Романти́зм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Романтизм в литературе

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

Теодор Жерико Плот «Медузы» (1817), Лувр

В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.

Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл).

Также к французским романтикам причислял себя Стендаль, однако он подразумевал под романтизмом нечто иное, нежели большинство его современников. В эпиграф романа «Красное и чёрное» он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков. Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем». Он искренне считал, что только от уклада общества зависит, сможет ли человек реализовать свою вечную, данную самой природой тягу к благополучию.

Романтизм в русской литературе

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790-1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Возникновение романтизма в России

В XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе. Можно говорить о его некоторой подражательности. В русской культуре противопоставления человека миру и Богу не было. Возникает Жуковский, который переделывает немецкие баллады на русский лад: «Светлана» и «Людмила». Вариант романтизма байроновский прожил и прочувствовал в своем творчестве первым в русской культуре Пушкин, потом Лермонтов.

Русский романтизм, начавшись с Жуковского, расцвел в творчестве многих других писателей: К. Батюшкова, А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, В. Одоевского, В. Гаршина, А. Куприна, А. Блока, А. Грина, К. Паустовского и многих других.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО.

Романтизм (от франц. Romantisme) - идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личности и гражданской независимости.

Мучительный распад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, соседствует с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души. Интерес к национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление издать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы) нашли выражение в идеологии и практике Романтизма.

Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде и психологии людей.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА.

Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. Как это стало возможно?

До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула «пирамиду» общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как «Игрок» Гофмана, «Красное и черное» Стендаля (а красное и черное - это цвета рулетки!), а в русской литературе это «Пиковая дама» Пушкина, «Игроки» Гоголя, «Маскарад» Лермонтова.

ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА

Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении «Путешествие Чайльд-Гарольда». Популярность этого произведения была так велика, что возникло целое явление - «байронизм», и целые поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например, Печорин в «Герое нашего времени» Лермонтова).

Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. «Я» - осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана «Щелкунчик», или уродливый, как в его сказке «Крошка Цахес». В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.

ЭПОХА РОМАНТИЗМА

Перед писателями начала XIX века, творчество которых складывалось после Великой французской революции, жизнь поставила иные задачи, чем перед их предшественниками. Им предстояло впервые открыть и художественно сформировать новый материк.

Мыслящий и чувствующий человек нового века имел за плечами долгий и поучительный опыт предшествующих поколений, он был наделен глубоким и сложным внутренним миром, перед его взором витали образы героев французской революции, наполеоновских войн, национально-освободительных движений, образы поэзии Гете и Байрона. В России Отечественная война 1812 года сыграла в духовном и нравственном развитии общества роль важнейшего исторического рубежа, глубоко изменив культурно-исторический облик русского общества. По своему значению для национальной культуры он может быть сопоставлен с периодом революции XVIII века на Западе.

И в эту эпоху революционных бурь, военных потрясений и национально-освободительных движений, возникает вопрос, может ли на почве новой исторической действительности возникнуть новая литература, не уступающая по своему художественному совершенству наиболее великим явлениям литературы древнего мира и эпохи Возрождения? И может ли в основе ее дальнейшего развития быть «современный человек», человек из народа? Но человек из народа, который участвовал во французской революции или на плечи которого легла тяжесть борьбы с Наполеоном, не мог быть обрисован в литературе средствами романистов и поэтов предыдущего столетия, - он требовал для своего поэтического воплощения иных методов.

ПУШКИН - ПРОЛАГАТЕЛЬ РОМАНТИЗМА

Только Пушкин первый в русской литературе XIX века смог и в стихах и в прозе найти адекватные средства для воплощения разностороннего духовного мира, исторического облика и поведения того нового, глубоко мыслящего и чувствующего героя русской жизни, который занял в ней центральное место после 1812 года и в особенности после восстания декабристов.

В лицейских стихотворениях Пушкин еще не мог, да и не решался сделать героем своей лирики реального человека нового поколения со всей присущей ему внутренней психологической сложностью. Пушкинское стихотворение представляло как бы равнодействующую двух сил: личного переживания поэта и условной, «готовой», традиционной поэтической формулы-схемы, по внутренним законам которой оформлялось и развивалось это переживание.

Однако постепенно поэт освобождается от власти канонов и в его стихотворениях перед нами предстает уже не юный «философ»-эпикуреец, обитатель условного «городка», а человек нового века, с его богатой и напряженной интеллектуальной и эмоциональной внутренней жизнью.

Аналогичный процесс происходит в творчестве Пушкина в любых жанрах, где условные образы персонажей, уже освященные традицией, уступают место фигурам живых людей с их сложными, разнообразными поступками и психологическими мотивами. Сначала это еще несколько отвлеченные Пленник или Алеко. Но вскоре их сменяет вполне реальные Онегин, Ленский, молодой Дубровский, Герман, Чарский. И, наконец, самым полным выражением нового типа личности станет лирическое «Я» Пушкина, сам поэт, духовный мир которого представляет собой наиболее глубокое, богатое и сложное выражение жгучих моральных и интеллектуальных вопросов времени.

Одним из условий того исторического переворота, который Пушкин совершил в развитии русской поэзии, драматургии и повествовательной прозы, был осуществленный им принципиальный разрыв с просветительски-рационалестическим, внеисторическим представлением о «природе» человека, законах человеческого мышления и чувствования.

Сложная и противоречивая душа «молодого человека» начала XIX века в «Кавказском пленнике», «Цыганах», «Евгении Онегине» стала для Пушкина объектом художественно-психологического наблюдения и изучения в ее особом, специфическом и неповторимом историческом качестве. Ставя своего героя каждый раз в определенные условия, изображая его в различных обстоятельствах, в новых отношениях с людьми, исследуя его психологию с разных сторон и пользуясь для этого всякий раз новой системой художественных «зеркал», Пушкин в своей лирике, южных поэмах и «Онегине» стремится с различных сторон приблизиться к пониманию его души, а через нее - дальше к пониманию отраженных в этой душе закономерностей современной ему общественно-исторической жизни.

Историческое понимание человека и человеческой психологии начало зарождаться у Пушкина в конце 1810 - начале 1820-ых годов. Первое отчетливое выражение его мы встречаем в исторических элегиях этой поры («Погасло дневное светило...» (1820), «К Овидию» (1821) и др.) и в поэме «Кавказский пленник», главный герой которой был задуман Пушкиным, по собственному признанию поэта, как носитель чувств и настроений, характерных для молодежи XIX века с ее «равнодушием к жизни» и «преждевременной старостью души» (из письма к В.П. Горчакову, октябрь-ноябрь 1822г.)

32.Основные темы и мотивы философской лирики А.С.Пушкина 1830-х годов («Элегия», «Бесы», «Осень», «Когда за городом…», Каменноостровский цикл и др.). Жанрово-стилевые искания.

Раздумья о жизни, её смысле, её цели, о смерти и бессмертии становятся ведущими философскими мотивами лирики Пушкина на этапе завершения «праздника жизни». Среди стихотворений этого периода особенно заметным является «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» В нём настойчиво звучит мотив смерти, её неотвратимости. Проблема смерти решается поэтом не только как неизбежность, но и как закономерное завершение земного бытия:

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь не видно нас,

Мы все сойдём под вечны своды -

И чей-нибудь уж близок час.

Стихи поражают удивительной щедрость пушкинского сердца, способного приветствовать жизнь даже тогда, когда в ней для него самого уже не остаётся места.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять,-

Пишет поэт, завершая стихотворение.

В «Дорожных жалобах» А.С.Пушкин пишет о неустроенности личной жизни, о том, чего не хватало ему с детства. Причём собственная судьба воспринимается поэтом в общерусском контексте: русское бездорожье имеет в стихотворении как прямой, так и переносный смысл, в значение этого слова вкладывается историческое блуждание страны в поисках правильного пути развития.

Проблема бездорожья. Но уже иного. Духовного, свойства возникает в стихотворении А.С.Пушкина «Бесы». В нём рассказывается о потерянности человека в вихрях исторических событий. Мотив духовного бездорожья выстрадан поэтом, который много размышляет о событиях 1825 года, о собственном чудесном избавлении от участи, постигшей участников народного восстания 1825 года, о собственно чудесном избавлении от участи, постигшей участников восстания на Сенатской площади. В стихах Пушкина возникает проблема избранничества, понимания высокой миссии, возложенной Богом на него как на поэта. Именно эта проблема становится ведущей в стихотворении «Арион».

Продолжает философскую лирику тридцатых годов, так называемый Каменноостровский цикл, ядро которого составляют стихотворения «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти». Этот цикл объединяет раздумья над проблемой поэтического познания мира и человека. Из-под пера А.С.Пушкина выходит стихотворение переложение великопостной молитвы Ефима Сирина. Раздумья о религии, о её великой укрепляющей нравственной силе становятся ведущим мотивом этого стихотворения.

Настоящий расцвет переживает Пушкин-философ в Болдинскую осень 1833 года. Среди крупный произведений о роли судьбы в жизни человека, о роли личности в истории привлекает поэтический шедевр «Осень». Мотив связи человека с круговорот природной жизни и мотив творчества являются ведущими в этом стихотворении. Русская природа, жизнь, слитая с ней, подчиняющаяся её законам, представляется автору стихотворения величайшей ценностью., без неё нет вдохновения, а значит, нет и творчества. «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» - пишет о себе поэт.

Вглядываясь в художественную ткань стихотворения «…Вновь я посетил…», читатель легко обнаруживает целый комплекс тем и мотивов пушкинской лирики, выражающих представления о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе. Именно на их фоне звучит главная философская проблема этого стихотворения - проблема смены поколений. Природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя сама не имеет памяти. Она обновляется, повторяясь в каждом своём обновлении. Поэтому шум новых сосен «племени младого», который когда-нибудь услышат потомки, будет таким же, как сейчас, и он затронет в их душах те струны, которые заставят их вспоминать об умершем предке, тоже жившим в этом повторяющемся мире. Это-то и позволяет автору стихотворения «…Вновь я посетил…» воскликнуть: «Здравствуй, племя Младое, незнакомое!»

Долгим и тернистым был путь великого поэта сквозь «жестокий век». Он вёл в бессмертие. Мотив поэтического бессмертия - ведущий в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», ставшем своеобразным завещанием А.С.Пушкина.

Таким образом, философские мотивы были присущи лирике Пушкина на протяжении всего его творчества. Они возникли в связи с обращением поэта к проблемам смерти и бессмертия, веры и безверия, смены поколений, творчества, смысла бытия. Всю философскую лирику А.С.Пушкина можно подвергнуть периодизации, которая будет соответствовать жизненным этапам великого поэта, на каждом из которых она задумывался над какими-то вполне определёнными проблемами. Однако, на любом этапе творчества А.С.Пушкин говорил в своих стихах только об общезначимом для человечества. Наверное, поэтому «не зарастёт народная тропа» к этому русскому поэту.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО.

Анализ стихотворения «Когда за городом, задумчив я брожу»

“… Когда за городом, задумчив я брожу…”. Так Александр Сергеевич Пушкин

начинает одноименное стихотворение.

Читая это стихотворение становиться понятным его отношение ко всем пиршествам

и роскоши городской и столичной жизни.

Условно это стихотворение можно на две части: первая - про столичное кладбище,

другая - про сельское. В переходе от одной к другой соответственно меняется и

настроение поэта, но, выделяя роль первой строчки в стихотворении, я считаю, было бы

ошибочно брать первую строку первой части, как определяющую все настроение стиха, т.к.

строчки: “Но как же любо мне Осенею порой, в вечерней тишине, В деревне посещать

кладбище родовое…” Кардинально меняют направление мысли поэта.

В этом стихотворении конфликт выражается в виде противопоставления городского

кладбища, где: “Решетки, столбики, нарядные гробницы. Под коими гниют все мертвецы

столицы В болоте кое-как стесненные рядком…” и сельского, более близкого сердцу поэта,

кладбища: “Где дремлют мертвые в торжественном покое там не украшенным могилам есть

простор…” Но, опять же, сопоставляя эти две части стихотворения нельзя забыть про

последние строки, в которых, как мне кажется, отражено все отношение автора к этих двум

совершенно разным местам:

1. “Что злое на меня уныние находит, Хоть плюнуть да бежать…”

2. “Стоит широко дуб над важными гробами, колеблясь и шумя…” Две части

одного стихотворения сопоставлены как день и ночь, луна и солнце. Автор посредством

сравнения истинного назначения приходящих на эти кладбища, и лежащих под землей

показывает нам насколько различны могут быть одни и те же понятия.

Я говорю о том, что на городские кладбища вдова или вдовец придут только ради

того, что бы создать впечатление горя и скорби, хотя оно не всегда правильное. Те, кто

лежит под “надписями и прозе и в стихах” при жизни заботились только “О добродетелях,

о службе и чинах” .

Напротив, если говорить о сельском кладбище. Туда люди ходят для того, что бы

излить душу и поговорить с тем, кого уже нет.

Как мне кажется, не случайно Александр Сергеевич написал такое стихотворение за

год до своей кончины. Он боялся, как я думаю, что его похоронят на таком же городском,

столичном кладбище и у него будет такая же могила, как и у тех, чьи надгробия он созерцал.

“Ворами со столбов отвинченные урны

Могилы склизкие, которы также тут,

Зеваючи, жильцов к себе на утро ждут” .

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Элегия»

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино – печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Средь горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором. В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело, как смутное похмелье.») поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть. Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».

После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» - это ещё и способность к состраданию.

Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь...

Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения… Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение.

И может быть на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть (поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя. «Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» - к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.

Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – «жалобная песня». Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова – гражданская, Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из «высоких», обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.

Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.

Романтизм как художественное направление возник в ряде европейских стран на рубеже XVIII и XIX веков. Важнейшими вехами, определившими его хронологические рамки, стали Великая Французская революция 1789-1794 годов и буржуазные революции 1848 года.

Романтизм представлял собой сложное идеологическое и философское явление, отражавшее реакцию различных социальных групп на буржуазные революции и буржуазное общество.

Антибуржуазный протест был свойственен и консервативным кругам, и прогрессивной интеллигенции. Отсюда те чувства разочарования и пессимизма, которые свойственны западноевропейскому романтизму. У одних писателей-романтиков (так называемых пассивных) протест против «денежного мешка» сопровождался призывом к возврату феодально-средневековых порядков; у прогрессивных романтиков неприятие буржуазной действительности порождало мечту о другом, справедливом, демократическом строе.

Русский романтизм, в отличие от европейского с его ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них - осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года. Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания передовых слоев русского общества, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. Тема народа стала очень значительной для. русских литераторов-романтиков. Им казалось, что постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание «народной души» у них было различным.

Так, для Жуковского народность - это прежде всего гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям. Сущность ее он видел в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет и суеверий.

В творчестве романтиков-декабристов представление у, о народной душе связывалось с другими чертами. Для них народный характер - это характер героический, национально-самобытный. Он коренится в национальных традициях народа. Наиболее яркими выразителями народной души они считали таких деятелей, как князь Олег, Иван Сусанин, Ермак, Наливайко, Минин и Пожарский. Так, понятному народному идеалу посвящены поэмы Рылеева «Войнаровский», «Наливайко», его «Думы», повести А. Бестужева, южные поэмы Пушкина, позднее - «Песнь про купца Калашникова» и поэмы кавказского цикла Лермонтова. В историческом прошлом русского народа поэтов-романтиков 20-х годов особенно привлекали кризисные моменты - периоды борьбы с татаро-монгольским игом, вольного Новгорода и Пскова - с самодержавной Москвой, борьбы с польско-шведской интервенцией и т. п.


Интерес к отечественной истории у поэтов-романтиков порождался чувством высокого патриотизма. Расцветший в период Отечественной войны 1812 года русский романтизм воспринял его как одну из своих идейных основ. В художественном плане романтизм, подобно сентиментализму, уделял большое внимание изображению внутреннего мира человека. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали «тихую чувствительность» как выражение «томно-горестного сердца», романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей. Вместе с тем безусловной заслугой романтизма, прежде всего его прогрессивного направления, стало выявление действенного, волевого начала в человеке, стремления к высоким целям и идеалам, которые поднимали людей над повседневностью. Такой характер носило, например, творчество английского поэта Дж. Байрона, влияние которого испытали многие русские писатели начала XIX века.

Глубокий интерес к внутреннему миру человека вызывал у романтиков равнодушие к внешней красивости героев. В этом романтизм так же кардинально отличался от классицизма с его обязательной гармонией между внешностью и внутренним содержанием персонажей. Романтики же, наоборот, стремились обнаружить контрастность внешнего облика и духовного мира героя. В качестве примера можно вспомнить Квазимодо («Собор Парижской богоматери» В. Гюго), урода с благородной, возвышенной душой.

Одним из важных достижений романтизма является создание лирического пейзажа. Он служит у романтиков своего рода декорацией, которая подчеркивает эмоциональную напряженность действия. В описаниях природы отмечалась ее «духовность», ее соотношение с судьбой и участью человека. Ярким мастером лирического пейзажа являлся Александр Бестужев, уже в ранних повестях которого пейзаж выражает эмоциональный подтекст произведения. В повести «Ревельский турнир» он так изображал живописный вид Ревеля, соответствовавший настроению персонажей: «Это было в мае месяце; яркое солнце катилось к полудню в прозрачном эфире, и только вдали серебристой облачной бахромой касался воды полог небосклона. Светлые спицы колоколен ревельских горели по заливу, и серые бойницы Вышгорода, опершись на утес, казалось, росли в небо и, будто опрокинутые, вонзались в глубь зеркальных вод». 13

Своеобразие тематики романтических произведений способствовало использованию специфического словарного выражения - обилию метафор, поэтических эпитетов и символов. Так, романтическим символом свободы представало море, ветер; счастья - солнце, любви - огонь или розы; вообще розовый цвет символизировал любовные чувства, черный - печаль. Ночь олицетворяла зло, преступления, вражду. Символ вечной изменчивости - волна морская, бесчувственности - камень; образы куклы или маскарада означали фальшь, лицемерие, двуличность.

В. А. Жуковский. Родоначальником русского романтизма принято считать В. А. Жуковского (1783-1852). Уже в первые годы XIX века он приобретает известность как поэт, воспевающий светлые чувствования - любовь, дружбу, мечтательные душевные порывы. Большое место в его творчестве занимали лирические образы родной природы. Жуковский стал создателем в русской поэзии национального лирического пейзажа. В одном из ранних своих стихотворений элегии «Вечер» поэт так воспроизводил скромную картину родного края:

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой,

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Внимаю, как журчит, сливался с рекой,

Поток, кустами осененный.

Чуть слышно над ручьем колышется тростник,

Глас петела вдали уснувши будит селы.

В траве коростыля я слышу дикий крик... 14

Эта любовь к изображению русской жизни, национальных традиций и обрядов, легенд и сказаний выразится и в ряде последующих произведений Жуковского. В 1808 году им было создано поэтическое произведение, баллада «Людмила». Хотя сюжет ее был заимствован из сочинения немецкого поэта Бютера, тем не менее Жуковский переносит действие баллады в Россию, изображая русскую жизнь конца XVIII века. Фантастическому сюжету баллады присущи все характерные для романтических произведений такого рода черты: возвращение пропавшего жениха, полночная поездка его с Людмилой, сопровождаемая вереницей таинственных видений, которые «с поздним месяца восходом Легким светлым хороводом В цепь воздушную свились. Вот за ними понеслись.

Вот поют воздушны лики: Будто в листьях повилики Вьется легкий ветерок, Будто плещет ручеек». После «Людмилы» им были созданы баллады «Громобой» (1810), «Светлана» (1808-1812). Они были написаны поэтом на сюжеты, взятые из русской средневековой жизни, изобилуют описаниями народного быта, обрядов, в частности святочных гаданий:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали;

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали, кормили

Счетным курицу зерном.

Ярый воск топили,

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны,

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны». 15

Поэт тонко и впечатляюще изображает взволнованное состояние девушки, томимой тревогой за судьбу любимого и страхом перед ночными чудесами:

Вот красавица одна

К зеркалу садится.

С тайной робостью она

В зеркало глядится,

Темно в зеркале, кругом

Мертвое молчание.

Свечка трепетным огнем

Чуть лист сиянье…

Робость ей волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи.

С треском пискнул огонек,

Крикнул жалобно сверчок,

Вестник полуночи. 16

Изображение чудесного и таинственного в балладах Жуковского, доставляющее, по выражению Белинского, «сладостно-страшное удовольствие», определило необычайный успех его произведений.

С началом Отечественной войны 1812 года Жуковский становится ратником дворянского ополчения, с которым находится под Можайском в день Бородина, а затем попадает в Тарутинский лагерь. Здесь он создает под впечатлением военных событий и общего патриотического подъема свое лучшее гражданское стихотворение «Поэт во стане русских воинов», позднее напечатанное журналами «Вестник Европы» и «Сын Отечества». «Певец во стане...», по существу, был страстным публицистическим произведением рождающегося гражданственного романтизма, дальнейшее развитие которого произойдет в начале 20-х годов XIX века. Написанная после оставления Москвы русской армией, в то время, когда еще не был ощутим перелом в военных действиях, поэма была обращена к патриотическому чувству русских людей, напоминала им о славных боевых традициях их предков, начиная с киевского князя Святослава, Дмитрия Донского и кончая Суворовым. Значительное место в поэме было уделено изображению национального героя М. И. Кутузова и его сподвижников - генерала Ермолова, Раевского, Коновницина и др. За ними следовали и командиры казацких и партизанских отрядов: «Вихрь-атаман» Платов, «пламенный боец» Денис Давыдов, бесстрашный Сеславин, который «где ни пролетит с крылатыми полками. Там брошен в прах и меч и щит. И устлан путь врагами». С большим чувством говорил поэт о любви к родной земле:

Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры юных лет И первых лет уроки. Что вашу прелесть заменит? О, Родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? 17

Вместе с тем, многое в ходе военных событий осталось непонятым автором, - например, национально-освободительный характер великой борьбы русского народа. Не понят был Жуковским и стратегический замысел Кутузова, хотя он прославлял в поэме опыт и твердость «героя под сединами». Несмотря на это, обращение поэта к высокому патриотизму соотечественников нашло горячий отклик в их сердцах. С волнением и восторгом читали современники «Певца во стане русских воинов». Поэма переписывалась от руки и распространялась сотнями списков.

Популярность поэта обратила на него внимание высшего общества и самого царя. Он был приближен ко двору. Так началась длительная придворная служба Жуковского. Сначала он стал чтецом вдовствующей императрицы, затем учителем невесты великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I), a позднее - учителем его сына. В годы нелегкой придворной службы Жуковский не хлопотал о личной карьере, он стремился наряду со знаниями передать членам царской семьи идеи гуманизма и просветительства. И хотя молодые друзья упрекали подчас поэта в том, что его талант начинает меркнуть в придворной атмосфере, они никогда не сомневались в его человеческой порядочности и душевных качествах. О степени доверия Жуковскому знавших его людей говорит тот факт, что декабристы (в частности Н. Муравьев) сообщили ему о существовании «Союза благоденствия» и звали присоединиться к ним. Жуковский отказался, но зная о заговоре, не выдал друзей, несмотря на свою близость ко двору.

В молодости Жуковский активно участвовал в литературной жизни. В начале XIX века он был членом «Дружеского литературного общества», куда входили Андрей Тургенев, Мерзляков, Воейков и др., затем секретарем «Арзамаса». Его природная общительность, остроумие, склонность к шутке ярко отразились и в протоколах этого общества и его письмах к «арзамасцам». Устраивал Жуковский и собственные «пятницы» и «субботы», на которые собирались друзья, писатели и музыканты. Это время осветилось для него сердечной дружбой с Пушкиным, постоянным защитником которого он оставался до конца жизни поэта. Он добивался смягчения участи опального Пушкина, ходатайствовал за него перед Александром I и Николаем I. Много делал Жуковский и для других литераторов. Он добился освобождения от солдатчины Баратынского, выкупа из крепостной неволи Шевченко, возвращения из ссылки Герцена, защищал Н. И. Тургенева, И. В. Киреевского, помогал Н. В. Гоголю.

Взгляды поэта даже в молодости были далеки от радикализма, позднее он осудил восстание на Сенатской площади. Но в то же время пользовался любым случаем, чтобы облегчить участь ссыльных. Будучи противником «тиранства», угнетения человека человеком, он смелым гражданским поступком доказал верность своим убеждениям, освободив своих крепостных. В архиве его хранятся письма никому не известных, бедных людей, просивших его о заступничестве, - среди них были сироты, вдовы, крепостные. Жуковский помогал и сохранил их письма.

В поздний период своего творчества Жуковский много занимался переводами и создал ряд поэм и баллад сказочного и фантастического содержания («Ундина», «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна»).

Баллады занимали одно из центральных мест в творчестве Жуковского, он обращался к этой форме поэтического произведения в течение всей жизни. В литературных кругах он даже получил прозвище «балладника». Под его влиянием балладный жанр стал «расти вширь». Появился и ряд последователей - ими были П. А. Плетнев, В. К. Кюхельбекер и даже молодой Пушкин. Критика неоднозначно оценивала баллады Жуковского. Журналист Греч, не одобрявший распространение балладного жанра, писал: «Ах, любезный творец «Светланы», за сколько душ ты должен дать ответ? Сколько молодых людей соблазнил ты на душегубство?». 18 Возможно, одной из причин подобного отношения были новизна и сложность этого жанра. Баллада, ставшая одним из излюбленных жанров поэтов-романтиков, оказалась наиболее удобной поэтической формой для воплощения тех нравственных и сословных сдвигов, которые произошли в начале XIX века, сложностей человеческой психики.

Баллады Жуковского исполнены глубокого философского смысла, в них отразились и его личные переживания, и раздумья и черты, присущие вообще романтизму.

Личная жизнь поэта не была безоблачной, с юных лет он почувствовал горечь социального неравенства, затем - несбывшиеся мечты о счастье с любимой девушкой, чувство к которой он сохранил на долгие годы. Меланхолические настроения, близкие самому Жуковскому, окрашивают большинство его творений. Они усиливаются сознанием неверности житейских благ, предчувствием утрат. Решение общественных и индивидуальных проблем поэт пытается найти этическим путем. Основная тема его баллад - преступление и наказание. Жуковский обличал низменные страсти человека - эгоизм, жадность, честолюбие. Он считал, что преступление совершается тогда, когда человек не сумел обуздать эти страсти и забыл свой нравственный долг.

Так, Варвик - герой одноименной баллады - захватил престол, погубив законного наследника, своего племянника. Жадный епископ Гаттон («Божий суд над епископом») не дает хлеба голодающему народу. Наказаниями за преступления в балладах Жуковского являются или муки совести, или - в тех случаях, когда раскаяние не наступает, - судьей человеческих преступлений становится природа. Природа в балладах Жуковского всегда справедлива, и она часто осуществляет возмездие: так, река Авон, в которой был утоплен маленький престолонаследник, выходит из берегов, и в ее яростных волнах тонет преступный Варвик; жадного епископа Гаттона загрызли мыши, которые расплодились в его полных амбарах. Преступление должно быть наказано.

Жуковскому, как и другим русским романтикам, в высокой степени было присуще стремление к нравственному идеалу. Этим идеалом для него были человеколюбие и независимость личности. Их он утверждал и своим творчеством, и своей жизнью.

«Эпоха Жуковского» в русском литературном романтизме заканчивается вместе с 20-ми годами XIX века, но значение его творчества непреходяще. Помимо поэтического наследия поэта, большой заслугой Жуковского являются его достижения в области русского стихосложения. В этом отношении он может считаться одним из зачинателей новой, национальной школы русской литературы. Белинский справедливо заметил, что «без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

На формирование и развитие романтизма в художественной культуре России первой трети XIX века оказали влияние следующие факторы: война 1812 года, движение декабристов, идеи Великой французской буржуазной революции. Особенностью русского романтизма является развитие и углубление задач русского Просвещения в искусстве романтизма в России, и в этом главное отличие русского романтизма от западноевропейского, утверждавшегося в борьбе с просветительской идеологией. Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чем состояло".

Романтизм в русской литературе отличаются многообразием течений: элегический (В.А.Жуковский ), революционный (К.Ф.Рылеев , В.К.Кюхельбеккер ), философского (Баратынский, Батюшков ), их взаимопроникновением и условностью определений.

Синтетическим характером отличается творчество А.С.Пушкина , которое уже в данный период времени отличается вызреванием в нем реалистических начал. Мир пушкинских героев отличается от романтических героев Жуковского, Рылеева и Байрона народным своеобразием и ярким образным языком.

Новый этап развития романтизма в России начинается после восстания декабристов. Особую роль в русской романтической поэзии играет М.Ю.Лермонтов - прямой наследник Пушкина и декабристов, поэт своего поколения, "разбуженного пушечными выстрелами на Сенатской площади" (А.И.Герцен). Его лирику отличает бунтарский, мятежный характер. Его произведениям присущ острокритический взгляд героя на современность, тоска по идеалу и "пламенная защита человеческих прав на свободу" (В.Г.Белинский).

Русская романтическая проза XIX века представлена В.Ф.Одоевский , исторические и фантастические новеллы которого полны интереса к истории, прошлому России, наполнены мотивами чудесного, таинственного, народным фольклором. Фантастические повести А.Погорельского ("Черная курица", "Лафертовская маковница") - сочетание реализма и фантазии, юмора и возвышенных чувств, в основе которых положены, литературные разработки русских народных сказок и фольклора.

Западноевропейский и русский романтизм взаимопроникали друг в друга и взаимообогащались в этом процессе. Особо значимым в это время становится развитие литературного перевода и значение деятельности Жуковского как переводчика и популяризатора шедевров европейской литературы.

Романтизм в русском изобразительном искусстве.

Основной особенностью романтизма в русской живописи является сочетание романтизма с реалистическими исканиями. Возникает особый интерес к духовному миру человека. Психологизмом и национальным своеобразием отличаются работы русского художника О.А.Кипренского : , . Внешнее спокойствие и внутренняя напряженность образов раскрывают глубокое душевное волнение, силу чувств. Теплая, звучная цветовая гамма отличают портреты, созданные в первые два десятилетия века. - высокая одухотворенность образа поэта, запечатленная в нем воля, энергия, тонкая передача глубоко скрытых чувств горечи, душевной боли. Женские образы (,) отличает нежность и поэтичность.

Реалистические черты проступают в романтических произведениях В.А.Тропинина (,). - иная, оригинальная трактовка поэта, служителя муз.

Традиции классицизма и черты романтизма соприкасаются в произведениях К.П.Брюллова . Ясно ощущается романтический пафос картины, противопоставление в ней ощущения катастрофы, трагической безысходности и самоотверженности, духовной красоты людей в момент смертельной опасности. В этом полотне красной нитью проходит связь идеи картины с русской действительностью начала XIX века. Как средства художественной выразительности можно отметить смелость цветового решения, контрасты цвета и света, световые рефлексы. Красотой и выразительностью отличаются произведения Брюллова итальянского периода, женские образы (,), мужские портреты (,).

Особо следует упомянуть о роли автопортрета в творчестве русских художников-романтиков. Он предстает как история духовной жизни общества первой половины XIX века, показывая личность современника, который отражал мир глубоких человеческих чувств и страстей (автопортреты,). Разочарованность, одиночество героя, разлад с обществом, предвещают появление "героя нашего времени" в автопортретах Кипренского (1822-1832гг). Обреченность, безысходность, глубокая усталость "лишних людей" ощущается в автопортрете Брюллова (1848). И вместе с тем трагическое звучание, поэтическая тонкость образа. Живописный язык художников-романтиков полон напряженных контрастов светотени, звучных красок как средств характеристики героев.

Романтизм в русской музыке.

Особое влияние на формирование профессионального музыкального искусства начала XIX века оказал национальный подъем русского самосознания.

Творчество великого русского композитора М.И.Глинки - начало новой эпохи развития музыкального искусства. Глинка явился истинным певцом русского народа.

В произведениях Глинки ощущается нерасторжимая связь музыки с народной почвой, художественное переосмысление народных образов. В творчестве Глинки прослеживается связь с мировой музыкальной культурой, которую мы можем услышать в переработках мелодий Италии, Испании, Франции, востока ("Арагонская хота", "Тарантелла").

Романтизмом наполнены баллады и романсы композитора на стихи русских поэтов. Их художественное совершенство, полное и гармоничное слияние музыки и текста, зримость, живописность музыкальных образов, эмоциональная приподнятость, страстность и тонкий лиризм делают романсы Глинки непревзойденными образцами музыкального творчества ("Ночной смотр", "Сомнение", "Я помню чудное мгновенье", "Вальс-фантазия").

Глинка также является реалистом, основоположником русской музыкальной симфонической школы ("Камаринская"), в которой проявились лучшие черты русской реалистической музыки, соединенные с яркими чертами романтического мироощущения: могучей страстностью, мятежностью духа, свободным полетом фантазии, силой и яркостью музыкального колорита.

Высокие идеалы русского искусства предстают перед нами в операх Глинки. В героико-патриотической опере "Иван Сусанин" (оригинальное название этой оперы "Жизнь за царя") композитор стремится показать типические черты, передать образ мыслей и чувств народа. Новаторством было появление на оперной сцене в качестве главного трагического героя костромского крестьянина. Глинка показывает его типичность и индивидуальность, опираясь при этом на народную песню в его музыкальной характеристике. Интересны музыкальные образы других героев оперы (Антонина, ее жених, поляки). Введение польских народных мелодий (полонез, мазурка) придает своеобразный колорит отдельным сценам оперы. Среди фрагментов оперы, которые мы рекомендуем для прослушивания трагическая ария И.Сусанина и торжественное, ликующее, гимновое звучание заключительного хора "Славься". Опера "Руслан и Людмила" - торжественный гимн свету, добру, красоте, былинно-эпическая трактовка юношеской поэмы Пушкина. В музыкальной драматургии мы услышим принцип картинных сопоставлений, контраста, присущего природе русских сказок и народного эпоса. Музыкальные характеристики героев сказочно-яркие. Музыка Востока в опере органично сочетается с русской, славянской музыкальной линией.

Приступая к анализу романтического произведения, нужно помнить, что главным приемом романтиков является антитеза (противопоставление), на этом приеме построены произведения литературы, музыки и живописи романтизма. В литературе это противоположные по своей характеристике образы главных героев; в музыке это контрастные интонации, темы, их борьба и взаимодействие; в живописи - также контрастные краски, "говорящий фон", борьба света и тьмы.

Романтизм как метод и направление в художественной культуре был явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное выражение. В литературе, музыке, живописи и театре нелегко найти черты, объединяющие Шатобриана и Делакруа, Мицкевича и Шопена, Лермонтова и Кипренского.

Романтики занимали разные общественные и политические позиции в обществе. Они все бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали по-разному, так как у каждого был свой идеал. Но при всей многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты.

Разочарование в современности порождало у романтиков особый интерес к прошлому : к добуржуазным общественным формациям, к патриархальной старине. Многим романтикам было свойственно представление, что живописная экзотика стран юга и востока – Италии, Испании, Греции, Турции – является поэтическим контрастом скучной буржуазной обыденности. В этих странах, тогда еще мало затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные характеры, самобытный, красочный жизненный уклад. Интерес к национальному прошлому породил массу исторических произведений.

Стремясь как бы подняться над прозой бытия, раскрепостить многообразные способности личности, предельно самореализоваться в творчестве, романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудительного к нему подход, свойственных классицизму. Все они исходили от отрицания Просвещения и рационалистических канонов классицизма, которые сковывали творческую инициативу художника. И если классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое, то романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Романтизм продвинул продвижение нового времени от классицизма до сентиментализма, который показывает внутреннюю жизнь человека в гармонии с огромным миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию. Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм.

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира , душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего романтического движения.

Романтизм впервые ставит проблему языка искусства. “Искусство – язык совсем иного рода, нежели природа; но и в нем заключена та же чудесная сила, которая столь же тайно и непонятно воздействует на душу человека” (Вакенродер и Тик). Художник – толкователь языка природы, посредник между миром духа и людьми. “Благодаря художникам человечество возникает как цельная индивидуальность. Художники через современность объединяют мир прошедший с миром будущим. Они являются высочайшим духовным органом, в котором встречаются друг с другом жизненные силы своего внешнего человечества а где внутреннее человечества проявляется прежде всего”(Ф.Шлегель).

Однако романтизм не был однородным течением: его идейное развитие шло в различных направлениях. Среди романтиков были реакционно настроенные писатели, приверженцы старого режима, которые воспевали феодальную монархию и христианство. С другой стороны, романтики с прогрессивным мировоззрением выражали демократический протест против феодального и всяческого гнета, воплощали революционный порыв народа к лучшему будущему.

Романтизм оставил целую эпоху в мировой художественной культуре, его представителями были: в литературе В.Скотт, Дж. Байрон, Шелли, В. Гюго, А. Мицкевич, и др.; в изобразительном искусстве Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Рунге, Дж. Констебл, У. Тернер, О. Кипренский и др.; в музыке Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Г.Берлиоз, Н. Паганини, Ф.Лист, Ф. Шопен и др. Они открыли и развили новые жанры, обратили пристальное внимание к судьбам человеческой личности, раскрыли диалектику добра и зла, мастерски раскрыли человеческие страсти и др.

Виды искусства в своей значимости более или менее уравнялись и дали великолепные произведения искусства, хотя романтики в лестнице искусств первенство отдавали музыке.

период в истории литературы конца 18 – первой половины 19 в., а также направление в искусстве и литературе, возникшее в Европе и Америке в это время с едиными художественными идеями и литературным стилем, отличающимся определенным набором тем, образов и приемов. Для романтических произведений характерно отвержение рационалистичности и жестких литературных правил, свойственных классицизму, литературному направлению, от которого отталкивался романтизм. Романтизм противопоставляет строгим правилам классицизма свободу писателя-творца. Индивидуальность автора, его своеобразный внутренний мир – высшие ценности для романтиков. Для мировосприятия романтиков характерно так называемое двоемирие – противопоставление идеала бессмысленной, скучной или пошлой действительности. Идеальным началом в романтизме может быть или создание воображения, мечта художника, или далекое прошлое, или образ жизни народов и людей «естественных», свободных от цепей цивилизации, или потусторонний мир. Меланхолия, грусть, неизбывная скорбь, отчаяние – настроения, отличающие романтическую литературу.

Слово «романтический» существовало в европейских языках задолго до эпохи романтизма. Оно означало, во-первых, принадлежность к жанру романа, а во-вторых, принадлежность к сложившимся в Средние века литературам на романских языках – итальянской, французской, испанской. В-третьих, романтическим называли особенно выразительное и волнующее (возвышенное и живописное) в жизни и литературе. Слово «романтический» как характеристика средневековой поэзии, во многом непохожей на античную, распространяется после выхода в Англии трактата Т. Уортона «О происхождении романтической поэзии в Европе» (1774). Определением новой эпохи в европейской литературе и нового идеала красоты слово «романтический» стало в эстетических трактатах и литературно-критических статьях конца 1790-х гг. немецких литераторов и мыслителей, принадлежащих к т. н. «иенской школе» (по названию города Иена). Произведения братьев Ф. и А. Шлегелей, Новалиса (поэтический цикл «Гимны к ночи», 1800; роман «Генрих фон Офтердинген», 1802), Л. Тика (комедия «Кот в сапогах», 1797; роман «Странствования Франца Штернбальда», 1798) выразили такие черты романтизма, как ориентация на народную поэзию и средневековую литературу, установка на связь литературы с философией и религией. Им принадлежит понятие «романтическая ирония», означающее иронию, вызванную несоответствием между возвышенным идеалом и действительностью: романтическая ирония внешне направлена на отвлеченный идеал, но по существу ее предмет – обыденная, тусклая или порочная действительность. В творчестве поздних романтиков: прозаика Э. Т. А. Гофмана (цикл фантастических новелл и сказок «Серапионовы братья», 1819–21; роман «Житейские воззрения кота Мура…», 1819–21, не закончен), поэта и прозаика Г. Гейне (поэтическая «Книга песен», 1827; поэма «Германия, зимняя сказка», 1844; прозаические «Путевые картины», 1829–30) – преобладает мотив разрыва между мечтой и обыденной действительностью, обильно используются гротескные приемы, в т. ч. в сатирических целях.

В английской литературе романтизм выразился прежде всего в сочинениях поэтов т. н. «озерной школы» У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, Р. Саути, в поэзии П. Б. Шелли и Дж. Китса. Подобно немецкому, английский романтизм культивирует национальную старину, но он менее философичен и религиозен. В Европе наиболее известным из английских романтиков был Дж. Г. Байрон, создавший образцы жанра романтической поэмы («Гяур», 1813, «Абидосская невеста», 1813; «Лара», 1814). Особым успехом пользовалась поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812–21). Байрон создал возвышенные образы героев-индивидуалистов, бросающих вызов миру, в его поэзии сильны богоборческие мотивы и критика современной цивилизации. В прозе английский романтик В. Скотт создал жанр исторического романа, а Ч. Р. Метьюрин – авантюрно-фантастический роман «Мельмот Скиталец» (1820). Термин «романтизм» как обозначение нового литературного периода начинает употребляться в Англии довольно поздно, в 1840-е гг.

Французский романтизм ярко проявился в жанре романа, посвященного эгоизму и «болезни века» – разочарованию: «Адольф» (1815) Б. Констана, романы Стендаля, «Исповедь сына века» (1836) А. де Мюссе. Французские романтики обращаются к экзотическому материалу жизни социального дна, как, напр., ранний О. де Бальзак, как Ж. Жанен в романе «Мертвый осел и гильотинированная женщина» (1829). Проза Бальзака, В. Гюго, Ж. Жанена, посвященная изображению сильных страстей, полная ярких контрастов и эффектных образов, получила наименование «неистовой словесности». Во французской драматургии романтизм утверждается в ожесточенной борьбе с классицизмом (драмы В. Гюго).

В литературе США романтизм представлен прозой: романы из истории Северной Америки Дж. Ф. Купера, повести и рассказы В. Ирвинга, фантастические и детективные новеллы Э. А. По.

В России первыми романтическими произведениями стали лирические стихотворения и баллады В. А. Жуковского, навеянные западноевропейским романтизмом. Воздействие Дж. Г. Байрона заметно в творчестве А. С. Пушкина, особенно в произведениях первой пол. 1820-х гг. (русский вариант байронической романтической поэмы). Романтические черты свойственны лирике и поэмам Е. А. Баратынского и др. поэтов. В прозе русского романтизма доминируют т. н. светские, фантастические, философские и исторические повести (А. А. Бестужев-Марлинский, В. Ф. Одоевский, Н. В. Гоголь и др.). Романтические мотивы одиночества представлены в творчестве М. Ю. Лермонтова. Романтическая символика диссонанса, разлада между человеком и миром природы, бытие как неустойчивое сочетание двух начал: гармонии и хаоса – мотивы поэзии Ф. И. Тютчева.

Термин «романтизм» употребляется также для обозначения художественного метода, к которому причисляются произведения, созданные после завершения романтизма как литературного периода. Так, исследователи относят к романтизму многие произведения литературы 20 в., напр., прозу А. Грина и К. Г. Паустовского. Как вариант романтизма иногда рассматривается такое литературное течение, как символизм.

Отличное определение

Неполное определение ↓