Традиционные попытки объяснить феномен сознания продолжают терпеть неудачу. В нынешнее время авторитетные философы, неврологи и физики, в том числе и такие известные ученые, как нейрофизиолог Кристоф Кох и физик Роджер Пенроуз, придерживаются теории панпсихизма. Панпсихизм - один из подходов к изучению проблемы возникновения психики, согласно которому весь мир одушевлен.

Так, Роджер Пенроуз предположил, что сознание не обязательно связано с биологическими организмами. Пенроуз полагал, что сознание как таковое происходит из неких пока еще не изученных свойств квантовой запутанности.

Еще в 1995 году австралийский философ Дэвид Чалмерс сформулировал "трудную проблему сознания". Чалмерс рассуждал, почему такие ощущения, как вкус и цвет, дают начало субъективному опыту. "Физика объясняет химию, химия объясняет биологию, а биология частично объясняет психологию", - отметил Чалмерс. Но, по его словам, до сир пор нет ответа на вопрос, что такое сознание.

Материалистическая точка зрения утверждает, что сознание происходит исключительно от физической материи. Однако неясно, как именно это работает. "Очень трудно получить сознание из несознания", - говорит Чалмерс. Физика - это всего лишь структура. Она может объяснить биологию, но есть пробел: сознание".

Согласно другой теории, сознание является отдельным и отличным от физической материи, но тогда возникает вопрос о том, как сознание взаимодействует и влияет на физический мир.

Панпсихизм предлагает альтернативное решение - сознание является фундаментальной особенностью физической материи. Так, каждая отдельная частица имеет "невообразимо простую" форму сознания. Затем эти частицы объединяются для формирования более сложных форм сознания, таких как субъективные переживания людей. Это не подразумевает, что частицы имеют согласованное мировоззрение или активно думают, просто, есть какой-то присущий субъективный опыт сознания даже в мельчайшей частице.

Панпсихизм не обязательно означает, что каждый неодушевленный предмет имеет сознание. Исследователь из Центра разума, мозга и сознания Университета Нью-Йорка Хедда Хассель Мерч отметила, что, например, стол можно понимать как совокупность частиц, каждая из которых имеет свою собственную очень простую форму сознания.

При этом австралийский философ Дэвид Чалмерс утверждает, что тогда панпсихизм вполне может означать, что "любая система сознательна". "Скалы будут сознательными, ложки будут сознательными, Земля будет с сознанием", - отметил он.

Интерес к панпсихизму частично вырос благодаря усилению академического изучения самосознания. Так, в Университете Нью-Йорка появился целый отдел о философии разума. А за последние годы в этой области было издано несколько заслуживающих доверия академических книг и ряд статей о панпсихизме.

"Почему мы считаем, что здравый смысл - хороший проводник по устройству Вселенной?" - задается вопросом Филип Гофф, преподаватель философии в Центрально-Европейском университете в Будапеште и автор трактата о сознании. "Эйнштейн говорит нам странные вещи о природе времени, которые противоречат здравому смыслу; квантовая механика не имеет ничего общего со здравым смыслом", - отмечает он.

"Глупо отказывать в сознании природе вещей и спрашивать потом о природе самого сознания", - подытоживает Гофф.

  • Психологи из Ратгерского университета (США) заявляют , что роль наследственности в раннем развитии интеллекта преувеличена. На формирование высокого IQ оказывают среда и образование в раннем детстве.