Это поистине королевский сорт, выведенный во Франции компанией «Mielland» .

Биологические особенности

Роза «Пьер де Ронсар» относится к плетистым сортам, является ремонтантной. Взрослый может достигать 3 метров в высоту, в ширину разрастается до 2 метров. Растение достигает таких размеров в возрасте 3-4 лет, так как не отличается интенсивностью роста. Цветы крупные, 8-10 см в диаметре, набитые (60-70 лепестков в бутоне).

Имеют окрас от кремового до бледно-розового, часто в центре бутона цвет насыщеннее. Листья жесткие, плотные, блестящие. Аромат невыраженный, еле уловимый. Сорт «Пьер де Ронсар» обладает такими преимуществами :

  • обильное и продолжительное цветение;
  • высокий иммунитет;
  • морозоустойчивость.
После ее описания не должно остаться сомнений: такая роза непременно должна быть на вашем участке. Далее поговорим о том, как выращивать розы.

При покупке саженцев следует обращать внимание на такие аспекты:

  1. Саженцы бывают привитые и с собственной корневой системой. Уточняйте тип подвоя, так как некоторые могут выращиваться только в теплицах.
  2. Возраст саженца: отдавайте предпочтение двух- трехлетним .
  3. Обращайте внимание на состояние корней, наличие пятен на листьях и стеблях.

Выбор места для посадки

Подготовка саженцев

Теперь поговорим непосредственно о том, как . Высаживают в открытый грунт весной. Саженцы внимательно осматривают, удаляют поврежденные побеги и . Все срезы обрабатывают специальным средством, например, «Раннет» или обычной зеленкой. Перед посадкой корни саженцев опускают в воду со стимулятором корнеобразования.

Процесс и схема посадки саженцев розы

Плетистой розе «Пьер де Ронсар» не требуется много места, достаточным будет участок 50х50 см . Однако крона у куста очень велика, поэтому можно увеличить схему посадки до 2х2 м .
В лунки вносят перегной или , поливают водой с магранцовокислым . Удобрения присыпают слоем грунта во избежание контакта с корнями.

Важно! Надземную часть саженца после посадки обрезают до 20 см: это активизирует рост и способствует буйному цветению в будущем.

Уход и тонкости выращивания

Уход за «Pierre de Ronsard» практически не отличается от ухода за другими розами, за исключением того, что сорту требуется подвязка.

Полив, рыхление и прополка

Внесение удобрений

В вопросе, как ухаживать за розами, не стоит забывать об , тем более эта культура любит дополнительную .
Весной вносят , перед цветением можно подкармливать , к концу цветения – калием и фосфором. В периоды цветений вносят .

Знаете ли вы? Назван этот розовый куст в 1985 году в честь французского поэта Пьера де Ронсара это приурочено к четырехсотой годовщине его смерти.

Роль мульчи

Профилактика болезней и появления вредителей

Для профилактики плети обрабатывают весной и перед укрытием на зиму. Обработку проводят 1%-раствором .

Опора

Для плетистых сортов обязательным условием является наличие опоры. Ее необходимо устроить до посадки куста.
Формируйте опору таким образом, чтобы она не создавала тени кусту. Можно использовать имеющиеся на участке деревья либо соорудить подпоры из веток бамбука.

Обрезка

Осуществляют после окончания цветения, а также и весной. При осенней обрезке удаляются старые побеги, а молодые укорачиваются на четверть. Весенняя обрезка предполагает удаление поврежденных побегов.

Важно! Для розы«Пьер де Ронсар»важной является и обрезка плетей. Это поможет формированию куста и усилит цветение .

Укрытие на зиму

Вопрос о том, как ухаживать за розами, будет раскрыт не до конца, если мы не поговорим о укрытии на зиму. Хоть этот сорт и считается морозостойким, для гарантии сохранения куста лучше все же защитить его от морозов.
Для «Пьер де Ронсар» этот процесс не из легких, так как он имеет очень жесткие побеги, которые практически невозможно пригнуть. Укрывают куст, в основном, вертикальным способом, предварительно обвязывая куст лапником.

Пьер де Ронсар (1524―1585) - французский "принц поэтов", оказавший влияние на английскую, голландскую, польскую поэзию, вдохновлявший крупнейших композиторов своего времени. В двадцать восемь лет он уже был на вершине славы даже за пределами Франции. Многие его произведения стали классическими и вошли в золотой фонд французской поэзии. Незаслуженно забытый, Ронсар был вновь оценен спустя почти триста лет благодаря деятельности Ш.-О. Сент-Бёва, известного историка литературы и критика. В России Пьер Ронсар стал известен с XVIII в. В нашем столетии этот прекрасный поэт и философ вновь заблистал в работе прекрасных переводчиков.

Сборник составили три любовных цикла, посвященные Кассандре, Марии и Елене, а также оды, гимны, элегии, поэмы и стихотворения разных лет.

ПЬЕР РОНСАР
О вечном
Избранная лирика

АВТОБИОГРАФИЯ

(Послание к Реми Белло)

Хочу, о мой Белло, чтоб ведал ты о том,
Кто связан волей муз с тобой тугим узлом,
Откуда он и кто: чтоб правнукам грядущим,
Что будут счет вести векам быстро бегущим,
В Ронсаре и в Белло не различать двоих
И знать, что общее стучало сердце в них.

Так, родом предок наш из тех краев, - мы знаем, -
Где с хладным Фракия соседствует Дунаем,
Пониже Венгрии, где солнце - редкий дар, -
Именовался ж он маркизом де Ронсар.
Людьми и золотом, землей и городами
Богатый, сын его, прельщаемый боями,
Отряд из юношей составил удалых
И, бросив родину, стал капитаном их.
Прошел он Венгрией и Нижней Алеманьей,
Прошел Бургундией и пышною Шампаньей,
И, храбрый, стал служить Филиппу де Валуа,
Что против англичан войною шел тогда.

И было Франции таким его служенье,
Что дал ему король обширные именья,
Где протекает Луар; и, позабыв совсем
Своих и родину, во Франции затем
Женился он и стал того семейства предок,
От коего и я родился напоследок.

Отец мой у Анри когда-то правил дом,
Рожденного Франсуа, великим королем, -
Тому же стольником в испанской был неволе.
Не должно ль, чтоб слуга усердствовал тем боле
Пред повелителем, не изменив себе,
Его изменчивой сопутствуя судьбе?

И материнскою я стороной не низок:
Тут род де ла Тримуй и дю Бумаж мне близок,
Руо и Шадрие тут родственники мне,
Что славной доблестью блистали на войне
И Марсом доблесть ту в бессмертье утвердили,
Там был и предок мой, и улица одна
По имени его теперь наречена…

Но ежели желать имеешь представленье
Ты не о роде лишь моем, но и рожденье,
Вот, мой Белло, тебе об этом правда вся
Про год и день, когда на свет я родился.
Когда король Франсуа был в Павии захвачен,
Субботний в сентябре был Богом день назначен
Одиннадцатого родиться мне числа:
Тут Парка нить мою чуть-чуть не порвала.
Я не был первенцем. В семье отцовской было
Уж несколько детей; мать пятерых вскормила.
Два рано умерли, а на других троих
Я вовсе не похож в обычаях своих…

Лет девяти меня в коллеж определили,
Но там лишь полгода, не более, томили
Преподаванием регента де Вайи.
Так отбыл, не развив познания свои,
Я в Авиньон, - а там сбиралась той порою
Рать короля Франсуа с австрийским Карлом к бою,
И Орлеанского тут герцога я стал
Пажом; впоследствии в Шотландию попал
И в свите короля шотландского народа
Я пробыл в Англии тогда три полных года.
По возвращении меня вновь герцог взял,
Но долго на корму подножном не держал,
Послал во Фландрию, в Зеландию и снова
В Шотландию, когда в конце пути морского
Наш с Лассиньи корабль - немного б - и валы
У брега Англии разбили б о скалы!

И не могла три дня затихнуть буря злая,
Нам градом и водой и громом угрожая,
И, в безопасности достигнув берегов,
Разбился в гавани корабль на сто кусков.
Мы в порте. Убыли и не было б меж нами,
Когда бы не судно, покрытое волнами,
Да кладь, которая, разбита по частям,
Носилась по ветру игрушкою волнам.
Когда шестнадцать мне минуло, тогда же,
В сороковом году, отправился с Баиф
Я в Алеманью, с ним в соседстве изучив
Мощь доблести; болезнь тогда-то, пав на ухо,
Бог весть какой судьбой меня лишила слуха,
И был так тягостен постигнувший недуг,
Что от него хожу поныне полуглух.
В апреле через год в Блуа Кассандры взоры
Свершили надо мной Амура приговоры;
То имя подлинно иль нет, - его следа
На мраморе души не в силах смыть года.

В то время, подойти желая к знанью ближе,
Учеником Дора я сделался в Париже.
В латинском, в греческом, и там-то началась
Та дружественная впервые наша связь,
Которая в душе моей хранима вечно,
Как дружба и с Баиф, в ней будет бесконечна…

ПЕРВАЯ КНИГА ЛЮБВИ

Кассандра

ОБЕТ

Там, где кастальские струятся воды,
И там, на склоне геликонских круч,
Где под копытом конским хлынул ключ,
Водил я, Сестры, с вами хороводы.
То были дни ученья и свободы,
И стих лился, раскован и певуч,
Поэзии тогда блеснул мне луч,
Святилищ ваших озаряя своды.
Так пусть не медь, не бронза, не гранит,
А этот купол вечный сохранит
Слова мои, на сотни лет, быть может:
"Одной богине верен был Ронсар,
Свои стихи принес он музам в дар,
А сердце на алтарь любви возложит!"

Кто хочет зреть, как Бог овладевает мною,
Как осаждает он и как теснит в бою,
Как, честь свою блюдя, он губит честь мою,
Как леденит и жжет отравленной стрелою,

Кто видел, как велит он юноше, герою
Бесплодно заклинать избранницу свою,
Пускай придет ко мне: стыда не утаю,
Обиды сладостной от глаз чужих не скрою.

И видевший поймет, как дух надменный слаб
Пред яростным стрелком, как сердце - жалкий раб
Трепещет, сражено его единым взглядом.

XVI века, который попал в мировую историю как глава объединения под названием "Плеяда". Хотите узнать о данном писателе, его жизненном пути и творческой деятельности поподробнее? Читайте данную статью!

Пьер де Ронсар. Биография

Будущий поэт родился в 1524 году в замке Ла-Поссоньер, который находился недалеко от Вандомуа. Мальчик рос в знатной семье: его отец - Луи де Ронсар, был придворным короля Франции Помимо этого, Луи принимал участие в битве при Павии, за что также был удостоен привилегий. Благодаря этому Пьеру удалось стать пажом у короля, а позже мальчик начал службу при шотландском дворе. На протяжении нескольких лет Пьер жил в Париже, где получил гуманистическое образование. Ронсар изучал древние языки и философию. Его наставником стал сам Жан Дора - известный французский гуманист и поэт, который в дальнейшем станет участником "Плеяды". Начиная с 1540 года, у Пьера появились проблемы со здоровьем. Юноша начал терять слух. Существует мнение, что причиной этому стал перенесённый ранее сифилис. Начиная с 1554 года, Пьер стал придворным поэтом короля Генриха II. Однако в 1574 году, после смерти Карла IX, Ронсар впал в немилость и в итоге полностью отошел от двора.

Начало творческого пути

Пробу пера Пьер де Ронсар (фото можно увидеть выше) совершил в 1542 году. Именно тогда юноша решил попробовать себя в лирике. Первое произведение Пьера было опубликовано лишь в 1547 году. Тем не менее оно не принесло Ронсару широкой известности. Первой крупной работой Пьера можно по праву считать произведение под названием "Оды", которое поэт писал на протяжении 1550-1552-х годов. В 1552-1553-х годах Пьер, имитируя стиль Франческо Петрарки, написал произведение "Любовные стихи". А в сонетах, которые вышли в 1555-1556-х годах, Ронсар воспевал молодую крестьянку по имени Мария Дюпен. Стихотворения этого периода характеризовались своей естественностью и простотой.

Участие в организации "Плеяда"

Параллельно с этим Пьер де Ронсар принимал активное участие в культурной жизни страны. Таким образом, юноша стал главой поэтической школы под названием "Плеяда". Организация была создана в 1549 году и свое название получила в честь группы, которая состояла из семи поэтов из Александрии (III век до нашей эры). Пьер де Ронсар возглавил "Плеяду". Помимо самого Ронсара, в группу входили еще семь поэтов, которые писали преимущественно в сонет, комедия, трагедия, элегия и т. д.

Чем же занималась "Плеяда"? Идеология группы заключалась в полном отказе от традиционных поэтических форм. Помимо этого, члены "Плеяды" хотели изменить отношение к лирике в целом. Пьер де Ронсар, в отличие от многих современников (к примеру, Клеман Маро), относился к поэзии как к серьезному и упорному труду. Поэт, по канонам "Плеяды", обязан стремиться к красоте. Лирик должен прибегать к мифологии, неологизмам и заимствованиям, обогащая таким образом родной язык.

Деятельность группы проявлялась в виде многочисленных произведений, которые были написаны участниками "Плеяды". Помимо этого, в 1549 году Ронсар вместе с де Баифом и де Белле разработал подробный план довольно-таки обширной реформы, которая затрагивала поэтическую жизнь страны. Манифест увидел свет в виде трактата под названием "Защита и прославление французского языка".

На протяжении 1550-1560-х годов лирика членов "Плеяды" довольно сильно преобразилась. Таким образом, в группе проявилась определенная тенденция к философичности. Помимо этого, творчество поэтов "Плеяды" приобрело ярко выраженные гражданские оттенки. Метаморфозы были связаны в первую очередь с общественно-поэтической ситуацией в стране.

Дальнейшая деятельность

Помимо этого, внимания достоин философский цикл стихотворений под названием "Гимны". В них Пьер де Ронсар затрагивает основные проблемы человеческого бытия. К данному циклу также можно отнести характера «Рассуждения о бедствиях времени», которые Ронсар написал в 1560-1562-х годах. В 1965 году свет увидел теоретический труд Пьера, который получил название "Краткое изложение поэтического искусства". А в 1571 году поэт написал поэму героико-эпического характера "Фронсиада", разработав таким образом абсолютно новый литературный жанр. в 1585 году в возрасте 61 года.

Можно с уверенностью сказать, что творчество Пьера де Ронсара сыграло огромную роль в развитии не только французской, но и европейской поэзии в целом. Именно по этой причине его лирика является неизменной классикой.

Пьер де Ронсар - знаменитый французский поэт, которого считают основателем лирической национальной поэзии. Благодаря ему французская поэзия получила в свое распоряжение огромное количество стихотворных размеров, стала более музыкальной, гармоничной, масштабной и глубокой. В поэзию Ронсар ввел тему природы, любви, в которой одновременно сочетались платонизм и чувственность.

Будущий поэт родился 11 сентября 1524 г. в провинции Вандомуа в долине Луары, где находился их замок Ла-Поссоньер. Ронсар являлся потомком знатного семейства, его отец был придворным Франциска I. У этого же монарха сам Пьер служил пажом, затем в том же качестве подвизался при шотландском дворе, пройдя соответствующий курс в Наваррском коллеже.

Затем Ронсар служил секретарем одного из выдающихся гуманистов того времени, известного дипломата Лазара де Баифа. По делам службы Ронсару довелось побывать в Англии, Шотландии и эльзасском городе Хагенау. Путешествие подарило ему знакомство с целым рядом знаменитых людей, в т.ч. ученых, но в то же время его настигло тяжелое заболевание, из-за которого впоследствии развилась глухота. Поскольку о карьере военного или дипломата в связи с этим не могло быть и речи, Пьер де Ронсар углубился в изучение литературы, в частности, поэзии. В Париже он получил гуманитарное образование, в столичном коллеже Кокре под руководством Ж. Дора постигал тонкости древних языков и философии.

Собственные стихотворные опыты им были предприняты в 1542 г. Первая публикация относится к 1547 г. В 1549 г. Ронсар вместе с де Баифом и дю Белле выступил создателем плана масштабной реформы стихосложения, которая нашла отражение в работе дю Белле «Защита и прославление французского языка».

Впервые предложенные принципы были воплощены на практике в 1550 г., когда публика познакомилась с ронсаровскими «Одами». Выходившие до 1552 г., они имели огромный успех и помогли автору снискать славу большого поэта. Ронсар был руководителем поэтической школы, которую в честь древних александрийских поэтов назвали «Плеядами»; все ее члены славились огромным интересом к учебе и трудолюбием. В течение 1552-1553 гг. Ронсар пишет любовную лирику в стиле Ф. Петрарки.

С 1554 г. ему присваивают статус придворного поэта короля Генриха II. В нем он оставался до 1574 г. После этого времени он окончательно порвал с двором, поскольку после смерти Карла IX оказался в немилости. После этого события его биография была связана с аббатствами Круаваль (Вандомуа) и Сен-Ком (Турень).

Творческое наследие Ронсара достаточно обширно. Сюда входят философские, религиозно-политические стихи, неоконченная и признанная неудачной героико-эпическая поэма «Фронсиада» (тем не менее она позволила считать Ронсара основателем нового жанра), многочисленные сонеты, теоретическая работа «Краткое изложение поэтического искусства». Однако именно лирика сделала Ронсара прославленным поэтом, позволила ему снискать всеобщее уважение и окружить себя почетом, каким позже будет окружен Гюго. Сборники «Любовные стихотворения», «Продолжение любовных стихотворений», «Сонеты к Елене» прославили его за пределами родины - в Голландии, Германии, Швеции, Италии, Польше. Его произведения в значительной мере повлияли на дальнейшее развитие не только французской, но и европейской поэзии, в частности, таких поэтов, как Херрик, Сидни, Шекспир, Спенсер. Скончался Пьер де Ронсар 27 декабря 1585 г. в Сен-Ком-сюр-Луар.

Биография из Википедии

Пьер де Ронса́р (фр. Pierre de Ronsard; между 1 сентября и 11 сентября 1524, замок Ла-Поссоньер, Вандомуа- 27 декабря 1585, аббатство Сен-Ком, близ Тура) - французский поэт XVI века. Возглавлял объединение «Плеяда», проповедовавшее обогащение национальной поэзии изучением греческой и римской литератур.группы «Плеяда», создавшей национальную поэтическую школу. Первым серьезным произведением этой группы стал ее литературный манифест Защита и прославление французского языка (1549), традиционно приписываемый Жоашену Дю Белле (1522–1560), где ясно декларировались новые представления о национальной культуре и литературе. Автор связывал подъём и расцвет культуры с общенациональным подъёмом и процветанием; уровень развития культуры, таким образом, определялся уровнем развития государства и народа. При этом в манифесте прослеживается характерный для Ренессанса культ античности и декларирован лозунг подражания древним авторам. Художественная программа «Плеяды» утверждала приоритет французского языка и его равенство с латинским и итальянским, провозглашала высокое назначение поэта-творца. Язык провозглашался родом искусства, а поэзия – его высшей формой. Античное же наследие они считали стимулом для развития национальной литературы. Состав группы менялся, но ведущими в ней были Пьер Ронсар (1524–1585), Жоашен Дю Белле и Жан Антуан Баиф. В наибольшей степени дух культуры Возрождения и ее идеалы были выражены в творчестве лидера «Плеяды» Ронсара. Гуманист, он воспевал радость жизни, человека и человеческую любовь как вершину его жизни. Культ природы, ощущение и восприятие красоты мира, характерные для миросозерцания поэта, отразились в утверждении идеи органического единства человека и природы. В наследии Ронсара проявилось и его критическое восприятие общества (Гимн золоту, стихи, протестующие против гражданских войн) и философские размышления о судьбах человечества. В то же время он стремился прославить свою родину (Гимн Франции). Особое место в его творчестве занимали темы любви и природы, он оставил несколько книг, посвященных любви (Любовь к Кассандре, Любовь к Марии и др.). Ему принадлежит эпическая поэма Франсиада. Он по праву считался современниками «князем поэтов».

Ронсар родился в замке Ла-Поссоньер неподалёку от Вандомуа в знатной семье. Он был сыном Луи де Ронсара, придворного короля Франциска I и участника битвы при Павии. Служил пажом у Франциска I, потом при шотландском дворе. Получил гуманистическое образование в Париже; изучал философию и древние языки под руководством Жана Дора. C 1540 года Ронсар стал терять слух (возможно, вследствие перенесённого сифилиса).

С 1542 сочинял стихи; первое стихотворение Ронсара опубликовано в 1547. Заявил о себе как о крупном поэте, создав в 1550-1552 гг. произведение «Оды». В это время он возглавлял поэтическую школу «Плеяда», сформировавшуюся в 1549 г. и названную так в честь группы из семи александрийских поэтов III в. до н. э., носившую такое же название. В «Плеяду», руководителем которой стал Ронсар, входили ещё семь менее знаменитых поэтов, освоивших жанры оды, сонета, элегии, эклоги, комедии и трагедии и развившие эти жанры в духе эпохи Возрождения. В 1549 разработал - совместно с дю Белле и де Баифом - план обширной поэтической реформы, изложенный в «Защите и прославлении французского языка» дю Белле. В 1552-1553 гг. Ронсар написал «Любовные стихи» в стиле Петрарки. В сонетах 1555-1556 гг. он воспел юную крестьянку Марию Дюпен, придав стихам простоту и естественность.

В эти же годы он создал цикл философских стихов под названием «Гимны», где затрагивались основные вопросы человеческого бытия. К ним примыкают и религиозно-политические стихи «Рассуждения о бедствиях времени», написанные в 1560-1562 гг. В 1565 г. Ронсар написал теоретический труд «Краткое изложение поэтического искусства», а в 1571 г. создал героико-эпическую поэму «Фронсиада», разработав ещё один литературный жанр.

С 1554 придворный поэт Генриха II. После кончины Карла IX (1574) впал в немилость и окончательно отошёл от двора.

Его творчество оказало сильное влияние на дальнейшее развитие не только французской, но и почти всей европейской поэзии.

Творчество

Основные произведения

«Оды» (1550) были первым практическим применением доктрины Ронсара. Они встречены были ликованием. Среди других сочинений: «Любовные стихи» и «Оды» (1552), «Гимны» (1555-1556), «Эклоги» и «Любовь к Марии» (1560), «Рассуждение о бедствиях нашего времени» (1562), «Краткое изложение поэтического искусства» (1565), незавершённая поэма «Франсиада» (1572).

Значение творчества

Ронсар окружен был при жизни такой же славой и почетом, как позднее - В. Гюго. В XVII веке Ронсар был осуждён Буало в «Поэтическом искусстве» и с тех пор был совершенно не известен до начала XIX века, когда Сент-Бев и романтики восстановили славу его лирики. Ронсар - по преимуществу лирик. Условность разработанной им доктрины побуждала его сочинять искусственные «пиндаровские оды», в которых поэзия подавлена учёностью; но стих его в этой трудной школе приобрёл большую гибкость. Отбросив антистрофу и эпод, Ронсар ввёл лирические формы высокой красоты и звучности. Он внёс во французскую поэзию бесконечное разнообразие поэтических размеров и создал гармонию стиха. Он не заимствовал у древности внешних форм, но был проникнут античным духом, сказавшимся во всём его творчестве. В его лирике заметна также значительная доля итальянского влияния. В его песнях и сонетах (около 600) петраркизм сочетается с чувственностью и нежной грустью, рисуя любовь, смерть, жизнь природы. В некоторых стихотворениях (например, «Mignonne, allons voir si la rose », «Nous vivons, ma Panias », «Quand Vous serez vieille ») Ронсар - прямой предшественник лиризма XIX века. Великим поэтом Ронсар может быть назван прежде всего как созидатель богатой лирической формы, разнообразных новых размеров (ронсаровская строфа в 6 стихов aabccd и др.). Попытка Ронсара создать эпопею («Франсиада») оказалась неудачной.

Пьер де Ронсар, великий поэт французского Возрождения, чуть ли не первым в мировой истории поставил вопрос о путях развития национальных языков. Именно Ронсаром был начат теоретический спор о правомерности привлечения в национальный язык иностранных слов. И хотя современные критики восторгаются идеями поэта и осуждают развенчавших его Малерба и Буало, но в вечном противоречии их точек зрения победить, видимо, может только золотая середина.

Будущий поэт родился 11 сентября 1524 года в замке Ла-Пессоньер, в долине реки Луары, провинция Вандомуа. Он стал шестым ребёнком в семье Луиса де Ронсара, рыцаря и влиятельного придворного короля Франциска I (1494-1547). Ронсар-старший привёз из итальянских походов в свой родовой замок много книг, на которых воспитывался малолетний Пьер. Отец сам охотно писал стихи.

В 1536 году, после завершения обучения в Наваррском коллеже*, юноша стал пажом: сначала рано умершего дофина Франциска, а затем сестры короля - прославленной королевы-поэтессы Маргариты Наваррской (1492-1549). Пьер оставался любимцем Маргариты до её кончины, хотя служил у королевы сравнительно недолго.

* В средневековой Франции учебные заведения назывались «коллеж», в отличие от привычного нам «колледжа».

Не меньшее значение имел для юноши тот период его жизни, когда он был назначен секретарём Лазара де Баифа, одного из крупнейших гуманистов XVI века и видного дипломата. В этой должности Ронсар посетил Шотландию, Англию, Фландрию, Данию, Германию и Италию.

В 1542 году, будучи по делам службы в эльзасском городе Хагенау, Пьер заболел тяжелейшей формой малярии и почти оглох. С этого времени дипломатическая и военная карьера для него оказались закрыты. Аристократу оставался единственный путь - принять монашеский сан. Ронсар очень этого не хотел, однако подчинился настоятельным просьбам отца. В 1543 году он прошёл обряд пострижения, но вместо того, чтобы заняться богословскими науками, с головой ушёл в изучение модной тогда античности. Это стало возможно после того, как в июне 1544 года умер Луис Ронсар. Менее чем через полгода умерла и мать поэта Джоанна Шёдрие (ок. 1487 - 1544).

Пьер пошёл в ученики к знатоку древности Жану Дора и под его руководством поступил в 1547 году в коллеж Кокре. Ближайшим товарищем и единомышленником Пьера стал в коллеже сын недавнего благодетеля Ронсара - поэт Жан Антуан де Баиф (1532-1589).

Тем временем жизнь брала своё. 21 апреля 1546 году молодой, полный жизненной энергии монах Пьер де Ронсар встретил при королевском дворе в Блуа дочь флорентийского кондотьера, банкира и кардинала Бернара Сальвиати (ок. 1492 - 1568) - Кассандру Сальвиати (1531-1607) - и влюбился в неё*. Надо отметить знатность рода Сальвиати: отец Кассандры был банкиром короля Франциска I и являлся родным дядей французской королевы Екатерины Медичи, т.е. Кассандра приходилась королеве троюродной сестрой. В ноябре того же 1546 года девушка вышла замуж за Жана Пейне, сеньора де Пре. Ронсару оставалось только страдать. В последующих веках, когда говорили о великой безнадёжной любви, обычно называли имена Лауры и Петрарки, Кассандры и Ронсара. Отмечу, что прямым потомком Кассандры является великий французский поэт Альфред де Мюссе.

* Дочери Бернара Сальвиати славились красотой. Случилось так, что именно они разбили сердца двум выдающимся французским поэтам. Вторая дочь Сальвиати - Диана - стала музой поэта Агриппы д’Обиньи (1552-1630), который даже сватался к девушке. Бернар отказал жениху, а вскоре Диана неожиданно умерла. Безутешный Агриппа всю жизнь оставался преданным своей несостоявшейся супруге и воспевал её в очаровательных стихах.

В годы учёбы у Дора и страстной любви к Кассандре поэт стал основоположником нового течения во французской литературе, которое с его же лёгкой руки получило название «Плеяда». По примеру александрийской «Плеяды», включавшеё семерых знаменитых греческих поэтов-трагиков эпохи Птолемея II, Ронсар организовал собственную поэтическую группу. Плеяда - созвездие из семи звёзд, так что в ней могло быть только семь поэтов.

Французская «Плеяда» сложилась к 1549 году на основе учеников коллежа Кокре, но в дальнейшем Ронсар сам определял её состав. Первоначально в «Плеяду» входили: сам Ронсар, а также его двоюродный брат Жоашен дю Белле (1522-1560), Жак Пелетье дю Монс (1517-1582), Жан де Лаперюз (1529-1554), Жан Антуан де Баиф (1532-1589), Понтюс де Тиар (1525-1605) и Этьен Жодель (1532-1573). После кончины в 1554 году Жана де Лаперюза его место занял Реми Белло (1528-1577), а после смерти в 1582 году Пелетье дю Манса пришёл Жан Дора (1508-1588).

Участники «Плеяды» провозгласили принцип «подражания древним». Они основывались на преклонении перед греческой, римской и итальянской литературой. Однако тяжелейшие последствия для национальной литературы, которые с трудом преодолели впоследствии Малерб и Буало, имел другой принцип деятельности «Плеяды» - принцип презрения к родной французской словесности. Ронсар был уверен, что, подражая древним, поэты таким образом возвышают литературу и многократно усиливают её идеальное начало.

Поэзия «Плеяды» оказала влияние почти на всех поэтов Франции второй половины XVI века. Литературным манифестом её по праву считается трактат «Защита и возвеличивание французского языка», принадлежащий перу Жоашена дю Белле (1522-1560). Соавтором и вдохновителем трактата был Ронсар.

В 1550 году Пьер де Ронсар впервые опубликовал собственную поэтическую книгу - это был сборник стихотворений «Первые четыре книги од» (в 1552 году вышло продолжение - «Пятая книга од»). Прочитав сборник, Маргарита Наваррская, а следом за нею и принц Карл (будущий король Карл IX), пришли в восхищение и провозгласили Ронсара «принцем поэтов».

Надо сказать, что автор оправдал восторги своих высоких покровителей. Далее последовал сборник сонетов и песенок «Любовные стихотворения» (1552), затем вышли книги «Книжка шалостей» (1553), «Рощица» (1554), «Продолжение любовных стихотворений» (1555) и «Новое продолжение любовных стихотворений (1556). Последний сборник вышел накануне кончины старшего брата поэта - Пьера Клода де Ронсара, после Пьер на долгое время стал опекуном своих малолетних племянников и племянниц.

Слава стихотворца Ронсара быстро распространилась по всей Европе. На традиционном конкурсе поэтов в Тулузской академии ему достался первый приз. Начиная с 1553 года Ронсар получил ряд бенефиций и стал состоятельным человеком. С 1558 года его назначили придворным поэтом французского короля Генриха II, через год - королевским священником, хотя рукоположен Ронсар никогда не был. Впрочем, это почётное звание не было связано с исполнением каких-либо духовных обязанностей.

Да и король погиб на рыцарском турнире в июле того же года.
При последующих королях Франциске II (1559-1560), Карле IX (1560-1574) и Генрихе III (1574-1589) Ронсар вёл довольно весёлый образ жизни. Несмотря на монашеский постриг у поэта было много женщин, но воспел он только трёх.

«Первая книга любви», вышедшая в 1552 году, была посвящена Кассандре Сальвиати. Стихи этого сборника поэт писал в течение шести лет. В целом же почти двадцать пять лет была она героиней любовной лирики гения. Последний раз Ронсар видел Кассандру в 1569 году и сочинил об этом поэму «К Кассандре».

«Вторую книгу любви» 1556 года поэт посвятил Марии Дюпен, простой крестьянской девушке из Бургейля. Познакомились они в апреле 1555 года. Несколько лет Мари оставалась любовницей Ронсара, жила с ним под одной кровлей, пока не заболела и умерла на руках возлюбленного. Точный год её смерти не известен, расхождения у биографов Ронсара колеблются от 1560 до 1574 года. В стихах поэт рассказал историю своей любви, но вот стихотворение «Смерть Марии» посвящено не возлюбленной поэта, а написано на кончину фаворитки Генриха III - Марии Клеве (1553-1574).

Третья любовь пришла к поэту на склоне дней. Его последний сборник любовных стихотворений «Сонеты к Елене» вышел в 1578 году. Книга была посвящена Елене де Сюржер (1546-1618) - надменной капризной фрейлине Екатерины Медичи. Мадам де Сюржер возмутилась, прочитав «Сонеты…», и повсюду жаловалась, что распутный старец компрометирует её своими любовными излияниями. Поэт бесился, но был бессилен что-либо сделать. К тому времени он уже давно слыл в придворных кругах сластолюбивым, чувственным и даже развратным человеком.

В 1562 году во Франции начались религиозные войны как разновидность гражданской войны. Новая обстановка плохо вязалась с творчеством Ронсара и других поэтов «Плеяды». Группа утратила своё влияние и в конце концов распалась.

С самого начала войны Ронсар решительно поддержал короля Карла IX.

Варфоломеевская ночь с 23 на 24 августа 1572 года, когда в Париже католическое большинство массово вырезало протестантов - гугенотов - и свидетелем которой оказался Ронсар, стала для поэта тяжелейшим потрясением. В том году он опубликовал фрагменты своего главного, как полагал сам поэт, творения жизни - «Франсиады». Эта героическая эпопея в духе великих античных классиков должна была, по замыслу Ронсара, не только увековечить его творчество, но и явиться произведением, венчающим французскую литературу вообще. Сюжет был подсказан поэту ещё королём Генрихом II, а затем одобрен Карлом IX. «Франсиада» рассказывала о предках династии Валуа. Ронсар успел написать только четыре песни.

В целом его творчество оказало гигантское влияние не только на французскую поэзию, но и на европейскую, в том числе на русскую - последовательницу французской. Во французское стихосложение поэт привнёс необычайное богатство и разнообразие рифм, строфики, метрики; он широко пользовался аллитерацией, смело употреблял размеры с нечётным числом слогов. Большой заслугой Ронсара является воскрешение александрийского стиха.

После смерти в 1574 году Карла IX Ронсару было отказано в должности придворного поэта. По воле гомосексуалиста Генриха III это место занял смазливенький, но малоталантливый Филипп Депорт (1546-1606). Ронсару же дали солидный пенсион, после чего он жил преимущественно в аббатствах Круаваль в Вандомуа и Сен-Ком в Турени, периодически посещая двор Генриха III, где до конца его дней господствовали миньоны*.

* Миньон («милашка») - фаворит; у Генриха III было сорок пять миньонов, о чём рассказано в романе Александра Дюма-отца и Огюста Маке «Сорок пять», последнего из трилогии «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро».

Вскоре Франция почти на двести лет забыла о своём великом поэте. Вспомнил о нём выдающийся французский литературный критик начала XIX века Шарль Огюстен де Сен-Бёв (1804-1869). С этого времени слава великого реформатора стихосложения и классика любовной лирики Пьера де Ронсара неуклонно преумножается.

На русский язык произведения поэта переводили М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский и др. Лучшими считаются переводы С.В. Шервинского и В.В. Левика.

Поэзия Пьера де Ронсара в переводах В.В. Левика

Из «Книжки шалостей»

В дни, пока златой наш век
Царь бессмертных не пресек,
Под надёжным Зодиаком
Люди верили собакам,
Псу достойному герой
Жизнь, и ту вверял порой.
Ну а ты, дворняга злая,
Ты, скребясь о дверь и лая,
Что наделал мне и ей,
Нежной пленнице моей
В час, когда любви утехи
Мы вкушали без помехи,
Превратив каморку в рай,
Ну зачем ты поднял лай?
Отвечай по крайней мере,
Что ты делал возле двери,
Что за чёрт тебя принёс,
Распроклятый, подлый пёс?
Прибежали все на свете:
Братья, сёстры, тёти, дети, -
Кто сказал им, как не ты,
Чем мы были заняты,
Что творили на кушетке!
Раскудахтались соседки,
А ведь есть у милой мать,
Стала милую хлестать -
Мол, таких вещей не делай!
Я видал бедняжку белой,
Но от розги вся красна
Стала белая спина.
Кто, скажи, наделал это?
Недостоин ты сонета.
Я уж думал: воспою
Шерстку пышную твою.
Я хвалился: что за пёсик!
Эти лапки, этот носик,
Эти ушки, этот хвост!
Я б вознёс тебя до звёзд,
Чтоб сиял ты с небосклона
Псом, достойным Ориона.
Но теперь скажу я так:
Ты не друг, ты просто враг,
Ты паршивый пёс, фальшивый,
Гадкий, грязный и плешивый, -
Учинить такой подвох!
Ты - плодильня вшей и блох,
От тебя одна морока,
Ты блудилище порока,
Заскорузлой шерсти клок.
Пусть тебя свирепый дог
Съест на той навозной куче,
Ты не стоишь места лучше,
Если ты, презренный пёс,
На хозяина донёс.

Природа каждому оружие дала:
Орлу - горбатый клюв и мощные крыла,
Быку - его рога, коню - его копыта,
У зайца - быстрый бег, гадюка ядовита,
Отравлен зуб её. У рыбы - плавники,
И, наконец, у льва есть когти и клыки.
В мужчину мудрый ум она вселить умела,
Для женщин мудрости Природа не имела
И, исчерпав на нас могущество своё,
Дала им красоту - не меч и не копьё.
Пред женской красотой мы все бессильны стали.
Она сильней богов, людей, огня и стали.

Когда в её груди пустыня снеговая

Когда в её груди - пустыня снеговая
И, как бронёю, льдом холодный дух одет,
Когда я дорог ей лишь тем, что я поэт,
К чему безумствую, в мученьях изнывая?

Что имя, сан её и гордость родовая -
Позор нарядный мой, блестящий плен?
О, нет! Поверьте, милая, я не настолько сед,
Чтоб сердцу не могла вас заменить другая.

Амур вам подтвердит, Амур не может лгать:
Не так прекрасны вы, чтоб чувство отвергать!
Как не ценить любви - я, право, негодую!

Ведь я уж никогда не стану молодым,
Любите же меня таким, как есть, седым,
И буду вас любить, хотя б совсем седую.

Когда одна, от шума в стороне…

Когда одна, от шума в стороне,
Бог весть о чем рассеянно мечтая,
Задумчиво сидишь ты, всем чужая,
Склонив лицо как будто в полусне,

Хочу тебя окликнуть в тишине,
Твою печаль развеять, дорогая,
Иду к тебе, от страха замирая,
Но голос, дрогнув, изменяет мне.

Лучистый взор твой встретить я не смею,
Я пред тобой безмолвен, я немею,
В моей душе смятение царит.

Лишь тихий вздох, прорвавшийся случайно,
Лишь грусть моя, лишь бледность говорит,
Как я люблю, как я терзаюсь тайно.

Когда, старушкою, ты будешь прясть одна...

Когда, старушкою, ты будешь прясть одна,
В тиши у камелька свой вечер коротая,
Мою строфу споёшь и молвишь ты, мечтая:
«Ронсар меня воспел в былые времена».

И, гордым именем моим поражена,
Тебя благословит прислужница любая, -
Стряхнув вечерний сон, усталость забывая,
Бессмертную хвалу провозгласит она.

Я буду средь долин, где нежатся поэты,
Страстей забвенье пить из волн холодной Леты,
Ты будешь у огня, в бессоннице ночной,

Тоскуя, вспоминать, моей любви моленья.
Не презирай любовь! Живи, лови мгновенья
И розы бытия спеши срывать весной.

Скорей погаснет в небе звёздный хор
И станет море каменной пустыней,
Скорей не будет солнца в тверди синей,
Не озарит луна земной простор,

Скорей падут громады снежных гор,
Мир обратится в хаос форм и линий,
Чем назову я рыжую богиней
Иль к синеокой преклоню мой взор.

Я карих глаз живым огнём пылаю,
Я серых глаз и видеть не желаю,
Я враг смертельный золотых кудрей,

Я и в гробу, холодный и безгласный,
Не позабуду этот блеск прекрасный
Двух карих глаз, двух солнц души моей.

Когда ты, встав от сна…

Когда ты, встав от сна богиней благосклонной,
Одета лишь волос туникой золотой,
То пышно их завьёшь, то, взбив шиньон густой,
Распустишь до колен волною нестеснённой -

О, как подобна ты другой, пенно-рождённой,
Когда волну волос то заплетя косой,
То распуская вновь, любуясь их красой,
Она плывёт меж нимф по влаге побеждённой!

Какая смертная тебя б затмить могла
Осанкой, поступью иль красотой чела,
Иль томным блеском глаз, иль даром нежной речи?

Какой из нимф речных или лесных дриад
Дана и сладость губ, и этот влажный взгляд,
И золото волос, окутавшее плечи?

Коль на сто миль вокруг…

Коль на сто миль вокруг найдётся хоть одна
Бабёнка вздорная, коварная и злая, -
Меня в поклонники охотно принимая,
Не отвергает чувств и клятв моих она.

Но кто мила, честна, красива и нежна,
Хотя б я мучился, по ней одной вздыхая,
Хотя б не ел, не спал - судьба моя такая! -
Она каким-нибудь ослом увлечена.

И как же не судьба? Все быть могло б иначе,
Но такова любовь и так устроен свет.
Кто счастья заслужил, тому ни в чём удачи.

А дураку зато ни в чём отказа нет.
Любовь-изменница, как ты хитра и зла
И как несчастен тот, в чьё сердце ты вошла!