Значение и роль макетирования в профессиональной подготовке художника-дизайнера

В статье автор рассматривает макетирование в дизайне среды как важную составную часть в процессе подготовки дизайнеров широкого профиля в области дизайна среды и в процессе художественно-проектной деятельности.

Ключевые слова: конструктивное мышление, макеты-структуры, объемно - пространственная композиция.

В существующей системе художественного образования в России большое значение имеет проблема совершенствования профессиональной подготовки художников-дизайнеров. Поэтому возникает необходимость повышения уровня художественного и технологического профессионального мастерства специалистов в сфере художественно-проектной деятельности.

В наше время активно ведутся поиски новых путей совершенствования художественно-технологического образования будущих художников-дизайнеров, а также идет активное усовершенствование самой методики преподавания специальных художественных дисциплин, изучение и применение в проектной деятельности дизайнеров новейших достижений технического прогресса и инновационных технологий , направленных на повышение профессионального мастерства будущих специалистов.

В наше время без комплексной подготовки студентов-дизайнеров, которая включает изучение специальных профилирующих дисциплин ‒ проектирование, макетирование, основы художественного мастерства и обязательное изучение вспомогательных дисциплин ‒ рисунок, живопись, скульптура, история искусства, история дизайна и других предметов невозможно создание грамотного художественного произведения в области художественного проектирования и макетирования. Поэтому в системе художественной подготовки художника-дизайнера этим предметам отводится ведущая роль.

Происходящие процессы модернизации и перехода на новые стандарты высшего профессионального образования формулируют новые требования к уровню подготовки специалистов в области дизайна окружающей среды. В ней необходимо гармонично сочетать художественную, технологическую и эстетическую составляющие профессиональной деятельности , обусловленные самой, спецификой художественного проектирования и макетирования как вида искусства, отвечающего критериям «пользы, прочности и красоты». Дизайнеры, как специалисты-профессионалы, должны соответствовать быстро изменяющимся социально-экономическим условиям, развитию и внедрению новейших технологий , быть способны самостоятельно решать сложные профессиональные проблемы создания современной окружающей среды на высоком эстетическом и художественном уровне.

Макетирование в дизайне среды является важной составной частью в процессе подготовки специалистов широкого профиля в области дизайна среды и в процессе художественно-проектной деятельности.

Макет известен с древних времен, еще во времена Древнего Египта и античной Греции зодчие пользовались не чертежами, а именно макетом. Само слово «макет» происходит от французкого – maquette и от итальянского – macchietta – набросок и означает пространственное изображение чего-либо, обычно в уменьшенных размерах. Известны макеты архитектурных сооружений, относящихся к периоду Возрождения, барокко и классицизма. Русские зодчие XVIII–XIX вв. Растрелли, Баженов, Тома де Томон, Монферан широко практиковали макетирование. На макете проверялись основные пропорции, масштаб деталей, возможные зрительные искажения. Нередко макеты делались разъёмными и по ним можно было судить не только о внешнем виде сооружения, но и об его интерьере.

Целью процесса макетирования является овладение техникой и навыками объемного моделирования средовых объектов и их элементов, а также приобретение навыков работы с бумагой, картоном и другими макетными материалами; развитие пространственного мышления.

Макет обладает наглядностью, поэтому процесс макетирования формирует объемно-пространственные представления студента, так как макет – одно из средств выражения мысли, способ передачи информации. Он помогает выявить общие композиционные закономерности, уточняет пропорции, соотношение членений, их масштабность, помогает найти правильное объемно-пространственное решении композиции и определить пути ее достижения. Также в работе над композицией макета изучаются основные понятия и принципы гармонической организации формы: соотношения, пропорции, ритм, равновесие.

Макет является как бы временным обобщением представлений в крупных массах и относительно отвлеченных формах определенной идеи, модели, несущий в себе обобщенное функциональное и конструктивное содержание, одно из средств достижения оптимального ответа на поставленную задачу. Макет выполняется в однородном материале (как правило, в бумаге, картоне, пластике) и бывает двух видов: рабочий и выставочный.

Макетирование ‒ творческий процесс поиска архитектурной композиции. В работе над проектом (реальным или учебным) макет, преобразуясь в определенной последовательности, является звеном процесса проектирования.

С появлением художественного конструирования как вида проектной деятельности макетирование стало её неотъемлемым компонентом, а макет становится составной частью законченного проекта.

Роль макета на различных этапах проектирования неодинакова и в соответствии с этим определяется технология его изготовления и материал. Всё это диктуется целями и специфическими требованиями, связанными с каждой из этих стадий.

При изучении «образца» от макета требуется передача общей формы или сочетание его частей. Для удобства исследования в некоторых случаях желательно, чтобы он был составным и мог разбираться. Внешняя форма макета на этой стадии не меняется, и это предопределяет его стабильность.

На этапе изготовления эскизов макет также предназначен для практических целей, т. е. для самих проектировщиков, поэтому он не обязательно должен обладать внешней привлекательностью. Но составляющие его внутренние блоки должны иметь возможность перемещаться, менять своё взаиморасположение, сочетаться по-разному.

При проектировании односложных предметов поверхность макета должна иметь возможность изменяться для того, чтобы можно было придавать ей ту или иную форму в поисках наилучшего решения. Характер поверхности и моделировка объёма закладываются в объектах уже на эскизной стадии проекта. Материал и технология изготовления макета должны этому помогать. Так как макет на эскизной стадии проектирования должен быть в какой-то мере условным, в нем не используются те материалы, в которых данное изделие будет выполняться в натуре. При проектировании предметов со сложным объёмно-пространственным строением с самого начала проектного поиска стоят иные задачи и соответственно другая технология макетирования. Здесь материал должен помогать вести поиски вариантов, а для этого необходимо легко сочленять и отделять детали, менять объёмно-пространственное строение. Структура некоторых объектов требует изготовление динамических моделей, так как отдельные их элементы должны проверяться лишь при перемещении одного по отношению к другому.

Макетирование – это работа над самим предметом, в процессе работы над которым рука дизайнера непосредственно воздействует на изготовляемую форму. Процесс макетирования для художника-дизайнера важен потому, что через них развивается опыт преобразования пространственного образа, формируется пространственное представление и пространственное мышление. Изготавливая макеты из различных материалов, студенты сами интуитивно открывают их конструктивные свойства. Например, изготавливая макеты из бумаги становится понятными основные ее конструктивные особенности. В различном состоянии бумага по разному воспринимает нагрузку. Она может быть изогнутая, гофрированная, свернутая в трубку.

Макеты-структуры (реберные, трубчатые, решетчатые) помогают понять работу открытой, обнаженной конструкции, знакомят с различными средствами художественной выразительности конструкций. Макетирование из бумаги развивает конструктивное мышление.

Большое значение придается технике изготовления макета, точно и красиво сделанный макет развивает вкус, конструкторское мышление будущего художника-дизайнера, совершенствует навыки работы с материалом.

Макетирование развивает и аналитическое мышление. Макет представляет собой процесс восхождения от абстракции к конкретному, изучает композиционные закономерности в комплексном реальном проектировании.

Макет, его цельность, обобщенность, предельно простые геометрические формы прививают студентам метод работы от большой формы к деталям, от общего к частному.

Макетирование как наиболее понятная форма композиционного поиска отражается и на характере проектных решений. При усложнении проектных задач макетирование остается одной из основных форм работы над композицией, поэтому макетирование является предметно-практической деятельностью, в которой восприятие и действие переходит в практический навык работы с различными материалами макетирования.

Макетирование объемно-пространственной композиции развивает пространственное мышление. Особенно помогает этому работа с трехмерными сооружениями, с композицией в пространстве вместе со всевозможными упражнениями в материале.

Макетирование ближе всего к реальным аналогам, оно дает возможность проследить изменение общего структурного построения проектируемого объема, воспитывает метод мышления «от общего к частному», направляет мышление студента на выбор материала, конструкции, дает возможность овладеть закономерностями объемно-пространственной композиции в обобщенных формах. В этом состоит значение макетирования для подготовки художника-дизайнера высокого профессионального уровня.

Литература

1., Максимова из бумаги и картона. – М.: Университет, Книжный дом, 2000.

2.Черчение. Макетирование. Рисунок: Методическое пособие для подготовки к обучению в архитектурном институте. – М.: МАРХИ, 2002.

3.Веннинджер М. Модели многогранников. – М.: Мир, 1974.

4. , Архитектурные макеты. – М., 1965.

5. , – Черчение, макетирование, рисунок. – М.: МАИ, 2002.

6. Иконников, форма, образ в архитектуре. М., 1986.

7. Кринский обучения композиции. Архитектурная композиция. М., 1970.

8. Мелодинский пропедевтика. М., 2000.

9. Тимофеева макетирование в МАРХИ. М., 1997.

Каждому этапу проектирования соответствует свой подход, обусловленный особенностями проекта, совокупностью исходных данных и некоторыми субъективными чертами авторского исполнения.

Макетирование может быть предназначено для самого проектировщика при воплощении идеи в реальную зримую объемную форму.

Процесс проектирования складывается из отдельных взаимосвязанных, выработанных в результате длительного опыта и имеющих свое теоретическое обоснование стадий:

  • 1. Подготовительной (предпроектного исследования);
  • 2. Художественно-конструкторского предложения;
  • 3. Реализации художественно-конструкторской разработки.

Макетирование происходит на стадии художественно-конструкторского проекта. Содержание этой стадии - развитие и углубление утвержденного художественно-конструкторского предложения, конечная цель - исполнение художественно-конструкторского проекта в объеме, предусмотренном в задании.

С давних времен макетирование имело широкое применение, оно, в отличие от графики, незначительно отражало культуру, было мало связано с пластическим искусством и имело лишь практическое значение.

Известны макеты архитектурных сооружений, относящихся к периоду Возрождения, барокко и классицизма. Русские зодчие XVIII - XIX вв. Растрелли, Баженов, Тома де Томон, Монферан практиковали макетирование широко. На макете проверялись основные пропорции, масштаб деталей, возможные зрительные искажения. Нередко макеты делались разъемными и по ним можно было судить не только о внешнем виде сооружения, но и об его интерьере. Архитектура середины прошлого века исключила макетирование не только из проектной практики, но из учебного процесса. Макетирование вновь возродил конструктивизм. С тех пор макетирование в архитектуре применяется широко .

Макетирование как метод, связанный с проектированием предмета, в пору ремесленного производства использовалось редко. Но, тем не менее, прошло с тех пор немало времени, современная технология и широкое применение ее в области проектирования позволяют ставить процесс макетирования на главное место в проектировании.

С появлением художественного конструирования макетирование стало неотъемлемым ее компонентом, а макет часто составной частью законченного проекта.

Методика и техника макетирования - инструмент проектно-исследовательской работы художника-конструктора. Чем лучше освоены методика и техника, тем полнее арсенал проектных средств, тем быстрее и лучше можно решать проектно-исследовательские задачи.

Существуют типовые, наиболее распространенные задачи, определяющие стратегию и тактику проектирования независимо от того, отдельное изделие создается или их совокупность.

Таких задач можно выделить пять:

  • 1. Вариантные преобразования.
  • 2. Агрегатирование и унификация.
  • 3. Функциональное проектирование.
  • 4. Модернизация.
  • 5. Прогнозирование.

Задачи на вариантные преобразования, агрегатирование и унификацию предполагают знание некоторых правил проектирования, соблюдение которых способствует достижению требуемого результата.

Задачи функционального проектирования, модернизации и прогнозирования не обусловлены наличием постоянных правил. Эти правила определяются (если они не были известны ранее) или изменяются в ходе проектирования.

Вариантные преобразования в художественном конструировании представляют особую проблему. Традиционно считается, что поиск вариантов - сугубо творческая деятельность, чуть ли не целиком зависящая от склада ума проектировщика.

Цель задач на вариантные проектирования - выяснить, какие формы и по каким причинам может иметь создаваемое изделие, каковы возможные пределы поиска и что нужно сделать, чтобы решение было оптимальным.

Правила вариантных преобразований основаны на том, что изменениям поддаются не все элементы изделия, поэтому необходимо определить, что в изделии должно измениться и в каких пределах. Макетные работы планируют исходя из того, какие элементы макета будут подвижными, а какие - относительно неизменными.

Задачи агрегатирования и унификации предполагают решение структурных проблем. Макетирование должно быть ответом на вопрос: Каким образом должно быть расчленено некоторое множество изделий, чтобы их можно было собрать из одного и того же набора элементов?

Моделирование планировочной структуры жилого дома осуществляется при помощи аппликации. Из плотной, желательно разноцветной бумаги вырезают прямоугольники или другие фигуры, соответствующие комнатам и другим помещениям дома в масштабе 1:100 или 1:50. Группы помещений, относящихся к одной функциональной зоне, выделяют цветом.

Варианты планировочного решения (в пределах одного этажа) составляют на листе картона, расчерченного модульной сеткой с интервалом, соответствующим строительному модулю (например, 1,2 м). Удачные композиции приклеивают и оставляют для сравнения, а поиск продолжается дальше на новом подмакетнике .

Для того, чтобы перейти к более сложным пространствам, прямоугольники комнат разрезают на квадраты (соответствующие модульной сетке), а вся композиция выкладывается как мозаика, при этом цветовая дифференциация фигур подскажет, какие пространства следует обособить, а какие можно обобщить, используя гибкое функциональное зонирование. Моделирование социального пространства жилого дома производят на основе готового макета планировочной структуры. Из плотной и гладкой бумаги вырезают стены и перегородки (соответствующие по высоте внутренним помещениям) и устанавливают по границам помещений. Высоту комнаты или алькова принимают равной ширине помещения. При изготовлении макета стены выполняют из плоской бумаги, равной по высоте, ширине помещения, а по длине - периметру двух или трех сторон. Из полоски вырезают окна и двери и сгибают в соответствии с углами охватываемого помещения. Благодаря этим изгибам полоска приобретает пространственную устойчивость и самостоятельно держит форму. Моделирование социального пространства жилого дома поможет уточнить конфигурацию плана, размеры, границы, ориентацию внутренних помещений, расположение окон и эркеров, ниш; подскажет соотношения освещенных и затененных пространств, расстановку мебели. Готовые решения приклеивают к подмакетнику клеем вдоль опорного ребра. Макетирование объемно-пространственной композиции может выполняться из глины, пластилина, пенопласта, бумаги. Исходными данными для изготовления макета являются кубики-формы, полученные из модели социальных пространств. Цель макетирования - создание наиболее выразительной и содержательной внешней формы здания. Макетирование ведется в обобщенных формах, элементами композиции служат чистые и прорезанные плоскости, объемные фигуры, опорный каркас. Особенное внимание уделяется тектонике сооружения, связанной с материалом реальных конструкций. Плоские конструкции легче имитировать из бумаги, кладку из естественного камня и колонны - из блоков пенопласта, сводчатые конструкции, выгнутые и вогнутые формы - из пластилина. Моделирование объемно - пространственной композиции жилого дома позволит уточнить размеры, пропорции, конфигурацию здания в целом и отдельных элементов: стен, окон, крыши, крыльца, башенки, мансарды, террасы, веранды. При помощи объемно-пространственной композиции можно проверить цветовое решение постройки и размещение на участке (используя макет подосновы). Рабочее макетирование делает замысел наглядным и доступным для анализа. Рабочее макетирование вызывает активную деятельность, связанную с изучением проблемной ситуации, визуальным, телесным представлением будущей постройки, проверкой и сопоставлением вариантов. Рабочие макеты выполняют из дешевых и пластичных материалов для наглядной проверки композиционного и конструктивного построения здания, его размещения на участке и освещенности при различном положении солнца над горизонтом. Если макет выполнен в масштабе 1:50, то при помощи обычного фотоаппарата можно зафиксировать вид на будущую постройку с наиболее характерных точек зрения. Чистовой макет выполняется в масштабе 1:50 или 1:20 и может заменить чертежи для небольшой постройки. Чистовой макет выполняется из жестких материалов: дерева, пенопласта с элементами крепления из металла и имитацией фактуры поверхности при помощи подручных материалов. Чистовой макет представляет собой разборную объемную модель сооружения во всех деталях, доступных для воспроизведения в принятом масштабе. Исходя из опыта проектирования, составными частями модели являются: блок фундаментов, подвала, цоколя, включая уровень пола первого этажа; коробка стен с лестницей и уровнем пола второго этажа; чердак и крыша. Такое строение макета позволяет показать все особенности конструкций и объемного решения, облегчить строительство дома .

Основные приемы придания бумаге конфигураций. Картон и бумага удобны и легки в ручной обработке. Кроме того, они обладают достаточной жесткостью, обеспечивающей прочность макета, и пластичностью, что практически дает возможность воплотить в той или иной форме все творческие идеи автора. Рулонный «Ватман» не представляет собой ровной, гладкой поверхности, пригодной к использованию из-за скручивания. То же относится и к свернутой в рулон форматированной бумаге. Чтобы поверхность бумаги стала ровной, ее необходимо натянуть на подрамник или доску. Для того чтобы натянуть бумагу на подрамник, лист «Ватмана» мочат в холодной воде с двух сторон в течение 1-2 минут. Затем, слегка встряхнув бумагу, ее кладут на лежащий в горизонтальном положении подрамник или доску и разглаживают, разгоняя воду к углам. После чего, торцы подрамника промазывают клеем и наклеивают на них бумагу, следя за тем, чтобы клей не попал на плоскость доски. Для наклейки бумаги можно использовать клей ПВА, казеиновый клей или клей, приготовленный из муки. Чтобы лист равномерно натянулся, следует без лишних усилий, аккуратно (изнутри к краям) расправить углы и, свернув припуски «конвертом», обжать лист и закрепить кнопками каждую сторону. Сушить доску надо в горизонтальном положении. При высыхании бумага сама натянется, и поверхность будет ровной. Только после того, как бумага высохнет, на ней можно начать работать: чертить развертки и выполнять другие необходимые операции .

Чтобы сделать любую криволинейную поверхность, нужно пропустить бумагу через вал или какой-нибудь цилиндрический предмет, например, карандаш или ручку. Другой часто применяемый способ - способ закругления листа бумаги, используемый при изготовлении цилиндра, конуса или другого тела вращения. Для этого достаточно развертку данных тел разделить вертикальными линиями на равные полосы шириной по 3-5 мм и макетным ножом надрезать лист со стороны сгиба на одну треть толщины листа, внимательно следя, чтобы не прорезать его до конца.

Надрезы во всех видах разверток выполняются макетным ножом по металлической линейке. Если лист тонок, то можно пользоваться неострым, узким предметом, например, внешней стороной конца ножниц. Таким образом, можно производить надсечки ребер в развертках деталей макета, вычерченных на натянутом подрамнике, где существует опасность разрыва листа бумаги от сильного надреза. Этот способ придает макету дополнительную жесткость и позволяет достичь значительной прочности. В макетах часто используются структуры или жесткие пространственные каркасы. Для этого подходят п-образные или г-образные в сечении элементы, т.к. они обладают значительной жесткостью. Ребра, грани сгибов должны быть четкими, без заломов и искривлений. Для этого по линиям будущего сгиба необходимо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро. После того как проведены все указанные операции, то есть бумага и картон приготовлены к работе, детали и развертки качественно вычерчены и вырезаны, сделаны нужные надсечки и надрезы, можно приступать к сборке и склеиванию макетов.

Самый аккуратный способ склейки - это склейка встык (на ребро), но для этого следует иметь большой опыт работы с макетами. Более простой вариант склейки - приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги. Этот метод приклеивания наиболее эффективен и необходим при изготовлении достаточно крупных цилиндрических объемов, где требуется иметь закрытыми все поверхности. В этом случае надо очень тщательно, по окружности, сделать надсечки отворачиваемых треугольничков, чтобы предельно сохранить кривизну круга и избежать образования щелей между кругом и прямоугольной частью развертки цилиндра. Отвороты надрезаются в сторону загиба.

Для большей выразительности в макетировании очень часто используется цвет. Цветную бумагу к поверхности листа «Ватмана» или картона можно приклеить с помощью резинового клея. Этот клей не оставляет следов на бумаге, легко «скатывается», плотно прикрепляет лист и дает возможность равномерно разгладить поверхность приклеиваемого листа. Для того, чтобы плотно приклеить цветную бумагу, нужно на развертку детали, еще не собранную, намазать клей и промазать клеем поверхность цветной бумаги, дать просохнуть, а затем приложить одну поверхность к другой. Если нужно использовать цвет или тон, которого нет в наборе, то можно сделать выкраски из белой бумаги.

Для тонирования бумаги применяют акварельные краски, а для получения насыщенного, кроющего цвета - гуашевые краски или тушь. Бумага должна быть натянута на подрамник, независимо от того, будет ли она тонирована акварелью или тампована гуашью. Для тамповки обычно используется кусок поролона, намотанный на карандаш или палочку. Краска наносится тампоном на бумагу легкими постукивающими движениями. Только после того как краска высохнет, можно вычерчивать развертку и вырезать ее, а затем приступать к сборке деталей макета .

макет лофт эскиз интерьер

Транскрипт

1 Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русско-Британский Институт Управления» (НОУВПО РБИУ) Кафедра дизайна В.С.Банников МАКЕТИРОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ Справочный материал и методические указания для студентов по направлению «Дизайн» Челябинск, 2015

2 Ландшафтное проектирование среды: Справочный материал и методические указания к выполнению практических заданий. Челябинск: НОУВПО РБИУ, с. Автор-составитель: В.С.Банников, Член СД РФ. Настоящее издание включает теоретический и справочный материал, структурированный по моделям, определяет содержание практических заданий по видам самостоятельной работы; предлагает один из вариантов зачета в виде тестирования. С целью обеспечения качественного выполнения заданий представлена учебная литература с указанием страниц. Рецензент: И.В. Винокур кандидат педагогических наук, директор ВШД НОУВПО РБИУ, заведующий кафедрой рисунка и живописи НОУВПО РБИУ

3 СОДЕРЖАНИЕ Введение... 4 Содержание учебной дисциплины... 4 Методические рекомендации для самостоятельной работы... 5 Задания для самостоятельной работы студентов... 8 Библиографический список...10

4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ " МАКЕТИРОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ " для самостоятельной работе студентов Основной задачей курса «Макетирование в дизайне среды» является развитие личности студентов, подготовка их к будущей профессиональной деятельности в качестве дизайнера. Методические рекомендации преследуют цель помочь студентам в организации самостоятельной внеаудиторной работы по курсу, а также в углублении и систематизации предметных знаний по основной проблематике курса. Изучение ландшафтного проектирования, ориентировано на овладение студентами системой знаний о эстетических качествах природного и культурного ландшафтов; рассмотрение исторического опыта садовопаркового искусства и актуальных проблем архитектурно-ландшафтной организации территорий города; овладение умениями в области ландшафтного проектирования (архитектурно-ландшафтный анализ территории, создание ландшафтных композиции в виде проект графических эскизов, рабочих и разбивочных чертежей, планов и написания пояснительных записок к ним). Перед началом освоения дисциплины Макетирование в дизайне среды студенту необходимо внимательно ознакомиться с Программой курса, в которой раскрывается его структура, логика и последовательность изучения тем, фиксируется тот перечень знаний, которыми студент должен овладеть по завершению изучения курса. В процессе обучения применяются такие формы, как лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Содержание дисциплины Раздел I. Методика макетирования. Тема 1. Введение. Соединения Общее ознакомление с целью, объемом и задачей курса «Макетирования». Содержание работы. Макет и его роль в проектной деятельности дизайнера. Элементы жесткости. Способы соединения (склеивания): встык (на ребро), приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги. Тема 2. Платоновы тела. Оболочки.

5 Изучение свойств Платоновых тел. Создание формы из повторяющихся элементов. 1. Разметка 2. Раскрой 3. Изготовление разверток, сборка из них многогранников - тетраэдр, кексаэдр (куб), октаэдр, икосаэдр, додекаэдр.. Тема 3. Тела вращения. Создание тел вращения.1. Разметка по образующей. 2. Сборка из повторяющихся элементов. Тема 4. Обратная складка. «Рельеф местности». Изучение свойств бумаги через противоположные сгибы бумаги. Изучение способов изготовления рельефа из одного листа. Разработка эскиза. Вычерчивание по разметке. Надрезы. Прогибы Тема 5. Оригами. Освоение техники оригами. 1. Разметка.2. Сгибание. Тема 6. Трансформации. «Пространство витрины». : Создание сложных форм путем трансформации. 1. Разметка. 2. Надрезы по разметке. 3. Склеивание. 4. Формирование объемов путем сгибов. Тема 7. Элементы оборудования интерьера. Создание отдельных элементов наполнения интерьеров. Изучение способов изготовления сложных объемных форм.1. Разметка эскиза. 2. Выкраивание отдельных элементов. 3.Изготовление отдельных элементов и их компоновка. 4. Сборка. Тема 8. Интерьер комнаты (спальни, кабинета, кухни). Изучение способов изготовления пространства интерьера (глубинно пространственная композиция). 1. Создание эскиза. 2. Выкраивание отдельных элементов. 3. Изготовление отдельных элементов оборудования и их компоновка. 3. Сборка. Методические рекомендации по самостоятельной работе Каждому студенту целесообразно прослушать все лекции по курсу Макетирование в дизайне среды, составляя конспекты и выделяя в них наиболее значимые положения. Самостоятельная работа состоит из участия в семинарских и практических занятиях, позволяющих студенту на

6 теоретическом и практическом уровнях разобраться в сложных для него проблемах, получить ответы на вопросы, которые оказались непонятными. Обмен мнениями и активное обсуждение с другими студентами группы проблематики исторического и дальнейшего развития ландшафтного дизайна, будет способствовать более успешному овладению учебным материалом. При подготовке к семинару и практическим занятиям студенту следует воспользоваться Программой курса по макетированию. в дизайне среды: прочитать перечень вопросов, а также список тем докладов, ознакомиться со списком основной и обязательной литературы. После этого студенту предстоит законспектировать обязательную литературу. Для этого надо внимательно прочесть рекомендуемые тексты, а затем, изучив аналоги, сделать ряд аналитических зарисовок эскизов, наглядно демонстрирующих те идеи, которые важны для дальнейшего их применения в практических работах. Далее студенту целесообразно изучить соответствующие разделы учебных пособий. Если какие-либо вопросы остались непонятными или же вызвали особый интерес, их надо зафиксировать и обратиться к дополнительной литературе. Такие вопросы, далее, следует предложить для общего обсуждения на семинаре и наглядно продемонстрировать в эскизах возможные варианты их воплощения. Вся необходимая для подготовки литература имеется в читальном зале библиотеки НОУВПО РБИУ. Кроме того, студенты получают от преподавателя индивидуальные задания на самостоятельную работу, заключающиеся в подготовке изучения наглядного и теоретического материала для дальнейшего решения проблемных проектных задач. При подготовке доклада студент, изучив список рекомендуемой по данной проблематике литературы и проконсультировавшись с преподавателем, изучает литературу, наглядный материал, составляет план своей работы и подбирает аналоги, позволяющие раскрыть основные вопросы этого плана. Далее студент выполняет ряд эскизов (5 10 вариантов). Чтобы добиться осознанного отношения к учебному процессу студентам необходимо научиться самостоятельно строить свою работу, искать идею, формулировать цели, выявлять скрытые проблемы, совершенствовать техническое мастерство. При выполнении практической самостоятельной работы необходимо четко выполнять задачи и требования, поставленные педагогом. Также следует обратить внимание на тщательность исполнения работы.

7 При подготовке к семинару, который предполагает наряду с прослушиванием докладов ответы на теоретические вопросы, рекомендуется придерживаться следующей последовательности в работе: 1. Сначала повторить, а при необходимости изучить зрительный ряд, относящийся к пройденному материалу: практические работы, схемы и иллюстрации в конспектах лекций и учебной литературе; 2. Повторить специальные слова и выражения; 3. Повторить текстовой материал лекций; 4. Прочитать текст лекций и учебной литературы. Подготовка к самостоятельной работе осуществляется по следующим темам, которые приведены в таблице. Самостоятельная работа студентов Таблица 1. Тема Содержание Форма контроля часы 5семестр Тема 1. Введение. Соединения Тема 2. Платоновы тела. Тема 3. Тела вращения. Приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги. 1. Разметка 2.Раскрой 3.Изготовление разверток, сборка из них многогранников. 1Разметка по образующей. 2.Сборка из повторяющихся элементов. Проверка домашнего задания; обсуждение результатов работы Проверка домашнего задания; обсуждение результатов работы Проверка домашнего задания; презентация Тема 4. Обратная складка. «Рельеф местности» 1.Разработка эскиза. 2.Вычерчивание по разметке. 3.Надрезы. 4.Прогибы Проверка домашнего задания; презентация. 2

8 Тема 5. Оригами 1. Разметка. 2.Сгибание. Презентация, обсуждение вопросов по теме. 6 Тема 6. Трансформации. «Пространство витрины» Тема 7. Элементы оборудования интерьера Тема 8. Интерьер комнаты 1.Разметка. 2.Надрезы по разметке. 3.Склеивание. 4.Формирование объемов путем сгибов. 1. Разметка эскиза. 2.Выкраивание отдельных элементов. 3.Изготовление отдельных элементов и их компоновка. 4.Сборка. 1. Создание эскиза. 2. Выкраивание отдельных элементов. 3.Изготовление отдельных элементов оборудования и их компоновка. 3. Сборка. Проверка домашнего задания; обсуждение результатов работы Проверка домашнего задания; обсуждение результатов работы Проверка домашнего задания; обсуждение результатов работы Задания для самостоятельной работы студентов: Тема 1. Введение. Соединения Задание: Выклеить игральный кубик 30*30мм. Приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги. Материал ватман. Тема 2. Платоновы тела. Задание: Выклеить какое-либо из платоновых тел. Поэтапная работа. 1. Разметка 2.Раскрой 3.Изготовление разверток, сборка из них многогранника. Материал ватман. Тема 3. Тела вращения. Задание: Выклеить цилиндр высотой 10мм, диаметр 40мм. Материал ватман. Тема 4. Обратная складка. «Рельеф местности»

9 Задание: Разработать эскиз рельефа местности. Вычертив по разметке, сделать необходимые надрезы, прогибы, тем самым имитируя рельеф местности. Материал ватман. Тема 5. Оригами Задание: Подобрать аналоги, наглядно демонстрирующие технику оригами. По выбранному образцу, сделав необходимую разметку, осуществить сгибы в обозначенных местах, тем самым достигнув ожидаемого результата. Материал ватман. Тема 6. Трансформации. «Пространство витрины» Задание: Выполнить эскизный проект витрины магазина на определённую тему («одежда», «мебель» и т.д.). Реальные размеры: высота 2100мм, ширина 3400мм, глубина 1300мм. Масштаб 1*25. Цветовая гамма ограничена цвета на 2 тона. Материал ватман, картон. Тема 7. Элементы оборудования интерьера Задание: Выполнить чертёж определённого элемента оборудования интерьера: диван, кровать, Шкаф, письменный стол. Масштаб 1:10. Цветовая гамма ограничена цвета на 2 тона. Материал ватман, картон. Тема 8. Интерьер комнаты Задание: Выполнить эскизный проект комнаты. Можно взять за основу готовую ситуацию из какого-либо проекта. Масштаб 1:10. Цветовая гамма ограничена цвета на 2 тона. Материал ватман, картон. Интернет-ресурсы 1. Оригами из бумаги схемы, инструкции, пошаговая сборка оригами Схемы сборки оригами из бумаги как сделать фигурки, модульное оригами Оригами из бумаги для профессионалов. Схемы.

10 Библиографический список: Основная литература: 1. Золотухина Е.Н. Композиция и макетирование: Учеб.-метод. комплекс. - Челябинск: ЧГИ, с. 2. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование в учебном проектировании: Учеб. пособие для вузов. М.: Архитектура-С, с. 3. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона: Учеб. пособие для вузов. М.: Университет, с. 4. Стасюк Н.Г. Основы архитектурной композиции: Учеб. пособие для вузов. М.: Архитектура-С, с. 5. Объёмно-пространственная композиция: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.Ф. Степанова. М.: Стройиздат, с. 6. Рузова Е.И., Курасов С.В. Основы композиции в дизайне среды практический курс: Учеб. пособие для вузов. М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, с. Дополнительная литература: 1. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. Ростов н/д: Феникс, с. 2. Устин В.Б. Композиция в дизайне: методические основы композиционнохудожественного формообразования в дизайнерском творчестве: Учеб. пособие для вузов. М.: АСТ, с. 3. Устин В.Б. Композиция в дизайне: методические основы композиционнохудожественного формообразования в дизайнерском творчестве. М.: АСТ, с. 4. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна. Мн.: Харвест, с. 5. Шаповалов В.Г. Асимметричная композиция в изобразительном искусстве: теория-методика-педагогика. Челябинск: Челябинский гуманитарный институт, с. 6. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории: Учеб. пособие для вузов. М.: Архитектура-С, с.

11 Приложение Рис. 1. Приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги Рис. 2. Развёртки платоновых тел

12 Рис.3. Макет рельефа местности выполненный из гафр-картона. Рис. 4. Оригами «тюльпан».

13 Рис. 5. Оригами «птица».

14 Рис. 6. Оригами «слон». Рис. 7. Макет витрины магазина одежды. Рис. 8. Макет витрины магазина «часы».

15 Рис. 9. Макет мебельного оборудования.

16 Рис. 10. Макет жилого интерьера. Рис. 11. Макет жилого интерьера. Прихожая.

17 Рис. 12. Макет жилого интерьера. Гостиная с обеденной зоной.


Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русско-Британский Институт Управления» (НОУВПО РБИУ) Кафедра дизайна В.С.Банников ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ Справочный

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русско-Британский Институт Управления» (НОУВПО РБИУ) Кафедра дизайна А. А. Дедкова Материаловедение Справочный материал

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русско-Британский Институт Управления» (НОУВПО РБИУ) Кафедра дизайна В.С.Банников СВЕТОВЫЕ КОМПОЗИЦИИ В СРЕДЕ Справочный

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русско-Британский Институт Управления» (НОУВПО РБИУ) Кафедра дизайна В.С. Банников Типология форм архитектурной среды

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное творчество в дизайне» основывается на принципах

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» УТВЕРЖДАЮ Декан инженерно-строительного факультета Бабкин В.И. РАБОЧАЯ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 3 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 4 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет им. Г.В.

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ Факультет коммуникаций и права Кафедра дизайна Магистратура Семестр 1 УТВЕРЖДАЮ Ректор Минского института управления Н.В. Суша 2013 г. Регистрационный УД- /р. Введение в дизайн-образование

1. Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Архитектоника объёмных форм» является формирование у студентов знаний и умений в области построения объёмных форм и применение их в сфере индустрии

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ УТВЕРЖДАЮ Ректор Минского института управления Н.В. Суша 2008 г. Регистрационный УД- /р. ДИЗАЙН ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Учебная программа для специальности: 1-19 01 01 Дизайн, направление

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ УТВЕРЖДАЮ Ректор Минского института управления Н.В. Суша 2010 г. Регистрационный УД- /баз. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕБЕЛИ Учебная программа для специальности: 1-19 01 01 Дизайн, направление

Элементы и процессы профильного дизайна - 1 2 курс, 4 семестр, 3кредита Ведущий преподаватель: старший преподаватель Устинова И. К. Наименование модуля: Модуль 13.1 - Специальные дисциплины - 6 кредитов,

Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Кафедра «Архитектура и дизайн» Методические рекомендации по изучению дисциплины к лекционным,

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения дисциплины (модуля) интерьера жилых помещений являются - выработать у студентов творческий подход к формированию жилой среды, дать навыки архитектурно-дизайнерского

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени

Кафедра «Дизайн, архитектура и прикладная механика» Автор: ассистент кафедры «ДАиПМ» Дубровина А.Ю. Мультимедийная презентация Тема: «Формирование объемных форм в макетировании» по дисциплине Макетирование,

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Пояснительная записка Малые архитектурные формы как определение относят к терминологии ландшафтного дизайна, а по сути это небольшие сооружения, функциональные и эстетичные, гармонично вписывающиеся в

1. Цели и задачи дисциплины 1.1. Цель дисциплины Дисциплина «Основы теории и методологии проектирования среды» относится к блоку специальных дисциплин и имеет своей целью выработать приемы систематизации

Цель вступительных испытаний - выявить творчески перспективных, художественно одаренных людей, способных за время обучения овладеть знаниями и навыками художественной, проектной, информационнотехнологической,

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русско-Британский Институт Управления» (НОУВПО РБИУ) Кафедра дизайна БЕЛЯЕВА Е.И. Методические рекомендации для самостоятельной

Минский институт управления УТВЕРЖДАЮ Ректор Минского института управления 2013 г. Н.В. Суша Регистрационный УД-069Д/р. практика Учебная программа учреждения высшего образования второй ступени (магистратуры)

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы и моделирования Организация-разработчик: ГБПОУ ИО ИРКПО Разработчик: Кравченко А.С., преподаватель ГБПОУ ИО ИРКПО 1.1. Область применения программы

Формы и виды самостоятельной работы студентов 1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам 2. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «САМАРСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ К.С. ПЕТРОВА-ВОДКИНА» РАБОЧАЯ

Содержание: 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ» 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ«ОСНОВЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»

Пояснительная записка Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ФИЛИАЛ В Г. НАХОДКЕ КАФЕДРА ДИЗАЙНА И СЕРВИСА НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ» ПРИНЯТО На заседании Ученого

Программа дисциплины "Бумажная пластика"; 5. Педагогическое образование; старший преподаватель, б/с Майорова МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И 1 НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 1.1. Цель дисциплины 1. Цели и задачи дисциплины Дисциплина Пластическое моделирование относится к циклу общепрофессиональных дисциплин ОПД.Ф.05.1и

УДК 37. ББК 74.0 Беседина И.В. Астраханский инженерно-строительный институт г. Астрахань, Россия РОЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - АРХИТЕКТОРОВ ВЫСШЕГО

На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю). Данная рабочая программа разработана на основе: Приказ МО и НРФ (от 05.03.2004 1089) «Об утверждении

Предметной формы («функциональная», «технологическая», «декоративная», «утилитарная» и т.д.). Средства композиции в проектировании. Понятие и виды композиции. Пространственная форма и ее свойства (геометрический

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» Факультет информационных ресурсов и дизайна

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 99 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Использование возможностей дизайн-деятельности в развитии

С. 2 из 5 1 ВВЕДЕНИЕ В соответствии с п. 40 «Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», утвержденного

Пояснительная записка Предмет «Композиция» объединяет все дисциплины учебного плана в образовательную программу, направленную на формирование и развитие творческой личности. Программа является новой трактовкой

Приложение к ДОП МАОУ СОШ 23 г. Липецка ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 23 ИМЕНИ С.В.ДОБРИНА

УТВЕРЖДЕНО Председатель при мной комиссии Уциверсэд zjra «Синергия».Б. Рубин ^ 2015 г. (с изменениями {Дополнениями от «Ж Л ПРОГРАММА NT Ш!- L*" вступительного испытания по программе подготовки бакалавров

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пригородная средняя общеобразовательная школа» «УТВЕРЖДАЮ»: Директор /Смирнова О.Н./ Приказ от 206 г. Рабочая программа по изобразительному искусству

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7КЛАСС ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА I раздел. Архитектура и дизайн конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник дизайн

Аннотация рабочей программы дисциплины Технический дизайн 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль: Электроника, радиотехника, связь Краткая информационная справка. Дисциплина «Технический

СОГЛАСОВАНО на заседании МО Протокол 1 от 29 августа 2015 года УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «СОШ 24» от 29 августа 2015 года 79 ПРОГРАММА по технологии для 8 класса Черчение и графика 2015-2016 учебный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая Программа предназначена для подготовки абитуриентов к сдаче вступительного экзамена для поступления на направления подготовки бакалавров 54.03.01 «Дизайн» и 54.03.02 «Декоративно-прикладное

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Бизнес школа МФЦ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА по специальности по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) квалификация

Департамент образования мэрии городского округа Тольятти Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Родник» городского округа Тольятти УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «Родник»

1 Содержание стр. 1. Цели и задачи дисциплины (модуля) 3 2. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП. 3 3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля) 3 4. Объем дисциплины (модуля) и виды

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, ПЕЧАТИ И ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ «ЙОШКАР-ОЛИНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ»

Приложение 4 Б.5 Учебная и производственная практики В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500 «Дизайн» раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малозиновьевская основная школа» Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса на 06-07 учебный год Составитель: Едукова М. В., первая

1 Пояснительная записка Данная программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 8 класса муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Большеокинская СОШ» разработана

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Программа определяет методические требования к задачам, выносимым на учебную обмерную практику. Она представляет собой единый нормативно-методический документ, действующий вместе с учебным

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ Владивостокский государственный университет экономики и сервиса НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК

1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Целью реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Комплекс приемов и способов получения информации для дизайн-проектирования»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОМПОЗИЦИЯ ОБЪЕМНОПОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУР Учебная программа для специальности 1-19 01 01-04 ДИЗАЙН (КОММУНИКАТИВНЫЙ) (код специальности) (наименование специальности)

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Бумагопластика и моделирование» Личностные универсальные учебные действия У учащегося будут сформированы: - широкая мотивационная

Макетирование - проектно-исследовательское моделирова­ние, направленное на получение наглядной информации о свой­ствах проектируемого изделия в форме объемного изображения. Макет, объемное изображение,дает сведения о пространственной структуре, размерах, пропорциях, пластике (топологии) поверхностей, цветофактурном решении и других особенностях изделия.

В процессе работы дизайнеру неминуемо приходится при­нимать важное и мотивированное решение относительно масш­таба выполняемых макетов. При этом принимаются во внимание:

    типология объектов разработки;

    этап проектирования, его рабочие задачи;

    материал, технология изготовления и реальная трудоем­кость макета;

    его конструктивная сложность, допустимая и необходи­мая степень детализации;

    имеющаяся производственная площадь для сборки, воп­росы транспортировки и длительного хранения;

    сложившиеся традиции, личный опыт и творческие предпочтения;

В архитектуре макетирование – это процесс создания, как правило, из бумаги (картона) уменьшенную версию строения или сооружения. Результат этого процесса – макет, визуальная, объемная композиция по чертежам будущего строения. Необходима такая работа для того, чтоб устранить какие-либо неточности, неудобства будущего объекта еще на первом этапе его создания. Именно макетирование обеспечивает точный перенос объекта с листов, с чертежей в реальное пространство. Макетирование бывает 5 видов: архитектурное, планировочное, промышленное, подарочное, концептуальное.

Рис.1 - Макет объекта (архитектурное макетирование)

Функции макетов

В дизайн-процессе практически реализуется комплекс рабочих функций макетов.

Проектные функции макетов связаны со становлением и ре­ализацией замысла, трансформацией, детализацией и обосновани­ем дизайнерских решений, с конструктивным переформировани­ем объекта и приведением его в соответствие с идеалом формы, с выбранной системой мышления.

Их исследовательская функция проявляется в экспериментальном вариантном проектном поиске, апробировании разных направлений преобразования объекта, различного композицион­ного соотношения и пластического решения его частей и элементов, попытках реализации ряда рациональных принципов (унификации, агрегатирования, модульно-комбинаторного формообразо­вания и др.). Тем самым создается база для анализа, сравнитель­ной оценки, выводов и корректировок, уточнения стратегии и так­тики проектирования. При этом именно макет является средством, которое позволяет осуществлять проектные действия и в то же время исследовать их результаты - устанавливать осуществи­мость идей и предположений, определять совместимость различных требований. Он указывает на необходимые изменения в намечаемом решении и дает возможность свести к минимуму ошибки, в чем проявляется его корректирующая функция .

Главное назначение поисковых макетов - нести в себе но­вое знание, способствовать рождению новых, оригинальных идей. Речь, следовательно, идет об эвристической функции, в основе которой - традиционное наличие обратной связи между мысленны­ми и наглядными, иконическими образами. Эту важнейшую про­дуктивную функцию макетов связывают с их способностью сти­мулировать процесс творчества дизайнера, побуждать к изобрета­тельству, умению преодолевать традиционные подходы к реше­нию проектных задач.

С эвристической функцией стыкуется прогностическая - как продуцирование в структуре проектного решения элемента но­визны, перспективно ориентированного на определенный вре­менной период. Под «прогнозом» обычно имеют в виду вероятно­стные утверждения о будущем с относительно высокой степенью достоверности.

Ориентирующий идеал формируется в дизайн-процессе при участии художественно-образного компонента профессионально­го мышления и под влиянием художественно-культурных образ­цов. Немалую роль при этом может играть и творческая индиви­дуальность автора, его стилистический почерк. Как носители эсте художественные, включенные в контекст культуры. Иначе говоря, художественно-идеологическая функция также характерна для них, если они создаются дизайнером.

Через характеристики макета дизайнер выражает свое отношение к культуре, худо­жественным традициям и новациям, к потенциальному потреби­телю дизайн-продукта. Изготовляя объемные модели различного назначения, дизайнер моделирует мышление и действия специа­листов и потребителей, а при разработке сложных системно-средовых объектов - диалог оператора и среды. Так макеты становятся инструментом психологического моделирования, в чем можно усмотреть их немаловажное назначение. В них характеристики объекта разработки находят материальное воплощение, диктуемое характером авторского замысла.

В композиционном макетировании воспроизводятся, прежде всего, планировка и объемно-пространствен­ная структура объекта, его тектоника, ритмический и пластичес­кий строй, пропорции основных частей, доминанты. При исполне­нии далее макетом доводочной функции он обогащается деталями, уточняются пропорции частей и элементов, их образно-пласти­ческий характер, цветографика, текстура и гармоничные пласти­ческие переходы поверхностей, определяются точные простран­ственно-размерные

Организационно - методически всегда необходимо фиксировать, закреплять промежуточные и конечные результаты процесса проектирования также транслировать их во времени и пространстве, передавать заказчику, производству. С этой задачей успеш­но справляются макеты, сокращающие графическую документа­цию и улучшающие взаимопонимание между проектировщиками и заказчиками. При этом реализуются их репродуктивная и коммуникативная функции, демонстрационная (выставочная) или презентативная (проявляется в специфических постпроектных условиях, например, в выставочных экспозициях, при съемке видеоклипов или в обстановке публичной защиты студентом дипломной работы).

Учебная функция макетов может иметь разноплановое конкретное проявление. Прежде всего отметим, что включенные в академический дизайн-процесс, они призваны научить мыслить и проектировать в трехмерном пространстве, развивать воображение и чувство геометрической, пластической и пропорционально-ритмической гармонии.

Типология макетов

Проектные макеты различают по назначению (в связи с задачами этапа работы), масштабу, материалу, технологии, структурной сложности, мере условности и детализации, степени завершенности, цветографическим особенностям, трудоемкости, прочности, долговечности и качеству исполнения. Внутреннее устройство объекта разработки они обычно не моделируют.

Жесткой системы связей между видами, классами и типами макетов нет, поскольку в зависимости от складывающейся проектной ситуации один и тот же макет можно классифицировать по-разному. Исследователи проектной методики выделяют, во- первых, два вида макетов - черновые и чистовые или рабочие и выставочные. Черновые (рабочие) макеты - называют также предварительными. Во-вторых, в зависимости от выполняемых функ­ций они классифицируются на поисковые, доводочные и демонстрационные, причем первые и вторые рассматриваются как разновидности черновых, а термины «чистовой», «выставочный» и «демонстрационный» - синонимы. Поисковые макеты иногда называют проективными, а доводочные - коррективными или проверочными.

Поисковый макет - однородное по материалу и цвету объемное изображение, обладающее максимальными обобщенностью и выразительностью при минимальном использовании изобразительных средств, выполненное в короткий срок с возможно меньшими затратами труда.

С помощью доводочного макета отрабатывается оптимальный вариант решения из числа полученных в процессе поиска и определяются окончательные характеристики создаваемого изде­лия, его композиционного решения. Эта процедура используется не только для уточнения внешнего вида, но и для разработки чер­тежей деталей и узлов технологической оснастки; распространен­ный вид доводки - геометрическая систематизация поверхности изделия с учетом условий зрительного восприятия и с целью обеспечения технологичности формообразующих элементов. Про­цесс доводки - система последовательных действий: от. макета к чертежу и от чертежа - к макету.

Р и с. 11- 4. Демонстрационные макеты: а - мин и- фермы для кроликов; б - сервировочный столик

Демонстрационные (чистовые, экспозиционные, выставочные) макеты дают полное и законченное представле­ние об эстетическом (художественном) уровне дизайн-объекта, исчерпывающую информацию о его структуре, объемно-пространственном решении и цветофактурных характеристиках формы. В демонстрационных макетах фиксируется в твердом мате­риале (оргстекле, полистироле, гипсе, металле, дереве) решение, найденное накануне в мягком, податливом материале при поиске и доводке его. Демонстрационный макет должен быть достаточно прочным и транспортабельным, он не подлежит переделке и оз­начает момент, когда проектирование завершено; хранится или передается производству он в качестве эталона внешнего вида бу­дущего промышленного изделия.

Рис. 2 - Демонстрационный макет сервировочного столика

Особую классификационную группу представляют собой исследовательские, экспериментальные макеты, специально предназначенные для испытаний аэродинамических, гидродинамических, прочностных или для эргономических анализов.

Планировочные макеты, используемые при создании комплексных объектов, сооружаются с целью определить и показать рациональное размещение ком­понентов на определенной площади.

Рис. 3 - Планировочный макет «Детская игровая площадка»

Рис. 4 - Планировочный макет «Комплект мебели для студенческого общежития» М1:5

Макеты интерьеров имеют свою специфику. Они выполняются в масштабах от 1:10 до 1:50; стены помещений либо отсутствуют, либо ограничены двумя-тремя; форма предметов, напол­няющих пространство, моделируется условно - из пенопласта очень схематично вырезается мебель, станки и др. В учебных условиях макеты из бумаги вполне удовлетворяют требованиям ме­тодики проектирования. Для выставок они нередко выполняются в твердом материале (оргстекло, пластмасса) с последующей ок­раской их структурных элементов. Планировке оборудования по­мещений обычно предшествует вспомогательное эскизно-графическое моделирование комплексной проектной ситуации.

Классификация художественно-проектных макетов по структурно-технологическим показателям и материалу

Род макетов (структурно-тектонический)

Подвид макетов (технологический)

Цельно-формованные

(пустотелые, сводчатые)

Выколотка из листового металла (медь, алюминий).

Гипсовые армированные (литье, набрызг, вращение формы, мешковина)

Вакуум-формовка листового термопласта (полистирол,оргстекло)

Стеклопластик (стеклоткань по «мастер-модели», смола, отверлигель) и стоматологическая пластмасса.

Папье-маше (бумага многослойная но формовочной модели, клей)

Монолитные и блочные

(в массиве однородного материала)

Литые, формованные (гипс, алюминий, бронза, воск)

Скульптурные, в мягком материале (глина, пластилин,воск)

Продукт механообработки: столярной, токарной, слесарной и др. (дерево, сырой гипс, алюминий, латунь, блочный полистирол и оргстекло, пенопласт)

Изготовленные по шаблонам: протянутые или выкрученые (гипс, глина)

Сборные панельные

(и каркасно-панельные) с опорно-несущими вертикальными элементами

Столярного изготовления (огралит, фанера, пиломатериалы)

Гипсо-панельные, «смороженные» из плоских формообразующих деталей

Бумажно-картонные, раскроенные и склееные (клей ПВА,«МОМЕНТ»)

Пластмассовые из плоских и однонаправленно гнутых элементов (полистирол, оргстекло)

Комплексные

по структуре и технологии, разнородные по материалам (и пространственно развитые, многоэлементные)

Эталоны внешнего вида в реальных и имитирующих материалах (металл, пластмасса, эмали, гальванопокрытия, древесный шпон, самоклеющиеся пленки)

Макеты «вскрытая структура» с имитацией реальных материалов и стандартных деталей.

Макеты средовых и комплексных объектов, монтируемые на единой несущей основе (подмакетнике): музеев, выставок, парков, территорий (пенопласт; поролон, стекло, стружка, опилки, губка и т.д.и т.п.)

Крупные (М 1:1),эскизные посадочные макеты,собранные из бросовых, утильных материалов и подручных средств.

Макеты поверхностей натяжения и легких пространственных вантово-стержневых, «парусных» конструкций из тканевых, нитяных, трикотажных и рулонно-пленочных материалов

Для макетных работ практически используются любые конструкционные, отделочные и вспомогательные материалы: мягкие (глина, пластилин, воск, ткани),твердеющие (гипс, компоненты стеклопластика, стоматологическая пластмасса, папье-маше) и твердые (листовая и блочная пластмасса, дерево, металл, картон, оргалит и др.). К отделочным относятся различные лакокрасочные и гальванические покрытия, древесный шпон и материалы на мягкой основе, самоклеящиеся. К вспомогательным: вода (для затвердения гипса),различные разбавители, грунтовки и шпатлевки, разнообразные клеи и крепежные детали проволока, шурупы, гвозди и т.п.

Рис. 5 – Примеры макетов из различных материалов: бумага, металлическая сетка, лоза, пластик

Все производство макета, происходит по 5 этапам. Первый - компьютерная обработка проекта: десятки программ способные создать по введенным параметрам здание или сооружение в 2 D или 3D формате. Второй этап - разработка конструкций и прилегающего устройства макета. Непосредственная «лепка» макета. На третьем этапе раскраивают детали, а на 4м их собирают. Завершающий этап предусматривает художественное оформление макета.

Практически полный проект включает следующие основные компоненты: план, развертку и перспективу. В отдельных случаях эти компоненты могут быть заменены цветным макетом.

К методу макетной разработки проекта обращаются на всех стадиях проектирования. Макет позволяет проверить объемно-пространственные композиции с разных сторон и при различном освещении. Макет, как правило, дополняется комплексом графических фрагментов или перспективами. Макет показывает конструктивную сущность проекта, архитектурную систему и принцип графического решения.

Изображение совмещенных проекций дает возможность, не прибегая к перспективе или аксонометрии, показать целые ансамбли, связать ортогональные проекции отдельных элементов с пространством, а также совместить на одном чертеже ортогональную проекцию с изображением окружающей среды. Имеет принцип размещения на чертеже. Например, показ одного плана на всем листе подчеркнет его значение как главного элемента проекта. Включение фотографий с макетов в композицию проектной графики значительно повысит ее убедительность.

Проработка художественного оформления. Изображение окружающей среды - важный прием проектной графики. Оно не должно быть «многословным». Например, для показа растительности достаточно условного намека. Здесь не нужны подробности. Необходимо лишь соблюдать масштаб и показать характер среды с учетом проектируемого объекта.

Рис. 6 - Примеры работ по пластическому моделированию