Современное общество – это сложная структура, в которой постоянно протекают разного рода процессы, меняются настроения, происходит реакция на те или иные события. Изучением этих процессов занимается социолог.

Что делает социолог

Профессия социолог весьма перспективная, особенно сейчас, когда появляются все новые методы изучения общества. В зависимости от сферы деятельности, специалист может занимать должность , или . Социолог обрабатывает информацию, полученную в ходе исследования или опросов, и на основе полученных данных разрабатывает методы улучшения ситуации.

Сегодня профессия социолог пользуется большим спросом, многие фирмы и компании заказывают исследования определенного сегмента рынка для увеличения продаж товаров и услуг. Не одна предвыборная кампания не проходит без участия политтехнологов. Они исследуют мнения избирателей, их проблемы и ожидания. На основе этих данных и разрабатывается предвыборная стратегия кандидата.

Что делает и чем занимается социолог? Неотъемлемое качество грамотного специалиста – это склонность к аналитическому мышлению. Основная задача социолога заключается в работе с огромными массивами информации, правильной оценке и выводе. Так же стоит помнить о высокой ответственности, ведь от результатов работы во многом зависит успешность исследования и всей кампании в целом.

Социолог должен разбираться в малейших изменениях в общественных настроениях и причинах, которые на это повлияли.

Непосвященному обывателю может показаться, что профессия социолог предполагает бесконечное сидение за компьютером. Безусловно, специалист проводит много времени в компьютерных программах, где анализирует и структурирует информацию, однако не стоит забывать о согласовании работы с заказчиком. Перед началом исследования нужно точно определить все цели и нюансы, дабы в результате не проделать бессмысленную работу и получить претензии от клиента. Нередко представители данной профессии отказываются от условий заказчика.

Самые высокие зарплаты традиционно предлагают в Московском регионе.

Как правило, студенческая практика социологов проходит в работе интервьюерами – специалистами, которые непосредственно опрашивают людей. Это позволяет ближе познакомиться со спецификой деятельности, научиться работать с людьми и информацией.

Работа социологов важна для общества. Именно благодаря им в супермаркетах появляются новые продукты, которые отвечают нашим потребностям, в газетах и журналах поднимаются интересные темы и т.п. Поначалу зарплата будет не большой, так же она зависит от выбранной сферы.

Плюсы и минусы профессии социолог

Преимущества:

  • умение справляться с человеческим факторам может пригодиться в других сферах;
  • востребованность профессии;
  • социальная значимость профессии.

Недостатки:

  • недооценка специальности;
  • порой низкий уровень подготовки специалистов в отечественных ВУЗах;
  • социологу необходимо изучать много смежных сфер: экономику, психологию, философию и т.п.

Где учиться на социолога

Освоить профессию предлагают следующие учебные заведения:

  • Московский государственный лингвистический университет;
  • Российский университет дружбы народов;
  • Новосибирский гуманитарный институт;
  • Московский государственный институт международных отношений;
  • Санкт-Петербургский государственный университет.
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана) Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ им. Ломоносова) Международный университет в Москве (МУМ) Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) Российский государственный социальный университет (РГСУ) Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Психология

Термин «психология» произошел от двух греческих слов – psyche (душа, психика) и logos (слово, учение), т.е. психология – это наука, изучающая психику, а психолог – это специалист, разбирающийся в человеческих чувствах и закономерностях поведения.

В современном обществе роль психологов, деятельность которых направлена на достижение успешного взаимодействия между людьми, а также на эффективное функционирование и развитие каждой индивидуальной личности, неуклонно возрастает. Психологи востребованы в различных сферах социальной практики, обучения, делового общения, в области межличностных и семейных отношений, в сфере современного бизнеса и маркетинга, рекламы и PR. Быстро развиваются такие области применения психологических знаний, как политическая, юридическая, религиозная психология; неоценима роль психологов на предприятиях и в организациях для развития корпоративной культуры, командообразования, решения кадровых вопросов и систем мотивации сотрудников.

Специальности и специализации в области психологии

После 5 лет дневного обучения по специальности «Психология» выпускнику вуза присваивается квалификация «психолог» или «преподаватель психологии».

По направлению «Психология» в вузах Москвы возможно и двухуровневое обучение. После 4 лет очного обучения в вузе на первом уровне в бакалавриате выпускнику присваивается степень бакалавра психологии. Выпускники бакалавриата и специалитета могут продолжить свое образование в вузе в области психологии на втором уровне высшего образования в магистратуре и после 2 лет очного обучения получить диплом магистра психологии.

В рамках основной специальности «Психология» в вузах осуществляется обучение по одной или нескольким специализациям, предполагающее преподавание ряда специальных дисциплин. Чаще всего в вузах Москвы предлагаются следующие специализации:

  • Социальная психология
  • Психология труда и организационная психология
  • Психология развития, возрастная психология
  • Психологическое консультирование
  • Психолог-аналитик (в организации).

В вузах Москвы предлагаются еще несколько специализаций специальности «Психология», различающиеся сферой будущей профессиональной деятельности выпускника: «Политическая психология», «Психология бизнеса», «Психология рекламы (и маркетинга)», «Психология творчества», «Юридическая психология», «Психология образования».

Что изучают

Помимо широкого спектра обще-профессиональных дисциплин будущие выпускники вузов в области психологии изучают ряд предметов из смежных областей знания: медицины, социологии, правоведению, политологии, педагогики. Большое внимание в учебных программах вузов уделяется изучению иностранного языка, информатики и математики.

Особенностью всех без исключения программ высшего психологического образования является их выраженная практическая направленность. Для работы с таким хрупким материалом, как человеческая психика, помимо теоретической, необходима расширенная практическая подготовка – студенты вузов в области психологии проходят несколько циклов специализированной практики в центрах практической психологии, самым эффективным из которых считается работа на телефоне доверия.

Где работают психологи и сколько получают

Шире всего сфера практической деятельности у психологов, специалистов по социальной и организационной психологии. Они могут работать: в государственном аппарате, в вузах, НИИ и лабораториях, вооруженных силах и структурах МВД, в центрах исследования общественного мнения, на телефонах доверия, в фирмах, банках, на предприятиях, в торговых организациях, в кадровых и психологических службах учреждений и предприятий, центрах профориентации и профконсультирования, рекламных агентствах, в организациях здравоохранения и социальной защиты. Зарплата социальных психологов – от 500 долларов США в месяц.

Специалистов по возрастной психологии ждут в дошкольных и школьных воспитательных и образовательных учреждениях, в вузах и колледжах, в центрах по подготовке специалистов на производстве, в центрах занятости населения, в психологических и семейных консультациях, в различных центрах по работе с детьми, подростками, молодежью. Зарплата этих специалистов невелика – от 500 долларов США в месяц.

Психологи-консультанты по проблемам личности востребованы в центрах медико-психолого-социальной помощи населению, центрах раннего развития и обучения детей, в центрах-консультациях по вопросам семьи и брака, в центрах по работе с правонарушителями, в системе частной психологической и психотерапевтической практики. Психологическое консультирование более высоко оплачиваемая деятельность, как правило, имеет почасовую плату – от 25 долларов США в час.

Психологи-консультанты, специализирующиеся по проблемам организаций, найдут работу в консалтинговых компаниях, кадровых агентствах, службах управления персоналом, в системе УВД, МЧС и других силовых ведомствах, центрах занятости населения, в государственных учреждениях, связанных с оказанием психологической помощи. Психологи-аналитики, работающие в крупных компаниях, получают от 1000 долларов США в месяц.

Социология

Термин «социология» является производным от двух слов: латинского societas («общество») и греческого logos («учение, понятие»), т. е. социология - это наука об обществе. К задачам социологии относятся: анализ современных социальных проблем общества и отдельных социальных групп; диагностика, объяснение, прогнозирование и оптимизация социальных процессов и социальных отношений; их регулирование и управление. Для решения этих задач социология применяет количественные (математические, статистические) и качественные (групповые интервью) методы исследования.

Потребность современного общества в социологии и социологах велика. Собственно социология занимается изучением общественного мнения по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам, например, проблемам ценовой политики, удовлетворением уровнем жизни, рейтингам политиков и политических партий. Кроме того, существует обширная область прикладной социологии, в которой социологи могут заниматься:

  • маркетинговой деятельностью в компаниях и на предприятиях;
  • аналитической работой в СМИ (телевидение, радио, пресса, Интернет);
  • расчетом эффективности рекламных компаний в агентствах;
  • изучением мнения электората и другими политтехнологиями;
  • проведением исследований в области управления персоналом;
  • информационно-аналитической работой по управлению рисками и т. д.

Специальности и специализации в области социологии

Получить высшее образование в области социологии можно двумя способами. Пять лет очного обучения в вузе дают возможность приобрести специальность «Социология» с большим количеством специализаций. Вторым вариантом получения профессии социолога в вузе Москвы является двухуровневое обучение в бакалавриате (4 года) и магистратуре (2 года). Бакалавриат социологии тоже имеет специализации. Наиболее часто встречающиеся специализации в вузах Москвы:

  • «Прикладные методы социологических исследований»
  • «Экономическая социология»
  • «Социология маркетинга, PR и рекламы»
  • «Социология массовых коммуникаций»
  • «Социология политики»
  • «Социология и психология управления»

Для того чтобы профессионально выполнять свою работу, будущие выпускники вузов в области социологии должны изучить широкий спектр социологических наук и большое количество дисциплин из смежных областей: политологии, психологии, менеджмента, экономики, права, рекламы, маркетинга. Студенты должны пройти серьезную математическую подготовку, в том числе знать математическую статистику, методы и технику социологических исследований, владеть методикой создания и использования моделей прогнозирования социальных явлений. Большое внимание в программе подготовки социологов в вузах уделяется новым информационным технологиям, применению компьютерных технологий для обработки социологической информации.

Где работают и сколько получают

Будущие выпускники вузов в области социологии могут начинать профессиональную деятельность со старших курсов в должности интервьюеров. Интервьюер проводит интервью у фокус-группы людей, на основании которого ищет общие характеристики, и группирует их по типам. Студенты вузов могут осуществлять социологические исследования и в стенах родного вуза, например, проводить рейтинговую оценку работы отдельных преподавателей и всего вуза в целом.

После окончания вуза в области социологии можно строить свою карьеру по двум основным направлениям: научная деятельность или прикладные исследования. Научная карьера, к сожалению, оплачивается невысоко: начальная зарплата в 500 долларов США может возрасти до 1 000 долларов только в случае получения должности руководителя проекта. В маркетинговой, рекламной деятельности и в СМИ можно сразу рассчитывать на 600-800 долларов США с ростом оклада за год работы до 1 500 долларов. Гонорары опытных политтехнологов достигают 10 000 долларов США.

Социологи могут изучать общественное мнение в аналитических центрах, осуществлять социологическое сопровождение избирательных кампаний, проводить экспертную и консультационную работу в государственных и бизнес-структурах, в сфере PR. Социологи могут работать в научных институтах, занимаясь в том числе международными исследованиями, и в учебных институтах на преподавательских и административных должностях. Социологи незаменимы в кадровых службах компаний и предприятий, могут работать в качестве риск-менеджеров, заниматься исследовательской деятельностью в центрах социологического мониторинга.

ВСЕВЕД РЕКОМЕНДУЕТ
03 Мая 2007 11:33

В связи с последними событиями на социологическом факультете МГУ журналистов заинтересовал вопрос: что же такое социологическое образование? Чему должны учить будущих социологов? И какие перспективы у выпускников социологических факультетов ведущих вузов?

Если вы считаете, что «Социология» – специальность исключительно для гуманитариев, вы глубоко заблуждаетесь. Будущий социолог должен одинаково хорошо владеть словом и «чувствовать» цифры.

Получить специальность «Социология» можно как в государственных, так и негосударственных вузах. Но самой большой популярностью у абитуриентов пользуются несколько учебных заведений: Государственный университет управления (ГУУ), Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). Здесь самый высокий вступительный конкурс. По словам Марианны Румянцевой, руководителя направления рекламы и PR «Агентства Контакт», выпускники именно этих вузов востребованы работодателями – их социологические факультеты считаются самыми сильными.

Чему учат

В ведущих вузах студентам стараются дать разносторонние знания о жизни общества. Помимо гуманитарных и точных наук, вы будете изучать социологию управления, рекламы, культуры, образования, семьи и т. п. Познакомитесь с разными научными школами, освоите методы подготовки и проведения соцопросов, анализа полученной информации. Вас научат работать с базами данных, электронными таблицами, статистическими пакетами. На старших курсах вы сможете участвовать в выполнении реальных заказов и проводить собственные научные исследования.

Александр Чепуренко, декан факультета социологии ГУ-ВШЭ:

– Мы готовим не ученых, которые будут сидеть в кабинетах и рассуждать о превратностях бытия, а социальных аналитиков, способных работать в бизнесе, политике, государственном управлении. Они знают, как и какую информацию следует собрать, каким образом ее можно обработать и проанализировать.

Разные акценты

Определитесь заранее, каким именно направлением социологии вы хотели бы заниматься.


Если больше привлекает работа по исследованию рынка товаров и услуг, поступайте в вуз, который дает широкую экономико-математическую подготовку. В этом случае можно выбрать специализации «экономическая социология», «социология маркетинга» и т. п. Например, в ГУ-ВШЭ только теории экономики посвящено около 20 курсов! А еще ведь есть и прикладные дисциплины. В РГГУ тоже акцент делают на связи социологии прежде всего с экономикой, хотя специализации здесь самые разные.


Для тех, кому интереснее изучать общественное мнение и делать политические прогнозы, лучше поступать в вузы, где есть специализации «социология и психология управления», «социология политики», «социология общественных связей». Такие варианты предлагают Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Институт гуманитарного образования, Университет Российской академии образования и др. Вас научат грамотно задавать вопросы, анализировать мнения людей и видеть скрытый смысл в высказываниях респондентов.
Социология «на любой вкус» есть в МГУ им. М.В. Ломоносова, который предлагает специализации на тринадцати кафедрах: социология безопасности, семьи, международных отношений и др.

Преимущество – в «языке»

Знание иностранных языков – дополнительное преимущество для любого специалиста. При прочих равных условиях в международных компаниях отдадут предпочтение выпускнику «с языком». Ведущие вузы это понимают. Студенты социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова могут в течение четырех лет изучать английский, немецкий, французский, испанский, итальянский или китайский язык и получить дополнительную квалификацию – «переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Большое внимание уделяется иностранным языкам в РГГУ. Преподаватели по самым разным предметам приветствуют чтение студентами научной литературы в оригинале. В ГУУ на изучение иностранных языков отводят целых 800 часов – это намного больше, чем предусмотрено госстандартом. А студенты старших курсов ГУ-ВШЭ способны слушать (и понимать) лекции зарубежных профессоров без переводчика.

С анкетой в руках

Во время практики студенты младших курсов обычно работают интервьюерами в «поле»: опрашивают людей на улицах, предприятиях, в магазинах и по телефону. Предварительно под руководством преподавателя они составляют опросники и анкеты, в которых нужно ставить «галочки» и цифры. Затем информацию анализируют и делают выводы: чем живет общество. Старшекурсники в состоянии провести компьютерный анализ данных и составить итоговый отчет по исследованию с прогнозами и рекомендациями.

Практика студентов ГУ-ВШЭ проходит в аналитических центрах и маркетинговых агентствах: Левада-Центр, ВЦИОМ, ROMIR Monitoring. Кроме того, здесь созданы две базовые кафедры – фонда «Общественное мнение» и Института маркетинговых исследований GFK RUS. Многие студенты после практики остаются работать в этих компаниях. По словам Ольги Черниченко, руководителя отдела исследований медицинского и фармацевтического рынков GFK RUS, в компании регулярно появляются новые вакансии: за несколько лет количество сотрудников в отделе увеличилось в три раза. Студенты социологического факультета РГГУ участвуют в предвыборных, маркетинговых, рекламных кампаниях. В МГУ им. М.В. Ломоносова практика зависит от специализации: те, кто выбрал «гуманитарную» социологию, проходят ее в прессе, на телевидении, в центрах по планированию политических кампаний, семейных консультациях. «Математиков» ждут аналитические центры.

С экзаменами и без

В негосударственный вуз можно поступить, пройдя тестирование. В государственном придется сдавать три-четыре экзамена. Это могут быть обществознание, история, иностранный язык, русский язык (или сочинение), математика – в разных сочетаниях. Кстати, математика почти всегда есть в перечне вступительных испытаний вузов, которые предлагают специализацию «экономическая социология». А иностранный – там, где развиты международные связи и хорошее знание языка студенту понадобится уже во время учебы.

У способных абитуриентов есть шанс попасть в вуз без экзаменов. В негосударственных это сделать проще – достаточно успешно окончить полугодовые или интенсивные (от одного до трех месяцев) подготовительные курсы. В большинстве случаев выпускное тестирование на таких курсах приравнивается к вступительным экзаменам. А если, окончив школу с медалью, вы сдадите профилирующий вступительный экзамен в ИГУМО на «отлично», то получите скидку в 20% при оплате за первый год обучения. Будете хорошо учиться, сможете продлить «льготный» период и дальше.

Крупные госвузы проводят собственные олимпиады. На соцфаке МГУ им. М.В. Ломоносова такая олимпиада по обществознанию носит название «Ломоносов-2006» (в этом году, соответственно, «Ломоносов-2007»). Если вы станете победителем, то при поступлении сдавать этот предмет не будете.

Где работать социологу

- в аналитических социологических центрах и консалтинговых компаниях
- в государственных и муниципальных органах власти
- в Public Relations (связи с общественностью) и рекламе
- в кадровых службах
- в маркетинговых отделах предприятий
- в СМИ и издательском бизнесе

Об этом сообщает сайт ucheba.ru

Мария Терехина сразу после окончания бакалавриата по социологии поступила в магистратуру Роттердамского университета Эразма, а в последствии стала работать в Dentsu Aegis Network Netherlands. Она рассказала нам о том, что её воодушевило выбрать социологию при поступлении и что она получила, пройдя этот образовательный путь.

Некоторое время поразмышляв над поставленной задачей, Маша уселась за компьютер. Ей предстояло написать о том, как изменилась ее жизнь шесть лет назад, и куда траектория, выбранная в далеком 2011, завела ее на сегодняшний момент.

Задача представлялась сложная, но выполнимая. Куда легче, чем после окончания школы, когда было совсем неясно, что делать, куда податься, на что обращать внимание и вообще – от чего бы оттолкнуться. Будущее представлялось нереальным и неизмеримо далеким, было совсем непонятно, чем хочется заниматься. Но тратить бесценные студенческие годы без пользы, конечно, не хотелось, поэтому после проведения серии опросов и глубинных интервью (да-да, уже тогда) с друзьями, учившихся на тот момент в Вышке, решение было принято – Маша идет на соцфак.

А на самом деле, собраться с мыслями и написать интересно и по существу всегда не просто, но можно попытаться. Попробую взять за основу метод интервью и представить вашему вниманию Выпускник соцфака – FAQ.

Итак, почему я выбрала социологию, и сложно ли было поступить?

Частично на этот вопрос я уже ответила во вступительной части – о факультете социологии (в то время он назывался еще так) неоднократно положительно отзывались мои друзья, но это было вторичным критерием для принятия решения. Главный вопрос, разумеется, заключался в том, в какой вуз поступать. Мне кажется, что очень многие абитуриенты в год моего поступления просто грезили о Вышке (то же самое, думаю, продолжается и сейчас), поэтому когда я узнала, что прошла в несколько университетов, в том числе и в Вышку, дальше оставалось только выбрать факультет. Поколебавшись между менеджментом и социологией, я определилась с выбором и отнесла документы на соцфак. Почему? Социология представлялась, да и до сих пор представляется мне настолько обширной областью, что меня привлек масштаб того, во что предстоит погрузиться. Исходя из набора вступительных экзаменов было ясно, что здесь будет все – и математика, и возможность изучать языки, и заглянуть в самую суть всевозможных процессов, протекающих в обществе, так далее и тому подобное. Мне кажется, что если в школе вы старались как следует вникать в то, что изучаете, поступить на соцфак будет не очень сложно, и, надеюсь, вы не пожалеете об этом решении, как не пожалела и я.

Есть ли жизнь после соцфака?

Конечно, есть. Вы и не поверите, сколько возможностей открывается после получения образования по социологии в Вышке. Мои однокурсники разбежались очень интересными и разными дорожками, да и я – не исключение. Я знаю ребят, которые продолжили учиться на факультете социальных наук в магистратуре, кто-то стал работать на кафедре, кто-то поступил в магистратуру по направлениям менеджмент или экономика, некоторые стали работать еще на третьем курсе бакалавриата и сейчас занимают уже довольно высокие позиции в сфере консалтинга или аудита, многие увлеклись исследованиями и работают в маркетинговых компаниях. Почему я перечисляю все это – выпускники факультета социологии нашли себя в самых разнообразных сферах, и справляются со своими задачами с большим успехом.

Если обо мне – после окончания бакалавриата я уехала учиться в Нидерланды по программе Медиа, культура и общество. Почему выбор пал на нее? А почему, собственно, и нет. Сфера коммуникаций развивается достаточно быстро на сегодняшний день, а поскольку в названии программы фигурировало наше любимое общество, я поняла, что поступление не составит особенного труда, учитывая Вышинскую подготовку. Кроме того, в зарубежных вузах не требуется сдавать экзамены – вас оценивают по портфолио, поэтому решение о зачислении вас на курс принимается на основе того, чего вы достигли за время обучения в бакалавриате. Вот когда я еще раз сказала спасибо нашим сложным и разнообразным курсам, возможности активно участвовать в жизни факультета и быть председателем студсовета, знакомству со многими интересными людьми. Уже в начале июня я знала, что меня приняли в вуз, и с сентября начнется новое увлекательное путешествие.

Что же делать после учебы, куда пойти работать?

Да, пожалуй, такой вопрос во время учебы как в бакалавриате, так и в магистратуре мне задавали не раз. Ведь если учиться на менеджменте, можно стать менеджером; на факультете экономики – пойти работать в банк; на журналистике – стать журналистом или обозревателем, ну, и так далее. А после социологии – пойти работать социологом? «А кто это? А что ты будешь делать?» – спрашивали меня. На самом деле все гораздо интереснее. Я искренне убеждена, что после социологии можно пойти работать куда угодно (конечно, не доктором или химиком, но я не об этом). Если меня сейчас попросят дать научное определение понятию социология, я, вероятнее всего, встану в ступор (честно-честно, это всегда был самый сложный вопрос для меня и многих студентов). Зато я могу уверенно сказать, что социология – это дисциплина, которая учит думать и жить. Прочтение большого разнообразия научных текстов, изучение прикладных методов учат мыслить, решать поставленные задачи, а уж этот навык пригождается во всех сферах.

И уже более конкретно – сейчас я работаю в Амстердаме в международной маркетинговой компании в сфера онлайн рекламы. Каждый день я работаю с профессиональным программным обеспечением и алгоритмами, пишу несложные коды, устанавливаю пиксели на сайтах и так далее. Я это все к чему – кто бы мог подумать шесть лет назад, что я буду работать в такой области? Но сложилось именно так – даже при отсутствии необходимой технической подготовки я смогла показать руководству, что я умею думать и учиться, поэтому в числе прочих принятых на работу оказалась и я. После тренинга длиной в пару месяцев мы все приступили к работе, и вот уже почти за год на этой позиции я еще не столкнулась с такими вопросами, которые я не могла бы решить. И я уверена, что это именно благодаря факультету социологии.

А есть ли что-то такое, что я могла бы посоветовать поступающим на социологию?

Не сомневаться в собственном выборе. Каждый из нас (как минимум!) раз в жизни задавал себе вопрос «А правильно ли я сделал, что…» пошел на соцфак, например? Правильно, ведь все, что ни делается – все в лучшему. Вполне возможно, что за четыре года обучения вы поймете, что хотите и дальше развиваться в этом направлении; возможно, убедитесь, что стоит что-то изменить. Но опыт, полученный за это время, не сравнится ни с чем и будет замечательной основой для любого дела, которое вы выберете в жизни.

Терехина Мария

Да-да, социологи - это не интервьюеры, не анкетеры, не и не сектанты. Они изучают общественное мнение, используя математические методы. И их работа - не раздавать, разносить или разбрасывать анкеты с вопросами, а создавать их и анализировать ответы, используя свои знания об обществе.

Социология - это наука, у которой есть свои методы и специфические черты. Но далеко не каждый студент, обучающийся на факультете социологии в МГУ, ВШЭ, РУДН, ГУУ, МПГУ, РГГУ, РГСУ или ещё в каком-нибудь университете, в итоге становится членом РАН, преподавателем и получает научное звание.

Исследование общественного мнения

Чаще они идут в Левада-центр, ФОМ и ВЦИОМ, в государственные управленческие организации.

Некоторые сомневаются в том, что миру нужны журналисты и писатели. А что говорить о социологах, о существовании которых многие даже не слышали? Исследование общественного мнения может показаться бесполезной тратой времени и денег. Но состояние людей, направленность их мыслей, удовлетворенность жизнью - это знания, без которых государство не смогло бы долго продержаться.

Для правительства исследовательские организации - это органы чувств, позволяющие ориентироваться в политическом пространстве, находить проблемы и решать их. Ту же роль социологи выполняют и для граждан страны. Для них исследовательские организации - источник информации, позволяющий понять, насколько их мысли и проблемы распространены, сориентироваться в происходящих в стране переменах.

Результаты исследований, которые проводят эти организации, используют информационные издания и компании.

Именно благодаря стараниям социологов в интернете появляется информация о том, например, что столько-то процентов россиян доверяют Путину.

У кого-то может возникнуть вопрос: каким образом социологи умудряются сделать вывод, что россияне доверяют или не доверяют кому-либо, «не спросив меня и моих соседей»?

На этот счёт у социологов есть метафорическое правило: «Не обязательно съесть весь суп, чтобы понять его вкус. Достаточно попробовать одну ложку.» Опрашивать каждого слишком долго, дорого и бесполезно, потому что выборка из совокупности даёт тот же результат.

Универсальная профессия

Но мнением людей интересуется не только государство. И социологи занимаются не только политическими вопросами.

Маркетинговые и рейтинговые исследования, оценка эффективности рекламы - это тоже область компетенции социологов. Везде, где есть общество, мнения и статистика, есть место и для социолога. А это значит, что он может работать в любой компании. Он, кстати, может быть и , проводить для сайта, канала, газеты собственные исследования.

Зарплата при этом в зависимости от размеров организации, взявшей социолога на работу, будет колебаться от 30 000 до 70 000 рублей. Хотя в зависимости от знаний профессионала и опыта она может быть и выше.

И заблуждение – думать, что социологам в кризис негде работать. Есть. Во многих крупных компаниях есть свои социологические службы.

Навыки и способности социолога

Для поиска и интерпретации информации социологу необходимы навыки организатора, самостоятельность, хорошие аналитически способности, честность и креативность. Даже несмотря на то, что они чрезвычайно редко лично проводят интервью, они должны хорошо знать людей и готовить анкеты аккуратно, стараясь не задеть, не оскорбить респондентов.

Социолог – не гуманитарий в полной мере. И ему обязательно нужно разбираться в статистике, потому что она - главный инструмент социологического исследования. Также социологу необходимо знание специальных компьютерных программ, в которых обычно и проводятся все статистические вычисления (SPSS, Statistica).

Где работать социологу

Способности социолога востребованы, и это большой плюс профессии. Социолог может заниматься , бизнесом, наукой, рекламой или журналистикой. А это повышает его социальную мобильность. В крайнем случае, если вдруг в стране перестанут проводить любые исследования, он может преподавать обществознание в школе.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!