С "собачьей кличкой" сравнила Елена Погребижская прежнее название своей группы "Butch", которая "упразднена" накануне. Поэтому новый альбом "Credo" выйдет уже как сольная пластинка певицы под ее настоящим именем.

"Butch" - "активная лесбиянка", как правило, коротко стриженная, мужественная. Хотя Погребижская всегда была иллюстрацией этого распространенного штампа, она не поленилась заглянуть в словари. И уже с осени 2002 года стала рассказывать журналистам, что назвала группу, используя редкий американский сленг: "butch" – придурковатый человек, типа повзрослевшего Бивиса, но довольно обаятельный". Каждая следующая версия была более затейливая: и кличка героя Брюса Уиллиса в "Криминальном чтиве", и "бойцовская классная псина" бультерьер.

"...В 34 года жить под собачьей кличкой как-то поздновато, мне нужно оставить след под собственным именем. Я пишу песни, книги и снимаю фильмы. И за все, что я делаю, я отвечаю лично. А меня зовут Елена Погребижская", - сообщается в пресс-релизе, распространенном накануне выхода альбома агентством Intermedia.

Работу над пластинкой исполнительница вела в течение двух лет. Из 40 написанных песен для диска были отобраны лишь 12. Релиз "Credo" осуществит фирма грамзаписи "Никитин". В подарочное издание альбома войдет DVD с фильмом Елены Погребижской "Все равно я встану", рассказывающий о певицах Ирине Богушевской, Светлане Сургановой и Анне Герасимовой (Умке).

Во всех сообщениях для прессы Елена Погребижская теперь называется экс-солисткой или бывшей вокалисткой группы "Butch".

Елена Погребижская своими манерами и поведением, напоминающая мужчину, вышла на сцену, провозглашая отсутствие пола, его переходность как философию мастерства, творческий принцип. Этот образ был легко принят российскими лесбиянками и трансгендерами в первое десятилетие XXI века.

Накануне презентации "Дневника артиста" весной 2005 года Бучч резко пресекла разговоры о своей "бесполости". Сослалась на пи-ар и сказала, что "здорово жалеет об этом". Не все поклонники поверили, что откровения 2001-2003 годов всего лишь "обман, приукрашенная жизнь с отклонениями от реальности". Такой поворот вызвал бурю негодования. Вскоре группа почувствовала это на своих концертах. Ряды тематической публики поредели, а новый зритель приходить не спешил...

К попытке нового имиджа миловидной женщины, правильной речи с феминными интонациями тематическая аудитория отнеслась равнодушно. Коротко стриженные девочки разочарованно покидали фан-клуб певицы. Другой вектор творческого бытия Погребижской не заинтересовал и прессу.

Стало понятно, что время творческого удара закончилось 2003 годом, когда одна за другой с промежутком едва ли не в месяц вышли две пластинки - дебютная и сборник русских романсов. Когда хиты Бучча звучали на фестивалях рядом с песнями рок-кумиров, а сама певица пользовалась благосклонностью таких культовых фигур, как Земфира.

Новое звучание на пластинке "Факелы" весной 2005 года в основном привлекло критиков, а не публику. В итоге книга "Дневник артиста" разошлась куда большим тиражом, чем альбом. И Бучч поторопилась развить свой журналистский успех. Новая книга в самом начале 2007 года была посвящена трем певицам - Ирине Богушевской, Умке (Ане Герасимовой) и Светлане Сургановой. Она называлась "Исповедь четырех". Хотя в книге всего три главы и откровения самой Бучч лишь вырисовываются через ее беседы с героинями. Треть тиража "Исповеди..." была продана через магазины для геев и лесбиянок. Но Погребижская вновь холодно отнеслась к вниманию тематической аудитории.

Ссылка на ЛГБТ-магазин "Индиго", он первым начал продавать "Исповедь...", пропадет с официального сайта "Butch" почти сразу. Директор группы скажет, что группе "Butch" "крайне мешает лесбийская аура". "...Нас не зовут на фестивали, опасаясь лесби-пропаганды. Тем более что песни Бучч не об "этом", или, по крайней мере, не только об этом. Мы очень толерантно относимся к секс-меньшинствам, но адрес магазина размещать не будем. Это решение самой Погребижской".

Как бы то ни было, читателями "Исповеди...", как и "Дневника...", будут в основном лесбиянки - фанатки группы "Сурганова и оркестр". Главы о Богушевской и Умке останутся непрочитанными. А журналисты начнут недовольно ворчать, что на презентации-концерте доминировала тематическая публика.

Разгневанная Бучч вскоре признается, что напишет третью книгу. О мужчине, к тому же, плейбое.

Елена Погребижская - одна из хедлайнеров лесбийской культуры России начала ХХI века. Теперь уже бывший лидер группы "Butch", судя по опросам лесби-аудитории "Живого журнала", проведенным историком Галиной Зелениной, пропустила вперед только Светлану Сурганову и Диану Арбенину.

Как и другие женщины в русском роке, чье творчество воспринимается в границах тематической культуры, Погребижская никогда не признавала своей гомосексуальности. Напротив, рост ненависти к гомосексуалам, спровоцированный геями-радикалами весной 2005 года, заставил Погребижскую более осторожно говорить о своих отношениях с поклонницами-лесбиянками. А в 2007 году даже сделать несколько заявлений в попытке дистанцироваться от них. Однако толпы розовых на концертах "Butch" никуда не исчезли. После выхода книги "Исповедь четырех" в конце февраля 2007 года лесбиянки по-прежнему составляли основу аудитории группы. Стремление избавиться от "лесбийской ауры" фанаты простили, прочитав в "Исповеди..." самую яркую главу о Светлане Сургановой, которая знает, что в жизни надо испытать и любовь с женщиной тоже. Погребижская призналась, что с ней "дружит взасос".

Интересно, что скажут лесбиянки о поведении остепенившегося "андрогинного джокера" теперь?

Мы же не можем ничего сказать о презентации фильма Погребижской, представленного журналистам в субботу. Пресс-служба певицы в аккредитации лесби-газете "Pinx" отказала... Зато пригласила новых друзей - журналистов, которые в своих ЖЖ называют лесбиянок "жирными", "грязными", "вечно поддатыми тетками"...

Copyright © Эд Мишин

Что вы думаете по этому поводу?

P.S. "Больше информации о группе Butch вы можете увидеть здесь.

СЕБЕ НА УМЕ. В русских идиомах явственно обнаруживается аналитический процесс формирования грамматической категории, совмещающей в себе синтаксические функции наречия, имени прилагательного и категории состояния. Соответствующие идиомы играют роли наречия, имени прилагательного или категории состояния в зависимости от синтаксического употребления, от общего грамматического контекста высказывания. Сами по себе они аморфны, обозначая качество, которое может перейти в качественное состояние, или выражая состояние, которое может стать качественной характеристикой. Например, себе на уме : человек себе на уме ; он себе на уме .

«Минуту оба смотрели друг на друга – Коврин с изумлением, а монах ласково и, как и тогда, немножко лукаво, с выражением себе на уме » (Чехов. Черный монах). «Действуя себе на уме , он сначала ни к кому не ходил, и его трудно было зазвать в гости» (Прыжов, с. 30). И. И. Давыдов в письме к А. А. Прокоповичу-Антонскому (от 9 января 1819) заметил о профессоре немецкой литературы фон Гауеншильде: «Это один из ученейших в лицее, тихий, но sibi in mente немец» (Русск. Архив, 1889, № 12, с. 546).

Понятно, что некоторые выражения могут одновременно подводиться под несколько грамматических категорий, например, под категорию состояния, наречие и имя прилагательное. Выражения, которые способны выполнять функции обособленных прилагательных, не развивают значения времени. Они лишь тяготеют к категории состояния, но не сливаются с нею. Есть некоторая аналогия между ними и членными прилагательными в полупредикативном употреблении. Например, себе на уме : он себе на уме ; он – малый себе на уме ; это был человек себе на уме ; с выражением лица себе на уме .

Ср. у Островского в «Доходном месте» (в речи чиновника): «Только он копию-то не отдал, себе на уме , а только показал». Выражения этого рода легко субстантивируются. Например, у Герцена в «Письмах из Франции и Италии»: «Если б хотели хорошенько всматриваться в события, скорее могли бы обвинить Русь петровскую в нашем себе на уме , которое готово обриться, переодеться, но выдержать себя и в этой перемене».

Ср. навеселе : «Навеселе он всегда был очень беспокоен, кричал, придирался к городовым и извозчикам, пел, неистово хохотал» (Чехов. Три года).

Заметка ранее не публиковалась. Печатается по рукописи (4 листка разного формата) с внесением некоторых необходимых поправок.

Выражение себе на уме упоминается также В. В. Виноградовым в статье «Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины» (1946): «Семантическое единство фразеологического сращения часто поддерживается синтаксической нерасчлененностью или немотивированностью словосочетания, отсутствием живой синтаксической связи между его морфологическими компонентами. Например: так себе ; куда ни шло ; была не была ; трусу праздновать ; диву даться ; чем свет ; как пить дать ; себе на уме (ср. у Чехова в ”Скучной истории“: ”Умышленность, осторожность, себе на уме , но нет ни свободы, ни мужества писать, как хочется, а, стало быть, нет и творчества“) и др. под.» (Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография, с. 126). – И. У .

кто быть Скрытный; расчётливый, хитрый; заботящийся только о собственной выгоде.

Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) умело скрывают свои мысли, чувства и намерения - обычно своекорыстные - от окружающих, от близких им людей. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ? Х себе на уме . неизм. При подлеж. я, мы не употр. Обычно в роли именной части сказ. или несогл. опред. Порядок слов-компонентов фиксир.

За последние дни все как-то привыкли, что никто не только не скрывает своих взглядов, а, наоборот, навязывает их, обнажались характеры, открывались тайники, а тут - непонятный человек, поступки его неожиданны, он их не афиширует. Быть себе на уме , когда остальные распахиваются друг перед другом! В. Тендряков, Чрезвычайное.Охотно поддакивал отцу, а за душой таил другое, своё. Братья понимали, что Ефим себе на уме . В. Шукшин, Любавины.

А другая - ветошная, рвань-старушонка, да, как говорится, себе на уме <...>. Дождётся Маня большая этого праздника [пенсии] - сперва закупит чаю, сахару, крупы <...> и потом уже пропивает то, что останется. Ф. Абрамов, Пелагея.

Он и плут, и холуй, и шельма, и хозяина своего при этом ненавидит; человек со способностями, не лишён обаяния, себе на уме , в нём есть и что-то доброе, но и взятку примет не моргнув. Э. Рязанов, Неподведённые итоги.

Вообще Куник Глебову не нравился. Он был какой-то очень молчаливый, неприветливый, болезненный и себе на уме . Жил Куник одиноко <...>. Почему-то считалось, что он всегда нуждается в помощи и что он несчастен. Впрочем, было написано на скорбном, ссохшемся личике с неизменно сжатым ртом: "Я несчастен!" А в чём, собственно, ваше несчастье? Ю. Трифонов, Дом на набережной.

Да он ещё не всё говорит... Они, старики-то, все такие: себе на уме . Мой-то родитель <...> был тем же миром мазан. Всё скрытничал. Г. Марков, Соль земли.

Четвёртый год живу с тобой, матушка, душа в душу, а каковы твои сокровенные помыслы касательно дел важных - не ведаю. Ты себе на уме , матушка. В. Шишков, Емельян Пугачёв.

Сослуживцы, людишки себе на уме , явные мещане, несмотря на портреты вождей в петлицах. М. Булгаков, Путешествие по Крыму.

культурологический комментарий: "Выражение известно в русском языке с XVIII в. ср. также укр. сам собi на умi. Калька латинского оборота sibi in mente, употреблявшегося римскими писателями". (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2001. С. 748.) Образ фразеол. восходит к одной из древнейших - архетипических - форм осознания человеком целостности его личного, "своего" пространства. Компоненты фразеол. соотносятся с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры, а в сочетании с предлогом "на" - с пространственным кодом. Компонент ум в образе фразеол. метонимически, по аналогии с головой , обозначает пространство, в котором происходит мыслительная деятельность человека; см. выражения брать/взять на ум, держать в уме и др., см. также в фольклоре: Держи на уме, коли есть на чём. В образе фразеол. себе выражает смысл осуществления деятельности, направленной на утверждение самости, на удовлетворение собственных интересов. ср. ироничные пословицы и поговорки: Кто о ком, а мы о себе; Всякая рука к себе загребает; Рад другому, да не как себе. Образ фразеол. воспринимается на фоне культурных установок, выраженных в фольклоре (Сам себе на радость никто не живёт; Самолюб никому не люб; Не всё для себя, ино [другое] место и для других и др.) и выступает как эталон, т. е. образец, скрытности, расчётливости в человеке. М. Л. Ковшова

Практика жить с открытыми картами мне нравится лучше,

чем постоянно всё скрывать и утаивать, то есть, жить себе на уме.

Сам себе на уме как качество личности – склонность проявлять скрытность, хитрость, расчётливость, не обнаруживать своих мыслей, намерений, обычно своекорыстных в отношении окружающих и близких людей; не раскрывать весь свой личностный потенциал, приобретённый жизненный опыт; не распространяться о личной жизни и о своих планах на будущее.

Мальчик, воспитанный тараканами, стал сам себе на уме.

Ты сам себе на уме. Интересно, что у тебя на твоём скрытном уме? – Думаю, вот бы мне все индийцы и китайцы по рублю скинулись!

— Иванушка, мы столько встречаемся, но я так и не поняла, о чём ты думаешь, что у тебя на уме. Нельзя же так, быть себе на уме. Говори, о чем думаешь! — О том же, о чем и ты, Настенька. — Иванушка! Ну и пошляк же ты!

Практически любое качество личности нуждается в тройном определении. Ведь, находясь на одной планете, одни люди живут под влиянием энергии благости, другие – страсти, третьи — невежества и деградации, а большая часть человеческого социума проявляет влияние сразу трёх энергий, то есть, в какой-то мере, процентов на 10 находится под влиянием энергии благости, в большей части, процентов на 70 подчинено воздействию энергии страсти и в некоторой степени, процентов на двадцать., демонстрирует влияние энергии невежества.

Поэтому было бы методологически верно описать самого себе на уме в благости, затем в страсти и в невежестве. Одно и то же качество личности может стать как достоинством, так и или пороком. Всё зависит, под влиянием какой энергии оно проявляется. В руках невежества алчность является безусловным пороком. А как быть с людьми, алчущими знаний, алчно стремящимися к Абсолютной Истине? Их проявленная алчность – несомненное достоинство.

Человек в благости, знающий не понаслышке о самоконтроле, тем не менее, осознаёт, что человеческий ум постоянно мечется, ему присуща хаотичность, спонтанность, сумбурность и внезапно вспыхивающее вожделение. Человек в благости умеет контролировать свой язык и «птичий базар» мыслей. Он сам себе на уме, ибо часть своих мыслей подвергает селекции, не доводит до окружающих.

Дурные мысли приходят в голову даже святым. Только они их не привечают. Наоборот гонят из своего ума. Пришла мысль – разведчик, если ей дать от ворот поворот, она и другим дурным мыслям пошлёт «маляву», что тут делать нечего. То есть, человек в благости, живя в режиме самоконтроля и самодисциплины, всегда в этом контексте сам себе на уме. Если дурная мысль всё-таки увлекла его не «в ту степь», включается функция ума — умение возвращаться в состояние «сам себе на уме», когда всё опять контролируется и подчиняется разуму.

Ум, как собачка, засидевшаяся дома, включает дурку, носится, пока не устанет. Только потом начинает искать хозяина. То есть пытается опять вернуться в нормальную жизнь, то есть быть себе на уме.

Человек в благости вынужден быть прагматичным, себе на уме с людьми в невежестве. Он знает, прояви с ними откровенность или искренность, будешь разочарован. Они, скорее всего, используют твои откровения против тебя же, начнут шантажировать, манипулировать, спекулировать твоими словами. Поэтому благостный человек держится от них на расстоянии, поддерживает формальные отношения и ни в коем случае с ними не сближается, становится осторожным, прагматичным и расчётливым, то есть проявляет качества человека, который сам себе на уме.

Словом, он не хочет, чтобы им манипулировали, чтоб его шантажировали, поэтому становится сам себе на уме. И.С. Тургенев писал: «Этотчеловек опытный, себе на уме, не злой и не добрый, а более расчетливый…».

Благости тяжело и сложно общаться с невежеством и страстью, тем более, если оно само себе на уме. Могут тебя кинуть, подстроить какую-либо заподлянку, подвергнуть инсинуациям, втянуть в омут интриг, коварства и вероломства.

Человек в страсти для того, чтобы достичь своих корыстных целей, вынужден быть самим себе на уме, иначе сожрут конкуренты и недоброжелатели. Поэтому он вроде делает вид на Мадрид, что внимательно вас слушает, но делает всё по-своему, часто исподтишка. Он никогда не говорит, о чём действительно думает, он что-то постоянно замышляет, хитрит, скрывает, недоговаривает, умалчивает или говорит полуправду. В.Шишков пишет: «Четвертый год живу с тобой, матушка, душа в душу, а каковы твои сокровенные помыслы касательно дел важных - не ведаю. Ты себе на уме, матушка».

Реакция окружающих на человека в страсти или в невежестве с проявленным качеством «сам себе на уме» — осторожность и ещё раз осторожность. Что противопоставить хитрости, скрытности, непредвиденности, непредсказуемости и расчётливости того, кто сам себе на уме? Держаться на расстоянии, быть бдительным и проницательным. Нужно понимать, что человек в страсти, а, тем более в невежестве, думает в первую голову о себе, ставит себя выше других, смотрит только на себя, говорит совсем не то, что думает, не обнародует своих истинных помыслов и намерений, у него свои думы и проблемы.

Быть себе на уме - ещё не знак большого ума. Можно заполонить ум глупыми мыслишками и помалкивать до поры — до времени, пока не наступил час, когда их можно выложить на язык и превратить в реальное действо.

Затаившись в себе, человек – себе на уме, вырывается наружу, когда приходит его час, то есть создаются условия, при которых уже неуместно быть себе на уме. К примеру, пришли фашисты и обнаруживается, что тихий, законопослушный гражданин был себе на уме. Дождался, когда пришли свои и стал предателем. Все увидели наглядно в пытках и истязаниях, насилии и убийствах, что у него было долгие годы на уме.

Словом, к людям, проявляющим качество «сам себе на уме, нужно подходить с трезвым видением, под влиянием какой энергии они находятся: благости, страсти или невежества. В зависимости от этого можно трактовать данное качество личности, либо как достоинство, либо как недостаток.

Петр Ковалев 2016 год