Проект для второй младшей группы: «Подкормите птиц зимой!»
Лещенко Анна Викторовна
Место работы : воспитатель, МБОУ «Шегарская СОШ № 1», с. Мельниково
Предназначение: для детей второй младшей группы, педагогов, родителей, воспитателей.
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Актуальность проекта:
Зима - суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц – не холод, а голод. Зимний день короток - мало времени чтобы собрать достаточно пищи и накопить энергии. Поэтому в сильные морозы иногда попадаются замерзающие и погибшие пернатые. Воробьи на остановках заглядывают в глаза от голода, становятся такими смелыми, что берут крошки или семечки из рук. По данным ученых в холодные зимы погибает 7-8 синиц из 10. Можно помочь им пережить это время, организовав подкормку, просто повесив за окном простую кормушку. В наших краях кормушки посещают более десятка видов птиц. Среди города это будут большие синицы, домовые и полевой воробьи, сизый голубь, серая ворона. В большом парке, на окраине, в саду или в сельской местности, на опушке леса, видовой состав будет более разнообразен. К кормушка прилетят не только синицы, но и дятлы, поползни, пищухи, щеглы, снегири, сойки, сороки и многие другие. Но, все - таки, самые обычные посетители птичьей "столовой" - синицы. Их у нас обитает несколько видов. Надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц зимой, то делать это надо регулярно - по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших подкормке пернатых. Особенно необходима подкормка птиц в период ненастья, в гололедицу, после снегопада с липким снегом, в сильные морозы. В такие дни прекращать подкормку нельзя.
Цель проекта: Помочь птицам на территории детского сада пережить зиму. Привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей.
Объект площадки: зимующие птицы.
Задачи:
- Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, радуются, строят себе домики-гнёзда);
- Формировать умение и навыки наблюдения за птицами;
- Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам в трудное время.
Этапы реализации проекта:
1 этап - Подготовительный
Подбор необходимой методической и художественной литературы, фотоматериалов, иллюстрированного материала.Создание интереса у участников.Постановление задачи перед родителями: изготовление кормушек, сбор корма для птиц.
2 этап- Основной
Реализация первого этапа через разные виды совместной деятельности педагогов с детьми.
Проведение занятий, бесед, наблюдений, творческая деятельность, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, оформление уголка с печатной информацией про птиц.
3 этап – Заключительный
Презентация кормушек, оформление выставки рисунков и поделок, анализ проведенной деятельности.Размещение кормушек на территории ДОУ и подкормка птиц в течение зимнего периода.
Формы и методы работы
Познание.*Экскурсии и прогулки в парк
*Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада:
- Особенности строения тела;
- Повадки;
- Кормление;
Коммуникация. Развитие речи.
-Рассматривание фотографий птиц.
-Рассматривание сюжетных картинок: «Грачи прилетели», «Кормление птиц»
-Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о птицах и их веселом возвращении.
Социализация.
Дидактические игры:
«Назови птицу»
«Кто где живёт?»
«Времена года»
«Когда это бывает»
«Кто как кричит?»
«Кого не стало?»
«Чей голос?»
«Подбери крылышко по цвету»
Настольные игры:
« Разрезные картинки»
«Помогите найти маму»
«Какая птица, назови»
«Кто что ест?»
Чтение художественной литературы.
-С.Я.Маршак «Весенняя песенка», А.Барто «Птичка», «Кто как кричит?»,
-Е.Чарушин «Яшка»,
-М.Зощенко «Умная птичка», А.Майков «Ласточка примчалась»,
-Е.Авдеенко «Воробей»,
-А.Толстой «Умная галка», М.Пришвин «Дятел».
Безопасность.
-Беседа на тему: «Не разоряйте птичьих гнёзд», «Не дадим птичке умереть» (защита птиц).Наблюдение за птичьими гнёздами, скворечником, кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, пугливые, не могут постоять за себя и своё жильё…)
Художественно-эстетическое развитие.
-Развлечение: «Птичьи голоса»
-Разучивание песен: «Песенка цыплёнка», «Тает снег».
-Вечер поэзии на тему «Встречаем птиц».
Развивающая среда.
-Сюжетные картины на тему «Птицы».
-Дидактические картинки: «Птицы мира», «Птицы России», «Домашние птицы».
-Книжки - раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор».
Продуктивная деятельность.
-Работа по лепке: «Птичку слепим».
-Работа по аппликации: «Мы построили скворечник для весёлого скворец.
-Работа с родителями.
-Изготовление кормушек. Принести корм для птиц (семена растений, зерно, крупа, семечки)
-Наблюдение за птицами (дома, на кормушках, в саду, огороде и.д.)
Ожидаемые результаты:
Расширение знаний о друзьях наших меньших, сформирование эмоционального отношения к миру природы. Доброжелательное отношение и помощь птицам в трудное время.
Составила воспитатель: Никифорова Светлана Николаевна
Тип проекта по доминирующей деятельности – исследовательский
Тип проекта по предметно-содержательной области – межпредметный.
Тип проекта по характеру координации – открытая координация.
Тип проекта по количеству участников – коллективный.
Тип проекта по продолжительности – краткосрочный (1 неделя).
Тип проекта по характеру контактов – внутригрупповой.
Цель проекта: пополнение и обогащение знаний детей по лексической теме: «Зимующие птицы», по средствам познавательно – исследовательской деятельности, связной речи, мышления и творческих способностей детей.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц
- Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями
- Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные:
- Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
- Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
- Укреплять детско-родительские отношения
1 этап проекта – проблематизация.
В силу своего возраста у детей имеется недостаток запас знаний о зимующих птицах. Нет навыков в умении подкормки птиц в зимнее время года.
2 этап – целеполагание.
Цель детей: расширить свои знания о зимующих птицах. Предположения детей: все птицы или улетают в теплые края или остаются зимовать.
Решение: узнать о птицах, которые остаются с нами на зиму.
Задачи:
Понаблюдать какие птицы остались на зиму, какой корм предпочитают.
Совместно с родителями найти иллюстрации и информацию о не знакомых птицах.
3 этап – планирование деятельности.
Узнать, какие птицы остаются на зиму, чем они питаются, как кормить птиц зимой.
4 этап – реализация проекта
День недели |
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей |
Взаимодействие с семьёй |
(понедельник) |
I п.д. Изобразительная деятельность (лепка) Тема: «Воробушки и кот» |
Беседа «Что мы знаем о зимующих птицах?» Просмотр презентации «Зимующие птицы» Д.И. «Назови птицу» Наблюдение за птицами прилетевшими на участок. П.И.«Воробушки и кот» Разучивание пальчиковой гимнастики «Птички» Муз.Д.И. «Птица и птенчики» Н.И. «Разрезные картинки» |
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях, фотографиях, в журналах… |
Предложить повторить с детьми слова пальчиковой гимнастики «Птички» |
(вторник) |
I п.д. ПИД (ФЭМП) Тема: «Птички во дворе» |
Беседа «Меню птиц» Наблюдение «Следы на снегу» Д.И. «Кто, где живет?» П.И. «Птицы и птенчики» Чтение стихотворения А.Прокофьева «Снегири» Рассматривание сюжетных картинок «Кормление птиц» Наблюдение «Какие воробьи? Какие вороны?» Д.У. «Какой, какая, какое» Д.И. «Собери птицу» |
Рисование птиц по трафаретам |
Поместить в родит.уголок консультацию на тему: «Зимующие птицы» |
(среда) |
Речевая деятельность Тема: «Составление описательного рассказа о птице» |
Беседа «Зачем помогать птицам зимой?» Д.И. «Когда это бывает?» Д.И. «Какая птичка улетела» Загадывание загадок о зимующих птицах. Наблюдение «На кормушку прилетают голуби» Д.И. «Придумай предложение» Разучивание потешки « Ах ты, совушка – сова» С.Р.игра «Пригласи синичку в гости» |
Раскрашивание раскрасок по теме «Зимующие птицы» Д.И. «Чья тень?» |
Поместить в родит.уголок консультацию на тему: «Кормушки для птиц» |
(четверг) |
Познавательно – исследовательская деятельность «Покормите птиц зимой» |
Муз.упр-е «птички летают» Д.И. «Кто, как кричит?» Д.И. «У кого кто?» Разучивание речевой гимнастики «Воробьи» Трудовое поручение: «Кормление птиц» Чтение потешки «Синичка – синичка» Д.И. «Чей след» |
Н.И. «Разрезные картинки» |
Поместить в родит.уголок консультацию на тему: «Чем подкармливать птиц» |
(пятница) |
Изобразительная деятельность (рисование) Тема: «Большие и маленькие птицы на кормушке» |
Д.И. «Кого не стало?» П.И. «Птицы и птенчики» Д.У. «Какой, какая, какое» Д.И. «Кто, что ест?» Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы» Беседа «Зимующие птицы, как им помочь» С.р.игра «Птичья больница» |
Д.И. «Что забыл нарисовать Незнайка?» Д.И. «Накорми птичек» |
Предложить родителям изготовить простейшие кормушки совместно с детьми, разместить их у себя на окне, во дворе, в парке и кормить их. |
Итоговое мероприятие – НОД «Покормите птиц зимой»
Форма продукта: Выставка работ детей по теме проекта.
Форма презентации проекта методическому совету по проектной работе: паспорт проекта с приложением (фотографиями хода реализации проекта и работами детей).
5 этап – рефлексия.
- Использование детьми своих знаний и умений в самостоятельной деятельности.
- Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
6 этап – перспективы.
Продолжить расширять и обогащать знания детей по теме.
Использованная литература:
- Гербова В.В. "Занятия по развитию речи: вторая младшая группа", 2010г.
- Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-4 лет» 2010г.
- Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада» 2009г.
- Комратова Н.Г. «Мир, в котором я живу» 2006г.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» 2012г.
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности» 2014г.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» 2011г.
- Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» 2000г.
- Тимофеева Л.Л. «Планирование образовательной деятельности в ДОО» 2015г.
- Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду» 2010
Наталия Василенко
Задачи :
1. Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста.
2. Закрепить понятие «зимующие » птицы ;
3. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц ;
4. Упражнять в установлении сходства и различия между птицами .
5. Активизировать в речи обобщающие слова : «зимующие птицы » ; умение говорить «громко – тихо» , вырабатывать силу голоса;
6. Расширить словарный запас : корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д.
7. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов
8. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме ,
9. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах .
10. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам .
11. Развивать умение играть вместе со сверстниками.
Оборудование : фланелеграф, картинки с изображением зимующих птиц , карточка – схема «Строение птиц » ; разрезные картинки птиц к игре «Собери картинку» , набор картинок к игре «Четвертый лишний» , запись «Шум леса – голоса птиц » , «Звуки природы – зима» . Коробка с угощением для птиц : семена, семечки, сало, ягоды. Кормушка. Мяч. Снежинки.
Предварительная работа : беседа о зимующих птицах , наблюдение в природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов по схеме.
Чтение произведения устного народного творчества «Сорока – сорока» ; А. Барто «Синица» ; В. Бианки «Лесная газета» .
Изготовление с детьми кормушки, подкормка птиц на участке детского сада.
Работа с родителями : проведение собрания от 16.01.2014 по теме «Роль семьи в речевом развитие ребенка» .
Памятки : ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ"ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ!"
"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК"
Ход занятия:
Наступила зима, задуло холодом, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Наступило самое трудное время в жизни птиц . Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)
Как мы их называем? - (Перелетные)
Но не всем птицам страшна зима . А как называются птицы , которые остаются зимовать? – (зимующие )
В это время влетает Сорока, трещит : Была сегодня в лесу, одни птицы улетели , другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель : Тише, тише не шуми. Ты кто такая лучше расскажи.
Сорока : Я – сорока. Всюду я летаю, все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это и зовут «лесной газетой» ?
Воспитатель : Так какую новость ты нам принесла?
Сорока : Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели , другие остались, тихо в лесу, ничего не пойму.
Воспитатель : Ребята, давайте поможем сороке разобраться, какие птицы остались в лесу и почему. Садись сорока с нами. А вы, ребята, мои загадки отгадайте.
1. Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?. (Воробей)
Выставить картинку воробья.
Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? Какой он? (он маленький коричневого и серого цвета) .
2. Верещунья - белобока, А зовут ее? (Сорока)
Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)
3. Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)
4. Непоседа. Невеличка, желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку. Кто узнал её? (Синичка)
(Появляется картинка с изображением синички) - Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые)
5. Окраской – сероватая, повадкой - вороватая.
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
(появляется картинка с изображением вороны)
Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)
6. Я – толстый, серый, под ногами я хожу и по городу кругами
И напрягаю толстый зоб, очаровать подругу чтоб. (Голубь)
(Появляется картинка с изображением голубя)
Опишите его. (Оперение голубя серое)
Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах . Давайте еще раз их назовем (воробей, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица) .
Как можно назвать, одним словом этих птиц ? Почему? (зимующие , потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)
Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц : Что у них разное? (окраска, размер, что у них общего нам поможет схема. Внимательно на неё посмотрите и скажите, что есть у всех птиц ? (есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.)
К схеме вызвать «сороку» , она называет части птицы , а дети отвечают на вопросы воспитателя.
Что птица делает клювом ? – клюет. – Что делает крыльями? – машет, летает. – Для чего нужны лапки? – ходит, прыгает, держится, гребет… Для закрепления, дети повторяют ответ хором.
Игра «Какой птички не стало?»
На доске - четыре - пять картинок с изображением зимующих птиц . Воспитатель незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает :
Какой птички не стало?
Воспитатель : Теперь, сорока, пошли в лес, посмотрим, что там случилось, почему тихо. Дети идут в лес. Звучит запись «Звуки природы – зима» . Холодно зимой в лесу надо нам погреться.
Физ. минутка «Погреемся» .
Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки :
Хлоп – хлоп – хлоп.
Ножки тоже мы погреем, мы потопаем скорее :
Топ – топ – топ.
Мы согреем щеки, шею.
(медленно поглаживаем шею ладонями обеих рук сверху вниз в области горла; растирание щёк, постукивание кончиками пальцев).
Рукавички мы наденем, не боимся мы метели,
Да, да, да.
Воспитатель : вот и в лесу мы оказались, холодно, тихо. Зима заморозила птиц . Заколдовала, нам нужно помочь им, вы согласны, ребята? Пойдемте их искать.
Смотрите, ребята, сугроб. Сколько на нем снежинок? Надо на них подуть, чтобы они разлетелись и посмотреть, что под снегом.
Упражнение «Подуй на снежинки» . Дети дуют, снежинки разлетаются, а под ними файл с картинками. Вырабатываем длительный и плавный выдох.
Воспитатель : Ребята, это зима заморозила птиц , превратила их в ледяные частички, если вы соедините их, то освободите птиц .
Игра «Собери птицу из частей » . Дети собирают картинки зимующих птиц из частей целое . Правильно собрали, молодцы. Птиц мы освободили , стало весело в лесу. Ребята, расскажите, каких птиц вы собрали ? Дети рассказывают стихи.
1. Воробьев веселых стайка крошки хлебные клюёт И щебечет без утайки, дружно водит хоровод.
2. Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей . Прячется в зеленых кронах, а зовут её ворона.
3. На сугроб ложится голубая тень, Тенькают синицы : «Синий, синий день!»
4. Стынут лапы на морозе у сосны и ели. Что за чудо? – на березе яблоки поспели. - это снегири.
5. Она летает, она стрекочет - Рассказать сорока новость хочет.
Ребята, скажите, какие это птицы ? (зимующие ) .
Воспитатель : А вы знаете, как зимующие птицы подают голоса ?
Воробей – что делает? – чирикает, как? – чик – чирик!
Ворона - каркает - кар – кар!
Сорока - стрекочет - ча – ча- ча!
Синица - щебечет - синь- синь- синь!
Снегирь - посвистывает- рюм-рюм-рюм!
Голубь - воркует - груу- груу- груу!
Молодцы, ребята, помогите мне определить лишнюю птицу .
Игра «Четвертый лишний» .
Необходимо выделить лишнее слово и объяснить свой выбор.
Снегирь – воробей – петух – ворона.
Голубь – ворона – синица – ласточка….
Воспитатель : Ну, что, сорока, помогли мы тебе разобраться, какие птицы остались в лесу . Какие птицы зимой остались в лесу? (зимующие ) . Помогли мы птичкам, разморозили их, собрали, вспомнили, как они голос подают, а теперь пришла пора поиграть немного, и ты сорока с нами поиграй.
Физ. минутка «Вороны»
Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны (дети летают, машут руками- крыльями) .
Кар- кар- кар, кар- кар- кар! (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают (дети садятся, затихают)
Кар- кар- кар! (тихо) Играют 2-3 раза. Становятся в круг.
Ребята, легко ли птицам зимой в лесу ? Почему? Им холодно и голодно. (Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.) - Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы ?
Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц : пшено, овес, семечки, хлебные крошки, сало, ягоды, яблоко. Дети рассматривают угощения и называют : Чем можно угостить птиц ?
Игра : «Птичья столовая»
Воробей – хлебные крошки,
Снегирь – ягоды рябины и калины, семена шишек,
Синичка – любит сало,
Ворона. Сорока и голубь – всеядные. Все птицы клюют зернышки , семечки, крошки.
Зимой птицам трудно добывать корм. Как птицам зимой ? Голодно. Вот мы будем подкармливать птиц , наше угощение положим им в кормушку. И поиграем в игру «Угадай ка» .
Воспитатель бросает мяч и называет корм, а дети должны сказать, какая птичка это любит клевать. Сало – синичка, ягоды – снегирь, огрызок яблока – ворона, зерна – голуби, хлебные крошки и пшено – воробей, семечки – сорока.
Сорока : спасибо, ребята, теперь я в лесу всем расскажу, почему не все птицы улетают и что они едят. Скажу, чтобы к вам на кормушку прилетали, что вы заботитесь о птичках и подкармливаете их.
Воспитатель : До свидания, сорока! Нам, ребята, тоже пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись. В детский сад возвратись!
Итог : О каких птицах мы говорили ? Как сказать, одним словом? Приготовили для них угощение. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.
Д/ и «Собери картинку» - птицы
Д / и «Четвертый лишний – птицы »
Троян Нина Брониславовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Крепыш"
Населённый пункт:
г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала:
Конспект ОД по развитию речи
Тема:
"Зима. Зимующие птицы" (2 младшая группа)
Дата публикации:
11.02.2016
Раздел:
дошкольное образование
Конспект ОД по развитию речи «Зима. Зимующие
птицы» (2 младшая группа)
Конспект ОД в младшей группе на тему:
«Зима. Зимующие птицы».
Задачи
- Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Продолжать учить отвечать на простые вопросы с опорой на картинки.
-
Формировать
навыки
сотрудничества,
взаимопонимания,
доброжелательности,
самостоятельности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: сюжетные картины «Зима в лесу», предметные картинки с зимующими
птицами и угощением.
Организационный момент:
- Ребята, какое у нас сейчас время года наступило?
Правильно. Зима.Чем зима отличается от других времен года? Какой снег зимой? Когда
мы идем по снегу, что с ним происходит? (хрустит, скрипит).Какая бывает погода зимой?
(холодная, морозная, снежная). Что происходит с деревьями зимой? (они отдыхают, спят,
укрывшись
снегом).
Какими
словами
можно
сказать
о
зиме,
какая
она?(снежная,
морозная, красивая, вьюжная).
Пальчиковая гимнастика: «Пришла зима».
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий
Раз - подбросим
Два - поймаем.
Три – уроним,
И сломаем.
Основная часть
:
- Солнышко светит мало, дни стали короче, на улице мороз, ветер. Все вы сегодня были на
улице? Что у нас в воздухе такое белое кружится и тихонько падает на землю.
- Правильно, это снег. Он белый и пушистый.
- Давайте с вами вместе назовем зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) .
- А какой у нас сейчас месяц?
- Какие вы знаете зимние праздники? (Новый год)
- Что происходит в природе зимой (дни становятся короче, дует сильный ветер, на улице
«стоит» мороз, выпадает снег, солнышко светит мало и т. д.) .
Такие изменения происходят в природе. А как мы с вами готовимся к зиме? Что мы
надеваем зимой?
- Как живется зверям и птицам зимой? (некоторые животные впадают в спячку, например,
медведь, еж; многие птицы улетают в теплые края и т. д.) .
- Некоторые птицы остаются зимовать, мы их называем «зимующие птицы».
- Им
трудно живется зимой, в такие морозы?
Под снегом оказались все травинки,
цветочки, ягодки. Птичкам в лесу трудно найти корм. Можем мы им как-нибудь помочь?
Можно
построить
кормушки.
Птички
прилетают
ближе
к
людям,
чтобы
те
о
них
заботились, пригревали, кормили.
Физминутка «Птички».
Птички летели,
Сели - посидели,
Дальше полетели.
Птички летели,
Сели – посидели.
Дидактическая игра
«Чего не стало? ».
Выкладываются предметные картинки с изображением угощения для птиц. Всего пять
картинок: 1 - булка, 2 – хлеб, 3 – пшено, 4 – семечки, 5 – рябина. Убираем одну картинку и
спрашиваем, что склевала птичка.
Рассматривание сюжетной картины «Зима в лесу»
-
Ребята,
посмотрите,
мы
с
вами
оказались
в
зимнем
лесу.
Давайте
внимательно
посмотрим на картину и скажем, какое время года на ней изображено. А что еще видите?
(беседа по картине).
Рассматривание изображений птиц.
«
Снегирь
».
Какая красивая птичка! А зовут ее снегирь.
Какая грудка у снегиря? (Красная) .
«
Синичка
».
Посмотрите, к нам прилетела еще птичка, зовут её синичка.
Какая грудка у синички? (Желтая) .
«
Ворона
».
А эта птица большая, черная ворона. Как кричит ворона? (Кар-кар-рр) .
Ребята, ворона у нас сердитая, потому что на улице очень холодно, дует сильный ветер.
Давайте, покажем, как сильно дует ветер. Поэтому ворона так сердится «
Воробей
».
А кто это маленький, серенький? (Воробей) .
Как чирикает воробей? («Чик-чирик») .
Заключительная часть
:
- Ребята, сегодня мы узнали, как зимой птичкам трудно, холодно и тяжело найти корм.
Поэтому птички прилетают поближе к людям, чтобы они их покормили и согрели.
Игра «Мы птицы».
Дети встают в круг, «превращаются» в птичек, летают по кругу, клюют зернышки как
птицы, пьют водичку. Называют зимующих птиц.
Конспект открытого занятия по основам экологии во второй младшей группе "Зимующие птицы".
Цель: Экологическое воспитание с элементами развития речи.
Программные задачи: Учить детей различать и называть зимующих птиц; познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведением, образом жизни зимующих птиц. Способствовать активизации речи, понимать содержание стихов, отвечать на вопросы воспитателя.
Формировать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, развитие внимания, мышления. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.
Словарная работа: зимующие птицы, кормушка.
Билингвальный компонент: птица-кыс, воробей- торгай.
Оборудование: дерево, макет птиц, кормушка, пластилин, досточки, салфетки, запись пения птиц.
Ход занятия.
Вступление.
Круг радости.
Здраствуй, друг, вот и я.
Мы хорошие друзья.
Возьмитесь за руки и вместе скажем: селеметсез бе- Здраствуйте.
Посмотрите, ребята, какое дерево в нашей группе.А на дереве сидит птица, давайте мы тихонько подойдем и посмотрим, что это за птица.
Кто знает, как эта птица называется? (Сорока.)
В народе ее еще называют сорока- белобока. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
А кто знает потешку про сороку- белобоку?
Пальчиковая игра: " Сорока-белобока, где была?"
Прилетела к нам еще одна птичка, кто это? (Воробей.)
У него грудка какого цвета? А которая из птиц большая,а которая маленькая? (ответы детей)
Ой посмотрите, дети, к нам прилетел снегирек.(показ макета птицы " Снегирь".)
Прилетел к нам снегирек.
Сел на ветку снегирек,
Снег пошел- он промок.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька. (Дыхательная гимнастика.)
Ребята, посмотрите,чем снегирь отличается от воробушка?(ответы детей.)
Прилетела к нам еще одна птичка- невеличка (макет птицы вешается на ветку дерева.)
Угадай, какая птица?
Бойкая, задорная, ловкая, проворная.
Звонко тенькает:" Тень, тень."
Как хорош морозный день. Что эта за птица? (ответы детей.)
У синички грудка какого цвета? Синичка большая или маленькая птичка?
Что есть у птичек? Чем они отличаются друг от друга?(ответы детей.)
Зимой эти птицы не улетают в теплые края, остаются с нами, это зимующие птицы.(дети повторяют.)
Словарная работа: зимующие птицы.
Билингвальный компонент: кыс- птичка, торгай- воробей.
На улице холодно и птички залетели к нам погреться на нашем дереве. У нас в группе хорошо, тепло, светло и наши птички согрелись, хотят с нами поиграть.
Физкультминутка:" Птичка раз."
Ребята, что едят птички? (ответы детей.)
Нашим птичкам холодно, на улице нет еды. Как мы можем помочь птицам? Что надо сделать? (ответы детей.)
У меня есть кормушка, только она пустая, там нет зернышек.
А давайте, сейчас слепим зернышки для птичек и покормим их.
(Дети подходят к столам, берут пластилин и лепят зернышки, складывают их в кормушку.)
Ребята, какие вы молодцы, сколько много у нас зернышек в кормушке.
Теперь повесим кормушку на ветку и покормим наших птичек. (повесить кормушку на ветку.)
Наши птицы поклевали зернышки и весело запели свои песенки, послушайте. (Слушание голосов птиц.)
А на улице еще много голодных птиц.У нас на участке тоже есть кормушка, когда пойдем на прогулку дадим птицам настоящие зернышки.
(Во время прогулки продолжить наблюдение за птицами, подкармливать птиц.)
Итог занятия:
Ребята, какие птицы прилетели к нам сегодня погреться? (ответы детей.)
Как взрослые и дети помогают птицам зимой? А как вы помогаете птичкам? (ответы детей.)