Конспект урока по литературе в 9 классе

Тема: Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792)

Комедия «Недоросль».» (2 часа)

Герои и события. Проблемы гражданственности. Нравственные проблемы.

Цели урока:

Знакомство с пьесой Фонвизина как произведением классицизма, показать обличительную силу ее, выход за рамки классицизма.

Создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию

Воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Волшебный край. Там в стары годы,

Сатиры смелый Властелин, … Блистал Фонвизин, друг свободы…

А.С.Пушкин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока, цели.

1). Вступительное слово учителя.

Д.И.Фонвизин принадлежал к числу крупнейших русских писателей.

Лучшая его комедия «Недоросль» до сих пор не сходит со сцены, а имя одного из героев – Митрофана – давно уже стало нарицательным и обозначает ленивого, невежественного, грубого человека.

Творчество Фонвизина развивалось в тяжелое для России время.

Чем характеризуется жизнь русского общества 18 века?

2). Сообщение подготовленного ученика о бесправном положении крепостных крестьян, о вопиющих злоупотреблениях дворян, о произволе.

Давайте вспомним, каким жанром классицисты считали комедию?

Низкие герои, живая жизнь (“низкая”), будничные, низкие страсти.

В 18 веке комедия была очень популярна. Из 334 театральных пьес, шедших на русской сцене во 2-1 половине 18 века, было 188 комедий, 52 трагедии, 39 драм, 32 комические оперы. Комедий было больше половины.

Комедия была теснее связана с жизнью, могла реальнее отразить общественно- политические проблемы. Живая жизнь все больше проникала в произведения.

В среде вельмож, в придворном кругу Фонвизин видел чудовищное злоупотребление властью, взятки, обман, раболепие перед знатью и богатством.

Правящее сословие – дворянство – коснело во мраке невежества.

Простаковы и Скотинины растили своих детей Митрофанов. Молодые дворяне, прошедшие школу у фр. кучеров и парикмахеров, не имели понятия о национальном достоинстве. Погоня за иностранными модами разоряла помещичьи гнезда. В своих стихах этой поры Фонвизин высмеивает придворную лесть и подхалимство, сомневается в целесообразности существующего на земле порядка.

Он разоблачал корыстолюбие, дикость, невежество дворян, тем самым выступая против политики правительства.

Дополнение: в комедии «Недоросль» Фонвизин выводит на сцену представителей некультурного, развращенного помещичьей властью дворянства,

показывает, каким испорченным вырастает молодое поколение в этой среде и заявляет свой протест против засилья Скотининых.

4) Работа над пьесой.

Учитель: Вспомним особенности пьес 18 века.

А) чтение 1-4 явления д.1

Как раскрываются в первых сценах характеры Простаковых,

Митрофана, Скотининых? Как они ведут себя, как говорят?

Простакова: варварское отношение к простым людям, властолюбие,деспотизм, «слепо любит сына».

Скотинин: жестокий помещик, тупой грубиян.

Митрофан: избалованный и бессовестный.

\явл. 4 – 2дрянь»

\явл. 5 – свиньи\

Какая тема является главной в комедии Фонвизина «Недоросль»?

Учитель: Тема помещичьего произвола главная в пьесе.

В темном мирке Простаковых и Скотининых все человеческие чувства, сговоры, подчинены корысти, стяжательству, жажде наживы.

Б). Пересказать до конца первое действие.(1 группа учащихся)

Итак, соотношение сил меняется не в пользу Простаковой.

В). Кратко пересказать второе действие.(2 группа учащихся)

Выразительное чтение: явление 4.(Читают заранее подготовленные

ученики).

Г). Комментарий 3 действия, явление 1.(3 группа учащихся)

– Разговор Правдина и Стародума знакомит нас с мировоззрением передовых дворян, остро критикующих век Екатерины Второй, ее праздных вельмож, невежественных помещиков-крепостников.

Спокойные, мудрые, благожелательные беседы, которые ведут Стародум с Правдиным и Софьей, составляют резкий контраст с отвратительной сценой потасовки Простаковой и Скотинина.

Д). /Чтение явл.3, д 3/

Что вас поражает в этой сцене?

/Полная утрата родственных чувств\

Е) Речевые характеристики героев – большое достижение Фонвизина.

Как говорит Простакова?

/Отрывисто, повелительно, переходит на крик, искажает слова,

оскорбляет окружающих, ласково - с сыном/

Как говорит Стародум?

/Образован, выражения меткие и остроумные/

5.Обобщение.

Через всю комедию Фонвизина наряду с главной темой проходит тема

воспитания и обучения молодых дворян, которых глубоко волновала

драматурга. Фонвизин показывает, что воспитание, которое дает Простакова своему сыну, убивает в нем душу человеческую. Митрофан никого не любит, кроме себя, ни о чем не задумывается, с отвращением относится к учению и ждет только часа, когда станет хозяином имения и будет также, как и его матушка помыкать своими близкими и распоряжаться судьбами крепостных.

Приезд Стародуба заставляет Простакову приспосабливаться к его требованиям и менять свою тактику. Она прикидывается радушной гостеприимной хозяйкой дома, старается понравиться почтенному гостю. В разговоре с ним Простакова не упускает случая расхвалить и себя и Митрофана. В резких переходах от грубости и преувеличенной любезности сказываются коварство и лицемерие Простаковой. Даже ее обычно грубая речь становится приторно слащавой, когда она старается завоевать расположение Стародума: «Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд посмотреть, как он у нас выучен?». Но смехотворная ее попытка похвалиться «ученостью» сына терпит крах.

6.Прочитаем сцену «экзамен Митрофана» и дадим краткие пояснения к ней.

.(4 группа учащихся)

7.Затем перейдем к пересказу – анализу последних частей комедии, .(5 группа) помогая учащимся понять, что цели Простаковых – Скотининых ничтожны и низменны /обогащения за счет страдания других людей/.

А положительные персонажи пьесы борются за торжество справедливости и подлинно человеческих чувств.

8.Под этим углом зрения рассматриваем дальнейшее движение сюжета и развитие конфликта пъесы.

9. Знаменательна последняя сцена(Д 5). Чтение, комментарий.

Простакова, потерпевшая поражение, обращается за сочувствием к сыну. Но Митрофан грубо отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка. Как навязалась…». На горестный вопль Простаковой: «Нет у меня сына.» – Стародум отвечает словами, полными глубокого смысла: «Вот злонравия достойные плоды.».

10.В итоге обзора комедии напоминаю, что согласно правилам классицизма, действующие лица сценического произведения подразделяются на «порочных» и «добродетельных», а в финале пьесы злые наказывались, добрые же торжествовали победу. У Фонвизина противопоставление «злых» и «добродетельных» - не только дань классицизму; в этом столкновении отражен глубокий социальный и нравственный конфликт передовой дворянской интеллигенции с реакционными помещиками – крепостниками. А концовка комедии? Это только мечта писателя, урок и внушение власть имущим.

И можно ли утверждать, что комедия кончается полным посрамлением порока?

Неизвестно, какие выводы сделает Митрофан из того наказания, которое постигло его мать. Да и Скотинину удается уйти от возмездия. И наконец, по словам крепостной няни Еремеевны, Простакова «очнется».

Страхом и горечью проникнуты эти слова забитой женщины.

11. Вопрос о реализме. Созданные Фонвизиным яркие, жизненно достоверные типы помещиков, правдивость, «потрясающая очевидность» изображения крепостничества, выход за рамки классицистических схем в обрисовке человеческих характеров, мастерское использование разговорной речи – все это говорит о том, что Фонвизин – один из предшественников реализма в русской литературе.

Комедия «Недоросль» была настоящим событием как литературного, так и общественного значения. В ней драматург преднамеренно заострил отрицательные образы, достигнув этим большой убедительности в обличении крепостничества. Сатирическое звучание комедии предваряет критическую направленность будущих произведений русской реалистической литературы.

Комедию Фонвизина ценили Пушкин, Гоголь, Белинский. За смешными ситуациями пьесы они увидели беспощадную сатиру на угнетателей народа. А сатира – это не «невинное зубоскальство веселеньких остроумцев», а «гроза духа, оскорбленного позором общества» /Белинский/

VII. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: «Кто страшней: Простакова или Митрофан?»

В любое время всегда остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин. Комедия «Недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.

Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей воспитывали грубо и жестоко. И именно родители Скотинина и Простаковой, которые являются главными героями комедии «Недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.

Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении. Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.

Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына не правильно, если вообще учат чему-либо. Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.

Проблема воспитания в Недоросле Фонвизина

«Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма. Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей. Он не зря придавал этому такое большое значение, справедливо отмечая, что лишь образование и воспитание способны вырастить поколение достойных государственных деятелей.

В 1714 году царь-реформатор издал указ об обязательном образовании дворян. Для не успевших или не пожелавших получить свидетельство об образовании было введено понятие «недоросль», то есть не доросший до взрослой жизни, службы, женитьбы и ответственности. И тут встал вопрос о «фальшивом» и истинном воспитании. Родители Митрофана, главного героя комедии, наняли учителей вовсе не для получения сыном новых знаний и его просвещения. Просто так было положено. Матушка ведь прямо сыну и наказывала учиться для вида, считая, что им, как потомственным дворянам, грамота ни к чему и нечего «вредить головушке». А кучер, обучавший Митрофана тонкостям светской жизни, советовал не окружать себя шибко умными людьми, а держаться своего круга. Конечно, Митрофан считал науку и культуру излишним, ненужным и нудным предметом, на которое не следует тратить ни времени, ни усилий.

Помимо невежества и мракобесия, впитавшегося с детства, героя отличают крайняя грубость и скверный характер. Все это он считает нормой в отношениях с окружающими, ведь именно такой пример всегда подавала ему его же мать – жестокая и злобная Простакова. Следует ли удивляться тому, как резко и хладнокровно сынок оттолкнёт мать, нуждавшуюся в его поддержке? «Злонравия достойные плоды»: излишняя избалованность, потакание лени, стремление оградить ребенка от всех тягот всегда приводят к подобному финалу. Нельзя воспитать чуткого и честного человека, уважающего своих родителей и окружающих его людей, не став для него образцом чести и доброты. Моральное и нравственное становление личности начинается именно с семьи.

Через речи Правдина и Стародума Фонвизин озвучил свои собственные идеи и размышления: главное – иметь доброе сердце и чистую душу, и гораздо более ценным подарком, который можно оставить своему ребенку, является достойное воспитание, хорошее образование и тяга к знаниям, а не большое наследство. Комедия Фонвизина актуальна и по сей день, так как в ней раскрыты все последствия небрежного отношения к воспитанию молодого поколения.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Уместна ли жестокость на войне?

    Рассматривая историю человечества, можно утверждать, что войны – неотъемлемая часть взаимоотношений людей. С их помощью люди часто решают свои конфликты, которые могут возникать между государствами

  • Сравнительная характеристика Печорина и Вернера сочинение

    Главный герой произведения Григорий Печорин, будучи на отдыхе на Кавказе, знакомится на водах с доктором Вернером, являющимся второстепенным персонажем романа.

  • Образ Януша В дурном обществе Короленко сочинение

    Януш – седобородый нищий старик, который приютился в подвале заброшенного замка, потому что у него не было собственной квартиры, также он являлся слугой графа. В самой повести Януш считается второстепенным персонажем

  • Образ и характеристика доктора Борменталь в рассказе Собачье сердце Булгакова сочинение

    Одним из главных персонажей произведения является Борменталь Иван Арнольдович, представляющий собой ученика и ассистента доктора Преображенского, ученого с мировым именем.

  • Чацкий и фамусовское общество сочинение

    Александр Сергеевич Грибоедов в своей сатирической комедийной пьесе «Горе от ума» наглядно описывает общество дворянин начала XIX века. В образе главного героя, Александра Андреевича Чацкого перед читателями предстает молодой благородный человек

Предварительный просмотр:

МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого»

Галуцких Наталья Андреевна, учитель МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.М. Рудого»,

русского языка и литературы,

п. Борисовка Белгородской обл.

Аннотация: урок литературы в 8 классе

Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт и проблематика.

Цели:

  1. Выявление особенностей конфликта пьесы, сущности второстепенных персонажей.
  2. Развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям, работы с таблицей.
  3. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова резонер.

Ход урока

– 18 век – особое время в истории России. Его принято называть эпохой Петра I, временем преобразований, утверждением мощи государства Российского.

В послепетровскую эпоху наступает новое время и для русской литературы. Она бережно хранила великие завоевания своих предшественников, и прежде всего, это относится к сохранению идеи патриотизма.

Сегодня мы будем говорить с вами о комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Давайте же вспомним, что мы уже знаем об этой пьесе, и как в ней отражены основные черты литературы той эпохи.

Ответы учащихся (написал Д.И. Фонвизин, это комедия о дворянстве, основными темами являются: тема крепостного права, тема отечества и служения ему, тема воспитания и тема придворного дворянства ).

Скажите, а что еще вы знаете о литературе 18 в. ?

Ответы учащихся ( для литературы этого периода характерно так называемое «обмирщение»,т.е. она становится менее религиозной и все больше светской, то общественной; также в 18 веке возникло такое лит. направление как КЛАССИЦИЗМ ).

Что такое классицистическая комедия? Каким требованиям она должна была соответствовать?

Оформление признаков классицистической комедии в виде кластера (по группам).Готовые варианты прикрепляются на доску. Обсуждение работы и выявление признаков в пьесе. (Вполне в соответствии с правилами трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня, и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия). В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре. В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова – все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сынок». Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья. Отличие системы образов от традиционной проявляется в том, Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд второстепенных лиц, которых сложно отнести к положительным либо к отрицательным (Еремеевна, Тришка, Цыфиркин, Кутейкин, Вральман).)

Сегодня мы с вами подробно остановимся на героях этого произведения.

В основу сюжета «Недоросля», согласно традиции классицизма, положена любовная интрига.

Какова она в комедии? С кем из героев связана?

Сообщение о Софье.

У Софьи, племянницы Стародума, есть возлюбленный (Милон), которому она обещала руку и сердце, но Простакова прочит ей в мужья своего брата Скотинина. Из письма Стародума Простакова и Скотинин, узнают, что Софья богатая наследница и теперь к ней сватается еще и Митрофан.

София в переводе с греческого означает «мудрость». Она умна, насмешлива, искренна, чувствительна и добра. Софья происходит от честных дворян, которые дали ей образование. Она считает, что почет и богатство должны доставаться трудами. По ходу действия рушатся преграды к браку Софьи с Милоном, а имение Простаковой попадает под опеку властей.

Но история Софьи является лишь фоном, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы – общественно-политический, конфликт между крепостниками и просвещенными дворянами. Чтобы проследить развитие этого конфликта, необходимо обратиться к сюжету.

В комедии несколько сюжетных линий, в каждой их них обозначена определенная проблема. Одной из ключевых проблем является проблема воспитания.

С какими же образами комедии связана эта тема?

Кто играет роль учителей в комедии?

Сообщение о Вральмане.

Учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой. Вральман – резко отрицательная характеристика, намекающая на то, что носитель такой фамилии – лгун

Слово учителя.

Фонвизин высмеивает не столько Вральмана, сколько тогдашнюю моду на иностранных учителей, многие из которых были не только никуда не годными педагогами, но и оказывались плутами.

Сообщение о Цыфиркине.

Отставной солдат Цыфиркин - человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,- говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. Цифиркин – эта фамилия намекает на специальность учителя математики.

Слово учителя.

На примере Цыфиркина показано, как ценятся заслуги воинов, отдавших 25 лет жизни службе государю и вынужденных, выйдя в отставку, влачить жалкое, нищенское существование.

Сообщение о Кутейкине.

Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь - «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы .

Слово учителя

Кутейкин – от устаревшего слова «кутья» - церковное кушанье, намёк на то, что Кутейкин – выходец из церковных служителей.

Можем ли мы назвать «учителей» Митрофана только отрицательными персонажами? (Судить однозначно героев не следует. В сценах, связанных с учителями Митрофана, переплетаются комическое и трагическое.)

Как Простакова относится к воспитанию своего сына?

Выразительное чтение по ролям Д.3, явл.7

Она искренне убеждена, что науки не нужны, и стремиться оградить сына от напрасных усилий.

Слово учителя

В комедии сталкиваются 2 типа воспитания: «старинное» и «новое», послепетровское. Идеал Простаковой – духовный застой. Защищая свою жестокость и самодурство, Простакова говорит: « Разве я не властна и в своих людях? ». Ей возражает благородный, но наивный Правдин: « Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен ». И тут она неожиданно ссылается на закон: « Не волен! Дворянин, когда захочет, и слугу высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства ?». Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только «Мастерица толковать указы!»

Сообщение «историка» о законе «О вольности дворян…»(1762).

Манифест о вольности дворянства

18 февраля (1 марта) 1762 г. Пётр III издал Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Закон расширил сословные права и привилегии русских дворян, а также отменил обязательную гражданскую или военную службу, введённую Петром I.

Основные положения Манифеста были подтверждены в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г.

Согласно Манифесту Петра III, все дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы; состоявшие на государственной службе могли выходить в отставку, кроме офицеров в военное время. Дворяне получили право беспрепятственно выезжать за границу, но обязаны были по требованию правительства, «когда нужда востребует», возвращаться в Россию.

В Манифесте были и определённые ограничения, которые касались дворян, находившихся на военной службе и не дослужившихся до офицерского звания: увольнение могли получить только те, кто прослужил на действительной службе не менее 12 лет.

Единственной сословной обязанностью провозглашалось получение достойного образования: дома, в российских или европейских учебных заведениях.

Манифест объявлял службу почётным долгом дворянства и призывал её продолжать. Однако, воспользовавшись разрешением, многие дворяне сразу после обнародования документа подали прошения об отставке. За десять лет с момента опубликования манифеста с государственной службы уволилось около 7,5 тыс. человек, причём основную массу отставных составили военные.

Большинство дворянства поняли этот закон как полную, безотчетную власть над крепостными.

Но были и такие люди, которые совершенно иначе смотрели и на крепостное право, и на образование, и на права и обязанности Человека. Есть ли такие люди в пьесе?

Противостоят Простаковой, Скотинину положительные герои Стародум, Правдин, Милон.

Слово учителя

Стародум – герой-резонер.

Резонер – персонаж литературы эпохи классицизма (особенно комедий). Не принимающий активного участия в развитии действия, но призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные – с точки зрения автора – суждения.

Когда появляется Стародум в комедии?

В комедии Стародум появляется в Д.3 явл.1, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя.

В чем заключается роль героя?

Роль Стародума заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и просвещения.

Чтобы лучше понять этого героя, его взгляды на общество и жизненные принципы, я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу. Для этого нам необходимо заполнить таблицу.

Исследовательская работа с текстом. (работа в парах . Таблица у каждого на парте.)

Работа с таблицей

План

Примеры

Родословная Стародума

«Отец мой у двора Петра Великого...»

Воспитание Стародума

«Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»

На военной службе. Отставка

«Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей, как вдруг получил я известие, что граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведен чином, а обойден я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудно растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку»

Рассуждения о

современной жизни

О подлинной знатности

«Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»

О воспитании молодого дворянина

«Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании... Оно должно быть залогом благосостояния государства»

О добродетели и благонравии как нравственных основах личности

«Прямое достоинство в человеке есть душа… Главная цель всех знаний человеческих – благонравие…Без благонравия никто не сможет выйти в люди»

О крепостном праве

«Угнетать рабством себе подобных - беззаконно»

Нужны ли государству такие люди, как Стародум?

Государство не нуждается в людях, подобных Стародуму, оно отличает лишь «случайных», то есть попавших в случай «любимцев». Государство дает власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами.

Сообщение о Милоне и Правдине.

Милон развивает идеи просвещения и «добродетели» применительно к военной области. Для него важны не столько личная слава,сколько слава отечества.

Правдин появляется в доме Простаковых как чиновник, имеющий повеление «объехать здешний округ». Предназначение Правдина – не просто осудить порок с высоты представлений о долге дворянина, но наказать его силой данной ему власти.

Итоги урока

Комедия «Недоросль» - произведение русского классицизма. тем не менее она уже находится у истоков русской реалистической литературы. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, ограниченный рамками классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, (и подробно об этом мы поговорим на следующем уроке), создал произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по своей художественной форме. Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов:

Какие идеи и проблемы находят отражение в комедии?

Это идеи самого автора. Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению? Необходимость просвещения, образования - отсутствие их. Бесправие крестьян и произвол помещиков. Правильное воспитание граждан – залог благополучия государства.

- Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?

Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служение Отечеству, столь любимые классицистами?

Д.з.

1 . Заполнить таблицу

2. Найти в комедии признаки классицизма и несоответствие им.


Открытый урок.

Нравственные проблемы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Учитель: Проблема воспитания – центральная в комедии Фонвизина. Возникает вопрос: почему одни люди, вырастая, становятся добронравными, а другие – злыми и жестокими? В чем причина? Чему учит нас комедия «Недоросль»? Какие уроки мы извлекаем из нее?

Вот это тот круг вопросов, над которыми мы будем работать.

Вспомним особенности классицизма. В произведениях классицизма герои носят говорящие имена и фамилии, четко разделяются на положительных и отрицательных.

Обратимся к доске:

(антонимы)

(2-ую колонку заполняем после

выступления г-жи Простаковой

и Митрофана)

Воспитание

Честь, честность невежество

(незапятнанная репутация, бессердечие

непорочность) жестокость

совесть эгоизм и себялюбие(Стародум,

ум (способность человека д. III , яв.1: «при дворе себя любят

мыслить) отменно; на ум не приходили

совесть + ум = мудрость никогда ни предки, ни потомки»)

любочестие (поступать злость

по чести, заслуженное лень

почитание) потакание

добродетель (творить властолюбие

добро) честолюбие (стремление к почестям

благонравие (нрав - обходными путями)

характер) хитрость, лень (Стародум,

достоинство (совокуп- д. V , яв.1)

ность высоких мораль-

ных качеств)

должность (святое слу-

жение отчизне)

Почему становится возможным появление зла?

Разобрав и пояснив значение слов из 1-ой колонки, учитель приглашает г-жу Простакову, а затем Митрофана выступить перед учащимися.

Чтобы не ошибиться с выводами и свободней говорить на эти темы, послушаем самих героев.

Г-жа Простакова рассказывает о себе.

Возмлжные к ней вопросы:

    Кем были Ваши родители и как они Вас воспитывали?

    Кто такой Вавила Фалелеевич?

    Почему Вы вышли замуж за г-на Простакова?

    Кто глава в Вашем доме?

    Как Вы управляете своим имением?

    Что Вы думаете о своих крепостных людях и учителях Митрофана?

    Что Вы думаете об образовании? Вы сами неграмотны, а Митрофану 3-х учителей наняли. Почему? Чему научился Ваш сын?

    Г-жа Простакова, почему Вы так грубы и жестоки со своими подданными? (Право имеет). А с мужем?

    Софья приходится Вам свойственницей. Это не близкое родство. Почему же Вы взяли ее к себе в дом, да еще спустя некоторое время решили выдать замуж за своего брата Тараса Скотинина? Почему Софье не сказали об этом? Что Вас заставило сменить решение?

    Г-жа Простакова, что Вы думаете о г-дах Стародуме и Правдине?

    Каждый человек хоть раз в жизни задумывается, для чего живет на свете. Какова цель Вашей жизни? Какое будущее Вы видите для своего сына?

Спасибо, г-жа Простакова, за Ваше выступление. Теперь мы пригласим Митрофана Терентьевича.

Ребята, скажите, почему после г-жи Простаковой мы обращаемся к Митрофану? Что значит имя «Митрофан»?

Выступление Митрофана.

Возможные к нему вопросы:

    Как проходит Ваш день? Чем занимаетесь?

    Вы счастливы?

    Нравится ли Вам учиться? Каковы успехи?

    Как относитесь к учителям? А к Еремеевне – Вашей мамке?

    Любите ли Вы своих родителей?

    Что такое для Вас любовь? Кого или что Вы больше всего любите на свете?

    Почему Вы решили жениться на Софье? Любите ли Вы ее? Как представляете свою жизнь с ней?

    Почему Вы предали мать?

Спасибо, Митрофан Терентьевич.

Вопросы ученикам:

    Кому принадлежит афоризм: «Век живи – век учись»?

    К чему приводит животная, слепая любовь Простаковой к своему сыну? Мог ли быть результат этой любви другим? Почему?

    Как Простакова обращается ко всем в доме (бестия, воровская харя, скот, урод, рохля, теленок) и как к Митрофану (друг мой сердечный, отрада моя)? Г-жа Простакова бранится и дерется не только со слугами, но и с мужем (ремарка «с робостью», в сторону «Сон в руку»).

    Каковы причины женитьбы Митрофана на Софье? (Деньги; деревеньки; Простакова: «Ты столь уже смыслишь, что и сам взведешь деточек»). Готов ли Митрофан к женитьбе? (Мы не видим, чтобы Митрофан и Софья вместе гуляли, общались. Митрофан ни разу не обмолвился о своей симпатии к Софье, хотя та живет в доме Простаковых уже полгода).

    Жаль вам г-жу Простакову в финале комедии или нет? Кто из героев проявляет сочувствие к ней?

    Воспитание зависит от родителей, среды и, конечно, от учителей. Посмотрим же, кто учителя Митрофана. За что такой почет оказывался Вральману в доме Простаковых? Каким должен быть учитель, на ваш взгляд?

Обратимся теперь ко 2-ой колонке и заполним ее. Какие качества характерны людям злонравным?

Ребята, скажите, как могли появляться в жизни такие люди, как Простаковы, Скотинины? (Крепостное право). Что говорят Стародум и Правдин о крепостном праве (д. V , яв.1)?

Стародум: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Правдин: «Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды».

Комедия написана в стиле классицизма. Мы видим четкое разделение на положительных и отрицательных героев, и наша таблица подтверждает это. Фамилии героев говорящие.

Кого мы относим к отрицательным, а кого к положительным героям?

Двух отрицательных героев мы уже заслушали, теперь давайте пригласим положительного – рупор идей Фонвизина – Стародума. Что значит его фамилия?

Выступление Стародума.

Возможные вопросы:

    Объясните Ваше правило: «В первом движении ничего не начинать».

    Объясните значение афоризма: «…». (уч-ся называют любой его афоризм)

    Какое правило Вам было завещано отцом и как Вы его реализовали в жизни?

    Г-н Стародум, каким должен быть добронравный человек? «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну».

    Вам не жаль г-жу Простакову? А ее сына?

    Что, на Ваш взгляд, важнее – воспитание или образование? «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу».

    Какой, на Ваш взгляд, должна быть семья?

    В чем смысл притчи о табакерке?

Спасибо, г-н Стародум.

Итак, давайте еще раз вспомним слова Стародума, какой должна быть семья, и сопоставим их с семьей Простаковых.

Как вы думаете, почему мы слово «воспитание» расположили между понятиями «добронравие» и «злонравие»?

Если бы перед вами стоял выбор, в какой семье расти и воспитываться, то что бы вы предпочли – семью Простаковых или Стародума? Почему? (В семье Стародума жить нелегко. Постоянно надо работать над собой. Но такие люди, как Стародум, тебя никогда не предадут).

Какое качество из 1-ой колонки самое главное, на ваш взгляд? (совесть и ум (деятельный, иметь свое мнение)).

Какой афоризм вам больше всего понравился, как вы его понимаете? (небольшая творческая письменная работа на 5-7 минут).

Какую награду «по заслугам» получает каждый из героев комедии?

Как обернулось «злонравие» Простаковой против нее самой в финале комедии? Что ее огорчает больше всего в ее теперешнем положении?

Все ли отрицательные герои наказаны за свое злонравие?

И сейчас проблемы воспитания стоят остро. В этом и заключается актуальность комедии.

Над чем нас заставляет задуматься Митрофан?

(Мы должны преодолевать свою лень; не быть обжорами (сколько съел Митрофан на ужин?); чтобы ум был добрым и деятельным; жить по совести).

Чтобы человек стал добронравным, надо большое внимание уделять воспитанию. Помните об этом, когда будете создавать свою семью.

Итак, подведем итоги.

Какие уроки мы извлекаем из комедии?

(Уважать и любить своих родителей; уважать людей; преодолевать лень; заниматься самовоспитанием, а в будущем воспитанием детей; иметь свое мнение на все вопросы; справедливо поступать; не зависеть от денег; «век живи – век учись» и т.д.)

Д/з: домашнее сочинение «Один день в доме Простаковых» (жанре письма).