Один из самых выдающихся танцовщиков мира, народный артист СССР, солист балета (1958 - 1988 гг.) и художественный руководитель Большого театра (1995 - 2000 гг.), хореограф, режиссер. Участник спектаклей труппы Мориса Бежара «Балет XX века», Марсельского балета, театра Неаполя «Сан-Карло», театра Арена ди Верона и др. Педагог, профессор, заведующий кафедрой хореографии ГИТИСа. Снимался в кино и на телевидении. Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, двух Государственных премий России, премий имени В. Нижинского «Лучший танцовщик» (1964 г.) и Мариуса Петипа (1972 г.), лауреат международных конкурсов и др. Член Попечительского совета Творческого центра ЮНЕСКО. Художник, автор поэтического сборника «Цепочка дней». Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» III степени, Св. , Св. Благоверного князя Даниила Московского, французским орденом «За заслуги».

«Каторгой в цветах» назвала жизнь артистов балета великая актриса Фаина Раневская. И это определение в полной мере подходит к жизни народного артиста СССР Владимира Васильева. Его многолетний труд, без отдыха, без передышки для души и тела, по заслугам усыпан цветами, и эхо грома оваций не затихло до сих пор. Танцовщиков такого уровня, как Васильев, можно перечислить по пальцам. Может быть, поэтому так ценны слова его собрата по искусству Сержа Лифаря, который сказал: «Я хорошо знал Нижинского, он считался лучшим танцовщиком в мире. Но теперь я могу с полной ответственностью утверждать, что Васильев превзошел своего знаменитого предшественника во всем. Он великолепен».

Будущий «бог балета» родился 18 апреля 1940 г. в Москве, в семье рядовых работников фабрики по производству технического войлока. Отец, Виктор Иванович Васильев, работал шофером директора, а мать, Татьяна Яковлевна Кузьмичева, - начальником отдела сбыта. Послевоенная Москва жила своими проблемами, а у мальчишек была одна задача - не скучать. Вот и Володя «за компанию» с другом в 1947 г. пришел в хореографический кружок Кировского дома пионеров. И оказалось, что мир танца - это его стихия. Педагог Елена Романовна Россе, отметив особую одаренность мальчишки, сразу предложила ему перейти в старшую группу. Васильев быстро пошел «на повышение»: через год, занимаясь уже во Дворце пионеров, он вместе с ансамблем впервые выступил на сцене Большого театра с русскими и украинскими танцами, а в 1949 г. был принят в Московское академическое хореографическое училище в класс Е. Лапчинской. Затем одаренный юноша занимался у знаменитого премьера Большого театра М.М. Габовича, который точно отметил характерную особенность ученика: «Володя Васильев танцует не только всем своим телом, но каждой клеточкой его, пульсирующим ритмом, плясовым огнем и взрывчатой силой».

Уже в годы учебы Васильев поражал редким сочетанием экспрессии, виртуозной техники с несомненным актерским талантом и умением перевоплощаться. На отчетном концерте выпускников в 1958 г. он не только показал традиционные вариации и па-де-де, но и создал исполненный глубокого трагизма образ 60-летнего ревнивца Джотто из балета «Франческа да Римини». Именно об этой роли были сказаны пророческие слова педагога МАХУ Тамары Степановны Ткаченко: «Мы присутствуем при рождении гения!»

Сразу же по окончании училища Васильев был принят в балетную труппу Большого театра, где поначалу у него были характерные роли: цыганский танец в опере «Русалка», лезгинка в опере «Демон», Пан в хореографической сцене «Вальпургиева ночь» - первая большая сольная партия. Но от проникновенного взгляда великой Галины Улановой не ускользнул огромный потенциал, еще дремлющий в молодом танцовщике, и она предложила ему стать ее партнером в классическом балете «Шопениана». Поверил в его талант и только начинающий тогда балетмейстер Юрий Николаевич Григорович. Он предложил 18-летнему выпускнику училища центральную партию в своей постановке балета С. Прокофьева «Каменный цветок», в которой Васильев сразу завоевал любовь и признание зрителей и критики. Последовали другие главные партии современного и классического репертуара: Принц («Золушка», 1959 г.), Андрей («Страницы жизни», 1961 г.), Базиль («Дон Кихот», 1962 г.), Паганини («Паганини», 1962 г.), Фрондосо («Лауренсия», 1963 г.), Альберт («Жизель», 1964 г.), Ромео («Ромео и Джульетта», 1973 г.).

Так практически сразу Васильев стал ведущим танцовщиком Большого театра, и балетмейстеры ставили главные партии в расчете на его удивительное мастерство. Но подлинным триумфом стала для Владимира роль Спартака в одноименном балете, поставленном Григоровичем на музыку Хачатуряна (1968 г.). «В 28 лет он станцевал роль, - напишет о нем великий танцовщик Асаф Мессерер, - которая сразу встала в тот избранный, имеющий общекультурное и вневременное значение ряд, где Лебедь Анны Павловой, Джульетта Галины Улановой, Кармен Майи Плисецкой. И при этом все писавшие о Васильеве сходились в одном: ничего "божественного" в "боге танца" нет - ни в лице, ни в фигуре. По-есенински русый, темноглазый; лицо хорошей лепки, но усталое, оно не привлекает. Словом, он не из тех, кому вслед оглядываются». И все же в танце Васильев превращался в бога. В каждой новой работе он опровергал установившееся мнение о своих возможностях артиста и танцовщика, доказывая, что он - действительно «гениальное исключение из правил» (М. Лиепа), личность, способная воплотить на сцене любой образ: и классического балетного Принца, и горячего испанца Базиля, и русского Иванушку, и безумно влюбленного восточного юношу, и мощного народного вождя, и кровавого царя-деспота.

Владимир обладал феноменальной техникой и тонким актерским мастерством, он умел перевоплощаться и удивительно тонко чувствовал музыку. Балетмейстеры называли Васильева «живым воплощением композиторского замысла». Он движением «акцентировал» и расставлял «интонации», как настоящий музыкант. «По разноликости он не идет ни в какое сравнение ни с кем, - сказал патриарх русского балета Ф. Лопухов, - он ведь и тенор, и баритон, и, если хотите, бас».

Почти все лучшие спектакли и образы, созданные танцовщиком в первый период творчества, связаны с именем Ю. Григоровича. Это и Щелкунчик (1966 г.), и Голубая птица (1963 г.), и принц Дезире (1973 г.) в балетах П.И. Чайковского, и уже упомянутый знаменитый Спартак, за роль которого Васильев был удостоен Ленинской премии и премии Ленинского комсомола, Иван Грозный в одноименном балете на музыку С.С. Прокофьева (1975 г.), Сергей в «Ангаре» А. Эшпая (1976 г., Государственная премия). Однако постепенно между балетмейстером и танцовщиком наметилось серьезное различие в творческих позициях, переросшее в затяжное противостояние, в результате которого в 1988 г. Васильев, а вслед за ним его партнерша и супруга Екатерина Максимова и ряд других ведущих солистов, оставшись без ролей, были вынуждены расстаться с Большим театром.

Но феномен Васильева всегда привлекал выдающихся деятелей зарубежного театра. Владимир обратил на себя внимание еще в 1959 г., завоевав первую премию и золотую медаль на VII Международном фестивале молодежи и студентов в Вене, а затем Гран-При и золотую медаль на I Международном конкурсе артистов балета в Варне (1964 г.). «Золотой дуэт» - Васильев и Максимова - был причислен чиновниками к «выездным» и достойно представлял советское балетное искусство на лучших сценах мира, несмотря на то что Владимир всегда имел собственное мнение и открыто высказывал его. Так, однажды перед очередной поездкой на приеме у тогдашнего министра культуры Е. Фурцевой он в ответ на ее сомнительный комплимент: «Вы же наши, настоящие советские люди. Вы же не Нуриев, который взял и остался», - заявил: «Знаете, Екатерина Алексеевна, может, настанет такое время, что мы одну из улиц назовем "улица Нуриева"», - чем вверг министра в шок.

После ухода из Большого Васильев много и с огромным успехом выступал за рубежом: Гранд-опера, Римская опера, театр «Колон», Ковент-Гарден, Метрополитен-опера и т. д. Морис Бежар специально для него поставил в своем театре «Балет XX века» версию балета И. Стравинского «Петрушка». 1987 год стал годом исполнения роли профессора Унрата в постановке Ролана Пети «Голубой ангел» на музыку М. Констана («Марсельский балет»). 1988 год принес артисту первое исполнение партии Зорбы в постановке Лоркой Мясина «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса («Арена ди Верона»), а также первое исполнение главных партий в возобновлении Лорки Мясиным одноактных балетов Леонида Мясина «Пульчинелла» И. Стравинского (Пульчинелла) и «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха (Барон) в театре «Сан-Карло» (Неаполь). В 1989 г. Беппо Менегатти поставил спектакль «Нижинский» с Васильевым в главной роли (театр «Сан-Карло»).

Выступления Васильева (а позднее и его балеты) всегда вызывали особое отношение публики - французы назвали его «Богом танца», итальянцы, узнавая на улицах, пытались носить на руках, в Аргентине (после премьеры его постановки на музыку аргентинских композиторов «Фрагменты одной биографии») он стал просто национальным героем, в Америке его избрали почетным гражданином города Тусона.

Кроме Екатерины Максимовой, которую он всегда называл своей Музой, Васильев танцевал с такими знаменитыми балеринами, как , Ольга Лепешинская, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Нина Тимофеева, Наталья Бессмертнова, Ирина Колпакова, Людмила Семеняка, Алисия Алонсо и Хосефина Мендес (Куба), Доминик Кальфуни и Ноэль Понтуа (Франция), Лилиана Кози и Карла Фраччи (Италия), Рита Пулворд (Бельгия), Жужа Кун (Венгрия) и др.

Невероятная виртуозность танцовщика, пластическая выразительность, исключительное ощущение музыки, драматический талант, глубина мысли и огромная сила эмоционального воздействия явили новый тип современного артиста балета. Эталоны исполнительского мастерства, заявленные Васильевым, для которого не существует ни технических сложностей, ни ограничений амплуа или сюжета, во многом остаются недосягаемыми до сих пор - например, Гран-При Международного конкурса артистов балета, который он завоевал в 1964 г., на последующих конкурсах так больше и не был никому присужден. Поэтому закономерно, что в конце прошлого столетия по опросу ведущих специалистов мира именно Владимир Васильев был признан «Танцовщиком XX века».

Огромный творческий потенциал Владимира Викторовича реализовался и в хореографии. Его балетмейстерским дебютом стал «Икар» С. Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов (1971 г., вторая редакция - 1976 г.). Наряду с этой и последующими оригинальными работами («Эти чарующие звуки.», «Я хочу танцевать», «Макбет», «Анюта») мастер предлагает зрителю свое видение классических балетов («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Дон Кихот»,

«Лебединое озеро», «Жизель»). Обращается Васильев к постановке концертных номеров и хореографических миниатюр - «Двое», «Классическое па-де-де», «Русская», «Два немецких танца» и «Шесть немецких танцев», «Ария», «Менуэт», «Вальс», «Карузо», «Шут», «Петрушка», «Элегия», «Увертюра на еврейские темы», «Синкопы», - а также больших хореографических композиций на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского и Увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. И зачастую постановки Васильева восторженно принимает публика, особенно те, где он сам и Екатерина Максимова исполняют центральные партии. В настоящее время балеты в постановке Владимира Викторовича идут не только на сцене Большого театра, но и в 19 других театрах России и мира.

Творческие интересы Васильева привели его в кино. Как драматический актер он снялся в художественных фильмах «Жиголо и Жиголетта» (1980 г.), «Фуэте» (1986 г.), в фильме-оратории «Евангелие для лукавого» (1992 г.). В них, так же как и в оригинальных телебалетах «Анюта» (1982 г.) и «Дом у дороги» (1983 г.), он выступил не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик. У него обнаружился редкий дар и в построении кадра, и в ощущении конструкции целого, и, главное, в монтаже музыкального видеоряда. Васильев изобрел термин «монтажная хореография» и осуществил ее в своих экранных работах. Специалисты отмечают, что при этом он «держит в голове свой единственный фарватер - музыку». А музыкальный вкус у него безукоризненный. Интересными экспериментами стали работы Васильева на драматической сцене: хореография сказки-комедии «Принцесса и Дровосек» в театре «Современник» (1969 г.) и рок-оперы «Юнона и Авось» в театре Ленком (1981 г.), режиссура и хореография музыкально-драматических композиций «Сказка о Попе и работнике его Балде» (1989 г.), «Художник читает Библию» (1994 г.).

Раскрылся Васильев и как педагог. В 1982 г. он окончил хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и сразу же начал там преподавать. С 1985 по 1995 г. Владимир Викторович заведовал кафедрой хореографии ГИТИСа, а в 1989 г. ему было присвоено звание профессора. Казалось, что уж дальше развиваться просто некуда. Но Васильева не без основания считают не только сверходаренным артистом, но и сверходаренной личностью. Этот много читающий человек и пишет как профессиональный литератор, и многие с нетерпением ждут, когда он засядет за письменный стол и создаст серьезные зарисовки о своем творческом пути и о балете в целом. Ведь пока свет увидел только его первый поэтический сборник «Цепочка дней» (1999 г.). К тому же Васильев замечательно рисует этюды, пейзажи, натюрморты. Пишет маслом, причем все лучше и интереснее. В разные периоды жизни он увлекался различными видами спорта: играл в футбол, в волейбол, фехтовал, боксировал, занимался прыжками в воду, плаванием. В настоящее время предпочитает теннис. Иногда со стороны кажется, что артист сильно «распыляется», не отдает себя целиком чему-то одному, самому значительному. Но в понимании самого танцовщика это неразрывные звенья одной цепи. И когда ему задают вопрос «зачем?», в ответ слышат любимое словосочетание Владимира Викторовича: «Я давно хотел.»

Вот и после назначения (кстати, Указом Президента РФ) в 1995 г. художественным руководителем - директором Большого театра Васильев дал слово заниматься только организационными вопросами. Ему удалось вывести театр из тяжелого кризисного состояния, в котором он находился в те годы: новый директор утвердил современную контрактную систему, возродил традиции бенефисов кордебалета, хора и оркестра, организовал собственную видеостудию театра и подготовил постоянный цикл передач на телеканале «Культура». Но лишь только работа наладилась, Васильев вновь вернулся к хореографии и постановке спектаклей (хотя клялся больше этого не делать), организовал Академию классического танца в Бразилии, провел множество благотворительных акций в поддержку реконструкции Большого театра. Но и это только капля в море. А в сентябре 2000 г. Васильев. был освобожден от занимаемой должности «в связи с сокращением штата». Но свою задачу он выполнил сполна: Большой триумфально вернулся на мировые сцены.

В настоящее время Владимир Викторович активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, участвует (и возглавляет) в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, готовит новые спектакли и роли. В конце 2000 г. в Римской опере с триумфальным успехом прошла премьера спектакля «Долгое путешествие в Рождественскую ночь», посвященного П.И. Чайковскому, главную роль в котором исполнил 60-летний Васильев, а в 2001 г. - премьеры его постановок «Дон Кихот» в труппе «Токио-балет» (Япония) и «Золушка» в Челябинском театре оперы и балета. Продолжает Владимир Викторович и общественную деятельность на благо балета и развития искусства. Он является почетным профессором МГУ, действительным членом Международной академии творчества и Академии российского искусства, секретарем Союза театральных деятелей России, заместителем председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО. А еще Васильев вот уже на протяжении 15 лет является бессменным художественным руководителем конкурса «Арабеск».

Остается только удивляться, когда он при этом находит время заниматься своим постоянным и давним увлечением - живописью. И работ у Васильева немало. Они были представлены на трех персональных выставках его работ. Пишет, как правило, на даче в Снегирях или в деревне Рыжевка под Костромой, где они с женой всегда проводят отпуск. Екатерина Максимова - особая страница в биографии Владимира Викторовича. Даже в Энциклопедии русского балета наравне с его многочисленными званиями написано: «Муж Е.С. Максимовой». Васильев вспоминает: «В начале нашей совместной жизни с Катей у нас была одна комната величиной в восемь метров. Чтобы добраться до окна, приходилось перелезать через постель. Теперь у меня множество забот: квартира, дача, две машины, гастроли и общественные обязанности. Стал ли я счастливее, чем тогда, когда у нас ничего не было? Нет». Друзья признают, что он человек очень добрый, ответственный, но вечно занятой, и из-за этой загруженности боится показаться кому-то чванливым или недосягаемым, но именно на таких подвижниках и держится русское искусство. Вот и поэт Андрей Вознесенский считает, что «Владимир Васильев - это орден Владимира для нашего искусства».

Валентина Скляренко

Из книги «100 знаменитых москвичей», 2006

Сегодня 76-летие отмечает Влади́мир Ви́кторович Васи́льев - советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссер,художник и актёр, педагог.

Родился Владимир Викторович 18 апреля 1940 года в семье работников войлочной фабрики. Когда началась война, ему едва исполнился годик. Война разъединила семью: отец Владимира Викторовича ушел на фронт, а мама трудилась на родном заводе в 3 смены, разрываясь между годовалым сыном и работой. Спасением стали шесть старших маминых сестер – родные тети, для которых маленький мальчик был смыслом не потерять разум в то страшное и сложное время.

Этой семье невероятно повезло - в 1945 году с фронта вернулся отец, и они снова были все вместе. Пока взрослые возрождали страну из пепла, будущий балетмейстер Васильев играл в мяч, ловко прыгал по крышам и не уступал в отваге и бесстрашии старшим товарищам, чем заслужил уважение всего двора. Один из друзей пригласил маленького Владимира с собой в танцевальный кружок, находящийся в Кировском Доме пионеров. С первого взгляда чуткий педагог Елена Романовна Россе разглядела в белокуром сорванце любовь к танцу. Восьмилетний Васильев Владимир балетмейстер был прирожденный. Он с первого раза воспроизводил новый материал. На его примере разучивали движения и считали лучшим учеником. В 1949 году Васильев поступил в хореографическое училище Большого театра , а через год добиться первенства среди однокурсников.


В 1958 году Васильев был принят в труппу Большого театра , где сразу зарекомендовал себя как танцор характерных образов. Будущий балетмейстер Васильев Владимир Викторович начал с исполнения ярких, колоритных образов в операх «Русалка» и «Демон». Сольная партия в «Вальпургиевой ночи» стала для него счастливым билетом. Именно в роли Пана он обратил на себя внимание Галины Улановой , встреча с которой повлияла на всю дальнейшую его жизнь. Её педагогический талант, дружба и вера в профессиональное будущее Васильева помогли сформировать личность великого режиссера, постановщика и танцора. Совместная работа в «Шопениане» стала бесценным опытом и открыла Владимира Викторовича как прекрасного исполнителя классических партий.


После прихода в Большой театр Ю.Н. Григоровича юный танцор принял участие в его постановке «Каменный цветок», чем завоевал расположение не только балетмейстера, но и любовь самого привередливого критика – зрителя. После такого триумфа Владимир Викторович был задействован в главных ролях всего разнообразного репертуара Большого театра: «Золушке», «Страницах жизни», «Дон Кихоте», Паганини в одноимённой постановке, «Лауренсии», «Жизели», «Ромео и Джульетте».


Золушка


Дон Кихот


Жизель - Ирина Колпакова, Альберт - Владимир Васильев


Джульетта - Екатерина Сергеевна Максимова, Ромео - Владимир Викторович Васильев


Васильеву еще не исполнилось 25 лет, когда были воплощены на сцене сольная партия в «Танцевальной сюите» (постановка А. А. Варламова), Иванушка в балете Р. К. Щедрина «Конек-Горбунок» (постановка А. И. Радунского, 1960), Раб в «Спартаке» А. И. Хачатуряна (постановки Л. В. Якобсона), Лукаш в «Лесной песне» Г. Л. Жуковского (постановка О. Г. Тарасовой и А. А. Лапаури). Непростая задача – после очередного успеха доказывать, что ты лучший, и это – не предел твоих возможностей.


Спарктак


Лукаш "Лесная песня"


Красивая и трогательная история была и в личной жизни Васильева. Еще в годы обучения он познакомился с Екатериной Максимовой , которая отличалась особой принципиальностью, иногда переходящей в упрямство, что мешало ей в предметном обучении, но было решающим в освоении танца. Сила, заключенная в столь хрупкой девочке, привлекала и одновременно пугала Владимира Васильева.


Летом 1961 года они поженились, а медовый месяц провели в самом романтичном городе на планете – Париже. Это уникальный случай, ведь в Советском Союзе не выпускали совместно супругов за границу. Там была представлена картина, в которой по мистическому совпадению Максимова и Васильев сыграли влюбленных. «СССР с открытым сердцем» позволила молодоженам насладиться таким отдыхом. Вместе они прожили долгую и счастливую жизнь.


Со временем к Васильеву пришла и мировая известность. Морис Бежар, Франко Дзеффирелли, Ролан Пети, Лорка Мясин приглашали его в свои постановки на главные роли. Любовь публики не знала границ – французы боготворили русскую легенду, аргентинцы провозгласили национальным героем, а в США, несмотря на сложную политическую ситуацию, Васильев стал почетным гражданином одного из городов. Особые отношения сложились с гостеприимной Италией. Римская опера, «Ла Скала», «Сан-Карло» не раз принимали на своих сценах балетмейстера, где зрители наслаждались его виртуозной игрой и совершенной пластикой.


Фильм-опера "Травиата", режиссёр Ф. Дзефирелли, 1982.


Говорят, что талантливый человек талантлив во всём, и это полностью про Васильева. Ему мало было танцевать на сцене самому – он стал великим балетмейстером! Первую собственную работу балетмейстер Васильев поставил в 1971 году, это был балет «Икар». Свое мироощущение мастер так же воплотил во «Фрагментах одной биографии», «Ностальгии», «Лебедином озере» и многих других произведениях.



Лебединое озеро


Вся страна с восторгом наблюдала церемонию открытия Олимпийских игр в Сочи в 2014 году ! Особенно трогательным моментом для меня стал Первый бал Наташи Ростовой. Владимир Викторович принимал участие в этой постановке! Предлагаю вспомнить эти чудесные мгновения. Танцуют Светлана Захарова и Владимир Васильев!


Свое 75-летие в прошлом году легендарный танцовщик и хореограф отметил в Большом театре, где был показан спектакль по Мессе си минор Баха под названием Dona Nobis Pacem («Даруй нам мир») , который Васильев поставил в Татарском академическом театре оперы и балета им. Мусы Джалиля. Это и опера, и балет, и 3D-инсталляция. Философская притча о судьбе человечества и каждого человека в отдельности. Месса о любви и радостях, о потерях, обидах и горечи.


Васильев на финальной репетиции спектакля


Поздравление от Илзе Лиепа, сопредседатель Стратегического совета Союза женских сил

Писать подобные посты невероятная радость, охватывает чувство гордости за свою страну, так богатую на талантливых людей!

Балетмейстер Владимир Васильев стал командором Ордена Звезды Италии (Ordine della Stella d’Italia). Государственная награда итальянской республики вручается за вклад в дружбу и сотрудничество с Италией, её получают итальянцы-резиденты других стран и иностранцы по решению Президента Итальянской республики. В торжественной обстановке в Посольстве Италии награду Владимиру Васильеву вручил Посол Чезаре Мария Рагальини (Cesare Maria Ragaglini).

«С Италией Владимира Васильева связывают особые отношения», – сказал Ч.М. Рагальини на церемонии вручения Ордена. Посол вспомнил, что В. Васильев впервые танцевал «Жизель» в Италии в 1968 году, со своей супругой балериной Екатериной Максимовой. С тех пор минуло 50 лет.

Позднее Васильеву довелось много работать в Италии, в том числе в паре с великой итальянской танцовщицей Карлой Фраччи. «Владимир Васильев - тончайший, галантнейший партнер и друг», – говорила она о танцоре.

Профессионализмом Владимира Васильева был впечатлён и Ч.М. Рагальини. «Рядом со мной – легенда танца, – сказал Посол. – В течение 30 лет он был не просто премьером-солистом Большого театра, но и новатором танца. Ф. Нитцше говорил, что человек должен иметь хаос внутри себя, чтобы воспроизводить танец. Этот внутренний хаос позволил Васильеву придать свежесть танцу». Глава итальянского посольства вспомнил искромётные пируэты, безукоризненные прыжки и яркие сценические образы орденоносца Звезды Италии.

«Рим я люблю больше всех других городов на свете», – как-то сказал балетмейстер Васильев в интервью. По его мнению, столица Италии – «самый великий город». Но он также признается, что никогда не смог бы жить вне России длительное время.

Биография Владимира Васильева

Владимир Викторович Васильев родился в Москве в 1940 году, в преддверьи Великой Отечественной Войны, в крепкой любящей семье шофёра и административной работницы. Васильевы прошли войну, вынесли тяготы послевоенного восстановления и способствовали развитию ребёнка. Владимир Васильев вспоминал, что пианино было куплено сыну отцом на последние деньги. «Если бы у меня была другая мать, все было бы у меня по-другому», – говорил балетмейстер и утверждал, что любовь к музыке он унаследовал от матери, а любовь к жизни – от отца.

В 1947 году Васильев начал танцевать, и педагог Е.Р. Россе заметила выдающиеся способности ребёнка. В возрасте восьми лет в составе хореографического кружка Дома пионеров мальчик впервые вышел на сцену Большого театра, исполняя русские и украинские народные пляски. Тогда же он ощутил сцену Большого как родной дом и зажегся желанием здесь работать.
В девятилетнем возрасте Владимир Васильев проявил осознанный выбор и пошёл в Московское хореографическое училище (сегодня оно носит название Московская государственная академия хореографии), в класс М.М. Габовича. Педагог ещё в раннее время отмечал, что юный танцор растворяется в движениях, в них участвует «каждая клеточка» тела.

По завершении учёбы в Хореографическом училище, в 1958 году Владимир Васильев был принят в труппу Большого театра. Здесь он обратил на себя внимание великой Галины Улановой, которая стала партнёршей танцора в балете «Шопениана». “Я отдала вам все, что во мне было”, – написала Уланова на одном из подарков Васильеву с супругой. И это, по его словам, было правдой. В знак почтения и благодарности Владимир Васильев – президент Фонда Галины Улановой.

В течение 30 лет танцор выступал в главных ролях в Большом театре, часто – в первых постановках. За время работы здесь Владимиру Васильеву довелось танцевать едва ли не все главные роли в балетах. Он и Принц в «Золушке» Прокофьева, и Базиль в «Дон Кихоте», и Спартак в одноименном балете на музыку А. Хачатуряна, и т.д. Сам танцор, кстати, не считает себя гениальным, ни один из собственных танцев так и не удовлетворил его.

Владимир Викторович Васильев знаком зрителям многих стран мира. Он гастролировал в итальянских театрах Ла Скала, Арена ли Верона, Сан-Карло, а также выступал в США, Франции, Бразилии и других государствах.

В 1982 году Владимир Васильев получил образование хореографа – балетмейстера, закончив профильный факультет института театрального искусства (сегодня Российская академия театрального искусства). Позднее он признавался, что хореография привлекала артиста балета со школьных лет, но до неё долго не доходили руки. С 1990 года Владимир Васильев стал профессором кафедры хореографии.

В 1995-2000 годах балетмейстер Васильев был художественным руководителем Большого театра. По собственным заверениям, в это время он «служил театру, а не руководил им».

Екатерина Максимова и Владимир Васильев на премьере “Дон Кихота” в Большом театре. Фото: Википедия

Кроме профессиональный занятий, у Васильева есть страсть к рисованию. «Я стараюсь рисовать каждый день, в любую погоду», – говорит он. Эта любовь возникла в детстве практически одновременно с любовью к танцу, даже немного раньше. Но на занятия рисунком в семье не хватило денег.

Личная жизнь балетмейстера Васильева укладывается в одну фразу – он был счастливо женат на своей партнёрше по танцу Екатерине Сергеевне Максимовой. Поженившись в 1961 году, они стали неразлучны, пока балерина не умерла в 2008 году. Детей у пары не было.

Балетмейстер Владимир Васильев

Первой постановкой, сделанной балетмейстером Владимиром Васильевым в 1971 году для Кремлёвского дворца съездов, был балет по либретто Слонимского на основе древнегреческого мифа об Икаре. Идея балета принадлежит Юрию Григоровичу.

За этим балетом последовали другие, в столице, регионах и других странах. Среди постановок балетмейстера Владимира Васильева – «Макбет» по сюжету У. Шекспира на музыку Кирилла Молчанова. Композитор написал этот балет для своей жены – балерины Нины Тимофеевой, и умер от инфаркта во время премьеры. «Макбет» открыл репертуар театра «Кремлёвский балет».

Владимир Васильев переложил в танец советскую рок-оперу «Юнона и Авось» и сделал ряд музыкально-танцевальных номеров на музыку русских и европейских композиторов.

За свою работу Владимир Васильев получил звание Народного артиста России в 1973 году, Ленинскую премию за Спартака, российские и иностранные ордена.

«Я ни разу их не надевал - их очень, очень много. Наверное, все мои награды можно будет увидеть, когда меня уже понесут», – сказал Владимир Васильев в интервью. Балетмейстер ратует не столько за награды, сколько за истинное творчество.

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.сайт.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Администрация сайта Михайловского театра – уполномоченные сотрудники на управление Сайтом, действующие от имени Михайловского театра.

2.1.3. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.4. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.сайт.

2.1.5. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.

3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

Доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

Приобретение электронных билетов;

Предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

Получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

Доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

Доступ к средствам поиска и навигации;

Предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

Иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.2. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.3. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.4. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.2. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.3. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.3. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.4. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Администрацией сайта Михайловского театра.

5.5. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.6. Пользователь должен незамедлительно уведомить Администрацию сайта о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Администрацией сайта Михайловского театра не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.

7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Администрация сайта не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.

Администрация сайта имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail); платежные реквизиты (в случае использования сервиса, позволяющего приобрести электронные билеты в Михайловский театр);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Администрации сайта Михайловского театра право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

Сбор и накопление;

Хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления администрации Сайта;

Уточнение (обновление, изменение);

Уничтожение.

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях

Исполнения обязательств, принятых на себя Администрацией сайта Михайловского театра в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.

Владимир Васильев родился 18 апреля 1940 года в городе Москва. Отец будущей звезды, Виктор Иванович, работал шофером. Мать, Татьяна Яковлевна, трудилась руководителем отдела сбыта на войлочной фабрике. В семь лет мальчик случайно попал на занятия танцевального клуба в Доме пионеров. Хореограф Елена Россе, занимавшаяся с детьми, сразу обратила внимание на талант маленького Володи и пригласила его заниматься. Так, уже спустя год, Васильев впервые вышел на сцену Большого театра с украинским и русским танцами.

После школы в 1958 году окончил Московскую академию хореографии. Далее молодого человека приняли в балетную труппу Большого театра. Уже в годы учебы поражал виртуозной техникой исполнения и несомненным актерским талантом, умением перевоплощаться. На сцене «Большого» дебютировал в балете «Каменный цветок» Юрия Григоровича в 1959 году.

Вскоре Васильев, завоевав любовь и признание зрителей и критики, стал одним из ведущих солистов балетной труппы данного театра более чем на тридцать лет. Артист станцевал главные партии современного и классического репертуара в балетах: «Золушка», «Страницы жизни», «Дон Кихот», «Паганини», «Жизель», «Ромео и Джульетта».

Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили специально для него. Танцор стал первым исполнителем сольной партии в «Танцевальной сюите», в балете Родиона Щедрина «Конек-Горбунок», в «Спартаке» Арама Хачатуряна, в «Лесной песне» Германа Жуковского, в «Петрушке» Игоря Стравинского. Также Васильев много и с огромным успехом выступал за рубежом у таких постановщиков, как Ролана Пети, Мориса Бежара, Леонида Мясина.

Васильев создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение. Кроме Екатерины Максимовой, постоянной партнерши и жены Васильева, которую всегда называл своей Музой, с ним танцевали такие знаменитые балерины, как Галина Уланова, Майя Плисецкая, Ольга Лепешинская, Раиса Стручкова, Наталья Бессмертнова, Ирина Колпакова, Алисия Алонсо, Жозефина Мендес, Лилиан Кози, Карла Фраччи.

Находясь в самом расцвете исполнительского мастерства, Васильев уже тогда ощутил потребность в более полной реализации своего творческого потенциала: тягу к хореографии. Его балетмейстерским дебютом стал балет «Икар» в 1971 году. В качестве хореографа, Владимир Викторович также поставил: «Эти чарующие звуки...», «Макбет», «Фрагменты одной биографии», «Анюта», «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Дон Кихот», «Жизель», «Лебединое озеро». Постановки Васильева восторженно принимала публика, особенно те, где сам, с Екатериной Максимовой исполняли центральные партии.

В 1982 году Васильев окончил хореографический факультет Российского Института Театрального Искусства и с этого же года начал там преподавать, являлся заведующим кафедрой хореографии, а в 1989 году получил ученое звание профессора.

С 1995 года на протяжении пяти лет Васильев являлся художественным руководителем-директором Большого театра. Также активно сотрудничал со многими театрами страны и мира, возглавлял и участвовал в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, давал мастер-классы, готовил новые спектакли и роли. Возглавляя Фонд Галины Улановой, Васильев ставит и проводит ежегодные гала-концерты «Галине Улановой посвящается».

На апрель 2019 года балеты в его постановке идут не только на сцене Большого театра, но и во многих других театрах России и мира. Творческие интересы Васильева простираются и в другие области искусства. Мастер снимался как драматический актер в художественных фильмах, в оригинальных теле-балетах, где выступал не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик.

Владимир Васильев является Народным и Заслуженным артистом России, лауреатом различных российских и международных премий, награжден орденами и медалями. Также почетный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства. Творчеству танцора посвящены фильмы и книги. Свободное время в основном посвящает живописи. Основная тема полотен: пейзажи, в которых старается передать красоту русской природы. Еще пишет стихи, и даже выпустил сборник «Цепочка дней».

Награды и Признание Владимира Васильева

Заслуженный артист России (1964)
Народный артист России (1969)
Народный артист СССР (1973)
Ленинская премия (1970) - за исполнение заглавной партии в балетном спектакле «Спартак» А. И. Хачатуряна
Государственная премия СССР (1977) - за исполнение партии Сергея в балетном спектакле «Ангара» А. Я. Эшпая
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1984) - за участие в создании фильма-балета «Анюта» (1981)
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1991, в области музыкального искусства) - за концертные программы последних лет
Премия Ленинского комсомола (1968) - за высокое мастерство и создание образа народного героя в балетных спектаклях ГАБТ
Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (1997)
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000) - за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2008) - за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства, многолетнюю творческую и общественную деятельность
Орден Ленина (1976)
Орден Дружбы народов (1981)
Орден Трудового Красного Знамени (1986)
Орден «За заслуги» (1999, Франция)
Орден Риу-Бранку (2004, Бразилия)
Рыцарь Международного орден Святого Константина Великого (Союз Святого Константина, 1998)
Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (РПЦ, 1999)
Медаль Академии искусств Аргентины (1983)
Почетная медаль Фонда Карины Ари (1998, Швеция)
Медаль «За заслуги» принцессы Доны Франчески (2000, Бразилия)
Медаль имени П. Пикассо (2000)
Первая премия и золотая медаль на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене (1959)
Гран При и золотая медаль на 1-м на Международном конкурсе артистов балета в Варне (1964)
Премия имени В. Нижинского - «Лучший танцовщик мира» (1964, Парижская академия танца) (1964)
Специальная премия и золотая медаль Варненского горкома комсомола (1964, Болгария)
Премия имени М. Петипа «Лучший дуэт мира» (совместно с Е. С. Максимовой, 1972, Парижская академия танца)
Премия Римского муниципалитета «Европа-1972» (Италия)
Приз «Интервидения» на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага» (Прага, 1982, за телебалет «Анюта»)
Большой приз по конкурсу музыкальных фильмов на Х Всесоюзном Фестивале телефильмов (Алма-Ата, 1983, за телебалет «Анюта»)
Премия Академии Симба (1984, Италия)
Приз «Интервидения» и приз за лучшее исполнение мужской роли на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага» (Прага, 1985, за телебалет «Дом у дороги»)
Приз за лучший спектакль сезона - балет «Анюта» в театре «Сан-Карло» (Неаполь, 1986)
Приз за лучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале (Таганрог, 1986)
Премия «Вместе за мир» (1989, Италия)
Премии имени Дж. Тани - «Лучший балетмейстер» и «Лучший дуэт» (совместно с Е. С. Максимовой, 1989, Италия)
Премия ЮНЕСКО (1990)
Премия имени С. П. Дягилева (1990)
Театральная премия «Хрустальная Турандот» (1991 (совместно с Е. С. Максимовой), 2001 - «За честь и достоинство»)
Премия города Террачина (1997, Италия)
Премии «За высочайшие достижения в области хореографии» (США, 2003, Италия 2005)
Премия «За жизнь в танце» (Италия, 2001)
Приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Легенда балета» (2005)
Российская премия Л. Э. Нобеля (2007, Фонд Людвига Нобеля, Санкт-Петербург)
Премия Свободы за выдающийся вклад в развитие российско-американских культурных связей (Нью-Йорк, 2010)
Международная Премия Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 2010)
Международная премия «За искусство танца имени Л. Мясина»

Творчество Владимира Васильева

Балетные партии

Большой Театр

1958 - «Русалка» А. Даргомыжского, хореография Е. Долинской, Б. Холфина - цыганский танец
1958 - «Демон» А. Рубинштейна - танец «лезгинка»
1958 - хореографическая картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского - Пан
1958 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина - Солист
1959 - «Каменный цветок» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича - Данила
1959 - «Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова - Принц
1959 - «Танцевальная сюита» на музыку Д. Шостаковича в постановке А. Варламова - Солист - первый исполнитель
1960 - хореографическая миниатюра «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина, хореография К. Голейзовского - Нарцисс - первый исполнитель («Вечер новых хореографических миниатюр»)
1960 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Бенволио
1960 - «Шурале» Ф. Яруллина в постановке Л. Якобсона - Батыр
1960 - «Конек-горбунок» Р. Щедрина в постановке А. Радунского - Иванушка - первый исполнитель
1961 - «Лесная песня» М. Скорульского, балетмейстеры О. Тарасова, А. Лапаури - Лукаш - первый исполнитель
1961 - «Страницы жизни» А. Баланчивадзе, хореография Л. Лавровского - Андрей
1962 - «Паганини» С. Рахманинова в постановке Л. Лавровского - Паганини
1962 - «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона - Раб - первый исполнитель
1962 - «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского - Базиль
1963 - «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича в постановке А. Мессерера - Солист - был в числе первых исполнителей этого балета
1963 - «Лауренсия» А. Крейна, хореография В. Чабукиани - Фрондосо
1963 - «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича - Голубая птица
1964 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа в редакции Л. Лавровского - Альберт
1964 - «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина - Петрушка
1964 - «Лейли и Меджнун» С. Баласаняна, хореография К. Голейзовского - Меджнун - первый исполнитель
1966 - «Щелкунчик» П. И. Чайковского в постановке Ю. Григоровича - Щелкунчик-принц - первый исполнитель
1968 - «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича - Спартак - первый исполнитель
1971 - «Икар» С. Слонимского в собственной постановке - Икар
1973 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Ромео
1973 - «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа во второй редакции Ю. Григоровича - Принц Дезире - первый исполнитель
1975 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича - Иван Грозный
1976 - «Ангара» А. Эшпая в постановке Ю. Григоровича - Сергей - первый исполнитель
1976 - «Икар» С. Слонимского в собственной постановке (вторая редакция) - Икар - первый исполнитель
1979 - большое адажио из балета «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, хореография и постановка М. Бежара - Ромео - первый исполнитель в СССР
1980 - «Макбет» К. Молчанова в собственной постановке - Макбет - первый исполнитель
1986 - «Анюта» на музыку В. Гаврилина по А. Чехову в собственной постановке - Петр Леонтьевич - первый исполнитель
1988 - концертный номер «Элегия» на музыку С. Рахманинова - Солист
«Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича - Борис
На сценах других театров (первый исполнитель)
1977 - «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Бежара - Юноша (театр «Балет ХХ века», Брюссель)
1987 - «Голубой ангел» на музыку М. Констана, хореография Р. Пети - профессор Унрат (Марсельский балет, Франция)
1988 - «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса, хореография Лорки Мясина - Зорба («Арена ди Верона», Италия)
1988 - «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха, хореография Л. Мясина - Барон (Театр Сан-Карло, Неаполь, Италия)
1988 - «Пульчинелла» на музыку И. Стравинского, хореография Л. Мясина - Пульчинелла (Театр Сан-Карло)
1989 - «Нижинский», режиссер Б. Менегатти - Нижинский (Театр Сан-Карло)
1994 - «Золушка» С. Прокофьева - хореограф и роль мачехи Золушки (Кремлевский балет)
2000 - «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» на музыку П. Чайковского и И. Стравинского, режиссер Б. Менегатти - Маэстро (Римская опера)
2009 - «Дягилев Мусагет. Венеция, август 1929» на сборную музыку, режиссер Б. Менегатти - Дягилев (Римская опера на сцене Муниципального театра)

Гастроли

Будучи на гастролях, выступал после 1988 года в качестве приглашенного солиста в крупнейших театрах мира: Ла Скала (Италия), Арена ди Верона (Италия), театр Сан-Карло (Неаполь, Италия), Римская опера, театр Колон (Аргентина), Американский балетный театр, театр «Кремлевский балет» (Москва), принимал участие в гастролях Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне - Мариинский театр) в Париже, и др.

Постановки

1969 - «Принцесса и Дровосек», сказка-комедия Г. Волчек и М. Микаэлян (Театр «Современник»
1971 - «Икар», балет С. Слонимского (Большой театр, 1976 - вторая редакция)
1977 - «Тахир и Зухра», опера-балет Т. Джалилова (Большой театр имени Алишера Навои, Ташкент)
1978 - «Эти чарующие звуки…», балет на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В.-А. Моцарта, Ж.-Ф. Рамо (Большой театр)
1980 - «Макбет», балет К. Молчанова (Большой театр; 1981 - Новосибирский театр оперы и балета; 1984 - Немецкая государственная опера, Берлин; 1986 - Будапештская опера, Венгрия; 1990 - театр «Кремлевский балет»)
1981 - «Юнона и Авось», рок-опера А. Рыбникова, режиссер М. Захаров (Ленком)
1981 - вечер памяти «В честь Галины Улановой» / Hommage d’Oulanova (постановщик и один из исполнителей, концертный зал «Плейель», Париж)
1981 - «Я хочу танцевать» на музыку русских композиторов (Государственный центральный концертный зал «Россия»; 1990 - Большой театр)
1981 - «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (концертный зал «Россия»; 1990 - Большой театр)
1983 - хореографическая композиция на музыку П. Чайковского (Балет Елисейских полей, Париж; 1990 - Большой театр)
1986 - «Анюта», балет на музыку В. Гаврилина по рассказу А. Чехова (Большой театр, театр «Сан-Карло», Рижский театр оперы и балета; 1987 - Челябинский театр оперы и балета имени М. И. Глинки; 1990 - Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, Казань; 1993 - Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского; 2008 - Омский музыкальный театр; Воронежский театр оперы и балета; 2009 - Красноярский театр оперы и балета; 2011 - Самарский театр оперы и балета)
1988 - «Элегия», концертный номер на музыку С. Рахманинова (Большой театр)
1988 - «Паганини», новая редакция балета Л. Лавровского на музыку С. Рахманинова (театр «Сан-Карло»; 1995 - Большой театр)
1989 - «Сказка о Попе и работнике его Балде», музыкально-драматическая композиция на музыку Д. Шостаковича (Концертный зал им. П. И. Чайковского, постановщик и сорежиссер Ю. Борисова; первый исполнитель роли Балды)
1990 - «Ромео и Джульетта», балет С. Прокофьева (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; 1993 - Литовская национальная опера, Вильнюс; 1999 - Латвийская национальная опера, Рига; 2002 - Муниципальный театр Рио-де-Жанейро)
1991 - «Дон Кихот», балет Л. Минкуса (Американский театр балета; 1994 - «Кремлевский балет»; 1995 - Литовская национальная опера; 2001 - «Токио-балет», Япония; 2007 - Национальный театр, Белград)
1993 - «Аида» Дж. Верди, хореографические сцены в опере (режиссер Ф. Дзеффирелли (Римская опера; 2004 - Арена ди Верона; 2006 - театр «Ла Скала»)
1994 - «Золушка», балет С. Прокофьева («Кремлевский балет», постановщик и первый исполнитель роли мачехи Золушки; 2002 - Челябинский театр оперы и балета; 2006 - Воронежский театр оперы и балета)
1994 - «Жизель», балет А. Адана, новая хореографическая редакция на основе хореографии Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа (Римская опера; 1997 - Большой театр)
1994 - «Ностальгия» на музыку русских композиторов (театр «Кремлевский балет», постановщик и первый исполнитель главной партии)
1994 - «Художник читает Библию», музыкально-драматическая композиция (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)
1995 - «О, Моцарт! Моцарт…», реквием на музыку В.-А. Моцарта, Н. Римского-Корсакова, А. Сальери («Новая опера», Москва)
1995 - «Хованщина» М. Мусоргского, хореографические сцены в опере (режиссер Б. Покровский, Большой театр)
1996 - «Лебединое озеро», балет П. И. Чайковского, хореографическая редакция с использованием фрагментов хореографии Л. Иванова (Большой театр)
1996 - «Травиата» Дж. Верди (Большой театр)
1997 - хореографическая композиция на музыку увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила» (Большой театр)
1999 - «Балда», балет на музыку Д. Шостаковича (Большой театр; 2006 - Театр оперы и балета Санкт-петербургской консерватории)
2009 - «Заклятие рода Эшеров», балет на музыку Г. Гетти (Большой театр, новая сцена)
2015 - «Даруй нам мир», балет на музыку Мессы си минор И. С. Баха (Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля)
Кроме этого, поставил свыше 20 хореографических номеров и композиций на разных сценах мира («Двое», «Классическое па-де-де», «Русская», «Два немецких танца» и «Шесть немецких танцев», «Ария», «Менуэт», «Вальс», «Карузо», «Шут», «Петрушка», «Элегия», «Увертюра на еврейские темы» на музыку одноименного сочинения С. С. Прокофьева (1992), «Синкопы»), а также хореографические композиции в многочисленных художественных кинофильмах.

Фильмография

Видеозаписи балетных спектаклей

1970 - «Спартак» - Спартак (спектакль ГАБТа СССР, композитор А. И. Хачатурян, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович, дирижер А. Жюрайтис)
1974 - «Ромео и Джульетта» - Ромео (спектакль ГАБТа СССР, композитор С. С. Прокофьев, балетмейстер-постановщик Л. М. Лавровский, дирижер А. Жюрайтис)
1978 - «Щелкунчик» - Щелкунчик-принц (спектакль ГАБТа СССР, композитор П. И. Чайковский, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович, дирижер А. Копылов)
1978 - «Каменный цветок» - Данила (спектакль ГАБТа СССР, композитор С. С. Прокофьев, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович, дирижер А. Копылов)
1994 - «Золушка» - мачеха Золушки (спектакль Театра балета Государственного Кремлевского Дворца, композитор С. С. Прокофьев, балетмейстер-постановщик В. В. Васильев, дирижер М. Плетнев)

Художественные кинофильмы, фильмы-балеты

1961 - «СССР с открытым сердцем» (фильм-концерт), режиссеры В. Катанян, Л. Кристи) - солист
1962 - «Сказка о Коньке-горбунке» (режиссеры А. Радунский и З. Тулубьева) - Иванушка
1969 - «Москва в нотах» (музыкальный фильм)
1969 - «Похищение» (музыкальный фильм) - артист Васильев
1970 - «Трапеция» (режиссеры Ф. Слидовкер, В. Смирнов-Голованов) - Арлекин
1975 - «Спартак» - Спартак
1980 - «Большой балет» (фильм-концерт)
1980 - «Жиголо и Жиголетта» (хореограф и сорежиссер А. Белинского) (короткометражный) - Сид Котмен
1981 - «50 лет театру кукол Сергея Образцова» (фильм-спектакль)
1982 - «Анюта» (хореограф и сорежиссер А. Белинского) - Петр Леонтьевич
1983 - «Травиата» (режиссер Ф. Дзеффирелли) - матадор
1984 - «Ностальгия» на музыку русских композиторов, хореография В. Васильева - солист
1985 - «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов, хореография В. Васильева - солист
1985 - «Дом у дороги» на музыку В. Гаврилина по поэме А. Твардовского (хореограф, сорежиссер А. Белинского и исполнитель главной роли Андрея)
1986 - «Фуэте» (хореограф и сорежиссер Б. В. Ермолаева) - Андрей Новиков / Мастер
1988 - «Гран па в белую ночь» (музыкальный фильм)
1992 - «Евангелие для лукавого» (фильм-оратория) - центральные роли
Документальное кино
1973 - «Дуэт» - фильм, посвященный творчеству Е. Максимовой и В. Васильева
1981 - «Мир Улановой» (документальный) (режиссер)
1989 - «Катя и Володя» (режиссер Д. Делуш, производство Франции) - фильм, посвященный творчеству Е. Максимовой и В. Васильева
1990 - «И осталось, как всегда, недосказанное что-то…» - фильм, посвященный творчеству Е. Максимовой и В. Васильева
2000 - «Отражения» - фильм о творчестве В. Васильева - 2000 г., 52 мин., режиссер Н. Тихонов
2005 - «Владимир Васильев. Большой балет» - фильм, 2005 г., 4 серии по 26 мин., режиссер Н. Тихонов

Участие в фильмах

1970 - Парад аттракционов (документальный)
1985 - Анна Павлова (документальный) - комментарии к фильму
1987 - Балет от первого лица (документальный)
1991 - Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
1999 - Катя (документальный)
2005 - Взлеты и падения Мариса Лиепы (документальный)
2006 - Арам Хачатурян (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
2007 - Марис Лиепа (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
2007 - Нериюс (Литва, документальный)
2009 - Савелий Ямщиков. Числюсь по России (документальный)
2009 - Синее море…белый пароход…Валерия Гаврилина (документальный)
2009 - Фуэте длиною в жизнь… (документальный)
2010 - Татьяна Вечеслова. Я - балерина (документальный)
2011 - Ия Саввина. Гремучая смесь с колокольчиком (документальный)

Живопись

Пишет картины. Десять персональных выставок его живописных работ прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и других городах.