Действие происходит в Лондоне в 1886—1887 гг.

В доме старого Джолиона семейное торжество, прием в честь помолвки мисс Джун Форсайт с мистером Филипом Босини. Гостей собирается множество, семья весьма многочисленна. Внутри форсайтского клана, как и в обществе, дарит закон конкуренции, шестеро братьев — Джолион, Джемс, Суизин, Николас, Роджер и Тимоти — соперничают, кто из них богаче. Их отец «гордый Доссет», из фермеров, прибыл в Лондон в начале столетия, работал каменщиком, подрядчиком, строит дома. У него было десять детей, и все до сих пор живы, следующее поколение насчитывает уже 21 молодого Форсайта. Семья принадлежит теперь к верхушке английской буржуазии, среди ее членов — финансисты, юристы, рантье, члены акционерных обществ. Всех их отличает собственническая самоуверенность, разговоры в их среде вечно вертятся вокруг курса акций, дивидендов, стоимости домов и вещей. Собравшиеся выглядят парадно и блистательно, респектабельно, но ощущается некоторое напряжение, вызванное инстинктивным чувством непосредственной близости чего-то необычного и ненадежного. Объектом недоверия является человек, ради знакомства с которым они собрались здесь. Босини — архитектор, у него нет никакого состояния, он артистически небрежен в одежде и несколько эксцентричен. Джордж — сын Роджера — называет его пиратом, и это прозвище закрепляется среди родни. Старый Джолион с неодобрением относится к выбору внучки, в которой души не чает, хлебнет она горя с этим безрассудным, непрактичным юнцом, но Джун — крошка с характером и очень упряма.

Старый Джолион пытается наладить отношения с сыном, отцом Джун, с которым не виделся четырнадцать лет. Тогда молодой Джолион во имя «недозволенной» по форсайтским нормам любви ушел от семьи, живет он скромно, работает страховым агентом, пишет акварели. Отец, подстроив как бы случайную встречу в клубе, приглашает сына к себе, потом наносит визит к нему в дом, где его сердцем завладевают внуки — малыши Джолли и Холли.

У сына Джемса Сомса неблагополучно в семье, хотя он всячески это скрывает. Форсайты воспринимают его жену как нечто необычное и чуждое для их круга. Золотоволосая, темноглазая Ирэн похожа на языческую богиню, она исполнена обаяния, отличается изысканностью вкуса и манер. После смерти отца — профессора Эрона — молодая девушка осталась без средств и в конце концов была вынуждена уступить Сомсу, полтора года упорно добивавшемуся ее руки. Холодность жены и нескрываемая неприязнь к нему доводят Сомса до бешенства.

Преуспевающий в делах Соме поручает Босини строительство нового загородного дома в Робин-Хилле. Его все более тревожит симпатия, возникшая между его женой и молодым архитектором, постепенно перерастающая во взаимное глубокое чувство. Напрасно Ирэн заводит разговор о разводе, муж полагает, что имеет право собственности на жену и не намерен потакать ее сумасбродству. Четыре года назад Сомса захватила волнующая красота Ирэн, и он не желает расставаться с тем, что завоевано. Джун тяжело переживает перемену в отношениях с Филипом, ощущая, что тому мучительно общаться с нею.

В доме Тимоти, где живут его незамужние сестры Энн, Эстер и вдовствующая Джули и куда часто наведываются остальные члены семьи, положение Сомса и отношения Ирэн и Босини, которых все чаще видят вместе, становятся темой для пересудов. Сомса давно уже раздражает, что в ходе строительства дома Босини допускает расходы сверх сметы, он намеревается судебным порядком прёдъявить иск и взыскать убытки, чтобы разорить оборванца. Его выводит из себя отчуждение Ирэн. Как-то ночью, когда роман Ирэн и Босини уже в самом разгаре, Сомсу удается наконец настоять на своих правах, сломить сопротивление той, которая была его законной женой. На следующий день Джордж случайно становится свидетелем свидания влюбленных, где Ирэн рассказывает о случившемся, а потом из праздного любопытства следит за Босини, который в сильном волнении мчится по городу, не разбирая дороги, как человек, который не знает, куда деваться от горя.

Старый Джолион переделывает завещание, восстанавливая сына в правах на наследство.

На суде, где Босини отсутствует, принято решение удовлетворить иск Сомса к архитектору. Ирэн покидает дом, не взяв с собой вещи и драгоценности. Соме не может примириться с мыслью, что она уйдет из его жизни. Присутствовавшая на заседании суда Джун спешит уведомить Филипа и поддержать его, встретившись в его квартире с Ирэн, она рассказывает ей все, что накипело, эта женщина, с которой она некогда была в дружеских отношениях, разбила ей жизнь.

Старый Джолион сообщает своим близким о намерении собрать их всех под одной крышей. Джун умоляет деда купить дом Сомса в Робин-Хилле или хотя бы заплатить по иску. Выясняется, что в тот злосчастный день Босини в тумане попал под омнибус и раздавлен насмерть. Молодой Джолион воспринимает случившееся как первую трещину в твердыне форсайтского благополучия.

Сомса гнетет тоска. Внезапно в дом возвращается Ирэн, как раненый зверь в свою нору, загнанная, потерянная, она не в силах осознать, как ей жить дальше, куда деваться. Старый Джолион из сочувствия посылает к ней сына, может, Ирэн нужна помощь. Но Соме, объявив, что не позволит вмешиваться в свои семейные дела, захлопывает перед ним дверь.

сага о форсайтах, сага о форсайтах книга
Джон Голсуорси

Язык оригинала:

Английский

Дата написания:

«Са́га о Форса́йтах» (англ. The Forsyte Saga) - монументальная серия разноплановых произведений английского писателя Джона Голсуорси, описывает жизнь состоятельной семьи Форсайтов. 1932 году Голсуорси получил Нобелевскую премию по литературе за «высокое искусство повествования, вершиной которого является „Сага о Форсайтах“».

  • 1 Произведения о Форсайтах
  • 2 Содержание
    • 2.1 Спасение Форсайта
    • 2.2 Собственник
    • 2.3 Последнее лето Форсайта. Интерлюдия
    • 2.4 петле
    • 2.5 Пробуждение. Интерлюдия
    • 2.6 Сдаётся внаём
  • 3 Персонажи
    • 3.1 Старые Форсайты
    • 3.2 Молодые Форсайты
    • 3.3 Их дети
  • 4 Родословная Форсайтов
  • 5 Экранизации
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Произведения о Форсайтах

Все произведения, посвящённые различным поколениям семьи Форсайтов, группируются в несколько больших циклов. Новелла «Спасение Форсайта » под псевдонимом Джон Синджон (John Sinjohn) была написана Голсуорси самой первой.

Цикл произведений непосредственно под названием «» (The Forsyte Saga) вышел в 1922 году и включил в себя такие произведения как:

Далее идёт сборник рассказов «На форсайтской бирже » (On Forsyte ‘Change). предисловии автор указал что «…по времени действия они (рассказы) стоят между „Сагой“ и „Комедией“, так как без „Саги“ они не будут поняты, и действие завершается перед тем как „Комедия“ начинается…». том же предисловии автор обращается ко всем своим произведениям о Форсайтах как «Хроники семьи Форсайтов» (Chronicles of the Forsyte family).

Русское название Жанр Английское название Год выхода
предисловие Foreword to «On Forsyte ‘Change» 1930
рассказ The Buckles of Superior Dosset 1930
Зыбучие пески времени рассказ Sands of Time 1930
рассказ Hester’s Little Tour 1930
Тимоти на волосок от гибели рассказ Timothy’s Narrow Squeak 1930
Роман Тети Джули рассказ Aunt Juley’s Courtship 1929
рассказ Nicholas-Rex 1930
рассказ A Sad Affair 1929
рассказ Revolt at Roger’s 1930
рассказ June’s First Lame Duck 1929
Собака у Тимоти рассказ Dog at Timothy’s 1929
рассказ Midsummer Madness 1929
Гондекутер рассказ The Hondekoeter 1929
Крик Павлина рассказ Cry of Peacock 1930
рассказ Francie’s Fourpenny Foreigner 1930
Форсайт четверкой рассказ Four-In-Hand Forsyte 1930
рассказ The Sorrows of Tweetyman 1930
рассказ The Dromios 1930
рассказ A Forsyte Encounters the People 1930
Сомс и Англия рассказ Soames and the Flag 1930

Под названием «Современная комедия » (A Modern Comedy)вышел следующий цикл произведений:

И, наконец, последний цикл романов под общим названием «Конец главы » (End of the Chapter) можно рассматривать как своеобразный спин-офф: Форсайты упоминаются, но главными действующими лицами являются члены обедневшей дворянской семьи Черрел - дальние родственники героев Саги:

Спасение Форсайта

Новелла «Спасение Форсайта» (Salvation of the Forsyte) была впервые напечатана в 1901 году в сборнике «Человек из Девона».

Два брата - Джемс и Суизин Форсайты встречаются после долгой разлуки. Они уже пожилые люди, преуспевшие в своей жизни, достигшие материальных благ и имеющие авторитет в обществе. Суизин смертельно болен, и он пытается проанализировать свою жизнь и сделать необходимые выводы. Героя не покидает чувство, что он что-то потерял, без чего его жизнь лишилась цели. Суизин засыпает и во сне вспоминает свою поездку в Зальзбург ещё на заре своей юности: случайно в пьяной драке в трактире, он знакомится с венгром Болешске, а затем и с его дочерьми, Маргарет и Рози. последнюю Форсайт влюбляется, и как оказывается, взаимно, но разница в социальном положении мешает Суизину жениться на Рози. Он не готов переступить через общественные нормы и рамки: «Что обо мне подумают в Лондоне?», «Как я покажусь на глаза отцу?». Форсайт так и не решается забрать Рози, а та в свою очередь возвращается в Венгрию, так как после романа с Суизином ничего кроме унижения в Зальзбурге её не ждет. Суизин просыпается. Он снова лежит в своей кровати - старик, одинокий и никому не нужный. Форсайт понимает, что те преданные чувства к Рози были большой потерей, что он струсил. предсмертные минуты он просит у слуги бокал шампанского, и ему является Рози, которая обещает вернуть потерянное. Последний пузырек лопается в бокале шампанского и Суизин умирает.

Собственник

«Собственник» - наиболее критический и острый роман из многотомной эпопеи о Форсайтах. Форсайты - рантье, они ничего сами не производят, основная их забота - выгодное размещение капитала. Косные консерваторы, алчные накопители, цепляющиеся за своё материальное благосостояние. Джемс Форсайт и его сын Сомс - наиболее типичные представители этой породы собственников и стяжателей. этом первом романе «Саги о Форсайтах», читателю представляются впечатляющие «ряды» Форсайтов, возглавляемые тетушкой Энн. доме Старого Тимоти проходит собрание всех членов семьи Форсайтов. Дальше начинаются главные события саги, в частности подробно описывается жизнь Сомса Форсайта и его желание владеть вещами, включая его прекрасную жену, Ирэн Форсайт. Он очень ревнует её к друзьям и хочет, чтобы она принадлежала только ему одному. Сомс замышляет план, цель которого - перевезти её в деревню, в Робин-Хилл, где находится теперь его дом, который он собирается построить. Там она должна будет жить вдали от своих друзей, которые, по его мнению, внушают ей дурные мысли. Автор рисует распад семьи, основанной на господстве в ней мужа-собственника. Ирен для него лишь ценное приобретение, её свобода, независимость, человеческое достоинство не существуют для Сомса, он хочет обладать ею на правах хозяина, купившего рабыню или дорогую вещь. Она сопротивляется его хватким намерениям и влюбляется в архитектора Филипа Босини. Филип был нанят Сомсом для постройки дома, и он является женихом Джун Форсайт, дочери двоюродного брата Сомса, Джолиона младшего. Становится ясно, что добром эта история не может кончиться: вскоре Ирэн уходит от Сомса после того как он её насилует, и Филип попадает под колеса такси, после того как сходит с ума, узнав об изнасиловании Ирэн.

Последнее лето Форсайта. Интерлюдия

Прошло четыре года со смерти архитектора Босини - жениха Джун и любовника Ирэн. Дом в Робин-Хилле, выстроенный Босини для Сомса, в конце-концов купил старый Джолион и переехал туда со своим сыном (Джолионом младшим), невесткой и внуками - Джун, Джолли и Холли. Вилла стала не просто загородным домом, а фермой, где семья жила круглый год.

Молодой Джолион с женой и Джун (к радости дедушки она подружилась со своим отцом и мачехой) отправились в путешествие, Джолли уехал учиться в школу, а Холли (ее учила дома гувернантка-француженка mam’zelle Бос) осталась в Робин-Хилле со старым Джолионом.

Главе семьи уже восемьдесят пять лет - здоровье дает о себе знать, но он обожает своих маленьких внуков и не замечает свой возраст.

Однажды старый Джолион видит в опере Ирэн - законную жену Сомса Форсайта, которая снова ушла от мужа в ту же ночь, когда в газетах написали о смерти архитектора. Она практически не изменилась, но её красоту подчеркнула легкая седина и морщинки у глаз. На следующий день, во время прогулки с собакой старый Джолион находит Ирэн в роще у поваленного дерева и приглашает в дом. Она рассказывает, что живёт под фамилией Эрон, снимает недорогую квартирку, зарабатывает уроками игры на фортепьяно и помогает лондонским проституткам (одна из них спасла Ирэн, после того, как она во второй раз ушла от Сомса). Старый Джолион помогает племяннице чеком на пятьдесят фунтов (затем он укажет её в завещании) и приглашает снова приехать к нему в гости.

Со временем они начинают часто встречаться, как в Лондоне (старый Джолион водит Ирэн в театр и прогуливается с ней в парке), так и в Робин-Хилле (Ирэн дает уроки для Холли).

Несмотря на ухудшение здоровья - обмороки, и боли в сердце, - Старый Джолион упоен встречами с «дамой в сером» (так он с внучкой называет Ирэн за её серо-лиловое платье), но скоро должна приехать Джун с отцом и мачехой, а Ирэн опасается этой встречи - старый Джолион уверяет, что Джун простила её за историю с Босини, но Ирэн знает: можно простить, но нельзя забыть. Однажды она прощается и больше не приезжает. один знойный день старому Джолиону становится хуже. Ирэн узнает об этом и обещает приехать. Форсайт обрадован этим известием, но, дожидаясь племянницу у старого дуба, умирает.

В петле

Второй роман в трилогии Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах». Мы узнаем о том, что случилось через 12 лет после смерти старого Джолиона, описанной в интерлюдии «Последнее лето Форсайта».

Молодой Джолион, а теперь просто Джолион, стал попечителем Ирэн. Он живёт в Робин-Хилле, где все осталось по-прежнему, вместе с Холли. Джолли поступил в Оксфорд. Джун живёт в Лондоне, в собственной квартире и помогает «непризнанным талантам» мира искусства, своим «несчастненьким».

Ирэн живёт всё в той же квартире в Челси, только обставила её лучше и уютнее, ездила путешествовать. Но она одинока, проводит вечера одна, хотя по-прежнему переодевается к обеду, играет для себя на рояле. Как отмечает Джолион, Ирэн все ещё живёт с Босини. Сомс переехал в загородный дом неподалеку от Мепелдерхема. Он тоже один, однако регулярно навещает двадцатилетнюю француженку Аннет, мать которой, мадам Ламот, открыла ресторан «Бретань» в здании, принадлежащем Джемсу Форсайту. Единственное, что смущает Собственника, это то, что ресторан находится в Сохо, нереспектабельном районе, и ещё то, что он по-прежнему женат.

У Тимоти все по-старому. А вот Джемс сильно сдал, все время жалуется, что ему «никогда ничего не рассказывают».

Сюжет романа крутится вокруг бракоразводного процесса Сомса, который понимает, что хочет детей. Однако Собственник ещё верит, что может вернуть Ирэн, просит поговорить с ней Джолиона, идет к ней сам, устанавливает за женщиной слежку, преследует её в Париже. Все это толкает испуганную Ирэн в объятия Джолиона, который старается защитить её от своего кузена и поддержать в трудную минуту. конце концов, у Сомса появляются не очень убедительные доказательство их близости, которой не было. Джолион и Ирэн решают не защищаться, они уезжают вместе в Италию. Сомс присутствует на суде один. Развод состоялся. Через некоторое время бывшая жена Собственника выходит замуж за художника и рожает ему сына Джона. Сомс женится на Аннет. Он мечтает о сыне, но доктор ставит его перед нелегким выбором: можно прооперировать Аннет и спасти её жизнь, но потерять ребёнка, или оставить все как есть, тогда младенец будет жив, но мать может умереть, причем в любом случае детей она иметь больше не сможет. После долгих колебаний Сомс запрещает оперировать, и Аннет приносит ему дочь Флер. ночь после родов умирает Джемс, Сомс врет ему, что родился сын.

Параллельно с этой, главной, сюжетной линией развиваются ещё две. Уинифрид Дарти ссорится со своим проигравшимся мужем из-за того, что Монтегью крадет её жемчуга и дарит танцовщице. Дарти уходит от неё и уезжает в Буэнос-Айрес. По совету брата, Уинифрид начинает бракоразводный процесс, но по закону она сначала должна потребовать восстановления себя в супружеских правах. Её иск удовлетворяют и высылают Монти постановление вернуться домой. Сомс и Джемс надеются, что Дарти не подчинится, но Монтегью возвращается к жене, потрепанный и «сгоревший».

Помимо этого развивается драма третьего поколения Форсайтов. Приехав с Сомсом в Робинн-Хилл, чтобы стать предлогом для визита, Вэл Дарти знакомится со своей троюродной сестрой Холли и влюбляется в неё. Молодая пара устраивает верховые прогулки по Лондонским паркам. Однако знакомство Вэла в Оксфорде с Джолли происходит не столь гладко, троюродные братья сразу невзлюбили друг друга, между ними даже происходит драка. Но на летних каникулах, сразу после судебного процесса, на котором Вэл присутствовал с матерью, он признается Холли в своих чувствах, и они заключают помолвку. Это слышит Джолли. Вне себя от гнева, он вынуждает кузена вместе с ним записаться в армию и отправиться в Южную Африку на фронт Англо-бурской войны. Вэл соглашается. Джун и Холли следом за братом отправляются туда же в качестве сестер милосердия. Но Джолли умирает от дизентерии, не успев даже поучаствовать в боях. Холли и Вэл заключают брак в Южной Африке и хотят купить там ферму, на что юный Дарти просит денег у дедушки Джемса, но тот ничего не успевает им дать.

Пробуждение. Интерлюдия

Эта самая небольшая часть Саги повествует о детстве маленького Джона, сына Джолиона и Ирен (полное имя Джона - также Джолион, он уже четвёртый Джолион после своего деда Старого Джолиона, отца Джолиона младшего и старшего брата Джолли).

Маленький Джон рос в атмосфере совершенной идиллии, окруженный заботой родителей и горячо любимой няни «Да». Он страстно любил книги, и каждая вдохновляла его на новые приключения: то он просиживал все утро на дереве, воображая себя моряком, то разыгрывал оловянными солдатиками войны, описанные в большой «Истории Европы», то сооружал вигвам на берегу пруда и превращался в настоящего индейца. При этом Джон - очень чуткий, любящий и чувствительный к Красоте ребёнок. Он любит отца и боготворит мать. Она видится ему чем-то неземным, поэтому в начале главное место в его сердце принадлежит няне. Но когда та выходит замуж и исчезает из жизни мальчика, Джон начинает все больше и больше тянуться к матери. И постепенно, день за днем в нём просыпается новое, сильное чувство безграничной любви к ней. С этого момента Ирен навсегда воцаряется в сердце маленького Джона.

Сдаётся внаём

Идет 1918 год. Дети Сомса Форсайта и Ирен повзрослели. Сомс безумно любит и бережет свою дочь Флер, в то время как отношения с женой Аннет у него значительно ухудшились. Однажды Сомс пригласил свою дочь посетить картинную галерею Джун Форсайт, где произошла случайная встреча с Ирен и её сыном. На вопрос Флер о том, кто этот молодой человек, Сомс ответил, что это их дальний родственников, с семьей которого давно утеряны все связи. На вопрос Джона, Ирен также ответила, что Флер и её отец - дальние родственники. Тем не менее, Джон и Флер почувствовали интерес друг к другу. Джон решил изучать сельское хозяйство и с этой целью отправился на ферму Вэла и Холли Дарти. Именно там и произошла вторая неожиданная встреча Джона и Флер. Молодые люди признались в любви друг к другу. Но семейная тайна мешает влюбленным быть вместе. Они решает выяснить её во что бы то ни стало. Сомс и Ирен замечают, что с их детьми что-то происходит. Ирен и молодой Джолион решают увезти Джона в Европу, надеясь, что он забудет свое увлечение Флер.

Через несколько недель Джон возвращается и ищет новой встречи с Флер. К тому времени за Флер начинает ухаживать молодой Майкл Монт. Он сообщает Сомсу о своих намерениях жениться на Флер, но Сомс отвечает, что решение остается за дочерью. Сомс обеспокоен симпатией Флер к Джону, но семейную тайну не раскрывает. Секрет Флер узнает от мсье Проспера Профона, который часто гостит в доме Уинфрид Дарти (сестры Сомса) и состоит в тайной связи с Аннет Форсайт. Именно Профон расскажет Флер о том, что ранее Ирен и Сомс были женаты, а после Ирен вышла замуж за молодого Джолиона.

Флер решает не сообщать Джону и быть вместе с ним вопреки всем обстоятельствам. Она пытается уговорить Джона уехать с ней в Шотландию и там обвенчаться. Джон разрывается на две части: с одной стороны, он безгранично любит Флер, с другой стороны, он не может обманывать свою мать. Точку ставит письмо Джолиона, которое он пишет сыну, рассказываю все историю событий двадцатилетней давности. конце письма Джолион просит Джона отказаться от Флер, так как его связь с дочерью Сомса будет «пощечиной» для Ирен. тот момент, когда Джон читает это письмо, Джолион умирает. Этот факт укрепляет решение Джона бросить Флер.

После смерти Джолиона, Флер просит Сомса отправиться в Робин-Хилл к Джону и помириться с Ирен. Сомс соглашается ехать ради дочери. Робин-Хилле он встречает Джона, который просит передать Флер, что их отношения окончены. Джон и Ирен решают покинуть страну, а Флер принимает предложение Майкла Монта выйти замуж.

Персонажи

Старые Форсайты

  • Энн, старшая в семье
  • Старый Джолион, глава семьи, сколотил свое состояние на продажах чая
  • Джемс, адвокат, женат на Эмили, самой спокойной из женщин
  • Суизин, брат-близнец Джемса с аристократическими замашками
  • Джулия, вдова
  • Эстер, старая дева
  • Николас, богатейший в семье
  • Роджер, «настоящий Форсайт»
  • Сьюзан, замужняя сестра
  • Тимоти, самый осторожный человек Британии

Молодые Форсайты

  • Молодой Джолион, сын Старого Джолиона, художник и вольнодумец, трижды женат
  • Сомс, сын Джемса и Эмили, юрист и жесткий собственник
  • Уинифред, сестра Сомса, одна из трех дочерей Джемса и Эмили, замужем за светским пьяницей Монтегью Дарти
  • Джордж, сын Роджера, закоренелый шутник, самый высокий и толстый из молодых Форсайтов, мизантроп
  • Фрэнсис, сестра Джорджа и дочь Роджера, атеистка, единственная музыкантша в семье

Их дети

  • Джун, дерзкая дочь Молодого Джолиона от первого брака, была помолвлена с Филипом Босини
  • Джолли, сын Молодого Джолиона от второго брака, погиб на англо-бурской войне
  • Холли, дочь Молодого Джолиона от второго брака
  • Джон, сын Молодого Джолиона от третьего брака с Ирен
  • Флер, дочь Сомса от второго брака с француженкой Аннет
  • Вэл, сын Уинифред и Монтегью, воевал в англо-бурской войне, женат на своей кузине Холли
  • Имоджин, дочь Уинифред и Монтегью
  • Кит, сын Флер и Майкла

Родословная Форсайтов

1. Джолион «Фермер с Большого Луга» Форсайт (ок. 1680 - ?) + Мэри Бир

1.1. Джолион «Большой Форсайт» (ок. 1710 - 1777) + ?

1.1.1. Джолион Форсайт (1741 - 1812) Последний фермер в роду Форсайтов. Долгое время считался «самым первым Джолионом».+ Джулия Хэйтер

1.1.1.1. Джолион «Гордый Доссет» Форсайт (1770 - 1850). Рост пять футов и пять дюймов.В 1821 г. переехал с семьей из Дорсетшира в Лондон. Отец десятерых старых Форсайтов. Оставил своим детям в наследство 30 тыс. фунтов. + Энн Пирс (1 февраля 1780 - 16 апреля 1821) Умерла при родах, рожая Сьюзен Форсайт, впоследствии Хэймен.

1.1.1.1.2. Старый Джолион Форсайт (1806 - 1892)+ Эдит Мур (? - 1874)

1.1.1.1.2.1. Молодой Джолион Форсайт (декабрь 1847 - 1920)+(1) Фрэнсис Криссон (1847 - 1884)

1.1.1.1.2.1.1. Джун Форсайт (1869 - ?)+(2) Элен Хилмер (1855 - 1892)

1.1.1.1.2.1.2. Джолли Форсайт (1878 - 1900)

1.1.1.1.3.1. Сомс Форсайт (1855 - 1926)+(1) Ирэн Эррон (детей нет)+(2) Аннет Ламот (1880 - ?)

1.1.1.1.3.1.1.1. Кристофер «Кит» Монт (р. в 1923)

1.1.1.1.3.2. Уинифрид Форсайт (Дарти) (1858 -?)+ Монтегью Дарти (1855 - 1920, по другим данным - 1913)

1.1.1.1.3.2.1. Публиус Валериус «Вэл» Дарти (1880 - ?)+ Холли Форсайт (детей нет)

1.1.1.1.3.2.2. Имоджин Дарти (Кардиган) (1882 - ?)+ Джек Кардиган (есть дети)

1.1.1.1.3.2.3. Бенедикт Дарти (1886 - ?)

1.1.1.1.3.2.4. Мод Дарти (1884 - ?)

1.1.1.1.3.3. Рэйчел Форсайт (1861 - ?)

1.1.1.1.3.4. Сисили Форсайт (1865 - ?)

1.1.1.1.4. Суизин Форсайт (1811 - 1891) Потомства не оставил.

1.1.1.1.5. Роджер Форсайт (1813 - 1899)+ Мэри Монк

1.1.1.1.5.1. Молодой Роджер Форсайт (1853 - ?)+ Мари Уокер

1.1.1.1.5.1.1. Очень Молодой Роджер Форсайт (1890 - ?)

1.1.1.1.5.2. Джордж Форсайт (1856 - 1922) Холост. Потомства не оставил.

1.1.1.1.5.3. Юстас Форсайт (1860 - ?)

1.1.1.1.5.4. Томас Форсайт (1862 - ?) 1.1.1.1.5.5. Фрэнси Форсайт (1858 - ?)

1.1.1.1.6. Николас Форсайт (1817 - 1908)+ Элизабет «Фанни» Блэйн

1.1.1.1.6.1. Молодой Николас Форсайт (1849 - ?)+ Дороти Бокстон

1.1.1.1.6.1.1. Очень Молодой Николас Форсайт (1879 - ?)

1.1.1.1.6.1.2. Бланч Форсайт (1880 - ?)

1.1.1.1.6.1.3. Кристофер Форсайт (1881 - ?)

1.1.1.1.6.1.4. Виолетта Форсайт (1884 - ?)

1.1.1.1.6.1.5. Глэдис Форсайт (1886 - ?)

1.1.1.1.6.1.6. Патрик Форсайт (1894 - ?)

1.1.1.1.6.2. Юфимия Форсайт (1862 - ?)

1.1.1.1.6.3. Эрнест Форсайт (1853 - ?)

1.1.1.1.6.4. Арчибальд Форсайт (1857 - ?)

1.1.1.1.6.5. Флоренс Форсайт (1861 - ?)

1.1.1.1.6.6. Мэриен Форсайт (Туитимен) (1859 - ?)

1.1.1.1.7. Джулия «Джули» Форсайт (Смолл) (1814 - 1905) Вдова покойного Септимуса Смолла. Детей не имела.+ Септимус Смолл (? - 1868) Детей нет

1.1.1.1.8. Эстер Форсайт (1816 - 1907) Старая дева.

1.1.1.1.9. Тимоти Форсайт (1820 - 1920) Последний из старых Форсайтов. Потомства не оставил.

1.1.1.1.10. Сьюзен Форсайт (Хэймен) (1821 - 1895)+ Джон Хэймен

1.1.1.1.10.1. Сент-Джон Хэймен (между 1852 и 1855 - ?)+ ? (есть дети) Один из сыновей погиб в Первой Мировой войне.

1.1.1.1.10.2. Джайлс Хэймен

1.1.1.1.10.3. Джесс Хэймен

1.1.1.1.10.4. Огастос Хэймен

1.1.1.1.10.5. Аннабель Хэймен (Спендер)

1.1.1.2. Эдгар Форсайт

1.1.1.3. Николас Форсайт (мэр Боспорта)

1.1.1.4. Роджер Форсайт

1.1.1.5. Джулия Форсайт (Найтингейл)

Экранизации

«Сага о Форсайтах» несколько раз экранизировалась, первые немые фильмы по произведениям Голсуорси появились ещё в начале 20-х годов XX века.

В 1925 году выходит один из первых фильмов про Форсайтов «Белая обезьяна» Фила Розена. Флёр играет Барбара Ла Марр, а Майла Монта Томас Холдинг. Роли Сомса Форсайта Джордж Ф. Мэрион. Фильм числился среди потерянных, но в последнее время появилась информация, что фильм нашёлся.

В 1934 году Джеймс Уэйл, известный своими лентами «Франкенштейн» и «Человека в железной маске» 1939 года, снимает фильм «Через реку» (англ. One More River).

В 1949 году вышел фильм «Сага о Форсайтах» (оригинальное название англ. That Forsyte Woman) кинокомпании Metro Goldwyn Mayer с Грир Гарсон в роли Ирэн.

В 1967 году появился 26-серийный телевизионный фильм телекомпании BBC. Экранизация Доналда Уилсона, Констанса Кокса. фильме снялись Кеннет Мор (Kenneth More - Джо Форсайт), Эрик Портер (Eric Porter - Сомс Форсайт), Найри Портер (Nyree Dawn Porter - Ирэн Форсайт), Майкл Йорк (Michael York - Джолли Форсайт) и др. известные артисты. первый раз сериал был показан каналом BBC2 между 7 января и 1 июля 1967 года с аудиторией около 6 млн человек. Во время второго показа, начавшегося 8 сентября 1968 года, на канале BBC1, аудитория последней серии достигла 18 млн человек. Общемировая аудитория оценивается приблизительно в 160 млн зрителей. Это была первая английская программа, купленная Советским Союзом., закадровый перевод осуществил Николай Александро́вич.

В 2002 году компания Granada Television сняла новую версию длительностью более 11,5 часов. главных ролях Дэмиэн Льюис, Руперт Грейвс, Джина МакКи, Корин Редгрейв, Йоан Гриффит.

Примечания

  1. Годы создания первого, основного цикла. Писать о Форсайтах Голсуорси продолжал до 1933 года.
Источники
  1. приводятся по переводу Е. Голышевой и Б. Изакова
  2. Lost films - Forget The Talkies. Проверено 9 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2013.
  3. THE FORSYTE SAGA - The Museum of Broadcast Communications
  4. Страница Granada Television на сайте IMDb

Ссылки

  • Сага о Форсайтах в библиотеке Максима Мошкова
  • Краткое содержание некоторых частей Саги

сага о форсайтах, сага о форсайтах, сага о форсайтах 1 сезон все серии, сага о форсайтах 1 сезон все серии, сага о форсайтах 1967 7 серия, сага о форсайтах 1967 7 серия, сага о форсайтах автор, сага о форсайтах автор, сага о форсайтах википедия, сага о форсайтах википедия, сага о форсайтах книга, сага о форсайтах книга, сага о форсайтах на английском языке, сага о форсайтах на английском языке, сага о форсайтах скачать, сага о форсайтах скачать, сага о форсайтах смотреть онлайн, сага о форсайтах смотреть онлайн, сага о форсайтах читать, сага о форсайтах читать

Сага о Форсайтах Информацию О

Краткое содержание Сага о Форсайтах Джон Голсуорси

Собственник

Действие происходит в Лондоне в 1886- 1887 гг.

В доме старого Джолиона семейное торжество, прием в честь помолвки мисс Джун Форсайт с мистером Филипом Босини. Гостей собирается множество, семья весьма многочисленна. Внутри форсайтского клана, как и в обществе, царит закон конкуренции, шестеро братьев - Джолион, Джемс, Суизин, Николас, Роджер и Тимоти - соперничают, кто из них богаче. Их отец «гордый Досеет», из фермеров, прибыл в Лондон в начале столетия, работал каменщиком, подрядчиком, строит дома. У него было десять детей, и все до сих пор живы, следующее поколение насчитывает уже 21 молодого Форсайта. Семья принадлежит теперь к верхушке английской буржуазии, среди ее членов - финансисты, юристы, рантье, члены акционерных обществ. Всех их отличает собственническая самоуверенность, разговоры в их среде вечно вертятся вокруг курса акций, дивидендов, стоимости домов и вещей. Собравшиеся выглядят парадно и блистательно, респектабельно, но ощущается некоторое напряжение, вызванное инстинктивным чувством непосредственной близости чего-то необычного и ненадежного. Объектом недоверия является человек, ради знакомства с которым они собрались здесь. Босини - архитектор, у него нет никакого состояния, он артистически небрежен в одежде и несколько эксцентричен. Джордж - сын Роджера - называет его пиратом, и это прозвище закрепляется среди родни. Старый Джолион с неодобрением относится к выбору внучки, в которой души не чает, хлебнет она горя с этим безрассудным, непрактичным юнцом, но Джун - крошка с характером и очень упряма.

Старый Джолион пытается наладить отношения с сыном, отцом Джун, с которым не виделся четырнадцать лет. Тогда молодой Джолион во имя «недозволенной» по форсайтским нормам любви ушел от семьи, живет он скромно, работает страховым агентом, пишет акварели. Отец, подстроив как бы случайную встречу в клубе, приглашает сына к себе, потом наносит визит к нему в дом, где его сердцем завладевают внуки - малыши Джолли и Холли.

У сына Джемса Сомса неблагополучно в семье, хотя он всячески это скрывает. Форсайты воспринимают его жену как нечто необычное и чуждое для их круга. Золотоволосая, темноглазая Ирэн похожа на языческую богиню, она исполнена обаяния, отличается изысканностью вкуса и манер. После смерти отца - профессора Эрона - молодая девушка осталась без средств и в конце концов была вынуждена уступить Сомсу, полтора года упорно добивавшемуся ее руки. Холодность жены и нескрываемая неприязнь к нему доводят Сомса до бешенства.

Преуспевающий в делах Сомс поручает Босини строительство нового загородного дома в Робин-Хилле. Его все более тревожит симпатия, возникшая между его женой и молодым архитектором, постепенно перерастающая во взаимное глубокое чувство. Напрасно Ирэн заводит разговор о разводе, муж полагает, что имеет право собственности на жену, и не намерен потакать ее сумасбродству. Четыре года назад Сомса захватила волнующая красота Ирэн, и он не желает расставаться с тем, что завоевано. Джун тяжело переживает перемену в отношениях с Филипом, ощущая, что тому мучительно общаться с нею.

В доме Тимоти, где живут его незамужние сестры Энн, Эстер и вдовствующая Джули и куда часто наведываются остальные члены семьи, положение Сомса и отношения Ирэн и Босини, которых все чаще видят вместе, становятся темой для пересудов. Сомса давно уже раздражает, что в ходе строительства дома Босини допускает расходы сверх сметы, он намеревается судебным порядком предъявить иск и взыскать убытки, чтобы разорить оборванца. Его выводит из себя отчуждение Ирэн. Как-то ночью, когда роман Ирэн и Босини уже в самом разгаре, Сомсу удается наконец настоять на своих правах, сломить сопротивление той, которая была его законной женой. На следующий день Джордж случайно становится свидетелем свидания влюбленных, где Ирэн рассказывает о случившемся, а потом из праздного любопытства следит за Босини, который в сильном волнении мчится по городу, не разбирая дороги, как человек, который не знает, куда деваться от горя.

Старый Джолион переделывает завещание, восстанавливая сына в правах на наследство. На суде, где Босини отсутствует, принято решение удовлетворить иск Сомса к архитектору. Ирэн покидает дом, не взяв с собой вещи и драгоценности. Соме не может примириться с мыслью, что она уйдет из его жизни. Присутствовавшая на заседании суда Джун спешит уведомить Филипа и поддержать его, встретившись в его квартире с Ирэн, она рассказывает ей все, что накипело, эта женщина, с которой она некогда была в дружеских отношениях, разбила ей жизнь.

Старый Джолион сообщает своим близким о намерении собрать их всех под одной крышей. Джун умоляет деда купить дом Сомса в Робин-Хилле или хотя бы заплатить по иску. Выясняется, что в тот злосчастный день Босини в тумане попал под омнибус и раздавлен насмерть. Молодой Джолион воспринимает случившееся как первую трещину в твердыне, форсайтского благополучия.

Сомса гнетет тоска. Внезапно в дом возвращается Ирэн, как раненый зверь в свою нору, загнанная, потерянная, она не в силах осознать, как ей жить дальше, куда деваться. Старый Джолион из сочувствия посылает к ней сына, может, Ирэн нужна помощь. Но Соме, объявив, что не позволит вмешиваться в свои семейные дела, захлопывает перед ним дверь.

Последнее лето Форсайта

Проходит четыре года. Старый Джолион купил злополучный дом своего племянника Сомса и поселился там с семьей. Джун с отцом и мачехой отправилась в путешествие по Испании, а старик, скучая, ожидает их возвращения и охотно потакает фантазиям оставшихся с ним внуков. Он любит сидеть в тени дуба перед террасой дома, любуясь прекрасным видом. Красота природы находит глубокий отклик в его душе, здесь, в Робин-Хилле, он перестает ощущать свой возраст, а ведь ему уже 85. Прогуливаясь майским днем по окрестностям, старый Джолион встречает Ирэн, которая наведывается в эти места, где некогда была счастлива. Он невольно поддается обаянию этой необыкновенной женщины, приглашает ее отобедать, наносит визит в ее скромную квартирку, они вместе посещают оперу. Ирэн подкупает его сердечная теплота, ласковое участие, радует возможность говорить об умершем возлюбленном. Если раньше старый Джолион тосковал, то теперь он ждет возвращения сына и Джун чуть не со страхом. Как объяснит он эту странную дружбу, видимо, придется признать себя стариком, сдаться на милость забот и любви. Но ведь он не вынесет, если у него отнимут возможность видеть Ирэн. Он живет этими встречами, а не прошлым, как люди его возраста. Жарким июльским днем, накануне возвращения родных, в ожидании приезда Ирэн он засыпает в своем кресле вечным сном.

В петле

Действие происходит в 1899-1901 гг.

В доме Тимоти, являющемся своеобразной форсайтской биржей, по-прежнему производится обмен семейными сплетнями и котирование семейных акций. Старшее поколение Форсайтов поредело, нет уже на свете Энн, Суизина, Сьюзен, умирает Роджер. Родные все никак не могут успокоиться по поводу чуть ли не тайных похорон старого Джолиона, скончавшегося в 1892 г., тот первый изменил фамильному склепу в Хай Гёте, наказав похоронить себя в Робин-Хилле. И подумать только - оставил по завещанию пятнадцать тысяч фунтов Ирэн - сбежавшей жене своего племянника Сомса. Тогда-то права старого Джолиона на звание истинного Форсайта рухнули раз и навсегда. А капитал Сомса за эти двенадцать лет одинокой жизни, в течение которых он мало чем интересовался, вырос необычайно.

У его сестры Уинфрид несчастье: ее бесшабашный муж Монтегю Дарти сбежал с испанской танцовщицей. Его и раньше в семье считали «одуванчиком», он никогда не любил денег ради денег и презирал Форсайтов за их увлечение инвестициями. Дарти всегда ценил в деньгах то, что на них можно купить, - «ощущения». Уинфрид, семейная жизнь которой все эти годы была достаточно трудной, пребывает в смятении, несмотря ни на что, она все же привыкла рассматривать непутевого мужа как свою собственность. Каково остаться в сорок два года одной с четырьмя детьми! Соме относится к сестре с участием, оба они в нелепом положении неразведенных Форсайтов. Подобная неопределенность особенно тяготит Сомса в последнее время. Его все сильнее беспокоит мысль о том, что у него нет наследника. Он присмотрел уже подходящий вариант для новой женитьбы - двадцатилетнюю француженку Аннет, дочку мадам Ламет, владелицы ресторана «Бретань» в Сохо. Соме занимается подготовкой бракоразводного процесса сестры, да и сам не прочь как можно быстрее расторгнуть брак.

Молодой Джолион переживает период успеха, он в самом авангарде художников-акварелистов, его картины хорошо раскупаются. Джун, всегда принимавшая горячее участие в судьбе тех, кому приходится трудно, опекает будущих гениев артистического мира, мечтает о приобретении выставочного салона. После смерти отца Джолион весьма обеспеченный человек, уже несколько лет он вдовец. Довольно неожиданным для него становится визит, в Робин-Хилл Сомса, явившегося в сопровождении девятнадцатилетнего племянника Вэла Дарти. Юноша собирается на учебу в Оксфорд, где учится сын Джолиона Джолли. Хорошо бы молодым людям познакомиться. С первой встречи Вэл влюбляется в Холли, отвечающую ему взаимностью. Соме сообщает Джолиону о намерении расторгнуть брак с Ирэн и просит его выступить посредником в данном деле.

Джолион отправляется к Ирэн, которую не видел двенадцать лет. Огромное впечатление производит на него благородная красота этой женщины, над которой время словно невластно. Люди, которые не живут, хорошо сохраняются, горько замечает она и с готовностью откликается на предложение о разводе. Но придется Сомсу инициативу брать на себя. Как странно парализована жизнь обоих этих людей, размышляет Джолион, словно и тот и другой находятся в петле.

Соме посещает Ирэн, чтобы форсировать дело о разводе, и вынужден признаться, что эта женщина по-прежнему волнует его. Он покидает ее дом смятенный, растерянный, с болью в сердце, со смутной тревогой. Свой следующий визит он приурочивает к тридцать седьмой годовщине рождения Ирэн, приносит в подарок бриллиантовую брошь. Он согласен все забыть, просит ее вернуться, родить ему сына. Как удар хлыста звучит ответ: «Я бы скорее умерла». Стремясь избавиться от домогательств бывшего мужа, Ирэн уезжает за границу. Соме обращается в сыскное агентство с поручением установить за ней слежку. Он оправдывает себя тем, что не может и далее пребывать в паутине, а чтобы разорвать ее, приходится прибегнуть к такому гнусному способу. Джолион едет в Париж, где встречается с Ирэн, его запоздалое увлечение переходит в сильное чувство. А следом в Париж отправляется и сам Соме с намерением еще раз сломить сопротивление Ирэн.

На судебном заседании по иску Уинфрид принято решение о восстановлении в супружеских правах. Дарти возвращается домой. Жена соглашается принять его. Вспыхивает англо-бурская война. Джун готовится стать сестрой милосердия. Джолли узнает, что Вэл и Холли обручились. Ему давно уже не по душе молодой повеса, ухаживающий за сестрой. Чтобы помешать этому союзу, Джолли подначивает Вэла тоже записаться добровольцем на фронт. Холли вместе с Джун также отправляются в Африку.

После отъезда детей Джолион ощущает гнетущее одиночество. Но вот приезжает Ирэн, и они решают соединить свои судьбы. Джолион тяжело переживает известие о смерти сына, умершего на чужбине от дизентерии.

Происходит бракоразводный процесс, на котором Соме наконец-то обретает свободу, ответчицы нет, Ирэн с Джолионом путешествуют по Европе. Через шесть месяцев празднуется свадьба Сомса и Аннет. Вэл и Холли в Африке поженились, Вэл ранен и просит дедушку Джемса купить там участок земли и ферму, чтобы он мог разводить лошадей. Для Сомса это очередной удар: родной племянник женился на дочери его соперника. У Ирэн рождается сын, что приносит Сомсу новые страдания. Он и Аннет тоже ожидают потомства. Но надежда на наследника, не оправдывается, рождается дочь, которой дают имя Флер. Роды у Аннет были тяжелыми, и больше детей у нее не будет. Умирающему отцу, который давно мечтал о внуке, Соме вынужден соврать, что у него сын. И все же, несмотря на постигшее разочарование, он испытывает чувство торжества, радостное чувство обладания.

Сдается внаем

Действие происходит в 1920 г. Джолиону уже семьдесят два года, его третий брак длится двадцать лет. Сомсу шестьдесят пять лет, Аннет - сорок. Соме души не чает в дочери, Флер целиком заполнила его сердце. С женой они абсолютно чужие люди, его даже не волнует, что вокруг Аннет увивается богач бельгиец Проспер Профон. О родственниках теперь он мало что знает. Тетки умерли, нет больше форсайтской биржи, из старшего поколения остался только Тимоти, который из-за маниакальной боязни инфекции долгие десятилетия был почти невидимым для остальных Форсайтов, ему сто один год, и он впал в старческое слабоумие. Вэл вернулся, продав ферму в Южной Африке, и купил имение в Сэссексе.

Соме заделался заядлым коллекционером, в понимании картин он уже не ограничивается знанием их рыночной цены. Как-то в выставочном салоне, владелицей которого оказывается Джун, он встречает Ирэн с сыном. К его великому неудовольствию, Флер и Джон знакомятся. Соме вынужден потом объяснить дочери, что они с этой родней находятся в давней вражде. Флер и Джон случайно оказываются вместе в гостях у Вэла и Холли. Среди идиллии деревенской природы завязывается их роман. Хозяева всячески избегают разговоров о причинах вражды, таково было наставление Джолиона.

Соме встревожен увлечением дочери. Он отдает явное предпочтение другому ее поклоннику - Майклу Монту, будущему обладателю титула и земельных владений, настойчиво добивающемуся ее благосклонности. Он постоянно внушает Флер, что не хочет иметь ничего общего с той ветвью семьи Форсайтов. Ирэн также обеспокоена, стремясь разлучить влюбленных, она увозит сына на пару месяцев в Испанию. Джун, опекающая оставшегося в одиночестве Джолиона, упрекает отца в малодушии, нужно было рассказать Джону все, как есть. Если молодые люди действительно любят друг друга, зачем же делать их несчастными во имя прошлого.

Флер находит у отца фотографию молодой женщины, в которой узнает Ирэн, и мучается догадками, что за всем этим кроется. Мсье Профон охотно раскрывает ей семейную тайну. Соме уговаривает Флер отступиться, ничего все равно не получится. Как ужасно, что Флер унаследовала сильную страсть к сыну Ирэн!

Джолиону с каждым днем все хуже. Предчувствуя, что серьезного разговора с сыном может не состояться, он пишет Джону письмо, где сообщает всю правду о прошлом и требует расстаться с Флер. Если он не покончит с этой любовью, то сделает свою мать несчастной до конца ее дней. Жестокое, темное прошлое обрушивается на Джона, но объясниться с отцом он не успевает, Джолион умирает. Узнав о его кончине, Соме расценивает ее как возмездие: двадцать лет его враг наслаждался отнятыми у него женой и домом.

Флер проявляет упорство. Ей все же удается уговорить отца отправиться с визитом к Ирэн. Снова Соме в Робин-Хилле. Вот и дом, выстроенный для него и Ирэн, дом, строитель которого разрушил его семейный очаг. Какая-то ирония судьбы в том, что Флер может войти в него хозяйкой. Ирэн перекладывает решение на Джона. Тот же решительно объявляет, что между ним и Флер все кончено, он должен выполнить предсмертную волю своего отца. Флер дает наконец согласие выйти замуж за Майкла Монта, однако, не подавая виду, глубоко переживает случившееся. Празднуется пышная свадьба, молодые отправляются в свадебное путешествие.

Умирает Тимоти. На достопамятном доме Форсайтов появляется табличка «Сдается внаем». С аукциона распродаются вещи, на которые немного охотников, поскольку они не отвечают современному вкусу, но с ними у Сомса связано столько воспоминаний, он с горечью думает о том, что исчезает последний уют старого мира. Соме заходит в галерею, где выставлены акварели Джолиона Форсайта. Здесь в последний раз он видит Ирэн - Джон купил землю в Британской Колумбии, и она уезжает к сыну. Дом в Робин-Хилле продается.

Джон Голсуорси (1867-- 1933) -- английский писатель-реалист, автор 20 романов, 27 пьес, 3 сборников стихов, 173 новелл, 5 сборников эссе. Широкое признание к нему пришло после выпуска в одном томе "Саги о Форсайтах" (1922) -- грандиозной эпопеи-хроники о судьбах многочисленных представителей семьи крупных буржуа Форсайтов.

В этот цикл вошли три романа и две новеллы-интерлюдии. Первый роман -- "Собственник" (1906), написанный в традициях Диккенса и Теккерея, содержит критику буржуазного жизненного уклада. На примере Сомса, одного из Форсайтов, особенно ярко показано разрушающее личность чувство собственности. Новелла "Последнее лето Форсайта" (1917, опубл. 1918), где автор снова вернулся к героям "Собственника", в общей композиции цикла о Форсайтах заняла место интерлюдии, за которой следуют роман "В петле" (1920), новелла-интерлюдия "Пробуждение" (1920), роман "Сдается в наем" (1921). В 1929 г. вышло однотомное издание второй трилогии о Форсайтах -- "Современная комедия", включавшей роман "Белая обезьяна" (1924), интерлюдию "Идиллии" (1927), роман "Серебряная ложка" (1926), интерлюдию "Встречи" (1927), роман "Лебединая песня" (1928). В двух трилогиях дана картина жизни Англии с 1886 по 1926 г. Наряду с сатирической широко представлена лирическая линия, в которой Голсуорси развивает традиции романов И.С.Тургенева. Голсуорси -- необычайно глубокий и тонкий психолог. Его эпическое, психологическое мастерство было отмечено Нобелевской премией (1932).

"Сага о Форсайтах", основной труд Джона Голсуорси и его наиболее весомое произведение (к такому выводу пришел и сам автор, заметивший в конце творческого пути, что роман "Собственник" - его самое любимое произведение), создавалась в период с 1906 по 1921 г. В это время взгляды писателя существенно меняются. Голсуорси, находясь под влиянием Первой мировой войны, революции в России и восстаний рабочих в Англии, постепенно отходит от резкой критики поведения собственников, сатира сменяется драматическим изображением. Переживания главных героев, вызванные разложением традиций и устоев Викторианской Англии, совпадают с озабоченностью и самого автора.

Писателю мастерски удается обличение эгоизма и лицемерия английской буржуазии, он смог правдиво показать процесс ее политической и моральной деградации в эпоху империализма. Главный труд всей его жизни, эпический роман "Сага о Форсайтах", отражает реальную картину буржуазной Англии его времени. Цикл, повествующий о семействе Форсайтов, состоит из шести романов. В трилогию "Сага о Форсайтах" входят романы "Собственник" (1906), "В петле" (1920), "Сдается внаем"(1921) и две интерлюдии - "Последнее лето Форсайта" (1918) и "Пробуждение" (1920). Роман "Собственник" изначально был задуман как отдельно стоящее произведение. Писатель решил написать его продолжение в 1918 году, в период смены эпох. Для объективного отражения жизни общества на протяжении нескольких десятилетий требовалась уже система романов, и Голсуорси удается создать обзорную картину, демонстрирующую личную и общественную жизнь английской буржуазии, ее нравы, привычки, быт и мораль.

События "Саги о Форсайтах" охватывают период с 1886 по 1926 г. От большинства романов, опубликованных в Англии в начале XX века, "Собственник" отличался остротой поставленной в нем проблемы. Комптон Макензи, шотландский писатель, современник Голсуорси, говорил, что влияние этой книги на молодых людей его поколения можно сравнить с воздействием электрического тока. Лейтмотивом романов цикла о Форсайтах является упадок сильной и могущественной английской буржуазии, крушение старого, прочного уклада. Эту тему писатель раскрывает на истории нескольких поколений семейства Форсайтов. Максим Горький писал о "Саге о Форсайтах": "Все чаще появляются книги, изображающие процесс распада "семьи, опоры государства", процесс вымирания и крушения несокрушимых Форсайтов, мастерски изображенных Джоном Голсуорси". Многое в романе "Собственник" помогает понять особенности стиля Голсуорси. Показав в этом произведении семью Форсайтов в период ее расцвета (1880-е годы), автор дал представление о целом классе, о классе, определяющем законы, по которым идет жизнь в стране. Форсайты - рантье, финансисты, члены акционерных обществ - представители эпохи империализма, времени, когда англичане, после потери Англией промышленной монополии, стали вывозить накопленные капиталы в развивающиеся страны. Они потомки буржуа времен известности Англии как "мастерской мира".

В творчестве Голсуорси, вероятно, впервые в истории английской литературы встречается такой последовательный и глубокий анализ психологии собственников, проявляющейся во всем, от взглядов на Британские колонии до тщательного отношения к меню. Писатель неоднократно подчеркивает, что форсайтизм не ограничен рамками одной семьи, Форсайтов множество. Голсуорси добивается гармоничного единства между исчерпывающе полным анализом форсайтизма как характерного явления для английского общества и образностью в выражении его сущности. Цель объединяет средства выразительности в стройную систему.

Именно посредством образности писатель показывает, какую роль Форсайты отводят деньгам и вещам. Деньги являются для них "светочем жизни, средством восприятия мира": "Если Форсайт не может рассчитывать на совершенно определенную ценность вещей, значит, компас его начинает пошаливать…" В качестве того, чем можно "обладать", Форсайты рассматривают не только вещи и деньги, и это доказывает утверждение о бесчисленных Форсайтах, ведущих дела, "касающиеся того или иного вида собственности (начиная с жен и кончая правом пользоваться водными источниками)".

В основу авторского определения форсайтизма положен, в первую очередь, критерий денежной оценки, полностью соответствующий типу мышлению Форсайтов. Этот же подход находится и в основе характеристики взаимоотношений отца и сына. Даже в этой сфере, казалось бы, чисто человеческих отношений чувствуется собственнический эгоизм. В основе любви к своим детям у Форсайтов - отношение к детям как к наследникам капиталов и имущества, например, Джемс и Сомс "смотрели друг на друга как на капитал, вложенный в солидное предприятие, каждый из них заботился о благосостоянии другого и испытывал удовольствие от его общества".

В отношениях между братьями критерий денежной оценки играет так же важную роль, однако тут он связан с законом конкуренции, которая господствует как внутри семьи Форсайтов, так и в целом в буржуазном обществе. Каждый из братьев опасается, что кто-то из остальных "стоит" больше, чем он сам. Людей, которые приобщаются к семье Форсайтов, тоже оценивают по этому критерию: список свадебных подарков, ценность которых зависит от положения жениха, "устанавливался всей семьей примерно так же, как устанавливается курс на бирже". Форсайты - городские жители, которым незнакома красота полей, и если они изменяют своей натуре, то вместе с ними в природу входит и глагол "обладать" и его синонимы. Природная идиллия захватывает Сомса, когда он выбирает участок для своего будущего загородного дома, однако она же его и угнетает: "Против воли что-то ширилось у него в груди. Жить здесь и видеть перед собой этот простор, показывать его знакомым, говорить о нем, владеть им! Щеки его вспыхнули. Тепло, блеск, сияние захватили Сомса так же, как четыре года назад его захватила красота Ирэн".