Автопортрет. 1505.
Дерево (тополь), масло.
Флоренция. Галереи Уффици, Галерея статуй и картин.


Восемь живописных и три графические работы прибыли в Пушкинский музей из Италии. Среди них — «Автопортрет» (1506), хранящийся в Галерее статуй и картин (Галереи Уффици), парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены (1506), и «Мадонна Грандука» (1505) из Палатинской галереи, которая также с недавних пор входит в состав Галерей Уффици.
Ранее некоторые работы художника экспонировались в ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках временных выставок, в частности, в 1989 году на выставке одной картины была показана «Донна Велата» из Галереи Палатина (Галереи Уффици), а в 2011 году — «Дама с единорогом» из Галереи Боргезе в Риме. В 1955 году в рамках «Выставки картин Дрезденской галереи» в Москве экспонировалась знаменитая «Сикстинская Мадонна».

Женский портрет (Немая). Около 1507.
Дерево, масло.
Урбино, Национальная галерея Марке.


Еще при жизни Рафаэля современники наделили его эпитетом «божественный», а в написанной его другом кардиналом Бембо эпитафии на могиле художника в римском Пантеоне начертаны слова: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего — Природа — боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что и она умирает вместе с ним». Творчество Рафаэля как живописца, рисовальщика, архитектора и поэта воплотило высший идеал эпохи Возрождения. Синтезировав достижения своих предшественников, он во многом определил дальнейший путь развития западноевропейского искусства.
Рафаэлю удалось придать визуальную осязаемость идеям ренессансных гуманистов, благодаря чему между поэтическим творчеством его современников и созданными им портретными образами существует глубокое внутреннее родство, что получило отражение в концепции выставки и ее названии — «Рафаэль. Поэзия образа».
Особое внимание на выставке уделено портретной живописи Рафаэля. Художник создал новый тип ренессансного портрета, в котором изображенное лицо, наделенное узнаваемыми чертами конкретного человека, предстает и как обобщенный образ своего времени. Замыслы мастера, воплощенные в портретах, раскрываются в сопоставлении с образцами современной Рафаэлю поэзии — представленными в контексте выставки текстами Бальтазаре Кастильоне, Антонио Тебальдео, Лодовико Дольче, а также в стихотворном творчестве самого Рафаэля.

Погрудное изображение молодой женщины в профиль. Около 1505.
Бумага, черный мел, перо, тушь, свинцовые белила, следы металлического штифта.
Флоренция, Галереи Уффици, Кабинет рисунков и гравюр.


Предложенные кураторами выставки пересечения с литературой затрагивают и тему восприятия творчества Рафаэля в российской культуре. Многие русские поэты выражали свое преклонение перед художником в стихах, в их числе Г.Р. Державин и А.С. Пушкин, который обращался к Рафаэлю неоднократно, начиная со своего раннего стихотворения «Монах» и заканчивая поздними произведениями. Связь, возникающую между стихами Пушкина и живописью Рафаэля, подметил еще В.Г. Белинский, писавший о «Сикстинской мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний! Недаром Пушкин любил Рафаэля: он родня ему по натуре».
В представленном на выставке «Автопортрете» из Галереи Уффици (1506) правильные черты юношеского лица Рафаэля гармонируют с изысканной элегантностью одежды, создавая привлекательный образ, вдохновлявший художников последующих столетий на создание своих интерпретаций.
Продолжают экспозицию парные портреты Аньоло и Маддалены Дони (1505-1506), которые были заказаны Рафаэлю самим Аньоло Дони, известным коллекционером гемм и древностей, ценителем искусства. Портреты супругов стали выражением их общественного статуса, а в творчестве Рафаэля открыли новый этап, связанный с переездом во Флоренцию.
Портретное творчество Рафаэля этого времени будет представлено на выставке также «Портретом Элеоноры Гонзага» из Галерей Уффицци и «Женским портретом» из Национальной галереи Марке (Урбино).

Портрет Маддалены Дони. 1504-1507.
Дерево (липа), масло.
Флоренция, Галереи Уффици, Палатинская галерея.


Один из шедевров художника «Мадонна Грандука» получила свое название из-за принадлежности великому герцогу Фердинанду III Лотарингскому. Композиция этой картины, ставшей своего рода эталоном изображения Богоматери в творчестве Рафаэля, отражает влияние Леонардо да Винчи: Мадонна и Младенец выступают из темного фона картины; они связаны чувством нежной любви, выраженной в жесте Младенца — он обнимает рукой Мать, при этом его взгляд обращен на зрителя. На выставке будет проде-монстрирован также подготовительный рисунок, раскрывающий один из этапов работы Рафаэля над произведением.
Завершающим и самым крупным из представленных на выставке произведений станет алтарная картина «Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Еванге-листом, Августином и Марией Магдалиной» из Национальной пинакотеки Болоньи, выполненная в римский период и являющаяся одним из классических произведений мастера. Среди тех, кто заслуженно восхищавшихся этим шедевром — немецкий поэт Вольфганг Гёте и русский художник Александр Иванов.
Творчество Рафаэля, в полном соответствии с духом эпохи Возрождения актуализировавшее завоевания классической античности, остается одним из высших достижений европейской культуры, не переставая быть актуальным и в наши дни. В 2020 году во всем мире будет широко отмечаться 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пуш-кина станет первой в череде знаменательных событий, приуроченных к этой дате.

Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: вт, ср, пт, сб, вс с 11:00 до 20:00; касса (вход) с 11:00 до 19:00;
по четвергам с 11:00 до 21:00; касса (вход) с 11:00 до 20:00.
Выходной день - понедельник.
Цена билета: с 11:00 до 13:59: 400 рублей, льготный - 200 рублей,
с 14:00 до закрытия музея: 500 рублей, льготный - 250 рублей.
Бесплатные категории - бесплатно.
Продажа билетов осуществляется на определенный сеанс, где время сеанса - это время входа на выставку. Всего 12 сеансов каждый день и 13 сеансов в четверг. Вход в Музей - до 19:00, в четверг - до 20:00.
Подробнее с расписанием сеансов и лекций, а также информацией о покупке электронных билетов можно ознакомиться .

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМИИ им А.С.Пушкина” Tag


  • Выставка «Анатомия кубизма».

    В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка-инсталляция «Анатомия кубизма». Она предоставит возможность широкой публике впервые…

  • Выставка "Скульпторы и livre d"artiste" в ГМИИ имени А.С. Пушкина.

    Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку работ ведущих мировых скульпторов в изданиях livre…

  • В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка "Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)". Но сегодня мы хотим рассказать…

  • Ноябрьские праздники в ГМИИ им. А.С. Пушкина

    В длинные ноябрьские выходные ГМИИ им. А.С. Пушкина приглашает вас к себе в гости. Начать можно с вечера пятницы - в рамках «Пятниц в…

  • Выставка "Наука о прекрасном".

    В Учебном художественном музее им. И.В. Цветаева, филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка "Наука о прекрасном. Преподавание истории…

МОСКВА, 13 сен — РИА Новости, Валерия Высокосова. Посетители ГМИИ имени Пушкина впервые увидят восемь шедевров великого итальянского живописца Рафаэля Санти на выставке "Рафаэль. Поэзия образа", которая откроется во вторник и продлится до 11 декабря.

Долгожданный гость

Экспозиция выставки состоит из восьми живописных работ и трех графических рисунков, принадлежащих кисти великого мастера, которые обычно хранятся в различных галереях и музеях Италии, в основном в галерее Уффици и национальной картинной галерее в Болонье.

Несмотря на скромное число экспонатов (всего 11 картин), выставку по праву называют самой масштабной: ранее в России появлялись произведения Рафаэля, но одновременно в таком объеме — никогда. Кураторами выставки стали хранитель итальянской живописи в Пушкинском музее Виктория Маркова и заведующая Кабинетом рисунка и гравюры галереи Уффици Марция Файетти.

"Выставка очень важна, потому что она первая, потому что она должна помочь понять Рафаэля. Очень важно, что она всем нам должна напомнить о том, что мы должны уважать, любить, переживать и не забывать свою собственную классику, для которой Рафаэль был светочем", — сказала Виктория Маркова на открытии выставки.

Рафаэль в контексте русской культуры

Главной идеей экспозиции стала взаимосвязь русской культуры и литературы с творчеством Рафаэля. По словам Марковой, художник оказал огромное влияние на многих классиков, начиная с Александра Пушкина и заканчивая Федором Достоевским. Воспоминания современников свидетельствуют о том, что созерцание "Сикстинской Мадонны" (1513 год, ныне хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене) возродило автора "Преступления и наказания", познавшего мрачные бездны человеческой натуры, к жизни, дало ему свет и надежду.

Произведения Рафаэля на выставке в ГМИИ оценивают в 500 миллионов евро В ГМИИ приедут восемь живописных картин и три рисунка из различных галерей и музеев Италии, в том числе из Галереи Уффици и Национальной картинной галереи в Болонье.

Пушкину увидеть зарубежные шедевры не довелось. Поскольку он никогда не покидал пределов Российской империи, он довольствовался малым: в то время в Эрмитаже хранились четыре картины художника, в числе которых "Мадонна Конестабиле", "Святое семейство" (1506 год, второе название картины "Мадонна с безбородым Иосифом"), "Святой Георгий, поражающий дракона" (1503-1505) и композиция в круге "Мадонна Альба" (1511). Последние две картины были проданы за рубеж, ныне они хранятся в коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне.

Несмотря на это, Александр Пушкин сумел познать великое через малое, понять живопись Рафаэля, духовные устремления его творчества и воплотить неизгладимое впечатление в своих произведениях. Имя художника возникает в стихотворениях поэта на протяжении всей его жизни.

В пространстве экспозиции связь между двумя творцами прослеживается особенно четко. Стены зала, оформленного в сине-винных тонах, украшены стихотворными строками Пушкина. Также внимательные зрители заметят произведения Гавриила Державина и некоторых итальянских поэтов.

"Осознавая эти связи, мы должны ясно понимать, что у русской культуры европейские корни, что мы европейцы, что литературы нашей без соприкосновения с Рафаэлем, который выразил суть европейской культуры, у нас бы не было", — считает Маркова.

Живой портрет

Экспозиция состоит из восьми картин, среди которых парные портреты Маддалены и Аньоло Дони (1504-1507), написанные по заказу состоятельной четы во Флоренции, "Немая" (около 1507) на глухом черном фоне, "Мадонна с младенцем", также известная как "Мадонна Грандука" (1504-1508), которая отражает влияние Леонардо да Винчи, портрет Элизабетты Гонзага (1506), а также изысканный автопортрет самого Рафаэля (1505).

© предоставлено пресс-службой ГМИИ им.Пушкина

© предоставлено пресс-службой ГМИИ им.Пушкина

Центральным изображением выставки становится "Экстаз святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной" (1515). Это самая поздняя картина художника в экспозиции, которая считается одним из классических произведений.

"Рафаэля называют первым современным художником, потому что он приблизил нас к живому человеку. Он пытался вынуть из него человеческую сущность, при этом наделяя его чертами, которые были присущи ренессансному образу. Это абсолютно живые люди. Рафаэль принимал, воспринимал и улучшал все. Он совершал работу внутри себя, придавая своим открытиям в области лучшего свой собственный взгляд", — сказала на открытии директор музея Марина Лошак, добавив, что внутренняя целостность художника придавала целостность тем образам, которые он воплощал.

Также на выставке представлены три графических рисунка Рафаэля: набросок к портрету Элизабетты Гонзага и два профиля молодых женщин.

«Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии» - проект-событие. Хотя выставка небольшая. Как-никак нужно решиться на то, чтобы отпустить на гастроли даже восемь картин и три рисунка этого художника. В 2020 году мир будет отмечать 500-летие со дня смерти мастера эпохи Высокого Возрождения, и ГМИИ им. Пушкина первым вписался в череду грядущих событий. Первая в России выставка работ Рафаэля инициирована послом Италии в России Чезаре Марией Рагальини и проходит под патронатом президентов России и Италии, а также при спонсорской поддержке «Роснефти».

До этого в Пушкинском показывали в 1955 году «Сикстинскую мадонну», перед возвращением немецкой коллекции в рамках «Выставки картин Дрезденской галереи». В 1989-м на Волхонке побывала «Донна Велата» из флорентийской Палатинской галереи, а пять лет назад - «Дама с единорогом» из римской галереи Боргезе.

Все произведения открывшейся выставки, помещенные в одном зале, можно сразу охватить взглядом: пространство довольно камерное, сильно затемненное, лишь лучи света выхватывают с темно-фиолетовых, приглушенного тона фальшстен драгоценные работы. И хрестоматийный юношеский «Автопортрет», и «Мадонну Грандука». Состояние лирической созерцательности - вот, кажется, что хотели придать нынешней выставке и на уровне экспозиционного решения (которым занималась архитектор Даниэла Ферретти), и на уровне концепции (кураторы проекта - главный научный сотрудник ГМИИ, хранитель итальянской живописи Виктория Маркова и заведующая Кабинетом рисунка и гравюры Галерей Уффици Марция Файетти).

И поскольку живопись Рафаэля многих привлекала своей поэтичностью, и раз многие - от рафаэлева современника, писателя Бальдассаре Кастильоне до Пушкина - с восхищением о его картинах отзывались, устроители выставки решили поместить произведения художника в контекст сделанных ему поэтических оммажей. Включив сюда, кстати, и стихотворение самого главного героя.

37 лет - трагическая для многих гениев цифра, и Рафаэль (1483-1520) из их числа. За короткую жизнь он, искавший в живописи гармонию, успел прославиться и встать в один ряд с Леонардо и Микеланджело. «Поэзию образа» не назовешь ретроспективой - и цель у показа иная, но пунктирно проследить хронологию творчества Рафаэля тут все-таки можно.

Искусство уроженца Урбино делят на три этапа. Предположительно в 1497 году Рафаэль поступает в мастерскую Перуджино в Перудже (часто пишут, что это произошло около 1500-го, но выставочная биографическая справка приводит более раннюю дату). Самое раннее произведение здесь - и вообще едва ли не самое раннее из документально известных - «Голова ангела» (1501, Брешиа, пинакотека Тозио Мартиненго). Она была частью алтаря для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло, позднее, за исключением нескольких фрагментов, погибшего от землетрясения. Миловидный, розовощекий ангел с золотистыми волосами, золотистость которых Рафаэль дополнительно подчеркивает, пройдясь более светлыми завитками по русым прядям. Он ищет живопись спокойную и гармоничную. Образцом тут можно считать в том числе и его «Автопортрет» (датированный уже флорентийским периодом, 1505 годом, но, как указывают в каталоге, возможно, созданный еще в Урбино), всего в несколько тонов создающий образ и задумчивый, и невероятно нежный (Флоренция, Галереи Уффици, Галерея статуй и картин). Не зря эта картина так растиражирована, что попала в свое время даже на итальянскую лиру, о чем вспоминает посол Чезаре Мария Рагальини.

В 1504 году художник переезжает во Флоренцию, где его живопись постепенно становится, если угодно, более структурной или скульптурной, что видно на парных портретах супругов Аньоло и Маддалены Дони (1505-1506, Флоренция, галерея Уффици), где жест последней напоминает жест леонардовой Джоконды. Но вместе с тем от Леонардо Рафаэль воспринял и мягкую дымку сфумато, придавшую особую интонацию светлой печали Марии с младенцем в знаменитой «Мадонне Грандука» (1504-1508, Флоренция, Галереи Уффици, Палатинская галерея). Эта работа доехала до Москвы вместе с подготовительным рисунком, по которому видно, как изменилось в итоге композиционное решение произведения. Лиричность, хрупкость образа, - то, что Рафаэль разовьет в «Немой» (1507, Урбино, Национальная галерея Марке), смотрящей и на зрителя, и вместе с тем сквозь него, погруженной в свои размышления.

Наконец, в 1508-м Рафаэля зовут в Рим ко двору папы Юлия II и при содействии архитектора Браманте (после смерти которого как раз Рафаэля назначат главным архитектором собора Св. Петра), где он прославится в первую очередь росписями ватиканских станц. В Пушкинском же от позднего Рафаэля есть одна работа - «Экстаз Св. Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» (ок. 1515, Болонья, Национальная пинакотека). Здесь не только поэтичность, но и музыкальность его живописи явлена почти буквально, через сюжет и, соответственно, слушающую небесную музыку главную героиню-мученицу.

Портреты и мадонны - из главных линий искусства Рафаэля, и как он искал линию гармонии и красоты для этих самых портретов, видно по двум рисункам с женскими профилями. В одном изображение более обобщенное, в другом - детальнее проработанное, но и там, и там важнее всего для художника абрис лица - одновременно скульптурно-точеный и очень плавный.

Экспозиция «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии» открыта до 11 декабря.

С 13 сентября по 11 декабря. Из нескольких итальянских собраний, включая галерею Уффици, в Москву прибыли восемь картин и три рисунка. Рассказывает Софья Багдасарова.

Рафаэль прославился и как портретист, и как мастер религиозной живописи: на выставке в Пушкинском музее зритель может насладиться обеими гранями его таланта. Портретный жанр представлен хрестоматийным автопортретом юного мастера (1506, Уффици), портретом его государыни урбинской герцогини Елизаветы Гонзаго (1504, Уффици), а также парными изображениями супругов Аньоло и Маддалены Дони (1506, Палатинская галерея). Здесь же - знаменитая безымянная, прозванная за крепко сжатые губы «Немой» (1507, Национальная галерея Марке, Урбино). Рисунок с изображением девушки (ок. 1505, Уффици) демонстрирует подход мастера к созданию традиционного профильного портрета.

Религиозные полотна - не настолько узнаваемы, ведь в наследии Рафаэля их намного больше, чем портретов. Самая крупная из представленных работ - многофигурный «Экстаз святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» (ок. 1515, Болонья, Национальная пинакотека). Святая Цецилия, одетая в золотую парчу, изображена держащей в руках переносной орган, другие ренессансные музыкальные инструменты грудой лежат у ее ног, а в небесах поют ангелы, держа в руках ноты. Самая трогательная - «Мадонна Грандука» (1505, Палатинская галерея): несмотря на свой небольшой, по сравнению с «Экстазом...», размер, она наполнена сиянием той самой красоты, которое сделало словосочетание «рафаэлевская Мадонна» крылатым. Подготовительный рисунок к «Мадонне Грандука» (ок. 1505, Уффици) позволяет нам разглядеть, что первоначально художник задумывал вписать ее в круг. Редкий гость на зарубежных выставках - небольшая «Голова ангела» (1501, Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа). Когда-то он был вырезан из большого алтарного образа, переписан и продан как «Голова молодого человека». Ныне зеленые крылья за его плечами, открытые после реставрации, ясно выдают его небесную сущность.

Рафаэль. Мадонна Грандука, 1507

Рафаэль. Ангел, 1501

Рафаэль. Святая Цецилия, 1517

Зал, где выставляются шедевры, эффектно оформлен с помощью контрастного освещения. Чувство погружения усиливается благодаря звуковой композиции, созданной Андреем Гурьяновым и Антоном Курышевым - это шум мастерской художника: подготовка холста, шорох карандаша, смешивание пигментов. Стены зала также украшены итальянской ренессансной лирикой Бальтазаре Кастильоне, Антонио Тебальдео, Лодовико Дольче, Агостино Беаццано и самого Рафаэля и их переводами на русский, сделанными Павлом Алешиным и Александром Маховым. К выставке подготовлена образовательная программа: лекции об ренессансном искусстве прочтут Василий Расторгуев, Иван Тучков, Виктория Маркова и другие специалисты.

ГМИИ разработал тщательный план, чтобы избежать очередей при посещении выставки. Предусмотрены сеансы по 45 минут, при этом в залах одновременно могут находиться не более 150 человек без учета экскурсионных групп. Стоимость билетов: с 11:00 до 13:59 - 400 рублей, льготный - 200 рублей; с 14:00 до закрытия музея - 500 рублей, льготный - 250 рублей. Открыта онлайн-продажа, причем сообщается, что продано уже более шести тысяч билетов и на сентябрь мест не осталось.

Тем же, кто желает посетить постоянную экспозицию Пушкинского музея, но боится попасть в очередь, мы рекомендуем проект виртуальных прогулок по музею , в том числе с помощью очков виртуальной реальности, запущенный в начале сентября.

Итальянское искусство для ГМИИ им. Пушкина относится к числу приоритетных. В музее уже показывали работы Караваджо, Тициана и Лоренцо Лотто, а этой осенью продемонстрируют сразу 11 произведений «титана» эпохи Возрождения — Рафаэля. Всего в Пушкинский музей привезли восемь картин и три рисунка мастера. И, по словам посла Италии в России Чезаре Марии Рагальини, стоимость этих работ художника оценивается в €500 млн. Все они предоставлены итальянскими музеями, и в том числе флорентийской галереей Уффици .

Именно из Уффици в Москву приехал знаменитый «Автопортрет» Рафаэля. Его художник написал в 22 года. Правильные черты юношеского лица Рафаэля гармонируют с элегантностью одежды. Этот образ не раз вдохновлял художников последующих веков на создание своих интерпретаций. На выставке в Пушкинском музее общее внимание уделяют именно портретной живописи Рафаэля. Художник создал новый тип ренессансного портрета: его герой, наделенный узнаваемыми чертами конкретного человека, предстает и как обобщенный образ своего времени.


В конце 1504 года, после приезда Рафаэля во Флоренцию, его популярность стала расти. Он получал много заказов на образы святых. Художник создал около 20 изображений Мадонн. В Москве покажут «Мадонну Грандука» , написанную в 1505 году. Композиция полотна, ставшего своего рода эталоном изображения Богоматери в творчестве Рафаэля, отражает влияние Леонардо да Винчи. Два великих художника познакомились как раз во Флоренции. И Рафаэль тщательно изучал технику Леонардо. На выставке в ГМИИ им. Пушкина также покажут подготовительный рисунок, раскрывающий один из этапов работы Рафаэля над «Мадонной Грандука» .


Выставка работ Рафаэля продлится до начала декабря. И еще до открытия экспозиции директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак прогнозировала очереди на нее. «Мы подготовились, и есть билеты онлайн. Но все равно очереди будут, я верю в нашего зрителя. Он будет стоять в очередях так же, как стоим мы, приезжая куда-то, чтобы увидеть что-то важное для себя», — отметила Лошак. В музее также ввели ограничения по времени посещения выставки. Сеансы будут длиться по 45 минут.

Рафаэля наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело называют одним из «титанов» эпохи Возрождения. Еще при жизни современники наделили его эпитетом «божественный», а в написанной его другом кардиналом Бембо эпитафии на могиле в римском Пантеоне начертано: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего — Природа — боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что и она умирает вместе с ним». По словам куратора выставки Виктории Марковой, Рафаэль «абсолютно ассоциируется с эпохой, а эпоха ассоциируется с Рафаэлем».