Инструкция

Наденьте удобную спортивную одежду и встаньте перед большим зеркалом. Если вы решили научиться танцевать именно народную мазурку , не забывайте, что этот танец не предполагает выполнения определенного набора движений, танцоры могут импровизировать и придумывать новые элементы и движения в процессе танца.

Выучите основные движения данного танца. Характерной чертой мазурки являются удары каблуком о каблук, прыжковый шаг и ключи, т.е. резкие движения ступней в конце движения.

Научитесь выполнять прыжковый шаг. Для этого представьте, что вы пересекаете реку, прыгая с камушка на . Запоминайте движения всех мышц, участвующих в выполнении этого действия. Начните с небольшого расстояния между «камушками», постепенно увеличивая его. При этом старайтесь не задействовать руки. Они должны быть расслаблены. Далее представьте, что на каждом камушке находиться какой-либо предмет и, прежде, чем встать на него, вам необходимо этот предмет сдвинуть толчком. Выполняя прыжок, быстро подтяните заднюю ногу и выпрямите спину.

Потренируйте шаг мазурки. Он имеет простую схему. На раз скользите вперед (или в сторону) рабочей ногой. На два подбейте каблук рабочей ноги каблуком опорной, при этом рабочая нога "выбрасывается" вперед (или в сторону) в воздушную 4 (или 2) позицию. На три - легкий прыжок на опорной ноге, вынесенная вперед рабочая нога подтягивается к опорной в 3 воздушную позицию.

Попробуйте осуществить удары каблуком о каблук. Подбив каблука каблуком может только имитироваться. То есть реального контакта каблуков может и не происходить.

Разучите шаг-ключ. Это движение выполняется на 2 такта. Первый такт содержит 3 действия. На раз сделайте левой ногой длинный скользящий шаг влево. На два подставьте правую ногу к левой ноге в 1 позицию. На три поверните ступни ног носками внутрь, пятки отведите в стороны. Второй такт состоит из 3х действий. На раз поставьте ступни ног в 1 позицию и ударьте каблуком о каблук. На два и три выдержите паузу.

Импровизируйте, соединяя разученные основные движения в танце. Мазурка - парный танец, ведущая роль в котором принадлежит кавалеру. Поэтому, разучив основные элементы, тренируйтесь исполнять танец в паре.

Видео по теме

Обратите внимание

Удобнее исполнять танец в специальной обуви, которую можно приобрести в танцевальных магазинах.

Полезный совет

Если ранее вы никогда не занимались танцами, то, скорее всего, сначала вам потребуется разучить основные позиции постановки ног. Чтобы добиться успеха и научиться исполнять мазурку на профессиональном уровне, запишитесь в танцевальную школу.

Многие думают, что к танцам обязательно иметь особые способности, иначе и самого простого движения не осилить. На самом же деле танцы изначально были вовсе не уделом избранных. Не зря же есть такое понятие, как "народный танец". Освоить базовые принципы танца может каждый, для этого не нужно ни особых талантов, ни высококвалифицированного преподавателя.

Инструкция

Схемы танцам можно найти где угодно: в специальных книгах и журналах, в брошюрах, которые прилагаются к дискам и кассетам с танцевальной музыкой, в интернете, наконец. Обучение по схемам займет у вас, вполне возможно, больше времени, чем на курсах, но это вовсе не обязательное условие. И все-таки заранее приготовьтесь, что многие трудности вам придется преодолевать самим, без советов опытных мастеров.

Для начала разберитесь в схеме как таковой. Схема - это не просто . В ней есть определенные условные обозначения, которые требуют расшифровки, обдумывания, понимания. Скорее всего, вам придется сначала усвоить систему специальных символов, которая используется в вашей схеме, а потом уже по ней шагам и движениям. То есть, сначала вам надо подумать головой, а потом уже подключать ноги и руки.

Когда прочитаете схему, мысленно представьте себе, каким должен быть тот или иной шаг, в ней упомянутый. Только после этого приступайте непосредственно к прорабатыванию движений. Не торопитесь и не злитесь, если вы чего-то не понимаете или если у вас что-то не получается. Раздражительность - это ваш злейший враг, как и лень. У вас нет строгого преподавателя, который вовремя задаст вам взбучку. Вы оказались в ситуации "сам себе учитель", поэтому пытайтесь соответствовать взятой на себя роли.

ВАЛЬС-МАЗУРКА

Постановка и описание танца С. Жукова


Вальс-мазурка - бальный танец, основанный на движениях двух различных по характеру танцев: динамичной, веселой мазурки и спокойного, плавного фигурного вальса.

Танец состоит из двух частей и занимает 32 такта музыкального сопровождения.

Музыкальный размер - Первая часть исполняется два раза в умеренно быстром темпе, вторая часть также исполняется дважды, но в более медленном темпе. Перед началом каждой части танцующие выдерживают небольшую паузу.

КОМПОЗИЦИЯ ТАНЦА

Исходное положение: тан­цующие становятся лицом друг к другу (партнер - спиной к центру круга, партнерша - ли­цом); правой рукой партнер держит партнершу за талию, а левой, полусогнутой в локте и поднятой чуть ниже плеча,- почти выпрямленную правую руку партнерши, левая рука партнерши - на правом плече партнера; ноги в третьей по­зиции, правая нога впереди (рис. 1).

Рис. 1

Первая часть (16 тактов)

1-4-й такты. Танцующие (партнер начинает с левой ноги, партнерша - с правой) исполняют два полных поворота вальса В правую сторону (движение первое).

В 1-м и 3-м тактах на счет «раз» они слегка наклоняют корпус к центру круга (рис. 2); во 2-м и 4-м

Рис. 2 Рис. 3

тактах на счет «раз» выпрям­ляют корпус. В конце 4-го так­та партнер становится спиной к центру круга, партнерша - лицом; они наклоняют корпус в сторону (партнер - вправо, партнерша - влево) и слегка приседают на одной ноге (партнер-на правой, партнерша- на левой), а свободные ноги вытягивают в сторону (рис. 3).

5 - 6-й такты. Танцующие (партнер начинает с левой «ноги, а партнерша-с правой) исполняют на месте два раза па-де- бурре (движение второе).

7-й такт. Исполняется голубец с шагом (движение третье). Партнер начинает с левой ноги и двигается левым плечом вперед по линии танца; партнерша - с правой ноги и двигается правым плечом вперед.

8-й такт. Повторяются движения 7-ro такта.

9 - 15-й такты. Повторяются движения 1 - 7-го тактов.

16-й такт. На счет «раз» танцующие делают шаг в сторону по линии движения танца (партнер - левой ногой, партнерша-правой); на счет «два», «три» «партнер плавно подтягивает правую ногу к левой, а партнерша - левую к правой и ставят их в третью позицию (сзади).

В конце 16-го такта танцующие становятся в позу для второй части танца: соединяют руки и разводят их в стороны на уровне немного ниже плеч; партнер стоит спиной к центру круга, партнерша - лицом.

Вторая часть (16 тактов)

17 - 18-й такты. Танцующие (партнер начинает с левой нога, партнерша - с пра вой) исполняют на месте ба­лансе в сторону (движе­ние четвертое) сначала по ли­нии, а затем против линии тан­ца (рис. 4).

Рис. 4

19 - 20-й такты . Двигаясь вперед по линии движения, танцующие исполняют отдель­но друг от друга поворот валь­са: партнер - в левую сторо­ну, партнерша - в правую. Начиная поворот, партнер от­пускает «правую руку партнер­ши; соединенные руки танцу­ющие опускают вниз и в конце 19-го такта проводят вперед немного ниже уровня плеч. В начале 20-го такта партнеры становятся лицом друг к другу (партнер - спиной к центру круга, партнерша-лицам).

21 - 22-й такты. Танцую­щие соединяют руки и повто­ряют движения 17- 18-го так­тов.

23 - 24-й такты. Партнер исполняет шаг-ключ (дви­жение пятое), двигаясь вперед по линии танца; партнерша двигается в ту же сторону, исполняя поворот-ключ (движение шестое). В начале 23-го такта танцующие (разъединяют и мягко опускают руки (партнер - левую, партнерша - правую); соединенные руки (партнер - правую, партнерша- левую) они поднимают вверх (рис. 5).

В конце 24-го такта танцующие отводят соединенные руки в сторону на уровне плеч и становятся лицом друг к другу (партнер - спиной к центру круга, партнерша - лицом).

25 - 32-й такты. Повторяются движения 17 - 24-го тактов. В 32-м такте на счет «раз» танцующие кладут руки себе на талию (партнер - левую, партнерша - правую). В конце 32-го такта они принимают исходное положение.

Летопись многострадальной и героической Польши заключена в прекрасных народных мелодиях и колоритных танцах. В эмоциональной и проникновенной мазурке запечатлены чаяния, мечты и надежды нации.

Термин мазурка происходит от названия польской провинции Мазовия. Жители этого региона называют себя мазурами, так же, по-польски, звучит и название танца, известного у нас как мазурка. Музыкальная основа танца так мелодически и ритмически своеобразна, что композиторы-классики использовали в своих произведениях этот танец для музыкальной характеристики польских персонажей. Так поступил Глинка в опере «Иван Сусанин», Дворжак в опере «Дмитрий», Мусоргский в опере « Борис Годунов».

История возникновения

Первыми исполнителями мазурки была этнографическая группа населения Польши - мазуры. Крестьяне Мазовии танцевали этот танец на праздники и в будни, после работы, в период душевного подъема. В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с 19 века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. Грациозные и сдержанные движения мазурки полюбились польской знати, а, вслед за ними, и аристократам Европы.

Такое признание мазурка получила благодаря непревзойденному польскому композитору Фредерику Шопену. Его любовь к родине была столь велика, что в своих произведениях он отобразил и искренность, и героизм, и напористость польского характера. Музыкальными образами Шопен высказывался и как творец, и как патриот, и как обычный человек. Всего композитором было написано около 60-ти мазурок. Все их можно разделить на три типа: сельские мазурки-картинки, блистательные городские и лирические, вальсовые мазурки. Народная музыка и танец вдохновили и других композиторов на создание своих мазурок. Прекрасные мелодии написаны М. Огинским, К. Шимановским, К. Дебюсси, М. Глинкой, П. Чайковским, А. Глазуновым, А. Скрябиным и другими. Даже в основу гимна Польши «Еще Польша не погибла» легла мазурка, написанная Юзефом Выбицким.

Что такое мазурка?

В основу мазурки легли сразу три польских танца: мазур, куявяк и оберек. В более быстром темпе мазурка тяготеет к обереку, в более медленном - к куявяку. Музыкальный размер танца трехдольный - 3/4, 3/8, 6/8, темп - живой, быстрый.

Мазурка - это парный танец. Кавалер в процессе выказывает всяческое уважение даме, ведя ее, немного впереди себя. Партнеру в мазурке принадлежит роль лидера: он определяет движения, меняет фигуры, устанавливает темп. Гордо демонстрирует он свою даму всему залу. Польскому народу свойственны чувство собственного достоинства и гордость. Несмотря на быстрый темп мазурки, движения танцоров, тем не менее, проникнуты именно этими чувствами.

Виды мазурки

Народные польские танцы мазур, куявяк и оберек можно считать и отдельными танцами, и разновидностями мазурки.

Оберек

Быстрый, темпераментный танец, с акцентированной третьей долей каждого второго такта.

Куявяк

Более медленный танец, вальсового характера, с лиричной, проникновенной мелодией. Это танец-мечта, танец-воспоминание.

Мазур

В мазуре наиболее ярко проявляются народные черты польского танца: характер, настроение, движения, фигуры.

Особенности мазурки

Мелодия танца часто носит синкопированный характер. Акцент, в отличие от вальса, часто делается на вторую, и даже третью, долю такта. Ритмическая группа может состоять из двух восьмых и двух четвертных в такте при размере 3/4, которые чередуются с тремя четвертными.

Обычно мазурки имеют двухчастную форму, сохраняя ритмический рисунок, характерный для народных танцев. Мазурке свойственна пунктирность, акцентировка, прихотливая ритмическая и мелодическая структура. Части танца часто имеют контрастный характер, напряженную драматургию.

Танец мазурка появился в Польше. Там он называется немного по-другому. Его именуют «мазур». Данный танец является очень быстрым и энергичным. Его родина - Мазовия, где проживает народ, называющий себя мазурами. Этот танец в короткие сроки завоевал всеобщее признание и стал наиболее популярным в стране. Всем известен композитор Шопен. Мазурка - это его произведение. Однако не стоит думать, что она была у него одна - их было много. К ним он обращался всю жизнь.

Заимствования из оберека, размер танца

На протяжении всего своего существования мазурка переживала некоторые трансформации и видоизменения. На сегодняшний день сложно сказать, каким был танец изначально. Можно лишь строить догадки. Многие эксперты по польским танцам утверждают, что всевозможные фигуры, а также шаги перекочевали в мазурку из вступления к так называемому обереку. Это парный пробег вокруг дома либо торжественно накрытого стола. Размер танца мазурка - 3/4. Это необходимо знать всем, кто им интересуется.

Совершенствование мазурки

Характер фигур и шагов, да и сама композиция мазурки со временем становились все замысловатее. Поляки постоянно вносили некоторые изменения в танец, улучшали и обогащали его. Через некоторое время уже артисты и учителя обрабатывали мазурку и несли ее в массы. Многих она действительно очаровывала. Польский танец мазурка способен по-настоящему вскружить голову. Не будет преувеличением сказать, что он прекрасен.

Народный вариант

Данный танец сегодня очень распространен в Польше. И он совершенно не похож на внешне яркую и сложную в исполнении шляхетскую мазурку. включает в себя много разнообразных фигур, а также движений. Он позволяет любоваться спокойным положением исполнителей, динамичным и легким бегом, «голубцами», пристукиваниями, «кшесанами». Также танцоры совершают руками весьма элегантные движения. Смотрится это впечатляюще. Танец мазурка заставляет забыть обо всем и унестись на время в сказочный мир. Наслаждаясь им, вы не захотите, чтобы он когда-нибудь кончался.

Бальная разновидность

Бальная разновидность мазурки включает в себя стиль, ритм, а также фигуры, взятые из шляхетского танца. Она примечательна более изящными движениями, отсутствием нарочито подпрыгивающих шагов и непринужденностью. А ведь последняя, можно сказать, вдыхает жизнь в мазурку. Шляхетскому танцу свойственны продуманные и элегантные движения, в нем заметен явный аристократизм. Неудивительно, что он пользовался такой популярностью на балах в Польше. Танец мазурка нравился абсолютно всем. Сложно вспомнить другое направление, у которого было бы такое же огромное количество поклонников.

Описание мазурки

Польский бал являлся сказочным, изумительным зрелищем, особенно когда на заключительном этапе общего круга внимание наблюдателей (без помехи, создаваемой другими танцующими, которые в некоторых европейских странах сталкиваются, тем самым портят все впечатление) привлекала одна великолепная пара, выбегающая в центр. Как прекрасны разнообразные движения мазурки! Выходя вперед с некоторой робостью, девушка покачивается, словно птица, готовящаяся взлететь; долго скользя ногой, она, будто на коньках, разрезает поверхность зеркального пола; потом с шустростью ребенка неожиданно выбегает вперед. Танец мазурка преображает ее, всем она кажется сказочной принцессой. Ее движения изящны и элегантны, создается впечатление, что у нее за спиной крылья. Зрачки ее становятся широкими, и, словно богиня охоты, она с гордо поднятой головой и колышущейся грудью плавно рассекает воздух будто ладья, подчиняя себе пространство. Через некоторое время девушка снова начинает игриво скользить, обращает внимание на наблюдателей, улыбается знакомым, протягивает точеные руки партнеру. И вновь пара несется с невероятной скоростью из одного угла комнаты в другой. Девушка устремляется вперед, летит, скользит; усталость румянит ее лицо, зажигает взгляд, заставляет двигаться медленнее; вскоре, утомленная и запыхавшаяся, она опускается на руки своего партнера, который подхватывает ее и на несколько секунд поднимает вверх, прежде чем завершить пламенную мазурку. Наблюдатели, разумеется, в восторге, их лица сияют радостью. Сегодня подобные балы проводятся крайне редко, но мазурка все еще имеет множество почитателей, которые очень любят танцевать и заряжать окружающих энергией и весельем.