Концепция корабля, способного погружаться на некоторое время под воду, уходит в глубину веков. В наши дни уже невозможно отделить исторические факты от мифов и выяснить, кто был изначальным автором этой идеи. в первую очередь применяются в военных целях и составляют основу флотов многих стран. Это обусловлено главной характеристикой субмарин - скрытностью и, как следствие, малозаметностью для противника. Возможность нанесения внезапных ударов по вражеским кораблям сделала подводные лодки незаменимым компонентом вооружённых сил всех морских держав.

Ранние теоретические разработки

Первые сравнительно достоверные упоминания о кораблях, способных погружаться под воду, относятся к 16-му веку. Британский математик Уильям Бурн изложил в своей книге под названием "Изобретения и устройства" план создания подобного судна. Шотландский учёный Джон Напьер писал об идее использования подводных лодок для потопления неприятельских кораблей. Однако в истории не сохранилось никаких сведений о воплощении на практике этих ранних теоретических разработок.

Полноразмерные модели

Первый образец подводной лодки, успешно прошедший испытания, был сконструирован в начале 17-го века Корнелиусом ван Дреббелем, голландцем на службе английского короля Якова Первого. Его судно приводилось в движение при помощи вёсел. В ходе испытаний на реке Темзе голландский изобретатель продемонстрировал британскому монарху и тысячам жителей Лондона способность лодки погружаться под воду, оставаться там в течение нескольких часов и затем благополучно всплывать на поверхность. Творение Дреббеля произвело на современников глубокое впечатление, но не вызвало интереса со стороны английского адмиралтейства. Первая подводная лодка никогда не применялась в военных целях.

Развитие науки и промышленности в 18-м веке не оказало заметного влияния на успешность попыток строительства и использования субмарин. Российский император Пётр I активно содействовал работе изобретателя-самоучки Ефима Никонова по созданию первой подводной лодки. По мнению современных исследователей, построенное в 1721 году судно, с точки зрения технических решений, действительно, представляло собой прообраз субмарины. Однако большинство проведённых на Неве испытаний закончилось неудачно. После смерти Петра Великого модель первой подводной лодки была забыта. В других странах на протяжении всего 18-го столетия также не наблюдалось особого прогресса в проектировании и строительстве предназначенных для погружения в морские глубины кораблей.

Примеры применения в 19-м веке

Первый случай успешного потопления вражеского судна подводной лодкой был зафиксирован во время гражданской войны в Соединённых Штатах Америки. Вёсельная субмарина "Ханли", названная в честь своего конструктора, стояла на вооружении армии конфедератов. Она не отличалась высокой надёжностью. Об этом свидетельствовали результаты нескольких неудачных испытаний, сопровождавшихся человеческими жертвами. В числе погибших был и сам конструктор подводной лодки Хорас Лоусон Ханли. В 1864 году субмарина конфедератов атаковала неприятельский шлюп "Хаузатоник", водоизмещение которого превышало тысячу тонн. Вражеское судно пошло ко дну в результате взрыва мины, прикреплённой к специальному шесту в носовой части "Ханли". Этот бой стал для лодки первым и последним. Из-за технических неисправностей она затонула через несколько минут после атаки.

Первая мировая война

Массовое производство и применение подводных лодок в мире началось только на заре 20-го века. Субмарины оказали серьёзное влияние на ход Первой мировой войны. Германские лодки показали свою эффективность в борьбе с кораблями противника, а также использовались для нападений на торговые конвои с целью установления экономической блокады. Применение субмарин против гражданских судов вызвало волну негодования и презрения со стороны Великобритании и её союзников. Тем не менее немецкая тактика подводной блокады оказалась крайне результативной и нанесла значительный ущерб экономике противника. Самым вопиющим примером такого метода ведения боевых действий стало уничтожение пассажирского трансатлантического лайнера "Лузитания" торпедой, выпущенной с германской субмарины.

Вторая мировая война

Роль подводных лодок всё больше возрастала по ходу развития глобальных конфликтов 20-го века. Во время Второй мировой войны стратегия Германии не претерпела существенных изменений: её субмарины в первую очередь применялись для перерезания морских путей снабжения противника. Немецкий подводный флот представлял собой одну из самых серьёзных проблем для стран антигитлеровской коалиции. До вступления в войну Соединённых Штатов Великобритания из-за блокады находилась в критическом положении. Многочисленные американские боевые корабли в некоторой степени снизили эффективность действий германских подводных лодок.

Послевоенный период

Вторая половина 20-го столетия ознаменовалась рядом революционных технологических прорывов. Открытие атомной энергии и создание реактивного двигателя чрезвычайно применения подводных судов. Субмарины превратились в носителей межконтинентальных баллистических ракет. Первый пробный пуск был произведён в 1953 году. Ядерные реакторы частично заменили традиционные дизель-электрические генераторы. Было изобретено оборудование, позволяющее извлекать кислород из морской воды. Эти инновации повысили автономность субмарин до невероятных пределов. Современные лодки могут оставаться в погружённом состоянии неделями и месяцами. Но новые технологии породили также и дополнительные опасности, в первую очередь связанные с утечками радиации при использовании ядерных реакторов.

В эпоху так называемой холодной войны Советский Союз и Соединённые Штаты соревновались в создании больших подводных лодок. Субмарины двух супердержав были вовлечены в некое подобие игры в кошки-мышки на просторах Мирового океана.

Лучшая подводная лодка

Выявление абсолютного лидера среди субмарин сопряжено с определёнными трудностями. Они заключаются в том, что общемировой список подводных лодок отличается крайним разнообразием. Широкий спектр качеств и характеристик судов не позволяет установить единый критерий оценки. Например, очень сложно сравнивать атомные и дизель-электрические субмарины. С некоторой долей условности можно выделить советский тяжёлый ракетный подводный крейсер "Акула" (по кодификации НАТО - "Тайфун"). Он является самой большой субмариной в истории навигации. По мнению ряда экспертов, создание такого мощного судна сыграло значительную роль в прекращении холодной войны.

Американский телевизионный канал "Дискавери" попытался составить рейтинг подводных лодок, обладающих особыми характеристиками:

  1. "Наутилус" (первый в мире атомоход).
  2. "Огайо" (носитель ракет "Трайдент").
  3. "Лос-Анджелес" (предназначена для охоты за субмаринами).
  4. "Щука-М" (советская многоцелевая лодка).
  5. "Лира" (подводный перехватчик).
  6. "Джордж Вашингтон" (атомный ракетоносец).
  7. "Неуловимый Майк" (лодка, недоступная для акустического обнаружения).
  8. "Золотая рыбка" (абсолютный мировой рекорд по скорости).
  9. "Тайфун" (самая большая субмарина).
  10. "Вирджиния" (одна из самых защищённых от обнаружения лодок).

Подводная лодка имеет истоки в разных частях истории. Самые ранние изображения подводной лодки встречаются у Леонардо да Винчи. Существовал также британский математик, который составил схемы субмарины в 1570-х. Тем не менее, эти люди сделали только схемы и рисунки. Ни да Винчи, ни британский ученый Уильям Борн на самом деле не создали подводную лодку. Первая реальная рабочая подводная лодка была изобретена в 1620 году. Читайте дальше и узнайте, кто изобрел первую подводную лодку.

Корнелиус ван Дреббель - изобретатель первой подводной лодки

Корнелиус ван Дреббель это человек, которому зачисляется изобретение первой подводной лодки. В 1620 году ему удалось покрыть деревянную лодку кожей, которая была покрыта воском, чтобы сделать его водонепроницаемым. Весла выходили из борта лодки, отверстия для весел были покрыты слегка завернутой водонепроницаемой кожей. Есть две различные теории о том, как Дреббель и его люди могли оставаться под водой в течение почти 3 часов.

Как они находились под водой?

Существует идея труб выходящих на поверхность, чтобы обеспечить воздухом людей в лодке. Существует также мысль что у Дреббеля была жидкость превращающая углекислый газ в кислород. Было установлено, что в качестве кингстонов для погружения он использовал свиной пузырь. Наполняя его водой лодки погружалась в воду, а для всплытия они выталкивали воду из пузыря.

Дэвид Бушнелл создал первую подводную лодку для армии

Дэвид Бушнелл является первым создателем подводной лодку для использования в военных целях. Это было в 1776 году, он создал деревянную одноместную подводную лодку. Она была оснащена ручным шатуном, который вращал винт. Идея заключалась в том, чтобы использовать подводную лодку для закладки взрывчатых веществ под корпуса английских кораблей. Подводная лодка работала, и работала хорошо, однако небольшое количество взрывчатки не могло потопить суда.

Джон П. Холланд и Симон Лэйк

Джон П. Холланд и Симон Лэйк были изобретателями соперниками, которые создали первую, настоящий формы, подводную лодку. Россие и Японии понравилась конструкция Симона Лэйка, в то время как ВМС США остановил свой выбор на конструкции Джона П. Холланда. Они оба использовали пар или газовые двигатели для наземных изобретений, а в субмарины работали от электрических двигателей.


Идея погружения лодки под воду для скрытого приближения и нападения на вражеские корабли привлекала военачальников с глубокой древности. По легенде, сам Александр Македонский использовал подводную разведку за противником. Но первую настоящую боевую подводную лодку создал русский плотник-изобретатель Ефим Никонов, при прямой поддержке царя-реформатора Петра I.




Одна из первых концепций подводной лодки была представлена англичанином Уильямом Борном в 1578 году. Но лишь в 1620 году Корнелиус Дреббель (Cornelis Drebbel) построил первый рабочий образец. Она была сделана из дерева, приводилась в движение веслами и могла оставаться под водой несколько часов. Воздух по специальным трубкам подавался с поверхности. Дреббель продемонстрировал возможности погружения своей лодки, ныряя на реке Темзе и оставался под водой в течение трех часов. За это время тысячи лондонцев, собравшихся на берегу, были убеждены, что посудина затонула и экипаж уже погиб.



Голландский ученый Христиан Гюйгенс, который был свидетелем испытаний, позже писал, что это «смелое изобретение» может быть использовано во время войны, для нападения на вражеские корабли противника, лежащие в прямой видимости и не подозревающие об опасности. Как и Гюйгенса, многие другие признали военный потенциал подводных лодок. Несмотря на это, прошло еще сто лет прежде, чем первая военная подводная лодка быть построена.



В 1718 году русский плотник Ефим Прокопьевич Никонов написал Петру I, что мог бы построить «потаённое судно», которое может плавать под водой и уничтожать любые вражеские корабли с пушками. Удивительное дело, но царь пригласил Никонова в Санкт-Петербург и поручил начать постройку судна.



Никонов закончил уменьшенную модель первой российской подводной лодки в 1721 году и испытал ее в присутствии Петра. Царь был настолько доволен результатами, что приказал Никонову построить полноразмерный секретный военный корабль.



«Потаенное судно» Никонова было построено из дерева в форме бочки. Оно было вооружено огнеметами. Подводная лодка должна была подойти к вражескому судну, выставить концы огнеметной трубы из воды, поджечь и взорвать вражеский корабль. Кроме того, был предусмотрен воздушный шлюз для акванавтов, который мог выйти из подводной лодки и уничтожить противника.



Первое испытание полноразмерной подводной лодки было проведено осенью 1724года. Это была катастрофа. «Потаенное судно» затонуло, когда достигло дна и проломило борт. Сам Никонов и четверо гребцов были внутри. Это было настоящее чудо, что экипажу удалось спастись.



Петр поддержал изобретателя и призвал Никонова улучшить конструкцию. Но неудачи продолжали его преследовать. Второе и третье испытания русского «потаенного судна» закончились провалом. После смерти своего высочайшего покровителя, Никонов был обвинен в злоупотреблении государственными средствами, был разжалован в рядовые плотники и отправлен работать на верфи на реке Волге.



Первое успешное использование военной подводной лодки произошло во время Американской войны за независимость. Подводная лодка под «Черепаха» (Turtle) была разработана американским изобретателем Дэвидом Бушнеллом (David Bushnell). Это было яйцевидное устройство, которое могло вместить одного человека.



В 1776 году в нью-йоркской гавани сержант Эзра Ли (Ezra Lee) управляя «Черепахой» пытался, но не смог прикрепить взрывной заряд на корпусе британского линейного корабля «Орел» (HMS Eagle). По сообщениям американцев, Ли был обнаружен прежде, чем смог выполнить боевую задачу. С британской же стороны нет никаких данных об этой атаке. Это все вызывает сомнение отдельных историков в самом факте атаки. Некоторые даже считают, что «Черепаха» и вся история вокруг нее были созданы в качестве дезинформации и для повышения боевого духа колониалистов.

Подводные суда появились для участия в боевых действиях, но очень часто изобретения .

Корпус предстаалял собой деревянную бочку, обшивка была сшила из пропитанных жиром бычьих шкур. На такой подводной лодке голландец Корнельус Дреббель отважился в 1620 г. погрузиться в воды Темзы. За 100 лет до этого идея военного корабля, передвигающегося под водой, приходила в голову Леонардо да Винчи — который, однако, не пытался ее осуществить.

Подводное плавание на мускульной силе

Дреббель разбудил воображение множества конструкторов, с жаром принявшихся за сооружение подводного корабля. Во время американской Войны за независимость изобретатель Дэвит Башнелл построил подводную лодку «Черепаха», на которой в 1776 г. была предпринята попытка штурма боевого корабля. Поскольку запаса воздуха на лодке хватало лишь на полчаса, атака не удалась. Главной проблемой первых подводных лодок было отсутствие подходящего двигателя. Еще в 1850 г. первая немецкая подводная лодка инженера Вильгельма Бауэра «Брандтаухер» приводилась в движение силой человеческих мышц

Современная подводная лодка

Лишь в 1863 г. французы построили подводную лодку «Плонжер» с мотором, работавшим на сжатом воздухе. Лодка оставляла на поверхности пузыри и тем самым утрачивала главное военное преимущество: невидимость. Изобретение электрического мотора и двигателя внутреннего сгорания способствовало развитию современной подводной лодки. Решающий шаг сделал американский изобретатель Джон Холланд, поставивший на подводную лодку два мотора — паровую машину для надводного хода и электрический мотор для движения под водой. С 1954 г. в двигателях стали использовать атомную энергию. Лишь с этого времени можно говорить о настоящих подводных судах, способных оставаться в морской глубине месяцами.

  • 1800 г.: американец Роберт Фултон продемонстрировал в порту Бреста подводную лодку «Наутилус».
  • 1958 г.: первая американская подводная лодка с атомным двигателем, проходит подо льдами Северного полюса.

Возможности лодки, способной погружаться и курсировать под поверхностью воды, минуя засады из вражеских кораблей и всяческие системы обнаружения, владели умами военачальников мира ещё с глубокой древности. Согласно одной легенде, ещё Александр Македонский лично залез в примитивную форму судна, способного погружаться в воду, чтобы произвести подводную разведку.

Одна из первых идей подводной лодки была придумана англичанином по имени Уильям Боурн (William Bourne) в 1578 году, но только в 1620 году нидерландский изобретатель Корнелиус Дреббель (Cornelius Drebbel), в конце концов, реализовал этот план. Субмарина Дреббеля, построенная из дерева и приводимая в движение с помощью вёсел, могла находиться под водой в течение нескольких часов.

Воздух команде, находящейся под водой в лодке, поступал по трубкам, которые крепились к буям. Когда он продемонстрировал возможности субмарины, проплыв по Темзе, оставаясь при этом под водой, как ходили слухи, в течение 3 часов, тысячи лондонцев, собравшихся на обоих берегах реки, чтобы увидеть этот героический трюк, были убеждены, что люди погибли.

Точная копия подводной лодки Ефима Никонова - как считают, первой построенной военной - стоит в Сестрорецке, недалеко от Санкт-Петербурга, на берегу Невы.

Нидерландский поэт и композитор Константейн Хёйгенс (Constantijn Huygens), наблюдавший за этими испытаниями, позже написал, как это "смелое изобретение" может быть использовано в военное время, атакуя и затапливая вражеские корабли, при этом находясь в очевидной безопасности на якоре. Как и Хёйгенс, многие другие также признали военный потенциал субмарины, хотя прошло ещё сто лет, прежде чем была построена первая военная подводная лодка.

В 1718 году русский плотник по имени Ефим Никонов написал Петру Первому письмо, в котором утверждал, что он может построить "потаённое судно", которое может плавать под водой и уничтожать все вражеские корабли с пушками. Любознательный и заинтересованный Пётр I пригласил Никонова в Санкт-Петербург и попросил его приступить к строительству.

Никонов закончил строительство модели в 1721 году и провёл испытания в присутствии царя, который был настолько доволен результатами, что приказал Никонову построить полноразмерный секретный военный корабль.


Подводная лодка Никонова была построена из дерева и сделана в форме бочки. Она была вооружена "огненными трубами", оружием, похожим на огнемёты. Подводная лодка должна была приблизиться к вражескому судну, вытянуть концы "труб" из воды и взорвать вражеский корабль горючей смесью. Кроме того, он разработал воздушный шлюз, чтобы акванавты могли выбраться из подводной лодки и разрушить трюм корабля.

Первое испытание подводной лодки было проведено весной 1724 года. Оно оказалось провальным. Подводная лодка затонула, ударилась о дно, и у неё сломался трюм. Сам Никонов вместе с четырьмя членами экипажа находился внутри судна. Им удалось спастись только благодаря чуду.

Пётр I подбодрил Никонова, напутствовав его улучшить дизайн лодки. Но неудачи продолжали преследовать Никонова, особенно после смерти своего покровителя, царя Петра. Весной 1725 года второе испытание "потаённого судна" закончилось неудачей, как и третье в 1727 году. В конце концов, терпение Адмиралтейской коллегии Российского императорского флота лопнуло. Никонова разжаловали до рядового плотника и отправили работать на Астраханскую верфь на Волге.




Первое успешное применение военной подводной лодки в условиях реальных боевых действий произошло во время войны за независимость США в 1775 году. Подлодка под названием "Черепаха" была спроектирована американским изобретателем Дэвидом Бушнеллом (David Bushnell). Это было устройство яйцевидной формы с ручным управлением, которое могло вместить в себя одного человека, и это была первая подводная лодка, способная к независимому подводному управлению и передвижению.

"Черепаха" погружалась, позволяя воде заполнять резервуар на дне судна, и всплывала благодаря ручному насосу, выкачивавшему из него воду. Благодаря винтам, которые приводились в движение мускульной силой, подводная лодка передвигалась по вертикали и горизонтали с максимальной скоростью 4,8 км/час. Запаса воздуха в субмарине хватало примерно на 30 минут работы.

Во время войны за независимость США "Черепаха" под управлением сержанта Эзры Ли (Ezra Lee) попыталась, но не смогла прикрепить заряд к корпусу британского военного корабля HMS Eagle. Согласно сообщениям о нападении, Ли обнаружили прежде, чем он успел выполнить задание, заставив его покинуть подводную лодку. Однако единственные записи, задокументировавшие атаку, были американскими. У британцев не было никаких докладов об атаке во время войны, что вызвало у некоторых историков сомнения в подлинности этой истории. Некоторые полагают, что вся история вокруг "Черепахи" была сфабрикована для дезинформации и пропаганды, повышающей боевой дух.

Точные копии "Черепахи" сейчас выставлены в нескольких музеях США, а также в Музее подводных лодок Королевского военно-морского флота (Royal Navy Submarine Museum) в Госпорте (Gosport), Англия.



Полноразмерный макет "Черепахи" Бушнелла в Музее и библиотеке подводного флота ВМС США (U.S. Navy Submarine Force Museum and Library) в Гротоне (Groton), штат Коннектикут, США.