Совершая благое дело мы не только помогаем больным людям, бездомным животным, пенсионерам, ветеранам, сиротам и инвалидам, но и отдаем частичку своей любви и душевной теплоты тем, кто в ней больше всего нуждается. В данный статье мы постараемся дать ответ на вопрос, кто такой меценат?

Откуда появилось слово «меценат»?

Гай Цильний Меценат появился на свет до нашей эры. Гай был талантливым национальным активистом и протектором искусств. Преданным товарищем и соратником Октавиана Августа.

Цильний был просто убежден, что самым лучшим правителем в древнеримском государстве может быть его близкий соратник Октавиан, во время кровопролитной войны Гай был его правой рукой и выполнял наиболее значимые поручения. Он неоднократно принимал иностранных гостей, помирил Марка с Октавианом, во время партикулярной войны он неоднократно успокаивал древнеримский народ.

После окончания войны Гай жил и работал в Риме, вел многочисленные персональные дела, официально не возглавляя никакой пост. Октавиан позволял Меценату не кланяться ему при встрече и свободно высказывать свое мнение.

Гай умел сглаживать весьма непростой характер Августа и даже просил его о помиловании осужденных. Благодаря ему и появилось определение «меценат» - это добрый человек, желающий помочь науке и искусству абсолютно безвозмездно.

Талантливый деятель и меценат Савва Мамонтов

Савва Мамонтов появился на свет третьего октября 1841 года в купеческой семье. Он был четвертым ребенком в многодетной семье. Семья Мамонтовых жила в достатке: арендовала роскошный дом, каждую неделю устраивала роскошные приемы и балы.

Когда Савве было, одиннадцать лет его мать умерла, и он вместе со своим отцом и старшими братьями переехали в другой дом. В скором времени Савва поступил в гимназию, но проучился там всего год. Мальчику с легкостью давался немецкий язык, но вот по-латыни он получил неудовлетворительные оценки.

В юности Савва регулярно посещал выставки и театры. Практически каждый вечер в семье Мамонтовых были принято обсуждать музыку, спектакли, книги, театры и выставки. Савва поддерживал различные виды искусства и устраивал у себя дома многочисленные спектакли.

Мамонтов оказал огромную поддержку многим талантливым художникам:

  • Константину Коровину;
  • Илье Репину;
  • Виктору Васнецову;
  • Марку Антокольскому;
  • Валентину Серову;
  • Михаилу Врубелю;
  • Михаилу Нестерову;
  • Елене Поленовой;
  • Василию Паленову.

Савва Мамонтов стал знаменитым меценатом и оказывал художникам финансовую поддержку. Также он помогал талантливым исполнителям и очень любил творчество Федора Шаляпина.

Состоятельная династия меценатов Морозовых

Старинный купеческий род и один из самых крупных промышленников в нашей стране. Популярное печатное издание «Forbes», поместило их на почётное пятое место.

Основал династию Морозов Савва Васильевич, который долгое время служил крепостным у помещика Николая Рюмина, основал в городе Никольске хлопчатобумажную фабрику. У Саввы было пять наследников, от которых и пошли четыре ветки Морозовского дела:

  1. Захаровичи;
  2. Абрамовичи;
  3. Викуловичи;
  4. Тимофеевичи.

Морозовы известны коллекционированием и меценатством: Алексей основал Музей фарфора, Иван коллекционировал импрессионистов, Михаил вкладывал финансовые средства в Греческий зал и был основателем музыкального общества в России, Варвара основала библиотеку, Сергей открыл музей кустарного искусства, а Савва Морозов способствовал открытию МХТ.

Московская династия Бахрушиных

С конца шестнадцатого века семья Бахрушиных проживала в маленьком городе Зарайске, и торговала скотиной. Семья переехала в Москву в начале девятнадцатого века.

А. Ф. Бахрушин (1800-1848) сформировал галантерейное предприятие в родном городе, к 1831 году он имел в своем распоряжении огромное сафьянное предприятие и построил огромный завод. После его кончины, его несчастная вдова Наталья Ивановна и его три наследника продолжили благодатное дело своего покойного супруга и отца. Спустя два года они основали суконное предприятие. Суконно-ткацким предприятием управлял Пётр, а кожевенной фабрикой управлял Александр.

Все трое братьев были необычайно великодушными людьми. Зимой 1887 года было основано медицинское учреждение для смертельно больных людей. В 1895 году они пожертвовали более 600 000 рублей на возведение безвозмездного пристанища для нищих и осиротевших детей.

В 1888 году был возведен дом для матерей одиночек и студенток из сельской местности - при доме работала средняя школа и два училища. В начале двадцатого века они построили пристанище для детей сирот. В 1904 году В. А. Бахрушин выделил 8000 рублей на стипендии студентам. В 1913 году открылся детский сад и психиатрическая лечебница. В 1901 году братьев Бахрушиных наградили званием почетные граждане Москвы.

Российская династия меценатов Рябушинских

Данную династию основали крестьяне из Калуги М. Я. Рябушинский и два его наследника Василий (1826-1885) и Павел (1820-1899). В 1846 году они сформировали малое текстильное предприятие, которым они владели почти двадцать лет.

Также Рябушинские основали и целый ряд других предприятий:

  • Бумагопрядильный завод;
  • Ткацкую фабрику;
  • Красильную фабрику;
  • Отбельную фабрику;
  • Аппретурную фабрику.

В 1871 году Павел Рябушинский основал Московский банк. Во время кровопролитной войны Рябушинские выкупили два огромных завода одно лесопромышленное, а другое по металлообработке. Началось возведение автомобильного предприятия. Рябушинские вместе Сергеем Николаевичем Третьяковым сформировали общество под названием «РАЛО» , вложив в него один миллион рублей.

В 1915 году было основано общество под наименованием «Ростор» собственником, которого являлся Столичный банк. Рябушинские издавали печатное издание под названием «Утро Росси» и коллекционировали иконы. По окончании революции братья уехали в Париж.

Все герои данной статьи совершали благие поступки, они помогали деятелям культуры, безработным, больным людям, детям сиротам, студентам и матерям одиночкам, потому что у них было большое сердце и открытая душа.

В данной статье мы сумели ответить на вопрос, кто такой меценат - это добрый человек, который бескорыстно помогает творческим людям и финансово поддерживает искусство.

Видео о меценатах России

В этом видео Леонид Комаров расскажет о меценате из Н. Тагила, который на свои средства построил целую клинику:

Меценатство как качество личности – способность на добровольной, бескорыстной основе давать материальную помощь из личных средств на цели развития науки и искусства.

Один богатый меценат пригласил к себе в замок известных композиторов. Гости собрались за столом. Звучит музыка. — Господа! — сказал меценат. — Сейчас вам подадут самое лучшее вино, лучшее среди вин. Это — как Бетховен в музыке! Когда гости выпили, меценат снова обратился: — Господа! Ну, как вам Бетховен? — Неплохо, — сказал один из композиторов, — но нет ли в ваших подвалах еще и Моцарта с Бахом?

Своим происхождением слово «меценат» обязано реальному историческому лицу – богатому римскому патрицию Гаю Цильнию Меценату (между 74 и 64 - 8 до н. э.), который покровительствовал художникам и поэтам. Его внимание и щедрость к людям искусства славили в своих стихах римские поэты Гораций, Вергилий, Проперций и др. Например, Марциал (40-102 до н. э.) в одной из своих эпиграмм, адресованной Флакку, писал: «Были бы, Флакк, Меценаты, не будет недостатка в Маронах», то есть в поэтах (полное имя Вергилия - Вергилий Марон). Иносказательно: покровитель людей искусства, науки.

Меценатство на сущностном уровне говорит о не привязанности к собственности, имуществу, деньгам. Истинный меценат понимает душой и осознаёт разумом, что ничего ему в материальном мире реально не принадлежит. Бог дал ему деньги и материальные блага в оперативное управление. Поэтому он стремится отдать Богу богово, а не сидеть, как скупой рыцарь на сундуках с золотом.

Истинный меценат усвоил для себя истины: — ничего с собой на тот свет не заберешь; — твоё благочестие во многом зависит от того, как разумно ты использовал вверенные тебе блага; — энергию процветания можно уловить только когда ты служишь людям, когда становишься меценатом и благотворителем.

Меценатство в благости осуществляется от чистого сердца, от щедрости души. Меценатство в благости – это способность дарить бескорыстно, без желания славы. Словом, меценатство в благости идёт от высокой нравственности и чистоты сознания.

Меценатство в страсти подчинено гордыне и тщеславию. Это пример ложной духовности. Желание чтобы тебя звали благодетелем.

Первым меценатом в истории России, — пишет Наталья Семёнова, — был граф Александр Сергеевич Строганов. Один из крупнейших землевладельцев страны, граф больше всего прославился как щедрый благотворитель и коллекционер. Очень много путешествуя, Строганов увлекся составлением коллекции картин, камней и монет. Много времени, средств и сил граф уделял развитию культуры и искусства, оказывал помощь и поддержку таким знаменитым поэтам, как Гавриил Державин и Иван Крылов.

До конца своей жизни граф Строганов состоял бессменным президентом Императорской Академии художеств. Одновременно он курировал Императорскую Публичную библиотеку и был ее директором. Именно по его инициативе началось строительство Казанского собора с привлечением не иностранных, а русских архитекторов. Такие люди, как Строганов, открыли путь последующим меценатам, бескорыстно и искренне помогающим развитию культуры и искусства в России.

Знаменитая династия Демидовых, основоположников металлургического производства России, известна не только огромным вкладом в развитие промышленности страны, но и своей благотворительностью. Представители династии опекали Московский университет и основали стипендию для студентов из малообеспеченных семей Ими было открыто первое коммерческое училище для купеческих детей. Постоянно помогали Демидовы Воспитательному дому. Одновременно они занимались собранием художественной коллекции. Она стала самой крупной в мире из частных собраний.

Еще один знаменитый покровитель и меценат XVIII века – граф Николай Петрович Шереметев. Он был настоящим ценителем искусства, особенно театрального. В свое время он был скандально знаменит женитьбой на собственной крепостной актрисе домашнего театра Прасковье Жемчуговой. Она рано скончалась и завещала своему мужу не бросать дело благотворительности. Граф Шереметев выполнил ее просьбу. Часть капитала он потратил на помощь ремесленникам и бесприданницам-невестам. По его инициативе началось строительство Странноприимного дома в Москве. Также он вкладывал деньги в строительство театров и храмов.

Купцы Третьяковы не обладали значительным богатством. Но это не мешало им бережно собирать картины знаменитых мастеров, тратя на них серьезные суммы. Сергей Михайлович больше интересовался западноевропейской живописью. После его смерти завещанная брату коллекция вошла в собрание картин Павла Михайловича. Появившаяся в 1893 году художественная галерея носила имя обоих замечательных русских меценатов. Если говорить только о коллекции картин Павла Михайловича, то за всю жизнь меценат Третьяков потратил на нее около миллиона рублей. Невероятная по тем временам сумма. Начал собирать свою коллекцию русской живописи Третьяков еще в молодости. Уже тогда у него была точно поставленная цель – открыть национальную общественную галерею, чтобы любой желающий мог бесплатно посетить ее и приобщиться к шедеврам русского изобразительного искусства. Братьям Третьяковым мы обязаны великолепным памятником русскому меценатству – Третьяковской галереей.

Петр Ковалев

Все в нашей жизни рано или поздно приобретает свое значение и название. Вот и такое явление, как безвозмездная помощь, покровительство и содействие развитию, современный человек называет меценатством, благотворительностью или спонсорством.

Все эти понятия объеденены единым смыслом, но все же есть особенности, которые различают их. В России с давних времен и по сей день присутствует каждое из этих направлений. Спонсор, благотворитель, меценат - это люди, оказывающие помощь, но можно ли назвать её абсолютно безвозмездной? Давайте разбираться вместе...

Терминология - луч света в дебрях понятий

Итак, есть люди, готовые отдавать свои «кровные денежки», чтобы поддержать и содействовать развитию литературы, музыки, другого искусства и просто людей, нуждающихся в помощи. Почему бы не объединить героев под одним названием? В чем тут нюансы?

Благотворитель - человек, оказывающий бескорыстную и безвозмездную помощь нуждающимся. Человек сам решает, где, как, кому и чем он может помочь. Взамен благотворители ничего не просят и часто оказывают помощь анонимно. Создаются целые благотворительные фонды, где неравнодушные люди могут внести свой вклад в беду (или развитие) посторонних людей: детей, беженцев, больных и т. д. Нередко благотворительные сборы идут на поддержку природы или животных. Кстати, не только деньги относятся к благотворительной помощи.

Меценат - это человек, добровольно и безвозмездно оказывающий содействие развитию науки и культуры. Привлекает он для этого благородного дела свои личные финансовые средства.

Спонсор - вкладывающий денежные средства в развитие и процветание кого-либо или чего-либо. Спонсором может выступать как человек, так и целая организация. Спонсорскую помощь также может получить конкретное лицо, компания, направление, идея или любая другая деятельность. Схоже по смыслу понятие «инвестор», но спонсор, в отличие от инвестора, не получает материальной выгоды от вложенных средств. Хотя свой интерес у него присутствует. Чаще всего спонсоры выделяют финансирование, чтобы «засветиться» в СМИ.

Так или иначе, оказывая безвозмездную помощь, каждый человек рассчитывает что-то получить взамен: благодарность, внимание, собственное душевное спокойствие или благоговейную радость от совершенного доброго дела.

История меценатства в России

В Риме при правлении Октавиана Августа помощником и доверенным лицом императора был Гай Меценат. Ему было многое дозволено, Август прислушивался к его мнению. Гай всячески помогал творческим людям, попавшим в немилость политической власти. Имя Мецената вошло в историю как нарицательное, обозначающее помощь, покровительство, финансовую поддержку деятелей науки и искусства.

Меценатство в России зарождалось еще в XIII веке как направление благотворительности. Меценаты России - богатые люди, достигшие успеха в разных областях. Но известность они получили в основном благодаря меценатству.

Как появилось слово "меценат" ? August 20th, 2013

Видите ли, первого из известных истории меценатов звали… Меценат. Таково было его имя — Гай Цильний Меценат (Gaius Cilnius Maecenas). Может, у искусства были и другие покровители, но именно он прославился на этом поприще настолько, что это имя впоследствии стало нарицательным.

Родился Меценат между 74-64 гг. до н.э. в богатой аристократической семье из привилегированного сословия всадников. Гордился своими этрусскими корнями (его род происходил из знати Арретия — нынешнего Ареццо, города в Центральной Италии, кстати, являющегося родиной Петрарки). Собственно, и имя Цильний он получил по матери, поскольку у этрусков так было принято.

Убежденный монархист, Гай Цильний рано вошел в ближайшее окружение Октавиана — будущего императора Августа. Полагая его наиболее близким к идеальному образу правителя, помогал вошествию на престол, всячески поддерживал, проявляя талант и энергию, помогал решать проблемы: мирил с Антонием, например, успокаивал народные волнения, препятствовал заговорам. Когда Август покидал Рим, то оставлял вместо себя Мецената (или одного, или в паре с Агриппой).

Впервые на исторической сцене Меценат появляется в 42 году до н.э., учавствуя в битве при Филиппах. А через 2 года помогает Октавиану устроить его брак со Скрибонией. Проведя успешные переговоры с Антонием, который на короткий период времени покинул свою Клеопатру и вознамерился выступить с войском против Октавиана, Меценат убедил его и Октавиана помириться, поход был отменен. Союзники в борьбе за римский трон непрерывно ссорились, и в самые напряженные моменты Меценат вновь и вновь оказывал неоценимые услуги Октавиану.Меценату дважды приходилось успокаивать народное восстание в Риме, после битвы при Акциуме он разрушил замыслы молодого Лепиды. Со временем, когда Августу Октавиану случалось отъехать по делам в провинцию, Меценат замещал его в Риме, фактически, в качестве вице-правителя.

Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет императору Августу свободные Искусства. Собрание Эрмитажа

Фактически занимая позицию второго человека в государстве, будучи советником и поверенным императора, он никогда на имел никакой государственной должности. При этом не заискивал перед монархом и не скрывал свои взгляды, хоть бы они и отличались или вовсе противоречили намерениям последнего. В это трудно поверить, но дело было… в дружбе, которая оказалась настолько сильной и крепкой, что даже давала возможность Гаю Цильнию, не церемонясь, гасить вспышки августейшего гнева, к которым правитель был склонен.

Сохранилось, например, любопытное историческое свидетельство о том, как Меценат не дал Августу подписать смертные приговоры. Он остановил его словами: «Surge tandem, carnifex!» (Да полно же тебе, мясник!). И даже после того, как по-родственному предупредил брата своей жены — участника заговора против власти, что тайный умысел раскрыт, Гай Цильний Меценат не лишился дружбы императора, хоть и был отстранен от участия в государственных делах.

У него был роскошный дворец на Эсквилинском холме, окруженный не менее роскошными садами. При раскопках там найдено немало художественных ценностей, на улице Мерулана и по сию пору стоит «зал Мецената». Там он предавался удовольствиям, не скрывая своих эпикурейских пристрастий к наслаждениям: этот человек везде и во всем был искренен.

Когда Октавиан одолел Антония, стал единовластным правителем государства и принял имя Августа, Меценат уходит от политики. Он живет в Риме, в роскошном доме с огромным парком, держит толпу челяди, бравирует изнеженностью и причудами, а в ответ на насмешки пишет книжку «Так я живу». Как и все другие его сочинения, она не сохранилась; а писал он и о резных камнях, и о водяных растениях и животных, и стихи, и диалоги обо всем на свете. Стиль его был вычурен и возбуждал насмешки. Но это не помешало ему перезнакомиться со всеми молодыми поэтами и писателями и стать их другом и покровителем.

Главными фигурами в этом «кружке Мецената» были трое. Один — Варий Руф, эпик свои сборники стихов — и «Оды», и «Эподы», и «Сатиры», и «Послания». Меценату очень хотелось, чтобы кто-нибудь из его поэтов написал о победах Августа, он предлагал это и Вергилию, и молодому Проперцию, — но Вергилий вместо этого написал «Энеиду», а Проперций — только любовные элегии. И умный Меценат не настаивал. Мы знаем имена и десятка других литераторов, которых можно посчитать членами его кружка, но они нам мало что говорят. Отношения, связывавшие Мецената с ними, в Риме назывались «дружбой», и часто — как с Горацием — это была дружба без всяких кавычек. Но потомки уверенно видели в этой «дружбе» прежде всего покровительство и вещественную помощь. Уже сто лет спустя поэт Марциал, иронически объясняя начинающийся литературный упадок, обмолвился броской строчкой:

Будь Меценаты у нас — и Вергилии сразу нашлись бы!

(Кажется, здесь в первый раз имя Мецената «становится нарицательным»).

Расцвет «кружка» продолжался лет пятнадцать, потом звезда Мецената закатилась. Оказалось, что жена его — любовница Августа, а брат ее — заговорщик против Августа; отношения с императором стали остывать. Вергилий умер, Горация Август переманивал на собственную службу; тот уклонялся, но Меценат нервничал, и Горацию приходилось писать ему в стихах: «Если твои подарки сковывают мою свободу — возьми их назад!». Здоровье становилось все хуже: лихорадки, нервное расстройство, бессонницы, длившиеся годами, — он задремывал лишь под плеск фонтанов в саду. Эпикурейское «не бойся смерти» не давалось ему: полвека спустя суровый Сенека пенял ему за немужественный стих:

Только бы жить! Хоть на остром колу, все жизнь драгоценна!

Федор Бронников

А как Гай Цильний Меценат заботился о своих подопечных! Он их всячески поддерживал и защищал. Вергилию оказал помощь в тяжбе с одним центурионом, хлопотал о возвращении отнятого имения. Горацию подарил свое поместье… Кстати, о Вергилии. Он 10 лет писал свою «Энеиду», не показывая ни строчки даже по настоятельной просьбе Августа, и всё это время находился на государственном обеспечении. Без участия Мецената подобное было бы невозможно.

Надо сказать, литераторы, которых он собрал вокруг себя, оказались благодарными (что еще раз подтверждает характеристику атмосферы этого кружка), видимо, дух благородства, который отличал их благодетеля, был присущ и им самим. И Вергилий, и Гораций (и не только они) воспели Мецената в своих произведениях. А тот и сам сочинял (правда, был раскритикован в более поздние времена), но, увлеченный заботой о талантах Рима, не обеспечил сохранность собственных трудов, из коих сохранились лишь фрагменты.

Умер Гай Цильний Меценат ровно две тысячи лет назад, в восьмом году до н.э. Кончине предшествовала тяжелая болезнь. Его завещание предусматривало передачу всего имущества (а это было очень богатое состояние) Августу и содержало последнюю волю умершего: чтобы император взял на себя заботу о Горации (впрочем, Горацию на ту пору тоже оставалось жить всего два месяца).

А имя его живет и поныне, обозначая то, чем более всего прославился Меценат в жизни: покровительством талантам.

источники
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-16677/ © Shkolazhizni.ru
http://www.maecenas.ru/docs/2002_1_4.htm
http://www.inshe.org/rome.html

Узнайте еще историю нескольких слов: и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

В нашей стране сейчас не самые легкие времена. Уровень культуры находится в тяжелой ситуации. Большинство театров, музеев, библиотек, особенно в провинциальных городах, остро нуждаются в поддержке.

Если раньше библиотеки, музеи посещало немалое количество людей разных возрастов, то сейчас же их становится с каждым годом все меньше и меньше. И это ужасно, ведь с появлением глобальной сети интернет, многие забыли дорогу в библиотеки, а с появлением гаджетов и то, как выглядит старая книга. А сколько музеев по стране были закрыты за ненужностью!

Если провести социальный опрос среди населения на тему меценатства, то процент вразумительного ответа не велик. Слово знакомо многим, а вот дать интерпретацию сможет не всякий, независимо от возраста. Осознавая это, становится грустно, потому что наша великая страна была известна своей благотворительностью и меценатством.

Искусство требует пожертвования.
Донат Мечик

Термин "Меценат"

Меценат – это человек, который оставляет немалый след в жизни государства. Не тайна, что есть такие состоятельные люди, бизнесмены, предприниматели, которые финансируют детские дома, онкологические центры, детский спорт, музыкантов, мастеров живописи, молодых писателей и т.д. Благотворительностью называется щедрость на определенные вещи, лекарственные препараты и прочие источники.

Меценат - это личность, дарственно помогавшая в формировании науки и искусства, предоставляет денежную помощь из личных средств. Меценат простыми словами это благотворитель, альтруист.

Меценатство - это отечественная традиция, отражающая духовную возможность российского общества. Если обернуться к истокам культурного развития нашей страны, стоит помнить о русских меценатах, благодаря им русская культура поднялась на высшую ступень развития. Именно с помощью меценатов были открыты Щукинское училище, Третьяковская галерея, Московский театр художников.

Восстановление интеллектуальности помогло выйти России из экономического кризиса. За счет финансирования меценатов были созданы мемориалы нашей культуры. Монументы и сейчас не оставляют жителей нашего огромного государства равнодушными.

Хроники происхождения Меценатства в России

Название меценат возникло от древнеримского подвижника Гая Цильния Мецената. Он являлся благодетелем искусств при императоре Августе. Корни меценатства в нашем государстве уходят в глубокую древность. Государи, цари помогали при постройке храмов, дворцов, а также иконописцам, писателям, художникам и т.д. Значительный взлет в участии меценатов был во времена Екатерины II. Этот период можно назвать периодом коллекционирования. К примеру, Граф Орлов создал замок, в котором расположилась огромная библиотека.

Серьезным собирателем и меценатом был Безбородко А.А. У него в собственности была картинная галерея, в дальнейшем все было передано Академии художеств. Род Демидовых являлись тоже благотворителями, они передали выдающуюся коллекцию минералов Московскому университету. Потомок великого полководца Румянцева-Задунайского собрал большое собрание раритетных рукописей, книг, медалей, монет.

Нужно отметить и род Шереметьевых, он оказывал помощь театрам, хорам, ансамблям. У благодетелей на социальное благо формировались специальные правила. Аристократы были награждены высочайшими государственными наградами, купцы награждались дворянскими титулами. Поднимаясь и крепнув ценности сохранились и по сегодняшний день.

Ежели человек, произведший в свою пользу отчуждение на сумму в несколько миллионов рублей, сделается впоследствии даже меценатом и построит мраморный палаццо, в котором сосредоточит все чудеса науки и искусства, то его все-таки нельзя назвать искусным общественным деятелем, а следует назвать только искусным мошенником.
Михаил Салтыков-Щедрин. История одного города<.cite>

Меценаты XIX-XX веков

Русские люди в подавляющем большинстве разнились от европейцев своим подходом к вопросу предоставления помощи представителям культуры и искусств. В нашей стране меценатство это материальное содействие, которое не несет в себе интереса для себя.

В Европе отнюдь за счет занятиями благотворительностью снижали налоги для благотворителей или во все избавляли от них. Поэтому бескорыстна ли была их помощь, судите сами.

  1. Первый купец, потянувшийся к меценатству во второй половине 19 столетия, стал Кокорев В.А. Купец являлся винным откупщиком и железнодорожным подрядчиком. Кокорев первым основал и вложил немалое количество денег в первое хранилище произведений живописи. В ней было около 600 произведений живописи, которые он сам собрал. Также его имя прославилось благодаря открытию жилища для юных талантов в Тверской области.
  2. Невероятно яркой особой был коммерсант из Москвы, пайщик текстильных фабрик, банка и пивоваренного общества – Солдатенков К.Т. Являвшийся книжным издателем он, не освоив начальную школу, плохо читал, не считая старообрядческие книги. Он издавал их, тем самым старался пополнить русскую культуру. Занимался переводами с французского языка, собрал около 8 тысяч книг и 15 тысяч экземпляров журналов, в его владении была галерея картин, хранящая около 270 произведений искусств. Все это Солдатенков К.Т. отписал музею м. Румянцева. Данный коммерсант не щадил деньги и на культуру, и на потребности общества. Он пытался помочь с образованием и с лечением населению, являлся основателем Боткинской больницы.
  3. Сыновья династии Щукиных, в частности – второй сын Петр (а их было 4: Сергей, Дмитрий, Петр. Иван) во время прохождения практики в Лионе скупал книги французских писателей, гравюры. Скупая барахло на Сухаревском базаре в столице, он на длительное время погружался в мешки, наполненные покупками и отбирал все самое лучшее. После смерти отца его возможности в разы увеличились. Появились финансы, и он взялся за строительство двухэтажного дома с целью расположения своей коллекции. Осенью 1893 года открывается его собственный музей, в котором имеют свое место быть единственные в своем роде документы – Евангелии 13 века, древнее оружие, отечественный фарфор, памятники прикладного искусства. В 1896 году музей стал свободным для всех без исключения.
  4. Сергей Щукин (брат Петра) собрал коллекцию произведений живописи известных художников, таких как Гоген, Ван Гог, Матисс, Ренуар. Насчитывалось примерно 221 полотно. Дмитрий Щукин любил коллекционировать живопись, в его коллекции насчитывалось 604 полотна, они являлись произведениями западной жизни 16-17 веков. В будущем часть коллекции братьев Щукиных была отдана в дар музею изобразительных искусств А. С. Пушкина.
  5. В ряду людей-меценатов были и те, кто жертвовал денежные средства из-за любви к культуре России, но они не кичились этим. Меценатами без излишеств считается династия Третьяковых. Именно им принадлежит Третьяковская галерея.

    Братья Третьяковы Павел и Сергей родились в коренной купеческой , они имели превосходное образование (были частыми посетителями Малого и Большого театра). Получив образование, они с успехом развивали промысел родителя – торговля льняным полотном. Оба брата были неравнодушны к искусству.

    Сергей Михайлович Третьяков за свои шестьдесят лет своей жизни собрал 84 произведения, 52 из них принадлежали и зарубежным живописцам. После его ухода из жизни все по наследству перешло его брату Третьякову Павлу Михайловичу. В дальнейшем все произведения он подарил хранителям произведений живописи. Павел Михайлович тратил не малое состояние на куплю картин. Он был очень прилежным в своих расходах, не чествовал роскошь, но оказывал денежную помощь художникам, находящимся в тяжелом положении. Павел Михайлович на удивление считался скромнейшим человеком, редко выходил в принадлежащую ему галерею в присутствии посетителей.

  6. В 19 веке меценатством промышляли не только люди состоятельные, но и обычные люди. Само собой, их вклад был не огромен, но отмечается, что такие люди отдавали стране многое. Немалые инвестиции внес С.И. Мамонтов. Свое состояние он сколотил на сооружении железных путей. Помог художникам и актерам театра создать Московскую частную оперу, позже в ней распивались такие знаменитости как Рахманинов и Шаляпин. С.И. Мамонтов очень чтил оперу, и с превеликим удовольствием ее финансировал. Принадлежащая ему Московская частная опера успешно превзошла все предположения в 1896 году, после чего опера являлась существенным событием культурной страницы в стране.
Список меценатов в России огромен, всех лиц, которые безвозмездно вкладывали свои средства в искусство, культуру, науку, не задумывались о доходах. Не забывайте, что меценатством загорались люди разного типа и финансового положения.

Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности.
Вовенарг

А что сейчас?

В современном же мире благотворительность существует, но средства массовой информации освящают ее крайне редко. Существуют благотворительные фонды, есть спонсоры, но о них известно крайне редко.

На слуху у многих миллионер Владимир Потанин, этот коммерсант инициативно участвует в акциях помощи и заявил, о завещании всего своего миллионного состояния на благотворительные нужды. Благотворительный фонд Владимира Потанина занимается не малыми проектами в области культуры и образования.

Также отметим и Дерипаска О.В., ему принадлежит фонд «Вольное дело», он занимается образованием, культурой, спортом и наукой. Вдобавок фонд финансирует монастыри, Эрмитаж, и не малое количество театров по России.

Корпорация «Уралсиб» Цветков Никола основал фонд «Виктория», он помогает детям-сиротам.

Благотворительностью занимаются и такие компании:

  • «Газпром»;
  • «ЛУКОЙЛ»;
  • «Банк Альфа»;
  • фонд Первого канала «Подари Жизнь», помогающий детям с пороками развития и с оплатой лечения сложных дорогостоящих операций и другие.

Заключение

Занятия, добровольным безвозмездным содействием которое было направлено на формирование научной деятельности, искусства, культуры, здравоохранения, образования и других сфер, которые помогли расцвести нашей стране, считалось священной обязанностью.

Благотворительность не преследовала меркантильные цели и не была нацелена на получение доходов. При помощи меценатов были проведены многочисленные трансформации в городе. Были отстроены поликлиники, университеты, театры, картинные галереи, исторические музеи, библиотеки и т.д. Как в центре, так и в провинции нашей не малой страны есть возможность отыскать немалое количество актов проявления благотворительности и меценатства.

Давайте зададимся вопросом, а всякий ли предприниматель, миллионер может стать покровителем искусства? Не слышала, чтобы кто-то из современных миллионеров открыл бы картинную галерею, или подарил бы библиотеке эксклюзивные книги. Подводя итог, можно сказать, что меценатами не рождаются. Ими становятся в течение жизни, и правильно будет современным меценатам направить свои финансы на восстановление того, что было создано предшественниками столетия назад.

А вы, дорогой читатель, сможете подарить кому-либо, например, редкую картину, книгу, монету, которая находится в вашем владении?