Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петровские реформы вытекали одна из другой и были взаимосвязаны.

Поскольку в стране происходили активные всесторонние реформы, то они требовали подготовки квалифицированных кадров. Подготовку могли обеспечить новые учебные заведения, поэтому стали открываться светские школы, все образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

В 1708 г. Петр I ввел новый гражданский шрифт (вместо кирилловского полуустава). Для печатания научной, светской учебной, политической литературы и др. потребностей были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли и создание сети библиотек. Начала систематически выходить первая русская газета «Ведомости».

Первая русская газета «Ведомости»

Заглавный лист "Ведомостей"

2 января 1703 г. в Москве вышел первый лист печатных русских «Ведомостей» - это была первая русская газета, напечатанная церковно-славянским шрифтом. Полное ее название «Ведомости, о военных и иных делах, достойных значения и памяти, случившихся в Московском Государстве и в иных окрестных странах». В течение года вышло 39 номеров объемом от 2 до 7 листов, но сроки выпуска газеты были произвольными.

Вот что было написано в первом ее номере (отрывок):

«На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мортир вылито 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов; гаубицы бомбой пудовые и полупудовые; мортиры бомбой девяти, трех и двухпудовые и меньше. И еще много форм готовых, великих и средних к литью пушек, гаубиц и мортир. А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, более 40,000 пуд лежит.

Повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили.

В математической штурманской школе более 300 человек учится и добре науку приемлют.

Из Персии пишут: индейский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей не мало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем.

Из Казани пишут: на реке Соку нашли много нефти и медной руды; из той руды медь выплавили изрядно, отчего чают не малую быть прибыль московскому государству.

Из Сибири пишут: в Китайском государстве иезуитов весьма не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертью казнены.

Из Олонца пишут: города Олонца поп Иван Окулов, собрав охотников пеших с тысячу человек, ходил за рубеж в свейскую границу и разбил свейские - ругозенскую и гиппонскую, и сумерскую, и керисурскую заставы. А на тех заставах шведов побил многое число… и соловскую мызу сжег, и около соловской многие другие мызы и деревни, дворов с тысячу, пожег же…».

Другие реформы в области культуры

В 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 г. Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым написанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы были исключены: «кси» Ѯ , ѯ и «пси» Ѱ , ѱ . В русский язык вошли 4.5 тысячи новых, заимствованных из европейских языков, слов.

Развитие промышленности и торговли повлекло изучение и освоение территории и недр страны – организовываются крупные экспедиции. Одновременно с этим появляются технические новшества и изобретения, особенно в горном деле и металлургии, в военной области. Активно изучаются математика и механика, география и ботаника, физика и химия, астрономия и «рудознатство». Казаки-землепроходцы открывают новые земли в Сибири. Например, по инициативе Петра I в 1725 г. через Сибирь к Тихому океану отправилась первая Камчатская экспедиция во главе с принятым на русскую службу датским капитаном-командором Витусом Берингом и его помощником навигатором А. Чириковым, а также лейтенантом флота М. Шпанбергом.

Витус Беринг

Началось изучение вулканов Камчатки. Первые сведения о «горелых сопках» (вулканах) на Камчатке были сообщены русскими казаками и промышленниками, поселившимися на Камчатке в конце ХVII в. Планомерные исследования природы и вулканов Камчаткиотносятся к первой четверти ХVIII в. Крупные вулканы Шивелуч, Ключевской и Авачинский были нанесены на карту Северо-Востока Азии и Камчатки, составленную в 1725-1730 гг.

Пишется ряд важных работ по истории. Кунсткамера, созданная Петром I, положила начало коллекций. Сбор письменных источников и летописей, грамот положил начало музейного дела в России.

Кунсткамера

Здание Кунсткамеры

Кунсткамера (нем. Kunstkammer - кабинет редкостей, музей), в настоящее время это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, первый музей России, учреждённый императором Петром I в Петербурге.

Музей обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции анатомических редкостей и аномалий.

Строительство Санкт-Петербурга

Изменяется архитектура городов: появляются дворцы, особняки, здания правительственных учреждений. Особое значение имело строительство новой столицы Петербурга. В строительстве принимали участие иностранные архитекторы, а план города разработал сам царь. Создавалась новая городская среда, новые формы быта и времяпрепровождения (театр, маскарады, ассамблеи).

Н.Добровольский "Здесь будет город заложен!"

Петр был основателем нового стиля в русском искусстве - «петровского барокко». В нем естественно сочетались русские народные традиции с лучшими образцами западноевропейского искусства: голландского, французского и английского. Благодаря Петру, в России расцвела деятельность швейцарского архитектора Доминико Трезини , построившего великолепный в Петербурге, Петропавловский собор и здание 12 коллегий . При Петре I началась деятельность Бартоломео Растрелли .

Петр I стремился эффективнее использовать монументальную архитектуру и скульптуру для оформления столичных и загородных резиденций, садов, кораблей, храмов, вельможных дворцов, триумфальных арок и обелисков. Ассамблеи, маскарады, театральные представления, торжественные шествия войск, морские парады, иллюминации, праздничные фейерверки в честь побед - все это требовало масштабного и яркого художественного оформления. Города, крепости начали строиться согласно «генеральным першпективам».

Летний дворец (Санкт-Петербург)

Новое звучание и популярность приобретает портретная живопись. При нем был основан жанр батальной живописи.

В первую четверть XVIII в. делаются попытки создания русского театра, для этого пишутся первые отечественные драматургические произведения.

Вводятся решительные изменения в быту, которые затрагивают практически все стороны жизни: запрещалась одежда с длинными рукавами, она заменялась новой. Старую русскую одежду заменяли камзолы, галстуки, жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики. Запрещалось ношение бороды, что вызвало большое недовольство в обществе. Вводился даже особый «бородовой налог» и обязательный медный знак о его уплате.

Петр I учредил ассамблеи (подробнее смотрите на нашем сайте: , на которых обязательно должны были присутствовать женщины, что повлекло за собой тщательное исполнение «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», а также употребление иностранного языка (преимущественно французского).

В 1702 г. Пётр издал указ, которым запрещалось писать в документах или прошениях уничижительные полуимена (Сенька, Ванька) и устанавливалось указывать имена полностью, а также «на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать». «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству - сия то почесть свойственна царю, — объяснял он.

Указами 1700, 1702 и 1724 гг. Петр запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Между обручением и венчанием должен был быть период не менее 6 недель, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет» — «в том быть свободе».

Важным мотивом в проведении реформ в России стало посещение Петром в составе «Великого посольства» европейских стран. Возвратившись, Петр особенно отчетливо понимает необходимость образования: он направляет молодых способных дворян в Европу изучать различные специальности — в основном для морской науки (по некоторым данным, в петровское время учиться за границу были отправлены несколько тысяч россиян). В то же время открывает в России специализированные учебные заведения: Школу математических и навигацких наук, Инженерную школу и др. (Подробнее об этом смотрите на нашем сайте: Указами Петра было введено обязательное обучение для дворян и духовенства, эта мера была встречена более лояльно, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Такое яростное сопротивление образованию (да и другим нововведениям Петра) могут объяснить его жестокость и насильственные меры, по-другому, видимо, в России не получается.

Не удалась и попытка Петра создать всесословную начальную школу: после его смерти создание таких школ прекратилось, большинство цифирных школ преемниками были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства. Однако неоспоримым является тот факт, что в его царствование были заложены основы для развития образования в России.

Чтобы быстрее преодолеть разобщенность России и Европы, Петр I в 1700 г. переводит Россию на новый календарь – 7208 год (от создания мира) становится 1700-м (от Рождества Христова), а празднование Нового года переносится на 1 января (с 1 сентября).

В 1717 г. выходит книга «Юности честное зерцало» – своего рода учебник этикета.

«Юности честное зерцало»

Оригинальная страница из книги "Юности честное зерцало"

«Юности честное зерцало» (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» ).

«Зерцало» состоит из двух отдельных частей. В первой части помещены азбука,таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из Священного Писания. Эта часть похожа на пособие по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, которые Петр ввел в 1708 г. вместо церковно-славянского обозначения.

Вторая часть - правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендуется изучать иностранные языки, учиться верховой езде, танцам и фехтованию. Девушкам рекомендуется учиться смирению, почтению к родителям, трудолюбию и молчаливости.

Практически все аспекты общественной жизни регламентированы: от поведения за столом до государственной службы. Книга помогала формировать новый тип поведения светского человека, который должен избегать дурных компаний, пьянства, мотовства, грубости.

«Юности честное зерцало» было долгие годы руководством правил хорошего тона и поведения в обществе. Книга неоднократно переиздавалась до конца XIX века.

В Петропавловском соборе

Давайте прочитаем ее хотя бы выборочно.

«В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великои чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать…».

«В доме ничего своим имянем не повелевать, но имянем отца или матере… разве что у кого особливыя слуги, которыя самому ему подвержени бывают…».

«Речи родителей перебивать не надлежит, и ниже прекословить и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать пока они выговорят».

«На стол, на скамью или на что иное, не опиратся, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо».

«Неприлично… руками, или ногами, по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти, или по блюду не чертить…».

«Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай, и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори».

«Всегда время пробавляи в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает».

«Младыи шляхтичь, или дворянин, ежели в езерциции (в обучении) своей совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может доброй розговор учинить, к тому ж красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досуги, прямым придворным человеком быть».

«Отрок имеет быть трезв и воздержен…».

«Младому человеку не надлежит быть резву, и ниже доведыватся (выведывать) других людей тайн, и что кто делает ведать не надлежит, так же чужих писем, денег или товаров без позволения не трогать и не читать…».

«Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли: а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознатся не могли, и чтоб можно их от других не знающих болванов распознать…».

«Младыя люди не должни ни про кого худого переговаривать и ниже все разглашать, что слышат…».

«Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо взглядовать…», «…голову держать прямож, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством…».

«Когда тебя о чем спросят, то надлежит тебе отозватца, и дать ответ, как пристойно, а не маши рукою, и не кивай головою, или иным каким непристойным образом, на подобие немых, которыя признаками говорят, или весма ни какои отповеди не дают».

«Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, не жри как свиния, зубов ножем не чисти, около своей талерки не делай забора из костей, над ествою не чавкай, как свиния, не облизывай перстов, когда яси яйцо, смотри, чтоб притом не вытекло. Яишной скорлупы не разбивай, между тем не замарай скатерти, хлеба приложа к грудям не реж».

«Когда (куда) в которое место приидеш, где ядят или пьют, тогда поклонясь поздравь им к пище их. И ежели поднесут тебе пить, отговаривайся отчасти, по том поклонясь приими…».

«…платья своего и книг береги прилежно а по углам оных не разбрасывай, будь услужен, и об одном деле дважды себе приказывать недаваи: и таким образом получишь милость. Охотно ходи в церкви, и в школы, а не мимо их».

«Никакое неполезное слово, или непотребная речь да не изыдет из устен твоих… неделаи, ни приуготовляи ни каких ссор…».

«Непрезираи старых или увечных людей, буди правдив во всех делах. Ибо нет злея порока в отроке, яко ложь, а от лжи раждается кража, а от кражы приходит веревка на шею».

«Где двое тайно между собою говорят, там не приступай, ибо подслушивание есть безстыдное невежство».

А вот что кажется Петру I наиболее важным: «…почитание родителей, трудолюбие, благочиние, приветливость, милосердие, чистота телесная, стыдливость, воздержание, целомудрие, бережливость, щедрота, правосердие, и молчаливость, и протчая».

«…должни всяких побуждении к злочинству, и всякой злой прелести бегать: яко злых бесед, нечистаго обычая и поступков, скверных слов, легкомысленных и прелестных одежд, блудных писм, блудных песней, скверных басней, сказок, песней, истории, загадок, глупых пословиц и ругателных забав и издевок, ибо сие есть мерзость пред Богом».

«Природа устроила нам токмо один рот, или уста, а уши даны два, тем показуя, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить».

«Не порядочная девица со всяким смеется, и разговаривает, бегает по причинным местам и улицам розиня пазухи, садится к другим молодцам, и мущинам, толкает локтями, а смирно не сидит, но поет блудныя песни, веселитца и напивается пьяна, скачет по столам и скамьям, дает себя по всем углам таскать и волочить, яко стерва…».

«…ежели которая девица потеряет стыд, и честь, то что у ней остатца может».

«Между другими добродетелми, которыя честную даму, или девицу украшают и от них требуются, есть смирение, началнеишая и главнейшая добродетель, которая весма много в себе содержит…».

Петровские преобразования в области просвещения и культуры не только способствовали европеизации России, но и подготовили почву для расцвета последующего, «золотого» века русской культуры.

Как в среде военных, так и штатских. В стране стало расти число учебных заведе-ний, которые носили светский характер.

Школы

Появились цифирные школы , где обучались грамоте, письму и четырём действиям арифметики. Солдатских детей обучали в гарнизонных школах; на уральских и олонецких заводах появи-лись горные школы; возникли медицинские, артиллерийские и инженерные училища. Все эти учебные заведения в основном давали практические знания.

Учебники

Обучение в светских школах велось по учебникам. К ним относились: букварь Фёдора Поли-карпова (его полное название «Букварь словянскими, греческими, римскими письмены учитися хотящим») и арифметика Леонтия Маг-ницкого (полное название «Арифметика, сиречь наука числительная»). В учебнике по арифметике содержалось много практических полезных советов. Он был учебной книгой почти весь XVIII в.

Книгопечатание при Петре I

Новый гражданский шрифт

В начале XVIII в. было изменено не только содержание книг, но и введён но-вый гражданский шрифт , чтобы облег-чить чтение. Раньше книги печатались красивыми, но очень сложными церков-нославянскими буквами. Сам Пётр I при-нимал участие в реформе алфавита.

Первая печатная газета

В стране стала издаваться первая пе-чатная газета . Она называлась «Ведо-мости». В ней содержались сведения о важных событиях в России и за рубежом.

Календари

Начали печатать календари , которые пользовались большим спросом. Они содержали сведения о днях недели и месяцах, време-ни восхода и захода солнца, ожидающихся затмениях Солнца и Лу-ны, сведения о погоде .

Кунсткамера

Развивались в России и научные знания. В Петербурге появилась Кунсткамера — собрание редкостей. Там были собраны различ-ные коллекции древних рукописей и монет, образцы одежды и пред-метов быта разных народов, населявших Россию, зоологические и анатомические экспонаты. При Кунсткамере была библиотека.

Географические карты

В типографиях печатались книги по географии с описанием российских земель, о ходе Северной войны. При Петре I прово-дились экспедиции в Среднюю Азию и Прикаспий. Была соста-влена карта западного побережья Каспийского и Азовского мо-рей и бассейна реки Дон. Впервые на карту было нанесено Араль-ское море, о котором в Европе не знали.

Астрономия

Сподвижник Петра I — Яков Вилимович Брюс — открыл в Москве Навигацкую школу для морских штурманов. В ней изучалась астрономия . Он же соста-вил первую в России карту звёздного не-ба. Была создана первая в России обсер-ватория . Она располагалась в Сухаревой башне в Москве.

При Петре I был заложен фундамент отечественной медицины — открыт пер-вый в России госпиталь, врачебная шко-ла, начали изготавливать отечественные хирургические инструменты.

Марциальные во-ды. В Карелии, вблизи нового города Петрозаводска, был обнаружен источ-ник лечебной минеральной воды. Пётр I сам несколько раз отправлялся туда лечиться. Он повелел открыть там курорт и назвать его «Марциальные во-ды». Этот курорт существует и до сих пор.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.3 Развитие науки. Учреждение академии наук

1.4 Начало музейного дела

1.7 Живопись

1.10 Ассамблеи

Введение

Как зарождалась культура при правлении Петра Великого, можно рассматривать бесконечно долго, выявляя все новые стороны, плюсы и минусы, ведь этот период истории один из тех, что в корне менял жизнь людей. Особенно интересно рассматривать то, как наша культура не просто ломалась сама собой, а менялась под влиянием европейских традиций. Я рассмотрела и проанализировала, как Русь меняла свой облик, сопротивляясь или наоборот принимая новшества, которые потекли из-за границы с наступлением правления Петра I.

1. Обоснование необходимости реформ

В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям, не имела поэтому и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.

Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами.

То, что в России грядут великие перемены, ощущалось еще в царствование отца Петра I, Алексея Михайловича. Но это были лишь преобразовательные настроения. По образному выражению В.О. Ключевского, царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении такую позу: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом переходном положении.

В период своего царствования Петр I умело подбирал себе помощников. Он окружил себя способными, энергичными соратниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделяются ближайшие друзья царя -- Ф.Лефорт, П.Гордон, Я.Брюс и др. Сплоченная группа сподвижников сформировалась и среди русских.

В первое время правления Петра были случаи антипетровской пропаганды под знаменем идей пришествия антихриста. Типичным является рассуждение одного из церковников, утверждавшего, что пришла кончина света и антихрист наслал, а от такого царя как Петр I надо отступить, не надо его не слушать, не платить податей.

У Петра I не было заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно и одна порождала другую, удовлетворяя требования данного момента. И каждая реформа вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала скрытое и открытое недовольство.

В народных массах России петровские преобразования выразились двояко. С одной стороны тяготы жизни вызывали глухой ропот недовольства, с другой -- в духовной жизни народа отразился положительный образец Петра - преобразователя в песнях о Полтавской победе, в "плачах" о царе. И т.д.

1.1 Новая организация просвещения. Развитие науки

Развитие просвещения и науки при Петре I тесно связано с нуждами развития экономики, создания армии и преобразованием государственного аппарата. Величайшим достижением Петра является то, что он заставил российских дворян учится, хотя и преимущественно насильственными методами.

Уже начальный этап преобразования выявил трудности с подготовкой специалистов и вообще грамотных людей. Петр I вынужден был обращаться к иностранным специалистам. Но это имело серьезные отрицательные последствия. Иностранным специалистам приходилось платить жалование в три-четыре раза больше чем отечественным. Зачастую на русскую службу приезжали не лучшие, недостаточно квалифицированные люди. Некоторые офицеры готовы были служить любому, кто больше заплатит, они были лишены чувства долга, патриотизма и не выдерживали первых же серьезных испытаний.

Практические меры по созданию отечественных учебных заведений ведут свое начало ко времени пребывания Петра в Англии, где он нанял трех преподавателей. Эти преподаватели были предназначены для школы навигационных наук.

Однако до открытия навигационной школы приходилось использовать другой способ обучения -- посылать русских учеников за границу. При этом им вменялось в обязанность не столько усвоение теоретических знаний, сколько приобретение практических навыков в кораблестроении, в управлении кораблем во время боя, кораблевождении. Учащиеся постигали науки не столько за партой, сколько с топором в руках на верфи и т.д.

Особо следует подчеркнуть, что отправка русских людей за границу для обучения производила крутой переворот в сознании современников. В допетровские времена общение с иностранцами не поощрялось. Разрешение на выезд зарубеж получали лишь две категории людей: лица, находившиеся в составе посольств и купцы (гости). Для купцов это была существенная привилегия: среди промышленно-торгового населения страны только гости имели право покидать пределы страны для заключения торговых сделок. Теперь отправка русских заграницу не только не запрещалась, но и поощрялась и даже проводилась в принудительном порядке.

Это новшество многим было совершенно враждебно. Интересно привести в пример первого ученика, обученного в Европе. Это был сподвижник Петра I Петр Васильевич Постников. После обучения в славянско-греческо-латинской академии его отправили в Италию обучаться медицине. В Падуанском университете он получил две ученые степени -- доктор медицины и философии.

Его эрудиция и знание европейских языков пригодились царю во время его первого путешествия за границу, он сопровождал Петра в Амстердаме и Лондоне, консультировал царя по поводу приобретения коллекций и медикаментов. Позже он был использован на дипломатической службе.

В дальнейшем эта практика заграничного обучения вошла в систему. Однако это был не главный, а вспомогательный путь развития просвещения.

В первой четверти ХVIII была создана целая сеть школ начального обучения. Открыты цифирные школы для дворян, приказных, дьяческих и подьяческих детей 10-15 лет. Скоро было уже 42 таких школы главным образом в провинциальных городах.

Наиболее важными в системе петровского просвещения являются технические учебные заведения. В Москве в 1701 г. начались занятия в Навигационной и Артиллерийской школах, а позднее вместо навигационной школы была учреждена в Петербурге Морская академия. В 1712г. в Москве открылась инженерная школа. Медицинский персонал готовился в Медицинском училище при Московском госпитале. Создание системы подготовки кадров позволило освобождаться от иностранцев наемников, и прежде всего в офицерском корпусе. Уже после Прутского похода Петр уволил в отставку свыше 200 генералов и офицеров-иностранцев.

1.2 Первые учебники. Введение гражданского шрифта

Для открывшихся школ выпускалась разнообразная учебная литература -- буквари, пособия по математике, механике и др. Преподаватель навигационной школы Л. Магницкий издал знаменитую "Арифметику". С января 1703 года в Москве стала выходить первая печатная газета "Ведомости о военных и иных делах достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах".

Распространению печатной литературы способствовало введение в 1710 году нового гражданского шрифта, более упрощенного по сравнению с начертанием старых церковно-славянских букв.

1.3 Развитие науки. Учреждение академии наук

Замечательные успехи в петровское время были достигнуты в развитии науки: географии, физике, механике, в поисках новых торговых путей, в картографии, в изучении ископаемых богатств страны. В 1697 году В.Атласов провел экспедицию на Камчатку. В начале ХVIII века была открыта северная группа Курильских островов.

Большие достижения характерны для этого времени в практической механике. Собирались коллекции по минералогии и металлургии, ботанике, биологии и т.п. была организована обсерватория. Для развития и распространения научных знаний в Петербурге была учреждена Академия наук.

1.4 Начало музейного дела

В 1714 году в России был организован первый естественнонаучный музей -- Кунсткамера. Впоследствии он был передан Академии наук вместе с первой в стране публичной библиотекой, располагавшейся в том же здании.

Петр I хорошо знал экспонаты Кунсткамеры. Он либо сам приобретал их за границей, либо по его приказам их доставляли из различных уголков России. Поэтому Петр считался лучшим гидом, он любил показывать экспонаты музея и рассказывать о них как иностранным послам, так и русским вельможам.

1.5 Ломка старых традиций. Развитие искусства

Литература петровского времени очень разнородна. Это обусловлено тем, что иноземная культура массировано внедрялась и в дворянскую культуру и в народную. И этот процесс происходил при условии, что за многие столетия российская культура еще толком не усвоила византийское православное культурное наследие.

В литературе петровской эпохи народное творчество мало соприкасалось с творчеством элиты. Стало меньше гонений на языческие празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.д. Важные вехи российских войн стали запечатлеваться в народе в виде былин, исторических песен, (преимущественно солдатских) в форме сказок, притчей. В них отразилась Полтавская битва, взятие Азова, Нарвы. Народное творчество представляет подвиги русского солдата. В былинах, исторических песнях, сказках отражается в легендарной форме личность Петра I.

Читали крестьяне и традиционную для них литературу -- учительные произведения, "жития", сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари.

Дворянская литература отражала новые жизненные реалии. В произведениях художественной литературы выводятся новые герои -- энергичные и предприимчивые люди "острого ума" и "достойного разума". Среди них следует отметить такие прозаические художественные произведения как "Повесть о Фроле Скобееве", "Гистория об Александре, российском дворянине", "История о российском матросе Василии Кориотском". Герой последней повести по происхождению мелкий дворянин в совершенстве постиг опасное дело моряка и овладел необходимыми научными познаниями. Он заслужил признание и уважение австрийского императора, "флорентийского короля" и богатого купца. В тоже время герой наделен всеми качествами галантного кавалера.

В этот период заметно увеличилось количество печатных книг нерелигиозного содержания. Это были и научные книги, и словари, и художественная литература, и книги житейского назначения. Так в 1708 году вышли "Приклады, како пишутся комплименты". Это был новейший образец писем различного содержания с употреблением новейшей лексики.

А лексика петровского времени развивалась под огромным влиянием Запада. Правящий класс, особенно его верхушка говорила на удивительном языке, где изобиловали иностранные слова и термины.

Литературное творчество петровского времени подготовило вступление России в эпоху классицизма.

1.6 Развитие театрального искусства

В 1702 голу открылся общедоступный театр в Москве, в здании. Построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста, О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые заводила знать для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д. В их постановках делались намеки на происходящие политические события, например, на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивались противники просвещения.

1.7 Живопись

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома.

Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей - таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

Становление русской скульптуры было связано с именем Карло Бартоломео Растрелли (1675 - 1744) - выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи - бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А. Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

1.8 Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций

культура архитектура петр традиция

В ХVII веке архитектура носила преимущественно церковный характер. Петровские преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных проектов и застройку городов и барских усадьб.

К наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга - первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Ж. -- Б. Леблон, П. М. Еропкин. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города - прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры.

Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 - 1734). Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода - дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж. -- М. Фонтана и Г. Шедель).

В церковной архитектуре наступил период, получивший название "московское барокко". Строятся храмы центрической композиции, устремленные в высь, светлые и торжественные. Башеннообразные храмы дошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах.

1.9 Ломка старых устоев в быту

Петровские реформы кардинально изменили дворянский, да и не только дворянский, быт. Царь считал своим долгом навести "добрый порядок" в гражданской жизни государства. В самом начале 18 в. царь был озабочен внешним видом подданных.

Сближение с западом проявилось и в том, что Петр I прилагал массу усилий к тому, чтобы русский человек и внешностью походил на европейца.

26 августа 1698 года, на следующий день после прибытия из-за границы, царь выступил в роли цирюльника. Он велел подать ему ножницы и самолично обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр. Даже законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду. В такой же форме Петр I организовал борьбу с долгополым платьем.

Царю не нравилась эта пышная одежда, стеснявшая движения, и мешавшая работе. На одном из пиров Петр I взял ножницы и принялся укорачивать рукава.

Но у всех одежду руками царя не укоротишь. Поэтому в январе 1700г. в Москве, в ряде людных мест были повешены листы с царским указом: боярам, думным чинам, служивым, приказным и торговым людям носить иноземные короткие кафтаны.

Эти перемены повлияли и на русскую легкую промышленность, стали развиваться мастерские и фабрики, производящие новые виды тканей, кружева, обувь, головные уборы, пряжки, застежки и другие украшения. Петр и здесь не остался равнодушным к происходящему. Производители предметов обихода для нового быта, предметов роскоши пользовались его покровительством и надзором. Иногда царь специальными указами обязывал фабрикантов прежде производить и пускать в продажу предметы для нового быта, а затем, при выполнении этих условий они могли производить и продавать другие промышленные товары.

Продавцам длинного платья и сапог, лицам, беспошлинно носившим бороды, угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества.

Дворянский быт изменялся и в следствие того, что царь заставлял дворян учиться, служить в армии и флоте, в учреждениях гражданского управления. Указы царя регламентировали правила поведения в присутствиях, в судах, в церкви. За нарушение предписаний предусматривался значительный штраф и другие наказания.

Таким образом, в быту граждан упрощались традиции, исчезала скованность. Таков был характер царя.

1.10 Ассамблеи

Одним из ярких проявлений нового дворянского быта являлись ассамблеи. Они были введены в 1718 году, узаконив формы общения царя с нужными и приятными ему людьми. На ассамблеях обязательно было присутствие женщин, что отражало серьезное изменение их положения в обществе. Вскоре ассамблеи получили широкое распространение. На этих вечерах гостей не встречали и не провожали, хозяин мог быть, но мог и отсутствовать. Были игры, танцы, чай, лимонад, шоколад и т.д. каждый мог уйти в любое время. Учреждение ассамблей положило в дворянской среде "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского языка.

1.11 Реформы Петра I и народный быт

Петровские реформы в быту касались, прежде всего, дворян. Однако царь не оставил без внимания и все податное сословие. Подданным предписывались типы домов, характер застройки с учетом противопожарной безопасности, техника сооружения печей, размер дымоходов, ширина и ткацкого крестьянского полотна, уборка хлеба косой с граблями вместо серпов и т.д.

В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы -- взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадского мира и др. В эти дни устраивались торжественные процессии со множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощение.

И все-таки влияние петровских реформ на народный быт было не таким значительным.

Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

Петр I заложил такие мощные основы развития государства, что даже после того, как его не стало, мнение России еще долгое время было решающим фактором, в принятии международных решений. Да, реформы Петра много стоили русскому народу, но ведь и времени, чтобы делать все бескровно у царя не было, нужно было действовать максимально быстро и решительно, иначе сейчас России, в нынешнем ее виде, могло бы и не быть. Наверное, в истории нет такого человека, который настолько был предан развитию и укреплению своей державы, приложивший титанические усилия, чтобы преобразовать страну, за очень короткий промежуток времени, вытащив ее из пропасти и твердо поставив на ноги, на которых она стоит и по сей день.

Именно Петр I, своими преобразованиями, поднял Россию с колен.

Список использованных источников

1. Большая Советская Энциклопедия, -- М.: 1975г. Тома 18, 19, 20, 21.

2. Всемирная история -- М.: 1958г., т. 5

(В разделе посвященном концу ХVII и началу ХVIII века показана экономика и культура России в этот период)

3. В.В. Мавродин (1998) Рождение новой России.

4. Д.Л. Мордовцев Собрание сочинений., -- М.: 1996г. т.т. 10, 11.

(Книга ярко, в художественной форме описывает проникновение в Россию западной культуры, изменения в быту, влияние этих процессов на духовный, нравственный облик русского дворянства и других слоев общества)

5. Н.И. Павленко. Петр Великий. -- М.: 1998г.

(В большом исследовании "Петр Великий" в научно-публицистической и одновременно в художественной форме всесторонне проанализирована деятельность императора)

6. М.И. Пыляев. Старый Петербург. Репринтное воспроизведение издания А.С, Суворина 1889г. Издана в Москве в 1990 г.

(Книга раскрывает многие аспекты культурной жизни Петербурга петровской эпохи. По этой книге можно представить грандиозность и красоту сооружений петровской эпохи, некоторые стороны быта, одежду дворян, военных, простолюдинов и т.д.)

7. http://www.countries.ru/library/russian/dolgov/history2_7.html

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика реформ Петра Великого в области просвещения, науки, культуры и быта. Издание указа об изменении летоисчисления в России, перенос столицы в Петербург. Повышение грамотности населения, развертывание книгопечатания. Развитие науки и техники.

    реферат , добавлен 02.07.2012

    Кунсткамера как первый в русской истории музей. Основание в 1714 году первой публичной библиотеки в России. Образование и просвещение эпоху Петра I. Указ об ассамблеях. Роль и значение Доменико Трезини в строительстве важнейших зданий Санкт-Петербурга.

    презентация , добавлен 04.11.2012

    Предпосылки преобразований Петра I в области экономики и его социальная политика. Сущность административных и церковных реформ, ломка старых традиций и зарождение новой культуры. Итоги внешнеполитической деятельности Петра I и оценка его переустройств.

    контрольная работа , добавлен 27.07.2011

    Воздействие западной культуры на российскую жизнь во время правления Петра I. Эпоха европейского Просвещения в России. Появление новых культурных ценностей в условиях многонациональной России. Состояние науки, образования, искусства и архитектуры.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2014

    Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России, прогресс русской культуры, развитие просвещения, науки, литературы и искусства. Рост национального самосознания народа и новых демократических начал, утверждавшихся в русской жизни.

    доклад , добавлен 29.03.2009

    Развитие капитализма в России, Отечественная война 1812 года, возрастающее национальное самосознание как предпосылки расцвета культуры в первой половине XIX века. Развитие образования, науки, литературы, искусства, архитектуры и градостроительства.

    эссе , добавлен 28.02.2011

    Предпосылки Петровских преобразований, их содержание и значение. Преобразования в области экономики и социальная политика императора. Ломка старых традиций и зарождение новой культуры в религиозно-церковной сфере. Итоги внешнеполитической деятельности.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2015

    Реформы в области просвещения, проведенные в первой четверти XVIII в. в период правления Петра I. История России до Петра Великого, характеристика его личности. Основные отличия Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2014

    Падение крепостного права - начало капиталистического периода в истории России. Распространение просвещения, создание народных школ и изменение методов преподавания. Увеличение выпуска печатной продукции, общедоступность музеев. Деятели науки и культуры.

    презентация , добавлен 05.06.2011

    Организация учебных заведений удельного и духовного ведомств на территории Урала. Развитие традиций местного летописания, уральские поэты и писатели. Создание библиотек, книгоиздание, развитие науки и техники, искусства и живописи, театра, музыки и быта.

В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди.

Были открыты школы: Навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, Артиллерийская, Инженерная, Медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 «цифирные» школы, где 2 тысячи недорослей обучались грамоте, арифметике. По государеву указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных - солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие преподавали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства.

Появились новые учебники, самый знаменитый - «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в.

Страница из "Арифметики"

Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры.

В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.

При Петре I началось создание первого в России музея - Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения.

Огромное значение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что она создавалась государством и с самого основания находилась на его содержании в отличие от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание. Создается ряд работ по истории: «Гистория Свейской войны», соавтором которой был Петр I, «Ядро российской истории» Манкиева.



Петр I мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Многочисленными научными экспедициями были составлены карты западного побережья Каспийского моря. Аральского, Азовского морей, бассейна Дона. Русские побывали на Камчатке и Курилах. Появился «Атлас Всероссийской империи» И. К. Кирилова, проводились геологические изыскания. С. У. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Незадолго до смерти Петр подписал инструкцию командору В. И. Берингу, который должен был установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.

При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства,

Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик.

Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий

и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 112 м, выше колокольни Ивана Великого.

В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный - церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга.

В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художником, отправив его учиться в Италию, а затем сделал придворным художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова, писал он и царя.

Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника - «Автопортрет с женой».

До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы.

Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой - смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском».

Вице-президент Синода Феофан Прокопович в своих произведениях прославлял победы русского оружия, Петра Великого, власть которого объявлял «никаким законам не подлежащей», т. е. безграничной. Были опубликованы письма боярина Федора Салтыкова из Англии Петру I, в которых он излагал мысли о том, что государство должно заботиться о развитии торговли, промышленности, об интересах дворянства, о просвещении народа.

XVIII век открывается сложной и противоречивой эпохой петровских реформ. Будущий великий преобразователь родился в день Исаакия Далматского, 30 мая 1672 г. от брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Большое и, скорее всего, негативное воздействие на его формирование оказала борьба, которая развернулась при дворе. В 1676 г. умер Алексей Михайлович, передав престол старшему из сыновей - Федору Алексеевичу. Тот правил недолго - умер в 1682 г. Престол оказался в руках родственников царя от второго брака - Нарышкиных. На нем сидел 10-летний Петр.

Среди реформ петровского времени следует выделить реформы в области культуры. Они также вызывали всегда самые противоречивые оценки. Перечислим основные из этих реформ:

В 1700 г. Петр по примеру Западной Европы ввел в России новое летоисчисление - от рождества Христова, а не от сотворения мира, как считали раньше по церковно-византийской традиции. Петр пытался создать первый публичный театр. 2 января 1703 г. в Москве было начато издание первой газеты "Ведомости", которую редактировал сам Петр. Взамен прежнего церковно-славянского был введен новый шрифт. Но особенно большое внимание Петр уделял школе. Первой школой, организованной Петром, была "Школа математических и навигацких наук" в Москве, впоследствии переведенная в Петербург, где в 1715 г. она была преобразована в Морскую академию.

В Москве и Петербурге были открыты инженерная и артиллерийская школы. Во всех губерниях стали открываться "цифирные школы". По приказу Петра в епархиях были открыты церковные школы. Было значительно улучшено преподавание в Московской Славяно-греко-латинской академии. Была открыта и медицинская школа в Москве. При наиболее крупных мануфактурах создавались ремесленные школы. Для улучшения школьного образования создавались учебники.

Большое значение Петр придавал научным исследованиям. Были организованы значительные географические экспедиции, началась интенсивная картографическая работа. Сам Петр создал первую астрономическую обсерваторию и подготовил проект создания Академии Наук. При Петре в России начинают свободно покупать и продавать книгу. Меняется быт, особенно дворянства. Кодексом поведения молодого поколения стало "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов", где были изложены нормы культурного поведения в обществе. Вводятся ассамблеи - собрания знати.

Реформы в области культуры неоднозначны. Нельзя не видеть их прогрессивное значение, но искусственное прививание к русской среде иноземной культуры зачастую приводило к уродливым проявлениям. Этот процесс часто называют европеизацией русской культуры.

Одной нз таких реформ было строительство Петербурга - своего рода феномена русской культуры петровского времени, преломившего в себе многие тенденции и процессы той поры; города, воплотившего в себе саму суть основных идеологических исканий преобразователя России.

Устье Новы, где возник Петербург, с давних времен относилось к Новгородским землям, составляя Спасский погост Водской пятины. Однако по Столбовскому миру все Приневье отошло к Швеции и стало называться Ингерманландией. Тогда же при устье реки Охты был поставлен город-крепость Ниеншанц, ставший важным стратегическим пунктом. Возвращение этих земель, утверждение на них стало одной из важнейших задач России в первый период Северной войны.

Создание и вечное существование Петербурга поэтически отложилось в сознании народа. "Много людей, - рассказывает одна легенда, - в старые годы принимались строить город на невском болоте, но это никому не удавалось, потому что топкое болото поглощало всякий раз постройку. Но вот пришел сюда русский богатырь-волшебник и решил строить город, построил он один дом - поглотила трясина, построил другой, третий - все также исчезают они в болоте. Рассердился тогда богатырь и придумал хитрое, небывалое дело: взял он и сковал на руках вокруг целый город и поставил его на болото; не смогло оно тогда поглотить богатырский город и держит его до сих пор".