1 из 11

Презентация на тему: Жизнь и творчество М.М. Зощенко

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

«Рисуется замечательная жизнь. Милые, понимающие люди. Уважение к личности. И мягкость нравов. И любовь к ближним, и отсутствие брани и грубости».М. ЗОЩЕНКО«Маленький читатель - это тонкий и умный читатель, с большим чувством юмора».М. ЗОЩЕНКО«Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого».М. ГОРЬКИЙ

№ слайда 3

Описание слайда:

«Я родился в 1895 году. В прошлом столетии! Это меня ужасно огорчает.Я родился в XIX веке! Должно быть, поэтому у меня нет достаточной вежливости и романтизма к нашим дням - я юморист. О себе я знаю очень мало.Я не знаю даже, где я родился. Или в Полтаве, или в Петербурге. В одном документе сказано так, в другом этак. По-видимому, один из документов - «липа». Который из них липа, угадать трудно, ибо оба сделаны плохо.С годами тоже путаница. В одном документе указано - 1895, в другом -1896. Определенно липа. Профессий у меня было очень много. Об этом я всегда говорю без иронии. Даже с некоторым удивлением к самому себе».

№ слайда 4

Описание слайда:

«Осенью 1914 года началась мировая война... Я, бросив университет, ушел в армию.... В девятнадцать лет я был уже поручиком. В двадцать лет - имел пять орденов и был представлен в капитаны. Я участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Испортил сердце». После войны Зощенко переменил двенадцать городов и десять профессий. Был милиционером, сапожником, счетоводом, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарем суда.

№ слайда 5

Описание слайда:

«В 1919 году в литературной студии, которой руководил К.И. Чуковский, появился человек небольшого роста с красивым, темным, как на матовой фотографии, лицом, по фамилии Зощенко...», вспоминал Михаил Слонимский, друг М. Зощенко.В студии при издательстве«Всемирная литература», занимавшей небольшое помещение в известном Мурузи на Литейном проспекте, а позднее в Доме искусств на углу Невского и Мойки, сформировалась литературная группа «Серапионовы братья». В неё входили И. Груздев, Вс. Иванов, В. Каверин, Л. Лунц, Н. Никитин, Е. Полонская, М.Слонимский, Н. Тихонов, К. Федин

№ слайда 6

Описание слайда:

«К середине 20-х годов XX века Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его юмористика пришлась по душе широчайшим читательским массам. Книги его стали раскупаться мгновенно, едва появившись на книжном прилавке. Не было, кажется, такой эстрады, с которой не читались бы перед смеющейся публикой его «Баня», «Аристократка», «История болезни» и пр. Не было, кажется, такого издательства, которое не считало нужным выпустить хотя одну его книгу...».(К. И. ЧУКОВСКИЙ)У писателя была своя, выстраданная тема, он не просто развлекал читателей. Зощенко не думал о том, как стать знаменитым. Он думал о людях. О том, как быстрее и лучше помочь людям избавиться от вредных привычек. Он всей душой страдал, когда видел человеческую жадность, жестокость, равнодушие. И стал писать об очень серьезных вещах смешно, весело. Люди, читая его рассказы, как бы излечивались, постепенно расставаясь с теми недостойными привычками, которые, как и у героев Зощенко, находили у себя.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

В самые трудные для себя годы Зощенко пишет рассказы для детей. Это не только «Рассказы о Ленине», написанные по воспоминаниям Анны Ильиничны Ульяновой, это и рассказы о детях на войне, и рассказы о животных, и смешная история о мальчике, чьи ноги попали в одну штанину, и «Показательный ребенок», и «Трусишка Вася». Самое лучшее из всего написанного Зощенко для детей - это рассказы о собственном детстве писателя - «Леля и Минька».Здесь особенно ярко раскрывается талант писателя говорить с детьми на моральные темы не назидательно, а с юмором. Тут нужен еще и особый дар: садясь за писательскую работу, не думать о читателе свысока, не считать себя умнее и лучше. С. Я. Маршак писал: «Детским писателем Зощенко стал недавно, но уже успел внести в литературу для детей нечто своеобразное и новое. Зощенко не только не прячет в своих рассказах мораль. Он со всей откровенностью говорит о ней в тексте рассказа и даже иной раз в заголовке. Но от этого рассказы не становятся дидактичными. Их спасает победительный, всегда неожиданный юмор и какая-то особенная присущая автору серьезность».

№ слайда 9

Описание слайда:

Рассказы М. Зощенко для детей иллюстрировали самые разные художники, и ни один из них не похож на другого. Больше шестидесяти лет назад Алексей Федорович Пахомов нарисовал иллюстрации к рассказам про Лелю и Миньку. Уже принялись за работу наборщики в типографии, но началась война. Рисунки вернулись к художнику, и даже замысел книги был забыт. Но прошло после войны двадцать лет, и в одном ленинградском журнале появился рассказ о том, как художник Пахомов делал эти рисунки. Оказывается, сам Зощенко отдал Пахомову для работы свой семейный альбом, и это сильно помогло

Описание слайда:

страница 1

МОУ «УСТЬ – ВЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23»
Методическая разработка

урока литературы в 11 классе

(по творчеству М.Зощенко)

Разработана:

Водопьяновой Ольгой Анатольевной,

учителем русского языка

и литературы

2007 год
«Смех сквозь слезы»
Цели и задачи:


  • Выявить художественное своеобразие сатиры М.Зощенко.

  • Заставить задуматься о человеческой ценности, о настоящей интеллигентности.

  • Продолжать воспитывать в учащихся чувства доброты и благородства.

Оформление доски:

План урока:


  1. Актуализация знаний учащихся.

  2. Анализ произведений М. Зощенко.

  3. Обобщение. Произведения М. Зощенко – сатирическая энциклопедия.

Ход урока:
I. Актуализация знаний учащихся.


  1. Вступительное слово учителя.

Мучительным и долгим, непростым было возвращение имени писателя в сегодняшний наш обиход. Сколько труда и душевных сил пришлось положить многим энтузиастам нашей литературы, чтобы книги Зощенко стали выходить одна за другой.

Когда о ком-то говорят – возвратился, вернулся – значит, человек уходил. А Зощенко никуда не уходил и не отлучался. Его отлучили. От литературы, от читателя.

За что? За какие грехи? Грех был один, Зощенко имел несчастье родиться сатириком.

Ведь сатириком везде и во все времена жить было куда как опаснее. Ювенал закончил жизнь в ссылке. Свифта охранял народ. О Гоголе писали, что «он враг России». Таким был и Зощенко. Давайте вспомним его биографию.


  1. Викторина по биографии М. Зощенко.

    1. Годы жизни писателя? (1894 – 1958 г.г.)

    2. Что он закончил? (Санкт-Петербургский университет, юридический факультет, Павловское военное училище)

    3. Кем стал после Февральской революции? (комендантом Главного почтамта и телеграфа)

    4. Когда перешел в литературу? (1902 - 1905)

    5. Продолжите слова Зощенко: «Цель в жизни… (найти призвание)

    6. Чем озабочен человек в рассказах Зощенко? (водопроводом, канализацией, копейками)

    7. Назовите книги рассказов: («Сентиментальные повести», «Письма к читателю», «Возвращенная молодость», «Голубая книга», «Перед восходом солнца»)

    8. Творчество каких писателей продолжил Зощенко? (Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова)

  1. 20 – 40 годы ХХ века.

А теперь вспомним 20, 30 – 40 годы 20 ХХ века.


  • Чем они характеризуются? (жестокостью, бесчеловечностью, доносительством)

  • Какой режим установился в стране после Октябрьского переворота? Перенесемся в то время.

II. Анализ рассказов М. Зощенко.
1. Сюжет и система персонажей в произведениях писателя.
Рассказ «На живца» (инсценировка)


  • Что советует рассказчик? («Мамаша! Гляди, пакет унесут. Убери на колени»)

  • Действия гражданки? (Сердито смотрит, палец к губам прикладывает и, не выдержав, обрушивается на спутника: «Может, я вора на этот пакет хочу поймать!»)
Стоп! Вдумаемся в смысл сказанного. Старуха не просто уверена, что кишмя кишат воры и жулики, но хочет, чтоб все воровали, чтоб можно было поймать человека и донести на него и сдать «куда следует». Тут уже спортивный интерес, тут азарт доносительства.

  • Чему она радуется? (Удалось кого-то «заловить»)

  • Чувствуете пафос? (Общество охвачено доносительством, жаждой ловить и разоблачать. Безразлично кого: шпионов, воров, классовых врагов)

  • Когда был написан рассказ? (1923 г.)
Рождается трагическое предчувствие всеобщей вражды и тотального страха 30-х годов. Не такие ли гражданки в теплых платках помогали упрятать в ГУЛАГ сотни тысяч невинных людей?

2. Рассказы М.Зощенко – сатирическая энциклопедия.

Жестокий бюрократический контроль за каждым шагом человека устанавливается в это время.

И уж совсем до абсурда доведен контроль в рассказе

«Ночное происшествие » (пересказ).

- В чем он? (Старичок - сторож сидит между двух закрытых дверей). Пренебрежение к человеку. Какая свобода между дверьми?


3. Главный интерес М.Зощенко – «маленький человек»
Зощенко жил в эту эпоху большой лжи, в годы, когда все газеты и журналы трубили об успехах социализма, о якобы счастливой судьбе человека труда. Многие деятели науки и искусства искренне верили в эти сказки, не допускали мысли, что рядом с ними, в соседней квартире, в соседнем доме, на соседней улице, люди живут в вопиющей нищете.

  • Но не таков Зощенко. Он понимал, что положение простого люда не только не улучшилось после революции – а наоборот, ухудшилось.
а) «Баня» ( 1924 г.) (чтение наизусть)

б) «4 дня» (1925 г.)

в) «Операция» (1927 г.)


  • Заметили главное? (Все в равных штанах ходят. Пальто: один карман рваный, другого нет. Пуговицы .) Вот такая униформа для человека труда.

  • А вот контраст – портрет советского депутата Дмитрия Наумыча.

«Пациентка» (1924 г.)

Беседа по рассказу:


  • Чем он отличается? (пальто, штиблеты, 4 действия математической дробь )

  • Какие черты героя вы отметили? (Спесивость, стыдится собственной необразованной женой ) И это изрекает не сторож склада, а депутат! Человек, наделенный властью.

4. Опустошенная душа героев М.Зощенко.
Гневно бичует Зощенко фразерство , хвастовство , очковтирательство , дрязги , ссоры , склоки в рассказах:

а) «Аристократка» ,

б) «Любовь» ,

в) «Нервные люди»


  • Рассказ «Любовь» ( инсценировка)
- Что здесь высмеивает Зощенко?

  • Уродливые гримасы коммунального быта показаны в рассказе «Нервные люди » (работа с текстом)
- Как начинается произведение? («Недавно в нашей коммунальной квартире драма произошла… Инвалиду Гаврилову последнюю башку чуть не оттяпали.» )

-Какова же причина? (Не поделили жильцы ежик для чистки примуса )

«Тут в это время кто-то и ударяет инвалида кастрюлькой по кумпалу. Инвалид – брык на пол и лежит. Скучает… И из башки кровь каплет»


Смерть человека превращается в заурядный факт. И никто из

персонажей не испытывает к убитому сочувствия, сострадания. Поистине искажен, исковеркан, разрушен человек! Опустошена его душа.


  • Анализ рассказа «Аристократка»
- Почему так называется рассказ? (доверительное признание, что герой не любит баб в шляпках )

- Почему в шляпках? (быт нового человека – шляпка, галстук. Это классовый признак. Он понятия не имеет, кто такой аристократ, но поясняет )

- Зачитайте. А как в словаре? (герой заходит к объекту любви с вопросом об исправности водопровода и уборной ) (Больше говорить им не о чем )

- Кто же героиня аристократка? (Дама – одного поля ягода с героем )

- Чем привлекает ее герой? (Мужчина, кавалер, у власти, ей хочется, чтоб все было как у людей, «сводил в театр» )

- Интересует их театр? (нет )

- А что же интересует? (действует ли водопровод )

- А какова ее цель? (буфет )

- В чем конфликт? (съела три пирожка )

- Как конфликт раскрывает героев? (Она видит подлинную цену своему кавалеру. Он бедняк, никакая не власть. Дурак. Разочарование )

- Речь героев. Как их характеризует? («волочусь, как щука», «хожу вокруг нее, что петух», «вожжа под хвост» - город + деревня )

- Вызывают сочувствие? (мелочность, пошлость, мещанство, крайняя ограниченность )

Этот рассказ дал русской разговорной речи новый, иронический оттенок

слову «аристократка » - «мещанка », «дура ».

Назовите классическую фразу примитивности: («Ложи, - говорю, - взад!» )

В чем комизм? (Неумение вести себя, говорить, двигаться, выражать свои чувства )

Для чего служит сюжет и языковая характеристика? (Средства создания характеров героев невысокой культуры, узких интересов, но стремящихся держаться на уровне современных требований )


Рассказы:

«Спи, скорей »

«История болезни »


  • Для чего предназначены рассказы М.Зощенко?

  • В чем мужество писателя? (Сказал горькую правду о своем времени, о своей стране )

  • Какой мир создал М.Зощенко? («Сатирический антимир»; мир, кишащий доносчиками, взяточниками, болтунами, волокитчиками, взяточниками, льстецами, приспособленцами, самодурами)

5. Язык произведений М.Зощенко.

Вы, конечно, обратили внимание на своеобразный язык произведений Зощенко.

Как вы думаете, почему он употребляет «неправильные слова»?

А К.Чуковский вспоминает:

«Пестрый бисер вашего лексикона» показался своеобразным и ценным, что профессор В.Виноградов написал тракт «Язык Зощенко»

Это живая, свежая, неподдельная речь, которая звучала тогда на базарах, в трамваях, в очередях, на вокзалах, в банях.

Зощенко первый из писателей ввел в литературу внелитературную речь и стал свободно ею пользоваться. Она нелепа и смешна.

О какой-то женщине они, например, говорят, что она …нюхала цветки и настурции. Как будто настурции не цветки. «Раздаются крики, возгласы и дамские слезы» Как будто слезы могут раздаваться.

Что ты нарушаешь беспорядок?
- М.Зощенко говорил: «Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей»

Чем больше мы смеемся над грубостью, невежеством, тем меньше хотим на них походить.

Смех осуждения вызвала речь, язык героев.

Что можно сказать о словах?

(слова грубые, неверно употребляются )

Это литературный прием – сниженная неверная речь – смех над невежеством, бескультурьем. Быт определяет речь.


III. Обобщение.
- Каков же герой рассказов М.Зощенко?

Как проявляется языковой комизм писателя?

Каковы черты духовного мира людей 20-40 г.г. ХХ века?

Урок я заканчиваю словами Б. Окуджавы. Именно таким хотел видеть человека М. Зощенко.


Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство –

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь, как человек. Б. Окуджава

Литература.


    1. М.Зощенко. Рассказы. М.: «Художественная литература». – 1987.

    2. М.Зощенко. Возвращенная молодость. М.: ОНИКС.- 2003.

    3. Н.Л. Крупинина, Н.А.Соснина. Сопричастность времени. М.: «Просвещение». – 1992.

    4. Русские писатели ХХ века. Библиографический словарь. – М.: «Рандеву - АМ». – 2000

    5. Энциклопедия. Русская литература. «Аванта+». – 1999.

Открытый урок литературы в 6 б классе в рамках участия в конкурсе «Учитель года»

Тема: М.М. Зощенко. Рассказы «Галоша», «Встреча», «Стакан».

Цели урока: 1. закрепить у учащихся знания текстов рассказов «Галоша»

«Встреча», «Стакан» М.М.Зощенко; выявить восприятие

учащихся; побудить к чтению;

2. развивать речь уч-ся, творчество ребят, познавательную

активность, расширять словарный запас шестиклассников

формировать интерес к уроку литературы;

3. обучение навыкам группового и межличностного общения,

способствовать сплочению коллектива через развитие

чувства товарищества и доброго соперничества.

Форма урока: игра «Умницы и умники».

Оборудование: портрет писателя, ИТ, плакат с речевыми оборотами,

ТСО (магнитофон), рисунки учащихся, эпиграф к уроку.

Ход урока.

Звучит музыка.

1. Приветствие, пожелания.

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Вы уже поняли, что урок сегодня будет необычным. Он пройдёт в форме игры «Умницы и умники». Я думаю, что все вы видели телеверсию этой игры?

(Высказываются дети).

Тема урока: Рассказы М.М.Зощенко «Галоша», «Встреча», «Стакан».

В ходе игры мы увидим, как хорошо вы знаете тексты этих произведений, вспомним такие понятия как «юмор» и «сатира».

Ребята, посмотрите, я приготовила к каждому из рассказов символ. Давайте, определим, какой символ относится к каждому из рассказов».

(Работа с символами).

2. Начало урока.

Учитель: «Ребята, прежде чем начать игру, я думаю, всем нам хотелось бы услышать немного о М.Зощенко. Обратите внимание, писатель сегодня тоже присутствует на уроке. Посмотрите на его портрет. Что вы можете сказать о нём?»

(Работа с портретом).

Учитель: «Кто может рассказать о М.Зощенко?»

Доклады уч-ся:

1. М.Зощенко родился в 1895 г. Это был писатель - сатирик. Родился в семье художника. В 1913 году окончил гимназию и поступил в Петербургский университет на юридический факультет. За свою жизнь З. переменил несколько профессий: был сапожником, актёром, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом.

2. Первый рассказ З. был опубликован в 1921 году, когда ему было 26 лет. Первая книга «Рассказы Назара Ильича: господина Синебрюхова» представляет собой сборник коротких юмористических рассказов, где от лица героя - рассказчика повествуется о разных забавных происшествиях.

3. Народ в рассказах З. многолик, многословен, проявляет активность, однако, когда от него требуется веское слово, - замолкает, при малейшей опасности или ответственности – пасует.

4. Можно выделить две главные разновидности рассказов З. В одних персонаж совпадает с рассказчиком: герой рассказывает о себе, сообщает подробности о своей среде и биографии, комментирует свои поступки и слова («Кризис», «Баня» и др.). В других – сюжет отделён от рассказчика (герой – не рассказчик, а лишь наблюдатель описываемых событий и поступков).

5. Помимо произведений сатирических, есть у З. вещи автобиографического характера: детские рассказы и неоконченная повесть «Перед восходом солнца».

6. В середине 40-х годов сатирические произведения З. перестали появляться в печати. Отсутствие работы. Нищета. Продажа домашних вещей. Занятие сапожным ремеслом. Отчуждение от читательской среды, изоляция от многих вчерашних друзей и знакомых.

7. Персонажи З. унижены, у них растоптано чувство собственного достоинства. Обращаясь к читателям, как две капли воды похожим на его персонажей, З. помогал им открыть глаза на самих себя. Смеясь над чужой глупостью, читатели учились смеяться над собой, видели со стороны себя, и это не выглядело слишком обидно: ведь автор сочувствовал им. Они, т.е., мы сегодняшние читатели, тоже опознавали пошлость, которую З. умел обозначить.

3. Знакомство с правилами игры.

Итак, а теперь давайте обратимся к игре «Умницы и умники». Сейчас я объясню правила игры.

Викторина состоит из 2-ух этапов, в ходе которых из всего класса в финал выйдут 3 игрока. Финальное состязание определяет одного победителя – «Главного умника». За каждый правильный ответ игрок получает право сделать шаг вперед на своей дорожке. В случае если участник затрудняется ответить или его ответ неверен, ведущий обращается к теоретикам (из числа зрителей). За правильный ответ «теоретик» получает орден «Шёлкового умника». «Теоретик», набравший наибольшее количество орденов будет награждён. Перед тем, как игроки начнут соревноваться, между ними произведётся розыгрыш дорожек.

Судить состязание будет Высокий ареопаг. (Представление судей).

Итак, ребята, ВПЕРЁД!

4. Начало игры.

Сейчас мы выберем участников. Кто правильно ответить на вопрос, тот и будет участвовать в состязании.

1. В своих рассказах М. Зощенко использует юмор и сатиру. Кто нам ответит, что такое юмор?

(2-й слайд – Юмор – изображение героев в смешном виде.)

2. Что такое сатира?

(2-й слайд – Сатира – высмеивание, разоблачение отриц. сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном виде.)

3. В своих рассказах З. высмеивает недостатки в обществе. Мы встретимся с таким явлением как волокита. Скажите, как вы понимаете это слово?

(3-й слайд – Волокита – недобросовестное затягивание дела, осложняемое выполнением мелких формальностей, излишней перепиской).

Теперь у нас есть участники. Давайте поздравим их с этим. И сейчас им предстоит разыграть дорожки. В течение 1 минуты игроки должны ответить на вопрос, что З. высмеивает в рассказах «Галоша», «Встреча», «Стакан»?

Судить их ответы будет Высокий ареопаг. А пока наши участники готовятся, вам, ребята, представляется возможность получить орден «Шёлкового умника».

1. Кем был отец у М. Зощенко?

2. Какими профессиями занимался З. в течение своей жизни?

3. Каких персонажей изображал З.?

4. Какие две разновидности зощенковских рассказов можно выделить?

Теперь давайте обратимся к нашим участникам. Слушаем ответы.

Итак, Высокий ареопаг сейчас объявит результаты, кто из участников будет выбирать дорожку первым, вторым, третьим.

Перед выбором дорожек я хочу сказать вам, что красная дорожка – самый короткий путь к победе, ибо участник должен ответить всего лишь на три вопроса. Однако, избрав красную дорожку, игрок подвергает себя наибольшему риску – он не имеет права ошибаться. На жёлтой дорожке – участника ожидает 4 вопроса, зато допустим 1 неправильный ответ. Зелёная дорожка – длиннее предыдущих – ведущий задаёт игроку 5 вопросов. Тем не менее, у зелёной дорожки есть своё преимущество: здесь можно ошибаться 2 раза.

(Выбор дорожек).

Пока участники играют на дорожках, остальные делятся на 2 группы, им даётся индивидуальное задание. 1. нарисовать эмблемы к рассказам;

2. ответить, в каком рассказе наблюдается

такое явление как волокита?

3. у каждой группы на столе стоит коробка, в

которой находятся определённые вещи.

Нужно определить к какому из рассказов

можно отнести каждую вещь.

Вопросы к участнику, который выбрал зелёную дорожку («Встреча»):

1 С каких строк начинается рассказ «Встреча»?

2. Каким качеством, по мнению главного героя, обладают все люди?

3. Зачем пищевик преследовал главного героя?

4. После разговора пищевик и главный герой разошлись по дорогам, но с какой просьбой пищевик вновь обратился к главному герою?

5. Весь вечер герой думал о случайном попутчике. Почему? Какие мысли его занимали?

Резерв: Что сердце подсказывало герою насчёт преследователя?

Вопросы к участнику, выбравшему жёлтую дорожку («Галоша»):

1. В каком месте главный герой потерял галошу?

2. Какие приметы галоши назвал герой?

3. Какой сезон по счёту носил герой галошу?

4. Отдали ли сразу герою галошу?

Резерв: Зачем герой сохранил галошу?

Вопросы к участнику, игравшему на красной дорожке («Стакан»):

1. По какому поводу пригласила героя Марья Васильевна Блохина?

2. Чего было вволю на столе, что можно с собой домой брать? Что герой подумал о чае?

3. Почему герой потребовал в суде, чтобы ему вернули этот треснувший стакан?

Резерв: Чем закончилась ссора хозяйки с героем?

В какой день недели намечался этот пикничок?

(Проверка групповых заданий).

В каком же из рассказов наблюдается такое явление как волокита? Обоснуйте свой ответ, используя в речи речевые обороты.

Инсценировка.

Ребята нам подготовили сцену в лицах из рассказа «Галоша», в которой наблюдается разбираемое нами понятие волокита.

5. Итог урока (делаются выводы).

Ребята, а что высмеивал З. в данных рассказах?

Давайте вспомним, что такое юмор и сатира?

Какое из этих понятий уместно на нашем уроке? Почему?

Каких людей изображал З. в своих рассказах?

Обращение к эпиграфу урока. (Читается эпиграф).

«Вы не только смешили, вы учили нас жить…»

Как вы думаете, почему читатель сказал именно такие слова? Как вы их понимаете?

Понравились ли вам рассказы З.? Чем?

Встречали ли вы таких людей, каких изображал З.?

6. Награждение. (Победители награждаются грамотами).

Технология проблемного изучения.

Современное прочтение рассказов М. Зощенко. Урок литературы в 11 классе « Смех - великое дело

Цели урока:

  1. доказать, что рассказы М. Зощенко современны и актуальны;
  2. показать, как решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказах Зощенко;
  3. совершенствовать умения анализа литературного произведения;
  4. вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к культуре вообще.

Ход урока.

О, смех великое дело!

Ничего более не боится человек так,

Как смеха… Боясь смеха, человек

удержится от того, от чего бы не удержала его

никакая сила.

Н.В. Гоголь

  1. Слово учителя. Работа с эпиграфом, определение проблемы и задач урока.

Ребята! Готовясь к нашему уроку, вы прочитали очень много рассказов Зощенко. Перечислите их. Как вы поняли, над кем и над чем смеётся писатель? Современны ли рассказы Зощенко?

2 . (Подготовленный ученик делает сообщение, где акцентирует внимание на проблематику рассказов Зощенко).

Ученик:

Значительное место в творчестве Зощенко занимают рассказы, в которых писатель непосредственно откликается на реальные события дня. Наиболее известные среди них: «Аристократка», «Стакан», «История болезни», «Нервные люди», «Монтёр».

Проблематика рассказов:

1. «Аристократка»

После революции старое, привычное забыто и отвергнуто, а по-новому жить ещё не научились.

3. «Беспокойный старичок »

4. «История болезни»

Высмеивается низкий уровень медицинского обслуживания.

5. «Слабая тара»

Критика взяточников, которых наплодила разросшаяся административно-командная система.

6. «Качество продукции»

Процветающая на производстве халтура и нехватка товаров первой необходимости вынуждают людей «бросаться» на «заграничную продукцию».

Вывод: Значение творчества Зощенко трудно переоценить - его смех остается актуальным и в современное нам время, потому что людские и общественные пороки, к сожалению, все еще остаются неискоренимыми.

3. Слово учителя:

- Творчество Михаила Зощенко самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по- своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие «зощенковский герой». Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль.Писатель жил в уникальной стране, и его нравственное, гражданское формирование как сатирика пришлось на послереволюционное время.(Годы жизни писателя написаны на доске 1895-1958).

Мы знаем: писатель и эпоха неделимы. Ребята, напомните, в какое время жил Зощенко? Что происходило в стране? Счастлив ли был советский человек?

Ученик: (Революции, Гр. война, становление молодой республики)

Верно:

В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве.

Выставка, которая перед вами отражает все стороны жизни Советского Союза эпохи строительства социализма. Художники и скульпторы стремились запечатлеть на полотне или в камне историческое время - время становления молодой республики. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени.

Ребята! Прослушайте несколько строф из песни “Широка страна моя родная» композитора Дунаевского, автор текста Лебедев- Кумач.. Определите ключевые слова и запишите их в тетради.

(человек счастлив, хозяин, молодым везде у нас дорога, старикам почёт, вольно дышит человек, никто не умеет лучше нас смеяться и любить…)

А все ли было так гладко?

Обратимся к материалам, отражающим эпоху. Они перед вами. Внимательно прочтите. К какому выводу вы пришли?

Бросается в глаза несоответствие эпохи. Эти же противоречия обнаружил и М. Зощенко. (Перед вами шаржи на портрет писателя, Вы знаете, что Зощенко – автор юмористических рассказов. Его представляли так, но на самом деле он был другим: внешне, как страна, могучий и сильный, а внутренне –больной и опустошенный.)

4. Эпоха М.Зощенко. Сообщение подготовленного ученика

Рассказы Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать его произведения. Но все это было временно. Писатель так безошибочно угадывал все, что происходило в стране, что, в конце концов, ему предъявили обвинение.

Историческая справка 1 .

“…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс… нужна ли сатира?”

И в 1946 году вышло постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором многие не подозревали.

В журнале "Звезда" за последнее время, наряду со значительными и удачными произведениями советских писателей, появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений.

Грубой ошибкой "Звезды" является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции "Звезды" известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание. Последний из опубликованных рассказов Зощенко Приключения обезьяны представляет пошлый пасквиль на советский быт и на советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами. Предоставление страниц "Звезды" таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции "Звезда" хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь как Перед восходом солнца, оценка которой, как и оценка всего литературного "творчества" Зощенко, была дана на страницах журнала "Большевик"...

Из Постановления оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград" 14 августа 1946 года

Историческая справка 2.

В 30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм”.

А ведь именно такой простой человек и стал героем рассказов Зощенко. Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими.

5. Работа с терминами. Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете обратиться к словарю. Запись в тетрадь.

Юмор - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

Сатира - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

6. Анализ рассказов М.Зощенко.

А теперь анализируем рассказ “Аристократка”. Наша задача определить:

над чем смеется Зощенко и с помощью чего он этого добивается?

Итак, рассказ небольшой, около 150 строк.

Играет ли это роль? Почему? Записываем – краткость .

Зощенко писал о своём языке: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей.)

Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко.

(Небогатый человек приглашает даму в театр. Заходят в буфет. Денег в обрез. На этой почве переживания героя. Это тоже прием Зощенко. Записываем – простота сюжета .

От какого лица идет рассказ? Как называется этот прием в литературе?

“Я, братцы мои, не люблю баб…” Записываем – сказовая манера .

Комментарий учителя:

Язык рассказов Зощенко был собирательным; он вобрал в себя всё самое характерное, яркое из простого языка масс и в отжатом, концентрированном виде вышел на страницы зощенковских рассказов. Тогда- то и стал он литературным языком – неповторимым сказом народного писателя Зощенко.)

А почему в шляпках? Прочтите весь абзац. (Классовый признак – аристократка ).

Герой, конечно, понятия не имеет, какие бывают аристократки, но поясняет: “Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место”.

Что можно сказать о таком герое?

(Глупый, темный, необразованный, невежа, невежда).

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда – малообразованный человек.

(Одним словом, мещанин – человек с мелкими интересами, узким кругозором).

Мещанин из рассказа Зощенко, как и положено, мыслить не может. Может быть, именно таких дам в шляпках и чулках он видел на плакатах и с тех пор воспринимает их как врагов .)

Но, почему вдруг зуб золотой? О чем он может говорить?

(Шпанская мода, показатель материального благосостояния).

Что это за прием? (Деталь ).

Для чего такое обилие деталей? (Нагнетание, усиление). Записываем – нагнетание деталей .

Что еще бросается в глаза? Какова речь героя? (Примеры зачитать).

Просторечия, стилистически приниженная лексика, иногда жаргон. Записываем – речь героя .

Итак, намечена экспозиция . Что это такое?

Какое слово явно неуместно? Почему?

Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию.

О чем говорит неуместное употребление слов? Записываем – неуместное употребление слов .

Герой вспоминает о своем неудавшемся романе. Как он ухаживает за героиней?

(Заходит к не как “лицо официальное” с вопросом об исправности водопровода и уборной, то есть ухаживание происходит “на фоне производства” ).

Почему? Кто же он?

(Сантехник, а мы помним, что представитель рабочего класса выше всякого стоит).

Смешно? Грустно!

Кто же эта аристократка? Можно ли сказать, что она и герой – одного поля ягоды? Почему?

Чем нравится ей герой? Докажите.

Почему ей хочется в театр?

Как герой получает билет?

(член ком. ячейки)

Идут в театр. Интересует ли он героев? Докажите.

Прервемся. Я задаю вам настроение (две картинки), прочитайте отрывок, отмеченный в тексте, с этим настроением.

Какой вывод можно сделать? Почему нам смешно?

В чем особенность стиля Зощенко? (Простота, ясность, яркость, живость). Записываем – стиль автора.

Прозвучало предупреждение: “Ежели, - говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу” (Герой волнуется)

Что отвечает она? (Мерси).

Что это за слово?

Герой снова дает спутнице оценку. Как она идет? Что это за походка?

- “…цоп с кремом и жрет…”, герой волнуется. Докажите.

- Наступает кульминация .

Герой кричит, скандал. Прочтите эту сцену в лицах.

Все становится ясно. Героиня видит подлинное лицо кавалера. Он бедняк, никакая не власть, еще и дурак.

А что думает герой о ней? Докажите.

Наступила развязка. Что это такое?

Запишите, над чем смеялся Зощенко в этом рассказе? Что у вас получилось?

Вывод: пороки в рассказе изображаются зримо, ситуация перерастает из смешной в сатирическую, обнажается суть мещанства. Несмотря на конфуз с деньгами, рассказчик прочитывает даме мораль с позиций пролетариата:» Не в деньгах счастье».Хотя из фабулы рассказа вытекает, казалось бы обратное.

А вот другая ситуация. Рассказ “Стакан”. Напомните сюжет.

Прочитайте первый абзац, убирая специфические для Зощенко выражения. Есть ли повод для смеха?

Убедились, что без особых языковых приемов автора нет эффекта. (Зачитывается текст автора).

Это сатирический рассказ. Над чем же смеется Зощенко в этом рассказе?

VI. Слово учителя.

Вот они герои эпохи. Могли ли эти “винтики” быть олицетворением силы и мощи государства, как это им предопределяли? Значит, нужен другой герой.

Вы не берете с собой то, над чем смеялся еще Зощенко. Следовательно, его рассказы актуальны.

Зощенко был заклеймён как «пошляк»,
«хулиган» и «подонок русской литературы». Его имя стало ругательством.
Творчество Зощенко многие, да и сам писатель, сравнивали с творчеством
Гоголя. Нет, Зощенко не равнял себя с Гоголем. Он сравнивал с его судьбой свою… Как то, размышляя об этом, Зощенко занёс в свою записную книжку:
«Гоголь ожидал, что его не поймут. Но то, что случилось, превзошло все его ожидания». Эту запись можно вполне отнести и к самому Зощенко.

Но Зощенко не забыт. Как бы не клеймили его позором те же советские писатели середины века, Зощенко до сих пор читают и любят, его рассказы актуальны и по сей день, может быть только не в такой степени, как раньше.
В чём-то, даже, по-моему, значимость любого писателя определяет время. А то, что Зощенко не забыли и его рассказы до сих пор читают наши современные юмористы-сатирики, такие как Жванецкий и Задорнов, говорит о многом.

VII. Домашнее задание (по выбору):

  1. проанализируйте любой рассказ Зощенко, мотивируя свой выбор;
  2. напишите рецензию на любой рассказ М.Зощенко.

Технологическая карта урока.

Предмет: Литература.

Теория литературы. (По произведениям М. Зощенко)

Класс: 6

Учитель: Шмидт Л.Н.

Тема урока: «Мир уцелел, потому что смеялся».

Цели урока:

1.Образовательные - расширить знания учащихся по теории литературы, познакомить с понятиями сатира и юмор, формировать умения находить данные понятия в тексте;

2.Развивающие - развивать интерес к художественной литературе, формировать коммуникативные навыки через развитие речи учащихся, совершенствовать степень владения нормами литературного языка.

3.Воспитательные – формировать толерантное отношение к людям; развивать чувство товарищества, доброты.

Тип урока : изучение нового материала.

Технология : Личностно – ориентированное обучение и воспитание.

Формы работы : фронтальная работа, групповая, индивидуальная.

Методы обучения словесные: беседа, объяснение;

наглядные методы: иллюстрированный и демонстрационный;

практические: карточки, работа с текстом.

Репродуктивный, частично – поисковый.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран.

Раздаточный материал : карточки, текст.

Основные понятия : юмор, сатира, гипербола

Краткое описание замысла занятия:

Урок построен на приемах личностно – ориентированного обучения с игровыми элементами.

    Организационно – мотивационный момент – приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок, объяснение темы урока, цели. Работа с эпиграфом.

    Работа по теме урока (усвоение новых знаний сатира, юмор; выясняем, что же вызывает смех?)

    Закрепление понятий: 1. Рассказ «Галоша и мороженое» - инсценировка учащимися, фронтальная беседа. 2. Рассказ «Стакан» - работа с карточками, текстом, фронтальная беседа. 3.Рассказ «Кочерга» - знакомство с сюжетом произведения. Работа с формой слова. (Смешными могут быть не только слова, но и неправильные формы слова.)

    Подведение итогов – почему смех помог миру уцелеть?

    Рефлексия. Оценочные листы.

Ход урока

    Орг. момент.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте.

    Позвольте мне объявить о цели своего визита и зачитать свое официальное обращение к вам, ученикам 6 класса. Но что это? Что за шутки шутить изволите? Ну-ка, посмотрите, не закатились ли под парты имена прилагательные? Ну, да я ищу прилагательные! Наверное, в дороге высыпались из моего текста. Как же выйти из этого положения?.. Может, вы мне поможете?

(Цель: Заставить засмеяться от неожиданного, от несоответствия прилагательного существительному).

Я, Шмидт Лидия Николаевна (красивая, веселая) _________________________

Учительница вкусной Большебаяновской школы прибыла в ваш умный класс с целью дать храбрый урок словесности. Я рада приветствовать (небесных) ________________ гостей и счастлива видеть (синие)______________ лица учеников. У меня (трусливое)____________________ настроение, а потому не замедлю объявить, что тема нашего урока: «Мир уцелел, потому что смеялся».

А почему вы, ребята смеялись? Что вызвало ваш смех? Как же называется прием, который вас так рассмешил? Итак, наша цель:

Постарайтесь рассмеяться

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.

Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни, но в 6 классе вам впервые придется взглянуть на смешное глазами литературоведов. Ведь чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы, которые называются художественными средствами.

    Работа по теме урока.

Сегодняшний урок по теории литературы, но литературы комической - предваряет изучение курса 6 класса. Вы уже познакомились с произведением Зощенко «Галоша». Что на ваш взгляд было смешным в произведении? А в чем сила смеха? Как вы понимаете смысл эпиграфа нашего урока? (Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше).

    Какие произведения вызывают наш смех? (юмористические, сатирические)

    Что такое юмор, сатира? Обратимся к записи на доске.

В чем природа комического? Почему возникает смех? Одну причину несоответствие - мы уже назвали. Поищем еще.

Что я вижу? Вижу стол.

Странно: он и пуст и гол.

Не оборудован урок –

Это главный мой упрек.

(Из-за двери втаскиваю чемодан)

    А теперь почему вам смешно?

Значит смех вызвали …

НЕОЖИДАННОСТЬ!

НЕСООТВЕТСТВИЕ!

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ.

    А прием преувеличения в литературе мы как называем?

(Гипербола)

    Закрепление понятий.

Вот вам первая загадка:

Что внутри там – горько, сладко?

Или вовсе несъедобно?

Кто ответит мне подробно?

(дети фантазируют).

Открываем чемодан:

Галоша! Кочерга! Стакан!

Ну, на что это похоже?

Кочерга, стакан, галоша…

И зачем же на урок

Их учитель приволок?

    Да это не просто предметы – это герои рассказов Зощенко. Уверена, мы с вами справимся и с художественным текстом. Сегодня мы вспомним произведение автора, с которыми вы уже познакомились на уроках литературы в 5 классе. Как звали великих путешественников, вместе с которыми мы от души смеялись? (Леля, Минька).

    Я попрошу двух ребят инсценировать отрывок из рассказа «Галоши и мороженое». Тем более и галоша у нас есть!

«И вот однажды летом мы с Лелей гуляли в нашем саду. И Леля нашла в кустах галошу. Обыкновенную резиновую галошу… Вот Леля нашла эту галошу и для потехи надела ее на палку. И ходит по саду, машет этой палкой над головой».

    Как вы думаете, здесь мы встречаемся с юмором или сатирой?

    А над чем смеемся?

    Да, сама ситуация смешная и ассоциации, которые она вызывает. Машут над головой знаменем, флажком, а здесь - галоша!

(Показываю ребятам стакан)

    Знаком ли вам этот предмет? Представьте, что вы пригласили в гости друга, он во время чаепития случайно разбил стакан. Как вы поступите? Как поступит он?

    Мне очень по душе ваша искренность, находчивость, доброжелательность. Совершенно иначе поступают герои рассказа Зощенко. Слушаем рассказ «Стакан», анализируем ситуацию, наблюдаем за речью героев (Предварительно поясняю: деверь – брат мужа).

    Читаю рассказ.

    Вы так живо, искренно, весело отзывались на рассказ что не надо спрашивать, понравился ли он. Смех – высшая ваша оценка. К каким произведениям вы бы его отнесли к юмористическим или сатирическим? Что же высмеивает писатель? (Мелочность людей, Такой пустяк стал причиной ссоры).

    А как они говорят, какие слова употребляют? Культуры никакой!

    А как вы думаете, ребята, в жизни такое могло случиться? Зачем же писателю потребовалось такое преувеличение или, как мы говорим гипербола?

    Верно, чтобы высмеять человеческие пороки. Художник выбрал такую ситуацию и так ее подал, чтобы мы рассмеялись, осуждая недостойное поведение людей. Чем больше мы смеемся над грубостью, невежеством героев, тем … продолжите мою фразу!

    Верно, ребята, молодцы! Вы отметили, что смех осуждения вызвала речь, язык героев. Что можно о них сказать?

    (Слова у них грубые, они их неверно употребляют)

    Примеры можете привести? Запомнились такие слова?

    Да у героев Зощенко речь часто неправильная, лексика грубая. Разве писатель не знал хороших слов?

    И снова вы правы. Это еще один литературный прием – сниженная, неверная речь, - вызывающий наш смех над бескультурьем.

    Теперь представьте, что вы переводчики. Ваша задача «перевести» подчеркнутые в карточках слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля. При этом постараемся передать язык героев Зощенко.

(Работа с карточками)

    Предложенное слово азартно обсуждается, отвергается или принимается. Радуемся, когда наши находки совпадают с авторским текстом.

С огорчением убеждаемся, что современная лексика не оставила бы писателя без работы и сегодня, в чем мы убедились выполняя это задание.

По утверждению Д. Свифта, как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку. Вот мы и судим: то есть оцениваем человека и в данном случае осуждаем. Герои Зощенко безобразны и потому смешны. А мы уже убедились: чем больше люди смеются над грубым и глупым героем, тем менее захотят быть на него похожими.

Смешными могут быть не только слова, но и неправильные формы слов. Это прием успешно применен Зощенко в рассказе «Кочерга».

Суть этого рассказа в том, что в одном учреждении истопник нечаянно обжег кочергой руку служащей, На строгий выговор директора ответил, что у него на шесть печей всего одна кочерга, Вот если б на каждую печь иметь по кочерге, то не пришлось бы с единственной кочергой ходить от печки к печке и травмировать служащих. Эта простая мысль понравилась директору, и он стал диктовать машинистке требование на склад: «в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче..» тут директор осекся.

    Как бы вы закончили коварное слово?

Директор прямо спросил истопника, что ему нужно. «Сами знаете что», -угрюмо ответил истопник. «Пять кочерыжек». Самое смешное в этой истории то, что вскоре бумажка со склада была возвращена с резолюцией: «Отказать за неимением на складе кочерыжек» (Правильный вариант - кочерег).

Но вернемся к рассказу « Стакан». Мы уже обнаружили с вами умелое, талантливое использование писателем несколько приемов, вызывающих комический эффект. А вот об одном забыли. Никто не подскажет?

- Моляр скончался, а вдова пикничок на 40 день устроила.

    Какая ты умница, конечно же, несуразица: повод печальный, а устраивается пикничок, т.е. веселое развлекательное сборище. Вещи эти несовместные. Одно отрицает другое. О чем же мы говорим, о каком приеме? А он единственный раз употреблен: Напрягите-ка память?

    Повод ссоры пустяшный, а дело дошло до суда. Герой грозит обидчикам не больше, не меньше – трибуналом.

    Еще очень смешна антитеза: «ничего я на это не ответил, только говорю…»

    Подведение итогов урока.

    Спасибо! Мы сегодня много посмеялись. Почему смех помог миру уцелеть? Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «Смех исправляет нервы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.

Урока время истекло…

Я вам ребята благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

5. Рефлексия. Раздаю оценочные листы.

Приложение к уроку. (Карточки)

разбили?

«Переведите» слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля, при этом постарайтесь передать язык героев рассказа Зощенко.

А деверь больше других возмущается.

«Переведите» слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля, при этом постарайтесь передать язык героев рассказа Зощенко.

Народу пришло .

«Переведите» слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля, при этом постарайтесь передать язык героев рассказа Зощенко.

Об сахарницу, об ручку, я прибор и стукнул; Никак, батюшка, стаканчик разбили?

«Переведите» слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля, при этом постарайтесь передать язык героев рассказа Зощенко.

А деверь больше других возмущается.

«Переведите» слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля, при этом постарайтесь передать язык героев рассказа Зощенко.

Народу пришло .