На сегодняшний день рабство официально отменено во всех странах мира. Последней страной, отменившей позорный рабский труд, является Мавритания. Соответствующий запрет был введён в июле 1980 года. Однако в США, в некоторых штатах, официальное рабство юридически не было отменено вплоть до начала XXI века. Лишь в феврале 2013 года последний такой штат Миссисипи запретил эту постыдную практику, ратифицировав 13 поправку к конституции США.

Однако официальная отмена рабства вовсе не означает, что данная проблема перестала существовать. На начало второго десятилетия XXI века в мире по разным оценкам насчитывалось от 20 млн. до 40 млн. рабов. Тут следует заметить, что торговля людьми по доходности занимает 3-е место после наркотиков и оружия. А раз денежные потоки огромные, то всегда найдутся желающие урвать свой кусок.

Что представляет собой рабство в наши дни? Это работорговля, принудительный труд взрослых и детей, долговая кабала. К рабству также относятся принудительные браки. А какие факторы способствуют процветанию рабства? Здесь можно указать нищету и слабую социальную защиту населения. Следует также учитывать менталитет людей, живущих на определённой территории, исторически сложившиеся традиции и обычаи. Ниже перечисляются страны, где есть рабство.

Количество рабов в разных странах мира в тыс. человек по данным "Вашингтон Пост"

Мавритания

В Мавритании по разным оценкам насчитывается от 150 тыс. до 680 тыс. рабов. И это, несмотря на официальную отмену рабства. Статус раба в этой стране передаётся из поколения в поколение. Рабовладелец распоряжается не только взрослыми людьми, но и детьми. Рабы трудятся на сельскохозяйственных полях и выполняют работу по дому. В то же время надо отметить, что в городах рабов стало гораздо меньше, чем раньше. А вот в сельской местности рабский труд пока процветает.

Индия

В Индии предположительно насчитывается до 15 млн. рабов. Их эксплуатируют в самых разных отраслях. Широко практикуется детский труд. Но несовершеннолетние граждане не только работают на полях и убираются в домах. Детей заставляют заниматься попрошайничеством и проституцией. Немалый процент занимает и долговая кабала, охватывающая миллионы граждан.

Непал

Непал считается одним из крупнейших источников рабов. Рабский труд широко распространён на кирпичных заводах, где подневольные люди занимаются обжигом кирпича. В этой стране насчитывается порядка 250 тыс. рабов. Многие из них имеют долговые обязательства перед работодателями. В Непале широко практикуется детский труд. Дети работают на шахтах и заводах.

Пакистан

Подневольным трудом в Пакистане занимается около 2 млн. человек. В основном это люди, попавшие в кабалу из-за долгов. Такая кабала может длиться десятки лет и передаваться из поколения в поколение, так как должники трудятся за гроши. В стране широко практикуется детский труд. Причём возраст детей находится в пределах от 5 до 15 лет. В основном несовершеннолетние занимаются производством кирпича.

Бенин

Говоря о странах, где есть рабство, нельзя не упомянуть и Бенин. Там около 80 тыс. человек вынуждены заниматься принудительным трудом. Эти люди трудятся на хлопковых полях, в фермерских хозяйствах, работают на карьерах, в частных домах и уличными торговцами. Широко практикуется продажа детей.

Гамбия

В Гамбии людей заставляют заниматься попрошайничеством. Много рабов трудится в частных домах. В стране рабами часто становятся дети. Это в первую очередь касается беспризорников и сирот, а также учащихся медресов. В медресах учатся дети из бедных семей, и учителя нещадно эксплуатируют их, заставляя попрошайничать. Если ребёнок приносит мало денег, то его бьют. Таких несчастных детей в стране насчитывается около 60 тыс.

Габон

В Габоне самый высокий уровень жизни в Африке, поэтому туда везут детей из других регионов жаркого континента. Девочки при этом занимаются бытовым рабством, а для мальчиков находят физический труд. Нередким явлением являются браки с детьми. Молодёжь из соседних стран едет в Габон, чтобы заработать, но часто такие юноши и девушки становятся рабами. Молодых девушек продают в богатые семьи, где их делают служанками. Среди самих же граждан Габона рабов нет.

Кот-д’Ивуар

Страны, где есть рабство, не ограничиваются вышеперечисленными государствами. Оно также распространено в Кот-д’Ивуар, где производят огромное количество какао. В этой отрасли занято не менее 40 тыс. детей, работающих в условиях настоящей каторги. Помимо этого, около тысячи детей трудятся на небольших частных фермах, выполняя самую разную тяжёлую работу. Чем больше рабов, тем больше какао-бобов, а, следовательно, больше и денег. Поэтому рабский детский труд широко практикуется в этом государстве.

Гаити

Всего на Гаити живёт порядка 10 млн. человек. Из них 200 тыс. человек являются рабами. Самый распространённый вид подневольного труда – это когда детей задействуют в домашнем хозяйстве. Нещадной эксплуатации подвергаются до 500 тыс. подростков. А чтобы они хорошо работали, на них воздействуют физически и эмоционально.

Итак, мы рассмотрели страны, где есть рабство. Но перечень далеко не полный. Рабов можно найти и в Европе, и США, и Австралии, и Гонконге и других внешне благополучных странах. Подневольный труд даёт большие выгоды рабовладельцам, а моральные и нравственные аспекты при этом вообще не учитываются. Этой проблеме может противостоять только грамотное законодательство и желание всех людей на корню уничтожать подобное негативное явление, позорящее «венец природы» .

Все мы наслышаны об эпохе западного рабства, когда в течение нескольких веков европейская цивилизация варварским способом выстраивала свое благополучие на костях бесплатной рабской силы. В России были совсем иные порядки, и той жестокости, которая господствовала в от Англии до Польше никогда не было.

Предлагаю Вашему внимание не большой экскурс в историю русского крепостничества. После прочтения у меня возник только один вопрос: «а было ли рабство в России?» (в классическом понимании этого слова).

Что ж, и в нашей стране издревле существовали подневольные люди – холопы. В эту категорию попадали военнопленные, неоплатные должники, осуждённые преступники. Были «закупы», получившие определенную сумму денег и поступившие в услужение, пока её не отработают. Были «рядовичи», служившие на основании заключённого договора. Хозяин имел право наказывать нерадивых, сыскивать беглых. Но, в отличие от европейских стран, не был властен над жизнью даже самого распоследнего из холопов. В Киевской Руси правом смертной казни располагали удельные и великие князья. В Московской Руси – сам государь с боярской думой.

В 1557 – 1558 годах, в то же самое время, когда в Англии обращались в рабство десятки тысяч согнанных с земли крестьян, Иван Васильевич Грозный издал ряд указов, ограничивших холопство. Прижал ростовщиков, принудительно снизил проценты займов до 10 % годовых. Запретил обращать в неволю за долги служилых людей (дворян, детей боярских, стрельцов, служилых казаков). Их дети, ставшие холопами за долги родителей, освобождались сразу, а взрослые могли подавать иски о возвращении в свободное состояние. Государь защитил подданных и от насильственного порабощения. Отныне человека можно было считать холопом только на основании «кабалы», особого документа, оформленного в земском учреждении. Царь ограничил неволю даже для пленных. На них тоже требовалось оформить кабалу установленным порядком. Дети «полоняника» считались свободными, а сам он освобождался после смерти хозяина, не передавался по наследству.

Но отметим, что отождествлять термины «холоп» и «раб» в целом было бы некорректно. Холопами являлись не только работники, но и ключники – управляющие княжеским, боярским, царским имением. Были военные холопы, составлявшие личные дружины бояр и князей. Они приносили присягу хозяину и служили ему, но при этом теряли юридическую самостоятельность. То есть, данный термин определял личную зависимость человека.

Кстати, в обращениях к царю «холопями» именовали себя отнюдь не все люди, а только служилые – от рядового стрельца до боярина. Священнослужители писали царю «мы, богомольцы твои». А простонародье, крестьяне и посадские – «мы, сироты твои». Обозначение «холопи» не было самоуничижением, оно выражало реальные отношения между монархом и данной общественной группой. Те, кто находился на службе, и впрямь выступали в отношении государя не свободными: он мог послать их сегодня туда, завтра сюда, дать какой-то приказ. По форме обращения духовных лиц видно, что и царь им обязан помогать: они же поддерживают государя своими молитвами. А обращение «сироты» указывает, что к простонародью монарх стоит «вместо отца», обязанного заботиться о своих чадах.

Но доля холопов в русском населении и в экономике была крайне незначительной. Обычно их использовали только в домашнем хозяйстве. А крепостного права в нашей стране долгое время вообще не существовало. Крестьяне были свободными. Если не нравится, могли уйти от землевладельца в другое место, уплатив «пожилое» (определённую плату за пользование избой, инвентарём, участком земли – в зависимости от местности и срока проживания). Великий князь Иван III определил единый срок для таких переходов – за неделю до Юрьева дня и неделю после Юрьева дня (с 19 ноября по 3 декабря).

И только в конце XVI века ситуацию изменил Борис Годунов. Он был по натуре «западником», силился копировать зарубежные порядки и в 1593 году подтолкнул царя Федора Иоанновича принять указ об отмене Юрьева дня. А в 1597 году Борис издал закон, установивший 5-летний сыск беглых крестьян. Мало того, по этому закону любой человек, прослуживший по найму полгода, становился вместе с семьёй пожизненными и потомственными холопами хозяина. Это ударило и по городской бедноте, мелким ремесленникам, породило массу злоупотреблений и стало одной из причин грянувшей Смуты.

Закон Бориса о холопстве вскоре был отменён, но крепостное право сохранилось после Смуты, было подтверждено Соборным Уложением Алексея Михайловича в 1649 году. Сыск беглых установили уже не в 5 лет, а бессрочный. Но стоит подчеркнуть, сам принцип крепостничества на Руси очень отличался от западного. Определённым статусом обладал не человек, а земля! Были волости «черносошные». Живущие здесь крестьяне считались свободными и платили подати государству. Были боярские или церковные вотчины. А были поместья. Они давались дворянам не насовсем, а за службу, вместо оплаты. Через каждые 2–3 года поместья перевёрстывались, могли отойти к другому владельцу.

Соответственно, крестьяне обеспечивали помещика, вотчинника или трудились для церкви. Они «прикреплялись» к земле. Но при этом могли полностью распоряжаться собственным хозяйством. Могли завещать его по наследству, подарить, продать. И тогда уже новый владелец вместе с хозяйством приобретал «тягло» по уплате податей государству или содержанию помещика. А прежний освобождался от «тягла», мог идти куда угодно. Мало того, даже если человек убежал, но успел нажить хозяйство или вступить в брак, русские законы защищали его права, категорически запрещали разлучать его с семьёй и лишать собственности.

В XVII веке в России были закрепощены не более половины крестьян. Вся Сибирь, Север, значительные области на юге считались «государевыми вотчинами», крепостного права там не было. Цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович признавали и самоуправление казачьих областей, закон «с Дона выдачи нет». Любой беглый, попавший туда, автоматически становился свободным. Права крепостных и холопов защищали сельская община, Церковь, они могли найти защиту у самого царя. Во дворце существовало «челобитное окно» для подачи жалоб лично государю. Например, крепостные князя Оболенского пожаловались, что хозяин заставлял их работать в воскресенье и «матерно лаял». Алексей Михайлович за это посадил Оболенского в тюрьму, а деревню отобрал.

В Европе, кстати, взаимоотношения между слоями общества куда как отличались, из-за этого случались недоразумения. Датским высокородным послам, возвращавшимся из Москвы, показалось, что русские мужики их медленно везут, их принялись подгонять пинками. Ямщики искренне удивились такому обращению, выпрягли возле Нахабино лошадей и заявили: они едут жаловаться царю. Датчанам пришлось просить прощения, задабривать русских деньгами и водкой. А жена английского генерала, поступившего на службу в Москву, возненавидела служанку, решила зверски расправиться с ней. Виноватой себя не считала – мало ли, знатная дама попыталась убить свою холопку! Но в России подобное не допускалось. Приговор царя гласил: учитывая, что жертва осталась жива, преступнице «всего лишь» отсечь руку, вырвать ноздри и сослать в Сибирь.

Положение крепостных стало ухудшаться при Петре I. Прекратились переделы поместий между дворянами, они превращались в постоянную собственность. А вместо «подворного» налогообложения было введено «подушное». Причём каждый помещик начал платить налоги за своих крепостных. Соответственно, выступал владельцем этих «душ». Правда, именно Пётр одним из первых в Европе, в 1723 году, запретил в России рабство. Но крепостных его указ не коснулся. Мало того, Пётр начал приписывать целые деревни к заводам, и заводским крепостным приходилось куда тяжелее, чем помещичьим.

Беда пришла при Анне Иоанновне и Бироне, когда в России распространились законы о крепостных из Курляндии – те самые, где крестьян приравнивали к рабам. Вот тогда-то и началась печально известная розничная торговля крестьянами.

Что было, то было. Известны и бесчинства Дарьи Салтыковой. Были уже не времена Алексея Михайловича, и барыне 7 лет удавалось скрывать преступления. Хотя можно отметить и другое: ведь двое крепостных все-таки сумели подать жалобу Екатерине II, началось следствие, и маньячка была осуждена на пожизненное заключение в «покаянной» камере Ивановского монастыря. Вполне адекватная мера для психически ненормальной.

«Освобождение крестьян». Художник Б. Кустодиев.

Впрочем, Салтычиха потому и стала «пресловутой», что в нашей стране только одна она докатилась до зверств, довольно распространённых на тех же американских плантациях. Да и законы, ограждающие имущественные права крепостных, в России никто не отменял. В 1769 году Екатерина II издала указ, призывающий крестьян заводить частные промыслы, для этого требовалось купить за 2 руб. особый билет в мануфактур-коллегии. С 1775 года такие билеты выдавались бесплатно. Предприимчивые крестьяне пользовались этим, быстро сколачивали состояния, выкупались на волю, а потом принялись скупать и сёла у своих помещиков. Крепостное право стало расшатываться. Уже в правление Николая I постепенно готовилась его отмена. Хотя упразднил его только Александр II в 1861 году.

Вслед за Колумбом океан стали пересекать корабли работорговцев.

Но ещё раз подчеркнём: для XVIII – XIX веков подобные явления оставались обычными. Англия, которую традиционно изображают самой «передовой» державой, в 1713 году, после войны за испанское наследство, считала главным выигрышем отнюдь не завоевание Гибралтара, а «асьенто» – монополию на продажу африканцев в Латинскую Америку. Работорговлей активно промышляли и голландцы, французы, бранденбуржцы, датчане, шведы, курляндцы, генуэзцы. Общее количество рабов, вывезенных из Африки в Америку, оценивается в 9,5 млн. человек. Примерно столько же вымерло в пути.

Французская революция в 1794 году громогласно отменила рабство, но реально оно процветало, французские корабли продолжали торговать невольниками. А Наполеон в 1802 году восстановил рабство. Он, правда, заставил упразднить крепостное право в Германии (чтобы ослабить немцев), но в Польше и Литве сохранил – здесь его опорой были паны, зачем их обижать?

Великобритания упразднила рабство в 1833 году, Швеция в 1847 году, Дания и Франция в 1848 году – не так уж сильно опередили Россию. Кстати, при этом не лишне помнить, что сами по себе критерии «свобод» никак не являются показателями благоденствия. Так, в 1845 году в Ирландии не уродился картофель. Крестьян, не способных из-за этого уплатить ренту, стали сгонять с земли и разрушать их фермы. За 5 лет от голода умерло около миллиона человек! Случалось ли что-нибудь подобное в крепостнической России? Никогда…

Но это так, к слову пришлось. Если вернуться к хронологии отмены рабства, то выясняется, что далеко не все западные державы в данном отношении обогнали русских. Некоторые отстали. Нидерланды отменили его в 1863 году, США в 1865 году, Португалия в 1869 году, Бразилия в 1888 году. Причём у голландцев, португальцев, бразильцев, да и в американских южных штатах рабовладение принимало куда более жестокие формы, чем русское крепостничество.

Не лишне вспомнить и о том, что в американской войне Севера с Югом северян поддерживала Россия, а южан – Англия. И если в США рабство оказалось ликвидированным, то в 1860 – 1880-е годы его широко практиковали землевладельцы в Австралии. Здесь охотой за невольниками активно занимались морские капитаны Хейс, Льювин, Пиз, Бойс, Таунс, доктор Мюррей. В честь Таунса даже был назван город Таунсвилл. Подвиги этих «героев» состояли в том, что они обезлюживали целые острова в Океании, громили и захватывали в плен жителей, набивали в трюмы и привозили на австралийские плантации.

Между прочим, даже в самой Англии первый полноценный юридический акт, официально запретивший рабовладение и крепостное право и признавший их преступлением, был принят… три года назад! Это «Закон о коронерах и правосудии», вступивший в силу 6 апреля 2010 года. Так чего уж тогда на русских пенять?

Да, тяжело трудились крестьяне России, а жили бедно, однако и рабами не были, ибо государева власть защищала их человеческие права на жизнь и не насилие над ними. Неволя в основном была экономическая и та, что крестьянин был приписан к земле конкретного помещика, на которой он жил и должен был ему отрабатывать положенный оброк, это и не давало крестьянину материально подняться. Эти тяжелоносимые помещечьи бремена, возлагаемые на крестьян, а в городе на рабочих (несколько иная ситуация) и накопили в душе народа революционный потенциал, который легко сумели подпалить посулами лучшей жизни большевики.

Быт крестьянина примерно 18-19 век

УДК 316.34:326:342.721

ЛИНЬКОВА О.М. Сущность современного рабства

Статья посвящена исследованию особенностей современного рабства. Автор показывает, насколько актуальна проблема рабства в условиях современного социально-политического и социально-экономического кризиса, а также раскрывает сущность современного рабства. Выделены и описаны основные формы современного рабства, а именно: трудовое, долговое, рабство по контракту, физическое, военное, призывное, пенитенциарное, религиозное, сексуальное. В статье раскрывают причины и многообразные последствия возникновения и распространения современного рабства.

Ключевые слова: рабство, торговля людьми, трудовая эксплуатация, трудовое рабство, долговое рабство, рабство по контракту, физическое рабство, военное рабство, призывное рабство, пенитенциарное рабство, религиозное рабство, сексуальное рабство.

История знает не так много общественных явлений, столь многогранных, противоречивых и вместе с тем таких устойчивых, как рабство.

Когда заговариваешь о рабстве как о современном социальном явлении, обычная реакция собеседника - удивление: ведь все это было давно, в эпоху рабовладения. Иначе говоря, в нашем сознании со словами «рабы» и «рабство» обычно ассоциируются рабовладельческие отношения в древнем мире или практиковавшееся в ХУ1-Х1Х вв. использование вывезенных из Африки невольников на плантациях Нового света. Считается, что окончательно рабство прекратило свое существование в конце XIX века, когда в 1888 году последняя рабовладельческая страна - Бразилия -предоставила свободу своим невольникам. Отдельные обнаруженные факты рабовладения и работорговли приписывали либо криминальным группировкам, либо связывали с социально-экономической отсталостью некоторых африканских и азиатских стран. Действительно, во многих из них рабство продолжало официально существовать вплоть до 40-50-х годов ХХ века. Например, в Непале, где правительство отменило рабство только под нажимом мировой общественности, или в Мавритании, где рабство отменялось много раз. Последний раз это произошло в 1980 году, когда пра-

вительство этой страны постановило, что рабство в стране закончилось и больше не существует. Конвенция о запрещении рабства была подписана ещё в 1926 году, а в 1956 году была заключена Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работоторговли, а также институтов и обычаев, сходных с рабством1.

Казалось бы, проблема рабства давно потеряла свою актуальность. Сегодня принято считать, что рабства в мире нет. Однако утверждение, что в современном либеральном обществе рабство невозможно, - это просто миф. Многие, возможно, поспорят с этим. Но если мы будем внимательны ко всему, что нас окружает, то мы увидим процветающее рабство. Например, посмотрим на новый супермаркет, на стройке которого и днем и ночью работают мужчины из бывших союзных республик, заедем на любую автомойку, где круглосуточно нас обслуживают подростки с затравленными глазами, практически во всех газетах мы видим объявления о сексуальных услугах... Список примеров может быть очень длинным. Если мы зададим вопрос, кто же эти люди, согласные работать, а главное, работающие в таких условиях, то ответ будет один -это рабы. Это современное рабство, тщательно скрываемое, изощренное и оттого еще более жестокое и унизительное, не-

жели в глубокой древности, в эпоху рабовладения, о которой мы знаем из школьных учебников. О современных рабах почти не пишут в газетах, о них умалчивают государственные правозащитные организации, о них практически ничего не знают люди в Европе и Америке, Австралии и России. Однако в современном мире, несмотря на все декларации прав человека, рабство существует, причем в гораздо больших масштабах, чем в древности, и в более уродливых формах, поскольку официально это явление даже не признается, а потому прав современные рабы не имеют никаких.

Масштабы и формы современного рабства достаточно широки и глобальны. Точное количество современных рабов в мире неизвестно. Современные исследования предлагают широкий диапазон оценок характера и масштабов современного рабства. В 2005 году ООН пришла к выводу, что каждый год в рабство попадают около 700 тысяч человек, Госдепартамент США/Department of State годом позже назвал схожую цифру - от 600 до 800 тысяч человек. Организация Human Rights Watch считает, что реальное число ежегодно продаваемых в рабство людей достигает 800-900 тысяч. По оценкам Центра Безопасности Человека /Human Security Centre (ныне действует при Университете Саймона Фрэзера /Simon Fraser University в Ванкувере, Канада), ежегодно в рабство продается до 4 миллионов человек. Международная Организация Труда\ International Labour Organisation в 2006 году опубликовала доклад, согласно которому принудительным (то есть фактически рабским) трудом в мире занимаются 12,3 миллиона человек. Есть еще более шокирующие оценки. Эксперты организации Anty-Slavery утверждают, что в современном мире насчитывается до 200 млн. рабов2. Однако наиболее точные цифры приводит известный американский социолог исследователь проблемы рабства Кевин Бейлз. По его мнению, на сегодняшний день в мире насчитывается до 27 миллионов человек, находящихся на положении рабов. Рабский неоплачиваемый труд составляет определенную долю в современной глобальной экономике, причем долю немалую. По подсчетам международ-

ных правозащитных организаций, годовой доход, приносимый рабами своим владельцам, колеблется в пределах 13-15 миллиардов долларов США. Но хотя непосредственное значение рабского труда в современной мировой экономике может показаться небольшим, недооценивать его не стоит. Прежде всего потому, что он отнюдь не изолирован от мира границами отдаленных районов отсталых стран, а интегрирован в мировую экономику. Рабы создают товары, которые экспортируются во многие страны мира, а услугами сексуальных рабынь пользуется огромное количество мужчин в самых разных частях света.

Современные рабовладельцы - это преступники, которые используют различные виды трудовой деятельности незащищенных слоёв населения, нарушая их права на достойную жизнь.

В основном проблема современного рабства исследуется юристами. В своих исследованиях они касались правового аспекта торговли людьми, современного проявления трудовой эксплуатации, использования труда несовершеннолетних и т.п.3. Однако, становясь все более и более актуальной, эта проблема в настоящее время не оставила равнодушными и социологов, философов, психологов. Цель написания данной работы заключается в исследовании современного рабства как одной из социальных проблем, а также в выяснении его основных форм, причин и последствий.

В Конвенции, подписанной в Женеве 25 сентября 1926 года, рабство рассматривается как «положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности». Известный социолог Э. Гидденс определяет рабство как крайнюю форму неравенства, при которой одни люди являются в буквальном смысле слова собственностью других4. Согласно мнению международных правозащитных организаций, современное рабство определяется на основе трех основных критериев:

1) деятельность человека контролируется с помощью насилия или угрозы применения насилия;

2) человек находится в данном месте и занимается данным видом деятельности против своей воли и не может изменить ситуацию по собственному желанию;

3) за работу человек получает ничтожную плату либо вообще ее не получает5.

Современные рабовладельцы наживаются на людях, которые не имеют ни социальной, ни правовой защиты. Жертвами современного рабства могут оказаться люди всех национальностей и культур. Никто в современном мире не застрахован от рабства. Рабом может стать как гражданин из развивающихся стран с низким экономическим развитием, так и граждане высокоразвитых цивилизованных государств Европы и США.

Итак, мы видим, что рабство никуда не исчезает, а просто принимает разнообразные формы. Основа рабства - полный контроль одного человека над жизнью и судьбой другого - сохраняется во всех новых проявлениях рабства. Стоимость же современного раба значительно понизилась. В некоторых странах мира раба можно купить менее чем за $100 или обменять на козу (!). По оценкам организации Free the Slaves, в 1850 году на американском Юге среднестатистический раб продавался за сумму, равную $40 тыс, с учетом изменения покупательной способности доллара США. Ныне там же «раба» можно «купить» за $120, и это приносит рабовладельцам значительную прибыль.

К основным условиям, порождающим современное рабство, можно отнести: социальную дезорганизацию, экономический кризис, политическую нестабильность.

Говоря подробнее, следует указать следующие причины возникновения современного рабства.

1) Социально-политические: войны, стихийные бедствия, политическая или этническая борьба способствуют обнищанию большинства людей и принуждают их работать в рабских условиях за ничтожную плату. Часто люди из-за перечисленных условий переезжают в другие страны, чтобы избежать бедности. Но и там им редко сопутствует удача, беженцы еще легче становятся «добычей» современных рабовладельцев.

2) Социально-экономические: демографический взрыв в странах третьего мира практически исчерпал имеющиеся ресурсы и привел к росту предложения рабочей силы и падению ее цены. Модернизация и глобализация мировой экономики также поспособствовали невиданному обогащению элит и растущему обнищанию большинства населения. Вынужденный переход к рыночному сельскому хозяйству, потеря общей земли, а также политика правительств, которые занижали доходы фермеров ради дешевого хлеба для горожан, привели к банкротству миллионы крестьян и вытеснению их с земли, подчас в рабство.

3) Социально-правовые: эти причины опираются на коррумпированность власти и правоохранительных органов, отсутствие законов, направленных на борьбу с рабством, низкий уровень правосознания людей, их юридическую безграмотность, отсутствие достаточного количества бесплатных юридических консультаций, а также пассивность правоохранительных органов в решении проблем, связанных с торговлей людьми, защитой их прав и т.д.

Итак, мы видим, что в современном мире численность потенциальных рабов настолько велика, что предложение превышает спрос, тем самым снижая их цену. Дешевизна является одной из главных отличительных черт современного рабства. Помимо этого признака Кевин Бэйлз приводит и другие отличия современного рабства от традиционного:

1) уклонение от оформления права собственности;

2) очень высокий уровень прибыли;

3) переизбыток потенциальных рабов;

4) краткосрочные отношения;

5) легкая заменяемость рабов;

6) этнические различия не имеют значения.

Таким образом, современное рабство существенно отличается от рабства прошлых веков. Не существует одной-един-ственной формы рабства, так же как не существует одной-единственной формы брачных отношений. Люди изобретательны и адаптивны, а потому метаморфозы людской жестокости и форм эксплуата-

ции бесконечны. Современные формы рабства многочисленны и разнообразны. Мы выделим самые распространенные из них.

1) Трудовое рабство. Эта форма наиболее близка к традиционному рабству. Человек захватывается, либо рождается, либо продается в постоянное рабство, при этом часто оформляются права собственности. При таком рабстве люди работают в основном в сельском хозяйстве, на стройках, в сфере услуг, выполняя самую тяжелую, неквалифицированную работу. Подобная форма рабства встречается повсеместно, но чаще всего в Северной и Западной Африке и некоторых арабских странах. В России трудовое рабство практикуется у цыган и северокавказских народов. Разъезжая по стране в поисках работы, многие так называемые «бомжи» попадают в самое настоящее рабство в аулы северокавказских республик или к цыганам, где их заставляют делать грязную домашнюю работу, ухаживать за скотом или работать в огородах, при этом ничего не платя и держа впроголодь на положении рабов. Трудовое рабство неразрывно связано с другой не менее ужасающей формой - торговлей людьми.

2) Торговля людьми приобрела в последние годы глобальные масштабы. По оценкам ООН, людей продают в рабство (похищают, завлекают обманом и т.п.) в 127-ми странах мира, в 137-ми государствах эксплуатируются иностранные жертвы торговцев людьми6. В 11-ти государствах отмечен «очень высокий» уровень активности похитителей людей, среди них Россия, Украина, Беларусь, Молдова и Литва. В Армении, Грузии, Казахстане и Узбекистане этот уровень «высокий». 10 государств являются излюбленным местом переправки современных рабов; в их числе США, Израиль, Турция, Италия, Япония, Германия, Греция. Торговля людьми является распространенной и все более широкой практикой. Набор людей для целей экономической или сексуальной эксплуатации осуществляется с использованием насилия, обмана или принуждения. Торговец осуществляет контроль и право собственности путем:

Принуждения жертв работать вопреки своей воле;

Управления свободой их передвижения, например, вследствие конфискации их паспортов и невыплаты заработной платы (при наличии таковой);

Определения места и времени работы и уровня оплаты (при наличии таковой);

Использования таких практик, как, например, ритуалы вуду, предусматривающие применение обета молчания, избиений и изнасилования.

3) Долговое рабство - самая распространенная форма рабства в современном мире. Человек становится залогом за деньги, полученные в долг, но продолжительность и характер зависимости не определены, и работа не уменьшает суммы первоначального долга. Долг может распространяться и на последующие поколения, закабаляя потомков должника. В случае неуплаты долга могут захватывать и продавать детей в дальнейшую долговую зависимость. Право владения не оформляется, но существует тотальный физический контроль над порабощенными работниками. Долговое рабство наиболее распространено в Индии и Пакистане.

4) Рабство по контракту. Оно ярко демонстрирует, как можно использовать современные трудовые отношения для того, чтобы замаскировать новые формы рабства. Обычно предлагаются контракты, гарантирующие занятость на каком-нибудь предприятии или фабрике, но, когда рабочих привозят на место работы, они обнаруживают, что превращены в рабов. Контракт используется как приманка, чтобы придать рабству вид легитимных рабочих отношений. Контрактное рабство можно найти во всем мире, наиболее часто оно практикуется в Юго-Восточной Азии, Бразилии, некоторых арабских странах.

Рабство по контракту существует и в России. На положении рабов в России фактически оказываются строительные рабочие, прибывающие в Москву и ряд других крупных городов из провинции и бывших союзных республик. Многие безработные в надежде поправить свое материальное положение обращаются в кадровые агентства и другие фирмы, суля-

щие им большие деньги за «вахтовые работы» в Москве или на Крайнем Севере. Там они оказываются на положении рабов, трудясь по 12 часов и ютясь в ужасающих условиях в вагончиках-бытовках, в цехах или на строящихся объектах. Зарплату им платят гораздо меньшую, чем обещали, или вообще не платят ничего.

Помимо вышеперечисленных форм современного рабства, которые являются самыми распространенными в мире, существуют и другие легко идентифицируемые формы порабощения.

5) Физическое рабство. Эта форма является одной из самых жестоких и антигуманных. Источниками этого рабства являются физически неполноценные люди, которых заставляют заниматься попрошайничеством.

6) Сексуальное рабство характеризуется абсолютным контролем одного лица над другим и не всегда связано с каким-либо финансовым вознаграждением. Оно включает:

Эксплуатацию проституции, когда проститутка систематически передает свой заработок третьим лицам;

Принудительное занятие проституцией вопреки воле человека;

Принудительные браки и продажа жен - недавно возникшая форма сексуальной эксплуатации, связанная с оповещением через средства массовой информации о женщинах, готовых вступить в брак, так называемых невестах по почтовому заказу, которые впоследствии становятся рабынями мужей.

Раньше главными поставщиками секс-рабынь были азиатские страны - Таиланд и Филиппины. После распада СССР роль основных поставщиков женщин стали играть бывшие республики Союза: Украина, Беларусь, Латвия и Россия. В последние 10 лет сотни тысяч женщин были вывезены из Центральной и Восточной Европы и республик бывшего СССР для занятия проституцией в более чем 50 стран. К еще одной разновидности сексуального рабства можно отнести и привлечение детей в порноиндустрию. Под страхом насилия детей заставляют сниматься в порнофильмах, заниматься проституцией.

7) Военное рабство. В это рабство попадают мужчины для участия в вооруженных конфликтах. Сюда же относится рабство, поддерживаемое правительством. В сегодняшней Бирме широко распространены захват и удержание в рабстве гражданских лиц правительством и армией. Десятки тысяч мужчин, женщин, детей используются как носильщики в ходе военных кампаний против местных жителей или как рабочие в правительственных строительных проектах. В данном случае вновь мотивом выступает экономическая выгода: не столько получение прибыли, сколько снижение транспортных или производственных расходов в ходе военной кампании.

8) Призывное рабство - рабство, когда командиры, пользуясь своим положением, используют солдат как рабов. Такое явление больше всего распространено на территории бывшего СССР - солдаты выполняют неуставные задачи, при этом командиры получают материальное вознаграждение. Нередко случается, что солдата продают в рабство, а документально его объявляют пропавшим без вести или дезертиром.

9) Пенитенциарное рабство - это совершенно новая форма рабства. Оно встречается везде. Это форма заключается в использовании труда заключенных. Пенитенциарное рабство очень выгодно, так как лица, находящиеся в местах лишения свободы, лишь частично являются гражданами государства (права «изымаются» на время исправления), что, в свою очередь, позволяет дешево и безвозмездно использовать рабочую силу.

10) Религиозное рабство в основном сопровождается вовлечением людей в различные религиозные секты. Люди продают свое имущество, жилье и все деньги отдают «духовным» руководителям, чтобы стать полноправными членами секты. В дальнейшем они превращаются в бесправных рабов, полностью подчиняющихся воле своих так называемых «духовных» наставников. В некоторых странах в силу обычаев девочки и молодые женщины становятся ритуальными рабынями во искупление грехов, совершенных членами их

семей. Например, в Нигерии, Гане, Того, Бенине женщин передают местным шаманам, для которых они готовят еду, убирают, удовлетворяют сексуальные потребности до тех пор, пока шаманы не освободят их, обычно после рождения нескольких детей.

Порабощением можно назвать и такие случаи, как использование людей в качестве доноров для трансплантации органов и тканей, принудительная беременность и вынашивание детей, фиктивное усыновление7.

К основным последствиям современного рабства следует отнести ухудшение здоровья индивида, пострадавшего от рабства. Раздражительность, бессонница, депрессивное состояние и посттравматические стрессовые расстройства представляют собой общие психологические проявления среди жертв рабства. Антисанитарные и стесненные условия проживания в сочетании с плохим питанием способствуют появлению множества неблагоприятных факторов, угрожающих здоровью, таких как различные виды чесотки, туберкулез и другие инфекционные заболевания. Рабство может привести к распространению болезней, передающихся половым путем, включая ВИЧ/СПИД. Поэтому, несмотря на то, что эти люди далеки от социума, их эксплуатация влияет на общее здоровье населения.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что современное рабство не только представляет собой проблему нарушения прав человека и национальной

безопасности, но и влечет за собой серьезные последствия для здоровья нации.

Подводя итоги, следует сказать, что современное рабство является одной из нерешённых проблем в современном обществе. Среди причин, порождающих современное рабство, самыми актуальными до сих пор остаются социально-политические, социально-экономические и социально-правовые причины. Решение в первую очередь проблем бедности, а также социальной и правовой защищённости населения позволит, на наш взгляд, минимизировать эту проблему.

1 Конвенция о рабстве [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ russian/documen/convents/ convention_slavery.htm

2 Доклад Государственного департамента США о торговле людьми 2007 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www crime.vl.ru.228.10.2008 г. Загол. с экрана.

3 Макаров С.Н. Реализация международно-правовых обязательств по борьбе с рабством и работорговлей в уголовном законодательстве России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 208 c.

4 Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС. 1999. С. 196-197.

5 Ванчугов В.В. Современное рабство. [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// www.humanities.edu.ru/db/msg/80132

6 Доклад «Торговля Людьми: Глобальные Закономерности» / Trafficking in Persons: Global Patterns был опубликован в 2006 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www crime.vl.ru.228.10.2008 г. Загол. с экрана.

7 Мизулина Е.Б. Торговля людьми и рабство в России: международно-правовой аспект. М.: Юристъ, 2006.

Говоря о рабстве стоит понимать, что оно бывает двух видов. Первый вид – носильное рабство, в современном мире встречается редко, его всеми силами пытаются победить. Существуют некоторые точки на земном шаре, где это возможно, в России подобное практически не встречается. Добровольное рабство имеет невероятные масштабы, более того 90% рабов не осознают собственное нахождение в плену. И на этот вопрос здорово ответила наука. Было выявлено, что существует часть мозга, которая отвечает за поиск оправданий. Когда человек совершает что-то плохое, он ищет способы оправдать себя.

То же самое происходит, когда он делает что-то неразумное. Психологи так же обнаружили сильную зависимость между снижением ответственности и желанием подчиниться. На выхлопе мы получаем идеального раба, который будет возмущаться, говорить о том, что ему всё это не нравится, но при этом будет страстно желать оставить всё как есть. А чуть позже подъедут обоснования своему поведению, те самые оправдания.

Впервые с более подробным описанием данной модели поведения я столкнулся в книге Алекса Лесли. Напомню это книга о взаимоотношении полов, в общем-то она по пикапу, но у меня вызвала интерес по другим причинам. Голая психология в чистом виде, грех не прочитать. Так вот Алекс довольно интересно описал поведение мужчины, который возложил ответственность за знакомство и развитие отношений на женщину. Они предсказуемы, скучны, неинтересны. Вроде что-то делают, но всё по стандарту. Многим женщинам в компании таких парней хорошо, потому что они никогда не переступят грань дозволенного, ими легко манипулировать. Делают что им скажут.

Не замечаете здесь некую параллель с работником и начальством? А вот я замечаю. Работник-раб будет делать всё что ему скажут, он выдержит задержку зарплаты, её снижение, необоснованные лишения премий. Причина всё та же – снижение ответственности. Человек не хочет создавать что-то своё, ждать результата, рисковать. Он хочет гарантий, чтобы только устроился, через недельку уже авансик. Неважно продаётся товар, который производит компания, или нет. Учиться чему-то новому тоже нет желания, пусть начальники учатся, а мне платят зарплату. Это типичное поведение раба-добровольца. Для руководства есть несколько неоспоримых преимуществ.

Отсутствие финансовой грамотности

Раб никогда не выйдет на пассивный доход, а значит будет вынужден работать до самой старости. Сколько бы вы не платили рабу, он всё потратит, ничего не отложит, не купит активы, про брокерский счет он ничего и не слышал, на другие виды инвестиций у него не хватит денег никогда, открыть бизнес он не сможет, потому что привык перекладывать ответственность за свою жизнь на начальника и правительство. Идеальная машина для зарабатывания денег. Обещаем ему гарантии, требуем выполнения задач, дальше делаем что хотим. Раб будет возмущаться, но каждое утро как штык на работе. Не потому что любит свою работу, не потому что с помощью компании может реализовывать себя и свои таланты, а потому что надо, нет денег, нечего есть.

Современный раб – потребленец

Маркетинг работает на 5+ уже много десятков лет. Раб при покупке товаров не задумывается над пользой и необходимостью, он берет то, что модно, престижно, круто. Показать, что ты лучше остальных, вот примитивная задача современных рабов. Так у человека с зарплатой 15 000 в руках появляется гаджет за 80 000, а если зарплата дотянула до 20 000 в месяц, то самое время покупать автомобиль за 1,5 ляма. Идеальное поведение раба. Теперь он вынужден работать ещё больше, а значит будет оставаться до поздна, приходить по выходным. В компании друзей он расскажет, что это правительство его заставило, совсем обнаглели там, разворовали всё, а мне приходится трудиться по 12 часов в сутки без выходных, чтоб страну поднять! Свои маленькие неразумные шалости он оправдает, в этом не сомневайтесь.

Кредит как способ принуждения к труду

Я не буду говорить о механизмах обмана, а расчеты по кредитной карте довольно сложны и обвести клиента вокруг пальца при желании можно без особого труда. Но и без того кредит делает свою работу. Рабы очень любят кредиты. Денег постоянно на что-то не хватает, ведь даже при росте доходов они тут же увеличивают расходы постоянно повышая уровень жизни. Приходится брать в долг под проценты, а их суть в том, что вернуть нужно больше. То есть ситуация складывается таким образом — существуют разные ступени уровня жизни. Кто-то может купить себе поддержанный ваз 2106, люди чуть побогаче берут новую калину, ещё богаче идут за поддержанным мерседесом и так далее. Когда человек, способный купить ваз, задумывается над кредитом, чтобы купить калину, он должен понимать, что с учетом кредита он прыгает на уровень поддержанного мерседеса. С учетом процентов 500 000, которые нужно заплатить за новую калину, превратятся в 800 00. То есть человек прыгает на две ступени вверх, но сам думает, что на одну. Типичное поведение раба.

Кто здесь главный?!

Раб настолько слеп, что не видит очевидного. Устраиваясь на работу он убежден, что работает на правительство, прям конкретно на президента. Не удивлюсь если рабы полагают, что Путин знает их в лицо. Соответственно все проблемы, невыплаты, низкая заработная плата и отсутствие перспектив объясняется тем, что это правительство намутило воду. Удивляет ситуация, когда человек зачем-то выучился на учителя, хотя дети его раздражают и в целом работа кажется сложной, а потом требует, чтобы зарплата была как у предпринимателей. Может следовало стать предпринимателем? Ну нет, сейчас вы на меня накинетесь. Медведев однажды уже сказал что-то подобное, потом весь интернет мемасиками заполонили. Просто запомните, что раб всегда уверен в том, что работает на государство. Не на ООО, ИП, ЗАО. На государство. И у него складывается впечатление, что такие зарплаты и задержки сейчас везде, все же на одно государство работаем. Поэтому нет смысла увольняться, учиться, пробовать, везде одно и то же. Мы прокляты.

Миф о стабильности.

Это можно отнести к первому пункту. Смотрите, вот я работал на почте России. В 2012 году моя зарплата была 10 000. Ну там ещё доплачивали пару тысяч, но сам оклад десять. Потом я уволился, помотался везде, в 2016 вернулся. Зарплата 10 000. Я пока развивал свои проекты, создавал сайты, копил немного денег на брокерском счете, в общем проработал там год. То есть доход сотрудников не изменился, а вот продукты подорожали. Умный человек понимает, что рост цен вызван инфляцией и это абсолютная норма. Оклад должен индексироваться ежегодно и повышаться как минимум на уровень инфляции в стране. Вот это стабильность.

Но рабы в схеме не разобрались и в их понимании руководитель молодец, он платит им всё ту же зарплату, не снижает. А вот правительство обалдело, повышает цены тут и там, душит народ. Как объяснить людям истинные причины ухудшения уровня жизни я толком не знаю, но постоянно пробую. Я очень надеюсь, что среди моих читателей все меньше тех, кто в вышеописанных признаках найдёт себя. Иногда мне пишут люди и сообщают, что пересмотрели своё отношение к деньгам и жизни, удалось расплатиться с кредитами, начали формировать капитал. Это самые приятные письма, хочется таких побольше.

Австралийский фонд Walk Free Foundation , созданный миллиардером Эндрю Форрестом при поддержке актёра Рассела Кроу, ежегодно проводит замер состояния рабства на планете Земля. Именно они после опроса сорока двух тысяч человек в двадцати пяти странах мира узнали, что в мире прямо сейчас живёт . Самиздат «Батенька, да вы трансформер» связался с Катариной Бриант (Katharine Bryant), научным руководителем и европейским представителем организации, и обсудил, превосходит ли рабство XXI века по масштабам золотую эпоху работорговли.

Ваше исследование от 2016 года говорит, что в мире живёт около сорока шести миллионов рабов; есть ли у вас более свежие данные?
Это и правда самый последний отчёт на сегодняшний день, и мы всё ещё отмечаем, что в мире 45,8 миллиона людей живёт в современном виде рабства. Однако ближе к концу сентября мы собираемся предоставить новые отчёты в коллаборации с Международной организацией труда, так что мы предоставим обновлённые показатели, но в настоящий момент мы всё ещё опираемся на число 45,8 миллиона: рабы есть в каждой стране на планете.

Какие формы рабства вы включаете в эту цифру? Какие явления вы понимаете как рабство?
Современное рабство для нас - общий термин, который включает в себя различные формы крайней эксплуатации, включая рабский труд, принудительный брак и коммерческое сексуальное эксплуатирование. Под рабским трудом мы подразумеваем ситуации, когда человека заставляют работать и он не способен избежать этой ситуации. Под принудительным браком мы рассматриваем детей и взрослых, которые не способны дать добровольное согласие на брак. У всех видов рабства есть один общий признак - это эксплуатация в высшей степени, от которой индивид не может избавить себя или добровольно уйти.

Самый распространённый вид рабства - принудительный труд, который включает различные аспекты: коммерческое, сексуальное эксплуатирование, принудительная проституция, государственный принудительный труд - например, в тюрьмах или армии. В частном секторе экономики тоже есть множество примеров насильственного труда.

Если сравнить число современных рабов в процентах от общей численности населения Земли, то что мы видим - увеличивается или уменьшается количество рабов по сравнению с временами расцвета рабства?
На этот вопрос тяжело ответить. Если смотреть на Трансатлантическую работорговлю XIX века, то мы считаем, что количество людей, находящихся в рабстве в наши дни, на самом деле значительно выше. Однако наши суждения ограничены, ибо до XIX века записи о работорговле велись не так чётко, поэтому тяжело сказать, больше ли людей находятся в рабстве в наши дни, чем когда-либо до, однако да, их однозначно больше, чем во времена Трансатлантической работорговли.

Самый распространённый вид рабства - принудительный труд

Опишите портрет современного раба.
Современное рабство выглядит по-разному в каждой стране. Важно помнить, что рабство действительно наблюдается в любой из ста шестидесяти семи стран, которые входят в наш список Global Slavery Index. Есть мужчины, которых заставляют рыбачить на рыболовных судах. Мы находили множество подтверждений, как мужчин похищали из Бирмы, провозили через границу в Таиланд и заставляли работать на рыболовных судах, которые никогда не заходили в порт. В европейской части есть случаи беженцев, которые бежали от войны из Сирии или Ливии, подверглись торговле людьми и были обращены в сексуальное рабство. Особую озабоченность у нас вызывают дети-беженцы, которых стали эксплуатировать по всей Европе, и они исчезли из программ для беженцев. В России и Центральной Азии мы также наблюдаем случаи принудительного труда и брака. В Узбекистане и Туркменистане принудительный труд санкционирован государством: там людей заставляют собирать уголь, там похищают невест и заставляют выйти замуж за определённого человека. Так что видов рабства много, но опять же: общим фактором является то, что индивид не может избежать этой ситуации.

А как выглядит современный рабовладелец?
В случаях пропавших эмигрантов в Европе эти рабовладельцы - члены организованной преступности, они извлекают пользу из продажи и покупки рабов, потому что воспринимают их как доступный и одноразовый товар. Более традиционные формы, исторические формы рабства, где есть «хозяин», и его дети наследует рабов, в таких местах, как Мавритания в Западной Африке. В других странах за счёт рабов рабовладельцы могут получать быструю прибыль либо в цепочках поставок многонациональных корпораций, либо в более неформальных структурах: например, в Южной Азии есть множество случаев кабального труда в кирпичной промышленности, где человека заставляют работать бесплатно, пока он не выплатит долг. Иногда эти долги передаются из поколения в поколение.

Современное рабство влияет на работу корпораций по всему миру. К счастью, в Европе, а также Великобритании, США, Австралии и Бразилии правительства начинают предпринимать меры, согласно которым торговые предприятия и многонациональные корпорации должны следить за их собственными каналами поставок, искать свидетельства современного принудительного труда. Мы также приветствуем требования к предприятиям, что они должны публиковать отчёты и заявления, обозначая, что они предпринимают, чтобы предотвратить принудительный труд. Мы поддерживаем и поощряем другие страны, чтобы они приняли похожие меры.

Какова ситуация с рабством в бывших колониальных странах в настоящее время?
Есть сведения, подтверждающие наличие рабства в каждой стране мира, включая бывшие страны Английской Империи. В Австралии, где находится штаб Walk Free Foundation, мы предполагаем, что около трёх тысяч жителей испытывают различные формы современного рабства. В таких странах, как Австралия и Великобритания, эксплуатации подвержены в основном эмигранты и переехавшие рабочие. Это видно в разных сферах: например, человек, который приехал в страну, чтобы выйти замуж, принуждается к домашнему рабству, или человек находится там по временной визе, которая не предоставляет ему достаточную трудовую защиту. В Индии население эксплуатируется в неформальных структурах, например на рыбацких предприятиях, у которых нет большого количества нормативно-правовых актов, в отличие от других организаций.

в 2012 году доход от современного рабства составил 165 000 000 000 долларов

В какой стране самая страшная ситуация с рабством?

В 2016 самый высокий процент населения, подверженный современному рабству, был зафиксирован в Северной Корее - там 4 % населения находятся в рабстве, занимаются принудительным трудом в тюрьмах и лагерях. Ситуации плохи и в Польше и России, высокий процент рабства наблюдается в таких странах, как Узбекистан, Бангладеш, Индия и конфликтных зонах по всему миру.

Сколько денег крутится в этой области?
По нашим данным, в 2012 году доход от современного рабства составил 165 000 000 000 долларов - очевидно, что это невероятно доходный бизнес. С другой стороны, что интересно: для борьбы с рабством используется очень мало финансовых ресурсов. Так что пока рабство приносит большой доход, и в среднем лишь 120 000 000 долларов в год тратится на борьбу с ним.

А как можно бороться с рабством?
В свою оценку работу правительств ста шестидесяти одной страны мира по борьбе с рабством мы включаем много различных аспектов хороших и действенных методов борьбы, например программы помощи жертвам, меры уголовного правосудия, наличие антирабовладельческих законов, механизмы координации и подотчётности, оперативную реакцию на риски, а также роль торговых предприятий. Поэтому мы утверждаем, что лучшая реакция правительства на современное рабство должна охватывать все эти аспекты. Правительству следует обучать правоохранительные органы борьбе с рабством, изучать все формы современного рабства, принимать законы, сотрудничать с другими правительствами для обеспечения транснационального подхода к этой проблеме. Правительству следует ещё и убедиться, что оно обеспечивает безопасность для своего населения и наёмных работников. Помощь может выражаться в правильном трудовом законодательстве и проведении проверок для выявления любых случаев принудительного труда. Наконец, мы настоятельно рекомендуем предприятиям и правительствам работать вместе, чтобы попытаться исследовать современное рабство.

Исходя из наших исследований, государство Северной Кореи - самое лояльное по отношению к рабству. Есть множество случаев и примеров принудительного труда в трудовых лагерях, и принудительный труд используется в качестве наказания для политических заключённых. Ещё более интересен факт использования принудительного труда жителей Северной Кореи в Европе. Исследования Лейденского университета в 2015 году показали, что северные корейцы были экспортированы в Европу, где их принуждали к работе и платили им мизерные зарплаты, почти не давали свободы во время работы. В Северной Корее государство почти ничего не делает для того, чтобы помешать рабству и принудительному труду, а в некоторых случаях даже активно продвигает рабство.

Walk Free Foundation только ведёт статистику или каким-то образом способствует улучшению ситуации в мире?
Наш фонд был основан в 2012 году австралийским бизнесменом Эндрю Форрестом после того, как его дочь, Грейс Форрест, побывала волонтёром в детском доме в Непале - там она узнала, что большинство детей из того детского дома были жертвами сексуальной работорговли и их продавали из Непала в Индию. Грейс подняла этот вопрос в своей семье, и они решили изучить, что происходит в антиработорговой и антирабовладельческой сферах по всему миру, и определить, где бы они могли принести наибольшую пользу. В результате, они поняли, что антирабовладельческим организациям не хватает финансирования, торговые предприятия в борьбе с этим вопросом не слишком заинтересованы плюс было очень мало исследований по этой теме. В результате они основали фонд и Global Slavery Index , где я и работаю. Мы пытаемся определить количество людей, по всему миру подверженных современному рабству и узнать, что предпринимают правительства, чтобы с этим бороться; также мы сотрудничаем со многими агентствами ООН.

В основном мы фокусируемся на оценке количества людей в рабстве, но также предоставляем очень конкретные политические рекомендации насчёт того, что правительства должны делать, чтобы реагировать. Таким образом, помимо выявления и повышения осведомленности о масштабах проблемы, мы также пытаемся предоставить инструменты для борьбы с ней. Сейчас мы готовим наш новый отчёт, и в нём мы посвятим отдельную главу роли бизнеса в расцвете современного рабства и объясним, что бизнес может сделать уже сейчас, чтобы выявить эксплуатацию труда в своих рядах.