Ф. М. Достоевский писал роман «Преступление и наказание» в 60-е годы 19 века, когда Россия вступила в сумрак переходной эпохи. В романе на примере Раскольникова автор отразил то, как, по каким причинам, человек может пойти на крайность. Раскольников, создавший и проверивший свою теорию «сверхчеловека» - это смятенная душа, рвущаяся к идеалам и угнетаемая мраком, безысходностью окружающего мира. Петербург Раскольникова - страшное место: пыльные, желтые высокие дома с «дворами-колодцами», «слепыми окнами», выбитые стекла. Всюду царит грязь, пыль, разрушение. На протяжении всего повествования Раскольников сталкивается с разными людьми, которые в той или иной степени воздействуют на движения души главного героя. И в их числе Свидригайлов.

Аркадий Иванович Свидригайлов - один из центральных героев романа. «… Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». По мнению Раскольникова, лицо Свидригайлова было похоже на маску. Собственно, это и есть маска - маска, которую носит прожженный циник, неудовлетворенный своей жизнью как во внешних, так и в духовных ее проявлениях. На совести Свидригайлова страшные преступления: по его вине закончили жизнь самоубийством слуга Филипп и четырнадцатилетняя девочка, оскорбленная им. Свидригайлов уже давно перешагнул черту, отделяющую добро и зло. На первый взгляд кажется, что он не испытывает сомнений - смирился со своим «злодейским» существованием и даже находит в нем прелести. Свидригайлов тревожит Раскольникова, последний чувствует над собой власть загадочного человека, свободного от нравственных законов. Казалось бы, такой неординарный герой не должен убивать себя. Но - Свидригайлов покончил с жизнью. В чем же причины такого поступка? Причин самоубийства Свидригайлова множество. Достоевский, мастер тонкого психологизма, не мог ограничиться одним тривиальным объяснением гибели своего героя.

Одна из причин самоубийства Свидригайлова - это скука. Свобода от нравствен-ного закона не приносит герою удовлетворения. Его жизнь бессмысленна. На светлые чувства он уже неспособен, вытравил все их из недр души. И приходится Аркадию Ивановичу искать всевозможные развлечения. Даже его влечение-к сестре Раскольни-кова Авдотье Романовне - не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки. Но все эти попытки преодолеть скуку ни к чему не привели. Неразличимость добра и зла придает миру особенную серость, в которой даже дышать тяжело. И Свидригайлов устает от вечного бессмысленного круговорота.

Еще одну причину самоубийства Свидригайлова, на мой взгляд, помогают нам раскрыть исследования М. Бахтина.

«Герой у Достоевского, - пишет Бахтин, - это особая точка зрения на мир и на себя самого». Автор, по словам исследователя, исследует не четко очерченный образ героя, а последний итог его сознания и самосознания, «последнее слово героя о себе самом и о своем мире». Исходя из этого утверждения, можно сказать, что Свидригайлов отрицает как себя, так и свой мир, приведший к возникновению и развитию столь циничного персонажа, для которого не существует ничего святого. Свидригайлов - циник, и как обладатель неординарного мышления, он способен осознать себя, свое пошлое и глупое существование. Он отрицает себя - и зачеркивает, как перечеркивают неудачную фразу в письме. Толчком к этому осознанию, толчком к действию стало неудавшееся изнасилование. Именно этот шаг окончательно показал Свидригайлову всю глупость его существования, все отсутствие смысла.

Можно также предположить, что одной из причин стало понимание Свидригайлова, что Раскольникова он не сможет подтолкнуть к собственному пути цинизма и отрицания, преодолев тем самым свое одиночество. Это ощущается на страницах романа.

Возможно также, душа Свидригайлова настолько погрязла в цинизме и грязи, что он не увидел в себе способности раскаяться. Если Раскольников в итоге сумел раскаяться и пошел по пути искупления своей вины, исправления своих ошибок, то Аркадий Свидригайлов уже не может поступить так.

В его душе не осталось ничего светлого и святого. И единственным выходом из замкнутого круга: нежелание продолжать такое существование и неспособность к раскаянию - стало самоубийство.По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной - отрицанию себя и своей жизни. Достоевский показал всю бессмысленность такого существования, заведомую гибельность жизненного пути, лишенного опоры на нравственный общечеловеческий закон.

    Достоевский, стоявший на эшафоте в ожидании выстрела, испытавший унижения и лишения тюремной жизни, страдавший эпилепсией, создал очень сложный литературный мир. Двойственность душ героев его произведений доведена до крайности. В них одновременно сосуществуют...

    В центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром. Каждый писатель - по сути, психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы поступков героя. Литературный персонаж - это как бы макет, на котором изучаются...

    Ф. М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного...

    В центре внимания автора страшная действительность России 19 века – нищета, бесправие, морально-разлагающаяся личность, задыхающаяся от собственного бессилия, в результате чего бунтующая с несправедливой средой. И вот Раскольников бросает вызов действительности...

    Роман Ф.М.Достоевского-это "психологический отчёт одного преступления",преступления,которое совершил бедный студент Радион Раскольников,убивший старухупроцентщицу.Однако в романе речь идёт о необычном уголовном преступлении.Это, если так...

    Как океан, объемист шар земной, Земная жизнь кругом объята снами... И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами:.. Ф. И. Тютчев Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные...

В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и нака­зание” раскрывается ряд общечеловеческих проблем: мо­жет ли человек во имя высокой идеи совершить преступ­ление, как после этого жить и откуда ждать наказания?
Главный герой романа, студент Родион Раскольни­ков (сама фамилия символизирует разрыв, раздвоение), поставлен перед дилеммой. Он видит мелкое, частное зло в лице старухи-процентщицы и убивает ее, но, оставшись один на один со своим преступлением, Родион понимает, что совершил нечто, противное жизни, не уменьшил зло на земле, а согрешил.
Для полноты решения проблемы Достоевский вводит в роман еще одного героя, Свидригайлова. Это “двойник” Раскольникова. Несмотря на то, что они как будто совер­шенно разные, уже при первой встрече Свидригайлов гово­рит: “Мы одного поля ягоды”. Каково эмоциональное от­ношение Раскольникова к своему двойнику? Отвращение.
Свидригайлов не боится угрызений совести. Это преступник и по закону (шулер, должник), это преступник и в духовном плане (грешник). О чем свидетельствует не­гативное отношение Раскольникова к человеку, который разделяет его убеждения, по сути дела является его от­ражением? О внутренней борьбе в душе главного героя, борьбе добра и зла, Бога и демона.
Свидригайлов не видит в преступлении Раскольникова никакой трагедии, ободряет, успокаивает: “Не преступ­ник ты, на этой стороне остался, потому что человек”.
Сам Свидригайлов задушил в себе человека, освободил себя от “вопросов человека и гражданина”, перед кото­рыми остановился Раскольников. По вине Свидригайлова погибает девочка, умирает Марфа Петровна. Единствен­ное, в чем видит смысл жизни этот герой – сладострастие. И тем страшнее, тем убийственнее для Свидригайлова ока­залось настоящее чистое человеческое чувство – любовь к Дунечке. Он ужасается, понимает, что не имеет права на эту чистую любовь, что сам уже и не человек, не может возродиться, подняться: его добро уже не воспринимается миром. Ему остается наложить на себя руки. Поэтому До­стоевский показывает, что суд над Раскольниковым, его наказание – это наказание человеку.

Сочинение по литературе на тему: Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

Другие сочинения:

  1. Мне все кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее… Достоевский. Преступление и наказание. В своем романе “Преступление и наказание” Достоевский показывает зарождение, созревание, реализацию и последствия социально-философской теории Родиона Раскольникова. Самыми значимыми в этом ряду являются, конечно, ее Read More ......
  2. Ф. М. Достоевский вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление – убийство Read More ......
  3. Роман “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа трансформировался в “психологический отчет одного преступления”. Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, Read More ......
  4. “Преступление и наказание” – психологический и социальный роман. Причем психология человека и общественное сознание Тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф. М. Достоевский показывает внутренний мир человека и среду, в которой тот Находится, исследует их взаимодействие. Герой совершает убийство. Автор Read More ......
  5. В романе “Преступление и наказание” Достоевский создеет двойников персонажей, проводя параллель между образами. Так, двойником главного героя становится Свидригайлов. В судьбах Раскольникова и Свидригайлова мы видим много общего: оба совершили преступление, состояли в “таинственных отношениях” с процентщицей… И сам Свидригайлов Read More ......
  6. Федор Михайлович Достоевский – великий писатель-гуманист. Особенностью его творчества является то, что он раскрывает социальные и философские вопросы своего времени, глубоко проникая в духовный мир своих героев. Одним из великих произведений Достоевского является роман “Преступление и наказание”. Передовая молодежь 60-х Read More ......
  7. Для того чтобы глубже показать характер главного героя романа “Преступление и наказание”, объяснить причины возникновения его теории и ее последствий, Достоевский вводит в произведение систему двойников – антиподов Раскольникова. Самым важным, на мой взгляд, и во многом “фатальным” для героя Read More ......
  8. В своем романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, “наполеонизма”. Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, Read More ......
Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

В чем причины самоубийства Свидригайлова? В своем произведении Ф. М. Достоевский скрупу­лезно анализирует духовный мир главного героя ро­мана, Родиона Раскольникова, и те побудительные мотивы, как внешние, очевидные, так и скрытые, глу­бинные, которые привели его к злодеянию. Адекват­но оценить личность героя, проникнуть в тайники его души читателю помогают психологические двой­ники Раскольникова.

Одним из психологических двойников Расколь­никова в романе является Аркадий Иванович Свид- ригайлов, человек глубоко порочный и безнравствен­ный.

Не без основания он говорит Раскольникову: «Мы с вами одного поля ягоды», - ведь на его совести ле­жит целый ряд злодеяний. Он виноват в смерти своего лакея и пятнадцатилетней глухонемой девоч­ки, он отравил свою жену и благодетельницу Марфу Петровну, он домогался Дуни, не гнушаясь никаки­ми средствами.

Недаром подслушанная им исповедь Раскольни­кова не удивила и не возмутила его. Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова, не видит в нем ника­кой трагедии. Более того, он признает и его теорию, считая, что «единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Но «хорошая» цель Сви- дригайлова - сладострастие. Ради своих гнусных стремлений он ни перед чем не останавливается.

Свидригайлов не раскаивается в совершенных зло­деяниях, его не угнетают муки совести, но он сам ста­новится жертвой собственных преступлений, они приводят его к неизбежному психологическому” ту­пику, из которого он видит один выход - самоубий­ство.

Одна из причин самоубийства Свидригайлова - это скука. Свобода от нравственного закона не приносит герою удовлетворения. Его жизнь бессмысленна. Не­различимость добра и зла придает миру особенную се­рость, в которой даже дышать тяжело. Еще одну при­чину самоубийства Свидригайлова помогают нам раскрыть исследования М. Бахтина. «Герой у Досто­евского, - пишет Бахтин, - это особая точка зрения на мир и на себя самого».

Автор, по Бахтину, исследует не четко очерченный образ героя, а последний итог его сознания и самосоз­нания, «последнее слово героя о себе самом и о своем мире». Свидригайлов - циник, и, как обладатель не­ординарного мышления, он способен осознать себя, свое пошлое и глупое существование. Он одинок, ему не удалось склонить на свою сторону Раскольникова.

Возможно также, душа Свидригайлова настолько погрязла в цинизме и грязи, что он не увидел в себе способности раскаяться. В его душе не осталось ниче­го светлого и святого. Он не желает продолжать та­кое существование, но не способен к раскаянию. И единственным выходом из замкнутого круга стало самоубийство.

Достоевский показал всю бессмысленность суще­ствования такого человека, как Свидригайлов.

Личность, лишенная опоры на нравственный об­щечеловеческий закон, обречена на изживание самой себя.