Девятнадцатое столетие - это золотой век русской литературы. В этот период была рождена целая плеяда гениев искусства слова, поэтов и прозаиков, непревзойденное творческое мастерство которых определило дальнейшее развитие не только русской литературы, но и зарубежной.
Тонкое переплетение социального реализма и классицизма в литературе абсолютно точно отвечало общенациональным идеям и канонам того времени. В 19-м столетии впервые стали подниматься такие остросоциальные проблемы, как потребность в смене приоритетов, неприятие устаревших принципов и конфронтация общества и личности человека.
Самые значимые представители русской классики 19-го века
Такие гении слова, как А.А. Бестужев-Марлинский и А.С. Грибоедов, в своих трудах открыто демонстрировали презрение к высшим слоям общества за их эгоизм, тщеславие, лицемерие и аморальность. В.А. Жуковский, напротив, своими произведениями внес в русскую литературу мечтательность и задушевную романтику. Он пытался в своих стихах уйти от серой и скучной обыденности, чтобы показать во всех красках возвышенный мир, который окружает человека. Говоря о русской литературной классике, нельзя не упомянуть великого гения А.С. Пушкина - поэта и отца русского литературного языка. Произведения этого писателя сделали настоящий переворот в мире литературного искусства. Поэзия Пушкина, повесть «Пиковая дама» и роман «Евгений Онегин» стали стилистической подачей, которую неоднократно использовало множество отечественных и мировых литераторов.
Помимо всего прочего литературе девятнадцатого века были свойственны еще и философские концепции. Наиболее ярко они раскрыты в творчестве М.Ю. Лермонтова. Всю свою творческую деятельность автор восторгался декабристскими движениями и отстаивал свободы и права человека. Его стихи пропитаны критикой императорской власти и оппозиционными призывами. В сфере драматургии «засветился» А.П. Чехов. Применяя тонкую, но «колючую» сатиру, драматург и писатель высмеивал человеческие пороки и выражал презрение к порокам представителей дворянской знати. Его пьесы с момента рождения и по сегодняшний день не теряют актуальности и продолжают ставиться на подмостках театров во всем мире. Нельзя также не упомянуть великих Л.Н. Толстого, А.И. Куприна, Н.В. Гоголя и т.д.
Групповой портрет русских писателей — членов редколлегии журнала «Современник
».
Иван Тургенев, Иван Гончаров, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин, Александр Островский.
Особенности русской литературы
В девятнадцатом столетии русская реалистическая литература обрела небывало высокое художественное совершенство. Ее основной отличительной чертой была самобытность. Вторая половина 19-го века в русской литературе прошла с идеей решительной демократизации художественного создания и под знаком напряженной идеологической борьбы. Помимо всего прочего, в эти временные рамки видоизменялся пафос художественного творчества, в результате чего русский писатель сталкивался с потребностью художественного понимания необыкновенно подвижной и стремительной стихии бытия. В такой обстановке литературный синтез зарождался на гораздо узких временных и пространственных отрезках жизни: потребность определенной локализации и специализации диктовалась особым состоянием мира, характерным для эпохи второй половины девятнадцатого столетия.
Идеи великой русской литературы, ее гуманистический пафос близки и понятны широким читательским массам во всех уголках земного шара.
Осознавая значение поэтической формы, русские писатели XIX в. стремились к усилению художественной выразительности используемых приемов, однако это не стало самоцелью их творчества. Интенсивное совершенствование художественных форм осуществлялось писателями на основе глубокого проникновения в суть общественно-экономических и духовных процессов жизни. В этом источник творческих озарений ведущих писателей русской литературы. Отсюда ее глубокий историзм, обусловленный в первую очередь правдивым изображением социальных противоречий, широким выявлением роли народных масс в историческом процессе, умением писателей показать взаимосвязь общественных явлений. Благодаря этому в литературе складываются и собственно исторические жанры – роман, драма, повесть,- в которых историческое прошлое получает столь же правдивое отображение, как и современность. Все это стало возможным на основе широкого развития реалистических тенденций, господствующих в русской литературе XIX в.
Реалистическое творчество русских писателей XIX в. получило высокую оценку крупнейших представителей западноевропейской культуры и искусства. Лаконизмом пушкинской прозы восхищался П. Мериме; учеником И. С. Тургенева называл себя Г. Мопассан; романы Л. Н. Толстого произвели сильное впечатление на Г. Флобера, оказали воздействие на творчество Б. Шоу, С. Цвейга, А. Франса, Д. Голсуорси, Т. Драйзера и других писателей Западной Европы. Ф. М. Достоевского называли величайшим анатомом» (С. Цвейг) человеческой души, уязвленной страданиями; структура многоголосного повествования, характерная для романов Достоевского, использована во многих западноевропейских прозаических и драматических произведениях XX в. Большое распространение за рубежом (в особенности в скандинавских странах и в Японии) получила драматургия А. П. Чехова с ее мягким юмором, тонким лиризмом, психологическим подтекстом.
Постигая закономерности жизненных процессов, передовые русские писатели XIX в. предъявляли большую требовательность к себе. Для них характерны напряженные, порой мучительные раздумья о смысле человеческой деятельности, о взаимосвязи окружающих явлений с духовными порывами личности, о тайнах мироздания, о назначении художника. Творчество писателей XIX в. отличает предельная насыщенность социально-философскими и нравственными проблемами. Писатели стремились ответить на вопросы о том, как жить, что делать для приближения будущего, которое мыслилось как царство добра и справедливости. При этом всех крупных писателей русской литературы, несмотря на индивидуальные различия в политических и эстетических воззрениях, объединяло решительное отрицание, подчас резкая критика собственничества, помещичьего и капиталистического рабства.
Таким образом, произведения русской литературы XIX в., запечатлевшие «великие порывы духа» (М. Горький), и в наши дни помогают формированию идейно стойкого человека, любящего свою Родину, отличающегося благородством нравственных побуждений, отсутствием националистических предрассудков, жаждой истины и добра.
Богатейший опыт русской литературы XIX столетия в изображении человека и социальной жизни составил ту непреходящую основу, на которой оказались возможными достижения советского искусства в деле формирования новых идеалов, коммунистической сознательности трудовых масс. Лучшие произведения русской литературы XIX в., отличающиеся глубокой идейностью, народностью, социальной активностью, стремлением раскрыть жизнь в ее типических проявлениях, способствовали зарождению реализма, который стал основным творческим методом литературы.
Развитие русской литературы проходило в сложных условиях, в борьбе с самодержавием, силами реакции. Однако неудержимая тяга к свободе, светлым идеалам человечества сообщали ей такую стремительность, что уже с середины XIX в. русские писатели смогли занять одно из ведущих мест в европейской литературе. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов получили мировое признание как художники первой величины. И дело тут не только в совершенстве художественных форм или беспримерной яркости изображения человеческих переживаний, но и в том, что социально-исторические и нравственные проблемы, выдвигаемые русскими писателями, волновали все прогрессивное человечество. Это проблемы переустройства жизни на новых, демократических началах, избавления тружеников от страданий, деспотизма эксплуататорских верхов. Ратуя за справедливость и свободу во всех сферах человеческих отношений, русская литература тем самым становилась провозвестницей самых высоких и гуманных общественных идеалов.
Характерно, что некоторые деятели литературы на Западе уже в наше время подчеркивали, что «наряду с Толстым, Чехов является, пожалуй, именно тем дореволюционным писателем, благодаря которому повсюду в мире стали лучше понимать и больше любить его народ. Чехов… помогает нам понять и нынешнюю Россию. Путями сердца Чехов дает нам почувствовать, насколько революция была необходима, что ее призывала вся живая, страдающая, мыслящая Россия…»