаика - Александр Герман - работал лесником в разных частных хозяйствах. Мать Гранина была домохозяйкой. В собственных мемуарах Даниил Гранин напишет позднее, что мать и отец стали примером идеальной любящей семьи. Мать, по воспоминаниям писателя, любила петь. Само детство Гранин ассоциировал с голосом матери, ее любимыми романсами.

    Через некоторое время семья маленького Даниила перебралась в Ленинград - отцу предложили новую работу. Мама мальчика восприняла эту поездку с радостью - молодой женщине в деревне было скучно. Радовался переезду и Даниил - новый город захватил мальчика. Однако вскоре семейное счастье оказалось разрушено: Александра Германа сослали в Сибирь, его жене пришлось начать работать, чтобы содержать себя и сына.


    Даниил ходил в школу на Моховой. В автобиографии Гранин с теплотой вспоминает это время. Особенно мальчику нравились физика и литература. Преподавательница литературы учила детей сочинять стихи. Поэзия не давалась Даниилу Александровичу, и с тех пор Гранин привык относиться к поэзии как к высшему искусству, доступному только уникальным людям.

    Когда пришло время выбирать профессию, на семейном совете было решено, что Даниил отправится изучать инженерное дело. Перед войной Гранин окончил политехнический институт, став дипломированным инженером-электриком. Однако поработать по специальности Даниилу Александровичу не пришлось: в биографию писателя, как и в жизни всех граждан страны, вмешалась Великая Отечественная война.


    Даниил Гранин на войне

    Писатель прошел войну от начала до конца. Гранин воевал на Прибалтийском и Ленинградском фронтах, воевал в танковых войсках и в пехоте, получил несколько боевых орденов. В конце войны у Даниила Александровича уже было звание командира танковой роты. Долгое время Гранин никому не рассказывал о том, что пришлось пережить на фронте. Да и писать об этом решился далеко не сразу.

    После войны Гранин поступил в аспирантуру и устроился работать в Ленэнерго.

    Литература

    Первые пробы пера Гранина датированы второй половиной 1930 годов. Впервые сочинения Даниила Александровича опубликовали в 1937-м в журнале под названием «Резец». Речь идет о рассказах «Родина» и «Возвращение Рульяка». Сам же писатель считал началом профессиональной литературной деятельности публикацию рассказа «Вариант второй» в 1949-м. В том же году Даниил Александрович начал подписываться фамилией Гранин: об этом начинающего писателя попросил уже известный прозаик и однофамилец .


    Спустя два года писатель выпустил два полноценных романа - «Спор через океан» и «Ярослав Домбровский». Однако известным Даниила Гранина сделал роман «Искатели», вышедший в 1955 году. Это история об ученом Андрее Лобанове, смыслом жизни которого стала наука. Однако гению мысли приходится бороться с бюрократией и чиновнической волокитой на пути к открытиям и исследованиям.

    В дальнейшем Даниил Александрович не раз возвращался к теме ученых, аспирантов, изобретателей и отношению к ним со стороны других людей и начальства. Этому посвящены романы и повести «Иду на грозу», «Неизвестный человек», «Собственное мнение», «Кто-то должен». Также писатель выпустил несколько исторических произведений - «Размышления перед портретом, которого нет», «Повесть об одном ученом и одном императоре».


    Интересовали Даниила Александровича и судьбы талантливых людей. Писатель провел исследование и написал биографии биолога Александра Любищева (повесть «Эта странная жизнь»), генетика Николая Тимофеева-Ресовского (произведение «Зубр»), а также физика (роман «Выбор цели»). В романе «Бегство в Россию», опубликованном в 1994 году, Даниил Гранин раскрылся для читателей с новой стороны. Прозаик вернулся к излюбленной теме судьбы ученых, однако раскрыл ее в форме приключенческого детектива.

    Нельзя не упомянуть и военную тему в произведениях Даниила Александровича. Самыми яркими произведениями, пожалуй, стали сборник рассказов под названием «Еще заметен след» и «Блокадная книга», написанная Граниным совместно с Алесем Адамовичем. Эта книга посвящена блокаде Ленинграда и основана на документальных источниках, записках блокадников и воспоминаниях фронтовиков.


    Это не единственное документальное произведение Даниила Гранина. Интересны очерки, рассказы и выдержки из дневников писателя, посвященные путешествиям по Японии, Австралии и европейским странам: «Сад камней», «Неожиданное утро» и другие. Кроме того, прозаик написал ряд эссе и очерков о , .

    В последние годы Даниил Александрович предпочитал писать в жанре мемуаров. Таковы произведения «Мой лейтенант», «Причуды моей памяти», «Все было совсем не так», выпущенные в начале 2000 годов.


    В 2013-м переиздана «Блокадная книга» Гранина. Произведение дополнили фотоснимками военного времени из коллекции петербургского исторического музея и личного архива писателя. А спустя год состоялось выступление Даниила Гранина в немецком бундестаге на мероприятии, посвященном памяти жертв национал-социалистического режима и годовщине освобождения Освенцима. Многие слушатели не сдержали слез. 95-летнему писателю аплодировали стоя - настолько эмоциональной получилась речь Гранина.

    По произведениям Даниила Александровича снято несколько фильмов. Первым в 1957 году экранизирован роман «Искатели». Режиссер картины - Михаил Шапиро. Позднее вышли картины «Выбор цели», «Дождь в чужом городе», «После свадьбы» и другие.

    Личная жизнь

    Личная жизнь Даниила Гранина сложилась счастливо. В начале войны писатель женился на Римме Майоровой. В автобиографии Даниил Александрович написал, что семейная жизнь началась с нескольких часов, проведенных с супругой в бомбоубежище. А уже через несколько дней Гранин отправился на фронт.


    Однако тяготы и лишения военного времени не уменьшили чувств супругов - Даниил Александрович и Римма Михайловна прожили вместе целую жизнь. В 1945 году у писателя родилась дочь Марина.

    Смерть

    Последние годы жизни здоровье Даниила Гранина становилось слабее и слабее: сказывался почтенный возраст писателя. В 2017 году Даниил Александрович совсем ослаб, чувствовал себя плохо. В начале лета Гранина госпитализировали. Дышать сам он уже не мог, пришлось подключить аппарат искусственной вентиляции легких. 4 июня 2017-го Даниила Гранина не стало. Ему было 99 лет.


    Смерть писателя, хоть и не стала неожиданностью, потрясла поклонников творчества прозаика и просто неравнодушных людей. Могила Даниила Гранина находится на Комаровском кладбище (под Санкт-Петербургом).

    Библиография

    • 1949 - «Спор через океан»
    • 1949 - «Вариант второй»
    • 1951 - «Ярослав Домбровский»
    • 1954 - «Искатели»
    • 1956 - «Собственное мнение»
    • 1958 - «После свадьбы»
    • 1962 - «Иду на грозу»
    • 1962 - «Неожиданное утро»
    • 1967 - «Дом на Фонтанке»
    • 1968 - «Наш комбат»
    • 1968 - «Два лика»
    • 1974 - «Эта странная жизнь»
    • 1976 - «Клавдия Вилор»
    • 1990 - «Неизвестный человек»
    • 1994 - «Бегство в Россию»
    • 2000 - «Оборванный след»

      Даниил Александрович Гранин Имя при рождении: Даниил Александрович Герман Дата рождения: 1 января 1919(19190101) Место рождения: село Волынь (Курская область) Гражданство … Википедия

      Настоящая фамилия Герман (р. 1919), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1989). Образы учёных подвижников, нравственно психологические проблемы научной интеллигенции в романах о физиках «Искатели» (1954), «Иду на грозу» (1962), в… … Энциклопедический словарь

      - (псевд. Даниила Александровича Германа) (р.1919). Видный рус. сов. прозаик, киносценарист, более известный произв. др. жанров, один из ведущих мастеров сов. лит ры 1950 80 х гг. Род. в с. Волынь (ныне Курской обл.), окончил Ленингр. (ныне СПБ)… … Большая биографическая энциклопедия

      Гранин, Даниил Александрович - Даниил Гранин. ГРАНИН (настоящая фамилия Герман) Даниил Александрович (родился в 1919), русский писатель. Нравственно психологические проблемы научной интеллигенции в романе “Искатели” (1954), “Иду на грозу” (1962). Художественно документальное… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Гранин (псевдоним; настоящая фамилия Герман) Даниил Александрович (р. 1. 1. 1919, с. Волынь, ныне Курской обл.), русский советский писатель. Член КПСС с 1942. В 1940 окончил Ленинградский политехнический институт, работал на Кировском заводе.… … Большая советская энциклопедия

      ГРАНИН (наст. фам. Герман) Даниил Александрович (р. 1919) русский писатель, Герой Социалистического Труда (1989). Нравственно психологические проблемы научной интеллигенции в романах Искатели (1954), Иду на грозу (1962). Художественно… … Большой Энциклопедический словарь

      ГРАНИН (Герман) Даниил Александрович (р. 01 января 1919, город Волынь, Курская область), сценарист; лауреат Гос. премии СССР (1978, за участие в фильме «Дождь в чужом городе»); кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999).… … Энциклопедия кино

      ГРАНИН Даниил Александрович - ГРАНИН (наст. фам. Герман) Даниил Александрович (р. 1919), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1942. Ром. «Искатели» (1954), «После свадьбы» (1958), «Иду на грозу» (1962), «Картина» (1980). Док. проза: Клавдия Вилор» (1976; Гос. пр. СССР,… … Литературный энциклопедический словарь

      ГРАНИН Даниил Александрович - ГРА НИН (наст. фам. Герман) Даниил Александрович (р. 1.1.1919) сов. писатель, сценарист. Чл. КПСС с 1942. В 1940 окончил Ленингр. политехнич. ин т. Печатается с 1949. Его осн. тема нравств. проблемы науч. технич. творчества. По своим романам … Кино: Энциклопедический словарь

      - (наст. фам. Герман; р. 1918) – рус. писатель. Род. в семье лесника. Работал ст. инженером энерголаборатории, затем в КБ. В 1949 50 ст. инженер научно исследоват. ин та. Печататься начал в 1949. Осн. тема произв. – романтика и поэзия научно технич … Энциклопедический словарь псевдонимов

    Книги

    • Ленинградский каталог
    • Ленинградский каталог , Гранин Даниил Александрович. Даниил Александрович Гранин - лауреат Государственной премии, Герой Социалистического Труда, участник Великой Отечественной войны, кавалер многих орденов и медалей, выдающийся писатель своего…

    Даниил Гранин: Кто-то смиряется, что есть вещи, которые непостижимы. А кто-то мучается, стремясь постичь, в чем смысл жизни. Фото: Юрий Белинский / ТАСС

    "Я прочел воспоминания Альберта Шпеера, где он не постеснялся рассказать о своей дружбе с Гитлером. В его строчках проглядывает сочувствие к вождю Третьего рейха. С одной стороны, я понимаю признательность Шпеера по отношению к Гитлеру в начале его карьеры - фюрер дал ему возможность стать главным архитектором Рейха...

    Но ведь потом, когда Шпеер стал министром вооружения Германии, его подземные заводы изготавливали не только вооружение, но и газовые камеры. Он же не мог этого не знать. Он видел наших пленных, которые работали на этих заводах в тяжелейших условиях. Но...

    Двадцать лет сидел Шпеер в Шпандау. За это время многое изменилось в Германии. Страна прошла денацификацию, Гитлер был признан человеком, ввергнувшим свою страну в беду. Но, несмотря ни на что, Шпеер ничего не переоценивает - он по-прежнему верен своему вождю и спустя 20 лет после окончания Второй мировой войны...

    Мы побороли идеализм и относимся к жизни прагматично, корыстно. Даже в церковь люди просят приходить. Мы не благодарим за чудо природы, за чудо жизни

    Всего этого я понять не могу. Могу признать: Шпеер был действительно талантливым архитектором. И поэтому неизбежно вновь возникает пушкинский вопрос: как талант совмещается со злодейством?".

    О Сталине и миллионах

    "... Но у меня другой вопрос: а правильно ли, что у нас ничего не осталось от Сталина? Вы же понимаете, я ни в коем случае не защищаю культ, не мечтаю о его возрождении, но как бы мы ни относились к Сталину, эту страницу нашей истории нельзя выжигать, вычеркивать. С ней связана судьба многих миллионов - значит, вычеркиваются и они. А ведь мы были воодушевлены, верили в то, что оказалось утопией.

    Я помню, как впервые оказался с товарищами за границей году в 56-м. Мы шли по Парижу в широких штанах, в пиджаках с огромными плечами, в кепках. Шли с чувством превосходства...

    И потом, запреты ведь только создают феномен "запретного плода". Знаете, как-то я был в гостях в одном грузинском доме. Посидели, поговорили, а потом хозяин дома позвал в сад. А там будка с электромотором. Хозяин включил его, и из ямы вырос... памятник Сталину! Из-под земли!"

    О разнице между фашизмом и коммунизмом

    "Шпеер едва ли не исключение - фашизм за все годы своего существования в области искусства и культуры не создал ничего существенного. Вы не вспомните ни одной замечательной книги, ни фильма, ни музыкального произведения. Почему же фашизм оказался бесплоден? Не знаю... Я могу вам задать другой вопрос: а почему мы в годы жестокой цензуры, сталинизма смогли создать и великолепную музыку, и интересную литературу, и поэзию, и кино, и театр - то, что осталось и что пользуется сегодня успехом?..

    Все-таки есть большая разница между расовой теорией ненависти и нашей коммунистической идеологией, в которой нет ничего преступного, напротив, в ней есть мечта о справедливости... Так или иначе, утопии необходимы. Как надежда.

    Я Сталина не могу понять. Вы знаете, что он был книгочеем? Читал Толстого, Чехова, Достоевского, Анатоля Франса, авторов непростых. И при этом оставлял пометки на полях. Это любопытно: человек, пишущий на полях, он ведь делает это для себя, не для кого-то. Значит, он размышлял над книгами, которые читал. И трудно себе представить, как это возможно: читать "Воскресение" Толстого, а потом приходить в Кремль и подписывать расстрельные списки?"

    О выступлении в бундестаге три года назад

    "Было очень странное, многослойное ощущение... Я - один перед всей Германией. Не перед бундестагом, а именно перед Германией. Я из Ленинграда, который Гитлер хотел уничтожить...

    Моя ненависть к немцам изживалась на протяжении многих лет. В Германии издали практически все мои книги, было немало встреч, конференций и в той Германии, и в этой, у меня там появилось много друзей. И я давно понял, что, во-первых, ненависть - тупиковое чувство, оно никуда не ведет. А во-вторых, у нас своих грехов хватает.

    Но когда я стоял перед депутатами бундестага, то поймал себя на мысли, что никто из них не был на фронте, это все дети или внуки фронтовиков. И вспомнил свой первый приезд в Германию, это было году в 55-м. Когда я шел по улицам Берлина, видел людей своего возраста и старше и думал: "Боже мой, это же встреча промахнувшихся!"

    О блокаде Ленинграда

    "Почему Гитлер так и не вошел в город? Точного ответа на этот вопрос нет.

    Одна из высказанных официально гипотез - Гитлер понимал, что город не получится истребить физически, слишком он велик, и на улицах не смогли бы маневрировать танки. Но только ли это было причиной нерешительности фюрера? А ведь он был именно нерешителен - несколько раз приезжал сюда, колебался, обещал своим генералам, что "через неделю обязательно". Но так и не отдал приказа наступать.

    Мне кажется, что очень важный мотив таков: все города Европы капитулировали перед немецкой армией. И Гитлер ощущал себя непобедимым: раз его армия подошла к городу, он тотчас же сдается. Вот и от Ленинграда он ждал, когда тот выкинет белый флаг...

    Я воевал, всю жизнь прожил, ощущая себя победителем, а теперь должен кому-то что-то объяснять. Я имею право ходить там с поднятой головой, а не оправдываясь..."

    О чуде победы и Пушкине

    "Все, что касается личных воспоминаний о блокадных буднях, приобретает особую ценность. Сегодня блокаду умело украсили героизмом, бескорыстием, состраданием и т.д. Все это было, безусловно, но если говорить только об этом, то исчезает ужас блокадной жизни.

    Но самое интересное все-таки - почему я и возвращаюсь постоянно к военной теме - это феномен нашей победы. Можно ли понять: как случилось, что, обреченные потерпеть поражение, мы тем не менее победили? Ведь была отдана вся Украина, вся Белоруссия, большая часть России, люди погибали безо всякого утешения, надежды, что их смерть не напрасна. И все-таки страна выстояла. Почему?

    Бывая в Германии, я встречался с тогдашним канцлером Гельмутом Шмидтом и спрашивал его: "Почему вы проиграли войну?" Он не мог ответить, кроме как: "Потому что Америка вступила". Но США в войну вступили, как известно, уже после Сталинграда. Тогда где искать причину?

    Однажды прочитал статью митрополита Илариона, в которой он сказал, что наша победа - это чудо. Вначале меня это возмутило: "А как же мы? Ведь чудо без участия людей совершается само собой. И получается, героизм народа здесь ни при чем?"

    Но потом я вспомнил Пушкина. "Гроза двенадцатого года/ Настала - кто тут нам помог?/ Остервенение народа, / Барклай, зима иль русский Бог?" Это признание Пушкина - тоже о том, что в общем-то только рационально объяснить нашу победу недостаточно. И гений Пушкина чувствует это лучше историков".

    Об отношении Европы к России

    "Нас всегда боялись, поэтому ненавидели. Но это и понятно. Страны Европы жили и развивались во взаимосвязи друг с другом. Мы же всегда жили замкнутой жизнью, выезд и из царской России был большой проблемой (до Петра I россияне редко стремились путешествовать, в конце восемнадцатого века "гайки завинтил" Павел I, при Николае I пребывание за границей более 5 лет приравнивалось к госпреступлению. - Ред.)...

    И тем не менее сейчас я не представляю себе Европы без России. Нас, конечно, могут считать Евразией, но хочет это признать Европа или нет, все заметные события в европейской жизни последних времен были связаны с Россией... И несмотря на обостренно враждебное к нам сегодня отношение, Россия продолжает жить вместе со всем миром".

    О любви в жизни и книгах

    "В последнее время пишут не столько про любовь, сколько про ее вырождение. Любовь отодвинули бог знает куда - вначале деньги, потом власть, карьера. А любовь для них слишком требовательное, слишком утомительное, сложное чувство, над которым надо работать...

    Мне хотелось создать старомодную книжку. Про любовь. Про то бескорыстное чувство, переживая которое ты понимаешь, кто ты такой, на что ты способен, каким ты можешь быть...

    Может быть, сегодня об этом глупо, нелепо говорить, но мне все равно... Я знаю одно: русская литература все-таки создавалась на любви. Это было ее главное свойство. Помните, у Толстого в "Анне Карениной" Кити с Левиным объясняются с помощью фраз, состоящих из первых букв слов. И они друг друга понимают. Как это может быть? Это мистика! Магия любви.

    Вы знаете, что такое любовь - для меня наглядно изобразил Шагал в своей картине "Прогулка". Веришь, что, когда человек влюблен, он способен на все, для него нет ничего невозможного!

    С любовью можно все преодолеть. Любая гравитация преодолима".

    О необъяснимом

    "Понимаете, мы всегда хотим подвести некую черту, добиться какого-то четкого ответа, результата, вердикта: "это вот так..." Но у меня нет однозначных ответов на многие вопросы. Все слишком сложно...

    Хочется, чтобы все было понятно? Это ужасно! Ведь скучно жить, когда все понятно!"

    О вере

    "Я и не атеист, и не верующий, но я верю в то, что жизнь вообще - это чудо. Сегодня физики и астрофизики говорят: Вселенная - результат творения. О чуде жизни говорят и биологи.

    Я знал и любил одного из наших великих ученых Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского (биография одного из основателей популяционной и эволюционной генетики легла в основу документального романа Гранина "Зубр". - Ред.). Когда ему задавали вопросы: "Как возникла жизнь на Земле, есть ли Бог", он отвечал: "Это не наше дело".

    Мы и в самом деле слишком мало знаем и мало что сможем узнать для того, чтобы найти ответ на эти вопросы. Кто-то смиряется перед тем, что есть вещи, которые для нас непостижимы. А кто-то мучается, стремясь постичь, в чем же смысл жизни".

    О смыслах жизни

    "Мы побороли идеализм и теперь относимся к жизни прагматично, корыстно. И ведь даже в церковь люди приходят просить: "Господи, помилуй, спаси нас от греха, помоги, чтобы моя жена выздоровела, дай мне возможность достичь того-то и того"... Но они не молятся: "Господи, спасибо тебе за то, что я могу смеяться, за то, что я могу иметь детей, могу любить, наслаждаться теплом солнца"...

    Мы не благодарим за чудо природы, за чудо жизни, не воспринимаем это как нечто таинственное. А это все очень важное, чему не учат ни в школе, ни в храме".

    Что делать?

    "Наслаждаться жизнью. Знаете, недавно я тяжело болел, лежал без сознания неделю, врачи поставили на мне крест, и друзья уже приходили попрощаться со мной. Я был обречен. Почему я выздоровел? Не знаю. И врач не понимает. Но это случилось, и я благодарен судьбе за это".

    Девушки, паровозы и ни одного немца

    Режиссер Федор Попов о том, как Даниил Гранин участвовал в съемках фильма о блокаде

    Режиссер Федор Попов взялся за реализацию военно-исторического проекта "Коридор бессмертия". Фильм, основанный на реальных событиях, расскажет о том, как в феврале 1943 года жители блокадного Ленинграда за 17 дней построили железную дорогу длиной 33 километра, соединившую город с Большой землей. Шлиссельбургскую магистраль называли красиво - "Дорога Победы", но у самих железнодорожников она "славилась" как "коридор смерти". Восстановить историческую справедливость взялся писатель Дмитрий Каралис. Федор Попов рассказал нам о том, как снимается военное кино, в котором есть девушки, паровозы и ни одного немца, и какое участие в съемках фильма принимал Даниил Гранин

    Гранин читал сценарий "Коридора бессмертия", и первая его реакция, которую я помню: "Девочки настоящие, я знал таких".

    Я не спрашивал Даниила Александровича, надо ли показывать правду о блокаде в художественном кино или нет. Просто потому, что у меня есть своя позиция по этому поводу.

    Конечно, все мы знаем, что такое блокада, сегодня многие факты доступны. И не только о людоедстве, предполагаемых ром-бабах в Смольном или коррупции. Но мне интересно не в грязи копаться, а рассказывать о тех простых людях, благодаря которым и была выиграна война. Говорить о простых истинах, если хотите. Да, блокада. Да, страшно. Да, смерть стала обыденностью.

    И как говорил нам Гранин, война - не время для сантиментов, отношения были жесткими, резкими.

    Но вот один февральский день 1943 года - солнце светит, предощущение весны, прибавили карточки, пошел первый трамвай, девушки говорят о том, как здорово было бы сходить в филармонию. Одна из героинь влюбляется... Что бы ни было - жизнь продолжалась. Для меня важно рассказывать не про то, что человек способен на подлость, а о том, что человек способен на жертву и героизм. И судя по нашим с Даниилом Александровичем разговорам, мы с ним не расходились во мнениях.

    Я был несколько раз у него дома, он приезжал к нам на один из первых съемочных дней - в декабре 2015 года. Помню, был очень холодный день. Даниил Александрович замерз. Мы с Дмитрием Каралисом зашли с ним в ресторан согреться. Он тогда нас спросил: "А вы знаете, чем отличается блокадный Ленинград от сегодняшнего Петербурга?" Мы с Каралисом не нашлись что ответить. И он сказал: "Тишиной".

    Он прожил долгую жизнь и в войну был уже достаточно взрослым человеком, поэтому его воспоминания более качественные, что ли, чем тех, кто пережил блокаду в детском возрасте. Но редкость его еще и в том, что, как крупный писатель, он обладал даром осмысления.

    Для меня как кинематографиста очень важны были те детали блокадного быта, о которых Даниил Александрович нам рассказывал.

    Как вели себя люди, как одевались. Как закутывались кто во что горазд, как валенки были большой редкостью, и хорошо, если удавалось добыть их, пусть и большего размера. Помню, в последний раз - мы были у него в конце мая - я показал Даниилу Александровичу снятый материал, и он обратил внимание, что у нас в кадре пару раз прикуривали от спички. Он заметил, что спички были дефицитом, поэтому в ходу больше были зажигалки. После этого у нас были досъемки в павильоне, и я реквизиторам дал задание найти зажигалки того времени.

    Вообще Даниил Александрович был очень интересным человеком. С одной стороны - аскет, а с другой - ценил качество жизни.

    В его старой, такой петербургской квартире у Ленфильма, заполненной книгами, было уютно. Меня в нем поражало, насколько взвешенна его речь, как тщательно подбирал он слова, ничего лишнего. И при этом - озорной глаз. Вот таким он был - немного колючим и озорным.

    Однажды, год назад, я приехал к нему в гости с редактором, молодой девушкой. И я почувствовал, что он это отметил, глаз у Даниила Александровича блестел!

    Многие устают к 30-40 годам. А он был полон жизни. И поэтому когда я узнал, что Гранин ушел от нас, первая реакция: как неожиданно. 98 лет и - неожиданно!

    Странно, казалось бы.

    Но в том-то и дело, что не важно, как он двигался, даже как он себя чувствовал, насколько физически он был слаб. Главное - характер. И в свои 98 лет он был по-прежнему молодым, озорным, и в то же время, очень глубоким человеком.