В принятой Правительством Российской Федерации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отражены новые социальные требования к образовательной системе. Подчеркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» .

Причинами такой общественной потребности являются изменившиеся тенденции в развитии человечества, исключающие замкнутость, самодостаточность отдельных государственных структур. Чтобы российская система образования была способна конкурировать с системами образования передовых стран мира, необходимо обновление, осовременивание педагогического процесса. Наиболее очевидными путями к этому нам представляются: реорганизация структуры современного урока; поиск педагогических технологий, позволяющих реализовать личностно ориентированный подход к школьникам; организация педагогического влияния на психологические сферы учащихся.

Если внимательно вдуматься в формулировки названных путей решения задач, выдвинутых перед системой образования Российской Федерации, то можно увидеть их взаимосвязанность и взаимозависимость.

Реорганизация структуры урока и других форм учебных занятий требуется в связи с разработкой и реализацией такой педагогической технологии, которая наиболее эффективно обеспечивала бы развитие не только интеллектуальной, но и других психологических сфер школьников: мотивационно-волевой, эмоционально-нравственной и пр. Способ решения возникших проблем многие педагоги-практики видят в применении метода проектов и в организации проектной деятельности учащихся как структурообразующей для построения инновационного учебного процесса. Ведь с психологической точки зрения именно такая деятельность обеспечивает целостное развитие (саморазвитие) личности.

Проектно-исследовательская технология обеспечивает решение проблемы, содержащей в себе требование, чтобы результатом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении стал не просто «успешный ученик» (как это обещает любая до сих пор известная технология), а «успешный человек среди других людей» (как этого требует современная жизнь и официальные руководящие документы).

Данная технология позволяет планомерно и целенаправленно осуществлять интеграцию учебного материала, даже не изменяя существующих общеобразовательных программ. Так, переходя от однопредметных к многопредметным проектам, учителя совместно с учащимися работают над решением учебных проблем, которые становятся сверхзадачей при освоении учебного материала по двум и более учебным курсам. Возможно создание проектов и последующая исследовательская работа по предметам, входящим в одну образовательную область (например, по литературе, русскому и иностранному языку), в близкие образовательные области (к примеру, по литературе, истории, обществознанию), в «отдаленные» образовательные области (например, по литературе, математике, биологии).

Разработка проектов, создание малых учебных групп, организация их деятельности - всё это меняет позицию учителя по отношению к учащимся класса: из носителя информации и контролера качества усвоения этой информации учитель по преимуществу превращается в организатора исследовательской деятельности учащихся, консультанта, эксперта выполненной работы, что положительно влияет на изменение психологического климата в классе. Повышается мотивация школьников к учебной деятельности, чему способствуют творческий характер полученных от учителя или выбранных учащимися самостоятельно исследовательских заданий, совместная с 2-3 одноклассниками учебная работа, общая ответственность за результаты проведенного исследования и представленного на итоговом уроке отчета.

Многопредметные проекты в рамках проектно-исследовательской технологии профессионально сближают педагогов, преподающих в школе различные учебные дисциплины, позволяют преодолевать так называемый «предметный эгоизм», лучше понимать каждого своего ученика и своих коллег.

Умение учителей привлечь родителей учащихся к участию в образовательном процессе школы - одно из важнейших профессиональных качеств педагогов, работающих по проектно-исследовательской технологии. Объединение учащихся, учителей и родителей учащихся в процессе реализации проектно-исследовательской технологии способствует наиболее эффективному освоению школьниками общеобразовательных и дополнительных программ.

Об осознании учителями объективной необходимости превращения учащихся в субъект учебной деятельности свидетельствуют и материалы их самоанализа. В. С. Собкин, П. С. Писарский, С. Г. Равлюк, проанализировав материалы мониторинговых социологических опросов, проведенных ЦСО РАО в период 1991-2001 гг., пришли к выводу, что за 10 лет заметно снизилась доля российских учителей, считающих, что у современных школьников отсутствуют побудительные мотивы к учебе, зато вырос процент тех, кто отмечает такие мотивы, как «желание усвоить способы добывания знаний, приемы самостоятельного приобретения знаний», «желание построить свою программу самообразования», «понимание социальной значимости учения» и «стремление к контакту с другими людьми». Думается, что проектно-ис-следовательская технология помогает удовлетворить такие потребности учащихся.

В практике ряда учителей имеются примеры активного использования интегрированных уроков, что опиралось на совместное проектирование предстоящего изучения программного материала, исследовательскую работу учащихся, итоговый интегрированный урок, последующий анализ достигнутых результатов по разностороннему развитию учащихся. При этом особым видом проектов являлись такие, в которых материал одного учебного предмета выступал как способ освоения материала другой учебной дисциплины (например, русский язык и экология, история и литература, изобразительное искусство и литература и пр.).

При правильном руководстве со стороны учителя у учащихся усиливается мотивация обучения, появляется потребность в дополнительных материалах, общение в процессе совместной работы дает дополнительные психологические выигрыши и образцы поведения для ребят, школьники учатся выдвигать идеи, отстаивать свое мнение в дискуссии, осознают возможность разных точек зрения по одному и тому же вопросу, развивается критический взгляд подростков на мир и на себя.

Метод проектов не самоцель. Цель - формирование личности путем воздействия на ее ум и чувства в процессе позитивной совместной деятельности. Учитывая важность этой цели, следует отметить, что, хотя и невозможно все обучение построить только на методе проектов, необходимо постоянно отрабатывать со школьниками умения, нужные для воплощения этой технологии, востребованной самой жизнью.

Конечным итогом реализации проекта становятся уроки, внеклассные мероприятия, рукописные журналы, видеофильмы, электронные формы (например, презентации).

Какие же навыки и как формировались. В результате у учащихся формируются такие навыки, как:

  1. Развитие речи. Как для выполнения проектов, так и для участия в дискуссиях учащимся необходимы знания и навыки по воплощению в жизнь вербального материала. Поэтому большая роль должна отводиться отработке типов речи, стилей речи, правильного логического и речевого оформления текстов на уроке любого учебного цикла.
  2. Широкое использование групповой работы на уроках и во внеурочной деятельности. Умение распределять обязанности, ладить с людьми - всё это пригодится детям в жизни.
  3. Участие в оценочной работе. Для этого учащимся сообщаются четкие критерии оценивания письменных и устных ответов, ребята постоянно привлекаются к содержательной оценке ответов и письменных работ своих товарищей, создают рецензии и саморецензии на сочинения, участвуют в учебных дискуссиях, оппонируют после выступления их одноклассников с докладами и сообщениями.
  4. Поддержка способностей и интересов учащихся и в других областях знаний и искусства. Для этого часто используются задания, требующие интеграции различных учебных и творческих умений, знаний из разных предметных областей.

Зададимся вопросом, каковы же последствия применения метода проектов в работе класса?

Ближайшие. Интерес к учебе, превращение учебной темы в актуальную и личностно значимую для детей. Улучшение как знаний по отдельному предмету, так и общеучебных навыков.

Перспективные. Склонность к исследовательской и творческой работе. Победы на олимпиадах, конкурсах научных и творческих работ, публикации в соответствующих изданиях, интерес к новинкам литературы и культуры в целом, осознанный выбор специальности, связанной с исследовательской деятельностью.

Главные. Формирование саморазвивающейся творческой личности с дивергентным мышлением, с ощущением непреходящей самоценности любого человека, с позитивным восприятием мира и себя в мире, умеющей руководить и подчиняться, быть свободным человеком в свободном мире.

А для учителя такая работа - это владение различными педагогическими технологиями, дивергентное мышление, поддержка педагогики сотрудничества, склонность к исследовательской работе.

Итак, разработка педагогической технологии, соответствующей идеям модернизации российского образования, - актуальная проблема современной педагогической науки и практики.

Разработка урока «Изучение рассказа М. Шолохова «Судьба человека»

1. Блок мотивации . Следуя инновационной структуре креативного урока, которая предусматривает работу по кардинальному обновлению форм мышления через освоение инструментария ТРИЗ, предлагаю на этапе мотивации в качестве «встречи с чудом» - карту, на которой отмечена вся «география» судьбы Андрея Соколова, прошедшего трудными дорогами войны.
2. Блок «Содержательная часть». На данном этапе урока, используя возможности проектно-исследовательской технологии, учителем был разработан предварительный проект темы (Т), которую составляли Т1 (Судьба ведет человека или человек определяет свою судьбу?), Т2 (Сколько человеческих судеб показано в произведении и зачем?), Т3 (На какой улице города Воронежа мог находиться дом героя рассказа?), Т4 (Какую роль в тексте играет антитеза?), Т5 («Чем жив человек?»).

Следующим этапом явилась организация малых групп для исследовательской деятельности в соответствии с темами: «философов», «статистики», «краеведов», «литературоведов», «кинокритиков», «социологов».

3. Блок «Психологическая разгрузка». После обсуждения предварительного проекта с учащимися добавилась Т6: «Какой эпизод художественного фильма С. Бондарчука «Судьба человека» наиболее значим для данного урока?». После ответов учащихся в качестве психологической разгрузки предлагается посмотреть этот фрагмент и обсудить его.
4. Блок «Головоломка». Этот этап данного креативного урока можно построить, используя приём ТРИЗ, который так и назовём «Приём составления метафор».

Если рассмотреть метафору как «перенесение свойств одного предмета на другой на основании признака, общего для обеих составляющих», то для начала надо взять объект и сравнить его по какому- либо характерному признаку с другим.

Последовательность сочинения метафоры:

1. Выбрать объект (Кто? Что?)
2. Назвать действие объекта (Что делает?)
3. Выбрать другой объект, совершающий такое же действие (На что похоже?)
4. Назвать место, где обычно находится первый объект или где происходит его действие (Где?)
5. Прилагательное из пункта 4 + существительное из пункта 3.

П.4+П.3 = метафора.

Например: из данных определений выберите то, которое относится к метафоре:

Яркое, образное определение предмета или явления;

Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства;

Сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого.

Рассказ.

Судьба - определяющая жизнь и др.

5. Блок «Интеллектуальная разминка». В данном блоке можно повторить литературоведческие термины и провести терминологический диктант, чтобы подвести учащихся к следующему этапу работы на уроке. Особенно делаем акцент на понятие «антитеза».
6. Блок «Содержательная часть программного материала».

Результатом исследования стал урок-отчет творческих групп.

«Философы» познакомили класс с понятием «судьба».

В итоге дети пришли к выводу, что однозначного ответа на вопрос «Судьба ведет человека или человек определяет судьбу?» у М. Шолохова нет. С одной стороны, обстоятельства оказываются выше человека. Война отняла у главного героя семью. К судьбе обращены вопросы Соколова: «За что же ты, жизнь, меня покалечила? За что так исказнила?». Андрея могли убить, когда брали в плен (чернявый немец даже снял автомат). Его после побега могли насмерть загрызть собаки. Его мог расстрелять Мюллер… Но судьба распорядилась иначе.

Рассказ назван «Судьба человека». Мы не выбираем время своего рождения, не знаем, ждет нас мирная жизнь или война, но у нас есть право оставаться самими собой и противостоять обстоятельствам. Вера в возможности человека звучит в словах: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит…»

«Статистики» насчитали более двадцати человеческих судеб, о которых упоминается в тексте. Большинство из них оборвалось трагически. Андрей Соколов продолжает жить, но он сильно жизнью «искалечен».

«Краеведы» вскрыли объективные причины гибели семьи главного героя, дом которого был расположен в нашем городе неподалеку от авиазавода. Воронежская область уже в первые дни войны была объявлена на военном положении. Осенью 1941 года начались налеты вражеской авиации на город. В июне 1942 года немцы приступили к жестоким бомбардировкам Воронежа (именно в июне 1942 года погибает семья Соколова).

Фашисты бомбили авиазавод, чтобы мы не могли строить самолеты. Бомбили и близлежащие улицы. Соколов говорит: «Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе…». Его дом мог находиться на одной из улиц, расположенных неподалеку от авиазавода: Героев стратосферы, Циолковского, Ленинградской.

«Литературоведы» доказывали, что основным приемом раскрытия идейного содержания рассказа является антитеза. М. Шолохов противопоставляет мир и войну: дом и воронку от дома, живого Соколова и его погибшую семью, свободу и плен, Соколова и Мюллера…

Антитезы подчеркивают, что война - это трагедия, а также передают психологическое состояние Андрея Соколова: постоянную боль («Нету ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке»); горечь утраты («…днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха» ни «вздоха» не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез…»); невыносимое страдание (у Ванюшки «глазенки, как звездочки ночью», а у его отца «глаза, словно присыпанные пеплом»).

К временным антитезам относится упоминание о весне и об осени («…возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухой осенью и в самом начале весны»). В природе противоположные начала гармоничны, что символизирует ее вечную жизнь.

Взрослый мужчина и мальчик воплощают смену поколений, чтобы не прервалась жизнь семьи, человечества.

«Социологи» подготовили материал для подведения итогов урока. Во многом ответы детей и родителей на вопрос «Чем жив человек?» совпали с шолоховским мнением. Это свидетельствует о приоритете в нашей жизни духовного начала, о связи поколений, о принадлежности к одной культуре. Но нельзя не заметить, что связующая нить очень тонка. Об этом говорят цифровые показатели «социологического опроса»: семья - 15 (родители) и 5 (дети); друзья - 11 (родители) и 3 (дети); родина - 7 (родители) и 1 (дети). Молодое поколение не тяготеет к коллективизму, оно не называет труд как основу жизни. Это отражение состояния нашего общества, в котором на смену коллективизму идет индивидуализм. Однако радует, что не утрачена ценность семьи, любви, друзей, что еще не забыли мы о Родине.

7. Блок «Компьютерная интеллектуальная поддержка».

КИП продолжает и углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях, заданиях типа головоломок, заданиях интеллектуальной разминки. При реализации КИП используются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой, в частности мультимедийные эффекты, интерактивные взаимодействия и др. Через созидательные компьютерные игры дети становятся творцом нового, осваивают и осознают различные способы организации окружающего мира, познают философские законы единства целого и частного; перехода количественных изменений в качественные.

Нарисуйте, используя компьютерную графику , то, как вы представляете дальнейшую жизнь наших героев - Андрея Соколова и Ванюшки?

8. Резюме

Подводятся итоги урока, проводится рефлексия. Дети на данном этапе развивают навыки качественной оценки и самооценки личной и коллективной деятельности, учатся высказывать свою точку зрения, свое мнение об уроке.

  • Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. - 2013. - Современные научные исследования. Выпуск 1. - ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.
  • Собкин В. С., Писарский П. С., Равлюк С. Г. Мотивы и препятствия: что побуждает современных детей учиться // Первое сентября. - 2001. - № 80.
  • Чем жив человек?

    (Урок-исследование по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека")

    C лайд 1 (тема урока)

    Цель: учить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа текста.

    Задачи:

      формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, рассмотреть авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека»;

      развивать навыки анализа художественного произведения;

      показать роль детали в тексте;

      воспитывать неприятие войны.

    Слайд 2 (эпиграфы)

    Честь, совесть, порядочность, надежность – самое
    важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким
    богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо
    тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

    Б. Васильев


    Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям,
    языку, товарищу… Оставаться человеком в нечеловеческих
    условиях - это трудное дело.

    И.С. Грачева

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    II . Знакомство с писателем.

    Слайд 3 (+ ролик по биографии)

    II I . Вступительное слово учителя

    Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции.

    Слайд 4

    На сегодняшнем уроке мы будем работать над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

      Обратимся к теме урока. Скажите, что станет предметом нашего исследования?

    (Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос: какова авторская концепция человека в рассказе.)

    К сегодняшней теме у нас нет эпиграфа. Я предлагаю вам подобрать его самостоятельно, и сделаем мы это после обсуждения рассказа в конце урока.

    III . История создания рассказа.

    Слайд 5 (публикация в газете)

    В новогодние дни – 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. – в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. И хотя М. Шолохов не осмелился сказать, что ждало военнопленных на родине в дни войны, сам выбор героя стал актом гражданского мужества писателя.

    Появившись в «Правде», рассказ сразу привлек огромное внимание. И это было довольно редким явлением, когда небольшой рассказ становился событием.

    Почему? Потому что в рассказе с предельной ясностью, правдивостью описан подвиг народа, а также выражено преклонение перед мужеством простых людей.

      Какие поступки А. Соколова вы могли бы приравнять к подвигу?

      В каких строчках рассказа выражена его основная мысль?

    (Читаем последний абзац.)

      Что стоит за словами «хотелось бы думать» – пожелание, предположение или уверенность автора рассказа?

    I V . Актуализация знаний учащихся. Аналитическая беседа по материалам первого урока.

    Рассказ М.Шолохова стал событием.

      А как восприняли рассказ «Судьба человека» вы?

      Почему это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его читателей и волнует современного человека?

    Слайд 6 (жанр)

    Эпопейный рассказ – таково жанровое определение «Судьбы человека».

    Слайд 7 (задача писателя)

      В чем особенность его композиции?

    Слайд 8 (фото выезжают)

    (Композиция кольцевая: начинается и заканчивается разговором автора с попутчиками. Центральная часть – повествование от имени главного героя, вместе с которым мы следим за событиями, смотрим на них его же глазами. Это дает возможность осмыслить оценку совершенных им поступков, понять его переживания. Рассказ Андрея Соколова можно условно разделить на 3 части: довоенная жизнь, война, первые послевоенные годы.)

    Слайд 9

    (Герой рассказа Андрей Соколов - обыкновенный, простой человек. Он появляется вместе с маленьким мальчиком, которого называет своим сыном. Автор сразу замечает непонятную особенность: одежда ребенка хоть и не новая, но добротная, порванный рукав аккуратно зашит, а одежда отца зашита небрежно – сразу видно, что штопал мужчина. Автор предположил, что его случайный собеседник или овдовел, или не ладит с женой.)

      Как вы думаете, почему Андрей Соколов рассказывает историю своей жизни незнакомому человеку?

    (Наверное, потому, что герой Шолохова много пережил, а близких людей у него нет, кроме усыновленного им Ванюши. Но мальчик еще маленький, к тому же он тоже хлебнул горя – потерял родителей, причем мать погибла, когда они вдвоем ехали в поезде, во время бомбежки, и приемный отец его бережет и жалеет. Да и не для малыша такой рассказ. Андрей по профессии шофер. Увидев человека, ждущего возле машины, он подумал, что тот тоже шофер – значит, «свой брат», как говорится. «Одному-то и курить, и помирать тошно», - неловко оправдывается Андрей)

    Действие рассказа «Судьба человека» происходит вскоре после войны; однако сам рассказ был написан намного позже в 1956г.: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и созданием рассказа прошло около 10 лет.

      Как вы думаете, почему такой рассказ не мог появиться раньше?

    (В рассказе нет выраженной идеологической позиции. Хотя Андрей Соколов и упоминает о том, что среди пленных половина были коммунистами, это не имеет никакого значения для сюжета и смысла рассказа. Более того, герой Шолохова побывал в немецком плену, что при Сталине расценивалось как преступление. Известно, что бежавшие из немецких лагерей нередко попадали в советские лагеря. Кроме того, лишь в период так называемой оттепели стало возможным ставить во главу угла гуманистические, а не идеологические ценности – семью, взаимопонимание, мирный труд, человеческое достоинство и сострадание. Рассказ «Судьба человека» проникнут не пафосом героя-победителя, но неизбывной тоской человека, потерявшего всех, кто был ему дорог. «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!» - сетует Андрей Соколов.)

    V. Исследовательская работа. Шолоховская концепция человека в рассказе «Судьба человека»

    Слайд 10 (довоенная жизнь)

      В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.

    («Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке»)

      Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

    (У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой - вот что главное. В душе - один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя)

    Плен. Исторический комментарий .

    Слайд 11 (плен)

    К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

    8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: "...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата..."

    Слайд 12 (плен)

    Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

    Из 6 с половиной миллионов советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Многие из 2 миллионов бывших пленных, вернувшихся в СССР, были сосланы в лагеря.

    Слайд 13 (плен)

    Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. "Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать..."

    Анализ эпизода в церкви.

    Слайд 14 (+ролик 2 )

      Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене: солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор?

    Слайд 15 (таблица)

    (В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции.)

      Какая позиция ближе всего Соколову?

    (Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

    Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

    Слайд 16 (+ ролик 3 , потом вопросы)

      Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

    («Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия»)

      В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

      Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

      Меняется ли отношение фашистов к пленному?

    (Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

      Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

    (Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

      В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата?

    (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)

      Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

    (Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

    Слайд 17 (+ролик 4 « песни «Враги сожгли родную хату»

    Слайд 18

    Комментарий учителя:

    Л.Н.Толстой очень любил стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Это послужило одной из причин написания романа-эпопеи «Война и мир». А у М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».


    Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки.

      Зачитаем их.

    Слайд 19

    Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

    Слайд 20

    Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя.

      Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

    (Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)


    Народная мудрость гласит: Г лаза – зеркало души ». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...

      «Словно присыпанные пеплом » – то есть какие, какого цвета?

    (Серые, цвета пепла)

      А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

    (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

    Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

      Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

    (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

      Произошло ли это с Андреем Соколовым?

    (Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

    Анализ эпизода «Встреча с Ванюшей»

    Слайд 21 (встреча с Ваней +ролик 5)

      Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?

    (Две сироты, жизни которых искорежены войной)


    Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани.

      Как они описываются в произведении?

    («Светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)

      Каково цветовое значение этого образа?

    (Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет.)

    Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя» . Ярко-жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)


    Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё,

    совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами.

      Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд?

    (Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).

    Слайд 22

    Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

      К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

    Слайд 23 (пейзаж)


    А теперь давайте еще раз обратимся к началу рассказа.

      С чего Шолохов начинает произведение?

    (С описания природы )

      Представьте себе эту картину. Какие цвета противопоставлены в описании?

    (мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый, серый цвет ранней весны)

      Символом чего является такое противопоставление?

    (Как на смену зиме с белой холодностью приходит теплая, пусть пока не праздничная, но весна, так жизнь побеждает смерть).

    (Синее, с проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками).

      О чем свидетельствуют эти детали?

    (О наступающем мире, об ощущении умиротворенности и покоя)

      В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему, яркому, желтому солнцу. Подтвердите это примером из текста.

      Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о солнце?

    (Всё больше и больше солнца, блеска, тепла даруется героям рассказа.

    Всё больше и больше мира проникает в их душу. Жёлтый солнечный цвет

    символизирует наступающее счастье)


    Таким образом, описание природы, данное в начале повествования, является ключевым для понимания смысла произведения. Но, что интересно, значимость этой пейзажной зарисовки мы понимаем только, закончив чтение.
    А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.

    Слайд 24 (ролик 6 «Навсегда вместе»)

      Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев.

    (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы – человек несгибаемой воли)

      Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой?

    (Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).

    Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.

      А что такое судьба?

    Словарная работа

    Слайд 25

    Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

      В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?

    (В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)

    Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает ужасы войны, самые трагические ее стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы.

    Название рассказа, с одной стороны, свидетельствует о внимании автора к отдельной личности, с другой – Шолохов не конкретизирует понятие «человек» и тем самым подчеркивает, что судьба главного героя – это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.

      Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе?

    (Любовь, доброту, человеческое достоинство)

    Слайд 26

      В чем же проявляется гуманизм рассказа?

    (Несмотря ни на что, Андрей Соколов не утратил возможность к сопереживанию. Он без колебаний берет на себя заботу о маленьком Ванюше. В плену Андрей честно делится с товарищами жалкими крохами провизии, убивает предателя, решившего объявить немцам, что один из пленных был командиром взвода.

    Мы видим, что исстрадавшееся сердце Андрея все еще способно искренне любить. В результате перенесенных потрясений здоровье Андрея сильно подорвалось: «…Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?» Это тревожит Андрея, но не из-за себя, а из-за Ванюши: «…Как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять… Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда- нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку».)

      Чем поучительна история Андрея Соколова?

    (Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, ее основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Герой Шолохова защищает смысл и правду самого человеческого существования.)

    Слайд 27

    Автор не рассказывает о том, как сложилась дальше жизнь Андрея и его приемного сына. Шолохов преследовал иную цель – показать, что делает с человеческой жизнью война. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…»

    Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

    Слайд 28 (цитаты)

      Подберите эпиграф к нашему уроку (см. на слайде)

    Как вы понимаете эти слова?

    1. Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. (Старая истина)

    2. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. (Михаил Шолохов)

    3.…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить. (Б. Васильев)

    4. Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу…Оставаться человеком в нечеловеческих условиях - это трудное дело. (И.С. Грачева)

    V I . Подведение итогов урока

      Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?

    (Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе - живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.

    слайд 29

    з аписи в тетради.

    «Символический русский Иван – это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные годы войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасал его от неминучей гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины. Хорошее имя Иван».

    Шолохов воспитывает в людях гуманизм. Мы не знаем произведения, в котором с такой же эмоциональной силой прозвучала бы эта тема, как в рассказе «Судьба человека». Он напоминает о долге любого из нас – замечать страдания людей, стремиться помочь им.

    Главная > Урок

    Урок №1

    Тема . М. А. Шолохов «Судьба человека». Трагическая судьба одного человека как воплощение трагедии всего народа во время Великой Отечественной войны. Цель: ознакомить учащихся с историей написания рассказа, дать некоторые биографические сведения о писателе, обучать вдумчивому чтению, умению анализировать произведение, выделять ключевые эпизоды; развивать навыки анализа образов; способствовать воспитанию духовного богатых людей, учить состраданию, любви к другим. Наглядность: портрет Шолохова, выставка его произведений, текст рассказа в оригинале. Схема «Изменения в судьбе героя». Жить жизнью народа, сострадать страданиям людей, радоваться их радостям, целиком войти в их заботы и нужды – вот тогда у писателя будет настоящая, волнующая сердце читателей книга. М. А. Шолохов. Ход урока.

    I .Подготовка учащихся к восприятию материала. Объявление темы, эпиграфа урока.

    Вступительное слово учителя. Незабываемый след в истории многих народов оставила Вторая мировая война. В душе каждого человека остались раны, которые были страшнее, чем рана от пули или снаряда. Мать не дождалась сына, жена – мужа, дети – отца. А как больно было вернувшемуся с войны бойцу увидеть вместо родного дома глубокую воронку от бомбы или пустой двор, в котором никто его не встречал, потому что все погибли… Каждой семьи коснулось черное крыло войны: кто-то был ранен, кто-то погиб, кто-то вернулся с покалеченной душой.

    Тема войны нашла отражение и в творчестве известного русского писателя Михаила Шолохова.

    Обратите внимание на эпиграф урока /чтение эпиграфа/. Мне кажется, что Шолохову это удалось: его рассказ «Судьба человека» волнует сердце каждого читателя. Потому что все, что мы читали, проходит через душу писателя.

    II Формирование новых знаний, умений, навыков. 1.Сообщение подготовленных учеников о жизни и творчестве писателя .

    Мы коснемся только некоторых эпизодов жизни

    М. А. Шолохова.

    Когда началась Великая Отечественная война, писатель был уже опытным, повидавшем многое человеком. Ведь еще с 15 лет началась его самостоятельная жизнь. Революция, гражданская война сделали его очень быстро взрослым. В 1922 г. на Дону, в родном крае писателя, было неспокойно, банды разоряли земли. И ему пришлось мыкаться по донской земле, гоняться за бандами.

    И вот еще одно воспитание – Великая Отечественная война. У писателя уже огромное литературное наследие: романы «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы». В годы войны его перо продолжало работать – оно звало соотечественников вставать на защиту родной

    страны. Шолохов уходит на фронт: он и корреспондент, и боец. Пережил ранение. В 1942 году потерял 75-летнюю мать, которая погибла от разрыва бомбы.

    В годы войны были написаны публицистические произведения, рассказы «Русский характер», «Наука ненависти», немного позже – «Судьба человека», «Они сражались за Родину».

    2.Сообщение учителя. История создания романа. В 1946 г. во время охоты Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком. Это была случайная, недолгая встреча. Он рассказал писателю, которого принял за шофера-фронтовика, историю своей жизни, которая навсегда осталась у него в памяти. Долго Шолохов вынашивал мысль, планы, образы. И только через 10 лет в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека», который потряс многих. В редакцию, на радио, писателю посыпались письма. Писали люди, которые пережили все ужасы плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу (даже из-за границы – Хемингуэй, Ремарк). Многие писатели хотели найти Андрея Соколова, низко поклониться ему, окружить его заботой, человеческим сочуствием. 3.Работа над содержанием. Беседа:
      Каково ваше впечатление от рассказа? Чем вы объясните такую высокую оценку произведения читателями?
    4. Выразительное чтение начала рассказа. Эвристическая беседа:
      Как описана первая послевоенная весна? (Описание реально, воспринимается как бы всеми органами чувств.) Где происходят события? (На Верхнем Дону). Зачем автор указывает конкретное место действия? (Это подчеркивает правдивость изображения событий.) На какие периоды можно разделить жизнь Андрея Соколова? (До войны, война, после войны). Какие испытания выпали на долю героя? С этим вопросом нам поможет справиться схема «Изменения в судьбе героя» (См приложение 1)
    5. Пересказывание основных эпизодов.
      Жизнь Андрея Соколова до войны: семья (любовь, дети, жена Ирина, взаимопонимание), работа, дом – обычная жизнь обыкновенного счастливого человека; война – воюет – ранение – плен – побег – карцер – плен – лагерь – побег с «языком» - «свои» - госпиталь – отпуск – демобилизация. После войны: пустота (воронка от дома, смерть всех родных, незачем жить) – Ванюшка…
    6. Анализ символов, используемых в тексте. Учитель: Писатель использует символы, емкие образы, которые несут в себе особенный смысл. (Ученики с помощью учителя находят эти символы)
      Церковь: образы предателя, врача, верующего; яма: воронка, котлован, пустота, смерть; хлеб: жизнь, преданность, дружба, возрождение.
    III . Использование знаний, умений, навыков.
      Беседа:
      Какие испытания выпали на долю Андрея
    Соколова?
      Когда человека можно узнать по-настоящему? (В
    экстремальных условиях)
      Какие события для Андрея Соколова являются
    экстремальными? (Плен, гибель родных)
      что помогло Андрею Соколову остаться Человеком в нечеловеческих, казалось бы, условиях? (Духовность; «у меня есть свое русское достоинство и гордость и что в скотину меня не превратили, как ни старались…»).
    2. Вывод. Как судьба главного героя рассказа соотносится с судьбой всего народа? А. Соколов – часть целого народа, который выстоял в тяжелейшей борьбе с врагом. IV . Домашнее задание. I вариант – подобрать материал к образу Андрея Соколова, выписать цитаты из текста; II вариант – образ автора повествователя (та же работа).

    Приложение 1


    Схема «Изменения в судьбе героя»

    Использованная литература:

      М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» Т. Диденко. Рассказ «Судьба человека»--образец жизненных впечатлений. ж. «Заруб. лит.», 2005 Л. Бурбело. Рассказ «Судьба человека»--трагическая симфония. ж. «Заруб. лит.», 2005 Ю. Вишницкая. Образ автора в рассказе «Судьба человека» . ж. «Заруб. лит.», 2005 Л. Мирськова. Своеобразие композиционного построение рассказа «Судьба человека». ж. «Заруб. лит.», 2005 Л. А. Чередник. «Вивчення зарубіжної літератури у 8 класі». Харків, «Ранок», 2004.

    Слайд 1

    ТЕМА:

    Образ и характер героя в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

    ТИП УРОКА:

    урок-исследование.

    ЦЕЛИ УРОКА:

    Образовательные:

    дать представление о личности М. А. Шолохова и его произведениях; показать идейный замысел рассказа «Судьба человека» и значение образа героя; выявить черты характера героя.

    Развивающие:

    развивать монологическую речь учащихся, умение вести диалог, развивать навыки анализа текста.

    Воспитательные:

    воспитывать гражданские чувства, чувство любви к родине, ответственности за будущее, умение делать свой выбор.

    Методы обучения:

    объяснение учителя, беседа, работа с текстом произведения.

    Оборудование:

    компьютер, проектор, интерактивная доска.

    Слайд 2

    Ход урока

    Посеешь привычку – пожнешь характер,

    Посеешь характер – пожнешь судьбу.

    Старая истина

    1. Организационный момент.

    Проверка готовности учащихся к уроку. Объявление темы и цели урока, эпиграфа к уроку.

    Создание эмоционального настроя.

    Слайд 3

    2. Вступительное слово учителя.

    Михаил Александрович Шолохов – русский писатель, известный не только в отечественной, но и в мировой культуре. О значительности фигуры писателя говорит список его наград. М. А. Шолохов – академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии (1965г.). Он автор рассказов «Нахаленок», «Судьба человека» и др., среди которых выделяются «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» о резком классовом противостоянии на Дону, о войне отцов и детей, смертельной вражде братьев, оказавшихся по разные стороны борьбы. Автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину».

    Слайд 4

    Сегодня мы остановимся на одном из выдающихся произведений Шолохова – рассказе «Судьба человека», опубликованном в 1957 г. в котором автор раскрывает трагедию нашего народа в годы войны, показывает бедствия и страдания, выпавшие на долю русского человека.

    Слайд 5

    Звучит запись песни «Враги сожгли родную хату», на фоне которой показываются слайды с изображением разрушенного Воронежа, других городов.

    Слайд 6

    Учитель.

    Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в своей душе? Об этом рассказывает Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека», об этом и будет наш разговор на уроке.

    Слайд 7

    3. Проверка знаний теоретического материала.

      В чем заключаются особенности жанра – рассказ?

      Как вы понимаете образ и характер в литературе? Это одно и то же?

      Чем отличается образ от характера?

    4. Словарная работа.

    Слайд 8

    Рассказ – один из видов эпической повествовательной литературы: небольшое художественное произведение о каком-либо событии в жизни человека без детального изображения того, что с ним было до и после этого события. Искусство писателя в рассказе состоит в том, что он в кратком эпизоде из жизни своего лирического героя раскрывает типичные черты человека.

    Ушакова О. Д.

    Понятия и определения:

    Словарик школьника. СПб.:

    «Литера», 2005 г. С. 57.

    Слайд 9

    Образ – живое, наглядное представление о ком или о чем-нибудь.

    Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Человек с характером. Сильный характер.

    Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.

    М.: Азбуковник, 1999 г. С. 435, 860.

    Слайд 10

    Художественный образ – это определенная мысль автора, воплощенная во что-то конкретное, а характер – это качества этого конкретного лица или предмета, которые позволяют читателям понять мысль автора.

    Мещерякова М. И. Краткий словарь

    литературоведческих терминов. –

    М.: Айрис-пресс, 2007 г. С. 175, 209.

    Слайд 11

      Каков же Андрей Соколов, и как, какими приемами и средствами раскрывает автор его характер?

    5. Анализ текста.

    Слайд 12

      В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной мирной жизни?

    Слайд 13

    На фоне музыки «Белоруссия» учащиеся пересказывают эпизод от слов: «Поначалу жизнь моя была обыкновенная...» до слов: «Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты».

    Слайд 14

    Вывод:

    Андрей Соколов, помыкавшись по белу свету, осел в Воронеже, нашёл девушку «по душе». «Хорошая попалась мне девка! Смирная, весёлая, угодливая и умница, не мне чета... И не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и не будет!» Зажили Андрей и Ирина счастливо, радуя друг друга. Их любовь подарила им детей, которые, в свою очередь, радовали своих родителей. А «старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в газете писали».

    Слайд 15

      В чём же заключается счастье для Андрея Соколова?

    Герой рассказа не говорит о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, что является самым ценным на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.

    Слайд 15

      Назовите черты характера героя, которые помогли ему в мирной жизни.

    Запись на доске и в тетради:

    великодушие, уверенность в себе, умение любить, трудолюбие.

    Слайд 16

      Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

    В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей, их судьбы неотделимы от исторических событий. Так и в судьбу Андрея Соколова вмешивается история.

      Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни?

    Он прошёл через многие испытания, и то, что казалось обыкновенным, стало самым дорогим.

    Эпизод «Прощание». Комментированное чтение от слов: «Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери – Настенька и Олюшка” до слов: “Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широкие раскрытые глаза, полные слёз».

    Слайд 17

    Вывод:

    Воспоминания Андрея Соколова полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене. «Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи...» А оттолкнул за то, что вела себя не как другие женщины, за слова её: «Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...» Возможно, что-то предчувствовала... И, может, не жену оттолкнул Андрей от себя, а её пророческие слова, не желая в них верить, надеясь на скорое возвращение.

    Слайд 18

      Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?

      Какие черты характера героя проявляются во всех испытаниях?

      В каких эпизодах они проявились более ярко?

    Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лоховеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. «Что ж, браток, деваться мне было некуда … и зашагал на запад,
    в плен!..» И здесь проявил характер Соколов. «Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка».

    Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нем заложена неистовая воля к жизни, к борьбе за справедливость: «И я из последних сил, но пошел»; «Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой… Живой я остался!». Всегда, во всех обстоятельствах Андрей не утрачивает чувства человеческого достоинства, не сгибается перед бедами. Сила духа Соколова так велика, что изумляет даже фашистов.

    Герою пришлось выдержать и самое страшное испытание – известие о гибели жены и дочек, смерть сына в последний день войны. Казалось, сил жить не осталось, пережить такое горе невозможно. Но герой не растратил чуткость, потребность отдавать тело и заботу другим, он сердцем чувствует свою и чужую боль.

    Запись на доске и в тетради:

    воля к жизни, стойкость, мужество, патриотизм, самоотверженность, справедливость.

      Какое значение имеет эпизод «В церкви»? Как проявляют себя люди?

    В данном эпизоде автор показывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах, показывает разные жизненные позиции. Солдат-христианин предпочитает погибнуть, но не отступиться от своих убеждений, покорившись обстоятельствам. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Безропотно ожидает своей жизни взводный. Только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.

    В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается ему убийство «своего2, тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.

    Слайд 19

    Вывод:

    Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед выбором. Герой поступает так, как велит ему совесть.

    Слайд 20

    Модели поведения человека в бесчеловечных обстоятельствах.

    Слайд 21

      Какие черты характера Андрея Соколова проявляются в эпизоде «Поединок с лагерфюрером Мюллером»?

    Мюллер – очень безжалостный человек, «правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить». Идёт и бьёт каждого второго. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности. Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно. Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке.

    Своим гордым поведением он заставил фашиста капитулировать перед величием духа русского солдата, который вёл себя с большим достоинством. Это достоинство и оценил Мюллер, назвав Андрея Соколова «настоящим русским солдатом». Сильное впечатление производит описание возвращения Соколова в барак, когда он делит хлеб на всех.

    Запись на доске и в тетради:

    честность, достоинство, гордость, щедрость.

      Как может измениться человек, переживший все испытания, выпавшие на долю Андрея Соколова?

    Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие минуты человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.

      Произошло ли это с Андреем Соколовым?

    Нет, обстоятельства не сломили героя рассказа. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

    Слайд 22

      Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Андрея Соколова?

    Неожиданная встреча с ребенком, случайным «осколком войны», возрождает героя, и описания Шолохова становятся ярче, красочнее. Наряду со сравнениями: «глазёнки – как звёздочки ночью после дождя!» автор дает и прямую оценку: «И до того полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нём...» «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!»

    Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека.

    Слайд 23

      К каждому ли человеку вот так, просто и доверчиво может прильнуть маленький ребёнок?

    Нет, не к каждому. Мальчик не отвернулся, не убежал от Соколова, он признал в нём отца, почувствовав человеческое участие, доброту, любовь и тепло. Он понял, что у него появился защитник.

    6. Подведение итогов.

      В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?

    Слайд 24

    Словарная работа

    Судьба

    1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных событий.

    2. Доля, участь.

    3. История существования кого или чего-нибудь.

    4. Будущее, то, что случится, произойдет.

    Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.

    Толковый словарь русского языка. –

    М.: Азбуковник, 1999 г. С. 778.

    В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств.

    Шолохов описал человека, не покорившегося жизненным обстоятельствам, человека, который выстоял в жизненных испытаниях и в битве с судьбой показал поистине великую силу русского характера и духа.

    Перечислим те черты характера, которые мы выявили у Андрея Соколова и записали в тетрадях:

    Слайд 25

    великодушие, уверенность в себе, умение любить, трудолюбие, воля к жизни, стойкость, мужество, патриотизм, самоотверженность, справедливость, честность, достоинство, гордость, щедрость, человечность и доброта.

    Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять человеку в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность, помогло всему нашему народу преодолеть бедствия и страдания в Великой Отечественной войне.

    Слайд 26

    7. Домашнее задание.

    «Судьба человека» – одно из самых трагичных произведений литературы о Великой отечественной войне, несмотря на то, что герой остается жив.

    Докажите это в сочинении-рассуждении.