«Яндекс» и Uber объединяют бизнесы по онлайн-заказу такси.

Два крупных игрока на рынке сервисов такси, «Яндекс» и Uber, подписали соглашение об объединении бизнесов по онлайн-заказу поездок в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане в составе новой компании. Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службах обеих сервисов. Сделка уже одобрена советами директоров Uber и «Яндекса» и, как ожидается, будет закрыта в четвертом квартале 2017 года после согласований с регулирующими госорганами. Участники сделки суммарно обеспечивают более 35 млн поездок в месяц.

Объединенная компания оценивается в $3,725 млрд — Uber и «Яндекс» инвестируют в нее $225 млн и $100 млн соответственно.

С учетом этих вложений и возможных корректировок на момент закрытия сделки 59,3% компании будут принадлежать «Яндексу», 36,6% — Uber, 4,1% — сотрудникам. Возглавит компанию генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян.

«Новая компания будет использовать технологии и знания «Яндекса» в области картографического и навигационного сервисов и поисковых систем и опыт Uber как мирового лидера среди онлайн-сервисов для заказа поездок, — говорится в пресс-релизе Uber. — Это позволит создать еще более динамично развивающийся и устойчивый бизнес, который отвечает всем потребностям пользователей и водителей, а также помогает развитию транспортной инфраструктуры городов и регионов».

Как уверяют представители сервисов, после закрытия сделки оба приложения для заказа поездок -— и «Яндекс.Такси», и Uber — по-прежнему будут доступны пользователям.

То есть на мобильных устройствах для сервисов будет два отдельных приложения. «В то же время таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу, что позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом», — отметили в Uber.

Как заявили «Газете.Ru» в пресс-службе Uber, планируемая сделка не означает покупку компании «Яндексом». «Это именно объединение, у нас будет три места в совете директоров из семи, мы сможем принимать участие в принятии стратегических решений», — подчеркнули в компании.

При этом в Uber отказались комментировать ценовую политику и конкуренцию внутри приложений, а также вопрос о том, перенесутся ли претензии Дептранса Москвы по предоставлению трекинга поездок пользователей на новую организацию.

«Как будут отличаться цены в приложениях, мы сказать не можем, пока идет процесс согласования с регулирующими органами, — заявили в Uber.

— Но слияние будет на пользу и водителям, и пользователям. Кроме того, к услугам последних на рынке остается много других игроков, поэтому нет речи о монополизации рынка. Но о ценах пока говорить рано».

В свою очередь, в «Яндексе» сообщили о договоренности с Uber о роуминговом соглашении во всех странах, где работают компании. Например, прилетев в Лондон или Бангкок, можно будет из приложения «Яндекс.Такси» заказать Uber, а туристы из Парижа смогут заказать «Яндекс.Такси» из приложения Uber.

Как заявил «Газете.Ru» председатель Комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Богдан Коношенко, то, что в условия сделки включено роуминговое соглашение о возможности заказа машин Uber из приложения «Яндекс.Такси» по всему миру, показывает, что компания смогла построить конкурентную и эффективную технологическую платформу, за которую готовы дорого платить.

«Однако «Яндекс.Такси» и Uber не первые и не самые крупные сервисы, которые пошли на объединение. Не так давно в результате слияния RuTaxi, «Такси Сатурн» и RedTaxi образовался перевозчик Fasten, который значительно превосходит их по количеству поездок. Так что «Яндекс.Такси» и Uber пока занимают порядка 6-7% российского рынка, не более. Но надо сказать, что Fasten и «Максим» теперь получат хорошего крепкого конкурента, с которым нужно считаться», — сказал Коношенко.

Эксперт «Газеты.Ru» не ожидает, что в тарифной политике для партнеров и пассажиров новой компании произойдут резкие изменения, поскольку «закручивание гаек» моментально приводит к переходу водителей и пассажиров к конкурентам.

В свою очередь, депутат Госдумы от «ЛДПР», член Комитета по транспорту и строительству Александр Старовойтов в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что после слияния финансовая политика новой объединенной компании должна стать более разумной, что, в частности, положительно повлияет и на качество услуг такси.

«Падение цен на перевозки, которое мы наблюдали на рынке, в первую очередь обусловлено теми соревнованиями, которые «Яндекс» и Uber устроили в борьбе за клиентов. Из-за этого водителям приходилось работать по 12-15 часов. Uber серьезно демпинговал, что, кстати, во многих других странах привело в итоге к краху рынка такси», - рассказал он.

По словам Старовойтова, если после слияния новая компания продолжит развиваться по пути «Яндекса», в ближайшее время рынок таксомоторных перевозок несколько систематизируется.

«Безусловно, в целом проблему такси в России это слияние не решит, однако я рассчитываю на более адекватную политику компаний. Есть три составляющие: пассажир, который должен получать недорогую и качественную услугу, перевозчик, который должен получать прибыль от своей деятельности, и государство, которое должно получать налоги и правильно выстроенный рынок. Все три элемента должны находиться в гармонии, который пока, к сожалению, нет», - заявил эксперт.

В то же время депутат отметил, что стоимость услуг такси в результате таких изменений на рынке должна подняться, а жизнь других перевозчиков — усложниться.

«Цены на поездки, конечно, поднимутся. Это произойдет не в самой ближайшей перспективе, но все же случится. Но при этом должно повыситься и качество этих услуг.

Я думаю, что если поездки станут дороже на 20 рублей, но при этом работать будут профессиональные водители на новых автомобилях, пассажиры готовы будут заплатить, — сказал Старовойтов. — После объединения «Яндекс» и Uber станут мощной финансовой машиной, которая составит серьезную конкуренцию другим участникам рынка».

На фоне объявленных новостей акции «Яндекса» подскочили на 17,5%. Что весьма неплохо, учитывая убытки, которая последнее время терпел сервис «Яндекс.Такси». Так, в первом квартале этого года выручка сервиса за первый квартал составила 778 млн руб., однако скорректированный убыток — 1,25 млрд руб. За 2016 год скорректированный убыток сервиса составил около 2,1 млрд руб. Ранее сервис Uber также отчитался о масштабных убытках. Как пишет Financial Times, скорректированный убыток компании за прошлый год составил $2,8 млрд при выручке в $6,5 млрд.

Компании "Яндекс" и Uber подписали соглашение об объединении бизнесов по онлайн-заказу поездок в России, а также в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане в соcтаве новой компании, сообщается в пресс-релизе "Яндекса".

Отмечается, что по условиям соглашения Uber и "Яндекс" инвестируют соответственно 225 млн долларов и 100 млн долларов в новую компанию. Объединенная компания оценивается в 3,725 млрд долларов. "С учетом этих вложений и возможных корректировок на момент закрытия сделки 59,3% компании будут принадлежать "Яндексу", 36,6% - Uber, а 4,1% - сотрудникам", - указывается в сообщении. Возглавит новую компанию генеральный директор "Яндекс.Такси" Тигран Худавердян.

Худавердян уточнил, что после объединения "для пользователей ничего не изменится" - заказывать такси можно будет как через приложение Uber, так и через "Яндекс.Такси". Водителей объединят на базе единой платформы, передает .

"Кроме того, мы с Uber договорились о роуминговом соглашении во всех странах, где работают компании. Например, прилетев в Лондон или Бангкок, вы сможете из приложения "Яндекс.Такси" заказать Uber, а туристы из Парижа - заказать "Яндекс.Такси" из приложения Uber", - добавил представитель "Яндекс.Такси".

В новую компанию также перейдет сервис UberEATS в пяти указанных странах СНГ.

"Это объединение выгодно не только обеим компаниям, но главное - пользователям, водителям и городам, - заявил Пьер-Димитрий Гор-Коти, глава Uber в регионе Европа, Ближний Восток и Африка. - Эта сделка подтверждает исключительный рост Uber в регионе и помогает нам в дальнейшем формировании устойчивого международного бизнеса".

Это не первое объединение Uber c крупной региональной компанией: в прошлом году подразделение UberChina китайским конкурентом Didi Chuxing.

Напомним, что недавно "Яндекс" показал , который был разработан для проекта "Яндекс.Такси". Uber испытания аналогичных машин еще в прошлом году. Планируют ли компании объединить разработки и в этом направлении, пока неясно.

Торги акциями "Яндекса" переведены в особый режим

Торги акциями "Яндекса" переведены в четверг, 13 июля, в особый режим из-за роста более чем на 20% после новости об объединении бизнеса "Яндекс.Такси" и Uber, сообщает "Эхо Москвы" со ссылкой на данные Московской биржи.

Акции Yandex N.V. на бирже Nasdaq в Нью-Йорке выросли почти на 16,5% по сравнению с уровнем закрытия предыдущих торгов и торгуются на уровне в $31,83 за бумагу на фоне новости об объединении бизнеса по онлайн-заказу поездок с агрегатором Uber. Об этом свидетельствуют данные торгов. При этом рост котировок бумаг достигал 18,7%, отмечает ТАСС.

Выяснила, как будет все это работать и кто выиграет от слияния двух гигантов рынка.

На каких условиях объединяются

Стороны уже раскрыли финансовую часть вопроса. Uber вложит в новую компанию 225 миллионов долларов и получит 36,6 процента акций, «Яндекс» - 100 миллионов долларов за 59,3 процента акций. оценили в 3,7 миллиарда долларов, она будет действовать в шести странах и 127 городах, осуществляя 35 миллионов поездок на сумму в 7,9 миллиарда рублей. «Яндекс» также займется развитием бизнеса по доставке еды UberEATS на основе пеших маршрутов «Яндекс.Карт».

Каким был рынок до объединения

По словам источников «Ленты.ру», в 2016 году водители «Яндекс.Такси» совершали более 16 миллионов поездок в месяц, более 500 тысяч поездок в день. У второй на рынке компании Uber ежемесячно насчитывалось 4,8 миллиона поездок, или 160 тысяч в день, а у замыкающего тройку лидеров Gett - 4,3 миллиона поездок в месяц, или 143 тысячи в день.

Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»

В том же году эксперты аналитического центра при оценивали общий объем рынка легальных такси в 441 миллиард рублей, а нелегальных - в 116 миллиардов рублей. По их данным, в России постоянно работают 338 тысяч таксистов, а число выданных лицензий превышает 457 тысяч.

В Москве действует более 47 тысяч лицензий, в Подмосковье - более 105 тысяч. Это связано с тем, что сегодня лицензии в столице выдаются лишь автомобилям желтого цвета, а в Подмосковье официальный цвет такси - белый, то есть машину не надо перекрашивать или обклеивать пленкой.

Большинство автомобилей принадлежат таксопаркам, а «Яндекс.Такси», Uber и Gett выступают агрегаторами заказов, то есть более продвинутым аналогом диспетчерских. За использование своей системы они взимают с таксопарков ежемесячную комиссию и берут 15-20 процентов с каждой поездки. Сами таксопарки зарабатывают на сдаче машин в аренду, ежедневно получая с таксистов до 2 тысяч рублей.

Средняя выручка таксиста в Москве - 7,3 тысячи рублей в день, в Петербурге - 6 тысяч рублей, в городах-миллионниках - 3,5 тысячи рублей. Большинство водителей зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и официально не числятся в штате таксопарков, у которых арендуют машины.

Какие изменения ждут водителей

Uber и «Яндекс.Такси» объединят базы водителей, к тому же они будут пользоваться картами и алгоритмами распределения заказов «Яндекса». В теории таксистам станет легче ориентироваться в городе, поскольку навигатор «Яндекса» объективно лучше сервиса , использовавшегося в приложении Uber. Объединенная база (опять же в теории) увеличит количество свободных машин, что сократит время подачи и снизит стоимость поездок.

Однако сами таксисты этому не очень рады. Водитель «Яндекс.Такси» Саид рассказал «Ленте.ру», что обилие свободных машин усилит конкуренцию, но снизит загруженность водителей. А значит, число поездок уменьшится. «Это все, конечно, очень круто, но я за арендованный Ford Focus плачу 1850 рублей в сутки. А еще бензин - машина "жрет" 10 литров на 100 километров, это 370-400 рублей. Плюс комиссия рублей в 800 - формально ее платит таксопарк, а по факту я. Средний заказ у меня сейчас - 300 рублей, таких заказов делаю штук 15. Вот и считайте, сколько я заработаю», - сетует он.

Фото: Антон Белицкий / «Коммерсантъ»

С ним согласен и водитель Uber Алексей. «Без лицензии сейчас не поработаешь, плюс скоро нас совсем нагнут с цветом, в Москве все машины должны быть желтыми, а обклеить пленкой даже по знакомству стоит тысяч 30-40. Да, теперь будем драться за каждый заказ, пассажирам наверняка понравится. Но денег точно сможем меньше поднимать, и нас будут выжимать мигранты. Они готовы на спидах [амфетаминах] по 20 часов пахать, а мы нет. Хотя куда денешься, придется», - говорит он.

Алексей также отметил, что водители наверняка станут чаще подрабатывать частным извозом. «Заступаешь в ночь и стоишь на точках, где народу много. Часто удается договориться за налик. А с утра уже заступаешь на заказы от Uber. Правда, для этого тачка своя должна быть, в таксопарке быстро просекут, что ты сутками ишачишь, и не позволят в рейс постоянно выходить», - подытоживает таксист.

Понравятся ли изменения пассажирам

В теории объединение баз водителей и единая навигация от «Яндекса» увеличат скорость подачи автомобилей и позволят таксистам лучше ориентироваться в городах. «Это очень важно, потому что 80 процентов водителей - выходцы из СНГ», - объясняет источник «Ленты.ру» в одном из такси-сервисов.

С другой стороны, закончится ценовая война между «Яндекс.Такси» и Uber, которая раздражала таксистов, но очень нравилась пользователям. Обе компании постоянно демпинговали и вводили новые опции: в феврале они установили фиксированные цены, а в апреле «Яндекс.Такси» поддержал объявленное Uber снижение цен на 10-50 процентов.

Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»

При этом для сохранения доходов обе компании ввели так называемые зоны повышенного спроса, где в зависимости от времени дня и загруженности водителей стоимость поездки увеличивалась. Правда, это привело к тому, что в часы пик тарифы взлетали на 200 процентов, а в случае непогоды 15-минутный маршрут обходился в условные 800 рублей.

Тем не менее объединение «Яндекс.Такси» и Uber вряд ли уменьшит стоимость поездок. Наоборот, объединенная компания фактически станет монополистом на рынке, а значит, сможет не только диктовать ценовую политику, но и не брать в расчет мнение таксистов, у которых из-за возросшего числа свободных водителей не останется иного выбора, кроме как принять новые правила игры.

А значит, пассажиров и дальше будут возить в том числе и не знающие город, но работающие по 20 часов и получающие за это копейки таксисты. Только цена за их услуги, скорее всего, возрастет, ведь теперь союзу «Яндекс.Такси» и Uber можно не бояться, что их заказы подхватят водители конкурирующего сервиса.

Стала настоящей информационной бомбой - это слияние может значительно изменить дальнейшее развитие таксомоторного рынка в России.

Rusbase решил узнать мнение специалиста по теме – сооснователь сервиса Busfor Илья Екушевский рассказывает, что означает объединение сервисов, почему оно произошло и каковы ценовые перспективы для конечных клиентов.

Покатались и хватит

Дело в том, что консолидация крупных игроков может привести к монополизации рынка. В результате услуга подорожает для конечных клиентов, но не сразу.


По данным западных изданий, сделка по объединению компаний должна завершиться до конца текущего года, поэтому пока стоимость услуги, скорее всего, не изменится . А вот в 2018 году можно ожидать изменений: предпосылки для повышения стоимости уже давно созрели.


Возможное повышение цен обусловлено тем, что из-за конкурентной борьбы стоимость поездки на такси упала до такой степени, что услуга стала доступной для каждого. Поэтому удорожание может произойти как минимум в тех городах, где доля объединенной компании будет высокой.


Первыми изменение цен, скорее всего, ощутят жители Москвы и Санкт-Петербурга:

  • Во-первых, это города с самым высоким средним уровнем дохода на одного жителя (в сравнении с другими регионами России).
  • Во-вторых, здесь цена на поездку в Яндекс.Такси и в Uber изначально была выше, чем в других городах страны. Так, средняя поездка на Яндекс.Такси в Петербурге обходилась в 300–400 рублей, тогда как, например, в Перми клиент мог заплатить всего 100–200 рублей. Uber в регионах давал и более низкие цены: от 60 рублей за поездку в той же Перми и от 150–200 - в Петербурге.

Аудитория в крупных городах менее чувствительна к повышению стоимости и здесь новой компании можно хорошо заработать. За счет этого в остальных регионах страны стоимость, скорее всего, останется низкой, что позволит иметь конкурентное предложение и увеличивать долю на рынке.

Конкуренция – это дорого

Есть и другие предпосылки для объединения двух сервисов. Для каждой из сторон конкурировать стало слишком дорого: в ценовой войне одного трафика недостаточно, нужно постоянно привлекать внешние инвестиции. Многомиллионные вложения окупаются далеко не всегда.


Полагаю, стороны определили, что при объединении собственная экономика будет для них работать лучше, а бизнес за счет объема ускорится в развитии.

Помните? Такое уже было

В мире есть подобные примеры успешных слияний. Так, на китайском рынке, где летом 2016 года Uber объединился с крупным местным игроком Didi Chuxing, он только выиграл. Очевидно, американскому сервису становилось всё сложнее и дороже выдерживать конкуренцию на специфичном китайском рынке, поэтому стороны нашли точки соприкосновения, которые сработали на эффективность.


Мировые рынки такси плотно заняты сильными местными игроками. Так, в Китае, России, Индии американскому сервису явно приходилось непросто, поэтому Uber выбрал тактику сотрудничества, а не жесткой конкуренции.


Высвобожденные средства Uber может потратить на развитие продукта и разработку собственного автопилота, что однозначно создаст сильное преимущество в будущем.

А что же Gett?

Объединение и Uber может повлечь за собой и другие изменения. Остальным игрокам на рынке придется искать новые пути развития, подстраиваться под меняющуюся конъюнктуру.


Gett"у, с одной стороны , станет сложнее развиваться на рынке рядом с объединенной компанией, потому что водителей у них будет меньше. С другой стороны , он сможет держать свою аудиторию за счет лучшего рыночного предложения, на небольшом объеме дешевле обеспечить низкую стоимость перевозки.


Теоретически Gett также может объединиться с другими крепкими российскими игроками, например, с сервисами RuTaxi («Сатурн», «Везёт» и «Лидер»). На мой взгляд, борьба за большую часть рынка еще только начинается.

«Яндекс.Такси» и Uber объявили о закрытии сделки по объединению бизнеса в России и нескольких странах СНГ. По сравнению с ранее объявленными планами оценка новой компании возросла более чем на $75 млн

Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Как говорится в поступившем в РБК сообщении «Яндекса», «Яндекс.Такси» и Uber закрыли сделку по объединению бизнеса компаний в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане.

В объединенной компании «Яндекс» получил 59,3% акций, Uber — 36,9%, сотрудники новой структуры — 3,8%. Uber инвестировал в новую компанию $225 млн, «Яндекс» — $100 млн.

Генеральным директором новой компании стал Тигран Худавердян, ранее возглавлявший «Яндекс.Такси». В совет директоров вошли четыре представителя от «Яндекса» и три — от Uber.

Компании договорились объединить бизнес в нескольких странах СНГ в июле 2017 года. Изначально предполагалось, что распределение долей в компании будет несколько другим: 59,3% новой структуры будет принадлежать «Яндексу», 36,6% — Uber, 4,1% — ее сотрудникам. Предполагалось, что в результате сделки «Яндекс» получит небольшой пакет акций глобального бизнеса Uber. В конце ноября 2017 года сделку Федеральная антимонопольная служба.

Изначально стоимость объединенной компании оценивалась в $3,725 млрд. В сообщении «Яндекса» указано, что сейчас этот показатель «оценивается в более чем $3,8 млрд». Как пояснил представитель «Яндекса», новая оценка сформирована «с учетом наличных денежных средств, которыми сможет распоряжаться объединенная компания». По итогам закрытия сделки на ее счетах будет более $400 млн.

Как ранее поясняли представители компаний, после сделки оба их приложения продолжат существовать. Однако объединение должно повысить качество услуг обеих компаний. Как объясняли их представители, для таксопарков и водителей будет создана единая технологическая платформа, что должно увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом.

Объединенная компания «Яндекс.Такси» и Uber будет заниматься не только перевозкой пассажиров, но и доставкой еды из ресторанов — в контур сделки вошел сервис UberEATS. Кроме того, в декабре 2017 года «Яндекс.Такси» закрыл сделку по покупке сервиса доставки еды Foodfox. По данным РБК, покупка Foodfox обошлась «Яндекс.Такси» примерно в 500 млн руб.

По данным аналитического центра при правительстве России, объем рынка такси в России в последние пару лет увеличивался на 14,2% ежегодно и по итогам 2017 года составил 575 млрд руб. Крупнейшим игроком рынка с долей 12,3% авторы исследования называют группу компаний «Везёт» — она была создана путем объединения сервисов заказа такси Fasten Russia (работает под брендами «Сатурн» и RedTaxi) и «Везёт» (бренды RuTaxi, «Лидер», «Везёт»). Суммарная доля «Яндекс.Такси» и Uber по итогам года составила 10,4% рынка, а значит, их объединенная структура займет второе место на рынке. Следом за ней идет компания Maxim с 7,6% рынка, а потом Gett с долей в 2,5%. В целом агрегаторы пока занимают только 32,8% рынка такси в России, оставшаяся доля приходится на традиционный рынок офлайн-заказа.