Несмотря на бурный XX-й век, переломивший историю России, русский человек не потерял своего духовного корня. Русский культурный код во многом сохранился, не столько адаптировавшись к большевизму, сколько адаптировав коммунистическую идеологию под себя. Уцелел он и в годы перестройки, пытавшейся устроить мышление русского человека на западный лад.

Откуда эта вызывающая удивление устойчивость? Быть может, стоит поискать её истоки в русском фольклоре? Шаблоны советской пропаганды или насаждаемый ныне культ успеха (он же - культ золотого тельца) способны инфицировать уже довольно развитое сознание. Но гораздо раньше, когда мы только подступались к познанию мира, мы сталкивались с совсем другой культурной посылкой. Однажды мама открывала книжку и начинала читать нам сказку - из тех, что для самых маленьких. Например, сказку про Колобка. И мы впитывали слова, структурирующие нас на самом фундаментальном, базовом уровне. Им мы обязаны многим, и тем, что наши ценностные ориентиры таковы, каковы они есть, - в первую очередь.

Чему же способен научить нас «Колобок»? Вернее, чему нас он уже научил?

Это - весьма незатейливая, но богатая в духовном плане история.

Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: — Испеки мне, старая, колобок. — Да из чего испечь-то? Муки нет.

Дело происходит летом. Зерно прошлого года давно всё смололи да съели, а новый урожай снимать ещё рано. Запаса на год не хватило, значит, бедно живут. Гораздо беднее, чем любой из слушателей-читателей этой сказки. И что же, старик унывает? Сидит, слёзы льёт? Нет.

— Эх, старуха! -, говорит старик. - По амбару помети, по сусекам поскре-би - вот и найдется.

Первый урок сказки: не давай места унынию. Старик рук не опускает: уж как-нибудь, а какой-никакой выход найти всегда можно. Но что это будет за мука? Мучная пыль, которая попала в щели, налипла на деревянные стенки, смешалась с обычной пылью. Явно не высший сорт. И вот второй урок сказки: радуйся малому, цени то, что имеешь.

А что же старуха? Сказала ли она то, что высказали бы многие на её месте: «ишь чего выдумал, старый!»? И ещё бы пальцем у виска покрутили...

Старуха же молча сделала, как ей был сказано. Намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала в колобок, изжарила в масле и положила на окно простыть .

Мы видим смирение и послушание. Но не только. Откуда вдруг взялась в тесте сметана? Старик о сметане ничего не говорил. Это уже инициатива старухи. Сметана добавлена, чтобы было повкуснее, чтобы старик порадовался. Колобок был приготовлен не абы как, чтобы лишь выполнить порученное, а с любовью. Колобок в этой сказке это - дар любви.

И вот он положен на окошечко студиться, и с этого момента начинается собственная история Колобка. Открытое окно - это символ, знак открытой возможности. И Колобок ею воспользовался.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на завалинку, с завалинки на травку, а с травки на дорожку.

История личности всегда начинается с выбора. В тот момент, когда мы делаем свой первый самостоятельный выбор, мы сдаём экзамен как личность: что из нас получилось, какие пути мы выбираем. Стоит разобраться, какой выбор сделал Колобок.

Сначала - отчего он отказался? Очевидно, что от своего предназначения. Предназначение Колобка сугубо утилитарно - его должны были съесть старик со старухой. Но за этим буквальным прочтением в сказке есть и символический план. Предназначение Колобка - послужить тем, кто его создал таким румяным и аппетитным, послужить до конца. А если копнуть совсем глубоко, то выходишь на мысль, что предназначение всякой твари - служить своему Творцу.

Знал ли о своём предназначении Колобок? Несомненно. Ведь пел же он в своей песенке «Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл ». Значит, понимал, что его должно было ожидать, и начинал отсчёт своих подвигов именно с бунта против предназначения.

Предназначение не может быть навязано силой. Личность свободна, и принять волю своего Создателя она должна добровольно. Колобок эту волю отверг. Но что ей предпочёл? В пользу чего он сделал свой выбор?

И тут оказывается, что у Колобка не было никакой особенной цели. Сбежать-то он сбежал, а что делать дальше - не слишком задумывался. Катился, куда глаза глядят, куда дорожка ведёт. А дорожка вела в лес - всё глубже и глубже…

Это так узнаваемо. Мы тоже часто делаем выбор лишь из чувства протеста. Нам важно отвергнуть то, что предлагается, а к чему приведёт наш отказ, задумываться как-то не хочется. Интересно также, что в одном из вариантов сказки, путешествие Колобка начинается со слов: «надоело Колобку лежать, он и покатился… ». Это тоже узнаваемо: что-нибудь сделать со скуки. Пусть будет абы что, что именно - не очень важно, важно - что это что-то новенькое, не то, что до сих пор было…

И вот катится Колобок по дороге, а навстречу ему Заяц: - Колобок, Колобок! Я тебя съем!

Колобок пытается с Зайцем договориться: «- Не ешь меня, Косой. Я тебе песенку спою ». Фактически он предлагает сделку: Заяц слушает песенку и отказывается от притязаний на Колобка. Но сделка эта - нечестная. Песенка служит лишь обманным манёвром. «И от тебя, Зайца, не хитро уйти! » - торжествуя, поёт, убегающий Колобок. Он не доверяет Зайцу. Он никому не доверяет. Он верит только себе. Он вообще полон восхищения от собственной личности. С какой любовью он описывает себя в своей песенке: Я колобок, колобок! По амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен. Все труды старухи превращены в предикаты собственной персоны, как будто Колобок обязан своим появлением на свет исключительно себе. Дары, полученные от Создателя, не признаются дарами, в результате Создатель оказывается как бы ни при чём, и может быть отринут. Колобок ни в ком не нуждается, он верит в свою способность перехитрить любого врага, самостоятельно выпутаться из любой ситуации.

Первоначальный успех его окрыляет. Он не замечает, что дорога заводит его всё глубже в лес, и звери, которые ему встречаются, становятся всё страшнее.

Порядок зверей в сказке нарушен. Правильным был бы порядок Заяц-Лиса-Волк-Медведь, как, например, в Теремке. Но Колобок встречает Лису после Медведя. И в этом сбое порядка - мудрость сказки. Сказка говорит, что самый страшный враг - не тот, кто грозен физически, а тот, кто опасен духовно.

Лиса коварна, она не угрожает Колобку, а льстит: «какой ты хорошенький да пригоженький ». И песенка у Колобка «славная ». Этого оказалось достаточно, чтобы Колобок потерял не только свою подозрительность, но и простую осмотрительность, и вспрыгнул сначала лисе на мордочку, а потом и на язык. Известный собиратель русского фольклора А.Афанасьев приводит вариант, в котором сказано прямо, без экивоков: «Колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса - ам его! И скушала ».

В духовном ослеплении мы теряем разум и даже обычную житейскую рассудочность. Побуждаемые собственной греховностью и искушением врага, действуем сдуру и гибнем.

А как ещё могла закончиться история Колобка? Мог ли быть у неё счастливый конец? Нет. Дальше Колобка ждал уже совсем непроходимый лес, и гибель в том или ином виде была для него неизбежна. Об этом же говорит семантика русского языка. Катиться (в отличие от «бежать» или «ехать»), можно только куда-то вниз. И рано или поздно, когда ты окажешься в совсем не надлежащем месте, про тебя скажут - «докатился».

Поэтому Колобка всерьёз не жалко. Дети, конечно, переживают за героя, но без слезы. Они чувствуют, что произошло то, что должно было случиться. Колобка должны были съесть и съели. Но, поскольку он отринул своё предназначение, ему не удалось послужить добрым людям, и достался он персонажу коварному и хитрому. На нашего хитреца Колобка, нашёлся ещё больший хитрец. Таков духовный закон.

Эти уроки по своей природе - глубоко христианские. И мировоззрение, которые мы получаем благодаря нашим первым сказкам, формирует христианский характер русского народа. Это вселяет надежду. Пока наши матери читают своим детям такие сказки, мы сможем сохранить нашу культурную идентичность и противостоять злому духу века сего .

Несмотря на бурный XX-й век, переломивший историю России, русский человек не потерял своего духовного корня. Русский культурный код во многом сохранился, не столько адаптировавшись к большевизму, сколько адаптировав коммунистическую идеологию под себя. Уцелел он и в годы перестройки, пытавшейся устроить мышление русского человека на западный лад.

Откуда эта вызывающая удивление устойчивость? Быть может, стоит поискать её истоки в русском фольклоре? Шаблоны советской пропаганды или насаждаемый ныне культ успеха (он же - культ золотого тельца) способны инфицировать уже довольно развитое сознание. Но гораздо раньше, когда мы только подступались к познанию мира, мы сталкивались с совсем другой культурной посылкой. Однажды мама открывала книжку и начинала читать нам сказку - из тех, что для самых маленьких. Например, сказку про Колобка. И мы впитывали слова, структурирующие нас на самом фундаментальном, базовом уровне. Им мы обязаны многим, и тем, что наши ценностные ориентиры таковы, каковы они есть, - в первую очередь.

Чему же способен научить нас «Колобок»? Вернее, чему нас он уже научил?


Это - весьма незатейливая, но богатая в духовном плане история.

Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: — Испеки мне, старая, колобок. — Да из чего испечь-то? Муки нет.

Дело происходит летом. Зерно прошлого года давно всё смололи да съели, а новый урожай снимать ещё рано. Запаса на год не хватило, значит, бедно живут. Гораздо беднее, чем любой из слушателей-читателей этой сказки. И что же, старик унывает? Сидит, слёзы льёт? Нет.

— Эх, старуха! -, говорит старик. - По амбару помети, по сусекам поскре-би - вот и найдется.

Первый урок сказки: не давай места унынию. Старик рук не опускает: уж как-нибудь, а какой-никакой выход найти всегда можно. Но что это будет за мука? Мучная пыль, которая попала в щели, налипла на деревянные стенки, смешалась с обычной пылью. Явно не высший сорт. И вот второй урок сказки: радуйся малому, цени то, что имеешь.

А что же старуха? Сказала ли она то, что высказали бы многие на её месте: «ишь чего выдумал, старый!»? И ещё бы пальцем у виска покрутили...

Старуха же молча сделала, как ей был сказано. Намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала в колобок, изжарила в масле и положила на окно простыть .

Мы видим смирение и послушание. Но не только. Откуда вдруг взялась в тесте сметана? Старик о сметане ничего не говорил. Это уже инициатива старухи. Сметана добавлена, чтобы было повкуснее, чтобы старик порадовался. Колобок был приготовлен не абы как, чтобы лишь выполнить порученное, а с любовью. Колобок в этой сказке это - дар любви.

И вот он положен на окошечко студиться, и с этого момента начинается собственная история Колобка. Открытое окно - это символ, знак открытой возможности. И Колобок ею воспользовался.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на завалинку, с завалинки на травку, а с травки на дорожку.

История личности всегда начинается с выбора. В тот момент, когда мы делаем свой первый самостоятельный выбор, мы сдаём экзамен как личность: что из нас получилось, какие пути мы выбираем. Стоит разобраться, какой выбор сделал Колобок.

Сначала - отчего он отказался? Очевидно, что от своего предназначения. Предназначение Колобка сугубо утилитарно - его должны были съесть старик со старухой. Но за этим буквальным прочтением в сказке есть и символический план. Предназначение Колобка - послужить тем, кто его создал таким румяным и аппетитным, послужить до конца. А если копнуть совсем глубоко, то выходишь на мысль, что предназначение всякой твари - служить своему Творцу.

Знал ли о своём предназначении Колобок? Несомненно. Ведь пел же он в своей песенке «Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл ». Значит, понимал, что его должно было ожидать, и начинал отсчёт своих подвигов именно с бунта против предназначения.

Предназначение не может быть навязано силой. Личность свободна, и принять волю своего Создателя она должна добровольно. Колобок эту волю отверг. Но что ей предпочёл? В пользу чего он сделал свой выбор?

И тут оказывается, что у Колобка не было никакой особенной цели. Сбежать-то он сбежал, а что делать дальше - не слишком задумывался. Катился, куда глаза глядят, куда дорожка ведёт. А дорожка вела в лес - всё глубже и глубже…

Это так узнаваемо. Мы тоже часто делаем выбор лишь из чувства протеста. Нам важно отвергнуть то, что предлагается, а к чему приведёт наш отказ, задумываться как-то не хочется. Интересно также, что в одном из вариантов сказки, путешествие Колобка начинается со слов: «надоело Колобку лежать, он и покатился… ». Это тоже узнаваемо: что-нибудь сделать со скуки. Пусть будет абы что, что именно - не очень важно, важно - что это что-то новенькое, не то, что до сих пор было…

И вот катится Колобок по дороге, а навстречу ему Заяц: - Колобок, Колобок! Я тебя съем!

Колобок пытается с Зайцем договориться: «- Не ешь меня, Косой. Я тебе песенку спою ». Фактически он предлагает сделку: Заяц слушает песенку и отказывается от притязаний на Колобка. Но сделка эта - нечестная. Песенка служит лишь обманным манёвром. «И от тебя, Зайца, не хитро уйти! » - торжествуя, поёт, убегающий Колобок. Он не доверяет Зайцу. Он никому не доверяет. Он верит только себе. Он вообще полон восхищения от собственной личности. С какой любовью он описывает себя в своей песенке: Я колобок, колобок! По амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен. Все труды старухи превращены в предикаты собственной персоны, как будто Колобок обязан своим появлением на свет исключительно себе. Дары, полученные от Создателя, не признаются дарами, в результате Создатель оказывается как бы ни при чём, и может быть отринут. Колобок ни в ком не нуждается, он верит в свою способность перехитрить любого врага, самостоятельно выпутаться из любой ситуации.

Первоначальный успех его окрыляет. Он не замечает, что дорога заводит его всё глубже в лес, и звери, которые ему встречаются, становятся всё страшнее.

Порядок зверей в сказке нарушен. Правильным был бы порядок Заяц-Лиса-Волк-Медведь, как, например, в Теремке. Но Колобок встречает Лису после Медведя. И в этом сбое порядка - мудрость сказки. Сказка говорит, что самый страшный враг - не тот, кто грозен физически, а тот, кто опасен духовно.

Лиса коварна, она не угрожает Колобку, а льстит: «какой ты хорошенький да пригоженький ». И песенка у Колобка «славная ». Этого оказалось достаточно, чтобы Колобок потерял не только свою подозрительность, но и простую осмотрительность, и вспрыгнул сначала лисе на мордочку, а потом и на язык. Известный собиратель русского фольклора А.Афанасьев приводит вариант, в котором сказано прямо, без экивоков: «Колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса - ам его! И скушала ».

В духовном ослеплении мы теряем разум и даже обычную житейскую рассудочность. Побуждаемые собственной греховностью и искушением врага, действуем сдуру и гибнем.

А как ещё могла закончиться история Колобка? Мог ли быть у неё счастливый конец? Нет. Дальше Колобка ждал уже совсем непроходимый лес, и гибель в том или ином виде была для него неизбежна. Об этом же говорит семантика русского языка. Катиться (в отличие от «бежать» или «ехать»), можно только куда-то вниз. И рано или поздно, когда ты окажешься в совсем не надлежащем месте, про тебя скажут - «докатился».

Поэтому Колобка всерьёз не жалко. Дети, конечно, переживают за героя, но без слезы. Они чувствуют, что произошло то, что должно было случиться. Колобка должны были съесть и съели. Но, поскольку он отринул своё предназначение, ему не удалось послужить добрым людям, и достался он персонажу коварному и хитрому. На нашего хитреца Колобка, нашёлся ещё больший хитрец. Таков духовный закон.

Эти уроки по своей природе - глубоко христианские. И мировоззрение, которые мы получаем благодаря нашим первым сказкам, формирует христианский характер русского народа. Это вселяет надежду. Пока наши матери читают своим детям такие сказки, мы сможем сохранить нашу культурную идентичность и противостоять злому духу века сего .

Вот это, я щитаю, правильная позиция. А то некоторые говорят - "культурный код утерян". Вроде это штаны какие! Да и если штаны утерял, тоже ведь не торопись хватать на мусорной свалке истории первые попавшиеся выброшенные штаны - они, может, обосранные...

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Миф как прародитель волшебной сказки. Понятие волшебной сказки. Центральные образы волшебных сказок. Роль и влияние волшебной сказки на развитие ребенка младшего школьного возраста. Изучение композиции и сюжета волшебной сказки: разработки уроков.

    дипломная работа , добавлен 13.11.2014

    Определение сказки, ее разновидности и типы, роль в воспитании ребенка. Национальные сказки, их значение для всеобщего развития ребенка. Сказки, включенные в образовательную программу, по которой работает автор. Использование сказок в работе с детьми.

    реферат , добавлен 21.09.2011

    Разработка моделей уроков и внеклассных занятий для изучения волшебной сказки в школе. Описание поэтики волшебной сказки с позиций осмысления сказки как культурно-исторического явления. Структурно-типологические особенности сказки. Композиция и сюжет.

    дипломная работа , добавлен 28.10.2011

    Психолого-педагогически основы развития связной речи дошкольников, проблема в трудах педагогов. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи.

    аттестационная работа , добавлен 09.01.2011

    Тематическое планирование курса литературы в 5 классе. Фольклор. Русские народные сказки. Сказки народов мира. Сказки русских и зарубежных писателей XIX и XX века. Русская классика XIX века. Русская литература XX века. Современная литература.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2006

    Назначение детского чтения. Теория жанра литературной сказки. Определение жанра литературной сказки по словарям и энциклопедиям. Отличие литературной сказки от народной. Анализ художественного своеобразия сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

    дипломная работа , добавлен 11.07.2012

    Методика работы со сказкой в начальной школе. Филологическое толкование сказок. Исследование воспитательного влияния русской народной сказки в контексте созданной системы уроков, направленных на духовно-нравственное воспитание младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2014

контрольная работа

4. Анализ русской народной сказки " Колобок"

Русская народная сказка "Колобок"- сказка о животных.

Сказка о том, как баба по просьбе деда испекла колобок и "положила на окошко студится". А колобок прыгнул с окошка и покатился по дорожке. Пока он катился он встречал различных зверей (медведя, зайца, волка). Все звери хотели съесть колобок, но он пел им песенку и звери его отпускали. Когда он повстречался с лисицей, колобок спел ей песенку, но она притворилась глухой и попросила колобка сесть ей "на носок, да пропеть ещё разок". Колобок сел лисе на нос, та его и съела.

Главные герои сказки - колобок и лисица. Колобок - добрый, простой, смелый. Лиса - хитрая, ласковая.

Мораль сказки: "Говори меньше, думай больше", " Догадка не хуже разума", " С умом задумано, да без ума сделано", "Легко хвалится, легко и свалится".

В сказке имеются повторения фраз, таких как "Колобок, колобок я тебя съем", " Не ешь меня, я тебе песенку спою". Также повторяется песня колобка.

Детям следует объяснить такие слова, как сусек, амбар, студится.

Сказка соответствует требованиям к содержанию произведений для детей, т.е доступна для детского понимания, интересная для детей, небольшая по объему, язык простой, сюжет развивается быстро, небольшое количество непонятных слов.

Данная сказка предназначена для чтения детям младшего и среднего дошкольного возраста.

"Винни-Пух" на уроке литературы в начальной школе

Сказка А. Милна "Винни-Пух", прежде всего, - безусловно величайшее детское произведение. Но внимательное прочтение показывает, что, как в плане содержания...

Влияние сказки на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности...

Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников средствами народной педагогики

Современная педагогическая наука возникла не на пустом месте: она, как и другие науки о человеке, имеет много источников. Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика...

Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному...

Методика работы над русскими народными сказками

Алгоритм анализа содержания сказки можно представить следующим образом: 1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество. 2...

Методика художественного образования младших школьников в процессе знакомства с городецкой росписью

Прежде чем обратиться к методическим разработкам, по "городецкой росписи", необходимо познакомиться и изучить теоретические основы этого промысла. Если на теплоходе идти по Волге от Москвы вниз, то недалеко от города Нижнего Новгорода...

Народная педагогика в практике семейного воспитания

Проанализировав результаты, сделаем выводы о том, какое место в семейном воспитании занимает народная педагогика, об эффективности методов и средств народной педагогики в семейном воспитании, выявим уровень нравственного воспитания у детей...

Народное творчество как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры на занятиях по музыкальному воспитанию

Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми...

Роль музейной педагогики в возрождении русской народной культуры в школьных музеях г. Кемерово

Сегодня не вызывает сомнения то, что воспитание гармоничной личности немыслимо в условиях отрыва от традиционной культуры. Так как традиционная культура - это бесценное сокровище народа, дающее ему возможность самовыражения и самосохранения...

Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста

Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека. Владение литературным языком, постоянное совершенствование речевых навыков составляет необходимый компонент образованности и интеллигентности...

Условия формирования у младших школьников умения писать в соответствии с историческим принципом русской

В настоящее время утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 22 декабря 2009 г...

Формирование навыков письма у младших школьников на уроках английского языка

Художественное своеобразие сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Определив в предыдущем параграфе понятие литературной сказки, ее основные черты, особенности и отличие от народной (фольклорной), представляется необходимым рассмотреть подробнее эти отличие. Как следует из предыдущего параграфа...

В Анализ сказки "Колобок"- тема моей курсовой работы. Пара мыслей.

Итак,
что же из себя представляет сказка колобок. Многие задумывались над содержанием
этой сказки и недоумевали, отчего же она дошла до наших дней и зачем же, зачем
мы непроизвольно пересказываем её детям? Что в ней такого, что так хорошо
укладывается в память?

Попробую
последовательно передать знания полученные от преподавателей и исследователей
фольклора, с которыми мне довелось на эту тему общаться.

Первое,
с чего стоит начинать при анализе любого текстового произведения - композиция.
Всегда проще следовать сюжету и разбирать попадающиеся смыслы последовательно.

Итак,
с чего начинается Сказка?

Жили-были
дед и баба.

Первые
слова вводят ребенка в конкретный мир, где сущее состоит из двух дополняющих
друг друга противоположностей - женского и мужского начала. То есть наш мир.
Вселенная начинается с разъединения на начала.

И
говорит дед бабе - испеки мне, баба, колобок.

-Так
ведь нет ничего!- отвечает баба.


ты по амбару помети, по сусекам поскреби, и наберется для колобка.

Как
и во многих философских традициях и восточных школ, и европейских, мужчина -
инициатор. Он дает идею, он закладывает семя жизни бабе (в сказке - идею испечь
колобок, по жизни - "идею" создания ребенка), он побуждает бабу к
действию. помимо этого, он разрабатывает план. Это показывает нам гендерные
роли: мужчина придумал и составил план, женщина посильно участвует.

Пошла
баба, по амбару помела, по сусекам поскребла,

набрала
муки две горсти, на сметане замесила,

в
печи запекла, на окошко студиться поставила.

Баба
исполнила просьбу деда и испекла колобок (читай: баба-Вселенная-роженица, ибо
колобок это их дитя, и, родив его, они дают ему смотреть на окружающий мир из
окошка) Колобок (ребенок) смотрит из окна на то, что есть за пределами отчего
дома. Но видит он ограниченную часть. Так, дома ребенок видит маму и папу, а
через их связи с окружающим миром, он понимает, что они не только его мама и
папа, но ещё и социальные единицы - врачи, бухгалтеры, спортсмены, бухари,
гопники, менеджеры или кто они там.

Здесь
же проявляется первый смысл мотива еды. для чего дед попросил бабу испечь
колобок (приготовить еды?) - чтобы скушать. зачем люди рожают детей? чтобы те
кормили их в старости. это преемственность. чтобы дарили свои теплые эмоции,
оберегали, ухаживали.

Однако
стоит отметить, что когда дети слишком долго "остывают у окошка" и
никуда не "катятся", родители начинают их поглощать раньше времени.
есть такая фраза даже "поедом едят". так что ещё одна мысль -
соблюдение своевременности.

А
колобок прыг с окошка и покатился по лесу.

Ну
тут довольно ясно. Ребенок, узнав достаточно о мире и будучи готовым,
отправляется во "взрослую жизнь". Лес как аллегория жизни.

И
тут навстречу ему Заяц.

-Колобок,
колобок, я тебя съем!

При
вступлении во взрослую жизнь, человек начинает встречать разных людей, которые
приходят к нему с разными словами, но смысл остается неизменным - дай мне
что-нибудь от тебя. позволь мне взять тебя в свою жизнь.

-Не
ешь меня,-говорит Колобок,- я тебе песенку спою.

Я
Колобок, Колобок,

по
амбару метён,

по
сусекам скребён,

в
печке запечён,

на
окошке стужён,

я
от бабы ушёл,

я
от деда ушёл,

а
от тебя, Заяц,

и
подавно уйду.

И это второй смысл мотива еды - общение. получение чего-либо себе, обмен. Ты
хочешь что-то получить от меня, мою энергию, мои силы, моё время, но я тебе
этого не дам, я могу с тобой просто пообщаться. И, как мы видим, Зайцу хватает
этого общения, поскольку колобок катится дальше. Порой люди хотят от тебя
чуть-чуть внимания, а не страшных жертв.

Надо
обратить также внимание на то, что песенка колобка - это универсальная
песенка-выручалочка из жизненного кризиса.

разберемся
детальнее-

Я
Колобок, Колобок
- Я есть Человек, и моё имя Такое Вот. Идентификация самого
себя.

По
амбару метён,

По
сусекам скребён,

В
печке запечён,

На
окошке стужён
, - Это то, что со мной происходило. Это моя биография. Я был
там-то и там-то, видел то и это, знаю чего да как.

Я
от бабы ушёл,

Я
от деда ушёл,
- у меня уже были кризисы, но я смог их преодолеть. Я нашел выход
из ситуации.

А
от тебя, Заяц,

И
подавно уйду
,- я справлюсь с тем, что сейчас идет не так, я это переживу, я
найду решение проблемы.

Вот
такая незатейливая песенка самовоодушевления и подбадривания. Этот рецепт
предки нам передали с помощью песенки колобка, господа.

а
навстречу ему Волк.

-Колобок,
колобок, я тебя съем!

-Не
ешь меня, Волк,

я
тебе песенку спою:

Я
Колобок, Колобок,

по
амбару метён,

по
сусекам скребён,

в
печке запечён,

на
окошке стужён,

я
от бабы ушёл,

я
от деда ушёл,

я
от Зайца ушёл,

а
от тебя, Волк,

и
подавно уйду.

Справившись
с одной проблемой, человек сталкивается с другой, и если он правильно разрешил
для себя первую, то вторая уже может быть сложнее, поскольку человек становится
более опытным, готовым к новым испытаниям. И так в жизни всегда - раз ты
преодолел одно, будет другое. А если ты не справился, но ситуация будет
повторяться раз за разом неумолимо повторяться, будут изменены лишь декорации,
но суть останется прежней, покуда человек не научится справлятся.

а
навстречу ему Медведь:

-Колобок,
колобок, я тебя съем!

-Не
ешь меня, Медведь,

я
тебе песенку спою:

Я
Колобок, Колобок,

по
амбару метён,

по
сусекам скребён,

в
печке запечён,

на
окошке стужён,

я
от бабы ушёл,

я
от деда ушёл,

я
от Зайца ушёл,

я
от Волка ушёл,

а
от тебя, Медведь,

и
подавно уйду.

И
снова срабатывает алгоритм, и снова колобок спасен.

а
навстречу ему Лиса.

тут-то
стоит немного остановиться и отметить, что в отличие от предыдущих
встретившихся колобку зверей, Лиса - женского рода. А значит, и происходить
будет нечто другое, отличное от предыдущих конфликтов.

-Ах,
Колобок! Какой ты румяный!- Восклицает Лиса,- какой ты красивый! Спой мне,
пожалуйста, свою песенку!

И
наивный колобок не получив стандартного заявления угрозы "я тебя съем",
поет свою песенку, после чего Лиса, как истинная женщина, восхищенно вздыхает:

-Ах,
Колобок, какая у тебя красивая песенка! Сядь ко мне на пенёк, и спой её ещё
раз, пожалуйста!

Колобок
садится на пенёк и снова поет свою песенку.

-Ах,
Колобок! Прекрасная у тебя песенка, сядь ко мне на носок, спой ещё раз! Я так
хочу тебя послушать!

Колобок
садится Лисе на носок и поет свою песенку ещё раз.

-Ах,
Колобок! Ну просто замечательная песенка!- Говорит Лиса,- сядь ко мне на
язычок, спой её ещё раз!

Сел колобок Лисе на язычок, а та его - Гам! - и съела.

Конец.

Итак,
что мы имеем в последней сцене? Явно сменившийся уровень опасности. Если первым
был заяц, вторым - волк, третьим - медведь, то по логике, четвертым должен был
быть слон. Однако четвертая - Лиса, зверек не особо крупный и с виду не
опасный. Иначе говоря, если раньше была опасность одного рода, то теперь
качественно меняется, хотя цель и остается прежней - съесть колобка (получить
от человека всё, на что он годен).

И
Лиса трижды дает ему шанс изменить свой механизм (песенку) и придумать
что-нибудь новое, чтобы избежать уготованной участи. Нужно вовремя соображать,
с чем имеешь дело.

Теперь
посотрим с другой стороны:

Есть
Лиса (женщина) и есть Колобок (мужчина). Милые девушки и женщины - только что
вы прочитали идеальный план по привличению к себе мужчины. Отметьте, раньше
Колобок катился по тропинке и ему навстречу выходили честные звери, которые
начинали разговор с заявления требования к Колобку (-Я тебя съем!). Здесь же
Лиса, мудрая женская натура, первым делом начинает делать то, чему мужчины не
могут противиться - искреннее восхищаться. Она статична, он не сходит с места,
подманивая его постепенно, не переставая им восхищаться (-Ах, как ты
замечательно рабираешься в компьтерах! -Ах, как у тебя прекрасно получается
водить машину/чинить телевизоры/переводить с английского/писать
программы/играть на (чем угодно)/фотографировать/готовить... -Ах, как же ты
здорово это придумал! и т.п.) Главное при всех этих словах - искренность.
Мужчина покупается по большей части всё-таки искренним восхищением, а не корыстной
лестью. Тоже ведь не дурак.

И
наконец, Женщина получает Мужчину.

Третий
смысл мотива еды именно таков. Мужчина в Женщине.

Соединение.

Всё.
Вселенная схлопнулась.

Вот
такая космогоническая сказочка в переводе с русского на русский. Предки наши
дают нам указания о том, как проживать жизнь. Рассказывают об устройстве
Вселенной, о её начале и о её конце.

Фокус
в том, что в детстве эта сказка формирует мироощущение, закладывает основы
понимания мира, которые взрослым, уже настолько замылившимся и уставшим, понимать
трудно. Детям не нужно расшифровывать все эти пункты, они понимают всё на ином
уровне.

Вопрос
только в том, чтобы найти верный источник. Литератуные сказки не отображают
всего, что нужно отобразить, чтобы ребенок усвоил законы реальности. Ибо в литературных
сказках зачастую страшный конец заменен на добрый. И кажется, что Волка
разрубили и достали козлят, что мышка помогла вытащить репку, а не погрызла её,
когда Дедка, Бабка, Внучка, Сучка и Кошка устали тянуть и пошли спать, что
курочка снесла золотое яичко, а потом простое, а не 1) костяное, 2)золотое, и
многое другое. Нужно всегда находить первоисточник, поскольку смысл есть только
в нем. И надо знать, чьи слова и мысли кажутся нам народными или своими
собственными.

"Следи
за собой, будь осторожен", процитирую я как итог.


Вперед,
и с песней, господа!