5 отзывов

Оценил книгу

До встречи с Туве Янссон, на которую меня любезно позвала Туула Карьялайнен, знаменитая финская писательница представлялась мне этакой добродушной улыбчивой волщебницей, которая живет в сказочной стране Муми-троллей. Редкие фотографии, которые попадались мне на глаза, представляли портрет какой-то незнакомой серьезной женщины, и я не очень то обращала на них внимания. Любимица детей всего мира определенно должна быть доброй крестной из страны радости и счастья, и никак иначе. И тем сильнее ощущается контраст между "я так себе представляла" и "вот, что было на самом деле". Туве Янссон не просто писатель, даже не просто совершенно фантастический художник и иллюстратор, она очень яркая и сильная личность, с потрясающей судьбой.

Словом, к молодой дебютантке пришло признание. Будущее выглядело радужно, и карьера Туве казалась более чем многообещающей, но мир в одночасье изменился. Началась война.

Именно так. Именно в таких адских и нечеловеческих условиях рождались те самые Муми-тролли. Не смотря на ужасы окружающей действительности, не смотря на одиночество и страдания, Туве продолжала работать и творить. Запутанная личная жизнь, твердая социальная позиция, верность самой себе несмотря на то, что в то время для женщины это было что-то совершенно немыслимое. Туве просто покорила меня. Сложно было читать и не переживать за эту женщину каждую минуту ее жизни. Так хотелось, чтобы за все пережитые страдания судьба вознаградила ее теплом и светом, которые сама она так щедро дарила окружающим.

Туве обладала уникальным даром прощать людей и принимать их такими, какие они есть. Она смогла выстроить на обломках страстной и несчастной любви дружбы длиной в в жизнь.

Отдельно отмечу потрясающие фотографии и картины, которые служат отличными иллюстрациями ко всей истории. Сложно сказать, на что ушло больше времени - на саму историю или на разглядывание всех этих деталей. Ну и знакомые персонажи, из казалось бы знакомых книг, теперь воспринимаются совсем по другому, ведь часть из них - дань любви и уважения Туве к самым близким людям.

Еще девочкой, проводя время в летнем доме в Пеллинки, Туве нарисовала на стене уличного туалета первую фигурку, напоминающую муми-тролля. Эта фигурка должна была изображать Иммануила Канта, и рядом с ней Туве написала: "Лучшее, что может быть, - это свобода".

Оценил книгу

История моего счастья здесь.

Биография Туве Янссон, написанная искусствоведом Туулой Карьялайнен, претендует на статус полноценного научного исследования. Во-первых, она объективна. И если даже автор строит какие-либо предположения относительно жизни Янссон, то они, скорее, представляют собой гипотезы, нежели ничем неподкреплённые домыслы. Во-вторых, стоит отметить обоснованность выводов автора. К каждому из умозаключений Т. Карьялайнен идёт последовательно, собирая по крупицам факты из личной переписки Янссон, её дневниковых записей и других источников доступной информации. В-третьих, работа автора обладает важным качеством научного труда, а именно – проверяемостью. Писательница обеспечила данный принцип за счёт размещения в книге подтверждающих доказательств – картин, зарисовок Т. Янссон, прямых цитат людей её знавших, слов самой Янссон. Такой серьёзный подход позволяет доверять тексту, написанному о моей любимой писательнице, художнице, иллюстраторе.

Как родилось название книги?

По словам Туулы Карьялайнен, жизнь Т. Янссон имела в своей основе две фундаментальных составляющих – работу и любовь, причём, именно в таком порядке важности для Туве они следуют друг за другом. Шаг за шагом автор раскрывает читателям таланты Янссон: большинство людей знают о ней только то, что она являлась «мамой» муми-троллей; между тем, книга открывает другие стороны творческой жизни Туве как художника по костюмам, графика, драматурга, поэтессы, автора карикатур…

Помимо описания профессионального пути Карьялайнен открывает читателю завесу над характером Янссон. Становятся понятным, откуда в книгах Туве столько тепла, доброты и в то же время одиночества. Знали ли вы, например, что Янссон была ярой пацифисткой? Во времена Второй мировой войны иметь и тем более транслировать подобные ценности зачастую оказывалось опасно. Туве была отважной женщиной. Я бы даже сказала – дерзкой.

Когда мужчины прекратят убивать друг друга, я рожу – но они ведь наверняка не прекратят.

Кстати, в военный период Янссон зарабатывала на хлеб тем, что рисовала политические карикатуры для шведских и финских периодических изданий. Её политические зарисовки отличались смелостью и отражали реалии того страшного времени без прикрас. Часто современники Туве Янссон осуждали художницу за излишнее проявление безрассудства – она неоднократно жёстко высмеивала нацистский режим. Причём, стоит отметить, что Туве всегда подписывала нарисованные ей карикатуры, хотя большинство иллюстраторов предпочитали анонимность гласности.

На картинке: карикатура к новогоднему выпуску журнала «Гарм», помещённая редакцией на обложку, «Старый год передаёт Новому свои дары»

Прочитав биографию Туве Янссон, я подумала о том, что назвать её абсолютно счастливым человеком невозможно. Её жизнь была полна предательств, разочарований, лишений и унижений. Однако все эти невзгоды не смогли ожесточить сердце женщины. Напротив, она каждый раз, несмотря на личные обиды, оказывалась выше дрязг, сплетен и скандалов, связанных с её именем.

Туве обладала уникальным даром прощать людей и принимать их такими, какие они есть. Она смогла выстроить на обломках страстной и несчастной любви дружбу длиной в жизнь.

Ясное дело, Т. Карьялайнен не могла обойти вниманием муми-период жизни Янссон. Автор рассказывает неизвестные доселе факты о том, как родились герои Муми-дола, кто являлся прототипом того или иного персонажа.

Можно с полным основанием утверждать, что появлением муми-троллей мы обязаны именно Второй мировой войне. Визуальный образ муми-троллей наметился в рисунках Туве Янссон ещё до войны, однако именно в разгар боевых действий она придумала мир, в котором она сама как писательница могла укрыться от происходящего вокруг.

А вы знали, что Туве почти ненавидела выдуманных ею же персонажей? Последовавший вслед за выходом первых трёх книг муми-бум привёл к тому, что Янссон стала восприниматься прежде всего как сказочница, нежели художница.

На картинке: Туве Янссон угрожает героям Муми-дола молотком для отбивки мяса. Рисунок выполнен на конверте письма, адресованного близкой подруге

Больше всего меня порадовал тот факт, что Т. Карьялайнен в своей книге не делает серьёзного акцента на личной жизни Янссон. Казалось бы, какая благодатная почва!.. Жёлтая публицистика всегда найдёт своего читателя. Между тем, писательница описывает любовные отношения Янссон как нечто естественное. Она не умалчивает бисексуальность Туве, однако не делает из этого ажиотажа.

В жизни Туве всегда на первом месте было её творчество. Она создала, нарисовала, написала кистью и буквами столько, что этого хватило бы на несколько полноценных карьер.

На фотографии изображена Туве Янссон за работой в своём ателье, 1940-е гг. В её дневнике имеется такая запись: «Когда я впервые пришла в свою мастерскую, прозвучала сирена, и меня поприветствовал артиллерийский залп. Я неподвижно стояла, оглядываясь вокруг, и была счастлива»

Оценил книгу

Биография Туве, написана в художественном стиле, иной раз напоминала себе: это всё взаправду, о жизни великой писательницы, и, как узнала, не менее значимой по величине гения - художницы. Почему-то представляла, что та, кто сотворила книги о муми-троллях - жила радостно и очень весело, в этом счастье и лёгкости бытия создавала свои шедевры, в некоторой идиллии; возможно от того, что детская проза писательницы очень трогательная с невероятно обаятельными персонажами.

Теперь знаю, что первый рассказ о муми-троллях был написан и проиллюстрирован в тяжелое время второй мировой войны . Совместно рисуя карикатуры для журнала, и смело высказывая своим творчеством отношение к фашизму, к Гитлеру, её рисунки на отмашь - самоотверженные; друзья беспокоятся за Туве, но в то же время поддерживают и восхищаются; единственная карикатура подверглась корректировке на личность Сталина, но это уже сам журнал принял решение не рисковать.

Она часто находилась в вынужденном одиночестве, за скудное пропитание приходилось много работать, писать картины на заказ.

Туве широкой доброй души человек, она любит на пределе, дружит железобетонно и поддерживает хорошие отношения даже с теми, с кем судьба развела.

Была подвержена депрессивным состояниям, ненавидела войну, фашизм сотворивший с человечеством такое: показал что может человек, как быть прекрасен в созидании и на что способен своей тёмной стороной; и думы тяжкие от понимания что забрали у людей что-то неуловимо нужное для простора счастливой жизни, заново учиться дышать полной грудью и строить на обломках судеб и целых городов новую жизнь.

Очень интересную и полную на весь спектр эмоций прожила Туве свою жизнь, а замечательная Туула Карьялайнен рассказала нам об этом, низкий поклон. С этой биографии решила создать в своей библиотеке полочку, на которой буду собирать коллекцию интересных мне личностей, она уже пополнилась историей Астрид Линдгрен, Пушкин на юге, Ван Гог, Нина Шнирман, Е.Якович, Д.Лихачёв, Маршал Жуков, в планах найти Ю.Н.Никулина, Дневники Вирджинии Вульф, И.Одоевцевой и на этом не останавливаться, так рада что открыла в себе интерес к биографиям.

p.s. Издательству АСТ, книга вышла шикарная, любуюсь ей как дорогим ювелирным украшением, по исполнению и значимости не уступает.

Оценил книгу

Первая биография Туве Янссон на русском языке

Эта книга была написана к 100-летию Туве Янссон в 2014 году. На русский работу Туулы Карьялайнен перевели давно, но пока не выпустили (надеюсь, это все-таки произойдет в ближайшее время). Биография приоткрывает для читателя и поклонника творчества Янссон дверь в личную жизнь автора "муми-троллей", знакомит со внутренним миром писательницы, с перипетиями ее личной жизни... И что самое ценное - акцент в книге сделан на живописи Янссон, так как она считала себя прежде всего художницей...

Я была на выставке картин Янссон в Хельсинки: это была большая выставка, приуроченная к столетию автора. Я совсем не ожидала, что Туве Янссон была таким ярким, самобытным и талантливым художником. Для меня открытие ее живописи стало эмоциональным потрясением. Право, я никогда не верила расхожей фразе "Талантливый человек талантлив во всем", да и жизнь ее часто опровергает. И вот, выяснилось, что Туве Янссон как художница взволновала меня даже больше, чем как автор книг. То есть я, конечно, как ребенок, воспитанный на муми-троллях, нежно люблю этих белоснежных "бегемотиков", но вот вещи финской художницы, написанные для взрослых, не всегда вызывали у меня восторг. Впрочем, сама Туве Янссон была далеко не уверена в своих силах, когда принималась писать для взрослых, и часто переписывала и улучшала эти свои произведения.

Личная жизнь Туве Янссон была сложной и драматичной. Затрагивается в книге и ее гомосексуальность, точнее, бисексуальность. Потому что мужчины у Туве были, и какие! Один только Атос Виртанен, финский критик и политик, заслуживает отдельной книги. Мужчины Туве были яркими личностями, во многом повлиявшими на ее мировоззрение. В то же время им был свойственен эгоизм и инфантильность, вследствие которых они не спешили обременять себя семейными узами. Автор книги о Туве Янссон намекает, что если бы Атос сделал предложение Туве, когда она этого хотела, то она бы порвала с женщинами и вернулась к традиционной ориентации. Однако сложилось по-иному.

Зрелость и старость Янссон провела на острове Кловхарун со своей любимой подругой Тууликки Пиетиля. Последняя тоже была не чужда творчеству, любила вырезать из дерева. Вместе с ней Туве Янссон мастерила чудесные инсталляции, представляющие собой сценки из жизни муми-семейства (фото ).

Туве Янссон прожила долгую жизнь, и во многих новеллах, написанных в годы зрелости и старости, она касается вопросов о возрасте. Герои многих ее произведений - пожилые люди, и мне кажется просто замечательным, что Туве Янссон не побоялась писать на эту тематику. В центре литературы обычно оказываются молодые люди, потому что темы болезни, физической беспомощности кажутся читателям мало привлекательными. Но рефлексировать на эти темы, конечно, нужно.

Спасибо Тууле Карьялайнен за трогательную и старательно написанную книгу.

Последующие книги, написанные в мирные годы, размеренней и спокойней. Там силы природы порой влияют на жизнь Муми Троллей, но истории в большей степени философские: об отношениях с близкими, о поиске себя, о взаимодействии с окружающим миром. Угроза извне отступила, жизнь налаживалась, прятаться стало незачем, но Туве Янссон уже не представляла жизни без Муми Тролеллей.

А знаете, чему я удивилась больше всего? Туве Янссон финская писательница. Она говорила и писала на шведском, но всю жизнь прожила в Финляндии. Тем не менее её книги о Муми Троллях перевели на финский только через десять лет после того, как они вышли на шведском. Писательницу давно знали и любили в Англии и Америке, а финны меж тем понятия не имели о существовании Муми Дола и его обитателях. Зато сейчас представить сложно, где в Финляндии обходятся совсем без мумиков. Эти пухлые носатые существа повсюду: марки, открытки, посуда, полотенца, постельное бельё, одежда, игрушки. Вот так-то. :)

Tuula Karjalainen

Tee Työtä Ja Rakasta

Original edition published by Tammi Publishers

Печатается с разрешения издательства Tammi Publishers и литературного агентства Elina Ahlbäck Literary Agency, Helsinki, Finland

Книга издана при поддержке Института Финляндии в Санкт-Петербурге

© Tuula Karjalainen, 2013

© Л. Шалыгина, перевод на русский язык

© ООО «Издательство АСТ», 2017

Туве Янссон – писательница, иллюстратор, график, художник по костюмам, драматург, поэт и, разумеется, знаменитая на весь мир сказочница, автор историй о муми-троллях.

Эта книга – о ней, о ее друзьях и близких, о XX веке, с событиями которого неразрывно связана ее судьба, о маленьком острове, на котором она жила, и о ее любимой лодке, о реальных людях и выдуманных существах, о работе и любви – двух главных составляющих ее жизни.

«Я подумала – это так смешно, когда говорят, что счастливым быть трудно».

Туве Янссон

Ребенок шевельнулся в первый раз. Движение легкое и в то же время ощутимое даже сквозь одежду, словно кто-то оттуда, изнутри, пытался сказать: это я! Будущая мать Туве Янссон, Сигне Хаммарштен-Янссон, прогуливаясь по Парижу, вышла на рю Гэтэ – улицу Радости. Еще не появившееся на свет дитя впервые заявило о себе именно здесь. Был ли это знак, предвещающий девочке счастливую жизнь? Как бы то ни было, ей суждено принести миру безмерную радость.

Время было трудным. Угроза войны нависла над Европой, словно тяжелая и душная пелена перед неотвратимой бурей. Но несмотря на это, а может быть, именно поэтому искусство переживало очередной период расцвета. В начале 1900-х годов в парижских салонах и творческих мастерских зарождалось новое искусство: кубизм, сюрреализм и фовизм, и в город буквально хлынул поток писателей, композиторов и художников, чьи имена воспоет двадцатый век: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Сальвадор Дали и многие, многие другие. В эту пеструю компанию талантов входили и молодожены Виктор Янссон из Финляндии и Сигне Хаммарштен из Швеции, а вместе с ними и еще не рожденная малышка Туве.

Туве Янссон появилась на свет в Хельсинки 9 августа 1914 года, когда Первая мировая война уже охватила Европу.

При написании биографии автору приходится погружаться во внутренний мир другого человека и проживать его жизнь заново, будто в параллельной реальности. Погружение в мир Туве Янссон оставило во мне богатые и сильные впечатления, несмотря на постоянное осознание того, что мое присутствие, возможно, нежелательно. О Янссон написано множество биографий, исследований и диссертаций, в которых ее творчество рассматривается с разных точек зрения. Сама она этому не противилась, хотя и не проявляла энтузиазма по поводу ажиотажа вокруг своей персоны. Янссон часто повторяла, что если и приходит время писать о писателе, то лишь после его смерти. Но совершенно очевидно, что Туве Янссон была готова к дальнейшему исследованию своего творчества, поскольку она сохранила большую часть своей обширной корреспонденции, а также записных книжек и заметок.

Я встретилась с Туве всего один раз – в 1995 году, когда Янссон уже исполнился восемьдесят один год. Я занималась организацией творческой выставки, рассказывающей о Саме Ванни, художнике русского происхождения, умершем за несколько лет до этого. Меня интересовало общее прошлое Янссон и Ванни, которые были в близких отношениях с тридцатых по сороковые годы. Ванни был также и моим дорогим и любимым другом. К тому времени я уже успела защитить диссертацию по его творчеству. Я боялась, что у Туве не найдется времени или желания встретиться со мной, однако она согласилась меня принять. Мы расположились в ее ателье в Улланлинна и беседовали об искусстве, о жизни и о Саме. Туве вспоминала об их молодости и о том, как Сам учил ее живописи. Она упомянула и о совместном путешествии в Италию, и о жене Ванни, Майе, рассказала еще многое о годах их дружбы. Я получила ответы на свои вопросы, и вдобавок Туве пообещала подготовить для каталога выставки рассказ о том, как Сам, тогда еще носивший имя Самуил Беспрозванный, обучал ее владеть кистью. Вдруг Туве предложила мне выпить виски. И мы выпили, а потом закурили по сигаретке, как тогда было принято, и поменялись ролями. Теперь уже Туве расспрашивала, а я рассказывала о Саме, о его жене и сыновьях, о которых она, очевидно, мало что знала. Моя работа стала причиной того, что многие значимые для Туве люди перекочевали из ее жизни в мою. Так, например, я была близко знакома с Тапио Тапиоваарой, художником и бывшим возлюбленным Янссон. Встречалась я и с графиком Тууликки Пиетиля, и с театральным режиссером Вивикой Бандлер, которые были особенно значительными фигурами в жизни Туве Янссон.

Второй раз я оказалась в мастерской Туве, уже работая над этой книгой и занимаясь исследованиями архива Янссон. Больше всего меня интересовали ее письма и записные книжки. Я провела в мастерской много месяцев в полном одиночестве за чтением писем, которые нельзя было копировать или выносить из помещения. Мастерская была такой же, как и при жизни Туве. На мольберте по-прежнему стоял ее автопортрет, известный под названием «Боа из рыси» (1942), и с картины словно сама Туве внимательно и строго смотрела прямо на меня. На столе и на подоконниках россыпью валялись ракушки и лодочки из коры, а вдоль стен стояли огромные, от пола до потолка, шкафы, заставленные рядами книг. Тут же были сложены ее картины. Стены туалета пестрели газетными снимками с изображениями природных катаклизмов, тонущих судов и бушующих волн. Туве сама вырезала их из газет и журналов. Атмосфера дома была пронизана духом Туве.

За три десятилетия, которые здесь прожила Туве Янссон, накопилось множество писем. Самыми важными и интересными оказались те, что она отправляла Еве Кониковой в Америку: большая стопка листов папиросной бумаги, исписанных бисерным почерком. Некоторые строки были жестоко вымараны, буквально изуродованы цензурой военного времени. Ответов Евы в стопке не нашлось. Эти письма воскресили воспоминания о 1940-х годах, о войне и последующем периоде восстановления. Они дают яркое представление о том, что ощущала женщина, которая в то непростое время переживала расцвет юности, стремилась добиться успеха на профессиональном поприще и строить свою жизнь. И о том, что она чувствовала после того, как война закончилась. Помимо этих писем мне разрешили ознакомиться с записными книжками Туве и с ее прочей перепиской. Особенно важными для моей книги стали письма, адресованные Атосу Виртанену и Вивике Бандлер. Я также заметила, что сюжеты многих взрослых рассказов Туве берут начало в ее письмах и заметках из записных книжек.

После того как у меня появилась возможность с головой погрузиться в мир Туве Янссон, я захотела рассмотреть ее творчество в контексте того общества и ближнего круга, в котором она вращалась. Именно это определило мой подход и угол зрения при написании книги. Годы войны крайне важны для понимания жизни и творчества Туве Янссон. Туве пришлось так тяжело в это время, что впоследствии она даже отказывалась вспоминать о войне. Но потерянными эти годы все же не были, хотя порой она так утверждала. Именно тогда произошли самые важные события, касающиеся ее карьеры и дальнейшей жизни. Во время войны и по причине войны на свет появились первые истории о муми-троллях, произошло ее становление как художника, а также были созданы уникальные по своей смелости карикатуры и рисунки.

Название моей книги, «Туве Янссон. Работай и люби», взято с экслибриса Янссон. Работа и любовь – именно в таком порядке эти две важнейшие составляющие существовали в ее жизни. Жизнь и искусство Туве Янссон тесно переплетались между собой. Свою жизнь она писала на холстах и в текстах, из нее же она черпала близкие сердцу сюжеты, которые находила в друзьях, островах, путешествиях и в своих переживаниях-впечатлениях. Оставленное ею наследие огромно и крайне разнообразно. На самом деле здесь уместно было бы говорить о «наследиях» во множественном числе, поскольку Туве удалось успешно реализовать себя сразу на нескольких поприщах. Туве была успешной писательницей, иллюстратором, графиком, художником по костюмам, драматургом, поэтессой, автором карикатур и комиксов и, разумеется, знаменитой на весь мир сказочницей.

У любителей Суоми есть еще один повод для посещения финской столицы. В музее «Атенеум» открыта выставка, посвященная 100-летию известной во всем мире мамы знаменитых муми-троллей

На выставке она предстает как живописец, иллюстратор, график, автор «взрослых» книг и монументальных настенных росписей. В таком количестве творчество Туве Янссон еще никогда не было собрано в одном месте, поскольку большинство ее работ находится в частных коллекциях, а многие впервые вернулись на родину из-за границы.

Недавно вышла книга «Туве Янссон. Работай и люби», написанная куратором выставки, искусствоведом Туулой Карьялайнен. Книга издана на финском и шведском языках, но возможно, 9 августа, в день рождения Янссон, будет опубликована и на русском. Туула заметила, что будет счастлива, если в русском варианте сохранится такое же количество фотографий. Они позволяют представить зрителю богатство живописных работ писательницы. Ведь именно живопись была для самой Туве главным в ее творчестве.

— Как и многие в Финляндии, я знала Туве Янссон как создательницу Муми-долины, — рассказывает Туула Карьялайнен, — но ее талантов вполне хватило бы на 6 — 7 разных специальностей.

Работа важнее любви

В молодости Туве сказала, что работа важнее любви, и подтвердила этот тезис уже на склоне лет: сначала работа, потом любовь. А началась любовь к работе и творчеству в раннем детстве. Туве родилась в семье скульптора и художницы-иллюстратора. Будучи трехлетней малышкой, Туве училась рисовать, сидя у матери на коленях. Рисование в этой семье было естественным, как воздух. Когда Туве было 13 лет, она под псевдонимом выпустила небольшую детскую книжку. А в 14 лет сделала первый коммерческий проект — картинки для школьной рождественской газеты.

Обычную школу Туве бросила и впоследствии всегда говорила, что сразу же забыла все, чему ее там учили. Зато получила хорошее художественное образование — сначала в Стокгольме в школе искусств, потом в художественной школе при музее «Атенеум». Позже Туве уехала в Париж и там обучалась в нескольких художественных школах.

Рисовала Туве много: родственники вспоминают, что в сороковых годах многие картины продавались, едва художница наносила последние мазки. Самые замечательные, уверена Туула, — автопортреты, которые она делала всю жизнь, начиная с подросткового возраста. Поскольку Туве с ранней юности курила, то и на многих картинах изобразила себя с сигаретой. Один из автопортретов — «Курящая девушка» — приобрел владелец табачной фабрики и повесил его в качестве рекламы в витрине лавки.

— Если анализировать творчество Янссон, — рассказывает Туула Карьялайнен, — можно узнать в книгах и картинах конкретных людей, которые окружали ее при жизни — друзей и возлюбленных. Конечно, она их видоизменила, но сохранила основные — узнаваемые — черты.

Так, в добродушной муми-маме узнается Сигне Хаммарстен — мама Туве, к которой она была нежно привязана. Показательно, что из родительского дома Туве ушла поздно, в тридцатилетнем возрасте. А вот отношения с отцом, которого в детстве и юности она обожала, позже не складывались во многом из-за разности их политических взглядов. Виктор Янссон вернулся с гражданской войны резко настроенным против левых взглядов, к тому же он был против евреев. А у Туве как раз было много друзей и среди левых, и среди евреев, хотя сама она не вступала ни в какие политические партии.

Туве Янссон, по ее же словам, ненавидела войну, что нашло отражение в политических карикатурах, которые публиковались на обложке популярного шведскоязычного журнала «Гарм» (Garm). Несколько раз журнал оказывался на грани закрытия: настолько жесткими и резкими были карикатуры. Было еще одно качество в ее работах: они показывали тиранов в сатирическом, смешном виде, что помогало снизить уровень страха. Сама Туве, чтобы отвлечься от страхов военного времени, придумала в те годы персонажей, которые принесли ей всемирную известность.

В тени муми-троллей

Есть много предположений на тему, когда появились муми-тролли. Например, версия, что первое изображение существа, отдаленно напоминающего популярных героев, появилось на стене в домашнем туалете летнего дома Янссонов, по другой версии — на печке. На одной из известных картин 30-х годов изображена аналогичная черная фигура с красными глазами.

— Ни одна из этих версий не может быть абсолютно правильной хотя бы потому, что Туве каждый раз по-новому отвечала на вопрос, откуда взялись муми-тролли, — уверена Туула Карьялайнен. — Однажды она рассказала американскому журналу, что в Финляндии холодные зимы, на пни насыпается много снега, и вот эти снеговые шапки — прообразы муми-троллей.

Впервые фигурка муми-тролля, как личная эмблема-подпись Янссон, была опубликована на ее антигитлеровском плакате в конце 30-х годов, а первая книга «Маленькие тролли и большое наводнение» издана в 1945 году в Швеции, однако успеха она не имела. В 1946-м выходит «Муми-тролль и комета», а в 1948-м — «Шляпа волшебника». После этого к Туве пришел большой успех. Всего было написано восемь повестей о забавных существах с жизненной философией, которая, считает Туула Карьялайнен, и принесла успех этим книгам. И хотя книги о муми-троллях считаются детскими, их посыл — творчество, толерантность, отрицание насилия и войны — понятен в любом возрасте. Показательно, что муми-серия перекликается с событиями из реального мира. Например, в книге «Муми-тролль и комета» отражена тема атомных бомбежек Хиросимы и Нагасаки.

В 1954 году самая популярная британ-ская газета «Evening news» пригласила Туве рисовать комиксы с муми-троллями. Предложение было принято, и на ближайшие семь лет муми-тролли стали ее главным занятием. С одной стороны, это приносило сумасшедшую славу и деньги, вместе с братом Ларсом они начали создавать то, что впоследствии превратилось в муми-индустрию. Но с другой — это был большой стресс, вызванный необходимостью каждый день заниматься одной темой. Позже эти переживания легли в основу книги «Волшебная зима».

Через семь лет Туве отказалась от контракта и захотела вернуться к настоящей живописи. Творческое сообщество Финляндии не приняло ее, упрекая в том, что она продала свой талант. Дело дошло до того, что ей стали поступать угрожающие звонки и пришлось убрать телефонный номер из справочника. Тем не менее Туве справилась и с этой проблемой, и с тем, что пришлось работать в новом, неблизком для нее абстрактном направлении. Именно в 70-е были созданы самые значительные ее полотна, считает Туула Карьялайнен, однако вскоре Туве все же оставила живопись и начала писать «взрослые» книги.

Мечты о рае

— Туве много работала, но ошибочно представлять ее рабом тяжелого труда, — рассказывает Туула Карьялайнен. — Она любила удовольствия жизни: танцы, хорошую компанию, напитки, красивую одежду, и у нее были свои мечты.

Одна из них — найти теплое и комфортное место на земле и основать там творческое поселение. Рассматривались Марокко, Испания, но переезд так и не состоялся. Однако Туве была счастлива в другом: ей удавалось воплощать творческие замыслы с любимыми людьми. Арту Виртанен, редактор газеты, а впоследствии политический деятель, с которым Туве прожила в гражданском браке семь лет, подтолкнул ее к рисованию комиксов о муми-троллях. Кстати, Снусмумрик — не кто иной, как Виртанен, воплощение вечно занятого и так и не состоявшегося жениха Туве.

Вивика Бандлер, театральный режиссер и первая возлюбленная Туве, адаптировала муми-троллей к постановкам на сцене. В образах забавных Тофслы и Вифслы, которые разговаривают на смешном языке, запечатлены сама Туве и Вивика. Первая говорила с акцентом на английском, а вторая коверкала шведский. В результате их союз не сложился: Вивика вышла замуж и уехала из Финляндии.

Самая значимая в жизни Туве персона — Тууликки Пиетиля — в книгах о муми-троллях выведена под именем Туу-тикки. Именно с ней художница обрела счастье и покой на маленьком островке Кловхару в холодном Балтийском море. На острове почти не было растительности, отсутствовал источник пресной воды. Попасть туда можно было не всегда. Местные рыбаки рассказывали, что когда дул восточный ветер, они не могли причалить к берегу. Тогда Туве прыгала в воду и плыла к берегу. Маленький дом выходил окнами на все четыре стороны, и когда приезжали гости, подругам приходилось ночевать на улице. Но это их не смущало. Они работали, ловили рыбу, собирали дождевую воду и были счастливы.

Выставка в музее «Атенеум» продлится до 7 сентября, а с книгой Туулы Карьялайнен «Работай и люби» можно познакомиться в библиотеке в Доме Финляндии.

Tuula Karjalainen

Tee Työtä Ja Rakasta

Original edition published by Tammi Publishers

Печатается с разрешения издательства Tammi Publishers и литературного агентства Elina Ahlbäck Literary Agency, Helsinki, Finland

Книга издана при поддержке Института Финляндии в Санкт-Петербурге

© Tuula Karjalainen, 2013

© Л. Шалыгина, перевод на русский язык

© ООО «Издательство АСТ», 2017

***

Туве Янссон – писательница, иллюстратор, график, художник по костюмам, драматург, поэт и, разумеется, знаменитая на весь мир сказочница, автор историй о муми-троллях.

Эта книга – о ней, о ее друзьях и близких, о XX веке, с событиями которого неразрывно связана ее судьба, о маленьком острове, на котором она жила, и о ее любимой лодке, о реальных людях и выдуманных существах, о работе и любви – двух главных составляющих ее жизни.

***

«Я подумала – это так смешно, когда говорят, что счастливым быть трудно».

Туве Янссон

От автора

Ребенок шевельнулся в первый раз. Движение легкое и в то же время ощутимое даже сквозь одежду, словно кто-то оттуда, изнутри, пытался сказать: это я! Будущая мать Туве Янссон, Сигне Хаммарштен-Янссон, прогуливаясь по Парижу, вышла на рю Гэтэ – улицу Радости. Еще не появившееся на свет дитя впервые заявило о себе именно здесь. Был ли это знак, предвещающий девочке счастливую жизнь? Как бы то ни было, ей суждено принести миру безмерную радость.

Время было трудным. Угроза войны нависла над Европой, словно тяжелая и душная пелена перед неотвратимой бурей. Но несмотря на это, а может быть, именно поэтому искусство переживало очередной период расцвета. В начале 1900-х годов в парижских салонах и творческих мастерских зарождалось новое искусство: кубизм, сюрреализм и фовизм, и в город буквально хлынул поток писателей, композиторов и художников, чьи имена воспоет двадцатый век: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Сальвадор Дали и многие, многие другие. В эту пеструю компанию талантов входили и молодожены Виктор Янссон из Финляндии и Сигне Хаммарштен из Швеции, а вместе с ними и еще не рожденная малышка Туве.

Туве Янссон появилась на свет в Хельсинки 9 августа 1914 года, когда Первая мировая война уже охватила Европу.

При написании биографии автору приходится погружаться во внутренний мир другого человека и проживать его жизнь заново, будто в параллельной реальности. Погружение в мир Туве Янссон оставило во мне богатые и сильные впечатления, несмотря на постоянное осознание того, что мое присутствие, возможно, нежелательно. О Янссон написано множество биографий, исследований и диссертаций, в которых ее творчество рассматривается с разных точек зрения. Сама она этому не противилась, хотя и не проявляла энтузиазма по поводу ажиотажа вокруг своей персоны. Янссон часто повторяла, что если и приходит время писать о писателе, то лишь после его смерти. Но совершенно очевидно, что Туве Янссон была готова к дальнейшему исследованию своего творчества, поскольку она сохранила большую часть своей обширной корреспонденции, а также записных книжек и заметок.

Я встретилась с Туве всего один раз – в 1995 году, когда Янссон уже исполнился восемьдесят один год. Я занималась организацией творческой выставки, рассказывающей о Саме Ванни, художнике русского происхождения, умершем за несколько лет до этого. Меня интересовало общее прошлое Янссон и Ванни, которые были в близких отношениях с тридцатых по сороковые годы. Ванни был также и моим дорогим и любимым другом. К тому времени я уже успела защитить диссертацию по его творчеству. Я боялась, что у Туве не найдется времени или желания встретиться со мной, однако она согласилась меня принять. Мы расположились в ее ателье в Улланлинна и беседовали об искусстве, о жизни и о Саме. Туве вспоминала об их молодости и о том, как Сам учил ее живописи. Она упомянула и о совместном путешествии в Италию, и о жене Ванни, Майе, рассказала еще многое о годах их дружбы. Я получила ответы на свои вопросы, и вдобавок Туве пообещала подготовить для каталога выставки рассказ о том, как Сам, тогда еще носивший имя Самуил Беспрозванный, обучал ее владеть кистью. Вдруг Туве предложила мне выпить виски. И мы выпили, а потом закурили по сигаретке, как тогда было принято, и поменялись ролями. Теперь уже Туве расспрашивала, а я рассказывала о Саме, о его жене и сыновьях, о которых она, очевидно, мало что знала. Моя работа стала причиной того, что многие значимые для Туве люди перекочевали из ее жизни в мою. Так, например, я была близко знакома с Тапио Тапиоваарой, художником и бывшим возлюбленным Янссон. Встречалась я и с графиком Тууликки Пиетиля, и с театральным режиссером Вивикой Бандлер, которые были особенно значительными фигурами в жизни Туве Янссон.

Второй раз я оказалась в мастерской Туве, уже работая над этой книгой и занимаясь исследованиями архива Янссон. Больше всего меня интересовали ее письма и записные книжки. Я провела в мастерской много месяцев в полном одиночестве за чтением писем, которые нельзя было копировать или выносить из помещения. Мастерская была такой же, как и при жизни Туве. На мольберте по-прежнему стоял ее автопортрет, известный под названием «Боа из рыси» (1942), и с картины словно сама Туве внимательно и строго смотрела прямо на меня. На столе и на подоконниках россыпью валялись ракушки и лодочки из коры, а вдоль стен стояли огромные, от пола до потолка, шкафы, заставленные рядами книг. Тут же были сложены ее картины. Стены туалета пестрели газетными снимками с изображениями природных катаклизмов, тонущих судов и бушующих волн. Туве сама вырезала их из газет и журналов. Атмосфера дома была пронизана духом Туве.

За три десятилетия, которые здесь прожила Туве Янссон, накопилось множество писем. Самыми важными и интересными оказались те, что она отправляла Еве Кониковой в Америку: большая стопка листов папиросной бумаги, исписанных бисерным почерком. Некоторые строки были жестоко вымараны, буквально изуродованы цензурой военного времени. Ответов Евы в стопке не нашлось. Эти письма воскресили воспоминания о 1940-х годах, о войне и последующем периоде восстановления. Они дают яркое представление о том, что ощущала женщина, которая в то непростое время переживала расцвет юности, стремилась добиться успеха на профессиональном поприще и строить свою жизнь. И о том, что она чувствовала после того, как война закончилась. Помимо этих писем мне разрешили ознакомиться с записными книжками Туве и с ее прочей перепиской. Особенно важными для моей книги стали письма, адресованные Атосу Виртанену и Вивике Бандлер. Я также заметила, что сюжеты многих взрослых рассказов Туве берут начало в ее письмах и заметках из записных книжек.

После того как у меня появилась возможность с головой погрузиться в мир Туве Янссон, я захотела рассмотреть ее творчество в контексте того общества и ближнего круга, в котором она вращалась. Именно это определило мой подход и угол зрения при написании книги. Годы войны крайне важны для понимания жизни и творчества Туве Янссон. Туве пришлось так тяжело в это время, что впоследствии она даже отказывалась вспоминать о войне. Но потерянными эти годы все же не были, хотя порой она так утверждала. Именно тогда произошли самые важные события, касающиеся ее карьеры и дальнейшей жизни. Во время войны и по причине войны на свет появились первые истории о муми-троллях, произошло ее становление как художника, а также были созданы уникальные по своей смелости карикатуры и рисунки.

Название моей книги, «Туве Янссон. Работай и люби», взято с экслибриса Янссон. Работа и любовь – именно в таком порядке эти две важнейшие составляющие существовали в ее жизни. Жизнь и искусство Туве Янссон тесно переплетались между собой. Свою жизнь она писала на холстах и в текстах, из нее же она черпала близкие сердцу сюжеты, которые находила в друзьях, островах, путешествиях и в своих переживаниях-впечатлениях. Оставленное ею наследие огромно и крайне разнообразно. На самом деле здесь уместно было бы говорить о «наследиях» во множественном числе, поскольку Туве удалось успешно реализовать себя сразу на нескольких поприщах. Туве была успешной писательницей, иллюстратором, графиком, художником по костюмам, драматургом, поэтессой, автором карикатур и комиксов и, разумеется, знаменитой на весь мир сказочницей.

Творчество Туве Янссон настолько масштабно, что любой, кто пытается заниматься его исследованием, попросту тонет в количестве материала. Я чувствовала себя тетушкой Гердой из новеллы Янссон «Умеющая слушать». Эта старушка решила составить карту родственных отношений и любовных связей своих близких и друзей. Детей и родителей соединяли на этой карте красные линии, линии розового цвета обозначали любовную связь, а запретные отношения – двойное подчеркивание. Со временем задача становилась все менее выполнимой. Исчезала любовь, таяли отношения. Поправки в карту приходилось вносить все чаще, и никакого пергамента не хватило бы для того, чтобы обозначить все жизненные перипетии. Работа тетушки Герды так и не была завершена. Настоящее движется вперед, прошлое со временем меняется. Порой кажется, что прошлое особенно беззащитно. На искусство, как и на человеческую судьбу, можно бесконечно смотреть под разными углами, а в жизни нет сюжета, только разрозненные события, следующие параллельно или же одно за другим. Либо выделяющие, либо заслоняющие одно другое. Чем дольше наблюдаешь за ними, тем более объемная картина открывается взгляду. В особенности это относится к Туве, поскольку она любила делать несколько вещей сразу. Всю жизнь Туве Янссон занималась живописью, тридцать лет подряд радовала мир книгами о муми-троллях и одновременно с этим писала рассказы, романы и новеллы и иллюстрировала разные печатные издания.

Объемы и масштаб творчества Туве Янссон повлияли на порядок повествования в книге. Содержание разделено на главы, объединенные временно́й или тематической составляющей, и представляет собой компромисс этих двух составляющих. Хронологическое повествование только запутало бы читателя. С другой стороны, время, его важнейшие явления и царившие тогда идеалы представляют собой важную часть искусства и жизни Туве Янссон.

Библиография работ о Туве Янссон весьма обширна. Более двадцати лет назад искусствовед Эрик Крускопф написал подробное исследование о живописи Янссон и о ее карьере художника. Спустя десять лет профессор литературоведения из Швеции Буэль Вестин, много писавшая о муми-троллях, издала полную биографию Янссон. Финский писатель Юхани Толванен на протяжении долгих лет исследовал комиксы, созданные Янссон. О муми-троллях опубликовано бесчисленное количество книг, диссертаций и научных исследований, последние из которых увидели свет относительно недавно. Многих исследователей интересовала тема проявления гомосексуальности в книгах Янссон.

Я же задумала не только сосредоточиться на искусстве Янссон в самых разных его проявлениях, но и показать ее саму как часть ее времени, его ценностей и культурной истории. Огромное значение здесь имеет окружение Янссон. Туве прожила длинную и захватывающую жизнь. Она не боялась подвергать сомнению моральные ценности и догмы в условиях общества, в котором бал правили предрассудки, касающиеся в первую очередь сексуальности и поведенческих норм. В ней жил революционный дух, но вместе с тем она не стремилась быть провокатором. Она, безусловно, повлияла на ценности и убеждения современников, не неся при этом знамя новаторства, но спокойно живя в согласии с собственными предпочтениями и не торгуя принципами. Положение женщин, независимость, творчество и их признание наравне с мужчинами – вот что было важно для Янссон. Сама она никогда не соглашалась на роль среднестатистической «подруги мужчины» ни в профессиональном отношении, ни в личной жизни. Еще маленькой девочкой она писала: «Лучшее, что может быть, – это свобода». Именно свобода оставалась для Туве Янссон самым главным принципом на протяжении всей жизни.

Per il mio carissima Trinca. Автопортрет, 1939, масло

Часть первая
Скульптуры отца, рисунки матери

Отец, сломленный войной

Новорожденная Туве в объятиях матери


Первым и главным творческим кумиром для Туве стал ее отец. Скульптор Виктор Янссон считал, что искусство – это нечто грандиозное и очень важное, и эту его мысль Туве усвоила очень рано. Отношения между отцом и дочерью были противоречивыми, что называется, на разрыв аорты. Там было все: от огромной любви до глубокой ненависти. Виктор Янссон надеялся, что дочь, плоть от плоти своих родителей, пойдет по их стопам и вольется в артистическую среду. Туве воплотила в жизнь это желание своего отца, но им одним не ограничилась. Она занималась не только живописью, но и многим другим, что было непонятно или откровенно неприятно ее отцу. Тем не менее, Виктор Янссон гордился успехами, которых Туве добилась как живописец.

Виктор Янссон (1886–1958) родился в семье торговца галантереей, выходца из финских шведов. Отец умер, когда мальчик был еще совсем мал, и вдова продолжила дело мужа. Маленькому Виктору частенько приходилось вместе с братом помогать ей за прилавком. Торговля шла с переменным успехом, и семье приходилось иногда потуже затягивать пояса, однако средств все же хватило на то, чтобы отправить юного Виктора в Париж учиться ваянию.

Карьера Виктора Янссона началась многообещающе, однако значимой фигурой среди своих современников он так и не стал. Этот факт, безусловно, ударил по самолюбию амбициозного, рвущегося к славе молодого человека. В то время развитие финской скульптуры определялось всеобщим преклонением перед Вяйно Аалтоненом, а все прочие оставались в его тени. Считалось, что один признанный гений в каждый конкретный период времени, – этого более чем достаточно для маленькой страны.

В те времена являться одновременно главой семьи и художником было непросто. Согласно существовавшим в то время ценностям, мужчина должен был зарабатывать достаточно, чтобы содержать жену и детей. Наверняка гордость Виктора Янссона была уязвлена тем, что семья не могла обходиться без заработков жены, не говоря уже о том, что время от времени Янссонам приходилось прибегать к помощи состоятельных шведских родственников Сигне Хаммарштен.

Финансовое положение Янссонов было шатким, как это часто случается в семьях творческих людей. Доход скульптора зависел от множества составляющих, таких как удача, случай и переменчивые ценности мира искусства. Семейство Янссонов жило скромно, если не сказать – бедно. Самым важным для них было творчество, но, увы, платили за него немного. Вивика Бандлер позже вспоминала отношение уже взрослой Туве к деньгам. По ее словам, в Туве еще в детстве сформировалось чувство жалости ко всем, кто не принадлежал к творческой среде. Подобное отношение наверняка помогало легче воспринимать невзгоды, связанные с постоянной нехваткой денег.

После Первой мировой войны доходы Виктора Янссона, как и многих других скульпторов, обеспечивались созданием монументов, памятников усопшим и скульптур в честь героев финского белого движения. Скульптор Фаффан, а именно под этим именем Виктора Янссона знали его друзья и близкие, изваял четыре монумента, посвященные Гражданской войне; два самых интересных стоят в Тампере и Лахти. Отлитые в бронзе обнаженные мужские фигуры напоминают древнегреческих атлетов в расцвете молодости и красоты. Воин на Монументе свободы в Тампере вздымает меч к небесам, словно нападая на врага. Его фигура вознесена на гранитный постамент и выглядит парящей над земными заботами и суетой. Героическая по духу скульптура является фаллической по форме и композиции. Бронзовый воин объединяет в себе красоту, агрессию и вызов – концепции, которые являлись на тот момент важными с точки зрения идеологии и поэтому оказывались и в центре внимания искусства.

Виктор Янссон занимался созданием памятников скорее вынужденно, из-за сложных денежных обстоятельств, нежели по искреннему желанию. Большинство скульптур, вышедших из-под его рук, – это чувственные женские фигуры и нежные изображения детей. Как писала Туве в книге «Дочь скульптора», отец не любил женщин. Женщины, по его мнению, были чересчур громкоголосыми, являлись в кинотеатры в слишком больших шляпах, отличались дурными манерами и вдобавок вряд ли стали бы подчиняться командам в случае войны. Только в облике статуй они становились настоящими. Единственные женщины из плоти и крови, с которыми мирился Виктор Янссон, были его жена и дочь.

Близкие люди часто становились как моделями, так и музами для творцов. Жена Виктора – Сигне, или Хам, как звали ее родные, позировала мужу, и маленькая Туве тоже. Именно ее черты запечатлел Виктор Янссон в своей работе «Голова девочки» (1920). Нежные черты и спокойное выражение высеченного из мрамора лица словно излучают мягкий свет. К работам Янссона относятся также несколько фонтанов, и как минимум на одном из них, расположенном в парке Эспланада в самом сердце Хельсинки, малышка Туве изображена в виде веселой русалочки. Дочь успела превратиться из малютки в молодую девушку, когда отец изобразил ее в своей новой скульптуре «Конвольвулюс». Convolvulus – это латинское название вьюнка, который по-фински имеет второе название, «нить жизни». Девушка, отлитая в бронзе, и правда напоминает своей гибкостью и эротизмом стремящийся ввысь вьюнок. Скульптура была установлена в центральном парке Кайсаниеми, где и находится до сих пор. В 1937 году Туве рассказывала о своих впечатлениях от позирования: «Я принимала позу вьюнка, которую показал мне отец. Шаг вперед, руки чуть подняты. Небольшой медленный шажок, пальцы ног поджаты, движение рук чуть неуверенное. Все вместе, по замыслу отца, должно было выражать пробуждение, юность».

Ссоры в отношениях отца и дочери были нередкими, но, несмотря на это, связь между Виктором и Туве никогда не прерывалась, хотя и омрачалась порой откровенной злостью друг на друга. Как у Туве, так и у ее отца имелись устойчивые политические и общественные воззрения, причем настолько различные, что часто им было абсолютно невозможно принять и понять ценности друг друга. Мать Сигне рассказывала детям, что отец был сломлен войной и что его душа навеки отмечена неизлечимыми шрамами. Когда-то беззаботный весельчак, после войны Фаффан ожесточился, стал суровым и нетерпимым. Он настолько изменился, что даже улыбка давалась ему с трудом, как и любые другие выражения чувств. Он отдалился от семьи, центром которой стала мать и сплотившиеся вокруг нее дети. И все же Туве безмерно восхищалась отцом и в творчестве полностью зависела от его суждений.

Фаффан был типичным патриотом своего времени. Как многие герои войны, он не сумел полностью вернуться к нормальной жизни и предпочитал вновь и вновь переживать и переосмысливать военное прошлое в кругу друзей, таких же ветеранов, как и он. Тяжелые воспоминания топились в безудержном веселье. Компании собирались в ресторанах, мужчины оставляли жен дома, чтобы те не мешали, и проводили ночи напролет за выпивкой и разговорами о высоких материях. Вино лилось рекой, хотя достать алкоголь во время повсеместно действовавшего жесткого сухого закона было совсем не просто.

Лучшим другом Виктора Янссона был его старый студенческий товарищ Алвар Кавен, тоже герой Гражданской войны. В юности они вместе снимали мастерскую в Париже, а позже и в Хельсинки. Мужчины сумели сохранить дружбу на протяжении всей жизни, проводя вместе и будни, и праздники. Жены художников тоже подружились; две семьи любили устраивать совместные вечеринки. Спиртные напитки во время сухого закона они производили сами, подпольно, в полном согласии с духом свободного творчества. Живописец Маркус Коллин также входил в круг друзей Фаффана и Кавена. Оба семейства, Янссоны и Коллины, начиная с 1933 года жили вместе в артистической коммуне Лаллукка, расположенной в Хельсинки, в районе Тёёлё. Живя в одном доме, художники и их близкие общались практически постоянно и с удовольствием.

Во время сухого закона в Хельсинки, как грибы после дождя, множились подпольные увеселительные заведения. С их посещением были связаны определенные риски: полиция не дремала. Поэтому вечеринки частенько устраивали в домашних условиях. Семейство Янссонов нередко приглашало гостей на ночные посиделки, которые затягивались до следующего утра. В гостях у Янссонов собирались самые известные и обласканные успехом творческие люди того времени. Еще ребенком Туве тайком наблюдала за весельем взрослых, за их «пирушками». Будучи совсем юной, она получила первые впечатления о мире искусства и о входящих в него людях, но одновременно ей пришлось узнать, что такое война и мужская агрессия. Именно эти впечатления лягут впоследствии в основу книги «Дочь скульптора», в которой есть и такие строки: «Все мужчины пируют, и они между собой товарищи, которые никогда друг друга не предают. Товарищ может говорить тебе ужасные вещи, но назавтра все будет забыто. Товарищ не прощает, он только забывает, а женщина – она все прощает, но не забывает никогда. Вот так-то! Поэтому женщинам пировать нельзя. Очень неприятно, если тебя прощают» .


Автопортрет в 14 лет, уголь


В своей книге Туве возвращается к воспоминаниям детства: мать, которая перед Рождеством аккуратно вытирала пыль со статуэток в мастерской отца. Никому другому отец не разрешал этого делать. Однако в доме находились вещи более священные, нежели статуэтки: гранаты времен Гражданской войны. Они были наследием войны, настоящим фетишем Виктора Янссона. Никто не имел права вытирать с них пыль, ни за что и никогда. Военное прошлое, всплывавшее в разговорах во время пирушек, и мужская бесшабашность стали сюжетом рассказа Туве Янссон, в котором дочь предается своим детским воспоминаниям об этих вечерах. «Я люблю папины пирушки. Они могут тянуться много ночей подряд, и мне нравится просыпаться и снова засыпать, и чувствовать, как убаюкивают меня дым и музыка… После музыки начинаются воспоминания о войне. Тогда я еще немного жду под одеялом, но всегда поднимаюсь снова, когда они нападают на плетеное кресло. Папа снимает свой штык, висящий над мешками с гипсом в мастерской, все вскакивают и орут, и тогда папа нападает на плетеное кресло. Днем оно прикрыто тканым ковром, так что даже не увидишь, какое оно» .

Виктор Янссон, подобно многим другим прошедшим через Гражданскую войну белофиннам, считал левые взгляды и в особенности коммунизм угрозой для отечества. Прогерманские настроения цвели в Финляндии пышным цветом, в особенности во время советско-финской войны. Янссон безоглядно верил в Германию и считал немцев освободителями и друзьями. К евреям он относился враждебно. Антисемитизм отца глубоко ранил дочь. В этом отношении она была непримирима и бескомпромиссна, «огонь и пламя», как она сама это описывала. Многие из ее ближайшего круга были евреями, например, Сам Ванни (урожденный Самуил Беспрозванный) и Ева Коникова. Виктору Янссону нелегко было смириться с тем, что его дочь в своих карикатурах, опубликованных в журнале «Гарм», резко критиковала действия Германии и Гитлера. В письмах Туве нередко жаловалась на постыдную нетерпимость отца и на его политические воззрения, от которых у дочери, по ее словам, волосы вставали дыбом.

Зависимость Туве от мнения семьи и ее страх перед неодобрением отца, а также нелюбовь Виктора Янссона к коммунистам хорошо описаны в одной из ее записных книжек. Сокурсник Туве Тапио Тапиоваара получил приглашение в посольство СССР на вечер, посвященный А. С. Пушкину. Тапио сумел заманить туда Туве в качестве своей дамы. Праздник удался на славу: по посольству фланировали женщины в вечерних платьях и множество важных гостей. Был среди приглашенных и советский министр. Среди гостей также был журналист издаваемой на шведском языке газеты «Свенска Прессен», знакомый с отцом Туве. Та пришла в ужас от мысли, что журналист проболтается отцу о том, что она посещает коммунистические сходки. Она униженно просила журналиста молчать об их встрече, и, по всей видимости, тот сдержал обещание.

Виктору Янссону было тяжело смириться с друзьями и привязанностями дочери. Все эти люди частенько оказывались либо евреями, либо коммунистами, или, по крайней мере, приверженцами крайне левых взглядов. Тапио Тапиоваара, с которым Туве встречалась в годы Второй мировой войны, состоял в левацком объединении деятелей искусства «Киила» и придерживался коммунистических взглядов. Еще сильнее выделялся Атос Виртанен, который был партнером Туве на протяжении долгих лет.

Открытая и свободная связь Туве с Атосом Виртаненом, человеком известным и находящимся под пристальным вниманием общественности, вызвала волнение в среде людей, чьи моральные ценности шли вразрез с моралью Туве. Отцу свободная связь его дочери тоже по вкусу не пришлась, а левые взгляды избранника и его заметное положение в обществе только ухудшали ситуацию. В то время свободные связи были не приняты, и в кругу среднего класса, к которому принадлежали Янссоны, подобные отношения сурово осуждались. Сексуальная жизнь была ограничена множеством условностей, говорить о ней было не принято, а от женщин ожидалось, что в брак они будут вступать девственницами. В обществе, где царят нормы сексуального воздержания, незамужней паре, живущей в свободном союзе, было крайне тяжело сохранить уважение и доверие окружающих. В то время связи сексуального характера никак не были личным делом влюбленных. Отец Туве просто не мог переступить через те границы нормы, в пределах которых он был воспитан, и отринуть близкие ему ценности. И все же от дома друзьям Туве мужского пола не отказывали. Да, они не пользовались уважением отца семейства, тем не менее, он никогда в открытую не нападал на них. Хотя атмосфера порой накалялась не на шутку.


Туула Карьялайнен

Туве Янссон: Работай и люби

«Я подумала - это так смешно, когда говорят, что счастливым быть трудно».

Ребенок шевельнулся в первый раз. Движение легкое и в то же время ощутимое даже сквозь одежду, словно кто-то оттуда, изнутри, пытался сказать: это я! Будущая мать Туве Янссон, Сигне Хаммарштен-Янссон, прогуливаясь по Парижу, вышла на рю Гэтэ - улицу Радости. Еще не появившееся на свет дитя впервые заявило о себе именно здесь. Был ли это знак, предвещающий девочке счастливую жизнь? Как бы то ни было, ей суждено принести миру безмерную радость.

Время было трудным. Угроза войны нависла над Европой, словно тяжелая и душная пелена перед неотвратимой бурей. Но несмотря на это, а может быть, именно поэтому искусство переживало очередной период расцвета. В начале 1900-х годов в парижских салонах и творческих мастерских зарождалось новое искусство: кубизм, сюрреализм и фовизм, и в город буквально хлынул поток писателей, композиторов и художников, чьи имена воспоет двадцатый век: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Сальвадор Дали и многие, многие другие. В эту пеструю компанию талантов входили и молодожены Виктор Янссон из Финляндии и Сигне Хаммарштен из Швеции, а вместе с ними и еще не рожденная малышка Туве.

Туве Янссон появилась на свет в Хельсинки 9 августа 1914 года, когда Первая мировая война уже охватила Европу.

При написании биографии автору приходится погружаться во внутренний мир другого человека и проживать его жизнь заново, будто в параллельной реальности. Погружение в мир Туве Янссон оставило во мне богатые и сильные впечатления, несмотря на постоянное осознание того, что мое присутствие, возможно, нежелательно. О Янссон написано множество биографий, исследований и диссертаций, в которых ее творчество рассматривается с разных точек зрения. Сама она этому не противилась, хотя и не проявляла энтузиазма по поводу ажиотажа вокруг своей персоны. Янссон часто повторяла, что если и приходит время писать о писателе, то лишь после его смерти. Но совершенно очевидно, что Туве Янссон была готова к дальнейшему исследованию своего творчества, поскольку она сохранила большую часть своей обширной корреспонденции, а также записных книжек и заметок.

Я встретилась с Туве всего один раз - в 1995 году, когда Янссон уже исполнился восемьдесят один год. Я занималась организацией творческой выставки, рассказывающей о Саме Ванни, художнике русского происхождения, умершем за несколько лет до этого. Меня интересовало общее прошлое Янссон и Ванни, которые были в близких отношениях с тридцатых по сороковые годы. Ванни был также и моим дорогим и любимым другом. К тому времени я уже успела защитить диссертацию по его творчеству. Я боялась, что у Туве не найдется времени или желания встретиться со мной, однако она согласилась меня принять. Мы расположились в ее ателье в Улланлинна и беседовали об искусстве, о жизни и о Саме. Туве вспоминала об их молодости и о том, как Сам учил ее живописи. Она упомянула и о совместном путешествии в Италию, и о жене Ванни, Майе, рассказала еще многое о годах их дружбы. Я получила ответы на свои вопросы, и вдобавок Туве пообещала подготовить для каталога выставки рассказ о том, как Сам, тогда еще носивший имя Самуил Беспрозванный, обучал ее владеть кистью. Вдруг Туве предложила мне выпить виски. И мы выпили, а потом закурили по сигаретке, как тогда было принято, и поменялись ролями. Теперь уже Туве расспрашивала, а я рассказывала о Саме, о его жене и сыновьях, о которых она, очевидно, мало что знала. Моя работа стала причиной того, что многие значимые для Туве люди перекочевали из ее жизни в мою. Так, например, я была близко знакома с Тапио Тапиоваарой, художником и бывшим возлюбленным Янссон. Встречалась я и с графиком Тууликки Пиетиля, и с театральным режиссером Вивикой Бандлер, которые были особенно значительными фигурами в жизни Туве Янссон.

Второй раз я оказалась в мастерской Туве, уже работая над этой книгой и занимаясь исследованиями архива Янссон. Больше всего меня интересовали ее письма и записные книжки. Я провела в мастерской много месяцев в полном одиночестве за чтением писем, которые нельзя было копировать или выносить из помещения. Мастерская была такой же, как и при жизни Туве. На мольберте по-прежнему стоял ее автопортрет, известный под названием «Боа из рыси» (1942), и с картины словно сама Туве внимательно и строго смотрела прямо на меня. На столе и на подоконниках россыпью валялись ракушки и лодочки из коры, а вдоль стен стояли огромные, от пола до потолка, шкафы, заставленные рядами книг. Тут же были сложены ее картины. Стены туалета пестрели газетными снимками с изображениями природных катаклизмов, тонущих судов и бушующих волн. Туве сама вырезала их из газет и журналов. Атмосфера дома была пронизана духом Туве.