42 года. Из тейпа Беной, двоюродный брат Рамзана Кадырова . Родился 25 сентября 1969 года селении Беной Ножай-Юртовского района Чечено-Ингушской АССР.В 1987-89 служил в армии, в 1990-91 слесарь 3-го разряда в ремонтно-техническом предприятии "Аргунское", затем снабженец предприятия "Тешам". Потом торговал автомобилями (по слухам, не без криминала). В 1994 «окончил Чеченский государственный университет». Воевал против русских ребят. Во 2-й половине 1990-х личный водитель Салмана Радуева.

В 2000-03 стажёр, затем сотрудник, позднее инспектор по анализу и планированию штаба отдельной роты милиции при МВД Чеченской Республики по охране объектов - зданий органов государственной власти (служба безопасности Ахмата Кадырова). В декабре 2001 пережил покушение (несколько ранений). В августе-сентябре 2003 командир батальона милиции отдела вневедомственной охраны при Гудермесском ГОВД. В 2003-06 годах командир полка Управления вневедомственной охраны при МВД Чеченской республики по охране объектов нефтегазового комплекса (так называемый «нефтяной полк», который контролировал ситуацию в этой сфере; эксперты считали, что «нефтеполк» попросту монополизировал право нелегальных врезов в нефтепроводы). В 2004 «окончил юридический факультет махачкалинского Института финансов и права». С июля 2006 вице-премьер Чечни, с апреля 2007 1-й вице-премьер, курирующий силовые ведомства. С 2007 депутат Госдумы РФ 5-го созыва от «Единой России» (заместитель председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике).


По слухам , непосредственный руководитель кадыровской бригады киллеров. С его именем многие связывают расстрел в центре Москвы оппозиционного кадыровскому клану командира отряда «Горец», подполковника ФСБ Мовлади Байсарова (ноябрь 2006), похищение и убийство криминального авторитета Мовлади Атлангериева (январь 2008), расстрел опять же в центре Москвы Героя России, депутата Госдумы Руслана Ямадаева (сентябрь 2008), убийство в Дубае Героя России, командира батальона «Восток» Сулима Ямадаева (март 2009), покушение на российского бизнесмена Александра Антонова (март 2009), убийство в центре Москвы полковника Юрия Буданова (июнь 2011) и другие преступления. Якобы часто сам делает контрольный выстрел. В апреле 2009 объявлен Интерполом в международный розыск по обвинению в организации убийства Сулима Ямадаева, «за преступления против жизни и здоровья» («у российских правоохранительных органов претензий к депутату нет»).


Нынешний и будущий Хан Ичкерии.

В сентябре 2009 Рамзан Кадыров назвал его своим преемником: «Есть команда, есть люди, которые продолжат моё дело. Я приготовил человека, который может меня сменить. Это Адам Делимханов. Самый близкий мой друг. Ближе, чем брат». По словам младшего брата убитых Ямадаевых, Исы, «в Чечне Делимханов известен под кличкой Палач, потому что он руководит казнями и похищениями». В рейтинге 500 российских миллиардеров, составленном журналом «Финанс» в 2011, Делимханов занял 314 место ($300 млн). Кавалер трёх Орденов Мужества, ордена имени Ахмата Кадырова. Являлся «академиком» Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (ликвидирована в 2008).

Вот уж воистину - сколько волчару не корми...

Сохранено

Кадыров Ахмед

Ахмед (Ахма́т с 1999 года. Поменял имя при оккупации Российскими войсками ЧРИ) Абдулхами́дович Кады́ров (23 августа 1951 года, Караганда - 9 мая 2004 года, Грозный).

Родился в городе Караганда Казахской ССР.

В апреле 1957 года семья Кадыровых возвратилась в Чечено-Ингушскую АССР, в село Центорой Шалинского района.

В 1968 году окончил Бачиюртовскую среднюю школу. В том же году прошёл учёбу на курсах комбайнера в станице Калиновская Наурского района.

С 1969 по 1971 год работал в рисоводческом совхозе «Новогрозненский» Гудермесского района.

В 1971 году уехал из Чечено-Ингушской АССР на заработки, работал в строительных организациях в Нечерноземье и Сибири по 1980 год.

В 1980 году по направлению Гудермесской соборной мечети 29-летний Ахмат отправился в Узбекскую ССР, где поступил в Бухарское медресе Мир-Араб.

Зелимхан Яндарбиев заявлял: «Кадыров с 1981 года, когда в Чечне и молиться было запрещено, сотрудничает с КГБ! Мы узнали об этом в 1996 году, когда шамилевская бригада захватила Грозный и архив КГБ, но не сразу с ним разобрались. Хотя я и тогда чувствовал: неспроста он поднимает разговоры про вред ваххабитов. Я тогда его обругал и предупредил».

В 1982 году уехал в Ташкент, где поступил в Ташкентский исламский институт. Обучался там с 1982 по 1986 год.

После исламского института возвратился в Гудермес, где стал заместителем имама Гудермесской мечети. Работал заместителем имама по 1988 год.

В 1993 году - назначен заместителем муфтия Чеченской Республики Ичкерия.

Одновременно принимал участие (с призывами убийству русских) в военных действиях против федеральных войск, а точнее, объявил Джихад России и открыто выступая на митингах призывал чеченцев убивать русских. "Если каждый чеченец убьет по 150 русских, мы выиграем эту войну" говорил Кадыров. Позже, сам он отрицал эти высказывания, но на этот раз даже больше разошелся: "Я не говорил про 150 русских. Я говорил: сколько можно, столько убивайте. Без ограничений"

С началом Второй русско-чеченской войны (начатая Россией в 1999 году) сыграл ключевую роль в передаче некоторых населенных пунктов ЧРИ под контроль федеральных сил.

10 октября 1999 года указом президента ЧРИ Аслана Масхадова, Ахмат Кадыров был снят с должности муфтия в связи с предательством веры и народа.

Убит 9 мая 2004 года на стадионе "Динамо" в городе Грозном. Некоторые источники передают, что убийство совершено спецслужбам России.

Важно отметить одну деталь. Семья Кадыровых не отрицала факт, что они не чеченцы. Такие слухи давно ходили среди чеченцев, позже эту информацию подтвердил сам Кадыров.

Не секрет как перебежчик казак - Рамзан Кадыров попал из грязи в князи. Хочу рассказать Вам, дорогие читатели о том, что род Кадырова является казачьим, об этом начали говорить когда Ахмада Кадырова выбрали муфтием в Чеченской Республике Ичкерия, в осенью 1996 года стал главой вновь образованного Муфтията Чеченской Республики Ичкерия, однако после избрания Ахмада Кадырова муфтием, многие из близлежащих населенных пунктов (Бачи-Юрт, Майртуп, Аллерой, а также жители Хоси-Юрт) чеченцы (старики) были возмущены, что выбрали Ахмада Кадырова муфтием сына Абдулхамида Кадырова, зная тот факт, что их род является казачьим.

Умар: мой дедушка Адлан из селения Бачи-Юрт рассказывал то, что покойный Абдулхамид Кадыров тоже не отрицал что их род является казачьим, Адлан и Абдулхамид были знакомы еще до высылки в Казахстан1944 года.

В отличае от других, сегодня многие старейшины помнят историю некоторых интегрированных казаков среди чеченцев, на сегодняшний день в живых осталось не много стариков, которые помнят историю чеченских тайпов по наследству от своих прапрадедов и помнят такой род как донской-казачий род Кадырова, род который слился и интегрировался в одну из чеченских тейпов.

Покойный казак Ахмад Кадыров не отрицал то, что он являлся казаком, Ахмад Кадыров подтвердил на состоявшемся форуме в 27.03.2004 году, в котором террорист Путин участвовал в работе объединенного форума народов Кавказа, форум состоялся в пансионате "Русь". Из опубликванного материала наkommersant.ru в котором Кадыров подтверждает то, что он и его род являются казаками:

"Ростом и сверкающей на солнце формой выделялся советник президента Чечни атаман Погребной. Он рассказывал желающим, что предки Ахмада Кадырова – казаки.

Значит, он казак, а не чеченец? - спросили атамана.
- Конечно, казак! - радостно отвечал тот.- Его тейп (.....) (Отметим, что род Кадырова не имеет отношения к чеченскому тейпу "беной") откуда взялся? Они же самые молодые мусульмане в мире! Доели последний котел свинины и приняли мусульманскую веру.
Тут к Григорию Погребному подошел Павел Федотов, атаман Ставропольского края. Атаманы обнялись. И вдруг советник президента Чечни буквально на глазах побледнел:
- А ты, Павел, как прошел-то сюда?
Ставропольский атаман не понял:
- Так я ж участник!

Да кинжал-то как пронес? У меня мой отобрали. Звенел, когда я через рамку проходил.
На поясе у атамана Федотова и правда висел кинжал в ножнах. Атаман, похоже, хорошо подготовился к встрече с президентом страны.

Подошел помощник президента России Рамазан Абдулатипов. Его назначили на эту должность два месяца назад и на днях подтвердили, что в его жизни с реформами в администрации президента ничего не изменится. Слышать это было довольно странно. Помощники президента уже были назначены накануне. В результате статус помощника вырос по идее до невиданных ранее размеров. Соответствует ли Рамазан Абдулатипов этим размерам? Вопрос. Но, кажется, не для него.

А как вы работаете с президентом Кадыровым? У вас все с ним было не очень хорошо? Перед выборами список ваших претензий к нему вызывал уважение.
- Работаем,- вздохнул господин Абдулатипов.- Надо же работать. Госслужба...
Он, наверное, хотел добавить "будь она неладна", но, как госслужащий, конечно, сдержался.
Тут к атаману Погребному подошел Ахмат Кадыров. По просьбе фотографов они два раза крепко обнялись.
- Так вы казак? - спросил я господина Кадырова.
- Казак! - охотно согласился он.- А почему?
- Атаман только что рассказал про это.
- Предки у вас, Ахмат-Хаджи, из казаков,- торопливо сказал атаман Погребной.
- Ну да,- хмуро подтвердил господин Кадыров.- Казак я. Не видно, что ли?
На дорожке, ведущей ко входу в пансионат, показался новый полпред президента по Южному федеральному округу Владимир Яковлев. Он улыбался своей знаменитой, с некоторых пор немного смущенной улыбкой. Накануне вечером господина Яковлева, как и десять дней назад, назначили на должность полпреда по Южному федеральному округу. С этим я его и поздравил.
- Спасибо! - сердечно сказал господин Яковлев.
- И как вам в новой должности?
- Хорошо очень! - подтвердил он мои худшие предположения.- Понимаете, жизнь на Кавказе необычайно интересна! Вот вчера мы после совещания все вместе смотрели концерт художественной самодеятельности. Как красиво! Танцы такие... Я таких никогда не видел! Если вся наша жизнь будет такой же красивой и веселой, как эти танцы на сцене, будет ведь все просто чудесно!
- Но она же не будет как на сцене.
- Не будет? - расстроился он.- Ну да, наверное. Но надо, по крайней мере, стремится же к этому.

Этот же факт подтверждают многие старейшины Курчалоевского района. Однако сегодня все молчат из - за сложившейся ситуации, боязнь кремлевскго диктаторского режима в оккупированной Чеченской Республики Ичкерия, как рассказал Умар, - все боятся рассправы младшего донского казака Рамзана Кадырова".

Видно поэтому у казака Кадырова Рамзана нет жалости к истиным сынам чеченского народа, борющиеся за свободу и за независимость чеченского народа от оккупантов РФ, Путин не зря поставил вабанк на кадыровский род, сделав приэтом дифференцированный подход к чеченскому народу.- Умар.

Известен своим неуважением и выпадами в адрес чеченского и других народов.

"Я смотрю, чеченцы стали ораторами, но остались глупыми. Нам только не хватало казахов, узбеков и таджиков, чтобы еще и их кормить в Чечне, - подытожил Кадыров"
Ссылка газета Известия


После устранения Ахмада Кадырова, остались Аймани, Рамзан, дочери - Зарган и Зулай.

Рамзан Кадыров



Рамза́н Ахма́тович Кады́ров, родился 5 октября 1976 года, Центора-Юрт (Центорой), Чечено-Ингушская АССР, РСФСР, СССР.

Сын российской марионетки Ахмата Кадырова.

Окончил шесть классов в школе № 1 в родном селении Центора-Юрт (Центарой) Курчалоевского района.

Официально женат на односельчанке Медни (р. 1980), с которой познакомился ещё в школе. У них 2 сына - Ахмат (р. 2005, названный в честь погибшего деда) и Адам, и 4 дочери - Айшат, Карина, Хеди и Табарик.

Согласно тексту интервью с Рамзаном Кадыровым от июня 2004 года, опубликованному в «Новой газете», он окончил филиал Московского института бизнеса в Гудермесе, но из-за не знания русского языка затруднился назвать тему своего диплома и отрасль права, по которой специализируется.

Какое у вас образование?- Высшее юридическое. Заканчиваю. Экзамены сдаю.- Какие?- Как это - какие? Экзамены, и все.- А как называется институт, который вы заканчиваете?- Филиал Московского института бизнеса. В Гудермесе. Юридический то есть.- Какая у вас специализация?- Юрист я.- А диплом по какому праву? Уголовному? Гражданскому?- Забыл. Тему записал, но забыл. Событий сейчас много.

Анна Политковская.Центровой из Центороя. Интервью с Рамзаном Кадыровым. Новая газета, 21.06.2004

С 2004 года зачислен академиком государственной службы при президенте Российской Федерации.

С тех пор в народе Кадырова называют юридистом или академиком.

В 2007 году назначен главной марионеткой Чечни.

27 апреля 2010 года прокуратура Австрии заявила, что Кадыров «отдал приказ в 2009 году похитить в Вене чеченца, выступавшего с разоблачительными заявлениями; в ходе похищения этот человек был смертельно ранен».

Также, в апреле того же года в российских СМИ были опубликованы показания следствию Исы Ямадаева, в которых тот обвинил Рамзана Кадырова в организации покушения на его жизнь, а также убийстве его братьев.

Как заявлял от имени части российских правозащитников в феврале 2007 года Лев Пономарёв, именно спецназ Кадырова теперь является главным виновником гибели мирных жителей и похищений в Чечне (боевики, по его мнению, менее активны). Руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила:

Я знаю, что Кадыров не только проводит политику похищений людей, которые бесследно исчезают, или которых потом находят мёртвыми со следами пыток, или оказываются в заключении по сфабрикованным обвинениям, я знаю, что он сам принимал участие и в пытках, и в убийствах.

По утверждению «Хьюман Райтс Вотч»:

В рамках российской политики «чеченизации» конфликта все более заметная роль отводилась силовым структурам Чеченской Республики, подконтрольным Рамзану Кадырову. В 2004-2005 гг. они постепенно заняли место федеральных сил в качестве главных фигурантов насильственных исчезновений. «Кадыровцы» располагают собственными тюрьмами, которые находятся вне юрисдикции каких-либо профильных государственных структур, и где содержатся под стражей сотни людей, зачастую подвергающихся недозволенному обращению. Республиканские силовые структуры также несут ответственность за практику принуждения лидеров боевиков к сдаче с помощью захвата в заложники их родственников. Кремль не только попустительствует такой практике, но и фактически поощряет её.

По утверждениям Международной федерации прав человека в Хельсинки, среди существующих в Чечне частных тюрем по крайней мере две расположены в родовом селении Кадырова Центорой и находятся в его личном распоряжении. Одна из них состоит из бетонных бункеров или камер, где содержат похищенных родственников боевиков (включая стариков, женщин и детей) с целью шантажа последних. В частности, там держали отца и жену Докку Умарова, и семерых родственников Аслана Масхадова, отпущенных после его убийства российским спецназом.

Утверждается, что вторая тюрьма находится во дворе или в непосредственной близости от дома Кадырова. Третья тюрьма предположительно находится на юго-восточной окраине селения, в местности, по утверждениям жителей являющейся базой «кадыровцев». Она также используется для содержания похищенных членов семей боевиков.

Кроме тюрем в Центорое, в докладе Международной федерации по правам человека отмечено ещё не менее 10 незаконных тюрем, созданных и контролируемых непосредственно подчиняющимися Кадырову формированиями - так называемыми «кадыровцами». По мнению правозащитников, «одной из причин существования такой параллельной системы заключения является получение „признаний“ и „свидетельств“ путём жестоких избиений и пыток, после которых наступает черед официального задержания и казни соответствующих лиц. Большое количество таких криминальных дел сфабриковано».

Анна Политковская характеризовала Кадырова как труса, вооружённого до зубов, «который сидит в окружении охраны».Журналист Вадим Речкалов также считает Кадырова трусом. Кроме того, Речкалов утверждает, что звание мастера спорта по боксу было присвоено Кадырову безо всяких спортивных заслуг: «Опрошенные мною спортсмены Южного федерального округа, в том числе ровесники Рамзана - не слыхали о боксёре Кадырове. Чтоб получить мастера, нужно попасть в российский финал или побить других мастеров. Если б Рамзан это сделал, боксёры бы знали»

Анна Политковская: "А почему вы бегали, как ненормальный, по футбольному полю после победы «Терека»?"

Рамзан Кадыров: "Я не помнил ничего от радости. Клянусь".
Новая газета, 21.06.2004

Видео Кадыровых (без комментариев).

Танец Кадырова на деньгах.

В Чечне нет фамилий кроме Кадыровых...

Кадыров пытаеться унизить Абдул-Халима Садулаева.



Кадыров предатель!

Кадыров устанавливает словo Аллаха в Чечне?


Кадыров в бане.


Рамзан Кадыров, похоже, может оказаться в центре скандала, как когда-то Юрий Скуратов. В 1999 году видеопленка с обнаженным бывшим Генпрокурором России, развлекавшимся в постели с двумя девушками, была показана по государственному каналу РТР, и Скуратов вынужден был уйти в отставку.

Теперь один из сайтов чеченских сепаратистов, физически расположенный в Канаде, распространил в интернете видеозапись человека, похожего на премьер-министра Чечни Рамзана Кадырова. Люди на видеозаписи развлекаются в сауне с девушками.

По утверждению сайта Daymohk, действие происходило в одной из саун, где любит мыться Рамзан Кадыров. На видео, снятом, предположительно, на камеру сотового телефона, - две девушки и несколько мужчин. Один из них действительно напоминает главу правительства Чечни.

Действительно, как удалось выяснить NEWSru.com , существует расширенная версия этой записи.

Фото Кадыровых
Цитата: "Что, делать мне нечего, как танцевать? Я после смерти отца вообще не танцую."
Комсомольская правда




Надпись на футболке "2PSYCHO", что означает - Психо.
Цитата:







Стихи Кадыровых.

Рамзану и семье Кефировых посвящаю

Всем известна созревшая гнида, та что правит в пленённой Чечне.
В ней давно накопилась обида, от бесславья в кровавой войне.
Неспроста обречённый Кадыров, вбил в народе заточенный клин.
И создал в своём сердце кумира, позабыв что Всевышний Един.

Пока воины дрались за свободу, беспринципный преступный Рамзан,
Чтоб семьи увеличить доходы, для рабов приготовил зин-дан.
Ведь они же для русских старались, и работали в поте лица,
Чтобы русские вновь сокрушались, чтобы их разбивались сердца.

Чтобы выкуп быстрее платили, всё на камеру нужно заснять.
Да! Рабов беспредельщики били, а иначе как выкуп содрать.
Лучше русским спросить у Рамзана, где здесь правда, а где здесь навет.
А то снова подумают спьяну, что приврал нерадивый поэт.

И наверно за это убийцу, наградили крестом наконец,
Обогрели отца кровопийцу, и надели фальшивый венец.
Оболгали правительство, воинов. Обрекли на мученье народ,
Усадили по креслам достойно, раз ты предал, положен доход.

Ну а тех, кто сражался без страха, кто не предал, не струсил, не сдал.
Кто рабов не держал, чтил Аллаха, и кто совесть свою не продал.
Им не место в кадыровском мире, среди кованых русских сапог,
Там где мочат невинных в сортире, там где дьявол вершит, а не Бог.

Обращаясь к тебе, как к мальчишке, я пытаюсь слова подобрать,
Что давно позаписаны в книжках, жаль ты книги не любишь читать.
Может в шахматы вместе сыграем, на залитою кровью земле,
Может вместе споём, помечтаем, не о том что прикажут в Кремле.

Может вспомним погибших достойно, за родную Чечню храбрецов,
Посидим и рассудим спокойно, в чём вина тех небритых юнцов,
Что поверили лживым наветам, твоего гробового отца.
Если души в раю их согреты, где же место тогда подлеца,

Что презрел идеалы свободы, что подставил Чечню под удар.
Ради корысти личной в угоду, подпалил беспредела пожар.
Вы свободу посыпали прахом, и чеченцев и русских солдат,
Но зачем вы клянётесь Аллахом, раз не рай вам дороже а ад.

Сколько жизней достойных и честных уничтожил кровавый Рамзан.
Не в бою, в межусобицах местных, набивая бездонный карман.
Ваша сделка с российской конторой, состоялась ещё до войны.
Или папа твой сдался так скоро, от того что наделал в штаны???

Вы семейство предателей, племя изгоев, брат твой старший от дозы лениво обмяк.
А отец твой, под русской тяжёлой ногою, превратится в поношеный старый чувяк.

Человеческой подлости посвящаю

Свобода! Заветное, твёрдое слово. В нём слышится боль, принужденье, тоска.
Живёт в нём мечта, та что снимет оковы, загладит позор, и пройдёт сквозь века.
Желанье народов, и связь поколений, свалить с своих плеч чужеродную власть.
Построить свой мир, отрешившись от лени, а нет так за родину доблестно пасть.

Да! Многие буйные отроки пали, поддавшись соблазну кадыровской лжы.
Они не Чечню и закон защищали, а в честь беспредела точили ножи.
Кадыров визжал: «Каждый добрый чеченец отмстить должен русским за гнёт вековой».
И цифру назначил мулла-отщепенец, чтоб муфтием стать и духовным главой.

Назначил Кадыров на каждого война, по стопятьдесят неповинных голов.
Да! Кто-то с восторгом оправдывал бойню, не поняв всю цену предательских слов.
Не вспомнил никто, что учиться в медресе, когда-то его КГБ утверждал.
Чтоб позже Кадыров всё тщательно взвесил, и с «совестью чистой» народ запродал.

В Союзе, тогда это было законом, на службу Господню людей подбирать,
Чтоб эти служаки не стали препоном, в имперской игре свой народ раздражать.
Агент КГБ патриарх православный, и муфтий чеченский предатель вдвойне.
Повязаны вместе идеей бесславной, не верить в Творца, а служить Сатане.

Китай, Закавказье, Арабские страны, Европа, Америка, Страны Востока.
Никто не потерпит такого обмана. Никто не признал президентом холопа.
Его мясником за убийства прозвали, его не волнуют народа проклятья.
Но чтобы свои же его не достали, как шлюха в российские лезет объятья.

Не важны дела в криминальной России, ценой беспредела усилена власть.
Запуган народ, и ему не по силе, стремиться к борьбе, чтобы заново пасть.
Не мог мир признать палача президентом, чеченцам тем более власть не признать.
Он русским военным прикрыт контингентом, а Путин заменит Кадырову мать.

Сынок его младший палач и предатель, отпетый убийца, торговец людьми.
Баклан беспринципный, жестокий каратель, даёт интервью, через русские СМИ.
Железным крестом наградили Рамзана, клянётся Аллахом отчаянный плут,
Крестом похваляется перед охраной, забыв, что отец его имперский шут.

Спрошу вас чеченцы, зачем вам свобода, под пяткой российского гнёта нужна?
Под властью морального-блатного урода, не мир к вам придёт, а вернётся война.
Раскается тот, кто предателю служит, в своей же душе, не найдя правоты.
И снова возьмёт в свои руки оружье, врагам отомстит, а не снова в кусты.

Расплата приходит, она однолика. За ней только смерть, униженье и страх.
Рассыпется в пепел продажная клика, и всех поразит беспредела размах.
Ценою предательства, и преступлений, Кадыров залез на поруганый трон.
Забыл негодяй, о мечте поколений, Чечне нанеся колоссальный урон.

Чеченский учёный, профессор Лейчий Магомедович Гарсаев, автор более 150 научных и учебно-методических работ, доктор исторических наук, рассказывает:
На юго-востоке Чечни, в ее сердцевине - Нохчмохк (современный Ножай-Юртовский район), в верховьях рек Акх-сай (с тюрк.-белая вода) и Яман-су (плохая вода), в котловине, окруженной лесистыми горами до самого Андийского хребта, сотни лет лежат больше десятка монотейповых поселений. Этот живописный уголок является этническим обществом «Бена». Соседи ‒ дагестанцы называют это место Баян или Баини. Бенойцы ‒ самый крупный из 164 тейпов в чеченском этносе. Они долгое время играли заметную роль в общественной жизни народа. Бенойцы в силу различных трагических причин широко расселились почти во всех населенных пунктах на равнине и частично в горах. Поселенцев этих мест называют беноевцами (беной). Его представители поддерживают тесные взаимоотношения и где бы они ни находились, стараются помочь друг другу в случае опасности или нужды.
Беноевцы ‒ самый влиятельный и крупный по численности тейп в Чечне. Они долгое время играли, да и сейчас играют ведущую роль в общественной жизни народа. Наиболее крупными общинами беноевцы живут в родовом Беное, Шелковском и Гудермесском районах, селениях Новые Атаги, Гойты, Алхан-Юрт, в г. Шали и других населенных пунктах. Больше всего беноевцев живут в г. Урус-Мартан. Представители тейпа беной компактно проживают не только в Чеченской Республике, но и в Республиках Дагестан (часть из них здесь ассимилирована кумыками), Казахстан, Кыргызстан, в Иордании, Турции, Саудовской Аравии и в других странах.
В чеченском представлении истинный беноевец выглядит как человек крупного телосложения, высокого роста с большими ногами. Отличительная черта беноевцев ‒ это чистосердечность, доверчивость к людям и спокойный нрав, самокритичность. «Но если беноевца выведешь из себя, то его ничем не остановишь», - говорят в народе. Тому немало примеров в жизни чеченцев.
Бена очень древнее чеченское селение. Что означает его название, пока точно никто не знает, но известно, что древнейшее государство Урарту на территории Закавказья на языке урартов, язык которых был схож с современным чеченским, называлось «Биайна». Некоторые ученые считают, что беноевцы потомки урартов (проф. К. Чокаев, Л. Бабахян). По беноевским арабоязычным тептарам и генеалогическим преданиям стариков, беноевцы, как и другие родственные им чеченские тейпы (цонтарой, гендергеной, энганой, зандакой, билтой, алларой, гуной, белгатой, курчалой, харачой, эрсаной и другие), являются потомками сирийского шахиншаха (царя) Сайд-Али-аш-Шами и, попав на Кавказ, поселились в X веке нашей эры в местности Нашха (Галанчожский район), откуда переселились в Махкеты, затем на реку Аргун и оттуда легендарный родоначальник беноевцев Биан через Тевзана переселился в место, где основал свой аул Бена более 1000 лет назад.
Эту легенду подтверждают и нашхойцы (Саламат Гаев и др.), указывая место, где проживали предки беноевцев. Оно находится в Галанчожском районе у бывшего нашхоевского аула Моцкара и называется «Бена-кха». После расселения беноевцев на равнине и в горах Чечни появляется много одноименных хуторов и аулов: Бени-Юрт (Надтеречный район), Бенойн Атага (Жима Атаra, Шалинский район), Бена (Шатоевский район), Бенойн котар (Урус-Мартановский район), Бенойн арц (Шалинский район) и т.д.
К тейпу Беной относятся: Первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров, его сын Глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Кадыров, Председатель Совета Улемов Чеченской Республики Шейх Хож-Ахмед-Хаджи Кадыров. В республике хорошо известны доктор исторических наук, профессор, президент АН ЧР Шахрудин Гапуров из Беноя, писатель Саидбей Арсанов, кандидат юридических наук, философ Адам Дудаев из Новых Атагов, писатель Саид Бадуев, художники Иса Ясаев, Харон Исаев, форматор по художественной скульптуре - Дока Джабраилов и директор этнографического музея «Донди-юрт», заслуженный работник культуры Чеченской Республики Адам Сатуев из Урус-Мартана, оперный певец Мовсар Минцаев из Бени-Юрта Надтеречного района, главный режиссер Русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова Али Майрсултанов из Урус-Мартана, военный летчик Хайрудин Висангариев из Беноя, известные общественные и политические деятели Лечи Умхаев и Шамиль Бено, бывший министр легкой промышленности и вице-премьер Правительства ЧР Муса Дошукаев, бывший министр социального обеспечения ЧР Ваха Магомадов из Урус-Мартана, бывший министр культуры ЧИАССР Ваха Татаев из Толстой-Юрта, боксер-профессионал, мастер спорта международного класса Альберт Гучигов, заслуженный учитель ЧИАССР Джанаралиев Али, заслуженный учитель РСФСР Ясаев Адлан из Урус-Мартана, Мулаев Имран - бывший зам. председателя Совмина ЧИАССР и другие. С самой хорошей стороны показали себя беноевцы-мухаджиры, оказавшиеся в Иордании. Из беноевцев на чужбине были министром путей сообщения Саид Бено, заместителем начальника таможенной службы Амин Бено, генералы Абдул-Латиф Саид Батал, Самих Муса Бено, Сами Абдель-Хади, Абдал-Межид. Беноевцы в чеченской общине Иордании составляют наиболее влиятельную часть.

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров принадлежит к тейпу Беной, одному из самых многочисленных и известных чеченских тейпов. Его представители - смелые воины, талантливые руководители и истинные почитатели древних обычаев. Так что же известно о тейпе Кадырова?

Исторические факты

Тейп (род, племя) - единица организации вайнахских народов (чеченцев, ингушей, бацбийцев), отличающаяся общим происхождением входящих в неё людей. Чеченский тейп не является родом в этнографическом понимании. Известны случаи, когда он объединял людей по принципам, а не по кровному родству. Каждый тейп подразделяется на гары и некъи (ветви и фамилии).

Легенды гласят, что у древних чеченцев был котёл из бронзы с выкованными на нём названиями первых двадцати тейпов. Среди них значился и Беной.

Селение Беной упоминается в старинных арабоязычных источниках других народов. Информация о Беное имеется в книге первой половины XV века аланского путешественника и мусульманского миссионера Аздина Вазара. Это говорит о том, что он по праву считается древнейшим.

Один из лидеров по численности

Беной - один из самых многочисленных тейпов Чечни. Представители этого рода утверждают, что из миллиона чеченцев треть принадлежит к их тейпу. Расселены они по всей республике и подразделяются на девять родов: Жоби-некъе, Асти-некъе, Уонжби-некъе, Ати-некъе, Очи-некъе, Чупал-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе и Гурж-махкахой.

Крупные общины осели в Беное, Шелковском, Гудермесском районах, селениях Новые Атаги, Урус-Мартан, Гойты, Алхан-Юрт, Шали и других. Больше всего беноевцев - в городе Урус-Мартан. Выходцы тейпа живут в Чеченской Республике, Республике Дагестан, других регионах РФ, Республике Кыргызстан, Республике Казахстан, Турции, Иордании, Саудовской Аравии. Большое количество беноевцев проживает в диаспорах Передней Азии.

Характерные черты беноевцев

В представлении чеченцев истинный беноевец - это человек атлетического телосложения, высокорослый, крупный, с большими сильными ногами. Отличительная черта людей этого рода - спокойный нрав, чистосердечность, порядочность и доверчивость. Но при этом, если их разозлить, они покажут всем свою воинственность. Люди часто говорят: «Если беноевца вывести из себя, то его ничем не остановишь».

На родине они считаются хитроватыми и неуклюжими. Но при этом беноевцы всегда бесстрашны, верны своему долгу и слову. Они отлично знают цену таким понятиям, как «честь» и «порядочность». Именно они много веков назад составили костяк крестьянского народа, который смог избавиться от гнета дагестанской и кабардинской властей. Представители этого тейпа считаются основателями демократии в горах, на которой основан этнический менталитет.

А. Берже в своей книге «Чечня и чеченцы» называет тейп Беной среди коренных самыз знатных чеченских фамилий. Беноевцы как самое крупное по численности племя долгое время играли ведущую роль в общественной и политической жизни Чечни.

Убеждения и ценности

Представители тейпа Беной считаются истинными чеченцами. Они горды своей принадлежностью к этой нации. Национальное имя «нохчий» произносят с достоинством в отличие от некоторых чеченцев, которые неохотно называют себя «нохчий», стараются вывести из употребления это название и заменить на «вайнах».

Люди этого тейпа считают друг друга братьями и сестрами. Помощь близкому - первое правило рода. Независимо от того, сколько километров их разделяют, узнав, что они одного тейпа, беноевцы стремятся всеми силами помочь друг другу в случае опасности или нужды. Защита своей чести, чести брата или всего тейпа - первостепенная задача, ради которой они готовы рисковать своей жизнью.

Военная слава

Беноевцы всегда принимали самое активное участие в войнах. В сражениях они снискали себе неувядающую славу. Особенно значимую роль они сыграли в русско-чеченской войне XVIII - середины XIX веков.

Известно, что, лишь заручившись поддержкой беноевцев, начинали свои движения в Ичкерии и во всей Чечне имамы и полководцы. Когда на чеченцев наседали враги, в народе родилась поговорка «Ва Везан Дела, бенойн орца лолахь!» (О, Великий Боже, дай в помощь беноевское войско).

Представители тейпа проявили свой героизм в Кавказской войне, в Ичкерийском (1842) и Даргинском (1845) разгроме царских армий, в походе на Грузию (1854) и других.

13 мая 1859 года вся Чечня была завоевана, а старшины всех чеченских селений изъявили царскому военному командованию свою покорность. Не покорились только беноевские аулы. Храбрые, смекалистые люди сбегали в леса, образовывали новые общины и вновь противостояли врагам, призывая всех до последнего вдоха защищать родину.

Алерой. Довольно многочисленный тейп, происходящий из Восточной Чечни, но расселенный по всей стране. К этому тейпу принадлежит Аслан Алиевич Масхадов. По преданию имя этого тейпа имелось на легендарном бронзовом котле, который принесли предки в Нашха.

Вместе с Алерой там были указаны тейпы Беной, Сонторой, Белгатой, Нихалой, Терлой, Варандой, Пешхой, Гуной и другие так называемые "чистые" тейпы. По чеченской легенде представители неисконных, вторичных по происхождению тейпов расплавили этот котел.

Белгатой. Большой и известный в Чечне тейп. Когда-то был подразделением тейпа Белтой. Легенда о происхождении Белгатой гласит, что Белгатоевцы почти вымерли в результате некогда случившейся эпидемии, но потом снова размножились, о чем свидетельствует этимология названия ("бел" - умереть, "гатто" - воскреснуть). Считаются очень энергичными людьми.

Белтой (Билтой). Большой и известный тейп. Из него происходил знаменитый политический деятель Бейбулат Таймиев, о котором упоминал А.С. Пушкин в описании своего путешествия в Эрзерум. Сейчас Белтой расселены повсюду, но исконный их район находится на Востоке Чечни (Ножайюртовский район).

Беной. Один из самых многочисленных чеченских тейпов, может быть, самый из них крупный. Один из самых известных чеченских бизнесменов Малик Сайдуллаев, сам беноевец и много занимающийся делами своего тейпа, утверждает, что из 1 миллиона чеченцев беноевцы насчитывают 360 тысяч. Расселены по всей республике. Беноевцы подразделяются на 9 родов-гаров: Жоби-некъе, Уонжби-некъе, Асти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Очи-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе и Гурж-махкахой. Принимали самое активное участие в Кавказской войне прошлого века. Из их числа происходит национальный герой Байсангур Беноевский, не покинувший Шамиля до самого его пленения и не сдавшийся после сдачи Шамиля царским войскам.

Много беноевцев находится в диаспоре в странах Передней Азии. Беноевцы - герои многих шуточных историй, в которых вышучивают неуклюжую фигуру или деревенскую хитроватость беноевцев. В то же время они известны своим бесстрашием, верностью данному слову.

По-видимому, беноевцы составили костяк демократических крестьянских слоев, несколько столетий назад сбросивших в Чечне свои собственные аристократические институты и власть кабардинских и дагестанских правителей. Эти слои породили ту самую горскую демократию, ставшую социальной основой этнического менталитета чеченцев.

На примере Беной проиллюстрируем появление в тейпе иноплеменника. В исконной местности беноевцев на реке Аксай есть урочище, называющееся Гуржийн мохк (грузинское место, владение). А. Сулейманов сообщает следующее предание: "Во времена набега на соседнюю Грузию беноевская дружина привезла грузинского мальчика. Подрастая, маленький пленник приобрел большую известность среди своих сверстников и взрослых силой, находчивостью, ловкостью, красотой. Он стал равным членом общества, в жены ему дали красавицу, выделили землю и помогли построить дом, дали рабочих волов, корову, коня. В последствии, когда семья грузина разраслась, выделились отселки, разросся хутор. Тогда беноевцы назвали это место Гуржийн мохк" (См.:[Сулейманов А. Топонимика Чечни. Изд-е 2-е. Грозный, 1998. С.317]).

Варандой. Один из известных горных тейпов. Автор прошлого века, первый чеченский этнограф Умалат Лаудаев утверждает, что варандой "пришлого происхождения". В Чечне мне пришлось слышать утверждение, что они "русского происхождения". Скорее всего, это говорит только о принятии ими беглых русских солдат эпохи Кавказской войны прошлого века. Сам термин варандой известен в исторических документах I тысячелетия. Другая подоплека суждения о "русском происхождении" может быть связана с тем, что варандоевцы долго не принимали мусульманскую веру и с целью защиты древних верований уходили в горы. Как бы то ни было, варандоевцы до сих пор сохранили некоторые древние обычаи (вроде женского обрезания) и уникальный чеченский фольклор.

Гендаргеной. Тейп, к которому принадлежит Доку Гапурович Завгаев. Он считается одним из самых многочисленных тейпов и расселен поэтому по Чечне довольно широко. Тейп Гендаргеной вышел из исторического центра Чечни Нохчиймохка (Нохчамахк, "Страна чеченцев"). Эта "Страна чеченцев", расположенная в бассейнах рек Аксая, Мичига и на землях вдоль Терека, всегда была житницей не только Чечни, но и Дагестана и даже более отдаленных стран. Экономическая и военная сила обусловила существование в Нохчиймохке культурно-политического и ритуально-религиозного доисламского центра Нашха. В этом центре располагался один из ранних Мехк кхелов ("Совет страны"). Оттуда, по преданию, вышли все "чистые" тейпы чеченцев. Среди этих тейпов находится и Гендаргеной.

Нохчиймохк собственно совпадает с тем образованием, которое известно под тюркским именем Ичкерия. Эта часть Чечни была с трудом занята царскими войсками в 1852г. Только это событие стало в историографии прошлого века рассматриваться как начало конца Кавказской войны. Очевидно, принятие правительством Д.М. Дудаева названия Ичкерия в качестве официального должно было означать и приобщение к истоку чеченского этногенеза, и к славной странице сопротивления прошлого века.

Гендаргеноевцы в истории Чечни всегда занимали видное место.

В советские годы из его членов вышло много руководителей хозяйственного и партийного уровня. В "мирные" 1991-1994 гг. в Чечне от гендаргеноевцев можно было услышать жалобы на засилие новых, дудаевских, кадров в основном "горного" происхождения. Прошедшие в те годы тейповые собрания некоторыми лицами из правительства Д.М. Дудаева интерпретировались как попытка найти опору в массах со стороны старой советской партноменклатуры.

Дешни. Горный чеченский тейп, расселенный на юго-востоке Чечни. Относится к известным "чистым тейпам", обладающим своей горой, у тейпа Дешни - Дешни-лам. Некоторые из Дешни живут в Ингушетии. Дешни известны тем, что к 1917 году у них сохранились фамилии, считавшиеся княжескими. В Чечне с юмором рассказывают историю, как один из представителей такой фамилии женился на грузинской княжне, выдав тейповую гору за свою собственную.

Зурзакхой. Этот тейп считается одним из исконных, ибо в своем имени он сохранил этноним дзурзуков, который в средневековье грузины давали предкам чеченцев и ингушей. По мнению М. Мамакаева, тейп зурзакхой не входил в тукхумы, занимая самостоятельную позицию, также как и тейпы Майстой, Пешхой и Садой.

Зумсой (Дзумсой). Горный чеченский тейп, носящий либо тотемное ("зу" - еж; в чеченской символике он носитель мудрости), либо профессиональное название (зум - горная арба). Всегда был одним из политически активных чеченских тейпов. Зумсоевцы чрезвычайно сильно пострадали от советской власти.

Гуной. Известный чеченский тейп, расселенный на северо-востоке Чечни. Гуноевцы непосредственно соседствуют с терскими казаками, с которыми имеют родственные связи. Считается, что много позже других чеченских тейпов приняли ислам.

Калхой (Калой). Горный чеченский тейп, к которому принадлежит Зелимхан Яндарбиев. Фамилия Калоевых известна у ингушей, а также у осетин.

Мулкой. Небольшой чеченский тейп, расселенный в горах (Шатоевский район). Известны своим сопротивлением автократической власти Шамиля.

Нашхой. Нашхо - местность, считающаяся родиной "чистых тейпов". Это этногенетический центр средневековых нохчиматиенов, населявших по данным армянских исторических источников юго-восток Чечни. (Армянская география VII по Р.Х. Спб, 1877. С.36). Иногда все население Нашхо причисляется к одному тейпу.

Садой. Считается, что этот тейп выделился из Билтой (вместе с Белгатой и Устрадой). Все они из Нашхо (тукхум Нохчимокхой).

Вместе с этим нужно сослаться на мнение Ахмада Сулейманова, что Садой считался аристократическим тейпом и из него происходили князья (эли). А. Сулейманов (устное сообщение), приводя огласовку али, производил этот термин от древнего кавказского социально-этнического термина алан. При этом он считал, что Садой родственен тейпу Орсой, поскольку существует слитный термин, относящийся к обеим группам: сада-орси. В Орсах, Орсой этот автор видит потомков греков. Обратим внимание на то, что Садой не входили не в один из тукхумов, что, возможно, говорит об их иноплеменном происхождении. В то же время аристократическая традиция Садой является престижной: почетно давать имя, указывающее на этот тейп.

Вспомним Садо Мисирбиева, верного друга молодого Льва Толстого. Этноним орс - аорс может увести нас в этногенетические пласты глубокой древности, связанные, может быть, с племенем роксоланов, возможных предков русских. Современное название чеченцами русских звучит орси. Примечательно, что "Хронология истории Чечено-Ингушетии" А. Айдамирова (С.6) начинается с указания на I век нашей эры, когда существовал союз гаргареев и исадаков, состоящих из садов и хамхитов (в тексте книги явная опечатка - хашкиты. Следует читать хамекиты или хамхиты. Дискуссия о происхождении этого этнонима от реки Хамхи в книге Е.Л. Крупнова "Средневековая Ингушетия". М., 1971. С.28.).

Терлой. Считается, что тейп терлой расселился из горного башенного комплекса Кирды. Предком считается человек по имени Терлой. По некоторым данным Терлой был в ХVI-XVII веках самостоятельным тукхумом. В отличие от некровного родства всех тейпов Терлой (по мнению М. Мамакаева) вместе с Чанти были когда-то кровно-род ственным объединением. Сейчас терлоевцы населяют территорию по верховьям Аргуна. С тейпом Терлой связан комплекс преданий об обладании ими особым закрытом немусульманском знании. Возможно, что Терлой были кастой жрецов-огнепоклонни ков (Предположение С.А. Хасиева, высказанное устно).

Туркхой (Турки из Гашан-чу). В Веденском районе есть небольшая группа, относящая себя к "турецкому" тейпу. Они живут также в Рошни-чу.

Харачой. Тейп знаменитого Зелимхана Харачоевского. Это также тейп Руслана Имрановича Хасбулатова. Этот тейп рано попал на страницы письменных российских документов. А вот в этнографической реальности наших дней у населения восточной Чечни осталась память, что "харачоевцы раньше других стали жениться на русских".

Тесные связи харачоевцев с Россией не помешали их среде выдвинуть в начале текущего столетия одного из самых выдающихся борцов с несправедливостями царизма - абрека Зелимхана Харачоевского.

В Чечне относятся с большим уважением к харачоевскому тейпу и считают, что его представители наделены особым умом. Правда, им ставится в упрек, что они громко разговаривают. Пожалуй, нет ни одного тейпа, о котором не говорили бы чего-нибудь подобного. Но это уже область чеченского юмора, ценимого, кстати, когда-то Шамилем.

Хиндхой. Небольшой чеченский тейп, расселенный в горах в районе Галанчожа. Хиндхоевцы по происхождению относятся к ветви орстхоевцев (карабулаков), вошедших в состав чеченцев. Другая ветвь влилась в ингушей. Орстхоевцы, живущие на равнине, понесли наибольшие потери в результате Кавказской войны прошлого века. Часть оставшихся орстхоевцев выселилась в страны Передней Азии, часть ушла в горы, как Хиндхой.

Цонторой (Центорой). Это один из самых многочисленных тейпов. (По численности с ним соперничают только беноевцы). Они делятся на Корни-некъе, Оки-некъе и др. группы, претендующие на самостоятельность. Этимология Цонторой восходит, возможно, к обозначению жреческой профессии. Видимо, это отразилось в насторожен ном отношении цонтороевцев к Шамилю и к его сторонникам. В литературе есть данные, что Шамиль мстил цонтороевцам за убийство ими одного своего сподвижника. Считаются людьми неспокойного энергичного нрава. Расселены главным образом в восточной части Чечни.

Чартой. Очень интересный тейп, известный тем, что чартоевцы не воевали, но всегда были миротворцами и посредниками во внутричеченских делах. У представите лей других тейпов существует мнение, что "чартой еврейского происхождения".

Чермой. Один из известных чеченских тейпов, к которому принадлежал знаменитый нефтепромышленник и политический деятель Тапа Чермоев. Основной центр расселения чермоевцев село Мехкеты. У них есть родовая гора Чермой-лам. Но прежде, по легендам, они жили в горной местности Майсты.

Элистанжи. Этот тейп происходит из Веденского района села Хаттуни. Оттуда он переселился в Алды около теперешнего Грозного. Этот тейп знаменит тем, что из него происходил шейх Мансур (Ушурма), родившийся, по-видимому, в 1765 г.

Энгеной. Расселены по всей Чечне. Считается тейпом, из которого происходят мусульманские проповедники и религиозные главы - шейхи. Из Энгеной, действитель но, вышло много шейхов.

Эрсеной. Тейп, расположенный в восточной Чечне в исторической области Нохчимокх (Шалинский, Гудермесский район). После походов Тамерлана это один из первых тейпов, выселившихся снова на равнину. Эти тейпы считались аристократически ми. Сейчас их представителям приписывают высокие духовные качества. В этимологии "Эрсеной" носитель языка чувствует связь с мужским началом (Сравни: эр бух = некастрированный бык, русское бугай).

Ялхорой. Из этого тейпа происходит фамилия Джохара Дудаева. Есть село Ялхорой, названное по имени тейпа. По одним версиям к этому тейпу принадлежали зависимые люди, по другим, наоборот, это тейп, имевший наемных работников. Скорее всего происхождение этого тейпа связано с профессионально-кастовой организацией и Ялхорой были воинами, получавшими от других тейпов плату за охрану рубежей. В изысканиях М. Мамакаева о чеченских тейпах Ялхорой указаны среди коренных чеченских тейпов. Очевидно, Ялхорой относится к орстхойскому компоненту в этногенезе чеченцев, о чем мы скажем ниже более подробно. В Ингушетии мной было зафиксировано предание о том, что некоторые фамилии родственны фамилии Д.М. Дудаева. Например, фамилия Дакиевых, которые имеют по преданию общих родственников с Дудаевыми в шестом поколении. Согласно этой версии первые Дакиевы вместе с Аушевыми и Мусольговыми основали в Ингушетии село Сурхохи. В Ингушетии живет также собственно ингушская ветвь Дудаевых.

На орстхойском происхождении Ялхорой следует остановиться особо, хотя бы потому, что локальная группа орстхойцев - мялхистинцы - считаются в Чечне наиболее преданными сторонниками Д.М. Дудаева. Именно мялхистинцы составляют основное население села Бамут. Работа среди мялхистицев убедила меня в том, что они, действительно, потомки наиболее сильного в военном отношении подразделения вайнахского этноса орстхойцев (карабулаков). Издревле они населяли северокавказскую равнину. Глубоко в горах, в Мялхисте, между верховий Аргуна и Мешехи, они оказались, вероятно, во время опустошительных походов Тамерлана по Северному Кавказу, и здесь включили в себя исконно горское вайнахское население. Память о неясном подразделении на коренных и пришлых еще прослеживается у мялхистинцев.

В горах мялхистинцы не утратили воинственный нрав и вели периодические войны с Грузией. (Их территория граничит с Хевсуретией). Мялхистинцы же укрывали Орджоникидзе от поимки царской охранкой. Культ воинственности, наряду с другими горскими ценностями вроде почитания женщины, гостеприимства, по мнению самих мялхистинцев отличает их от других чеченцев. Некоторые из них считают себя людьми княжеского достоинства. Другие чеченцы побаиваются решительного нрава мялхистинцев.

В правительственных органах Чеченской республики Ичкерии при Д.М. Дудаеве оказалось много мялхистинцев. Это вызвало разговоры об их засилии в республике. Об особом отношении Д.М. Дудаева к этой проблеме ничего не известно. Его покровительство религиозному братству кадирийцев, представленному у мялхистинцев, еще ничего не говорит, ибо это братство широко распространено в Чечне и не только у горского населения.