Образ Василия Теркина полюбился читателям сразу. Твардовский писал свою поэму, будучи фронтовым корреспондентом, с 1941 по 1945 годы. Несколько раз автор пытался завершить работу над своим произведением, но восторженные письма с фронта заставляли его продолжать. Чем же так полюбился заглавный герой фронтовикам? Во-первых, Василий Теркин — настоящий русский солдат. Его образ стал любимым потому, что каждый мог узнать в нем знакомые черты современников. В нем нет казенной лжи, дешевого, наигранного патриотизма. Его отличала простота, которая вовсене мешала ему в часы переправы, и под бомбежкой, и в рукопашной схватке оказываться настоящим героем. Образ Теркина берет свое начало в русском фольклоре. Он и богатырь, который выказывал свою недюжинную силу духа и волю к победе; он и тот самый Иванушка, который только прикидывался простаком, а на самом деле был храбрым и мудрым, любил людей и не терял чувства юмора даже в самых сложных ситуациях. Так и Теркин, балагур и весельчак, всегда находил острое словцо для того, чтобы поддержать себя и своих товарищей. С юмором относится он и к тяготам жизни, и даже к смерти. Достаточно вспомнить эпизод, когда Смерть пришла за раненым солдатом. Василий не просто не боится ее — он начинает торговаться со смертью и просит ее дать ему возможность ожить лишь на несколько часов, чтобы в день победы «погулять среди живых». Поняв, что Смерть предлагает ему невыгодные условия солдат прогоняет ее: Прогоните эту бабу, Я солдат еще живой. На фольклорную традицию в образе русского солдата указывает и глава «Дед и баба». Теркин показывает себя здесь мастером на все руки: он и часы может починить, и сало пожарить. Эпизод приготовления еды относит нас к образу ловкого и смекалистого солдата, готовившего кашу из топора. Хотя чаще всего солдат высказывается шутливо и иронично, потому что патетическая интонация не для него, иногда в его словах прорывается настоящая боль, глубокая любовь к родине: Я загнул такого крюку, Я прошел такую даль, И видал такую муку. И такую знал печаль!… Мать-земля моя родная, Ради радостного дня Ты прости, за что — не знаю, Только ты прости меня! А в самые ответственные минуты жизни Теркина, Твардовский позволяет себе открыто прославить мужество тех, кто сражался против фашистов: Кто одной боится смерти — Кто плевал на сто смертей. Пусть ты черт. Да наши черти Всех чертей В сто раз чертей. Теркин — образ, обладающий всеми лучшими чертами солдата и человека: его ведут любовь к Родине, смелость, готовность к подвигу, чувство собственного достоинства. Он ловок, удачлив, мастер на все руки, гармонист, умеет вовремя пошутить, поднять дух бойцов. Он не один. С ним рядом воюют, ему помогают и поддерживают другие солдаты: повар, который «ложку лишнюю кладет», те, что дали ему «валенки с ноги», танкисты, доставившие его в санбат; шофер, подвозивший Теркина на передовую, два бойца похоронной команды, которые в мороз сняли с себя шинели, чтобы сделать носилки и донести раненого бойца. Почему Твардовский называет своего героя «труженик-солдат»? Да потому, что война, по мнению автора, — это тяжелая, но необходимая для всего народа работа. Каждый отдельный солдат — простой человек, которому может быть страшной больно. Слово «солдат» теряет в поэме значение «рядовой»: солдат — это боец, воин, защитник Отечества, а значит, генерал -тоже солдат, сражающийся за освобождение Отчизны. Но Твардовский делает главным героем поэмы не генерала, а именно солдата. Таким образом, он выделяет героизм русского народа, его вклад в дело общей победы. Именно солдат отвечает за все на войне: он — тот, кто войну выигрывает. Имя главного героя стало нарицательным. Сам Твардовский иронизирует в поэме и говорит, что каждой роте надо бы выделить по своему Теркину. Эта шутка автора, на самом деле, точно отражает действительность. Ведь в страшные минуты жизни, на войне. Когда вокруг смерть и пули, человеку так необходимо доброе слово, надежда на лучшие дни. А именно помогать окружающим своим жизнелюбием и сильнейшей верой в победу был призван герой Твардовского. Образ Василия Теркина словно укореняется в русской истории, приобретает обобщающее значение, становится воплощением русского национального характера: В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек…
Образ русского солдата в поэме Л. Т. Твардовского «Василий Теркин»
«Книга про бойца» А. Т. Твардовского «Васи лий Теркин» стала по праву наиболее значительным поэтическим произведением военных лет. Ее можно назвать поэтической энциклопедией Отечественной войны, художественным памятником той великой и трагической эпохи. Она выделяется среди других поэм особой полнотой, всесторонностью охвата, эпической масштабностью и глубиной реалистического изображения народно-освободительной борьбы, бедствий и страданий, подвигов и окопного быта, достоверным изображением сложной внутренней жизни, помыслов и раздумий, чувств и переживаний русского труженика-солдата.
Герой поэмы Твардовского - Василий Тер кин - олицетворяет собой весь народ. В нем на шли художественное воплощение русский наци ональный характер, его существенные черты и
качества. Но этот результат был достигнут не сразу. Замысел поэмы и истоки образа ее главно го героя относятся еще к периоду финской кампании 1940 года, когда на страницах газеты «На страже Родины» появилась условная, лубочная фигура веселого, удачливого бойца- Васи Тер кина, созданная коллективными усилиями. Твардовский написал стихотворное вступление к этому * Теркину». В нем герой предстал перед читателем условной, гиперболической фигурой. Он был необыкновенным человеком, богатырем с саженью в плечах, и брал врагов на штык, «как снопы на вилы».
Впоследствии Твардовский по-новому осмыс ливает образ Теркина, чувствуя, что этот герой должен существенно измениться. С середины 1942 года начинается новый этап работы над про изведением. 4 сентября 1942 года состоялась пер вая публикация «Василия Теркина» в газете За падного фронта «Красноармейская правда*, где были напечатаны вступительная главка «От ав тора» и глава «На привале». С этого момента по эма стала главной работой Твардовского на фронте.
В результате долгой и напряженной работы по вынашиванию и воплощению замысла *изме нился весь характер поэмы, все ее содержание, ее философия, ее герой, ее форма- композиция, жанр, сюжет*. Изменился характер поэтическо го повествования о войне - родина и народ, на род на войне стали главными темами. Образ главного героя произведения перестал быть условной и тем более лубочной фигурой «необык новенного*, «богатыря», стал проще, конкретнее и вместе с тем обобщеннее, типичнее, олицетво ряя собой весь сражающийся народ.
Знакомя с ним читателей своей поэмы уже в первой главе «На привале», Твардовский пишет:
Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно:
Просто парень сам собой Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.
Подчеркнув обычность своего нового Теркина, его неотделимость от массы бойцов, поэт в самой, казалось бы, непритязательной внешности выяв ляет его незаурядность: «Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой - героем*.
На протяжении всей поэмы в образе Василия Теркина последовательно и многогранно раскры вается живой и убедительный народный харак тер русского человека. В герое Твардовского жи вет естественная, как дыхание, любовь к родине, верность своему гражданскому и воинскому дол гу. Образ Теркина несет в себе большое художест венное обобщение, он глубоко типичен и вбирает то» что характерно для многих людей.
Однако в нем эти присущие многим людям черты и свойства воплотились ярче, острее, само бытнее. Народная мудрость и оптимизм, стой кость, выносливость, терпение и самоотверженность, житейская смекалка, умение и мастерови тость русского человека-труженика и воина, наконец, неиссякаемый юмор, за которым всегда проступает нечто более глубокое и серьезное, все это сплавляется в живой и целостный человеческий характер. В его изображении естественно сочетаются классические и фольклорные, народ но поэтические традиции:
То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, -
В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек.
Являясь обобщенным и глубоко индивидуализированным художественным воплощением рус ского национального характера, Теркин неотде лим от воюющего народа - солдатской массы и ряда эпизодических персонажей (дед-солдат вре мен Первой мировой войны и бабка, танкисты в бою и на марше, девчонка медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из вражеско го плена, и др.К он неотделим и от матери-ро дины,
И вся «Книга про бойца» - это поэтическое утверждение народного единства, жизнестойкос ти, оптимизма, веры в торжество правого де ла, воплощенное прежде всего в образе главного героя.
Средняя оценка: 4.3
Поэма «Василий Теркин» была написана Александром Трифоновичем Твардовским во время Великой Отечественной войны и публиковалась в различных газетах по главам. Поэма доставлялась солдатам на передовую, приносилась к ним в окопы наравне с патронами и провиантом. Это произведение поддерживало боевой дух солдат, давало им надежду, воодушевляло и, что самое главное, ее можно было начинать читать с любой главы. Связано это с тем, что каждая глава в поэме является отдельной историей, которая полна глубокого патриотизма, оптимизма, веры в будущее. Для солдат это было очень удобно, ведь не каждый раз можно было достать новую главу произведения, к тому же не всегда у них было время для чтения литературы.
Образ главного героя военной поэмы - Василия Теркина, простого русского солдата, - является образцом человеческого достоинства, мужества, любви к родине, честности и бескорыстия. Образ этого простого солдата был собирательным. Он объединял в себе качества всех солдат вместе и каждого из них в отдельности. Все эти качества героя раскрываются в каждой главе произведения, но, конечно, полное представление о характере героя, всех его достоинствах могут дать только изучение и анализ всей поэмы в целом. Поскольку произведение написано во время войны, то само собой разумеется, что главные качества героя, на которых акцентирует внимание автор, - это беззаветное мужество, героизм, чувство долга и ответственности.
В главе «Переправа» Василий Теркин отважно соглашается переплыть через ледяную реку, а когда оказывается на противоположном берегу, замерзший и усталый, сразу же начинает докладывать, проявляя свою ответственность и чувство долга:
Разрешите доложить... Взвод на правом берегу жив-здоров на зло врагу!
В главе «Кто стрелял?» главный герой, вместо того чтобы, как все остальные, прятаться в окоп, отважно сбивает из винтовки вражеский самолет, рискуя при этом своей жизнью. Таким образом автор дает понять солдатам, что очень часто в бою решающим является не численное преимущество противника и не его техническое оснащение, а вера в победу и любовь к Родине, которую защищает солдат. Эти моральные преимущества и позволяют солдату победить несокрушимого врага.
Образ Василия Теркина многогранен: он не только мужественный солдат, но и прекрасный труженник-умелец. А подтверждение этому мы находим в главе «Два солдата».
Теркин встал: - А может, дед, у нее развода нет? Сам пилу берет - А ну-ка... - И в руках его пила, точно поднятая щука, Острой спинкой повела.
То же самое происходит и с часами, которые стояли много лет, а в руках Василия снова пошли. К старикам, в доме которых герой проявляет себя как «мастер на все руки», он испытывает глубокое уважение и почтение.
Василий вызывает к себе огромную симпатию окружающих людей еще и тем, что у него добрый, веселый нрав, его шутки остроумны, они разряжают напряженную атмосферу, поднимают боевой дух сослуживцев, его забавные истории отвлекают бойцов от мрачных мыслей. У Теркина потрясающие артистические способности, он играет, поет, танцует.
Еще одни важные черты героя - это его душевный такт, чуткость и деликатность. Когда после ранения Василий догонял свой отряд, он встретил в пути танкистов. У них была гармонь, принадлежавшая недавно убитому командиру. Герой проникся сочувствием к солдатам и сразу же отказался от желания поиграть на ней, но бойцы разрешили ему это сделать и были очарованы его игрой.
На протяжении всего произведения Твардовский дает характеристики своему герою, показывает личное отношение к его поступкам. Наиболее открыто он делает это в последней главе, и именно эту фразу можно считать одной из главных характеристик Василия Теркина:
На войне лихой солдат, На гулянке гость не лишний, На работе - хоть куда.
Но самая главная и емкая характеристика заключена в следующих словах:
То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег - В бой, вперед, в огонь кромешный, Он идет святой и грешный, Русский чудо-человек...
Образ русского солдата. Василий Иванович Теркин - главный герой поэмы А. Т. Твардовского, рядовой пехотинец (затем офицер) из смоленских крестьян:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный…
Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. В качестве имени для персонажа Твардовский использовал имя главного героя романа П. Боборыкина «Василий Теркин» (1892).
Герой по имени Василий Теркин фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940). Об этом свидетельствуют и слова героя:
Я вторую, брат, войну
На веку воюю.
Духу времени, его насущным потребностям отвечает характер героя книги. Это солдат, который считает войну той работой, которую ему необходимо выполнить. Он живет этой войной, он не принимает никаких забот мирного времени. Даже отдохнуть так, как отдыхается вне войны, Теркин не смог: данный ему недельный отдых в тылу, с четырехразовым питанием и белыми простынями на кровати, солдат не выдержал.
Не имеет права он отдыхать, когда вокруг гибнут люди. Свои люди. Когда коверкают землю. Его землю. Отдохнуть можно будет потом, когда прогонят фашистов. А сейчас война - это его жизнь, а фронт - это его дом.
Так ли, сяк ли, Теркин дома,
То есть - снова на войне…
Интересно восприятие Твардовским той войны, на которой он сам воевал, на которой жил его литературный герой, его понимание военной службы:
Есть закон - служить до срока,
Служба - труд, солдат - не гость.
Есть отбой - уснул глубоко,
Есть подъем - вскочил как гвоздь.
Есть война - солдат воюет,
Лют противник - сам лютует.
Есть сигнал: вперед!.. - Вперед.
Есть приказ: умри!.. - Умрет.
Это понимает и Василий Теркин. Он воспринимает нашествие немцев не как личную трагедию, а как трагедию всего русского народа. Поэтому во всей поэме нет сюжета, касающегося исключительно только личных переживаний героя. Все его мысли - это мысли каждого в той войне, его стремления - стремления всего русского народа.
Теркин - исключительно емкий образ. С одной стороны, это человек труда со всеми присущими ему качествами: с верностью приметливого глаза, сноровкой опытных рук, не любящих безделья, с житейским оптимизмом. Это хорошо видно в главе «Два солдата», когда легко, словно шутя, Теркин чинит пилу, а затем часы.
Посмотреть - и то отрадно:
Завалящая пила
Так-то ладно, так-то складно
У него в руках пошла.
Обернулась - и готово.
С другой стороны, Теркин - исключительно русский человек. Он наделен добродушием, терпением, скромностью, способностью «принимать все как есть» и с юмором переносить любые невзгоды, спокойным мужеством.
Вглядываясь в образ Теркина, замечаешь, что в нем соединились те национальные и общечеловеческие черты, которые нужны были народу-солдату для войны и победы.
В литературе военных лет Теркин занимает особое место: это не просто один из литературных персонажей своей эпохи, а ее главный герой, наиболее глубокий, полный и художественно совершенный образ народа, воюющего «ради жизни на земле».
С. С. Смирнов по этому поводу писал: «По моему глубокому убеждению, произведение, наиболее полно отразившее самый дух и характер Великой Отечественной войны, - это поэма А. Твардовского “Василий Теркин”. И в этом плане - плане постижения характера народа на войне - к поэме не приближается ни одно произведение прозы».
Не отрываясь от земли, оставаясь понятным и близким читателю в каждом своем душевном движении, Теркин одновременно как бы приподнят над всем тем, что имеет значение лишь для отдельного человеческого существования. Это проявляется между прочим в том, что его фронтовая биография составлена лишь из таких положений, в которых за четыре военных года не раз побывал почти каждый фронтовик. Это не личная, а, так сказать, общесолдатская судьба, не развернутая в виде какого-либо связного индивидуального сюжета, но как бы наложенная вереницей отдельных картин и эпизодов на общий гигантский сюжет войны.
Теркин и все остальные солдаты, включенные в произведение А. Твардовского, являются обычными людьми, и показаны они чаще всего в самых что ни на есть будничных, отнюдь не героических обстоятельствах: на ночлеге («Дремлет, скорчившись, пехота, сунув руки в рукава»), в многодневном и малоуспешном бою за крошечную деревушку («Посыпает дождик редкий, кашель злой терзает грудь. Ни клочка родной газетки - козью ножку завернуть»), в разговорах на темы совсем не «высокие» - например, о преимуществах сапога перед валенком. И заканчивают они свою «войну-работу» не под колоннами рейхстага, не на праздничном параде, а именно там, где у нас издавна заканчивалась всякая страда, - в бане.
После хорошей, трудной работы, наработавшись «всласть», где бы отдохнуть, как не здесь? А работал
Теркин на совесть, «не для славы, ради жизни на земле».
Теркин ворот нараспашку,
Теркин сел, глотает снег,
Смотрит грустно, дышит тяжко, -
Поработал человек.
Символом народа-победителя стал в поэме Твардовского обыкновенный человек, рядовой солдат. Его жизнь и ратный труд, его переживания и думы сделал поэт понятными и близкими для нас, его скромный подвиг прославил, пробудил к нему живое чувство уважения, благодарности и любви.
"Василий Теркин" - это "книга про бойца". Ее герой - рядовой солдат нашей армии, простой советский человек.
Первое знакомство читателя с героем происходит в начальной главе "На привале", тогда Теркин, участник финской войны, "из запаса рядовой" - прибывает на фронт ("В строй с июня, в бой с июля, снова Теркин на войне"). Уже в этой главе читатель довольно близко узнает героя: он общительный и жизнерадостный человек, бывалый, опытный солдат, хороший рассказчик, по определению товарищей по полку, "свой". Главная же черта характера Теркина состоит в том, что он чувствует себя неотделимым от советского народа и не представляет свою судьбу в отрыве от него. Даже рассказывая о своем личном участии в войне, он выражает это словами, которые не могут относиться к одному человеку, а лишь к массе людей:
И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен...
Но, однако,
Жив вояка...
Третья глава - "Переправа" - рассказывает о героизме и мужестве Теркина: в ледяной воде он переплывает реку, чтоб доставить командиру нужное донесение:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа.
Таким образом, Твардовский рисует в поэме последовательно развивающиеся картины военной жизни ("На привале", "Перед боем", "Переправа" и др.), что дает ему возможность полнее раскрыть внутренний мир героя произведения. В последующих главах мы видим Теркина в различных ситуациях, его психологическая характеристика еще более углубляется. Он отважен и вынослив, скромен, стоек в рукопашном бою, находчив и смел, весел в часы отдыха.
Так шаг за шагом Твардовский знакомит читателя с героем поэмы - рядовым солдатом Василием Теркиным. В рассказах Теркина много веселых шуток, присказок, прибауток. Но он не просто весельчак и балагур. Это человек глубокой души, с серьезными мыслями, чувствами и переживаниями. Это тот "святой и грешный русский чудо-человек", который выстоял и победил в величайшей из войн.
"Читая "Василия Теркина" с начала и до конца, я видел прежде всего самого себя, своих" близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике", - так писал Твардовскому один из рядовых бойцов.
В образе Теркина раскрываются глубокие национальные традиции русского народа. Он "не иной какой, не энский, безымянный корешок". В Теркине очень развита чувство национального самосознания. Именно поэтому он так легко находит общий язык со старым русским солдатом - участником первой мировой войны (глава "Два солдата"). Теркин с любовью и уважением относится к прошлому своей Родины и ее воинским традициям.
Сама поэма несет в себе лучшие фольклорные традиции. Солдат в ней - бывалый человек, обаятельный, дельный и сметливый, способный сварить щи из топора.
Лирическое и эпическое тесно переплелись в поэме А. Твардовского "Василий Теркин". Личность в понимании поэта - это средоточие многообразных связей с людьми, с народом. Она вбирает в себя опыт поколений и сверстников:
Я счастлив тем, что я оттуда,
Из той зимы, из той избы.
И счастлив тем, что я не чудо
Особой, избранной судьбы.
Теркин обладает присутствием духа, достоинством, не теряет чувства юмора. Ему все сподручно, везде удобно, он всем нужен, всеми любим. В каждом деле он мастак, умелец: он может развести пилу, сыграть на гармони, починить часы, построить дом, сложить печь, а на войне он также проявляет все свои таланты и смекалку.
В литературе о войне трудно отыскать образ, равный Василию Теркину. Он не уклоняется от схваток, не щадит в них себя, он чувствует ответственность "За Россию, за народ // И за все на свете". Но знает боец и цену своей единственной жизни. Слепой стихии смерти он противопоставляет собственную зрячесть, здравый смысл, житейский и бытовой опыт, мудрость крестьянина и солдата.
Оптимизм и нравственное здоровье Теркина - от сознания правоты, чувства реальности, долга перед людьми, перед родной землей, всеми поколениями соотечественников. Это "Русский чудо-человек", национальный тип.