Сочинение по литературе. Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности самых различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в своем романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины - носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие.

Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Ростовой. Будучи мастером изображения людских душ и характеров, Толстой воплотил в образе Наташи самые лучшие черты человеческой личности. Он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, какой он сделал другую героиню романа - Элен Курагину. Простота и одухотворенность делают Наташу более привлекательной, чем Элен с ее умом и хорошими светскими манерами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные решения. Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Долохову, возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и вдруг понимает, что “все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее...”.

Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает возможность восхищаться собой, причем делает это бессознательно и бескорыстно, как в эпизоде пляски после охоты, когда она “стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею”.

Так же, как к народу, близка Наташа и к пониманию удивительной красоты природы. При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет чувства двух сестер, ближайших подруг, Сони и Наташи. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи, которыми полна тихая ночь. Она восклицает: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!” Но Соня не может понять восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе. Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития.

Наташа же совершает ошибки и черпает из них необходимый жизненный опыт. Она встречает князя Андрея, их чувства можно назвать внезапным единением мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их.

Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет бежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа -самый обычный человек, со своими слабостями. Ее сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму. Но настоящая любовь проснулась в Наташе намного позже. Она поняла, что тот, кем она восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немаловажную роль сыграл в этом Пьер Безухов. Его “детская душа” была близка Наташе, и он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека или негодования. Он боготворил ее, и она была благодарна ему за то, что он есть на свете. Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого человека, жизнь Наташи была удивительной. Она смогла испытать любовь и ненависть, создать великолепную семью, найдя в ней столь желанный душевный покой.

В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Болконская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов - так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев ее отца. И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”. В полной мере проявила себя княжна Марья как личность, когда обстоятельства побудили ее к житейской самостоятельности, что произошло после смерти отца, и главное - когда она стала женой и матерью. О гармоничности, богатстве внутреннего мира Марьи Ростовой говорят и ее дневники, посвященные детям, и ее облагораживающее влияние на мужа.

Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”. Характернейшая примета Анны Павловны - статичность слов, жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться”. За этой характеристикой скрывается авторская ирония и неприязнь к персонажу.

Жюли- такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии: “Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только “там”. Даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусственность, ненатуральность ее поведения.

Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: “Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы”. Вымышленные образы описаны художественно и одновременно являются проводниками мыслей автора. Женские характеры передают идеи Толстого о сложности человеческой натуры, об особенностях отношений между людьми, о семье, браке, материнстве, счастье.

С точки зрения системы образов героев романа можно условно разделить на “живых” и “мертвых”, то есть на развивающихся, меняющихся с течением времени, глубоко чувствующих и переживающих и - в противоположность им - застывших, не эволюционирующих, а статичных. В обоих “лагерях” есть женщины, причем женских образов столь много, что оговорить в сочинении всех представляется практически невозможным; пожалуй, разумнее остановиться подробнее на главных действующих лицах и характерных второстепенных персонажах, играющих значительную роль в развитии сюжета.

“Живые” героини в произведении - прежде всего Наташа Ростова и Марья Болконская. Несмотря на разницу в воспитании, семейных традициях, атмосфере дома, складе характера, они в конце становятся близкими друзьями. Наташа, выросшая в теплой, любящей, открытой, искренней семейной атмосфере, впитавшая в себя беспечность, лихость, восторженность “ростовской породы”, с юности покоряет сердца своей всеобъемлющей любовью к людям и жаждой ответной любви. Красоту в общепринятом смысле слова ей заменяет подвижность черт, живость глаз, грация, гибкость; чудесный голос и умение танцевать очаровывают многих. Княжна Марья, напротив, неуклюжа, некрасивость лица лишь изредка освещается “лучистыми глазами”. Безвылазная жизнь в деревне делает ее диковатой и молчаливой, общение с ней - тяжелым. Лишь чуткий и проницательный человек может заметить скрытую за внешней замкнутостью чистоту, религиозность, даже самопожертвование (ведь в ссорах с отцом княжна Марья обвиняет только себя, не признавая его вспыльчивость и грубость). Однако в то же время двух героинь многое объединяет: живой, развивающийся внутренний мир, тяга к высоким чувствам, душевной чистоте, чистой совести. Их обеих судьба сталкивает с Анатолем Курагиным, и только случай спасает Наташу и княжну Марью от связи с ним. В силу своей наивности девушки не видят низкие и корыстные цели Курагина и верят в его искренность. Из-за внешней разницы отношения между героинями сперва складываются непросто, возникает непонимание, даже презрение, но потом, узнав друг друга лучше, они становятся незаменимыми подругами, составляя неделимый нравственный союз, объединенный лучшими духовными качествами любимых героинь Толстого.

В построении системы образов Толстой далек от схематизма: грань между “живыми” и “мертвыми” проницаема. Толстой писал: “Для художника не может и не должно быть героев, а должны быть люди”. Поэтому в ткани произведения возникают женские образы, которые трудно определенно отнести к “живым” или “мертвым”. Такой можно считать мать Наташи Ростовой, графиню Наталью Ростову. Из разговоров действующих лиц становится ясно, что в молодости она вращалась в свете и была членом и желанным гостем салонов. Но, выйдя замуж за Ростова, она меняется и посвящает себя семье. Ростова как мать - образец сердечности, любви и такта. Она - близкий друг и советчик детей: в трогательных разговорах по вечерам Наташа посвящает мать во все свои тайны, секреты, переживания, ищет у нее совета, помощи. В то же время на момент основного действия романа ее внутренний мир статичен, но это может быть объяснено значительной эволюцией в молодости. Она становится матерью не только для своих детей, но и для Сони. Соня тяготеет к лагерю “мертвых”: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна. Это особенно подчеркивается тем, что в начале романа Соня и Наташа всегда вместе. Толстой наделил эту в общем неплохую девушку незавидной участью: влюбленность в Николая Ростова не приносит ей счастья, так как из соображений благосостояния семьи мать Николая не может разрешить этот брак. Соня испытывает благодарность Ростовым и так акцентируется на ней, что зацикливается на роли жертвы. Она не принимает предложения Долохова, отказом афишируя свое чувство к Николаю. Она живет надеждой, в принципе рисуясь и демонстрируя свою непризнанную любовь.

Меню статьи:

Л. Толстой создал великую картину, где описал проблемы войны, а также мира. Женские образы в романе «Война и мир» раскрывают внутреннюю сторону общественных перипетий. Есть глобальная война – когда воюют народы и страны, есть войны локальные – в семье и внутри человека. Так же дела обстоят и с миром: мир заключается между государствами и императорами. К миру приходят и люди в личных отношениях, к миру приходит человек, пытаясь решить внутренние конфликты и противоречия.

Прототипы женских персонажей в романе-эпопее «Война и мир»

Лев Толстой вдохновлялся людьми, которые окружали его в повседневной жизни. Есть и другие примеры из биографий писателей, которые свидетельствуют о том, что авторы, создавая произведение, заимствуют черты для книжных героев у реальных личностей.

Например, так делал Марсель Пруст – французский писатель. Его персонажи – это синтез черт, которыми обладали люди из окружения автора. В случае Л. Толстого женские образы в эпопее «Война и мир» тоже выписаны, благодаря обращению к женщинам из круга общения писателя. Приведем примеры: персонаж Марии Болконской – сестры Андрея Болконского, Л. Толстой создавал, вдохновляясь личностью Марии Волконской (мать писателя). Другой, не менее живой и яркий женский персонаж, – графиня Ростова (старшая), списана с бабушки автора – Пелагеи Толстой.

Однако, некоторые персонажи имеют одновременно несколько прототипов: уже знакомая нам Наташа Ростова, например, как литературный герой, имеет общие черты с женой писателя – Софьей Андреевной Толстой, а также сестрой Софьи – Татьяной Андреевной Кузьминской. Тот факт, что прототипы этих персонажей были близкими родственниками писателя, объясняет теплоту и нежное отношение автора к создаваемым героям.

Лев Толстой показал себя тонким психологом и знатоком человеческих душ. Писатель одинаково хорошо понимает боль юной Наташеньки Ростовой, когда ломается кукла девочки, но также и боль зрелой женщины – Натальи Ростовой (старшей), которая переживает смерть сына.

Название романа говорит, что писатель постоянно обращается к контрастам и оппозициям: война и мир, добро и зло, мужское и женское начало. Читателю (из-за стереотипов) кажется, что война – это дело мужское, а дом и мир, соответственно, – дело женское. Но Лев Николаевич демонстрирует, что это не так. Например, княжна Болконская проявляет храбрость и мужественность, когда защищает родовое поместье от неприятеля и хоронит отца.

Заметим, что на контрасте строится и разделение персонажей на положительных и отрицательных. Однако, негативные герои остаются наделенными отрицательными чертами в течение всего романа, а персонажи позитивные претерпевают внутреннюю борьбу. Эту борьбу писатель называет духовными поисками, и показывает, что положительные герои приходят к духовному росту через колебания, сомнения, муки совести… Их ожидает трудный путь.

Остановимся детальнее на характеристике юной Наташи и графини Ростовой, а также на фигуре Марии Болконской. Но перед этим, ненадолго обратимся к образу жены Андрея Болконского.

Лиза Болконская

Лиза – персонаж, который уравновешивал присущую князю Андрею мрачность и депрессивность. В обществе Андрей воспринимался человеком замкнутым и молчаливым. Даже внешность князя намекала на это: сухость и вытянутость черт, тяжелый взгляд. Другая внешность была у его жены: живая княгиня, низкого роста, которая постоянно суетилась и семенила мелкими шажками. С ее смертью Андрей потерял баланс и начался новый этап духовных поисков князя.

Элен Курагина

Элен – сестра Анатоля, выписана как персонаж развращенный, эгоистичный. Курагина интересуется развлечениями, она молода, самовлюбленна и ветрена. Впрочем, она легкомысленна и не проявляет патриотических чувств, продолжая вести привычный образ жизни в захваченной войсками Наполеона Москве. Судьба Элен трагична. Дополнительный трагизм в ее жизнь приносит то, что она так и не сумела вырваться из порочного круга низкой нравственности.

Наташа Ростова

Младшая Ростова, безусловно, – один из центральных женских персонажей. Наташа – красива и мила, поначалу ей присуща наивность и ветреность. Князь Андрей, влюбившись в нее, понимает, что между ними – пропасть жизненного опыта. Эта мысль князя оправдывается, когда Наташа поддается мимолетному увлечению Анатолем Курагиным.

Читателю, возможно, интересно наблюдать, как меняется образ Наташи: сначала – маленькая, бойкая, забавная и романтичная девочка. Потом – на балу – читатель видит ее расцветающей девушкой. Наконец, во время отступления из Москвы, Наташа показывает свой патриотизм, сочувствие и сострадание. Зрелость в Ростовой просыпается, когда она ухаживает за умирающим Андреем Болконским. В конце – Наташа становится мудрой и любящей женой и матерью, хотя и теряет часть былой красоты.

Наташе не чужды ошибки: это ее увлеченность Курагиным. Духовное совершенствование и углубление внутреннего мира связано с отношениями Наташи с князем Андреем. Спокойствие и гармония приходят к героине, когда она выходит замуж за Пьера Безухова.

Наташе свойственна эмпатия и милосердие. Девушка чувствует боль людей, искренне старается помочь тем, кто нуждается в помощи. Во время войны Наташа понимает, что материальные ценности – ничто, по сравнению с жизнью человека. Поэтому она жертвует нажитым семейным имуществом, чтобы спасти раненых солдат. Девушка сбрасывает вещи с повозки и перевозит таким образом людей.

Наташа – красива. Однако ее красота исходит не из физических данных (безусловно, тоже выдающихся), а из душевности и внутреннего мира. Нравственная красота Ростовой – это бутон, который в конце романа превращается в розу.

Графиня Ростова (старшая)

Графиня Наталья как мать старается казаться строгой и серьезной. Но она показывает себя любящей матерью, которая лишь притворно злится и раздражается на излишнюю сентиментальность детей.

Графиня Ростова зависит от принятых в обществе правил. Нарушать эти правила ей неловко и нелегко, но Наталья делает это, если близким родственникам или друзьям нужна помощь. Например, когда Аннет – ее подруга – оказалась в затруднительном положении, графиня, смущаясь, попросила ту принять деньги – это был знак внимания и помощи.

Графиня воспитывает детей в свободе и вольности, но это лишь видимость: на самом деле Наталья печется о будущем своих сыновей и дочерей. Она не хочет, чтобы сын женился на бесприданнице. Старшая Ростова делает все, чтобы расторгнуть намечающиеся отношения младшей дочки и Бориса. Таким образом, сильное чувство материнской любви – одно из основных качеств графини Ростовой.

Вера Ростова

Сестра Наташи Ростовой. В повествовании Льва Николаевича этот образ – всегда в тени. Однако Вера не унаследовала улыбки, которая украшала лицо Наташи, а потому, замечает Лев Николаевич, лицо девушки казалось неприятным.


Вера описана как натура эгоистичная: старшая Ростова не любит братьев и сестру, они раздражают ее. Вера любит только себя. Девушка выходит замуж за полковника Берга, который был похож на нее характером.

Марья Болконская

Сестра Андрея Болконского – сильный персонаж. Девушка живет в деревне, все ее шаги контролирует злой и жестокий отец. В книге описана ситуация, когда Марья, желая выглядеть красивой, красится и наряжается в платье цвета масака. Отец недоволен ее нарядом, выражая деспотизм в отношении дочери.

Уважаемые читатели! Предлагаем ознакомиться с Льва Николаевича Толстого.

Марья некрасивая, печальная, но глубоко мыслящая и умная девушка. Княжне свойственная неуверенность и зажатость: отец все время говорит, что она нехороша собой и вряд ли выйдет замуж. То, что привлекает внимание к лицу Марьи, – это большие, лучистые и глубокие глаза.

Марья – противоположность Веры. Альтруизм, мужество и патриотизм, а также ответственность и сила духа отличает эту женщину из «Войны и мира». В женских образах романа «Война и мир» есть кое-что общее – это сильные личности.

Княжна Болконская поначалу отвергает Ростову (младшую), но после потери отца и брата отношение княжны к Наташе меняется. Марья прощает Наташу за то, что та разбила сердце Андрею, увлекшись Анатолем Курагиным.

Княжна мечтает о счастье, семье и детях. Влюбившись в Анатоля Курагина, девушка отказывает подлому юноше, так как ей жаль госпожу Бурьен. Так, Марья выражает благородство характера и сочувствие к людям.

Позже Марья знакомится с Николаем Ростовым. Эта связь выгодна для обоих: Николай, женившись на княжне, помогает семье деньгами, ведь Ростовы потеряли изрядную долю состояния во время войны. Марья же в Николае видит спасение от бремени одинокой жизни.

Великосветская дама, которая воплощает фальшь и лицемерие, часто встречающееся в салонах.

Таким образом, Лев Толстой изображает и хорошие, и плохие женские образы в эпопее «Война и мир», делая произведение отдельным миром.

Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

В романе «Война и мир» Толстой рисует, мастерски и убедительно, несколько типов женских образов и судеб. У всех героинь есть своя судьба, свои стремления, свой мир. Их жизни удивительным образом переплетаются, и в различных жизненных ситуациях и проблемах они ведут себя по-разному. У многих из этих хорошо продуманных персонажей были прототипы. Читая роман, невольно проживаешь жизнь вместе с его героями. В романе огромное количество прекрасных образов женщин начала XIX века, некоторых из них мне хотелось бы рассмотреть поподробнее.

Центральные женские персонажи романа - это Наташа Ростова, её старшая сестра Вера и их кузина Соня, Марья Болконская, Элен Курагина, и Марья Дмитриевна Ахросимова.

Наташа Ростова - любимая героиня Толстого. Её прототипом считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом, и его жена Софья Толстая.

Впервые мы встречаем её на именинах. Перед нами жизнерадостная, весёлая, энергичная тринадцатилетняя девочка. Но она далеко не красавица: черноглазая, с большим ртом… С самой первой встречи с ней мы видим её наивность, детскую простоту, и это делает её более привлекательной и интересной. Толстой изобразил в характере Наташи самые лучшие черты девушки. Одной из главных черт является её влюбчивость, потому, что любовь - есть её жизнь. Это понятие включает в себя не только любовь к жениху, но и любовь к родителям, природе, родине.

Наблюдая за Наташей, мы замечаем, как она меняется, взрослеет, становиться девушкой, но та её детская душа, распахнутая и готовая одарить добром весь мир, так, же сопутствует героиню.

В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему "роевому" инстинкту жизни. После гибели Пети Ростова она - главная в семье. Наташа долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, - высокую, чистую, красивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом.

Наташа замечательная дочь и сестра, становиться прекрасной матерью и женой. Именно это и должно олицетворять женщину, её внутренняя красота.

Вера Ростова - старшая сестра Наташи, но они так не похожи друг на друга, что мы даже удивляемся их родству. Она воспитанная по существующим тогда канонам - у французских преподавателей.

Толстой рисует ее как красивую, но холодную, недобрую женщину, которая слишком дорожит мнением света и всегда поступает в соответствии с его законами. Вера не похожа на всю семью Ростовых.

Не было у Веры ни лучистых глаз, ни милой улыбки, а значит и душа её была пуста. «Вера была хороша, была не глупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана голос у неё был приятный…» Так описывает Веру Толстой, как, бы намекая нам на то, что это все, что нам нужно о ней знать.

Вера остро ощущала, что мать её не очень любила, видимо поэтому, она часто шла наперекор всем вокруг и чувствовала себя чужой среди братьев и сестер. Она не позволяла себе сидеть на окне и мило улыбаться своему другу, как это делали Наташа и Соня, от того она и ругала их.

Может и не зря Толстой дал ей имя Вера - имя женщины замкнутой, углубленной в себя, с противоречивым и сложным характером.

Соня - племянница графа, и лучшая подруга Наташи Ростовой. Толстой осуждает и не любит эту героиню, делает ее в конце романа одинокой и называет «пустоцветом».

Она была рассудительна, молчалива, осторожна, сдержана, в ней развита высшая степень способность к самопожертвованию, но ей не доступны вершины. Соня полна самоотверженной и благородной любви ко всей семье «всем готова была пожертвовать для своих благодетелей». «Мысль о самопожертвовании была любимой её мыслью.

толстой женский образ наташа

Соня искренне любит Николая, она может быть добрым и самоотверженным. В их разрыве с Николаем виновата не она сама, виноваты родители Николая. Именно Ростов настаивают на том, чтобы свадьба Николая и Сони было перенесено на более поздний срок. Так, Соня не умеет подобно Наташе восхищаться красотой звездного неба, но это не значит, что она не видит эту красоту. Вспомним, какой прекрасной была эта девушка на святки при гадания. Она не лицемерили, была искренней и открытой. Такой ее и увидел Николай. Своей любовью Соня смогла бы сделать многое, даже с таким человеком, как Долохов. Может быть, своей самоотверженностью она бы возродила и очистила этого человека.

Мария Болконская - дочь старого князя Николая Болконского и сестра Андрея. Прототипом Марьи является мать Льва Николаевича Толстого - Волконская Мария Николаевна.

Она была унылая, непривлекательная, рассеянная девушка, которая и на замужество может рассчитывать только благодаря своему богатству. Марья, воспитанная на примере своего гордого, высокомерного и недоверчивого отца, и сама вскоре становится такой. Его скрытность, сдержанность в выражении собственных чувств и врождённое благородство наследуется и дочерью. Говорят, что глаза - это зеркало души, у Марьи они и в самом деле являются отражением её внутреннего мира.

Марья ждёт любви и обыкновенного женского счастья, но она не признаётся в этом даже самой себе. Её сдержанность и терпеливость помогают ей во всех жизненных трудностях. У княжны нет подобного всепоглощающего чувства любви к одному человеку, поэтому она старается любить всех, по-прежнему много времени проводит в молитвах и житейских заботах.

Марья Болконская с её евангельским смирением особенно близка Толстому. Именно её образ олицетворяет торжество естественных человеческих потребностей над аскетизмом. Тайно мечтает княжна о замужестве, о собственной семье, о детях. Её любовь к Николаю Ростову - высокое духовное чувство. В эпилоге романа Толстой рисует картины семейного счастья Ростовых, подчёркивая этим, что именно в семье обрела княжна Марья подлинный смысл жизни.

Элен Курагина - дочь князя Василия, а позже жена Пьера Безухова.

Элен - душа общества, все мужчины восхищаются её красотой, её хвалят, в неё влюбляются, но и только… притом из-за влекущей внешней оболочки. Она знает, какова она, знает, чего стоит, именно этим пользуется.

Элен - красавица, но она же - чудовище. Эту тайну раскрыл Пьер, правда, лишь после того, как приблизился к ней, после того, как она женила его на себе. Как бы это ни было подло и низко, она заставила Пьера произнести слова любви. Она решила за него, что он её любит. Это весьма резко изменило наше отношение к Элен, заставило почувствовать холод и опасность в океане её души, несмотря на поверхностную прелесть, сверкание и теплоту.

О её детстве в романе не говориться. Но из её поведения в течение всего действия можно сделать вывод о том, что воспитание, данное ей, примерным не было. Единственное, что нужно Курагиной от любого мужчины - это деньги.

«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, - думал Пьер, - представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются». С Пьером нельзя не согласиться. Может возникнуть спор только лишь из-за её ума, но если внимательно изучить всю её стратегию по достижению цели, то ума-то особо не заметишь, скорее догадливость, расчёт, житейский опыт.

Анна Павловна Шерер - хозяйка известного Петербургского салона, посещать который считалось хорошим тоном. Шерер являлась фрейлиной и приближенной императрицы Марии Федоровны. Её характерная примета - постоянство дел, слов, внутренних и внешних жестов, даже мыслей.

Сдержанная улыбка постоянно играет на её лице, хотя не идёт уже к отжившим чертам. Она напоминает, как говорил Л.Н. Толстой, избалованных детей, которые не совсем хотят исправляться. Когда заговорили об императоре, лицо Анны Павловны «представляло глубокое и искреннее выражение преданности и уважения, соединенное с грустью». Вот это «представляло» сразу ассоциируется с игрой, с поведением искусственным, а не естественным. Несмотря на свои сорок лет, она «преисполнена оживлениями и порывами».

А.П. Шерер была ловка, тактична, мила, обладала поверхностным, но быстрым умом, светским чувством юмора, все то, что годиться для поддержания популярности салона.

Известно, что для Толстого женщина- это, прежде всего, мать, хранительница семейного очага. У великосветской дамы, хозяйки салона, Анны Павловны нет детей и мужа. Она - «пустоцвет». Это самое страшное наказание, которое только мог придумать для нее Толстой.

Мария Дмитриевна Ахросимова - московская барыня известная всему городу «Не богатством, не почестями, а прямотой ума и откровенною простотой общения». Прототип героини - известная в Москве А.Д. Офросимова. Марью Дмитриевну знали в двух столицах, и даже царская семья.

Она всегда говорит громко, по-русски, у неё густой голос, тучное тело, Ахросимова высоко держит свою с седыми буклями пятидесятилетнею голову. Марь Дмитриевна близка к семье Ростовых, более всех любя Наташу.

Я считаю эту женщину истинно патриотичной, честной и бескорыстной.

Лиза Болконская -- маленькая героиня романа, жена князя Андрея Болконского. Толстой нам показал ее очень мало, так же коротка ее жизнь. Мы знаем, что у них с Андреем не совсем ладилась семейная жизнь, да и свекор считал ее такой же, как и все остальные женщины, у которых больше недостатков, чем достоинств. Тем не менее -- это любящая и верная жена. Она искренне любит Андрея и скучает по нему, но покорно терпит долгое отсутствие мужа. Жизнь Лизы коротка и незаметна, но не пуста, после нее остался маленький Николенька.

Список литературы

  • 1. Л.Н. Толстой "Война и мир"
  • 2. "Роман Л.Н. Толстого " Война и мир " в русской критике 1989г.
  • 3. http://sochinenie5ballov.ru/essay_1331.htm
  • 5. http://www.kostyor.ru/student/?n=119
  • 6. http://www.ronl.ru/referaty/literatura-zarubezhnaya/127955/

Меню статьи:

«Война и мир», без сомнений, – одна из вершин русской литературы. Лев Толстой затрагивает острые социально-философские проблемы. Но также внимания заслуживают женские образы в романе «Война и мир», которые представляют роли женских персонажей – как в период войны, так и мира.

Прототипы женских образов «Войны и мира»

Предлагаем любознательным читателям ознакомиться с описанным в романе Льва Толстого “Война и мир”

Лев Толстой признавался Митрофану Поливанову – другу детства и бывшему жениху Софьи Андреевны, что его семья послужила вдохновением для создания образа семейства Ростовых. В переписке с Поливановым, мемуаристка Татьяна Кузьминская – сестра Софьи Толстой – замечает, что Борис списан с образа самого Митрофана, Вера – с Лизы (особенно черты степенности и отношения к окружающим). Графиню Ростову писатель наделил чертами тещи – матери Софьи Андреевны и Татьяны. Кузьминская также находила общие черты между собой и образом Наташи Ростовой.

Кроме того, что Толстой взял многие черты и качества персонажей у реальных лиц, писатель также упомянул в романе множество событий, происходивших в действительности. Например, Кузьминская вспоминает эпизод венчания с куклой Мими. Известно, что Лев Толстой высоко оценивал литературные дарования «Берсов», то есть жены, Татьяны Кузьминской и собственных детей. Поэтому Берсы занимают значительное место в «Войне и мире».

Виктор Шкловский, однако, считает, что вопрос о прототипах не решается однозначно. Критик вспоминает рассказы первых читателей «Войны и мира», которые действительно узнавали в произведении образы людей – своих знакомых и близких. Но теперь, по мнению Шкловского, мы не можем адекватно говорить, что прототипом этого персонажа послужил такой-то человек. Чаще всего говорят об образе Наташи Ростовой и о том, что прототипом для героини Толстой выбрал Татьяну Кузьминскую. Но Шкловский делает ремарку: современные читатели не знали и не могли знать Кузьминской, а поэтому объективно судить о том, насколько Татьяна Андреевна соответствует чертами Наташе (или же наоборот – Наташа – Татьяне), невозможно. Есть и другая версия «происхождения» образа младшей графини Ростовой: Толстой, якобы, позаимствовал «шаблон» персонажа из какого-то английского романа, снабдив качествами Софьи Андреевны. В письмах Лев Николаевич и сам сообщает, что образ Наташи Ростовой – это микс, «смесь» характерных черт женщин, имевших значение в жизни писателя.


Мария, сестра Андрея Болконского, списана с матушки писателя – Марии Волконской. Примечательно, что в этом случае Толстой не менял имени героини, оставив его максимально похожим на имя прототипа. Старшая графиня Ростова имеет сходство с бабушкой автора: речь идет о Пелагее Толстой. Отношение писателя к этим героиням подчеркнуто нежное, теплое. Видно, что Толстой вложил много сил и эмоций в создание женских персонажей.

Дорогие книголюбы! Предлагаем вашему вниманию в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Отдельное место занимают Ростовы. Фамилия семейства была образована путем трансформации фамилии самого писателя. Это объясняет, почему среди образов Ростовых так много схожести с семьей и родственниками Льва Толстого.

Интересные детали окружают другой прототип героини «Войны и мира» Лизы Болконской – жены князя Андрея. Читатели порой вопрошают, почему же Толстой обошелся с этим персонажем столь жестоко: как мы помним, литературная Лиза Болконская умирает. Этот образ был порожден личностью супруги троюродного брата автора «Войны и мира» (Александра Волконского) – Луизой Ивановной Волконской-Трусон. Толстой описывает необычные и «лучшие» воспоминания, которые относятся именно к Луизе. Есть версия, что 23-летний Толстой был влюблен в 26-летнюю кокетливую родственницу. Любопытно, что писатель отрицал, будто прототипом Лизы является Луиза Волконская. Однако Софья Андреевна, супруга автора, писала о том, что находит сходство между Лизой и Луизой Ивановной.

Читатель, безусловно, найдет множество сходств между людьми, окружавшими Толстого, и созданными писателем образами. Но стоит упомянуть еще одну мысль Виктора Шкловского: прототипы – это трагедия автора, который старается спрятаться от прототипов в романе, избежать параллелей с реальными лицами, что никогда не получается.

Женская тема в романе Льва Толстого

Название произведения вынуждает писателя разделить роман на две части – на войну и на мир. Война традиционно ассоциируется с мужскими чертами, с жестокостью и грубостью, холодностью жизни. Мир же отождествляется с размеренностью, предсказуемым спокойствием повседневности и образом женщины. Однако Лев Николаевич демонстрирует, что в периоды наивысшего напряжения человеческих сил, в ситуации, например, войны, маскулинные и феминные черты смешиваются в одной личности. Поэтому женщины в романе кроткие и терпеливые, но, в то же время, сильные духом, способные на смелые и отчаянные поступки.

Наташа Ростова

Юная графиня Ростова – фаворитка писателя. Это чувствуется в нежности, с которой создатель «Войны и мира» подходит к выписыванию образа героини. Читатель становится свидетелем перемен, происходящих с Наташей по мере развития событий романа. Кое-что в младшей Ростовой остается неизменным: стремление любить, преданность, искренность и простота, причудливо сочетающаяся с утонченностью натуры.

В начале повествования графиня предстает ребенком. Наташе 13-14 лет, мы кое-что знаем из предыстории девочки. Первая детская любовь Наташи – Борис Друбецкой, который жил по соседству с поместьем Ростовых. Борис в дальнейшем покинет отчий дом, чтобы служить под началом Кутузова. Тема любви будет и дальше занимать существенное место в жизни Наташи.


Читатель впервые встречается с юной графиней в доме Ростовых. Эпизод – именины старшей графини и младшей дочери – обе Наташи. Младшая Ростова ведет себя кокетливо и немного капризно, ведь понимает, что милому ребенку в этот день позволено все. Родители любят дочь. В семье Ростовых царит покой, атмосфера гостеприимства и дружелюбия.

Далее на глазах читателей Наташа превращается в девушку, которая взрослеет, формирует мировоззрение и картину мира, изучая свою пробуждающуюся чувственность. Из маленькой, бойкой, некрасивой, постоянно смеющейся, большеротой девчушки вдруг вырастает взрослая, романтичная и утонченная девушка. Сердце Наташи готово открыться для больших чувств. В это время графиня встречает князя Болконского, который потерял жену и пережил духовный кризис после военных событий. Князь Андрея, который, казалось бы, – прямая противоположность младшей графине Ростовой, делает девушке предложение. Решение князя сопровождается внутренней борьбой и сомнениями в Наташе.

Наташа не изображена идеальной: девушке не чужды ошибки, легкомысленные поступки, то, что можно назвать человечностью. Ростова – влюбчивая и ветреная. По настоянию отца, Андрей Болконский отстрочил помолвку с Наташей на год, но девушка не прошла испытание, увлекшись красавцем, но ловеласом Анатолем Курагиным. Предательство Анатоля Ростова переживает тяжело, даже пытаясь покончить с собой. Но музыка, тяга к искусству помогают Наташе выстоять под ветром жизненных трудностей.

После войны с Наполеоном, Наташа снова встречает старого друга детства – Пьера Безухова. Ростова видит в Пьере чистоту. В одном из диалогов романа Безухов, вернувшийся с войны, побывавший в плену, переосмысливший жизнь, сравнивается с человеком, искупанным в бане. В отношениях с Пьером Наташа выказывает совершенно отличные черты от юношеского образа: теперь это женщина, зрелая, уверенная в своих чувствах, преданная мать и жена, серьезная, но по-прежнему нуждающаяся в любви.

Отдельный акцент следует сделать на патриотизме Наташи. Во время отступления из Москвы девушка настояла, чтобы повозки, на которых перевозился семейный скарб, освободили для раненых. Жертвуя имуществом, Наташа демонстрирует понимание ценности жизни простого солдата. Этот образ напоминает историю о том, как дочери последнего российского императора, во время Первой мировой войны, работали в госпитале обычными медицинскими сестрами, меняя повязки больным и раненым военным.

Наташа полнится страстью к жизни, это очаровательная, легкая, жизнерадостная девушка. Ростовой удается сохранить эту легкость даже во время заботы об умирающем князе Андрее. Несмотря на прошлое, Наташа самоотверженно ухаживает за тяжело раненым Болконским: князь умирает на руках у бывшей невесты.

Старшая княгиня Ростова

Наталья, мать Наташи Ростовой, описана женщиной мудрой и зрелой. Героине, матери семейства, положено быть строгой. На самом деле, женщина добрая и любящая, лишь притворно демонстрирующая сердитость на капризных детей – в воспитательных целях.

Для Ростовых характерно не проводить нравственную черту между собой и простолюдинами. Это сочетается с либеральными тенденциями, господствовавшими среди дворян в то время. Вопреки принятым правилам хорошего тона, старшая Ростова – сострадательная натура, стремящаяся помочь друзьям и знакомым, находящимся в нужде.

На первый взгляд, Наталья Ростова предоставляет детям полную свободу выбора. Но, если присмотреться повнимательнее, графиня, как мать, беспокоится о будущем детей. Наталья старается отвадить Бориса Друбецкого от младшей дочери, заботиться, чтобы Николай сделал выгодную партию. Для этого Наталья не позволяет сыну женится на его возлюбленной – Софье. Девушка приходилась Николаю Ростову родственницей, но не имела за собой ни гроша, что смущало мать юноши. Образ старшей графини Ростовой – это выражение чистой и всепоглощающей материнской любви.

Вера Ростова

Образ сестры Наташи – Веры – находится на карте персонажей «Войны и мира» немного в стороне. Красота Веры угнетается холодностью натуры девушки. Лев Толстой подчеркивает, что Наташа при некрасивости черт лица, создавала впечатление очень симпатичной особы. Этот эффект достигался за счет красоты внутреннего мира. Вера, напротив, была симпатична внешне, но внутренний мир девушки был далек от совершенства.

Вера описана барышней некомпанейской, замкнутой. Лицо девушки порой становилось даже неприятным. Вера – натура эгоистичная и сконцентрированная на собственной персоне, поэтому компания младших братьев и сестры Вере не нравилась.

Черта характера Веры Ростовой – погруженность в себя, что отличало девушку от остальной родни, которым скорее свойственно искреннее отношение к окружающим. Вера становится женой некоего полковника Берга: эта партия очень подходит девушке по характеру.

Лиза Болконская

Жена князя Андрея. Потомственная аристократка, происходившая из влиятельной дворянской семьи. Например, Лев Николаевич пишет, что сам Кутузов приходился девушке дядей. В девичестве героиню звали Лиза Мейнен, но читателю ничего не сообщается о детстве, родителях и юношеской жизни Лизы. Мы знаем этого персонажа лишь по «взрослой жизни».

Отношения Лизы с Болконскими – нейтральные. Лиза предстает миниатюрной, легкой и веселой девушкой, уравновешивающей трудный характер князя Андрея. Однако Болконского утомляет компания жены. В порыве душевного смятения князь уезжает на войну. Беременная Лиза ожидает возвращения мужа. Но супружескому счастью не суждено было сбыться, так как в день приезда Андрея Лиза умирает при родах. Трагично, что, возвращаясь, Андрей твердо решил попробовать начать отношения с женой с чистого листа. Смерть Лизы расстраивает Болконского: князь надолго впадает в состояние мрачности и депрессии.

Жизнерадостная Лиза нравится всем гостям, приходившим в дом к Болконским. Однако отношения с мужем складываются не самым лучшим образом. До брака между будущими супругами царила романтика, но в процессе семейной жизни приходит разочарование. Лиза и Андрея не соединены общим взглядом на жизнь или общими целями: супруги живут словно по отдельности. Лиза – это большой ребенок. Женщина капризна, немного взбалмошна, для княгини не характерна наблюдательность. В целом, княгиня добра и искренна.

Марья Болконская

Сестра князя Андрея Болконского – девушка милосердная и глубокая. Первое впечатление о княжне Марье – то, что это страдающая от собственной непривлекательности несчастная девушка, грустная и замкнутая. Княжна, между тем, добра и заботливо, преданно ухаживающая за умирающим отцом, который всегда был с дочерью подчеркнуто груб и деспотичен.

Марью отличает ум и мудрость, зрелость, приобретенная в изолированной жизни. Девушку украшают глаза, которые фокусируют на себе все внимание – так, что некрасивость княжны становится незаметной. Уникальность образа Марья Болконской требует внимания к душевной жизни девушки. Постепенно читатель видит, насколько сильна натура героини, крепок ее характер. Марья защищает поместье от разграбления французами, хоронит отца.

Мечты девушки, между тем, – простые, но недостижимые. Марья хочет семейной жизни, тепла, детей. Княжна описана довольно взрослой девушкой, которой уже пора выйти замуж. Анатоль Курагин кажется Болконской подходящим по статусу кандидатом. Но позже княжна узнает, что избранник женат. Из-за сочувствия к несчастной женщине – жене Анатоля – Марья отказывается от замужества. Впрочем, семейное счастье все же ждет девушку: княжна выйдет замуж за Николая Ростова. Брак с Николаем – выгоден обоим: для семейства Ростовых это спасение от нищеты, для княжны Болконской – это спасение от одинокой жизни.

Марья не симпатизирует Наташе. Отношения между девушками налаживаются после смерти князя Андрея. Самоотверженность Наташи, проявленная во время ранения брата, помогла княжне изменить мнение о Ростовой.

Элен Курагин

Елена Васильевна Курагина – красивая княжна, которая стала первой женой Пьера Безухова. Княжна была похожа на античную статую, а лицо девушки оживляли глубокие, черные глаза. Элен хорошо разбиралась в моде и слыла любительницей платьев и драгоценностей. Наряды княжны всегда отличались излишней откровенностью, обнаженными плечами и спиной. О возрасте Элен читателю ничего не сообщается. Но манеры героины – поистине аристократичны и величавы.

Выпускница Смольного института благородных девиц, Элен выказывала спокойствие характера, выдержку, воспитание, достойное настоящей светской леди. Для героини характерна общительность, любовь к шумным приемам, которые Элен устраивала дома, принимая у себя «весь Петербург».

Внешность Элен, внимание к своей красоте, улыбке и обнаженным плечам характеризует бездушность девушки, зацикленность исключительно на телесности. Элен – глупая женщина, не отличающаяся умом и высокими нравственными качествами. Между тем, княжна умеет себя подать, потому у окружающих сложилась иллюзия об уме Элен. Подлость, бессердечность, пустота – вот, что отличает девушку. В нравственном отношении она недалеко ушла от брата – Анатоля.

Повествование развертывается так, что писатель демонстрирует склонность Элен к разврату, лицемерию, обману. Княжна оказывается грубой и вульгарной женщиной, но целеустремленной: Курагина получает то, что хочет.

Элен заводит многочисленные романы на стороне и даже принимает католическую веру, чтобы развестись с Пьером Безуховым и повторно выйти замуж. В итоге Курагина умирает очень молодой от болезни, предположительно венерического характера.

В романе Толстого «Война и мир» огромное количество интереснейших женских образов. Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью его излюбленного приема — противопоставления внутреннего и внешнего.

Перед вами сочинение на тему «Женские образы в романе Л.Н. Толстого ВОЙНА И МИР» для 10 класса. Надеюсь, сочинение поможет вам подготовится к уроку русской литературы.

Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

В знаменитом романе Л.Н. Толстого изображено множество человеческих судеб, разных характеров, плохих и хороших. Именно противопоставление добра и зла, нравственности и безрассудства лежит в основе романа Толстого. В центре повествования находятся судьбы любимых героев писателя — Пьера Безухова и Андрея Болконского, Наташи и Марьи Болконской. Всех их объединяет чувство добра и красоты, они ищут свой путь в мире, стремятся к счастью и любви.

Но, конечно, у женщин есть свое особое предназначение, данное самой природой, она прежде всего мать, жена. Для Толстого это бесспорно. Мир семьи — это основа человеческого общества, и хозяйка в нем — женщина. Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью его любимого приема -противопоставления внутреннего и внешнего образа человека.

Мы видим некрасивость княжны Марьи, но «прекрасные, лучистые глаза » освещают это лицо удивительным светом. Полюбив Николая Ростова, княжна в минуту встречи с ним преображается так, что мадемуазель почти не узнает ее: в голосе появляются «грудные, женские ноты «, в движениях — грация и достоинство.

«В первый раз вся та чистая духовная работа, которую она жила до сих пор, выступила наружу » и сделала лицо героини прекрасным.

Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем и у Наташи Ростовой. Вечно изменчивая, в движении, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг, Наташа может «распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною», «зареветь, как ребенок», «только от того, что Соня плакала ”, она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик — отражение богатейшего мира ее чувств.

В отличие от любимых героинь Толстого — Наташи Ростовой и княжны Марьи, Элен - это воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее «однообразную ”, «неизменяющуюся » улыбку и “античную красоту тела «. Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Недаром автор совсем не упоминает о ее тазах, которые, напротив, у положительных героинь всегда привлекают наше внимание. Элен хороша внешне, но она является олицетворением безнравственности и порочности. Для красавицы Элен брак - это путь к обогащению. Она изменяет мужу постоянно, животное начало преобладает в ее натуре. Пьера, ее мужа, поражает ее внутренняя грубость. Элен бездетна. «Я не такая дура, чтобы иметь детей «, — произносит она кощунственные слова. Не будучи разведенной, она решает проблему, за кого ей выйти замуж, не в состоянии выбрать одного из двух ее поклонников. Загадочная смерть Элен связана с тем, что она запуталась в собственных интригах. Такова эта героиня, ее отношение к таинству брака, к обязанностям женщины. А ведь для Толстого, это самое важное в оценке героинь романа.

Княжна Марья и Наташа становятся прекрасными женами. Не все доступно Наташе в интеллектуальной жизни Пьера, но душой она понимает его поступки, помогает мужу во всем. Княжна Марья пленяет Николая духовным богатством, которое не дано его несложной натуре. Под влиянием жены смягчается его необузданный нрав, впервые он осознает свою грубость по отношению к мужикам. Марья не понимает хозяйственных забот Николая, даже ревнует к ним мужа. Но гармония семейной жизни и заключается в том, что муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляют одно целое. Временное непонимание, легкие конфликты разрешаются здесь примирением.

Марья и Наташа — прекрасные матери, но Наташа больше хлопочет о здоровье детей (Толстой показывает, как она занимается младшим сыном). Марья же удивительно проникает в характер ребенка, заботится о духовном и нравственном воспитании. Мы видим, что героини схожи в главных, самых ценных для автора качествах, — им дана способность тонко чувствовать настроение близких людей, разделить чужое горе, они самоотверженно любят свою семью. Очень важное качество Наташи и Марьи — естественность, безыскусственность. Они не способны играть роль, не зависят от постороннего взгляда, могут нарушить этикет. На своем первом балу Наташа выделяется именно непосредственностью, искренностью в проявлении чувств. Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться отчужденно-вежливо. Она сидит, горько задумавшись, потом плачет, и Николай, сочувствуя ей, выходит за рамки светского разговора. Как всегда, у Толстого окончательно все решает взгляд, выражающий чувства свободнее, чем слова: «и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным «.

В своем романе «Война и мир» писатель передает нам свою любовь к жизни, которая предстает во всей прелести и полноте. И, рассматривая женские образы романа, мы еще раз убеждаемся в этом.