Разделы: Литература

Тема: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»). 9-й класс.

Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.

Задачи урока: совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь.

Методическое оборудование: портрет М. Шолохова, репродукции к рассказу «Судьба человека», словарь С.И. Ожегова, видеокадры фильма «Судьба человека».

Методы обучения : словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, кадры видеофильма), практические (работа с текстом).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «65-летию Великой Победы посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньше людей, участвовавших в боевых действиях, видевших войну.

Интерес к этому периоду истории нашей страны не угасает, наоборот, молодежь пытается понять, что помогло этим людям выжить и победить, почему жестокие, кровавые, смертельные годы войны многие участники ее вспоминают светлым чувством?

Видимо, потому, что были молоды, война была временем подлинных и безусловных ценностей, где проверялась любовь, безусловная дружба. Люди были сплочены, объединены одной общей целью - уничтожить врага, мужественно защищали каждую пядь родной земли, в любой момент готовы отдать самое дорогое – жизнь за свободу Родины, показывая чудеса героизма и стойкости, мужества и несгибаемости русского духа, русского характера.

II Мотивация учебной деятельности

Подготовка к написанию конкурсного сочинения «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»

III. Сообщение темы, цели урока, эпиграфа

Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, не щадит и врага… А.Н. Толстой « Русский характер»

IV. Воспроизведение знаний учащихся

1) История создания рассказа М. Шолохова «Судьба человека». (Сообщение ученика.)

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
М. Исаковский

Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок, М. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и по рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе.
Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.

Рассказ появился в конце 1956 года. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую, где жил и работал писатель.

2) Как вы думаете, ребята, чем же привлек внимание читателей этот рассказ?

Прежде всего в нем с предельной ясностью, правдой, с подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годы испытаний. М. Шолохов показал, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом.

Есть свидетельства солдат, с которыми писатель встречался под Сталинградом. У одного из них был роман «Война и мир» Л. Толстого, где Шолохов оставил запись красным карандашом: «Друзья мои! Ни шагу назад! Пусть слава Бородина вдохновит нас на ратные подвиги. Верю, реять красному знамени над рейхстагом! До встречи в Берлине. Ваш Шолохов».

Всякий раз новому пополнению, по приказу комбата, зачитывались, эти слова Шолохова, они заучивались наизусть.

3). История названия рассказа «Судьба человека». (Слово учителя.)

Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества - эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел М. Лермонтов в стихотворении « Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Л. Толстой в «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире». Все эти качества есть у А. Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

V. Словарная работа

Подберите синонимы к слову судьба. (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение.)

Каково лексическое значение этого слова в толковом словаре С. Ожегова? («Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством».)

Именно в этом значении употребил данное слово М. Шолохов. Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов.

VI. Работа по тексту рассказа

1. Когда и при каких обстоятельствах происходит наше знакомство с героем рассказа?

Опишите его внешность.

2. Как называется эта часть композиции? (Экспозиция.)

3. Какова по настроению экспозиция рассказа? Какую роль здесь играет пейзаж?

(Экспозиция спокойна, нетороплива. Повествование от первого лица, взгляд, который подмечает множество подробностей весеннего дня (бездорожье, размокший снег, разлив реки, белые облака.)

4. Какова роль экспозиции?

(Она мотивирует рассказ Соколова, предваряя предельную искренность.)

5. Но только в этом ли ее значимость? Каков характер деталей, отобранных Шолоховым для описания внешности, мира и облика людей?

(Образ послевоенной весны; признаком уходящей зимы вторит напоминание об ушедшей войне; в облике людей: «солдатские ватные штаны», «новые солдатские ботинки», «ушанка»; вся картина мира как символ весеннего возрождения мира; глаза Соколова «словно присыпанные пеплом»); глаза Ванюши (светлые, как небушко)).

Вывод: экспозиция подготовила превращение рассказа о судьбе шофера А. Соколова в повествовании о судьбе человека.

6. Кратко вспомните историю жизни Соколова?

Соколов - Ирина (два одиночества).

7. Как складывается судьба Соколова на фронте?

Как попал в плен?
- Эпизод в церкви, случай с предателем.
- У коменданта лагеря Мюллера.
- «Наука ненависти» (в плену).

8. Играет ли эта деталь (выпил водку) в жизни героя? (Подчеркивает его моральную стойкость.)

10. Как вы понимаете слово « подвиг»?

Побег из плена- это подвиг?

(Подвиг – русск., героический, самоотверженный поступок.)

Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии № 270 от 16 августа 1941 года гласит, что все части красноармейцев обязаны драться до последней возможности, а если примут решение сдаться в плен, то их уничтожат свои же. Семьи сдавшихся в плен лишались помощи и пособий. Сталин говорил, что у нас нет пленных, у нас есть только предатели.

В рассказе об этом Шолохов ничего не сказал.

И до конца в живых изведав,
Тот крестный путь, полуживым, -
Из плена в плен – под гром Победы
С клеймом преследовать двойным!

11. Как складывается судьба Соколова после войны?

12. В чем Соколов увидел смысл своей жизни? (Ребенок – продолжение жизни. Рита Осянина - сын (мужское начало), «А зори здесь тихие…».)

13. Какой эпизод (эпизоды) рассказа можно назвать кульминацией? (У коменданта Мюллера. Усыновление Вани.)

14. В чем видит Шолохов истоки мужества своего героя? (Твердость, моральная стойкость, качества, воспитанные советской эпохой.)

15. В каких произведениях русских писателей встречалась проблема русского национального характера? («Слово о полку Игореве», А. Толстой « Русский характер», Б. Васильев «А зори здесь тихие…», Лесков «Левша», Н. Чернышевский «Что делать?», Л. Толстой «Война и мир».)

16. Как вы считаете, какая черта из всех перечисленных самая важная? (Патриотизм, любовь к Родине).

17. Что вы вкладываете в это понятие? (Само понятие Родина, во имя долга перед которой герой готов на величайшее самопожертвование, в рассказе М. Шолохова предстает как очень емкое понятие. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем не возместимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердил великое право на вечную жизнь на земле, на светлое будущее своей страны.)

18. Обращение к эпиграфу.

Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.

И в конце наших рассуждений мне хотелось бы поставить многоточие, потому что нельзя до конца осознать, в чем же заключается красота души русского человека, его характер. Русский характер, как и русская душа, всегда были и остаются загадкой для мировой культуры.

И воистину справедливы слова Ф.Тютчева:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.

VII. Итоги урока

Выставление оценок, обоснование.

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»

Конспект открытого урока по литературе.

Взвод: 12

Дата: 28.04.12

Тема урока:

«Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

Цели урока:

  1. Познакомить с биографией и творчеством М.А.Шолохова.
  2. Познакомить учащихся с военной тематикой в произведениях советских писателей на примере рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».
  3. Развивать навыки самостоятельно работать с художественным текстом, умения высказывать и аргументировать свое мнение.
  4. Воспитывать любовь к Родине, уважение к ее нелегкой истории, любовь к родному языку и литературе.

Материалы и оборудование: презентация, портрет И.А.Шолохова, текст, учебник, фильм С.Бондарчука «Судьба человека».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Многие советские люди прошли Великую Отечественную войну. Среди них были писатели, поэты.

Назовите фамилии поэтов, писателей-фронтовиков? (Слайды №5,6,7,8)

Николай Майоров, Михаил Луконин, Семен Гудзенко, Павел Коган, Николай Кульчицкий - ушли на фронт, многие из них не вернулись с войны.

Одним из произведений, посвященных событиям Великой Отечественной войны, является рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека».

А что вы можете рассказать о самом Шолохове, авторе рассказа «Судьба человека»? (Выступление учащихся с заранее подготовленной презентацией).

3. Изучение нового материала.

А теперь давайте перейдем непосредственно к рассказу «Судьба человека». Обратите внимание на композицию рассказа.

Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения?

(Автор пользуется особым композиционным приемом - рассказ в рассказе. Сюжет произведения включает рассказ Андрея Соколова о своей судьбе. Это исповедь мужественного человека: ведь чтобы снова, в повествовании, пережить все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, необходимы огромные душевные силы.)

(Герой рассказа Андрей Соколов - обыкновенный, простой человек. Он появляется вместе с маленьким мальчиком, которого называет своим сыном. Автор сразу замечает непонятную особенность: одежда ребенка хоть и не новая, но добротная, порванный рукав аккуратно зашит, а одежда отца зашита небрежно - сразу видно, что штопал мужчина. Автор предположил, что его случайный собеседник или овдовел, или не ладит с женой.)

Как вы думаете, почему Андрей Соколов рассказывает историю своей жизни незнакомому человеку?

(Наверное, потому, что герой Шолохова много пережил, а близких людей у него нет, кроме усыновленного им Ванюши. Но мальчик еще маленький, к тому же он тоже хлебнул горя - потерял родителей, причем мать погибла, когда они вдвоем ехали в поезде, во время бомбежки, и приемный отец его бережет и жалеет. Да и не для малыша такой рассказ. Андрей по профессии шофер. Увидев человека, ждущего возле машины, он подумал, что тот тоже шофер - значит, «свой брат», как говорится. «Одному-то и курить, и помирать тошно», - неловко оправдывается Андрей.)

Действие рассказа «Судьба человека» происходит вскоре после войны; однако сам рассказ был написан намного позже в 1956г.: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и созданием рассказа прошло около 10 лет.

Как вы думаете, почему такой рассказ не мог появиться раньше?

(В рассказе нет выраженной идеологической позиции. Хотя Андрей Соколов и упоминает о том, что среди пленных половина были коммунистами, это не имеет никакого значения для сюжета и смысла рассказа. Более того, герой Шолохова побывал в немецком плену, что при Сталине расценивалось как преступление. Известно, что бежавшие из немецких лагерей нередко попадали в советские лагеря. Кроме того, лишь в период так называемой оттепели стало возможным ставить во главу угла гуманистические, а не идеологические ценности - семью, взаимопонимание, мирный труд, человеческое достоинство и сострадание. Рассказ «Судьба человека» проникнут не пафосом героя-победителя, но неизбывной тоской человека, потерявшего всех, кто был ему дорог.

«Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!» - сетует Андрей Соколов.)

Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова? Что помогло герою выстоять?

(В небольшом рассказе Шолохова переживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека»: его довоенная жизнь, уход на фронт и прощание с семьей, пленение, неудачный побег, освобождение, гибель семьи, встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном. Ему помогают выстоять душевная щедрость, человечность, сердечность, чувство ответственности.)

Как проявляет себя герой во всех испытаниях?

(Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нем заложена неистребимая воля к жизни, к борьбе за справедливость: «И я из последних сил, но пошел»; «Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой… живой я остался!». Всегда, во всех обстоятельствах Андрей не утрачивает чувства человеческого достоинства, не сгибается перед бедами. Сила духа Соколова так велика, что изумляет даже закоренелых садистов-фашистов.

Герою пришлось выдержать и самое страшное испытание - известие о гибели жены и дочек, смерть сына в последний день войны. Кажется, сил жить не осталось, пережить такое горе невозможно. Но герой не растратил чуткость, потребность отдавать тепло и заботу другим, он сердцем чувствует свою и чужую боль.)

Какое значение имеет эпизод «В церкви»? как проявляют себя люди? Какая позиция ближе всего Соколову? Как повел себя сам герой?

(В эпизоде «В церкви» Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Солдат -христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений, однако при этом он становится виновником гибели четырех человек. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Безропотно ожидает своей участи взводный. Но только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.

В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу - это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего», тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.

Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.)

В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «русское достоинство и гордость»? Прокомментируйте эти сцены. (Показ фрагмента фильма «Судьба человека» С.Бондарчука)

(Диалог с Мюллером - это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом - это, прежде всего, победа нравственная).

Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Соколова?

(Неожиданная встреча с ребенком, случайным «осколком войны», возрождает героя. Любовь и сострадание вызывают ответный отклик в сердце мальчика. Андрей Соколов не только не покоряется судьбе, но и сам делает свою судьбу, меняет сиротскую судьбу мальчику.)

(Шолохов в образе своего героя раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Авторская боль, сочувствие ощущаются в самом тоне повествования, в выборе героя - простого человека, в перипетиях его судьбы. Основной прием построения рассказа - антитеза - тоже служит выражением авторской позиции: мирная жизнь, тихое счастье - разрушительная сила войны; добро и справедливость - чудовищные изуверства, жестокость, бесчеловечность; преданность - предательство; свет - мрак. Ясно, на какой стороне автор, какие идеалы он отстаивает.)

В чем смысл названия рассказа? (слайд №11)

Разбираем значение слова “судьба” по словарю Ожегова.

  1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;
  2. Доля, участь;
  3. История существования кого-чего-нибудь;
  4. Будущее, то, что случится

Судьба - многозначное слово.

  1. В каком значении оно использовано в названии рассказа? (Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера. )
  2. Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д. )

Шолохов без прикрас описывает жизнь своего героя в немецком плену. Вернувшись на родину, Андрей мучительно переживает потерю родных. Действительно, судьба этого человека, простого, ничем не выделяющегося из множества таких же простых людей, очень тяжелая.

В чем же проявляется гуманизм рассказа?

(Несмотря ни на что, Андрей Соколов не утратил возможность к сопереживанию. Он без колебаний берет на себя заботу о маленьком Ванюше. В плену Андрей честно делится с товарищами жалкими крохами провизии, убивает предателя, решившего объявить немцам, что один из пленных был командиром взвода.

Мы видим, что исстрадавшееся сердце Андрея все еще способно искренне любить. В результате перенесенных потрясений здоровье Андрея сильно подорвалось: «…Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?» Это тревожит Андрея, но не из-за себя, а из-за Ванюши: «…Как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять… Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда0нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку».)

Чем поучительна история Андрея Соколова?

(Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, ее основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Герой Шолохова защищает смысл и правду самого человеческого существования.)

Автор не рассказывает о том, как сложилась дальше жизнь Андрея и его приемного сына. Шолохов преследовал иную цель - показать, что делает с человеческой жизнью война. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…»

4. Подведение итогов.

Письменно ответьте на вопрос : «Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?» (Слайд №16)

(Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок)

5. Домашнее задание.

Преподаватель русского языка и литературы Мелентьева Е.А.


В принятой Правительством Российской Федерации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отражены новые социальные требования к образовательной системе. Подчеркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» .

Причинами такой общественной потребности являются изменившиеся тенденции в развитии человечества, исключающие замкнутость, самодостаточность отдельных государственных структур. Чтобы российская система образования была способна конкурировать с системами образования передовых стран мира, необходимо обновление, осовременивание педагогического процесса. Наиболее очевидными путями к этому нам представляются: реорганизация структуры современного урока; поиск педагогических технологий, позволяющих реализовать личностно ориентированный подход к школьникам; организация педагогического влияния на психологические сферы учащихся.

Если внимательно вдуматься в формулировки названных путей решения задач, выдвинутых перед системой образования Российской Федерации, то можно увидеть их взаимосвязанность и взаимозависимость.

Реорганизация структуры урока и других форм учебных занятий требуется в связи с разработкой и реализацией такой педагогической технологии, которая наиболее эффективно обеспечивала бы развитие не только интеллектуальной, но и других психологических сфер школьников: мотивационно-волевой, эмоционально-нравственной и пр. Способ решения возникших проблем многие педагоги-практики видят в применении метода проектов и в организации проектной деятельности учащихся как структурообразующей для построения инновационного учебного процесса. Ведь с психологической точки зрения именно такая деятельность обеспечивает целостное развитие (саморазвитие) личности.

Проектно-исследовательская технология обеспечивает решение проблемы, содержащей в себе требование, чтобы результатом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении стал не просто «успешный ученик» (как это обещает любая до сих пор известная технология), а «успешный человек среди других людей» (как этого требует современная жизнь и официальные руководящие документы).

Данная технология позволяет планомерно и целенаправленно осуществлять интеграцию учебного материала, даже не изменяя существующих общеобразовательных программ. Так, переходя от однопредметных к многопредметным проектам, учителя совместно с учащимися работают над решением учебных проблем, которые становятся сверхзадачей при освоении учебного материала по двум и более учебным курсам. Возможно создание проектов и последующая исследовательская работа по предметам, входящим в одну образовательную область (например, по литературе, русскому и иностранному языку), в близкие образовательные области (к примеру, по литературе, истории, обществознанию), в «отдаленные» образовательные области (например, по литературе, математике, биологии).

Разработка проектов, создание малых учебных групп, организация их деятельности - всё это меняет позицию учителя по отношению к учащимся класса: из носителя информации и контролера качества усвоения этой информации учитель по преимуществу превращается в организатора исследовательской деятельности учащихся, консультанта, эксперта выполненной работы, что положительно влияет на изменение психологического климата в классе. Повышается мотивация школьников к учебной деятельности, чему способствуют творческий характер полученных от учителя или выбранных учащимися самостоятельно исследовательских заданий, совместная с 2-3 одноклассниками учебная работа, общая ответственность за результаты проведенного исследования и представленного на итоговом уроке отчета.

Многопредметные проекты в рамках проектно-исследовательской технологии профессионально сближают педагогов, преподающих в школе различные учебные дисциплины, позволяют преодолевать так называемый «предметный эгоизм», лучше понимать каждого своего ученика и своих коллег.

Умение учителей привлечь родителей учащихся к участию в образовательном процессе школы - одно из важнейших профессиональных качеств педагогов, работающих по проектно-исследовательской технологии. Объединение учащихся, учителей и родителей учащихся в процессе реализации проектно-исследовательской технологии способствует наиболее эффективному освоению школьниками общеобразовательных и дополнительных программ.

Об осознании учителями объективной необходимости превращения учащихся в субъект учебной деятельности свидетельствуют и материалы их самоанализа. В. С. Собкин, П. С. Писарский, С. Г. Равлюк, проанализировав материалы мониторинговых социологических опросов, проведенных ЦСО РАО в период 1991-2001 гг., пришли к выводу, что за 10 лет заметно снизилась доля российских учителей, считающих, что у современных школьников отсутствуют побудительные мотивы к учебе, зато вырос процент тех, кто отмечает такие мотивы, как «желание усвоить способы добывания знаний, приемы самостоятельного приобретения знаний», «желание построить свою программу самообразования», «понимание социальной значимости учения» и «стремление к контакту с другими людьми». Думается, что проектно-ис-следовательская технология помогает удовлетворить такие потребности учащихся.

В практике ряда учителей имеются примеры активного использования интегрированных уроков, что опиралось на совместное проектирование предстоящего изучения программного материала, исследовательскую работу учащихся, итоговый интегрированный урок, последующий анализ достигнутых результатов по разностороннему развитию учащихся. При этом особым видом проектов являлись такие, в которых материал одного учебного предмета выступал как способ освоения материала другой учебной дисциплины (например, русский язык и экология, история и литература, изобразительное искусство и литература и пр.).

При правильном руководстве со стороны учителя у учащихся усиливается мотивация обучения, появляется потребность в дополнительных материалах, общение в процессе совместной работы дает дополнительные психологические выигрыши и образцы поведения для ребят, школьники учатся выдвигать идеи, отстаивать свое мнение в дискуссии, осознают возможность разных точек зрения по одному и тому же вопросу, развивается критический взгляд подростков на мир и на себя.

Метод проектов не самоцель. Цель - формирование личности путем воздействия на ее ум и чувства в процессе позитивной совместной деятельности. Учитывая важность этой цели, следует отметить, что, хотя и невозможно все обучение построить только на методе проектов, необходимо постоянно отрабатывать со школьниками умения, нужные для воплощения этой технологии, востребованной самой жизнью.

Конечным итогом реализации проекта становятся уроки, внеклассные мероприятия, рукописные журналы, видеофильмы, электронные формы (например, презентации).

Какие же навыки и как формировались. В результате у учащихся формируются такие навыки, как:

  1. Развитие речи. Как для выполнения проектов, так и для участия в дискуссиях учащимся необходимы знания и навыки по воплощению в жизнь вербального материала. Поэтому большая роль должна отводиться отработке типов речи, стилей речи, правильного логического и речевого оформления текстов на уроке любого учебного цикла.
  2. Широкое использование групповой работы на уроках и во внеурочной деятельности. Умение распределять обязанности, ладить с людьми - всё это пригодится детям в жизни.
  3. Участие в оценочной работе. Для этого учащимся сообщаются четкие критерии оценивания письменных и устных ответов, ребята постоянно привлекаются к содержательной оценке ответов и письменных работ своих товарищей, создают рецензии и саморецензии на сочинения, участвуют в учебных дискуссиях, оппонируют после выступления их одноклассников с докладами и сообщениями.
  4. Поддержка способностей и интересов учащихся и в других областях знаний и искусства. Для этого часто используются задания, требующие интеграции различных учебных и творческих умений, знаний из разных предметных областей.

Зададимся вопросом, каковы же последствия применения метода проектов в работе класса?

Ближайшие. Интерес к учебе, превращение учебной темы в актуальную и личностно значимую для детей. Улучшение как знаний по отдельному предмету, так и общеучебных навыков.

Перспективные. Склонность к исследовательской и творческой работе. Победы на олимпиадах, конкурсах научных и творческих работ, публикации в соответствующих изданиях, интерес к новинкам литературы и культуры в целом, осознанный выбор специальности, связанной с исследовательской деятельностью.

Главные. Формирование саморазвивающейся творческой личности с дивергентным мышлением, с ощущением непреходящей самоценности любого человека, с позитивным восприятием мира и себя в мире, умеющей руководить и подчиняться, быть свободным человеком в свободном мире.

А для учителя такая работа - это владение различными педагогическими технологиями, дивергентное мышление, поддержка педагогики сотрудничества, склонность к исследовательской работе.

Итак, разработка педагогической технологии, соответствующей идеям модернизации российского образования, - актуальная проблема современной педагогической науки и практики.

Разработка урока «Изучение рассказа М. Шолохова «Судьба человека»

1. Блок мотивации . Следуя инновационной структуре креативного урока, которая предусматривает работу по кардинальному обновлению форм мышления через освоение инструментария ТРИЗ, предлагаю на этапе мотивации в качестве «встречи с чудом» - карту, на которой отмечена вся «география» судьбы Андрея Соколова, прошедшего трудными дорогами войны.
2. Блок «Содержательная часть». На данном этапе урока, используя возможности проектно-исследовательской технологии, учителем был разработан предварительный проект темы (Т), которую составляли Т1 (Судьба ведет человека или человек определяет свою судьбу?), Т2 (Сколько человеческих судеб показано в произведении и зачем?), Т3 (На какой улице города Воронежа мог находиться дом героя рассказа?), Т4 (Какую роль в тексте играет антитеза?), Т5 («Чем жив человек?»).

Следующим этапом явилась организация малых групп для исследовательской деятельности в соответствии с темами: «философов», «статистики», «краеведов», «литературоведов», «кинокритиков», «социологов».

3. Блок «Психологическая разгрузка». После обсуждения предварительного проекта с учащимися добавилась Т6: «Какой эпизод художественного фильма С. Бондарчука «Судьба человека» наиболее значим для данного урока?». После ответов учащихся в качестве психологической разгрузки предлагается посмотреть этот фрагмент и обсудить его.
4. Блок «Головоломка». Этот этап данного креативного урока можно построить, используя приём ТРИЗ, который так и назовём «Приём составления метафор».

Если рассмотреть метафору как «перенесение свойств одного предмета на другой на основании признака, общего для обеих составляющих», то для начала надо взять объект и сравнить его по какому- либо характерному признаку с другим.

Последовательность сочинения метафоры:

1. Выбрать объект (Кто? Что?)
2. Назвать действие объекта (Что делает?)
3. Выбрать другой объект, совершающий такое же действие (На что похоже?)
4. Назвать место, где обычно находится первый объект или где происходит его действие (Где?)
5. Прилагательное из пункта 4 + существительное из пункта 3.

П.4+П.3 = метафора.

Например: из данных определений выберите то, которое относится к метафоре:

Яркое, образное определение предмета или явления;

Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства;

Сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого.

Рассказ.

Судьба - определяющая жизнь и др.

5. Блок «Интеллектуальная разминка». В данном блоке можно повторить литературоведческие термины и провести терминологический диктант, чтобы подвести учащихся к следующему этапу работы на уроке. Особенно делаем акцент на понятие «антитеза».
6. Блок «Содержательная часть программного материала».

Результатом исследования стал урок-отчет творческих групп.

«Философы» познакомили класс с понятием «судьба».

В итоге дети пришли к выводу, что однозначного ответа на вопрос «Судьба ведет человека или человек определяет судьбу?» у М. Шолохова нет. С одной стороны, обстоятельства оказываются выше человека. Война отняла у главного героя семью. К судьбе обращены вопросы Соколова: «За что же ты, жизнь, меня покалечила? За что так исказнила?». Андрея могли убить, когда брали в плен (чернявый немец даже снял автомат). Его после побега могли насмерть загрызть собаки. Его мог расстрелять Мюллер… Но судьба распорядилась иначе.

Рассказ назван «Судьба человека». Мы не выбираем время своего рождения, не знаем, ждет нас мирная жизнь или война, но у нас есть право оставаться самими собой и противостоять обстоятельствам. Вера в возможности человека звучит в словах: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит…»

«Статистики» насчитали более двадцати человеческих судеб, о которых упоминается в тексте. Большинство из них оборвалось трагически. Андрей Соколов продолжает жить, но он сильно жизнью «искалечен».

«Краеведы» вскрыли объективные причины гибели семьи главного героя, дом которого был расположен в нашем городе неподалеку от авиазавода. Воронежская область уже в первые дни войны была объявлена на военном положении. Осенью 1941 года начались налеты вражеской авиации на город. В июне 1942 года немцы приступили к жестоким бомбардировкам Воронежа (именно в июне 1942 года погибает семья Соколова).

Фашисты бомбили авиазавод, чтобы мы не могли строить самолеты. Бомбили и близлежащие улицы. Соколов говорит: «Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе…». Его дом мог находиться на одной из улиц, расположенных неподалеку от авиазавода: Героев стратосферы, Циолковского, Ленинградской.

«Литературоведы» доказывали, что основным приемом раскрытия идейного содержания рассказа является антитеза. М. Шолохов противопоставляет мир и войну: дом и воронку от дома, живого Соколова и его погибшую семью, свободу и плен, Соколова и Мюллера…

Антитезы подчеркивают, что война - это трагедия, а также передают психологическое состояние Андрея Соколова: постоянную боль («Нету ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке»); горечь утраты («…днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха» ни «вздоха» не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез…»); невыносимое страдание (у Ванюшки «глазенки, как звездочки ночью», а у его отца «глаза, словно присыпанные пеплом»).

К временным антитезам относится упоминание о весне и об осени («…возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухой осенью и в самом начале весны»). В природе противоположные начала гармоничны, что символизирует ее вечную жизнь.

Взрослый мужчина и мальчик воплощают смену поколений, чтобы не прервалась жизнь семьи, человечества.

«Социологи» подготовили материал для подведения итогов урока. Во многом ответы детей и родителей на вопрос «Чем жив человек?» совпали с шолоховским мнением. Это свидетельствует о приоритете в нашей жизни духовного начала, о связи поколений, о принадлежности к одной культуре. Но нельзя не заметить, что связующая нить очень тонка. Об этом говорят цифровые показатели «социологического опроса»: семья - 15 (родители) и 5 (дети); друзья - 11 (родители) и 3 (дети); родина - 7 (родители) и 1 (дети). Молодое поколение не тяготеет к коллективизму, оно не называет труд как основу жизни. Это отражение состояния нашего общества, в котором на смену коллективизму идет индивидуализм. Однако радует, что не утрачена ценность семьи, любви, друзей, что еще не забыли мы о Родине.

7. Блок «Компьютерная интеллектуальная поддержка».

КИП продолжает и углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях, заданиях типа головоломок, заданиях интеллектуальной разминки. При реализации КИП используются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой, в частности мультимедийные эффекты, интерактивные взаимодействия и др. Через созидательные компьютерные игры дети становятся творцом нового, осваивают и осознают различные способы организации окружающего мира, познают философские законы единства целого и частного; перехода количественных изменений в качественные.

Нарисуйте, используя компьютерную графику , то, как вы представляете дальнейшую жизнь наших героев - Андрея Соколова и Ванюшки?

8. Резюме

Подводятся итоги урока, проводится рефлексия. Дети на данном этапе развивают навыки качественной оценки и самооценки личной и коллективной деятельности, учатся высказывать свою точку зрения, свое мнение об уроке.

  • Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. - 2013. - Современные научные исследования. Выпуск 1. - ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.
  • Собкин В. С., Писарский П. С., Равлюк С. Г. Мотивы и препятствия: что побуждает современных детей учиться // Первое сентября. - 2001. - № 80.
  • Чем жив человек?

    (Урок-исследование по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека")

    C лайд 1 (тема урока)

    Цель: учить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа текста.

    Задачи:

      формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, рассмотреть авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека»;

      развивать навыки анализа художественного произведения;

      показать роль детали в тексте;

      воспитывать неприятие войны.

    Слайд 2 (эпиграфы)

    Честь, совесть, порядочность, надежность – самое
    важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким
    богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо
    тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

    Б. Васильев


    Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям,
    языку, товарищу… Оставаться человеком в нечеловеческих
    условиях - это трудное дело.

    И.С. Грачева

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    II . Знакомство с писателем.

    Слайд 3 (+ ролик по биографии)

    II I . Вступительное слово учителя

    Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции.

    Слайд 4

    На сегодняшнем уроке мы будем работать над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

      Обратимся к теме урока. Скажите, что станет предметом нашего исследования?

    (Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос: какова авторская концепция человека в рассказе.)

    К сегодняшней теме у нас нет эпиграфа. Я предлагаю вам подобрать его самостоятельно, и сделаем мы это после обсуждения рассказа в конце урока.

    III . История создания рассказа.

    Слайд 5 (публикация в газете)

    В новогодние дни – 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. – в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. И хотя М. Шолохов не осмелился сказать, что ждало военнопленных на родине в дни войны, сам выбор героя стал актом гражданского мужества писателя.

    Появившись в «Правде», рассказ сразу привлек огромное внимание. И это было довольно редким явлением, когда небольшой рассказ становился событием.

    Почему? Потому что в рассказе с предельной ясностью, правдивостью описан подвиг народа, а также выражено преклонение перед мужеством простых людей.

      Какие поступки А. Соколова вы могли бы приравнять к подвигу?

      В каких строчках рассказа выражена его основная мысль?

    (Читаем последний абзац.)

      Что стоит за словами «хотелось бы думать» – пожелание, предположение или уверенность автора рассказа?

    I V . Актуализация знаний учащихся. Аналитическая беседа по материалам первого урока.

    Рассказ М.Шолохова стал событием.

      А как восприняли рассказ «Судьба человека» вы?

      Почему это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его читателей и волнует современного человека?

    Слайд 6 (жанр)

    Эпопейный рассказ – таково жанровое определение «Судьбы человека».

    Слайд 7 (задача писателя)

      В чем особенность его композиции?

    Слайд 8 (фото выезжают)

    (Композиция кольцевая: начинается и заканчивается разговором автора с попутчиками. Центральная часть – повествование от имени главного героя, вместе с которым мы следим за событиями, смотрим на них его же глазами. Это дает возможность осмыслить оценку совершенных им поступков, понять его переживания. Рассказ Андрея Соколова можно условно разделить на 3 части: довоенная жизнь, война, первые послевоенные годы.)

    Слайд 9

    (Герой рассказа Андрей Соколов - обыкновенный, простой человек. Он появляется вместе с маленьким мальчиком, которого называет своим сыном. Автор сразу замечает непонятную особенность: одежда ребенка хоть и не новая, но добротная, порванный рукав аккуратно зашит, а одежда отца зашита небрежно – сразу видно, что штопал мужчина. Автор предположил, что его случайный собеседник или овдовел, или не ладит с женой.)

      Как вы думаете, почему Андрей Соколов рассказывает историю своей жизни незнакомому человеку?

    (Наверное, потому, что герой Шолохова много пережил, а близких людей у него нет, кроме усыновленного им Ванюши. Но мальчик еще маленький, к тому же он тоже хлебнул горя – потерял родителей, причем мать погибла, когда они вдвоем ехали в поезде, во время бомбежки, и приемный отец его бережет и жалеет. Да и не для малыша такой рассказ. Андрей по профессии шофер. Увидев человека, ждущего возле машины, он подумал, что тот тоже шофер – значит, «свой брат», как говорится. «Одному-то и курить, и помирать тошно», - неловко оправдывается Андрей)

    Действие рассказа «Судьба человека» происходит вскоре после войны; однако сам рассказ был написан намного позже в 1956г.: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и созданием рассказа прошло около 10 лет.

      Как вы думаете, почему такой рассказ не мог появиться раньше?

    (В рассказе нет выраженной идеологической позиции. Хотя Андрей Соколов и упоминает о том, что среди пленных половина были коммунистами, это не имеет никакого значения для сюжета и смысла рассказа. Более того, герой Шолохова побывал в немецком плену, что при Сталине расценивалось как преступление. Известно, что бежавшие из немецких лагерей нередко попадали в советские лагеря. Кроме того, лишь в период так называемой оттепели стало возможным ставить во главу угла гуманистические, а не идеологические ценности – семью, взаимопонимание, мирный труд, человеческое достоинство и сострадание. Рассказ «Судьба человека» проникнут не пафосом героя-победителя, но неизбывной тоской человека, потерявшего всех, кто был ему дорог. «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!» - сетует Андрей Соколов.)

    V. Исследовательская работа. Шолоховская концепция человека в рассказе «Судьба человека»

    Слайд 10 (довоенная жизнь)

      В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.

    («Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке»)

      Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

    (У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой - вот что главное. В душе - один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя)

    Плен. Исторический комментарий .

    Слайд 11 (плен)

    К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

    8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: "...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата..."

    Слайд 12 (плен)

    Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

    Из 6 с половиной миллионов советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Многие из 2 миллионов бывших пленных, вернувшихся в СССР, были сосланы в лагеря.

    Слайд 13 (плен)

    Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. "Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать..."

    Анализ эпизода в церкви.

    Слайд 14 (+ролик 2 )

      Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене: солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор?

    Слайд 15 (таблица)

    (В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции.)

      Какая позиция ближе всего Соколову?

    (Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

    Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

    Слайд 16 (+ ролик 3 , потом вопросы)

      Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

    («Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия»)

      В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

      Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

      Меняется ли отношение фашистов к пленному?

    (Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

      Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

    (Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

      В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата?

    (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)

      Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

    (Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

    Слайд 17 (+ролик 4 « песни «Враги сожгли родную хату»

    Слайд 18

    Комментарий учителя:

    Л.Н.Толстой очень любил стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Это послужило одной из причин написания романа-эпопеи «Война и мир». А у М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».


    Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки.

      Зачитаем их.

    Слайд 19

    Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

    Слайд 20

    Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя.

      Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

    (Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)


    Народная мудрость гласит: Г лаза – зеркало души ». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...

      «Словно присыпанные пеплом » – то есть какие, какого цвета?

    (Серые, цвета пепла)

      А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

    (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

    Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

      Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

    (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

      Произошло ли это с Андреем Соколовым?

    (Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

    Анализ эпизода «Встреча с Ванюшей»

    Слайд 21 (встреча с Ваней +ролик 5)

      Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?

    (Две сироты, жизни которых искорежены войной)


    Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани.

      Как они описываются в произведении?

    («Светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)

      Каково цветовое значение этого образа?

    (Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет.)

    Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя» . Ярко-жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)


    Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё,

    совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами.

      Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд?

    (Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).

    Слайд 22

    Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

      К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

    Слайд 23 (пейзаж)


    А теперь давайте еще раз обратимся к началу рассказа.

      С чего Шолохов начинает произведение?

    (С описания природы )

      Представьте себе эту картину. Какие цвета противопоставлены в описании?

    (мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый, серый цвет ранней весны)

      Символом чего является такое противопоставление?

    (Как на смену зиме с белой холодностью приходит теплая, пусть пока не праздничная, но весна, так жизнь побеждает смерть).

    (Синее, с проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками).

      О чем свидетельствуют эти детали?

    (О наступающем мире, об ощущении умиротворенности и покоя)

      В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему, яркому, желтому солнцу. Подтвердите это примером из текста.

      Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о солнце?

    (Всё больше и больше солнца, блеска, тепла даруется героям рассказа.

    Всё больше и больше мира проникает в их душу. Жёлтый солнечный цвет

    символизирует наступающее счастье)


    Таким образом, описание природы, данное в начале повествования, является ключевым для понимания смысла произведения. Но, что интересно, значимость этой пейзажной зарисовки мы понимаем только, закончив чтение.
    А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.

    Слайд 24 (ролик 6 «Навсегда вместе»)

      Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев.

    (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы – человек несгибаемой воли)

      Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой?

    (Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).

    Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.

      А что такое судьба?

    Словарная работа

    Слайд 25

    Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

      В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?

    (В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)

    Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает ужасы войны, самые трагические ее стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы.

    Название рассказа, с одной стороны, свидетельствует о внимании автора к отдельной личности, с другой – Шолохов не конкретизирует понятие «человек» и тем самым подчеркивает, что судьба главного героя – это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.

      Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе?

    (Любовь, доброту, человеческое достоинство)

    Слайд 26

      В чем же проявляется гуманизм рассказа?

    (Несмотря ни на что, Андрей Соколов не утратил возможность к сопереживанию. Он без колебаний берет на себя заботу о маленьком Ванюше. В плену Андрей честно делится с товарищами жалкими крохами провизии, убивает предателя, решившего объявить немцам, что один из пленных был командиром взвода.

    Мы видим, что исстрадавшееся сердце Андрея все еще способно искренне любить. В результате перенесенных потрясений здоровье Андрея сильно подорвалось: «…Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?» Это тревожит Андрея, но не из-за себя, а из-за Ванюши: «…Как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять… Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда- нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку».)

      Чем поучительна история Андрея Соколова?

    (Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, ее основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Герой Шолохова защищает смысл и правду самого человеческого существования.)

    Слайд 27

    Автор не рассказывает о том, как сложилась дальше жизнь Андрея и его приемного сына. Шолохов преследовал иную цель – показать, что делает с человеческой жизнью война. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…»

    Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

    Слайд 28 (цитаты)

      Подберите эпиграф к нашему уроку (см. на слайде)

    Как вы понимаете эти слова?

    1. Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. (Старая истина)

    2. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. (Михаил Шолохов)

    3.…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить. (Б. Васильев)

    4. Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу…Оставаться человеком в нечеловеческих условиях - это трудное дело. (И.С. Грачева)

    V I . Подведение итогов урока

      Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?

    (Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе - живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.

    слайд 29

    з аписи в тетради.

    «Символический русский Иван – это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные годы войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасал его от неминучей гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины. Хорошее имя Иван».

    Шолохов воспитывает в людях гуманизм. Мы не знаем произведения, в котором с такой же эмоциональной силой прозвучала бы эта тема, как в рассказе «Судьба человека». Он напоминает о долге любого из нас – замечать страдания людей, стремиться помочь им.

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ТВЕРСКОЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    (ГБОУ СПО «ТТЭК»)

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

    ЛИТЕРАТУРА

    «Судьба человека»

    (по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»).

    Преподаватель: Тряскова О.Ю.

    Тема: Судьба человека.

    (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

    Цель урока : помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях, о судьбе человеческой.

    Задачи урока: совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь.

    Методическое оборудование : портрет М. Шолохова, текст художественного произведения, ассоциации – рисунки студентов к слову «судьба».

    Опережающее задание : прочитать рассказ М. Шолохова «Судьба человека», подготовить сообщения, написать лирическую миниатюру «Судьба человека», нарисовать ассоциации к понятию «судьба».

    Методы обучения : словесные (аналитическая беседа); наглядные (ассоциации), кадры из фильма; практические (работа с текстом).

    Ход урока

    I . Вступительное слово учителя.

    Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньше людей, участвовавших в боевых действиях, видевших войну.

    Интерес к этому периоду истории нашей страны не угасает, наоборот, молодежь пытается понять, что помогло этим людям выжить и победить, почему жестокие, кровавые, смертельные годы войны многие участники ее вспоминают светлым чувством?

    Так о чем же таком (глубоком) пишет М. Шолохов?

    Запись в тетради темы урока .

    II. Мотивация учебной деятельности.

    На примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека» показать, значимость слов: «любовь», «доброта», «прощение», «сила духа»…

    III . Сообщение цели урока, эпиграфа.

    Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда – русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, – не щадя себя, не щадит и врага… А.Н. Толстой « Русский характер»

    IV. Воспроизведение знаний учащихся .

      История создания рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

    Перед тем, как обратиться непосредственно к разгадке тайны души, судьбы человеческой, хотелось бы дать слово девочкам. Чтение стихотворения:

    Враги сожгли родную хату .

    Враги сожгли родную хату,

    Сгубили всю его семью.

    Куда ж теперь идти солдату,

    Кому нести печаль свою?

    Пошел солдат в глубоком горе

    На перекресток двух дорог,

    Нашел солдат в широком поле

    Травой заросший бугорок.

    Стоит солдат - и словно комья

    Застряли в горле у него.

    Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,

    Героя - мужа своего.

    Готовь для гостя угощенье,

    Накрой в избе широкий стол,-

    Свой день, свой праздник возвращенья

    К тебе я праздновать пришел..."

    Никто солдату не ответил,

    Никто его не повстречал,

    И только теплый летний ветер

    Траву могильную качал.

    Вздохнул солдат, ремень поправил,

    Раскрыл мешок походный свой,

    Бутылку горькую поставил

    На серый камень гробовой.

    "Не осуждай меня, Прасковья,

    Что я пришел к тебе такой:

    Хотел я выпить за здоровье,

    А должен пить за упокой.

    Сойдутся вновь друзья, подружки,

    Но не сойтись вовеки нам..."

    И пил солдат из медной кружки

    Вино с печалью пополам.

    Он пил - солдат, слуга народа,

    И с болью в сердце говорил:

    "Я шел к тебе четыре года,

    Я три державы покорил..."

    Хмелел солдат, слеза катилась,

    Слеза несбывшихся надежд,

    И на груди его светилась

    Медаль за город Будапешт.

    1945

    М. Исаковский

    2) Знаком сюжет? Таких, как этот солдат и герой Шолохова М. – Андрей Соколов, было множество .

    Так почему же М.Шолохов обращается к этому (уже не новому сюжету). Вопрос об истории создания произведения.

    Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок, М. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и по рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе.

    Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.

    Рассказ появился в конце 1956 года. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую, где жил и работал писатель.

    3) Как вы думаете, ребята, чем же привлек внимание читателей этот рассказ?

    Прежде всего, в нем с предельной ясностью, правдой показал М. Шолохов обыкновенного человека, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом .

    4) Обратимся к названию рассказа «Судьба человека».

    Почему рассказ называется «Судьба человека», а не, например, Судьба Андрея Соколова? (война постучалась в каждый дом, таких солдат много).

    Я просила вас дома посмотреть лексическое значение слова «судьба»?

    ( Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством ).

    Подберите синонимы к слову судьба. (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение. )

    Работа с ассоциациями (см. Приложение № 1).

    В каком же значении употребил данное слово М. Шолохов.

    ( Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов. Хотя фатум, рок все-таки преследуют нашего героя).

    V. Работа по тексту рассказа

    1. Когда и при каких обстоятельствах происходит наше знакомство с героем рассказа? Опишите его внешность.

    2. Почему Соколов начинает рассказывать свою историю жизни незнакомому человеку? (психологический момент: надо выговориться; легче рассказать человеку, которого никогда больше не увидишь (разговор в купе попутчиков).

    3. Кратко вспомните историю жизни Соколова?

    Соколов - Ирина ( два одиночества ).

    Чего не может простить себе Андрей Соколов? (смотрим фрагмент из фильма – прощание на вокзале – деталь «глаза Ирины »).

    4. Как складывается судьба Соколова на фронте?

    Как попал в плен?

    Эпизод в церкви: случай с предателем, врач, верующий.

    У коменданта лагеря Мюллера.

    5. Играет ли эта деталь (выпил водку) в жизни героя? (Подчеркивает его моральную стойкость .) (смотрим фрагмент из фильма – у коменданта Мюллера ).

    6. Как вы понимаете слово « подвиг»?

    Побег из плена – это подвиг?

    ( Подвиг – русск., героический, самоотверженный пост упок.)

    8. Как складывается судьба Соколова после войны?

    11. В чем Соколов увидел смысл своей жизни? (Ребенок – продолжение жизни.)

    12. Может ли человек, озлобившейся на людей, на жизнь, совершить такой поступок. (Смотрим фрагмент из фильма – сцена в грузовике: Андрей Соколов и Ванюша ).

    13. Найдите в тексте и зачитайте, как изменилась жизнь А. Соколова и Вани. (Как будто оттаяла душа, спокойнее стало …)

    Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.

    14. Зачитывание лучших работ студентов. (Приложение № 2).

    VI. Итоги урока

    Выставление оценок, обоснование.

    Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Что я знаю о Великой Отечественной войне?

    Список литературы:

      Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 2, выпуск 3. «Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984). К 100-летию со дня рождения». Выставка в школьной библиотеке. Москва «Школьная библиотека», 2005. Автор-составитель: Московская М.В.. При участии Монаховой О.П.. Использованы материалы Вешенского музея-заповедника. Текстовая часть папки стр.1-5. Портреты. Методические рекомендации к альбому «Михаил Александрович Шолохов».

      С.Н. Громцева, Т.Ф. Курдюмова. Под редакцией В.В. Гуры. Пособие для учителя. Москва. Просвещение, 2008.

      Поурочные разработки по русской литературе 20 века, 11 класс, 2 полугодие. Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва «ВАКО», 2010.

      www . referatwork . ru

    Приложение № 1 .

    Ассоциации студентов к слову «судьба», со своим комментарием.

    Проанализировав ваши работы, могу сказать, что условно их можно разделить на три группы:

      Судьба – это выбор, причем зависящий от человека.

    Образ дороги – три пути – выбор.

      Судьба – это то, что дается нам свыше, рок, фатум.

    Судьба – лабиринт – один выход (главное идти в том направлении)

      Судьба – опыт – мудрость – ум.

    Если включить мозги – все получится.

    Приложение № 2.

    Работы студентов (отрывки лирических миниатюр на тему «Судьба человека).

    Александр Гуркин.

    Хочу начать свою лирическую миниатюру со слов «у каждого свой путь». Хочу поведать вам, что такое для меня судьба человека. Для меня это тяжёлый путь или дорога, со многими изгибами, ямами, поворотами, подъемами и склонами. При этом путь не освещён, ты не видишь дальше своего носа, ты не знаешь, что с тобой произойдет через год, неделю, день, час. Иногда ты даже не задумываешься, что будет через минуту. Каждому предназначен свой путь. И, если сделать рисунок из линий, каждая линия – это судьба одного человека, то получится очень сложная паутина, где можно увидеть, что люди связаны между собой судьбами. Иногда близкие тебе люди выбирают другой поворот, и вы теряете друг друга, не зная, на какое-то время или навсегда. Очень важную роль в судьбе играют друзья, родители, твое окружение, но только ты сам выбираешь свой путь, по которому тебе идти.

    Валерия Терехина.

    Для меня судьба человека – это его настоящее. Это то, чем и как он живет сегодня. Ведь если сегодня ты находишься в мире и согласии с окружающими, и главное с самим собой – то завтра, послезавтра, после послезавтра – это тоже мир, спокойствие и счастье. Мы сами творцы своей судьбы. А те, кто ноют, стонут, как жизнь не удалась, как все плохо – это лентяи. Да, да лентяи.

    Екатерина Свистунова.

    Что такое судьба? Я ещё ни разу не задумывалась над этим вопросом. Наверное, это всё, что происходит с нами на всём протяжение жизни. Некоторые считают, что судьба не зависит от человека и что она заранее предначертана. Некоторые вовсе не признают судьбу из-за собственных убеждений или религии. А вот я считаю, что человек сам строит свою судьбу. Всё зависит от желания. Всё в наших руках.