Кто не слышал миф про легендарную Вавилонскую башню? Об этом недостроенном сооружении до небес узнают еще в глубоком детстве. Это название стало нарицательным. Но не каждый знает, что Вавилонская башня реально существует. Об этом свидетельствуют записи древних и современные археологические исследования.

Вавилонская башня: реальная история

Вавилон известен многими своими сооружениями. Одна из главных личностей в возвеличивании этого славного древнего города - Навуходоносор II. Именно в его время были построены стены Вавилона, и Дорога процессий.

Но это лишь край айсберга - на протяжении всех сорока лет своего правления Навуходоносор занимался строительством, восстановлением и украшением Вавилона. О своих проделанных работах он оставил после себя большой текст. Не будем останавливаться на всех моментах, но именно здесь имеется упоминание про Зиккурат Этеменанки в городе.

Эта Вавилонская башня , которую по легенде не смогли достроить из-за того, что строители начали разговаривать на разных языках, имеет и другое название - Этеменанки, что в переводе означает Дом краеугольного камня неба и земли. Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это оказался типичный для Месопотамии зиккурат (у нас можно также почитать про зиккурат в Уре), находящийся при главном храме Вавилона Эсагиле.

Вавилонская башня: особенности архитектуры

За все время башню несколько раз сносили и восстанавливали. Впервые на этом месте зиккурат был построен еще до Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры), до него же ее уже успели разобрать. Сама Вавилонская башня появилась при царе Набупалассаре, а уже конечное строительство вершины взял на себя его преемник Навуходоносор.

Огромный зиккурат Этеменанки был возведен под руководством архитектора из Ассирии Арадахдешу. Он состоял из семи ярусов общей высотой порядка 100 метров. Диаметр сооружения был около 90 метров.


На вершине зиккурата находилось святилище, покрытое традиционным Вавилонским глазурованным кирпичом. Святилище было посвящено главному божеству Вавилона - Мардуку, и именно для него здесь были установлены позолоченные ложе и стол, а на вершине святилища закреплены золоченые рога.


У основания Вавилонской башни в Нижнем храме находилась статуя самого Мардука из чистого золота общим весом в 2,5 тонны. Вавилонская башня построена из 85 миллионов кирпичей. Вавилонская башня выделялась среди всех построек города и создавала впечатление мощи и величия. Жители этого города искренне верили в схождение Мардука в свое место обитания на земле и даже говорили об этом знаменитому Геродоту, побывавшему здесь в 458 году до нашей эры (через полтора века после постройки).

С верхней точки Вавилонской башни была видна и другая из соседнего города - Эуриминанки в Барсиппе. Именно руины этой башни долгое время относили к библейской. Когда в городе обитал Александр Македонский, он предложил перестроить величественное сооружение заново, но его смерть в 323 году до нашей эры оставило постройку навечно разобранной. В 275 году Эсагила была восстановлена, но Вавилонская башня не была отстроена. Напоминанием о былой великой постройке остался лишь ее фундамент и бессмертное упоминание в текстах.

Вавилонская башня: легенда и реальная история

Вавилонская башня — древнее чудо света, украшавшее собой. Согласно преданиям Вавилонская башня достигала неба. Однако Боги прогневались за намерение добраться до небес и наказали людей, наделив их разными языками. В результате строительство башни не было завершено.


Легенду лучше прочитать в библейском оригинале:

1. На всей земле был один язык и одно наречие.

2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

В какой стране располагалась вавилонская башня? Существует ли она сейчас и где находятся ее остатки? Разбираемся вместе с ЭГ.

Название города Вавилон упоминается в священных книгах - Библии и Коране. Долгое время считалось, что на самом деле его вообще не существовало, а привычные и сегодня метафоры про башню и столпотворение взялись из легенд.

Несколько веков жители Ирака даже не подозревали, что холмы у окраины современного города Эль-Хилла, в ста километрах от Багдада, скрывают развалины первого в мире мегаполиса и той самой Вавилонской башни. Но в XIX веке нашелся человек, который открыл миру тайну древних развалин. Это был археолог из Германии Роберт Кольдевей .

Как птица Феникс

Справка: Вавилон (в переводе – «врата богов») основан не позже третьего тысячелетия до нашей эры, располагался на юге Древней Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата), в области Аккад. Шумеры, один из древнейших народов, поселившиеся здесь, называли его Кадингирра. Город не раз переходил из рук в руки при нашествиях многочисленных завоевателей. В - I тыс. до н. э. он стал главным городом созданного амореями Вавилонского царства, где жили потомки шумеров и аккадцев.

Царь Хаммурапи (1793 -1750 гг. до н. э.) из династии амореев, завоевав все значимые города Месопотамии, объединил большую часть Двуречья и создал государство со столицей в Вавилоне. Хаммурапи - автор, по сути, первого в истории законодательного кодекса. Написанные клинописью на глиняных табличках законы Хаммурапи дошли до нашего времени.

При Хаммурапи Вавилон стал быстро расти. Здесь строилось много защитных сооружений, дворцов, храмов. Богов у вавилонян было много, а потому и храмы возводились в честь богини врачевания Нинисины, бога Луны Нанны, бога грозы Адада, богини любви, плодородия и власти Иштар и других шумеро-аккадских божеств. Но главным был Эсагил - храм, посвященный покровителю города богу Мардуку.

Однако боги не спасали Вавилонию от нашествий захватчиков. В конце XVII века до н. э. Вавилонское царство завоевали хетты, в начале XVI века до н. э. оно перешло к касситам, в XIII веке им стали править ассирийцы, в VII-VI - халдеи, а в IV веке до н. э. город Вавилон стал столицей державы Александра Македонского . Завоеватели не щадили города и потому Вавилон не раз подвергался разрушению, чтобы в конце концов, как птица Феникс, снова возродиться из пепла.


Город чудес

Считается, что наибольшего расцвета Вавилон достиг при халдейском царе Навуходоносоре II , который правил между 605 и 562 годами до н.э. Он был старшим сыном Набопалассара , основателя нововавилонской династии.

С малых лет Навуходоносор («первенец, посвященный богу Набу»), показал себя отличным воином. Его армия покорила несколько небольших государств на территории современного Ближнего Востока, а всё, что было там ценного, везли в Вавилонию. В том числе бесплатную рабочую силу, превратившую пустыню в оазис с многочисленными каналами.

Навуходоносор усмирял непокорных иудеев, которые то и дело бунтовали против Вавилонии. В 587 году вавилонский царь разрушил Иерусалим и его главный храм Соломона, забрал из храма священные сосуды и переселил евреев под свой присмотр.

70 лет длилось «вавилонское пленение» евреев – столько им было отмерено, чтобы осознать свои ошибки, раскаяться в грехах перед Богом и опять обратиться к вере своих предков. Вернуться домой им было позволено, когда персидский царь Кир завоевал Вавилонию.

Как ни странно, но в своих мемуарах Навуходоносор отмечал, что больше всего он гордится отстроенными городами и дорогами, которые в них пролегают. Вавилону позавидовали бы многие современные города. Он стал крупнейшим мегаполисом Древнего мира: в нем было миллион жителей.

Здесь сосредоточилась международная торговля, процветали наука и искусства. Его укрепления были неприступны: со всех сторон город окружили стенами толщиной до 30 метров с башнями, высокими валами, емкостями с водой.


Красота Вавилона поражала воображение. Улицы были вымощены плиткой и кирпичом, вырезанными из редких горных пород, дома знати украшены огромными барельефами, а стены многочисленных храмов и дворцов – изображениями мифических животных. Чтобы соединить Восточный и Западный районы города, Навуходоносор решил построить мост через реку Евфрат. Этот мост длиной в 115 метров и шириной в 6 метров со съемной частью для прохождения кораблей – инженерное чудо того времени.

Отдавая дань городу, царь не забывал и о своих нуждах. Он как сообщает древний источник, немало постарался, чтобы «выстроить дворец для жилища моего величества в Вавилоне».

Во дворце был тронный зал, пышно украшенный изображениями колонн и пальмовых листьев, выполненных цветной эмалью. Дворец был настолько хорош, что его прозвали «Чудо человечества».

На севере Вавилона, на специально созданных каменных возвышениях, имевших вид гор, Навуходоносор выстроил дворец для своей жены Аманис . Она была родом из Мидии и скучала по привычным местам. И тогда царь велел украсить дворец пышной растительностью, чтобы это напоминало зеленые оазисы Мидии.

Привезли плодородный грунт и посадили растения, собранные со всех концов света. Воду для орошения поднимали на верхние террасы специальными насосами. Спускавшиеся уступами зеленые волны были похожи на гигантскую ступенчатую пирамиду.

Вавилонские «висячие сады», положившие начало легенде о «висячих садах Семирамиды» (легендарной азиатской завоевательницы и царицы Вавилона, жившей в другой период), стали седьмым чудом света.


Пиры Валтасара

Навуходоносор II правил Вавилонией более 40 лет, и казалось, ничто не может помешать городу процветать и дальше. Но иудейские пророки еще за 200 лет предсказали ему падение. Это произошло во времена правления внука Навуходоносора II (по другим источникам - сына) Валтасара .

Как свидетельствует библейская легенда, в это время к стенам Вавилона подошли войска персидского царя Кира. Однако вавилонян, уверенных в крепости стен и защитных сооружений, не очень это волновало. Город жил роскошно и весело. Иудеи вообще считали его безнравственным городом, где царит распутство. Царь Валтасар собрал на очередной пир не менее тысячи человек и приказал подать гостям вино в священных сосудах из Иерусалимского храма, использовавшихся раньше только для служения Богу. Вельможи пили из этих сосудов и насмехались над Богом иудеев.

И вдруг в воздухе появилась человеческая рука и начертала на стене непонятные слова на арамейском языке: «Мене, мене, таке, упарсин». Пораженный царь позвал пророка Даниила , который еще юношей попал в вавилонский плен, и попросил перевести надпись. Она гласила: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено», Даниил пояснил, что это послание Бога Валтасару, в котором предсказана скорая гибель царю и его царству. Никто не поверил предсказанию. Но оно сбылось той же октябрьской ночью 539 года до н. э.

Кир взял город хитростью: он приказал отвести воды реки Евфрат в специальный канал и по осушенному руслу проник в Вавилон. Валтасара убили персидские воины, Вавилон пал, его стены были разрушены. Позже его завоевали арабские племена. Слава великого города канула в Лету, сам он превратился в руины, и «ворота богов» навсегда закрылись для человечества.

Была ли башня?

Многие европейцы, посещавшие Вавилон, искали следы башни, о которой рассказывала библейская легенда.

В 11 главе книги «Бытие» содержится предание о том, что задумали сделать потомки Ноя, спасшиеся после Великого потопа. Они говорили на одном языке и, двигаясь с востока, пришли на равнину в земле Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где и поселились. А потом решили: наделаем кирпичей и построим «себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли».

Башня всё росла, поднимаясь в облака. Наблюдавший за этим строительством Бог заметил: «вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать».

Ему не понравилось, что люди возомнили вознести себя выше неба, и он решил смешать их язык, чтобы они перестали понимать друг друга. Так и случилось.

Строительство замерло, поскольку все стали говорить на разных языках, люди были рассеяны по всей земле, а городу, где Господь «смешал язык всей земли», было дано имя Вавилон, что обозначает «смешение». Таким образом, первоначально «вавилонское СТОЛПО-ТВОРЕНИЕ» - это создание высокого сооружения, а не куча-мала и неразбериха.

Повествование о Вавилонской башне, наверное, так бы и осталось преданием, если бы во время раскопок Вавилона не обнаружили следы колоссального сооружения. Это были развалины храма.

В Древней Месопотамии строили храмы, совершенно не похожие на привычные европейские, - высоченные башни, которые назывались зиккуратами. Их вершины служили площадками для религиозных обрядов и астрономических наблюдений.

Среди них выделялся вавилонский зиккурат Этеменанки, что означало «Дом, где сходятся небеса с землею». Его высота – 91 метр, он имел восемь ярусов, семь из которых шли по спирали. Общая высота составляла около 100 метров.

Подсчитали, что для строительства башни понадобилось не менее 85 млн кирпичей. На верхней площадке возвышался двухэтажный храм, к нему вела монументальная лестница.

Наверху располагалось святилище, посвященное богу Мардуку, и предназначенное для него золотое ложе, а также золоченые рога. У подножия Вавилонской башни, в Нижнем храме, стояла статуя Мардука из чистого золота, век ее составлял 2,5 тонны.

Предполагают, что храм существовал еще во время правления Хаммурапи, его не раз разрушали и перестраивали. Последний раз – при Навуходоносоре. В 331 году до н. э. по приказу Александра Македонского башня была разобрана, ее собирались реконструировать, Но смерть Александра Великого помешала осуществить этот план. На память человечеству остались только величественные развалины и библейские легенды.

важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в кн. Бытие (11. 1-9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар . Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес, сделаем себе имя,- говорили они,- прежде нежели [в МТ «чтобы не»] рассеемся по лицу всей земли» (Быт 11. 4). Однако строительство было пресечено Господом, Который «смешал языки». Люди, переставшие понимать друг друга, прекратили строительство и рассеялись по земле (Быт 11. 8). Город получил название «Вавилон». Т. о., рассказ о В. б. (Быт 11. 9) строится на созвучии древнеевр. названия «Вавилон» ( , ) и глагола «смешивать» ( , ). По преданию, строительством В. б. руководил потомок Хама Нимрод (Ios . Flav . Antiq. I 4. 2; Epiph . Adv. haer. I 1. 6).

Библейское повествование о В. б. дает символическое объяснение причины появления разнообразия языков мира, к-рое может быть соотнесено и с совр. пониманием развития языков человечества. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратическим»; из него вычленились индоевроп. (яфетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидийские, картвельские и др. языки. Последователями этой теории были такие ученые, как В. М. Иллич-Свитыч, И. М. Дьяконов , В. Н. Топоров и Вяч. Вс. Иванов. Кроме того, рассказ о В. б. является важным указанием на библейское понимание человека и исторического процесса и, в частности, на вторичность для человеческой сущности разделения на расы и народы. В дальнейшем эта идея, выраженная в др. форме у ап. Павла , стала одной из основ христ. антропологии (Кол 3. 11).

В христ. традиции В. б.- символ, во-первых, гордыни людей, считающих возможным своими силами достичь неба и имеющих в качестве главной цели «сделать себе имя», и, во-вторых, неизбежности наказания за это и тщеты человеческого разума, не освященного Божественной благодатью. В даре сошествия Св. Духа в день Пятидесятницы рассеянное человечество получает некогда утраченную способность полного взаимопонимания. Антитезу В. б. представляет чудо основания Церкви, к-рая соединяет народы Духом Святым (Деян 2. 4-6). В. б. также является прообразом совр. технократии.

Образ «города и башни» в кн. Бытие отразил целый комплекс мифологических универсалий, напр., идею «центра мира», к-рым должен был стать построенный людьми город. Исторически засвидетельствованные храмы Месопотамии действительно выполняли эту мифологическую функцию (Oppenheim . P. 135). В Свящ. Писании строительство В. б. описано с позиций Божественного Откровения, в свете к-рого оно есть прежде всего выражение человеческой гордыни. Др. аспектом рассказа о В. б. является указание на перспективы прогресса человеческой цивилизации, и в то же время в библейском повествовании присутствует отрицательное отношение к урбанизму месопотамской цивилизации (Nelis J . T . Сol. 1864).

Образ В. б., несомненно, обнаруживает параллели с месопотамской традицией храмового строительства. Храмы Месопотамии (зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения из неск. террас, расположенных одна над др. (их число могло достигать 7), на верхней террасе находилось святилище божества (Parrot . Р. 43). Свящ. Писание точно передает реалии именно месопотамского храмового строительства, где в отличие от большинства др. гос-в Др. Переднего Востока в качестве основного материала использовались высушенный на солнце или обожженный кирпич и смола (ср.: Быт 11. 3).

Во время активного археологического изучения Др. Месопотамии было сделано множество попыток найти т. н. «прообраз» В. б. в одном из раскопанных зиккуратов, наиболее обоснованным можно считать предположение о вавилонском храме Мардука (Jacobsen . P. 334), к-рый имел шумер. название «e-temen-an-ki» - храм краеугольного камня неба и земли.

Найти остатки В. б. пытались уже в XII в. Вплоть до кон. XIX - нач. XX в. с ней отождествляли 2 зиккурата, в Борсиппе и Акар-Куфе, на месте древних городов, находившихся на значительном расстоянии от Вавилона (в описании Геродота город имел столь большие размеры, что мог включать оба пункта). С зиккуратом в Борсиппе В. б. отождествляли раввин Бенджамин из Туделы, дважды посетивший Вавилонию (между 1160-1173), нем. исследователь К. Нибур (1774), англ. худож. Р. Керр Портер (1818) и др. В Акар-Куфе В. б. видели немец Л. Раувольф (1573-1576), купец Дж. Элдред, описавший в кон. XVI в. руины «башни». Итал. путешественник Пьетро делла Валле, составивший первое подробное описание городища Вавилона (1616), считал В. б. самым сев. из его холмов, к-рый сохранял древнее название «Бабил». Попытки найти В. б. в одном из 3 теллей - Бабиле, Борсиппе и Акар-Куфе - продолжались до кон. XIX в.

В нач. ХХ в. границы Др. Вавилона были выявлены и соседние города уже не воспринимались как его части. После раскопок К. Дж. Рича и Х. Рассама в Борсиппе (городище Бирс-Нимруд, 17 км юго-западнее Вавилона, II-I тыс. до Р. Х.) стало ясно, что в связи с В. б. речь не может идти о ее зиккурате, входившем в храм богини Набу (старовавилонский период - 1-я пол. II тыс. до Р. Х.; перестройка в нововавилонский период - 625-539). Г. К. Роулинсон отождествил Акар-Куф с Дур-Куригальзу, столицей царства касситов (30 км к западу от Вавилона, основан в кон. XV - нач. XIV в., уже в XII в. до Р. Х. оставлен жителями), что исключило возможность его зиккурат, посвященный богу Энлилю (раскопан в 40-х гг. XX в. С. Ллойдом и Т. Бакиром), считать В. б. Наконец, раскопки Бабиля, самого сев. из холмов Вавилона, показали, что он скрывает не зиккурат, а один из дворцов Навуходоносора II.

Найти В. б. внутри Вавилона было одной из задач, поставленных перед герм. экспедицией Р. Кольдевея (1899-1917). В центральной части города были открыты остатки фундаментной платформы, к-рые в 1901 г. отождествили с основанием зиккурата Этеменанки. В 1913 г. Ф. Ветцель осуществил зачистку и обмеры памятника. Его материалы, опубликованные в 1938 г., стали основой новых реконструкций. В 1962 г. Ветцель завершил исследования памятника, а Х. Шмид провел детальный анализ собранных за столетие материалов и опубликовал (1995) новую, более обоснованную периодизацию и реконструкцию зиккурата Этеменанки.

Иконография

Библейский рассказ о строительстве и разрушении В. б. был проиллюстрирован уже в раннехрист. период. Самое раннее сохранившееся изображение находится в лондонской рукописи кн. Бытие (Cotton Genezis. London. Otho. B. VI. Fol. 14, 14v, 15, кон. V - нач. VI в.). В ее миниатюрах и в повторяющих их мозаиках ц. Сан-Марко в Венеции (XII в.) представлено также и разделение людей (разделение языков) после разрушения башни. В визант. иллюминированных Октатевхах, как правило, присутствует сцена разрушения В. б. (Vat. gr. 747. Fol. 33v, XI в.; Vat. gr. 746. Fol. 61v, XII в.). Наряду с иллюстрациями книг Свящ. Писания строительство В. б. («Столпотворение») как один из важнейших эпизодов всемирной истории изображается в миниатюрах средневек. сочинений исторического содержания: Христианской топографии Космы Индикоплова, хронографах, палеях, получивших широкое распространение в древнерус. книжности. В мозаиках Сан-Марко В. б. изображена в виде сооружения на прямоугольном основании; в лицевых списках Христианской топографии Космы Индикоплова (напр. РНБ. ОЛДП. F 91. Л. 25 об., нач. XVI в.) она имеет вид граненой башни с окошками и расширенным верхом; в иллюстрациях лицевой Псковской Палеи (ГИМ. Син. 210. Л. 65, 65 об., 1477 г.) представлено строительство В. б. (в виде столпа) и разрушение ее. В этих сценах обычно изображаются строители с различными инструментами, несущие носилки с камнем, выверяющие по отвесу кладку.

Из книжной иллюстрации сцена сооружения В. б. попала на иконы «Св. Троица в деянии» (напр. икона сер. XVI в., ГРМ): башня имеет вид восьмигранника с открытым верхом, перед ней отдающий приказания строителям царь Нимрод, в небесном сегменте - Господь. В западноевроп. искусстве изображение В. б. встречается в иллюстрациях Библии, Псалтирей, мировых хрониках, на средневек. картах, в настенных росписях и витражах, а также в станковой живописи (напр., «Вавилонская башня» худож. П. Брейгеля старшего, 1563, Художественно-исторический музей. Вена). Помимо прямоугольной, многогранной или круглой формы В. б. может иметь вид ступенчатого сооружения (напр., на фресках ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции, сер. XIV в.) или спиралевидной пирамиды (как у П. Брейгеля).

Лит.: Unger E . Der Turm zu Babel // ZAW. 1927. Bd. 45. S. 162-171; Dombart T . Der Stand der Babelturmsproblem // Klio. 1927. Bd. 21. S. 135-174; Gressmann H . The Tower of Babel. N. Y., 1928; Wetzel F ., Weisbach F . H . Das Hauptheiligtum des Marduk in Babylon, Esagila und Etemenanki. Lpz., 1938. (Osnabrück, 1967); Vincent L .-H . De la tour de Babel au temple // RB. 1946. T. 53. P. 403-440; Parrot A . Ziggurat et tour de Babel. P., 1949; Baur G . F ., Mauville A . The Tower of Babel // Priestly Studies. 1953. Vol. 21. p. 84-106; Протасьева Т . Н . Псковская Палея 1477 г. // ДРИ. М., 1968. [Вып.:] Искусство Пскова. С. 97-108; Nelis J . T . Tour de Babel // Dictionnaire Encycl. de la Bible. Tournhaut, 1987. Сol. 1864; Jacobsen T . Babel // IDB. Vol. 1. P. 334; Oppenheim A . L . Ancient Mesopotamia: Potrait of a Dead Civilisation. Chicago, 1977 (рус. пер.: Оппенхейм А . Л . Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. М., 1980); Vicari J . Les ziggurats de Tchoga-Zanbil (Dur-Untash) et de Babylone // Le dessin d"architecture dans les sociétés antiques. Leiden, 1985. P. 47-57; Кленгель-Брандт . Вавилонская башня: Легенда и история: Пер. с нем. М., 1991; Allinger-Csollich W . Birs Nimrud II: «Tieftempel» - «Hochtempel»: Vergleichende Studien Borsippa-Babylon // Babylonische Mitteilungen. 1998. Bd. 29. S. 93-330; Schmid H . Der Tempelturm Etemenanki in Babylon. Mainz, 1995; Albrecht S . Der Turm zu Babel als bildlicher Mythos: Malerei - Graphik - Architektur // Babylon: Focus mesopotamischer Geschichte, Wiege früher Gelehrsamkeit, Mythos in der Moderne / Hrsg. J. Renger. Saarbrücken, 1999. S. 553-574.

Предание гласит, что когда-то все люди говорили на одном языке. Однажды они дерзнули построить башню высотой до небес, и были наказаны. Господь смешал языки так, что люди перестали понимать друг друга. В итоге башня рухнула.

Археологи нашли первые доказательства существования Вавилонской башни, обнаружено первое вещественное доказательство существования Вавилонской башни - древняя табличка, датируемая VI веком до н.э. На пластине изображена сама башня и правитель Месопотамии Навуходоносор II.

Мемориальная доска была найдена почти 100 лет назад, однако только сейчас ученые приступили к ее исследованию. Находка стала важным доказательством существования башни, которая по библейской истории стала причиной появления на земле разных языков.

Ученые предполагают, что строительство библейской башни было начато под Набопаласаром во времена правления царя Хаммурали (около 1792-1750 годов до н.э.). Однако сооружение было завершено лишь спустя 43 года, во времена Навуходоносера (604-562 годы до н.э.).

Ученые сообщают, что содержание древней таблички во многом совпадает с библейской историей. В связи с этим возник вопрос - если башня в действительности существовала, то насколько правдива история с гневом божиим, который лишил людей общего языка.

Возможно, когда-нибудь будет найден ответ и на этот вопрос.
Внутри легендарного города Вавилона в современном Ираке находятся остатки огромной структуры, и древние записи предполагают, что это была Вавилонская башня. Для ученых, табличка предлагает еще одно доказательство, что Вавилонская башня не была просто работой беллетристики. Это было реальное здание в древности.

Библейская легенда о Вавилонской башне

Библейскую легенду о том, как люди пожелали построить башню до небес, и за это получили наказание в виде разделения языков, лучше прочитать в библейском оригинале:

1. На всей земле был один язык и одно наречие.
2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].
9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

История, строительство и описание зиккурата Этеменанки

Вавилон известен многими своими сооружениями. Одна из главных личностей в возвеличивании этого славного древнего города — Навуходоносор II. Именно в его время были построены стены Вавилона, Висячие сады Семирамиды, ворота Иштар и Дорога процессий. Но это лишь край айсберга — на протяжении всех сорока лет своего правления Навуходоносор занимался строительством, восстановлением и украшением Вавилона. О своих проделанных работах он оставил после себя большой текст. Не будем останавливаться на всех моментах, но именно здесь имеется упоминание о зиккурате в городе.
Эта Вавилонская башня, которую по легенде не смогли достроить из-за того, что строители начали разговаривать на разных языках, имеет и другое название — Этеменанки, что в переводе означает Дом краеугольного камня неба и земли. Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это оказался типичный для Месопотамии зиккурат (у нас можно также почитать про зиккурат в Уре), находящийся при главном храме Вавилона Эсагиле.

За все время башню несколько раз сносили и восстанавливали. Впервые на этом месте зиккурат был построен еще до Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры), до него же ее уже успели разобрать. Само легендарное строение появилось при царе Набупалассаре, а уже конечное строительство вершины взял на себя его преемник Навуходоносор.

Огромный зиккурат был возведен под руководством архитектора из Ассирии Арадахдешу. Он состоял из семи ярусов общей высотой порядка 100 метров. Диаметр сооружения был около 90 метров.

На вершине зиккурата находилось святилище, покрытое традиционным Вавилонским глазурованным кирпичом. Святилище было посвящено главному божеству Вавилона — Мардуку, и именно для него здесь были установлены позолоченные ложе и стол, а на вершине святилища закреплены золоченые рога.

У основания Вавилонской башни в Нижнем храме находилась статуя самого Мардука из чистого золота общим весом в 2,5 тонны. На строительство зиккурата Этеменанки в Вавилоне использовали около 85 миллионов кирпичей. Башня выделялась среди всех построек города и создавала впечатление мощи и величия. Жители этого города искренне верили в схождение Мардука в свое место обитания на земле и даже говорили об этом знаменитому Геродоту, побывавшему здесь в 458 году до нашей эры (через полтора века после постройки).
Изображение

С верхней точки Вавилонской башни была видна и другая из соседнего города — Эуриминанки в Барсиппе. Именно руины этой башни долгое время относили к библейской. Когда в городе обитал Александр Македонский, он предложил перестроить величественное сооружение заново, но его смерть в 323 году до нашей эры оставило постройку навечно разобранной. В 275 году Эсагила была восстановлена, но Этеменанки не отстроили. Напоминанием о былой великой постройке остался лишь ее фундамент и бессмертное упоминание в текстах.

  • Язык для общения с инопланетянами
  • Язык острова ронго-ронго
  • Девичья башня и НЛО в Баку

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в книге Бытие (11. 1-9).

Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес, сделаем себе имя,- говорили они,- прежде нежели [в МТ «чтобы не»] рассеемся по лицу всей земли» (Быт 11. 4). Однако строительство было пресечено Господом, Который «смешал языки». Люди, переставшие понимать друг друга, прекратили строительство и рассеялись по земле (Быт 11. 8). Город получил название «Вавилон ». Таким образом, рассказ о Вавилонской башне (Быт 11. 9) строится на созвучии древнееврейского названия «Вавилон» и глагола «смешивать». По преданию, строительством Вавилонской башни руководил потомок Хама Нимрод (Ios. Flav. Antiq. I 4. 2; Epiph. Adv. haer. I 1. 6).

Библейское повествование о Вавилонской башне дает символическое объяснение причины появления разнообразия языков мира, которое может быть соотнесено и с современным пониманием развития языков человечества. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратическим»; из него вычленились индоевропейские (яфетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидийские, картвельские и другие языки. Последователями этой теории были такие ученые, как В.М. Иллич-Свитыч, И.М. Дьяконов , В.Н. Топоров и В.В. Иванов. Кроме того, рассказ о Вавилонской башне является важным указанием на библейское понимание человека и исторического процесса и, в частности, на вторичность для человеческой сущности разделения на расы и народы. В дальнейшем эта идея, выраженная в другой форме у апостола Павла, стала одной из основ христианской антропологии (Кол 3. 11).

В христианской традиции Вавилонская башня - символ, во-первых, гордыни людей, считающих возможным своими силами достичь неба и имеющих в качестве главной цели «сделать себе имя», и, во-вторых, неизбежности наказания за это и тщеты человеческого разума, не освященного Божественной благодатью. В даре сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы рассеянное человечество получает некогда утраченную способность полного взаимопонимания. Антитезу Вавилонской башни представляет чудо основания Церкви, которая соединяет народы Духом Святым (Деяния 2. 4-6). Вавилонская башня также является прообразом современной технократии.

Образ «города и башни» в книге Бытие отразил целый комплекс мифологических универсалий, например, идею «центра мира», которым должен был стать построенный людьми город. Исторически засвидетельствованные храмы Месопотамии действительно выполняли эту мифологическую функцию (Oppenheim. P. 135). В Священном Писании строительство Вавилонской башни описано с позиций Божественного Откровения, в свете которого оно есть прежде всего выражение человеческой гордыни.

Другим аспектом рассказа о Вавилонской башне является указание на перспективы прогресса человеческой цивилизации, и в то же время в библейском повествовании присутствует отрицательное отношение к урбанизму месопотамской цивилизации (Nelis J. T. Сol. 1864).

Образ Вавилонской башни, несомненно, обнаруживает параллели с месопотамской традицией храмового строительства. Храмы Месопотамии (зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения из нескольких террас, расположенных одна над другой (их число могло достигать 7), на верхней террасе находилось святилище божества (Parrot. Р. 43). Священное Писание точно передает реалии именно месопотамского храмового строительства, где в отличие от большинства других государств Древнего Переднего Востока в качестве основного материала использовались высушенный на солнце или обожженный кирпич и смола (ср.: Быт 11. 3).

Во время активного археологического изучения Древней Месопотамии было сделано множество попыток найти так называемый «прообраз» Вавилонской башни в одном из раскопанных зиккуратов, наиболее обоснованным можно считать предположение о вавилонском храме Мардука (Jacobsen. P. 334), который имел шумерское название «e-temen-an-ki» - храм краеугольного камня неба и земли.

Найти остатки Вавилонской башни пытались уже в XII веке. Вплоть до конца XIX - начала XX веков с ней отождествляли 2 зиккурата, в Борсиппе и Акар-Куфе, на месте древних городов, находившихся на значительном расстоянии от Вавилона (в описании Геродота город имел столь большие размеры, что мог включать оба пункта). С зиккуратом в Борсиппе Вавилонскую башню отождествляли раввин Бенджамин из Туделы, дважды посетивший Вавилонию (между 1160-1173 годами), немецкий исследователь К. Нибур (1774 год), английский художник Р. Керр Портер (1818 год) и другие. В Акар-Куфе Вавилонскую башню видели немец Л. Раувольф (1573-1576 годы), купец Дж. Элдред, описавший в конце XVI века руины «башни». Итальянский путешественник Пьетро делла Валле, составивший первое подробное описание городища Вавилона (1616 года), считал Вавилонскую башню самым северным из его холмов, который сохранял древнее название «Бабил». Попытки найти Вавилонскую башню в одном из 3 теллей - Бабиле, Борсиппе и Акар-Куфе - продолжались до конца XIX века.

В начале ХХ века границы Древнего Вавилона были выявлены и соседние города уже не воспринимались как его части. После раскопок К. Дж. Рича и Х. Рассама в Борсиппе (городище Бирс-Нимруд, 17 км юго-западнее Вавилона, II-I тысячелетия до Р.Х.) стало ясно, что в связи с Вавилонской башней речь не может идти о ее зиккурате, входившем в храм богини Набу (старовавилонский период - первая половина II тысячелетия до Р.Х.; перестройка в нововавилонский период - 625-539 годах). Г.К. Роулинсон отождествил Акар-Куф с Дур-Куригальзу, столицей царства касситов (30 км к западу от Вавилона, основан в конце XV - начале XIV веков, уже в XII в. до Р.Х. оставлен жителями), что исключило возможность его зиккурат, посвященный богу Энлилю (раскопан в 40-х годах XX века С. Ллойдом и Т. Бакиром), считать Вавилонской башней. Наконец, раскопки Бабиля, самого северного из холмов Вавилона, показали, что он скрывает не зиккурат, а один из дворцов Навуходоносора II.

Найти Вавилонскую башню внутри Вавилона было одной из задач, поставленных перед германской экспедицией Р. Кольдевея (1899-1917 годы). В центральной части города были открыты остатки фундаментной платформы, которые в 1901 году отождествили с основанием зиккурата Этеменанки. В 1913 году Ф. Ветцель осуществил зачистку и обмеры памятника. Его материалы, опубликованные в 1938 году, стали основой новых реконструкций. В 1962 году Ветцель завершил исследования памятника, а Х. Шмид провел детальный анализ собранных за столетие материалов и опубликовал (1995 год) новую, более обоснованную периодизацию и реконструкцию зиккурата Этеменанки.