Разделы: Работа с дошкольниками

Интеграция образовательных областей:

  • ОО "Познание". ("Природный мир");
  • ОО "Социально-коммуникативное развитие" ("Социальный мир");
  • ОО "Художественно-эстетическое развитие" (Аппликация).

Целевые ориентиры:

  • Закрепить знания детей о разных природных зонах нашей страны (тундра, лес, пустыня); об умении животных и растений приспосабливаться к разной среде обитания.
  • Продолжать формировать у детей понятия "Страна", "Родина", "Отечество".
  • Развивать связную речь, умения сравнивать, анализировать, доказывать свое мнение.
  • Активизировать словарь по данной теме.
  • Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность.
  • В аппликации закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Предварительная работа:

  • Беседы о жизни животных и растениях в разных климатических условиях.
  • Просмотр видео по данной теме.
  • Рассматривание иллюстраций в детских энциклопедиях о животных и растениях леса, тундры, пустыни.
  • Знакомство с картой России, глобусом.
  • Чтение отрывков из книги Сладкова «Разноцветная книга», рассказов М. Пришвина «Моя Родина»

Материал:

  • Карта России, глобус (к нему прикреплена стрелка);
  • Картинки с изображением животных (бурый медведь, белый медведь, верблюд, тюлень, сайгак, волк).
  • Картинки с изображением деревьев (береза, карликовая береза, саксаул, сосна).
  • Набор цифр для каждого ребенка (1,2,3,4,5)
  • Разрезные картинки (северный олень, верблюд, лиса).
  • Картинки с изображением пустыни.
  • Цветные листы (желтые, голубые, зеленые) для книги.
  • Ромашка с разноцветными лепестками (желтые, голубые, зеленые) для деления детей на 3 подгруппы.
  • Набор картинок по теме "люди", "животные", "птицы", "рыбы"

Ход занятия

1. Беседа с детьми:

1) Как называется наша страна? (Российская Федерация, Россия )

2) Почему страну, в которой мы живем, мы называем Родиной? (Ответы детей )

3) А почему ее еще называют Отечеством? (наши родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки родились здесь, выросли, живут; мы все говорим на одном языке – русском; у нас свои общие для всего народа обычаи, традиции).

4) Почему так говорят: "Матушка Россия" (Земля кормит нас хлебом, поит )

5) Объясните русские народные пословицы:

а) На чужой сторонушке и солнце не греет.

б) На чужой сторонушке рад своей воронушки.

в) Каждый кулик свое болото хвалит

2. Рассматривание карты России

Вижу чудное приволье,
Вижу степи и поля,
Это русская сторонка,
Это Родина моя.

1) Что обозначают на картах разноцветные пятна? (Ответы детей ).

2) В тундре, в лесах, в степях кто живет? (люди, звери, птицы )

3) В морях, реках, озерах? (рыбы, морские животные )

4) А звери и птицы на территории нашей страны везде одинаковые или нет? (ответы детей )

3. Игра "Кто где живет?"

Воспитатель крутит глобус и произносит слова:

Крутится, вертится шар наш земной,
Много увидеть можем с тобой,

Животное, здесь живущее, быстро в круг беги.

Стрелка на глобусе показывает на одну из карточек: желтая – пустыня, зелёная – лес, голубая – тундра.

Дети бегут в круг и изображают животных, живущих в данной местности.

4. Игра "Кто что ест?"

Воспитатель показывает иллюстрацию животного, а дети называют, что он ест. (например, медведь - ягода, корни, рыба )

5. Игра "Что где растёт"

Какие растения нашей страны вы знаете? (ответы детей )

На доске иллюстрации деревьев. Каждому дереву соответствует своя цифра: 1 – береза, 2 – саксаул, 3 – карликовая береза, 4 – сосна.

У детей цифры 1,2,3,4.

Задания:

а) Покажите дерево, которое растет в центральной части России (в лесу). (Дети поднимают соответствующие цифры 1 и 4 ).

б) Покажите дерево, которое растет на севере нашей страны. (Дети поднимают цифру 3 ).

в) Покажите дерево, растущее в пустыне. (Дети поднимают цифру 2 )

г) Сравните березу и карликовую березку. Чем они похожи, чем отличаются? Почему?

5. Игра "Закончи словечко"

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч ребенку и называет первый слог названия животного, ребенок заканчивает слово (тю - лень, мо - рж, гор - буша, верб – люд и т.д)

6. Игра "Сложи картинку"

Детям предлагается собрать разрезанную на несколько частей картинку, изображающую птицу или животное. Цветной карточкой обозначить, где оно живет (голубая карточка – в тундре, зелёная – в лесу, желтая – в пустыне).

7. Игра "хорошо-плохо"

Воспитатель : Ребята, мы с вами говорили, что на территории всей нашей страны живем и мы – люди. Как вы думаете, на севере жить хорошо или плохо? Почему плохо? Почему хорошо? А на юге? В пустыне? В лесу? (ответы детей )

8. Игра "Что лишнее?"

На картинке нарисована пустыня. Среди обитателей пустыни медведь, сова, ель, чукча.

Всё ли здесь в порядке? (Дети объясняют свои предположения.)

Страна наша многонациональная, все люди живут дружно, трудятся друг для друга.

Недаром у нас сложено много пословиц о труде. Давайте их вспомним:

1) Птицу узнают в полете, а человека – в работе.

2) Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

3) В большом деле и малая помощь дорога.

Вот мы сейчас с вами и потрудимся. Сделаем интересную книгу. А назовем ее так: «Широка страна моя родная».

Книга это необычная – у нее будут разноцветные страницы: желтые, голубые и зеленые. Желтые страницы расскажут читателям о пустыне, зеленые – о лесе, а голубые – о тундре. Кто какие странички будет делать, подскажет вот эта ромашка.

Дети становятся вокруг стола, на котором лежит ромашка, а в середине ее стоит глобус.

Воспитатель произносит слова:
Крутится, вертится шар наш земной,
Много узнали мы вместе с тобой.
Дружно скажем: раз, два, три
И лепесток от ромашки сорви!

Дети отрывают лепесток и проходят к столу, на котором лежат бумага такого же цвета, что и лепесток. Дети выбирают картинки (людей, птиц, животных, растений) и наклеивают их на страницы. Затем все вместе собирают книгу. Обсуждают страницы книги.

Детям предлагается дополнить содержание страниц книги картинками, принесенными из дома. Прочитать о понравившемся животном или птице дома, а потом рассказать ребятам в детском саду.

В конце занятия дети танцуют и поют песню "Шире круг".

Ольга Семенова
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Моя Россия-моя страна. Символика Российской Федерации»

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе на тему :

" Моя Россия - моя страна . ".

Подготовила воспитатель МДОУ Д/С18 Семенова О. В.

Ярославль 2015 г.

Конспект открытого занятия в старшей группе

Тема : Моя Россия - моя страна . Символика Российской Федерации .

Цель : актуализация знаний детей о государственных символах нашей страны .

Задачи :

образовательные :

Расширять словарный запас по теме "Символика России ": россияне , флаг, герб, гимн. ;

Обогащать речь словами признаками через упражнение с мячом "Назови признак" (огромная, могучая, сильная.) ;

Обогащать речь словами антонимами, через игровое упражнение "Скажи наоборот";

Украшать речь пословицами и поговорками, выразительным чтением стихотворений о Росси ;

развивающие :

Развивать познавательный интерес к государственной символике ;

Развивать интерес к истории и культуре родной страны ;

Развивать мелкую моторику, через собирание пазлов, выполнение пальчиковой гимнастики;

Развивать зрительное восприятие через упражнение "Отыщи Российский флаг ";

воспитательные :

Воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к символам России (флаг, герб, гимн) ;

Воспитывать любовь к Родине через чтение стихов слушания музыки о России .

Формировать навыки межличностного взаимодействия.

Оборудование : кукла Незнайка, карта России , пазлы с изображением флага и герба России , карточки с изображением государственных символов , игра "Флаги разных стран ", ноутбук, запись гимна, песни оРоссии , фишки для деления детей на две команды (на одних изображен флаг, на других герб, мяч, баранки.

Интеграция образовательных областей : познание, развитие речи, музыка.

Предварительная подготовка : чтение и заучивание стихов и пословиц о России , познавательные беседы о флаге, гербе, гимне, рассказ о символике флага , герба и гимна, рисование и аппликация "Флаг России ", собирание пазлов с изображением символов России , работа с географической картой, разучивание первого куплета гимна.

Ход занятия:

Этап Виды деятельности Время

I Оргмомент Дети встают около стульев.

Ребята, у нас сегодня гости давайте поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки.

Здороваются (речь с движением) .

Здравствуй, солнце золотое - руки делают солнышко

Здравствуй, небо голубое - руки вверх

Здравствуй, вольный ветерок - качают руками наверху

Здравствуй, маленький дубок -показывают вниз

Мы живем в родном краю всех я вас приветствую! машут руками 1 мин.

тема и цель В.: Ребята, я сегодня шла в сад и встретила Незнайку, он был очень грустный.

Незнайка.: Здравствуйте ребята. У меня большая проблема. Меня пригласили в гости в другую страну и попросили рассказать о моей стране . Но вот беда, я ничего не знаю о своей стране : ни как она называется, ни какая она и тем более не знаю ее символов , вы поможете мне, ребята?

Дети : поможем.

В. Сегодня мы будем говорить о нашей стране , а также продолжим беседу о государственных символах России . А ты, Незнаечка, посиди и послушай. 1 мин

В : Как много на нашем земном шаре разных стран . Но есть на нем лишь одна страна , которую мы любим, которую зовем своей Родиной.

Скажите, пожалуйста, в какой стране с удивительно красивым названием мы живем?

Дети : Мы живем в стране , которая называется Россия .

Воспитатель : - Правильно. Это Россия .

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той.

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну , наш общий дом!

Кто может и хочет показать на карте границу нашего государства?

(Ребенок с помощью указки показывает границу России .)

В.: Россия – самая большая по площади страна в мире , ее омывают 12 морей трех океанов, столица нашей Родины – Москва. Глава нашего государства – Президент. А Россия какая ? "Мяч по кругу"

Дети : необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, огромная, многонациональная, щедрая, великая, любимая, светлая, милая.

В.: а чем же богата наша страна ?

Дети : природа, природные ресурсы, умелые мастера

В : ребята, а теперь приготовьте свои ручки.

Пальчиковая гимнастика

Что В России нашей есть , -пожимают плечами

Это нам не перечесть. - качают головой с указательным пальцем

Раз-леса, - качают руками вверху

2 -моря - рукой волны

3- поля и горы - руки полочкой и смыкают вверху

А 4 - ты и Я - показывают руками

5 - вольные просторы - широкий круг руками.

Воспитатель : Велика наша страна . Далеко раскинула она свои просторы : с запада на восток, с севера на юг. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

Прочитайте стихотворение о бескрайности России . чтение стихов наизусть

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Воспитатель : Как разнообразна и прекрасна природа нашей Родины, об этом следующее стихотворение.

Россия… Как из песни слово ,

Березок юная листва

Кругом леса, поля и реки

Раздолье – русская душа.

Воспитатель : Ребята, а как надо относиться к своей стране ?

Дети : любить, гордиться, беречь. Стихотворение о любви к Родине.

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

Воспитатель : Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки. Назовите некоторые пословицы. 2-3 пословицы называют дети, объясняют, как они их понимают?

Дети : Игра с мячом назови пословицу.

Родина любимая – что мать родимая.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины – что соловей без песни.

Воспитатель. Ребята, вы видите, что народ очень любит свою Родину, прославляет и в стихах и пословицах. А как же называются люди, живущие в нашей стране ?

Дети : россияне .

Воспитатель : какие же они, Россияне ?.

Игра : " Назови слово с противоположным значением" (3-4 противоположности)

Россияне не злые , а. (добрые)

Россияне не трусливые , а. (смелые)

Россияне не глупые , а. (умные)

Россияне не жадные , а. (щедрые)

Россияне не грустные , а. (веселые)

Россияне не сердитые , а. (добродушные)

Россияне не слабые , а. (сильные)

Россияне не ленивые . а (трудолюбивые)

IV Воспитатель : ребята, какие вы молодцы, как много вы рассказали Незнайке про свою страну , про ее людей, а про символы России вы ему рассказать можете?

Воспитатель : - У всех стран , в том числе и у России , есть свои символы . А вспомнить, какие это символы нам помогут загадки :

У него названий много :

Триколор, трёхцветный стяг –

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный. (ФЛАГ)

вывешивается флаг России на магнитную доску .

Давайте встанем около стульчиков и выполним небольшую физкультминутку :

Белый цвет – березка, (руки вверх, «дерево качается» )

Синий – неба цвет, (руки вверх, потягивание на носках)

Красная полоска – солнечный рассвет. (медленно поднимать руки через стороны) .

Садятся на стулья.

В.: Ребята, Незнайка принес к нам в группу флаги различных стран и не может найти среди них флаг России . Помогите, пожалуйста Незнайке, но будьте очень внимательны есть много флагов, похожих на Российский флаг . Игра с флагами разных стран (1-2 человека находят флаг России ) .

В.: Итак, один из символов это флаг . Молодцы ребята, следующая загадка :

На нем очень гордая птица -

С двумя головами орёл.

Одной он глядит на Европу

В Азию – взгляд у другой. (герб)

вывешивается герб России на магнитную доску

В. молодцы ребята, это герб. А сейчас, ребята, вы получите фишечки, возьмите каждый по одной. Дети получают фишки с изображением флага или герба. Делятся на две команды : команда "Герб" и команда "Флаг". Вам предстоит очень интересное задание .

Команда "Герб" собирает пазлы с изображением герба Российской Федерации и рассказывает о том, что изображено на гербе, где можно его увидеть.

Команда "Флаг" собирает пазл с изображением флага и готовит небольшой рассказ о том, что изображено на флаге и где можно его увидеть.

Пока дети собирают пазлы звучит музыка. "Россия Матушка "

Итак, команда "Герб"рассказывает (рассказы детей)

Это герб. Он имеет форму рыцарского щита красного цвета, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла, тоже в красном щите, серебряный всадник на коне, который острым копьем черного поражает дракона. Дракон символизирует врага российского государства , а всадник – славный воин.

Герб наш говорит нам о том, что страна наша единая , независимая, а добро всегда зло побеждать будет. Можно встретить на деньгах, документах печатях.

А теперь Команда "Флаг".

Флаг России состоит из трех цветов : белого, синего,

красного, полосы расположены горизонтально. Белый цвет на флаге России означает мир . Синий цвет означает веру и надежду, воду и небо. Красный цвет означает Победу добра над злом. Можно встретить на соревнованиях, награждении победителей в праздничные дни на зданиях.

В : Итак ребята, вы уже отгадали два символа : флаг и герб. Третья загадка.

Когда звучит он - все встают

И дружно подпевают

Россию нашу на века

Все люди прославляют. (гимн)

В. К государственным символам , кроме герба и флага, относится еще один. Это гимн.

В : Что такое гимн?

Гимн – это торжественная, величественная песня.

В : А Когда исполняется гимн?

Дети : Государственный гимн исполняется в особо важных и торжественных случаях : например, когда встречают важных гостей из других стран , или награждают победителей соревнований. Каждый новый день в нашей стране начинается с гимна , который звучит рано утром по радио и телевидению.

Воспитатель : Скажите, ребята, а как правильно надо исполнять гимн?

В. Давайте, ребята встанем и исполним первый куплет гимна Российской Федерации .

Слова гимна написал поэт Сергей Владимирович Михалков, а музыку – композитор Александр Васильевич Александров.

Дети : встают и исполняют первый куплет гимна. садятся на стул.

V I Итог В. Итак, ребята о чем же теперь сможет рассказать Незнайка своим иностранным друзьям ?

Дети : о России и о государственных символах

В.: А что вам больше всего понравилось на занятии ? Что у вас получилось?

В. Ребята а заключении я хочу дать вам напутствие :

Берегите Россию , нет России другой .

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию , чтобы сильной была,

Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.

Ей неведомы страхи , и крепка её сталь.

И последней рубахи ей для друга не жаль.

Незнайка вас благодарит, за то что вы так много рассказали ему о своей прекрасной, великой, могучей стране , о ее символах и все это он обязательно расскажет своим иностранным друзьям . А за ваше старание он вас хочет угостить традиционно русским лакомством : баранками.

Паспорт проекта

  • Руководители проекта: Иёшкина Н.Н., ФатыховаН.И.
  • Аудитория: дети старшей группы.
  • Тип проекта: образовательный, долгосрочный, внутригрупповой.
  • Срок реализации: сентябрь - апрель
  • Актуальность: очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина - Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем - и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной - Россией - является основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине - значит, он является ее сыном, значит Россия для него - Родина.

Цель проекта: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, воспитание патриотических чувств, к Родине.

Задачи проекта:

  1. Закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;
  2. Воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов и т.д.
  3. Расширить объём знаний о государственной символике (гимн, герб, флаг);
  4. Воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за свою страну.

Предполагаемые результаты:

Научиться выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Освоить историю родного Отечества.

Приобрести с детьми навыки социального общения со взрослыми.

Воспитывать любовь к Родине, бережного отношения к ее культурным ценностям.
Закрепить умения выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
Обогащать словарный запас детей.

Продукт: изготовление альбома «Знаменитые земляки», выставка поделок «Достопримечательности России».

Оборудование: мультимедийное оборудование, наглядный материал, слайдовые презентации, картины и репродукции с изображением российского пейзажа, изображение герба и флага России.

Тематическое планирование с использованием разных форм работы

Сентябрь

Смысловые блоки

Название темы

Формы работы

Столица, символы, президент

« Москва - столица нашего Отечества».

Беседа,рассматривание фотоиллюстраций о Москве.

«Кремль»

«Государственные символы России».

Дидактическая игра.

З.Александрова «Родина»,

Г.Ходакова «О Москве».

Работа в книжном уголке. Чтение стихотворений.

Октябрь

Столица, символы, президент

«Символы страны - герб, флаг, гимн».

Беседа с показом иллюстраций.

Стихотворение «Флаг России».

Заучивание наизусть.

Гимн России.

Прослушивание гимна.

«Российский флаг».

Продуктивная деятельность (аппликация)

Ноябрь

Знаменитые земляки

«Город, в котором я живу».

Знаменитые земляки: Гудков, Федотов, Лацков и др.

Работа с родителями.

Изготовление альбома «Знаменитые земляки».

«Самолёт».

Продуктивная деятельность (аппликация).

Декабрь

Традиции России

«Культура и традиции русского народа»: «Новый год», «Масленица», «Пасха».

Беседа с показом иллюстраций.

Знакомство с русским национальным костюмом.

Рассматривание иллюстраций и кукол в национальных костюмах.

Эти мудрые русские народные сказки!

Работа в книжном уголке, чтение сказок.

Январь

Традиции России

«Краса ненаглядная». Русские народные промыслы: «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка», «Матрёшка».

Беседа с показом образцов посуды и игрушек.

Продуктивная деятельность (аппликация матрешка).

Русские народные пословицы, поговорки, загадки (русский народный фольклор).

Работа в книжном уголке.

«Голубая гжель».

Продуктивная деятельность (аппликация чайник гжель).

Февраль

Достопримечательности России

«История возникновения колоколов на Руси»

Беседа с показом иллюстраций.

«Достопримечательности России».

Работа с родителями. Поделки своими руками.

«Колокол».

Продуктивная деятельность (лепка)

Март

Великие соотечественники

«Беседы о великих соотечественниках»:

космонавт- Ю.Гагарин,

писатель- А.С.Пушкин,

художник - И.И.Шишкин,

музыкант - П.И.Чайковский.

Беседа с показом портретов, иллюстраций.

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый.

Заучивание наизусть отрывка.

Коллективная работа к произведению А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зеленый».

Продуктивная деятельность (ручной труд)

Апрель

Многообразие природы

Растительный и животный мир России.

Знакомство с географической картой России.

Беседа, с показом презентации.

«Русская берёза».

Продуктивная деятельность аппликация и рисование.

Стихи: С.Есенин,Н.А.Некрасов, И.А.Бунин, А.А.Фет.

Работа в книжном уголке. Чтение стихов о природе.

Цель:

Воспитание у детей старшего возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

Задачи:

Познакомить детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”;

Формировать у них представление о России как о родной стране;

Познакомить с картой России;

Развивать словарный запас.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, читают стихотворение:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Молодцы ребята, садитесь на стульчики.

Мы живём в стране, у которой удивительное красивое имя – Россия. Давайте вместе повторим это слово - «Россия»! А мы с вами, граждане России - россияне!

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина. (Ответы детей.)

Родина - значит родная, как мать и отец. Родина-место, где мы родились, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна. Послушайте стихотворение о Родине: Яна Гранкина "Что мы Родиной зовём?"

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Наша Родина - это великая страна Россия. Россия - сама большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки: Волга, Обь, Енисей и многие другие несут свои воды в моря и океаны. В России - много городов, сёл и деревень. Вот некоторые города России: Москва, Санкт- Петербург, Тверь, Нижний Новгород и другие. (Показ на карте.)

Какие ещё вы знаете города? В каком городе мы живем? (Показ на карте.)

Все в мире знают, что Россия – богатая страна. Давайте подумаем почему? (Ответы предположения детей.)

Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? (дымковские игрушки, хохломская посуда, жостовские подносы, матрешки) (показать образцы народных промыслов). И сейчас мы с вами тоже превратимся в матрешек.

Физкультминутка «Матрешки»

Мы веселые матрешки, Дети улыбаются друг другу.

На ногах у нас сапожки, Показывают ножки.

Ладушки, ладушки, Хлопают в ладоши.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки, Хлопают в ладоши.

Мы похожи словно сестры, Поворачиваются по кругу.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

Посмотрите внимательно на карту и скажите, что обозначает зеленый цвет на карте?

(Ответы детей.)

Леса - народное богатство России. Они дают человеку чистый воздух, грибы, лекарственные растения. Леса – это родной дом для многих животных, насекомых, птиц. Но страна – это не только леса, поля, реки и города.

Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру и традиции.

В разных городах нашей страны на больших заводах и фабриках работают люди, строят огромные корабли - ледоколы, самолёты, современные автомобили. Подводные лодки и даже космические корабли.

Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине.

Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Вот некоторые из них.

Нет земли краше, чем Родина наша!

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Одна у человека мать - одна и Родина!

Береги землю любимую, как мать родимую.

Кто за Родину горой - тот истинный герой.

Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, желанию защищать её от врагов. Велика наша страна - Россия! Далеко раскинулась она с запада на восток, с севера на ю. (показ на карте)

А какие у вас любимые, родные места?

(Ответы детей.)

А теперь подумайте и скажите: «Почему мы гордимся Россией?».

Россия - наша Родина.

Россия - самая большая страна.

Россия – страна с богатой культурой.

Сегодня я познакомлю вас с русской народной игрой «Барин»

Дети располагаются по кругу. Внутри круга стоят спинками друг к другу два стульчика. Выбирается водящий – «барин», он ходит внутри круга.

Дети: Ходит барин по хороводику,

Ищет барин себе девицу.

«Барин» берет одну из девочек за руку и выводит в круг.

Дети: Нашел!

Барин: Хороша моя девица?

Дети: Хороша, работяща, пригожа, красива….

Дети: Присаживайтесь!

Дети: Раз, два, три!

На счет три «барин» и «девица» поворачивают головы. Если повернулись в одну сторону, «барин» целует «девицу» в щечку, если в разные – знать, не судьба.

Молодцы! Понравилась вам игра?

О чем мы сегодня говорили?

Кто может показать ее на карте?

Что вы можете сказать о своей родной стране?

Учебно-методическая разработка

Конспект открытого занятия в старшей группе

для детей с ОНР по Ф.Ц.К.М. по теме «Моя страна»

Муртазина Любовь Александровна

воспитатель ГБДОУ детский сад №2 компенсирующего вида

Кировского района города Санкт-Петербурга

Программное содержание:

1. Расширять знания о родной стране. Формировать представления о том, что страна, где мы живем, огромна, называется Россия, столица - Москва, научить узнавать флаг, герб, гимн России.

2. Развивать логическое мышление.

3. Обогащать словарь детей существительными: страна, отчизна, родина, карта, граница, герб, флаг, гимн.

4. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

5. Развивать диалогическую речь.

6. Воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за свою страну у детей.

Вход детей по музыку («Вместе весело шагать по просторам…»)

Приветствие детей (речь с движением):

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Входит Незнайка: «И я вас приветствую. И где же мы все живем?»

Дети: «Мы живем в России.»

Незнайка: «Что же такое Россия?»

Дети: «Это наша страна, государство.»

Воспитатель: «Как еще можно назвать страну?»

Дети: «Родина, отчизна, отечество.»

Воспитатель: «А как называются люди, которые живут в России?»

Дети: «В России живут россияне.»

Девочка: «Я россиянка.»

Мальчик: «Я россиянин, ты - россиянин.»

Незнайка: «Я вам принес подарок. Только он у меня рассыпался.»

Воспитатель: «Не волнуйся, Незнайка, ребята тебе помогут.»

Дидактическая игра «Ты внимательно смотри и картинку собери». (Дети собирают карту России из кусочков.)

Воспитатель: «Что получилось, расскажите!»

Дети: «Мы собрали карту.»

Воспитатель: «Это карта России. Как сказать по-другому?»

Дети: «Это карта нашей Родины, страны, Отечества, Отчизны.»

Воспитатель: «Правильно, и сегодня мы будем узнавать новое о нашей стране, Родине. Ведь каждый человек должен знать о своей Родине как можно больше.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем.

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.»

Незнайка: «Что-то я не вижу ни березок, ни домов.»

Воспитатель: «Незнайка, на карте все уменьшено во много-много раз. Если мы поднимемся над страной высоко-высоко, то увидим ее такой же, как на карте. Ведь на далеком расстоянии все предметы кажутся очень маленькими. Если совсем далеко подняться, то все предметы превращаются в точки.

Что нужно, чтобы подняться над страной очень высоко?»

Дети: «Нужен самолет или ракета.»

Воспитатель: «Сядем в самолет и полетим над землей. Незнайка, полетишь с нами и будешь фотографировать все интересное.

Чтобы хорошо все видеть, надо потренировать глазки: сначала сильно зажмурить, а потом посмотреть вдаль.»

Подвижная игра

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

На посадку!

Воспитатель: «Все приземлились? Сядем и посмотрим, что Незнайка сфотографировал.» (Просмотр слайдов полей, лесов, рек, озер, гор, морей под музыку.)

Воспитатель: «Здорово, поиграем в игру.»

Дидактическая игра «Один - много»

Одно «поле» - мы видим «поля» - «много полей»

Лес - леса - много лесов

Гора - горы - много гор

Река - реки - много рек

Озеро - озера - много озер

Море - моря - много морей

Незнайка: «Потом мы поднялись еще выше. Что это?»

Воспитатель: «Вот так выглядит страна с очень большой высоты, сравним с картой России.»

Дети: «Очень похожа на карту России.»

Воспитатель: «Что можно рассказать о России, глядя на карту?»

Дети: «Россия -огромная страна. В России много лесов и полей. В России есть горы. В России много рек, озер и морей.»

Незнайка: «А что это за красная линия?»

Воспитатель: «Это граница нашей родины. У каждого государства есть границы. Граница отделяет одно государство от другого.» (предлагается детям показать границу России)

Незнайка: «А что за кружочки на карте?»

Воспитатель: «Это города.» (Дети показывают города)

Незнайка: «Где наш город?» (Дети показывают и называют Санкт-Петербург)

Незнайка: «Почему один кружок самый большой?»

Воспитатель: «Это самый большой, главный город России - столица. Как называется?»

Дети: «Столица России - город Москва.»

Воспитатель: «В Москве работает президент, правительство страны, много театров, красивых домов, в небе над Москвой во время праздников вспыхивает салют.»

Гимнастика для глаз «Салют» (Дети надевают на большой пальчик салютик и следят глазами за движением салюта на пальце.)

Высоко салют взлетел,

Совсем низко улетел,

Влево, вправо полетел,

И на место свое сел.

Незнайка: «Интересно, меня все узнают по моей шляпе, а у России есть что-нибудь особенное?»

Воспитатель: «Конечно, это называется «символы». У каждой страны есть государственные символы - герб страны, флаг и гимн. У России герб - двуглавый орел на красном щите. (Слайд герба Российской Федерации)

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

(Дети рассматривают герб России)

Незнайка: «А у меня в конверте сколько разных гербов! Как узнать сколько?» (Посчитать)

Воспитатель: «Помогите Незнайке выбрать только гербы России.» (Дети отбирают гербы России)

Воспитатель: «А вы знаете, что у каждой страны есть свой флаг? (Слайд российского флага) Флаг нашей страны трехцветный.»

Белый цвет - березка,

Синий - неба цвет,

Красная полоска -

Огненный рассвет.

Воспитатель: «Сколько полосок у российского флага и какие?» (Отвечают дети)

Воспитатель: «Белый цвет - это цвет мира. Белый цвет говорит, что наша страна миролюбивая, что она не нападает ни на кого. Синий цвет - верность, вера, народ любит свою страну и защищает ее, хранит верность ей. Красный цвет - цвет силы, кровь, пролитая за страну.»

Дидактическая игра «Какой - какая»

Страна какая - сильная, великая, могучая, миролюбивая

Народ какой - сильный, миролюбивый, могучий, великий

Воспитатель: «Давайте построим один большой флаг» (Строят из полосок флажки и собирают в один большой флаг)

Воспитатель: «У каждой страны есть гимн. Гимн - это главная торжественная песня страны. Гимн исполняют во время праздников и важных событий. При исполнении гимна все встают, а мужчины даже снимают головные уборы. (Звучит запись гимна)

Сегодня мы только немного познакомились с нашей страной. Но дальше к этой теме будем возвращаться все чаще и чаще, ведь каждому интересно узнать побольше о своей Родине.»

Оценка занятия детьми: А вам интересно было с нами? Что понравилось, что узнали нового?