Когда случилось небывалое - писатель-эмигрант Иван Бунин, живший в Париже, первым из русских писателей получил Нобелевскую премию — он в одночасье стал богат. Однако он не купил ни приличной квартиры, ни виллы, хотя вполне мог себе это позволить. Вообще довольно быстро Бунин остался ни с чем, раздав деньги другим нуждающимся писателям и вложив их в некий прогоревший проект.

Многие объясняют это нежелание «осесть» тоской по родине, неверием в то, что эмиграция — это навсегда. Между тем, Бунина звали в Россию, но он остро ненавидел Советы и понимал, что той, его России, уже не будет. Цветаева, которая разделила судьбу многих литераторов-эмигрантов, и жила в Париже в то же время, что и Бунин, очень точно выразила это настроение:

«Той, где на монетах

Молодость моя

Той России - нету.

Как и той меня».

А Бунин писал про свою неприкаянную жизнь на чужбине:

«У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный дом,

С своей уж ветхою котомкой».

Несмотря на то, что больше 30 лет — с 1920 года, с момента бегства из советской России, по 1953 год, до самой смерти — Бунин жил во Франции, он продолжал писать о родине. «На чужбине я вспоминал Родину, её поля, деревни, природу. Я не мог писать о другом. Я не мог обрести свою вторую Родину здесь». Несмотря ни на что, в эмиграции Бунин создал свои лучшие произведения, например, «Митина любовь», «Солнечный удар», «Дело корнета Елагина», цикл рассказов «Тёмные аллеи» и «Жизнь Арсеньева», которую Паустовский назвал «одним из замечательнейших явлений мировой литературы».

Все же свое, хотя и скромное жилье, Бунин в Париже имел. С женой Верой Николаевной (урожденной Муромцевой) они владели квартиркой в доме N1 по улице Жака Оффенбаха, где поселились спустя некоторое время после появления во Франции. До этого они скитались по знакомым, родным, по отелям.

Писатель и критик Александр Бахрах писал об этой квартире в книге «Бунин в халате»: «(Бунин) завел маленькую квартирку в Париже, с грехом пополам обставив ее». И «…я стал «захаживать» к нему на дом, на эту самую неуютную и едва ли не умышленно неприглядную квартиру на улице Оффенбаха, в которой он и скончался 30 лет спустя».

Через два десятка лет после смерти писателя его парижский кабинет из квартиры на улице Оффенбаха «переехал» в Орел. В этом городе Бунин прожил несколько лет в молодости, работая в редакции газеты «Оpловский вестник» (детство и отрочество он провел недалеко от Орла - на хутоpе Бутыpки, в Елецком уезде Оpловской губеpнии). Мебель из кабинета Бунина долгое время хранилась в семье писательницы Н.В.Кодрянской в Париже, а в 1973 году она переслала ее в Орел через советское посольство во Франции. Эта мебель и стала сердцем нового музея, который открыли в 1991 году.

Вообще здесь, в музее, собрана уникальная, самая крупная в России бунинская коллекция, насчитывающая более шести тысяч подлинных вещей Бунина и его семьи: икон, рукописей, писем, документов, книг, личных вещей. Разнообразные предметы обихода семьи Буниных «российского периода» музею передала родственница писателя, а фотографии, автографы и книги, которые принадлежали писателю после того, как он покинул родину, были получены от жены и друзей.

Само здание музея не имеет к Буниным никакого отношения - это старинный дворянский особняк XIX века. Однако кабинет писателя кропотливо воссоздан по сохранившимся фотографиям парижской его квартиры. Здесь все реконструировано до деталей: камин, лепнина, рисунок обоев. А выглянув в окно мы увидим … парижскую улицу Оффенбаха - на самом деле это рисунок на холсте. Обстановка роскошью не блещет: здесь стоит довольно вместительный письменный стол с ящиками, удобное кресло, скромный столик под пишущую машинку, стул и табакерка с сохранившимся табаком. Эффект присутствия поддерживает аудиозапись стихотворения Бунина «Одиночество», которое исполняет сам автор. а семьи Буниных «российского периода» музею передала родственница писателя, а фотографии, автографы и книги, которые принадлежали писателю после того, как он покинул родину, были получены от жены и друзей.

В 1922 году жена Ивана Алексеевича записала в дневнике, что Ромен Роллан выставил кандидатуру Бунина на получение Нобелевской премии. И, наконец, в 1933 году он все-таки стал лауреатом премии. В день присуждения премии 9 ноября Иван Бунин в «синема» смотрел комедию «Бэби». Вдруг темноту зала прорезал узкий луч фонарика. Это разыскивали Бунина — его вызывали по телефону из Стокгольма. 10 ноября газеты Парижа вышли с крупными заголовками: «Бунин - Нобелевский лауреат», и каждый русский, которых в то время в Париже было огромное число, был горд и счастлив.

В то же время Бунин много жил в Грассе, на вилле «Бельведер» (позже она стала называться «Жаннет»). Ряд произведений, в том числе цикл рассказов «Темные аллеи», Бунин написал в этом городке, притягивавшем его, по словам Бахраха, как «магнит»: «…почти сразу после переселения во Францию Грасс стал для Бунина подлинным магнитом, к которому он неустанно тянулся».

Бунинская вилла «Бельведер» бы разделить судьбу многих домов великих писателей (и не только русских), которые после их смерти продавались посторонним людям. В лучшем случае, на них можно увидеть мемориальную табличку. Такова участь, к примеру, виллы Ремарка на озере Лаго Маджоре в Швейцарии.

Но нашелся один очень преданный поклонник Бунина — основатель института ядерной физики в Бордо, председатель Бунинского общества во Франции, профессор Гавриил Симонов, который дом «спас». Он собрал нужную сумму, продав родительский дом под Парижем и заняв денег, и в 2002 году выкупил виллу у дочери мэра Грасса, чтобы сохранить ее для потомков. На первом этаже он решил устроить музей, а на втором поселился сам с семьей. Дело с музеем продвигается довольно медленно, и он ждет своего часа уже больше полувека. Видимо, подождет еще немного.

Важнейшая архетипическая функция окна - служить границей между пространством внешнего мира и внутренним пространством дома. В литературе этот мотив встречается очень часто (“Тихо в комнате просторной // А за окнами мороз” - Ахматова). Впрочем, граница может быть и временной: “В кашне, ладонью заслонясь, // Сквозь фортку крикну детворе: // - Какое, милые, у нас // Тысячелетье на дворе?” (Пастернак). По разные стороны “фортки” время течёт по-разному.

Репродукция картины бельгийского
художника Рене Магритта (Magritte)
«Шесть элементов» (1928).


  • Существенно, с какой стороны по отношению к окну находится герой и/или повествователь (а значит, и читатель) и откуда он смотрит на окно - снаружи или изнутри . В этих случая ЗА окном либо простирается пейзаж, внешнее, часто неосвоенное пространство, запретная территория свободы, страшащая или манящая героя, либо открывается интерьер, уютный, обжитой мир, который тоже может быть очень притягательным для того, кто смотрит на него сквозь окно.
  • Окно может быть открытым и закрытым . Образы открытого и закрытого окна имеют совершенно различные функции в произведении (примеры ниже). Глухое, закрытое окно часто ведёт за собой мотив духоты, смерти (окно превращается в стену, лишаясь главного своего качества - проницаемости для воздуха и/или света): “По стёк­лам радужным, как бархатка сухая, // Тревожно бабочка лиловая снуёт. // Но фортки нет в окне, и рама в нём - глухая…” - так описана умирающая усадьба у Бунина. Особое место занимают в литературе эпизоды, в которых герой открывает окно на глазах читателя, - в них окно становится не просто деталью пространства, но и своеобразным участником сюжета.
  • Окно - источник света , который создаёт атмосферу внутри дома. Именно через окно в жилище человека входят солнце (“Вся комната янтарным блеском озарена” - Пушкин; “Сквозь стёкла в старый кабинет // Льёт солнце золотистый свет; // Широким палевым квадратом // Окно рисует на стене…” - Бунин) и луна (“Когда лежит луна ломтём чарджуйской дыни // на краешке окна” - Ахматова).
  • Окна - глаза дома (не забудем этимологическую связь слов окно–око ). Если говорить о душе жилища, то окна - “зеркало” такой души. Внешний вид окон создаёт образ всего дома. В доме станционного смотрителя Самсона Вырина после пропажи Дуни на окнах уже не было цветов; маленькие, подслеповатые окна в доме Плюшкина когда-то не были заколочены (“все окна в его доме были открыты”).
  • Важной частью окна являются стёкла . Окна без стёкол создают определённый зрительный образ: дом с пустыми оконными рамами похож на череп человека с пустыми глазницами. Мотивы пустоты и заброшенности возникают и при виде забитых окон (дом князя Андрея, окна которого были заколочены после бегства хозяев). Вспомним, что мотив окна возникает и при описании гибели Ленского: “Тому назад одно мгновенье // В сём сердце билось вдохновенье, // Вражда, надежда и любовь, // Играла жизнь, кипела кровь, - // Теперь, как в доме опустелом, // Всё в нём и тихо и темно; // Замолкло навсегда оно. // Закрыты ставни, окна мелом // Забелены. Хозяйки нет. // А где, бог весть. Пропал и след”.
  • Тёмное окно часто выглядит зловеще или тоскливо. И не только снаружи: “Когда сквозь иней на окне // Не видишь света божья, // Безвыходность тоски вдвойне // С пустыней моря схожа” (Пастернак). Зажигающиеся окна праздничны, напоминают о жизни: “А чёрным ладоням сбежавшихся окон // Раздали горящие жёлтые карты” (Маяковский); “А хата молодела - за­рделась, застыдилась // - И празднично блестело протёртое окно” (Бунин).
  • Окно может быть маяком в ночи для одинокого путника. Свет окна спасает героя из бездны ночи, окружающей его, отсюда возникает мотив надежды на спасение от бури, темноты. Подобные эпизоды встречаются в «Повестях Белкина», «Мёртвых душах», «Капитанской дочке». К маяку окна может устремиться не только одинокий человек, но и всё мироздание - как к центру, “точке сборки”: “Как летом роем мошкара // Летит на пламя, // Слетались хлопья со двора // К оконной раме” (Пастернак).
  • Стекло окна - преграда . Морозное окно с узорами - излюбленный поэтический образ. Стекло тонкое, но способно не пропустить в комнату холод и зиму. Однако защита эта всегда временная, хрупкая - вспомним окна с кремовыми шторами в «Белой гвардии»: они “спасительны” для героев лишь в пространстве романа; в исторической действительности мир героев, подобных Турбиным, гибнет.
  • Окно может становиться источником звука , часто зловещего, например, когда при сильном ветре стучат и скрипят ставни: “На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием” (А.С. Пушкин. «Метель»).
  • Окна-“витрины” , в которых можно увидеть самые странные и нелепые сочетания живого и неживого, людей и животных, участвуют в создании гротескного образа мира у Гоголя: “Бабы с толстыми лицами и перевязанными грудями смотрели из верхних окон; из нижних глядел телёнок или высовывала слепую морду свою свинья”, “Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы…”

    Публикация статьи произведена при поддержке компании «Пласт Плюс». Посетив сайт компании, расположенный по адресу plast-plus.ru , Вы можете ознакомиться со всеми видами услуг, узнать цены на пластиковые окна и двери, а также почитать полезные статьи об уходе за пластиковыми изделиями и многом другом. Более того, на сайте компании Вы можете посетить фотогалерею лучших работ, выполненных специалистами «Пласт Плюс», и «полистать» книгу отзывов. Интересуют окна, двери или витражи из алюминия? «Пласт Плюс» расскажет Вам о преимуществах тех или иных разновидностях профиля.

  • С мотивом окна часто связан мотив подслушивания и подглядывания . С ним мы постоянно сталкиваемся, например, в «Герое нашего времени». Выслушивает “под окном” свою судьбу и царь Салтан. Впрочем, к окнам героя может привести не только любопытство: Катерина Ивановна из «Преступления и наказания» ведёт своих детей просить милостыню под окна некоего значительного лица (окно является границей мира богатых и бедных).
  • С окном связан и мотив ожидания . Этот мотив появляется ещё в фольклоре - в народных песнях и былинах, а затем переходит и в художественную литературу. Примеры разнообразны: от “И царица у окна // Села ждать его одна”, через Татьяну Ларину, рисующую “на отуманенном стекле заветный вензель”, к герою Маяковского: “И вот, громадный, горблюсь в окне, // Плавлю лбом стекло окошечное”.
  • Множество сюжетов и мотивов связано с образом открытого окна . Открытое окно может нести в себе угрозу . Вспомним, что окно противопоставляется двери именно как отверстие не для входа-выхода ; окно превращается в дверь в экстренных случаях: спасения при пожаре (или ввиду предстоящей женитьбы, как у Гоголя), тайного проникновения в жилище (например, с преступными целями), из окна может выброситься самоубийца (“А в наши дни и воздух пахнет смертью: // Открыть окно - что жилы отворить” - Пастернак). Пьяный Долохов испытывает судьбу на подоконнике открытого окна, с которого он может сорваться. Через окно должен проникнуть в дом и обезоружить убийцу Вулича Печорин. С другой стороны, именно при открытом окне возможен контакт между мирами. Окно становится связующим звеном между внутренним и внешним пространством (“окно в Европу”), между разными героями. Вспомним знаменитую сцену в Отрадном, когда князь Андрей, стоящий у открытого окна, слышит слова Наташи Ростовой о желании “летать” - эта встреча преобразит героя.
  • Окна бывают не только в жилищах, но и в экипажах, каретах, поездах, автомобилях . Пейзаж за такими окнами находится в движении, развитии. И наоборот: герой, сидящий за окном в карете или поезде, тоже может стать объектом наблюдения, чьего-то пристального взгляда. Лицо Кити, сидящей в карете, как мимолётное видение, показалось на несколько секунд, но произвело такое впечатление на Левина, что он забыл обо всём на свете. А вот Печорин: “С этой стороны ущелье шире и превращается в зелёную лощину; по ней вьётся пыльная дорога. Всякий раз, как я на неё взгляну, мне всё кажется, что едет карета, а из окна кареты выглядывает розовое личико. Уж много карет проехало по этой дороге, - а той всё нет”. На дорогах встречаются люди, решаются судьбы, герои не зря смотрят в окна карет, часто они ищут кого-то, кто сможет изменить их судьбу. Левин нашёл того, кого искал, а Печорин потерял. Анна Каренина увидела из окна поезда безобразного мужика, являвшегося ей во сне, который во многом решил её судьбу. Здесь также окно - зеркало судьбы.
  • Вид из окна может стать средством раскрытия характера и личности героя, образа его жизни. Невольно смотрит в окно из душного пространства класса чеховский “учитель словесности” - в нём, пока ещё бессознательно, растёт желание бежать из созданного им самим счастливого мирка. Длинный серый забор тянется перед окнами “дамы с собачкой” - “от такого забора убежишь”, подумает Гуров.

    Пейзаж, открывающийся взору Татьяны Лариной из окон её комнаты, дорог героине, это часть её родного пространства. Поэтому, оказавшись в Москве и выглянув потру в окно, Татьяна начинает тосковать по своей усадьбе, деревенской природе и - по виду из окон её комнаты. Героиня привыкла смотреть на мир из своего окна, поэтому то, что “показывает” окно в комнате Онегина (“и вид в окно сквозь сумрак лунный”), становится важным и для неё. Попав в жилище любимого ею человека, она смогла посмотреть на мир его глазами, “через его окна”.

    Печорин, нанимая квартиру, непременно оценивает, каков вид из её окон. Природа будто даёт ему жизненные силы: “Весело жить в такой земле!” - невольно вырывается у него возглас, когда он смотрит в открытое окно. За ним - ветви цветущих черешен, которые усыпают стол героя лепестками, вершины гор, небо… Это тоже - мир героя.

  • Окно, согласно словарю “Мифы народов мира”, - “неизменный атрибут мифологических сюжетов с любовным свиданием ”. Вспомним, например, объяснение Базарова и Одинцовой. Оно происходит дважды: вечером и утром следующего дня - и оба раза окно является важным элементом сцены. В первый раз Одинцова просит Базарова открыть окно: “Базаров встал и толк­нул окно. Оно разом со стуком распахнулось... Он не ожидал, что оно так легко отворялось; притом его руки дрожали”. “Раздражительная свежесть ночи” врывается в комнату, “слышится таинственное шептание” её - и мы видим Базарова, относившегося к природе презрительно-утилитарно, на новом, поэтическом, фоне. Он и сам в себе открывает глубины, о которых не подозревал… Утром герои в той же комнате и почти на тех же местах. Возникает впечатление, будто разговор и не прекращался, - только окно на этот раз было закрыто. Упёршись лбом в это окно, отвернувшись от Одинцовой, Базаров зло произносит слова признания. Окно так и останется закрытым, не распахнутся объятия, герои останутся пленниками - каждый в своём пространстве.
  • С окном часто связан мотив мечты . Окно словно создано для мечтаний: его пограничный статус чем-то сродни статусу самой мечты - существующей, но ещё не воплощённой реальности. Кроме того, окно (особенно ночное) как бы парит над землёй (“Этой белою ночью мы оба, // Примостясь на твоём подоконнике, // Смотрим вниз с твоего небоскрёба” - Пастернак). “Там в садах платаны зацветают, // Нежно веет раннею весной, // А на окнах девушки мечтают, // Упиваясь свежестью ночной…” - это сформулировано Буниным как некий закон природы.
  • Окно может стать своеобразным экраном , на который проецируются важные, поворотные события в жизни героя. В «Капитанской дочке» Пушкина есть эпизод - Петр Гринёв приезжает в Белогорскую крепость, где его поселяют в доме Семёна Кузова. Гринёв заходит в своё новое жилище и смотрит в окно. Именно в этот момент Петруша понимает окончательно, что жизнь его изменилась, что теперь он офицер, что дом и та жизнь, к которой он привык, далеко от него. Когда Гринёв смотрит в окно, его глаза будто бы открываются, и всё вокруг становится отчётливым, хорошо видным. Его судьба кажется ему решённой.

    В эпилоге романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» есть ещё более характерный эпизод. Раскольников, будучи в остроге, долго не мог разобраться в самом себе, а особенно в своих взаимоотношениях с Соней. Он постоянно раздражался на неё, не понимал, зачем она приходит к нему и почему все вокруг её так любят. Однако когда во время его болезни Соня тоже вдруг заболела и перестала навещать его, он почувствовал, что беспокоится за неё. А однажды вечером он прошёл мимо окна своей комнаты и увидел там Соню - и “что-то как бы пронзило в ту минуту его сердце…” Будто в окне ему показали то, что он давно не мог увидеть.

  • В литературных произведениях встречаются моменты, когда человека одолевают страсти, ему нечем дышать, он не может владеть собой. В момент кульминации такого состояния он ищет в окне отдушины. Окно здесь выступает в роли своего рода успокоительного лекарственного средства .

    Вспомним эпизод из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», в котором Левин после объяснения с Кити не может заснуть от переполняющих его чувств. “В комнате было свежо, но его душила жара. Он отворил обе форточки и сел на стол против форточек”. Мысли его пришли в некоторый порядок, стали течь медленнее, и, “как во сне”, он следил за ними, вдыхая морозный воздух. Открытое окно здесь помогает герою овладеть собой и остановить беспорядочный поток мыслей, превратив его в мерное течение. Похожий момент есть и в романе «Обломов»: после объяснения со Штольцем Ольга взволнована, её переполняют чувства, она “открыла окно, несколько минут дышала ночной прохладой; волнение понемногу улеглось, грудь дышала ровно”. Когда все смотрели на зарево московского пожара («Война и мир»), Наташа Ростова открыла окно и разрыдалась: “Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи её тряслись от рыданий и бились о раму”. Наташа как будто выплёскивала всё накопившиеся в её груди страдание и горе в окно.

    У Ф.М. Достоевского в «Преступлении и наказании» мы можем встретить один из самых ярких примеров подобного сюжета с окном. Объяснение Свидригайлова и Дунечки происходит при странных обстоятельствах: он заманил её в свою квартиру и запер дверь, давая понять, что ей не удастся уйти, избежав объяснения. После того как Свидригайлов слышит от Дуни окончательное “никогда”, он отворачивается к окну: “Прошло мгновение ужасной, немой борьбы в душе Свидригайлова. Невыразимым взглядом глядел он на неё. Вдруг он отнял руку, отвернулся, быстро отошёл к окну и стал перед ним”. В момент высшего нервного напряжения, когда Свидригайлов почти не владел собой, он отвернулся к окну, чтобы успокоить и охладить свои мысли, а главное - не видеть женщину, которую он так любил, но которая никогда не сможет быть с ним.

  • Особый статус у тюремного окна . Это единственный способ связи узника с большим миром. Маленькое, зарешёченное, оно тем не менее даёт надежду. Тюрьма без окон (карцер, БУР у Солженицына) - одно из самых страшных наказаний. Окно тюрьмы встретим в пушкинском «Узнике», в стихотворениях Лермонтова, в песне «Солнце всходит и заходит» из «На дне».
  • У окна - множество метафорических смыслов . Укажем лишь на один пример: “Как будто внутренность собора // Простор земли, и чрез окно // Далёкий отголосок хора // Мне слышать иногда дано”. В стихотворении Пастернака окном, открывающимся в иной, горний мир, становится праздничное небо в прорыве туч.
  • Стихотворение в подарок.
  • Райнер Мария Рильке. Окно-роза

    Там лап ленивых плавное движенье
    Рождает страшный тишины раскат,
    Но вот одна из кошек, взяв мишенью
    Блуждающий по ней тревожно взгляд,

    Его вбирает в свой огромный глаз, -
    И взгляд, затянутый в водоворот
    Зрачка, захлёбываясь и кружась,
    Ко дну навстречу гибели идёт,

    Когда притворно спящий глаз, на миг
    Открывшись, вновь смыкается поспешно,
    Чтоб жертву в недрах утопить своих:
    Вот так соборов окна-розы встарь,
    Взяв сердце чьё-нибудь из тьмы кромешной,
    Его бросали Богу на алтарь.

    (Пер. К.Богатырёва)

    Примечание

    См.: Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983; Соколов М.Н. Окно // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 250–251.

    "Апрель"

    В солнечное окно за нагретыми двойными рамами он увидал в воротах двора верхового молодого работника, ездившего в Субботино на почту. Он в одной косоворотке выскочил на крыльцо - уже недели две напрасно ждал письма из Москвы. Работник, возбужденный от быстрой езды, горячего апрельского солнца и весеннего воздуха, еще резкого и прохладного, с раскрасневшимся лицом, пестрым от пятен грязи, летевшей на него из-под копыт по дорожным лужам, бросил у крыльца поводья и стал рыться в сумке, висевшей у него через плечо.

    Только всего, - весело сказал он, подавая два номера «Орловского вестника».

    Картуз у него был сдвинут назад, глаза смотрели дружелюбно и ярко. Лошадь под ним была потная, казалась тонкой от топких ног с белым железом новых подков и узлов подвязанного хвоста с тугой репкой, сизой исподу и энергично отстающей от округлого орехового крупа, переливавшегося великолепным лоском. «Все было прекрасно - и свежий воздух, и горячее солнце, и зазеленевший двор усадьбы, и этот круп, и седло под работником, - все счастливы, просты, спокойны, здоровы, все, кроме меня!» - с отчаянием подумал он, беря газеты.

    Вели Михайле оседлать мне Вороного, - решительно сказал он работнику и пошел в дом, «И отлично, что не пишет! Давно пора послать все это к черту. Мне еще рано погибать из-за какой-то развратной и ничтожной девчонки!» Он вошел в кабинет и навзничь лег на тахту, поправил под головой скользкую сафьяновую подушку и вперил взгляд перед собой, мысленно смотря в ее воображаемый образ, с ужасом чувствуя, что именно это, - эта развратность и женское девичье ничтожество ее, - мучит его такою страстью и нежностью.

    «Да, но не одна же она на свете! - вдруг сказал он себе. - Ведь все это есть и в Ганьке, и в учительнице, и даже в Глашке...»

    Он недавно ездил вечером на деревню к учительнице. Снега уже и тогда не было, только морозило к ночи грязь и лужи. Он ехал верхом по деревенской улице, мимо ряда изб, направо, по косогору, сходившего влево от него к речке; за речкой низко висела над другим берегом, над чернотой полей, таинственно-тускло и как-то бесцельно светившая на речку и на ее долину луна; крыши изб направо тоже неярко были освещены ею, а гребни их серебрились, точно снегом, от звезд за ними; дальше, на краю деревни, была видна школа с большим освещенным окном. Он привязал лошадь к лозинке против окна, взбежал на крыльцо, толкнул дверь в темные и холодные сени, потом в комнату учительницы... Как чудесно было у нее! Пахло натопленной печкой и духами, па столе мягко горела лампочка под фаянсовым абажуром. Сама она радовала здоровой прелестью своих восемнадцати лет, у нее был живой, точно что-то ожидающий взгляд и влажно блестящие зубы; большие черные глаза за черными ресницами имели что-то гробовое и вместе с тем были налиты молодой животной теплотой; груди туго круглились под коричневым платьем, крепко подпитые чернью волосы отливали глянцем. Она пришла в восхищение от его неожиданного приезда, тотчас уставила стол тарелочками с орехами, пастилой и мармеладом, говорила быстро, спеша, прелестно картавя, он с жадностью смотрел на ее руки, в которых она ловко и сильно трещала орехами, давя их один о другой, обонял ее теплое молодое дыхание, запах подпаленных щипцами волос и головной плоти, когда она к нему наклонялась, кладя перед ним очищенные ореховые ядра... «Да, поеду к ней!» подумал он, вспомнив все это, и сбросил ноги с тахты, взглянув на часы. Было два часа, в доме было тихо и пусто, мама, как всегда, спала после обеда, Глашка тоже, верно, заснула... Он посидел, волнуясь, думая, пойти к Глашке или нет? Страстно хотелось пойти и жутко было: в доме ни души, мама спит. Глашка лежит там одна... Самое ужасное было то, что она лицом похожа была на нее!

    Глашу наняли с месяц тому назад, она приехала из города, служила там горничной. Она была деревенская, но теперь, после зимы в городе, держалась не по-деревенски, и потому ее устроили не в пример прежним, горничным. Ее поселили в комнатке в конце коридора, возле заднего крыльца. Там ей поставили железную кровать с высокой периной, и она пышно убрала се стеганым голубым одеялом, подушки покрыла накидкой с кружевами по краям, на умывальнике устроила нечто вроде туалета с разными флакончиками и коробочками, и вся комнатка вскоре стала развратно пахнуть сладостью дешевого мыла и розовой пудры.

    Вот наняла, да боюсь, что обокрадет и уйдет, - сказал мама, когда он приехал из Москвы.

    Вскоре после того Глашка говела. В церковь ходила в модной жакетке с черной бархаткой на шее, с зонтиком, в перчатках. Маленькая головка ее в завитыми на лбу кудряшками была порочно красива: она, да и только!

    Раз она убирала его спальню, все делая не спеша, с ленивой грацией и мутной улыбкой. Он вошел, - она, подметая, медленно сказала, кося глазами на его кровать:

    А хорошо бы на этой постели поспать...

    С кем? - пошутил он.

    Да одной...

    Одной скучно. Приходи ко мне.

    Она ответила, не поднимая глаз:

    Что ж, можно...

    Врешь, не придешь.

    Божиться не стану...

    Ночью он долго гулял по холодному голому саду при свете невысокой луны. Вернувшись в дом, заснул в кабинете, не раздеваясь. И тотчас увидал себя в Крыму, где он никогда не был. Это было что-то вроде Алупки, с ее парком и дворцом, который он видел на открытках. Парк спускался к самому морю, море было крупное, зеленое, шумело, и от него шла вечерняя свежесть. И она, та, которую он так горячо полюбил в Москве, выбежала из волн вся голая, сжавшись, стыдливо согнувшись, и он видел и чувствовал все ее тело, его упругость, то, что оно мокро, холодно и крепко, видел и чувствовал с той разительной остротой, какая бывает только во сне. Он очнулся, возбужденный, и на цыпочках пошел по темному коридору к Глашке. У нее горела свеча, она на спине спала под своим стеганым одеялом. Свет свечи блестел на ее кукольном лице с закрытыми глазами. Когда он сел к ней на постель, она открыла глаза, бессмысленно посмотрела и, ничего не поняв, повернулась на бок. Он стал целовать ее в шею в телесном тепле из-под одеяла и уже дунул было на свечу. Но за окном вдруг встал такой чистый, прекрасный мир лунной ночи, что он вскочил и ушел с бьющимся сердцем.

    На другой день он шагал по долгу, томясь, не зная, что делать. На дворе залаяли собаки. Он взглянул в окно: от ворот к дому шла, бросая собакам кусочки хлеба, Ганька со своей подругой Машкой. Рядом с Машкой, высокой и костлявой, с грубым худым лицом, маленькая Ганька казалась особенно мила. Они вошли в прихожую, он вышел к ним. Видно было, что им обеим неловко, - у Машки это сказывалось в том, что она сердито хмурилась, а у Ганьки в смущенной ласковой улыбке.

    С квитками пришли? - спросил он, вспомнив, что они неделю тому назад работали в усадьбе на поденщине. - Мамы нету дома.

    Он попытался завести шутливый разговор. Ганька отвечала на все поспешно, сама не понимая, что говорит, с этой все дрожащей на губах улыбкой. «Совсем еще девчонка!»- подумал он, умиляясь на нее и стыдясь своих мыслей о ней, на которые навел его Михайло: «Машка вам все это дело за один целковый обработает», - сказал он. На Ганьке был новый ситцевый желтый платок с красными глазками, новая из черного крестьянского сукна куртка, новая ситцевая пестренькая юбка и новые башмаки с подковами: идя в усадьбу, девки всегда наряжаются. Ганькин двор был самый нищий во всем селе, - каких трудов стоило ей справить на свои заработки весь этот наряд! «И совсем еще девочка, и как бы я мог любить ее!»

    Волнуясь, он встал с тахты, прошел по пустому дому, надел в прихожей синюю поддевку и студенческий картуз, взял нагайку и вышел на крыльцо. Вороной жеребец ждал его. Он легко вскинул себя в седло и крупным шагом поехал не к учительнице, а через сад по голой липовой аллее. Солнце было сзади, в пролет между деревьев впереди видно было солнечное поле, желтая равнина прошлогоднего живья. Выехав туда, он рысью погнал жеребца целиком на Дубовый Верх, на свой любимый лесок, низко серевший на горизонте. Ах, что за день! Солнечный зной мешается с острой свежестью зернистого снега, еще дотлевающего кое-где на влажной земле среди мертвого жнивья, все вокруг вольно, просторно, пусто, и до боли в глазах светло...

    Дубовый Верх, тихий, неподвижный, обнял при въезде в него совсем жарким теплом и сладковатым запахом прошлогоднего дубового листа. Весь еще раздетый, с корявыми сучьями верхушек, сквозящих на мучительно ножном бледно-голубом апрельском небе, лес казался маленьким, виден был из конца в конец. Он перевел жеребца на галоп по дорого к лесному разлужью, шумно шурша коричневой листвой, которой она была глубоко засыпана. На спуске в овраги, из сухих кустарников, с треском вырвался вальдшнеп, над разлужьем высоко в небе парили ястреба. Весна!

    Проскакав разлужье, галопом поднявшись на пригорок к широкому дубу, одиноко и великолепно красовавшемуся на нем, он спрыгнул с седла, привязал жеребца к ветке дуба и упал в нагретую листву под ним, закрыв помутившиеся от слез глаза. Уже и ястреба прилетели! Он взглянул вверх - да, вон он, высоко, высоко стоит в этом прелестном небе, повис, дрожит, распластав острые крылышки, весь трепещет, остро смотрит вниз... Если бы револьвер! Один удар как раз в сердце, вот тут, через эту синюю поддевку, - и всему конец!

    В середине апреля, теплым и неподвижным утром, он подъехал к раскрытому окну учительницы, крикнул, неловко усмехаясь:

    Уже окно выставили?

    Она тотчас показалась в окне - праздничная, необычная для деревни: в шелковой белой блузке, в черной шляпке с черной сквозной вуалькой до половины лица, за которой восточно сияли ее черные глаза.

    Здравствуйте, - радостно картавя, сказала она, - а я в город еду.

    Можно узнать зачем? - спросил он, глядя на нее вверх с седла.

    А это секрет!

    Она улыбалась, блестя влажными зубами, которые как будто не совсем умещались в ее молодых губах.

    А меня с собой возьмете?

    Вас? У вас там тоже секреты?

    Нет, серьезно. Можно мне с вами? Мне дома так скучно - все один да один...

    Бедный! А что на деревне начнут говорить?

    Голова у него слегка замутилась от этих слов, от близости, будто бы вдруг образовавшейся между ними.

    Пожалуйста, возьмите, - сказал он с наивной, совсем мальчишеской улыбкой, почувствовав, как это будет чудно - сидеть с ней вдвоем, наедине, сперва в тарантасе, потом в вагоне.

    Она загадочно посмотрела на него, еще более увеличивая эту внезапную близость между ними.

    Ну, так и быть, возьму, - сказала она, точно уже получив какую-то власть над ним.

    Так я заеду за вами?

    Да я уж мужика наняла.

    Ну вот, мужика! Такая нарядная, и вдруг на телеге! Кого вы наняли? Терентия? Я заеду к нему, откажу и дам полтинник. Он с ума сойдет от радости.

    Да нет, это все как-то так неожиданно, странно... Вдруг едем вместе...

    То-то и хорошо, что вместе! Нет, я непременно заеду.

    Она не сумела сдержать себя:

    Ну так смотрите же, не опоздайте, поезд идет ровно в пять.

    Он весело засмеялся:

    Так что же вы так рано оделись?

    Она прелестно смутилась, трогательно ответила:

    Да Терентий сказал, что после обеда ему нельзя ехать, ему нынче надо еще свинью куда-то везти. Отомчу вас, говорит, вернусь и еще с свиньей управиться поспею.

    Это замечательно! Отомчу вас, потом свинью! А вам ждать на станции целых пять часов?

    Что ж, я бы посидела до поезда в дамской комнате...

    И все из-за свиньи!

    Тут засмеялась и она, необыкновенно звонко, с наслаждением. Он дернул лошадь ближе к окну, схватил ее руку и прижал к своим губам.

    Это уже мародерство! - сказала она, особенно прелестно картавя.

    «Боже мой! - думал он, скача домой. - Неужели наконец освобождение?»

    У своего крыльца он помедлил слезать с лошади, глядя в сад, слушая. Все мягко туманилось, в саду блаженно, изысканно выводили свои сладкие переливы черные дрозды. Разноцветные девки ходили с граблями и метлами по аллее, расчищая ее, наметая в кучу прошлогоднюю листву, на деревне протяжно, истомно перекликались петухи... Но когда он вошел в дом, ему сразу бросилась в глаза валявшаяся на лавке открытка, - с почты приехали без него. Он схватил ее: да, от нее! Всегда так - бросишь ждать, мучиться - и вдруг вот оно! Но на обороте открытки оказалось только два пошлых слова: «Привет из Москвы!» и даже без подписи. Насмешка или просто глупость? Он в клочки разорвал открытку, прошел в кабинет и с отвращением к себе, к своей жалкой любви, к своим мукам и воспоминаниям, ничком лег на тахту. Нет, освобождения нет и не будет. Заменить ее все-таки никто не может...

    В дороге опять нашел на него обман - счастье сидеть плечом к плечу с нарядной, пахнущей духами девушкой, уже как будто втайне соглашающейся с ним на что-то самое дивное в мире. Он говорил что попало, опять смешил ее Терентием, держал ее левую руку, обтянутую черной лайковой перчаткой, и она не отнимала руки.

    Можно поцеловать хоть перчатку?

    Она приложила палец к губам, сделала строгое лицо, кивнула на спину кучера, - он в ответ так сжал ее руку, что она с гримасой боли, но с явным удовольствием легонько вскрикнула: «Ай!».

    На станции он побежал вперед, купил два билета второго класса, потом, когда стал подходить поезд, на ходу вскочил в вагон, тотчас нашел нужное купе и ввел ее туда, очень польщенную и его заботливостью, и непривычной роскошью путешествия. Потом они молча сидели рядом, переглядываясь и обмениваясь странными улыбками.

    Вы всегда ездите во втором классе? - крикнула она сквозь стук колес, несшийся в открытое окно, в которое бил вечерний полевой ветер.

    Что? - крикнул он, растягивая рот в счастливую улыбку.

    Я в первый раз в жизни! - крикнула она.

    Вдали за голыми полями, садилось солнце, бросая на них красный свет, колеса ладно грохотали в свежеющим воздухе. Он опять взял ее руку, она не отняла ее, только отвернулась, глядя в окно.

    Ну вот и приехали, - тихо сказала она, когда поезд стал подходить к городскому вокзалу мимо уже зажженных станционных фонарей.

    Вы куда? - спросил он, выходя с ней из вокзала и со страхом думая, что сейчас останется один.

    На Покровскую, к подруге.

    Завтра я увижу вас?

    Она подумала.

    Да. В городском саду. В одиннадцать. Там в это время никого не встретишь. В главной аллее.

    С десяти буду ждать.

    А теперь я поеду одна.

    Да. Прощайте.

    Он посадил ее в разбитую, провисшую извозчичью пролетку, слабо пожал ее руку. Она обернулась, отъезжая, - мелькнули в сумерках се черные глаза за сквозной вуалькой...

    Он ночевал в первых попавшихся номерах. Как вошел, сразу разделся и лег на железную кровать с коленкоровой простынкой и тяжелой как камень подушкой, набитой крупными, трещащими под головой перьями, и проснулся в шесть утра. За дверью еще сонно шаркала половая щетка. Он выглянул в узкий коридор, озаренный желтым ранним солнцем, заказал горничной с сухими волосами и жилистой шеей, которая мела в коридоре: самовар...

    Надо было убить бесконечное время до одиннадцати. Он вышел, пошел куда глаза глядят. Утро опять было теплое, мягкое. Мирный, мерный звон колоколов, тишина, за заборами сады, ветви деревьев в почках... «Господи, избавь меня он нее! - думал он, шагая. - Как я буду опять счастлив!»

    По глухой Садовой улице он пришел к обрыву над рекой, замкнутому древней приземистой церковкой. Тупик, сады за заборами, деревянные домишки в три окна; золотой крест над куполом мягко мерцает, тает в теплом воздухе... Церковные двери были раскрыты, он, крестясь, вошел. Низкие своды, ни души, холодок и старый, сложный церковный запах. Голые, низкие стены выкрашены синей, как сахарная бумага, краской, в куполе светло, внизу синевато, сумрачно; алтарь грубо блещет, в прорези золото-кованых царских врат сквозит красный шелк завесы... Он поднялся на ступени амвона, подошел к чудотворной иконе возле северных дверей алтаря. Она была из толстого темного дерева на бархатной вишневой подкладке и вся цветисто пестрела за мерцавшей перед ней лампадкой: темное серебро оклада, на окладе множество поддельных драгоценных камней, висят образки и ленты, оловянные сердца, руки и ноги, исцеленные части тела... Он стал на колени, припал лбом к полу, напрягая все свои душевные и телесные силы на безмолвную мольбу: «Господи, помоги! Спаси и помоги! Возврати мне ее! Все- таки не могу я без нее!»

    В городском саду он без конца и все быстрее и быстрее ходил взад и вперед по главной аллее. Парило, собирались, чадили и густели облика. Сердце замирало и от заходящей грозы, и от оскорбительной тоски напрасного ожиданья. Прошло полчаса, час, - в аллее все никто не показывался. Грубый обман или ей почему- нибудь никак нельзя было прийти? Он еще раз взглянул на часы: уже половина первого. Какое счастье, что есть поезд домой в половине второго! Он кинулся вон из сада, на все лады проклиная себя за все те дурацкие планы, которые он строил на этот день.

    Вечерело тихо, печально, сумрачно. Он шел по своему саду, сладко и болезненно чувствуя: ночью будет первый обильный дождь, животворный, весенний... Все серо и голо, грифельный осинник за шалашом в овраге засыпан гниющей листвой. Он пошел целиком сквозь осинник, скользя по ней. В большом пне над оврагом еще лежал налитый водой раскисший снег, в овраге лился, булькал из буерака в буерак, с уступа на уступ, паводок. Он перепрыгнул через него, выбежал по круче другого бока к соломенному валу, перелез через него как раз на задворки Машкиного двора, прошел между ним и другим домом, вышел на темнеющую деревенскую улицу и остановился перед Машкиной избой, - она была крайняя, была особенно бедна и черна, с прогнившей, седлом проломившейся крышей, - и заглянул в полуразбитое окошечко. Машка, высокая, костлявая, в желтом ситцевом платье, стояла, глядясь в зеркальце. На улице никого не было, но он все-таки нырнул в сенцы, воровски быстро отворил дверь избы и быстро запер за собой.

    Она ничуть не удивилась его внезапному появлению, ответила просто и невнимательно, продолжая глядеться:

    Одна. Брат уехал в Петрищево, батюшка по соседям сумерничает.

    Положив зеркальце на стол, она смахнула подолом с лавки. Он сел, не снимая картуза, она тоже села с другого бока стола. Ее желтое платье было подпоясано по широкой худой талии глянцевым черным ремнем, скуластые щеки натерты румянами и стеарином: румяна были грубого малинового цвета, стеарин мертвого, свинцового.

    Куда-й-то убралась? - спросил он.

    Она усмехнулась:

    Да никуда. Так, от скуки.

    Послушай... - сказал он, помолчав.

    Давай о доле поговорим.

    Говорите. Знаю ваши думки.

    Да ты про что?

    Про Ганьку небось?

    Ну да. Ну как же ты думаешь, согласится?

    А как же она не согласится? Нынче не то что по городам - по деревням ни одной чистой не осталось. Может, отца побоится, - сказала она насмешливо, - папа у ней строгий.

    Ну, а как же это все обделать? - спросил он, мысленно ужасаясь своей подлости.

    Да уж обделаю...

    Совсем стемнело, в дыру окошечка стало пахнуть откуда-то молодой травой и навозом из коровника. Он замолчал, опустив голову. Она подождала и поднялась:

    Ну идите, а то, неравно, батюшка придет.

    Он тоже поднялся и взял ее за талию. Она усмехнулась:

    Аи вы в меня влюбились? Нет, я для вас неподходящая. Ишь вы какой длинный, слабосильный.

    Да я вдесятеро сильнее тебя.

    Куда вам со мной! Я вас замотаю.

    Послушай, я серьезно. Я не из-за Ганьки пришел, это только придирка... Приходи завтра под вечер в шалаш в нашем саду.

    Да и я про Ганьку только болтала. Давно вас насквозь вижу!

    Ну так как же? - спросил он, замирая.

    Завтра, как корову подою, так приду.

    См. также Бунин Иван - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

    Архивное дело
    Этот потешный старичок, по фамилии Фисун, состоял в нашей губернской з...

    Без роду-племени
    I С вечера я спал крепко, потому что слишком измучился за день, но пот...

    Тупик говорит, что в с. Ламском мужики загалдели, зашумели, когда в церкви запели: «Яко до царя»: «Какой такой теперь царь? Это еще что такое?»

    В Ефремове в городском саду пьяный солдат пел:

    Выну саблю, выну востру
    И срублю себе главу -
    Покатилася головка
    Во зеленую траву.

    Замечательно это «себе».

    В Ефремове мужики приходили в казначейство требовать, чтобы им отдали все какие есть в казначействе деньги: «Ведь это деньги царские, а теперь царя нету, значит, деньги теперь наши». […]

    […] О бунте в Птб. мы узнали еще позавчера вечером из «Ранн[его] Утра», нынче вести еще более оглушающие. Боль, обида, бессильная злоба, злорадство.

    Бунт киевский, нижегородский, бунт в Ельце. В Ельце воинск[ого] начальника били, водили босого по битому стеклу.

    Все еще мерзкая погода. Холодно, тучи, сев. зап[адный] ветер, часто дождь, потом ливень. Газетами ошеломили за эти дни сверх меры. Хотят самовольно объявить республику. […]

    Счастливый прекрасный день.

    Деревенскому дому, в котором я опять провожу лето, полтора века. И мне всегда приятно вспоминать и чувствовать его старину. Старинный, простой быт, с которым я связан, умиротворяет меня, дает отдых среди моих постоянных скитаний. А потом я часто думаю о всех тех людях, что были здесь когда-то, - рождались, росли, любили, женились, старились и умирали, словом, жили, радовались и печалились, а затем навсегда исчезали, чтобы стать для нас только мечтою, какими-то как будто особыми людьми старины, прошлого. Они, - совсем неизвестные мне, - только смутные образы, только мое воображение, но всегда со мною, близки и дороги, всегда волнуют меня очарованием прошлого.

    Еще утро, легкий ветерок проходит иногда по комнате, - открыты все окна. Которое нынче число? Если бы я даже не знал какое, я бы и так, кажется, мог сказать, что это конец июля, - так хорошо знаю я все малейшие особенности воздуха, солнца всякой поры года. В то окно, что влево от меня, косо падает на подоконник радостный и яркий солнечный свет, и глядит зеленая густота сада, блестящая под солнцем своей несметной листвой, в глубине своей таящая тень и еще свежую прохладу и то замирающая, затихающая, то волнующаяся и тогда доходящая до меня шелковистым, еще совсем летним шорохом. В другие окна я вижу прежде всего ветви и сучья старых деревьев - серебристого тополя, сосен и пихт, - и бледно голубое небо среди них, а ниже, между стволами, деревенскую даль: слегка синеющий на горизонте вал леса, желтизну уже скошенных и покрытых копнами полей, ближе - раскинувшееся по склону к мелкой речке поместье Бахтеярова, а затем, уже совсем близко, - старую низкую ограду нашей усадьбы, молодые елки, идущие вдоль нее, и часть двора, густо заросшую крапивой, - и глухой и жгучей, - которую припекает солнце и над которой реет крупная белая бабочка. Уже по одному тому, как высока крапива, мог бы я безошибочно определить, какое сейчас время лета. А кроме того, сколько едва уловимых, но мне столь знакомых, родных с детства, совсем особых запахов, присущих только рабочей поре, косьбе, ржаным копнам!

    И течет, течет мое спокойное, родное, счастливое деревенское летнее утро. Смотрю на пятна тени, косо испещрившей под елками ограду, на крапиву, на бабочку; потом на тихо колеблющуюся возле окон серо-зеленую бахрому корявых горизонтальных сучьев пихты, на воробьев, иногда садящихся на солнечный подоконник и с живым, милым, как будто чуть-чуть насмешливым любопытством оглядывающих мою комнату. Не слушая, я слышу то непередаваемое, летнее, как будто слегка завораживающее, что производят летающие вокруг меня и роящиеся на подоконнике мухи, слышу шорох сада, отдаленные крики петухов - и чуть внятную детскую песенку кухаркиной девочки, которая все бродит под моими окнами в надежде найти что-нибудь, дающее непонятную, но великую радость ее маленькому бедному существованию в этом никому из нас непонятном, а все таки очаровательном земном мире: какой-нибудь пузырек, спичечную коробочку с картинкой… Я слушаю эту песенку, а думаю то о том, как вырастет эта девочка и узнает в свой срок все то, что когда-то и у меня было, - молодость, любовь, надежды, - то о том, где теперь косят работники, - верно уже у Крестов, - то о Тиверии, о Капри… Почему о Тиверии? Очень странно, но мы невольны в своих думах. И я представляю себе вот такое же, как сейчас летнее утро, с тем же самым солнцем, что горит на моем подоконнике, и совершенно ясно вижу белый мраморный дворец на горном обрыве острова, столь знакомого мне, и этого человека, которого называли императором и который жил в сущности очень недавно, - назад тому всего сорок моих жизней, - и очень, очень немногим отличался от меня; вижу, как сидит он в легкой белой одежде, с крупными голыми ногами в зеленоватой шерсти, высокий, рыжий, только что выбритый, и щурится, глядя на блестящий под солнцем, горячий мозаичный пол атрия, на котором лежит, дремлет и порой встряхивает головой, сгоняя с острых ушей мух, его любимая собака…

    Во втором часу вышел из дому, пошел в сад по липовой аллее, в конце которой, за воротами, светлело, белело небо. Земля суха и тверда, приятно идти, на земле лежат уже кое-где палевые листья. Солнце скрылось, потускневший сад был под синеватой тучей, заходившей с юга, - очень хорошо. За воротами серо-зеленые бугры кладбища (давно упраздненного), дальше открытое поле, желтое, покрытое где-то копнами, кое-где рядами. Удивительная бирюза между ними на севере, сладкий, еще совсем летний ветер дует с юга из-под тучи и еще по летнему доносится хлопанье перепела.

    Четвертый час. Крупный ливень, град, - даже крыша от него дымилась как будто. К северу из-за тучи белая гора другой тучи и млеющий синий яхонт неба. В комнате с решетчатыми окнами сырая свежесть, запах дождя, мокрой крапивы, травы.

    Пять часов. Сад на низком фоне свинцово-синей тучи. Высовывался из окна под редкие капли дождя на эту сырую пахучую свежесть, в одной рубашке - необыкновенно приятно, но почему-то страшно напомнило детство, свежесть и радость первых дней жизни.

    Все дождь - до заката. К закату стало на западе, под тучей, светиться. Сейчас шесть. В комнате от заката, сквозь ветки палисадника, пятно странного зелено-желтого света.

    Опять прошел день. Как быстро и как опять бесплодно!

    [На этой записи кончаются деревенские записи Бунина, находящиеся в архиве. Дневник его с записями от 2 августа 1917 года до мая 1918 попал каким-то образом в Сибирь и отрывки из него были опубликованы в «Новом мире», Москва (10/1965, стр. 213–221), но среди напечатанного нет записей после 21 ноября 1917 года.

    […] Добрых и бодрых настроений твоих не разделяю. В будущем, конечно, лучше будет - и относительно, и безотносительно, но кто же вернет мне прежнее отношение к человеку? Отношение это стало гораздо хуже - и это уже непоправимо.

    До ярости, до боли кровной обиды отравляемся каждый день газетами. Порою прямо невыносима жизнь и здесь. […]

    […] прости, что так мало и редко пишу, - скверно себя чувствую, примотаны нервы всем, что творится, до-нельзя, а тут еще новая беда - болен Юлий Алексеевич (которого ты вообще не узнал бы теперь, - так он постарел, ослабел, изменился). […] - думаю, что это неизлечимо, и полон самых ужасных ожиданий. […]

    Пока сидим в деревне. Скверно и жутко порой, но что делать! В Москву хотим поехать к концу октября. […]

    […] В Одессу на зиму? И это серьезно? Но, дорогой, где-же там жить, что есть? (Хотя я, вообще, не понимаю - где мы будем жить и что будем есть! Серьезно - _трагическое_ положение!). […]

    В деревне невыносимо и оч[ень] жутко.

    [В деревне Бунины оставались до конца октября. В дневничке Веры Николаевны сказано:]

    22 октября: Первое известие о погромах за Предтечевым. […] Волнение среди местной интеллигенции. Сборы.

    Бегство на заре в тумане. Пленные. Последний раз Глотово, Озерки, Большая дорога… Бабы: «войну затеяли империалисты». Бешеная езда. Рассыпалось колесо. Семь верст пешком в валенках и шубах. Елец. Ни единой комнаты ни в одной гостинице.

    [В Ельце Бунины пробыли до 25 октября (остановившись у Борченко), в Москву выехали 25-го. «Отъезд в I классе, - записано у В. Н., - мы - втроем и Орлов. Солдаты в проходах. Отношение не вражд[ебное]».

    [В дневничке В. Н. за конец ноября записано:]

    26 Москва. Первые слухи о восстании. Телефон к Телешовым. Спасение 8000 рублей. Обед и вечер у них. Возвращение пешком домой. 27 - Начало большевиц. восстания. Горький у Ек[атерины] П[авловны]. Отказ Яна позвонить ему.

    [Декабрь. - М. Г.]: 3. Конец больш[ого] восст[ания]. Обыски. […] Серафимович. Его доносы на гимназиста и писателей. Среда. Изгнание Серафимовича. Книгоиздательство. Отказ писателей участвовать в одном сборнике с Серафимовичем]. […]

    6 […] Устиновы пригласили Яна в Воронеж. Ян вечером у Толстых.

    Рождество.

    Среда у нас. […]

    [Дневничок-конспект В. Н.:]

    Январь: Вечер писателей. Ужин у Толстых, устр. Делидзе. Среды в Кружке. Среды у нас.

    [Дневниковые записи Ивана Алексеевича от 1 января 1918 г. до 20 июня 1919 г. вошли в его книгу «Окаянные дни».

    Среди бумаг Веры Николаевны я обнаружила перепечатанные на машинке страницы воспоминаний о весне 1918 года. Привожу выдержки:]

    Первое мая нового стиля падало на Среду Страстной. Большевики, истративши очень много денег на праздник пролетариата, отметили его, как полагается, красным цветом, шествиями, музыкой, пением интернационала рабочими и работницами, которые приплясывая и нестерпимо перевирая мотив, кричали: «вперед, вперед, вперед!..» и всю ночь Москва, давно уже привыкшая с заходом солнца погружаться во тьму, пылала всеми огнями дорого стоющей иллюминации вплоть до рассвета… А в Святую ночь новые хозяева не только решились нарушить вековой обычай - лишить москвичей Кремля и волнующих полновесных ударов Ивана Великого, - но даже ради такого большого праздника не позволили хотя бы скудно осветить улицы. И все мы, пробиравшиеся в полной темноте в свои приходы или соседние церкви, ежеминутно оступались, спотыкались, - уже дворники, переименованные в «смотрители дворов», ничего не делали, и на тротуарах лед не скалывался, и образовывались неровные бугры.

    Мы с Яном были у Заутрени в церкви «Никола на Курьих Ножках». Родители не рискнули пробираться в темноте… Маленькая уютная старинная церковка была полна народом. Когда мы вошли, пели «Волною морскою» и слова «гонители» и «мучители» отзывались в сердце совершенно по-новому. Настроение было не пасхальное, - многие плакали. И первый раз за всю жизнь «Христос Воскресе» не вызвало праздничной радости. И тут, может быть, мы впервые по-настоящему поняли, что дышать с большевиками одним воздухом невозможно. […]

    Большинство уже не доедало. Сыты были лишь те, у кого имелись запасы. […]

    Почему-то у нас в доме не придавали серьезного значения «экономической разрухе», о которой более жизненные люди порой нам говорили и всерьез никто не представлял, что жизнь дойдет до того, до чего дошла в 1919-20 годах, а потому в ожидании лучших времен мы лишь сокращались и сокращались в потребностях. Хозяйство с каждым днем делалось все менее и менее сложным, и свободного времени оказывалось очень много. […] устанешь от впечатлений шумных улиц, приобретавших все более хамский вид, от бульваров с зелеными газонами, где в прежнее время желтели или мохнатились одуванчики, а теперь парами лежит освобожденный народ и усыпает шелухой подсолнечной свежую траву - вот и свернешь незаметно для себя в переулок и ходишь от одного особняка до другого и думаешь о былых временах, смутно ощущая уже, что старый мир, полный несказанной красоты и прелести, уходит в Лету! […]

    Об отъезде я думала тоже мало. С одной стороны, отгоняла неприятную мысль о разлуке с близкими, а с другой, привыкнув за одиннадцать лет к скитальческой жизни, я довольно просто относилась к отъезду в полной уверенности в скором возвращении назад.

    Жить мы уже стали кварталами. Развлекаться - только литературными «Средами», которые после изгнания из «Кружка» происходили в воскресенье в приютившем их «Юридическом Обществе» на Малой Никитской.

    В начале мая Ян вместе с Ю. И. Эйхенвальдом^1^ ездили в Тамбов и Козлов, где устраивались «Бунинские вечера», откуда они привезли окорока, муки и круп, а Ян еще твердую и непоколебимую уверенность, что нужно уезжать, и как можно скорее, на юг, где с воцарением Гетмана большевики были прогнаны. Его поездка дала ему подлинное ощущение большевизма, разлившегося по России, ощущение жуткости и бездонности.

    К хлопотам и сборам в связи с отъездом я относилась пассивно. Все делал Ян. […]

    По совету опытных людей Ян решил ехать через Оршу. Ему обещали в санитарном поезде устроить проезд. Была пора обмена пленными. И довольно часто из Москвы уходили эшелоны с немцами. […]

    Мы звали с собой ехать Юлия Алексеевича, но он решил ждать выздоровления Н. Ал. П[ушешникова], который тоже намеревался приехать к нам. […] Почему не поехал Юлий Алексеевич? Трудно сказать. Вероятно, и он, несмотря на свой пессимистический ум, не представлял, до чего могут довести страну большевики и до чего они упрочатся. […] Кроме того, у него была квартира, были книги, конечно, если бы он уехал, то квартиру потерял бы. […]

    В четверг утром 23 мая я, наконец, услыхала давно жданные, но все же для меня жуткие слова: «Поезд № такой-то отходит сегодня в 5 часов пополудни, в три часа вы должны быть на вокзале. […]»

    [Эти воспоминания В. Н., как и ее записи, сделанные во время пути (листки, вырванные из записной книжки, исписанные карандашом) датой отъезда называют 23 мая.

    1917

    Все последние дни чувство молодости, поэтическое томление о какой-то южной дали (как всегда в хорошую погоду), о какой-то встрече…

    В ночь на пятое Коля уехал в Елец – переосвидетельствование белобилетчиков. Все набор, набор! Идиоты. <…>

    Шестого телеграмма от Веры. Седьмого говорил с ней по телефону в Елец. Условились, что я приеду за ней и Колей, а по дороге заеду к Ильиным. Вечером Антон (австриец) отвез меня на Измалково. На станции «революционный порядок» – грязь, все засыпано подсолнухами, не зажигают огня. Много мужиков и солдат; сидят на полу, и идиотски кричит Анюта-дурочка. В сенях вагона 1-го класса мешки, солдаты. По поезду идет солдатский контроль. Ко мне: сколько мне лет, не дезертир ли? Чувство страшного возмущения. Никаких законов – и все власть, все, за исключением, конечно, нас. Волю «свободной» России почему-то выражают только солдаты, мужики, рабочие. Почему, напр., нет совета дворянских, интеллигентских, обывательских депутатов? <…>

    10 часов веч. Вернулись из Скородного. Коля, Евгений (который приехал вчера с Юлием из Ефремова) и Тупик ездили в усадьбу Победимовых, я, Юлий и Вера пошли к ним навстречу. День прекрасный, вечер еще лучше. Особенно хороша дорога от Крестов к Скородному – среди ржей в рост человека. В лесу птичий звон – пересмешник и пр. Возвращались – уже луна над морем ржей.

    У Бахтеяровой сейчас хотели отправить в Елец для Комитета 60 свиней. Пришли мужики, не дали отправить.

    Коля рассказывал, что Лида говорила: в с. Куначьем (где попом отец Ив. Алексеевича, ее мужа) есть чудотворная икона Николая Угодника. Мужики, говоря, что все это «обман», постановили «изничтожить» эту икону. Но 9-го мая разразилась метель – испугались.

    Тупик говорит, что в с. Ламском мужики загалдели, зашумели, когда в церкви запели: «Яко до царя»: «Какой такой теперь царь? Это еще что такое?»

    В Ефремове в городском саду пьяный солдат пел: Выну саблю, выну востру И срублю себе главу – Покатилася головка Во зеленую траву.

    Замечательно это «себе».

    В Ефремове мужики приходили в казначейство требовать, чтобы им отдали все какие есть в казначействе деньги: «Ведь это деньги царские, а теперь царя нету, значит, деньги теперь наши». <…>

    <….> О бунте в Птб. мы узнали еще позавчера вечером из «Раннего утра», нынче вести еще более оглушающие. Боль, обида, бессильная злоба, злорадство.

    Бунт киевский, нижегородский, бунт в Ельце. В Ельце воинского начальника били, водили босого по битому стеклу.

    Все еще мерзкая погода. Холодно, тучи, сев.-западный ветер, часто дождь, потом ливень. Газетами ошеломили за эти дни сверх меры. Хотят самовольно объявить республику. <…>

    Счастливый прекрасный день.

    Деревенскому дому, в котором я опять провожу лето, полтора века. И мне всегда приятно вспоминать и чувствовать его старину. Старинный, простой быт, с которым я связан, умиротворяет меня, дает отдых среди моих постоянных скитаний. А потом я часто думаю о всех тех людях, что были здесь когда-то, – рождались, росли, любили, женились, старились и умирали, словом, жили, радовались и печалились, а затем навсегда исчезали, чтобы стать для нас только мечтою, какими-то как будто особыми людьми старины, прошлого. Они, – совсем неизвестные мне, – только смутные образы, только мое воображение, но всегда со мною, близки и дороги, всегда волнуют меня очарованием прошлого.

    Еще утро, легкий ветерок проходит иногда по комнате, – открыты все окна. Которое нынче число? Если бы я даже не знал какое, я бы и так, кажется, мог сказать, что это конец июля, – так хорошо знаю я все малейшие особенности воздуха, солнца всякой поры года. В то окно, что влево от меня, косо падает на подоконник радостный и яркий солнечный свет и глядит зеленая густота сада, блестящая под солнцем своей несметной листвой, в глубине своей таящая тень и еще свежую прохладу и то замирающая, затихающая, то волнующаяся и тогда доходящая до меня шелковистым, еще совсем летним шорохом. В другие окна я вижу прежде всего ветви и сучья старых деревьев – серебристого тополя, сосен и пихт, – и бледно-голубое небо среди них, а ниже, между стволами, деревенскую даль: слегка синеющий на горизонте вал леса, желтизну уже скошенных и покрытых копнами полей, ближе – раскинувшееся по склону к мелкой речке поместье Бахтеярова, а затем, уже совсем близко, – старую низкую ограду нашей усадьбы, молодые елки, идущие вдоль нее, и часть двора, густо заросшую крапивой, – и глухой и жгучей, – которую припекает солнце и над которой реет крупная белая бабочка. Уже по одному тому, как высока крапива, мог бы я безошибочно определить, какое сейчас время лета. А кроме того, сколько едва уловимых, но мне столь знакомых, родных с детства, совсем особых запахов, присущих только рабочей поре, косьбе, ржаным копнам!

    И течет, течет мое спокойное, родное, счастливое деревенское летнее утро. Смотрю на пятна тени, косо испещрившей под елками ограду, на крапиву, на бабочку; потом на тихо колеблющуюся возле окон серо-зеленую бахрому корявых горизонтальных сучьев пихты, на воробьев, иногда садящихся на солнечный подоконник и с живым, милым, как будто чуть-чуть насмешливым любопытством оглядывающих мою комнату. Не слушая, я слышу то непередаваемое, летнее, как будто слегка завораживающее, что производят летающие вокруг меня и роящиеся на подоконнике мухи, слышу шорох сада, отдаленные крики петухов – и чуть внятную детскую песенку кухаркиной девочки, которая все бродит под моими окнами в надежде найти что-нибудь, дающее непонятную, но великую радость ее маленькому бедному существованию в этом никому из нас не понятном, а все-таки очаровательном земном мире: какой-нибудь пузырек, спичечную коробку с картинкой… Я слушаю эту песенку, я думаю то о том, как вырастет эта девочка и узнает в свой срок все то, что когда-то и у меня было, – молодость, любовь, надежды, – то о том, где теперь косят работники, – верно уже у Крестов, – то о Тиверии, о Капри… Почему о Тиверии? Очень странно, но мы не вольны в своих думах. И я представляю себе вот такое же, как сейчас, летнее утро, с тем же самым солнцем, что горит на моем подоконнике, и совершенно ясно вижу белый мраморный дворец на горном обрыве острова, столь знакомого мне, и этого человека, которого называли императором и который жил, в сущности, очень недавно, – назад тому всего сорок моих жизней, – и очень, очень немногим отличался от меня; вижу, как сидит он в легкой белой одежде, с крупными голыми ногами в зеленоватой шерсти, высокий, рыжий, только что выбритый, и щурится, глядя на блестящий под солнцем, горячий мозаичный пол атрия, на котором лежит, дремлет и порой встряхивает головой, сгоняя с острых ушей мух, его любимая собака…

    Во втором часу вышел из дому, пошел в сад по липовой аллее, в конце которой, за воротами, светлело, белело небо. Земля суха и тверда, приятно идти, на земле лежат уже кое-где палевые листья. Солнце скрылось, потускневший сад был под синеватой тучей, заходившей с юга, – очень хорошо. За воротами серо-зеленые бугры кладбища (давно упраздненного), дальше открытое поле, желтое, покрытое где-то копнами, кое-где рядами. Удивительная бирюза между ними на севере, сладкий, еще совсем летний ветер дует с юга из-под тучи, и еще по-летнему доносится хлопанье перепела.

    Четвертый час. Крупный ливень, град, – даже крыша от него дымилась как будто. К северу из-за тучи белая гора другой тучи и млеющий синий яхонт неба. В комнате с решетчатыми окнами сырая свежесть, запах дождя, мокрой крапивы, травы.

    Пять часов. Сад на низком фоне свинцово-синей тучи. Высовывался из окна под редкие капли дождя на эту сырую пахучую свежесть, в одной рубашке – необыкновенно приятно, но почему-то страшно напомнило детство, свежесть и радость первых дней жизни.

    Все дождь – до заката. К закату стало на западе, под тучей, светиться. Сейчас шесть. В комнате от заката, сквозь ветки палисадника, пятно странного зелено-желтого света.

    Опять прошел день. Как быстро и как опять бесплодно!

    Хорошая погода. Уехала Маня . Отослал книгу Нилуса Клестову . Письмо Нилусу . Низом ходил в Колонтаевку. Первые признаки осени – яркость голубого неба и белизна облаков, когда шел среди деревьев под Колонтаевкой, по той дороге, где всегда сыро.

    Слух от Лиды Лозинской, – Ив. С. в лавке говорил, что на сходке толковали об «Архаломеевской ночи» – будто должна быть откуда-то телеграмма – перебить всех «буржуев» – и что надо начать с Барбашина. Идя в Колонтаевку , зашел на мельницу-то же сказал и Сергей Климов (не зная, что мы уже слышали, что говорил Ив. С.): на деревне говорили, что надо вырезать всех помещиков.

    Позавчера были в Предтечеве – Лихарев сзывал земельных собственников, читал устав «Союза земельных собственников», приглашал записываться в члены. Заседание в школе. Жалкое! Несколько мальчишек, Ильина с дочерью (Лидой), Лихарев (Коле сказал – «риторатор»), Влад. Сем., Коля, я (только в качестве любопытного), что-то вроде сельского учителя в старой клеенчатой накидке и очках (черных), худой старик (вроде начетчика), строгий, в серой поддевке, богач мужик (Коля сказал – Саваоф), рыжий, босый, крепкий сторож училища. У всех последних страшное напряжение и тупость при слушании непонятных слов устава. Приехал Абакумов, привез бумаги на свои владения, все твердил, что его земля закреплена за ним, «остолблена его величеством». Думал, что членские взносы пойдут на «аблаката» (долженствующего защищать интересы земельных собственников).

    Генерал Померанцев, гостящий у Влад. Сем., замечательная фигура.

    Абакумов вернулся вместе с нами, возбужденный. «Ну, записались! Теперь чтой-то даст бог!»

    Очень холодное, росистое утро. Юлий и Коля ездили в Измалково.

    День удивительный. В два часа шли на Пески по саду, по аллее. Уже спокойно, спокойно лежат пятна света на сухой земле, в аллее, чуть розоватые. Листья цвета заката. Оглянулся – сквозь сад некрашеная железная, иссохшая крыша амбара блестит совершенно золотом (те места, где стерлась шелуха ржавчины).

    Перечитывал Мопассана. Многое воспринимаю по-новому, сверху вниз. Прочитал рассказов пять – все сущие пустяки, не оставляют никакого впечатления, ловко и даже неприятно щеголевато – литературно сделанные.

    Был Владимир Семенович. Отличный старик! Как Абакумов, не сомневается в своем пути жизненном, в своих правах на то и другое, в своих взглядах! Жалуется, что революция лишила его прежних спокойных радостей хозяйства, труда.

    Снова прекрасный день, ветер все с востока, приятно прохладный в тени. На солнце зной. Дальние местности в зеленовато-голубом тумане, сухом, тончайшем.

    Продолжаю Мопассана. Места есть превосходные. Он единственный, посмевший без конца говорить, что жизнь человеческая вся под властью жажды женщины.

    В саду по утрам, в росистом саду уже стоит синий эфир, сквозь который столбы ослепительного солнца. До кофе прошел по аллее, вернулся в усадьбу мимо Лозинского, по выгону. Ни единого облачка, но горизонты не прозрачные, всюду ровные, сероватые. Коля, Юлий, я ездили в Кочуево к Ф<едору> Д<митриевичу> за медом. Возвращались (перед закатом), обогнув Скородное . Разговор, начатый мною, опять о русском народе. Какой ужас! В такое небывалое время не выделил из себя никого, управляется Гоцами , Данами , каким-то Авксентьевым