Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.

Хорош был у старого добрый конь, его Бурушка-Косматушка. Хвост у Бурушки трех саженец, грива до колен, а шерсть трех пядей. Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал. Он старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал.

Не туман с моря поднимается, не белые снега в поле белеются, едет Илья Муромец по русской степи. Забелелась его головушка, его кудрявая бородушка, затуманился его ясный взор:

Ах ты, старость, ты, старость старая! Застала ты Илью в чистом поле, налетела черным вороном! Ах ты, молодость, молодость молодецкая! Улетела
ты от меня ясным соколом!

Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: "Кто вправо поедет - тому убитым быть, кто влево поедет – тому богатым стать, а кто прямо поедет- тому женатым быть".

Призадумался Илья Муромец:

На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, некому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!

И поехал он по дороге, где убитому быть.

Только он отъехал три версты, напали на него сорок разбойников. Хотят его с коня стащить, хотят его ограбить, до смерти убить. А Илья головой качает, приговаривает:

Эй вы, разбойничий, вам убивать меня не за что и ограбить у меня нечего.

Только и есть у меня кунья шубка в пятьсот рублей, соболиная шапка в три сотенки, да узда в пятьсот рублей, да седло черкасское в две тысячи. Ну, еще попона семи шелков, шита золотом да крупным жемчугом. Да меж ушами у Бурушки камень-самоцвет. Он в осенние ночи как солнце горит, за три версты от него светло. Да еще, пожалуй, есть конь Бурушка - так ему во всем мире цены нет.

Из-за такой малости стоит ли старому голову рубить?!

Рассердился атаман разбойников:

Это он над нами насмехается! Ах ты, старый черт, седой волк! Много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!

Соскочил Илья с Бурушки-Косматушки, хватил шапку с седой головы, да и стал шапкой помахивать: где махнет - там станет улица, отмахнется – переулочек.

За один взмах десять разбойников лежат, за второй – и двадцати на свете нет!

Взмолился атаман разбойников:

Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золото, серебро, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь!

Усмехнулся Илья Муромец:

Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие.

Говорят ему разбойники:

Одно красное солнце на белом свете - один на Руси такой богатырь Илья Муромец!

Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у нас атаманом!

Ой, братцы-разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к женам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную.

Повернул коня и ускакал прочь Илья.

Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: "Ездил в правую дорожку – убит не был!"

Ну, поеду теперь, где женатому быть!

Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко раскрыты ворота серебряные, на воротах петухи поют.

Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему навстречу двенадцать девушек, среди них королевична-красавица.

Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!

Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье меду сладкого, вина заморского, жареных лебедушек, калачей крупитчатых… Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:

Ты устал с дороги, умаялся, ложись, отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.

Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идет и думает: "Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано".

Видит Илья, что у стены стоит кровать точеная золоченая, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.

Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный, - туда и свалилась королевична.

Рассердился Илья:

Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!

Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, ходы в погреба покажем тебе.

Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба; они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидят сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.

Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!

Говорит Илья королям и богатырям:

Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.

Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову.

А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: "Прямо ездил – женатым не бывал".

Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть.

Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: "Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть".- Принатужился Илья, уперся ногами, по колена в землю ушел, поддал могучим плечом - свернул с места камень.

Открылся под камнем глубокий погреб - богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!

Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повез ее в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было, где от врагов спасаться, от огня отсидеться.

Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.

Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стер надпись старую, написал надпись новую: "Влево ездил - богат не бывал".

Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.

, )

Три поездки Ильи Муромца

Ехал стар по цисту полю,

По тому роздолью широкому.

Голова бела, борода сида,

По белым грудям ростилаитси,

Как скатен жемцюг россыпаитси.

Да под старым конь наюбел-белой,

Да ведь хвост и грив науцёр-цёрна.

Как наехал стар на станичников,

На ночных уж он подорожников,

На дённых он подколодников.

Да хотят стара бити-грабити,

Да с конём-животом розлучить хотят.

Как сидит тут стар призадумалсе,

Он умом гадат, головой качат.

Принадумалсы слово вымолвит:

– Уж вы станички мои, станичники,

Люди вольны да всё разбойнички,

Вы ночны уж нонь подорожнички,

Вы дённы уж нонь подколоднички!

Вам ведь старого бить уж некого,

А у старого взять вам нецего:

Золотой казны много не взято,

Злата-серебра не пригодилосе,

Скатна жемчугу не прилуцилосе.

Тольки есь под старым доброй конь,

Да ведь конь под ним наубел-белой,

Да хвост и грива научор-черна.

Как уж езжу на кони ровно тридцеть лет,

За рекой на коне не сиживал,

Перевоз на кони я не вапливал.–

Как станишницков всё приманивал,

Как велят они слезыват с коня.

Он умом гадат, головой качат,

Принадумалса слово вымолвить:

– Уж вы станички мои, станицники,

Люди вольные всё разбойники,

Вы ночны уж нонь подорожники,

Вы дённы уж нонь подколодники!

Вам у старого бить уж некого,

А у старого взять вам нецего:

Золотой казны много не взето,

Злата-серебра не пригодилосе,

Скатна жемчугу не прилучилосе.

Тольки есь на старом кунья шуба,

Дешевой цены стоит – семьсот рублей,

Как на шубы подтяжка позолочена,

Ожерелье у шубы чорна соболя,

Не того-де соболя сибирьского,

Не сибирьского соболя – заморьского

Как уж пуговки были вальячныя,

Того ле вальяку красна золота,

Да ведь петельки были шолковы,

Да того-де шолку, шолку белого,

Да белого шолку шемахильского.–

Как станицницков пуще приманиват,

И велят слезыват со добра коня,

Скидыват велят кунью шубоцку.

Как сидит тут стар, призадумалса,

Умом гадат, да головой качат,

Принадумался слово вымолвить:

– Уж вы станицки мои, станичники,

Люди вольные всё разбойники,

Вы ночные уж нонь подорожники,

Вы дённые уж нонь подколодники!

Вам у старого бить вам некого,

А у старого взять вам нецего:

Золотой казны много не взето,

Злата-серебра не пригодилосе,

Скатна жемчуга не прилучилосе.

Только есь у старого уж тугой лук,

Золота колчанка каленых стрел,

Да ведь ровно тридцать три стрелоцки.

Да ведь всем стрелам цена обложена,

Да ведь кажна стрела по пети рублей,

Трём стрелам цены нету уж:

Перены перьям орловым же,

Не того орла, орла сизого,

А того орла сизомладого,

Тот живёт орёл на синём мори,

На синём мори, на сером камни,

Он пьёт и ест у синя моря.–

Как станицницков пуще заманиват,

И велят слезыват с добра коня,

Скидыват велят кунью шубоцку,

Отдавать колцянку каленых стрел.

Как сидит тут стар, призадумалса,

Он умом гадат, головой качат.

Он вытегиват из-за пазушья тугой лук,

Из кольцяноцки да калену стрелу.

Он кладёт стрелу нонь на тугой лук,

Да ведь сам стрелы да приговариват:

– Калена стрела ты муравлена,

Полети же ты во чисто полё,

Полети ты повыше разбойников,

Не задеш ты их ни единого,

Ты не старого и не малого,

Не холостого, не женатого.

Полети-тко ты во чисто полё,

Да во сыро дубищо-крековищо,

Ты розбей сыро дубищо-крековищо,

Ты на мелко церенье ножовое.–

Не городовы ворота отпиралисе,

Не люта змея извиваласе

Заскрипел у старого тугой лук,

Калена стрела со туга лука

Полетела она да во чисто полё,

Да во сыро дубищо-крековищо.

Как розбила сыро дубищо-крековищо

Да на мелко церенье ножовоё.

Как станицницки испужалися,

По-под кустикам как разбежалиси.

Как туман-то в поле приободроло,

Как станицники идут да поклоняютца:

– Уж ты, батюшко, да наш старый казак.

Наш старый казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович,

Да возьми-тко нас да во товарыщи.–

– Не возьму я вас во товарыщи,

Я не старого и не малого,

Не холостого, не женатого.

Как я уж езжу по полю тридцеть лет,

Да никто на меня не нахаживал,

Да никто на меня не наезживал,

Да как вы нашли, поганые, наехали.–

По тому роздолью широкому,

Голова бела, борода седа,

По белым грудям росстилаетсе,

Как скацен жемцуг да россыпаетсе.

Приезжает к росстаням ко широким же,

Как лежит тут сер горюць камень,

Да на камешке подпись подписана,

Да подписана подпись, подрезана:

«Как во перву дорожку ехать – бохату быть.

А во втору дорожку – женату быть,

А в третью дорожку – живому не быть»

Как сидит тут стар да призадумалса,

Призадумался да приросплакалсы:

– Как поеду я в дорожку во первую,

Да ведь где мне, старому, бохату быть.–

А опеть же сам и одумалса:

– Да на что мне, старому, бохату быть?

У меня нет нонь молодой жены,

Берегци, стерегци золота казна.

Как поеду в дорожку во вторую,

Да ведь" де мне, старому, женату быть.–

А опеть же сам и одумался:

– Да на што мне, старому, женату быть?

Не владеть мне, старому, молодой женой.

Не кормить мне, старому, малых детей,

Как поеду в дорожку во третью же,

"де мне, старому, живому не быть.–

Как поехал стар по чисту полю,

По тому роздолью широкому,

Голова бела, борода седа,

По белым грудям росстилаетси,

Как скацен жемчуг да россыпаетси.

Приезжает ко двору ко широкому,

Теремом назвать – очень мал будёт,

Городом назвать – так велик будёт.

Как выходит девушка-чернавушка,

Она берёт коня за шелков повод,

Она ведёт коня да ко красну крыльцу,

Насыпат пшена да белоярова,

Как снимат стара со добра коня,

Она ведёт стара да на красно крыльцо,

На красно крыльцо да по новым сеням.

По новым сеням в нову горницю.

Скидыват его да распоясыват,

Да сама говорит таковы слова:

– Пожилой удалой добрый молодец,

Ты уж едешь дорожкой очень дальнею,

Тебе пить ли исть ныньче хочется,

Опочинуться со мной ле хочетсы?–

Говорит тут стар таково слово:

– Хошь я еду дорогой очень дальнею,

Мне не пить, не есть мне не хочется,

Опочинуться с тобой хочитсэ.–

Она старому кроват да уж указыват,

А сама от кровати дале петитсе.

Говорит-то стар да таково слово:

– Хороша кровать изукрашена,

Должно бы кроваточки подложной быть.–

Она старому кровать уж указыват,

А сама от кровати далечо стоит.

Как могуци плеци росходилисе,

Ретиво серцё розъерилосе,

Он хватал-то он за белы руки,

Он бросал он на кровать-ле тесовую–

Полетела кровать да тесовая

Да во те во погрёба глубокия.

Как спущался стар да во глубок погрёб–

Там находитса двадцать деветь молодцев,

А тридцатый был сам старый казак,

Сам старый казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович.

Он ведь начал плетью их наказыват,

Наказывать да наговаривать:

– Я уж езжу по полю ровно тридцеть лет,

Не сдаваюсь на реци я на бабьи же,

Не утекаюсь на гузна их на мяхкие.–

Вот они тут из погреба вышли,

Красное золото телегами катили,

А добрых коней табунами гнали,

Молодых молодок – толпицями,

Красных девушек – стайцями,

А старых старушек – коробицами.

  • Три поездки Ильи Муромца
  • В былине рассказывается, как Илья Муромец боролся с врагом.

    • Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.

    Встреча с разбойниками (татаро-монголами), освобождение пленных, строительство церквей.

    • Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.

    Описание внешнего вида Ильи Муромца встречается только в былине «Ильины три поездочки», в эпизоде, когда месяц осветил его воинское снаряжение: «Заблистал в сорок тысяч шлем...», «засияли камни-яхонты».

    • Выпиши из учебника (с. 20 №6) те черты характера, которые ты считаешь главными.

    Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.

    • Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная-растёмная, богатство несметное,

    Славнорусские богатыри, ходовитые разбойнички, дуб кряковистый, кустики низовенькие, камушки кремнёвенькие.

    • Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.

    Любовь к родной земле, стоит на страже Родины, приходит на помощь своему народу, спасают его от порабощения, воплощение идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, не страшит несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.

    Илья Муромец любит родную землю, стоит на страже её границ, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от порабощения и унижения. Он являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец вызывает у меня восхищение, радость, веру в силы народные. Илья Муромец – богатырь-воин, защитник Родины, поэтому ему нужно выбирать ту дорогу, где затаились разбойники. Эту дорогу ему нужно освободить от нечисти. Илья настолько силён и умён, что любое препятствие, даже непреодолимое, ему по плечу, с любым врагом он справится играючи.

    • Запиши свой план или используй данный.
      Первый подвиг богатыря.
      Второй подвиг богатыря.
      Третий подвиг богатыря.
      Илья Муромец - защитник земли Русской.

    1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление.
    2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение).
    3. Характер и поступки Ильи Муромца.
    4. Моё отношение к герою былин.

    • Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?

    Стихотворный. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому в стихотворном варианте можно передать напевность произведения.

    • Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?

    Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.

    Автор Ѐ?РіРѕСЂСЊ Расщупкин задал вопрос в разделе События, результаты

    о каких событиях рссказывается в былине Ильины три поездочки и получил лучший ответ

    Ответ от Мария Тарнавская[новичек]
    Ильины три поездочки
    Посреди поля чистого, На закате красна солнышка, На восходе ясна месяца На заставу богатырскую Собирались на походный совет Славнорусские богатыри. Думу думали, раздумывали, По нарядам снарядилися.
    Доставалось Илье Муромцу Ехать в Западную сторону На великий богатырский дозор.
    Выезжал Илья Муромец, Доезжал он до росстани, Под ночной тучей западной. Наезжал на белый камень Илья. Из-за тучи месяц выглянул: Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена:
    «Прямо ехать - убитому быть! Влево ехать - женатому быть! Вправо ехать - богатому быть! Все судьбой сие предписано! » Во глубоком раздумье Илья. Он стоит, сам себе говорит: «Это бог с тобой, что - судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах.жена не нужна, Мне богатство ненадобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть! »
    Навалилась туча черная, Поглотила светлый месяц она. И поехал Илья Муромец На погибель на предписанную Ночью темною-растемною. Вдруг тут из ночной темноты Из-за кустиков низовеньких, Из-за камушков кремневеньких Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто ведра вверх дном,
    Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пес-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью! »
    Добрый молодец не молится, Перед псом он не клонится.
    Светлый месяц опять выходил, Все убранство на Илье озарил: Заблистал в сорок тысяч шлем, Засияли камни-яхонты Во сто тысяч во гриве у коня, Сам конь выше цен, выше смет! Вот тут-то разбойнички На богатство и обзарилися, Друг друга подзадоривают, Подстрекают, подзуживают: «Мы убьем его, пограбим-ко, Со конем его разлучим-ко! » Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака, А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал. Из налучника лук тугой, Из колчана калену стрелу Вынимал да пускал Илья В дуб кряковистый разрывчатую. Разрывала, расщепляла стрела Старый дуб во щепу, во черенки.
    Череночки да щепочки Разлетелись, угодили они Во разбойников да всех до одного
    В одночасье погубили подряд! Повернулся ко камени Илья. Надпись старую вычеркивал, Надпись новую надписывал: «Богатырь Илья Муромец Там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, Порасчистил широкую! »
    После этого быванья Илья: «Я поеду, - говорит, - уж туда, Где показано женатому быть! » Луговины, горы, реки да поля Проскакал Илья Муромец, На дворцы островерхие Понаехал краснокаменные. Вереницами девицы к нему Выходили, встречали молодца.
    Все красивые, приветливые, Все угодливые, ласковые, Разговоры веселые Про женитьбу, про венчанье ведут. «Погодите вы с венчаньем таким! Семь раз я отмериваю, Да один раз отрезываю! »
    Поспешают красны девицы: На столы, на столешницы Стелют скатерти-прелестницы, Ставят вина заморские, На упой добра молодца поят, С обручаньем-венчаньем спешат. Без успеху! Только смеху Илье Целый год, поди, не высмеять! «Вы бы лучше, красавицы, Отвели бы во спаленку меня: Мне б с дороги уснуть-отдохнуть! » - Говорит Илья Муромец. Подходила красавица, Уводила Илью Муромца,

    Тема: Былины. "Ильины три поездочки".
    Цели урока:
    Познакомить с содержанием былины “Ильины три поездочки”и правилами исполнения былины;
    Совершенствовать навык слушания и выразительного, осознанного, грамотного чтения: учить осознанию читаемого через создание образов и установление ассоциаций с содержанием изученных произведений. Познакомить с героической личностью, символом российской мощи, ее защитником, уроженцем земли Нижегородской - Ильей Муромцем, его необычным детством.
    Развивать образное мышление, познавательный интерес к истории родного края на основе эмоционального восприятия прочитанного, формировать культуру выражения чувств, развивать воображение и представления об особенностях уклада крестьянской жизни в условиях патриархальной России, произвольное внимание к народному слову.
    Воспитывать интерес к родному мелодичному и выразительному языку, героической истории нашей малой родины, чувство гордости за славных и отважных ее сынов; желание продолжать традиции и ментальность предков по отстаиванию независимости Родины.
    Способствовать формированию универсальных учебных действий;
    Способствовать использованию Интернет-ресурсов;
    Оборудование:
    учебник Л.Ф. Климановой “Литературное чтение” 1 часть, 4 класс;
    репродукция картины В.М. Васнецова “Богатыри”;
    сборники с былинами;
    карточки для самооценки;
    историческая карта “Древняя Русь”.

    Ход урока:
    1. Организационный момент: мотивация к учебной деятельности.
    (Организационно-регулятивные: волевая саморегуляция
    Личностные: действия смыслообразования)

    На экране – гусляр. Слышны гусли.

    Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

    2. Проверка домашнего задания(Коммуникативные: участие в обсуждении. Познавательные: умение структурировать знания; моделировать)
    У: Вам было задано домашнее задание, выразительное чтение текста летописи « И вспомнил Олег коня своего» и нарисовать рисунок к тексту летописи.
    Сейчас один из вас выходит к доске, показывает рисунок, а все остальные находят и зачитывают отрывок из летописи, соответствующий данному рисунку.
    У: Составим синквейн:
    Олег.
    Отважный, мужественный.
    Правит, сражается, побеждает.
    Достоин быть примером для подражанья.
    Воин.

    3. Подготовка к восприятию. (Познавательные: поиск информации, смысловое чтение.)
    У: Прочитайте поговорку.
    (Поговорка написана на доске.)
    Славна земля богатырями русскими.
    - Определите, какое слово главное. (Богатыри).
    - О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о богатырях)
    - Верно.
    -Послушайте стихотворение:
    Широко ты, Русь, по лицу Земли
    В красе царственной развернулася
    У тебя ли нет богатырских сил,
    Старины святой, громких подвигов?
    Уж и есть за что, Русь могучая,
    Полюбить тебя, назвать матерью,
    Стать за честь твою против недруга,
    За тебя в нужде сложить голову!

    Какое чувство у вас вызвало это стихотворение?
    - О какой Руси говорится в стихотворении?
    - Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке готовы были встать на ее защиту. В стихах, песнях, былинах прославляли любимую Родину.

    У: А что такое былина?
    (Былина – русская народная эпическая песня– сказание о богатырях.)
    У: Кто такие богатыри?
    (Богатыри – воины, защитники своей Родины, наделенные чувством собственного достоинства и отличающиеся необычайной силой мужеством и удалью.)
    (Репродукция картины В.М.Васнецова “Богатыри”)
    У: Демонстрация картины Васнецова «Три богатыря» под звуки гуслей.
    Кого вы видите на картине?
    (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец)
    - Как звать богатыря в центре картины?
    Выберите два однокоренных слова из данных:
    (Слова даны на карточках на доске)

    Муромец хмурый Мурманск Муром замурованный

    Какая связь может быть между Ильей Муромцем и городом Муромом?
    - Действительно, Илья Муромец родом из-под Мурома, а, следовательно, он - наш на все времена прославленный народом земляк.
    Чтобы убедиться в этом, посмотрите на карту Нижегородско - Суздальского княжества XIII-XV веков
    (На карте обозначены флажками Нижний Новгород, Суздаль, Муром).
    Вот каких сынов рождала нижегородская земля!
    И, как вы догадываетесь, сегодня мы будем читать об Илье Муромце... Расшифруйте слова:

    Ы Л
    Б н
    А и

    У: Какие былины вы знаете?
    У: О каких отличительных чертах былины вы знаете?
    (Былинный зачин, повторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, определённое содержание– сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования.)

    У: Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать и любить родную землю).

    4. Изучение нового материала. (Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи; планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество; умение выражать свои мысли.)
    1) Знакомство с темой и постановка целей
    У: Сегодня мы познакомимся с былиной “Ильины три поездочки”.
    У: Скажите какие цели мы поставим на данном уроке?
    (Узнать о ком и о чем рассказывает эта былина.
    Какие три битвы были у богатыря. Кого защищал богатырь.)
    У: Послушайте былину.
    (Прослушивание аудиозаписи: Былины «Ильины три поездочки».)
    У: Понравилась былина? Как исполнялась былина? (плавно, нараспев)
    О ком повествует былина?
    Какой отрывок вам показался самым интересным? Почему?
    2) Словарная работа
    У: Все ли слова и выражения были понятны вам?
    Как вы понимаете значение этих слов?
    (Словарная работа – слова на экране)(Регулятивные: соотнесение с прогнозированием
    Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; смысловое чтение в зависимости от цели; построение логической цепи рассуждений; анализ, синтез, выдвижение гипотез.)
    КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня;
    БУЛАТНАЯ БРОНЯ – стальная и узорчатая, старинная узорчатая азиатская сталь;
    СИЕ – это;
    ПАЛИЦА – тяжелая дубинка с тяжелым концом;
    ЯХОНТЫ – старинное название сапфира и некоторых других драгоценных камней;
    ВЕРТЛЮГИ – шарнирное звено для соединения двух частей механизма, позволяющее одной из них вращаться независимо друг от друга;
    САЖЕНЬ– 2,134 метра (3 аршина)
    МОНАХ– член религиозной общины, давший обет вести аскетический образ жизни;
    ВИТЯЗЬ – в Древней Руси: отважный воин;
    АМБАР– сарай для хранения урожая, припасов, товара;
    ЦЕЛОВАЛЬНИЧКИ – должностное лицо, занимающееся сбором податей и некоторыми судебно-полицейскими делами;
    ОБЛАТЫНИВАТЬ – обращать в католическую веру;
    ЗАСТАВА БОГАТЫРСКАЯ– 1) воинское подразделение, несущее охранение; 2) место въезда в город;
    СМЕТА – здесь: несметное, не считанное богатство;
    ЗАПОДВАЛИВАТЬ – запирать в подвал;
    РЕЧИ ЕЛЕЙНЫЕ – елей – оливковое масло, употребляемое в церковной службе. В переносном смысле: что-то ласковое, успокаивающее;
    ГДЕЗДОВИНУ РАЗНЕС – тайное, укромное пристанище;
    ПО ОРДАМ – орда – государство или войско татар или в начальном варианте – палатка хана;
    НЕ ПРОСТОФИЛЬТЕСТЬ – не поддавайтесь на обман.
    У: Подтвердились ли ваши предположения?
    (сравнение, сопоставление)

    ФИЗМИНУТКА
    Дружно встали - раз, два, три.
    Мы теперь богатыри.
    Мы ладонь к глазам приставим,
    Ноги крепкие расставим,
    Поворачиваясь вправо
    Оглядимся величаво.
    И налево надо тоже
    Поглядеть из-под ладошек.
    И направо, и еще
    Через левое плечо.
    Буквой Л расставим ноги
    Точно в танце - руки в боки.
    Наклонились влево, вправо,
    Получается на славу!

    3) Чтение текста.
    У: Высока ли высота поднебесная,
    Глубока ли глубина океан - моря,
    Быстры – светлы реки русские.
    А и сильные, могучие,
    Богатыри на славной Руси.
    - Так о ком говорится в былине?
    (О богатыре Илье Муромце.)
    У: Вспомните, еще раз происхождение и значение слова «богатырь».
    Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря.
    (Дети читают статью)

    Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
    2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

    Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
    - Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
    Силач, воин, защитник, витязь

    Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
    У: Откройте учебник. Прочитаем былину еще раз.
    (Чтение былины учащимися)
    4) Беседа по содержанию былины с выборочным чтением.(Познавательные: умение строить высказывание; смысловое чтение; логические; установление причинно– следственных связей.)
    У: Для чего собрались славно-русские богатыри?
    – Куда досталось ехать Илье Муромцу?
    – Сколько надписей было на камне?
    – Какую дорогу выбрал богатырь? О чем это говорит?
    (Илья Муромец выбрал прямую дорогу. Это говорит о том, что он смелый, мужественный, добивается своей цели, идет только вперед, не боясь трудностей.)
    У: В былине показан враг, с чем он сравнивается?
    – Почему в описании врагов употребляются уменьшительно-ласкательные суффиксы – -еньк-, -оньк-, -ичек-, -ечек-?
    (Чтобы показать богатырскую силу и мощь Ильи Муромца.)
    У: Что пытался сделать враг с Ильей Муромцем?
    (Обратить в свою веру, взять в плен…)
    У: Как вы поняли, кто находился в плену?(Русский народ.)
    У: Что пытались сделать с Ильей? Как это делали?
    (Враг призывал Илью Муромца к измене. Сулили ему богатства, почет и уважение, и вельможное служение.)
    У: Что ждало его в случае отказа?
    (Пригрозили ему силой, но Илья не испугался этого, а принял бой.)
    У: Каково значение трех поездок Ильи Муромца для русского государства?
    – Как последние три строчки помогают понять характер героя?
    – Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?
    – Как относился Илья Муромец к предсказаниям?
    - Почему былина называется «Три поездочки»?
    -Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий?
    - Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).

    5. Закрепление изученного материала.(Познавательные: моделирование.Регулятивные: контроль)
    а. Выразительное чтение былины «эхом» и хором за учителем, повторяя интонацию.
    б. Характеристика героя.
    Выборочное чтение.
    - Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? Найдите гиперболы.
    - Зачем нужен этот приём? Какие его черты подчёркнуты с помощью гипербол?
    Обобщение образа Ильи.
    - Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье.
    (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).

    Работа с интерактивной доской:
    Установи соответствие:
    (3 поездки– 3 боя (с кем?) – соединить в пары

    6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.(Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.)
    У: Почему Илья Муромец испробовать все три дороги?
    – Чем закончилась поездка богатыря?
    - Используя опорные слова: смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, трусливый, мудрый, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, жадный, способный к состраданию, охарактеризуйте Илью Муромца (работа в парах).Обменяйтесь мнениями, обсудите с соседом.

    Составление синквейна:
    Богатырь
    Сильный, мудрый
    Ехал, сражался, победил
    Славна богатырями земля русская
    Герой

    У: Домашнее задание:(Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.)

    1) Перечитать былину “Ильины три поездочки” и ответить на вопросы.
    2) Используя дополнительную литературе и Интернет-ресурсы подготовить сообщение об одном из русских богатырей.
    Обучающиеся получают от учителя карточки:
    1. Литература
    1. Ухов П.Д. Былины. – М., 1987;
    2. Шевченко Ф.П. В мире былин. – М.,1987;
    2. Интернет-ресурсы
    1. http://wikipedia.org/wiki/ru
    2. http://litheroy.blogspot.com/
    3. http://www/youryoga.org/article/dictionary/slav-ar-veda2htm
    4. http://www.oprichnina.chat.ru/opr
    5. http://www.rusinst.ru/articlctext.asp

    У: Вы хорошо потрудились на уроке и заслуживаете оценки. Оцените сами свою работу. Продемонстрируйте свои оценки.

    (Самооценка на карточках)
    Я ОТЛИЧНО ПОРАБОТАЛ! – О (зеленый)
    Я УВЕРЕН – МОГУ ЛУЧШЕ! – О (желтый)
    Я ПОСТАРАЮСЬ! – О (красный)
    Спасибо за урок!