В развитие детской литературы Николай Носов внёс своеобразный и существенный вклад.

Игра- по рассказам Н. Носова для начальных классов

Добрые, точные и справедливые слова сказал о творчестве Н. Носова писатель В. Катаев: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик»…Мальчики Носова несут в себе все черты настоящего человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворённость, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени».

1.Викторина «Огородники»

1. Где происходит действие рассказ? (В пионерском лагере)

2. Что решили написать на красном флажке? («Лучшему огороднику»)

3. Что мешало Мишке вскопать огород? (Длинный корень)

4. Что придумал Мишка, чтобы получить флажок? (Вскопать огород ночью)

5. Что сначала вместо флажка получили на своем участке Мишка с другом? (Пугало)

6. За что они получили флажок? (За самый большой урожай огурцов и помидоров)

«Огурцы»

1. Загадка об овоще. Так называется рассказ.

Промеж грядок лежит гусь гладок (Огурец)

Полон дом голубей, нет ни окон, ни дверей (Огурец)

2. Как зовут героев рассказа «Огурцы»? (Котька и Павлик)

3. Почему было радостно на душе у Котьки из рассказа «Огурцы»?

«Мишкина каша»

1 Что готовили себе на ужин Мишка и его друг? (Кашу, жарили пескарей)

2. Какие предметы утопили ребята в колодце? (Ведро, чайник)

7. Чем доставали воду ребята из колодца? (Кружкой)

8. Об этой хозяйственной постройке упоминается в рассказе. Загадка:

Стоит волчище, разинул ртище. (Колодец)

«Федина задача»

1. Какое зерно привезли на мельницу в задачке? (Рожь)

2. Что мешало Феде решать задачку? (Радио)

«Замазка»

1. Что хотели слепить Костя и Шурик? (Зверей)

2. На что была похожа Костина змея? (На ливерную колбасу)

3. Что случилось в кино? (Костя положил замазку по ошибке на другое место)

4. Почему не понравилось кино ребятам? (Они его и не видели)

«Автомобиль»

1. Какие марки автомашин рассматривали Мишка с другом? («Волга», «Москвич»)

2. Какие детали они обсуждали? («капот» – капор, «кузов» – пузо, «бампер» – буфер)

3. Что сделали Мишка с другом, когда машина тронулась? (сели сзади на бампер)

4. Как решили искупить свою вину друзья? (написали письмо милиционеру)

«Метро» (не называть название рассказа)

Загадка:

Многолюден, шумен, молод

Под землей грохочет город,

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут. (Метро)

«Саша»

1. Что мечтал купить Саша? (Пистолет с пистонами)

2. как звали сестер Саши? (Марина и Ирочка)

3. Как пометил свой пистолет Саша? (Выстругал на ручке имя)

4. Под диваном чихнул Саша, но сестра сказала, что это……? (Собака Бобик)

5. какой вывод в конце рассказа сделал Саша? (Сам теперь знаю, что не нужно пугать людей)

Прятки»

1. Куда прятался Витя?

2. Что сделал Славик? (Запер шкаф на крючок)

«Шурик у дедушки»

1. Из-за чего чуть не подрались ребята? (Из-за удочки)

2. Что нашли ребята на чердаке? (Банку из-под варенья, коробку от гуталина, деревянную ручку, калошу на правую ногу)

3. Какое колдовское заклинание кричал Шурик? (Колдуй, баба, колдуй, дед! Колдуй, серенький медведь!)

4. Какое применение нашел Шурик старым вещам? (Прибил вторую ручку, калошу прибил вместо почтового ящика)

5. Почему в пруде не было рыбы? (Его недавно вырыли)

«Прятки»

1. Куда прятался Витя? (Под кровать, в собачью конуру, под пальто, в посудный шкаф)

2. Что сделал Славик? (Запер шкаф на крючок)

«Бабушка Дина»

2. Почему девочка Света знала наизусть все праздники? (Ей дарили на каждый праздник подарок)

3. Что предложила сделать воспитательница к празднику? (Выставку фотографий)

4. Из-за чего поссорились дети? (Чья мама красивее)

5. Какой праздник решили устроить в детском саду в следующий раз? (Папин день)

«Живая шляпа»

1. Еще один овощ встречается в рассказе Носова. Загадка:

Курочка-пустодом свила гнездо за двором,

Яйца несет, в землю кладет. (картофель) Подсказка: этим овощем ребята бросали в шляпу.

2. Назовите спортивный инвентарь, который упоминается в рассказе? (клюшка, лыжная палка)

3. Какая мебель упоминается в рассказе? (диван, комод)

«Леденец»

1. Что пообещала мама Мише за хорошее поведение? (леденец)

2. Как себя вел Миша? (съел леденец, разбил сахарницу)

«Карасик» _

1. Кроме карасика кто был еще у Виталика? (кот Мурзик)

2. Что сказал Виталик маме, куда делся карасик? (съел Мурзик)

3. Как вы думаете, хорошо ли поступил Виталик?

2. Собери героев.

Слева написаны названия рассказов, справа герои. Стрелочками соедините названия с героями.

Соответствие цифр на заданиях для ребят 1-7 2-4 3-5 4-6 5-9 6-3 7-2 8-1 9-8



1. «ЖИВАЯ ШЛЯПА» ВОВКА, ВАДИК

2. «АВТОМОБИЛЬ» МИШКА, МИЛИЦИОНЕР

3. «МЕТРО» ВОВКА, МАМА, Т. ОЛЯ

4. «ЗАМАЗКА» КОСТЯ, ШУРИК

5. «САША» МАРИНА, ИРОЧКА

6. «КАРАСИК» ВИТАЛЯ, СЕРЕЖА, МУРЗИК

7. «ПРЯТКИ» ВИТЯ, СЛАВИК

8. «БАБУШКА ДИНА» НИНА ИВАНОВНА,ТОЛЯ ЩЕГЛОВ, НАТОЧКА, ПАВЛИК, СВЕТА КРУГЛОВА

9. «ОГОРОДНИКИ» МИШКА, СЕНЬКА, ВАНЯ ЛОЖКИН, МИША КУРОЧКИН, ВАДИК ЗАЙЦЕВ

3. Игра «Меткий стрелок». Попасть мячом в кегли.

4. Кроссворды (увеличиваются по клику мыши)

Кроссворд 1 (задания)

1.Кто сидел под шляпой?

2. Вещество, которым конопатят окна

3. Рыба, которую жарили ребята в рассказе «мишкина каша»

4. Так звали мальчика из рассказа «Заплатка»

5. Овощ из рассказа «Живая шляпа»

6. Предмет кухонной утвари, который утопили ребята в колодце

7. Кусочек ткани, которым прикрывают дырку.

8. Загадка: стоит волчище, разинул ртище. (хозяйственная постройка)

Кроссворд 2 (задания)

2. Человек, который что-то придумывает.

3. Кусочек ткани, которым прикрывают дырку.

4. Средство передвижения.

5. Вещество, которым конопатят окна.

7. Конфета

5. Игра «испорченный телефон».

Разделить детей на команды по 10-12 человек, построить в шеренги. Первым сказать какое-нибудь название рассказа и по команде дети должны передать эти слова друг другу. Чья команда быстрее и правильнее выполнит.

Мишичева Елена Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ №2
Населённый пункт: Щёлковский муниципальный район Московской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Литературная игра - викторина по произведениям Н. Носова
Дата публикации: 09.06.2016
Раздел: начальное образование

Литературная игра - викторина по произведениям Н. Носова
«Мишкина каша» «Живая шляпа» «Заплатка» «На горке» «Огурцы» «Фантазёры»
Цель:
привлечение учащихся к книге и чтению как важным фактором сохранения и развития отечественной культуры, а также развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного произведения.
Задачи:
 расширять читательский кругозор детей;  совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на поставленные вопросы взрослого;  развивать умение детей работать в команде слаженно, умение подчинять личные интересы интересам коллектива;  воспитывать культуру речевого общения;  прививать интерес к книге. воспитывать бережное отношение к книгам.
Ход игры:

Слайд 1
– Добрый день, дорогие мальчики и девочки и все, кто пришёл к нам. Мы рады видеть вас. На викторину пришли команды из пяти классов. Поприветствуем друг друга аплодисментами. Команды покажут нам свои знания и умения, веселье и находчивость. Оценивать работу будут члены жюри.
Слайд 2
– Ребята, а вы когда- нибудь океан пробовали переплывать? А акула, случайно, голову вам не откусывала? Ну, хоть на Луне – то вы, надеюсь, были? Нет? Так вы просто не фантазёры! Обратите внимание на выставку. Это книги Николая Николаевича Носова. Пред Носовым снимите шляпу, Ведь это сам Незнайкин папа! И кстати, весёлых рассказов немало, К тому же, ещё для ребят написал он! Люблю я Носова давно. За что? Читать его смешно! Его герои озорные, Весёлые и очень уж смешные.

Слайд 3
Носов – детских книг творец. Ну, какой он молодец Сколько книг смешных, чудесных Написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел. Любимых книг прекрасные страницы Пусть оживут!
Слайд 4
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Он - автор знаменитого Незнайки, а зовут его Николай Николаевич Носов.
Слайд 5
Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Он хотел знать все обо всем. Старательно учился и всем интересовался. Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына.
Слайд 6
И первый рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка». Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером. Книги Носова с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. ПРАВИЛА ДРУЖНОЙ РАБОТЫ:  работать сообща;
 уметь выслушать друг друга;  слушать других не перебивая, внимательно;  уметь распределять обязанности между членами команды;  уметь договориться и помочь друг другу;  за нарушение дисциплины жюри снимает балл. Второй конкурс называется «Потеряшки». (СЛАЙД 10)
Слайд 7, (проверка ответов 8)

КОНКУРС «РАЗМИНКА».
Условия игры: по опорным словам назвать произведение Н.Носова. За каждый верный ответ1 балл. Скамейка, варенье, Африка, море. («Фантазёры») Ведро, кружка, самовар, пескари. («Мишкина каша») Шляпа, котенок, картошка, диван. («Живая шляпа») Штаны, мама, забор. («Заплатка») Рыбалка, дедушка сторож, ружьё. («Огурцы») Лопата, коньки, ступеньки. («На горке»)
Слайд 9, 10, 11

КОНКУРС

«БЮРО НАХОДОК».
На слайдах предметы, упомянутые в рассказах Н. Носова. Они потерялись и не могут найти свой рассказ. Давайте поможем им. Рассмотрите предметы и скажите, как называются рассказы Носова, из которых они пришли. Верный ответ 1 балла.
Картофель
(«Живая шляпа»)
Кастрюля
(«Мишкина каша»)
Огурцы
(«Огурцы»)
Нитки с иголкой
(«Заплатка»)
Лопата, песок
(«На горке»)
Скамейка
(«Фантазёры»)
Слайд 12, (проверка ответов 13)

КОНКУРС

«ЭПИЗОД»

За каждый верный ответ1 балл.  Назовите произведение и его героев?
1.
«Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород….» («Огурцы» – Павлик и Котька.)
2.
«Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье». («Фантазеры» – Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)
3.
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее» («На горке» – Котька Чижов)
4.
«Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату» («Живая шляпа» – Котенок Васька, Вовка, Вадик)
5.
«Сумел порвать, сумей и зашить» («Заплатка» – Бобка)
Слайд 15, 16, 17, (проверка ответов 18, 19, 20)

КОНКУРС «ЧТО ЛИШНЕЕ»
За каждый верный ответ1 балл. Необходимо по набору картинок, определить: какая из них лишняя и назвать из какого произведения.
1.
Рыба, удочка, огурцы, помидор. («Огурцы»)
2.
Шляпа, картофель, лыжная палка, собака. («Живая шляпа»)
3.
Брюки, иголка, нитки, швейная машинка. («Заплатка»)
Слайд 21 (проверка ответов 22, 23)

5. КОНКУРС

«ЭРУДИТ»
За каждый верный ответ1 балл.
1.
Назовите имя и отчество Носова (Николай Николаевич)
2.
Где родился Носов? (Киев)
3.
В каком журнале Н. Носов напечатал свой первый рассказ? («Мурзилка»)
4.
Как звали котёнка в рассказе «Живая шляпа»? (Васька)
5.
Назовите предметы, которыми герои рассказа «Мишкина каша» доставали воду из колодца. (Ведро, чайник, кружка)

6.
Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняют небылицы? («Фантазёры»)
7.
На чём Стасик летал нам Луну в рассказе «Фантазёры»? (На ракете)
8.
Как называлась рыба, которую зажарил Мишка на сковороде в рассказе «Мишкина каша»? (пескарь)
6. КОНКУРС

«УЗНАЙ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ»
На экране высвечивается иллюстрация из рассказа Н. Носова. Надо назвать произведение. Заканчивается наша конкурсная программа. Думаю, что вам понравился тот удивительный мир рассказов, созданных Н. Носовым. «Все герои Николая Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру», так сказал С. В. Михалков. Надеюсь, что любовь и интерес к произведениям Н. Носова у вас только начались.
Подведение итогов.
Попросим жюри огласить результаты конкурса. Благодарим всех, кто принимал участие в литературной викторине. Советую всем Носова Скорее прочитать, Чтоб добрыми, весёлыми И умными вам стать! Итоговое количество баллов
РАЗМИНКА

БЮРО

НАХОДОК

ЭТИЗОД

ЛИШНЕЕ

ЭРУДИТ

УЗНАЙ ПО

ИЛЛЮСТРАЦ

Литературная викторина с ответами по рассказам Н.Носова для учащихся начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 г.о. Самара
Описание материала Данный материал можно использовать учителям начальных классов для подведения итогов по прочтении рассказов Н.Носова на уроках внеклассного чтения. Для проведения внеклассных мероприятий.
Цель Формирование общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы.
Задачи Воспитание интереса к художественной литературе, любви к книгам.
Развитие индивидуальных творческих способностей, речи, умения мыслить.
Расширить представление о художественной литературе.
Подготовка Подобрать в домашней или школьной библиотеке сборник рассказов Н.Носова, прочитать рассказы "Заплатка", "Автомобиль", "Бенгальские огни", "Живая шляпа", "Горка", "Леденец" подготовить вопросы по содержанию.

Викторина


Наше время проигрывает с точки зрения детской литературы, редко на полках магазинов можно встретить книги новых авторов с действительно интересными и смысловыми сказками, потому мы всё чаще обращаемся к писателям, давно зарекомендовавшим себя. Так или иначе, встречаем на своем пути детские рассказы Н.Носова, читать которые, начав однажды, уже не остановишься, пока не познакомишься со всеми персонажами и их приключениями.
Рассказы Н. Носова читать потому и интересно, что он был не просто автором, но и психологом и любящим отцом. Его теплое уважительное отношение к ребятам позволило создать все эти остроумные, живые и настоящие сказки.
Удивительный Солнечный город!
Как ты, друг, мне поныне дорог!
Как чудесно читали тогда
Книги Носова на ура!
Ах, какая отличная сказка!
Нет, не сказка, а жизни подсказка...
Замечательные деньки
Проводили, где васильки
Будто сказочные деревья...
Как прекрасны детства мгновения!
1.В каком рассказе мы с Мишкой прокатились на бампере машины?


("Автомобиль")
2.Чем похвастался Мишка перед ребятами в рассказе "Бенгальские огни"?


(Бенгальскими огнями)
3.Что добавил Мишка в порошок для изготовления бенгальских огней?


(Серу)
4.Почему огни нужно было спрятать от собаки?
(Она их ела)
5. Что привезли ребята из леса в рассказе "Бенгальские огни"?


(Ёлку)
6. Почему рассказ назван "Живая шляпа"?


(Под шляпой сидел котёнок и двигался вместо со шляпой)
7. Что взяли ребята в руки, на случай, если шляпа к ним полезет?



(Клюшку и лыжную палку)
8. Чем швырялись мальчики в шляпу?
(Картошкой)
9.В каком рассказе ребята Костя и Шурик слепили змею из замазки?
("Замазка")


10.Почему кино не понравилось ребятам?
(Они его не успели посмотреть)
11.Как зовут героя рассказа "Заплатка"?
(Бобка)


12.Как Бобка порвал штаны?


(Полез через забор, зацепился за гвоздь)
13. Почему мама не поставила заплатку?
(Сказала:" Сумел порвать, сумей и зашить!")
14. На что была похожа заплатка, которую в первый раз поставил Бобка?


(на сушёный гриб)
15.Чем обвёл Бобка на штанах вокруг заплатки?
(Чернильным карандашом)


16.О чем пожалел Бобка, когда научился пришивать заплатки?
(О том, что не научился пришивать пуговицы)
17.Где обнаружил Мишка леденец? И в каком рассказе?



(Обнаружил в сахарнице, в рассказе "Леденец")
18.Почему разбилась сахарница?
(Прилипла к рукам и упала)
19. Как объяснил маме Мишка, почему съел леденец?
(Хорошо себя вел)
20.Кто сидел дома, пока все строили горку?
(Котька Чижов)


Что сделал Котька, чтобы не скользить, пока забираешься на горку?
(Посыпал песком)
Идут года, Николай Носов уже много лет не с нами, но его рассказы и персонажи не стареют. Искренние и поразительно добрые герои так и просятся во все детские книжки.

НОСОВ

Николай Николаевич


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

Разминка

Назовите профессии коротышек


астроном

художник

музыкант

врач

поэт

механик

охотник

учёный

Пончик

Гусля

Растеряйка

Знайка

Стекляшкин

Пулька

Винтик

Шпунтик

Мушка

Цветик

Пилюлькин

Тюбик


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

I тур

Расшифровать ребусы


I команда

II команда


Расшифруйте названия рассказов Н.Н.Носова

I команда

1 2 3 4 5

К А Р А С И К

II команда

1 2 3 4 5 6

Л Е Д Е Н Е Ц


Расшифруйте названия рассказов Н.Н.Носова

I команда

З А М А З К А

II команда

Т Е Л Е Ф О Н


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

II тур

«Загадочный»


Отгадав загадки, вспомните, в каком

  • Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу.

«Заплатка»

2. Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы – все умелые пловцы.

«Карасик»


3. Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими.

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная.

«Бенгальские огни»

4. Льется речка - мы лежим,

лед на речке - мы бежим.

«На горке»


рассказе Носова встречается отгадка

5. Длинный парень у стены, Кости с рёбрами видны, Руки тонкие, как палки, Смотрится смешно и жалко, Все его одеть хотят, И пальто, плащи и куртки Попадают ему в руки.

«Прятки»

6. Стучат, стучат - не велят скучать. Идут, идут, а всё тут как тут.

«Бобик в гостях у Барбоса»


Отгадав загадки, вспомните, в каком

рассказе Носова встречается отгадка

7. Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два слепящих огонька.

«Автомобиль»

«Телефон»


Отгадав загадки, вспомните, в каком

рассказе Носова встречается отгадка

9. Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землёй.

«Метро»

10. Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, Сладка, а не сахар, С хвостом, а не мышь.

«Про репку»


Отгадав загадки, вспомните, в каком

рассказе Носова встречается отгадка

«Когда мы смеёмся»

«Огородники»


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

III тур

Откуда эти строки?


«Три

охотника»

  • Под утро мороз ударил. Градусов сорок. Руки-ноги у меня закоченели. Я не удержался на ветке. Бух вниз! Вся волчья стая как набросится на меня!

Что-то как затрещит! «Ну, – думаю, – это кости мои трещат».

А оказывается, это снег подо мной провалился. Я как полечу вниз – и очутился в берлоге.


«На горке»

2. Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком.

Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя,

а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

  • Вот теперь, – говорит, – скачусь!» Оттолкнулся ногой и снова – бух

носом! Коньки-то по песку не едут!


«Саша»

3. На другой день сестры подарили ему пистолет и коробку с пистонами.

Пистолет был новенький и блестящий, а пистонов было много: штук

пятьдесят или сто. Стреляй хоть целый день – не перестреляешь.


«Метро»

4. Стали осматривать станцию, а там лестница движется. Люди по ней вверх и вниз едут. Стали и мы кататься: вверх и вниз, вверх и вниз… Ходить совсем не надо, лестница сама возит.


«Леденец»

5. Мама ушла. Миша сначала вел себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает: «Я ведь ничего не трогаю, только смотрю». А в буфете стояла сахарница. Он взял её и поставил на стол.


«Затейники»

6. Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился

дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

Валя говорит:

  • Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и

никого к себе не пустим, а если серый волк придет, мы его прогоним.


«Шурик у дедушки»

7. Я схватил удочку, а он тоже вцепился в неё и давай отнимать.

Я рассердился – как дёрну!.. Он отлетел в сторону и чуть не упал.

Потом говорит:

  • Подумаешь, очень нужна мне твоя удочка! У меня есть калоша.
  • Вот и целуйся со своей калошей, – говорю я, – а удочку нечего рвать

из рук.


«Телефон»

8. Целый вечер мы звонили и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, рычали, мычали, даже шепотом разговаривали – все было слышно.


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

IV тур

Четвертый лишний…


«Мишкина каша»

Ребята воду из колодца не поднимали:


«Прятки»

Где не прятался Витя?


«Живая шляпа»

Каким предметом не пугали ребята шляпу?


«Шурик у дедушки»

Какой рыбки не было в банке после рыбалки?

ПЕСКАРЬ

КАРАСЬ

ОКУНЬ


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

V тур

Выбери правильный вариант ответа


«Фантазеры»

Чем Игорь намазал губы своей младшей сестре Ире?


«Тук-тук-тук»

Какие ягоды на крыше клевали вороны?

Калина

Рябина

Облепиха

Черёмуха


«Карасик»

На что променял Виталик карасика?


«Заплатка»

Штаны у Бобки были замечательные. Какие?

джинсовые

спортивные

солдатские

школьные


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

VI тур

Поединок капитанов «Пойми меня»


«Пойми меня»

Капитан каждой команды вытягивает карточку с названием одного из произведений Носова.

На листе бумаги он пишет 4 слова, которые ассоциируются у него с этим названием.

Остальные участники команды по очереди за определенный промежуток времени должны назвать слова, которые ассоциируются у них с этим названием.


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

VII тур

Конкурс кроссвордистов



ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

VIII тур

Блицтурнир


  • Кличка собаки, которая принадлежала тете

Наташе в рассказе «Дружок»?

Дианка


2. С каким овощем в рассказе «Заплатка»

сравнивается величина заплаты, которую Бобка

пришил к своим штанам на месте дырки?

С огурцом


3. Куда, купив мятные пряники, отправились Шурик и

Костя, мальчики из рассказа «Замазка»?

В кинотеатр


4. На чем катались мальчики в рассказе «Метро»?

На эскалаторе


6. То, что первым показалось из-под таинственной шляпы,

после того как Вадик попал в неё картофелиной?

Хвост


7. Какого зверя встретил в лесу каждый из трех охотников?

Медведя


8. Что пытались приготовить себе на ужин ребята, когда

у них не вышло сварить кашу в рассказе «Мишкина каша»?

Пожарить пескарей


9. Что было в посылке, которую доставил почтальон

в детский сад в рассказе «Про репку», и от кого она была?

Репка от детей из другого детского сада


10. Кого напугал мальчик в рассказе «Саша» и как

милиционер узнал его имя?

Напугал старушку

Цели:

  1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор.
  2. Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
  3. Прививать интерес к книге. Воспитывать бережное отношение к книгам. Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа)

Оборудование: Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, набор предметов для конкурса.

Подготовка. Чтение рассказов “На горке”, “Фантазеры”, “Живая шляпа”, “Заплатка”, “Огурцы”, “Карасик”, просмотр мультфильма “Приключение Незнайки и его друзей”

Ход мероприятия

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.

Ты беседуй чаще с ней –
Будешь в четверо умней. (Книга.)

– Мы отправляемся путешествовать по произведениям Николая Николаевича Носова.

Книга нам про все расскажет,
Книга нам все покажет.
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз,
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаешь,
Много интересного узнаем.

– Ребята обратите внимание на выставку. Это книги Н.Н.Носова. А какие рассказы Носова вы знаете?

– Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) О ком и для кого писал Н. Носов?

Воспитатель: Путешествовать будем группами. У нас есть две команды.

– Сейчас я вам расскажу о жизни и творчестве Н.Н.Носова, вы внимательно слушайте, а потом будете отвечать на вопросы.

Рассказ воспитателя о жизни и творчестве Н.Н. Носова.

Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером, поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили.

1 занятие. “Блиц-вопросы”

  1. Назовите имя и отчество Носова.
  2. Где и когда родился Носов?
  3. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (Картофель.)
  4. В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (“Мурзилка”.)
  5. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”.)
  6. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”.)
  7. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)
  8. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (На воздушном шаре.)
  9. Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка.)
  10. Кто сочинял из коротышек стихи?
  11. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка.)
  12. На что обменял Виталик рыбку. (Милицейский свисток.)

Входит Незнайка:

Почему-то обо мне знают все на свете.
Знают даже на Луне взрослые и дети.
Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,
Что другим не по плечу, мне давно известно.

– Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока у меня ничего не получается.

Воспитатель: Какой ты хвастун. Всему нужно учиться. Оставайся с нами, смотри и учись, а ребята тебе помогут.

Игра “Попади в цель”

Каждой команде дается картофель и шляпа. Необходимо картофелем попасть в шляпу. Побеждает та команда, которая больше совершила точных попаданий.

2-й конкурс. “Бюро находок”.

Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы (воспитатель показывает вещи, каждая команда за правильный ответ получает жетон).

Шляпа – “Живая шляпа”.
Нитки, иголки, ткань – “Заплатка”
Отвертка, винтики – сказка “Приключения Незнайки и его друзей”
Лопата, песок – “На горке” Огурцы – “Огурцы” Лопата – “На горке”

3 конкурс: “Этизод”.

Назовите произведение и его героев?

  1. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”)
  2. “Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит” или “Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток” (“Карасик”, Виталик, Сережа)
  3. “Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира”. Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье”. (“Фантазеры”, Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)
  4. “Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее” (“На горке”, Котька Чижов)
  5. “Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату” (“Живая шляпа” Котенок Васька, Вовка, Вадик.
  6. “Сумел порвать, сумей и зашить” (“Заплатка”, Бобка)

Игра “Рыболов”

Импровизированной удочкой с магнитом надо поймать как можно больше рыбок.

Выходит Знайка.

Знайка: “А знаете ли вы, что существуют книжки – малышки. Они очень маленьких размеров. Несколько таких книг можно было уложить в карман. Размер книг 65 мл на 94 мл.

Есть “миниатюрные книги”, длина страницы – не превышает 2–3 сантиметров. (Показывает).

Есть книги-великаны. В Самарканде это книга Великий коран. Длина страницы 2,5 метра. Есть географический атлас, который весит 252 кг, длина его в человеческий рост.

Книга-скрипка, один из ее экземпляров хранится в отделе редких книг Государственной исторической библиотеке.

4-й конкурс. “Нарисовать портрет”.

Один член команды рисует на мольберте с закрытыми глазами портрет человечка из Солнечного города.

5-й конкурс. “Что лишнее”

Необходимо по набору картинок, определить: какая из них лишняя и назвать из какого произведения.

Рыба, удочка, огурцы, помидор. (“Огурцы”)

Шляпа, картофель, лыжная палка, собака. (“Живая шляпа”)

Брюки, иголка, нитки, швейная машинка. (“Заплатка”)

Милицейский свисток, рыба, кот, конфета. (“Карасик”)

Подведение итогов.

Ведущий: Ребята, что интересного вы узнали из книг Н Носова? Почему вам нравятся произведения Носова? Как вы думаете, почему рассказы Н Носова не стареют?

Как нужно обращаться с книгами? Какую книгу приятно держать в руках?

Ведущий:

Пока книга сделается книгой
Огромный путь она пройти должна.
И столько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она.

Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум.

Книги помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будете обращаться с книгой.

Но вот Незнайка мы помогли тебе понять, что всему нужно учиться. Дети показали хорошие знания, талант.

Литература

  1. Внеклассные мероприятия.. Авт.-сост. О.Е.Жиренко, Л,Н. Яровая. М., ВАКО 2007 г.
  2. Педсовет № 3 1998 г. Мой любимый писатель – Н.Н. Носов.
  3. Хрестоматия для старшего дошкольного возраста.