Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие управления качеством, эволюция мировой системы менеджмента. Основные положения и преимущества японской школы управления качеством. Опыт управления качеством в США. Особенности формирования и развития американской школы управления качеством.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2011

    Возникновение и развитие систем управления качеством в эпоху Советского Союза. Содержание основных отечественных систем управления качеством. Потенциальные возможности систематического совершенствования отечественных комплексных систем качества.

    реферат , добавлен 14.07.2013

    курсовая работа , добавлен 03.06.2015

    Понятие и характеристика организационной культуры в новых условиях хозяйствования. Процесс внешней адаптации и выживания. Проблемы внутренней интеграции. Методы поддержания организационной культуры. Организационная культура предприятия "Кока-Кола".

    курсовая работа , добавлен 06.01.2014

    Понятие организационной культуры, ее основные элементы, принципы, методы формирования и поддержания. Разработка мер по совершенствованию организационной культуры в ООО "Иркутскэнергосбыт". Формирование кадрового резерва, состав и структура персонала.

    дипломная работа , добавлен 14.07.2013

    Основы управления качеством на предприятии. Качество продукции как объект управления. Содержание системного подхода к управлению качеством. Тенденции управления качеством в зарубежной и отечественной практике. Механизмы внедрения современных систем.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2013

    Современная система управления качеством (TQM) и ее принципы. Сущность методов управления качеством продукции, товаров, услуг и работ, процессов и систем управления, понятие сертификации. Европейская премия качества и бенчмаркинг с ориентацией на Европу.

    Исходные данные

    Разработка оргструктуры компании

    Сначала разрабатывается или обновляется версия существующей схемы организационной структуры компании: оргструктура. Обычно это иерархическая схема, демонстрирующая подчинённость подразделений компании.

    Надо отметить, что для некоторых компаний (особенно для небольших), разработка оргструктуры компании – дело нелёгкое. А всё потому, что в небольших компаниях один сотрудник или одно подразделение могут выполнять различные функции, при этом иногда сложно понять границы полномочий.

    Например, в компании есть заместитель генерального директора. Он руководит продажами компании и дизайном продукции. Получается, что у него в подчинении находится отдел продаж и технологический отдел (дизайнеры). И также в компании есть технический директор, который руководит полностью производством продукции (начиная, от дизайна и заканчивая техническим контролем). Получается, что сфера деятельности обоих директоров пересекается на технологическом отделе.

    Поэтому разработка оргструктуры компании – это самый первый шаг к наведению порядка в компании и, в частности, порядка в головах руководителей компании.

    Разработка списка процессов компании

    По результатам проведения внутреннего аудита был определён список процессов, которые существуют в компании.

    Процесс – это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы (ГОСТ ISO 9000-2011, п. 3.4.1).

    Направление вектора работ на данном этапе зависит от зрелости (возраста) компании, от качества (порядка внутри) компании и от того, какая внутренняя документация уже существует в компании. Варианты могут быть следующие:

      • вполне приличные и похожие на действительность положения о подразделениях, должностные инструкции
      • очень примерные регламенты (инструкции) по основным процессам
      • В данном случае основные процессы выделяются на основе распорядительной документации (положения о подразделениях, должностные инструкции и т.д.).
    1. Компания немолодая. Процессы устоялись. Из документации есть:
      • очень примерные положения о подразделениях, должностные инструкции
      • хорошо проработанные регламенты основных процессов
      • В данном случае основные процессы выделяются на основе регламентов основных процессов.
    2. Компания молодая или немолодая. Какие-то процессы устоялись, какие-то продолжают изменяться. Из документации практически ничего нет.
      • В данном случае процессы определяются со слов участников процессов.

    Разработка матрицы процессов

    Если СМК разрабатывается с учётом требований стандарта ISO 9001 (ГОСТ ISO 9001), то Руководство по качеству должно содержать описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества (п 4.2.2). Это взаимодействие удобно (но не обязательно) представить в виде матрицы процессов.

    Подробно о матрице процессов изложено в статье « ».

    Разработка структуры Руководства по качеству

    Руководство по качеству – это основной документ, содержащий следующую информацию (согласно п. 4.2.2 ГОСТ ISO 9001-2011):

    • Область применения СМК (включая исключения)
    • Документированные процедуры СМК или ссылки на них
    • Описание взаимодействия процессов СМК

    На этапе проектирования можно и нужно определить структуру (план) Руководства по качеству.

    Определение процедур, которые будут оформлены отдельными документами

    По результатам проведения внутреннего аудита были определены процедуры, которые должны быть задокументированы.

    Процедура – это установленный способ осуществления деятельности или процесса (ГОСТ ISO 9000-2011, п. 3.4.5). Другими словами, процедура – это описание процесса. Процедуры могут быть документированными и недокументированными. При этом подробное описание процедуры может быть включено в Руководство по качеству, а может быть в виде отдельного документа.

    Обычно в отдельные документы выносят те процедуры, которые:

    • большие по объёму
    • предполагают частое внесение изменений (улучшения, оптимизация, автоматизация)

    Если описание процедуры выносится в отдельный документ, то в Руководстве по качеству содержатся только общие сведения по данной процедуре и ссылка на соответствующий документ.

    Результаты этапа

    Результаты данного этапа следующие:

    • Разработана политика и цели в области качества
    • Задокументирована оргструктура компании
    • Разработан список процессов (и матрица процессов)
    • Определена структура (план) Руководства по качеству
    • Определён список процедур (с указанием необходимости вынесения в отдельный документ)

    Проектирование и разработка – это совокупность процессов, переводящих требования в установленные характеристики или нормативно-техническую документацию на продукцию, процесс или систему

    Основным содержанием проектирования продукции является перевод требований к продукции в набор конкретных характеристик, воплощенных в конструкторской документации. О роли проек­тирования в современных условиях можно судить по известно­му правилу 70:20:10, согласно которому, если принять успешное решение проблемы обеспечения качества продукции за 100%, то 70% этого успеха зависят от проектирования, 20% - от изгото­вления и 10%-от эксплуатации (данное правило соблюдается тем строже, чем сложнее продукция).

    Основной целью проекта является либо создание новой про­дукции, либо модернизация действующей. Ведущие мировые фирмы начинают проект с отработки концепции продукции, которая базируется на маркетинговых исследованиях, связан­ных с выявлением требований рынка к качеству продукции. Для создания такой концепции в современных условиях применя­ются самые разнообразные методы, например метод структурирования функции каче­ства (QFD), ме­тод «портфельного анализа» и т.д. На этой стадии обобщается ин­формация службы маркетинга о преимуществах и недостатках выпускаемой продукции, анализируются имеющиеся сведения о деятельности конкурентов, рассматриваются данные о разви­тии соответствующих рынков сбыта. В результате определяются основные технико-экономические параме­тры нового изделия, составляется смета затрат на разработ­ку, определяется структура затрат по этапам внедрения, уста­навливаются возможная цена и условия продажи, выявляется объем услуг послепродажного обслуживания, рассчитывается прибыль.

    Качество проектирования и разработки продукции обеспечи­вается установлением и стандартизацией его основных этапов, назначением должностных лиц, ответственных за их надлежа­щее выполнение, выделением соответствующих ресурсов, орга­низацией эффективного взаимодействия участников работы и оценкой проекта на всех этапах его создания. В таблице 7.3. пока­зана типичная схема процесса проектирования и разработки продукции на машиностроительном предприятии, построенная на основе рекомендаций стандартов ИСО серии 9000.

    Таблица 7.3. Схема процесса проектирования и разработки продукции

    Этап проекта

    Работы этапа

    Ответственные

    1. Определение цели проекта

    Руководитель предприятия

    2. Выдача задания на проект

    2.1. Выявление требований рынка

    2.2. Разработка концепции проекта

    Главный конструктор

    3. Планирование проектирования

    3.1. Назначение проектной группы

    Главный конструктор

    3.2. Обеспечение проектирования материальными ресурсами

    Руководитель службы МТС

    3.3. Обеспечение финансовыми ресурсами

    Руководитель финансовой службы

    3.4. Разработка календарного плана проекта

    Руководитель проекта

    3.5. Разработка критериев оценки проекта

    Руководитель проекта

    4. Разработка технической документации

    4.1. Разработка ТЗ

    Руководитель проекта

    4.2. Экспертная оценка ТЗ

    Руководитель службы маркетинга

    4.3. Составление технического предложения

    Руководитель проекта

    4.4. Экспертная оценка технического предложения

    Главный конструктор

    4.5. Эскизное проектирование

    Руководитель проекта

    4.6. Разработка методов испытаний и приемки продукции

    Руководитель проекта

    4.7. Разработка конструкторской документации

    Руководитель проекта

    5. Проверка проекта

    5.1. Анализ выходных данных проекта

    Руководитель службы маркетинга

    5.2. Выполнение альтернативных расчетов

    Руководитель проекта

    5.3. Экспертная оценка качества проекта

    Руководитель приемной комиссии

    6. Опытное производство

    6.1. Изготовление опытного образца

    Начальник производства

    6.2. Приемочные испытания

    Начальник ОТК

    6.3. Корректировка документации

    Руководитель проекта

    6.4. Выпуск опытной партии

    Начальник производства

    7. Внесение изменений в проект

    7.1. Согласование и внесение изменений

    Главный конструктор

    Руководитель проекта

    Проектирование и разработка продукции осуществляются на основе единого плана, включающего в себя назначение группы разработчиков, обеспечение работ всеми необходимыми техни­ческими средствами и соответствующим финансированием, со­ставление календарного графика работ и определение критери­ев оценки проекта.

    По завершении каждого этапа разработки проекта осуще­ствляется документированный критический анализ результатов проектирования, в ходе которого выявляются и прогнозируют­ся проблемы качества, требующие соответствующего решения. В зависимости от этапа проектирования и вида продукции учи­тываются факторы:

      относящиеся к требованиям потребителя и их удовлетворе­нию (работоспособность продукции в предполагаемых услови­ях эксплуатации, случаи непреднамеренного и неправильного использования, безопасность и экологичность и др.),

      относящиеся к техническому описанию продукции (безот­казность и работоспособность, пригодность к монтажу, ремонтопригодность, внешний вид, требования к этикетированию и др.),

      относящиеся к технологическим требованиям (возможность механизации и автоматизации, возможность проведения техни­ческого контроля и испытаний, требования к комплектующим, упаковке, погрузо-разгрузочным работам, срок годности и др.).

    Для анализа проекта можно использовать один или несколько из следующих методов:

      проведение альтернативных расчетов, подтверждающих правильность первоначальных решений,

      документированные испытания и экспериментальные про­верки (например, на испытательных стендах),

      независимая экспертная проверка, обеспечивающая под­тверждение правильности первоначальных расчетов или Дру­гих работ по проектированию.

    В процессе проектирования проект периодически вновь оце­нивается. Объективность анализа обеспечивается при помощи таких аналитических методов, как анализ надежности и безопас­ности, анализ диагностического дерева отказов, анализ риска отказов. Особое место при оценке проектов занимают испы­тания опытных или серийных образцов продукции. Объем и характер таких испытаний обусловливаются допустимыми рис­ками. Проведение испытаний, как правило, включает:

      оценку рабочих характеристик и надежности продукции в предполагаемых условиях ее хранения и эксплуатации,

      контрольные проверки для подтверждения того, что все осо­бенности проекта соответствуют установленным требованиям потребителя,

      утверждение правил расчетов и их программного обеспече­ния.

    Результаты всех испытаний и оценок подлежат обязательно­му документированию.

    Проект оценивается на всех стадиях, начиная с составления ТЗ и кончая выпуском опытной партии. Так, например, на ста­дии эскизного проекта в качестве критериев оценки могут ис­пользоваться:

      оригинальность вариантов и принципов построения изделия и его частей,

      обеспечение требуемой надежности изделия,

      соответствие экономических данных проекта требованиям ТЗ,

      соответствие уровня унификации и стандартизации изделия регламентированным нормам,

      соответствие материалов, полуфабрикатов и элементов раз­решенным к применению,

      качество изготовления макетов,

      соответствие результатов испытаний требованиям ТЗ,

      соблюдение метрологических требований

    Важно отметить, что при оценивании проекта на различных стадиях довольно часто возникает необходимость в использова­нии экспертных методов Процедуры и правила их применения должны регламентироваться в соответствующих документах

    По результатам оценки окончательного проекта, включаю­щего утвержденный на соответствующих уровнях руководства комплект документов, устанавливается степень его готовности к реализации. При этом определяются:

      организационная и техническая способность предприятия выпускать спроектированную продукцию,

      наличие и достаточность инструкций по монтажу эксплуа­тации, техническому обслуживанию и ремонту продукции,

      наличие соответствующей торговой сети и послепродажно­го обслуживания продукции,

      наличие персонала, подготовленного к эксплуатации про­дукции,

      результаты проверок упаковки и этикетирования продук­ции, а также физического состояния в ходе хранения и транс­портировки

    Серийному производству новой (модернизированной) про­дукции предшествует разработка документированных процедур контроля за выпуском, изменением и использованием докумен­тации, содержащей входные и выходные проектные данные, а также разработка процедур санкционированного принятия мер, если они необходимы, по внесению изменений, которые могут влиять на продукцию в течение всего ее жизненного цикла. Дан­ные процедуры предусматривают порядок утверждения реше­ний на различных уровнях управления, определяют этапы и сроки внесения изменения в документацию, порядок изъятия устаревших чертежей и технических условий. Эти процедуры также предусматривают внесение экстренных изменений, необ­ходимых для предотвращения выпуска или поставки продукции, не удовлетворяющей установленным требования.

    Для подтверждения того, что проект по-прежнему отвечает установленным требованиям, продукцию периодически вновь оценивают. Этот процесс предполагает анализ соответствия качества продукции требованиям потребителей, изучение экс­плуатационных характеристик продукции, определение необхо­димости внесения изменений в технологическую документацию.


    Александр ШАДРИН


    КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СМК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ

    На Предприятии сложилась достаточно распространенная в России ситуация: оно образовано в первой половине XX века, в последние 15 лет получало заказы от министерства и от частных фирм, сохранило профсоюзную организацию и штат почти в тысячу человек. Причем в последние годы Предприятие все чаще участвует в тендерах на проведение отдельных проектов, в том числе вместе с западными конкурентами, выполняет заказы зарубежных компаний. В этой ситуации, естественно, остро стоят вопросы о качестве, эффективности, престиже Предприятия и, соответственно, о сертификации СМК.

    Вместе с тем в приемлемые сроки "улучшить систему", в которой работает профсоюз и несколько сотен квалифицированных, преимущественно немолодых, специалистов, каждый из которых, действительно, мастер своего дела, очень трудно. Эти люди пережили не одну, в том числе (как сейчас всеми признается) неадекватную, реформу, и убедить их сегодня работать не так, как они привыкли за десятки лет, задача почти невыполнимая (Кстати, подобная ситуация имеет место во многих российских вузах, именно поэтому эффективное практическое внедрение в вузах стандартов ИСО серии 9000 - сложнейшая проблема, несмотря на огромное количество публикаций на тему качества образования.).

    Не вдаваясь в подробности сложившейся ситуации, подчеркнем лишь, что, к сожалению, высокая квалификация многих российских специалистов не предполагает наличия знаний об эффективном менеджменте, а знания о качестве ограничены качеством продукции. В условиях рынка этого уже недостаточно (подробнее см. в ).

    Организации, выполняющие инновационные проекты, зачастую громадные, сложно управляемые, у них неоправданно много накладных расходов (министерства, корпорации, НИИ, университеты и т.д.). Проекты же в условиях жесткой конкуренции необходимо выполнять в короткие сроки и по конкурентоспособным ценам, а на выходе получать высококачественную продукцию.

    К чести руководителей Предприятия, они изучили проблему, посоветовались с консультантами и решили создать у себя систему менеджмента качества на основе стандартов ИСО серии 9000 и ИСО 10006, используя следующие особенности этих стандартов и многолетнюю практику самого Предприятия:

      ИСО 9001 формулирует требования к "организации"; сертифицировать СМК организации можно только на соответствие ИСО 9001, а ИСО 10006, вслед за ИСО 9004, носит рекомендательный характер;

      ИСО 9000 определяет "организацию" как группу работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений, допуская, что это часть фирмы или учреждения и совсем не обязательно юридическое лицо;

      Предприятие в течение многих лет (еще с советских времен, когда существовали "комплексные творческие бригады") выполняет проекты, формируя для этого определенные, ограниченные (оптимальные) по численности группы работников; причем работать в данных группах престижно и менеджмент (система управления, мотивация и взаимоотношения) в этих группах всегда более эффективен, чем на Предприятии в целом;

      ИСО 10006 выделяет "инициирующую организацию" и "проектную организацию" и приводит многочисленные рекомендации, касающиеся их взаимоотношений, причем - в рамках выполнения требований ИСО 9001. Далее некоторые из этих рекомендаций приводятся в статье в кавычках мелким шрифтом.

    "Инициирующая организация принимает решение о разработке проекта. Инициирующая организация назначает для выполнения проекта проектную организацию. Инициирующая организация может предпринимать несколько проектов, на каждый из которых может быть назначена своя проектная организация.

    Проектная организация выполняет проект. Проектная организация может являться частью инициирующей организации" .

    В этой ситуации на Предприятии было принято решение разработать, внедрить и представить на сертификацию систему менеджмента качества выполнения проектов Предприятия (ИСО 10006 использует термин "система менеджмента качества проекта".) (далее - СМКП). При этом организацией с точки зрения ИСО 9001 является каждая проектная организация Предприятия, а инициирующей организацией - всегда само Предприятие. В соответствии с рекомендацией ИСО 10006 (п. 4.4.2), СМКП взаимоувязана с системой менеджмента качества Предприятия: как будет показано далее, ряд организационных и контрольных функций в СМКП выполняют должностные лица Предприятия, не входящие в проектную организацию. СМКП соответствует требованиям ИСО 9001, а для СМК Предприятия (Напомним, что, согласно определению , система менеджмента качества имеется на любом действующем предприятии, независимо от ее соответствия тому или иному документу.) в целом подобная оценка соответствия не проводится.

    ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИСО 10006, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В СМКП

    ИСО 10006 содержит ряд рекомендаций, которые превышают требования ИСО 9001 (т.е. их реализация не является обязательной для получения сертификата соответствия) и в значительной степени носят инновационный характер, т.е. являются новыми, достаточно обоснованными и вполне приемлемыми для практической реализации (Напомним, что в мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях .). Коротко перечислим некоторые из таких рекомендаций и отметим, как Предприятие использовало их на практике.

    1. Заслуживают внимания пп. 5.2.2-5.2.9 ИСО 10006, раскрывающие известные восемь принципов менеджмента качества. Достаточно часто в специальной литературе эти принципы описываются общими словами. Авторы ИСО 10006 конкретизировали часто повторяющиеся в специальной литературе понятия "культура качества" (п. 5.2.3), "идентификация процессов" (п. 5.2.5), "системный подход" (п. 5.2.6) и ряд других. Предприятие непосредственно использовало отрывки данного текста в документации своей СМКП (Автор считает также целесообразным прямо использовать текст пп. 5.2.2-5.2.9 ИСО 10006 в различных методических и учебных пособиях, посвященных менеджменту качества.).

    2. Удачным представляется вводимое в ИСО 10006 понятие ":оценка продвижения проекта (progress evaluation) - оценка продвижения к достижению цели проекта. Примечания: 1. Оценку выполняют на соответствующих этапах жизненного цикла проекта для всех его процессов на основе критериев для процессов проекта и проектируемой продукции. 2. Результаты оценок продвижения могут привести к пересмотру плана менеджмента проекта" .

    Очевидно, что оценку продвижения целесообразно проводить в течение любой работы, используя при этом четкие рекомендации п. 5.3.2 ИСО 10006, включающие описание: а) цели проводимой оценки, b) порядка (плана) проведения оценки, c) перечня действий, выполняемых при проведении оценки, d) перечня действий, выполняемых после проведения оценки.

    В Руководстве по качеству СМКП данный пункт приведен практически полностью в разделе "Анализ со стороны руководства".

    3. Отметим разд. 6.2 ИСО 10006 ("Процессы, связанные с персоналом"), рекомендации которого также использованы в Руководстве по качеству СМКП.

    4. Следует обратить внимание на содержание ряда пунктов разд. 7 ИСО 10006 ("Изготовление продукции").

    Так, например, разд. 7.3 ИСО 9001 ("Проектирование и разработка") начинается со слов: "Организация должна планировать и управлять проектированием и разработкой продукции. В ходе планирования проектирования и разработки организация должна устанавливать: a) стадии проектирования и разработки; b) проведение анализа:; c) ответственность и полномочия:" и т.д. Другими словами, организация должна как будто без особых размышлений "активно действовать". Соответствующий же разд. 7.3 ИСО 10006 начинается с "Разработки концепции" (п. 7.3.2).

    Конечно, рекомендацию о том, что любую работу следует начинать с концепции, нельзя признать инновационной. Однако в контексте содержания ИСО 9001 (в котором вообще отсутствует слово "концепция"), и главное - в контексте практики применения ИСО 9001 (как известно, далеко не всегда удачной), рекомендация о формулировке концепции в начале работы является чрезвычайно актуальной7.

    При этом организации предлагается четко ("в виде документированных требований") сформулировать - зачем (для кого и для чего) затевается данный проект: "Другие заинтересованные стороны должны быть идентифицированы, а их потребности установлены. Они также должны быть представлены в виде документированных требований и согласованы с заказчиком" . Естественно, по окончании срока проекта необходимо публично оценивать степень удовлетворения потребностей всех идентифицированных заинтересованных сторон, т.е. собственно качество. Выполнение одного этого простого требования, безусловно, существенно повысит результативность проектов, выполняемых организациями.

    5. Следует также поддержать рекомендации пп. 7.3.4 ("Определение действий"), 7.3.5 ("Контроль действий") и связанных с ними пп. 7.4.4 ("Разработка графика") и 7.4.5 ("Контроль выполнения графика") ИСО 10006. В этих пунктах речь идет не о планировании и контроле процессов (совокупности, как правило, большого количества действий) и продукции (результата выполненных действий, когда, возможно, "поезд уже ушел"), как этого требует ИСО 9001 (Пример того, что вопрос о концепции разработки СМК вызывает недоумение и даже возмущение некоторых "специалистов по управлению качеством" из-за отсутствии такого требования в ИСО 9001, смотри в на с. 128.), а о планировании и контроле именно каждого "наименьшего идентифицированного элемента действия". "Результаты анализа должны быть использованы для оценки продвижения, чтобы оценить выходы процесса и планировать оставшиеся работы. Пересмотренный план оставшихся работ должен быть документирован" (, п. 7.3.5).

    Очевидно, что подобные планирование, контроль и анализ достаточно трудоемки и практически невозможны без применения современных информационных технологий. В СМКП информационные технологии использовались так, как это описано в . При этом Предприятие следует также рекомендациям раздела 7.6 ИСО 10006 ("Процессы, связанные с обменом информацией").

    8. Как известно, требования ИСО 9001 содержатся в пяти разделах этого стандарта и касаются организации процессного подхода, ответственности руководства, менеджмента ресурсов, процессов жизненного цикла продукции, измерения, анализа и улучшения. ИСО 10006 и вслед за ним, СМКП сохранили эту последовательность.

    ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    В ИСО 10006 подробно разработан процессный подход в проектной организации. В п. 4.1.3 говорится об 11 группах процессов. В приложении А приводится, в принципе, очень хорошая (компактная и информативная) "Блок-схема процессов при проектировании", в которой выделены 13 групп процессов, включающих 37 процессов с кратким описанием.

    При идентификации процессов Предприятие не стало в точности следовать рекомендациям ИСО 10006 - по следующим причинам.

    Во-первых, в ИСО 10006 разделяются "процессы, связанные с ресурсами" и "процессы, связанные с персоналом", что странно, поскольку ИСО 9001 вполне резонно рассматривает работников как ресурс.

    Во-вторых, Предприятие не стало выделять "процессы, связанные со временем", как это рекомендуется в ИСО 10006. Безусловно, планирование и контроль времени - важнейшие составляющие любого проекта. Но, на наш взгляд, соответствующие действия должны быть "встроены" в каждый процесс.

    В-третьих, непонятно перемещение в ИСО 10006 процессов, связанных с закупкой, на последнее место в последовательности процессов изготовления продукции (п. 7.8). В то время как в ИСО 9001 "Закупка" (п. 7.4) идет логично непосредственно за "Проектированием" (п. 7.3).

    В-четвертых, к сожалению, в разд. 7 ИСО 10006 ("Изготовление продукции" ()), в котором подробно рассматриваются действия по подготовке и обеспечению проекта, отсутствует раздел, посвященный собственно выполнению проекта.

    В частности, один из минусов ИСО 10006 - недостаточное внимание к процессам, результаты которых нельзя проверить посредством последовательного мониторинга или измерения. Поскольку любой проект - это процесс, недоработки которого становятся очевидными только после начала использования продукции этого проекта.

    В-пятых, к недостаткам ИСО 10006 следует отнести отсутствие отдельного раздела (процесса), посвященного внутреннему аудиту, так же как п. 8.2.2 в ИСО 9001. Правда, в ИСО 10006 аудит упоминается в нескольких пунктах. О внутреннем аудите говорится лишь в п. 5.2.7 "Постоянное улучшение", кроме того, в ИСО 10006 подчеркивается, что он "дополняет руководящие указания ИСО 9004", где внутреннему аудиту уделено достаточно внимания. Однако отсутствие отдельного процесса и рекомендаций в отношении внутреннего аудита при проектировании наносит ущерб цельности данного стандарта.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Нам уже приходилось отмечать, что после появления стандартов ИСО серии 9000 не было объективной необходимости разрабатывать "отраслевые" международные стандарты в области менеджмента (автомобильной, медицинской, нефтяной и газовой промышленности, образования, муниципального управления и т.д.) . Принципы стандартов ИСО серии 9000 универсальны. Во введении к ИСО 9001 есть достаточно четкая запись: "Организация может приспособить свою существующую систему менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего международного стандарта". И организации "приспосабливают" - вряд ли можно найти в мире две абсолютно идентичные системы менеджмента. Это означает, что никто не мешал и не мешает предприятию, руководствуясь только требованиями ИСО 9001, установить к своей системе менеджмента и те требования или рекомендации, которые сформулированы в том числе и в ИСО 10006.

    Однако сегодня вопрос следует рассматривать шире. Из специальной литературы по экономике, в частности, известно, что основной вопрос экономики, по сути, состоит из трех частей: что следует производить? как следует производить? как распределить результаты труда?

    Нетрудно заметить, что эти вопросы вытекают из необходимости удовлетворять потребности всех заинтересованных сторон в условиях ограниченности ресурсов. Степень данного удовлетворения и есть качество. Именно (!) эти три вопроса составляют сущность менеджмента качества.

    Другими словами, если понимать качество так, как его рассматривают стандарты ИСО серии 9000, - именно как степень удовлетворения требований всех заинтересованных сторон, - то очевидно, что качество - основной предмет (проблема, тема) экономики. В свою очередь, менеджмент качества - сердцевина (ядро, квинтэссенция) экономики.

    Отсюда следует, что проект, цель которого - отличное качество как высокая степень удовлетворения требований всех заинтересованных сторон, является основным (единственным изначальным) проектом любой организации - и производственного предприятия, и медицинского, и образовательного учреждения, и городской администрации, и государства.

    Итак, для создания и внедрения эффективной системы менеджмента качества, предприятие должно пройти следующие этапы:

    Этап 1. Решение руководства

    Руководство фирмы должно принять решение о начале проекта, известить сотрудников фирмы, а также создать предпосылки для быстрого осуществления остальных этапов. Также следует сформулировать цели построения СМК, выделить процессы СМК, которые нужно контролировать, и критерии оценки их качества. Впоследствии цели СМК необходимо зафиксировать в документе под названием «Политика в области качества». Этот документ является основополагающим в системе нормативной документации СМК компании.

    Директор фирмы приказом назначает представителя руководства, ответственного за качество, формирует команду по разработке системы менеджмента качества и назначает ее руководителя.Директор предприятия осуществляет общее руководство работой и принятие стратегических решений по разработке и внедрению стандартов ИСО и несет персональную ответственность за конечные результаты этой работы.

    Оперативное управление внедрением возлагается на представителя руководства, ответственного за качество, который может быть назначен и руководителем команды. Представитель руководства регулярно информирует руководство о процессе разработке системы менеджмента качества и при необходимости вмешивается в этот процесс для корректировки или помощи.

    Этап 2. Обучение персонала

    Для дальнейшей успешной работы СМК персонал фирмы должен изучить стандарты ISO серии 9000, освоить теорию процессного подхода, а также основные требования к внедрению СМК. Обучение пользованию системой можно провести как с помощью консультантов, так и самостоятельно, если в организации есть сотрудник, имеющий опыт постановки СМК.

    Этап 3.Комплексный анализ управления качеством

    На третьем этапе проводится комплексный анализ управления качеством продукции на предприятии. Выполнение этапа начинается с анализа сильных и слабых сторон деятельности предприятия в области качества, а также организационной структуры и используемых методов контроля качества продукции.

    Оценка соответствия фактического состояния управления качеством на предприятии Политике в области качества и требованиям стандарта ИСО 9000 осуществляется по следующим направлениям:

    • - уточнениеметодов проверки качества поставляемых материалов;
    • - организация контроля качества в процессе производства и окончательного контроля качества готовой продукции.

    К проведению анализа привлекаются все подразделения и службы предприятия. Основными объектами анализа являются:

    • - документы предприятия, которые можно использовать в создаваемой системе менеджмента качества;
    • - деятельность подразделений по обеспечению качества;
    • - организационная структура предприятия;
    • - положения о подразделениях, должностные инструкции, определяющие распределение ответственности и полномочий на предприятии;
    • - информация о качестве производимой продукции;
    • - маршрутная технология, операционные карты, методологические, рабочие, контрольные инструкции;
    • -стандарты предприятий, технические услови на продукты, продажные каталоги.

    Анализ должен показать, насколько документация предприятия соответствует минимальным требованиям и может быть использована в системе менеджмента качества.В рамках проведения анализа фактического состояния управления качеством команда должна выяснить следующее:

    • - как фактически выполняются процессы на рабочих местах;
    • - какие осознанные или неосознанные отклонения имеются в процессах;
    • - какие из этих отклонений являются случайными, а какие должны быть учтены в проекте системы менеджмента качества для достижения успеха.

    Эти задачи должны охватывать все подразделения.Помощь со стороны опытного консультанта может значительно упростить анализ фактического состояния управления качеством, так как оценка стороннего специалиста более объективна.

    Этап 4. Описание и оптимизация бизнес-процессов

    Основой системы менеджмента качества является процессный подход. В первую очередь необходимо описать те бизнес-процессы, управление которыми руководство считает наиболее важным для СМК. Описание проводится с использованием специализированных инструментальных компьютерных средств на основе информации, получаемой в ходе интервью с исполнителями и т. п.

    Описанные бизнес-процессы необходимо оптимизировать, то есть устранить все несоответствия требованиям стандарта и дублирующие процессы, а также разработать новые процессы согласно правилам стандарта. Наиболее часто в компаниях отсутствует процесс «Оценка удовлетворенности потребителей», который по стандарту является необходимым. Поэтому нужно разработать систему показателей, а также процедуры, необходимые для реализации и монито...

    Документы следующего уровня описывают правила эффективного планирования и реализации процессов и управления ими. К таким документам относятся рабочие методики, должностные инструкции работников, технологические карты процессов.

    Основанием «пирамиды» документов являются данные, подтверждающие, что требования, предъявляемые СМК, реализуются на практике. Это отчеты о проделанной работе, записи в журналах операций и т. п., то есть документальная основа ежедневной работы сотрудников.

    При составлении нормативной документации нужно учитывать требование стандарта ISO 9001 о компетенции персонала, выполняющего работы в рамках СМК. Это означает, что в нормативных документах должны описываться процесс доступа работников к нормативной документации, а также требования к компетенции персонала (уровень знаний, опыт работы), программа повышения уровня сотрудников в случае необходимости, система мотивации сотрудников и т. п.

    Этап 6. Тестирование СМК и внутренний аудит

    После разработки всех нормативных документов начинается опытная эксплуатация системы менеджмента качества. Запускать процессы в рамках новой системы можно постепенно, например, сначала внедрить контроль процесса добычи воды, затем её очистки, бутилирования и т. д. Опытная эксплуатация сопровождается проведением внутреннего аудита, специальных процедур по проверке работы СМК. В начале эксплуатации они проводятся часто (возможно, раз в неделю), затем реже (один раз в месяц или даже в квартал).

    Для целей внутреннего аудита необходимо зафиксировать количественные показатели качества, например процент некачественной продукции, показатель удовлетворенности клиентов, процент возврата и т. п., к которым необходимо стремиться. Для определения значения подобных показателей обычно используют аналогичные показатели лидеров отрасли. В ходе внутреннего аудита должны выявляться несоответствия между текущей работой и требованиями стандарта. Эти отклонения необходимо фиксировать. Затем по итогам аудита проводится корректировка работы сотрудников, а также нормативной документации для того, чтобы в дальнейшем избегать отклонений. Всю эту работу также следует документировать в соответствующих процедурах СМК.

    Этап 7. Получение сертификата

    Для того чтобы сертифицировать СМК, необходимо подать заявление в сертификационный орган, представить в сертификационный орган ряд документов: заявление о сертификации; все документы по СМК («Политику в области качества», «Руководство по качеству», схему организационной структуры компании, документированные процедуры и др.);перечень основных потребителей и поставщиков предприятия.

    Специалисты сертификационного органа в течение месяца проводят экспертизу представленных документов. Экспертиза может включать визит представителей сертификационного органа на предприятие для проверки системы качества в действии. По итогам проверки составляется протокол, в котором фиксируются все несоответствия СМК требованиям ISO 9001. Обычно по результатам первого этапа проверки находят более ста несоответствий, и задача предприятия как можно быстрее устранить их. Как правило, на данные операции уходит 1--4 месяца.

    После этого проводится сертификация. Если все несоответствия устранены, предприятию выдается сертификат. Наблюдательные аудиты СМК сертификационный орган проводит с определенной периодичностью. Они подтверждают, что предприятие не только внедрило систему менеджмента качества, но и постоянно улучшает ее.