Фольклор — система систем. Как и литература, он де-лится на поэтические роды: эпос, лирику, драму. Роды делятся на виды (песня, сказка, несказочная проза и др.), а виды — на жанры. Некоторые жанры обладают комбинацией признаков разных родов (лироэпические песни). Если в основу классифи-кации положить способ бытования произведений, то фольклор будет разделен на обрядовый и внеобрядовый. По признаку объе-ма выделяются малые жанры.

Жанр — основная единица изучения фольклора. Каждый жанр — это типовая структурная модель, обладающая способностью реализовывать определенную жизненную установку. В устной народной поэтической тради-ции жанры взаимосвязаны и взаимодействуют.

Многие жанры универсальны (например: пословицы, загад-ки, сказки, предания, эпические песни). Будучи совершенными формами художественного освоения действительности, они жили на протяжении веков в фольклоре разных народов.

Фольклор развивался в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа и его сознании. Многие элементы фольклора менялись, перерабатывались, трансформировались. Происходила постепенная замена устаревшей системы жанров новой художественной системой.

Русский фольклор имеет свою историю. Его корни уходят в древнеславянский период, а затем — во времена единой древне-русской народности. Феодальная эпоха привела к расцвету клас-сического фольклора. Позже появился городской фольклор, фольклор промышленных рабочих и проч.

Раннетрадиционный фольклор, классический фольклор, позднетрадиционный фольклор — художественные системы, ис-торически сменявшие одна другую.

Фольклорные жанры:

I. Раннетрадиционный фольклор (трудовые песни, гадания, заговоры).

II. Классический фольклор :

1. Обрядовое.

2. Необрядовое:

а) Прозаические жанры (сказка, предание, легенда, быличка);

б) Стихотворные жанры (былина, историческая песня, баллада);

в) Детский фольклор (прибаутка, дразнилка, пестушка, потешка, поддевка, считалка и т.д.);

г) Малые жанры (пословица, поговорка, примета, проклятье, скороговорка и т.д.).

III. Позднетрадиционный фольклор : (частушки, поэзия ВОВ, рабочий фольклор).

Основы художественной образности устного народного твор-чества сложились в доисторический период, когда одновремен-но с языком (человеческой речью) появился раннетрадиционный фольклор.

Раннетрадиционный фольклор — это совокупность древних родов и видов фольклора, архаичная система, предшествовав-шая образованию собственно художественного творчества народа.

Вопрос о ранних стадиях развития фольклора не может рас-сматриваться на материале только одного народа. Необходимо учитывать древнее родство близких народов (например, славян), а также универсальные, типологические законы развития обще-ства и культуры, которые действовали повсеместно.


Исследователи раннетрадиционного фольклора обращаются к данным истории и языка. Они проводят наблюдения над жизнью и культурой этносов, задержавшихся в своем развитии, а также над пережитками первобытной культуры в фольклоре цивили-зованных народов. Такой подход называется ретроспективным.

Трудовые песни.

В происхождении и развитии фольклора огромную роль иг-рала трудовая деятельность.

Во время трудовых процессов, требовавших постоянных рит-мических усилий, уже в глубокой древности зародились трудо-вые песни. Они известны у всех народов и исполнялись при подымании тяжестей, забивании свай, вспахивании поля, водочерпании, ручном помоле зерна, выделке льна, во время гребли и проч. Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной. Песни содержали команды к одновременному действию. Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда.

В русском фольклоре сохранились и дошли до нашего време-ни отголоски древних трудовых песен, не утратившие своих про-изводственных функций. Это так называемые "дубинушки" — припевы в бурлацких песнях, исполнявшихся на Каме, Дону и в особенности на Волге. Их пели бурлаки, носильщики, лодочни-ки, грузчики. В зависимости от вида труда, его ритма, создавал-ся ритмический рисунок припева.

Гадания. Заговоры.

Приметы, гадания, колдовство, заговоры известны у всех на-родов. В их основе лежит мифическое восприятие мира, прида-вавшее окружающему особый, сокровенный смысл. В древнос-ти они были основаны на образном, метафорическом мышле-нии, уподоблении по аналогиям. Поразительна живучесть этих явлений: суеверия и колдовство, особенно в модернизирован-ном обличье, существуют и в наши дни.

Гадание — средство распознания будущего. Гадающий не пытается влиять на естественный ход событий, а лишь стремит-ся проникнуть в скрытые тайны. Чтобы распознать будущее, следовало обратиться к нечистой силе,поэтому гадание осозна-валось как грешное и опасное занятие (к примеру, гадающие снимали с себя кресты).

Для гаданий избирались места, где, по представлению народа, можно было вступить в контакт с обита-телями "иного мира" (перекресток, баня, кладбище и проч.), а также такое время суток, в которое этот контакт был наиболее вероятен (вечер, полночь, до первых петухов). Тем не менее в гадания проникли и христианские образы.

Гадая, люди стремились получить ответ на тот или иной важ-ный для них вопрос: о здоровье, об урожае и приплоде скота, о судьбе ушедшего на войну... Наиболее многочисленны были га-дания девушек о предстоящем замужестве.

Наиболее развитыми в художественном отношении были свя-точные подблюдные гадания — коллективные гадания о буду-щем. В них первостепенную роль играла символика специаль-ных подблюдных песен.

Название "подблюдные" произошло от типа гаданий. Собрав-шись в какой-либо избе, участники (чаще всего девушки) брали блюдо (чашу), клали в него, снимая с себя, кольца или другие мелкие предметы, наливали в блюдо воду и покрывали платком. (Известна также разновидность этого обряда без воды.)

Хором исполнялись песни — поэтические предсказания, а кто-либо, не глядя, вынимал из блюда положенные туда предметы. Снача-ла воздавали честь хлебу и лишь затем пели другие песни. Они могли предвещать богатство, свадьбу, продолжение девичества, несчастье, смерть. Чью вещь вынимали, к тому и относилось предсказание. Число песен зависело от числа гадающих.

Русские святочные гадания на курах. 1858. Лубок

Заговор (или заклинание) — произведение магического харак-тера, произносимое с целью воздействия на окружающий мир, его явления и объекты, чтобы получить желаемый результат. За-говоры — составная часть колдовства. Произнесение заговора часто сопровождалось действиями с водой, огнем, различными пред-метами и проч., а также крестным знамением. Произнося лечебные заговоры (например, в бане), больному давали настои целебных трав, сплевывали, применяли массаж, элементы гипноза.

Заговоры передавались от старшего к младшему, чаще по род-ственникам. Существовало убеждение в том, что колдуны долж-ны перед смертью обязательно избавиться от своих знаний и что они могли это сделать обманом (для этого им достаточно было притронуться к другому человеку).

Верили также, что текст заговора изменять нельзя, иначе ос-лабнет его сила. Поэтому, не надеясь на память, заговоры зано-сили в тетрадки. Сложилась даже письменная форма их бытова-ния. Однако, несмотря на это, заговоры, как всякое фольклор-ное явление, были подвержены вариативности.

Классический фольклор — богатая система развитых, художе-ственно полноценных жанров. Она продуктивно функционировала в течение веков, была тесно связана с феодальным бытом и патри-архальным сознанием народа.

Произведения классического фольклора принято делить на об-рядовые и необрядовые.

Обрядовый фольклорсоставляли словесно-музыкальные, дра-матические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов.

Необрядовый фольклор.

В устной прозе выделяются два больших раздела: сказки и несказочная проза . В основе их разграничения лежит разное от-ношение самого народа к сказкам как выдумке и "событиям" как правде. С точки зрения народа, сказки не имеют иной цели, как действовать на фантазию. Они поражают, удивляют, раду-ют, бывают интересны своими необычными юмористическими ситуациями.

Предание — это рассказ о прошлом, иногда очень отдален-ном. Предание изображает действительность в обыденных фор-мах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда даже фантастика. Основное назначение преданий — сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным ис-точником для летописцев. В большом количестве предания бы-туют в устной традиции и в наши дни.

Предания — это "устная летопись", жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Само слово "пре-дание" означает "передавать, сохранять". Для преданий харак-терны ссылки на старых людей, предков. События преданий кон-центрируются вокруг исторических деятелей, которые незави-симо от своего социального положения (будь то царь или пред-водитель крестьянского восстания) предстают чаще всего в иде-альном свете.

Любое предание исторично в своей основе, потому что толч-ком к его созданию всегда служит подлинный факт: война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт, крупное строи-тельство, венчание на царство и проч. Вместе с тем предание не тождественно реальности. Как фольклорный жанр оно имеет право на художественный вымысел, предлагает собственную интерпретацию истории. Сюжетный вымысел возникает на ос-нове исторического факта (например, после пребывания в дан-ном пункте героя предания). Вымысел не противоречит истори-ческой правде, а, напротив, способствует ее выявлению.

Легенды — это прозаические произведения, в которых фан-тастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей (племена, пароды, отдельные личности); со сверхъестествен-ными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). Основные функции легенд — объяснительная и нравоучительная. Ле-генды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы.

Народные демонологические рассказы — это суеверные по-вествования, связанные с персонажами из разряда низшей мифологии.

Языческое мироощущение крестьян середины XIX в. запечатлел И. А. Гончаров. Он писал: "В Обломовке верили всему: и оборотням, и мерт-вецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, — они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида — ведь-ма, они будут бояться и барана и Марфы: им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, — таксильна вера в чудесное в Обломовке!"

В науке демонологические рассказы впервые были названы былинками - т.е. неболь-шими рассказами о леших, домовых, чертях и чертовках, полуверицах, колдунах, — одним словом, о представителях темной, нечистой силы.

Демонологические рассказы обращены к настоящему, слу-чившееся в них — невероятно, рассказчик испытывает чувство страха. Главная цель, преследуемая быличкой или бывальщи-ной, — убедить слушателей в истинности сообщаемого, эмоци-онально воздействовать на них, внушить страх перед демони-ческим существом. Сюжеты быличек и бывалыцин обычно не-большого размера, одномотивные. Персонажи — человек и де-моническое существо. Большой популярностью пользовался черт (дьявол) — универсальный образ, обозначающий любую "нечи-стую силу". Разные персонажи быличек могли именоваться чер-тями.

Характерны время, место события, образ демонического существа (его портрет и поведение). Демоны появляются в "нечистое", пограничное время года и суток: на святки, в купальскую ночь, в полдень, в полночь, перед рассветом, после заката солнца. Все происходит в сумерках, бес-просветной ночью, в тумане, при свете месяца...

Человек встречается с ними там, где они пребывают: как правило, в пустынных и опасных мес-тах. Это пустоши, лесные дебри, болота; перекрестки и росстани безлюд-ных дорог; пещеры, ямы, водоемы, особенно омуты (например, у мель-ниц), водовороты; колодцы, даже сосуды с водой. Демоны обитают на деревьях (березах и вербах, в орешнике); в подпольях и на чердаках, в заброшенных домах, в банях, овинах, хлевах; и даже в избе — под печью или за нею.

Былины — это эпические песни, в которых воспеты герои-ческие события или отдельные эпизоды древней русской исто-рии. В своем первоначальном виде былины оформились и раз-вились в период ранней русской государственности (в Киевской Руси), выразив национальное сознание восточных славян. (о Владимире Святославовиче, Владимире Мономахе, Добрыне, Садко, Александре Поповиче, Илье Муромце и т.д.)

Исторические песни — это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возни-кали по поводу важных явлений в истории народа — таких, ко-торые производили глубокое впечатление на участников и сохранялись в памяти последующих поколений. (Песни об Иване Грозном, о «Смутном времени», о Степане Разине, о Петровском времени, о Пугачёвском восстании, об Отечественной войне 1812 г.)

Народные баллады — это лироэпические песни о трагичес-ком событии. Балладам свойственна личная, семейно-бытовая тематика. Идейная направленность баллад связана с народной гуманистической моралью. В центре баллад находятся нравствен-ные проблемы: любовь и ненависть, верность и измена, преступление и раскаяние.

Позднетрадиционный фольклор — это совокупность произ-ведений разных жанров и различной направленности, создававшихся в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и другой среде со времени начала развития промышленности, роста го-родов, распада феодальной деревни.

Для позднетрадиционного фольклора характерно меньшее количество произведений и в целом менее высокий художествен-ный уровень по сравнению с фольклором классическим — куль-турой богатой, развитой, многовековой, порожденной феодаль-ным бытом и патриархальным мировоззрением.

Позднетрадииионный фольклор отличает сложное перепле-тение нового со старым. В деревенском репертуаре происходила трансформация классических жанров, которые начинали испы-тывать влияние литературной поэтики. Свою жизнеспособность показали пословицы и поговорки, анекдотические сказки, на-родные песни литературного происхождения, детский фольк-лор .

Старинная протяжная песня была сильно потеснена город-скими "жестокими романсами ", а также быстро и широко рас-пространившейся частушкой . Вместе с тем постепенно забыва-лись былины, старые исторические песни, старые баллады и духовные стихи, волшебные сказки. Народные обряды и сопро-вождавшая их поэзия со временем утратили свое утилитарно-магическое значение, особенно в городских условиях.

С конца XVIII в. в России появились первые государствен-ные заводы и крепостные мануфактуры, на которых трудились вольнонаемные рабочие из обнищавших крестьян, каторжан, беспаспортных бродяг и т. п. В этой пестрой среде возникли произведения, положившие начало новому явлению — фольк-лору рабочих . По мере развития капитализма и роста пролета-риата расширялась тематика, увеличивалось количество произ-ведений устного творчества рабочих, для которого было харак-терно влияние книжной поэзии.

Зарождение рабочего класса, слоя мастеровых людей обусловило формирование новой ветви в фольклорном творчестве, которая с течением времени становится заметным и специфическим явлением.

От крестьянского фольклора это творчество унаследовало наиболее демократические, ценные в социально-нравственном и эстетическом отношениях, отвечающие духу времени и потребностям "своего" класса традиции, опыт, формы, репертуар.

Происходило их критическое переосмысление с учетом запросов рабочего класса, его положения, как это видно на примере русских народных песен, бытовавших в России во второй половине XIX — начале XX в.

На первом этапе зарождающиеся песни рабочих питались традициями крестьянских фольклорных песен социального протеста, песен литературного происхождения, декабристских, народнических песен. Крестьянская песня нередко служила сюжетно-образной основой для создания остросоциальных песен рабочих.

Рабочая песня, городской романс, сформировавшиеся к тому времени в самостоятельную ветвь творчества, стали активно распространяться и среди крестьян, в свою очередь влияя на развитие новых форм крестьянского фольклора.

Обретение рабочим фольклором своих самобытных очертаний, заимствование из других сфер творчества различных элементов и их переработка представляют собой полный драматизма процесс. Он сопряжен и с отрицанием крестьянского фольклора, и в известном смысле с его жанровой переработкой, обновлением, упрощением.

Разрушение патриархального уклада жизни, особенно бурно начавшееся со второй половины XIX в. — со времени отмены крепостного права и капитализации России, принципиально изменило ситуацию в традиционном творчестве. Фольклор постепенно переходил на иные позиции в культурной среде. Фольклор XX столетия — это лишь одна парадигма культурного развития со всеми вытекающими отсюда кардинальными изменениями основ его бытования.

Малые жанры фольклора - это небольшие по объему произведения. Некоторые исследователи дают им определение детский фольклор, поскольку такие произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Подробнее о каждом из них.

Пестушки

Пестушка - происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.

Например, когда ребенок учится ходить, то ему приговаривают:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, Топ, Топ,

Топ, Топ, Топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, Топ, Топ,

Топ, Топ, Топ.

Потешка

Следующим жанром является потешка .

Потешка - это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой - физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу. Самые известные из них: Ладушки,Сорока.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

А что ели? Кашку!

А что пили? Бражку!

Кашка масленька!

Бражка сладенька!

(Бабушка добренька!)

Попили, поели, ш-у-у-у...

Шуууу!!! (Домой) Полетели!

На головку сели! ("Ладушки" запели)

Сорока!

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона,

Деткам отдала.

(загибают пальчики)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Зачем дров не пилил?

Зачем воду не носил?

Прибаутка

Прибаутка (от слова баять - то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, веселая история, которая рассказывает мама своему ребенку,

Например

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

Пословицы

Пословицы - малые формы народного поэтического творчества, облаченные в краткие изречения, несущие обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Хлеб-всему голова.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Семеро одного не ждут.

Сытый голодному не товарищ.

Игры

Для игр были специальные песни.

Игры могли быть:

Целовальные

Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодого парня и девушки).

Обрядовые

Такие песни были свойственны какому-либо обряду, празднику. Примером может быть масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнование на ловкость и силу).

Сезонные

Такие игры особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. К примеру игры «Согревалки». Ведущий показывает движения, а остальные повторяют. Такие же игры были, как и «ручеек» или «воротики».

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

Пойди, Утица, домой,

Пойди, Серая, домой,

У тя семеро детей,

А восьмой Селезень,

А девятая сама,

Поцелуй разок меня!

Заклички

Следующий вид малого жанра фольклора - это заклички . Один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, тепла и солнца, на зиму сетуют и жалуются.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима наскучила,

Руки, ноги отморозила.

Считалки

В детстве перед началом какой-либо игры, мы с вами рассчитывались. В этом нам помогали считалки. Считалки - это одна из форм жеребьевки, небольшой стишок, с помощью которой определяют ведущего. Считалка - это очень важный элемент, который помогает детям избежать ссоры и установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалок очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Скороговорки

Фраза, построенная на сочетании звуков, которая затрудняет произношение слов. Скороговорки еще называют чистоговорками. Очень часто их используют для развития дикции и речи. Скороговорки бывают рифмованными и не рифмованными.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадки

Роль загадок трудно переоценить. Загадки заставляют детей задуматься, поискать ассоциации. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожести черт:

«Висит груша - нельзя скушать».

Загадка может представить собой и простое описание предмета, например, «Два конца-два кольца, а посередине гвоздик». Загадка сочетает в себе черты и народной забавы, и испытание на смекалку, и сообразительность.

Устное народное творчество существовало еще и в дописьменную эпоху. Произведения фольклора передавались устно. Запоминали их как правило со слуха. Малые жанры фольклора с самого рождения сопровождают нас, они способствуют развитию ребенка.

Это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор , поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу .

Примеры

«Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил?
- Зачем воду не носил?

« » (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу!!! (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели!!!

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Поучают чему-то.

Дорога ложка к обеду.
Волка бояться-в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь - соломки бы подстелил.
Мягко стелешь, да жёстко спать.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Пчела мала, но и та работает.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.

    целовальные . Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);

    обрядовые . Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);

    сезонные . Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и « ».

Пример целовальной игры:

Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре « ». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка - элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют « », поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека - цап!

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка , как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша - нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же - смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне, Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнут, Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун.
В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата. Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка. Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства - определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет - богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное - овладевать средством человеческого общения - речью. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития. Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с песенок, потешек.

Тема устного народного творчества в русской литературе необычайно многообразна, существуют многочисленные жанры и виды фольклора. Все они сформировались постепенно, в результате жизни и творческой активности народа, проявляемой на протяжении нескольких сотен лет. В настоящее время существуют специфические виды фольклора в литературе. Устное народное творчество является тем уникальным пластом знаний, на основе которого были построены тысячи классических произведений.

Трактовка термина

Фольклор - это устное народное творчество, наделенное идейной глубиной, высокохудожественными качествами, к нему относят все поэтические, прозаические жанры, обычаи и традиции, сопровождаемые словесным художественным творчеством. Фольклорные жанры классифицируют по-разному, но в основном выделяют несколько жанровых групп:

  1. Трудовые песни - сформировались в процессе работы, например, посева, вспашки, сенокоса. Представляют собой разнообразные выкрики, сигналы, напевы, напутствия, песенки.
  2. Календарный фольклор - заговоры, приметы.
  3. Свадебный фольклор.
  4. Похоронные причитания, рекрутские причеты.
  5. Необрядовый фольклор - это малые фольклорные жанры, пословицы, побасенки, приметы и поговорки.
  6. Устная проза - предания, легенды, былички и бывальщины.
  7. Детский фольклор - пестушки, потешки, колыбельные.
  8. Песенный эпос (героический) - былины, стихи, песни (исторические, военные, духовные).
  9. Художественное творчество - волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки.
  10. Фольклорный театр - раек, вертеп, ряжения, представления с куклами.

Рассмотрим самые распространенные виды народного фольклора более детально.

Трудовые песни

Это песенный жанр, отличительная черта которого - обязательное сопровождение трудового процесса. Трудовые песни - способ организации коллективной, общественной работы, задающий ритм при помощи простой мелодии и текста. Например: «Ух, потянем-ка дружнее, чтобы стало веселее». Такие песни помогали начать и закончить работу, сплочали рабочую дружину и были духовными помощниками в тяжелом физическом труде народа.

Календарный фольклор

Этот вид устного народного творчества относится к обрядовым традициям календарного цикла. Жизнь крестьянина, работающего на земле, неразрывно связана с погодными условиями. Именно поэтому появилось огромное количество обрядов, которые совершались для привлечения удачи, благополучия, большого приплода скота, удачного земледелия и пр. Самыми почитаемыми праздниками календаря считались Рождество, Масленица, Пасха, Крещение и Троица. Каждое празднование сопровождалось песнями, закличками, заговорами и обрядовыми действиями. Вспомним знаменитый обычай петь песни Коляде в ночь перед рождеством: «Стужа - это не беда, в дом стучится Коляда. Рождество в дом вот идет, много радости несет».

Свадебный фольклор

В каждом отдельном месте существовали свои виды народного фольклора, но в основном это были причитания, приговоры и песни. Свадебный фольклор включает в себя песенные жанры, которые сопровождали три основных обряда: сватовство, прощание родителей с невестой и свадебное торжество. Например: «Ваш товар, наш купец, просто чудо молодец!» Ритуал передачи невесты жениху был очень красочным и всегда сопровождался как протяжными, так и короткими веселыми песнями. На самой свадьбе песни не прекращались, в них оплакивали холостую жизнь, желали любви и семейного благополучия.

Необрядовый фольклор (малые жанры)

К этой группе устного народного творчества относят все виды малых жанров фольклора. Однако такая классификация неоднозначна. Например, многие из видов относятся к детскому фольклору, такие как пестушки, колыбельные, загадки, потешки, дразнилки и пр. При этом, некоторые исследователи разделяют все фольклорные жанры на две группы: календарно-обрядовые и необрядовые.

Рассмотрим самые популярные виды малых жанров фольклора.

Пословица - ритмизированное выражение, мудрое изречение, которое несет обобщенную мысль и имеет вывод.

Приметы - краткий стих или выражение, рассказывающее о тех признаках, которые помогут предсказать природные явления, погоду.

Поговорка - словосочетание, часто с юмористическим уклоном, освещающее явление жизни, ситуацию.

Приговорка - небольшой стих-обращение к явлениям природы, живым существам, окружающим предметам.

Скороговорка - небольшая фраза, часто рифмованная, со сложными для произношения словами, предназначена для улучшения дикции.

Устная проза

К устной прозе относятся следующие виды русского фольклора.

Предания - рассказ об исторических событиях в народном пересказе. Героями преданий выступают воины, цари, князи и пр.

Легенды - мифы, эпические повествования о героических подвигах, людях, овеянных почестями и славой, как правило, этот жанр наделен пафосом.

Былички - небольшие рассказы, в которых повествуется о встрече героя с какой-либо «нечистью», реальные случаи из жизни рассказчика или его знакомых.

Бывальщины - краткое изложение реально случившегося когда-то и с кем-то, при этом рассказчик не является свидетелем

Детский фольклор

Данный жанр представлен самыми разными формами - стихотворными, песенными. Виды детского фольклора - то, что сопровождало ребенка с самого рождения до его взросления.

Пестушки -короткие стишки или песенки, сопровождающие самые первые дни новорожденного. При помощи них нянчили, пестовали детей, например: «Поет, поет соловушка, хорошенький, да пригоженький».

Потешки - небольшие напевные стихи, предназначенные для игры с малышами.

Потягушки, порастушки,

Роток - говорок,

Ручки - хватушки,

Ножки-ходушки.

Заклички - стихотворные, песенные обращения к природе, животным. Например: «Лето красное, приди, денечки теплы принеси».

Прибаутка - небольшое стихотворение-сказка, напеваемое ребенку, короткое повествование об окружающем мире.

Колыбельные - короткие песенки, которые напевают родители на ночь ребенку для убаюкивания.

Загадка - стихотворные или прозаические предложения, требующие разгадки.

Другие виды детского фольклора - это считалки, дразнилки и небылицы. Они необычайно популярны и в наше время.

Песенный эпос

Героический эпос демонстрирует древнейшие виды фольклора, он рассказывает о когда-то произошедших событиях в песенной форме.

Былина - старинная песня, рассказываемая в торжественном, но неторопливом стиле. Прославляет богатырей и повествует об их героических подвигах во благо государства, отечества русского. о Добрыне Никитыче, Вольге Буслаиваиче и др.

Исторические песни - некая трансформация былинного жанра, где стиль изложения менее красноречив, но сохранена стихотворная форма повествования. Например, «Песнь о вещем Олеге».

Художественное творчество

В данную группу вошли эпические и песенные жанры, созданные в духе народного, художественного творчества.

Сказка - краткое или длинное эпическое повествование, один из самых распространенных жанров устного народного творчества о вымышленных событиях, героях. Все это фольклор, виды сказок в нем встречаются следующие: волшебные, бытовые и отражают те представления о мире, добре, зле, жизни, смерти, природе, которые бытовали в народной среде. Например, добро всегда побеждает зло, а в мире существуют чудесные мифические создания.

Баллады - поэтические песни, жанр песенно-музыкального творчества.

Анекдоты - особый вид эпического повествования о комических ситуациях из жизни людей. Первоначально существовали не в том виде, в каком мы их знаем. Это были рассказы, законченные по смыслу.

Небылицы - краткое повествование о невозможных, невероятных событиях, то, что было выдумкой от начала до конца.

Частушка - небольшая песенка, обычно четверостишие с юмористическим содержанием, рассказывающее о событиях, казусных ситуациях.

Фольклорный театр

Уличные представления были очень распространены среди народа, сюжетами для них выступали различные жанры, но чаще всего драматического характера.

Вертеп - разновидность драматического произведения, предназначенная для уличного кукольного театра.

Раёк - разновидность картинного театра, приспособления в виде ящика со сменяющимися рисунками, рассказываемые истории при этом отражали устные виды фольклора.

Представленная классификация наиболее распространена среди исследователей. Однако стоит понимать, что виды русского фольклора взаимно дополняют друг друга, а порой не вписываются в общепринятую классификацию. Поэтому при изучении вопроса чаще всего используют упрощенный вариант, где выделяют всего 2 группы жанров - обрядовый и необрядовый фольклор.

Фольклор - народное творчество, в котором отображены взгляды людей, их моральные устои, особенности жизни. Он появился еще до возникновения письменной речи. Люди с давних времен сочиняют песни, сказки. Из поколения в поколение пересказываются легенды о богах, богатырях, походах и различных явлениях природы. За все время накопилось огромное количество различных произведений. По прошествии времени все примеры деятельности поэтов и писателей стал называться устным народным творчеством. Ученые систематизировали, определили состав каждого направления, дали произведениям научное название.

Формы фольклора

Выделяют две большие группы: малые и крупные жанры. К малым относится:

  • Колыбельная песня. Всегда применялась для убаюкивания и успокоения малыша.
  • Прибаутка. Короткая история в виде стиха, которую мама рассказывает ребенку.
  • Пословица. Сжатые изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание. Отличается от поговорки тем, что состоит из предложения, содержащего нравоучение.
  • Поговорка. Отображает какое-либо явление в жизни. Ее смысл всегда можно выразить другой фразой. Не является законченным предложением.
  • Считалка. Элемент игры, помогающий установить согласие к принятым правилам.
  • Скороговорка. Фраза, построенная на сочетании различных звуков таким образом, чтобы затруднить быстрое произношение.

К малым формам относят заклички, загадки, пестушки. Они предполагают небольшой объем фольклорных произведений, часто являются элементами педагогики. Многие из них позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию. Например, потешки предполагают одновременно с произносимой речью сделать массаж, физические упражнения. К наиболее знакомым относятся «Сорока-ворона», «Ладушки».

Придуманы песни и для игр, которые подразделяются на три большие группы: обрядовые, целованные, сезонные. Первые относятся к какому-либо празднику, например, масленичные гуляния. В целованные играли на вечерках, они предполагали в конце поцелуй парня и девушки. Сезонные распространены среди детей, например, «Согревалки», «Ручеек».

Детский фольклор

Одним из самых объемных считается детский фольклор. К нему относятся произведения, созданные взрослым для детей, а также сочиненные сами детьми. Структура детской литературы не отличается от взрослой. Многие жанры отображают жизнь и труд старших, поэтому в данном направлении наиболее полно озвучиваются моральные установки народа, его национальные черты.

Среди примеров есть поэзия пестования или материнская поэзия. К ней относятся сказки, песни, прибаутки, созданные для малышей. Вторая часть - произведения для детей старшего и среднего возраста. Это:

  • дразнилки;
  • шуточные или игровые песни;
  • загадки;
  • страшилки;
  • мирилки.

Практически все они отличаются своей ритмичностью. Особенностью многих произведений является сочетание художественного текста с игрой, наличие дидактической функции. Можно в них узнать познавательную, эстетическую и этическую функции.

Детский фольклор является частью народной педагогики. Его жанры основаны с учетом физических и психических особенностей детей различных возрастных групп. Особенной является и художественная форма: направлению присуща своя специфическая образная система, тяготение к ритмизированной речи или игре.

Границу между детским и материнским фольклором провести не всегда можно, поскольку с 4-5 лет дети начинают активно подражать взрослым, повторяя их тексты. Детский фольклор можно встретить в детской поэзии таких авторов, как К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, С. В. Михалков.

Крупные жанры фольклора

К такому виду относится:

  • сказка;
  • былина;
  • придание;
  • легенда.

Сказка

Сказка является занимательным устным рассказом, имеющий поучительную направленность. Отличительной чертой этого жанра является присутствие чуда, вымысла. Сказки бывают волшебными, бытовыми, о животных. К примерам относятся «Лягушка-царевна», «Каша и топора».

В сказках торжествуют истина и добро. В них всегда можно найти правильные решения или жизненные пути. Открываются и тайны древнего миропонимания. Сказка делает ребенка участникам фантастического мира, заставляет сопереживать героям.

Былина

Былины - древние песни, в которой наиболее полно отображаются все стороны исторической и бытовой жизни русского народа. Они поражают богатством сюжетов и мотивов, силой художественных образов.

В русском эпосе былинных сюжетов есть около ста. Записей же накопилось больше двух тысяч. Многие из них относятся к глубокой древности. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал. К самым известным героям относят Илья Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Эти персонажи являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей. Ведущим приемом в былинном повествовании является гипербола.

Предание

К примеру относится «Предание о покорении Сибири Ермаком». Это рассказ о реальных людях и событиях прошлого, который необходимо было передать будущим поколениям. Предание показывает действительность в обыденных формах, но при этом используется вымысел или фантастика. Для направления характерны ссылки на предков, старых людей. События всегда происходят вокруг исторических деятелей, которые предстают в хорошем свете.

В основе могут находиться такие факты, как война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт, крупное строительство, венчание на царство. Есть два пути создания преданий: обобщение воспоминаний, обобщение и оформление с применением готовых сюжетных форм. Вторая разновидность более популярна, поскольку общие мотивы переходят из столетия в столетие, но связываются с разными событиями и лицами.

Предания бывают:

  • историческими;
  • этнографическими;
  • культурологическими;
  • топонимическими и другими.

Легенда

Относится к несказочному прозаическому фольклору. Это поэтическое предание об историческом событии. Главными персонажами являются герои. Часто присутствуют в легенде боги и другие сверхъестественные силы. События нередко преувеличиваются, в них добавляется вымысел. Поэтому ученые не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами.

Русские народные легенды неоднородны по сюжету и теме. Они разделяются на несколько групп:

  • О сотворении мира. Часто связаны с библейскими сюжетами, могут быть и язычные элементы;
  • О животных. В таком повествовании рассказывается не только о происхождении определенного вида, но и об их особенностях.
  • О Христе, святых. Рассказывают об аде и рае, помощи людям.
  • О наказании злых и прощении грешников. В них можно узнать о том, как плохой человек отказал в помощи хорошему, за что был наказан. Добрые всегда получают вознаграждение.
  • О семейных ценностях. В них повествование строится на отношениях между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами.

К примерам относятся: «Чудо на мельнице», «Бедная вдова», «Золотое стремя» и другие.

Календарно-обрядовые песни

Это песни, которые исполнялись во время различных обрядов: «Во поле береза стояла», «Коляда-коляда!», «Подавай пирога». Такие произведения связаны с трудом крестьян, явлениями природы и праздниками. Всю календарную обрядность связывают с солнцестояниями и днями равноденствия.

Обряды были направлены всегда на достижение определенной цели: излечение от болезней, рождение ребенка. Подавляющее число таких действий сопровождались календарными песнями. Иногда они сочетались с другими формами: причитаниями, плачами. Самым распространенным жанром обрядового фольклора были заговоры и заклинания. Это магические тексты, сопровождающие любой ритуал.

В заключение отметим: все произведения можно разделить на лирические и драматические. К первым относятся колыбельные, частушки, любовные и обрядовые песни. К драматическим относятся произведения фольклора, которые содержат сценические элементы представления