а, о своеобразии вступления к поэме “Руслан и Людмила”; 2. А. Развивать творческое воображение, умение делового общения в парах, в группах; Б. Развивать память, внимание; В. Развивать речь; Г. Отработать навыки самостоятельного осознанного чтения; 3. Приобщаться к национальным истокам русской литературы.
Какие впечатления, связанные с именем этого человека, у вас возникают? Чей портрет перед вами? Что вы о нём знаете?
Запишите в словарь: ЛУКОМОРЬЕ - изгиб морского берега. (стар.). Морской залив. ДОЛ - То же, что долина. Туманный д. Горы и долы. По горам, по долам (в сказках: повсюду). За горами, за долами (в сказках: очень далеко). ПРИХЛЫНУТЬ - Хлынув, приблизиться. Прихлынули волны. Прихлынула толпа. Прихлынут воспоминания (перен.). ВИТЯЗЬ - В Древней Руси: отважный, доблестный воин. ЧРЕДА - То же, что череда 1. Всему своя ч. Ч. дней. Ч. годов. Ч. облаков. ЧЕРЕДА 1. То же, что очередь. Всему приходит своя ч. 2. То же, что вереница. Облака идут волнистой чередой. ТУЖИТЬ - Горевать, кручиниться. Т. о своей беде. Не тужи, всё образуется. Живёт - не тужит (о том, кто живёт хорошо). МИМОХОДОМ - 1. По пути, проходя мимо. М. зайти куда–н. 2. перен. Между прочим, вскользь (разг.). М. сказать, услышать.
1.Каковы ваши впечатления? Понравилось вам произведение? Чем? 2. В каких словах, по-вашему, выражена основная мысль отрывка? Как вы понимаете это выражение? 3. Как вы думаете, почему этот отрывок часто воспринимается не как часть поэмы, а как отдельное произведение (стихотворение)? 4. Какие народные и литературные сказки вы вспомнили, слушая строки А.С. Пушкин а?
Запишите тему урока (понравившуюся из предложенных) на пропущенной строке, а также домашнее задание к следующему уроку. Всем спасибо за работу. 1. Что на уроке понравилось, показалось интересным? 2. Хотите прочитать всю поэму? 3 Попробуйте сами сформулировать тему нашего сегодняшнего урока, предложите свои варианты.
Домашнее задание Выучить наизусть вступление к поэме. По желанию - нарисовать иллюстрации к вступлению к поэме “Руслан и Людмила” или к собственной творческой работе или написать сочинение “Моё сказочное царство” (можно в стихах!);
Часто говорят, что Пушкин в своих произведениях зашифровал какие-то древние знания, которые ему передала Арина Родионовна. В прошлом году я как-то смотрела детский мультик, в котором как раз и был, упомянут этот отрывок из поэмы « Руслан и Людмила». В этот раз я совсем по - другому смотрела его и как – то сразу поняла, что хотел сказать Пушкин. Вполне возможно, что на это повлияло изучение древле – славянской буквицы. Итак - расшифровка, но сначала я напомню сам отрывок:
У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо песнь заводит,
Налево сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит.
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
ЛУКОМОРЬЕ – это не вымышленная страна, а вполне реально существовавшая область на северо-западе Тартарии в районе нынешнего полуострова Ямал, который Обская губа огибает в виде луки.
ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ – крепкое могучее дерево, испокон веков считавшееся одним из символов Славяно – Ариев. ЗЕЛЁНЫЙ – символ могущества и силы народа. ДУБ не случайно стоит у Лукоморья, ведь именно там, рядом с Лукоморьем проходил основной маршрут переселения наших Предков из Даарии в Азию. На всех европейских языках слово АЗИЯ пишется как ASIA, то есть Асия – место, где жили АСЫ – БОГИ, воплощённые на Земле (наши Предки) и только на русском языке это слово пишется, как АЗИЯ, чтобы мы забыли кто мы и откуда, забыли наше наследие и теперь азиатами называем тех, кто к АСАМ не имеет никакого отношения.
ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ – образы, из которых состоял Великий и Могучий Русский язык, нанизанные друг на друга и скреплённые в цепь несколькими видами письменности. Самая ценная информация: заповеди Богов, важные даты в жизни славяно-ариев записывались на золотых пластинах, скреплённых между собой золотыми кольцами и закрытых дубовыми обложками. Эти пластины назывались Сантии.
КОТ УЧЁНЫЙ – слово КОТЪ следует читать по образам букв (КАКО ОТ). А так как во времена Пушкина в конце каждого слова, заканчивающегося на согласную букву, писался твёрдый знак, слово КОТ означает «объём (мудрость), отошедший от предела в процессе сотворения». То есть, КОТ УЧЁНЫЙ – это мудрость, передаваемая из поколения в поколение, как письменно по цепи, так и устно (идёт на право – песнь заводит, налево – сказку говорит. Песнь более точная информация, сказка – один из видов сказа, переданный много раз с небольшими искажениями, но суть была верна.
РУСАЛКА – РУС – АЛ – КА
РУС – чистый, светлый, белый
АЛ – вобравший в себя всё
КА – один из многих
Таким образом, РУСАЛКА – это светловолосая ДЕВА – ПТИЦА (Сирин, Гамаюн, Алконост и т.д.). Именно поэтому она сидит на ветвях. Крылатому существу легко взлететь к небесам, так же легко сидеть на дереве. А существо с рыбьим хвостом наши Предки называли МАВКАМИ и к русалкам они не имеют никакого отношения, да и залезть на дерево им довольно сложно, рыбий хвост мешает.
НЕВЕДОМЫЕ ДОРОЖКИ – это то, что находилось на границе двух измерений или двух реальностей. Как правило, эти места были защищены от несведущих людей в глухих местах, в непроходимых лесных дебрях.
СЛЕДЫ НЕВИДАННЫХ ЗВЕРЕЙ – на границах двух измерений всегда существовали места перехода.
И звери из другого измерения появлялись в нашем мире, а они зачастую отличались от зверей, живших в нашем мире.
ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ – прилагательное курьи не имеет ничего общего с прилагательным куриные, так как является производным от глагола курить, а потому ИЗБУШКА стояла на ДЫМОВЫХ СТОЛБАХ.
ИЗБУШКА – являлась местом перехода в другое измерение, и чтобы защитить её от случайных незваных гостей, она была в нижней своей части окутана дымовой завесой образно называемой столбами. Ведь случайный неподготовленный посетитель, пройдя сквозь дымовую завесу, мог сразу попасть в другое измерение, а там его ждала только смерть, так как там были совсем другие мерности, не соответствующие нашим земным.
БЕЗ ОКОН, БЕЗ ДВЕРЕЙ – потому, что внешне походила на многомерный космический корабль, поэтому и говорили, что она мала снаружи и велика внутри.
Не случайно во всех русских сказках хозяйка избушки – БАБА – ЯГА (баба в переводе в Х,Арийского языка означает ВРАТА)встречая героев сказок(Ивана-царевича, Иванушку –дурачка) прежде всего парила их в бане, снимая с них энергетику нашего мира, потом кормила Духовной пищей, обучая как себя вести в чуждом мире, и только потом отправляла в путь, снабдив клубочком, указывающим правильный путь, чтобы герой мог благополучно вернуться в родной мир.
ВОТ ЭТО И ЕСТЬ ПОДМЕНА ОБРАЗОВ, заставляющая забыть нас наше прошлое! ТАК, что друзья, давайте начнём вспоминать свои корни, и «собирать камни». БЫТЬ ДОБРУ!
Валентина Покидова
Руслан и Людмила
1820
О произведении
«Руслан и Людмила» (1817-1820 гг., напечатана в 1820 г., второе переработанное издание - 1828 г.) - сказочная поэма Пушкина, принесшая ему всероссийскую известность.
Отзывы критиков
Искусство, которое желает нравиться прекрасным, должно развивать одни благородные чувствования и более всего не оскорблять их стыдливости. Автор «Руслана» мог бы нравиться нежностию. Он весьма искусен в описании разнообразных картин. Весьма жаль, что он слишком увлекся воображением: волшебство его более способно пугать. Ныне и дети мало читают персидские и арабские сказки, ибо не верят уже коврам-самолетам, а в «Руслане» чудеса столь же невероятны. Но еще более надобно сожалеть, что он представляет часто такие картины, при которых невозможно не краснеть и не потуплять взоров. <...>
Тогда как во Франции в конце минувшего столетия стали в великом множестве появляться подобные сему произведения, произошел не только упадок словесности, но и самой нравственности.
Пожелаем успеха нашей литературе и чтоб писатели и поэты избирали предметы, достойные своих дарований. Цель поэзии есть возвышение нашего духа - чистое удовольствие. Картины же сладострастия пленяют только грубые чувства. Они недостойны языка богов. Он должен возвещать нам о подвигах добродетели, возбуждать любовь к отечеству, геройство в несчастиях, пленять описанием невинных забав. Предмет поэзии - изящное. Изображая только оное, талант заслуживает дань справедливой похвалы и удивления.
Часто мы видим, что сочинение, несообразное с рассудком, не имеющее цели, противоречащее природе, ничтожное по предмету, постыдное по низким картинам, в нем изображенным, и порыву страстей - является в свет под именем великого творения, - и повсюду слышны раздающиеся ему рукоплескания... Странно, удивительно!
Н. И. Кутузов, «Сын отечества», 1820.
«Руслан и Людмила», по нашему мнению, одно из лучших поэтических произведений Пушкина, - это прелестный, вечно свежий, вечно душистый цветок в нашей поэзии. В этом создании наш поэт почти в первый раз заговорил языком развязным, свободным, текучим, звонким, гармоническим...
Аноним, «Галатея», 1839.
Нельзя ни с чем сравнить восторга и негодования, возбужденных первою поэмою Пушкина - «Руслан и Людмила». Слишком немногим гениальным творениям удавалось производить столько шума, сколько произвела эта детская и нисколько не гениальная поэма. Поборники нового увидели в ней колоссальное произведение, и долго после того величали они Пушкина забавным титлом певца Руслана и Людмилы. Представители другой крайности, слепые поклонники старины, почтенные колпаки, были оскорблены и приведены в ярость появлением «Руслана и Людмилы». Они увидели в ней все, чего в ней нет - чуть не безбожие, и не увидели в ней ничего из того, что именно есть в ней, то есть хороших, звучных стихов, ума, эстетического вкуса и, местами, проблесков поэзии. <...>
Причиною энтузиазма, возбужденного «Русланом и Людмилою», было, конечно, и предчувствие нового мира творчества, который открывал Пушкин всеми своими первыми произведениями; но еще более это было просто обольщение невиданною дотоле новинкою. Как бы то ни было, но нельзя не понять и не одобрить такого восторга; русская литература не представляла ничего подобного «Руслану и Людмиле». В этой поэме все было ново: и стих, и поэзия, и шутка, и сказочный характер вместе с серьезными картинами. Но бешеного негодования, возбужденного сказкою Пушкина, нельзя было бы совсем понять, если б мы не знали о существовании староверов, детей привычки.
Поражает полное совпадение схемы «Повести о Раме» со схемой «Руслана и Людмилы» Пушкина (колдун похищает жену, муж отыскивает колдуна, сражается с ним и возвращает жену).
Б. Л. Смирнов. Введение // Махабхарата III: Эпизоды из книг III, V. Ашхабад, 1957.
Конечно, у нас нет никаких оснований предполагать, что по каким-то переложениям или подражаниям Пушкин был знаком со «схемой» «Рамаяны» (в начале XIX в. вообще о существовании санскритского эпоса знали немногие специалисты), но подмеченное Смирновым сходство достаточно очевидно. И объясняется оно, по-видимому, тем, что Пушкин создал свою поэму, используя фольклорные сюжеты (прежде всего фольклора сказочного; ср. отмеченные под № 400, 300 и 301 в известном каталоге сказочных сюжетов Аарне, Томпсона (см.: Aarne, Thompson 1961) сказки о жене, похищенной Змеем или Кощеем Бессмертным, о юноше, разыскивающем пропавшую невесту, о герое-змееборце), сюжеты, которые столь же широко, как в России, популярны в фольклоре Индии.
П. А. Гринцер. «Первая поэма» Древней Индии // Рамаяна: Книга 1: Балаканда (Книга о детстве); Книга 2 Айодхьяканда (Книга об Айодхье). М., 2006.
В языке своей первой поэмы, используя все достижения предшественников - точность и изящество рассказа в стихах Дмитриева, поэтическую насыщенность и певучесть интонаций, «пленительную сладость стихов» Жуковского, пластическую красоту образов Батюшкова, - Пушкин идет дальше их. Он вводит в свой текст слова, выражения и образы народного просторечия, решительно избегавшиеся светской, салонной поэзией его предшественников и считавшиеся грубыми, непоэтическими. Уже в «Руслане и Людмиле» Пушкин положил начало тому синтезу различных языковых стилей, который явился его заслугой в создании русского литературного языка.
Урок литературного чтения во 2 классе.
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Тема . Вступление к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила. У лукоморья дуб зелёный»
Цель . Познакомить детей с вступлением к поэме «Руслан и Людмила»; начать формировать представление о логике сказочного жанра; добиться понимания содержания; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к русской поэзии.
Ход урока
I . Организационное начало урока
Вновь мы учебник открываем.
Что же ждёт нас впереди?!
Какие тайны мы узнаем?
От предвкушенья замирают
Сердца, горящие в груди!
II . Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
Отгадайте кроссворд и узнайте жанр произведения, о котором будем говорить.
1. Средство передвижения Бабы Яги. (Ступа).
2. Герой фольклора, имеющий прозвище Бессмертный. (Кощей.)
3. Существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде. (Русалка.)
4. Герой фольклора, имеющий отчество Горыныч. (Змей.)
5. Жених Василисы Прекрасной. (Иванушка.)
6. Единовластный государь в тридесятом королевстве. (Царь.)
Какое слово по горизонтали получилось? ( Сказка .)
Попробуйте объяснить, что такое сказка. Выберите определение.
Сказка – это:
а) Небольшое поэтическое произведение в стихах.
б) Произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил.
в) Прозаическое произведение небольшого размера.
Ответ: (б)
Чтоб творчество Пушкина лучше узнать.
Прочитайте высказывание, записанное на доске.
«Сказка - не сказка без чудес.
Заходи в волшебный лес…»
Как поняли? О каких сказках пойдет речь? (О волшебных)
Что значит «волшебные сказки»? (В них действует волшебство, чудодейственная сила, происходят чудеса) А кто поведёт нас в мир сказки? (А.С.Пушкин)
Что о нём знаете? Рассказ учителя.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Став взрослым, А.С.Пушкин во время своих поездок по России собирал и записывал сказки.
Какие сказки Пушкина знаете? (Выставка книг.)
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
«Сказка о царе Салтане»;
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;
«Сказка о Попе и работнике его Балде»;
«Сказка о золотом петушке».
Какое бы название дали этой выставке? (Авторские сказки А. Пушкина)
Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
Кто слышал эту сказку? О чём она? (О том, как злой волшебник унёс со свадьбы невесту Руслана Людмилу, о том, как он и ещё три её жениха, отправились искать Людмилу, об их приключениях и счастливом конце).
III . Работа по теме урока
Откройте учебник на странице 7.
1.Работа над иллюстрацией.
Прочитайте, какой вопрос задал Миша Учёному Коту?
Так к какой сказке художник Васильев нарисовал картинку?
Вы помните, как называются картинки к произведению? (Иллюстрации)
Проверим. Для этого перевернём страницу. Учитель читает продолжение интриги.
К какому произведению эта иллюстрация? (К вступлению к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)
Познакомимся с этим произведением.
2.Чтение стихотворения учителем. (Дети следят по учебнику и делают пометки слов, значения которых непонятны)
Лексическая работа.
Что такое лукоморье? Где можем найти значение этого слова? Найдите.
Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив. (Учитель рисует на доске). Лука – изгиб, кривизна чего-нибудь.
Значение каких ещё слов непонятны? Давайте вместе разберёмся.
Златая, брег, песнь, чредой – это старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).
Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.
Что означает « дол »? (Пространство без деревьев – долина, удлиненная впадина вдоль речного русла среди гор)
Как вы понимаете слова «видений полны»? (Много призраков, приведений.)
О заре – на заре.
Почему воды названы ясными? Подберите синоним. (Прозрачные).
Пленяет – берёт в плен.
Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.
Чахнет – сохнет.
Прихлынут – набегут на берег.
Чредой – чередой, по очереди
Мимоходом – по пути, проходя мимо.
Темница – темное помещение без окон.
Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд.
3.Вернёмся к нашей иллюстрации. Найдите подтверждения, что она к этому произведению. Что видите?
Могучее дерево дуб, к которому прикреплена золотая цепь;
Кота, который лежит на цепи и читает книгу;
Русалку;
Избушку на курьих ножках;
Бабу Ягу в ступе.
Найдите строчки, из стихотворения, подходящие к каждому персонажу, изображённому на иллюстрации. Что объединяет эти персонажи? (Это герои волшебных сказок) Какие свои персонажи добавил художник?
Филин в дупле;
Сказочная птица Сирин;
Рядом с русалкой на ветке сидит А.С.Пушкин.
Как вы думаете, для чего художник так это сделал? (Чтобы картинка была ещё более сказочной)
Создаётся ли у вас впечатление, что перед нами сказочный лес? (Да, он густой, заросший, непроходимый, ветки его деревьев переплетены)
Можно ли утверждать, что на иллюстрации «живой» лес? (Да, ветви его деревьев похожи на руки, которые готовы схватить любого, кто проникнет в этот лес)
Перечитайте произведение и подумайте, кто же рассказчик? (Лирический герой) Найдите подтверждение в тексте.
«И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.»
Куда он попал? (В волшебный мир) Найдите в тексте подтверждение, что мир волшебный. («Там чудеса …») Прочитайте, какие чудеса наблюдал наш герой-рассказчик?
На сколько частей можно разделить это произведение? (На три: вступление, основная часть, концовка) Прочитайте строчку, которой заканчивается основная часть. Кто в сказке обычно так говорит? (Это Баба-Яга) А в произведении А.Пушкина? (Рассказчик)
Как вы думаете, является ли рассказчик сказок частью волшебного мира? (Нет, он только наблюдает, а сам он является представителем реального мира)
Встречались ли вам в сказках слова, похожие на эти? Прочитайте.
«И я там был, мёд-пиво пил,
По усам текло, а в рот не попало»
Где они находятся: в начале или в конце сказок? А в тексте А.Пушкина? Почему рассказчик говорит, что мёд-пиво в рот не попали? (Потому, что речь идёт о том сказочном мире, где всё нереально, выдумано)
Кот учёный у А.Пушкина умеет только сказки рассказывать? Докажите свою точку зрения строчками из текста. (Он песни заводит и сказки говорит) А герою Пушкина кот учёный поёт песни или сказки рассказывает? (Он рассказывает сказки – «Свои мне сказки говорил»)
Чтение учителем интриги на странице 10 .
На плакатик
Летучей Мыши взгляни,
Важные сведения
Там ты найди.
Прочитайте запись на плакате Летучей Мыши. Что поняли?
Внимательно перечитайте стихотворение.
Обратите внимание на слово в тексте, которое выделено цветом и многократно повторяется. Как вы думаете, с какой целью это делает автор? Чтобы понять и ответить, попробуйте сказать его несколько раз вполголоса. Страшновато? Так зачем автор-рассказчик использовал этот приём? (Чтобы подчеркнуть таинственность волшебного мира)
IV . Физкультминутка
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
V . Продолжение работы по теме урока
1.Работа над выразительностью чтения.
Учитель читает произведение по частям и вместе с детьми обсуждают, как нужно читать.
1) У лукоморья дуб зеленый
Что заметили? Если бы вы строили предложение, то как бы сказали? (Нарушен порядок слов; прилагательное после существительного)
А знаете ли вы, что такой литературный приём называется - ИНВЕРСИЯ
2) Златая цепь на дубе том ( Выделяем слово златая – принадлежность к волшебному миру)
3) И днем и ночью кот ученый
Как поняли слова? (Постоянно, беспрестанно!) Как надо прочитать эти строчки?
4) Все ходит по цепи кругом;
На какое слово падает логическое ударение? Выделим голосом это слово.
5) Идет направо - песнь заводит ,
Ставим паузу - // перед дефисом.
6) Налево // - сказку говорит.
(Пауза, ожидание чуда: что же будет?)
Прочитайте первую часть выразительно. (Заслушиваются несколько вариантов чтения)
7) Там чу-де-са:
Прочитайте следующие строчки . Сколько рисунков нарисуете? Пушкин использует мозаику. Мозаика – из отдельных кусочков составляем целое. Давайте увидим отдельные кусочки.
там леший бродит
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Неведомые дорожки – это какие? Их никто никогда не видел, по ним никто не ходил.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
8) Там лес и дол видений полны;
Создадим звуковой образ этой строки, выделим ударные звуки.
[ А Э И О Э О ]
Пропоём их. Что слышится и представляется? (Простор, бескрайность русской природы)
9) Там о заре прихлынут волны
Кого накрывало волной? Какое возникало ощущение? (Дух захватывает) Попробуйте передать это голосом.
10)
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
Слова брег, чредой – какой придают оттенок речи? (Придают речи торжественность.)
11) Чтение следующих 10 строк. О чём говорится в эти строчках? Вспоминаются герои различных волшебных сказок.
12) Там русский дух… Там Русью пахнет!
Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? (Гордость за Россию)
13) Самостоятельное чтение последних четырёх строчек.
И там я был, // и мёд я пил; //
У моря видел дуб зелёный; //
Под ним сидел, // и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Прочитайте выразительно всё стихотворение.
2.Чтение продолжения интриги учителем на странице 11.
Что для человека является в жизни самым важным и ценным? (Семья, друзья, наше прошлое, наши обычаи) Как понимаете значение слова «обычаи»?
Обычаи - общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения.
Как кот объяснил. Почему дуб – это тоже «ценное»? Найдите ответ в учебнике. Какое слово требует поиска значения в Толковом словаре? Откроем толковый словарь и найдём значение слова «предки».
Предки – это древние предшественники по роду.
Вспомните, кого ещё из мира природы древние люди считали своими предками? (Зверей и птиц; доказательство мы можем найти в русских народных сказках, так как в них животным давали имена людей)
VI .Работа по тетради для самостоятельной работы №1
Откройте тетрадь на странице 4.
Выполнение задания №2.
Прочитайте стихотворение «Дерево».
О чём оно? (О необычном дереве) Что вас удивило? Найди строчки, из которых видно, что дерево огромное. Подчеркните их одной чертой. Найдите строчки, в которых жизнь дерева сравнивается с жизнью человека. Подчеркните их двумя чертами. Чем необычно это дерево? (Оно включает в себя всю семью: и дочек, и сыновей, и дедов древних) Это дерево – прародитель и его можно назвать тотемом.
VII .Итог урока
Что нового узнали на уроке? Вам понравился урок? Какими мыслями и чувствами поделились бы с вашими родителями?
Прослушивание звукозаписи «Пролога» в исполнении заслуженного артиста РСФСР А. Шварца будет логичным и эмоциональным завершением урока.
Домашнее задание:
1. Выучить наизусть законченный отрывок (Или до слов «И с ними дядька их морской…», или начиная со следующей строки до конца).
2. По желанию – нарисовать рисунок к одному из эпизодов.