Сроки проекта – 1 неделя
Цель проекта:
Задачи проекта:
- Формировать культуру слушания музыки, расширять представления детей о творчестве русских и зарубежных композиторов-классиков.(П.И.Чайковский, Э.Григ, К.Сен-Санс, А.Хачатурян, Ф.Шопен,)
Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки. Раскрывать разнообразие возможностей выразительных средств при создании музыкального образа.
Развивать эстетические чувства детей, сопоставляя их с разными видами искусств (живопись, поэзия, музыка).
Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей. Побуждать к проявлению своего отношения к музыкальным произведениям.
Содействовать творческим проявлениям в разных видах продуктивной детской деятельности – пластических импровизациях, рисунках, поделках.
Расширять знания детей о народных традициях, фольклорных праздниках, забавах. Формировать интерес к знакомству с народным творчеством.
Продукт проекта по возрастным группам:
2 младшая группа – Образовательная ситуация тематического вида « Музыкальные забавы»
Средняя группа – Образовательная ситуация тематического вида «Весенняя сказка»
Старшая группа – Образовательная ситуация тематического вида «Музыка весны»
Подготовительная группа - Музыкальная гостиная «Сказочный мир балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Средняя группа
Тема проекта: «Мир музыки прекрасной»
Сроки проекта – 1 неделя.
Цель проекта: Обогатить эмоционально-художественное восприятие детей через знакомство с прекрасными образцами мировой классической музыки, обращая внимание на взаимосвязь музыкальных, художественных, поэтических и театральных образов.
Продукт (творческий этап) проекта: Образовательная ситуация тематического вида «Весенняя сказка»
Цель дня:
Задачи дня:
Мотивационный этап (проблемная ситуация) дня: Доктор Айболит приглашает детей в страну Спортландию
Цель дня:
Задачи дня:
-
Мотивационный этап (проблемная ситуация) дня: Красная Шапочка просит детей помочь сочинить музыкальную сказку для ее бабушки.Тематика 3 дня: «Природа и музыка»
Задачи дня:
- Вызывать эмоциональный отклик у детей при восприятии классической и современной музыки образного характера.
Побуждать к выражению собственных впечатлений от прослушанного музыкального произведения
Мотивационный этап (проблемная ситуация) дня:
Тематика 4 дня: « Такие разные музыкальные инструменты.»
Задачи дня:
- Закрепить знания детей о тембровом разнообразии музыкальных инструментов.
Задачи дня:
-
Показать отличие народной музыки от классической
| ОД в режимных моментах | | Взаимодействие с семьей |
Образовательная ситуация :
Закрепить знание детей о жанре «марша».
«Марш – песня – танец» - угадай жанр музыки Хороводные игры: «Кто быстрей построит круг»- «Самолеты – на аэродром!»- соотносить темповые изменения музыкальных фрагментов и изобразительные движения игры. «Веселая зарядка» - побуждать к эмоциональной передаче настроения музыки в ритмичных танцевальных движениях. | Чтение : Сказка К. Чуковского «Айболит».
«Подбери картинку к жанру» «Что делают дети?» «Найди пару» (разрезные картинки по жанрам) | Дидактические упражнения: «Матрешка шагает или пляшет» «Собери картинку» («Веселый марш», «Хоровод», «Дружная песенка»)
(редкие или частые капельки) | «Веселый ветер» Дунаевского. |
Образовательная деятельность с детьми в процессе организации музыкально-художественной деятельности | ОД в режимных моментах | Организация самостоятельной деятельности (развивающая среда) | Взаимодействие с семьей |
Образовательная ситуация: «Весенняя сказка» Красная Шапочка просит сочинить музыкальную сказку для ее бабушки. Восприятие музыки: «Веселый зайчик»(Полька И.Штраус) «Хитрая лисица» (Чарльстон Г. Джоплин.) Быстрые собаки(Галоп) Медведь (Слоны К.Сен-Санс) Петушок (Музыкальный момент Ф. Шуберт) Грустный зайчик (Первая утрат. Р. Шуман) Музыкально-дидактические игры: «Кто помогал зайке?» (узнать героя по музыкальному фрагменту) Соотносить характер музыкального фрагмента и сказочный образ. Развивать образную речь детей. Хороводные игры: «Чей кружок быстрее соберется?» Формировать навык ориентирования в пространстве, развивать ловкость, внимание, умение действовать в группе. Театральные игры: Передать образные движения героев сказки «Заяц и лиса» под музыку. Музыкально-ритмические движения (упражнения): «Веселые путешественники» - | Беседа: Как мы узнаем о характере персонажа с помощью музыки? Музыкально-дидактические игры: «Подбери инструмент к герою сказки» Театрализация:
Инсценировать сказку «Лиса и заяц» | Художественная деятельность: Нарисовать избушку для лисы или для зайчика Дидактические игры: «Подбери пару»- разрезные картинки (Медведь - Большая труба Лиса - Дудочка Заяц – колокольчик Собака – бубен.) | Содействовать совместным просмотрам и прослушиванию музыкальных сказок дома. |
Образовательная деятельность с детьми в процессе организации музыкально-художественной деятельности | ОД в режимных моментах | Организация самостоятельной деятельности (развивающая среда) | Взаимодействие с семьей |
Образовательная ситуация: Художник предлагает детям оживить картины весеннего пейзажа с помощью музыки. Восприятие музыки: Ручеек, Бабочки Э.Григ. «Солнечные зайчики» Слонова. «Воробушек» Т.Морозовой. «Веселая капель» М.Картушиной «Солнышкино платьице» М.Картушиной « Весной» С. Насауленко Музыкально-дидактические игры: «Кто вышел на весеннюю полянку?» - угадать по фрагменту. Развивать образное восприятие, воображение, музыкальное мышление детей. Хороводные игры: «Собирайся,хоровод» - у какого цветка быстрее соберутся мальчики и девочки «Птички и ворона» - формировать навык выразительности образных движений игры. Музыкально-ритмические движения (упражнения): «Веселые путешественники» - Формировать навык ритмичного,эмоционального выполнения танцевальных движений под музыку. | Чтение: «Курочка, и цыпленок» - угадай по ритму, чья песенка звучит. «Кто песенку поет?» Формировать навык правильного звукоизвлечения при игре на металлофоне, играть длинными и короткими длительностями. по теме- «Весна пришла»
| Художественная деятельность: Нарисовать солнышко в разных платьицах. (цвет - по желанию) (медленные или быстрые шаги) | Провести наблюдение с детьми Почитайте с детьми : |
Образовательная деятельность с детьми в процессе организации музыкально-художественной деятельности | ОД в режимных моментах | Организация самостоятельной деятельности (развивающая среда) | Взаимодействие с семьей |
Образовательная ситуация: Буратино просит детей рассказать ему о музыкальных инструментах. Восприятие музыки: «Барабан» А.Красев «Веселый музыкант» А.Филиппенко «Капель» М.Картушиной «Музыкальный ёжик» - развивать чувство ритма, внимание, умение четко выполнять ритмический рисунок, уподобляясь стуку громкого и тихого барабана « Вышел Ваня, наш дружок с балалайкой на лужок»- инсценирование. « Мышки в норочках сидят» (игра - эксперимент)-озвучивание шуршащей бумагой «Веселые путешественники» - Формировать навык ритмичного,эмоционального выполнения танцевальных движений под музыку. | Музыкально-дидактические игры: «Музыкальный ёжик» - закреплять умение четко выполнять ритмический рисунок, уподобляясь стуку громкого и тихого барабана. «Услышать музыку во всем» - Экспериментирование с незвучащими предметами – деревянными, бумажными, пластиковыми. Обращать внимание детей, что при правильном использовании, даже простые предметы могут превратиться в музыкальные инструменты.
| Дидактические игры: «Подбери пару»- разрезные картинки (Медведь - Большая труба Лиса - Дудочка Заяц – колокольчик Собака – бубен.) | Папка-передвижка «
Из истории музыкальных инструментов» -о разнообразии народных деревянных ударных инструментов. В домашних условиях. |
Образовательная деятельность с детьми в процессе организации музыкально-художественной деятельности | ОД в режимных моментах | Организация самостоятельной деятельности (развивающая среда) | Взаимодействие с семьей |
Образовательная ситуация: Восприятие музыки: Обогащать эмоциональное восприятие детей, формировать интерес к народным традициям, знакомить с образами народных сказок, былин (Илья Муромец, Василиса-прекрасная). Хороводные игры: «Веснянка» - Формировать навык ориентирования в пространстве, осознанно выполнять игровые, образные движения по тексту. Музыкально-ритмические движения (упражнения):
| Чтение: Загадки, стихи, потешки о солнце, весне.(перед обедом) Беседа: «За что мы любим Зиму, и что нам нравится в весне?» (после сна) Дидактическая игра – «Солнышко и дождик» -(Под веселую музыку дети собирают лучики к солнышку, под печельную-капельки к тучке) | Игра на музыкальных иструментах
(редкие или частые капельки) | |
Подготовительная группа
Тема проекта: «Мир музыки прекрасной»
Сроки проекта – 1 неделя.
Цель проекта: Обогатить эмоционально-художественное восприятие детей через знакомство с прекрасными образцами мировой классической музыки, обращая внимание на взаимосвязь музыкальных, художественных, поэтических и театральных образов.
Продукт (творческий этап) проекта: Музыкальная гостиная «Сказочный мир балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Тематика 1 дня: «С музыкой здоровыми растем!»
Цель дня: Расширить представления детей о значении музыки в жизни – для укрепления душевного и физического здоровья.
Задачи дня:
Поддерживать интерес у детей к использованию музыки в режимных моментах (утренняя гимнастика, одевание на прогулку, после сна)
Закреплять навык выполнения музыкально-ритмических движений под музыку во время зарядки, физкультминуток.
Содействовать формированию культурно-гигиенических навыков через использование песенок-потешек, песен детских композиторов.
Мотивационный этап (проблемная ситуация) дня: Доктор Айболит приглашает детей в страну Спортландию.
Тематика 2 дня: «Музыкальные сказки»
Цель дня:
Обогатить эмоциональное восприятие детей через знакомство с музыкальными сказочными образами
Задачи дня:
-- Развивать музыкальное восприятие, воображение, фантазию, образную речь детей.
Побуждать к сопоставлению музыкальных характеристик сказочных героев.
Содействовать творческим проявлениям в пластических, певческих, образных импровизациях.
Мотивационный этап (проблемная ситуация) дня: Фея музыки знакомит детей со сказочными образами балета
П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Тематика 3 дня: «Природа и музыка»
Цель дня: Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки, сопоставляя их с разными видами искусства (живопись, поэзия).
Задачи дня:
- Формировать культуру слушания музыки. Вызывать эмоциональный отклик у детей при восприятии классической и современной музыки образного характера.
Закреплять знания детей о творчестве композиторов: П.И.Чайковского, Э. Грига,
Побуждать к выражению собственных впечатлений от прослушанного музыкального произведения.
Обогащать словарный запас детей, повышать эмоциональную восприимчивость к прослушиванию классической музыки.
Тематика 4 дня: « Такие разные музыкальные инструменты».
Цель дня: Познакомить детей с разнообразием мира музыкальных инструментов.
Задачи дня:
Закрепить знания детей о тембровом разнообразии и выразительных возможностях музыкальных инструментов (симфонических и народных).
Познакомить детей с некоторыми способами изготовления нетрадиционных шумовых музыкальных инструментов.
Побуждать к творческой самореализации при участии в ансамбле шумовых инструментов.
Мотивационный этап (проблемная ситуация) дня: Буратино просит научить его делать музыкальные инструменты из разного материала.
Тематика 5 дня: «Народные игры и забавы»
Цель дня: Расширять знания детей о народных традициях, фольклорных праздниках, забавах.
Задачи дня:
- Формировать интерес у детей к знакомству с народным творчеством.
Показать отличие народной музыки от классической.
Познакомить детей с народным праздником «Проводы Зимы»
Мотивационный этап (проблемная ситуация) дня: Скоморох приглашает детей на праздник «Проводы Зимы»
Проблемно-деятельностный этап первого дня
Образовательная деятельность с детьми в процессе организации музыкально-художественной деятельности | ОД в режимных моментах | Организация самостоятельной деятельности (развивающая среда) | Взаимодействие с семьей |
Образовательная ситуация: «Доктор Айболит приглашает детей в страну Спортландию».(Развлечение) Песня-марш «Вместе весело шагать» В. Шаинский «Если с другом вышел в путь» Закрепить знание детей о жанре «марша», формировать уверенность, четкость и ритмичность при выполнении маршевых движений. Подвижные игры: Бег в парах, Веселая эстафета Гонка мячей, Прыжки в мешках – закреплять навык быстро ориентироваться в пространстве, точно следовать правилам игры, развивать ловкость, выносливость, командный дух, уважительное, доброжелательное отношение друг к другу. Загадки Феи чистоты – развивать внимание, логическое мышление, закреплять знания о культурно-гигиенических навыках. «Веселая зарядка» - закреплять навык выразительного, эмоционального выполнения танцевально-ритмических движений. | Беседа: «О пользе для здоровья ритмических движений под музыку» Музыкально-дидактические игры: «Какой бывает марш?» (военный, детский, спортивный) «Марш или танец?» «Угадай, что делают дети?»(подобрать картинку к времени суток – утро –зарядка – марш, днем – танец, вечером – колыбельная) | Коммуникативные игры: «Угадай, что я делаю?» (пою, танцую, марширую) «Настроенье угадай» - развитие невербальных возможностей общения. Игра на музыкальных инструментах. «По ступенькам я иду, вниз по лесенке скачу» - Игра по каждой клавише металлофона, или через одну. | Рекомендовать послушать с детьми: «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского, «Вместе весело шагать» В.Шаинского, «Веселый ветер» Дунаевского. |
Проблемно-деятельностный этап второго дня
Образовательная деятельность с детьми в процессе организации музыкально-художественной деятельности | ОД в режимных моментах | Организация самостоятельной деятельности (развивающая среда) | Взаимодействие с семьей |
Образовательная ситуация: Фея музыки знакомит детей со сказочными образами балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» Восприятие музыки: Музыкальные фрагменты основных сцен балета. Понятие Балет, как театральное искусство, в котором тесно связаны музыка, танец и сказка. Расширять представление о творчестве П. И.Чайковского. Обсуждение выразительности декораций и костюмов героев балета. Пластические импровизации- «Коварные мыши с мышиным королем». «Волшебные превращения в Конфетной стране» Формировать умение в пластических импровизациях передавать настроение и чувства музыкального фрагмента, развивать чувство товарищества и взаимоуважения. | Чтение: Сказка Гоффмана «Щелкунчик и мышиный король» Музыкально-дидактические игры Подбери цвет или инструмент к музыкальному образу. Просмотр видео фрагментов балета после сна. Щелкунчик Мышиный король Фея драже | Художественная деятельность: Рисование по замыслу – Сказочные образы балета Щелкунчик | Содействовать совместному просмотру музыкального мультфильма «Щелкунчик» |
Проблемно-деятельностный этап третьего дня
Образовательная деятельность с детьми в процессе организации музыкально-художественной деятельности | ОД в режимных моментах | Организация самостоятельной деятельности (развивающая среда) | Взаимодействие с семьей |
Образовательная ситуация: Художник предлагает детям оживить картины весеннего пейзажа с помощью музыки. Восприятие музыки: «Песнь жаворонка» П.И.Чайковский «Весна» А. Вивальди «Ручеек» Э. Григ Музыкально-дидактические игры: «Снежный ком» - Сыграй по схеме, Прохлопай ритм Куда двигается мелодия? Хороводные игры: «Заря-заряница» - формирование ловкости, легкости движения, уважительного отношения друг к другу. Знакомство с народным фольклором. Театральные игры: Весенние птицы – Маленькие «Песнь жаворонка» П.И.Чайковский Музыкально-ритмические движения (упражнения): «Веснянка» - слаженное, ритмичное, выразительное исполнения танцевально-образных движений хоровода. | Чтение: стихотворения о весне, весенних приметах Ф.Тютчева, А. Плещеева. Музыкально-дидактические игры: «Снежный ком» - Сыграй по схеме, Прохлопай ритм. Рассматривание иллюстраций, картин, беседа на тему «Ранняя весна», «Прилет птиц» | Художественная деятельность: Изобразить в линиях или цветовых пятнах настроение музыкального произведения. Дидактические игры:
| Провести наблюдение с детьми - чем отличаются весенние приметы, которые вы заметите при возвращении в детский сад и утром. Прислушаться к окружающим весенним звукам. Почитайте с детьми : Стихи и загадки о весенних приметах. |
Проблемно-деятельностный этап четвертого дня
Образовательная деятельность с детьми в процессе организации музыкально-художественной деятельности | ОД в режимных моментах | Организация самостоятельной деятельности (развивающая среда) | Взаимодействие с семьей |
Образовательная ситуация: Буратино просит детей рассказать ему о музыкальных инструментах. Восприятие музыки: « Марш» Д. Верди (из оперы Аида) «Девушка с волосами цвета льна» К.Дебюсси. «Танец с саблями» А.Хачатурян «Весна» А.Вивальди – формировать восприятие разнообразия тембровых окрасок музыкальных инструментов, уметь называть и узнавать инструменты симфонического оркестра.Воспитывть культуру слушания музыки, умение давать собственные характеристики прозвучавшему фрагменту. Музыкально-дидактические игры: «Народный или симфонический?» - закреплять различие звучания инструментов народного и симфонического оркестра Хороводные игры: «Веселый оркестр» - развивать умение действовать с коллективе, относиться бережно к инструментам. Развивать уверенность, творческие проявления, уметь ритмично исполнять сольную партию на своем инструменте.. Театральные игры: «Кострома» - развивать выразительность изобразительных движений, формировать навык интонационно-эмоциональной речи ведущего. Музыкально-ритмические движения (упражнения) «Весну звали» - приобщать к пластическим импровизациям, изображающим игру на разных инструментах. | Чтение: Рассказы о народных музыкальных инструментах О возможных способах создания шумовых музыкальных инструментов своими руками | Игра на музыкальных инструментах: «Веселые оркестранты» - в ансамбле на шумовых инструментах собственного изготовления. | Папка-передвижка «Забавы ради» о разнообразии народных деревянных ударных инструментов. Предложить устроить выставку совместных поделок с детьми – шумовых инструментов В домашних условиях. |
Проблемно-деятельностный этап пятого дня
Образовательная деятельность с детьми в процессе организации музыкально-художественной деятельности | ОД в режимных моментах | Организация самостоятельной деятельности (развивающая среда) | Взаимодействие с семьей |
Образовательная ситуация: Скоморохи приглашают детей на праздник «Проводы Зимы» (развлечение на улице) Восприятие музыки: «Русская зима», «Весну звали», «Ой, Зима» «Весна-красна идет» - Закреплять знания о хороводных песнях, приобщать детей к народным традициям, знакомить с образами народных сказок(Илья Муромец, Василиса-прекрасная) «Ходит матушка-Весна», «Заря-Заряница» «Кострома» - закреплять умение хороводных перестроений, соблюдать игровую культуру во время исполнения игр. «Что мы делали зимой» - Закреплять основные знания и умения музыкально-ритмических движений, которые проявляются через творческую самореализацию в исполнении плясок, образно-игровых движений. | Беседа: Обсуждение впечатлений от прошедшего праздника Продуктивная деятельность – коллективная работа (аппликация или рисование) «Здравствуй, Весна!» Просмотр видео фильма
о Коми народных инструментах. | Дидактические игры: «Веснянка» - прохлопай ритмический рисунок (Труба, барабан, гитара, арфа, бубен, колокольчик, скрипка, туба, - и набор цветных квадратов разной цветовой палитры) – дети должны распределить цвета в зависимости от восприятия звучания тембра инструмента. | Представление фото презентации (стенгазеты) о проведенной «Неделе музыки». Выставка совместных поделок родителей с детьми – «Шумовые инструменты – своими руками!» |
Актуальность: В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создаёт обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Необходимо создавать условия для всестороннего развития личности ребёнка, развития его творческих способностей. Наиболее ярко проявляются творческие способности в музыкальной деятельности. У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны, лучше воспринимают всё новое. У каждого ребёнка можно пробудить интерес и любовь к музыке, развить музыкальный слух и голос. Это подтверждается и жизненной практикой, и наукой. Для приобщения детей к музыкальной деятельности в детском саду используются различные формы: занятия, праздники, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность. Проведение тематической недели музыки так же поможет решению задач по развитию музыкально-творческих способностей детей.
Цель проекта: Развитие музыкально-творческих способностей детей через различные формы и методы. Задачи: Продолжать закреплять навыки пения и слушанья у дошкольников. Формировать навыки музыкальной памяти, запоминания и узнавания произведения по вступлению и мелодии. Развивать эмоциональную отзывчивость и музыкальное восприятие дошкольников. Развивать умение слушать вокальную и инструментальную музыку. Поддерживать желание детей слушать музыкальные произведения и высказываться о них.
Этапы и сроки реализации: 1 этап – подготовительный. Подбор методического материала, наглядности, изучение литературы. 2 этап – основной. Занятия, конкурсы, концерт, 3 этап - заключительный (наблюдение, беседы). Ожидаемый результат: В результате реализации проекта у детей закрепятся певческие навыки, будет развиваться музыкальная память, будет формироваться умение слушать вокальную и инструментальную музыку, повысится интерес к музыкальной деятельности.
ПЛАН 1. Слушанье любимых песен. Развивать эмоциональную отзывчивость, умение слушать вокальную музык Слушание в свободное от занятий время. Аудиозаписи детских песен В течении недели. 2. Концерт детской песни. Продолжать развивать умение слушать вокальную и инструментальную музыку, развивать эмоциональную отзывчивость. Концерт детей младшей группы. Музыкальные инструменты аудиозапись. Муз. рук. 3. Слушание музыкальной сказки «Волк и семеро козлят» Развивать умение слушать, эмоционально откликаться, воспитывать любовь к музыке. Игровое занятие с использованием театра игрушек, участие в исполнении. Аудиозапись сказки, игрушки. Муз. рук.
4. Музыкальная угадай-ка «Кто это поёт». Старшая группа. Развивать музыкальную память, учить эмоционально откликаться, воспитывать доброжелательные отношения. Игровое занятие, отгадывание и исполнение песен сказочных героев. Игрушки сказочных героев, музыкальный материал. Муз. рук. 5. Музыкальный конкурс «Играем, танцуем, поём». Ст. гр. Формировать навыки запоминания и узнавания произведений, закреплять знания о композиторах, умение играть в оркестре, навыки пения хором, воспитывать дружеские отношения. Конкурсная игровая программа, угадывание музыкальных произведений, исполнение песен, танцев, игра на инструментах. Музыкально-дидактические пособия, портреты композиторов, аудиозаписи, музыкальные инструменты. Муз. рук. Воспитатели.
6. Вечер музыкальных загадок. Закреплять умение различать музыкальные инструменты, развивать тембровый слух, закреплять навыки игры на инструментах. Отгадывание загадок о музыкальных инструментах, узнавание по слуху, слушанье в аудиозаписи, игра в оркестре. Музыкально-дидактические пособия, загадки, музыкальные инструменты, аудиозапись. Муз. рук.
Материальное обеспечение: Учебно-методическая литература, аудио, видео записи, музыкально- дидактические игры, детские музыкальные инструменты. Литература: Морева Н.А. Методическое пособие «Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении», Л Г.Горькова, Н.Ф.Губанова Пособие «Праздники и развлечения в детском саду», М.А.Михайлова. Пособие «Развитие музыкальных способностей детей», О.П.Радынова «Слушаем музыку», Н.Г.Кононова. Из опыта работы «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольн иками в средней группе.
Тема недели: « Чудо звуки музыки »
Цель: Познакомить детей с музыкальными инструментами ; учить игре на детских музыкальных инструментах, развивать творческие способности
Интеграция образовательных областей
Задачи:
1. Учить правильно обращаться с музыкальными инструментами (безопасность)
2. Развивать умение классифицировать музыкальные инструменты (познание)
3 . Развивать исследовательские навыки (находить сходства и различия в музыкальных инструментах) (познание)
4.Уточнить и активизировать словарь : дудочка, металлофон, колокольчик и т.д. (коммуникация)
5.Формировать желание играть сюжетно-ролевые игры (социализация)
6. Формировать умение составлять небольшие рассказы (коммуникация)
7.В продуктивных видах деятельности развивать творческие способности (художественное творчество)
8.Развивать интерес к художественной литературе (чтение худ . л ит-ры )
9. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев посредствам пальчиковой гимнастики (физическая культура)
10.Вовлечь родителей в активное сотрудничество.
Методы и приёмы Наглядные: Рассматривание иллюстраций, картинок с музыкальными инструментами, рассматривание аппликаций детей по теме. Д/и «Громк о- тихо», « Угадай-ка», «Струнные, ударные и шумовые музыкальные инструменты», разрезные картинки. Словесные: игра «Наши ножки» . Составление небольших рассказов. Беседы «Какие музыкальные инструменты есть у нас в группе», «На каком музыкальном инструменте хотели бы научиться играть», чтение стихов , загадывание загадок.
Практические: игры на музыкальных инструментах , музыкальные,дидактические, настольно печатные игры, сюжетно –ролевые игры.
Материалы и оборудование: картинки по тем е « М узыкальные инструме нты» сюжетные картинки . Тексты стихов, загадок . Пластилин, бумага, краски, цветная бумага, клей для ручного труда. Атрибуты к сюжетн о- ролевым играм «Мы- музыканты»
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Пальчиковая гимнастика «Замок», «Ой, ладушки».У пражнение «Ладошка-кулачок-ребро» Физпауза . Игры с движениями «Птички летают», « Игра с погремушками» Подвижные игры « Солнышко и дождик», « Где погремушка?», « Ай ты дудочка-дуда» |
Сюжетно-ролевые игры «Магазин музыкальных инструментов», «Мы- музыканты» Игры с правилами. Д/и «Громк о- тихо», «Угадай-ка», «Струнные, ударные и шумовые музыкальные инструменты » |
|
Продуктивная |
Лепка «Маленькая дудочка» Рисование «Звонкие погремушки» Аппликация «Мой весёлый барабан» |
Познавательно-исследовательская |
Замечать изменения в звучании музыки |
Коммуникативная |
Вопросы воспитателя к детям. Беседы с детьми па темам: « На каком музыкальном инструменте хотели бы научиться играть» , «Какие музыкальные инструменты есть у нас в группе» |
Музыкально- художественная |
Слушание «Вальс», «Марш», «Плясовая» Слушание и исполнение песни «Весёлый музыкант» ,м уз. А . Филиппенко, сл.Т.Волгиной. Музыкальная игра «Бубен» |
Чтение (восприятие) |
Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций «Ёжик и барабан»,п ер. с молд . Я . Акима «Сельская песня» А. Плещеев, «Песенка друзей» С.Михалков Загадывание загадок Заучивание А.Барто «Барабан» |
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемый результат |
Воспитатель приносит коробку |
Дети заглядывают в коробку и видят музыкальные инструменты. Они их разглядывают и называют их |
Мотивация на игру «М ы- музыканты» |
|
Воспитатель читает стихотворение |
Слушаю стихотворение |
Развитие свободного общения со |
|
Предлагает рассказать о своем любимом музыкальном инструменте |
Рассказывают детям и педагогу, о своих любимых музыкальных инструментах
|
Развитие свободного общения с детьми и взрослыми, умение отвечать на вопросы воспитателя |
|
Задаёт вопрос, « На каком музыкальном инструменте хотели бы научиться играть ? », |
Рассказывают детям и педагогу на каком музыкальном инс трументе они хотели бы, играть |
Развитие свободного общения с детьми и взрослыми, умение отвечать на вопросы воспитателя |
|
Предлагает игровое упражнение «Ладошка-кулачок-ребро» |
Дети выполняют упражнение |
Развитие мелкой моторики рук |
|
Загадывание загадок |
Отгадывают загадки |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми |
|
Предлагает нарисовать «Звонкие погремушки» |
Дети рисуют |
|
|
Воспитатель читает |
Дети слушают |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного |
|
Предлагает сравнить по размеру музыкальные инструменты
|
Дети сравнивают |
Формировать умение сравнивать музыкальные инструменты по размеру |
|
Предлагает слепить маленькую дудочку |
Дети лепят |
Развитие творческих способностей |
|
Предлагает игру « Громко -тихо» |
Дети играют на музыкальных инструментах и отвечают на вопросы |
Развитие слухового восприятия |
|
Заучивание стихотворения А.Борто «Барабан» |
Дети учат |
Развивать память |
|
Воспитатель спрашивает, какой самый громкий инструмен т и предлагает сделать аппликацию |
Дети отвечают и делают аппликацию |
Развитие творческих способностей |
|
Заключительное мероприятие: организовать музыкальный оркестр |
Активно участвуют родители с детьми |
Взаимодействие семьи и детского сада для достижения целей НОД |
В материале представлено недельное тематическое планирование по теме "Музыка и театр" для средней группы. Планирование представлено по следующим разделам: совместная деятельность взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах), организация предметно- пространственной среды для самостоятельной деятельности детей в центрах активности, взаимодействие с родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное дошкольное учреждение детский сад №2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей.
Комплексно-тематический план. Ситуация (тема) «В мире искусства (музыка и театр)».
Средняя группа 28.09.2015г.-02.10.2015г.
Воспитатель: Гаджибекова Т.А.
Г.Шарыпово 2015г
Цель : развивать творческие способности детей средствами музыкального и театрального искусства.
Задачи: Способствовать обогащению представлений детей о характере музыкальных произведений (грустная, весёлая); Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами и способами игры на них.
Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; ее способности передавать различные эмоции, настроении Развивать у детей выразительность речи . Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
Создавать условия для передачи детьми своих эмоций, чувств, желаний и взглядов, как в обычном разговоре, так и публично.
Знакомить детей с многообразием окружающего мира через образы, краски, звуки, музыку.
Развивать артистические способности детей через театрализованную игру.
Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;
Итоговое мероприятие – Драматизация сказки «Три медведя».
Вводно-мотивационный этап. Обратить внимание детей на украшение группы, что появилось, что вы заметили нового?
Воспитатель: догадались, о чем мы будем говорить? Что вы знаете о музыке, о театре?
В цирке медвежонок пляшет
И задорно бубном машет,
Лапой по нему стучит.
Бубен радостно звенит.
Подошел к нему медведь,
Чтобы малышу подпеть.
В лапах тот же инструмент,
Удивительный момент.
Бубенцов бубновых звон
Слышится со всех сторон. Бубен - это вам не шутка.
Молодцы у нас мишутки.
День недели/ | Совместная деятельность взрослого и детей | Организация п/п развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в центрах активности | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами |
|
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||
Понедельник | Познавательное развитие (ФЦКМ, исследовательская деятельность) (9 00 - 9 20) Тема
: «Здравствуй, Гармошка»
Физическая культура (9 30 - 9 50 ) | Утро. Поговорить с детьми о теме недели «В мире искусства.Музыка и театр». Трудовые поручения. Уход за комнатными растениями. Помочь воспитателю рыхлить землю в горшках Работа над звукопроизношением (индивидуальная работа). Чтение стихотворения « Бубен». Игры малой подвижности (Колечко). Прогулка Дидактическая игра «Узнай от какого дерева листок?» Цель: закрепить знания детей о деревьях. Наблюдение за состоянием погоды на участке детского сада. Цели: закрепить признаки осенней погоды; развивать наблюдательность, память; воспитывать бережное отношение к природе. | Рассматривание детьми музыкальных инструментов, иллюстраций из книг. Подборка литературы, энциклопедий. Игры и деятельность по инициативе детей в центрах активности. Игры с выносным материалом, игры с песком, с листочками. | Размещение информации для родителей по теме недели Поговорить с родителями о необходимости принести материалы для занятий |
Подвижная игра «Ловишка с мячом». . Цель: закрепить умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, не наталкиваться друг на друга; развивать внимание;. Индивидуальная работа Подпрыгивание на месте на двух ногах «Достань до предмета». Цель: учить попрыгивать до флажка. Трудовое поручение : сбор опавших листьев, уборка участка. Вторая половина дня . Рассказывание сказки братьев Гримм « Бременские музыканты». Цель: побуждать детей понимать сюжет сказки, выделять героев сказки, определять их поступки. Поведение. Прогулка: Наблюдение за моросящим дождем. Подвижные игры по желанию детей. Индивидуальная работа по развитию речи (согласование существительных с числительными). | дидактические игры на классификацию цветов, лото. Самостоятельная деятельность в центре творчества. Разные виды детских игр (режиссерская, сюжетно-ролевая) Выносной материал для подвижных игр, для игр с песком. | Попросить родителей помочь собрать материал по теме недели. Беседа с родителями об одежде детей осенью. |
||
Вторник | Музыка (8 50 -9 20 ) Развитие речи (9 30 - 9 50) Тема : Рассказывание о предметах. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Задачи : Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Учить: слышать звуки (б, бь) в словах; подбирать слова с этими звуками; четко и ясно произносить слова и фразы. - Закреплять умения в произношении заданных звуков; составлении описания предмета. Ритмическая мозаика (15 40 – 16 00 ) | Утро . Работа по звукопроизношению (индивидуальная работа). Беседа с детьми о культурно- гигиенических навыках. Дидактическая игра «Как сказать правильно?» Цель: побуждать детей правильно подбирать числительные один или одна к существительным или наоборот. Организация работы дежурных по столовой (помочь няне сервировать стол). Прогулка Наблюдение за ветром. Цели: продолжать знакомить с природными явлениями, формировать интерес к неживым объектам природы. Подвижные игры « Самолеты». Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость. Индивидуальная работа . «Метание мяча в цель». Цель: учить метать мяч в цель; развивать меткость, внимание. Трудовая деятельность сбор осенних листьев для аппликации. Вторая половина дня. В гостях у бабушки – загадушки.Закрепить умение отгадывать загадки. Прогулка : Игры с мячами. Индивидуальная работа (прыжки со скакалкой). Наблюдения за вечерним небом, за состоянием погоды. | Рассматривание детьми музыкальных инструментов в центре музыки. Деятельность детей в центре театра. Игровые действия с театральными атрибутами. Выносной материал для игр на участке детского сада. Деятельность детей с настольно- печатными играми. | Предложить поговорить с детьми об осенних приметах по дороге в детский сад. Попросить родителей побеседовать с детьми об истории появлении гармошки. |
Среда | Рисование (9 00 - 9 20 ) Физическая культура(9 25 – 9 45 ) Кружок | Утренний сбор . Беседа с детьми «Кто такой артист, музыкант?» Познакомить детей с профессией музыканта, орудиями труда. Воспитывать интерес к профессии. Дидактические игры по цвету и на закрепление знаний о деревьях. Дидактическая игра «Когда это бывает? Индивидуальная работа : разучивание чистоговорки (звукопроизношение) «Су- су –су – ягоды в лесу, Ус- ус - ус – на елке много бус». Прогулка : наблюдение за насекомыми. Какие насекомые вы видели на участке и что они делают? Трудовое поручение по уборке территории участка, по сбору листьев. Подвижная игра* «Ловишка». Развивать бег, ловкость. внимание. Вторая половина дня Загадки о музыкальных инструментах Режиссерская игра «Лиса и волк». Подготовительная работа: чтение сказки, подготовка игрового поля и игрушек для обыгрывания. Чтение стихотворения. Наблюдения на прогулке за ветром Опыты и эксперименты с ветром. | Игры и самостоятельная деятельность по инициативе детей в центрах активности рассматривание иллюстраций на тему осенней природы (пейзажи). Игры с выносным материалом. Экспериментирование с красками на палитре. Игры по инициативе детей. | Предложить родителям выучить с детьми стихи об осени. Индивидуальные беседы с родителями о воспитании культурно –гигиенических навыков у детей. |
Четверг | Познавательное развитие (РЭМП) 9.00- 9. 20. Тема: У матрешки в гостях.. Упражнять умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать умение сравнивать два предмета подлине и ширине, обозначать результаты словами: длинный- короткий, длиннее- короче, широкий – узкий, шире- уже. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению Физкультура на улице (11 30 - 11 50) | Утро . Рассматривание с детьми «Гармошка». Цель : формировать представление о народном инструменте. Индивидуальная работа по звукопроизношению, артикуляционная гимнастика. Трудовое поручение: помочь полить комнатные цветы. Игры малой подвижности «Найди и промолчи». Прогулка Наблюдение за работой дворника. Вызвать у детей желание помочь. Подвижные игры: «Не попадись». Цель: учить действовать по сигналу, развивать бег. Трудовое поручение: собрать крупный мусор с участка. Вторая половина дня Чтение сказки уйгурского народа «Пастушок с дудочкой». Цель: дать детям понятие о музыкальном инструменте – дудочке. Д/ и «Найди ошибки». Классификация предметов(дикие и домашние животные). Прогулка Продолжить наблюдение за состоянием погоды. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным. Подвижные игры по желанию детей со скакалками, с мячами. Подвижная игра «Прятки». Цель: учить детей играть в коллективные игры, развивать внимание.. умение вести себя очень тихо. Мелки для рисование на асфальте. | Иллюстрации из книг по теме недели для рассматривания. Дидактические игры на классификацию (Музыкальные инструменты) Игры по инициативе детей (настольно - печатные, мозаика, лего, пазлы.) Изобразительный материал для художественно-творческой деятельности в центре творчества.. Игровая деятельность детей с выносным материалом. Игры- эксперименты в песочнице с песком. | Индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости. Попросить родителей помочь в изготовлении масок для подвижных игр. |
Пятница | Лепка (9 35 - 9 55) (апплик.) Тема: Кукла. Задачи: Учить детей лепить куклу из пластилина, используя приемы: прямое и круговое раскатывание, защипывание, заглаживание. Продолжать учить дополнять изделие деталями (руки из спичек, волосы из бумаги), а также работать стеком (глаза, рот, узоры на платье). Познакомить с новым словом: композитор. Продолжать учить отгадывать загадки. Закрепить знания о цвете. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать любовь к искусству. Музыкальная деятельность (15 10 – 15 25 ) | Утро . «О чём рассказывает музыка?» Познакомить детей с жанрами музыки. (прослушать). Культурно – гигиенические навыки: как правильно мыть руки перед едой. Игры малой подвижности. Прогулка Наблюдение за деревьями Цели: закреплять знания о деревьях; наблюдение за пожелтевшими листьями. Подвижные игры «Кто быстрее до флажка»; «Кто самый меткий» Цель: Развивать глазомер, смекалку, ловкость, быстроту бега. Инд/ работа: упражнять в прыжках в длину с места. Трудовая коллективная деятельность - сбор мусора на участке. Цель: приучать поддерживать порядок на участке; воспитывать желание помогать другим. Игры по инициативе детей* Вторая половина дня Чтение детям рассказа В, Вересаева «Братишка». | Трудовой инвентарь: лопаты, грабли, носилки, мешки для мусора. | Индивидуальные беседы с родителями детей по необходимости. Организовать выставку детских рисунков. Попросить родителей помочь собрать материал на тему следующей недели. |
В начале мая педагог планирует неделю, направленную на развитие интереса и любви у детей к музыке, формирование знаний о классической и народной музыке, знаменитых композиторах, закрепления знаний о музыкальных инструментах. Согласно ФГОС ДО, эта тема отражена во всех образовательных областях. Итогом недели становится совместное с родителями мероприятие «Музыкальная гостиная». Игровые упражнения и пальчиковые игры по теме, содержание бесед с детьми вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «В мире музыки».
Социально-коммуникативное развитие
Дошкольники продолжают осваивать приёмы релаксации, участвуют в мытье игрушек и уборке территории, самостоятельно организуют сюжетно-ролевые игры, что способствует социально-коммуникативному развитию так же, как и рассматривание картины «Хлебное поле весной», музыкально-пластические импровизации, просмотр балета «Щелкунчик».
Познавательное развитие
В области познавательного развития запланированы презентация «Музыкальные инструменты разных народов мира», виртуальная экскурсия в симфонический оркестр, эксперименты с воздухом и ветром, наблюдение за подорожником, а так же настольные игры и математические раскраски по теме «Музыкальные инструменты».
Речевое развитие
Педагог предлагает детям составить описательные рассказы о музыкальных инструментах, поупражняться в подборе двуслоговых слов. Речевому развитию способствует игра «Прохлопай рисунок» и чтение сказок о музыкальных инструментах.
Художественно-эстетическое развитие
Неделя начинается с рассматривания ветки сирени и её рисования с натуры. Дошкольники слушают разные музыкальные произведения и передают впечатления в ручном труде, изобразительной деятельности. Художественно-эстетическое развитие происходит в упражнении «Подбери картинку», составлении музыкальных сказок.
Физическое развитие
В области физического развития запланировано повторение хороводных игр, знакомство с играми «Делай так» и «Не делай так», музыкальные зарядки и физминутки по теме недели. Итогом недели становится танцевальный вечер, который позволит детям раскрыть свою индивидуальность.
Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели
Понедельник |
|||||
ОО | Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | ||
1 п.д. | Беседа «Как я провёл выходные». Цель: способствовать развитию связной речи, умения выступать перед группой детей. | Экскурсия в мини-музей музыкальных инструментов. Цель: закрепить умение классифицировать духовые, ударные и струнные инструменты. | Игра-упражнение «Маша — настоящий друг, потому, что…». Цель: активизировать и обогащать словарь, расширять представления о дружбе. | Беседа «Зачем нам нужна музыка». Цель: расширять представления детей о значении музыки в жизни — для укрепления душевного и физического здоровья. | Музыкальная зарядка. Цель: закреплять навык выполнения музыкально-ритмических движений под музыку во время зарядки, физкультминуток. |
Про- гулка | Труд на цветнике. Цель: привлечь детей к уборке территории, учить видеть результат своего труда. | Игра «Неделька стройся». Цель: закрепить последовательность дней недели. | Игра «Придумай слово». Цель: формировать умение составлять двуслоговые слова. | Беседа «Сирень — символ победы». Рассматривание натюрмортов с сиренью. Цель: продолжить знакомство детей с искусством. | П.и. «Совушка». Цель: упражнять в равновесии. |
ОД | |||||
2 п.д. | Творческое задание «А как бы я поступил». Цель: учить продумывать последствия своих поступков. | Деление квадрата на части. Цель: продолжить учить выделять и правильно называть часть предмета (одна четвёртая, две шестых и т.д.). | Чтение сказки Т. Доморенок «Музыкальный ключик». Цель: расширять знания о музыке через литературу. | Импровизация на детских музыкальных инструментах. Цель: развить детское творчество. | Подвижные игры «Делай так», «Не делай так». Цель: познакомить с играми, формировать чувство ритма. |
Вторник |
|||||
ОО | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
1 п.д. | Беседа «Путешествие в прошлое музыкальных инструментов». Цель: познакомить детей с историей происхождения музыкальных инструментов. | Интерактивная игра «Весёлые нотки». Цель: закрепить умение определять по звучанию музыкальный инструмент. | Игра «Прохлопай ритмический рисунок». Цель: развивать фонематический слух. | Изготовление с подгруппой музыкальных инструментов из бросового материала. Цель: познакомить детей с некоторыми способами изготовления нетрадиционных шумовых музыкальных инструментов. | Настольные игры по теме «Здоровое питание». Цель: закрепить знания о вредной и здоровой пище. |
Про- гулка | Беседа «Лесной пожар». Цель: формировать основы безопасного поведения, вспомнить правила пожарной безопасности. | Экспериментирование с незвучащими предметами «Услышать музыку во всём» (деревянными, бумажными, пластиковыми.). Цель: выяснить, что при правильном использовании, даже простые предметы могут превратиться в музыкальные инструменты. | Игра «Сундучок». Цель: формировать умение составлять слова с суффиксами. | Творческое задание «Если бы я очутился в картине…». Цель: развивать воображение, умение эмоционально воспринимать содержание картины. | П.и. «Коршун и наседка». Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Армянская игра «Бей в барабан». Цель: познакомить детей с игрой, доставить радость от победы. |
ОД |