Арендовал его у Г.М. Лианозова на 12 лет. До этого у дома было много владельцев; его строили, сносили и перестраивали. Каким мы видим его сейчас, он стал в 1902 году после реконструкции, проведенной . Это было первое театральное здание в России, которое архитектор создавал в творческом союзе с художественными руководителями театра.

Существует легенда, что в середине XIV века участок земли, где стоит дом, принадлежал Иакинфу Шубе, полководцу Дмитрия Донского. В 1767 году владение перешло к князю П.И. Одоевскому и его наследникам. В 1851 году «мхатовский» дом стал принадлежать Сергею Римскому-Корсакову; в народе здание прозвали «домом Фамусова». По мнению литераторов, Римский-Корсаков был женат на двоюродной сестре Грибоедова, с которой был написан образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Театральная история здания началась в 1882 году, когда по заказу Георгия Лианозова архитектор М.Н. Чичагов перестроил дом. Зрительный зал занял центральную часть задних комнат, а большая часть двора между зданиями превратилась в сцену. Лианозов сдавал помещение театру Ф.А. Корша и труппе госпожи Е.Н. Горевой; здесь пели знаменитые итальянцы Анжело Мазини и Франческо Таманьо. Впоследствии театр арендовали для кафешантанов разные владельцы подобных заведений, в основном Ш. Омон.

В 1902 году по заказу Саввы Морозова реконструкцию здания для Московского Художественного театра осуществил архитектор (при участии И.А. Фомина). Дом перепланировали, фасад был перестроен. По рисункам знаменитого архитектора отделали интерьеры и все убранство театра вплоть до занавеса и надписей. По выражению Станиславского, здание превратили в «изящный храм искусства». Савва Морозов потратил на перестройку дома 300 тысяч рублей, при этом Шехтель выполнил свою работу безвозмездно.

После реконструкции вместимость театра увеличилась до 1300 человек. Большая сценическая коробка заняла весь бывший двор. Для проектирования сцены был привлечен опытный антрепренер-режиссер, знаток сценических фокусов М.В. Лентовский; за техническое оснащение сцены отвечали братья Жуйкины. В результате получилась одна из самых совершенных сцен того времени.

К сожалению, проект Шехтеля по переделке фасада полностью осуществить не удалось. Существующая отделка сочетает в себе как элементы модерна, так и следы эклектичной обработки. Во время той отделки на первом этаже вставили оконные рамы с мелкой «клетчатой» расстекловкой (стекло разделено на маленькие квадраты). Между окнами первого и второго этажа повесили фонари-светильники кубической формы на изысканных кронштейнах. Для боковых порталов был разработан дизайн входных дверей с пластичными медными ручками. Было предложено интересное решение для правого входа: с обеих сторон он был облицован голубоватой керамической плиткой. Над его входом разместили скульптуру Голубкиной «Море житейское» – выполненную именно в духе нового искусства, стилистику и формальный язык которого воплощал Художественный общедоступный театр.

Оформление интерьеров восхитительное – это редкий сохранившийся пример русского модерна в театральной архитектуре. Приглушенная зеленоватая окраска стен, темное дерево, орнамент в стиле модерн, надписи, выполненные специально разработанным шрифтом – всё это создает уникальную атмосферу театра.

Федор Шехтель придумал занавес сцены со знаменитыми орнаментом в виде завитков и изображением чайки, которая стала символом МХТ. Это дань великому , чья пьеса «Чайка» была поставлена на сцене театра. 25 октября 1902 года спектаклем «Мещане» открылся сезон в новом здании театра в Камергерском переулке.

В конце 1970–1980-х была проведена капитальная реконструкция помещений театра. Были отреставрированы интерьеры фойе и зрительного зала; смонтировано новое техническое оборудование сцены, пристроены подсобные помещения. После многочисленных изменений и реконструкций подлинно шехтелевских вещей осталось немного. Но фирменный стиль великого архитектора всё же сохраняется в интерьерах театра, его история продолжается в МХТ.

XX столетие для русского театра началось раньше календарного. 22 июня 1897 года в московском ресторане "Славянский базар" встретились два человека: драматург и театральный критик Владимир Иванович Немирович - Данченко и Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский). После долгого разговора решено было организовать новый театр - Художественный Общедоступный театр. Первое представление вновь созданного театра - "Царь Федор Иоаннович", которое состоялось 14 октября 1898 года, подарило публике (и истории искусства сцены) два открытия: во-первых, все, что происходило во время спектакля, определялось волей режиссеров - постановщиков; во-вторых, исполнитель роли царя Федора, Иван Михайлович Москвин, играл так, как до него никто не играл на русской сцене. Современные ему критики затруднялись определить, в чем новизна его актерской игры. Они повторяли слово "правда" иногда "истинная правда", "настоящая жизнь", удивлялись тонкому и трепетному выражению самых глубоких чувств, отсутствию "актерства".

Газеты и журналы тех лет были переполнены спорами и легендами о новом московском театре. Шутка сказать, отменили систему бенефисов, ставят всего три-четыре спектакля в сезон, добиваются каких-то невиданных результатов в сложнейшей игре, запрещают зрителям аплодировать во время спектакля, установили поворотный круг, придумали новое освещение сцены и к каждой постановке создают специальные декорации!

Москва с нетерпением ожидала каждой новой постановки Художественного театра, который первоначально арендовал небольшое помещение в саду «Эрмитаж» в Каретном ряду. Известный московский фабрикант и меценат Савва Морозов, страстный поклонник Художественного театра, в 1902 году взял для него в аренду здание в Камергерском переулке. Перестройку здания в стиле модерн осуществил еще один почитатель театра - архитектор Ф. О. Шехтель.

Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго: уже в 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ. Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл. И. Немирович-Данченко (О. Книппер, И. Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая, М. Германова, М. Роксанова, Н. Литовцева), и участники спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М. Лилина, М. Андреева, В. Лужский, А. Артем). Из провинции был приглашен А. Вишневский, в 1900 году в труппу принят В. Качалов, в 1903 году Л. Леонидов.

Рождение МХАТа было связано с драматургией А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад») и М. Горького («Мещане», «На дне»). В свое время Чехов сам рекомендовал основателям театра молодого писателя Горького. МХАТ - театр выдающихся мастеров режиссуры и актерского искусства, создал шедевры, вошедшие в историю мирового театра.

Среди лучших спектаклей МХАТа - «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Синяя птица» М. Меттерлинка, «Месяц в деревне» И.С. Тургенева «Гамлет» У. Шекспира, «Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера и другие. Здесь складывалась знаменитая на весь мир система Станиславского, здесь писалось его Евангелие для мирового театра - книга «Работа актера над собой». Здесь играли В. В. Лужский, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов и другие талантливые актеры.

Для проведения экспериментальной работы по системе Станиславского, а также для подготовки актеров Художественный театр создал за годы своего существования восемь драматических студий. В 1924 из этих студий в труппу вошли А.К. Тарасова, М.И. Прудкин, О.Н. Андровская, К.Н. Еланская, А.О. Степанова, Н.П. Хмелёв, Б.Н. Ливанов, М.М. Яншин, А.Н. Грибов, А.П. Зуева, Н.П. Баталов, М.Н. Кедров, В.Я. Станицын и др., которые наряду с вступившими в МХТ Б.Г. Добронравовым, М.М. Тархановым, В.О. Топорковым, М.П. Болдуманом, А.П. Георгиевской, А.П. Кторовым, П.В. Массальским стали выдающимися мастерами сцены. Из студий вышли также молодые режиссёры - Н.М. Горчаков, И.Я. Судаков, Б.И. Вершилов. Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию современного репертуара («Пугачёвщина» К.А. Тренёва, 1925; «Дни Турбиных» М.А. Булгакова, 1926; пьесы В.П. Катаева, Л.М. Леонова; «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1927). Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» А.Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Н.В. Гоголю (1932), «Враги» М. Горького (1935), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л.Н. Толстому, «Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова (1940), «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).

История МХАТа - не только история рождения новой театральной эстетики, это еще и мучительная история конфликта в его развитии. Театр возник как частный, а стал государственным. Еще при жизни Станиславского МХАТ стал «первым театром страны», он так и назывался Московский художественный академический театр (МХАТ) СССР и находился в непосредственном ведении правительства. Театр создавался как альтернатива казенному академическому искусству, а спустя годы сам стал академическим, то есть образцовым, эталонным. Это звание театр носит с 1919 года. А в 1932 году ему было присвоено имя М. Горького.

40–50-е годы отмечены печатью своего времени, и несмотря на отдельные удачи, внутренняя противоречивость, заложенная в развитии театра, привела к тому, что к 60-м годам он оказался в творческом кризисе. В репертуар все чаще включали пьесы-«однодневки», болезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что не допускалась никакая критика театра. Он перестал привлекать театральную публику, и старейшие актеры сами пригласили в 1970 году на должность главного режиссера Олега Ефремова, сумевшего в 70-х гг. вдохнуть новую жизнь в театр. Им были поставлены «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А.А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась и современная тема. Постоянными авторами театра стали А.И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М.М. Рощин («Валентин и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М.Б. Шатрова, А.Н. Мишарина. В труппу вошли И.М. Смоктуновский, А.А. Калягин, Т.В. Доронина, А.А. Попов, А.В. Мягков, Т.Е. Лаврова, Е.А. Евстигнеев, Е.С. Васильева, О.П. Табаков; в спектаклях работали художники Д.Л. Боровский, В.Я. Левенталь и др.

Ефремов был хорошо известен в театральных кругах как воспитанник школы-студии МХАТа. В 1956 году он создал театр «Современник», основанный на подлинных принципах Станиславского и Немировича-Данченко. «Современник» - это отдельное небывалое явление в театральной и общественной жизни не только Москвы, но и всей страны. Не менее десяти лет каждый спектакль «Современника» был событием. Придя во МХАТ, Ефремов сумел придать театру новое дыхание, вновь сделал его одним из интересных и ведущих театров. «Лишний билетик» стали спрашивать у метро, на дальних подступах к театру.

На сцену МХАТа, как и следовало из заветов его основателей, пришли наиболее интересные драматурги, Ефремов собрал вокруг себя выдающихся актеров, пригласил для постановок талантливых режиссеров. Наряду с классикой глубоко разрабатывалась и современная тема. Однако театр ждал новый кризис. Постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу всем актерам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссеров, что приводило в свою очередь к появлению явно «проходных» работ.

Несмотря на постановку МХАТом в 80-х годах ряда значительных спектаклей, общей творческой программы в театре не было, и в 1987 году коллектив разделился на две самостоятельные труппы. В историческом здании в Камергерском под руководством Ефремова остался Московский художественный театр им. А. П. Чехова. Ефремов добился, чтобы театру дали имя драматурга, которому он обязан началом своей всемирной славы. В 1996 году МХАТ им. Чехова был отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. После смерти О. Н. Ефремова в 2000 году, пост художественного руководителя МХАТ им. Чехова занял Олег Павлович Табаков.

На Тверском бульваре в новом здании под руководством актрисы Татьяны Дорониной поселился театр с прежним названием - Московский художественный театр им. М. Горького.

Громадное, пугающее детей, здание на Тверском бульваре, выстроенное не без учета модернизма начала века, и есть МХАТ им. Горького.

Татьяна Доронина – художественный руководитель, исполнитель многих главных ролей в постановках, а иногда и режиссёр спектаклей.

Татьяна Доронина. Родилась в Ленинграде. По окончании Школы-студии МХАТ (1956) - актриса Волгоградского театра, затем - Театра им. Ленинского комсомола в Ленинграде, в 1959-1966 - актриса Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького, в 1966-1977, с 1983 - актриса МХАТ СССР им. М. Горького, в 1977-1983 - актриса театра им. Вл. Маяковского. Художественный руководитель, директор МХАТ им. М. Горького (с 1986). По итогам опроса журнала "Советский экран" признана лучшей актрисой 1967 года (Надя - "Старшая сестра"), 1968 года (Нюра - "Три тополя" на Плющихе"; Наташа - "Еще раз про любовь"), 1973 года ("Мачеха"). Народная артистка СССР (1981). Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы за актерскую работу" за 1970 год.

Так в Москве стало два Художественных театра. Оба театра пользуются успехом у публики. На их сценах представлена русская и зарубежная классика, современная драматургия, играют известные актеры. Каждый театр по-своему сохраняет заветы К. С. Станиславского. Как говорится в одной театральной эпиграмме, «есть роли, гастроли, успех, чего же боле?»

Создан в 1898 г. К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко под названием Московский Художественный театр (МХТ), с 1919 г. - академический (МХАТ).

Открылся 14 октября 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). С 1902 располагается в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году (архитектор Ф. О. Шехтель). Это здание в Камергерском – дар театру от легендарного мецената Саввы Морозова.

Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго: уже в 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл. И. Немирович-Данченко (О. Книппер, И. Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая, М. Германова, М. Роксанова, Н. Литовцева), и участники спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М. Лилина, М. Андреева, В. Лужский, А. Артем). Из провинции был приглашен А. Вишневский, в 1900 году в труппу принят В. Качалов, в 1903 году Л. Леонидов.

Подлинное рождение МХТ связано с драматургией А. П. Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) и М. Горького («Мещане» и «На дне», оба - 1902). В работе над этими спектаклями сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. Московский Художественный театр - первый в России театр, осуществивший реформу репертуара, создавший собственный круг тем и живший последовательной их разработкой от спектакля к спектаклю. Среди лучших спектаклей МХТ также «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1906), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909), «Гамлет» У. Шекспира (1911), «Мнимый больной» Мольера (1913) и др. С 1912 при МХТ для подготовки актёров в принципах мхатовской школы стали создаваться студии. В 1924 из этих студий в труппу вошли А. К. Тарасова, М. И. Прудкин, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. О. Степанова, Н. П. Хмелёв, Б. Н. Ливанов, М. М. Яншин, А. Н. Грибов, А. П. Зуева, Н. П. Баталов, М. Н. Кедров, В. Я. Станицын и др., которые наряду с вступившими в МХТ Б. Г. Добронравовым, М. М. Тархановым, В. О. Топорковым, М. П. Болдуманом, А. П. Георгиевской, А. П. Кторовым, П. В. Массальским стали выдающимися мастерами сцены. Из студий вышли также молодые режиссёры - Н. М. Горчаков, И. Я. Судаков, Б. И. Вершилов.

Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию современного репертуара («Пугачёвщина» К. А. Тренёва, 1925; «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, 1926; пьесы В. П. Катаева, Л. М. Леонова; «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1927). Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю (1932), «Враги» М. Горького (1935), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому, «Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова (1940), «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).

В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона. Среди спектаклей последующих лет - «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти (1962).

Но, несмотря на отдельные удачи, в 60-х гг. театр находился в кризисе. В репертуар всё чаще включались пьесы-однодневки, не безболезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что любая критика официально ставшего государственным театра не допускалась. Желание выйти из кризиса побудило старейших актёров МХАТ пригласить в 1970 в качестве главного режиссёра воспитанника Школы-студии МХАТ О. Н. Ефремова, сумевшего в 70-х гг. вдохнуть новую жизнь в театр. Им были поставлены «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А. А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась и современная тема. Постоянными авторами театра стали А. И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М. М. Рощин («Валентин и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М. Б. Шатрова, А. Н. Мишарина. В труппу вошли И. М. Смоктуновский, А. А. Калягин, Т. В. Доронина, А. А. Попов, А. В. Мягков, Т. Е. Лаврова, Е. А. Евстигнеев, Е. С. Васильева, О. П. Табаков; в спектаклях работали художники Д. Л. Боровский, В. Я. Левенталь и др. Но постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу актёрам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссёров, что приводило в свою очередь к появлению явно проходных работ. В 80-х гг. был поставлен ряд значительных спектаклей крупными режиссёрами - А. В. Эфросом («Тартюф» Мольера, 1981), Л. А. Додиным («Кроткая» по Ф. М. Достоевскому, 1985), М. Г. Розовским («Амадей» П. Шеффера, 1983), К. М. Гинкасом («Тамада» А. М. Галина, 1986) и др., но общей творческой программы в театре не было. Разлад в театре привёл к конфликту. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова (с 1989 Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова; Камергерский переулок, 3) и Дорониной (Московский Художественный академический театр имени М. Горького; Тверской бульвар, 22).

После смерти О. Ефремова в 2000 г. художественным руководителем МХАТ им. А. П. Чехова становится Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара (ставки сделаны как на классические произведения мировой драматургии - «Гамлет», «Вишневый сад», «Господа Головлевы», «Белая гвардия», «Король Лир», «Тартюф», так и на современную отечественную и зарубежную драматургию) и труппы (в нее вошли О. Яковлева, А. Леонтьев, А. Покровская, В. Хлевинский, В. Краснов, М. Голуб, С. Сосновский, К. Хабенский, М. Пореченков, А. Белый, М. Трухин и др.). К созданию спектаклей привлекаются лучшие силы современной режиссуры - А. Шапиро, С. Женовач, К. Серебренников, К. Богомолов, Ю. Бутусов, М. Брусникина, Е. Писарев, В. Рыжаков, М. Карбаускис. В 2001 году была открыта третья - Новая - сцена театра, предназначенная специально для экспериментальных постановок.

В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию - Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.

Весной 2018 г., после ухода из жизни О. П. Табакова, Художественный театр возглавил Сергей Женовач.

Музей МХАТ

С 1923 существует музей МХАТ. Основу его собрания составил фонд документов по истории театра вместе с личными фондами Станиславского, Немировича-Данченко и других крупных деятелей Художественного театра. Вначале музей располагался в здании театра, с 1939 - в Камергерском переулке (д. 3-а; здание - 1914 г., архитектор Ф. О. Шехтель). До 1969 музей подчинялся дирекции театра. В 1923-52 гг. музей возглавлял Н. Д. Телешов, в 1952-68 гг. - Ф. Н. Михальский (прототип администратора Фили из «Театрального романа» М. А. Булгакова). К 1969 музей перерос ведомственные рамки, был выведен из подчинения дирекции театра и стал музеем союзного подчинения. В музее, помимо исторических документов, находятся произведения театрально-декорационного искусства, мемориальные предметы, связанные с историей и современной творческой деятельностью Художественного театра.

В структуре музея: отдел рукописных фондов и книжных коллекций, отдел изобразительных фондов и мемориально-исторических коллекций, отдел экскурсионно-лекционной работы; филиалы - Дом-музей К. С. Станиславского (Леонтьевский переулок, 6) и Музей-квартира Вл. И. Немировича-Данченко (Глинищевский переулок, 5/7). При музее действует библиотека (около 13 тыс. единиц хранения).

Школа-студия МХАТ

В 1943 году при Художественном театре открыт театральный вуз -

Московский Художественный театр открылся в 1898 г. Его основателями были Вл. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский. Оба они ощущали кризисное состояние русского театра, связанное с общественными процессами, характерными для России на рубеже XIX-XX вв. Утрата театром передовых общественных позиций, ориентированность на обеспеченного буржуазного зрителя, утверждение на сцене посредственной развлекательной драматургии, снижение художественного уровня спектаклей - все это требовало коренных перемен.

Встреча Станиславского и Немировича-Данченко в московском ресторане «Славянский базар» стала поистине исторической. В состоявшейся между ними 18-часовой беседе речь шла в первую очередь о театре общедоступном, поднимающем важнейшие проблемы современности, интересном для самых широких демократических слоев общества. В связи с этим возникла необходимость тщательного отбора высокохудожественного репертуара - классического и современного. Не менее важной оказалась и проблема воспитания нового актера, интеллигентного, умного, психологически достоверного, лишенного ходульности, штампов, резонерства. В этой же беседе они выработали и этическую программу, предполагавшую «любить искусство в себе, а не себя в искусстве».

Реформа всех компонентов театрального искусства: драматургии, актерского исполнения, сценографии, музыки - должна была привести к высоким идейным и художественным результатам. Станиславский и Немирович-Данченко стремились создать такой театр, в котором зритель был бы вовлечен в действие единым духовным, эмоциональным порывом. На сцене должна была воссоздаваться жизнь во всем ее многообразии. Новый театр - театр истинных страстей, глубоких и значительных переживаний, высокого общественного служения обновлял и организационную структуру. Его глава - режиссер, определяющий единую общественно-эстетическую программу и последовательно ее осуществляющий. Такое значение профессии режиссера появилось в русском театре лишь с возникновением Московского Художественного театра. Именно МХТ был тем коллективом, с которого начинается история режиссерского театра в России.

Труппа нового театра состояла из учеников Немировича-Данченко, выпускников Московского филармонического училища и группы любителей, работавших со Станиславским. В нее вошли И. М. Москвин, В. Э. Мейерхольд, О. Л. Книппер, М. Г. Савицкая, М. Л. Роксанова, Н. Н. Литовцева, М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, А. Л. Вишневский; В. И. Качалов, Л. М. Леонидов.

Театр открылся пьесой А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Спектакль поразил зрителя исторической точностью оформления, достоверностью характеров: Федор - Москвин, Ирина - Книппер.

Драматургом, который сыграл громадную роль в истории МХТ, стал А. П. Чехов. Не случайно на занавесе театра изображена чайка. Цикл чеховских спектаклей - «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904) - определил и основную идейную направленность коллектива: протест против бездуховности и скуки, стремление к лучшей жизни. Новаторская драматургия Чехова позволила театру наиболее полно реализовать свои эстетические принципы. Именно здесь отчетливо проявились черты обновления классического театрального реализма, который, по словам советского театроведа П. А. Маркова, театр «насыщал конкретным жизненным материалом, достигая свежести и"неожиданности, захвативших публику». Умение проникнуть в глубинный смысл произведения, увидеть и передать зрителю множество внутренних значений его, то, что Немирович-Данченко называл «подводным течением», становится отличительной чертой искусства коллектива театра.

Пьеса «Доктор Штокман» (1900) Г. Ибсена стала значительнейшим событием в истории МХТ. Она приобрела на его сцене острейшее социальное звучание. Штокман в исполнении Станиславского стал «героем безгеройного времени».

В 1900-е гг. впервые появляется на русской сцене драматургия М. Горького. В 1902 г. МХТ ставит «Мещан» и «На дне». С этих пор Горький - постоянный автор театра. Его пьесы углубили социальные мотивы в сценическом искусстве.

В период реакции после поражения первой русской революции 1905-1907 гг. МХТ уходит от больших современных социальных проблем к вопросам общефилософского характера, обращаясь к драматургии символистского направления (см. Символизм). В его репертуаре «Драма жизни» К. Гамсуна, «Жизнь человека», «Анатэма» Л. Н. Андреева, «Росмерсхольм» Ибсена, «Синяя птица» М. Метерлинка. В это время Немирович-Данченко ищет материал для создания трагического спектакля широкого социального звучания. Он обращается к произведениям Ф. М. Достоевского - «Братья Карамазовы», «Николай Ставрогин» («Бесы»), «Село Степанчиково и его обитатели».

Стремление к обогащению выразительных средств, углублению мастерства актеров, поискам новых сценических приемов реализуется на материале русской и зарубежной классики: «Месяц в деревне» И. С. Тургенева, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, «Нахлебник», «Провинциалка» и «Где тонко, там и рвется» И. С. Тургенева, «Мнимый больной» Ж. Б. Мольера, «Хозяйка гостиницы» К. Гольд они.

Для практической работы по новой методике, которая позже будет названа системой Станиславского (см. Станиславского система), в 1913 г. открывается 1-я, а в 1916 г. - 2-я Студия МХТ (см. Студии театральные) .

В середине 1910-х гг. Художественный театр находился в состоянии творческого кризиса, выход из которого принесла Октябрьская революция. Театр активно ищет свой путь в искусстве.

В 1919 г. Московскому Художественному театру было присвоено звание академического.

Пьеса М. А. Булгакова «Дни Турбиных» (1926) - первое обращение театра к теме революции, стремление осмыслить ее с высоких идейных позиций. В спектакле были заняты молодые актеры из влившейся во МХАТ 2-й Студии - Н. П. Хмелев, М. М. Яншин, В. А. Соколова и другие.

В поисках репертуара Художественный театр в 20-е гг. привлекает к работе молодых писателей - В. П. Катаева, Ю. К. Олешу, Л. М. Леонова, Вс. В. Иванова. В 1927 г., к 10-й годовщине Октября, мхатовцы осуществляют инсценировку повести Иванова «Бронепоезд 14-69», в которой удачное решение получает современная тема; в 1928 г. выходит «Унтиловск» Леонова. Однако эти спектакли не сняли репертуарной проблемы, и Немирович-Данченко вновь обращается к инсценировке русской классической прозы: «Воскресение» Л. Н. Толстого (1930), «Мертвые души» Н. В. Гоголя (1932), «Анна Каренина» Толстого (1937). Высокая культура театра, глубокое постижение характеров, точное понимание особенностей стиля автора, высочайшее актерское мастерство сделали эти спектакли крупными достижениями сценического искусства. В числе замечательных актеров Художественного театра - О. Н. Андровская, А. Н. Грибов, К. Н. Еланская, В. И. Качалов, О. Н. Книппер-Чехова, А. П. Кторов, Б. Н. Ливанов, П. В. Массальский, И. М. Москвин, М. И. Прудкин, Б. А. Смирнов, В. Я. Станицын, А. О. Степанова, А. К. Тарасова, М. М. Тарханов, В. О. Топорков, Н. П." Хмелев, М. М. Яншин и другие.

С 1932 г. театр называется МХАТ СССР, ему присваивается имя М. Горького. В 30-е гг. пьесы Горького продолжают идти на его сцене: «Егор Булычов и другие», «Враги».

В 1939 г. М. Н. Кедров завершает начатую Станиславским работу над «Тартюфом» Мольера. В этом спектакле Станиславский практически применил метод физических действий, который вошел составной частью в его систему, явившуюся результатом многолетних исканий выдающегося реформатора сцены.

В 1940 г. Немирович-Данченко вновь вернулся к драматургии Чехова. «Три сестры» были проникнуты большим оптимизмом, светлым, мажорным настроением. Такое решение объясняется тем, что спектакли разделяло не просто 40 лет - они ставились в разные эпохи. То, что на рубеже веков Чехов мог только предчувствовать, свершилось. Мечта о лучшей жизни стала реальностью.

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 г., Художественный театр обратился к ленинской теме, показав «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина. Роль В. И. Ленина сыграл А. Н. Грибов. Лучшие советские пьесы военного периода ставятся на сцене МХАТа: в 1942 г. - «Фронт» А. Е. Корнейчука, в 1943 г. - «Русские люди» К. М. Симонова.

Послевоенные годы были сложными для Художественного театра. Тенденция равнения всех театров на МХАТ, канонизация его художественного метода оказалась малоплодотворной, отрицательно повлияла на сам коллектив театра. Его спектакли становятся художественно бескрылыми, монотонными. Глубина проникновения в характеры, сложность освоения проблем современности сменяются формальной актуальностью.

Обновление началось в театре в начале 1970-х гг., когда коллектив возглавил Олег Николаевич Ефремов (р. 1927) - коренной мхатовец, хорошо знающий, чувствующий великие традиции Художественного театра. В эти годы в труппу приходят яркие, интересные актеры разных поколений: И. М. Смоктуновский, Е. А. Евстигнеев, А. А. Калягин, А. А. Вертинская, Е. С. Васильева, И. С. Саввина, О. И. Борисов, О. П. Табаков и другие.

Театр продолжает работать над углублением художественного метода, ищет новые, современные сценические формы, обогащает выразительные средства. Наряду с произведениями советских драматургов, таких, как «Валентин и Валентина» и «Старый Новый год» М. М. Рощина, «Утиная охота» А. В. Вампилова, на его сцене вновь ярко звучит русская и мировая классика: «Живой труп» Толстого и «Тартюф» Мольера в постановке А. В. Эфроса, «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина и «Кроткая» Достоевского в постановке ленинградского режиссера Л. А. Додина. Ефремов ставит чеховский триптих - «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», разрабатывает производственную тему - «Сталевары» Г. К. Бокарева, «Заседание парткома», «Мы, нижеподписавшиеся...», «Обратная связь», «Наедине со всеми», «Чокнутая» («Зинуля») А. И. Гельмана. Ленинская тема нашла отражение в спектакле «Так победим!» М. Ф. Шатрова. Интересные, нередко экспериментального характера спектакли идут на малой сцене театра.

В середине 80-х гг. стало очевидно, что коллектив МХАТа неоправданно разросся, часть труппы использовалась не в полную меру. В 1987 г. было принято решение о разделении его на два самостоятельных театральных организма, вошедших в объединение «Московский Художественный театр». Во главе труппы, выступающей в проезде Художественного театра, встал О. Н. Ефремов, являющийся также художественным руководителем объединения в целом; труппу, работающую в здании на Тверском бульваре, возглавила Т. В. Доронина. Разделение театра имело творческий характер, обусловленный единством художественных устремлений.

Творческая деятельность МХАТа имени М. Горького отмечена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции.

Создан в 1898 г. К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко под названием Художественно-Общедоступный театр.
В 1901-1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ),
С 1919 г. - Московский Художественный академический театр (МХАТ),
С 1932 г. - Московский Художественный академический театр имени М.Горького.
В 1924 на основе 1-й студии МХТ был основан Московский Художественный театр второй (МХТ 2-й), просуществовавший до 1936 года.

Открылся 14 октября 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). С 1902 располагался в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году (архитектор Ф. О. Шехтель).

Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго: уже в 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл.И.Немирович-Данченко (О.Книппер, И.Москвин, В.Мейерхольд, М.Савицкая, М.Германова, М.Роксанова, Н.Литовцева), и участники спектаклей руководимого К.С.Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М.Лилина, М. Андреева, В.Лужский, А.Артем). Из провинции был приглашен А.Вишневский, в 1900 году в труппу принят В.Качалов, в 1903 году Л.Леонидов.

Подлинное рождение МХТ связано с драматургией А.П.Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) и М. Горького («Мещане» и «На дне», оба - 1902). В работе над этими спектаклями сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. Московский художественный театр - первый в России театр, осуществивший реформу репертуара, создавший собственный круг тем и живший последовательной их разработкой от спектакля к спектаклю. Среди лучших спектаклей МХТ также «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1906), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908), «Месяц в деревне» И.С.Тургенева (1909), «Гамлет» У. Шекспира (1911), «Мнимый больной» Мольера (1913) и др. С 1912 при МХТ для подготовки актёров в принципах мхатовской школы стали создаваться студии (см. Студии Московского Художественного театра). В 1924 из этих студий в труппу вошли А.К.Тарасова, М.И.Прудкин, О.Н.Андровская, К.Н.Еланская, А. О.Степанова, Н.П.Хмелёв, Б. Н. Ливанов, М.М.Яншин, А.Н.Грибов, А.П.Зуева, Н.П. Баталов, М.Н.Кедров, В.Я.Станицын и др., которые наряду с вступившими в МХТ Б.Г.Добронравовым, М.М.Тархановым, В.О.Топорковым, М. П. Болдуманом, А. П. Георгиевской, А.П.Кторовым, П.В.Массальским стали выдающимися мастерами сцены. Из студий вышли также молодые режиссёры - Н. М. Горчаков, И. Я. Судаков, Б. И. Вершилов.

Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию современного репертуара («Пугачёвщина» К. А. Тренёва, 1925; «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, 1926; пьесы В. П. Катаева, Л. М. Леонова; «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1927). Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Н.В.Гоголю (1932), «Враги» М.Горького (1935), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому, «Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова (1940), «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).

В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона. Среди спектаклей последующих лет - «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти (1962).

Но, несмотря на отдельные удачи, в 60-х гг. театр находился в кризисе. В репертуар всё чаще включались пьесы-однодневки, не безболезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что любая критика официально ставшего государственным театра не допускалась. Желание выйти из кризиса побудило старейших актёров МХАТ пригласить в 1970 в качестве главного режиссёра воспитанника Школы-студии МХАТ О. Н. Ефремова, сумевшего в 70-х гг. вдохнуть новую жизнь в театр. Им были поставлены «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А. А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась и современная тема. Постоянными авторами театра стали А. И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М. М. Рощин («Валентин и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М. Б. Шатрова, А. Н. Мишарина. В труппу вошли И. М. Смоктуновский, А. А. Калягин, Т. В. Доронина, А. А. Попов, А. В. Мягков, Т. Е. Лаврова, Е. А. Евстигнеев, Е. С. Васильева, О. П. Табаков; в спектаклях работали художники Д. Л. Боровский, В. Я. Левенталь и др. Но постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу актёрам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссёров, что приводило в свою очередь к появлению явно проходных работ. В 80-х гг. был поставлен ряд значительных спектаклей крупными режиссёрами - А.В.Эфросом («Тартюф» Мольера, 1981), Л.А.Додиным («Кроткая» по Ф. М. Достоевскому, 1985), М.Г.Розовским («Амадей» П. Шеффера, 1983), К. М. Гинкасом («Тамада» А.М.Галина, 1986) и др., но общей творческой программы в театре не было.
Разлад в театре привёл к конфликту. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова (ныне - Московский Художественный театр имени А. П. Чехова; Камергерский переулок, 3) и Дорониной (Московский Художественный академический театр имени М. Горького; Тверской бульвар, 22).