Никакой человек — ни поговорить по душам, ни помолчать вместе. Что еще можно ожидать от Никакого человека? Работа и жизнь у него трудная, все получается не так, как хотелось бы. При малейшей неудаче он готов спрятаться в кусты. При одном только намеке на то, что сделать «правильно» невозможно, он объявляет: «Прекрасно! Делайте все сами! Только не приходите потом ко мне и не жалуйтесь, что у вас ничего не вышло!» И спокойно ничего не делает.

Никакой человек робок и не уверен в себе, всегда чем-то обеспокоен, у него хорошо подвешен язык, но приходится молчать, так как сказать людям ему нечего. Возможно, он таким образом избегает ссор, конфликтов, взаимных обид. Молчание, вроде бы, выход, но цель недостижима: если человек не умеет разговаривать с людьми, то и ладить тоже!

Ответ Никакого человека — молчание и бездействие. В основе лежит страх сделать неправильно.

Ваша цель: вызвать его на разговор.

Запланируйте несколько попыток разговора.
Задавайте открытые вопросы.
Разрядите обстановку.
Попробуйте угадать, о чем он думает.
Покажите перспективы.

Из-за страха разбить лодку Никакой Человек способен выброситься за борт. Если поручить ему дело, он ничего не сделает, так как сомневается в том, что кому-то это нужно. Он уверен, что ничего не изменится от того, выскажет он свое мнение или промолчит. Никакой Человек будет затягивать дело, а если надавить на него, он вообще откажется что-либо делать. Он обвинит вас в недоверии к нему и некомпетентности. Теперь он имеет полное право устраниться и ничего не делать.

Никакой Человек старается не конфликтовать открыто, но с трудом сдерживает злобу: ломает карандаши, хлопает ящиками. Если спросить такого человека, что случилось, он ответит: «Ничего!» Таким образом Никакой Человек проявляет пассивную агрессию.

Попробуйте поговорить с Никаким Человеком, прояснить его сомнения и страхи.

1. Нетерпение по отношению к Никакому Человеку приведет к краху ваших отношений. Ваше раздражение погружает Никакого Человека еще больше в НИЧТО. Наберитесь терпения. Будьте спокойны и хладнокровны. Не торопитесь. Рассерженный Никакой Человек может вывести из себя кого угодно. Если вам некогда возиться с ним, сроки у вас сжаты, значит, они просто неверно установлены. Запланируйте несколько бесед с Никаким Человеком, если с первого раза не получится, у вас есть еще шанс! В конце концов, Никакой Человек может пойти с вами на общение, чтобы избавиться от ваших настойчивых попыток поговорить.

2. Задавайте вопросы, на которые нельзя дать односложный ответ: «Что?», «Кто?», «Когда?», «Как?», «Как ты думаешь?», «Что мы будем делать дальше?». Задавайте вопрос Никакому Человеку так, чтобы ваше поведение (мимика, эмоциональное состояние) взывало к ответу. Вы должны пристально и выжидающе смотреть на него. Повторите вопрос. На ответ «Не знаю!» скажите: «Так придумай что-нибудь!», «Угадай!», «А если бы знал, что это могло бы быть?». Бросьте на него самый ожидающий из всех ваших взглядов.

3. Разрядите обстановку. Шутите без сарказма. Абсурдные предположения о причине молчания Никакого Человека вызовут улыбку и обезоружат его. Задавайте вопросы-гротески. Например, срок сдачи отчета прошел. Спросите Никакого Человека, когда он закончит отчет, через год, через месяц? Возможно, вы все же получите ответ, что он планирует сдать отчет через неделю.

Предложите Никакому Человеку варианты диалога: «Я буду задавать вопрос, а ты мигни один раз, если нет, и два — если да». Но шутите осторожно. Если видите, что Никакой Человек начинает выходить из себя, извинитесь, объясните, что стремились к доброжелательной беседе.

Вызовите Никакого Человека на разговор, используйте :

Что бы мы сделали, если бы у нас были мозги?
Проблемы негров шерифа не волнуют.
Я с тобой до конца.
Позволь взять тебя взаймы.
Проблема не в том, что вы молчите, а в том, как хорошо это у вас получается.
Пытаешься юлить?
А у вас что ни слово, то дело!
Вот такие мне нравятся — крупные, бойкие!
Я слежу за тобой, и ты мне нравишься.
Тебе давно пора сдаться властям.
Если говорить правду, рано или поздно тебя выведут на чистую воду.
Лучше износиться, чем заржаветь!
Знаю, тебе страшно. Но ведь и мне тоже.
Ты обладаешь способностью сказать «нет» с помощью своего тела.
Нужно бывает только неудачникам.
Прислушайся к голосам в своей голове.

4. Если Никакой Человек еще молчит, попробуйте поставить себя на его место и понять причины его молчания. Скопируйте позу и выражение лица Никакого Человека и вы поймете, что он сейчас чувствует. Выскажите предположения: «Не знаю, что с тобой происходит, но мне кажется, что…», «Я могу лишь гадать, однако…». Если вы на правильном пути, Никакой Человек скорее всего начнет с вами говорить. Итак, пройдя долгий и трудный путь, приступайте к диалогу с Никаким Человеком.

5. Попробуйте перевести беседу из настоящего в будущее. Покажите последствия невыносимого молчания и бездействия: гнев шефа, конфликты с клиентами, ссоры с коллегами. «Отлично, ты не должен со мной разговаривать, но ничего хорошего не выйдет, если мы все замкнемся в своей скорлупе. Это погубит доверие в команде, породит конфликты и неприязнь». Если Никакой Человек заговорил, но вам трудно его понять, ни в коем случае не перебивайте и не останавливайте его. Он должен научиться выражать свои мысли вслух.

Что делать, если вы сами Никакой Человек?

Если в трудной ситуации вы замыкаетесь, злитесь и бросаете начатое, остановитесь и скажите про себя фразу-энкод. В неформальном диалоге можете сказать энкод вслух, это разрядит обстановку, поможет вам настроиться на разговор и высказать свои предложения. Например:

Наличие результата — тоже результат!
«Не могу» живет на улице «не хочу».

Уход от конфликта только ухудшит ситуацию. Не становитесь молчаливой жертвой ваших страхов. Поговорите с участниками конфликта. Или найдите поддержку в вашем окружении. Иногда достаточно просто выговориться, чтобы найти возможность решить проблему.

Научитесь разговаривать с людьми. Находясь в обществе, старайтесь высказываться вслух. Чаще высказывайтесь о своих чувствах. Сделайте это безопасно, не обижая окружающих. Например: «Когда вы говорите так громко, как сейчас, мне кажется, что вы кричите на меня. В будущем я бы хотел, чтобы вы разговаривали со мной более спокойным тоном».

По материалам книг:

Р. Бринкман «Гений общения».

В. Петровский, А. Ходорыч «Энкоды. Как договориться с кем угодно о чем угодно».

Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал.

Джозеф Аддисон

Молчание иногда более многозначительно и возвышенно, чем самое благородное и самое выразительное красноречие, и во многих случаях свидетельствует о высоком уме.

Пьер Буаст

Молчание не всегда доказывает присутствие ума, но доказывает отсутствие глупости.

Фрэнсис Бэкон

Молчание - добродетель дураков.

Умеющий молчать слышит много признаний; ибо кто же откроется болтуну и сплетнику.

Гомер

Женщину украшает молчание.

Грасиан-и-Моралес

Молчание - алтарь осторожности.

Григорий Богослов

Лучше смолчать, чем худое молвить.

Виктор Гюго

Молчание - прибежище простой души, испытавшей всю глубину человеческой скорби.

Альбер Камю

Молчать - верить самому себе.

Эффенди Капиев

Молчанием можно не только много сказать, но и многое сделать.

Томас Карлейль

Кто не умеет молчать, пока не настанет пора говорить и действовать, тот не настоящий человек.

Конфуций

Молчание - великий друг, который никогда не изменит.

Франсуа VI де Ларошфуко

Если требуется большое искусство, чтобы вовремя высказаться, то немалое искусство состоит и в том, чтобы вовремя промолчать.

Тому, кто не доверяет себе, разумнее всего молчать.

Шри Рамана Махарши

Что такое молчание? Это непрерывное красноречие.

Менандр

Молчание может быть самым тяжким обвинением.

Прежде всего приучись сдерживать язык.

Оноре Мирабо

Молчание народов - урок королям.

Мишель де Монтень

Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание.

Шарль Луи Монтескье

Иногда молчание бывает выразительнее всяких речей.

Харуки Мураками

Ложь и молчание - два тяжких греха, которые особенно буйно разрослись в современном человеческом обществе. Мы действительно много лжем - или молчим.

Пифагор

Молчи или говори что-нибудь получше молчания.

Александр Поуп

Молчание есть лоск дураков и хитрость мудреца.

Публий Сир

Всегда сохраняй меру и в речи, и в молчании.

Лучше разумно молчать, чем глупо говорить.

На просьбу вежливый отказ - молчание.

Саади

Молчаливо сидящий в углу, прикусивши язык,
Лучше тех, кто язык за зубами держать не привык.

Луций Сенека

Если хочешь, чтобы о чем-то молчали, молчи первый.

Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен.

Генрик Сенкевич

На горах этих лежит печать особой торжественности, - они возвышаются как стены на границе жизни и смерти. Здесь, внизу, город, порт, дамба, движутся суда, поезда, лодки, - там - вечное молчание. Туда никто не ходит, потому что незачем ходить.

Геннадий Сергиенко

Молчание - золото за которое выкупаются слова.

Солон

Молчание скрепляет речь, а своевременность скрепляет молчание.

Филип Стэнхоуп

Надо уметь молчать вообще обо всем, что имеет значение лишь для тебя одного.

Рабиндранат Тагор

Пыль мертвых слов пристала к тебе. Омой свою душу молчанием.

Теофраст

Если ты невоспитан и молчишь, то воспитан, если же воспитан и молчишь, то прекрасно воспитан.

Если ты неуч и молчишь, то ведёшь себя умно, если же умён и молчишь, то глупо.

Лев Толстой

Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать.

Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том. что не промолчал.

Глеб Успенский

Иногда можно молчать о многом.

Лион Фейхтвангер

Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами.

Феогнид Мегарский

Трудно разумному долгий вести разговор с дураками. Но и все время молчать - сверх человеческих сил.

Уильям Хэзлитт

Молчание - особое искусство беседы.

Антон Чехов

Высшим выражением счастья или несчастья является чаще всего безмолвие; влюблённые понимают друг друга лучше, когда молчат, а горячая, страстная речь, сказанная на могиле, трогает только посторонних, вдове же и детям умершего кажется она холодной и ничтожной.

Николя де Шамфор

Молчание человека, известного своим красноречием, внушает гораздо больше почтения, чем болтовня заурядного говоруна.

Одним из маркеров охлаждения отношений в браке является неспособность партнеров к диалогу. Супруги прекращают разговаривать друг с другом не потому, что им больше нечего сказать и не потому, что они настолько хорошо знают друг друга, что им уже не требуется говорить. От обоюдного молчания не веет покоем долговременных и близких отношений. От него сквозит отчуждением и неудавшимся общением.

Молчание указывает не на то, что мы друг другу уже все сказали, а на то, что многие вещи остались не высказаны. Это трудно принять, но на самом деле мы просто не хотим слышать то, что партнер хочет нам сказать. Скорее так: мы прекрасно знаем, что то, что он хочет нам сказать, мы слышать не хотим.

Многие представления о близости и любви выросли из мифических и абстрактных представлений о том, что настоящая любовь способна горы свернуть, все преграды преодолеть и выдержать все. Мы выросли в эмоционально связанных отношениях. Детско-родительские отношения основаны на слиянии и зависимости. Наши родители прощали нас за ошибки, терпели капризы и продолжали любить безусловно. Такие они мамы и папы. Я сама такой родитель.

Но эти представления не применимы к браку. Настоящая близость требует способности стоять на собственных ногах. Это неверно, что близость равна принятию, подтверждению и абсолютной взаимностью со стороны партнера. Мы просто этого очень хотим. Близость связана с осознанием отдельности от партнера и наличия тех своих частей, которые предстоит раскрыть другому. Нас двое. Мы не должны во всем соглашаться друг с другом. Не должны угадывать мысли, желания и настроения друг друга. Это не звучит как: «Если ты этого делать не будешь, то и я не буду. Мне нужно быть уверенным в тебе, чтобы довериться».

Мы можем не совпадать во мнениях. Мы вместе, но мы не одно целое. Близость достигается не через взаимное подтверждение, а через конфликты и личное раскрытие. Через личную ответственность за процесс, не обвиняя другого, корректируя СВОЕ поведение, отвечая за свои чувства, мыли и действия. Это звучит как: «Я не ожидаю, что ты будешь со мной соглашаться. Я хочу, чтобы ты любил меня. Но ты не сможешь это сделать, пока я не покажу тебе, кто я. Я хочу, чтобы ты знал меня».

Не ожидая гарантий и подтверждения со стороны партнера. Открыто выражая себя и свои чувства перед лицом различных реакций партнера, поддерживая свою Самость в процессе познания другим нас. Не подстраиваясь под него, а поддерживая собственное ощущение себя.

Если мы способны показать себя и не скрывать свои чувства, мы ничего не требуем от партнера, кроме возможности заявить то, как мы себя чувствуем прямо сейчас.

Мысль о том, что настоящая любовь «должна» – это попытка утопить чувства в собственных проекциях. Должен всегда любить, должен интересоваться, должен угадать, предусмотреть, прощать, терпеть …..

Не слишком ли много всего для такого хрупкого чувства?

Отношения в паре – это обмен информацией. Если мы жалуемся на «плохое общение», то, часто, речь идет о взаимодействии, вследствие которого мы чувствуем себя плохо. Это указывает на то, что мы не можем справиться с полученным сообщением.

По факту мы можем общаться, но в этом общении мы чувствуем, что партнер видит и понимает нас не так, как бы мы сами хотели быть понятыми. Мы отказываемся принимать такие сообщения, ожидая, что другой изменит свое послание, компенсируя нашу личную слабость. Мы нуждаемся в отраженном ощущении себя, получении желаемого отклика. Для этого мы транслируем искаженную, приукрашенную информацию о себе, вместо того, чтобы раскрывать себя во всем диапазоне своих качеств. Адаптируемся к отличиям своего партнера, с целью сократить собственную тревожность. Это еще больше отдаляет нас друг от друга, так как наш партнер никогда не узнает, кто мы есть на самом деле. Страх отвержения заставляет нас молчать там, где необходимо высказаться.

«Я должна быть заранее уверенна, что ты согласишься с тем, что я скажу», - эта мысль убивает близость. Признание партнера отдельной личностью через принятие его высказываний, которые отличаются от нашей реальности, будет подтверждением взрослой позиции и готовностью к близким отношениям. Брак – это не место, где нас должны утешать и во всем поддерживать. Такой подход ведет к временному решению проблем. Настоящей близостью является способность поддерживать собственное ощущение себя, находясь в отношениях с другими.

Такие отношения не стерильны и не лишены противоречий. Но наша непохожесть нас не пугает. Мы можем выдерживать собственную тревогу, не впадая в отчаяние. Мы умеем совладать со своими чувствами, а не чувства овладевают нами. Истинное признание своего партнера означает принятие того факта, что он не должен подстраиваться под нас вопреки себе.

Близость связана не только с нашими отношениями с партнером, но также с нашими отношениями с собой. Нам самим необходимо отказаться от фантазии о компенсации за свое детство и заботиться о себе взрослом. Наши партнеры – это не наши родители. Большая ошибка перестать заботиться о себе, создав семью.

По сути, совершенно не важно, как будет вести себя наш партнер в противоречивых ситуациях. Важно то, что будем делать мы. Либо отражаться в партнере, не проявляя себя, либо открыто говорить о том, что чувствуем, не предъявляя ультиматумов, предельно ясно формулируя собственные приоритеты и желания. Чтобы услышать друг друга, надо именно слушать, а не искать в словах другого человека подтверждения своим убеждениям.

То, что говорит или делает партнер – это его процесс и остановить его мы не в силах. Но мы можем позволить партнеру увидеть нас теми, кто мы есть на самом деле, даже когда это для него означает не особо приятные переживания.

Узнавать друг друга не по тому, как мы отражаемся друг в друге, а по тому, как каждый из нас проявляет себя в жизни, сражается за свои собственные мечты, за то, как вдохновляется, по огню в глазах и по тому, как глубоко мы сами понимаем эти процессы внутри себя.

Молчание — золото, за которое покупается чужое молчание.
Лех Конопиньский

Молчание — великий друг, который никогда не изменит.
Конфуций

Молчание — такой интересный предмет, что о нем можно говорить часами.
Жюль Ромен

Молчание мужчины — знак отказа, молчание женщины — знак согласия.
Луи Массиньон

Молчание — алтарь осторожности.
Грасиан-и-Моралес

Молчание — особое искусство беседы.
Уильям Хэзлитт

Молчание может быть самым тяжким обвинением.
Менандр

Молчать — большой талант.
Фёдор Достоевский

Молчание — добродетель дураков.
Фрэнсис Бэкон

Молчание — золото, но бывает, что и серебреник.
Збигнев Земецкий

Молчание — один из наиболее трудно опровергаемых аргументов.
Генри Уилер Шоу

Молчание глубоко, как Вечность; разговоры мелки, как Время.
Томас Карлейль

Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен.
Сенека

Молчать — верить самому себе.
Альбер Камю

Умением говорить выделяются люди из мира животных; умением молчать выделяется человек из мира людей.
Григорий Ландау

Совсем не знак бездушья – молчаливость. Гремит лишь то, что пусто изнутри.
Уильям Шекспир

Слушай и молчи.
Лукиан

Научился говорить — значит вырос. Научился молчать — значит поумнел.
Бернард Шоу

Не люблю собеседников, которые то и дело прерывают мои рассуждения своим молчанием.
Лешек Кумор

Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание.
Мишель Монтень

Молчанье — щит от многих бед, а болтовня всегда во вред. Язык у человека мал, но сколько жизней он сломал.
Омар Хайям

Молчание есть лоск дураков и хитрость мудреца.
Александр Поуп

Он умеет так интересно молчать, что все ждут, чтобы он наконец заговорил.
Славиан Троцкий

Если бы вы знали, как редко нас понимают правильно, вы бы чаще молчали.
Иоганн Гете

Надо уметь молчать вообще обо всем, что имеет значение лишь для тебя одного.
Филип Честерфилд

Безмыслие редко бывает безмолвно.
Говард У. Ньютон

Иногда молчание бывает выразительнее всяких речей.
Монтескье

Молчаливость — мудрость глупца.
Публий

Ты молчишь лучше, чем говоришь.
Талмуд

Не красота всякой женщины — золото, но ум и молчание.
Менандр

Молчун ошибается редко. Только если заговорит.
Владислав Гжещик

Кому нечего сказать своего, тому лучше молчать.
Виссарион Белинский

Лучше разумно молчать, чем глупо говорить.
Публий

Воистину тот славен и велик, кто в гневе удержал язык.
Расул Гамзатов

Человеку нужно два года, чтобы научится говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами.
Лион Фейхтвангер

Как трудно молчать, когда тебя не спрашивают.
Михаил Генин

И глупец, когда молчит, может показаться мудрым.
Царь Соломон — Притчи, 17, 28

Молчи. Молчи, пока ты не окажешься в состоянии сказать нечто такое, что будет полезнее твоего молчания.
Архимед

Их молчание — громкий крик.
Цицерон

Если хочешь, чтобы о чем-то молчали, молчи первый.
Сенека

Молчание нужно слышать в его контексте.
Станислав Ежи Лец

Сначала трижды подумай, а потом промолчи.
Анри Ренье

Молчание скрепляет речи, а своевременность скрепляет молчание.
Солон

Молчание человека, известного своим красноречием, внушает гораздо больше почтения, чем болтовня заурядного говоруна.
Шамфор

Молчание женщины еще надо заслужить.
Тамара Клейман

Молчание более красноречиво, чем слова.
Томас Карлейль

Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда молчать.
Лев Толстой

Женщина молча страдает от того, что ей не с кем поговорить.
Автор неизвестен

Если ты невоспитан и молчишь, то воспитан, если же воспитан и молчишь, то прекрасно воспитан.
Теофраст

Женщину украшает молчание.
Гомер

Когда нечего сказать — ничего не говори.
Автор неизвестен

Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
Лао-цзы

Умеющий молчать слышит много признаний; ибо кто же откроется болтуну и сплетнику.
Фрэнсис Бэкон

Я знаю достаточно, чтобы промолчать.
Томас Фуллер

Женщины любят молчаливых мужчин. Они думают, что те их слушают.
Саша Гитри

Говорить учимся мы у людей, молчать — у богов.
Плутарх

Когда орлы молчат, болтают попугаи.
Уинстон Черчилль

Молчание иногда более многозначительно и возвышенно, чем самое благородное и самое выразительное красноречие, и во многих случаях свидетельствует о высоком уме.
Джозеф Аддисон

Молчание – знак согласия несогласных.
Геннадий Малкин

Молчание — это продолжение спора другими средствами.
Эрнесто Че Гевара

Умная жена, пока разгневанный муж кричит и бранится, хранит молчание, и лишь когда он умолкает, заводит с ним разговор, чтобы смягчить его и успокоить.
Плутарх

Тот, кто не понял вашего молчания, вряд ли поймет и ваши слова.
Автор неизвестен

Тот, кто сеет зло, — пожинает раскаяние. Тот, кто хранит молчанье в шумных спорах, Мудрее болтунов, на слово скорых.
Саади

Пыль мертвых слов пристала к тебе: омой свою душу молчанием.
Рабиндранат Тагор

Ива́н Ива́нович Ши́шкин (1832-1898) - русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.

Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894-1895) Академии художеств.

Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в городе Елабуге. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792-1872).

Иван Крамской.
Портрет И. И. Шишкина .
(1873, Третьяковская галерея)

В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852-1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 года продолжал образование в Императорской Академии художеств, где, вместе с Гине, Джонгином и др., числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал всё большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году - малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году - большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.

Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» - картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.

Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне - Гатчинский район Ленинградской области).

В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Творчество

«Портрет И. Шишкина».
И. Н. Крамской
(1880, Русский музей)

Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, - тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее - получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.

«Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками» , - считают некоторые критики. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.

Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни; он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров, в 1884-1885 годах, издал в двух сериях сборник 24 фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.

«Утро в сосновом лесу».
И. Шишкин, К. Савицкий

В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.

Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. «Туман в сосновом лесу», имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.

Семья

Могила И. И. Шишкина на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург).

  • Первая жена (с 28.10.1868) Евгения Федосеевна Васильева (1847-1874). В этом браке у Шишкина было трое детей: сыновья Владимир (1871-1873) и Константин (1873-1875), дочь Лидия (1869-1931).
  • Вторая жена Лагода-Шишкина, Ольга Антоновна (1850-1881) - художница-пейзажистка, ученица Шишкина. У них 21 июня 1881 года родилась дочь Ксения, которую после смерти матери воспитала её сестра, В. А. Лагода.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1880-1882 - 5-я линия Васильевского острова, 10;
  • 1882 - 08.03.1898 года - 5-я линия, 30, доходный дом И. Н. Шмидта.

Память

В Елабуге установлен памятник И. И. Шишкину, с 1962 года действует Мемориальный дом-музей И. И. Шишкина, рядом с которым расположены Шишкинские пруды. Именем Шишкина названа Детская художественная школа № 1 и улица.

Ряд улиц в различных городах России назван в честь И. И. Шишкина.

В филателии

В СССР и Российской Федерации неоднократно выпускались марки, отмечавшие юбилейные даты И. И. Шишкина и воспроизводившие его работы.

50 лет со дня смерти И. И. Шишкина. И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1264; Mi #1220).

И. И. Шишкин. «Рожь». СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1265; Mi #1221).

И. И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу». СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1266; Mi #1222).

И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1267; Mi #1223).

Пятый международный конгресс по охране лесов. На марке воспроизведена картина И. И. Шишкина «Корабельная роща». СССР, 1960 год, (ЦФА (ИТЦ) #2466; Mi #2384).

И. И. Шишкин. «Сосновый бор». СССР, 1971 год, (ЦФА (ИТЦ) #4058; Mi #3935).

175 лет со дня рождения И. И. Шишкина. И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. Россия, 2007 год, (ЦФА (ИТЦ) #1160; Mi #1392).

И. И. Шишкин. «На севере диком…» Россия, 2007 год, (ЦФА (ИТЦ) #1161; Mi #1393).

Галерея работ

«Сторожка в лесу»,
1870

«Берёзовый лес»,
1871

«Берёзовая роща»,
1878, Национальный музей искусств Азербайджана