Фёдор III Алексеевич родился 30 мая 1661 года. Русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, старший брат царя Ивана V и единокровный брат Петра I. Один из наиболее образованных правителей России.

Биография

Царь Федор Алексеевич Романов

Федор Алексеевич Романов родился в Москве 30 мая 1661 года. За время царствования Алексея Михайловича не раз возникал вопрос о наследовании престола. В шестнадцать лет умер царевич Алексей Алексеевич. Второму царскому сыну Федору было тогда девять лет. Федор наследовал престол в четырнадцать лет. Венчали на царство в Успенском соборе Московского Кремля 18 июня 1676 года. Его представления о царской власти во многом были сформированы под влиянием одного из философов того времени Симеона Полоцкого, бывшего воспитателем и духовным наставником царевича. Федор Алексеевич Романов был прекрасно образован. Он хорошо знал латынь и свободно говорил по-польски. Его учителем был знаменитый богослов, ученый, писатель и поэт Симеон Полоцкий. К сожалению, Федор Алексеевич не отличался хорошим здоровьем, с детства был слабым и болезненным. Он правил страной всего шесть лет.

Со здоровьем царю Федору Алексеевичу не повезло. В детстве Федора Алексеевича переехали санями, болел он и цингой. Но Бог наградил его ясным умом, светлой душой и добрым сердцем. Царь Алексей Михайлович, догадываясь, что век Федора будет недолог, но дал ему, как и другим детям, прекрасное образование, за которое отвечал Симеон Полоцкий - монах из Белой России. Царевичу Федору приписывают рифмованные переводы псалмов на русский язык. Поэзия для него могла бы стать делом жизни, но дело у него было другое. 1 сентября 1674г. Алексей Михайлович вывел сына на Лобное место и объявил его наследником престола. Федор Алексеевич сказал речь, но здоровье не позволяло ему долго баловать публику своим искусством. Трудно было ему ходить, стоять, сидеть. Боярин Ф. Ф. Куракин и окольничий И. Б. Хитрово, ответственные за воспитание наследника, стояли рядом. Перед смертью царь призвал Федора, без тени сомнения передал в его некрепкие руки святой крест и скипетр и сказал: «Благословляю тебя, сын, на царство!».

Правление и реформы царя

Часть времени правления Федора Алексеевича заняла война с Турцией и Крымским ханством из-за Украины. Только в 1681 году в Бахчисарае стороны официально признали воссоединение с Россией, Левобережной Украины и Киева. Киев Россия получила по договору с Польшей 1678 года в обмен на Невель, Себеж и Велиж. В делах внутреннего управления страной Федор Алексеевич больше всего известен двумя нововведениями. В 1681 году был разработан проект создания впоследствии знаменитой Славяно-греко-латинской академии. Многие деятели науки, культуры и политики вышли из ее стен. Именно в ней в XVIII в. учился великий русский ученый М.В. Ломоносов. А в 1682 году Боярская Дума отменила так называемое местничество. В России традиции на различные должности государственные и военные люди назначались не в соответствии с их заслугами, опытом или способностями, а в соответствии с тем местом, которое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Сын человека, занимавшего когда-то более низкую должность, никогда не мог стать выше сына чиновника, занимавшего в свое время более высокое положение, несмотря ни на какие заслуги. Такое положение вещей многих раздражало и мешало эффективному управлению государством.

Федор Алексеевич Романов. Неизвестный художник. Россия, середина ХVIII века

Короткое царствование Фёдора Алексеевича ознаменовано важными акциями и реформами. В 1678 проведена общая перепись населения,в 1679 введено подворное обложение прямыми налогами, увеличившее податный гнёт. В военном деле в 1682 отменено парализующее начальствование в армии местничество, в связи с этим сожжены разрядные книги. Тем самым был положен конец опасному обычаю бояр и дворян считаться с заслугами предков при занятии должности. Для сохранения памяти предков были введены родословные книги. В целях централизации государственного управления некоторые смежные приказы были объединены под руководством одного лица. Получили новое развитие полки иноземного строя.

Главной из внутриполитических реформ стало уничтожение на «чрезвычайном сидении» Земского собора 12 января1682 местничества – правил, по которым каждый получал чины в согласии с местом, какое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Одновременно были сожжены разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен разрядных было приказано завести Родословную книгу. В нее вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе.

Внешняя политика Федора Алексеевича

Во внешней политике пытался возвратить России выход к Балтийскому морю, утраченный в годы Ливонской войны. Гораздо больше внимания, чем Алексей Михайлович, уделял полкам «нового строя», укомплектованным и обучаемым на западный манер. Однако решению «балтийской задачи» мешали набеги крымских и татар и турок с юга. Поэтому крупной внешнеполитической акцией Федора стала успешная русско-турецкая война 1676-1681, закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, закрепившим объединение Левобережной Украины с Россией. Киев Россия получила еще ранее по договору с Польшей 1678 в обмен на Невель, Себеж и Велиж. Во время войны 1676–1681 на юге страны была создана Изюмская засечная черта (400 верст) соединенная с Белгородской.

Внутренние управление

А. Веснецов. Москва конца ХVII века

В делах внутреннего управления страной Федор Алексеевич оставил след в истории России двумя нововведениями. В 1681 году был разработан проект создания впоследствии знаменитой, Славяно-греко-латинской академии, которая открылась после смерти царя. Именно в ней в XVIII веке учился русский ученый М. В. Ломоносов. Причем, к обучению в академии должны были допускаться представители всех сословий, а бедным назначались стипендии. Академии царь собирался передать всю дворцовую библиотеку. Патриарх Иоаким был категорически против открытия академии, он вообще был против светского образования в России. Царь пытался отстоять свое решение. Федор Алексеевич приказал строить для детей-сирот специальные приюты и обучать их разным наукам и ремеслам. Государь хотел устроить всех нетрудоспособных в богадельни, которые строил на свои средства.В 1682 году Боярская дума раз и навсегда отменила так называемое местничество. По существовавшей в России традиции на различные должности государственные и военные люди назначались не в соответствии с их заслугами, опытом или способностями, а в соответствии с местничеством, то есть с тем местом, которое занимали в государственном аппарате предки назначаемого.

Русско-Турецкая война

В 1670-х шла Русско-турецкая война, которая была вызвана стремлением Турции подчинить себе Левобережную Украину. В 1681 между Россией и Турцией был заключен Бухарестский мирный договор, по которому граница между этими странами устанавливалась по Днепру. Города Киев, Васильков, Триполье, Стайки, расположенные в Днепровском Правобережье, остались за Россией. Русские получили право ловить рыбу в Днепре, а также добывать соль и охотиться в землях, прилегающих к Днепру. Во время этой войны на юге страны была создана Изюмская засечная черта длиной около 400 верст, которая прикрыла Слободскую Украину от нападений турок и татар. Позднее эта оборонительная линия была продолжена и соединена с Белгородской засечной чертой.

Свадьба и первая жена Федора Алексеевича Романова

Летом 1680 года царь Федор Алексеевич увидел на крестном ходе девицу, которая ему понравилась. Он поручил Языкову узнать: кто она, и Языков сообщил ему, что она дочь Семена Федоровича Грушецкого, по имени Агафья. Царь, не нарушая дедовских обычаев, приказал созвать толпу девиц и выбрал из них Агафью. Боярин Милославский пытался расстроить этот брак, чернил царскую невесту, но не достиг цели и сам потерял влияние при дворе. 18 июля 1680 года царь сочетался с нею браком. Новая царица была незнатного рода и, как говорят, по происхождению полька. При дворе московском стали входить польские обычаи, начали носить кунтуши, стричь волосы по-польски и учиться польскому языку. Сам царь, воспитанный Симеоном Ситияновичем, знал по-польски и читал польские книги.

Но вскоре среди забот правительства умерла царица Агафья (14 июля, 1681 года) от родов, а за нею и новорожденный младенец, крещенный под именем Ильи.

Вторая свадьба царя

Царь между тем день ото дня ослабевал, но ближние его поддерживали в нем надежду на выздоровление, и он вступил в новый брак с Марфой Матвеевной Апраксиной, родственницей Языкова. Первым последствием этого союза было прощение Матвеева.

Царица. Вторая жена Федора Алексеевича

Сосланный боярин несколько раз писал царю из ссылки челобитные, оправдывая себя от ложно взведенных на него обвинений, просил ходатайства патриарха, обращался к разным боярам и даже к своим врагам. Матвеева в виде облегчения перевели в Мезень с сыном, с учителем сына шляхтичем Поборским и прислугою, всего до 30 человек, и давали ему 156 рублей жалованья, и, кроме того, отпускали хлебного зерна, ржи, овса, ячменя. Но это мало облегчило его участь. Умоляя снова государя даровать ему свободу, Матвеев писал, что таким образом "будет на день нам холопам твоим и сиротам нашим по три денежки..." "Церковные противники, - писал Матвеев в том же письме, - Авакумова жена и дети получают по грошу на человека, а малые по три денежки, а мы, холопы твои, не противники ни церкви, ни вашему царскому повелению". Впрочем, мезенский воевода Тухачевский любил Матвеева и старался чем только мог облегчить судьбу сосланного боярина. Главный недостаток состоял в том, что в Мезени трудно было доставать хлеба. Жители питались дичью и рыбою, которые были там в большом изобилии, но от недостатка хлеба свирепствовала там цинга. В январе 1682 года, как только царь объявил своей невестой Марфу Апраксину, отправлен был капитан стремянного полка Иван Лишуков в Мезень с указом объявить боярину Артамону Сергеевичу Матвееву и сыну его, что государь, признав их невинность, приказал вернуть их из ссылки, возвратить им двор в Москве, подмосковные и другие вотчины и пожитки, оставшиеся за раздачею и продажею; пожаловал им в вотчину из дворцовых сел Верхний Ландех с деревнями и приказал свободно отпустить боярина с сыном в город Лух, давши им подорожную и ямские подводы, а в Лухе дожидаться нового царского указа. Этой милостью Матвеев был обязан просьбе царской невесты, которая была его крестница. Хотя царь и объявил, что признает Матвеева совершенно невинным и ложно оклеветанным, хотя перед освобождением Матвеева велел отправить в ссылку одного из его клеветников, врача Давида Берлова, но не решился, однако, возвратить боярина в Москву - очевидно, препятствовали царские сестры, ненавидевшие Матвеева, и молодая царица не имела еще настолько силы, чтобы привести царя к такому поступку, который бы до крайности раздражил царевен. Тем не менее молодая царица в короткое время приобрела столько силы, что примирила царя с Натальей Кирилловной и царевичем Петром, с которыми, по выражению современника, у него были "неукротимые несогласия". Но недолго пришлось царю жить с молодою женою. Через два месяца с небольшим после своей свадьбы, 27 апреля 1682 года, он скончался, не достигши 21 года от рождения.

Брак и дети

2) с 15 февраля 1682 г. Марфа Матвеевна Апраксина (умерла 31 дек. 1715 г.). + 27 апр. 1682 г.

Сделавшись царём, Федор возвысил своих любимцев - постельничего Ивана Максимовича Языкова и комнатного стольника Алексея Тимофеевича Лихачева. Это были люди незнатные, они устроили брак царя. Рассказывают, что Федор увидел девушку, которая ему очень понравилась. Он поручил Языкову справиться о ней, и тот донес, что это Агафья Семеновна Грушецкая, племянница думного дьяка Заборовского. Дьяку дано было знать, чтоб не выдавал племянницу замуж впредь до указа, и вскоре Федор женился на ней. Все пять сыновей Алексея Михайловича, рожденные ему первой женой Марией Ильиничной Милославской, были люди слабые и болезненные. Трое умерло еще при жизни отца, а младший, Иван, к слабости физической присоединял и умственную недоразвитость. Старший, Федор, страдал сильной цингой, с трудом мог ходить, опираясь на палку, и большую часть времени вынужден был проводить во дворце. Он получил достаточное образование: хорошо говорил по-польски, знал латынь, научился складывать вирши и даже помогал своему наставнику Симеону Полоцкому переводить псалмы. Будучи 14-ти лет от роду, в 1674 году Федор был торжественно объявлен наследником престола, а спустя всего два года он уже должен был заступить на место скоропостижно умершего Алексея Михайловича.

Смерть царя

Последние месяцы жизни царя были омрачены большим горем: от родов умерла его жена, на которой он женился по любви вопреки советам бояр. Вместе с матерью умер и новорожденный наследник. Когда стало очевидно, что Федор Алексеевич долго не проживет, вчерашние фавориты стали искать дружбы у младших братьев царя и их родни. После смерти Федора Алексеевича на престол вступили оба брата - Иван и Петр. Иван Алексеевич был болезненным человеком и не мог активно помогать младшему брату, но всегда поддерживал его. А Петр I смог создать из Московского государства Российскую империю.

Федор Алексеевич (1661-1682), русский царь (с 1676 г.) из династии Романовых.

Родился 9 июня 1661 г. в Москве. Сын царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Ильиничны Милославской. Просвещённый реформатор, ученик Симеона Полоцкого, увлекался науками, искусствами, разведением лошадей и стрельбой из лука. Страдал наследственным авитаминозом, на пару месяцев в году приковывавшим его к дворцовым покоям.

Фёдор Алексеевич женился по собственному выбору на Агафье Симеоновне Гружевской - дочери смоленского шляхтича (1680 г.), а после её смерти от родов - на столь же незнатной красавице Марфе Матвеевне Апраксиной (1682 г.).

На основе общей переписи населения (1678 г.) царь провёл налоговую реформу, заменив множество податей единым подворным обложением (1679 г.). Утвердил единую систему мер и единое расписание работы всех государственных учреждений. Вдвое расширил центральный государственный аппарат, унифицировал функции ведомств-приказов и создал постоянное правительство - Расправную палату (1680 г.). На местах установил единовластие воевод, отняв у них финансовые функции. Ликвидировал «кормления» - систему, по которой воевода получал жалованье («кормился») за счёт местных жителей.

В 1679 г. приступил к созданию регулярной армии, оставив за её пределами только казаков, и обязал всех дворян нести службу в полках.

Осенью 1681 - зимой 1682 г. отменил местничество - обычай, согласно которому чины в государстве давались в соответствии со степенью знатности.

Открыл в Москве светскую Верхнюю типографию, дома призрения для инвалидов, приют для сирот с обучением грамоте и ремёслам. Подписал «Привилей Московской академии» - принципы устройства всесословного учебного заведения для формирования кадров просвещённых государственных чиновников.

Пытался ввести при дворе европейскую одежду, поощрял новые направления в литературе и живописи.

Заключил после войны 1673-1681 гг. мир с Турцией, по которому последняя признавала Левобережную Украину владением России. Скончался 7 мая 1682 г. в Москве.

Его смерть вызвала народные волнения в столице - восставшие обвиняли придворных в убийстве царя.


Эпоха Рококо: Жан Антуан Ватто (Jean-Antoine Watteau) - мастер галантных сцен

Живопись Ватто, чарующе прекрасная, как манящая мечта, и столь же зыбкая и ускользающая, стала высшим воплощением рококо; но в то же время она выходит далеко за рамки чисто декоративных устремлений этого стиля. Творивший в эпоху безвременья, духовного кризиса, художник, как никто другой, чутко выразил предчувствие неизбежных перемен, утрату старых идеалов и поиски новых.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Жан Антуан Ватто (1684-1721)

Ватто родился 10 октября 1684 г. во фламандском городе Валансьене, который незадолго до этого был захвачен войсками французского короля Людовика XIV. В молодости учился изобразительному искусству у Жака-Альбера Герена.

Около 1702 года художник приехал в Париж, работал как копиист. Обучение у живописцев Клода Жилло (1703-1707/08) и Клода Одрана (1708-1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству. Ватто испытал влияние Питера Пауля Рубенса, произведения которого изучал в Люксембургском дворце в Париже.

В 1717 Королевская академия художеств приняла его картину "Паломничество на остров Киферу", и Ватто стал академиком. В 1719-1720 он посетил Великобританию.

Сюжет картины «Паломничество на остров Киферу», заимствованный из балетных и оперных постановок 18 в., представлен как галантное празднество в саду перед статуей Венеры; на дальнем плане видны зыбкие силуэты золотой ладьи и резвящихся амуров. Как и другие произведения Ватто, картина построена не на действии, а на оттенках чувств и настроений. Плавные жесты, неуловимые взгляды перетекают один в другой; ритмическая организация фигур и предметов уподобляет их изысканно красивым арабескам, модным в 18 в.


Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты. «Праздник любви» (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов чувств, едва уловимо сменяющих друг друга. Его искусство впервые ощутило разлад мечты и реальности, и поэтому оно отмечено печатью меланхолической грусти.


Праздник любви (ок.1717) (61 x 75) (Дрезденская галерея)


Брачный договор (ок.1711) (47 x 55) (Мадрид, Прадо)


Великолепный бал (1715-1717) (52.5 х 65.2) (Лондон, Dulwich Picture Gallery)


Венера разоружает Амура (47 х 38) (Шантильи, музей Конде)


Венецианский фестиваль (1718-1719) (56 x 46) (Эдинбург, Нац. галерея Шотландии)


Влюблённая (между 1715 и 1717) (24 × 17.5) (Шантильи, музей Конде)


Гадалка (Сан-Франциско, Музей изящ.искусств)


Гитарист и молодая дама с нотной тетрадью (возможно, 1718) (24.3 x 18.4) (Мадрид, Прадо)


Две кузины (ок.1716) (30 х 36) (Париж, Лувр)


Деревенские забавы (1718) (88 х 125) (Лондон, собрание Уоллеса)


Деревенский танец (1706-1710) (50 x 60) (Индианополис, Музей искусства)


Заносчивый


Затруднительное предложение (1715-1716) (65 х 84.5) (С-Петербург, Эрмитаж)


Капризница (ок.1718) (42 х 34) (С-Петербург, Эрмитаж)


Кокетка (ок.1712) (19 х 24) (Труа, Музей искусств)


Концерт (1717) (Берлин, Дворец Шарлоттенбург)


Купание Дианы (1515-1516) (80 х 101) (Париж, Лувр)


Кухарка (53 x 44) (Страсбург, Музей искусств)


Любовная пара и менестрель с гитарой (1713-1715) (36.3 x 28.2) (частная коллекция) (оценоч.стоимость 24 млн. долларов)



Меццетен (1718-1720) (55.2 x 43.2) (Нью-Йорк, Метрополитен)


Меццетен (ок.1715) (24 х 17.5) (Шантильи, музей Конде)


Мечтательница (1712-1714) (23.4 х 17) (Чикаго, Институт искусств)


На Елисейских полях (ок.1718) (32 х 41) (Лондон, собрание Уоллеса)


На Елисейских полях_деталь


Нимфа фонтана (ок.1715-1716) (частная коллекция)


Обольститель (ок.1712) (18 х 25) (Труа, Музей искусств)


Общество в парке (1712-1713) (47,2 x 56,9) (Мадрид, Прадо)


Общество в парке (ок.1716-1717) (33 х 47) (Париж, Лувр)


Общество на открытом воздухе (между 1718 и 1720) (111 х 163) (Берлин, Гос.музей)


Общество на открытом воздухе (Сан-Франциско, Музей изящ.искусств)


Оплошность (неосторожная игра) (ок.1716-1718) (40 х 31) (Париж, Лувр)


Осень (ок.1715) (48 х 41) (Париж, Лувр)


Пастораль (1718-1721) (48.6 х 64.5) (Чикаго, Институт искусств)


Пастушки (1717-1719) (56 x 81) (Берлин, Дворец Шарлоттенбург)


Пастушки (ок.1716) (31 × 44) (Шантильи, Музей Конде)


Пейзаж с водопадом (1712-1713) (51.1 x 63.2) (частная коллекция)


Пейзаж с водопадом (ок.1714) (72 x 106) (С-Петербург, Эрмитаж)


Перед охотой (1720) (124 х 187) (Лондон, собрание Уоллеса)


Перспективы (Вид между деревьями в парке Пьера Кроза) (ок.1715) (46.7 x 55.3) (Бостон, Музей изящ.искусств)



Прелести жизни (ок.1718) (65 × 93) (Лондон, собрание Уоллеса)


Птичье гнездо (ок.1710) (23 х 19) (Эдинбург, Нац. галерея Шотландии)


Равнодушный (случайный любовник) (ок.1717) (26 х 19) (Париж, Лувр)


Радости любви (1718-1719) (60 х 75) (Дрезденская галерея)


Савояр с сурком (1716) (40.5 x 32.5) (С-Петербург, Эрмитаж)


Святое Семейство (1719) (117 х 98) (С-Петербург, Эрмитаж)


Скульптор (ок.1710) (22 х 21) (Орлеан, Музей искусств)


Спокойная любовь (ок.1718) (56 х 81) (Берлин, Дворец Шрлоттенбург)


Суд Париса (ок.1718-1721) (47 х 31) (Париж, Лувр)


Счастливый возраст, золотой возраст (1716-1720) (Форт-Уорт, Худ. музей Кимбелл)


Танец (1716-1718) (97 х 116) (Берлин, Гос.музей)


Тревожная любовь (1719) (Мадрид, Палаццо Реал)


Туалет (1718) (46 x 39) (Лондон, Собрание Уоллеса)


Урок любви (ок.1716) (44 х 61) (Стокгольм, Нац. музей)


Урок музыки (1719) (Лондон, собрание Уоллеса)


Царство амуров (13 × 17,8) (частная коллекция)


Церера (лето) (Вашингтон, Национальная галерея)


Четвёрка (ок.1713) (49,5 × 64.9) (Сан-Франциско, Музей изящ.искусств)


Чувствительность (ок.1717) (26 х 19) (Париж, Лувр)


Юпитер и Антиопа (ок.1715-1716) (73 х 107) (Париж, Лувр)


Le Lorgneur (ок.1716) (32.4 x 24) (США, Ричмонд, Музей искусств)


Бивуак (1709-1710) (32 х 45) (Москва, ГМИИ им.Пушкина)


Военный роздых (1715) (21.5 x 33.5) (С-Петербург, Эрмитаж)


Ворота Валансьенна (ок.1710) (33 х 40) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик)


Солдаты на привале (ок.1709) (32 x 42,5) (Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы)


Тяготы войны (1715) (21.5 x 33.5) (С-Петербург, Эрмитаж)


Союз Комедии и Музыки (64.7 x 54) (частная коллекция)

Ватто очень любил театральные сюжеты, хотя вряд ли точно воспроизводил эпизоды определенных спектаклей. В театре его привлекали полет воображения, живое воплощение фантазии, наконец, та искренность игры, которую он не находил в жизни, похожей на лицедейство. Характеру образного мира Ватто соответствуют прихотливость ритмов, плавность маленьких, словно вибрирующих мазков, нежность изысканных красочных созвучий, изменчивость цветовых нюансов.



Актеры французского театра (1711-1712) (20 х 25) (С-Петербург, Эрмитаж)

Актёры французской комедии в одноимённой картине представлены на грани театра и реальности; спектакль закончился, и сквозь комические маски начинают проглядывать истинные лица и яркие характеры.

Его замечательные рисунки наделены живописностью, да тем более, что они обычно выполнены в три цвета (красный, белый и чёрный), что позволяло передать ощущение красочных оттенков и тонких градаций пластической формы. После безраздельного господства исторического жанра и аллегорических сцен Ватто открыл разнообразие реальных типов французского общества того времени - солдат и нищих савояров, дворян и актёров ярмарочного театра.


Галантный Арлекин (1716-1718) (34 х 26) (Лондон, собрание Уоллеса)


Итальянская комедия (ок.1716) (37 x 48) (Берлин, Гос.музей)


Итальянская серенада (1718) (Стокгольм, Нац. музей)


Итальянские комедианты (ок.1715) (71 х 94) (Берлин, Дворец Шарлоттенбург)


Итальянские комедианты (ок.1720) (63.8 х 76.2) (Вашингтон, Нац. галерея)

Подлинным шедевром является картина «Жиль». Главный герой в белом костюме Пьеро, персонажа итальянской комедии дель арте, возвышается перед зрителем в полный рост на фоне сине-серого пустого неба. Неподвижное накрашенное лицо клоуна контрастирует с оживлением персонажей, расположенных позади него. Их смех оттеняет невыразимую печаль, застывшую в полных слёз глазах Жиля.


Французская комедия (ок.1716) (37 x 48) (Берлин, Гос.музей)


Французская комедия_фрагмент

Декоративное искусство

Ватто предпочитал маленькие картины, но он был и мастером декоративного искусства, сам делал орнаментальное панно для интерьеров особняков, расписывал дверцы карет, клавесины и веера, что оказало влияние на архитектурный декор рококо.


Декоративная панель. Рождение Венеры (между 1710 и 1715) (29.7 x 17.5) (С-Петербург, Эрмитаж)


Декоративная панель. Осень (между 1710 и 1715) (28 x 18.6) (С-Петербург, Эрмитаж)

И декоративные работы, и крупные полотна - «Паломничество на остров Киферу» (1717), и прославленную «Вывеску Жерсена» (1720) отличают типичные для Ватто черты: изумительная живопись, трепетная и нежная; тончайшая гамма мимолетных настроений; виртуозное композиционное мастерство - мастерство режиссёра, внезапно остановившего превосходно продуманное театральное действие в самый важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей.


Паломничество на Киферу (между 1718 и 1720) (129 х 194) (Берлин, дворец Шарлоттенбург)


Вывеска лавки Жерсена (1720) (163 х 308) (Берлин, Дворец Шарлоттенбург)


Вывеска лавки Жерсена_фрагмент

Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто выполненные обычно сангиной либо в три цвета (мел, сангина, итальянский карандаш) и запечатлевшие разнообразные типы французского общества начала XVIII века; легкие штрихи и волнистые линии воссоздают в них нюансы пластической формы, движение света, эффекты воздушной среды. Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой сложения рококо как стилевого направления (хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки), а его поэтические открытия были подхвачены уже после смерти Ватто французскими живописцами середины – второй половины XVIII века. (Шарден, Ланкре, Патер, Буше, Фрагонар и др.). Английское искусство очень многим обязано Ватто. Тернер называл его своим любимым художником и подражал ему в фантазии, названной “Как Вам угодно”. В другой своей картине Уильям Тернер представил мастерскую Ватто вместе с художником, работающим (как гласит название) “по правилам Шарля Дюфренуа”.

Опрос: Победит ли наш народ в создавшейся ситуации?

Оригинал записи и комментарии на