То произведение, о котором мы намерены рассказать, известно и любимо многими еще со школы, но вдруг кто-то забыл сюжет и основную мораль, потому мы и решили представить вниманию читателя краткое содержание «Серой Шейки».

Глава 1. Неприятные хлопоты и Селезень-ницшеанец

Рассказ начинается с картины, как разные птички собираются на юг. Тяжелее всех приходится Старой Утке. Перед ней стоит непростая моральная дилемма. У нее есть дочка - Серая Шейка. Когда она еще была маленьким утеночком, Лиса сломала ей крылышко, и теперь юная утка не может летать. Теперь Шейка только плавает, зато плавает отменно.

Не секрет, что не все птицы добираются до теплых стран. Причем мы говорим о животных в хорошей физической форме. Мама волновалась, ведь придется оставить ребенка совсем одного, а кругом дикие звери и не слишком благоприятные погодные условия. Даже краткое содержание «Серой Шейки» дает понять, почему так мучилась мама-утка.

Селезень (муж Старой Утки) относится к мучениям жены равнодушно, даже цинично. Он говорит, что, конечно, Серую Шейку жалко, но у мамы-утки есть и другие дети. В своих размышлениях Старая Утка дошла до того, что решила остаться с дочкой-калекой. А здоровые дети? Здоровые дети справятся и без нее.

Селезень, которому был не чужд дух философии Ницше, подходил к проблеме Серой Шейки на удивление равнодушно. Он считал, что раз дочка доставляет столько неудобств, то лучше было бы, если бы Лиса ее тогда загрызла.

Глава вторая 2. Начало путешествия по долине одиночества


Нельзя сказать, что настроения отца не чувствовались и не передавались ребенку. Наступил последний день, когда птицы вовсю готовились к отлету. У Старой Утки обливалось кровью сердце, она не хотела оставлять своего ребенка на произвол природы и съедение диких зверей. Мама даже хотела остаться, но все-таки решила, что по отношению к остальным детям это будет не очень-то справедливо. Она давала последние наставления Серой Шейке.

Когда земля вокруг озера опустила, Шейка подумала о том же, о чем размышлял чуть раньше ее отец: «А может было бы не худо, если Лиса с ней расправилась?»

Вот так краткое содержание «Серой Шейки» настраивает на грустный лад. Остается только надеяться, что уточка с честью пройдет испытание зимой и одиночеством.

Глава 3. Иногда они возвращаются


Нельзя сказать, что зима захватывала пространство быстро, но все же это происходило. Незамерзшей воды в озере становилось все меньше. Но уточке все равно было, где плавать. В этой главе произошло два знаменательных события. Одно со знаком «+», другое со знаком «-». Во-первых, Шейка познакомилась с зайцем.

Дело было так. Молодая уточка от отчаяния решила наведаться в лес, и на нее выбежал заяц. Испугались оба зверя. Шейка призналась, что очень она боится Лисы. Заяц с ней согласился и сказал, что хуже зверя нет. Но при этом Ушастый отметил, что Шейка по крайней мере может плавать. Если бы он умел плавать и нырять, то никогда бы не боялся Лисы.

Замечательно пишет Мамин-Сибиряк. «Серая шейка» - прекрасное произведение не только для детей, но и для взрослых. Читая его, невольно становишься добрее и человечнее.

Появление Лисы

Однако для уточки, которая осталось одна без помощи и поддержки, были и плохие новости. Лиса прознала, что Шейка теперь без защиты, и стала ее навещать. А озеро все больше покрывалось льдом. Уточке оставалась только небольшая часть водной глади, где цвела полынь, для того чтобы плавать. Лиса ходила вокруг этого островка и облизывалась. Справедливо полагая, что Шейка не может быть бдительной все время, и когда-то она забудется.

Мастерски все сделал Мамин-Сибиряк. Серая Шейка в этом месте заставляет читателя очень тревожиться за свою судьбу.

Глава 4. Старый охотник как спаситель


И читатель, и автор понимали: если все так и будет продолжаться, Лиса добьется своего. Но, на счастье Шейки, жене старого охотника понадобилась шуба. Он хотел застрелить зайца и сделать из него шубу для жены. Но заячье сообщество заметило приближение человека с ружьем и разбежалось. Старик досадовал на свою нерасторопность. Потом увидел: Лиса легла на озере перед небольшим островком воды. Он подумал: «Странно, что она там делает?». Сделал пару шагов вперед, прицелился и выстрелил. Когда дым от выстрела рассеялся, он решил проверить, как там Лиса себя чувствует. Он подошел к оставшейся воде в озере и увидел, что Лисы там нет, но зато плавает маленькая уточка. Старик пожалел Шейку и забрал ее домой. Он подарит ее внучкам, а «жена и без шубы не замерзнет на печи».

Так заканчивает свое повествование Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка» - чрезвычайно доброе произведение, вселяющее надежду в положительный исход почти любых неприятностей.

Чему учит нас сказка?

На самом деле многому. И это даже несмотря на то что сказка - произведение детское. Тут и материнские чувства, и равнодушие отца. Сколько таких семей, где родители заряжены по отношению к ребенку полярно? Тут есть и памятник человеческому, подростковому мужеству. Краткое содержание сказки «Серая Шейка» (по крайней мере, хочется в это верить) присоединяет, заставляет сопереживать читателя мытарствам уточки.

Она и сама понимала, что шансов выжить у нее немного. Но стоит отдать должное ее мужеству и стойкости. Она не запаниковала, не совершила самоубийство, бросившись в пасть Лисы, а мужественно боролась до самого конца, и удача улыбнулась ей.

Хемингуэй как-то сказал: «Жизнь - трагическая штука с заранее предрешенным финалом». Действительно, все мы смертны. Но из этого не вытекает, что люди должны сдаваться на милость сильным, хищникам и всем тем, кто хочет нас победить. Тот же Хемингуэй написал в своем эпичном произведении «Старик и море»: «Человека можно убить, но победить его нельзя».

Ценнее всего то, что все эти моральные императивы (посылки, установки, предписания) «вмонтированы» в детскую сказку. Таким образом, ребенок, читая ее, становится чуть человечнее и добрее. Он понимает, что мир не так уж плох и зол, как представляют сейчас различные ток-шоу.

Таким получилось краткое содержание рассказа «Серая Шейка». Мы не только пересказали содержание, но и раскрыли моральное содержание произведения Мамина-Сибиряка.

Осенью, все перелетные птицы начали готовиться к перелету в теплые края. Все от больших, до маленьких птиц осознавали важность этого перелета. В семье Старого Селезня и Утки случилась беда. Их, дочь Серая Шейка, после нападения лисы, осталась с перебитым крылом и не сможет улететь вместе со всеми на юг. Чтобы дочь смогла пережить зиму, мать советует ей держаться, того места на реке где бьют ключи. В этом месте даже зимой, речка не замерзает.

После отлета птиц, Шейка осталась совсем одна. Однажды выбравшись на берег, она познакомилась с зайцем. Заяц сам посочувствовал Уточке. Он и сам очень страдал от лисицы.

С каждым днем, полынья становилась все меньше и меньше. И вот однажды на льду, появилась та самая лиса, которая сломала Шейке крылышко. Лиса попыталась поговорить с уточкой, но та не стала с ней разговаривать. Лиса стала приходить на реку каждый день, ожидая, что вот вот река замерзнет.

И вот в один прекрасный день, на опушку где резвились зайцы, вышел старичок-охотник. Охотник не успел выстрелить в зайцев, до того как они разбежались. Он заметил крадущуюся по льду лисицу. Дед выстрелил в рыжую, но не попал. Подойдя по ближе он увидел в полынье раненую уточку. Пожалев ее, он взял ее домой, для своей внучке.

Прослушать сказку «Серая шейка» Дмитрия Наркисовича Мамина- Сибиряка.

    Планируемые результаты:

    Ø Развитие этических чувств, нравственной отзывчивости, сопереживания, любви к природе, животным.

    Ø Овладение навыками смыслового чтения текста, анализа текста, оценки характеров и поступков героев произведения.

    Ø Готовность слушать собеседника, излагать свою точку зрения.

    Оборудование:

    Ход урока

    I . Организация начала урока:

    Начинаем урок литературного чтения.

    II . Подготовка к восприятию:

    Со сказкой всегда интересно,

    III. Сообщение темы урока: Слайды №2,3

    К какому виду относится эта сказка? (о животных).

    По каким признакам вы определили, что это сказка? Докажите! (Законченность сюжета, фантастический вымысел, занимательность, воспитательная направленность).

    Устная форма

    Письменная форма

    Изменяемый текст

    Неизменяемый текст

    Есть дата

    Небольшая по объему

    Больший объём

    События более волшебные

    IV . Целеполагание

    V. Анализ произведения

  • Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? (Утка - самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень - эгоистичный и равнодушный, не способный ни на какую жертву ради близких.)
  • Слайд №6
  • Как объяснить слова автора: «Оказывалось как - то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён и всегда лучше всех»? (В этой фразе есть и ирония, и горькая жизненная правда - если не помогать другим, не болеть душой за других, философствовать о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, - есть возможность выглядеть умным и рассудительным обывателем )
  • Можно ли утверждать, что автор - хороший психолог, то есть человек, который умеет анализировать переживания других людей? (НЕ важно, что в сказке речь идёт не о людях, переживания персонажей вполне человеческие!)
  • Кого вам больше жалко - старую Утку или Серую Шейку?

Описание природы (работа в группах)

Приём контраста )

«…берега оголились…» - она одна. Утки прячутся в случае опасности в прибрежный камыш Серой Шейке негде спрятаться. Получается, она беззащитна.

«…мелкий осенний дождь…»

«Вообще, хорошего было мало…»

VI . Физкультминутка

VII

Какая она, Серая Шейка?

Между кем идёт борьба? (Река и холод.) Река днем - бурлит - не замерзает. Ночью - засыпает - замерзает - тишина несет опасность. Слайд №7

Помощь для Серой Шейки.

Подтекст:

Смысл:

Слайд №8

Характеристика Акинтича.

-

зайцы - …(лукавцы)

утка - …(глупая)

прыгать - …(сигать)

Слова подсказки:

VIII . Обобщение.

  • Не теряй веры
  • Будь сильным и мужественным
  • Не плыви по течению
  • Без борьбы не сдавайся
  • Не теряй воли к жизни.

IX . Итог урока.

раскрыть загадки писателя, понять автора, в чем его особенность )

Активные - синий цвет

Внимательные - желтый цвет

Артистичные - зелёный цвет

Просмотр содержимого документа
«Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" Анализ произведения.»

Урок литературного чтения (УМК «Перспектива) 3-й класс Тема урока : Д. Н.Мамин - Сибиряк «Серая Шейка» Анализ произведения.

Цели урока:

    Развивать речь; навык правильного, плавного, выразительного чтения; умение выражать при чтении свои чувства и отношение к прочитанному.

    Воспитывать любовь и чувство сострадания к животным; эмоциональную отзывчивость и рефлексию при восприятии художественного произведения.

Планируемые результаты:
  • Развитие этических чувств, нравственной отзывчивости, сопереживания, любви к природе, животным.
  • Овладение навыками смыслового чтения текста, анализа текста, оценки характеров и поступков героев произведения.
  • Готовность слушать собеседника, излагать свою точку зрения.

Оборудование: Учебник Литературного чтения А.Ф. Климанова, презентация к уроку, карточки для групповой работы, кроссворд, цветные сигнальные карточки.

Ход урока

I . Организация начала урока:

– Начинаем урок литературного чтения.

II . Подготовка к восприятию:

Со сказкой всегда интересно,

III. Сообщение темы урока: Слайды №2,3

Сегодня мы продолжим работу над произведением Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

К какому литературному жанру его можно отнести? (Сказка)

К какому виду относится эта сказка? (о животных). - По каким признакам вы определили, что это сказка? Докажите! (Законченность сюжета, фантастический вымысел, занимательность, воспитательная направленность). - В чём отличия авторской сказки от народной? Слайд №4

Народная сказка

Устная форма

Письменная форма

Изменяемый текст

Неизменяемый текст

Есть дата

Небольшая по объему

Больший объём

Неопределенное пространство и время

Пространство и время определено

События более волшебные

События приближены к реальности

1. В отличие от народной, литературная сказка принадлежит конкретному автору и имеет неизменный текст, не бытовавший до публикации в устной форме.

2. Литературной сказке, особенно в прозаической форме, свойственна изобразительность. Автор детально и красочно описывает место действия, облик и характер героев, их переживания. Но всё же, в большей мере автор уделяет внимание необыкновенным, волшебным приключениям, происходящим с героями сказки.

3. Для литературной сказки свойственна чётко выраженная авторская позиция. Читатель сразу понимает, кому из героев автор симпатизирует, кому сопереживает, а к кому относится отрицательно.

Как назывался сборник его сказок?

IV . Целеполагание

Какой главный вопрос мы задаём при знакомстве с произведением? (понять автора, его точку зрения, его мысли и чувства, понять его отношение к тому, что он рассказал )

Это будет нашей задачей на уроке (раскрыть загадки писателя, понять автора, в чем его особенность )

V. Анализ произведения

    Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью?

(Она спасла жизнь своей дочери. Утка всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.)

    А Селезень? (Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса её съела, всё равно ей суждено погибнуть зимой.)

    Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? (Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, не способный ни на какую жертву ради близких.)

    Слайд №6

    Какая из позиций ближе каждому из вас?

    Как объяснить слова автора: «Оказывалось как – то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён и всегда лучше всех»? (В этой фразе есть и ирония, и горькая жизненная правда – если не помогать другим, не болеть душой за других, философствовать о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, - есть возможность выглядеть умным и рассудительным обывателем )

    Кого вам больше жалко – старую Утку или Серую Шейку?

Чтение по ролям разговора С.Ш. и Утки.

Вспомним, что сам Дмитрий Наркисович был очень добрым человеком и заботливым отцом. Докажите словами из текста, что автор очень переживает. («Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от разных случайностей». Автор говорит от имени Утки.)

Как Вы думаете, изменится ли что-нибудь в этом произведении. Если мы вместо С.Ш. героиню будем звать просто уткой, как зайца и лису?

Проведём эксперимент. Прочитайте начало 3 части, заменив С.Ш. на слово «утка».

Вывод. Имя очень значимо и несёт в себе отношение автора к героине. Автор заботится о ней и переживает .

(Отметить детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлётом.)

Описание природы (работа в группах)

Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки.

Сравните описание реки и состояние Серой Шейки.

«…и сама река казалась больше…»

Серой Шейке страшно, одиноко, жутко. Большая река и маленькая Серая Шейка одна. (Приём контраста )

Сравните описание берегов и состояние Серой Шейки.

«…берега оголились…» – она одна. Утки прячутся в случае опасности в прибрежный камыш Серой Шейке негде спрятаться. Получается, она беззащитна.

Сравните описание ветра и состояние Серой Шейки.

«…ветер обрывал листья и уносил их…» Листья улетают, и так же улетает кто? Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.

Сравните описание дождя и состояние Серой Шейки.

«…мелкий осенний дождь…» Дождь плачет. А вместе с ним плачет Серая Шейка и её мама-утка.

«Вообще, хорошего было мало…»

VI . Физкультминутка

VII . Сильный характер Серой Шейки.

Какая она, Серая Шейка?

Найдите отрывки, в которых показано, как менялось настроение С.Ш. с приходом холодов.

Почему же сама Серая Шейка тоже пришла к мысли о том, что лучше было бы, если бы Лиса ее съела? Что ей пришлось пережить, чтобы прийти к такому страшному выводу?

Найдите отрывки, в которых показывается, как меняется настроение Серой Шейки.

Так почему же она пришла к такому страшному выводу? (Её пугали одиночество и неизвестность, т.к. никто не мог объяснить, что такое зима)

Как бы могла сложиться судьба С.Ш.?

Как автор показывает, что С.Ш. придётся трудно? Почему в 3 части он часто обращается к описанию природы? Прочитайте. (Описание природы - это описание борьбы. Передаёт состояние тревоги. Природа нас готовит к опасности.)

Между кем идёт борьба? (Река и холод.) Река днем – бурлит - не замерзает. Ночью - засыпает – замерзает - тишина несет опасность. Слайд №7

Найдите отрывки, в которых показано, как менялось настроение уточки с приходом холодов (Отчаяние, огорчение)

Вывод. Серой Шейке нужно бороться за жизнь. Нужно быть стойкой и сильной .

Помощь для Серой Шейки.

Смогла бы С.Ш. одна пережить холода и одиночество? Кто поддерживал её в тяжёлую минуту? (Заяц.)

Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.

А как вела себя лиса? (Она пользовалась беспомощностью С.Ш.)

Подтекст: ласковые слова Лисы лицемерны. Она говорит одно, а думает другое: «Жаль, что полынья ещё не замёрзла».

Смысл: Лиса проверяет, в каком состоянии полынья и Серая Шейка, ждёт удобного случая.

Расставьте слова, подходящие к героям сказки.

Слайд №8

Какой новый персонаж появляется в опасную минуту? (Охотник Акинтич.)

Характеристика Акинтича.

- Найдите в тексте как Акинтич говорит: (работа в паре)

зайцы - …(лукавцы)

утка - …(глупая)

прыгать - …(сигать)

Убежали зайцы - … (убежала наша шуба)

Лиса ползёт - … (сам воротник к шубе ползёт)

Охарактеризуйте Акинтича? (работа в группе)

Слова подсказки: добрый, злой, заботливый, шутник, любил животных, равнодушно относился к животным.

Почему именно человек спасает С.Ш.? (Люди должны заботиться о тех, кто слабее.)

Подумайте, почему Дмитрий Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки? (Он оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку) Это и будет ваше домашнее задание.

VIII . Обобщение. Кроссворд. Ключевое слово «Мужество» Храбрость, присутствие духа в опасности

    Не теряй веры

    Будь сильным и мужественным

    Не плыви по течению

    Имей активную жизненную позицию.

    Без борьбы не сдавайся

    Не теряй воли к жизни.

IX . Итог урока.

Какая была наша задача на уроке (раскрыть загадки писателя, понять автора, в чем его особенность )

Автор является хорошим психологом, который разбирается в чувствах и переживаниях, тонким наблюдателем природы, добрым и внимательным человеком. Он хотел, чтобы мы, прочитав его сказку стали добрее и отзывчивее к тем, кому нужна наша помощь.

Активные – синий цвет

Внимательные – желтый цвет

Артистичные – зелёный цвет


скачать

Прекрасная печальная аудио сказка-рассказ "Серая шейка". Русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк неоднократно правил её текст. Впервые опубликована под названием "Серушка" в журнале "Детское чтение" в 1893 году. Позднее писатель изменил название и дополнил главой, в которой говорится о спасении Серой Шейки. Мрачная концовка не соответствовала природе сказки, предназначенной детям.
Краткое содержание аудио сказки "Серая шейка": маленькой Серой шейке лиса сломала крыло, мать утка отбила ее, но крыло осталось сломанным и Серая Шейка не могла летать. Пришла осень. После трогательного и печального прощания, стая улетела на юг, а Серая Шейка осталась на своей родной реке. Она должна была погибнуть зимою, когда замерзнет озеро. Но этого не случилось. Серая Шейка подружилась с Зайцем, который также как и она, боялся лису. Затем лиса стала приходить к Серой Шейке каждый день, она ждала когда полынья, в которой плавала Серая Шейка замерзнет. Но однажды... "Старичок охотник пустился разыскивать зайцев по следам... Старичок порядком измучился... и присел на берегу реки отдохнуть... а тут, глядь, - Лиса по реке ползет, - так и ползет, точно кошка..." Старик выстрелил, в лису не попал, Но в полынье увидел Серую Шейку. "...Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху (т.е. внутрь верхней части тулупа, между верхней одеждой и рубахой, близко к сердцу)... внучки вот как обрадуются..."
Предлагаем читать краткое содержание, слушать онлайн или бесплатно скачать аудио сказку Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка "Серая Шейка".