«Телефон-омар» — сюрреалистическая скульптура, которую создал знаменитый испанский художник (1904-1989) в 1936 году. Необычная скульптура была создана совместно с другим художником-сюрреалистом Эдуардом Джеймсом. Входит в цикл работ художника под названием «Паранойя и война».

В настоящее время скульптура находится в Галерее Тейт, Ливерпуль. Представляет собой совмещённые разноплановые вещи, которые связаны общей идеей. В нижней части обычный телефон чёрного цвета. В верхней части — муляж омара, который создан из гипса. Смысл такого совмещения, который кажется поначалу совершенно бердовым, заключается в том, что Сальвадор Дали такой акцией решил выразить свой протест всеобщему поклонению технике. Скульптура имеет примерно такой подтекст:

Люди отделились от природы и теперь отделяются друг от друга. С приходом телефонов людям даже не нужно встречаться друг с другом, чтобы пообщаться. Теперь живое общение заменяют провода и аудиокоммуникации. Несмотря на то, что с приходом телефонов люди могут общаться даже на больших расстояниях, именно телефоны и отдаляют людей друг от друга. Совмещение телефона и омара здесь может принимать самые разные формы и значения. Всё зависит от размышлений самого зрителя. Это может быть и намёк на необходимость быть ближе к природе. Также Сальвадор Дали выразил в этом некую одноплановость двух вещей: телефон, как продукт индустриализации человека, и омар, как популярный продукт потребления. Кроме того, омар является афродизиаком и в данной скульптуре является символом сексуального желания. О том, что под омаром кроется некий сексуальный подтекст может говорить иллюстрация Сальвадора Дали, которая была создана годом ранее и называлась «Телефон-афродизиак» (Aphrodisiac Telephone), где также вместо ручки телефона находился омар.

Сам Сальвадор Дали говорил: «Не понимаю, почему, когда я заказываю в ресторане жареного лангуста, мне никогда не подают отварной телефон; а еще не понимаю, почему шампанское всегда пьют охлажденным, а вот некоторые телефонные трубки, которые обычно бывают такими отвратительно теплыми и неприятно липкими в прикосновении, никогда не подают в тех же серебряных ведерках и не обкладывают колотым льдом».

Впервые произведение было представлено на первой Лондонской выставке сюрреалистического искусства в 1936 году. Дали, который представлял свои работы, выступил с лекцией в водолазном костюме.

Всего существует пять экземпляров скульптуры «Телефон-омар». Первый выставлен в Галерее Тейт в Ливерпуле, второй — на выставке «Вселенная Дали» в Лондоне, третий — в Музее электросвязи во Франкфурте-на-Майне, четвёртый — в Национальной галерее Австралии, а пятый экземпляр принадлежит фонду Эдуарда Джеймса.

Рассказывая о Каталонии, хочется открыть ее для вас по-новому, и описать в первую очередь достопримечательности, которым на различных сайтах и в блогах уделено меньше всего внимания. Однако не поделится своими впечатлениями от посещения некоторых из широко известных мест я все же не могу.

Говоря о Каталонии в ассоциативном ряду в первую очередь всплывают имена известных художников, а из художников в первую очередь конечно эксцентричный Сальвадор Дали. Нам посчастливилось побывать в Доме-музее Сальвадора Дали в Порт-Льигате, который полностью соответствует своему хозяину, но обо всем по порядку.


Порт-Льигат - это небольшая рыбацкая деревушка, расположенная недалеко от старинного испанского городка Кадакес. Дом Дали не узнать не возможно, его крыша украшена яйцами, а белые стены, как будто сияют на солнце. Перед домом на волнах Средиземного моря плещутся маленькие рыбацкие лодки. Вид очень умиротворяющий. Здесь великий художник жил с 1930 по 1982.


Дом состоит из нескольких рыбацких хижин, которые Дали выкупал постепенно и соединял с уже имеющимися помещениями. Все начиналось с полуразрушенной рыбацкой хижины, которая не была приспособлена для проживания. Именно эта хижина сегодня является первой комнатой, в которую вы попадаете входя в дом, еще ее называют медвежьей прихожей. Название очень говорящее, так как у входя в тесную комнатушку вас встречает чучело белого медведя. Который стоит на задних лапах с лампой, освещающей помещение, в одной лапе и несколькими нитями украшений из металла и камня на груди. За медведем красуется чучело совы и бабочки в рамке. Это не единственные чучела, которое вы встретите в этом доме. В этом же комнате стоит знаменитый диванчик в форме губ, обтянутый белой тканью с нарисованными на ней тропическими растениями.


Рядом очень скромная по размерам столовая, где расположены стулья с плетеными камышовыми сиденьями, старинная скамья с резной фигурной спинкой, стол на котором расположились два массивных кованых подсвечника, выдолбленный прямо в скале камин.

Из столовой, поднявшись несколькими ступенями выше, попадаешь в библиотеку, с большим количеством книжных полок, полностью заполненных книгами. Конечно сейчас на полках не стоит библиотека Дали, это всего лишь муляжи. Дело в том, что все книги из этой библиотеки находятся в Фигерасе, в центре изучения творчества Дали, основанном при фонде «Гала-Сальвадор Дали».

На самом верху книжных полок стоят три чучела белых лебедей с расправленными крыльями. Это создает впечатление, что, казалось бы, миролюбивые птицы, готовятся к нападению.

В ходе дальнейшего осмотра дома вам предстоит еще увидеть множество самых разных помещений, украшенных в неповторимом стиле Дали. Но одной из самых важных комнат в доме является мастерская художника. Это самая просторная и хорошо освещенная комната. В этом доме есть также отдельная комната Галы, так называемый овальный зал, где она читала и принимала посетителей. Чтобы попасть в это помещение сначала необходимо пройти через гардеробную со шкафами, на дверцах которых собраны коллажи из фотографий на которых пара появляется в компании разных звезд.


Однако, на осмотре всего дома экскурсия не заканчивается, вас ждут внутренний двор, оливковая роща, голубятня, знаменитый «Мусорный Христос» гигантских размеров, которого Дали создал из всевозможного сора и обломков, вынесенных волнами на берег бухты в Кадакесе.

А мы отправляемся дальше в еще одно место, связанное с Сальвадором Дали - мыс Кап де Креус. Это самая восточная точка материковой Испании, пиренейские горы, разделяющие Испанию и Францию, спускаются со своих заоблачных высот и уходят в Средиземное море скалистыми отростками, образуя неземные пейзажи. Эти места часто сравнивают с космическими. Постоянно дующие здесь пронзительные морские ветры делают растительность мыса крайне скудной (в основном это колючие кусты), а вулканические скалы превращают во что-то наподобие каменной губки. Именно это создает впечатление абсолютно инопланетного пейзажа. Инопланетный характер ландшафта во многом определен транмонтаной — суровым северным ветром, чьи разрушительные порывы подчас достигают 150 км в час.

Вдоль многокилометрового побережья проложены специальные пешеходные дорожки, которые петляют между выступами скал и заливами с прозрачной водой. Сам по себе маршрут достаточно сложный, порывы ветра делают его еще сложнее, потому для прогулки по этой местности нужна удобная обувь и неплохая физическая подготовка.


Мыс привлекателен не только для любителей необычных пейзажей и пеших прогулок, но и для тех, кому интересно творчество Дали. Именно эти пейзажи вдохновляли художника, Дали часто изображал на своих полотнах Кап де Креус. Например, на картине «Великий мастурбатор» можно рассмотреть силуэт скалы на мысе. Это не единственная картина, на которой Дали изобразил очертания скал Кап де Креус и чтобы вы могли их наблюдать, на дорожках расположены специальные указатели, которые подскажут куда смотреть и какое полотно художника вы должны увидеть. Но учтите, что транмонтана постоянно вносит свои коррективы в пейзаж мыса.


В самом начале материала я упоминала, что рассказывая о Каталонии, хочется открыть ее для вас по-новому, и описать в первую очередь достопримечательности, которым на различных сайтах и в блогах уделено меньше всего внимания. Ознакомится с такими местами вы сможете в июньском номере журнала Forbes Kazakhstan.


Один из самых ярких представителей сюрреализма - Сальвадор Дали был не только выдающимся живописцем и графиком, но и скульптором, создающим свои творения исключительно из воска. Его сюрреализму всегда было тесно в рамках холста, и он прибегал к трехмерному изображению сложных образов, которые потом ложились в основу его живописных работ.

Коллекционер Исидр Клот, когда-то выкупивший у художника его восковые фигуры, заказал бронзовые отливки. Вскоре коллекция из оригинальных бронзовых скульптур произвела фурор в мировом искусстве. Множество скульптур Дали впоследствии были многократно увеличены в размерах и стали украшением не только музейных залов, но и площадей многих городов мира.

Музей Сальвадора Дали в Париже

В Париже на Монмартре есть целый музей, посвященный этому гениальному испанскому художнику. Величайшие произведения искусства, созданные в прошлом веке, вызывают неподдельный интерес у публики и не могут оставить равнодушными ни одного зрителя: они пробуждают либо восторг, либо негодование.


Танец Времени I.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219414890.jpg" alt="Сюрреалистическое пианино Сальвадора Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." title="Сюрреалистическое пианино Сальвадора Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." border="0" vspace="5">


Изысканные предметы и формы вдохновляли художника на создание множества неповторимых сюрреалистических образов. В этой скульптуре деревянные ноги рояля мастер заменил танцующими изящными женскими ножками. Этим самым он оживил инструмент и превратил его в объект наслаждения одновременно музыкой и танцем. На крышке рояля мы видим сюрреалистический образ Музы, пытающейся воспарить над реальностью.

Космический слон.


К образу слона Сальвадор Дали обращался и в живописи, о чем свидетельствует полотно "Искушение святого Антония", и неоднократно в скульптуре - "Космический слон", "Ликующий слон". Эта бронзовая скульптура изображает шествующего слона на тонких длинных ножках через космическое пространство, и несущего на себе обелиск, символизирующий технический прогресс. Мощное тело на тонких ногах, по задумке автора - не что иное, как "контраст между незыблемостью Прошлого и хрупкостью Настоящего".

Сюрреалистический Ньютон


В своем творчестве великий испанец неоднократно обращался к личности Ньютона, открывшему закон всемирного тяготения, тем самым отдавая дань уважения великому физику. Во всех скульптурах Ньютона, созданных Дали, неизменной деталью является яблоко, которое и повлекло за собой великое открытие. Две больших сквозных ниши в скульптуре символизируют забвение, так как в восприятии многих людей Ньютон – это только великое имя, которое лишено души и сердца.

Человек-птица

человека полуптицей, или птицу получеловеком". Сложно определить какая часть из этих двух доминирует, ибо человек не всегда тот, кем он проявляется. Автор хочет оставить нас в сомнении - это его игра.

Видение ангела

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000dali-0015.jpg" alt="Женщина в огне. Автор: Сальвадор Дали. Фото: dolzhenkov.ru." title="Женщина в огне.

Навязчивость двух идей: пламя страсти и женское тело с потайными выдвижными ящичками, в которых хранятся тайны каждой женщины, у Сальвадора Дали ярко проявились в сюрреалистической скульптуре "Женщина в огне". Под пламенем художник подразумевал подсознательное страстное желание и пороки всех женщин - нынешних, прошлых и будущих, а выдвижные ящички символизируют сознательную секретную жизнь каждой из них.

Улитка и ангел

Сюрреалистический воин.

Сюрреалистический воин.
Сюрреалистический воин Дали символизирует все победы: реальные и метафизические, духовные и физические.

Дань Терпсихоре

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000dali-0009.jpg" alt="Космическая Венера. Автор: Сальвадор Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." title="Космическая Венера.

Эту скульптуру еще называют «красотка без головы и конечностей». В этой работе художник воспевает женщину, красота которой - временна, быстротечна и тленна. Тело Венеры разделено на две части яйцом, что создает фантастическое впечатление невесомости скульптуры. Само же яйцо выступает символом того, что внутри женщины находится целый неизведанный мир.

Лошадь под седлом времени

Образ наполнен экспрессией, вечным безостановочным движением, первородной свободой и неподвластностью человеку".

Космический носорог

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000dali-0013.jpg" alt="Святой Георгий и Дракон.Автор: Сальвадор Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." title="Святой Георгий и Дракон.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219416024.jpg" alt="Сюрреализм Сальвадора Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." title="Сюрреализм Сальвадора Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." border="0" vspace="5">


Испания. Ночная Марбелья. Скульптуры Сальвадора Дали

Десять бронзовых изваяний, созданных по восковым образцам скульптур Сальвадора Дали, расположены прямо под открытым небом на набережной Марбельи в Испании.

В статье представлены скульптуры Сальвадора Дали, их фото, история возникновения и впечатления от увиденного.

Сальвадор Дали — не только живописец и мастер пиара. Оказывается, у Сальвадора Дали есть замечательные сюрреалистические скульптуры. Пожалуй, если бы не участник моей группы в Facebook, который хорошо отозвался о выставке этих скульптур, я бы и не обратил внимание на сии творения. Честно говоря, меня никогда не привлекал сюрреализм, как стиль искусства, в чем-то, кроме живописи.

При всем моем уважении к Бретону, сюрреалистическая литература похожа на бред больного шизофазией. Да и скульптура в этом плане не блещет, хотя, например, у получилось весьма органично внедрить сюрреализм в скульптуру.

Тем не менее, Дали и здесь смог меня удивить — его работы смотрятся изящно и оригинально. В скульптурах Сальвадора Дали просматриваются те же образы, что и в его картинах. Свои творения Дали вначале просто слепил из воска, а затем испанский ценитель искусства Исидро Клот приобрел у Сальвадора эти восковые фигурки и сделал по ним отливки из бронзы. Впоследствии, скульптурки в основном, разбрелись по коллекциям и музеям, однако первая серия осталась у испанца.

Скульптуры Сальвадора Дали, фото

Отдаленно напоминает древнеегипетского бога мудрости и времени — Тота. Очень изящная и светлая скульптура. Не совсем характерный образ для Сальвадора Дали с его сумасбродным потоком подсознания. Я бы ее назвал «Ода фортепиано». :) Знаменитый слон из картин Сальвадора Дали «Искушения святого Антония» и «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».

А это образ и картины «Горящий жираф».
Мягкие часы — куда без них. Это, очевидно, неприступная Гала и влюбленный Дали.
Больше, еще больше мягких часов.
Похоже на Купидона на улитке. :)

Дали, конечно, в большей степени художник, нежели скульптор, однако, как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Остается сказать спасибо Исидро Клоту, благодаря которому эти замечательные творения увидели свет. Сам Сальвадор вряд ли бы когда-нибудь пошел бы дальше своих восковых прототипов, отчего искусство много бы потеряло. Должен сказать, что эти скульптуры понравились мне даже больше чем картины Дали. Скульптуры Сальвадора Дали лишены того шизофренического напряжения, которые присутствуют в его полотнах, они более легкие и светлые.

«Телефон-омар» — сюрреалистическая скульптура, которую создал известный испанский живописец Сальвадор Дали (1904-1989) во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Необыкновенная скульптура была создана совместно с другим живописцем-сюрреалистом Эдуардом Джеймсом.

Входит в цикл работ живописца называющиеся «война и Паранойя».

На данный момент скульптура находится в Галерее Тейт, Ливерпуль. Представляет собой совмещённые разноплановые вещи, каковые связаны неспециализированной идеей. В нижней части простой телефон тёмного цвета.

В верхней части — муляж омара, что создан из гипса. Суть для того чтобы совмещения, что думается сначала совсем бердовым, содержится в том, что Сальвадор Дали таковой акцией решил выразить собственный протест общему поклонению технике. Скульптура имеет приблизительно таковой подтекст:

Люди отделились от природы и сейчас отделяются друг от друга. С приходом телефонов людям кроме того не требуется видеться между собой, дабы пообщаться.

Сейчас живое общение заменяют провода и аудиокоммуникации. Не обращая внимания на то, что с приходом телефонов люди смогут общаться кроме того на громадных расстояниях, как раз телефоны и отдаляют людей друг от друга.

Совмещение омара и телефона тут может принимать самые значения и разные формы. Всё зависит от размышлений самого зрителя. Это возможно и намёк на необходимость быть ближе к природе.

Кроме этого Сальвадор Дали выразил в этом некую одноплановость двух вещей: телефон, как продукт индустриализации человека, и омар, как популярный продукт потребления. Помимо этого, омар есть афродизиаком и в данной скульптуре есть знаком сексуального жажды.

О том, что под омаром кроется некоторый сексуальный подтекст может сказать иллюстрация Сальвадора Дали, которая была создана годом ранее и именовалась «Телефон-афродизиак» (Aphrodisiac Telephone), где кроме этого вместо ручки телефона был омар.

Сам Сальвадор Дали сказал: «Не осознаю, из-за чего, в то время, когда я заказываю в ресторане жареного лангуста, мне ни при каких обстоятельствах не подают отварной телефон; и вдобавок не осознаю, из-за чего шампанское постоянно пьют охлажденным, а вот кое-какие телефонные трубки, каковые в большинстве случаев бывают такими отвратительно теплыми и не очень приятно липкими в прикосновении, ни при каких обстоятельствах не подают в тех же серебряных ведерках и не обкладывают колотым льдом».

В первый раз произведение было представлено на первой Английской выставке сюрреалистического мастерства во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Дали, что воображал свои работы, выступил с лекцией в костюме володаза.

Всего существует пять экземпляров скульптуры «Телефон-омар». Первый выставлен в Галерее Тейт в Ливерпуле, второй - на выставке «Вселенная Дали» в Лондоне, третий — в Музее электросвязи во Франкфурте, четвёртый — в Национальной галерее Австралии, а пятый экземпляр в собственности фонду Эдуарда Джеймса.