Комментарии – это система дополнений к тексту, в своей совокупности более подробно раскрывающих его смысл. Комментарии особенно необходимы современному читателю, чтобы понять произведения прошлого.

Комментарии различаются по задачам, стоящим перед ними, и объектам комментирования.

Различаются следующие виды комментариев:

    реальный комментарий, объясняющий реалии (различные объекты материальной и духовной жизни общества, которые встречаются в произведении, - факты, исторические имена, события и пр.)

    историко-литературный комментарий, раскрывающий смысл и художественные особенности произведения, его значение и место в историко-литературном процессе;

    словарный комментарий, объясняющий слова и обороты речи, непонятные читателю, и построенный в форме алфавитного словаря;

    текстологический комментарий, содержащий сведения текстологического характера;

    историко-текстологический комментарий, содержащий сведения по истории создания и изучения текста произведения;

    редакционно-издательский комментарий, содержащий объяснение принципов и приемов подготовки текста произведения к печати.

    Историко-литературный

Задача: в лаконичной форме представить полную картину судьбы произведения в связи с эпохой, объяснить читателю его идейное содержание, рассказать о том, как произведение было встречено читателями и критикой того времени, раскрыть значение произведения в жизни и творчестве писателя и т.д.

Цель его — поставить произведение в связь со своим временем – облегчить читателю понимание его, а в некоторых случаях и найти единственно верный путь разъяснения содержания, замаскированного автором.

    Реальный

Задача: дать пояснения упоминаемых в произведении предметов, лиц, событий, т.е. сведений о реалиях. Толкование и уже потом информирование.

Это система фактических справок к авторскому тексту, для того чтобы произведение наиболее полно и правильно воспринималось не только в общем его идейно-художественном значении, но и во всех деталях его содержания.

Типы реалий: географические, этнографические (наименования и прозвища), мифологические и фольклорные, бытовые, общественно-исторические (учреждения, организации, звания, титулы, исторические реминисценции).

Формы реальных комментариев разнообразны: от короткой информации, справки до алфавитного и систематизированного указателей, глоссариев, или иллюстрированного материала документального типа.

    Словарный (или лингвистический)

Цель: объяснить читателю те слова и обороты речи, которые отличаются от обычного словоупотребления в современном литературном языке и потому могут быть не поняты читателем или поняты неверно.

Архаизмы, неологизмы, диалектизмы, иностранные заимствования, профессионализмы, слова с изменившимся значением, народная этимология и т.д. — все это материал для комментариев. Даются пояснения грамматики и языка писателя, включая синтаксис и фразеологию.

В отличие от реального комментария, толкуемое слово является объектом языкового анализа.

Примеры историко-литературного комментария

1) Выполнен как единый, связный текст

Пятого апреля, на другой день после покушения Каракозова на Александра II, Некрасов посетил нескольких высокопоставленных лиц, в том числе зятя М. Н. Муравьева егермейстера Сергея Шувалова, министра двора Адлерберга, Г. А. Строганова, с целью узнать, чего должен ждать после каракозовского выстрела «Современник», и получил от них весьма неутешительные на этот счет сведения. Шестого апреля на экстренном заседании Литературного фонда он, вместе с прочими членами его, подписал верноподданнический адрес Александру II.Девятого апреля на торжественном обеде в Английском клубе в честь «спасителя царя» О. И. Комиссарова Некрасов прочел посвященное ему стихотворение. Шестнадцатого апреля на торжественном обеде в Английском же клубе вчесть М. Н. Муравьева Некрасов прочел восхвалявший этого последнего «мадригал»… Этот факт особенно возмутил бывших «союзников» Некрасова.

Однако уже накануне этого выступления Некрасов получил от Ф. Толстого записку, в которой тот извещал его, что участь «Современника уже предрешена и все хлопоты Некрасова напрасны. Двадцать шестого апреля Некрасов выпустил очередную «книжку» (№ 4) «Современника», не только напечатав в ней стихи Комиссарову, но и поместив большую верноподданническую статью Розанова по поводу события 4 апреля.

Среди общества растут мнения об «измене» Некрасова своим идеалам. Однако это не так. Этот факт подтверждается тем, что уже вечером 16 апреля, вернувшись из Английского клуба, находясь в шоковом состоянии, Некрасов пишет свое стихотворение:

Ликует враг, молчит в недоуменьи

Вчерашний друг, качая головой,

И вы, и вы отпрянули в смущеньи,

Стоявшие бессменно предо мной

Великие страдальческие тени,

О чьей судьбе так горько я рыдал,

На чьих гробах я преклонял колени

И клятвы мести грозно повторял.

Зато кричат безличные: ликуем!

Спеша в объятья к новому рабу

И пригвождая жирным поцелуем

Несчастного к позорному столбу.

(Ликует враг, молчит в недоуменьи…)

Не менее показателен и другой факт. Вскоре после выхода апрельского номера «Современника» Некрасов не побоялся явиться на квартиру только что арестованного Елисеева. Вот как описывает этот эпизод Елисеев в своих воспоминаниях: «На другой день после моего ареста Некрасов храбро явился ко мне на квартиру, чтобы осведомиться: что случилось и как. Я говорю храбро потому, что ни один из моих товарищей и вообще никто из сотрудников «Современника» не решился этого сделать. Ибо с того самого момента, как известие о выстреле Каракозова стало известно всему Петербургу, все прикосновенные к литературе тот час поняли, что как бы ни пошло дело следствия, но литература, поустановившемуся у нас обычаю, все-таки первая будет привлечена к ответу, и потому все засели дома, стараясь как можно меньше иметь между собой сообщений, исключая, разумеется, случаев крайней нужды». (Елисеев Г. З. Из воспоминаний // 37:128)

Но как ни велики были жертвы, принесенные Некрасовым в апреле 1866 года, они не достигли своей цели. Из «Дела особой комиссии под председательством князя П. П. Гагарина (началось 13 мая 1866 года, решено 21 августа того же года)» явствует, что комиссия, по настоянию М. Н. Муравьева, на заседании 23 мая постановила «поручить министру внутренних дел ныне же вовсе прекратить издание «Современника» и «Русского слова» (42:174). Первого июня Пыпин, замещавший уехавшего в Карабиху Некрасова на посту главного редактора «Современника», получил официальное извещение о запрещении журнала. Все действия Некрасова, направленные на сохранение журнала оказались тщетны. Более того, вынужденное сближение с «консервативным лагерем» соратники Некрасова восприняли как измену, большинство из них не понимало вынужденный характер этой меры. Некрасов оказался как бы «под двойным ударом» — со стороны идейных врагов и со стороны вчерашних соратников и единомышленников. Некрасов испытал несколько ударов. Первый удар – это то, что он вынужден, был «преломить себя», преломить свои убеждения. Второй удар – безрезультатность подобных его действий. И третий, самый сильный – то, что от него отвернулись все его вчерашние друзья. В обществе росли настроение недоверия к Некрасову, осуждения его поступков.

2) Выполнен как ряд выписок из текста, сопровождающихся комментарием смысловых трудностей

А.С.Пушкин

Д. В. Давыдову

Тебе певцу, тебе герою!

Не удалось мне за тобою

При громе пушечном, в огне

Скакать на бешеном коне.

Наездник смирного Пегаса,

Носил я старого Парнаса

Из моды вышедший мундир :

Но и по этой службе трудной,

Ты мой отец и командир.

Вот мой Пугач – при первом взгляде

Он виден – плут, казак прямой!

В передовом твоем отряде

Урядник был бы он лихой.

1836

Денис Васильевич Давыдов – современник А. С. Пушкина, достигший успеха в военной карьере: носил звание генерал-лейтенанта, был командиров одного из партизанских отрядов во время Отечественной войны 1812 года .

«Тебе певцу, тебе герою!»

Денис Давыдов известен не только как русский герой-воин, но и как русский поэт, представитель «гусарской поэзии» или «один из самых поэтических лиц в русской армии» (по его собственной характеристике).

«Не удалось мне за тобою

При громе пушечном, в огне

Скакать на бешеном коне…»

Пушкин учился в Царскосельском лицее и был еще совсем юным, когда Наполеон вторгся в Россию. Он и его товарищи мечтали о «громе пушечном» и «бешеном коне», рвались в бой, окрыленные патриотическим чувством. Но никому из них не удалось принять участие в военных действиях.

«Наездник смирного Пегаса,

Носил я старого Парнаса

Из моды вышедший мундир»

Пегас – в греческой мифологии – крылатый конь, любимец муз, символ вдохновенного поэтического творчества.

Парнас – священная гора в Греции, считался местом обитания муз и Аполлона.

Скорее всего, Пушкин намекает в этих строках о своей приверженности в лицейские годы к канонам устаревающей уже в то время классицистической поэзии, тогда как поэзия Д.Давыдова носила черты романтизма.

«Но и по этой службе трудной,

И тут, о, мой наездник чудный,

Ты мой отец и командир…»

Пушкин еще учился в лицее, когда Д.Давыдов, легендарный партизан, стал известен как поэт. Его стихи оказали большое влияние на творчество юного поэта, «солдатские» рифмы находили отклик и в произведениях Пушкина. Примерами могут послужить стихотворения «Пирующие студенты», «Дельвигу». Ну и, конечно, само стихотворение «Тебе певцу, тебе герою…» написано в духе поэзии Дениса Давыдова.

«Вот мой Пугач — при первом взгляде

Он виден — плут, казак прямой!»

Данное стихотворение было отправлено Пушкиным Давыдову, прибывшему в Петербург в 1836 году, вместе с книгой «История Пугачевского бунта» спустя год после ее выхода в свет. Строки содержат намек на особенности характера Давыдова – его прямой нрав, горячность и прямодушие, ассоциировавшиеся с казацкой удалью. Недаром его так любили сами казаки, починенные ему по службе.

Ворожцова Анастасия, 10 класс, 2013

  • Историческая летопись 5
  • За чужую свободу 49
    • Часть вторая 49
    • Часть третья 84
  • 107
  • Кошмары наяву. (Из человеческих документов о мире и войне. Очерки) 141
    • I. Подмижуй 141
  • 166
  • Николай Иванович Гродеков. (1883 - 1913 гг. Воспоминания - заметки) 189
    • I. Гродеков по воспоминаниям сослуживцев и старожилов, как военный губернатор Сыр-Дарьинской области. - Черты его характера. - Отношение к курильщикам и алкоголикам. - Заботы о народном образовании. - Церковно-строительство. - Создание русских поселков. - Холерный бунт 1892 году в Ташкенте. - Деятельность в Приамурье. - Назначение туркестанским генерал-губернатором 189
    • II. Встреча нового генерал-губернатора. - Взгляд Гродекова на переселенческое дело. - Положение Туркестанского края в конце 1906 года. - Перемены в личном составе. - Борьба с революционным движением. - Реорганизация переселенческого дела. - Трения с главным управлением земледелия по переселенческом вопросу. - Прием у генерал-губернатора, рабочий его день. - Заботы о разных просветительных учреждениях. - Памятник Кауфману. - Отношение к Хиве и Бухаре. - Взгляд Гродекова на военно-народное управление. - Уход Николая Ивановича из Туркестана. - Память о нем среди русского населения, особенно отставных ветеранов, поселившихся в крае 196
  • К истории польско-русских отношений 215
  • Из раскольничьих дел недавнего прошлого 239
  • Легенды о войне 246
    • Аэропланы 247
    • Начало конца мира 249
    • Вильгельм 250
    • Скобелев 253
    • Великий князь Николай Николаевич 255
    • Казак Пашнин 257
  • Немцы 40 лет назад. (Из личных воспоминаний) 264
    • I. Как вели себя немцы во время франко-прусской войны 264
    • II. Как воспитывали они чувства воинской части и доблести в своих воинах 265
    • III. Как немцы соблюдали законы и обычаи войны в борьбе с французами 269
    • IV. Что думали немцы сорок лет назад о войне с Россией; их полное незнакомство в то время с нашей родиной 271
  • Профессор Иван Иванович Соколов. (К двадцатипятилетию его педагогической и учено-литературной деятельности) 277
  • Новая Земля 286
    • I. Отход парохода Мурманского о-ва "Королева Ольга Константиновна" на Новую Землю. - Краткая история колонизации Новой Земли. - Путь до первого становища. - Белушья губа. - Освящение часовни. - "Птичий базар" 286
    • II. Перевозка животных (собак). - Селение Малые Кармакулы. - Школа, баня, - Снабжение колонистов "жизненными припасами" и система рассчетов 295
    • III. Маточкин Шар. - Природа. - Маленькое приключение. - Пьянство самоедов, их характер и тяжелое денежное положение 302
    • IV. Ольгинский поселок. - Его обитатели и печальные стороны их существования. - Посадка живого груза: медведи, песцы, совы. - Возвращение назад. - Буря. - Качка. - Туман. - Заключительное слово 308
  • Из записной книжки историка 318
    • Ход военных действий в борьбе с немцами. - Болгарская измена славянскому делу. - События во внутренней жизни России 318
  • Критика и библиография 324
    • В.И. Адамович. Оправдание представителями германской интеллигенции нынешней войны и способа ее ведения Германией и Австро-Венгрией и отповедь представителей интеллигенции во Франции, Англии и России. Петроград. 1915. Стр. 68. Ц. 40 к. 324
    • Б.Д. Греков. Новгородский дом святой Софии. Опыт изучения организации и внутренних отношений крупной церковной вотчины. Ч. I. Пгр. 1914. Стр. XIV+544+129. Ц. 3 р. 325
    • Н.Г. Высоцкий. Первый скопческий процесс. Материалы, относящиеся к начальной истории скопческой секты. Москва. 1915. Стр. I+XX+I+345. Ц. 2 р. 327
    • А.К. Дживелегов. Александр I и Наполеон. Москва. 1915. Стр. 302. Ц. 1 р. 75 к. 329
    • Труды полтавской ученой архивной комиссии. Вып. 12. Полтава. 1915. Стр. 240+21. Цена не обозначена 330
    • У.Г. Иваск. Жизнь и труды Василия Ивановича Собольщикова, старшего библиотекаря и архитектора императорской публичной библиотеки (с гравированным портретом). Москва. 1914. Стр. 59. Цена 1 р. 50 к. 331
    • Действия нижегородской губернской ученой архивной комиссии. Сборник. Том XV. Выпуски IV и V. В память 300-летия царствования дома Романовых. Том XVII. Выпуски II и III. Нижний Новгород. 1913-1914. Стр. 163; 148; 20, 5, 32, 6, 48, 10; 6, 4, 12, 3, 3, 30, 12, 2, 3, 25. Цена не обозначена 332
    • История музыки всех времен и народов - проф. Л.А. Саккетти. Пгр. 1915. Издание "Шиповник". Выпуск III. 202-296. Со множеством иллюстраций. Цена по подписке 332
    • Н.Н. Сергиевский. Августейший поэт К.Р. (Жизнь и деятельность: великий князь Константин Константинович как государственный и общественный деятель, поэт и человек. Оценка творчества в письмах наших классиков. Мои воспоминания). С портретами, редкими автографами и снимками постановки драмы "Царь Иудейский". Издание журнала "Наша Старина". Пгр. 1915. Стр. 49. Ц. 75 к. 334
    • Речи Либания, перевел с греческого, с введением, примечаниями и двумя приложениями С. Шестаков. Т. I. Казань. Стр. 5+XC+522. Ц. 3 р. 60 к. 335
    • Н.М. Затворницкий. Наполеоновская эпоха. Библиографический указатель. Выпуск первый. Птр. 1914. Стр. XIV+328 и 8 отдельных таблиц. Цена 3 рубля. Выпуск второй. Пгр. 1915. Стр. IV+314 и 8 отд. табл. Цена 3 рубля 336
    • Профессор Н.К. Грунский. Лекции по педагогике. 2 изд. Юрьев. 1914. Ц. 1 р. 50 к. - А.М. Медведков. Педагогика для самообразования, школы и семьи. Петроград. 1914. Ц. 1 р. 35 к. - П.Ф. Каптерев. Дидактические очерки. Теория образования. Издание второе. Петр. 1915. Ц. 2 р. 40 к. 338
    • К.Р. "Царь Иудейский", драма в 4-х действиях и 5-ти картинах. Спб. 1914. Типография министерства внутренних дел. Снимки с постановки драмы и портретов действующих лиц в фотографии К.А. Фишера; клише, печать цветных фототипий и гелиогравюры т-ва Р. Голике и А. Вильборг. Эскизы костюмов - под наблюдением П.К. Степанова, эскизы декораций Н.Н. Болдырева; эскизы занавесей И.Г. Окорокова; цветные рисунки сцен по фотографиям К.А. Фишера исполнены М.И. Хвостенко. Обложка, заставки и цветные портреты П.П. Либена. Стр. 284+12. Цена 20 р., в переплете 25 р. 339
    • Н. Маркс. Рисунки Е. Арцеулова. Легенды Крыма. Москва. 1914. Вып. I. Изд. 2-е. Стр. 43. Рис. 15. Ц. 1 р. 340
    • "Виленский Временник", издается при Муравьевском музее в Вильне. Книга VI. Архивные материалы Муравьевского музея, относящиеся к польскому восстанию 1863 - 1864 годов в пределах Северо-Западного края. Часть первая. Переписка по политическим делам гражданского управления с 1-го января 1862 г. по 1-ое мая 1863 г. Составил А.И. Миловидов. С двумя хромолитографическими снимками и шестью цинкографическими факсимиле в тексте. Цена 3 р. 75 к. Стр. XVI+462 340
    • Проф. Н.В. Ястребов. Галиция накануне великой войны 1914 года. Пгр. 1915. Стр. VIII+146. Ц. 1 р. 25 к. 342
    • Н.М. Лагов. Галичина, ее история, природа, богатства и достопримечательности. Пгр. 1915. Стр. VIII+123. Ц. 80 к. 342
    • Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Издание управления кавказского учебного округа. Выпуск 43-й. Тифлис. 1914. Стр. III+IV+232+156+176+VII+243. Цена не обозначена 343
    • В. Лебедев. За государя великого князя. Историческая повесть половины XV века. Москва. Издание А.Д. Ступина. 1914. Стр. 96. Цена 35 коп. 344
    • А. Ренников. Золото Рейна. О немцах в России. Со многими рисунками и картами. Пгр. 1915. Стр. 395. Ц. 1 р. 50 к. 345
  • Новости истории 347
    • Немец-узурпатор царских подарков и ливадийский дьячок. - Зловещее пророчество о трагедии первого марта. - Потревоженные тени крепостного века. - Архив Философовых. - Новоржевские помещики и крестьянское раскрепощение. - Дряхлеющий феодал и новая жизнь. - Из жизни А.П. Философовой. - Либеральная жена военного прокурора. - Достоевский среди салонных философов. - Лев Толстой в рассказе яснополянского крестьянина. - Глеб Успенский в сеемейном быте. - Роман поневоле автора "Растеряевой улицы" 347
  • 362
    • Последние дни диктатуры Бисмарка 362
    • Гете в роли военного репортера 366
    • "Душа России" 368
    • Гибель эрцгерцога Рудольфа и Марии Вечера 371
    • Наследственность 372
    • Гоголь и Диккенс. Пикквик и Чичиков 375
    • Англо-русская книга о немецком засилье 376
  • Смесь 379
    • Медаль в память К.Р. 379
    • Новое общество 380
    • Чествование северных мореплавателей 381
    • 45-летие литературной деятельности В.Н. Жука 382
    • Юбилей П.О. Морозова 383
    • Двадцатипятилетний юбилей профессора А.П. Рождественского 383
    • Юбилей профессора С.П. Глазенапа 384
    • Девятисотлетие смерти св. кн. Глеба 384
  • Некрологи 386
    • Дурново, П.Н. 386
    • Духовской, С.А. 387
    • Коломнин, П.П. 387
    • Коссович, П.С. 388
    • Лутугин, Л.И. 388
    • Нечаев, А.В. 389
    • Ордынский, А.К. 390
    • Пальм, С.А. 391
    • Савина, М.Г. 392
    • Флеров, Н.М. 393
    • Челышев, М.Д. 394
    • Шапиров, Б.М. 394
    • Шур, м.А. 395
  • Заметки и поправки 395
    • I. К воспоминаниям г. С.У. "Мозаика" 395
    • II. По поводу рецензии П.М. Майкова 396
    • III. По поводу статьи А. Сигова "замок князя Паскевича в Гомеле" 396
    • IV. По тому же поводу 399
  • Последняя надежда 401
    • XIII. Внутри стен 403
    • XIV. Поднятое покрывало 408
    • XV. Отлив 414
    • XVI. Игроки 418
    • XVII. На Королевском мосту 423
    • XVIII. Город, который скоро забывает 429
  • Историческая летопись 443
  • За чужую свободу 485
    • Часть третья 485
  • Сан-Стефано. (Записки гр. Н.П. Игнатьева с примечаниями А.А. Башмакова и К.А. Губастова) 546
  • Кошмары наяву. (Из человеческих документов о мире и войне). (Очерки) 578
    • II. Отрава 578
  • За тридцать лет. (Листки из воспоминаний) 601
  • Маленькая историческая тайна 617
  • Марк Лукич Кропивницкий. (Воспоминания земляка) 627
  • Из воспоминаний бывшего судебного деятеля 632
    • XVI. Генерал 633
    • XVII. Философ 635
    • XVIII. Скорый 637
    • XIX. Законник 637
    • XX. Рассеянный 639
    • XXI. Прозорливый 640
    • XXII. Доктор 641
    • XXIII. Блюститель нравственности 642
    • XXIV. Поручик 643
  • Одна из теней прошлого. (Из истории Холмского края) 647
  • Анатолий Александрович Флеров. (К 35-леетию его учебно-административной деятельности) 664
  • Немцы в Самарских степях. Очерк 675
  • Памяти Марии Гаврииловны Савиной 691
  • Сенатор Г.А. Тройницкий 698
  • "Борьба с зеленым змием" 705
  • Граф Сергей Юльевич Витте. (Материалы для биографии) 724
  • В старую Москву. (Из поездки великих князей в 1861 году) 742
  • Критика и библиография 774
    • Русский биографический словарь. Лабзина - Ляшенко. Издаваемый Императорским русским историческим обществом. Петроград. 1914. Стр. 844. Цена 5 р. 774
    • Князь Олег. Петроград. 1915. 40+IV+204 стр. Цена 6 руб. 775
    • Балканский союз. Воспоминания и документы. И.Е. Гешов. Пгр. 1915. Стр. 110. Ц. не обозначена 777
    • Записки Сергея Михайловича Соловьева. С портретами. Кн-во "Прометей" Н.Н. Михайлова. Пгр. 1915. Стр. 174. Ц. 2 р. 778
    • Сергей Бертенсон. Дед русской сцены. О жизни и деятельности Ивана Ивановича Сосницкого. Петроград. 1916 г. 175 стр.+XXI. С тремя портретами. Цена 1 р. 50 к. 779
    • Депутат от России (Воспоминания и переписка Ольги Алексеевны Новиковой). составил W. Stead. Перевод Е.С. Мосоловой. Петроград 1915. Т. I и II. Цена 2 р. 50 к. за оба тома 780
    • Воронежская старина. Выпуск тринадцатый. Издание воронежского церковного историко-археологического комитета. Воронеж. 1914. Стр. 109+243+115. Цена 2 руб. 50 коп. 781
    • С.И. Лаврентьева. Пережитое (Из воспоминаний). Пгр. 1915. Стр. 327. Ц. 1 р. 20 к. 782
    • Сказки и песни Белозерского края. Записали Борис и Юрий Соколовы. (С вводными статьями, фотографическими снимками и географической картой). Издание отделения русского языка и словесности императорской академии наук. М. 1915. Стр. 665, XV, CXVIII 783
    • Гр. Ф. де-Ла-Барт, доктор истории западной литературы. Литературное движение на Западе в первой трети XIX столетия. I. Люди сумеречной поры. II. Романтический синтез (1760 - 1830). Лекции. М. 1914. Стр. X+3+245. Цена 1 руб. 50 коп. 785
    • Гр. Ф. де-Ла-Барт, доктор истории западной литературы. Беседы по истории всеобщей литературы. Часть I. Средние века и Возрождение. Пособие к лекциям. Издание 2-ое, совершенно переработанное и дополненное. М. 1914. Стр. XIV+349. Цена 2 руб. 785
    • В. Герье. Философия истории от Августина до Гегеля. Москва. 1915. Стр. II+267. Цена 1 р. 50 к. 787
    • В.К. Шилейко. Вотивные надписи шумерийских правителей. Изд. Н.П. Лихачева. Петроград. 1915. Стр. XXXIV+24. Ц. 3 р. 788
    • Памятники мировой литературы. Античные писатели. Лукиан. Биография. Религия. Москва. 1915. Стр. LXIV+320. Цена 2 руб. 25 коп. 791
    • Л.П. Карсавин. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках, преимущественно в Италии. Пгр. 1915. Стр. 360. Ц. 3 р. 792
    • Памяти Дмитрия Васильевича Ройтмана (15 октября 1872 - 23 декабря 1911 г.) Петербург. 1914. 231 стр. 793
    • К. Шумский. Очерки мировой войны на суше и на море. Обзор военных действий на главных театрах. С чертежами и рисунками. Издание т-ва А.Ф. Марс. Пгр. 1915. Стр. 252. Ц. 1 р. 50 к. 794
    • В.П. Семенников. Материалы для истории русской литературы и для словаря русских писателей эпохи Екатерины II. На основании документов архива конференции императорской академии наук. Петроград 1915. Стр. 161 795
    • П.С. Коган. Пролог. Мысли о литературе и жизни. Пгр. 1915. Стр. 63. Ц. 80 к. 796
    • В.И. Рубцов. Учебный курс истории новейшей русской литературы. Для средних учебных заведений. Пгр. 1915. Стр. 363. Ц. 1 р. 35 к. 796
  • Новости истории 798
    • Петербургские поджоги в воспоминаниях Е.И. Ламанского. - Обер-прокурорское засилье и владычный трепет. (Из переписки Победоносцева и архиепископа Никанора). - Начальник цензуры М.П. Соловьев, обличаемый пером бывшего сослуживца. - Феоктистов и "крамолв" поэта Полонского. - Пушкинский праздник в освещении современного Собакевича 798
  • Заграничные исторические новости и мелочи 809
    • Борода во Франции теперь и прежде 809
    • Кто был Кант 810
    • Вальтер Скотт о пруссаках 811
    • Приключения американки в Германии 813
    • Из воспоминаний о Дюма 822
    • Болгарская страна Македония или сербская? 824
  • Смесь 827
    • Памяти просветителя Руси 827
    • Пятидесятилетний юбилей журнала "Педагогический Сборник" 828
    • Юбилей московского библиографического общества 828
    • 50-летие профессорской деятельности протоиерея В.Г. Рождественского 829
    • К русскому учительству 829
  • Некрологи 831
    • Авдаков, Н.С. 831
    • Круглов, А.В. 832
    • Родионов, Л.М. 833
    • Русов, А.А. 833
    • Рыстенко, А.В., профессор 834
    • Скребицкий, А.И. 834
    • Соколовский, А.Л. 835
    • Соловьев, Н.В. 836
  • Последняя надежда 837
    • XIX. В бреши 839
    • XX. "Девятнадцать" 843
  • Часть вторая 848
    • I. Улица Св. Иакова, д. №8 848
    • II. Лоцман брошен 854
    • III. Простой банкир 860
    • IV. Путь со множеством изгибов 865

Классицизм - (от лат. classicus - образцовый) - литературное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в., в основе которого:

1) Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности - художественной нормой.

2) Принцип рационализма и "подражания природе".

3) Культ разума.

4) Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

5) Подчеркнутая объективность повествования.

6) Строгая иерархия жанров.

Высокие: трагедия, эпопея, ода (в них изображаются общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи). Средние: письма, дневники. Низкие: комедия, сатира, басня (предмет изображения - повседневная жизнь обычных людей). Смешение высокого и низкого жанров не допускалось. Образцами простого (низкого), среднего и высокого стилей считались в К. три произведения римского поэта Вергилия соответственно: "Буколики" (герой - пастух), "Георгики" (герой - пахарь) и "Энеида" (герой - вождь). Авторы классицистического направления не должны были выходить из круга предписанных стилем образов и сюжетов. Ведущий жанр К. - трагедия.

Художественное произведение К. организуется как искусственное, логически построенное целое, для которого характерны строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; герои строго разделяются на положительных (идеализируются) и отрицательных. Крупнейшими представителями европейского К. были П. Корнель, Ж.-Б. Мольер, Ж. Расин, теоретиком - Н. Буало (автор поэмы-трактата "Поэтическое искусство").

Рождение русского К. относят к 20 - 30-м гг. XVIII в. Наиболее полно черты этого направления проявились в творчестве таких русских писателей, как А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин и др.

Сентиментализм - (от фр. sentiment - чувство, чувствительность) - литературное направление второй половины XVIII в. - нач. XIX в., в отличие от классицизма признающее основой человеческой природы не разум, а чувство. Возник как реакция на жесткие рамки классицизма. Важнейшее свойство С. - стремление исследовать человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, переживаниях. Уходя от прямолинейности, свойственной классицизму, С. обращается к изображению частной человеческой жизни. Главными темами С. становятся любовь, дружба, страдание, противоречия внутренней жизни и т. п. Герой произведений С. - простой человек, представитель низших сословий, наделенный врожденной нравственной чистотой, неиспорченностью, богатым духовным миром. Писатели-сентименталисты пропагандировали ценность естественного чувства, органичную связь человека и природы, идеализировали патриархальный быт. Основные жанры С. - сентиментальный роман, повесть, дневник, путешествие, письмо, элегия, послание. Родоначальником С. считается английский писатель Дж. Томпсон ("Времена года", 1730); крупнейшими представителями в европейской литературе - Л. Стерн ("Сентиментальное путешествие по Франции и Италии"), Ж.-Ж. Руссо ("Юлия, или Новая Элоиза"), С. Ричардсон ("Ппамела, или Вознагражденная добродетель", "Кларисса, или История молодой леди"), И.-В. Гете ("Страдания юного Вертера") и др.; в русской литературе второй половины XVIII в. - М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, В.В. Капнист, Н.А. Львов, А.Н. Радищев, ранний В.А. Жуковский. Своеобразной визитной карточкой и художественным манифестом русского С. стала повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Для русского С. характерен ярко выраженный просветительский характер: присутствие сильной дидактической установки, активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм. Роль С. в литературном процессе заключается в утверждении ценности отдельной человеческой личности, демократизации искусства, сближении литературного языка с разговорным. В целом С. с его субъективным подходом к окружающему миру и человеку подготовил появление романтизма.

Романтизм - (нем. Romantik, фр. romantisme, англ. romanticism) творческий метод в литературе и искусстве, сложившийся в конце XVIII - начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы. В основе романтического метода лежат общие принципы: субъективная позиция писателя по отношению к изображаемому; стремление не столько к воссозданию, сколько к пересозданию действительности, что обуславливает использование в произведениях Р. фантастики, гротеска, символики, условности и т. п.; выдвижение в качестве героя исключительной личности (романтический герой), одинокой, неудовлетворенной действительностью, мятежной, бунтующей против миропорядка, наделенной стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманиемнесовершенства окружающего мира; провозглашение ценности человеческой личности, человеческой индивидуальности . Р. свойствен не только отказ от реального мира, от обыденности, но и интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному (действие поэм Дж. Байрона и А.С. Пушкина разворачивается в южных странах и в странах Востока, баллад В.А. Жуковского - в фантастическом, вымышленном мире, часто поэты-романтики переносят действие своих произведений в прошлое). Ведущая черта Р. - трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими. Время распространения - конец XVIII - первая половина XIX в . (Дж. Байрон, П.Б. Шелли, В. Гюго, Э. Т. А. Гофман); время расцвета в России - 10 - 30-е гг. XIX в. (баллады В.А. Жуковского, лирика и поэмы А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А. А. Бестужева, К.Ф.Рылеева и др.).

Реализм - (от лат. realis - вещественный) - художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому, писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью; правдивое воспроизведение "типических характеров в типических обстоятельствах" (Ф. Энгельс). Р. - "направление в искусстве, которое наиболее близко изображает реальность" (В.П. Руднев). В центре внимания Р. находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени, в котором он живет. При этом писатель не отрывается от реальности, с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни. Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические - все это связано с точкой зрения художника на жизнь, а это зависит от его мировоззрения, от умения уловить движение эпохи. В основе реалистического метода лежат историзм мышления (видение исторической перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего), социальный анализ (изображение явлений в их конкретной социальной обусловленности), социальная типизация. В XIX в. складывается новый тип реализма - критический Р. На западе его расцвет связан с именами Стендаля и О. де Бальзака во Франции, Ч. Диккенса и У. Теккерея в Англии, в России - с именами А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. К. р. по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается прежде всего в связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого анализа становится и внутренний мир человека - К. р. одновременно осмысляется как психологический (См. психологизм). В России XIX век становится периодом интенсивного развития Р. Во II-ой половине XIX века художественные достижения реализма выводят русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание. Особое место в истории русского Р. принадлежит Л.Н. Толстому и Ф.М. Достоевскому . Именно благодаря им русский реалистический роман приобрел мировое значение. В ХХ в. реалистическую традицию продолжили И.А. Бунин, А.И. Куприн, В.В. Вересаев и др

Модернизм - (от франц. moderne - современный, новейший) -

1) Условное обозначение периода культуры конца ХIХ - середины ХХ в.: совокупность нереалистических философско-художественных направлений в искусстве этой эпохи, которые объединяет идея обновления, пересмотра философских основ, творческих принципов, самого языка классического искусства ХIХ в. М., так же, как и декаданс, своеобразно сфокусировал и выразил настроения "конца-начала века".

2) Литературное направление первой половины ХХ века, объединяющее в себе множество школ и течений (в мировой литературе наиболее крупными течениями М. считаются импрессионизм и экспрессионизм, в русской – символизм и акмеизм). М. в основе своей противоположен реализму как традиционному искусству: для М. характерны антиисторизм мышления (история подменяется некоей моделью мира, в котором ничего не меняется, мифологизацией прошлого, настоящего и будущего); интерес к человеку вообще, а не к человеку как продукту своей эпохи (конкретно-историческая обстановка в произведениях М. не имеет значения, ибо "человек, как лошадь, вечно ходит с закрытыми глазами по одним и тем же кругам" (Д. Джойс)); отсутствие социальной типизации. М. преобразовывает мир средствами искусства, стремится моделировать свою реальность. Кроме того, важными чертами модернистской эстетики являются принцип синтеза искусств, слияние реального и фантастического, размывание границ между реальностью и искусством, новаторство в области формы и содержания и т. д.

символизм акмеизм футуризм
(фр. symbollisme < от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - явление художественной культуры последней трети XIX - нач. ХХ вв., противопоставившее себя реализму (в частности, натурализму) и сделавшее основой своей художественной системы философскую концепцию о принципиальной непознаваемости мира и человека средствами научного опыта, логического анализа и реалистического изображения. Художники-сиволисты признавали только интуитивное познание - художественную интуицию, способную открыть идеальную (духовную) сущность мира, утраченную в результате трагического разрыва между видимым и сущим, материальным и духовным, явленным и скрытым, помогающую поэту (художнику) угадать или почувствовать глубинное состояние окружающего. Зародившись во Франции в 70-е гг. XIX в. как течение, развивающее достижения импрессионизма в области языка и стиля, С. стал осознаваться как самостоятельное направление, открывшее принципиально новые способы постижения действительности. В основе философии С. - идея немецкого философа Ф. Ницше о том, что жизнь - бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой цели, кроме эстетической (искусство ради искусства) : "Существование мира может быть оправдано лишь как эстетический феномен". Символисты сделали Богом Искусство, а творческий акт воспринимали как религиозно-мистическое действо, связывающее художника с подлинной реальностью - иными мирами . Ключевым понятием в философии С. является переосмысленная романтическая идея двоемирия (см. романтизм): несовершенный реальный мир есть лишь отражение мира идеального. Связующим звеном, мостом между двумя мирами становится символ , подобно тому, как в Древней Греции две части пластинки (символа), сходящиеся в целое по линии разлома, были условным знаком, позволяющим незнакомым людям, причастным к какому-либо общему делу или тайне, узнать друг друга. Таким образом, в искусстве символисты видят универсальный способ связи таинственного (идеального) мира с действительностью, а поэт (художник), далекий от социальных проблем современности, мыслится как избранник (теург, "бог таинственного мира"), наделенный высшим знанием о вечной Красоте и реализующий это знание в обновленном поэтическом слове. Воздействие слова, в свою очередь, уподобляется влиянию музыки как универсального (то есть вненационального, способного быть понятым без слов) искусства: символисты устремлены к тому, чтобы слово не "говорило", а внушало, зачаровывало, навевало (буквально по Фету: "О, если б без слова // Сказаться душой было можно!" и "Что не выскажешь словами - // Звуком на душу навей"). С. активно развивался в странах Западной Европы: с ним связано творчество многих поэтов (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, Р.М. Рильке и др., драматургов (Г. Ибсен, М. Метерлинк, Э. Ростан и др.), прозаиков (Г. Манн, Ф. Кафка, Г. Гессе и др.). В России С. заявил о себе в конце 80-х гг. XIX в. в близкой к символистскому мироощущению поэзии Н. Минского, К. Льдова и др., философских трудах и лирике В.С. Соловьева (прежде всего в учении о "душе мира"), а в последнее десятилетие века - в творчестве старших символистов Д.С.Мережковского, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсова, Вяч. Иванова и др., на рубеже веков - младших символистов А.А. Блока, А. Белого, С.М.Соловьева. Акмеи́зм («Адамизм») (от греч. άκμη - «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») - литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральными фигурами которого являлись основатели акмеизма Н. С. Гумилёв, А. Ахматова (которая являлась его секретарём и деятельным участником) и С. М. Городецкий. Современники давали термину и иные толкования: Владимир Пяст видел его истоки в псевдониме Анны Ахматовой, по-латыни звучащем как «akmatus», некоторые указывали на его связь с греческим «akme» - «острие». Термин «акмеизм» был предложен в 1912 Н. Гумилёвым и С. М. Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений. Название для литературного течения, по свидетельству А. Белого, было выбрано в пылу полемики и не являлось вполне обоснованным: об «акмеизме» и «адамизме» в шутку заговорил Вячеслав Иванов, Николай Гумилёв подхватил случайно брошенные слова и окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов. В основе акмеизма лежало предпочтение к описанию реальной, земной жизни, однако её воспринимали внесоциально и внеисторически. Описывались мелочи жизни, предметный мир . Одарённый и честолюбивый организатор акмеизма мечтал о создании «направления направлений» - литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии. Акмеизм утвердился в теоретических работах и художественной практике Н. С. Гумилёва (статья «Наследие символизма и акмеизм» 1913), С. М.Городецкого («Некоторые течения в современной русской поэзии» 1913), О.Э.Мандельштама (статья «Утро акмеизма», опублик. в 1919), А. А. Ахматовой, М.А.Зенкевича, Г. В. Иванова, Е. Ю. Кузьминой-Караваевой. (от лат. futurum - будущее) - авангардистское (см. авангардизм) течение в искусстве и литературе ХХ в., зародившееся в Италии ("Манифест футуристов" 1909 г.) и получившее широкое распространение во многих европейских странах, в первую очередь в России. Для представителей этого революционного течения в искусстве характерны: 1) Демонстративный разрыв с традиционной культурой, отказ от классического (см.классика) наследия (русские футуристы призывали "сбросить" Пушкина, Достоевского, Толстого "с "Парохода современности"). 2) Эксперименты в области слова (расширение поэтического словаря за счет "словоновшества" и "словотворчества", например, создания производных от имеющихся в языке слов: "смехачи, усмейный" у В. Хлебникова и др.). 3) Эпатаж публики и зачастую литературное хулиганство (манифест русских футуристов назывался "Пощечина общественному вкусу", сборники - "Садок Судей", "Доители изнуренных жаб", "Дохлая луна", "Рыкающий Парнас" и т. п.). Русский Ф. был представлен четырьмя объединениями поэтов: в группу московских "будетлян" (от слова "будущее" - неологизм принадлежит В. Хлебникову) "Гилея" входили Д. и Н. Бурлюки, В.В. Маяковский, А. Кручёных, В. Каменский, Е. Гуро (в будущем стали называть себя кубофутуристами и пропагандировать идеи неблагозвучия поэтической речи, использования сниженной лексики, нарушения языковых норм и т. п.); к петербургским эгофутуристам (термин И. Северянина: от лат. ego - я, буквально я - будущее) относились И. Северянин, Г.В. Иванов, П. Широков и др.; московское объединение эгофутуристов "Мезонин поэзии" представлено именами В.Г. Шершеневича, Р. Ивнева, Б.А. Лавренева и др.; преемниками петербургского Ф. стали члены группы "Центрифуга" Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев и др. Считается, что русский Ф. исчерпал себя примерно к 1915 г.

Постмодернизм - направление в литературе, эстетике, философии XX века (его зарождение относят к 30 - 40-м гг. ХХ века, расцвет - к 80-м гг.). Характерной особенностью российской постмодернистской литературы является противопоставление ее реалистическому искусству, прежде всего соцреализму, считавшемуся в России официальным направлением до конца 70-х гг. ХХ в.: постмодернисты сознательно отвергают нормы, правила и ограничения, выработанные предшествующей культурной традицией, отказываются от авторитетов (в том числе авторитета модернизма) или иронически их переосмысляют. П. декларирует культурный плюрализм (свободу выбора тем, жанров и т. п.), стирание границ между высоким и низким, реальностью и вымыслом, искусством и действительностью и т. д. Важнейшим элементом постмодернистского текста являются ирония и самоирония, языковая игра. Для стилистики постмодернистских текстов характерно также сознательное соединение в одном произведении тем, проблем, мотивов, художественных приемов, стилей произведений различных эпох, народов, культур, что неизбежно приводит к стилистическому эклектизму, цитатности (Л. Лосев пишет: "Что-то чужую я струнку пощипываю, // Что-то чужое несу"). Цитатность, нередко доведенная до центонности (см. центон), стала одним из принципов П. Однако в постмодернистском тексте цитата, вырванная из контекста источника, начинает жить самостоятельной жизнью, включаясь в новый контекст, например:

Особое место в поэтике П. занимают травестированные (то есть пародийно сниженные) цитаты: "...а потом Дантес в кольчуге // Из Парижа своего // как пульнет под пенье вьюги // в тело нашего всего!" (Голь); "Как ныне прощается с телом душа. // Проститься, знать, время настало. // Она - еще, право, куда хороша. // Оно - пожило и устало" (Л. Лосев). Сам язык в произведении П. из инструмента описания мира превращается в объект исследования, а поэт, писатель - в орудие языка. П. также активно использует аллегории, реминисценции, ассоциации, мифологемы и идеологемы, символы. Ведущим постулатом П. становится принцип "мир как текст" (см. интертекстуальность). При этом П. провозглашает условиями создания текста свободное движение смыслов, не образующих единого смыслового центра, произвольное комбинирование элементов, иными словами, создание некоего культурного коллажа, текста, который не отображает реальность, а творит новую или множество новых реальностей. К представителям П. в современной российской литературе относят Сашу Соколова, В. Сорокина, Т. Кибирова, В. Строчкова, А. Левина и др. Наиболее яркие течения русского П. - соцарт и концептуализм.

Теория литературы. Историко-литературный процесс – это развитие, движение литературы в мельчайших подробностях большого исторического времени. Типы движения литературы во времени всегда необычайно разнородны и чаще всего характеризуются несхожестью. Как и художественная жизнь в целом, литературный процесс зависит от общественно-исторических явлений, однако обладает и относительной самостоятельностью, Литературный процесс полон противоречий, включает не только мирно-эволюционные, но и революционные (взрывные) начала. Главное же заключается в том, что он характеризуется как периодами подъема и расцвета (классические этапы во всех национальных литературах), так и кризисами, временами упадка. Первоначально различные факты литературного процесса осознаются литературной критикой. Формой осмысления текущего литературного процесса и одновременно способом воздействия на него являются дискуссии в печати, писательские конференции, симпозиумы, съезды и т.п. “Литературный процесс - сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой картину формирования, функционирования и смены различных литературных н а п р а в л е н и й (классицизма, романтизма, реализма и других), возникающих в ту или иную эпоху как выражение социальных, эстетических потребностей определенных сил общества и сходящих с исторической арены при изменении обстановки”.

Слайд 13 из презентации «Литература» . Размер архива с презентацией 98 КБ.
Скачать презентацию

Теория литературы

краткое содержание других презентаций

«Теория литературы» - Реминисценция. Гротеск. Созвучия концов стихотворных строк. Ремарка. Сочетание строк. Пафос. Сатира. Ода. Персонаж. Баллада. Метафора. Деталь. Элегия. Драма. Гимн. Функции. Символ. Конфликт. Эпос. Литературные роды. Элементы содержания. Деталь художественная. Юмор. Сюжет. Средство. Фабула. Стадии развития действия. Автор. Характер. Комедия. Идея. Художественный прием. Сонет. Подготовка к ЕГЭ по литературе.

«Теория и история литературы» - Тия, в которых неизбежно участвуют все слои общества. Подтекст – это смысл, скрытый «под» текстом. Психологизм не покинул литературу. Историзм в художественном произведении. Историзм литературы. Психологизм Толстого и Достоевского - это художественное выражение. С помощью детали писатель выделяет событие. Русские писатели XIX в. более суровы к своим рефлектирующим героям. Дискуссия развернулась в 1840-е гг.

«Вопросы по теории литературы» - Перифраз. Способ отображения внутреннего состояния. Род литературы. Намеренное употребление в тексте одинаковых слов. Описание природы. Термин. Средство, помогающее описать героя. Внутренний монолог. События в произведении. Аллегория. Экспозиция. Эпилог. Пламя таланта. Интерьер. Гротеск. Описание внешности персонажа. Символ. Сюжет. Эпические произведения. Выразительная подробность.

«Литература» - Предания, бывальщины, былички, легенды. Сентиментализм. Романтизм. Художественное время и пространство. Символизм. Классицизм. Величайшим фантастикой мира является Э. Т. Гофман. Акмеисты или адамисты. Фольклор - художественное творчество широких народных масс. Художественный образ. Поэтика. Замысел авторский - первая ступень творческого процесса. Теория литературы. Гораздо большее, чем просто литературная школа.

«Основы теории литературы» - Вечный образ. Сказ. Персонажи. Монолог. Содержание произведения. Два способа создания речевых характеристик. Способ. Временный признак. Теория литературы. Пафос состоит из разновидностей. Пушкин. Фабула. Пример противопоставления. Эмоциональное содержание художественного произведения. Вечные темы в художественной литературе. Пафос. Внутренняя речь. Исторические лица. Речевая характеристика героя. Фабулярное развитие.

Русская литература является великим достоянием всего русского народа. Без нее, начиная с 19-го века, немыслима мировая культура. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы имеют свою логику и характерные черты. Начавшись более тысячи лет назад, его феномен продолжает развиваться и во временных рамках наших дней. Именно он станет предметом описания данной статьи. Мы ответим на вопрос о том, какова периодизация русской литературы (РЛ).

Общая информация

В самом начале повествования нами обобщена и представлена периодизация русской литературы. Таблица, компактно и наглядно демонстрирующая основные этапы ее развития, иллюстрирует развитие культурного процесса в России. Далее рассмотрим информацию в подробностях.

Заключение

Русская литература действительно способна всколыхнуть "чувства добрые". Ее потенциал бездонно глубок. От солнечного музыкального слога Пушкина и Бальмонта до интеллектуально-глубокого и образного представления нашего виртуального века Пелевиным. Любителям сентиментальной лирики понравится творчество Ахматовой. В нем имеется и мудрость, присущая Толстому, и филигранный психологизм Достоевского, перед которым снимал шляпу сам Фрейд. Даже среди писателей-прозаиков встречаются те, чей слог по художественной выразительности напоминает поэзию. Это Тургенев и Гоголь. Любители тонкого юмора откроют для себя Ильфа и Петрова. Желающие вкусить адреналин от сюжетов криминального мира откроют романы Фридриха Незнанского. Ценители фэнтези не разочаруются от книг Вадима Панова.

В русской литературе каждый читатель сможет найти то, что тронет его душу. Хорошие книги подобны друзьям или попутчикам. Они способны утешить, посоветовать, развлечь, поддержать.