При жизни его называли "Великим Карлом", он был гордостью и славой российской Академии художеств, удостоившей его в годы учебы всеми академическими наградами. В день окончании Академии Карл Павлович Брюллов вынес целую пригоршню медалей из актового зала. Для публики он воплощал миф о гении, блестящем, капризном, самоуверенном и недосягаемом в своем мастерстве, образованности, светских знакомствах, любовных похождениях и кутежах. Одна из легенд о Брюллове отражена в рисунке Репина "Пушкин и Карл Брюллов", где изображен Пушкин, на коленях выпрашивающий у Великого Карла рисунок.

Карл Павлович Брюллов родился и рос в семье потомственных художников (прадед рабо­тал лепщиком на фарфоровом заводе, дед был скульптором, отец - академиком орнаментальной скульптуры, брат Александр - архите­ктором). Его знаменитый талант проявился на редкость очень рано. Еще учась в Академии, Брюллов становится ее звездой.

В 1821 году Брюллов оканчивает Академию с Большой золотой меда­лью и в 1822-м уезжает в Рим на деньги Общества поощрения ху­дожников. Здесь он создает лучшую работу в своей жизни - знаменитый «» (1830-1833).

К этому времени романтизм в России проходит «портретную» и «пейзажную» стадии, и русское искусство «дозревает» до создания большой историко - философской картины. Тема такой картины - не судьба конкретной исторической личности и даже не судьба народа, а судьба всего человечества.
Сюжет полотна Брюллова - стертого с лица земли античного города Римской империи - Помпеи - во время извержения Везувия в первом веке нашей эры. В этой катастрофе погибло порядка двух тысяч человек. Выбор сюжета, возможно, был подсказан братом художника архитектором Александром Брюл­ловым, создавшим известный проект реконструкции Помпейских бань. Толчком к формированию замысла картины послужила и опера Пачини «».

Интересно, что картина писалась не по заданию Академии, а по сво­бодно выбранному сюжету; не по официальному заказу, а по заказу частного лица, князя А.Н. Демидова.

Картина Брюллова с новой для того времени с исторической и археологической точностью - изображала исторический период, географическую местность, стиль одежды, оружие. С середины XVIII столетия велись раскопки в засыпанных пеплом Везувия городах Геркулануме и Помпеях, вызывавшие боль­шой интерес в обществе. Художник Карл Брюллов в своей работе использовал археологические открытия. Местом действия Брюллов изобразил улицу Гробниц, которая наиболее сохранилась в городе, разрушенном временем. Даже найденные при раскопках скелеты трех соединенных друг с другом женщин, он изобразил в картине как соединенную вместе группу - мать с двумя дочерьми.

Около шести лет художник внимательно изучал исторические источники и доку­менты, связанные с трагедией Помпей, читал письма древнеримского политического деятеля Плиния Младшего к историку римской империи Тациту, быт, нравы и традиции древней Италии. Но докумен­тальные факты и точность, как фундамент картины, не заключает в оковы фантазию и воображение Брюллова, его гений не становится пленником археологических и исторических подробностей. Главное - человек перед лицом смерти, обнажающей его нравственные качества. Любовь и благо­родство: вот мать Плиния, убеждающая сына оставить ее, не обреме­нять себя; вот жених с мертвой невестой на руках. Или звериный страх, поглощающий самоуважение человеческой личности.

Работая над произведением, Брюллов вдохновлялся монументальными произведениями титанов эпохи Возрождения Рафаэля и Микеланджело . Он копировал «Афинскую школу » и изучал «Пожар в Борго » Рафаэля. Брюллов повторяет прием мастеров Ренессанса, включав­ших свои автопортреты и портреты своих современников в полотна на библейские исторические сюжеты. Есть портретные лица и в «Последнем дне Помпеи »: портрет самого Брюллова и его друга - графини Юлии Самойловой. Александр Иванов с гордостью за рус­скую живописную школу писал, что своей картиной Брюллов дока­зал: «русским назначено совершенствовать то, что изобрели великие живописцы Италии».

После торжественного показа «Помпеи » на европейских выставках художеств гениальный Карл Павлович Брюллов, добившись успеха, вернулся в Россию и был встречен как герой, который прославил Отечество.

После «Помпеи » Брюллов ищет новые драматические исторические сюжеты. Он пишет картину «» (1834)

на сюжет поэта XVI века Камоэнса, разрабатывает эскиз картины под названием «».

Сюжет навеян статьей Н.В Го­голя «О движении народов в конце V века». О вожде гуннов Гензерихе (в эскизе Брюллова он изображен на коне с тигровой шкурой по­верх лат). Брюллов не дерзнул создать большое полотно по этому эскизу. Повторить успех «Помпеи» более не удалось.

Выдающийся Брюллов очень многообразен в своих жанровых увлечениях. Для него нет преград для написания своих бесценных работ, будь это исторические драмы или жанровые сценки, портреты или картины в стиле "НЮ". Написанные в Италии жанровые картины - «», «Полдень », «Сбор винограда », «», «» - нарядны и праздничны.


Холст, масло


1827. Холст, масло


Пифферари перед образом мадонны . 1825. Холст, масло

Здесь Брюллов создает живое ощущение воздуха и солнца. Цвет в его работах остается локальным. Расположение цветовых пятен подчинено декоративным задачам.

», «» - синтез суровой жизненной правды и идеальной красоты. Он пишет красоту женского тела, но при всей скульптурности форм красоту не холод­ную, а живую, теплую.


Холст, масло


Между 1839 и 1845. Эскиз. Холст, масло. 52,5х67,1


Холст, масло. 146,1х124,1

«Фирменный» эффект живописи Брюллова, предмет подражания и зависти его эпигонов, - удивительно мягкое свечение изнутри, вдохновленное античными мраморами, - состав­ляет славу этих работ художника. Ню Брюллова на мифологические сюжеты в духе романтизма окрашены пряностью восточной экзоти­ки: белоснежная красота его Вирсавии и Юноны оттенена темноко­жими телами мулаток.

Как и многие творцы - художественные романтики, Брюллов увлекался экзотикой Востока. В 1835 году он побывал в Турции. После этого путешествия в его творчестве возникают восточные темы: произведения по моти­вам «Бахчисарайского фонтана » Пушкина , поэмы Жуковского «Пе­ри и ангел », «Турчанка ». Причудливые восточные костюмы позволя­ют развернуться декоративному таланту Брюллова .

В творчестве Брюллова, как исторического живописца, можно увидеть замечательное собрание его портретов в разное время. Пожалуй, са­мый известный среди них - знаменитая «Всадница » (портрет Джованины и Амацилии Пачини - воспитанниц графини Ю.П. Самой­ловой).

Создавая свой вариант парадной картины - портрета, он вдохновлялся классикой данного жанра - парадными портретами с броской выразительностью и торжественностью голландского мастера, ставшего портретистом при английском дворе XVII столетия, Ван Дейка. В парадном портрете присутствуют оттенки быта. Портрет Брюллов как бы наполнил жизненным движением, мотивом и звуками: собаки лают, кажет­ся, еще слышно эхо топота детских ног в гулких коридорах палаццо. Конь горяч, но сама всадница неподвижно, словно на пьедестале, восседает на его широкой спине. С большим мастерством Брюллов пишет развевающийся изумрудный газовый шарф всадницы на фоне темной зелени парка (зеленое на зеленом). Портрет впитал в себя ликующее чувство восторга перед праздничным богатством и многообразием жизни.

В портретах 1840-х годов характеристика человека становится более глубокой и индивидуальной, оттенки чувств и психологических со­стояний - разнообразными. Парадный портрет - картина отходит на второй план. Нынешние герои Брюллова - это дворянская интелли­генция после поражения восстания декабристов, время, когда мно­гие предпочитали уезжать за границу или в свои имения, но не жить в столице, не служить при дворе Николая I. Герои Брюллова внешне пассивны, безвольны, им знакомо чувство внутреннего опустоше­ния. Портретное творчество мастера 1840-х годов полно лермонтов­ских настроений: «огонь в крови» и «холод тайный» души, гибель в бездействии интеллектуальных и душевных сил России, меланхолия известных по истории российской словесности и школьным урокам литературы «лишних людей».

По сравнению с предшественниками (Рокотовым, Левицким, Боро­виковским, Кипренским) в портретах Брюллова появляется новая черта - рефлексия. В творческом мышлении Карла Павловича лежат истоки описания психологического портрета личности второй половины XIX столетия, портрета Перова , Крамского , Ге , Репина . Одна из лучших работ Брюллова зрелой по­ры - «», друга художника, переводчика Гете на русский язык.

Именно ему был подарен М.И. Глинкой романс «Жаворонок ». Болезненно - бледное тонкое лицо, погасший огонь глаз, безвольные мягкие губы, нервные тонкие пальцы - перед нами умный, чуткий, но глубоко уставший и опустошенный человек.

Близок к нему по эмоциональному настрою и «Автопортрет », напи­санный Брюлловым очень быстро в эскизной манере во время краткой передышки в период болезни. Бледное, измученное болез­нью и думами лицо окаймлено ореолом золотистых волос, правая ру­ка опущена вниз. Раненый лев, утративший силу, но не потерявший величия.

Один из последних портретов художника - «».

На портрете ему семьдесят два года. Археолог, востоковед смотрит с портрета зорко и собрано, жизнь интеллекта делает его красивым.

Последние годы жизни Брюллов провел на острове Мадейра и в Риме. Он умер в Риме, там же похоронен на кладбище в Монте - Тестаччо. Возвеличенный, обожествленный при жизни, после смерти Брюллов подвергся суровой критике и был грубо свергнут с пьедестала поко­лением 1860-х годов.

Искусство второй половины XIX века отвернется от Карла Брюллова, его полотна будут названы В.В. Стасовым пустыми, трескучими, фальшивыми. Выведенный Н.С. Лесковым под именем Фебуфиса в романе «Чертовы куклы», Брюллов изображен человеком одаренным, но пустоцветом, красивым, но холодным. А писателю и критику Д.В. Григоровичу Брюллов представлялся карикатурной фигурой - маленьким толстым человеком на коротеньких ножках с выдающим­ся животом. Вокруг имени Брюллова будет вестись очень острая поле­мика. И понадобятся авторитет и смелость И.Е. Репина , чтобы на ис­ходе XIX столетия в своих статьях и письмах отдать должное таланту Брюллова и реабилитировать искусство Великого Карла.


Холст, масло.


1830. Холст, масло.


Холст, масло. 102,3х86,2

Публикации раздела Музеи

Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова

23 декабря 1799 года родился Карл Брюллов. Сын скульптора французского происхождения Поля Брюлло, Карл был одним из семи детей в семье. Его братья Павел, Иван и Федор тоже стали живописцами, а брат Александр - архитектором. Однако самым известным оказался Карл, написавший в 1833 году полотно «Последний день Помпеи» - главное произведение своей жизни. «Культура.РФ» вспомнила, как создавалось это полотно.

Карл Брюллов. Автопортрет. 1836

История создания

Картина написана в Италии, куда в 1822 году художник отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств на четыре года. Но прожил там 13 лет.

Сюжет повествует о древнеримской трагедии - гибели старинного города Помпеи, расположенного у подножия Везувия: 24 августа 79 года н. э. извержение вулкана унесло жизни двух тысяч жителей.

В 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре начал археологические раскопки на месте трагедии. Открытие Помпеи стало сенсацией и нашло свое отражение в творчестве разных людей. Так, в 1825 году появилась опера Джованни Пачини, а в 1834 году - исторический роман англичанина Эдварда Бульвер-Литтона, посвященный гибели Помпеи.

Брюллов впервые посетил место раскопок в 1827 году. Отправляясь на развалины, 28-летний художник и не подозревал, что эта поездка окажется судьбоносной для него: «Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом» , - писал художник.

Чувства, которые Карл Брюллов испытал на раскопках, не оставляли его. Так родилась идея полотна на историческую тему. Работая над сюжетом, живописец изучал археологические и литературные источники. «Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину» . Моделями для персонажей стали итальянцы - потомки древних жителей Помпеи.

На стыке классицизма и романтизма

В этой работе Брюллов являет себя не традиционным классицистом, а художником романтического направления. Так, его исторический сюжет посвящен не одному герою, а трагедии целого народа. А в качестве сюжета он выбрал не идеализированный образ или идею, а реальный исторический факт.

Правда, композицию картины Брюллов строит в традициях классицизма - как цикл отдельных эпизодов, заключенных в треугольник.

В левой части картины на втором плане изображены несколько человек на ступеньках большого здания гробницы Скавра. Прямо на зрителя смотрит женщина, в глазах которой читается ужас. А за ней - художник с ящиком красок на голове: это автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами.

Ближе к зрителю - семейная пара с детьми, которая пытается спастись от лавы, а на первом плане женщина прижимает к себе дочерей… Рядом с ней - христианский священник, который уже вверил свою судьбу Богу и оттого спокоен. В глубине же картины мы видим языческого римского священника, который пытается спастись, унося ритуальные ценности. Здесь Брюллов намекает на падение античного языческого мира римлян и наступление христианской эпохи.

В правой части картины на втором плане изображен всадник на коне, который встал на дыбы. А ближе к зрителю - жених, охваченный ужасом, который пытается удержать на руках свою невесту (на ней венок из роз), потерявшую сознание. На первом плане - два сына несут своего старика отца на руках. А рядом с ними - юноша, умоляющий мать подняться и бежать далее от этой всепоглощающей стихии. Кстати, этот юноша не кто иной, как Плиний Младший, действительно спасшийся и оставивший свои воспоминания о трагедии. Вот отрывок из его письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь» .

В картине нет главного персонажа, но есть центральные: златокудрый ребенок возле распростертого тела своей погибшей матери в желтой тунике - символ падения старого мира и зарождения нового, это противопоставление жизни и смерти - в лучших традициях романтизма.

В этой картине Брюллов показал себя и как новатор, используя два источника света - горячий красный свет на заднем плане, передающий ощущение надвигающейся лавы, и холодный зеленовато-голубой на переднем плане, добавляющий сюжету дополнительную драматургию.

Яркий и насыщенный колорит этой картины также нарушает классические традиции и позволяет говорить о художнике как о романтике.

Триумфальное шествие картины

Карл Брюллов работал над полотном в течение шести лет - с 1827 по 1833 год.

Впервые картина была представлена публике в 1833 году на выставке в Милане - и тут же произвела фурор. Художника чествовали, как римского триумфатора, о картине писали хвалебные отзывы в прессе. Брюллова встречали на улице аплодисментами, а во время его переездов на границах итальянских княжеств не требовали паспорта: считалось, что каждый итальянец и без того знает его в лицо.

В 1834 году «Последний день Помпеи» был представлен на парижском Салоне. Французская критика оказалась не в пример итальянской сдержаннее. Но профессионалы оценили работу по достоинству, вручив Брюллову золотую медаль французской Академии художеств.

Полотно произвело сенсацию в Европе, и его с нетерпением ждали в России. В том же году оно было отправлено в Санкт-Петербург. Увидев картину, Николай I изъявил желание лично познакомиться с автором, однако художник отправился с графом Владимиром Давыдовым в путешествие по Греции, а на родину вернулся только в декабре 1835 года.

11 июня 1836 года в Круглом зале российской Академии художеств, где была выставлена картина «Последний день Помпеи», собрались почетные гости, члены Академии, художники и просто любители живописи. Автора полотна, «великого Карла», внесли в зал на руках под восторженные крики гостей.«Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на «Помпею» , - пишет современник и свидетель того успеха, равного которому ни один русский художник не знал.

Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже , где она находилась в течение 60 лет. А в 1897 году была переведена в Русский музей .

Картина буквально взбудоражила все российское общество и лучшие умы того времени.

Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»,
Для русской кисти первый день! -

написал о картине поэт Евгений Боратынский.

Александр Пушкин также посвятил ей стихи:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Упоминает «Последний день Помпеи» и Михаил Лермонтов в романе «Княгиня Лиговская»: «Если вы любите искусство, то я могу сказать весьма приятную новость: картина Брюллова «Последний день Помпеи» едет в Петербург. Про нее знала вся Италия, французы ее разбранили» , - Лермонтов явно знал об отзывах парижской прессы.

Российский историк и путешественник Александр Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии.

А Николай Гоголь посвятил картине большую статью, написав: «Кисть его вмещает в себе ту поэзию, которую только чувствуешь и можешь узнать всегда: чувства наши всегда знают и видят даже отличительные признаки, но слова их никогда не расскажут. Колорит его так ярок, каким никогда почти не являлся прежде, его краски горят и мечутся в глаза. Они были бы нестерпимы, если бы явились у художника градусом ниже Брюллова, но у него они облечены в ту гармонию и дышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы» .

Карл Павлович Брюллов (1799 - 1852),

Художник.

Автопортрет

Родился Карл Брюллов 12 декабря 1799 года в Петербурге. Вырос в художественной семье: его братья, отец, дед, прадед были художниками.
Он успешно окончил Академию художеств, где преподавал его отец. Благодаря редкой одаренности и изрядной домашней подготовке, он с первых шагов резко выделялся среди своих сверстников.

В 1821 году в Петербурге было учреждено Общество поощрения художников, главной целью которого было всеми возможными средствами помогать художникам и способствовать широкому распространению всех изящных искусств. Именно Карл Брюллов и его брат Александр первыми отправились на деньги Общества в Италию, в Рим.

Портрет архитектора А.П.Брюллова, брата художника

А накануне заграничной поездки их исконной фамилии "Брюлло" было придано русское окончание, оба стали отныне "Брюлловыми". Молодые русские художники обстоятельно знакомились с историей, искусством Западной Европы.

Портрет императрицы Александры Федоровны. 1837

Там Карл написал картину "Итальянское утро", которая сделала его необыкновенно популярным художником.

Итальянское утро

Его героиня, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-легкая, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.

Итальянский полдень


Великий Карл - так еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова. Всемирное признание принесло Брюллову написанное им в Италии огромное полотно "Последний день Помпеи". Имя Карла Брюллова теперь ставилось рядом с именами Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка.

Последний день Помпеи

Сюжет картины «Последний день Помпеи» - гибель античного города Помпеи в результате извержения вулкана Везувия в 79 году нашей эры. Работая над осуществлением своего замысла, он тщательно изучил исторический материал, в частности свидетельства очевидца катастрофы - римского писателя и государственного деятеля - Плиния Младшего, ездил на место археологических раскопок, где сделал много зарисовок и этюдов с натуры.
Трагическая гибель людей во время извержения Везувия, поэтика чувств, величие человеческого духа перед слепой стихией иллюстрировали драматическое восприятие художником жизни.

В 1836 году К.П.Брюллов возвратился в Россию и занял должность профессора Академии художеств.

В Петербурге художник создал галерею портретов современников.

Всадница

Портрет Ю.П. Самойловой с приёмной дочерью Амалией 1842г.

Известен такой факт, что в среде учеников Карла Брюллова его полотно «Последний день Помпеи» имело довольно простое название – просто «Картина». Это значит, что для всех учеников, это полотно было просто картиной с большой буквы, картиной картин. Можно привести пример: как Библия является книгой всех книг, слово Библия как будто и означает слово Книга . В сердцевине своего замысла и конечного эстетического эффекта «Последний день Помпеи» являет собой не просто очередной опыт в стиле метаморфоз, но и воплощенную идею, замысел.

Принцип метаморфоз держится на волшебной силе искусства, это не только в игрушечном масштабе, но и в грандиозном. Гоголю удалось выразить все чувства со всей определенностью: « … мне казалось, что скульптура, которая была постигнута в таком пластическом совершенстве древними, что скульптура эта перешла, наконец, в живопись и сверх того проникнулась какою-то тайной музыкой» . Идеал совершенства, который был показан зрителю, потерпел метаморфозы. Он воскрес и преобразился в живописной форме. Ведь живопись так и называют в переводе – писать живо. В скульптуре все каменное просто оживает. Но тут же в ней исчезают все признаки жизнеподобия, которые способна восстановить живопись. При этом она вовсе не теряет совершенства, она отпечатывается в скульптурах античностью.

Отсюда следует, что сюжет картины «Последний день Помпеи» интерпретирует не очень трагический случай из жизни, а художественный сюжет. В нем рассказывается о том, как был схоронен идеал совершенства, но он был сохранен в камне для того, чтобы оказаться способным преодолеть, победить время. Ему было необходимо вновь возродиться в живописи для того, чтобы постичь в скульптурных образах черты совершенной красоты. Она накопила за долгое время свои средства, чтобы оживить и вернуть дыхание такой красоте. Это был долг, который искусство живописи должно было возвратить классическому искусству. Необходимо было научиться найти идеал совершенно прекрасного. Именно такое было настроение в диалоге между антизмом и романтизмом, это был некий эстетический фон, на котором обрисовывались контуры брюлловской картины. Живопись Карла Брюллова имела именно такой метафизический сверхсюжет о неисповедимости путей преемственности и художественного опыта.

Стоит напомнить, что Баратынский сочинил ставшие знаменитыми строки «И стал последний день Помпеи» . Гоголь объявляет в самом начале своей статьи о мрачном зрелище конца и гибели светлого воскресенья в живописи. В словах обоих мастеров финальный сюжет и название картины обыгрывают в одном ключе. Именно это и есть ключ к картине и к тому успеху, которого удостоилась картина у своих современников. Обыгрывается антитеза: день Последний, это значит гибель и конец, смерть – и первый – то есть знаменующий и торжественный. Но в обеих картинах показано катастрофическое убывание жизни в одной материи – материи истории и в одной точке поставлено в мистическую связь с чудесным пребыванием живой энергии.

Здесь художником нарисован образ животворящей смерти. Древний мир на картине погиб, но он как будто спасен живой красотой. Карлу Брюллову удалось и воскресить, и обессмертить. Именно об этом и толкует Гоголь : «его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой…у Брюллова является человек, для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы. Страсти, чувства верные, огненные, выражаются на таком прекрасном облике, в таком прекрасном человеке, что наслаждаешься до упоения…»

В первом веке нашей эры произошла серия извержений вулкана Везувий , которые сопровождались землетрясением. Они разрушили несколько цветущих городов, которые были расположены недалеко от подножья горы. Города Помпеи не стало всего за два дня - в августе месяце 79 года он был полностью засыпан вулканическим пеплом. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Казалось, что город скрылся с лица земли. Открытие Помпеи совершилось в 1748 году. Именно с тех пор месяц за месяцем непрерывно ведущиеся раскопки открывали город. Помпеи оставили неизгладимый след в душе Карла Брюллова уже при первом посещении им города в 1827 году.

Брат Брюллова изучает помпеянскую архитектуру и работает над проектами реставрации помпеянских терм. Может показаться, что тема будущей картины возникла естественно, как будто это была дань впечатлению. Но в европейском искусстве сюжет города Помпеи является кочующим сюжетом. Романтизм, как искусство был создан поколением людей эпохи наполеоновских войн. Именно перед их взорами предстали зрелища таинственной игры. Исторические сюжеты у романтиков стали иначе изобретаться и трактоваться.

В различных проявлениях классического искусства очень часто изображались трагические сцены. Например, разрушения Содома или египетские казни. Но в таких библейских историях подразумевалось, что казнь идет свыше, здесь можно было увидеть проявление божьего промысла. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. На картине вам не удастся найти главного героя. Его там просто нет. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом.

В отличие от многих картин эпохи классицизма, где в основном преобладал один поворот лица героев – к зрительному залу, здесь прорабатывается новая технология, новый вариант. Направление движения осуществляется только с направлением движения в глубину. Отдельные фигуры на картине изображены со спины, некоторые находятся в сильном диагональном движении. Такой прием размещения групп наделял происходящее независимым от зрителя существованием, здесь все существует только для зрителя. Все происходящее трагическое и ужасное происходит только для зрителей. Именно такое происшествие, как настоящий пожар на искусственно приспособленной для искусственных страстей сценической площадке, тут заставляют зрителей ощущать все, что они видит, их все касается на прямую, он будто участник события, а не зритель.

У Брюллова был смысл применять в эскизах композиционный маневр, он собирался изменить зрительную установку по аналогии с подобного рода ситуациями. Зрителю необходимо было проникнуться ощущением, что все происходит на прямую. В эскизе, который хранится в Третьяковской галерее, можно увидеть целый клубок линий, которые разнопланово крутятся. На картине в правом верхнем углу изображено извержение вулкана – огненный язык так и вырывается из жерла, а языки лавы спускаются по склонам горы. Красное небо на картине тоже находится в клубах пламени.

На эскизе можно заметить и видоизмененные цитаты из ватиканской фрески «Пожар в Борго» . Здесь же можно заметить группы лиц, которые поднимают руки к небу. Они просят о пощаде у верховного жреца. Картина имеет форму прямоугольной гробницы, которая ограничивает глубину картины и создает ощущение тесноты. Осуществляется смешение классического канона и нового. Именно романтические пристрастие автора обеспечили такой большой успех картины в Италии. Картина пользовалась успехом и в Петербурге. Именно здесь картину ждали с нетерпением.

Картина была создана по заказу. Ее заказал Анатолий Демидов , он являлся одним из богатейших наследников уральских горнозаводчиков. Он купил в Италии себе специальный титул князя Сан – Донато, коллекционера и мецената. В 1834 году Демидов приехал в Петербург и преподнес эту картину в дар Николаю Первому. Анатолий решил показать картину сначала во Франции, поэтому картина отправилась в Париж. Но в марте того же года, она показывалась в Барселоне. Жюри выставки определило главный приз именно этой картине.

Но Карл Брюллов остался недовольным реакцией французской критики, особенно после итальянских восторгов. Именно художественная французская критика отражала общую расстановку сил в искусстве, но это была борьба партий. Брюллов достиг компромисса – соединил романтизм и классицизм. Но на фоне продолжавшейся борьбы классицизма и романтизма картина не удовлетворяла вкусы обеих групп. На выставке картина располагалась между картинами – «Св. Симфорион» Энгра и «Алжирские женщины» Делакруа.