Нравственные проблемы
в произведениях современных писателей Нравственные уроки истории как одна из тем современной русской литературы [Русская деревня... Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово \"деревня\"? Сразу же вспоминается старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие мозолистые руки. У многих, наверное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне. Приезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как трудна жизнь крестьян и насколько трудно нам, городским, приспособиться к этой жизни. Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городской суеты. Многие писатели не обошли в своем творчестве судьбу русской деревни.
Одни восхищались деревенской природой и \"учились в истине блаженство находить\", иные видели истинное положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы - серыми. В советское время тема судьбы русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос великого перелома актуален и в наши дни. Нужно сказать, что именно коллективизация и ее последствия заставила многих писателей взяться за перо.] - первая тема[Проблемы нравственности волнуют многих современных писателей. Многие из них в своих произведениях показывают, что нравственные идеалы большинства людей сильно изменились, причем не в лучшую сторону. У большинства современных писателей есть рассказы о деревни, о нравственных ценностях крестьян, которые, как и у основной массы народа, изменились не в лучшую сторону.] – вторая тема[В XX веке история преподала русскому народу «хороший» урок, этот урок связан с приходом и правлением Советской власти, которая управляла страной более 70 лет. Этот урок обошелся русскому народу в несколько десятков миллионов жизней. Можно долго спорить о том, что дала Советская
власть нашей стране, и безусловно, в ее правлении были светлые моменты, но черным пятном на истории нашей страны легла коллективизация, которая обескровила село. Советское государство жестко обмануло крестьян, пообещав им земли и счастливую жизнь, а потом всего через десять лет, отобрав у них практически все имущество,
а многих лишив жизни. Безусловно государство во главе со Сталиным поступило низко и подло по отношению к труженикам земли. Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор», рассказывает нам о последствиях этого страшного эксперимента для русской деревни] – для третьей темы В 1956 году вышел рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор», который повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы. Писатель показывает, как сильно изменилась жизнь, душа и нравственные ориентиры крестьянства после внедрения колхозов и проведение поголовной коллективизации. В этом произведении Солженицын показывает кризис русской деревни, который начался сразу после семнадцатого года. Сначала гражданская война, затем коллективизация, раскулачивание крестьян.
Крестьяне были лишены собственности, они потеряли стимул в работе. А ведь крестьянство позже, во время Великой Отечественной войны, прокормило всю страну. Жизнь крестьянина, его быт и нравы - все это очень хорошо можно, понять прочитав это произведение. Главный герой в нем - это сам автор. Это человек, который отсидел в лагерях большой срок (маленьких тогда просто не давали), который хочет вернуться в Россию. Но не в ту Россию, которая была изуродована цивилизацией, а в глухую деревню, в первозданный мир, где будут печь хлеб, доить коров и где будет прекрасная природа: «На взгорке между ложков, а потом других взгорков, цельно-обомкнутое лесом, с прудом и плотиной. Высокое поле было тем самым местом, где не обидно бы и жить и умереть. Там я долго сидел в рощице на пне и думал, что от души бы хотел не нуждаться каждый день завтракать и обедать, только бы остаться здесь и ночами слушать, как ветви шуршат по крыше - когда ниоткуда не слышно радио и все в мире молчит».Многие люди
просто не поняли его намерений: «Тоже и для них редкость была - все ведь просятся в город, да покрупней». Но, увы, он разочаровывается: всего того, что он искал, он не нашел, в деревне та же социальная нищета: «Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города».
Объездив несколько деревень, ему люба стала та, где жила женщина лет шестидесяти, Матрена. Это место было похоже на многие того времени. Оно не отличалось богатством, а наоборот, его поглощала бедность. Перед глазами главного героя предстает реальный быт крестьянства, а не то, что обычно говорили на съездах партии. Рассказчик видит, до какой степени обнищало крестьянство. Оно утратило вековые хозяйственные и культурные традиции. Он видит дом своей хозяйки Матрены. В этом доме можно жить лишь летом, да и то только в хорошую погоду. Быт в доме ужаснейший: бегают тараканы и мыши. Людям в деревне Торфопродукт нечего есть. Матрена спрашивает, что приготовить на обед, но ведь реально, что, кроме «картови или супа картонного» ничего другого из продуктов просто нет. Нищета заставляет людей воровать. Руководители уже запаслись дровами, а о простых людях просто забыли, а людям нужно как-то существовать, и они начинают воровать торф у колхоза. Автор описывает нам достаточно подробно внешний вид главной героини - Матрены. Матрена много болела, а иногда не вставала с печи.
Женщина, которая всю жизнь провела в труде, не видела в жизни ни добра, ни тепла. Пятнадцать лет назад она была замужем и имела шестерых детей. Но муж не вернулся с войны, а дети один за другим умерли. В этой жизни она была одинока: «Кроме Матрены и меня, жили в избе еще кошка, мыши и тараканы».Эта женщина многое в жизни пережила, и на ее долю выпало много горя и страданий. Государство не интересуется, как живут такие люди, как Матрена. Их права ничем не защищены. Матрена всю жизнь проработала на колхоз, но ей не платят пенсию, потому что она ушла из колхоза раньше, чем ввели пенсии. Ушла она из-за болезни, но это никого не интересует. Так несправедлива жизнь к Матрене. Перечеркнут лозунг: «Все для человека». Богатство не принадлежит народу, люди - крепостные у государства. Именно такие проблемы затрагивает А. И. Солженицын в этом произведении Главная героиня не имеет даже скота, кроме козы: «Все животы ее были - одна грязно-белая криворогая коза». Еда у нее
состояла из одной картошки: «По воду ходила и варила в трех чугунах: один чугун - мне, один - себе, один - козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе - мелкую, а мне - с куриное яйцо». Болото бедности засасывает людей, а хорошей жизни не видно. Но Солженицын показывает не только материальное обнищание,
но и духовное. У окружающих Матрену людей происходит деформация нравственных понятий: добро – богатство. При жизни Матрены родня начинает делить дом (горницу). Полуразрушенную горницу перевозят на тракторе. Трактор застревает и попадает под скорый поезд. Из-за этого погибает Матрена и еще два человека. Жадность овладевает
людьми. Фадей, который в прошлом любил Матрену, на похоронах переживает не о ее смерти, а о бревнах. Ему дороже богатство, чем человеческая жизнь. Эта среда, в которой живут люди, доводит их до воровства, жадности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Но Матрена сохранила в себе человека. Прекрасно показан чисто русский характер Матрены. Доброта и сочувствие ко всему живому. Матрену всю жизнь обижали. Убогий быт Матрены не сделал убогим ее сердце и душу. Я представляю себе Матрену с неловкой, словно неумелой, улыбкой, мудрыми спокойными глазами и удивительной естественностью, подлинностью, которая озаряется на ее лице. Увидеть в простой деревенской старушке великую душу, увидеть праведницу мог только
Солженицын.[Своим рассказом Солженицын ставит много вопросов и сам же на них отвечает. Колхозный строй не оправдал себя он не может прокормить страну и создать нормальную жизнь у крестьян. Уродство монопольной власти. Деревней командуют горожане, приказывают, когда сеять, когда жать. Солженицын в своем рассказе не
высказывает идей, как нужно изменить мир, он просто правдиво описывает русскую деревню, без прикрас, и в этом его истинная заслуга как литератора. Он показал народу суровую правду деревенской жизни.] – для первой темы[Неприглядную картину деревенской жизни рисует в своем произведении писатель. Нравственные ценности
большинства крестьян вызывают опасения, и вопросы, что же будет дальше] – вторая тема[Будущим поколениям надо учиться на ошибках, которые совершали их предки, чтобы такая же страшная история не повторилась во второй раз.
] – для третьей темы Несмотря на то, что произведение А.И. Солженицына было написано более 40 лет назад, проблем у современной деревни не стало меньше, пожалуй, их стало еще больше и решать их предстоит рано или поздно нашему поколению.

Многие страницы в творчестве Солженицына повествуют об истории России. Эта тема не случайно выбрана автором. В ней он пытается передать все свои знания и переживания того времени. 1956 год - это время насилия и деспотии. Народ несет на себе тяжелый груз, под которым сгибается спина. Жизненные нравы и условия быта народа будут показаны в его произведениях. Правда, горькая правда жизни не будет скрыта в рассказах Солженицына. Произведения писателя пропитаны болью, страданием людей. Читая его рассказы, оставаться равнодушным невозможно. Примером является известный рассказ Солженицына «Матренин двор», где будут также описаны нищета, боль и несправедливость.

Начинается этот рассказ с того, как учитель математики пытается поселиться в какой-либо деревушке. Объездив несколько деревень, ему понравилась та, где жила Матрена, женщина лег шестидесяти. Это место было похоже на многие места того времени. Оно не отличалось богатством, а наоборот, его поглощала бедность.

Дом Матрены не светился от чистоты и не был добротно сделан: «Дом Матрены стоял тут же* неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону» крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом не низенький- восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка». Автор подробно описал Матренин дом, показав тем самым нищету русского крестьянина.

«Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам - горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны. В остатке света и к тому же за трубой кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее». Матрену «измотала болезнь», - и это действительно так. Матрена много болела, а иногда не вставала с печи. Женщина, которая всю жизнь провела в труде, не видела в жизни ни добра, ни тепла. Пятнадцать лет назад она была замужем и имела шестерых детей. Но муж не вернулся с войны, а дети умерли один за другим. В этой жизни она была одинока: «Кроме Матрены и меня жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы».

Эта женщина многое в жизни пережила, но даже не была удостоена заслуженной пенсии: «Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе- не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца». Такая несправедливость царила в то время во всех уголках России. Человек, который своими руками делает добро для страны, не ценится в государстве, его втаптывают в грязь. Матрена за всю свою трудовую жизнь заслужила пять таких пенсий. Но пенсию ей не дают, потому что она в колхозе получала не деньги, а палочки. А чтобы добиться пенсии за мужа, нужно потратить много сил и времени. Она очень долго собирала бумаги, потратила время, но все зря. Матрена так и осталась без денег. Эта нелепость законов скорее вгонит в фоб человека, чем обеспечит его материальное положение.

Так несправедлива жизнь к Матрене. Государство не интересуется, как живут такие, как Матрена. Показан бюрократический аппарат, который работает не для человека. Перечеркнут лозунг «Все для человека!». Богатство не принадлежит народу, люди - крепостные у государства. Именно такие проблемы затрагивает А.И. Солженицын.

Главная героиня не имеет даже скота, кроме козы: «Все животы ее были - одна грязно-белая криворогая коза». Еда у нее состояла из одной картошки: «По воду ходила и варила в трех чугунах: один чугун - мне, один - себе, один - козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе - мелкую, а мне - с куриное яйцо». Болото бедности засасывает людей, а хорошей жизни не видно.

Взять случай с торфом: «Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом экскаваторы на болотах, а только везли - начальству». Это говорит о том, что все достается только тем, кто распределяет, то есть начальству. А воровать приходится честным людям, потому что не остается другого выхода, иначе - смерть. «Что ж, воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста». Здесь показана покорность народа. Крестьяне терпят произвол и воруют.

Но Солженицын показывает не только материальное обнищание, но и духовное. У окружающих Матрену людей происходит деформация нравственных понятий: добро - богатство. При жизни Матрены родня начинает делить дом (горницу). Полуразрушенную горницу перевозят на тракторе. Трактор застревает и попадает под скорый поезд. Из-за этого погибают Матрена и еще два человека. Жадность овладевает людьми. Фаддей, который в прошлом любил

Матрену, на похоронах переживает не о ее смерти, а о бревнах. Ему дороже богатство, чем человеческая жизнь.

Эта среда, в которой живут люди, доводит их до воровства, жадности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Но Матрена сохранила в себе человечность. Прекрасно показан чисто русский характер Матрены. Доброта и сочувствие ко всему живому. Матрену всю жизнь обижали. Но в чем же источник ее души? В работе - отвлечение от всего, вдохновение, забота. Силы она черпает в природе. Убогий быт Матрены не сделал убогим ее сердце и душу.

Трагедия заключается во всей нелепости и жестокости устройства общества. Нищета и убогость условий доводят человека до звериных поступков. На народе держится государство, и надо все силы вкладывать во благо народа. Будет жить хорошо народ- будет хорошо и государству. Нужно не забывать людей, а просвещать и учить добру и правде. Только тогда из людей вырастут духовно богатые личности.

Наталья Беляева

Наталья Васильевна Беляева - главный научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ.

Уроки Солженицына

Читаем «Матрёнин двор»

Урок первый

…Явить миру такое общество, в котором все отношения, основания и законы будут вытекать из нравственности - и только из неё!

А.И. Солженицын. «Раковый корпус»

Слово о писателе

Начать урок можно с показа галереи портретов писателя и рассказа учителя и учащихся о жизни и творчестве Солженицына. Для этого могут быть использованы материалы учебника и автобиография писателя. Основные положения рассказа можно оформить в виде таблицы (см. табл. 1), второй столбик которой учащиеся будут заполнять, слушая учителя и обучаясь составлению конспекта лекции (завершат они эту работу дома).

Таблица 1

Этапы жизни писателя Главные события каждого этапа
Рождение, родители Родился в 1918 году в Кисловодске. Отец писателя умер в 1818 году, за полгода до его рождения. Мать воспитывала сына одна, работая машинисткой и стенографисткой
Годы учёбы В 1936 году окончил в Ростове-на-Дону среднюю школу и поступил на математическое отделение Ростовского университета, который окончил за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. С 1939 по 1941 год учился одновременно и на заочном отделении Московского института философии, литературы, истории
Участие в Великой Отечественной войне Воевал на фронтах Великой Отечественной, служил на звукобатарее
Первый арест В 1945 году арестован за переписку, где обсуждались политические вопросы. Отбывание срока в спецтюрьме и в Особлаге под Экибастузом (Казахстан)
Ссылка В марте 1953 года отправлен на вечную ссылку в местечко Кок-Терек (юг Казахстана), где находился до 1956 года
Преподавательская работа Учительствует в сельской школе деревни Мильцево Курловского района Владимирской области
Первые писательские опыты 1957 год - писатель переезжает в Рязань, где пишет роман «В круге первом». 1959 год - создаётся повесть «Один день Ивана Денисовича». 1963 год - опубликован рассказ «Матрёнин двор»
Активная творческая деятельность. Создание литературных произведений разных жанров 1963–1967 годы - работа над «Архипелагом ГУЛАГ», рассказами, сценарием, пьесой, романом «Раковый корпус»
Конфликт с Союзом писателей СССР и тоталитарной государственной системой 1967 год - обращение Солженицына к съезду писателей и исключение его из Союза писателей в 1969 году
Начало мирового признания 1970 год - присуждение Нобелевской премии; 1971–1973 годы - издание в Париже романа «Август четырнадцатого» и книги «Архипелаг ГУЛАГ»
Вдали от Родины 1973 год - писатель лишён советского гражданства и выдворен из СССР. Жил в Германии и Швейцарии. 1976 год - переезд семьи Солженицына в США
Возвращение в Россию 1994 год - писатель возвращается в Россию, где продолжает активную творческую и общественную деятельность
Признание на Родине Публикация собрания сочинений писателя. 1997 год - учреждение литературной премии А.Солженицына

Спонсор публикации статьи: компания "Модуль Древ", занимающаяся производством клееного профилированного бруса и профилированного бруса камерной сушки из массива, а также проектированием и строительством домов, бань, беседок. Клееный брус, на производстве которого специализируется компания, изготавливается из высококачественной древесины северных лесов (зимняя заготовка), отличающейся высокой плотностью, обусловленной географическими условиями произрастания сырья. Архангельская древесина – экологически чистый, абсолютно натуральный материал, в домах, построенных из нее, тепло зимой и прохладно летом. Не важно, что Вы предполагаете строить на своем участке, небольшой дачный домик или роскошный коттедж, - любые дома из клееного бруса будут отличаться высоким качеством и надежностью. Еще одно несомненное преимущество строительства домов из бруса – минимальное время возведения постройки: срок от начала составления проекта до окончания отделочных работ от 3 месяцев. На сайте moduldrev.ru вы можете ознакомиться с предлагаемыми "Модуль Древ" типовыми проектами, посмотреть фотографии готовых домов, узнать цены и условия сотрудничества с компанией.

«Матрёнин двор»: картины послевоенной деревни

Приступая к изучению рассказа «Матрёнин двор», школьники могут вспомнить, какие женские образы русской литературы XIX–XX веков близки образу главной героини рассказа. Назовут, наверное, горьковскую бабушку Акулину Ивановну Каширину, крестьянских женщин в поэзии Некрасова и «Записках охотника» Тургенева.

Вопросы на выявление восприятия.

Сочувствие, жалость, раздражение или восхищение вызывает у вас главная героиня рассказа - Матрёна? Обоснуйте своё мнение.

Почему писатель начинает свой рассказ с “загадки”: “…Ещё с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход…”? Можно ли сразу догадаться, после чего?

Попытайтесь доказать, что изображённые в рассказе картины послевоенной деревни достоверны. (Точно, как в очерке, указаны место и время событий, достоверны топонимы, употреблённые в тексте, сохранены особенности местного диалекта.)

Какое впечатление произвёл на вас язык рассказа? Какое чувство вызывают у автора местные слова и выражения? Почему?

Образ рассказчика

Исследовательскую работу с текстом можно начать с изучения ощущений Игнатича, от лица которого ведётся повествование (см. табл. 2).

Таблица 2

Светлые чувства Раздражение
“Хотелось в среднюю полосу, без жары,

с лиственным рокотом леса…”

“Каждую букву в моих документах перещупали…”
“Высокое Поле. От одного названия веселела душа…” “Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал,

что можно по-русски составить такое!..”

“На станции висела строгая надпись… Нацарапано гвоздём…”

“Председатель… свёл под корень изрядно гектаров леса, а себе получил Героя Социалистического Труда…”

“Однообразные худо оштукатуренные бараки…”

“Она не говорила, а напевала умильно…”

“…Просветлел я… Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий…”

“Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне…”

“Жребий мой был - поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом… с двумя яркими рублёвыми плакатами…”
“Удовольствие пробудилось в её глазах оттого, что я вернулся…” “…Пенсии ей не платили… Она работала не за деньги… За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика”
“Изба Матрёны… вполне была хороша… Жили в избе ещё кошка, мыши

и тараканы…”

“Крупной картошки… огород её не давал”
“Мне дороже была эта улыбка её кругловатого лица…” “Наворочено было много несправедливостей с Матрёной…”

Что в жизни послевоенной деревни, райцентра и всей страны вызывает у него светлые чувства, а что - раздражение?

Как изображается деревня Тальново?

Охарактеризуйте рассказчика. Какова его жизненная позиция? Что для него значимо, а что второстепенно? Найдите примеры авторского юмора.

Проследите жизненный путь учителя Игнатича. Как относилась к нему Матрёна? Почему они “жили запросто”?

Таблица может быть продолжена и другими примерами. Аналогичную исследовательскую работу можно организовать по второй и третьей частям рассказа.

Тема праведничества в рассказе

Вводный вопрос.

Каково первоначальное название рассказа? Как оно связано с эпиграфом к уроку?

К теме праведничества, излюбленной в русской литературе второй половины XIX века, Солженицын подходит деликатно, ненавязчиво и даже с юмором. Говоря о Матрёне, его герой замечает: “Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та - мышей душила!..” Писатель переосмысливает образы праведников в русской литературе и изображает праведником не человека, который прошёл через множество грехов, раскаялся и стал жить по-божески. Он делает праведничество естественным образом жизни героини. Вместе с тем Матрёна не типический образ, она не похожа на других “тальновских баб”, живущих материальными интересами. Она из тех “трёх праведников”, которых так трудно найти.

Итоговые вопросы.

Можно ли утверждать, что на примере частного случая из жизни одной русской крестьянки писатель рассказывает о судьбе деревни в целом и о судьбе целой страны?

Каково художественное пространство рассказа? Ограничивается ли оно деревней Тальново и железнодорожной станцией Торфопродукт? Какие сквозные образы связаны с художественным пространством рассказа? В чём их символический смысл?

Итог урока. В рассказе «Матрёнин двор» документальность и точность, присущие очерковому жанру, сочетаются с такими композиционными средствами, которые помогают отдельным фактам из частной жизни автора стать фактами искусства, художественным текстом. Размышления о трудолюбии и терпении одной русской женщины перерастают в рассказе в широкое повествование о судьбе русской деревни после войны, о несправедливостях в стране, о тёмных и светлых сторонах русского характера.

Рассказчик, учитель Игнатич, - бывший заключённый, мечтающий “из пыльной горячей пустыни” вернуться обратно в Россию. Выбирая школу для работы, он просится “подальше от железной дороги”, ищет для жительства место поглуше, но это “подальше от железной дороги” будто предвещает чью-то гибель. Как и Матрёна, Игнатич не живёт материальными интересами. Матрёна не мешает его вечерним занятиям, слушает его радио, её лицо запечатлел его фотоаппарат.

Интересно художественное пространство рассказа. Оно начинается с его названия, затем расширяется до железнодорожной станции, которая находится “на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по ветке, что идёт от Мурома к Казани”, и до деревень “за бугром”, а потом охватывает и всю страну, принимающую иностранные делегации, и простирается даже во Вселенную, которую должны заполнить искусственные спутники Земли. С категорией пространства связаны образы дома и дороги, символизирующие жизненный путь героев.

Домашнее задание. Составить план рассказа о жизни Матрёны. Подготовиться к групповой работе по вопросам: что общего и различного 1) в образах Матрёны и других жителей деревни Тальново; 2) в образах Матрёны и Игнатича; 3) в образах Матрёны и Фаддея. Изучить по словарю литературоведческих терминов смысловое наполнение понятия “притча”.

Урок второй

…Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт и в моей, и в твоей душе, мой читатель.
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трёх праведных, - без которых нет граду стояния.

Н.С. Лесков. Предисловие к циклу «Праведники»

Образ праведницы

Начать разговор о главной героине рассказа можно с сопоставления двух цитат о русских женщинах. Первая - из романа Лескова «Соборяне»: “Где, кроме святой Руси нашей, родятся такие женщины, как сия добродетель?”; вторая - стихотворение Тютчева «Русской женщине».

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…
И жизнь твоя пройдёт незрима
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, -
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном
В осенней беспредельной мгле…

Что в этих цитатах близко образу Матрёны? Чем героиня отличается от характеристик русских женщин в XIX веке?

В центре нашего урока исследование главных черт образа Матрёны, которое можно организовать в группах.

Группа 1. Матрёна и другие жители деревни Тальново.

Что общего в жизни Матрёны и других жителей деревни? (Вставали рано; выходили все вместе на работу, потихоньку воровали торф, сложенный для просушки; питались одной картошкой; в домах не было радио, а электричество казалось чудом.)

Чем Матрёна отличалась от других жителей деревни Тальново? (Матрёна выходила на работу, даже если болела; не “сводила счёты” и не обсуждала, “кто вышел, а кто не вышел”; не могла отказать, когда кто-то просил помочь в сельскохозяйственных работах: выкопать картошку, вспахать на себе огород; за работу не брала денег; кормила пастухов продуктами, каких не ела сама; не досаждала никому расспросами; не сплетничала; вырастила чужую девочку; горницу отдала приёмной дочери. Но после смерти все отзывы о ней были неодобрительны: “…и за обзаводом не гналась, и не бережная; и даже поросёнка не держала; …и, глупая, помогала чужим людям бесплатно”; не гналась за нарядами, не скопила имущества к смерти; о сердечности и простоте Матрёны золовка “говорила с презрительным сожалением”.)

Группа 2. Матрёна и Игнатич.

Что сближает и что отличает Матрёну и Игнатича? (См. табл. 3.)

Таблица 3

Общее Различное
Одиночество.

Умение жить под одной крышей и ладить с незнакомыми людьми. (“Комнаты мы не делили… Изба Матрёны… нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша… Мы их [тараканов] травили… Я со всем свыкся, что было в избе у Матрёны… Так привыкли Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто…”)

Умение жить скромно, не унывать и спасаться от трудностей и грустных мыслей работой. (“Жизнь научила меня не в еде находить смысл повседневного существования… У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа…”)

Вежливость и деликатность. (Матрёна “не досаждала никакими расспросами”, Игнатич “тоже не бередил её прошлого…”)

Бережное отношение к старине, почитание прошлого. (Игнатич хотел “сфотографировать когонибудь за старинным ткацким станом, Матрёну привлекало «изобразить себя в старине»”.)

Матрёна и Игнатич близки своим отношением к жизни. (Оба были людьми искренними, не умели лукавить. Игнатич в сцене прощания с покойницей хорошо видит корысть, стяжательство её родственников, не считающих себя виноватыми в смерти Матрёны и желающих поскорее завладеть её двором.)

Социальное положение и жизненные испытания. (Он учитель, бывший зэк, исколесивший по этапам страну. Она крестьянка, которая никогда не уезжала из своей деревни далеко.)

Мировосприятие. (Он живёт умом, получил образование. Она полуграмотна, но живёт сердцем, своей верной интуицией.)

Он городской житель, она живёт по законам деревни. (“Когда Матрёна уже спала, я занимался за столом… Матрёна вставала в четырепять утра… Я спал долго…” “По бедности Матрёна не держала радио”, но затем стала “повнимательней слушать и моё радио…”)

Игнатич может иногда подумать о себе, для Матрёны это невозможно. (Во время погрузки брёвен Игнатич упрекнул Матрёну, что она надела его телогрейку, а она только сказала: “Прости, Игнатич”.)

Матрёна сразу поняла своего квартиранта и оградила его от любопытных соседок, а Игнатич, слушая неодобрительные отзывы на поминках, пишет: “…Выплыл передо мной образ Матрёны, какой я не понимал её… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник…”

Группа 3. Матрёна и Фаддей.

Сопоставьте Матрёну и Фаддея. Как ведут они себя в близких жизненных ситуациях? (См. табл. 4.)

Таблица 4

Жизненные ситуации Матрёна Фаддей
Первая мировая война Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки. Пошёл он на войну - пропал… <…> а к Миколе зимнему - вернулся… из венгерского плена.
Возвращение Фаддея из плена В колена б ему бросилась… …Если б то не брат мой родной - я бы вас порубал обоих.
Семейная жизнь Детей у неё было шестеро и один за другим умирали все очень рано. Родила ему вторая Матрёна тоже шестерых детей.
Великая Отечественная война …Ефима взяли… и младший без вести исчез во вторую (войну). …Не взяли на войну Фаддея изза слепоты.
Дом в наследство Отдельный сруб горницы после смерти её отдать в наследство Кире. Требовал, чтобы она отдала горницу теперь же, при жизни…
Подготовка горницы к вывозу Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда… Жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Глаза деловито поблёскивали… ловко лазил… живо суетился… горницу яро разбирал по рёбрышкам, чтобы увезти с чужого двора.
Вывоз горницы - А что было двух не срядить? Один бы трактор занемог - другой подтянул… Старику Фаддею не терпелось сегодня же увезти всю горницу…
Авария на переезде И зачем на переезд проклятый пошла? Фаддей для них лесу хорошего не дал, для вторых саней…
Похороны Матрёны Лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое… Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была - спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёниных сестёр...
После похорон Все отзывы её [золовки] о Матрёне были неодобрительны… …Преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик…

Трагизм судьбы Матрёны

Трагизм судьбы Матрёны не только в потерянном женихе, пропавшем без вести муже и умерших детях. Эти события она переживала вместе со всей страной. Трагизм её жизни проявился тогда, когда Матрёна, отдав без жалости часть дома, становится жертвой человеческой жадности, стяжательства, пьянства. И страна, после войны окончательно превратившись в бюрократическое государство, оказалась с народом по разные стороны. Паспортов крестьяне не имели, зарплату и пенсию им не платили, леса на постройку домов у них не было, колхозные трактора для частных перевозок не давали и т.п. Трагизм и в том, что односельчане не могли понять тех добрых чувств, которыми руководствовалась Матрёна в жизни. Поэтому и после её смерти родственники хотят поскорее захватить “добро”, которое осталось после неё.

Что стало причиной смерти Матрёны? Внешней причиной гибели явились её самоотверженность, стремление помочь, а не отсидеться в стороне. Именно поэтому она оказывается между санями и трактором на злополучном железнодорожном переезде. Но в судьбу Матрёны неумолимо стучатся катастрофы XX века, выявляя глубинные, скрытые причины её гибели. Войны отнимают у неё жениха, любившего её, затем мужа. Послевоенный голод и отсутствие медицинской помощи лишают её шестерых детей. Она становится и заложницей советского государства, в котором нельзя честно и открыто перевезти свою же избу, но можно довериться пьяному водителю, потихоньку взявшему колхозный трактор.

В числе глубинных причин трагической гибели героини и привязанность к Фаддею и своей воспитаннице, его дочери Кире. Именно она невольно становится виновницей разрушения дома, где жила вместе с Матрёной и где сама Матрёна прожила сорок лет. Люди, разбиравшие горницу, не думали, что они разрушают дом, главную ценность семьи, её краеугольный камень. Гибель дома предрешила и смерть Матрёны. В изуродованном доме она бы уже не смогла жить. Автором осуждаются и алчность, жадность, стяжательство Фаддея, который одержим желанием захватить участок земли. Отсюда и его приказ не делать второго рейса, и вывоз уцелевших брёвен во время похорон и поминок. Виноват и зять Матрёны - железнодорожник, не предупредивший станцию о перевозке.

Три угасшие судьбы - это плата за сохранность жизней пассажиров “двадцать первого скорого”. Так частная судьба обыкновенной русской крестьянки оказывается связанной и с перипетиями жестокого ХХ века, и с судьбами русских женщин века XIX.

Нравственный смысл рассказа-притчи

В чём же нравственный смысл рассказанной писателем истории? Новым наполнением наделил Солженицын само понятие “праведник”. Даже дорога как символ народной судьбы становится в рассказе дорогой железной, в переносном смысле неумолимой, разрушающей. Нравоучительный, притчевый смысл рассказа в том, что нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том сиянии, который человек может излучать, освещая судьбы других людей.

Домашнее задание . Письменно ответить на один из вопросов.

Что изменилось в смысле рассказа Солженицына «Не стоит село без праведника», когда писатель назвал его «Матрёнин двор»?

Как в судьбах героев рассказа отразились события истории России в послевоенное время?

В чём праведность Матрёны?

Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе Матренин двор. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы о совсем неприметной и обычной послевоенной жизни русской деревни. Но Солженицын сумел одним из первых определить в русской литературе второй половины двадцатого века круг тем и проблем деревенской прозы, до этого не поднимаемых или замалчиваемых. И в этом смысле рассказ Матренин двор занимает совершенно особое место в отечественной литературе.

В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу. В центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за палочки. Замуж она вышла еще до революции и с первого же дня семейной жизни принялась за домашние хлопоты. Рассказ Матренин двор начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены. Его рассказ спокойный и насыщенный разного рода деталями и подробностями придает всему описываемому особую жизненную глубину и достоверность: Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад просто в Россию.

Матрена Васильевна одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина. Жила она одна в большом старом доме. Строено все было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти. Тема родного дома, очага именно в этом произведении Солженицына заявлена очень остро и определенно.

Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться .

Она очень много страдала от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. И лишь любовь и привычка к постоянному труду спасали эту женщину от каждодневной тоски и отчаяния. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

Не накопив богатства и не нажив какого-либо добра, Матрена Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Она явилась редким человеком с безмерно доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду. Так, ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у нее самой были неотложные дела. Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить свое добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.

Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет... А для Матрены было это конец жизни. Во второй части рассказа читатель узнает о молодости Матрены Васильевны. С младых лет судьба не баловала героиню: не дождавшись свою единственную любовь Фаддея, она вышла замуж за его младшего брата, а когда ее любимый вернулся, он произнес страшные слова, которые Матрена запомнила на всю жизнь: ...если б не брат мой родной я бы вас порубил обоих.

Образу праведной женщины Матрены в рассказе противопоставлен Фаддей. В его словах о замужестве Матрены с его братом чувствуется лютая ненависть. Возвращение Фаддея напомнило Матрене об их прекрасном прошлом. В Фаддее же ничего не дрогнуло после несчастья с Матреной, он даже с некоторым безразличием смотрел на ее мертвое тело. Крушение поезда, под которым оказались и горница, и люди, ее перевозившие, было предопределено мелочным желанием Фаддея и его родственников сэкономить на малом, не гонять трактор дважды, а обойтись одним рейсом.

Мало видела хорошего в жизни, больше было потерь и страданий: родила и похоронила шестерых детей, муж не вернулся с последней войны... Вся деревня решила, что на Матрене порча. Но человек так устроен, что не может все время только страдать и мучаться. Находит светлые стороны жизни и Матрена. Пенсию дали, пусть небольшую, но постоянную. Квартирант платит, да от школы добавляют. Жить бы Матрене спокойно хоть на старости лет. Да не та судьба досталась.

Родственники мужа одолели, требуют отдать горницу на обзаведение хозяйства молодым. Не жалко Матрене имущества, как никогда не жалела для других, но страшно ломать крышу, под которой прожила сорок лет. Не зря теснились в душе героини смутные предчувствия. Как-то порушилась жизнь вместе с горницей. Ходила хозяйка в эти дни как потерянная. А с горницей сделали все по-русски, тяп-ляп, лишь бы увезти. Людская жадность привела к трагедии. Так всегда бывает: одно наслаивается на другое. Фаддей пожадничал хороший лес дать на сани, тракторист захотел все в одну ходку увезти... и погибли люди. Нет Матрены. Убит родной человек, горестно отмечает автор.

Живя под одной крышей с этой женщиной, не задумывался он, каким замечательным человеком она была. Только теперь стал осознавать, что трудолюбива была, сердечна и как-то особенно бескорыстна. Осуждают ее соседи, не понимая, что не недостатки это Матрены, а достоинства ее.

Автор откровенно любуется языком героини, включающим диалектные слова. Дуэль, говорит она о сильном ветре. Порчу называет порция. Сохранила эта женщина душу светлую, отзывчивое сердце, но кто оценит ее. Разве что воспитанница Кира да постоялец, а большинству и невдомек, что жила среди них праведница, прекрасной души человек! Читая рассказ Солженицына, невольно думаешь, что сродни его героиня некрасовским женщинам трудолюбивым и стойким, на каких мир всегда держался.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Аннотация. В данной научно-исследовательской работе будет проанализирован рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор». В статье показано, какой была русская деревня в изображении самого автора. Писатель затрагивает тему крестьянства и его быта, на что обратили внимание исследователи данной работы.

Abstract. In this research work the story by A.I. Solzhenitsyn «Matryona’s place» will be analyzed. In article it is shown what was the Russian village in the image of the author. The writer touches upon a subject of the peasantry and it is life what researchers of this work paid attention to.

Ключевые слова. А.И. Солженицын, Матренин двор, деревня, жизнь, рассказ, быт, выбор, персонаж.

Keywords. A.I. Solzhenitsyn, Matryona’s place, village, life, story, life, choice, character.

Довольно многие страницы в творчестве А.И. Солженицына рассказывают об истории России, крестьянства, и о русской земле. В малом жанре писатель старается передать все свои мироощущения и познания жизни.

Год 1956 – это время освобождения от насилия и тирании власти для многих людей. Общепризнанным является тот факт, что двадцатый век стал для истории России кровавой эпохой, принесшей стране и ее народу много испытаний и страданий.

Человек – вот на ком все сосредоточено, он несет на себе тяжелый груз, под которым сгибается спина. Жизненные нравы и условия быта народа достаточно хорошо показаны в произведениях А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор», в котором описываются несправедливость, нищета и боль, в нем изображена русская деревня 50 – х годов прошлого столетия.

Следует отметить, что почти все произведения писателя пропитаны болью и страданием людей. Читая его рассказы оставаться равнодушным просто невозможно.

«Матренин двор» – был написан А.И Солженицыным в 1959 году. Рассматривая содержательно-формальный уровень исследуемого произведения, подчеркнем, что начинается рассказ с того, как некий учитель математики пытается поселиться в деревне. Объездив несколько, ему пришлась по душе деревня Тальново, в которой жила Матрена, одинокая женщина лет шестидесяти, по болезни освобожденная от работы в колхозе. Деревня, в которой жила героиня, не отличалась богатством, а напротив, ее поглощала бедность.

В произведениях показано типичная деревня того времени. Автор описывает не только материальное, но и духовное обнищание людей. Дом Матрены не светился от чистоты и не был добротно выстроен. Автор подробно описал Матренин кров, показывая тем самым нищету русского крестьянства. Писателю не просто интересна жизнь народа, эта тема связана для него с идеей наследственности, с верностью традициям, а также с нравственными проблемами. Нет в этой деревне гармонии, есть только зависть, безответственность, скупость, корысть и обман. По словам А.И Солженицына колхозная жизнь уничтожила деревню, люди не хотели работать на колхоз, поэтому вынуждены воровать торф, чтобы заработать на жизнь. Единственная Матрена живет добросовестно среди этого исковерканного мира, однако героиню мало кто ценит и уважают среди односельчан. После смерти ее шестерых детей, один за другим, деревня решила, что в ней – порча.

То, что происходило в деревне, было результатом массового духовного заболевания, переживаемого людьми. Матрена прошла все тяготы жизни. На первой мировой войне пропал без вести ее жених – Фаддей, он вернулся спустя три года, когда уже Матрена была замужем за его брата Ефима. Умерли дети, не вернулся со второй мировой муж. У женщины тяжелая и неоплачиваемая работа в колхозе, беспросветная бедность, одиночество и голод.

Таким образом, Матрена является воплощением авторского идеала. Женщина, которая всю жизнь провела в труде, не видела в жизни ни добра, ни тепла. В этой жизни она была одинока, у окружающих происходит деформация нравственных понятий: добро – богатство. Жадность овладевает людьми. Матрена живет на заработанные собственными руками средства, ничего не выпрашивая ни у власти, ни у людей. Еще при жизни Матрены, ее родня начинает делить дом. Полуразрушенную горницу перевозят на тракторе. Трактор застревает и попадает под скорый поезд. Именно из-за этого погибают Матрена и еще два человека. Жадность овладевает людьми, даже Фаддей на похоронах переживает не о ее смерти, а о бревнах. Для него дороже богатство, чем жизнь человека.

Вот такой является среда, в которой живут эти люди, сама ситуация доводит их до воровства, скупости и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Но Матрена сохранила в себе человечность, не случайно, автор так хорошо передал нам чисто русский характер главной героини произведения, ее доброту и сочувствие ко всему живому.

Откуда в ней столько тепла и гуманизма? Думаем, что силы она черпает в природе. Убогий быт Матрены не сделал черствым ее душу и сердце. Вся трагедия заключается во всей нелепости и жестокости устройства общества. Мы наблюдаем в рассказе, как нищета доводит человека до звериных поступков. Кроме нашей героини Матрены, у которой чисто русский характер, человек с бескорыстной душой, абсолютно безответная, смиренная, честная, справедливая праведница, по словам самого автора.

Идея произведения заключается в том, что автор хотел подчеркнуть мысль о том, что именно на простом народе держится любое государство, поэтому нельзя забывать людей, человека надо просвещать и учить добру и правде с малых лет. Только тогда из него вырастет духовно богатая личность. Наиболее часто используемый троп писателем, - это аллегория.

Только после смерти Матрены рассказчик понимает настоящий ее характер и смысл ее существования. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Бесспорно, Матрена является праведницей не по вере, а по образу жизни. По мнению А.И Солженицына именно на таких людях и держится общество, именно в таких людях скрыта суть национального характера. Следует отметить, что с рассказа «Матренин двор» и началась деревенская проза писателя. Писатель изображает героиню как нечто, теряющее прошлое и все дальше уходящее от истоков. Спасение А.И Солженицын видит только в одном – в тех праведниках, что остались в русских деревнях, в тех истинно национальных характерах, что смогли пережить все испытания и способны спасти страну.

Смерть героини – это гибель нравственных устоев деревни, которые поддерживала своей жизнью Матрена. Она единственная в той деревне жила в своем мире, устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, она смогла сохранить свою душу и внутреннюю свободу. Несмотря на трагизм событий, в рассказе звучат очень даже теплые, светлые, пронзительные ноты. Писатель настраивает читателя на добрые чувства и серьезные размышления. Сквозь серость жизни пробивается надежда на что-то «светлое», и это воплощено в самой героине Матрены. Следовательно, рассказ пронизан пафосом героизма и трагизма.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что почти все произведения А.И Солженицына помогают бороться за мир и благо человечества. Учат нас быть добрее и терпеливее друг к другу. Автор показал на примере одной индивидуально взятой судьбы человека, как нравственный выбор может изменить жизнь человека, и зависит этот выбор от него же самого. Для наших современников произведения А.И. Солженицына имеют не только познавательное, но и воспитательное значение. Они помогают читателю воспитывать в себе чувства патриотизма и любви к малой, без которой не может быть большая родина.

В заключении отметим, что положительная героиня А.И Солженицына – Матрена – простая и внешне малозаметная женщина, однако именно она праведница без которой, по пословице приведенной учителем-рассказчиком «не стоит ни село, ни город». На трудолюбии таких людей, как она, держится вся страна.

А.И. Солженицыну удалось создать и передать читателям образ героя, воплощающего в себе невероятно нравственную и духовную силу. Такой и оказалась главная героиня рассказа Матрена.

Список литературы:

  1. Солженицын А. И. Матренин двор // Рассказы. М., 1990. С. 112-146
  2. Солженицын А. И. Матренин двор// Собрание сочинений. Т.З. Вермонт-Париж, 1997. С. 7 - 122.