Просмотр этого шаблона
Джон Стейнбек
Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Отрывок, характеризующий Стейнбек, Джон– Ой, сколько свето-о-ськов!... А класи-и-во как, ба-а-тюски!!!... – в полном восторге, шепелявя пропищал, крутившийся «волчком» на маминых коленях, трёхлетний малыш. – И ба-а-боськи!... А бабоськи какие больсы-ы-е!
Я остолбенело на него уставилась, и какое-то время так и сидела, не в состоянии произнести ни слова. А малыш, как ни в чём не бывало, счастливо продолжал лопотать и вырываться из крепко его державших маминых рук, чтобы «пощупать» все эти вдруг откуда-то неожиданно свалившиеся, да ещё такие яркие и такие разноцветные, «красивости».... Стелла, поняв, что кто-то ещё её увидел, от радости начала показывать ему разные смешные сказочные картинки, чем малыша окончательно очаровала, и тот, со счастливым визгом, прыгал на маминых коленях от лившегося «через край» дикого восторга...
– Девоська, девоська, а кто ты девоська?!. Ой, ба-а-тюски, какой больсой ми-и-ска!!! И совсем лозавенкий! Мама, мама, а мозно я возьму его домой?.. Ой, а пти-и-ськи какие блестя-я-сие!... И клылыски золотые!..
Его широко распахнутые голубые глазёнки с восторгом ловили каждое новое появление «яркого и необычного», а счастливая мордашка радостно сияла – малыш принимал всё происходящее по-детски естественно, как будто именно так оно и должно было быть...
Ситуация полностью уходила из под контроля, но я ничего не замечала вокруг, думая в тот момент только об одном – мальчик видел!!! Видел так же, как видела я!.. Значит, всё-таки это было правдой, что существуют где-то ещё такие люди?.. И значит – я была совершенно нормальной и совсем не одинокой, как думала вначале!. Значит, это и вправду был Дар?.. Видимо, я слишком ошарашено и пристально его разглядывала, так как растерянная мама сильно покраснела и сразу же кинулась «успокаивать» сынишку, чтобы только никто не успел услышать, о чём он говорит... и тут же стала мне доказывать, что «это он просто всё придумывает, и что врач говорит (!!!), что у него очень буйная фантазия... и не надо обращать на него внимания!..». Она очень нервничала, и я видела, что ей очень хотелось бы прямо сейчас отсюда уйти, только бы избежать возможных вопросов...
– Пожалуйста, только не волнуйтесь! – умоляюще, тихо произнесла я. – Ваш сын не придумывает – он видит! Так же, как и я. Вы должны ему помочь! Пожалуйста, не ведите его больше к доктору, мальчик у вас особенный! А врачи всё это убьют! Поговорите с моей бабушкой – она вам многое объяснит... Только не ведите его больше к доктору, пожалуйста!.. – я не могла остановиться, так как моё сердце болело за этого маленького, одарённого мальчонку, и мне дико хотелось, чего бы это ни стоило, его «сохранить»!..
– Вот смотрите, сейчас я ему что-то покажу и он увидит – а вы нет, потому что у него есть дар, а у вас нет, – и я быстренько воссоздала Стеллиного красного дракончика.
– О-о-й, сто-о это?!.. – в восторге захлопал в ладошки мальчик. – Это длаконсик, да? Как в скаске – длаконсик?.. Ой какой он кра-а-сный!.. Мамоська, смотли – длаконсик!
– У меня дар тоже был, Светлана... – тихо прошептала соседка. – Но я не допущу, чтобы мой сын так же из-за этого страдал. Я уже выстрадала за обоих... У него должна быть другая жизнь!..
Я даже подскочила от неожиданности!.. Значит она видела?! И знала?!.. – тут уж меня просто прорвало от возмущения...
– А вы не думали, что он, возможно, имеет право сам выбирать? Это ведь его жизнь! И если вы не смогли с этим справиться, это ещё не значит, что не сможет и он! Вы не имеете права отнимать у него его дар ещё до того, как он поймёт, что он у него есть!.. Это, как убийство – вы хотите убить его часть, о которой он даже ещё не слыхал!.. – возмущённо шипела на неё я, а внутри у меня всё просто «стояло дыбом» от такой страшной несправедливости!
Мне хотелось во что бы то ни стало убедить эту упёртую женщину оставить в покое её чудесного малыша! Но я чётко видела по её грустному, но очень уверенному взгляду, что вряд ли на данный момент мне удастся её убедить в чём-то вообще, и я решила оставить на сегодня свои попытки, а позже поговорить с бабушкой, и возможно, вдвоём придумать, что бы здесь такое можно было бы предпринять... Я только грустно взглянула на женщину и ещё раз попросила:
– Пожалуйста, не ведите его к врачу, вы же знаете, что он не больной!..
Она лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав с собой малыша, вышла на крыльцо, видимо, подышать свежим воздухом, которого (я была в этом уверенна) ей в данный момент очень не хватало...
Я очень хорошо знала эту соседку. Она была довольно приятной женщиной, но, что меня поразило когда-то более всего, это то, что она была одной из тех людей, которые пытались полностью «изолировать» от меня своих детей и травили меня после злосчастного случая с «зажиганием огня»!.. (Хотя её старший сын, надо отдать ему должное, никогда меня не предавал и, несмотря ни на какие запреты, до сих пор продолжал со мной дружить). Она, кто, как теперь оказалось, лучше всех остальных знала, что я была полностью нормальной и ничем не опасной девочкой! И что я, точно так же, как когда-то она, просто искала правильный выход из того «непонятного и неизвестного», во что так нежданно-негаданно швырнула меня судьба...
Вне всякого сомнения, страх должен являться очень сильным фактором в нашей жизни, если человек может так легко предать и так просто отвернуться от того, кто так сильно нуждается в помощи, и кому он с лёгкостью мог бы помочь, если б не тот же самый, так глубоко и надёжно в нём поселившийся страх...
Конечно же, можно сказать, что я не знаю, что с ней когда-то происходило, и что заставила её перенести злая и безжалостная судьба... Но, если бы я узнала, что кто-то в самом начале жизни имеет тот же дар, который заставил меня столько страдать, я бы сделала всё, что было бы в моих силах, чтобы хоть как-то помочь или направить на верный путь этого другого одарённого человека, чтобы ему не пришлось так же слепо «блуждать в потёмках» и так же сильно страдать... А она, вместо помощи, наоборот – постаралась меня «наказать», как наказывали другие, но эти другие хотя бы уж не знали, что это было и пытались честно защитить своих детей от того, чего они не могли объяснить или понять.
И вот она, как ни в чём не бывало, пришла сегодня к нам в гости со своим маленьким сынишкой, который оказался точно таким же «одарённым» как я, и которого она дико боялась кому-то показать, чтобы не дай Бог, кто-то не увидел, что её милый малыш является таким же точно «проклятием», каким являлась, по её «показному» понятию, я... Теперь я была уверена, что ей не доставило большого удовольствия к нам приходить, но отказать она тоже не очень-то могла, по той простой причине, что её старший сын – Альгис – был приглашён на мой день рождения, и с её стороны не было ни какой серьёзной причины, чтобы его не пустить, и было бы уже чересчур невоспитанно и «не по-соседски», если бы она на это пошла. А пригласили мы её по той простой причине, что жили они от нас через три улицы, и возвращаться вечером домой её сыну пришлось бы одному, поэтому, естественно поняв, что мать будет волноваться, мы решили, что будет правильнее пригласить её также вместе с её маленьким сынишкой провести вечер за нашим праздничным столом. А она «бедная», как я теперь понимала, здесь всего лишь мучилась, ожидая возможности как можно скорее нас покинуть, и по возможности без каких-либо происшествий, как можно раньше вернуться домой...
– Ты в порядке, милая? – прозвучал рядом ласковый мамин голос.
Я тут же ей как можно увереннее улыбнулась и сказала, что, конечно же, я в полном порядке. А у самой, от всего происходящего кружилась голова, и душа уже начинала «уходить в пятки», так как я видела, что ребята понемногу начинают на меня оборачиваться и, хочешь-не-хочешь, мне приходилось быстренько брать себя в руки и «установить» над своими разбушевавшимися эмоциями «железный контроль»... Я была основательно «вышиблена» из своего привычного состояния и, к большому стыду, совершенно забыла про Стеллу... Но малышка тут же постаралась о себе напомнить.
– А ты ведь говорила, что у тебя нет друзей, а их вон даже сколько?!.. – удивлённо и даже как-то чуть-чуть расстроено, спросила Стелла.
Джон Эрнст Стейнбек (John Ernst Steinbeck)
родился 27 февраля 1902 года в калифорнийском Салинасе (США) в
семье чиновника-бухгалтера, трудившегося в окружной администрации, и учительницы.
У Джона были ирландские и немецкие корни. Его дед по отцовской линии, Иоганн Адольф Гросстейнбек
, переехав в США, сократил свою фамилию в США. Отец будущего писателя, Джон Эрнст Стейнбек
, и его мать Оливия Гамильтон
, разделявшая пристрастие сына к чтению и письму, жили вместе с детьми (у Джона были еще три сестры) в маленьком сельском городке. Он был по существу границей поселения и располагался среди плодородных земель.
Стейнбек-младший
летом трудился на ранчо вместе с мигрантами. Отсюда ему стало известно о жестких аспектах жизни наемных рабочих и тёмной стороне человеческой природы. Это выразилось в последствии в его произведении «О мышах и людях». Джон изучал также округу, местные леса, фермы и поля.
В 1919-м он, окончив среднюю школу, поступил в Стэнфордский университет, где учился с перерывами до 1925 года. В итоге Стейнбек
бросил этот вуз, так и не доучившись. П
реследуя свою мечту стать писателем, о
н ездил в Нью-Йорк, перебивался случайными заработками. Однако его творения не публиковались. Стейнбек
вернулся в Калифорнию, где какое-то время работал гидом и сторожем на рыбоводном заводе в Тахо-Сити.
Там он встретил свою первую жену, и они поселились в
коттедже его отца в Пасифик Гроу (Калифорния), на полуострове Монтерей. Стейнбек-старший
обеспечил сына бесплатным проживанием и бумагой для рукописей. Это позволило писателю отказаться от работы и сосредоточиться на любимом ремесле.
Джон Стейнбек / John Steinbeck. Творческий путьВ 1935-м была опубликована повесть «Квартал Тортилья-Флэт
», ставшая первым писательским успехом Джона. Стейнбеки
, улучшив свое благосостояние, вышли из бедности и построили дом в Лос-Гатосе. В 1940м Джон отправился в путешествие вокруг Калифорнийского залива со своими влиятельными друзьями. Этот круиз описывается им в «Море Кортеса
».
В путешествии писателя сопровождала его супруга Кэрол
. Их брак начал страдать в то время и завершился в 1941 году, когда прозаик начал работу над новой рукописью. Весной 1943-го Стейнбек
женится во второй раз. В том же году он в качестве военного корреспондента участвует во Второй Мировой. В 1944-м получает ранение в Северной Африке. После Джон, уставший от войны, подает в отставку и возвращается домой.
В 1947-м вместе с известным фотографом Робертом Капа Стейнбек
едет в СССР и посещает Москву, Сталинград, Киев, Тбилиси, Батуми. Калифорнийский писатель таким образом становится одним из первых американцев, побывавших во многих уголках Союза со времен коммунистической революции.
Произведение Джона Стейнбека
о путешествии «Русский дневник
» было проиллюстрировано снимками Капы
. А в 1948-м, когда книгу издали, автора приняли в Американскую академию искусств и литературы.
Стейнбек - лауреат Пулитцеровской премии
(1940),
лауреат Нобелевской премии по литературе
(1962). Обладатель Президентской медали Свободы
. Эту награду - одну из самых высших американских регалий для гражданских лиц писателю лично вручил в
сентябре 1964 года тогдашний глава США Линдон Джонсон.
Весной 1948 года вторая супруга объявила Джону, что жаждит развода с ним по разным причинам, связанным с отчуждением. В августе их брак перестал существовать. А Стейнбек
целый год находился в глубокой депрессии из-за смерти его близкого друга Эда Рикеттса, получившего роковое ранение в автокатастрофе.
Зимой 1950-го писатель, преодолев хандру, женится в третий раз.
Осенью 1962 года Джону Стейнбеку
присуждают Нобелевскую
премию в области литературы.
Соответствующий комитет подчеркнул в своем решении, что автор награждается «за реалистические и преисполненные художественности произведения, отличающиеся пронизанным добротой юмором и социальным пониманием… Его симпатии всегда на стороне угнетенных, обиженных и бедствующих. Он любит противопоставлять простыв радости жизни грубому и циничному стремлению к наживе». Наряду с «Гроздьями гнева
» в числе достижений писателя отмечались роман «Зима тревоги нашей
» и повесть «О мышах и людях
». Джон Стейнбек / John Steinbeck. КиноиндустрияДжон Стейнбек
, великий калифорнийский прозаик, широко известен миру и в качестве сценариста. На основе его романов и повестей были сняты культовые картины. Некоторые произведения автора имеют по несколько киноверсий. Это мини-сериал 1981 года «К востоку от рая
» с участием Джейн Сеймур , Брюса Бокслайтнера , Карен Аллен , Тимоти Боттомса и др., экранизация новеллы «О мышах и людях » (1992) с Джоном Малковичем («Поля смерти », «Империя Солнца », «На линии огня », «Человек в железной маске », др.) и Гэри Синизом («
C.S.I.: Место преступления Нью-Йорк» , «
Зеленая миля », «
Форрест Гамп », др.
) в главных ролях. Фильм стал второй киноверсией одного из известнейших произведений классика американской литературы Джона Стейнбека
. Первая экранизация повести «О мышах и людях
», поставленная Льюисом Майлстоуном
и отмеченная четырьмя номинациями на «Оскар
», увидела свет в 1939-м, спустя пару лет после выхода одноименной книги из печати. Военный триллер «Спасательная шлюпка » (lifeboat) от именитого режиссера Альфреда Хичкока тоже снят по сюжету одноименного рассказа Стейнбека
и считается признанной классикой кинематографа. Успешными картинами, снятыми по мотивам произведений писателя, стали оскароносная драма «Гроздья гнева
» (1940) с Генри Фонда , вестерн «Вива, Сапата!
» (1952) с Марлоном Брандо и Энтони Куинном , лента «Рыжий пони
» режиссера Льюиса Майлстоуна , трагикомедия «Консервный ряд
», где снялись Ник Нолти , Дебра Уингер , Фрэнк МакРей , и другие фильмы. «Оскар»: номинации: 1953-й - лучший сценарий «Вива, Сапата!
»; 1946-й - лучший сюжет «Медаль за Бенни
»; 1945-й - лучший сюжет «Спасательная шлюпка
».
Произведения Джона Стейнбека и ныне перечитываются во многих странах мира, по-прежнему привлекая людей своей незамысловатой простотой, реалистическим изображением действительности, добрым юмором, неизменной симпатией к обездоленным и угнетенным, принципиальной преданностью демократическим идеалам. Джон Стейнбек / John Steinbeck. Личная жизньВ январе 1930 года Джон Стейнбек
женился на Кэрол Хеннинг
, но их отношения спустя время закончились разводом. Это было в
1941-м. В марте 1943 года писатель вступил в брак с Гвиндолин, «Гвин» Конгер
. У пары родились двое детей - Томас
Майлс Стейнбек
(1944) и Джон Стейнбек IV
(1946 - 1991). В мае 1948-го Гвиндолин
сообщила романисту, что хочет с ним
расстаться.
Спустя немногим более года Стейнбек
встретился с режиссером Элейн Скотт
в ресторане в Кармель (Калифорния), и у них
завязался роман, переросший в супружескую жизнь. Они поженились в декабре 1950 года. Третий брак
писателя продолжался до самой его смерти.
Осенью 1967 года писатель перенес тяжелую операцию, после чего один за другим последовали два тяжелых сердечных приступа. 20 декабря 1968 года Джон Стейнбек скончался в Нью-Йорке.
Его похоронили на калифорнийской земле.
Статьи по поводу смерти прозаика в американских газетах и журналах были сдержанными, авторы старались придерживаться фактов и избегать эмоций и оценок. Обращала на себя внимание публикация в газете «Нью-Йорк таймс»
. Если шестью годами ранее издание сетовало, что Нобелевскую премию присудили Стейнбеку
, то теперь его тон был совершенно иным. «Стейнбеку не нужна была Нобелевская премия. Нобелевский комитет нуждался в нем, - писала теперь газета. - Он занимает в нашей литературе прочное место. Его влияние живет в многочисленных трудах писателей, которые научились у него, как сделать забытого всеми человека незабываемым». Джон Стейнбек / John Steinbeck. БиблиографияРоманы:
«Золотая чаша» Cup of Gold, 1929
«Неведомому Богу» To a God Unknown, 1933
«Квартал Тортилья-Флэт» Tortilla Flat, 1935
«И проиграли бой» In dubious Battle, 1936
«Гроздья гнева» The Grapes of Wrath, 1939
«Консервный ряд» Cannery Row, 1945
«Заблудившийся автобус» The Wayward Bus, 1947
«К востоку от Эдема» East of Edem, 1952
«Благостный четверг» Sweet Thursday, 1954
«Короткое правление Пипина IV» The Short Reign of Pippin IV, 1957
«Деяния короля Артура и его благородных рыцарей» The Acts of King Arthur and His Noble Knights, 1959
«Зима тревоги нашей» The Winter of Our Discontent, 1961
Повести:
«Рыжий пони» The Red Pony, 1933
«О мышах и людях» Of Mice and Men, 1937
«Луна зашла» The Moon Is Down, 1942
«Жемчужина» The Pearl, 1947
«Светло горящий» Burning Bright, 1950
Сборники рассказов:
«Райские пастбища» The Pastures of Heaven, 1932 (12 рассказов, объединённых общим местом действия (фермами в плодородной долине Райские пастбища) и некоторыми персонажами. Семья Мэнро, переселившись туда, прямо или косвенно приносит героям почти всех новелл несчастья)
«Долгая долина» The Long Valley, 1938 (12 рассказов)
«Змея» The Snake (рассказ)
«Хризантемы» Chrysanthemums (рассказ)
Документальная проза:
«Море Кортеса» Sea of Cortez, 1942
«Бомбы вниз» Bombs Away, 1942
«Русский дневник» A Russian Journal, 1948
«Путешествие с Чарли в поисках Америки» Travels with Charley in Search of America, 1962
Разное:
The Harvest Gypsies: On the Road to the Grapes of Wrath, 1936
«Они из крепкой породы» Their Blood Is Strong, 1938
«Когда-то была война» Once There Was a War, 1958
«Америка и американцы» America and Americans, 1966
Journal of a Novel: The East of Eden Letters, 1969
Джон Стейнбек / John Steinbeck. ФильмографияСценарист:
К востоку от рая East of Eden
John Steinbeck"s Flight (2016)
И проиграли бой (2016) In Dubious Battle
О мышах и людях (2014) Of Mice and Men
Жемчужина (2001) The Pearl О мышах и людях (1992) Of Mice and Men
Гроздья гнева (ТВ, 1991) The Grapes of Wrath
Зима тревоги нашей (ТВ, 1983) The Winter of Our Discontent
Консервный ряд (1982) Cannery Row
Американский театр (сериал, 1981 – 1994) American Playhouse
О мышах и людях (ТВ, 1981) Of Mice and Men
К востоку от рая (мини-сериал, 1981) East of Eden
Möss och människor (ТВ, 1977)
Fareler ve insanlar (ТВ, 1975)
Рыжий пони (ТВ, 1973) The Red Pony
Topoli (1972)
Des souris et des hommes (ТВ, 1971)
The Harness (ТВ, 1971)
Of Mice and Men (ТВ, 1968)
Ikimize bir dünya (1962)
Пьеса недели (сериал, 1959 – 1961) Play of the Week
Заблудившийся автобус (1957) The Wayward Bus
Утренний театр (сериал, 1955 – 1958) Matinee Theatre
К востоку от рая (1955) East of Eden
Сборник (сериал, 1952 – 1961) Omnibus
Вива, Сапата! (1952) Viva Zapata!
Люкс-видео театр (сериал, 1950 – 1959) Lux Video Theatre
Рыжий пони (1949) The Red Pony
Первая студия (сериал, 1948 – 1958) Studio One
Жемчужина (1947) La perla
Медаль за Бенни (1945) A Medal for Benny Спасательная шлюпка (1944) lifeboat
Луна зашла (1943) The Moon Is Down
Квартал Тортилья-Флэт (1942) Tortilla Flat
The Forgotten Village (1941)
Гроздья гнева (1940) The Grapes of Wrath
О мышах и людях (1939) Of Mice and Men Актер:
Вождь краснокожих и другие (1952) Full House Играет самого себя:
Биография (сериал, 1987) Biography
Джон Эрнст Стейнбек (1902-1968) — американский прозаик, автор многих известных всему миру романов и повестей: «Гроздья гнева» (1939), «К востоку от рая» (1952), «О мышах и людях» (1937), «Зима тревоги нашей» (1961) и других; лауреат Нобелевской премии по литературе (1962). В 1947 году Стейнбек совершил поездку в СССР вместе с известным фотографом Робертом Капа. Они посетили Москву, Киев, Тбилиси, Батуми и Сталинград, став одними из первых американцев, побывавшими во многих уголках СССР со времён социалистической революции. Книга Стейнбека об их путешествии «Русский дневник» была проиллюстрирована фотографиями Капы. В 1948 году, когда книга была издана, Стейнбек был принят в Американскую академию искусств и литературы. Ниже размещен фрагмент из книги "Русский дневник" (перевод с английского Е.Р. Рождественской).
Казалось, он несколько удивился, узнав, что писатели в Америке не собираются вместе и почти не общаются друг с другом. В Советском Союзе писатели — очень важные люди. Сталин сказал, что писатели — это инженеры человеческих душ. Мы объяснили ему, что в Америке у писателей совершенно иное положение — чуть ниже акробатов и чуть выше тюленей. И с нашей точки зрения, это очень хорошо. Мы считаем, что писатель, в особенности молодой, которого очень расхваливают, так же быстро может быть опьянен успехом, как и киноактриса, о которой печатают хорошие рецензии в специальных журналах. А если критика будет как следует колошматить писателя, в конечном счете это обернется для него только пользой. Нам кажется, что одним из самых глубоких различий между русскими и американцами является отношение к своим правительствам. Русских учат, воспитывают и поощряют в том, чтобы они верили, что их правительство хорошее, что оно во всем безупречно, что их обязанность - помогать ему двигаться вперед и поддерживать во всех отношениях. С другой стороны, американцы и англичане остро чувствуют, что любое правительство в какой-то мере опасно, что правительство должно играть в обществе как можно меньшую роль и что любое усиление власти правительства - плохо, что за существующим правительством надо постоянно следить, следить и критиковать, чтобы оно всегда было деятельным и решительным. Позже, когда мы сидели за столом с крестьянами, они спросили нас, как действует правительство, и мы постарались объяснить, что мы очень боимся, если власть будет сосредоточена в руках одного человека или одной группы людей, что наше правительство живет компромиссами, предназначенными для того, чтобы власть не перешла в руки одного человека. Мы старались объяснить, что люди, стоящие во главе нашего правительства, и те, кто в это правительство входит, так боятся чьей-то власти, что охотнее скинут хорошего лидера, чем допустят прецедент единовластия. Я не думаю, что нас достаточно хорошо поняли, поскольку людей в Советском Союзе воспитывают на мысли, что сам лидер хорош и лидерство — вещь хорошая. И никакого контраргумента привести нельзя, это камень преткновения, на котором обе системы теряют возможность понять друг друга.
В средней школе Салинаса Джон хорошо учился по таким предметам, как английский язык, литература и биология, издавал школьную газету. Закончив школу в 1919 г., он поступил в Станфордский университет на отделение журналистики, но по профилирующим дисциплинам учился плохо и через год вынужден был уйти из университета. За последующие два года молодой человек переменил много специальностей, изучал биологию на Морской научно-исследовательской станции в Пасифик-Гров и, накопив денег на обратную дорогу, вернулся в Станфорд, где проучился недолго, печатая стихи и рассказы в университетском журнале «Спектейтор» («Spectator»). Университетского диплома начинающий писатель так и не получил.
Нанявшись рабочим на грузовое судно, С. морем добирается до Нью-Йорка, где непродолжительное время работает в газете «Нью-Йорк америкен» («New York American»), безуспешно пытаясь «пристроить» куда-нибудь свои новеллы, после чего вновь возвращается в Калифорнию, где работает строителем, журналистом, матросом и сборщиком фруктов и одновременно пишет свой первый роман «Золотая чаша» («Cup of Gold», 1929) – романтическое повествование об английском пирате XVII в. Генри Моргане, алчность которого мешает ему обрести счастье. Позже автор назвал свою первую книгу «незрелой вещью». «Я вырос из нее, – писал С., – и она меня разражает».
В следующем году С. женится на Кэрол Хеннинг и поселяется в Пасифик-Гров в коттедже, ренту за который оплачивает ему отец. В Пасифик-Гров С. встретился с биологом Эдвардом Ф. Риккетсом, чьи воззрения на взаимосвязь всего живого предвосхитили появившиеся впоследствии экологические теории и глубоко повлияли на формирование взглядов писателя. В романе «Неведомому богу» («То a God Unknown», 1933) ощущаются идеи Риккетса, теория архетипов Юнга, позаимствованная С. у Ивлина Рейнолдса Отта, бывшего ученика Юнга, а также у мифолога Джозефа Кэмпбелла. Несмотря на важность романа «Неведомому богу» для становления С. как прозаика, он оказался непонятным и трудночитаемым и успеха ни у критиков, ни у широкого читателя не имел.
Следующий роман С. «Квартал Тортилья-Флэт» («Tortilla Flat», 1935) становится бестселлером. Это первое произведение писателя, имеющее точный географический адрес – побережье Калифорнии; в романе изображена группа колоритных персонажей – бессребреников, пьяниц и философов, проживающих на холмах, над заливом Монтерей. Состоящий из отдельных эпизодов, роман, по замыслу автора, должен был ассоциироваться с легендами о короле Артуре, которые писатель любил с детства, и, подобно роману «Золотая чаша», показать антигуманное влияние материализма. Обратившись к насущным социальным проблемам, С. в 1936 г. пишет роман «И проиграли бой» («In Dubious Battle»), заглавие которого представляет собой скрытую цитату из мильтоновского «Потерянного рая» («Paradise Lost») и в котором рассказывается о двух организаторах забастовки сборщиков фруктов. В 1937 г. выходит повесть С. «О мышах и людях» («Of Mice and Men») – трагическая история о двух простых тружениках, Джордже и его слабоумном друге Ленни, которые лелеют несбыточную мечту о собственном доме и клочке земли. «Здесь больше чувства и естественности, чем в его ранних книгах, – напишет в 1980 г. биограф писателя Пол Маккарти. – Эта повесть более реалистичная и точная». Американский исследователь Ричард Астро назвал «О мышах и людях» «пасторалью, в которой писатель отстаивает простые человеческие ценности, противопоставляя им стяжательство и власть». По этой чрезвычайно популярной повести, благодаря которой С. становится заметной фигурой в американской литературе, Джордж С. Кауфман написал пьесу, которая в 1937 г. с успехом шла на Бродвее.
Вслед за сборником рассказов «Долгая долина» («Long Valley», 1938) и повестью «Рыжий пони» («The Red Pony»), вышедшей отдельным изданием в 1953 г., С. пишет свой наиболее известный и значительный роман – «Гроздья гнева» («The Grapes of Wrath», 1939), одиссею семейства Джоудсов, которое во время Великой депрессии пускается в изнурительный путь из Оклахомы в Калифорнию. Природа, социальные невзгоды и грабительская алчность крупных фермеров угрожают семейству Джоудсов, однако в конце концов герои романа побеждают обстоятельства (хотя бы в философском смысле), убедившись, что их место в «одной большой душе», которой принадлежит вся человеческая семья. «Гроздья гнева» быстро становятся одним из самых популярных бестселлеров, удостаиваются восторженных рецензий и Пулитцеровской премии 1940 г. Одновременно роман вызвал бурю споров, нашлись и такие критики, которые обвинили автора в коммунистической пропаганде, осудили за искажение истины.
Чтобы избежать участия в полемике, С. отправляется со своим другом Риккетсом в зоологическую экспедицию по Калифорнийскому заливу, описанную затем в книге «Море Кортеса. Досужий отчет о путешествии и проведенных исследованиях» («Sea of Cortez: A Leisurely Lournal of Travel and Research», 1941), в которой рассказывается не только о результатах экспедиции, но и о беседах С. и Риккетса на самые различные темы – биологические, исторические, философские. В том же, 1941 г. С. развелся с первой женой и уехал в Нью-Йорк с Гвиндолин Конджер, певицей, на которой он женился через два года и от брака с которой у него было два сына.
В годы второй мировой войны С. служит в органах информации, а также консультантом в отделе пропаганды. Его вклад в победу выразился в таких книгах, как «Бомбы вниз» («Bombs Away», 1942), своего рода справочнике для летчиков, а также романе «Луна зашла» («The Moon Is Down», 1942), где рассказывается об оккупации маленького городка войсками тоталитарного режима (подразумевается вторжение нацистов в Норвегию), и в одноименной пьесе на ту же тему. В 1943 г. писатель становится военным корреспондентом газеты «Нью-Йорк гералд трибюн» («New York Herald Tribune») – впоследствии репортажи из Лондона, Северной Африки, Италии вышли отдельной книгой «Когда-то была война» («Once There Was a War», 1958).
В первом своем послевоенном романе «Консервный Ряд» («Cannery Row». 1945) С. изобразил группу бродяг, проживающих в районе монтерейских рыбоконсервных заводов, которые устраивают вечеринку своему другу Доку, прообразом которого послужил Риккетс. Поскольку этот роман знаменовал собой отход от прежних политических, социальных и философских взглядов автора, некоторые критики поспешили обвинить «Консервный Ряд» в тривиальности и сентиментальности. Аллегорический роман «Заблудившийся автобус» («The Wayward Bus») и повесть-притча «Жемчужина» («The Pearl») появились в 1947 г. и также вызвали противоречивые отклики. «В этих книгах, – писал Ричард Астро, – вера С., что люди могут работать сообща с целью сделать мир лучше... кажется менее применимой к тому миру, который он видит вокруг». В поисках вдохновения С. и фоторепортер Роберт Капа по заданию «Гералд трибюн» совершают поездку в СССР, в результате чего появляется «Русский дневник» («Russian Journal», 1948) с фотографиями Капа. В том же году в автомобильной катастрофе погибает Риккетс, а С. разводится со своей второй женой. В следующем году он знакомится с Элейн Скотт, на которой женится в 1950 г.
Лучшие дняПьеса С. «Светло горящий» («Burning Bright») была снята с постановки в 1950 г., уже после 13 представлений, зато сценарий фильма «Вива, Сапата!» («Viva Zapata»), поставленного в 1952 г. американским режиссером Элиа Казаном, как писал Астро, «напомнил лучшие книги С. 30-х гг. ». В эти годы писатель трудится над «большим романом», как он называл «К востоку от Эдема» («East of Eden», 1954), семейную сагу Гамильтонов, навеянную историей предков писателя по материнской линии, своего рода современную аллегорию по мотивам библейской легенды о Каине и Авеле. Американский критик Марк Скорер писал, что роман отличается «широтой, игрой воображения», однако другие критики его мнения не разделяли.
Выпущенный на экраны в год издания «К востоку от Эдема» одноименный фильм стал шестой по счету экранизацией произведений С. Кроме этого, были экранизированы «О мышах и людях», «Гроздья гнева» и «Квартал Тортилья-Флэт».
Последним романом писателя стала «Зима тревоги нашей» («The Winter of Our Discontent», 1961). После этого С. в основном пишет публицистику и путевые очерки. Возможно, наиболее удачным произведением 60-х гг. стало «Путешествие с Чарли в поисках Америки» («Travels With Charley in Search of America», 1962) – рассказ о поездке по стране со своим пуделем Чарли, в котором С. превозносит естественную красоту нации, сетуя на безудержный рост синтетической культуры.
В 1962 г. С. был удостоен Нобелевской премии по литературе «за реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением». Назвав С. «одним из мастеров современной американской литературы», Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, отметил, что «писатель всегда симпатизирует угнетенным, неудачникам и страдальцам; противопоставляет простые радости жизни жестокой и циничной страсти к деньгам».
В своей краткой ответной речи С. говорил о высоком долге литератора», того, кому «надлежит указывать на просчеты и ошибки людей и... превозносить их величие духа».
Почитатель президента Линдона Б. Джонсона, для которого он даже писал речи, С. выступал сторонником войны США во Вьетнаме, однако, побывав там в качестве журналиста, изменил свои взгляды. Его последняя книга – переложение на современный язык средневекового романа Томаса Мэлори «Смерть Артура» («Morte d"Arthur»), – работу над которой С. начал еще в 1957 г., вышла в свет уже после смерти писателя в 1976 г. под названием «Деяния короля Артура и его благородных рыцарей» («Acts of King Arthur and His Noble Knights»).
С. перенес два инсульта, в 1961 и 1965 гг., умер он в 1968 г. в своей нью-йоркской квартире от обширного инфаркта.
После смерти С. популярность его падает, критики обвиняют писателя в сентиментальности, наивности, неумеренной склонности к аллегориям. «Невозможно предугадать окончательную судьбу репутации С., – писал Ричард Астро, – но похоже, что в литературе он останется главным образом как автор больших романов о Великой депрессии». По мнению биографа С., Поля Маккарти, «С. верит прежде всего в человека, в его долготерпение и творческую силу». С ним соглашается американский литературовед Джеймс Грей: «Романы, пьесы и короткие рассказы этого честного художника проникнуты стремлением отдать долг человечеству. Различные по настроению, задачам, темам, все эти жанры прославляют человека... Как никакой другой американский писатель, С. последовательно стремится по достоинству оценить жизнь человека, воздать ему должное».
Оценка статьи:
Загрузка...
Закрыть
Найти на сайте
Например: виды гипсокартона
|