Из-за многочисленных завоеваний, начавшихся с VII века до нашей эры, утративший Родину еврейский народ рассеялся по миру. Многих интересует вопрос: в какой стране? В настоящее время евреи живут практически в каждом государстве. Они образуют диаспоры, активно участвуют в общественной и политической жизни. В каких странах живут евреи? В которых есть хорошее образование, стабильная политическая и экономическая ситуация, благоприятные условия для ведения бизнеса.

Виды еврейских диаспор

Еврейские диаспоры разделяются на 2 группы:

  • сефардская;
  • ашкеназская.

Сефарды отличаются от ашкеназов серьезным отношением к еврейским традициям и малым количеством смешанных браков. Ашкеназы подразделяются на несколько подгрупп:

  • ортодоксальные (крепкие многодетные еврейские семьи, соблюдение традиций);
  • консервативные (строго соблюдающие свою численность и чистоту крови);
  • светские (смешанные семьи с малым количеством детей).

В каких странах живут евреи? Больше всего евреев живет в Израиле, а самые большие еврейские диаспоры находятся в США и во Франции. Менее многочисленные функционируют в Германии, России, Польше.

Как называется страна, где живут евреи

Израиль - еврейское государство, основанное в 1948 году. Сейчас в нем проживает 7 миллионов жителей, 5,6 миллионов из них - евреи. Они говорят на иврите и исповедуют иудаизм. В последнее время немалое количество евреев уехало из Израиля из-за политических и экономических проблем государства.

США

Соединенные Штаты Америки - страна, в которой живут евреи. Они одни из самых богатых ее жителей.

Еще на момент провозглашения независимости США в 1776 году в стране проживало всего несколько тысяч евреев. Это были сефарды, которых изгнали из испанских колоний в Южной Америке.

Когда и Австрии потерпела крах, в Соединенные штаты Америки из Центральной Европы переселилось немногим менее 200 тысяч евреев.

В 1870 году евреи - жители Эльзаса, не пожелали подчиняться кайзеру, когда по итогам франко-прусской войны Германия присоединила себе эту территорию. Евреи расселились по всему континенту, занимаясь в основном бизнесом, в чем весьма преуспели.

Но самое большое количество евреев переехало в США в период с 1882 по 1942 год из России. Причиной послужили кровавые погромы, которые устраивали евреям во времена правления Александра III. Также четверть еврейского населения, проживающего в Австро-Венгрии и Румынии, уехали в Америку. Так, еврейская диаспора в США пополнилась двумя миллионами человек. В каких странах живут евреи? В которых чувствуют себя в безопасности.

После окончания Первой мировой войны США были страной с самым большим количеством еврейского населения. В 1924 году власти страны приняли законы, которые ограничивали иммиграцию евреев. Поэтому им пришлось ехать в Канаду, страны Латинской Америки и Палестину.

На сегодняшний день в Соединенных Штатах Америки проживает более пяти миллионов евреев, что составляет около 2 % американского населения. Большинство из них обосновались в крупных городах, таких как Чикаго, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и им подобных. Примечательно, что евреи являются наиболее богатой диаспорой в США. Это подтверждает журнал Forbes, составляющий рейтинг самых богатых людей Соединенных Штатов: 100 богачей из 400 - евреи. Представители еврейской диаспоры есть и в Белом доме, и в Конгрессе, и в Голливуде.

Наиболее известные американские евреи:

Евреи в Голливуде

Немалое количество известных голливудских звезд родилось в еврейских семьях. Это Натали Портман, Скарлетт Йохансон, Дэниэл Рэдклифф, Джозеф Гордон-Левитт, Мила Кунис, Харрисон Форд, Адам Сэндлер. Кроме того, Бен Стиллер, Джона Хилл, Дженнифер Конелли, Дастин Ли Хоффман, Эдриен Броуди, Кейт Хадсон, Джек Блэк, Логан Лерман, Дианна Агрон и многие другие также имеют еврейские корни.

Причина успеха американских евреев

Одной из самых главных причин успеха евреев в Америке является образование, которое евреи не замедлили получить по приезду. Образованные, имеющие опыт ведения бизнеса, они продолжили заниматься делами и на просторах американской земли. На должности в государственных учреждениях евреев, за редким исключением, не брали. Поэтому они создавали собственные компании и инвестиционные банки, активно занялись кинематографом (не только актеры, но и большинство первых голливудских продюсеров были евреями).

Франция

В какой стране жили евреи и имели возможность получать образование? Евреи поселились во Франции еще в период раннего Средневековья. Эта страна была центром еврейского образования. Евреи во Франции пережили множество изгнаний и преследований, пока во времена Великой Французской революции не были освобождены, хотя антисемитизм сохранился еще на долгое время.

Во время Второй мировой войны большинству французских евреев удалось спастись от Холокоста.

В настоящее время в Франции находится самая большая в Европе еврейская диаспора, насчитывающая 600 тысяч человек. Многие евреи в этой стране - сефарды, но есть и ашкеназы (светские). В каких странах живут евреи? В которых есть большие, комфортные для проживания и ведения бизнеса города. Большая половина евреев живет в Париже, остальные обосновались в Марселе, Ницце, Лионе и других французских городах.

С 2010 года во Франции обострились антисемитские настроения, участились нападения на евреев, поэтому они начали покидать эту страну.

Главный раввин Израиля сказал: «Мы должны срочно изменить закон о возвращении. Так, чтобы под него попадали только те, кто является евреем по Галахе. Израиль, конечно может решить, что он - государство-нянька для стран третьего мира, но пока такое решение не принято, мы должны прекратить привозить сюда неевреев. Нет никакой логики в том, чтобы создавать себе проблему, а потом изо всех сил пытаться ее решить, как это сейчас происходит с законом о гиюре. Я знаю случай, когда из-за одного деда - еврея, который вообще похоронен в Москве, благодаря Закону о возвращении, сюда приехало 78 человек - его дети и внуки. Они получили корзину абсорбции, все права, полагающиеся репатриантам, и привезли с собой нееврев и даже смешанные семьи. Как сказал Рамбам - «Прежде всего бедняки моего города». Я считаю, что сначала нужно позаботиться о евреях и тех неевреях, которые уже здесь находятся. Иначе можно будет спросить: а почему собственно только третье поколение, почему не четвертое?»

Таким образом рав Давид Лау отреагировал на опубликованную на сайте информацию о том, что, как выяснилось, в мире существует 23 миллиона человек, попадающих под Закон о возвращении, и только 14 миллионов из них - евреи по Галахе. То есть, 9 миллионов человек, не являющимися евреями с точки зрения ультра-ортодоксального иудаизма, теоретически имеют право стать гражданами Израиля, и это то, что так испу

гало уважаемого главного раввина. Эти статистические данные обнародовал в своем докладе профессор Дела Пергула в ходе своего выступления на конференции «Геры, возвращенцы и присоединившиеся: пополнение еврейского народа».

Нет сомнений, что высказывание Давида Лау отвратительно. По сути, он говорит всем тем 400 тысячам репатриантов из стран СНГ, которые не считаются евреями по галахе, что, с его точки зрения, страна не принадлежит им. И это главный раввин Израиля, человек, от которого во многом зависит жизнь всех граждан страны - все вопросы, касающиеся браков, похорон и т.д.

Проблема в том, что несмотря на всю боль и унижение, которые его слова могут причинить нам, русскоязычным репатриантам, это честнее, чем то, что делает израильское правительство. Вот уже 25 лет, как в соответствии с Законом о возвращении сюда приезжают репатрианты из стран СНГ, которые думают, что они здесь желанны, которых приглашал сюда Сохнут и другие еврейские организации. Но приехав в Израиль, через какое-то время, многие из них обнаруживают, что они не имеют право здесь жениться, и что если, не дай Бог, кто-то из них погибнет в бою, защищая эту страну, его похоронят не рядом с товарищами, а за забором. То же самое, кстати, касается молодых американцев - ортодоксов и реформистов, многие из которых здесь также не считаются евреями по галахе. На самом деле, среди западных стран, Израиль - единственное государство, где они, евреи-реформисты, не могут жениться по своим правилам и традициям.

Вот уже 25 лет, как израильские правительства обманывают нас, и мы расплачиваемся за этот обман. Давид Лау просто озвучил, то что происходит здесь в действительности - раввинат нас здесь видеть не желает. Мы ведь и так постоянно чувствуем это на себе. Это знают все репатрианты алии 90-ых, которым довелось жениться в Израиле. Потому что даже те, кто является евреем по галахе, должны для этого пройти серию издевательств, предназначенных исключительно для приехавших из стран СНГ. Мы это чувствуем, когда в процессе «подтверждения еврейства» сталкиваемся с тотальным непониманием нашей культуры и традиций. Это чувствуется по заносчивости и агрессивности раввинов, которые могут потребовать доставить к ним престарелую больную бабушку только для того, чтобы она произнесла специально для них несколько слов на идише. Или добиваться от вас имени кошерного мясника, услугами которого вы пользовались на Украине и требовать привезти оттуда справки стоимостью в несколько сот долларов.

Но настоящий абсурд в том, что когда ортодоксального раввина заставляют делать послабления при гиюре и заставляют нас проходить гиюр именно у него, это оскорбляет и его тоже. Иудаизм нельзя насадить насильно. Более того, иудаизм в течение многих тысяч лет избегал миссионерства и старался всячески затруднить процесс прохождения гиюра. Сегодня правительство оказывает давление на представителей религии, чтобы те не только облегчили гиюр, но и заставили нас его пройти чуть ли не насильно. Иначе вы ведь не сможете пожениться. В последнее время, правительственные учреждения даже начали специальную миссионерскую кампанию, направленную исключительно на женщин. Там им обещают легкий гиюр, который не потребует от них менять привычный образ жизни. Но это обещание - наглый обман, за последствия которого придется отвечать ортодоксальному раввину, перед всеми теми женщинами, которые обратятся к нему после этой широкой кампании.

То есть правительство отдает вопрос еврейства на откуп ортодоксальным раввинам, а потом требует от них делать послабления. «Если ты нам заплатишь - мы тебя защитим». «Защитите от чего?» «От нас». - вам это ничего напоминает? По таким законам испокон веков работает мафия и рэкет.

Можно, конечно, тихо злиться на слова Давида Лау, но можно и потребовать от тех, кого мы избрали своими лидерами, от тех, кто сидит сегодня в Кнессете и несет ответственность за страну, найти реальное демократическое решение проблемы. Возможно, некоторые израильтяне искренне согласны с равом Лау, но точно не все. И государство не имеет права ни навязывать его всем нам, ни заставлять его изменять своим принципам и убеждениям.

Единственное верное решение в такой ситуации, это допустить альтернативу. Чтобы те, кто хочет этого, проходили ортодоксальный гиюр, кто хочет - реформистский или консервативный, а уж кто не хочет - не проходил его вообще, или проходил тогда, когда созреет для этого, а не в срочном порядке, ради женитьбы. И пусть пока что он будет иметь возможность зарегистрировать брак в министерстве внутренних дел. Только так мы сможем избежать унижения и сохранить уважение к иудаизму и к самим себе.

И не стоит опасаться того, что свобода выбора приведет к ассимиляции. В США, где о религиозном диктате нет и речи и каждый может зарегистрировать свой брак просто в муниципалитете, население сегодня, в среднем, более религиозное, чем в Израиле. Потому что уважение к религии и к традициям нельзя навязать директивой сверху, это прививается воспитанием, семьей, это должно идти изнутри - и никак иначе.

Сколько в мире евреев?

Каждый 514-й в мире - еврей

Согласно исследованию, осуществленному демографами из Еврейского университета в Иерусалиме, численность мирового еврейского населения в минувшем году достигла 13,75 млн человек. 43 процента от этого числа живут в Израиле.

При этом численность мирового еврейства за минувший год возросла на 88 тыс. человек. Исходя из данных, полученных учеными, получается, что евреем является каждый 514-й человек на планете, то есть евреи составляют 0,2 процента всей глобальной популяции.

Страной с наиболее многочисленным еврейским населением в мире является Израиль, где проживает 43 процента мирового еврейства. Месяц назад, накануне Рош а-Шана, Центральное статистическое бюро Израиля сообщило, что общее население Израиля составляет почти 8 млн человек. Уроженцами страны являются 73 процента от этого числа.

В Израиле проживают 5 978 600 евреев, что составляет 75 процентов от всего населения государства.

За предыдущий иудейский год население Израиля возросло на 96 тыс. человек, преимущественно благодаря естественному приросту. За означенный период в страну въехало 16 892 репатрианта - больше всего из России (3678), Эфиопии (2666), США (2363), Украины (2051) и Франции (1775).

Около 40 процентов израильтян проживают в тель-авивской агломерации, являющейся наиболее густонаселенным и урбанизированным регионом страны. 17% проживают на севере страны, 14% - на юге. В Иерусалиме и Хайфе в совокупности проживают 12% населения страны, в Иудее и Самарии - 4%.

Крупнейшая еврейская община диаспоры проживает в США - около 5,3 млн. Ряд демографов считают, что численность «расширенного еврейского населения» США значительно выше и доходит до 6,5-7 млн (превосходя таким образом Израиль). Далее в порядке убывания численности евреев следуют Франция (600 тыс.), Канада (390), Великобритания (350), Аргентина (280), Россия (228), Австралия (120), Германия (118), Бразилия, Украина и ЮАР (около 100 тыс. в каждом государстве).

В диаспоре еврейское население не распределено, как правило, равномерно по территории страны, а сосредоточено в крупнейших мегаполисах. Около 2 млн евреев проживают в нью-йоркской агломерации (то есть больше чем в какой-либо стране мира, за исключением США и Израиля). Крупнейшими центрами концентрации еврейского населения (более 100 тыс. в каждом) являются также Лос-Анджелес, Майами (вместе с другими городами Южной Флориды), Париж, Филадельфия, Чикаго, Буэнос-Айрес, Бостон, Сан-Франциско, Лондон, Торонто, Вашингтон, Балтимор, Монреаль и Москва.

Любопытно, что за пределами Израиля есть два города, большинство населения которых составляют евреи. Это пригороды Монреаля (Канада) Хемпстед и Кот-Сен-Люк. Правда, население каждого из этих городов не превышает 20 тыс. человек.

В России, по данным переписи 2010 года, оказалось 157 тыс. евреев. По мнению демографов, численность еврейского населения несколько выше и составляет около 230 тыс. человек. Около 55 процентов еврейского населения России сосредоточено в четырех регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.

Палестинцы проигрывают в демографической войне

72% палестинок в возрасте 15-49 лет стараются избежать беременности. То же самое можно сказать о 78% женщин Марокко, 71% в Иордании, 69% в Египте и Ливии, 68% в Сирии, 63% в Ираке и 61% в Йемене.

Статья опирается на исследование доктора Николаса Эберштадта, лидирующего демографа American Enterprise Institute. Исследование было опубликовано в июне этого года.

Эберштадт пишет: "По всему мусульманскому миру уровень рождаемости драматически падает. По данным ООН все 48 государств с мусульманским большинством населения переживают спад рождаемости на протяжении последних трех десятилетий. Снижение рождаемости в странах ислама – больше, чем в среднем во всем мире. Шесть из восьми самых крупных снижений рождаемости в послевоенную эпоху зафиксированы в мусульманских странах, четыре из них – в арабском мире. Никакой другой регион в мире – ни быстро растущая Юго-Восточная Азия, ни стремительно модернизирующаяся Восточная Азия и близко не подошли к подобной ситуации. Это - достойное пристального внимания снижение рождаемости в мусульманском мире. Оно является одним из самых важных демографических трендов современности".

Подробно текущий демографический тренд в странах ислама и его катастрофические последствия был описан в работе американского аналитика Дэвида Голдмена " Почему умирают цивилизации (и ислам тоже)" о которой можно прочитать в статье - "Как умирают цивилизации: Почему исламское чрево перестало рожать" .

В то время как уровень рождаемости среди евреев в Израиле в 2012 составил 3 ребенка на женщину и продолжает расти, во всех ближневосточных странах, за исключением Йемена, Ирака и Иордании он ниже 3 и продолжает снижаться. Уровень рождаемости в Иране 1,8 (хуже, чем во многих странах Европы), в Саудовской Аравии и государствах Залива – 2,5, в Египте и Сирии - 2,9. Уровень рождаемости среди израильских арабов – меньше трех детей на женщину и продолжает снижаться. В 2012 доля еврейской рождаемости в Израиле составила 77%, по сравнению с 69% в 1969. В то время, как уровень рождаемости среди религиозных евреев несколько снизился, рождаемость среди светских евреев продолжает расти.

В этих условиях Палестинская автономия идет на любые трюки чтобы завысить количество своих субъектов в Иудее и Самарии. По данным израильского аналитика Йорама Эттингера, количество палестинских арабов на территориях завышено на миллион человек. Палестинская автономия, вопреки международным стандартам, учитывает в качестве резидентов 400 тысяч палестинцев, постоянно проживающих за границей. 300 тысяч арабов Восточного Иерусалима учтены дважды – и в регистрах Израиля, и в регистрах Палестинской автономии. Автономия намеренно занижает данные о смертности и завышает данные о рождаемости, игнорирует эмиграцию и т.п.

Нынешнее еврейское большинство на территории Израиля и Западного Берега -66% от всех жителей при сохранении нынешнего демографического тренда превратится в абсолютное большинство – более 80% к 2035 году.

Вчера, 00:38

Евреев отметили на карте США

Американский демографический сайт PopulationMapping.com опубликовал подробные карты, позволяющие узнать много нового о географии расселения евреев США. Карты эти составлены географом Джошуа Коменецом для Банка данных евреев Северной Америки Института Мэндела Л. Бермана. На картах можно увидеть, что американские евреи расселены по территории страны весьма неравномерно. А что могут эти карты рассказать нам о будущем американских евреев?

Подобные исследования проводились и раньше, но предоставляли более ограниченную информацию. Перепись, проводимая Статистическим бюро населения США, фиксировала количество людей, владеющих ивритом или идишем, а также родившихся в Израиле, но не конфессиональную принадлежность. Появлявшиеся ранее карты базировались на источниках, содержавших информацию более общего характера, таких как издание American Jewish Year Book. Коменец же, используя такие источники, как бюллетени Статистического бюро населения и Банка данных евреев Северной Америки, а также проведя собственные исследования, смог рассказать о численности и географии расселения американских евреев значительно больше.

В целом картина проживания евреев в США оказалась знакомой и отражающей общеизвестную историю их миграций. Наиболее многочисленное еврейское население сконцентрировано на восточном и западном побережьях - от Вашингтона до Бостона и от Сан-Диего до Сан-Франциско. Немало евреев проживает также в старых индустриальных центрах - Питтсбурге, Кливленде, Детройте, Чикаго, Сент-Луисе и Миннеаполисе. В последнее время, следуя за солнцем и новыми перспективами, многие евреи переместились в города Юга и Дальнего Запада - в Атланту, Денвер, Финикс, Даллас, Хьюстон и, конечно, во Флориду. В 22 городских округах США проживает более 40 тысяч евреев в каждом; в 13 - более 100 тысяч.

Полученные данные выглядят гораздо интереснее, если анализировать их с исторической точки зрения. В 1960 году American Jewish Year Book сообщил, что в США насчитывается 5,37 млн евреев. По данным Коменеца, в настоящее время эта цифра выросла до 6,74 млн. При этом доля евреев в населении США, выросшем за эти годы со 179 до 310 млн, несколько сократилась.

Заметно изменилась и география расселения еврейского населения. В 1960 году во всем штате Флорида проживало 110 тыс. евреев. Сейчас такое их количество насчитывается в одном только округе Майами-Дейд. А что случилось с 22 тысячами евреев, проживавшими в Канзас-Сити (Миссури) в 1960 году? Теперь в этом городе насчитывается всего около 5 тыс. евреев. А 150 евреев Армора, Оклахома, проживавших там в 1960 году? В 1890 году здесь была открыта первая в штате синагога. Сейчас во всем округе проживает два еврея, а синагога закрылась в 2004 году.

Карты Коменеца и собранные им данные позволяют нам прикоснуться к судьбам огромного числа людей, решивших приехать, остаться, или двигаться дальше. Почему, перемещаясь по стране, евреи сосредотачиваются в одних местах, а в других их почти не остается?

История может дать ответ, почему евреи живут по всему штату Нью-Йорк, от Бруклина (561 тыс. человек) до округа Аллегейни (9 человек). А какой жизнью живут 100 евреев округа Ливингстон, штат Нью-Йорк или 50 евреев округа Стюарт, штат Теннеси? Что они привносят в жизнь окружающих как евреи и просто как люди? И как отражается на жизни округов Команчи, Техас, и Робертс, Южная Дакота, тот факт, что там нет ни одного еврея? Эти вопросы помогают сквозь сухую статистику увидеть судьбы людей.

Новые карты могут оказаться полезными не только для удовлетворения любопытства. Из них мы можем узнать, что американские евреи живут не только на побережьях и в крупных городах.

География расселения определяет судьбу общины. Существует вопрос «критической массы». Еврейскую культуру вне контакта с относительно многочисленным сообществом трудно сохранять и поддерживать даже самым преданным семьям. Для этого требуется инфраструктура - школы, синагоги и магазины кошерных продуктов. Конечно, кошерную еду можно заказать в Интернете, современный миньян тоже зачастую собирается онлайн. Но смогут ли отдельные люди или небольшие общины поддерживать еврейскую культуру в течение долгого времени? Вся история американских евреев дает отрицательный ответ на этот вопрос.

Важен и вопрос о взаимоотношениях между евреями и американским обществом в целом. Тот факт, что большинство евреев сосредоточено в паре десятков крупных городов, означает, что очень многие простые американцы никогда в реальной жизни с евреями не сталкивались. Судя по всему, концентрация еврейского населения в крупнейших городах только усилится. А высокой урбанизации всегда сопутствует ассимиляция.

Нет гарантированных формул, которые позволили бы увеличить или хотя бы сохранить на неизменном уровне численность еврейского населения США. Это возможно только в том случае, если сами евреи, вне зависимости от региона своего проживания, поставят еврейские ценности во главу угла.

Материал подготовил Дмитрий Ерусалимский

ДЕМОГРАФИЯ. ЧИСЛЕННОСТЬ И ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ МИРОВОГО ЕВРЕЙСТВА

Движение еврейского населения с древности до наших дней

О переписях, вернее о подсчетах еврейского населения в древности, впервые упоминает Библия , приписывая их Моисею (Чис. 1:2–46; 26:2–51, 62) и Давиду (II Сам. 24:2–9; I Хр. 21:2–5). Вероятность таких подсчетов не исключена, но данные об их результатах сомнительны. Хорошо известное число - 600 тыс. взрослых израильтян, сосчитанных Моисеем перед переходом через реку Иордан (точнее 601 730 мужчин от 20 лет и выше, кроме левитов /см. Леви / и 23 тыс. левитов мужского пола, включая и несовершеннолетних; Чис. 26:51, 62), библейская критика считает маловероятным.

Более правдоподобны итоги переписи времен царя Давида, хотя и они имеют две противоречивые версии: в II Сам. (24:9) говорится, что «израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а иудеян пятьсот тысяч», в то время как согласно I Хр. (21:5) «было всех израильтян тысяча тысяч и сто тысяч мужей, обнажающих меч, и иудеев - четыреста семьдесят тысяч, обнажающих меч» (не считая колен Леви и Биньямина ; там же 21:6).

Согласно обоим источникам получается более чем пять млн населения, что представляется возможным, если предположить, что переписью было охвачено все население царства Давида, то есть и покоренные народы; в таком случае израильтяне составляли, несомненно, лишь меньшую часть учтенного населения. Противоречивы сведения Библии и о числе лиц, угнанных Навуходоносором из Иудеи в 597 г. и 586 г. до н. э. (II Ц. 24:14–16; Иер. 52:28–30).

На основании этих и ряда других разрозненных данных можно, опираясь на некоторые демографические соображения, предложить такую оценочную таблицу.

Резкий демографический спад в период от царствования Давида до пленения вавилонского может быть объяснен общим ухудшением политического и экономического положения обоих царств, а особенно ассирийским нашествием в 733–701 гг. до н. э. (см. Пленение ассирийское).

К 1825 г. общая численность евреев мира составляла приблизительно 3,28 млн, из которых 2,73 млн (то есть более 80%) проживало в Европе. Размещение еврейского населения на земном шаре стало заметно изменяться в последней четверти 19 в. В то время как абсолютное число евреев в Европе возросло с 6,8 млн в 1880 г. до 9,1 млн в 1914 г., их доля в мировом еврействе за эти же годы уменьшилась (главным образом в результате массовой эмиграции) с 88% до приблизительно 67%.

В странах Восточной Европы, Балканского полуострова, Средиземноморья и др. с высокой плотностью населения положение начало заметно изменяться к худшему в результате Первой мировой войны и последовавших за ней событий. Белоруссия, Украина, Польша, Галиция, Литва, Румыния, а также некоторые части Греции, Эрец-Исраэль и другие районы с высокой концентрацией еврейских масс стали ареной военных действий.

Потери евреев, сражавшихся в различных армиях, изгнания из прифронтовой полосы, голод и разруха, сопровождавшие военные действия, и последовавший за ними период гражданской войны в советских республиках и, главным образом, еврейские погромы на Украине нанесли большой урон еврейскому народу. Однако некоторое время потери все еще покрывались продолжавшимся естественным приростом.

В течение 25 лет, предшествовавших началу Второй мировой войны (1914–39), еврейское население земного шара увеличилось приблизительно с 13,5 млн до 16,7 млн. Относительная доля европейских евреев в мировом еврействе уменьшилась к 1939 г. до 57% за счет продолжавшейся эмиграции, а также в результате уменьшения рождаемости. Доля евреев американского материка в мировом еврействе возросла с приблизительно 1/5 в 1914 г. до несколько менее 1/3 в 1939 г. Увеличилась относительная доля евреев Северной Африки и особенно Азии, главным образом благодаря репатриации в Страну Израиля и иммиграции в Египет и азиатскую часть СССР, а также в результате увеличения естественного прироста местного еврейского населения.

Демографические перемены, происшедшие в рассматриваемый период, суммированы в таблице 3.

Данные таблицы 3, взятые, в основном, из трудов Я. Лещинского , нельзя считать точными. Тем не менее, они выявляют общую тенденцию движения еврейского населения в 19 в. и 20 в. вплоть до Катастрофы европейского еврейства. Наиболее значительным явлением был, конечно, рост еврейского населения в западном полушарии. В течение всего 24 лет (1890–1914) около 2,5 млн евреев Восточной Европы эмигрировали за океан, главным образом в США. Происходили также крупные миграционные передвижения евреев внутри Европы. Многие евреи России и даже Галиции переселились в конце 18 в. и начале 19 в. на недавно аннексированную царским правительством территорию на юге, в Новороссию. В 1830-х гг. говорилось также о «еврейском открытии Волыни», которое привело многих еврейских переселенцев из Литвы и Белоруссии в эту область.

Большое число русских евреев осело в годы перед Первой мировой войной в русской Польше. После ликвидации черты оседлости в 1917 г. последовал великий исход евреев из ее пределов вглубь России, особенно в обе ее столицы - Москву и Ленинград, а в годы первых пятилеток - также во вновь созданные промышленные центры (например, Магнитогорск на Урале). Небольшая миграция евреев на Дальний Восток, в Биробиджан , имела скорее идеологическое, чем количественное значение. В Австро-Венгрии перед Первой мировой войной происходила постоянная миграция евреев из Галиции в другие части империи (в особенности в соседние Буковину и Словакию) и в обе столицы - Вену и Будапешт.

1940-е гг. начались Катастрофой европейского еврейства и окончились созданием Государства Израиль, - событиями, коренным образом изменившими демографическую структуру еврейского народа.

В результате Катастрофы общее число евреев уменьшилось более чем на одну треть (с приблизительно 16,7 млн в 1939 г. до немногим более 11 млн человек в 1948 г.). Две трети еврейского населения Европы погибло от рук нацистов; рождаемость среди евреев на оккупированных территориях резко понизилась, а смертность новорожденных чрезвычайно повысилась. Десятки тысяч евреев погибли, сражаясь в составе армий антигитлеровской коалиции, умерли от голода и болезней в период эвакуации в глубинные районы Советского Союза. Вследствие этого, а также послевоенных миграций, в 1948 г., накануне создания Государства Израиль, в Европе проживало всего лишь около 1/3 всех евреев. Доля американского еврейства возросла в еврейском населении мира с 1/3 в 1939 г. до 1/2 в 1948 г., а доля азиатского еврейства - с 6,3% до 8,2%.

Таблица 3. Численность и географическое размещение мирового еврейства в период 1820–1939 гг. (в тыс. человек)
Страна 1820–25 гг. 1900 г. 1939 г.
население население население
евр. общее евр. общее евр. общее
Европа - всего,
в том числе:
2730 190 000 8690 423 000 9480 512 849
Австрия 182
1938 г.
6760
Австро-Венгрия (до 1918 г.) 568 26 000 2069 44 400
Бельгия 2 3500 20 6693 100
1940 г.
8092
Болгария 34 3366 48
1934 г.
6073
Великобритания
и Северная Ирландия
20 21 130 200 41 457 300
1931 г.
46 190
Венгрия 725 1
1941 г.
8688
Германия 223 26 624 587 56 367 214 2
65 988
Греция 10 2434 77
6205
Италия 25 19 000 35 32 449 48
1936 г.
42 528
Латвия 95
1935 г.
1951
Литва 155
1923 г.
2029
Нидерланды 45 2460 104 5179 112
1930 г.
7936
Польша 3250
32 183
Россия (включая Королевство Польское) 1600 46 000 5190
1897 г.
126 368
Румыния 80 3335 267 5956 850 3
18 053
3020 4
132 519 4
300 16 134 80
1935 г.
16 201
Франция (включая Эльзас и Лотарингию) 50 30 000 115 38 961 260
1936 г.
41 906
Чехо-
словакия
357
1930 г.
14 730
Швейцария 2 2190
1837 г.
12 3315 18
1930 г.
4066
Эстония 5
1934 г.
1126
Югославия 71
13 934
10 1175 144 000 5537 261 985
Аргентина 30 4900 275
1935 г.
12 958
Бразилия 2 17 300 35
1930 г.
40 273
Канада 16 4833 156
1931 г.
10 377
Мексика 1 13 600 9
1931 г.
16 523
США 8 5308 1000 75 995 4975
1940 г.
131 669
Уругвай 1 840 12
1931 г.
1903
300 420 857 000 1047 1 094 524
Индия 18 232 000 24
1931 г.
352 838
Ирак 91
1935 г.
3560
Иран 35 9000 50
1935 г.
15 000
Йемен и Аравийский полуостров 30 7000 50
1935 г.
1000
Китай 2 402 680 10
457 835
Эрец-Исраэль 45 78 650 475
1467
Сирия и Ливан 26
1935 г.
3630
Япония 2
72 876
240 300 120 000 628 157 650
Алжир 51 4729 118
1940 г.
7235
Египет 31 9734 70
1937 г.
15 905
Марокко 104
1904 г.
5000 162
1936 г.
7096
Тунис 62 1500 60
1936 г.
2608
Эфиопия 50 5000 51
1935 г.
10 000
Южно-Африканский Союз 40 1100 91
1936 г.
9590
Австралия и Океания -
всего, в том числе:
1 17 4730 33
Австралия 15 3036 24
1933 г.
6630
Новая Зеландия 2 773 3
1936 г.
1574
ВСЕГО 3281 1171000 10602 1608000 16724 2296000
1 Согласно переписи на основе критериев «Второго еврейского закона» (см. Венгрия). В 1930 г. Венгрия насчитывала 445 тыс. евреев.
2 По критериям нюрнбергских законов в том же году - 234 тыс. В мае 1933 г. - 503 тыс. евреев.
3 Включая территории, присоединенные к Румынии после 1918 г.
4 После присоединения к СССР в 1939–40 гг. Бессарабии, Буковины, Восточной Польши, Латвии, Эстонии и Литвы - соответственно: 5100 тыс.; 195 000 тыс.
5 Без СССР и Турции

Рост и размещение мирового еврейства в 1948–80 гг. показаны в таблице 4. Она основывается на единственных в настоящее время годичных сводах по еврейской демографии, публикуемых в Американском еврейском ежегоднике, хотя многие демографы считают эти данные завышенными. Так, объективные подсчеты сотрудников Института современного еврейства Еврейского университета в Иерусалиме (Узиэль Шмельц, 1918–1995, и другие) показывают, что с 1950-х гг. данные этого ежегодника систематически преувеличивали число евреев в крупных центрах их концентрации (прежде всего в Советском Союзе). В целом по итогам подсчетов института, в 1975 г. в мире было почти на 2 млн евреев меньше, чем указано в упомянутом ежегоднике за данный год.

Таблица 4. Численность и географическое размещение мирового еврейства в период 1948–1980 гг., тыс. человек
Страна 1948 г. 1967 г. 1979–80 гг. 1
население население население
евр. общее евр. общее евр. общее
Европа - всего, в том числе: 3781 590 000 3688 717 000 4102 787 865
Австрия 31 6945 12 7233 13 7500
Бельгия 45 8289 40 9581 41 9842
Болгария 45 7048 7 8310 7 8805
Велико-
британия
345 49 478 410 55 068 410 56 000
Венгрия 174 9333 80 10 217 80 10 710
Германия (Западная, Восточная и Берлин) 153 2 41 000 30 73 700 38 78 154
Греция 8 7450 6 8716 6 9400
Дания 6 4146 6 4839 7,5 5112
Ирландия 4 2972 5 2899 2 3365
Испания 3 27 503 7 32 140 12 36 900
Италия 153 2 45 486 35 52 354 41 56 900
Нидерланды 28 9636 30 12 743 30 14 091
Польша 88 23 930 21 32 207 6 35 400
Румыния 380 16 472 100 19 285 45 22 135
СССР (включая азиатскую часть) 2000 178 500
1949 г.
2157 3 235 500 2630 4 262 436
Турция (включая азиатскую часть) 80 21 274 39 29 920 24 43 100
Франция 235 41 000 535 49 866 650 53 370
Чехо-
словакия
42 12 170 15 14 305 12 15 282
Швейцария 35 4543 20 6071 21 6300
Швеция 16 6803 13 7908 17 8304
Югославия 10 14 800 7 20 186 5,5 22 299
Америка - всего, в том числе: 5778 330 000 6952 479 000 6840 595 865
Аргентина 270
1947 г.
16 108 500(?) 23 607 300 26 700
Бразилия 70
1950 г.
46 726 140(?) 88 209 150 119 000
Венесуэла 3 4300 12 9686 15 13 120
Канада 180 12 582 280 20 772 305 23 800
Колумбия 6 10 545 10 19 191 12 26 200
Мексика 25 23 425 30 47 267 37,5 66 940
США 5000 144 000 5870 201 166 5920 222 200
Уругвай 37 2281 54 2818 50 2860
Чили 25 5522 35 9351 30 10 920
Азия - всего 5 , в том числе: 930 1 362 000 2544 1 878 000 3369 2 442 224
Израиль 650 6 1000 2384 2776 7 3283 7 8 3922 7 8
Индия 30 411 500 15 523 893 8 645 000
Ирак 90 4803 2 8440 0,4 12 200
Иран 50 17 000 80 26 284 70 35 500
Йемен (обе части страны) 45 3500 6000 0,5 9000
Ливан 3 2520 0,4 3100
Сирия 20 3006 4 5570 4,5 9100
Африка - всего, в том числе: 746 219 000
1950 г.
196 328 000 173 466 807
Алжир 130 7600 2 12 943 1 18 600
Египет 65
1947 г.
19 090 3 30 907 0,4 42 400
Марокко 286 8100 50 14 580 22 18 900
Родезия 4 1448 6 4530 2,4 8 12 589 8
Тунис 72
1946 г.
2730 10 4560 7 6300
Эфиопия 51 9500 12 23 667 22 30 000
Южно-Африканская Республика 100 11 600 115 18 733 118 27700
Австралия и Океания - всего, в том числе: 41 12 600 75 18 100 72 22 163
Австралия 32
1947 г.
7344 70 12 031 67 14 500
Новая Зеландия 4 1802 5 2751 5 3128
ВСЕГО 11275 2513600 9 13455 3420100 14286 4314924
1 Данные о еврейском и общем населении стран (за исключением Израиля) взяты соответственно из Американского еврейского ежегодника за 1980 г. и Ежегодника Большой советской энциклопедии за 1980 г.
2 Включая перемещенных лиц
3 По официальным данным переписи населения 1970 г.
4 По официальным данным переписи населения 1979 г. - 1811 тыс.
5 Без СССР и Турции
6 В момент провозглашения Государства Израиль.
7 Не включает население контролируемых территорий.
8 По официальным данным Израильского центрального бюро статистики к концу 1980 г.
9 Данные на 1950 г.
10 Зимбабве: еврейское население 2 тыс., общее население 6940 тыс.; Замбия: еврейское население 0,4 тыс., общее население 5649 тыс.

Рассеяние и концентрации еврейского населения во второй половине 20 в.

Начавшиеся в 1880-х гг. массовые миграции евреев, вызванные погромами, а затем событиями Первой и Второй мировых войн, гибель шести миллионов в Катастрофе европейского еврейства привели к существенным переменам в географическом распределении еврейского населения. Евреи стали селиться в новых для них районах земного шара. Однако предпочтение ими стран с относительно большой концентрацией еврейского населения привело к тому, что в большинстве стран диаспоры они не превышают 0,5% всего населения.

К концу 1970-х гг. евреи жили примерно в 100 странах, в 40 из которых они насчитывают свыше пяти тысяч человек. Подавляющее большинство мирового еврейства (около 95%) сосредоточено всего в девяти странах, в каждой из которых их численность превышает 100 тыс. (Аргентина, Бразилия, Великобритания, Израиль, Канада, СССР, США, Франция, Южно-Африканская Республика). За исключением земель бывшей Российской империи, крупные концентрации евреев за истекшие сто лет сменились новыми. Доля евреев Европы в мировом еврействе снизилась примерно с 88% в 1880 г. до 57% в 1937 г. и 29% к концу 1970-х гг. Соответственно возрастала доля американских евреев с 0,03% до 33% и 48%.

Во второй половине 20 в. и особенно после создания Государства Израиль значительно увеличилась доля еврейского населения Азии в мировом еврействе: с 4% в 1900 г. до 8,2% в 1948 г. и 23,6% в 1979–80 гг. С 5,5% в начале 1948 г. до 0,3% в 1970-х гг. уменьшилась доля североафриканских евреев после их переселения в Израиль и частично во Францию. В целом по африканскому континенту этот демографический спад отчасти компенсировался (до 1,5%) ростом еврейской общины Южной Африки (около 91 тыс. в 1936 г. и 118 тыс. в 1979 г.). С 17 тыс. в 1900 г. до 72 тыс. к 1979 г. увеличилось еврейство Австралии и Новой Зеландии (0,5% еврейского населения в мире).

За сто лет (1880–1980) утратили значение крупных центров расселения евреев Австро-Венгрия (2,25 млн в 1910 г.; в конце 1970-х гг. - в Австрии 13 тыс., в Венгрии 80 тыс., в Чехословакии 12 тыс., в Югославии около 6 тыс.), Польша (3,25 млн в 1939 г. и 6 тыс. в 1979 г.), Румыния (850 тыс. в 1939 г. и 45 тыс. в 1979 г.), Германия (около 500 тыс. к 1933 г. и около 38 тыс. в 1979 г.). В 1948–80 гг. увеличилось еврейское население Франции (с 235 тыс. до 650 тыс.) и Великобритании (с 345 тыс. до 410 тыс.).

В таком крупном центре еврейства, как Российская империя (5,2 млн в 1897 г. и 5,1 млн на территории Советского Союза к 1941 г.), еврейское население, согласно официальным данным переписей, резко убывает (около 2,3 млн в 1959 г., 2,1 млн в 1970 г. и 1,8 млн в 1979 г.). В 1969–79 гг. из Советского Союза эмигрировало около 230 тыс. евреев: 153 тыс. поселились в Израиле, а 77 тыс. в других странах (главным образом в США).

С начала 20 в. ощутимо возросло еврейское население Аргентины (30 тыс. в 1900 г., 500? тыс. в 1967 г., но 300 тыс. в 1979 г.) и Канады (16 тыс. в 1900 г., 180 тыс. в 1948 г. и 305 тыс. в 1980 г.). Значительным был рост еврейского населения США, куда главным образом эмигрировало европейское еврейство в 1881–1924 гг. (в 1927 г. - 4,25 млн, в 1937 г. - 4,75 млн, к 1980 г. - 5,9 млн). За этой самой крупной в мире концентрацией евреев следует Израиль, еврейское население которого составляло 78 тыс. в 1900 г., 475 тыс. в 1939 г., 650 тыс. в 1948 г. и около 3,3 млн в 1980 г. Такая разительная динамика роста явилась результатом последовательных волн алии , и в особенности массовой репатриации после образования еврейского государства, а также естественного прироста населения.

Урбанизация еврейского населения, начавшаяся еще в 16 в., протекала в 20 в. более быстрым темпом, чем урбанизация общего населения. Во всех странах мира евреи живут в основном в больших городах. В СССР, по данным переписи 1970 г., свыше четверти еврейского населения было сосредоточено в трех городах - Москве, Ленинграде и Киеве; при этом в РСФСР на долю Москвы и Ленинграда приходилось свыше 50% еврейского населения, а в 11 областях (из 68) живет свыше 25%; в Украинской ССР около 20% еврейского населения живет в Киеве, а в 7 областях (из 23) - около 54%. В США евреи концентрируются главным образом в северо-восточных штатах (около 65%), хотя в течение последних десятилетий возросло число евреев в западных штатах.

До 1939 г. около 25% всех евреев уже жило в городах с населением от ста тысяч до одного миллиона. К концу 1970-х гг. такие города по-прежнему охватывают примерно четверть еврейского населения, но в крупных городах с населением в один миллион и более проживает свыше 40% всех евреев, а на долю городов с населением менее ста тысяч и на долю сельских местностей приходится примерно лишь треть всего еврейского населения мира.

К 1980 г. около половины мирового еврейства сосредоточивалось в 24 городах с еврейским населением 100 тыс. и более.

Таблица 5. Города с еврейским населением в 100 тыс. человек 1 и более в 1979–80 гг. (приблизительно данные, тыс. человек)
Город евр. нас. Город евр. нас.
Израиль Канада
Тель-Авив 328 Торонто 120
Иерусалим 287 Монреаль 100
Хайфа 214
Бат-Ям 130 Аргентина
Холон 128 Буэнос-Айрес 2 225
Рамат-Ган 120
Петах-Тиква 117 СССР 3
Беер-Шева 107 Москва 252
Ленинград 163
США Киев 152
Нью-Йорк 1998 Одесса 107
Лос-Анджелес 503
Филадельфия 295 Франция
Чикаго 253 Париж 300
Майами 225
Бостон 170 Англия
Вашингтон 160 Лондон 260
1 Данные вне Израиля относятся к городам с их предместьями.
2 Данные на 1978 г.
3 Данные по переписи 1970 г.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

КЕЭ, том: 2.
Кол.: 304–318.
Издано: 1982.

Лекции Пинхаса Полонского:

Кишинев

29 окт. 18.00 «Центральные идеи каббалы и их применение в жизни» . https://www.facebook.com/1394032730894081/photos/a.1394032797560741/2223842757913070/?type=3&theater

* 30 окт. 18.30. Библейская Динамика - общие принципы и примеры. https://www.facebook.com/andrei.porubin.52/posts/2650646281661760

Одесса

* 3 ноября в 14:00, ул. Ришельевская 33, 4 этаж, терминал 42. "Центральные идеи каббалы и их применение в нашей жизни".

Киев

4 ноября 19.00 «Центральные идеи каббалы и их применение в жизни» https://www.facebook.com/events/561749157895121/

Социологическая картина американского еврейства (2010)

Материал из ЕЖЕВИКИ - сайт - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Информация в данной статье основана на NJPS 2000-01 Report , другие источники указаны дополнительно.

Общее количество евреев в мире и Израиле

Hebrew University of Jerusalem, 2010

  1. До Второй Мировой войны мировое количество евреев (синяя линяя) было 17 миллионов, после стало на 6 меньше – 11 миллионов, и до сих пор ещё довольно далеко до его первоначального значения: первый миллион восстановился за 20 лет, после скорость прироста упала ещё ниже и сегодня нас 13 млн.
  2. Общее количество евреев (синяя линяя) состоит из евреев Израиля (голубая линия) и евреев диаспоры (зелёная линия). Видно, что в течении всего времени численность израильских евреев активно растет, а число евреев диаспоры так же активно падает. Интересный факт: количество евреев растет пропорционально с количеством мирового населения. А доля евреев в мировом населении падает и довольно быстро.

Распределение еврейского населения по странам

Распределение евреев по странам (в тыс. чел.), Hebrew University of Jerusalem, 2010

  1. Понятно, что примерно 45% евреев находится в Израиле, и примерно столько же – в США . Эти страны являются абсолютными лидерами. По сравнению с ними остальные содержат ничтожно малую часть евреев. Если бы мы делали этот график 20 лет назад, то была огромная группа - Советский Союз . Но на сегодняшний день его нет, следовательно, кроме Израиля и Америки никаких демографических резервов у еврейского народа нет. Возможны только открытия новых демографических резервов в виде открытия новых видов евреев. (Существуют несколько групп-кандидатов, например, Бней-Менаше на северо-востоке Индии, составляющие 4 млн. человек).

Динамика численности еврейского населения США

Год Численность евреев в США
1654 25
1700 200-300
1800 2.000-2.500
1880 230.000-280.000
1890 400.000-475.000
1900 937.800-1.058.135
1910 1.508.000-2.349.754
1920 3.300.000-3.604.580
1940 4.770.000-4.975.000
1950 4.500.000-5.000.000
1960 5.367.000-5.531.500
1970 5.370.000-6.000.000
1980 5.500.000-5.920.890
1992 5.828.000
2010 5.275.000

Некоторые социальные особенности США:

  1. Крупные города в основном расположены на побережьях, а не в центре страны. В них процент пришлых несравненно больше.
  2. В центральных районах больше коренных жителей.
  3. Все прибрежные города голосуют за демократов, а центральные глубины – за республиканцев.
  4. Евреи появились в США относительно позже других национальных групп, и поэтому являлись в некотором смысле чужими. И, как чужие, селились по побережьям, где живут до сих пор. А из предыдущего следует, что евреи голосовали за демократов, и сейчас тоже в основном голосуют за них.

Начиная с 1880 года, наблюдается резкий и огромный прирост численности евреев в США. С 1880 по 1890 год и с 1890 по 1900 (то есть всего за 10 лет) еврейское население США удваивалось. Затем темп прироста немного снижается. Есть огромная эмиграция, создавшая еврейское население Америки. Основная часть прибывает из Германии (1880-1900), а потом, до 1920 года – из России и Польши. Достигнув некоторого максимума, еврейство в США начинает снижаться. Начиная с 70-го года, в США прибыл примерно миллион евреев из Советского Союза. Но при этом общая их цифра немного понизилась. Из этого следует, что собственное американское еврейство уменьшилось гораздо сильнее, чем это видно на графике, и динамика американского еврейства резко отрицательная. Достигнув некоторой точки, еврейское население начинает уменьшаться. Между 1992 и 2010 гг, падение сразу на 600 000 человек, а до этого было стабильно. Если учесть, что в этот период приехал миллион евреев из России, то за этой стабильностью скрывается постоянное падение.

Источники еврейской иммиграции в США

Начиная с 1980 гг более 2/3 еврейской эмиграции в США приходится на СССР. Также видно, что 10% прибывает с Израиля, остальное менее существенно.

График годовых доходов на семью

  1. Среди зарабатывающих менее 25 000 в год немало евреев, но всё равно меньше, чем в среднем по Америке. Большая часть евреев этой группы - пенсионеры из бывшего Советского Союза.
  2. Наиболее тяжело живется группе с доходом примерно 50 000, так как они обязаны платить все налоги, для них не предоставляются субсидии, бесплатное образование и муниципальное жилье, как для более бедного слоя.
  3. Доход от 100 000 и больше - удел специалистов с высшим образованием. Поэтому есть кардинальная разница между еврейским населением (22 %) и средним по Америке (8 %). То есть, по сути, это социальное распределение.

Доходы евреев США по сравнению с другими конфессиями

Американское общество в своем самосознании по конфессиональному признаку делятся на следующие группы:

  1. Протестанты - основное белое население Америки
  2. Протестанты евангелические. Другие протестанты их называют фундаменталистами. (Эти 2 группы - основное население Америки)
  3. Католики
  4. Те, которые ни к кому себя не относят
  5. Евреи

Соотношения с доходами:

  • Среди еврейского населения, 45 % - те, кто имеют доход от 100 000. Примерно четверть с низкими.
  • В остальных группах американского населения примерно равные значения в распределении доходов, разве что евангелические протестанты отличаются, у них доходы ниже, потому что они фундаменталистски настроены: у них более низкий уровень образования, они живут в глубинах Америки и более с/х - люди.
  • В целом же, евреи резко отличаются от среднего американца.

Религиозность евреев США по сравнению с другими конфессиями

В ходе опроса участникам с точки зрения абсолютной уверенности задавался простой вопрос: «Верите ли вы в Бога?». Он показывает с интересной и неожиданной стороны американское еврейство.

Видно, что по отношению к другим группам, евреи являются наименее религиозными в Америке.

Политические взгляды

Политические взгляды коррелируют с религиозными, так, например, наибольшее количество консерваторов среди евангелистов. Евреи – самая либеральная и левая группа среди американского общества.

Интересный феномен: евреи с одной стороны – самая богатая группа, но голосует ровно также как самая бедная группа. Это поразительное еврейское свойство разрушать систему, в которой они успешно устраиваются. Евреи голосуют за демократов, при том, что как раз республиканцы зачастую более произраильские.

На этом графике отражены глубокие противоречия евреев со странами, в которых они живут.

Религиозное состояние американского еврейства

В ходе соц. опроса американских евреев просили ответить, что они совершают из ежегодных мероприятий:
Сначала отвечают на вопрос, что они делают (соблюдают) с периодичностью раз в год?

Другой вопрос – что евреи совершают из ежедневных заповедей?

Округляя, можно сказать, что ⅔ делают что-нибудь раз в год, и лишь ¼ - постоянно.

Религиозные взгляды евреев США

За исследуемый период (1990 – 2000 гг) всего 40% еврейских домов являются членами синагоги . Эти 40% домов составляют 46% взрослых евреев.

Среди них можно выделить следующие группы:

  • Реконструкционисты (реформисты для самих реформистов).

В 1990м году соотношение этих течений было следующее:

по данным NJPS 1990

через десять лет повторное исследование показало следующую картину:

по данным NJPS 2000

За 10 лет, то есть за довольно-таки малый срок, кардинально меняется распределение по этим группам.

Доля консерваторов упала в полтора раза, незначительно выросла доля реформистов, зато доля ортодоксов выросла в полтора раза.

Объясняется это тем, что консерваторы уходят к реформистам, а ортодоксы увеличиваются за счет естественного прироста.

В прошлом в еврействе США были волны господства реформистов – конец 19 века, и консерваторов – середина 20 века. Группы реформистов и консерваторов росли из-за иммиграций. Сейчас же волны иммиграции уже стихли, и взяться им неоткуда.

Доплнительная иллюстрация:

Умножив число сторонников каждой группы на 46% (= процент взрослых евреев, которые являются членами синагоги), мы получим следующее распределение конфессий иудаизма среди евреев США в 2000 г. (округленно, поскольку все цифры здесь приблизительны)

  • Ортодоксы 21%*46%= 10%
  • Консерваторы 33%*46%= 15%
  • Реформисты 39%*46%= 18%
  • Реконструкционисты 3%*46%= 1.5%

Ортодоксы

Ортодоксы – самая разнообразная группа иудаизма, потому что у консерваторов и реформистов есть свои общие центры, а у ортодоксов нет. Есть только 2 основных направления, которые делятся примерно пополам между классическими ортодоксами и модерн-ортодоксами , но стоит сказать, что среди них уже много разных групп.

В целом, ортодоксы составляют примерно 10% американского еврейства, которое относится к синагоге. Это самая маленькая группа.

Модерн-ортодокс самосформировались в середине 19 века в Германии, в качестве оппозиции для реформизма. Зачинщиком считается Ш.Р. Гирш. Его движение началось где-то в 1915 году в Германии. В США это движение началось после 1915 года. То есть до этого для приехавших евреев были только варианты: реформисты, консерваторы или обычные ортодоксы. Сегодня модерн-ортодокс объединяют около тысячи синагог по всем США. В чем отличие от классических (ешивных) ортодоксов?

  1. Выступают за необходимость получения светского образования
  2. Среди них наиболее высокий процент наличия высшего образования и специалистов.
  3. Настроены просионистски. То есть более менее интегрируются с вязаными кипами в Израиле. Но если вязаные кипы считают образование государства Израиля началом мессианского процесса, то то, что отличает модерн-ортодокс в США – это видение для них ценности получения светского образования как такового, а не только из необходимости зарабатывать деньги.
  4. Если заглянут в еврейские средневековые источники, можно сказать, что модерн-ортодокс – продолжение линии Нахманида и Маймонида , а классические ортодоксы – продолжение линии Раши и Тосафот .

Отношение евреев США к Израилю

по данным NJPS 2000

Из тех 35%, что посетили Израиль
Распределение посетивших Израиль по возрасту .

¾ американского молодого еврейства не посетили Израиль. Можно сказать, с одной стороны, что они еще успеют, а с другой стороны – это меньше поддержки государству Израиль с их стороны.

Дальнейшее исследования были проведено в среднем городе побережья США – Майами. Это не сильно консервативный, не сильно либеральный город. Флорида характеризуется тем, что там население существенно старше, чем среднее.

Большой процент людей – обеспеченные люди, которые уже вышли на пенсию, у них есть дом, они уже отдыхают в теплом климате.

Результаты опроса по поводу посещения Израиля (в расчёт берутся семьи, в которых хотя бы один человек побывал в Израиле):

  • Разрез по религиозным характеристикам показал, что чем более религиозен человек, тем больше он настроен посещать Израиль.
  • Если он состоит в еврейском браке (75%), то больше настроен посещать Израиль, чем, если в смешанном (28%, а если супруг обратился в иудаизм – 63%).
  • Те, кто члены синагог, общинных центров, а так же те, кто дает пожертвования, чаще склонны посещать Израиль.

Привязанность к Израилю

Всего людей, которые сильно или очень сильно привязаны к Израилю, 62%, из них
North American Jewish Data Bank: Attitudes of American Jews Toward Israel

  • Среди ортодоксов – 90%.
  • В еврейских браках – 71%.
  • Среди членов синагог – 76%.

Таким образом, чем больше человек религиозен, тем больше он увлечен жизнью и проблемами Израиля, более сионистски настроен.

Отношение к израильско-палестинскому конфликту

World Jewish Population 2010 by S. DellaPergolla

Мы видим, что из всех евреев, для которых важен израильско-палестинский конфликт, доля ортодоксальных в два раза выше, чем у не ортодоксальных.

Что интересно, Израиль позиционирует себя как государство светское, но поддерживают его в большинстве своем ортодоксы.